Анализ стихотворения Пушкина Я вас любил: любовь ещё, быть может…. А

Анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

«Я вас любил… » - трудно найти в русской любовной лирике строки, более совершенные, чем эти. Признание вышло из-под пера Александра Сергеевича Пушкина в 1829 году, а впервые было опубликовано год спустя в альманахе «Северные цветы». В это время поэт познакомился с Натальей Гончаровой и предложил ей руку и сердце. Стихотворение «Я вас любил…» стало прощанием с возлюбленной, которая волновала поэта до этого. Кому же посвящено стихотворение? Есть две основные версии.

По одной из них - это Каролина Собаньская, с которой поэт повстречался еще в южной ссылке в 1821 году. Гордая светская львица занимала воображение Пушкина почти десять лет. Сохранились письма поэта к Собаньской, датированные 1830 годом. В них Александр Сергеевич умоляет женщину хотя бы о дружбе, поскольку понимает, что его любовь к красавице остается безответной. Мольбы поэта и в этот раз не были услышаны.

Но более вероятный адресат проникновенных строк - Анна Оленина, дочь президента Петербургской Академии художеств А. Н. Оленина, двоюродная сестра Анны Керн. Дом Олениных считался главным интеллектуальным салоном Петербурга. Здесь бывали Крылов, Жуковский, Грибоедов, Брюллов, Мицкевич, Щедрин, многие декабристы. Красивая, умная, прекрасно образованная Анна производила на гостей неизгладимое впечатление. Ей посвящали стихи Гнедич, Лермонтов, другие поэты. Пушкин настолько был увлечен Анной, что сделал ей предложение, но получил отказ. Тогда в альбоме Олениной и появились эти гениальные восемь строк.

В стихотворении «Я вас любил…» автор не передает свои мысли через картины природы или какого-нибудь сюжета. Лирический герой открыто говорит о своих чувствах. Неразделенная, но все равно глубокая и нежная любовь окрашена легкой грустью и заботой о женщине. Читатель видит трепетное желание поэта оградить любимую от тревог и печалей. Лирический герой желает, чтобы избранник его возлюбленной был столь же честен в своих чувствах. Возможно, в этих словах скрыта грустная ирония Пушкина. Поэт намекает, что так же «искренно» полюбить героиню не сможет никто.

Произведение написано пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой и чередующимися мужскими и женскими рифмами. Оно разделено на две строфы со сложным, но четким ритмом. В середине каждой строки после четвертого слога есть пауза. Все четные рифмы содержат звук «м»: совсем - ничем, томим - другим. Нечетные - звук «ж»: может - тревожит, безнадежно - нежно. Ради правильной рифмы Пушкин ушел от традиционного произношения слова «безнадёжно» , заменив ударную «ё» на более мягкую гласную «е».

Большую выразительность стихотворению придают внутренние рифмы: «безмолвно, безнадежно» , «то робостью, то ревностью» . Строгий ритмический рисунок «нарушает» только анафора «Я вас любил». Но этот повтор нисколько не влияет на красивое звучание стихотворения, а лишь выделяет его главную мысль.

В лирической миниатюре Пушкин мастерски использовал инверсию: «быть может» , «в душе моей» , «печалить вас» , «любимой быть» . С ее помощью легче постичь особую глубину чувств героя. В качестве метафоры выступает вся первая строфа, в которой говорится о любви. Она «угасла не совсем» , «больше не тревожит» . Фразеологический оборот «дай вам Бог» дополняет палитру художественных средств стихотворения.

Основную смысловую нагрузку в произведении несут глаголы: «любил» , «угасла» , «печалить» , «тревожит» , «быть» . С их помощью выстраивается логическая цепочка всего повествования - история неразделенной любви. Эпитеты выступают в форме наречий: «безмолвно» , «безнадежно» , «искренно» , «нежно» . Удачно использовал Пушкин и аллитерацию. В первой строфе доминирует звук «л», передающий мотив грусти и нежности, во второй - звуки «р» и «б», которые символизируют расставание.

При столь совершенной структуре текста неудивительно, что стихотворение не раз было положено на музыку. Первый романс появился даже раньше, чем был опубликован текст. Его автором стал знакомый Пушкина Ф. Толстой, который получил стихотворение в рукописном виде от самого автора. Позже музыку к произведению сочинили Шереметьев, Алябьев, Даргомыжский, Варламов, Метнер, другие композиторы.

Лаконичность в использовании выразительных средств и краткость формы способствовали глубокому содержанию стихотворения. «Слов немного, но… они так точны, что обозначают все», - восхитился этим вечным памятником любви Николай Гоголь. Сложно с ним не согласиться.

Стихотворение «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» часто называют маленькой повестью о неразделённой любви, хотя в нём всего лишь восемь строк. Но только по-настоящему гениальный поэт мог создать такое вдохновенное произведение.

Одни литературоведы полагают, что стихотворение адресовано блестящей светской красавице Каролине Собаньской, другие сходятся во мнении, что оно посвящено Анне Олениной, в которую Пушкин был влюблён.

Не всегда важно анализировать стихотворение, опираясь на биографию автора, потому что в любовной лирике создается условный поэтический образ лирического героя. Не всегда его можно отождествлять с автором, но лирический герой является носителем его взглядов, отношения к людям, к жизни.

Жанр стихотворения — обращение. Это разговор лирического героя с любимой.

Тема стихотворения — любовь. Любовь неразделённая и безответная, поражающая нас своим благородством.

Для передачи глубины своего чувства Пушкин использует самые разнообразные средства выразительности языка. Трижды в начале строк повторяется фраза: «Я вас любил».

Такой композиционный приём называется анафорой.

Важно заметить, что все глаголы в стихотворении даны в форме прошедшего времени — поэт понимает невозможность вернуть прежние чувства. Глаголы про шедшего времени ещё более усиливают ощущение безвозвратно ушедшего счастья. И только один глагол использован в настоящем времени: «не хочу печалить вас ничем».

Любить по-настоящему — значит желать счастья любимому человеку. Пусть даже с другим. Это и есть основная мысль стихотворения.

В стихотворении особое значение имеет инверсия: «в душе моей», «быть может», «печалить вас ничем», «любимой быть другим » . Инверсия используется почти в каждой строке, и это придаёт стихотворению особую выразительность.

Поэт использует приём аллитерации, которая усиливает эмоциональную окраску поэтических строк. В первой части стихотворения повторяется согласный звук Л, передающий нежность и печаль:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем …

А во второй части мягкий звук л меняется на сильный и резкий звук р, символизирующий расставание, разрыв: « … то робостью, то ревностью томим». Попадают точно в цель эпитеты: любил безмолвно, безнадежно, искренно, нежно.

Использована красивая метафора: любовь угасла. В создании эмоциональной напряжённости большую роль играет также синтаксический параллелизм (повторы однотипных конструкций): «то робостью, то ревностью»; «так искренно, так нежно».

«Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благо-уханное и грациозное во всяком чувст-ве Пушкина».
В.Г. Белинский.

Стихотворение «Я вас любил…», по выражению Д. Благого, «-абсолютно целостный, замкнутый в себе художественный мир».
Написано оно в период творческого расцвета Пушкина, в 1829 году. Напечатано в издании «Северные цветы» в 1830 году. Связано с чисто лич-ными переживаниями поэта.
Стихотворение «Я вас любил…», как и вся лирика о любви, исполнено благородством, искренностью, бескорыстием чувств. Это совсем небольшое по объему произведение воспринимается естественно, как свежий весенний ветерок, как нежные лучи солнца, как шелест листьев, как журчание лесного ручейка.
Сразу подкупает то, как робко поэт надеется, что любовь, быть может, не совсем угасла, но все стихотворение – непререкаемое свидетельство люб-ви неугасаемой, живой и сейчас. Троекратным «я вас любил» поэт, в какой-то мере уязвленный, даже, возможно, оскорбленный тем, что любимая относит-ся к его чувству, как ему показалось, столь безответно, безразлично, хочет больше всего убедить самого себя.
Но главное не в этом. Поэт говорит о своей любви в прошедшем вре-мени. И это продиктовано мыслями не о себе, а о ней, нежной заботой о том, чтобы своей настойчивой любовью ничем не потревожить любимую, не при-чинить ей хотя бы тень какого-то огорчения. Это уже лучшее само по себе подтверждение того, что любовь не угасла. «Я не хочу печалить вас ничем». В этих 8 строках, напоенных любовью, заключена целая история высокого и пламенного, исключительного по своей самоотверженности и благородству любовного чувства. И это не только замечательное «мгновенье» сердечного настроя поэта. Это – в высшей степени просветленное состояние души, им в этих строках обретенное и снова порой в нем возникающее. В восьмистишии нет умиротворенности. Здесь чувство Пушкина тревожно, любовь его еще не остыла, она еще жива в нем. Светлая печаль вызвана не приходом любви, а безответной сильной любовью. Он раскрывает перед любимой, но не любя-щей его женщиной, как сильна и благородна его любовь:
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим,
Я вас любил так искренно, так нежно…
В этом стихотворении чувство любви вынуждено подчиниться друго-му чувству – самоотвержения. Поэт сознательно побеждает страсть, потому что покой любимой женщины ему дороже безответного любовного чувства:
Я не хочу печалить вас ничем.
Он не хочет причинить зло любимой и желает ей полного счастья:
Как дай вам бог любимой быть другим.
Совершенный отказ от каких-либо прав, преклонение перед свободой чувства любимой женщины и вместе с тем сила любви поэта превращают это стихотворение в одно из самых пленительных созданий пушкинского гения.
Благородство чувств поэта, окрашенных светлой и тонкой грустью, вы-ражено просто, непосредственно, тепло и как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.
Восемь строк, составленных из простых рифм, насыщены словесными повторами-лейтмотивами: «Я вас любил». Стихотворение исполнено в стро-гом ритме, обладает тонкой интонационной и звуковой структурой. Оно на-писано пятистопным ямбом. Стройность ритма еще более возрастает от того, что в каждой строке после четвертого слога есть отчетливая пауза, так назы-ваемая цезура.
А как симметрична и упорядочена система рифм! Все нечетные рифмы как бы настроены на звук «ж»: «быть может, тревожит, безнадежно, нежно», а все четные – на звук «м»: «совсем, ничем, томим, другим».
Мы не встретим в стихотворении каких-либо особых художественных приемов. Здесь нет метафор, ярких эпитетов. Наверное, в этом и есть привле-кательность поэзии Пушкина, чтоб при помощи самых простых слов и обра-зов передать прекрасное, возвышенное состояние души. Да, слова-то здесь обычные: «любовь, душа, робость, ревность…» Но какой силой и притяга-тельностью обладают они в строках пушкинского произведения! Присмот-римся: 8 строчек стихотворения состоят всего из 2-х предложений. Два пред-ложения, в которых, по сути, уложилась история любви от ее начала до кон-ца. Тут все: любовь в настоящем, прошлом, даже в будущем. А какая гамма чувств: робкая надежда, самоотверженность, благородство, робость, рев-ность, нежность… Можно сказать, это маленький гимн любви.
Впервые стихотворение «Я вас любил…» было прочитано мной в 9-м классе, когда мы «проходили» творчество Пушкина. Его учили наизусть, и как-то машинально заходили в сознание строчки: «Я вас любил…» И лишь позже, спустя несколько лет, перелистывая томик стихов Пушкина, я вдруг увидел знакомое: «Я вас любил…» Память тут же подсказала последующие строчки. Я мысленно дочитал их до конца и удивился, что помню все до по-следнего слова. Но теперь прочитанное воспринималось как-то по-другому. Во-первых, подкупало «вы» в первой строчке. Что это? Благородство? Дели-катность? Уважение к той, кого любил поэт? А еще я почувствовал, как взволнован автор. Почему? Видимо, оттого, что любит, но запрещает себе это делать. Еще много «почему?» задавал я себе, перечитывая вновь стихотворе-ние А.С. Пушкина. На некоторые вопросы не нашел ответа, но считаю, что все еще впереди. Ведь основное свойство поэзии Пушкина таково, что к ней никогда не поздно обратиться.

Многие работы А.С. Пушкина посвящены теме любви. Стихотворение «Я вас любил» относится к любовной лирике поэта. Данное лирическое произведение появилось в 1829 году, а увидело свет только в 1830. Оно было издано в альманахе «Северные цветы». Кому были посвящены любовные строки стихотворения, до сих пор доподлинно неизвестно. Но существует два мнения.

По первой версии, Пушкин был влюблен в Каролину Собаньскую, с которой имел честь познакомиться еще в 1821 году, пребывая в Южной ссылке. Он писал ей письма около 10 лет, которые сохранены и сегодня. Но светская дама не разделяла чувств поэта.

По второй версии, сердце поэта было пленено Анной Олениной. Она была дочерью президента Петербургской Академии художеств. Она была разносторонней личностью с хорошим образованием. Анна умела держаться в аристократических кругах, благодаря чему получала покровительство многих мужчин. Пушкин предложил ей руку и сердце, но женщина отказалась, после чего и было написано стихотворение.

Главная тема стихотворения

В своем стихотворении автор обращается к возлюбленной. Он признается ей в искренних и трепетных чувствах, которые до сих пор не угасли полностью. Строки пропитаны нежностью, а весь стих имеет форму исповеди перед любимой женщиной. Основная тема - это сильная и неразделенная любовь героя. Об этом свидетельствует употребление фразы «Я вас любил» три раза. Герой говорит о чувствах в прошлом времени, но не отвергает их присутствия сейчас. С горечью и обидой мужчины, самолюбие которого было запятнано отказом, он обещает больше не тревожить женщину своими признаниями в несколько резком тоне. После этого следует более смягченная строка, свидетельствующая о заботе к возлюбленной, чтобы она не разочаровывалась подобными письмами. Все свое безнадежное положение автор показывает в строке, где он говорит о своих искренних чувствах, не надеясь получить в ответ того же. В конце герой желает любимой женщине, чтобы ее мог полюбить другой мужчина такой же верной, нежной любовью.

Читатель может с легкостью проникнуться стихотворением, ведь чувства неразделенной любви присутствуют в любой эпохе и в любом поколении. Тематика любовной лирики позволяет произведению иметь большую актуальность в наше время среди ценителей поэзии.

Структурный анализ стихотворения

Художественные приемы, использованные автором, это инверсия и принцип аллитерации. Инверсия присутствует практически в каждой строке, отражаясь в следующих фразах: «быть может», «печалить вас ничем», «в душе моей». Аллитерация используется поэтом для большей насыщенности эмоций. Если первая часть произведения переполнена буквой «Л», которая проводит параллель с такими чувствами как любовь, нежность, то вторая часть акцентируется на звучной букве «Р». Она отождествляется с расставанием. Размер стиха - пятистопный ямб. Автор нарочито чередует женские и мужские рифмовки для эмоциональной окраски. Используются яркие метафоры и синтаксический параллелизм, то есть повторение идентичных словесных фраз.

Произведение учит молодые поколения, как нужно любить, как проявлять чувства, как достойно уйти в сторону, если любовь была отвергнута. Произведение написано всего в восемь строф, но имеет глубокий лирический смысл. Поэт смог вложить все самые сокровенные чувства в таком маленьком стихотворении: неразделенную любовь, безнадежность, разочарование, нежность, трепет, заботу.

Стихотворение было написано в 1829 году, посвящено Анне Алексеевне Олениной.

«Я вас любил: любовь еще, быть может...» - одно из самых известных стихотворений Пушкина о любви. Чувство лирического героя - высшее проявление любви, направленной прежде всего на возлюбленную. Стихотворение начинается словами «Я вас любил», свидетельствующими о том, что.любовь осталась в прошлом. Но этот тезис тут же опровергается: «...любовь еще, быть может, / В душе моей угасла не совсем...». Но отнюдь не собственные, по-видимому, неразделенные чув­ства беспокоят героя. Прежде всего он желает счастья и спокойствия своей возлюбленной. Более того, чувство лирического героя так чисто, высоко и одухотворено, что он желает, чтобы любовь ее будущего избранника была такой же искренней и нежной:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

В создании эмоциональной напряженности большую роль играет трехкратное повторение сло­восочетания «Я вас любил...», а также синтаксический параллелизм (повторы однотипных кон­струкций): «безмолвно», «безнадежно», «то робостью, то ревностью», «так искренно, так нежно». Поэт использует прием аллитерации. В первой части стихотворения повторяется согласный звук «л», придающий нежность и печальность:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем...

А во второй части мягкий «л» меняется на сильный, резкий звук «р», символизирующий рас­ставание, разрыв: «...то робостью, то ревностью томим».