Абу-Симбел – этот храм чудо из прошлого.

В 280 километрах к югу от Асуана на границе с Суданом находится храм Абу-Симбел. Вплоть до XIX века было распространено искаженное название «Ибсамбул». Это архитектурное чудо Нижней Нубии высечено в скале Рамсесом II и утверждает его величие.

Строительство храмов в скале Абу-Симбела было начато при Рамсесе II. Величайший из фараонов XIX династии (1314 - 1200 гг. до н.э.) правил долиной Нила в течение семидесяти семи лет. Его называют завоевателем и просветителем, за время его правления были возведены многие грандиозные архитектурные сооружения Древнего . Главным его шедевром по праву считается Абу-Симбел, строительство которого Рамсес II задумал в самом начале своего правления.

Открытие храма Абу-Симбел
Абу-Симбел находится на левом берегу Нила примерно в 850 километрах от Каира, близ Второго порога и границы с суданской Нубией.

Величественные статуи Рамсеса II, охраняющие вход в храм Абу-Симбел, были обнаружены совершенно случайно. В 1813 году швейцарский востоковед и первопроходец Иоганн Людвиг Буркхардт наткнулся на это место, прогуливаясь по спускающейся вниз ложбине, засыпанной песком. «По счастливому случаю я продвинулся на несколько шагов дальше к югу, и моим глазам предстало то, что осталось от огромных статуй, высеченных в скале и расположенных в каких-то 200 метрах друг от друга. Они находились в глубине ниши, но, к сожалению, были практически полностью покрыты песком, который в этих местах сходит, подобно лавине». 22 марта 1813 года Бурк-хардт добавит к своему рассказу: «Мы даже не можем сказать, в какой позе находятся статуи, сидят они или стоят». Второй храм, посвященный богине Хатор и царице Нефертари, был построен неподалеку отсюда. В октябре 1815 года английский путешественник и антиквар Уильям Джон Бэнкс посетил Абу-Симбел и проник в Малый храм, в то время как Большой практически исчез под песками, и на поверхности виднелась лишь одна из четырех огромных статуй, украшающих фасад. В марте 1816 пьемонтский консул Дроветти побывал на этом месте, однако ему не удалось нанять достаточно работников для расчистки монумента, о которой так мечтал Бэнкс.

В следующем 1817 году исследователь и археолог Джованни Бельцони, действующий по поручению британского консула в Египте, предпринял попытку расчистить фасад Большого храма в Абу-Симбеле. Он сумел проникнуть внутрь храма через верхнюю часть портала. За 1818 и 1819 годы другая экспедиция вызволила из песка южного колосса и отчасти его соседа. Тогда археологи смогли наконец констатировать, что статуи Рамсеса сидят, а не стоят. К концу XIX века о красоте памятников Абу-Симбела заговорил весь мир. Многие знаменитые путешественники отправлялись в Египет, чтобы увидеть этот храм. Среди них были Жан-Франсуа Шампольон, Карл Рихард Лепсиус, Гюстав Флобер... Но лишь в 1910 году архитектор Алессандро Барсанти, работавший в Службе древностей Египта, воспользовался строительством Асуанской плотины и подъемом уровня воды, расчистил территорию храма вместе с северным святилищем, освободив украшающие его статуи, и, таким образом, завершил работы по спасению комплекса от песка.

Гиганты храма

На протяжении долгих тысячелетий песок и жар пустыни защищали уникальные скальные храмы Абу-Симбела и их гигантские статуи. Высеченные в скалах Ливийских гор между долиной Нила и бескрайней пустыней, статуи Рамсеса II, стерегущие вход в храмы, во все времена очаровывали археологов, рисовальщиков и живописцев. Четыре гиганта из монолитного песчаника, будто опирающиеся спиной на фасад храма, возвышаются над землей на 21 метр.

Это величественное обрамление входа в храм. Каждый колосс изображает восседающего на троне Рамсеса, увенчанного двойной короной пшент, надетой поверх немеса. У их ног находятся менее крупные статуи, изображающие царскую семью: царицу Нефертари, а также некоторых принцев и принцесс царской крови. Фараон представлен как верховный вождь Египта и настоящий земной бог. Лица статуй поражают неожиданной простотой. Высота лба составляет 59 сантиметров, длина носа — 98 сантиметров, рта — 1 метр 10 сантиметров, и наконец, ширина лица от одного уха до другого равняется 4 метрам 17 сантиметрам. Торс колоссов полностью обнажен, руки лежат на бедрах, а ноги стоят на земле. Такой позой Рамсес словно бы желает внушить народам Нубии страх и уважение. Тем не менее сами колоссы совершенно спокойны. Действительно, их лица выражают отрешение. Но в то же время за этим покоем чувствуется безжалостная сила, кроющаяся в них. Кажется, в любой момент они готовы обрушить свой гнев на непокорных или встать на защиту империи.

Внешний вид храма

Составляющий около 30 метров в высоту и 35 метров в ширину фасад храма высечен прямо в скале. Большой храм с четырьмя изображающими фараона колоссами при входе некогда был посвящен богу Амону-Ра. Он уходит на 60 метров вглубь скалы. Рядом с ним находится более скромный храм, посвященный богине Хатор и царице Нефертари. В этом малом храме находятся шесть двадцатиметровых статуй, изображающих Нефертари и самого фараона. Центральная лестница по обеим сторонам обрамлена террасой. С каждого края она украшена пятью статуями правителя, перемежающимися пятью статуями сокола Гора, символа фараона. Большая часть из этих двадцати статуй в настоящее время исчезла. Некоторые были перенесены, другие — разбиты на куски или раздавлены каменными блоками, упавшими со стен. Кроме того, в результате землетрясения, случившегося на 31 год правления Рамсеса II, южный колосс портала раздробил менее крупные статуи, расположенные у его ног. Круглый лепной орнамент тянется по северному и южному краю скалы. Он обрамляет длинную иероглифическую запись. Это краткая история правления фараона, которая повторяется и по обеим сторонам от центральной оси. Сверху выстраиваются в бесконечную цепочку картуши Рамсеса. Словом, над всем ансамблем довлеет образ фараона, и кажется, что изображения богов отсутствуют.

Тем не менее в небольшом углублении над порталом храма виднеется голова сокола, держащего диск Ра-Хорахти, бога восходящего солнца. Слева от него мы можем увидеть жезл с головой пса Усера, а справа — то, что осталось от статуэтки богини Маат. Если мы соединим слова Усер, Маат и Ра, то получим имя Рамсеса II. Таким образом, под видом изображения богов еще раз упоминается имя правителя. Это своего рода древний ребус. На стене справа и слева от фигуры Ра-Хорахти изображен Рамсес, приносящий в дар богу статуэтку Маат. Он так похож на бога солнца, что можно подумать, будто он совершает подношение самому себе. Именно Рамсес — настоящий бог, которому посвящен этот храм.

Внутри храма

Войдя в храм через довольно низкий портал, мы попадаем в пронаос, первое помещение площадью 18 на 16,69 метров. Отсюда можно пройти в восемь боковых залов, которые служили складами для предметов культа и жертвенных подношений.

Восемь статуй высотой 7 метров стоят в два ряда, четыре на севере и четыре на юге, лицом к лицу, напротив столбов с квадратным основанием. Рамсес изображён здесь с атрибутами Осириса — жезлом и плетью нехех. Несмотря на многообразие изображений религиозной тематики и картин приношения даров, именно военные сюжеты привлекают внимание в первую очередь.

Так, к примеру, на северной стене храма проиллюстрирована официальная версия битвы при Кадеше, основного эпизода войны Рамсеса с хеттскими завоевателями. Фараона сопровождают в сражении трое его сыновей, также стоящие на боевых колесницах. Перед ним располагается крепость, в которой отчаявшиеся люди умоляют фараона проявить милосердие.

На центральной сцене Рамсес изображен в момент убийства ливийского вождя. Фараон сражается, как простой пехотинец. Он замахивается копьём, которое сжимает в правой руке, а левой крепко держит руку противника, молящего о пощаде. Правой ногой владыка попирает другого умирающего ливийца, поверженного на землю. На последней створке красуется сцена триумфального возвращения фараона, величественно стоящего на своей колеснице. И наконец, на внутренней восточной стене, под двумя картинами жертвоприношений, с южной стороны расположены статуи восьми сыновей фараона, а с северной — девяти из его дочерей.

Как можно догадаться, отпрыски фараона присутствуют в зале трофеев неспроста. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть жизненную силу правителя и его плодовитость.

Потолок центрального нефа украшен царской символикой, в том числе, процессией больших грифов с распростертыми крыльями; они ведут нас в зал с четырьмя квадратными колоннами. На стенах гипостильного зала изображены сцены, на которых правитель предстает перед нами в сопровождении царицы Нефертари в момент отправления культа, в частности, поклоняющимся божественной ладье.

Вопреки традициям, в этом святилище отсутствует наос, предназначавшийся для хранения образа бога. Боги представлены в виде скульптур и располагаются в следующем порядке слева направо: Птах, Амон-Ра, Рамсес II и Ра-Гор. Таким образом, фараон изображен среди главных богов империи, он равен им. Зал ведёт в небольшое помещение, из которого три двери открывают путь к алтарю. Здесь в углублении стоят четыре статуи богов: Птаха из Мемфиса, Амона-Ра из Фив, Ра-Хорахти из Гелиополя и статуя самого фараона. Два раза в год, 20 февраля и 20 октября, солнечные лучи проникают сюда через анфиладу залов и заливают светом статуи святая святых храма.

Интересные факты о храме Абу-Симбел

Спасенный от вод

Храмы Абу-Симбела находятся примерно в 70 километрах от Второй асуанской плотины. Изначально располагавшийся на священных холмах Меха и Ибшек, нубийский шедевр Рамсеса был полностью разобран и перенесен на искусственную возвышенность для защиты от вод водохранилища Насер после возведения плотины в Асуане. Под эгидой ЮНЕСКО в период с 1963 по 1972 годы храмы были разделены на тысячи блоков (вес некоторых доходил до 30 тонн) и отстроены заново на площадке на 69 метров выше изначального места. Образовавшееся в 1964 году, после возведения Второй асуанской плотины, и занимающее 5000 квадратных километров водохранилище Насер стало причиной утраты части нубийского наследия.

Первооткрыватели храма

Только Джованни Баттисте Бельцони и его двум помощникам из военно-морского флота

Храмы в Абу Симбеле относятся к числу наиболее выдающихся памятников древнеегипетской архитектуры. Громадные, 20-метровой высоты изваяния фараона Рамсеса II, обрамляющие вход в храм, стали сегодня такими же символами Египта, как пирамиды и сфинкс. Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху; и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.

Место расположения храмов в Абу Симбеле

Абу Симбел - небольшой городок в середине Нубии, расположенный почти на границе с , в 280 км южнее Асуана. Нубия - историческая область в среднем , от первого нильского порога у Асуана на севере и почти до суданской столицы Хартум на юге. Подлинная жемчужина Нубии - храмы Абу Симбела.

История храмов в Абу Симбеле

Абу Симбел сооружен во вторую половину эпохи Нового царства и является историческим культурным свидетельством начала упадка древнеегипетского искусства. Затевая в 1260-х годах до н. э. строительство храма, зодчие исходили из принятых традиций оформления гробниц, однако гигантские размеры храма порождали определенные трудности.

Большой храм, фараона Рамсеса II, и малый, его жены Нефертари, были вырублены в скале в XIII веке до н. э. Рамсес приказал соорудить большой храм в Абу Симбеле в ознаменование его победы над хеттами. Поскольку войскам фараона покровительствовали три бога - Амон, Ра и Птах, Рамсес велел изобразить их, а заодно и себя, в фасадных статуях. Несмотря на то, что Большой храм, помимо обожествленного фараона, был посвящен трем богам, вся идея сооружения - это, прежде всего, возвеличивание самого Рамсеса II. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона - только невообразимых размеров. Вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты, фигуры Рамсеса II. Мастерам удалось при этих масштабах статуй сидящего фараона, высеченных из твердого песчаника, сохранить портретное сходство. Поражает и восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь сделать их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.

Фронтон храма находится во власти четырех гигантских статуй, каждая из которых высотой в 20 метров, в то время как фасад - более 35 метров в ширину и 30 метров в высоту. Все эти 4 статуи изображают фараона. Изумляет абсолютная схожесть этих изваяний, они идентичны и расположены на удалении в 4 метра одна от другой.

Короля сопровождают несколько его жен, сыновей и дочерей (их у фараона было более 200), которые имеют намного меньший размер и располагаются у его ног.

Прямо над входом в храм, в маленькой нише - изваяние бога Ра. Вершина фасада коронована барельефом во всю ширину фасада. Центральный вход ведет в большой зал с массивными колоннами в виде статуй по бокам.

Внутри храм представляет собой четыре последовательно уменьшающихся прямоугольных зала с подсобными боковыми помещениями. В первый зал впускали всех, во второй - только «благородных», в третий - жрецов. В последний маленький зал входил лишь сам фараон со свитой. Там установлены четыре скульптуры, выполненные по тому же принципу, что и у входа в храм: боги Амон, Ра и Птах с лицами Рамсеса II и, конечно, сам фараон. Большой зал просторен и высок. Все его стены и колонны от пола до потолка покрыты цветными и текстами.

В 60-х годах была проведена уникальная операция - храмы в Абу Симбеле были аккуратно распилены и перенесены на новое более высокое место - сейчас они стоят на 64 м выше и на 180 м дальше от берега, иначе их поглотило бы Насера, появившееся после возведения .

22 сентября 1968 года храмы в Абу Симбеле вновь были открыты для всеобщего обозрения. Всё до последней мелочи здесь было таким же, как и на старом месте.

Чтобы не потеряться среди моря предложений от различных туристических агентств, большинство людей пытаются самостоятельно узнать о Сейчас в специализированных изданиях можно найти любую информацию об этой стране и отзывы других туристов. Одно из знаковых мест страны - храм Абу Симбел. Но далеко не все о нем знают. Конечно, ведь есть более популярные достопримечательности, чем Абу Симбел. Египет в первую очередь известен пирамидами Гизы и статуей Сфинкса. Но именно перед этим храмом 22 февраля и 22 октября собирается более 5 тысяч туристов.

Что же их там привлекает?

Абу Симбел на карте - маленький городок, затерянный среди песков Нубии в северном Египте, недалеко от границы с Суданом. Его храмы, вырубленные в скале, стоят на западном берегу озера Насер. Величественный ансамбль возведен в 1244 году до н.э. в честь победы Рамзеса 2 над хеттами. Точнее, храмов здесь два. Большой посвящен фараону и трем богам, а маленький - богине Хатхор и любимой жене Рамзеса, прекрасной Нефертари.

Вообще, во времена правления Рамзеса 2 было возведено пять пещерных храмов, но Абу Симбел по праву считается самым величественным из них. Несмотря на то что эти храмы посвящены трем богам, которые покровительствовали армии фараона, на самом деле они прославляли Рамзеса 2, который правил 67 лет в Египте. За это время он покорил 11 стран. Его мумия хранится в

Особенности строения и расположения

Вход в Большой храм смотрит на восток. Фасад украшен четырьмя двадцатиметровыми статуями фараона, который величественно восседает на троне. Археологов до сих пор удивляет портретное сходство и скульптур. Причем все статуи одинаковы, только у одной откололась голова во время землетрясения. У ног фараона - скульптуры жен и детей, а над входом в храм изображен

Залы

Храм Рамзеса 2 состоит из четырех прямоугольных помещений, которые последовательно уменьшаются. Первый зал - самый просторный. Его высокий свод поддерживают четырехгранные колонны, а стены покрыты текстами и цветными рельефами. В нем находятся статуи фараона в облике Этот зал был открыт для всех желающих. Во второй могли войти только "благородные". Третье помещение, которое еще меньше предыдущего, было доступно лишь жрецам. В четвертую комнату войти мог только фараон и его семья. Именно там располагались статуи богов Хармакиса, Амон-Ра и Птаха с лицами правителя. Все в храме говорит о силе и богатстве Рамзеса 2: стены каждого зала украшают изумительные рельефы, повествующие о военных действиях и его жизни. А изображенные на потолке солнце и кобра символизируют мощь государства и справедливое наказание для провинившихся перед фараоном.

Но через несколько веков краски потускнели, а сам Абу Симбел почти полностью поглотили пески Сахары. И лишь в начале девятнадцатого века при изучении храма Хатор ученый из Швейцарии заметил фрагменты фигур, и после масштабных раскопок в течение нескольких лет храм Рамзеса 2 был очищен от песка.

Большую часть года в его залах господствует полутень, и только в дни весеннего и которые совпадают с датами рождения и коронации фараона, можно стать свидетелем великолепного зрелища. Чтобы его увидеть, толпы туристов заполоняют Египет в эти дни. Ровно в 5 часов 58 минут восходящий солнечный свет проникает в храм и начинает свое неспешное путешествие по его залам. В конце своего пути луч скользит по плечу Амон-Ра и лицу Рамзеса 2, задерживаясь на несколько минут. Говорят, что в этот момент фараон начинает улыбаться.

После чего, переместившись на статую Хармакиса, солнечный свет покидает Большой храм, так и не коснувшись статуи Птаха, владыки подземного царства, которому он не нужен. Конечно, здесь нет никакой мистики, а только очень точный расчет египетских звездочетов и жрецов.

Но была в храме еще одна тайна, о которой со временем забыли. Каждое утро на рассвете в нем раздавались стоны и тихий плач. Долгое время никто не мог объяснить этот феномен, но ученым все-таки удалось раскрыть тайну. Все дело в трещинах в здании, вернее в температуре воздуха. На восходе солнца она повышалась, трещины расширялись и начинали издавать эти звуки. Когда их заделали, стон прекратился.

Малый храм Абу Симбела: особенности строения

В 100 метрах от Большого храма расположен Малый храм Абу Симбела. Он посвящен древнеегипетской богине любви Хатор, которой были переданы черты Нефертари -старшей и любимой О ней писали как о красивой и умной женщине. Только она за всю историю Древнего Египта удостоилась такой чести. Малый храм выглядит значительно скромнее и состоит из одного зала и святилища. На его фасаде в нишах стоят статуи Рамзеса 2 и Нефертари. Искусно созданная игра света придает им особую загадочность. В святилище находится скульптура богини Хатор в виде священной коровы, а перед ней - изображение фараона.

Комплекс Абу Симбел находился на изгибе Нила, что было весьма важным стратегическим моментом. Статуи фараона хорошо просматривались издалека, олицетворяя силу и могущество страны. Особенно эффектно они выглядели утром, когда лучи восходящего солнца окрашивали их в кроваво-красный цвет.

Перестройка

В 60-е годы прошлого века над храмом нависла новая опасность. Озеро, на берегу которого он расположен, могло его полностью затопить, а все из-за строительства Асуанской плотины на Ниле. Было выдвинуто множество проектов по спасению объекта культурного наследия. Предлагали даже построить подводный стеклянный купол над храмами. Но было принято уникальное решение - разобрать здание на блоки и перенести его на более высокое место. В операции приняли участие специалисты из пятидесяти стран. Было потрачено более 42 миллионов долларов. Четыре года эту достопримечательность распиливали на отдельные фрагменты весом от 3 до 20 тонн, которые нумеровали и перевозили на искусственную насыпь.

Там их высверливали и заполняли смолистым составом, который должен был укрепить камень. Всего получилось более тысячи блоков. Собранные заново храмы накрыли железобетонным колпаком, а сверху насыпали каменный холм, который должен имитировать скалы. Но сделано это было настолько аккуратно, что казалось, храмы простояли здесь века. И отколовшаяся когда-то голова одной из статуй тоже была перенесена и очень точно положена у подножия храма.

Изучение строения

Благодаря этим работам Абу Симбел был тщательно изучен археологами и экспертами из ЮНЕСКО, которых поразило искусство древних зодчих. Внимательно изучив основание строения, специалисты с удивлением обнаружили, что линии фасада расположены параллельно трещинам в скале, это делало храм устойчивым, а скальные породы служили естественной опорой огромным статуям.

Окись железа, использовавшаяся для укрепления слоев песчаника, помимо своей основной цели, придавала камню разнообразные яркие оттенки - от лилового до красного и даже розового. В результате этой операции комплекс был перенесен на 200 м дальше и на 65 м выше уровня озера, и затопление ему больше не грозило.

Небольшое заключение

22 сентября Абу Симбел - храм в Египте - вновь принимает туристов. Культурное наследие было сохранено для потомков и стало одной из визитных карточек туристического Египта.

Древний Египет поражает многих людей своими достопримечательностями. Чего только стоят египетские пирамиды и сфинкс. Широкое распространение во времена правления Рамсеса II получило строительство пещерных храмов. Наверное, лучшим из всех этих построек стал храм Абу-Симбел с его 20-метровыми статуями фараона.

Храмовый комплекс Абу-Симбел

В состав комплекса Абу-Симбел входят две постройки – Большой храм и Малый храм. Памятник на сегодня является чуть ли не одним из самых исследованных сооружений Древнего Египта. В 1950-х годах его местоположение попало под зону затопления в результате образования нового водохранилища. За спасение наследия взялась ЮНЕСКО. Трудом 50 стран Абу-Симбел был полностью разобран, и за четыре года перебрался на более высокое место.

Макет-сравнение былого и текущего расположения храмового комплекса

При исследовании постройки ученые пришли к интересным заключениям. Так, например, было выяснено, что линии фасадов храмов были выстроены вдоль трещин в скальном грунте, а при укладке песчаника использовалась окись железа, что сделало его менее подверженным разрушению.

Комплекс был возведен во второй половине Нового царства – примерно в 1260х годах до нашей эры. Чувствуется традиции оформления гробниц, но общая картина этой эпохи показывает об упадке искусства.

Большой храм

Большой храм Абу-Симбел посвящен Рамсесу II и богам – Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Вход в храм направлен к востоку. Лучи восходящего солнца освещают первый зал со статуями фараона, второй зал и святилище. Ровно два раза в год лучи уходили в самую глубину храма, освещая там статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте. Владыке подземного мира Птаху было суждено всегда оставаться в темноте.

Несмотря на то, что за храм с Рамсесом конкурировали целых три бога, здесь все было сооружено на возвеличивание фараона. Чего только стоит огромный фасад-пилон с четырьмя 20-метровыми портретными статуями Рамсеса II . Эти колоссы были видны проплывающим по Нилу кораблям, а лучи солнца делали их темно-красными, выделяя на фоне теней.

Внутреннее убранство Большого храма также соответствует возвеличиванию фараона. Так в первом зале находятся восемь статуй фараона в образе бога Осириса. Везде находятся росписи и рельефы, повествующие о жизни Рамсеса II . Здесь есть и войны с ливийцами, нубийцами и хетхами, также присутствует религиозная тематика на рельефе «Фараон Рамсес предстоит перед богами».

Малый храм

Малый храм посвящен богине Хатор. Здесь все намного проще, а весь храм состоит из колонного зала и святилища. В святилище находятся три ниши, в центральной из которых находилась статуя коровы, соответствующей образу богини Хатор. На фасаде находятся шесть ростовых статуй фараона, между которыми установлены статуи его жены Нефертари-Меренмут.

Спасенный храм Абу-Симбел на сегодняшний день является очень популярным местом среди туристов. Это своеобразный памятник труда – труда строителей Древнего Египта и труда спасителей из нашего времени.

Одним их самых узнаваемых во всём мире символов Египта, наряду с пирамидами Гизы и Большим Сфинксом, являются четыре гигантские каменные статуи, восседающие на тронах, прислонившись спиной к скале. Это – колоссы Абу-Симбела.

Что такое Абу-Симбел

Это арабское название носит храмовый комплекс, расположенный в Верхнем Египте в 285 км. к югу от Асуана, у границы с Суданом, в древней Нубии. Первоначально так называлась скала, на которой было помещено барельефное изображение египтянина в традиционном фартуке, напоминавшем арабам совок для измерения объёмов зерна. Абу-Симбел с арабского – «Отец колосьев». Со временем название перешло на всю группу скал с вырубленными в них храмами.


Комплекс Абу-Симбела включает Большой и Малый храмы, возведённые по приказу Рамзеса II после победы над хеттами у Кадеша в 1296 году до н. э. Эту битву фараон считал главным деянием своей жизни и повелел увековечить память о ней во многих своих постройках по всему Египту.












Большой храм был высечен в монолитном утёсе. При входе, выполненном в форме классического пилона, вырублены четыре статуи ростом свыше 20 метров. Это запечатлённые сидящими боги Амон, Ра-Горахти, Птах и сам фараон. Рамзес II считал этих богов своими покровителями. Их именами даже были названы армейские корпуса, действовавшие при Кадеше.


Боги и фараон изображены в царских одеяниях, с двойными коронами Египта. Всем четырём статуям придано портретное сходство с Рамзесом II. При этом сходство поразительное, о чём позволяют судить многочисленные скульптурные изображения фараона, которые отделаны гораздо тщательней и куда меньшего размера. Вообще выверенность всех пропорций монументов удивляет, учитывая их масштаб.


У ног Рамзеса II помещены статуи членов его семьи – матери, супруги Нефертари и нескольких детей, которых всего было не менее двухсот. Высота фасада храма превышает 30 метров.












Храм состоит из 4-х последовательно уменьшающихся в размерах залов и ряда боковых помещений. Первый зал обрамлён четырёхгранными колоннами, в нём установлены изваяния Рамзеса II, изображённого с атрибутами Осириса. Войти сюда мог каждый. Второй зал предназначался лишь для благородного сословия, войти в третий могли только священнослужители, а четвёртый был открыт лишь для самого фараона с семьёй и приближёнными.


Стены залов покрыты фресками и рельефами, изображавшими деяния фараона, а также священными текстами. На потолках находятся изображения солнца, олицетворявшего царскую власть, и кобры, символа справедливости и неотвратимости наказания за проступки.

Малый храм Абу-Симбела

Святилище построено в 100 метрах от Большого храма. Оно предназначалось для почитания богини любви и красоты Хатор (Хатхор). Нет сомнения, что «богоравный» Рамзес II возвёл храм в честь своей старшей и любимой супруги Нефертари. Об этом говорит надпись на одной из колонн, но и без этого свидетельства портретное сходство женских изваяний храма с сохранившимися статуями и изображениями царицы несомненно.



Храм Хатор гораздо скромней Большого. Он включает передний зал-вестибюль и само святилище. В центральной нише размещалась статуя коровы, в виде которой изображалась Хатор. Перед ней Рамзес II приказал поместить своё изображение, подчёркивая свою связь с богиней.


Вдоль фасада размещены шесть огромных статуй. В каждой тройке между двумя изваяниями Рамзеса находится скульптура Нефертари. Ни одна жена фараона за всю историю Египта, кроме неё, не удостаивалась чести быть изображённой на фасаде храма. Остаётся лишь воображать, сколь романтические чувства связывали супружескую пару божественных повелителей Египта.

Волшебный свет Абу-Симбела

Благодаря удивительным по точности расчётам жрецов и строителей Древнего Египта, дважды в год в Большом храме можно наблюдать уникальное явление, увидеть которое съезжаются тысячи туристов.


В дни весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 21 сентября), на которые пришлись соответственно день рождения и день коронации Рамзеса II, в 5 часов 58 минут утра луч солнца пронизывает все четыре зала храма и падает на статую Амона, стоящую в последнем, Малом зале, в 65 метрах от входа. По шесть минут солнце освещает статуи Амона и Ра-Горахти, 12 минут – самого Рамзеса II, после чего опять покидает зал на полгода. Изваяние Птаха луч не задевает – богу подземного мира солнечный свет ни к чему.



Не столь давно говорили и о другой тайне храма. На рассвете в святилище начинали раздаваться стоны, тихий шёпот и плач. После ремонта храма звуки прекратились. Очевидно, причина звуков была та же, что заставляла петь знаменитые колоссы Мемнона – восходящее солнце нагревало воздух и камни, и утренний ветерок в трещинах каменных глыб создавал эффект «эоловой арфы».

Перенос храмов

В 60-е годы XX века шедевры архитекторов и строителей Древнего Египта оказались под угрозой разрушения их далёкими потомками. На Ниле начиналось строительство Асуанской ГЭС, и храмы попадали в зону затопления. Было выдвинуто множество предложений по сохранению памятников древнего зодчества, вплоть до сооружения подводного купола над храмами.


Из всех проектов был выбран, пожалуй, самый невероятный, но он и оказался верным. Было решено разобрать здания на части и перенести их на новый берег Нила. Проект реализовывался силами специалистов 50-ти стран мира. Четыре года храмы распиливали на 1036 блоков весом до 30 тонн, которые перевозились к месту будущего монтажа в 65 метрах выше по течению и в 200 метрах дальше от берега. Там глыбы пробуривали и заполняли отверстия вязкой смесью для увеличения прочности камня.


После завершения подготовительных операций каменные фрагменты были вновь собраны в полном соответствии со своим оригинальным местоположением. Храмы были воссозданы до малейших деталей. Даже отломившаяся голова одного из колоссов лежит по отношению к своему «хозяину» так же, как до перемещения. Здания накрыты железобетонным куполом, засыпанным обломками скал, и создаётся впечатление, что храмы стояли здесь всегда.


Операция по переносу храмов дала возможность изучить строительные технологии египтян. Как выяснилось, фасады храмов были расположены точно вдоль трещин в скальном основании, что придавало строениям устойчивость. Это свидетельствует о глубоких познаниях древнеегипетских зодчих.


Перенос храмов Абу-Симбела, завершившийся в 1968 году, стал одной из величайших инженерных операций века. Работы обошлись в 42 млн. долларов (сейчас это составляет ок. 1,5 млрд. долларов США).


Однако, глядя на невозмутимо восседающих у входа в храм колоссов Абу-Симбела, начинаешь понимать – сохранение памяти человечества стоит любых затраченных сил и средств.