Аутизм — это не приговор. Кто такой аутист

Аутизм нельзя вылечить. Иными словами — от аутизма нет таблеток. Помочь ребенку с аутизмом может лишь ранняя диагностика и многолетнее квалифицированное педагогическое сопровождение.

Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан Л. Каннером в 1942 г., в 1943 г. сходные расстройства у старших детей описал Г. Аспергер, а в 1947 г. — С. С. Мнухин.

Аутизм — тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений, таких, как потряхивания руками или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм и др.).

Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в ряде случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом — инвалиды...

Исключительное разнообразие спектра нарушений и их тяжести позволяет обоснованно считать обучение и воспитание детей с аутизмом наиболее сложным разделом коррекционной педагогики.

Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.

Согласно международной классификации болезней МКБ-10, к собственно аутистическим расстройствам относятся:

  • детский аутизм (F84.0) (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
  • атипичный аутизм (с началом после 3 лет) (F84.1);
  • синдром Ретта (F84.2);
  • синдром Аспергера — аутистическая психопатия (F84.5);

Каким бывает аутизм?

В последние годы аутистические расстройства стали объединять по аббревиатурой РАС — "расстройства аутистического спектра".

Синдром Каннера

Для синдрома Каннера в строгом смысле слова характерно сочетание следующих основных симптомов:

  1. невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни;
  2. крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными;
  3. недостаточность коммуникативного использования речи;
  4. отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
  5. страх изменений в окружающей обстановке ("феномен тождества", по Каннеру);
  6. непосредственные и отставленные эхолалии ("граммофонная или попугайная речь", по Каннеру);
  7. задержка развития "Я";
  8. стереотипные игры с неигровыми предметами;
  9. клиническое проявление симптоматики не позднее 2-3 лет.

При использовании этих критериев важно:

  • не расширять их содержание (например, различать неспособность к установлению контакта с другими людьми и активное избегание контакта);
  • строить диагностику на синдромологическом уровне, а не на основе формальной фиксации наличия тех или иных симптомов;
  • учитывать наличие или отсутствие процессуальной динамики выявляемых симптомов;
  • принимать во внимание, что неспособность к установлению контакта с другими людьми создает условия для социальной депривации, ведущей в свою очередь к появлению в клинической картине симптомов вторичных задержек развития и компенсаторных образований.

В поле зрения специалистов ребенок обычно попадает не ранее 2-3 лет, когда нарушения становятся достаточно явными. Но и тогда родители часто затрудняются в определении нарушений, прибегая к оценочным суждениям: "Странный, не такой, как все". Нередко истинная проблема маскируется более понятными для родителей мнимыми или реальными нарушениями — например, задержкой речевого развития или нарушениями слуха. Ретроспективно нередко удается выяснить, что уже на первом году ребенок слабо реагировал на людей, не принимал позу готовности при взятии на руки, а взятый — был необычно пассивен. "Как мешочек с песком",— иногда говорят родители. Боялся бытовых шумов (пылесоса, кофемолки и т. д.), не привыкая к ним со временем, обнаруживал необычайную избирательность в еде, отказываясь от пищи определенного цвета или вида. Для некоторых родителей такого рода нарушения становятся очевидными лишь задним числом при сравнении с поведением второго ребенка.

Синдром Аспергера

Как и при синдроме Каннера, определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, отличающие таких детей от сверстников. Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления; нередко поведению недостает внутренней логики.

У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией.

В отличие от других случаев аутизма нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Во внешнем виде обращает на себя отрешенное выражение лица, что придает ему "красивость", мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Выразительных мимических движений мало, жестикуляция обеднена. Иногда выражение лица сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен "внутрь себя". Моторика угловатая, движения неритмичные, с тенденцией к стереотипиям. Коммуникативные функции речи ослаблены, а сама она необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу, голос звучит то тихо, то режет слух, и в целом речь нередко похожа на декламацию. Отмечаются тенденция к словотворчеству, иногда сохраняющаяся и после пубертата, неспособность к автоматизации навыков и их реализации вовне, влечение к аутистическим играм. Характерна привязанность к дому, а не к близким.

Синдром Ретта

Синдром Ретта начинает проявляться в возрасте 8-30 мес. исподволь, без внешних причин, на фоне нормального (в 80 % случаев) или незначительно задержанного моторного развития.

Появляется отрешенность, утрачиваются уже приобретенные навыки, приостанавливается развитие речи, в течение 3-6 мес. наблюдается полный распад ранее приобретенного речевого запаса и навыков. Тогда же возникают насильственные движения "моющего типа" в кистях рук. Позднее утрачивается способность к удержанию предметов, появляются атаксия, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз. Жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание. В трети случаев наблюдаются эпилептиформные приступы.

К 5-6 годам тенденция к прогрессированию расстройств смягчается, возвращается способность к усвоению отдельных слов, примитивной игре, но затем прогредиентность болезни вновь нарастает. Наблюдается грубый прогрессирующий распад моторных навыков, иногда даже ходьбы, свойственный конечным этапам тяжелых органических заболеваний ЦНС. У детей с синдромом Ретта на фоне тотального распада всех сфер деятельности наиболее длительно сохраняются эмоциональная адекватность, привязанности, соответствующие уровню их психического развития. В дальнейшем развиваются тяжелые двигательные нарушения, глубокие расстройства статики, утрата мышечного тонуса, глубокое слабоумие.

К сожалению, современная медицина и педагогика не в состоянии помочь детям с синдромом Ретта. Мы вынуждены констатировать, что это самое тяжелое нарушение среди РАС, не поддающееся коррекции.

Атипичный аутизм

Расстройство сходное с синдромом Каннера, однако отсутствует хотя бы один из обязательных диагностических критериев. Для атипичного аутизма характерно:

  1. достаточно отчётливые нарушения социального взаимодействия,
  2. ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение,
  3. тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития проявляется в возрасте после 3-х лет.

Чаще возникает у детей с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи или с умственной отсталостью.

Откуда, кто виноват?

Современная наука не может однозначно ответить на этот вопрос. Существуют предположения, что аутизм может быть вызван инфекциями в период беременности, тяжелыми или неправильно проведенными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте и т.д.

Мы имеем сотни тысяч примеров, когда в семьях с обыкновенными детьми рождаются дети с аутизмом. Бывает и наоборот: второй ребенок в семье оказывается обыкновенным, в то время как у первого — РАС. Если в семье первый ребенок с аутизмом, то родителям рекомендуют пройти генетическое обследование и определить наличие фрагильной (ломкой) Х-хромосомы. Ее наличие многократно увеличивает вероятность появления детей с аутизмом в данной конкретной семье.

Что делать?

Да, аутизм — это расстройство , сохраняющееся на протяжении всей жизни. Но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.

Самое важное — не маскировать диагноз за якобы "более благозвучным" и "социально приемлемым". Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке как о гениальном также вредно, как и подавленное состояние от его неуспешности.

Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

Помните, что без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить.

Каковы перспективы?

На самом деле все зависит от родителей. От их внимания к ребенку, от грамотности и личной позиции.

Если диагноз был поставлен до 1,5 лет, и своевременно проведены комплексные коррекционные мероприятия, то к 7 годам, скорее всего, уже никто даже и не подумает, что мальчику или девочке когда-то ставили диагноз "аутизм". Учеба в условиях обыкновенной школы, класса не доставит особых хлопот ни семье, ни ребенку. Среднее профессиональное или высшее образование для таких людей — не проблема.

Несмотря на то, что до 80% детей с аутизмом — инвалиды, инвалидность, как таковая, может быть снята.

Если диагноз был поставлен позже 5 лет, то с большой вероятностью можно утверждать, что ребенок будет учиться по школьной программе индивидуально. Так как коррекционная работа в этот период уже осложнена необходимостью преодоления существующего жизненного опыта ребенка, закрепленных неадекватных моделей поведения и стереотипов. А дальнейшая учеба и профессиональная деятельность будут полностью зависеть от той среды — специльно созданных условий, в которых будет находиться подросток.

Несмотря на то, что до 80% детей с аутизмом — инвалиды, инвалидность, как таковая, может быть снята. Это происходит благодаря правильно организованной системе коррекционной помощи. Необходимость оформления инвалидности продиктована, как правило, прагматичной позицией родителей, стремящихся обеспечить ребенка дорогостоящей квалифицированной помощью. Ведь для организации эффективного коррекционного воздействия, на одного ребенка с РАС требуется от 30 до 70 тысяч рублей в месяц. Согласитесь, далеко не каждая семья в состоянии оплачивать такие счета. Однако результат стоит вложенных усилий и средств.

Одной из основных задач родителей и специалистов, является развитие самостоятельности у детей с РАС. И это возможно, ведь среди аутистов есть программисты, конструкторы, музыканты — в общем, успешные состоявшиеся в жизни люди.

Обсуждение

Аутизм - не болезнь, а срабатывание естественного механизма. Почитайте вот эту статью:
[ссылка-1]
И скачайте книгу (ссылки в конце статьи). Там написано как выводить из этого состояния

27.05.2012 17:06:28, Святой Лука

27.05.2012 17:00:17, Владимир Владимирович

"Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан Л. Каннером в 1942 г., в 1943 г. сходные расстройства у старших детей описал Г. Аспергер" Автор ошибся с датами: Канер опубликовал работу в 1943 г., Аспергер - 1944 г. Будьте внимательны при списывании этой статьи)

21.01.2010 03:01:38, lena uk

Бестолковая статья. Если человек вообще не в курсе, мало поможет. Если уже есть диагноз, то тоже поможет мало. Если есть проблемы, но диагноз неясен, тоже мало пользы... Все статьи надо писать под конкретную аудиторию. Под родителей или под специалистов. Конкретных примеров вообще нигде не прочитаешь, что как раз и было бы хотя бы интересно и честно.

Прогнозы давать даже специалисты редко рискуют, согласна с ораторами ниже.

18.01.2010 12:02:33, ЛяМур

"Если диагноз был поставлен до 1,5 лет, и своевременно проведены комплексные коррекционные мероприятия, то к 7 годам, скорее всего, уже никто даже и не подумает, что мальчику или девочке когда-то ставили диагноз "аутизм". Учеба в условиях обыкновенной школы, класса не доставит особых хлопот ни семье, ни ребенку. Среднее профессиональное или высшее образование для таких людей - не проблема."

Неправда, но звучит достаточно красиво, чтобы вешать лапшу на уши бедным родителям

18.01.2010 03:05:23, lena uk

Комментировать статью "Аутизм — не болезнь, это нарушение развития"

атипичный аутизм =дет. шизофрения? Такое вот у нас заключение, после непродолжительного пребывания в 6ке. Доктор сказала, что под "атипичным аутизмом " понимают именно детскую шизофрению. Нас консультировал сам Шевченко. Ну, мне название не принципиально, ребенок...

Обсуждение

Не хочуставить диагноз по интернету,но 6ка очень любит ставить ран.ден.шизофрению. у меня такое впечатление,что они вообще не знают,что такое рас и как его корректировать. Моему тоже поставили в неполные пять лет рдш,посадили на галоперидол. В частности благодаря этой кофе я не стала слепо верить шестерке,а пошла дальше. Были у Циркина в невромеде,его слова-вы не первые,кто с кому вместо рас впаривают шизофрению.посмотрите отзывы про него,диагност он великолепный. Почитайте поо Осина,его можнобыло раньше на дом пригласить,сейчас не знаю. Обязательно вступите в жж сообщество по ссылке,там очень много мам с дошкольниками аутистами. Еще раз - я не могу огульно утвердать,сто у вашего реб нет шизофрении,я говорю-илите к другим врачам,Дробинскую еще хвалили,поищите,геде она принимает. Масса случаев,когда шестерка неставит шизофрению вместо рас.мой не сдавайтесь,даже еслиэто шизофрения, и с ней живут. Очень советую хотя бы разовую консультацию Циркина именно для дтагноза шизофрения.

14.02.2015 23:07:55, Ольга местая

Месяц назад малыш перболел ветрянкой и после болезни его как подменили, болезнь (аутизм?) вдруг стал прогрессировать со страшной силой. Я теперь я уже сама замечаю практически все признаки аутизма у него.

Обсуждение

Обсуждение

про аутизм мало чего знаю, и хорошо что не все про него знают)просто мысли вслух человека любящего быть в одиночестве и способного к залипанию) когда была маленькая, очень часто были скандалы, мама приходила с работы и пыталась допытаться чем я целый день занималась, сказать ничего не могла кроме - была во временной дыре) на работе буквально на днях сказали - видимо ты меланхолик, потому что иногда видим как в себя уходишь, а это не уходы, а потребность быть наедине таким образом проявляется, способность быть одной среди толпы людей.
и в связи с этим немного подбешивает то, что ребенку запретили одиночные игры, установки общественные чтобы все были одинаковые и ходили строем раздражают. имеет право быть самим собой, есть люди которые живут в тайге и счастливы.
релаксирование на воде врожденная способность организма к разрядке, то, что медицина пытается таблетками заменить. нельзя запрещать, учить жить с этим и извлекать пользу.
про мужа чет насторожило.

Ну, да, особенно "умно" убирать азбуку и счет, когда нужна речь! Я читала где-то, что некоторые дети начинают говорить параллельно с чтением.

Если нужен садик для старшей, ИМХО, есть смысл СЕЙЧАС, до выборов обращаться к депутатам с бумагами о проблемах младшего под лозунгом, что для получения времени на реабилитацию младшего нужен садик для старшей "прям сейчас". Посмотрите передачу на ТВ ЖКХ на ОРТ, где-то в сентябре была похожая передача в 17 тоже на ОРТ, она была ближе Вам по тематике, про детсады, больницы и прочие жизненные коллизии. Думаю, можно и в редакцию ЖКТ позвонить и попросить помощи с детским садом. Хотя, если о совместных играх, то втроем лучше. К тому же по первому году в садике дати болеют, старшая еще и младшему из садика заразочки таскать будет. Так что вряд ли легче станет.

Аутизм это действительно не просто замкнутость, но спектр у него столь широк, что вот так сразу утверждать "вы сразу увидите аутиста " Я всегда отличаю аутистов, просто не знаю как можно спутать с чем то еще. А еще мне кажется что в россии аутизм диагностируют ошибочно...

Обсуждение

autizm ehto ne prosto zamknutost", vy srazu uvidite autista, ne sputatesh" ni s chem, tak chto ne perezhivajte

смотря какой возраст у крошки?. если до двух лет, то можете особо не переживать - нормальные психиатры такое не напишут. возможно ребенок недавно поступил из неблагополучной семьи, или до сих пор под действием к-л. стресса. в ДД любят ставить диагноз на глазок, а в данном случае неумение ребенка установить продуктивный контакт, скорее всего и спровоцировало подобный вывод. короче, надо лично пообщаться с малышом. если что-то насторожит - будете думать. если все ок. - то и думать не стоит.

Извините, что вклиниваюсь, я по аутизму практически ничего не знаю, можно сказать. Но ВСЁ то, что ВЫ описали, одно к одному было с моей дочкой в три года, когда я забрала её из больницы. Они провела в этой больнице полный месяц (вот точно не помню, то ли со свинкой лежала, то...

Обсуждение

Я уже тоже вас читала.Почитайте книгу "Аутичный ребенок. Пути помощи." (Лебединская и Никольская). Я все читала на autism.ru, но не знаю, работает ли сайт. Посмотрите на сайте издательства "Теревинф", у них продается много лит-ры. Но действительно, обычно описываются очень тяжелые случаи. При поиске информации можете смотреть на "аутичный ребенок", "неконтактный ребенок", "синдром аспергера".
Из своего опыта могу сказать, что основания для беспокойства есть. 1,3,5,8,9,10,11 - все это было. И я бы не сказала, что это все безобидно. Она, кстати, действительно боится:(Интеллект у моего ребенка тоже сохранный. Радует то, что все-таки со многими проблемами уже справились с помощью психологов и невропатолога.
1-2 Для того, чтобы поставить "я", мы тренировались перед зеркалом и он довольно быстро усвоил, хотя некоторое время было в кучу. В норме "я" в три года должно быть.
3 Эхолалии (повторы) - нормальный процесс развития детской речи, но аутичные дети на этом застревают, это мешает формированию свой речи. Они говорят как чужими фразами. Цитирование также характерно. Память обычно отменная, но выучить по просьбе трудно. У сына само собой прошло с возрастом.
По п.9 нужно специально просить, чтобы принесла и показала. И каждый раз спрашивать.
По п.10 младший ребенок - это здорово. Нужно поощрять и поддерживать любые ее контакты. Она вообще в садик ходит?
п.11 подражание тоже стоит пытаться попробовать с чего-то, особенно ей интересного. Сейчас, пока она мелкая, все это вроде ничего, с годами мешает сильно.
У меня есть записи с трех лет, если интересно.

29.08.2005 14:55:29, ЛяМур

Извините, что вклиниваюсь, я по аутизму практически ничего не знаю, можно сказать. Но ВСЁ то, что ВЫ описали, одно к одному было с моей дочкой в три года, когда я забрала её из больницы. Они провела в этой больнице полный месяц (вот точно не помню, то ли со свинкой лежала, то ли с осложнением после свинки - с серозным менингитом, подзабыла я уже, почти 30 лет прошло), притом меня к ней не пускали. Я уже совершенно забыла об этом, но после Вашего описания очень явно вспомнила. Прошло это у неё где-то через несколько недель, но не меньше месяца. Ни до, ни после у дочки не было никаких тяжелых диагнозов, считалась обычным ребенком. Решила Вам рассказать, потому что Вы просили любую информацию:)

29.08.2005 12:53:34, aida, которая ida

" Аутизм связан с конструкциональной недостаточностью или органическим поражением лобно-лимбических При плохом питании со скрипом могут дать направление на общий анализ крови. Аутизм – что это за болезнь? Если с ребенком "что-то не так".

Аутизм. Расскажите, пожалуйста, когда вы стали замечать не совсем нормальное (если можно так выразиться) поведение своих деток? В чем оно выражалось? Когда подтвердился диагноз? И в чем различие аутизма и аутоподобного поведения? Поделитесь, плизз, очч беспокоюсь.

Обсуждение

Самое главное, не дергаться раньше времени и не дергаться вообще. А то начитаетесь и бог знает что увидите у своего ребенка.
Я начала у своего замечать ближе к 2-м годам. Что было на тот момент у нас:
-консерватизм почти во всем - в еде, в маршрутах прогулок, в прослушивании определенных компакт-дисков и т.д. Насчет этого можно вообще не беспокоиться, маленькие дети вообще избирательны.
- не жевал и не хотел этому учиться, с трудом научился откусывать
- с трудом поддавался обучению простейших действий типа помыть руки, одеть что-нить из одежды
-с горшком на тот момент вообще было никак, хотя на улице мог терпеть довольно долго, гуляли без памперсов с 1,5 лет, а дома не успевала вытирать лужи
- что меня убивало, абсолютно не понимал, что мама - это я, хотя на папу и других показывал, если просили
- любимые занятия были бесконечное открывание и закрывание дверей и дверц шкафа, раскладывание по полу в рядочек и вкладывание друг в друга кастрюль, обожал всякие банки-склянки, катал, гремел ими, открывал-закрывал и т.п. Играл по большей мере в одиночестве, но по моему мнению, до 3-х лет(усредненно) это нормально(именно самостоятельная, а не стереотипная повторяющаяся игра), мальчики вообще немного запаздывают.
-насчет речи я тогда не беспокоилась, невропатолог предсказывал задержку речи из-за последствий родов, ПЭПа. К 2-м годам мы говорили не больше 10 слов, остальное неразборчиво.
Насчет консультаций у специалистов. В 2,5 года были у невропатолога и психолога, у которых я прямо спрашивала, нет ли у нас аутизма. Ответы были отрицательные. Все встало на свои места только к 3м годам. Поставили аутоподобное поведение. Что по нашей российской классификации по Никольской означает 4-ю группу аутизма.

1. не говорит, хотя может (знает наизусть стихи, читает их вслух) и даже не пытается говорить (на момент подозрений)
2. не играет с детьми (мы это заметили когда пошел в садик)
3. в обществе просто отрешенный, он не видит того, что не хочет видеть, если ему надоел кто-то он обычно уходит в себя
4. речь эхолалична (как бы отражение вашей речи)
5. нет местоимения "я"
Различие аутизма в чистом виде а аутитопобного поведения - в тяжести состояния и прогнозе. Американцы вообще идут очень просто - есть опросник, так если ребенок соответвует полностью, тогда аутизм, хоть в паре пунктов нет - аутоподобное состояние.
Вы опишите свои проблемы - тогда виднее.
Еще могу добавить. Беседую с психологом, который Ваньку воспитывает. Так он мне высказал такую мысль - а ему-то хорошо (Ване), мы с вами прилагаем все силия, чтобы сломать его как личность. Смысл в том, что если вашему ребенку так как он есть хорошо, тогда подумацте об аутизме. Человек ведь животное общественное. И покопайтесь в родне. С нуля это возникает редко. Когда мы начали копаться в предках, то выяснилось, что с обеих сторон шансы у родственников получить такой диагноз были, но они из нормы выбивались не сильно и заговорили воремя.

Http://www.vera-i-svet.ru/
"Вера и Свет" – общины для умственно отсталых людей, их родителей и друзей, цель которых общение, дружба, словом, построение человеческих взаимоотношений и общественных связей между умственно отсталым человеком и обществом самыми разными способами, в том числе и через Интернет.

Нарушением психического развития, которое характеризуется расстройствами моторики и речи и приводит к нарушению социального взаимодействия, является аутизм. Это заболевание оказывает сильное влияние на ранее развитие ребенка и на всю жизнь человека в дальнейшем. Не существует медицинских анализов, которые смогли бы диагностировать аутизм. Только наблюдая за поведением ребенка и его общением с окружающими можно поставить диагноз «аутизм».

Дети, страдающие аутизмом, не желают заводить друзей. Предпочтение такие дети отдают одиночеству, а не играм со сверстниками. У аутистов медленно развивается речь, они часто вместо слов используют жесты и не отвечают на улыбки. Аутизмом приблизительно в четыре раза чаще страдают мальчики. Заболевание это встречается довольно часто (5-20 случаев на 10000 детей).

Группа Суламот предоставляет комплексную помощь лечения спектра аутизма: от дифференциальной диагностики проблем развития и до построением плана коррекции.

Симптомы и признаки аутизма

У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста.

Поведенческие характеристики, используемые для описания синдрома аутизма:

  1. Нарушено развитие неречевой и речевой коммуникации. Характерно:
  • Отсутствие мимики и жестов. Может отсутствовать и речь;
  • Ребенок никогда не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза;
  • Речь нормальная, но беседовать с другими ребенок не может;
  • Речь ненормальная по содержанию и форме, то есть ребенок повторяет услышанные где-то фразы, которые не относятся к данной ситуации;
  • Речь ненормальная фонетически (проблемы с интонацией, ритмом, монотонность речи).
  1. Нарушено развитие социальных навыков. Характерно:
  • Дети не желают общаться и дружить с ровесниками;
  • Игнорирование чувства и существование других людей (даже родителей);
  • Не делятся с близкими своими проблемами, так как не видят в этом необходимости;
  • Никогда не подражают ни мимике, ни жестам других людей или повторяют эти действия неосознанно, никак не связывая их с ситуацией.
  1. Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов. Характерно:
  • Неестественное, нервное, отчужденное поведение;
  • Ребенок-аутист проявляет истерики при изменении окружающей обстановки;
  • Предпочтение отдает уединению, играм с самим собой;
  • Отсутствует воображение и интерес к воображаемым событиям;
  • Тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках;
  • Испытывает требование точно повторять одни и те же действия;
  • Концентрирует свое внимание на чем-то одном.

Люди, страдающие аутизмом, отличаются неровным развитием, что дает им возможность быть талантливыми в какой-то узкой области (музыка, математика). Для аутизма характерно нарушение развития социальных, мыслительных, речевых умений.

Причины аутизма

Некоторые исследователи полагают, что причиной аутизма могут стать различные патологии родов, черепно-мозговые травмы, инфекции. Еще одна группа ученых относит аутизм к детской шизофрении. Существует мнение и о врожденной дисфункции мозга.

Вполне вероятно, что важную роль в развитие аутизма играет врожденная хрупкость эмоций. В таких случаях при воздействии каких-либо неблагоприятных факторов ребенок закрывается от внешнего мира.

Диагностика аутизма

Выявить у ребенка аутизм врачи сразу не способны. Причиной этого является то, что такие симптомы аутизма наблюдаются и при нормальном развитии ребенка. Из-за этого диагноз зачастую ставят с опозданием. Для аутизма характерно разнообразное проявление, при этом ребенок может иметь только два-три симптома, что тоже затрудняет диагностику. Главный признак аутизма - нарушение восприятия реальности.

Ребенок, страдающий аутизмом, не желает ни с кем вступать в контакт. Создается впечатление, что он даже не чувствует боли. Речь развивается медленно. Встречается недоразвитие речи. Ребенок боится всего нового, выполняет монотонные и повторяющиеся движения.

Если родители обнаружили у ребенка симптомы аутизма, они должны немедленно обратиться к детскому психиатру. В настоящее время создано много центров развития ребенка, в которых помогут диагностировать и оказать эффективную помощь в лечении.

Online Тесты

  • Предрасположены ли Вы к раку груди? (вопросов: 8)

    Для того, что бы самостоятельно принять решение, насколько для Вас актуально провести генетическое тестирование на определение мутаций в гене BRCA 1 и BRCA 2 ответьте, пожалуйста, на вопросы данного теста...


Что такое Аутизм у детей -

Аутизм у детей известен также как инфантильный аутизм , это расстройство из группы аутистического спектра или устойчивых расстройств развития. Аутизм начинается в детстве, часто продолжаясь после взросления ребенка.

Эпидемиология. Согласно разным данным, частота - от 2 до 6 детей на 1 тыс.

«Классический» аутизм насчитывает от ¼ до ½ от всех аутистических расстройств. Соотношение мужского и женского пола среди аутистов примерно 3:1. Не найдена отчетливая связь расстройства с социально-экономическим положением, как было предположено ранее.

Что провоцирует / Причины Аутизма у детей:

Примерно у 10-15% аутичных детей имеются идентифицируемые соматические заболевания. Есть больший шанс найти причину аутизма, если у ребенка тяжелая или глубокая генерализованная недостаточная обучаемость. Аутистические расстройства у детей часто возникают при некоторых болезнях, что обычно приводят к генерализованной недостаточной обучаемости. Это, например, с припадками.

Ученые предполагают, что в развитии классического аутизма играют роль наследственные (генетические) причины. Роль играет не один ген, а множество взаимодействующих. Предполагается, что генетические факторы играют меньшую роль в развитии аутизма, сопутствующего тяжелой и глубокой генерализованной недостаточной обучаемости. Эти признаки могут быть в основном объяснены распространенным повреждением мозга.

Неблагополучные роды как причина аутизма мало вероятны. Нет доказательств, что в этиологии аутизма играет какую-либо роль психосоциальное неблагополучие. Также не доказана связь данного расстройства с ранним травмирующим событием, нечувствительностью родителей или их недостаточной отзывчивостью по отношению к своему ребенку. Но некоторые ученые всё же придерживаются обратного мнения.

Патогенез (что происходит?) во время Аутизма у детей:

Многие исследователи считают, что причиной аутизма является первичный дефект в одной неврологической системе или одной психологической функции. Но также есть мнение, что аутизм возникает по причине специфического сочетания структурных или функциональных аномалий.

Нейробиологические исследования не показали очагового дефицита - практические все части мозга были вовлечены, ни одна локализация не была систематически подтверждена.

У части детей с аутизмом аномальная большая окружность головы и большой мозг, потому предполагается, что важны распространенные аномалии неврологического развития - более чем очаговые.

Предполагалось, что причина аутизма у детей кроется в первичном психологическом дефиците, но попытки доказать это оказались мало успешными. Признание получили две теории. Первая считает, что первичный дефицит при аутизме - в «Теории Разума», т.е. в способности приписывать себе и другим независимые психические состояния для того, чтобы предсказывать и объяснять действия. Потому аутистам сложно представлять точку зрения другого человека (со всеми вытекающими моделями поведения и последствиями). Но им легко осваивать умения, для которых требуется механическое или поведенческое понимание предметов и людей.

Другая теория гласит, что первичный дефицит при аутизме - в исполнительной функции и такого рода проблемами с планированием и организационными навыками, которые приводят к низкой результативности в тестах «фронтальной доли».

Другие исследователи, которые разбирались в теме первичного психологического дефицита при аутизме, говорят о врожденном нарушении способности эмоционально подстраиваться к другим и нарушенной способности синтезировать разную информацию, делая из нее выводы и продуцируя свои идеи.

Но ни одна из названных теорий не объясняет повторяющееся и стереотипное поведение детей с аутизмом, а также низкий , который характерен для большинства таких детей.

Симптомы Аутизма у детей:

Социальные нарушения касаются взаимодействий с окружающими. Дети с аутизмом отчуждены, плохо держат зрительный контакт, проявляют отсутствие интереса к человеку как к человеку (могут относиться к людям как к автоматам для раздачи сладостей, источнику развлечений и т. д.). Аутист не ищет утешения у других людей, если ему больно.

У половины аутичных деток социальные интересы (заинтересованность в других людях) развиваются со временем, всё же остаются проблемы с взаимностью, социальной отзывчивостью, способностью к сочувствию. Таким детям трудно отрегулировать свое поведение в зависимости от социального контекста. Под социальным контекстом подразумевают назначение события, а также уже существующие взаимоотношения между участниками.

Аутисты плохо распознают чувства других людей, потому плохо на них реагируют или не реагируют совсем. Чаще всего дети с аутизмом привязаны к родителям, могут быть ласковыми, даже очень ласковыми. Но более вероятно, что ребенок-аутист будет сам обнимать родителей, подходить к ним, чем принимать объятия и попытки коммуникации от мамы, папы и других, кто ему близок.

Коммуницирует аутичный ребенок с другими по своим правилам, что может совершенно не нравиться детям его возраста. Потому, как правило, взаимодействия со сверстниками очень ограничены.

Если аутист начинает говорить (не в конкретном случаев, а в принципе), то речь его обычно не только задержанная, но и аномальная. Среди возможных отклонений: «попугайничание» - повторение слов или фраз (), которая происходит сразу или с отсрочкой; инверсия местоимений (например, «ты» вместо «я»), употребление выдуманных им самим фраз и слов, опора на клише и повторные вопросы.

Некоторые дети-аутисты говорят только тогда, когда хотят потребовать что-либо от окружающих, не склонны вступать в диалог. Некоторые дети с аутичными отклонениями могут подробно до мелочей рассказывать о своих увлечениях или текущих занятиях, не обращая внимания на то, интересен ли разговор собеседнику (не распознают соответствующие социальные сигналы). Речь часто отличается от речи нормального человека по тону или интонации. Часто она монотонна, ребенок «бубнит». Жесты тоже аномальные.

Ограниченные и повторяющиеся действия и интересы ребенка-аутиста включают:

Сопротивление изменениям (например, небольшая перестановка мебели вызывает тяжелую ),

Настойчивое требование соблюдать установленные порядки и ритуалы,

Изворачивание,

Махание руками,

Игру с упорядочиванием (выстраивают по своей системе предметы), привязанность к необычным предметам (например, к пеналу или подпорке для комнатных растений),

Притягательность необычных аспектов мира (например, ощущения от прикосновения к застежкам-молниям или волосам людей),

Всепоглощающую увлеченность ограниченными темами (например, ценами на бензин, расписанием телевизионных программ).

Игра-фантазия при аутизме у детей , как правило, отсутствует (исключение составляют подростки). При наличии символической игры она часто ограничена простым повторяющимся разыгрыванием всего лишь одного или двух эпизодов из любимой истории или телевизионной программы.

Раннее начало как признак аутизма у ребенка

На первом году жизни данное расстройство выявляется редко. Но то, что в младенчестве считается особенностью ребенка, оказываются признаками ненормального развития. Например, если никогда не любил, чтобы с ним обнимались, даже в младенчестве, или развитие речи было значительно задержано.

Но примерно в трети случаев на 2-м или 3-м году жизни после некоторого периода нормального или почти нормального развития эти дети проходят стадию регресса, теряя ранее приобретенные навыки социального взаимодействия, общения и игры.

Некоторым детям ставят диагноз «атипичный » или неуточненное устойчивое расстройство развития, если они соответствуют не всем критериям аутизма.

Сопутствующие признаки

Генерализованная недостаточная обучаемость

Имеется у большинства. У детей с самыми тяжелыми формами аутизма распределение по IQ такое: у 50% IQ ниже 50, у 70% IQ ниже 70, и почти у 100% IQ ниже 100.

Более легкие аутистические расстройства, такие как синдром Аспергера, все чаще выявляют у малышей с нормальным и высоким интеллектом, и они часто сопровождаются генерализованной недостаточной обучаемостью.

IQ аутистов удобнее всего измерять невербальными текстами. При тяжелой форме аутизма вербальный IQ почти всегда ниже, чем невербальный по причине сопутствующих проблем с речью. При синдроме Аспергера и аутизме с высоким уровнем функционирования часто невербальный IQ ниже, чем вербальный.

Припадки

Бывают у ¼ аутистов с генерализованной недостаточной обучаемостью и примерно у детей-аутистов с нормальным IQ. Часто припадки начинаются в подростковом возрасте. Если же припадки появляются у детей с генерализованной недостаточной обучаемостью, но без аутистических проблем, то они зачастую имеют начало не в подростковом возрасте, а в раннем детстве.

Другие психиатрические проблемы

Помимо уже описанных типичных признаков, у многих детей с аутичными расстройствами есть дополнительные проблемы с гиперактивностью, поведением и эмоциями. От воспитателей, учителей и родителей поступают жалобы на плохую концентрацию внимания и излишнюю активность ребенка. По тщательно собранному анамнезу можно понять, что является немедленным ответом на задания, навязанные взрослыми. Это касается в том числе школьных занятий. Но ребенок при этом хорошо сосредотачивается на задачах, которые поставил себе сам, которые ему интересны - например, выстраивание в ряд предметов. В других случаях у маленького аутиста внимание сконцентрировано плохо абсолютно при любом виде деятельности.

Для детей с рассматриваемым диагнозом типичны тяжелые и частые вспышки гнева. Их вызывает то, что сам ребенок не может донести мысль взрослым о своих потребностях или же тем, что кто-то нарушает привычный их порядок и ритуалы. Вмешательство других может стать причиной агрессивных выпадов.

Аутисты с генерализованной недостаточной обучаемостью подвержены самоповреждающему поведению. Они расковыривают глаза, кусают руки, могут биться головой о стены. Среди ритуалов, которым они подвержены, также чрезмерные причуды в пищевых привычках.

Интенсивные страхи могут стать причиной фобического избегания. Причем страхи могут быть таковыми, что присущи обычным детям, так и идеосинкразическими - к примеру, страх автомобильных заправок. Аутизм не является причиной и бреда.

Классификация

Синдром Аспергера некоторые ученые рассматривают как легкий вариант аутизма. От классического аутизма отличается тем, что:

  1. Задержка развития словарного запаса и грамматики очень небольшая или отсутствует, но в других аспектах языка наблюдаются аномалии, как и при аутизме. Часто речь педантичная и высокопарная, интонации ненормальны. Жестикуляция может быть ограниченной или чрезмерной. Ребенок легко начинает монологи на любые темы, которые очень сложно остановить.
  2. Ранняя отчужденность менее характерна, чем при аутизме. Ребенок с синдромом Аспергера часто интересуется другими людьми. Но взаимодействия с другими людьми неуклюжи.
  3. Ограниченное и повторяющееся поведение больше всего проявляется в увлечениях или ограниченных интересах. Например, парковка игрушечного автомобиля.
  4. Выраженная неуклюжесть, предположительно, чаще наблюдается при , чем при аутизме.

Генерализованная недостаточная обучаемость без признаков аутизма . Речь отсутствует, как и символическая игра, если умственный возраст ребенка менее 12 месяцев. Социальная отзывчивость у таких детей на довольно высоком уровне, соответствующем умственному возрасту.

Генерализованная недостаточная обучаемость с признаками аутизма. У многих детей с диагнозом «генерализированная недостаточная обучаемость» имеются нарушения, затрагивающие общение, социальные взаимодействия и игру. Также у них в разной степени выражено повторяющееся и ограниченное поведение. Лишь малая часть таких детей имеют все основания для диагностики детского аутизма. Но у большинства можно диагностировать атипичный аутизм.

Синдром Ретта - это доминантное расстройство, сцепленное с Х-хромосомой, почти исключительно встречается у девочек и очень похоже на аутизм. Приблизительно в возрасте 1 год у ребенка случается глобальный регресс развития. Он теряет приобретенные до этого способности, замедляется рост головы, появляются характерные стереотипии в виде «мытья рук» и ограничение возможности пользоваться руками. У детей также наблюдаются эпизодические глубокие вздохи и смех без причины. Нарушения подвижности прогрессируют.

Большинство детей, которым диагностировали синдром Ретта, имеют достаточный уровень социальной отзывчивости, учитывая их низкий умственный возраст и физические ограничения.

(+38 044) 206-20-00

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни . Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача , чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации , возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой . Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе . Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Euro lab , чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Другие заболевания из группы Болезни ребенка (педиатрия):

Bacillus cereus у детей
Аденовирусная инфекция у детей
Алиментарная диспепсия
Аллергический диатез у детей
Аллергический конъюнктивит у детей
Аллергический ринит у детей
Ангина у детей
Аневризма межпредсердной перегородки
Аневризма у детей
Анемии у детей
Аритмия у детей
Артериальная гипертензия у детей
Аскаридоз у детей
Асфиксия новорожденных
Атопический дерматит у детей
Бешенство у детей
Блефарит у детей
Блокады сердца у детей
Боковая киста шеи у детей
Болезнь (синдром) Марфана
Болезнь Гиршпрунга у детей
Болезнь Лайма (клещевой боррелиоз) у детей
Болезнь легионеров у детей
Болезнь Меньера у детей
Ботулизм у детей
Бронхиальная астма у детей
Бронхолегочная дисплазия
Бруцеллез у детей
Брюшной тиф у детей
Весенний катар у детей
Ветряная оспа у детей
Вирусный конъюнктивит у детей
Височная эпилепсия у детей
Висцеральный лейшманиоз у детей
ВИЧ-инфекция у детей
Внутричерепная родовая травма
Воспаление кишечника у ребенка
Врожденные пороки сердца (ВПС) у детей
Геморрагическая болезнь новорожденных
Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС) у детей
Геморрагический васкулит у детей
Гемофилия у детей
Гемофильная инфекция у детей
Генерализованая недостаточная обучаемость у детей
Генерализованное тревожное расстройство у детей
Географический язык у ребенка
Гепатит G у детей
Гепатит А у детей
Гепатит В у детей
Гепатит Д у детей
Гепатит Е у детей
Гепатит С у детей
Герпес у детей
Герпес у новорожденных
Гидроцефальный синдром у детей
Гиперактивность у детей
Гипервитаминоз у детей
Гипервозбудимость у детей
Гиповитаминоз у детей
Гипоксия плода
Гипотония у детей
Гипотрофия у ребенка
Гистиоцитоз у детей
Глаукома у детей
Глухота (глухонемота)
Гонобленнорея у детей
Грипп у детей
Дакриоаденит у детей
Дакриоцистит у детей
Депрессия у детей
Дизентерия (шигеллез) у детей
Дисбактериоз у детей
Дисметаболическая нефропатия у детей
Дифтерия у детей
Доброкачественный лимфоретикулез у детей
Железодефицитная анемия у ребенка
Желтая лихорадка у детей
Затылочная эпилепсия у детей
Изжога (ГЭРБ) у детей
Иммунодефицит у детей
Импетиго у детей
Инвагинация кишечника
Инфекционный мононуклеоз у детей
Искривление носовой перегородки у детей
Ишемическая нейропатия у детей
Кампилобактериоз у детей
Каналикулит у детей
Кандидоз (молочница) у детей
Каротидно-кавернозное соустье у детей
Кератит у детей
Клебсиелла у детей
Клещевой тиф у детей
Клещевой энцефалит у детей
Клостридиозы у детей
Коарктация аорты у детей
Кожный лейшманиоз у детей
Коклюш у детей
Коксаки- и ECHO инфекция у детей
Конъюнктивит у детей
Коронавирусная инфекция у детей
Корь у детей
Косорукость
Краниосиностоз
Крапивница у детей
Краснуха у детей
Крипторхизм у детей
Круп у ребенка
Крупозная пневмония у детей
Крымская геморрагическая лихорадка (КГЛ) у детей
Ку-лихорадка у детей
Лабиринтит у детей
Лактазная недостаточность у детей
Ларингит (острый)
Легочная гипертензия новорожденных
Лейкоз у детей
Лекарственная аллергия у детей
Лептоспироз у детей
Летаргический энцефалит у детей
Лимфогранулематоз у детей
Лимфома у детей
Листериоз у детей
Лихорадка Эбола у детей
Лобная эпилепсия у детей
Мальабсорбция у детей
Малярия у детей
МАРС у детей
Мастоидит у детей
Менингиты у детей
Менингококковая инфекция у детей
Менингококковый менингит у детей
Метаболический синдром у детей и подростков
Миастения у детей
Мигрень у детей
Микоплазмоз у детей
Миокардиодистрофия у детей
Миокардит у детей
Миоклоническая эпилепсия раннего детского возраста
Митральный стеноз
Мочекаменная болезнь (МКБ) у детей
Муковисцидоз у детей
Наружный отит у детей
Нарушения речи у детей
Неврозы у детей
Недостаточность митрального клапана
Незавершенный поворот кишечника
Нейросенсорная тугоухость у детей
Нейрофиброматоз у детей
Несахарный диабет у детей
Нефротический синдром у детей
Носовое кровотечение у детей
Обсессивно-компульсивное расстройство у детей
Обструктивный бронхит у детей
Ожирение у детей
Омская геморрагическая лихорадка (ОГЛ) у детей
Описторхоз у детей
Опоясывающий герпес у детей
Опухоли головного мозга у детей
Опухоли спинного мозга и позвоночника у детей
Опухоль уха
Орнитоз у детей
Осповидный риккетсиоз у детей
Острая почечная недостаточность у детей
Острицы у детей
Острый гайморит
Острый герпетический стоматит у детей
Острый панкреатит у детей
Острый пиелонефрит у детей
Отек Квинке у детей
Отит среднего уха у детей (хронический)
Отомикоз у детей
Отосклероз у детей
Очаговая пневмония у детей
Парагрипп у детей
Паракоклюш у детей
Паратрофия у детей
Пароксизмальная тахикардия у детей
Паротит у детей
Перикардит у детей
Пилоростеноз у детей
Пищевая аллергия ребенка
Плеврит у детей
Пневмококковая инфекция у детей
Пневмония у детей
Пневмоторакс у детей

«Человек дождя» – так назывался фильм, в котором главным героем был человек с синдромом аутизма. Сегодня мы исследуем, что такое аутизм и как он проявляется, как это заболевание влияет на ближайшее окружение человека и что делать, чтобы минимизировать его последствия, а также узнаем, лечится ли аутизм.

Итак, что это такое? Аутизм – это расстройство, основная причина которого лежит в проблемах развития центральной нервной системы, оно выражается в трудностях общения и социального взаимодействия. Данное заболевание начинает проявляться в раннем возрасте, обычно до трех лет; иногда у ребенка выражены лишь отдельные симптомы, а это значит, что у него может быть аутичный синдром или расстройство аутичного спектра.

Многие, сталкиваясь с научной информацией о данном расстройстве, часто задаются вопросом – что такое аутизм простыми словами? Аутизм, если дать ему простое определение, это расстройство, при котором человек как бы погружен в себя и свой внутренний мир, его по большому счету не интересует то, что происходит снаружи, также ему свойственен весьма ограниченный набор эмоциональных реакций, поэтому окружающие люди и события его не «трогают».

Симптомы

Важно знать основные признаки аутизма. Они могут проявляться не все, и степень их выраженности может быть разной, но при этом даже при проявлении некоторых из них важно обратиться к врачу, так как ранний детский аутизм нуждается в своевременной диагностике. Однако понять, как определить данное расстройство самостоятельно, очень сложно, потому что определить аутизм способен только специалист.

Важно знать, как распознать аутизм, это может помочь родителям заметить первые «звоночки». Исследователи чаще рассматривают детский, а не взрослый аутизм и его симптомы. Но практически все признаки можно разделить на несколько условных групп:

1. Нарушения, связанные с функционированием речи:

  • Почти полное отсутствие невербального общения (мимики, жестикуляции). Создается ощущение, что ребенок ничего не ощущает и не переживает, выражение его лица практически никогда не меняется.
  • Скудная речь (в некоторых случаях ребенок в речи может использовать несколько слов или фраз).
  • Отсутствие улыбки, зрительного контакта с собеседником (ребенок смотрит в сторону, не реагирует на собеседника).
  • Нормальное развитие речи, но отсутствует способность говорить с кем-то другим, поддерживать или инициировать беседу (даже при попытках с ним заговорить может игнорировать собеседника).
  • Эхолалия – этот признак связан с беспорядочным и неконтролируемым повторением разных слов и фраз, которые были услышаны в чужой речи.
  • Монотонная, эмоционально не окрашенная речь (говорит все на одной ноте, вне зависимости от содержания монолога).

2. Нарушения, связанные с социальными навыками:

  • Отсутствие желания контактировать со сверстниками (родителям важно помнить, что принуждение ребенка к общению может только навредить).
  • Отсутствие реакций на чувства других людей, вне зависимости от того, родные это или незнакомцы (родителям не стоит пытаться воспитывать ребенка, апеллируя к тому, что некорректное поведение малыша заставляет их грустить или расстраиваться).
  • Отсутствие желания делиться трудностями, которые возникают у ребенка в жизни, так как он не чувствует своей связи с окружающими (даже попытки что-то «вытащить» из ребенка приведут скорее к его сопротивлению, чем к положительному результату).
  • Отсутствие подражания и перенимания мимических реакций у других людей, а также жестикуляции, либо использование ее в ситуации, которая требует другой реакции (ребенок в грустной ситуации может выражать на лице «маску радости»).

3 Нарушения, связанные с эмоциональной сферой, а также со сферой мышления:

  • Нервозность и отчужденность (нужно понимать, что ребенок в основном ведет себя спокойно, но при изменении внешней среды он будет проявлять нервозность и беспокойство; также важно понимать, что ребенок практически всегда будет выглядеть несколько отстраненным и погруженным в себя).
  • Истерические припадки при значимых изменениях внешнего окружения (это может быть что угодно: не тот цвет тарелки, передвинутые коробочки – любые изменения будут сопровождаться сильнейшими эмоциональными всплесками).
  • Играет один (может длительное время проводить, играя в любимые игры, решая шарады, головоломки или просто передвигая предметы, у такого крохи нет интереса к другим детям).
  • Не развито воображение – разговоры о чем-то воображаемом, нереальном не вызывают у ребенка интереса. Нужно сказать, что ему сложно фантазировать, что-то представлять себе из-за недостаточно развитого образного мышления.
  • Есть «любимый» предмет, часто может держать его в руках, редко выпускать, при потере может быть сильная эмоциональная реакция.
  • Повторение одних и тех же действий (имеет свою последовательность действий, которую повторяет каждый раз, – не стоит ее прерывать или пытаться изменить, ведь как для ребенка, так и для взрослого это попытка определенным образом настроиться, «собраться»).
  • Концентрация внимания на одном предмете (с трудом переключает внимание с одного на другое, его крайне сложно вывести из состояния сосредоточенности).

Важно знать, что первые признаки или симптомы аутизма у каждого человека будут выражаться по-своему (но, как утверждают исследователи, часто первичный симптом – это расстройство речи, хотя оно может быть признаком и других заболеваний).

Поэтому сложно сказать наверняка, закрытость или изолированность – действительно ли это признаки аутизма у детей. Естественно, проявление данных признаков не вызовет у ребенка страха или ощущения, что что-то идет не так, а вот у взрослых, у родителей, это может вызвать испуг, поэтому стоит не ставить самостоятельных диагнозов.

Виды

На данный момент такое расстройство, как аутизм, или, как еще его называют, ранний детский аутизм, классифицировано и разделено на определенные подвиды, у каждого из которых есть свои признаки. У пациентов могут проявляться различные симптомы, и это могут быть совершенно разные виды аутизма.

Чтобы понять, что это за болезнь, важно знать, какие выделяют формы аутизма:

1. Глубокий аутизм (синдром Каннера) – нужно сказать, что подвержены этому заболеванию в большей степени мальчики, чем девочки. Такие дети отличаются замкнутостью, погруженностью в себя, стремлением упорядочивать предметы вокруг, не контактируют с окружающими, не проявляют эмоций, не реагируют на свое имя, избегают зрительных контактов.

2. Атипичный аутизм у детей отличается от классического расстройства тем, что его признаки могут проявиться гораздо позже обычного (после трех лет). Часто такое расстройство еще называют приобретенный аутизм, так как по всем признакам он развивается позже обычного расстройства.

3. Синдром Аспергера – это один из самых мягких видов данного расстройства, его еще называют легкая форма аутизма. Это синдром, проявляющийся в проблемах в установлении и поддержании социальных контактов, потребности в одиночестве, избегании группового взаимодействия, недостаточной гибкости и подвижности мышления, навязчивости, с трудом принимаются любые изменения в окружающей среде, могут быть трудности в невербальном выражении себя.

В целом ребенок, подверженный данному синдрому, практически не отстает в речевом развитии и развитии мышления, это легкая и достаточно «комфортная» по сравнению с другими степень аутизма.

4. Расстройство невербального обучения – здесь проявляются трудности в проявлении невербалики, сложности с развитием наглядно-образного мышления, могут быть проблемы с равновесием, ощущением своего тела в пространстве, буквальное понимание того, что говорится в переносном смысле, слабая зрительная память.

5. Комплексное расстройство – в случае этого расстройства у ребенка проявляются сложности не только социального развития, но и физического (общая слабость тела, ограниченные движения).

6. Высокофункциональный аутизм – это вид аутизма, при котором человек достаточно хорошо адаптируется к жизни. Также высокофункциональный аутизм – это не самостоятельное заболевание, а лишь определение тех людей, которые смогли адаптироваться в социуме, несмотря на свое заболевание.

7. Нарушения семанто-прагматические – в данном случае основными проявлениями являются сложности в развитии речи, больной может не понимать речь, в особенности абстрактные понятия, юмор, скрытый подтекст.

8. Мультикомплексное расстройство – данное заболевание объединяет в себе множество различных симптомов, связанных как с задержкой развития речи, мышления, так и с трудностями в эмоциональной сфере, а также проблемы с установлением контакта – как вербального, так и невербального.

9. Гиперлексия – расстройство, связанное с трудностями в понимании и усвоении речи, трудностями в установлении контактов с другими людьми, трудностями развития мышления (у больного развито конкретное мышление, а абстрактное практически не функционирует).

Причины и лечение

Самый главный вопрос на сегодняшний день – это причины возникновения данного расстройства. На самом деле точной информации о том, каковы причины аутизма у детей — нет.

Ученые-исследователи считают, что аутизм – это расстройство, причины которого – это и травмы во время родов, и инфекционные заболевания, и черепно-мозговые травмы, и врожденная дисфункция нервной системы.

Также до сих пор нет точного понимания, как аутизм передается по наследству и влияет ли наследственный фактор на проявление расстройства. Исследователи утверждают, что некоторая генетическая предрасположенность у больных всегда присутствует. Важно помнить, что в группу риска входят в основном мужчины, так как они являются носителями гена, который может передаваться и быть возбудителем заболевания.

Диагностика аутизма – это достаточно сложный процесс, так как симптомы его разнообразны и пересекаются с другими заболеваниями. Поэтому для того, чтобы поставить такой диагноз, необходимо длительное обследование несколькими специалистами с использованием различных психологических, психофизиологических и медицинских методов. Выявлять симптомы бывает непросто, и на это может уйти достаточное количество времени.

Что касается лечения, то это процесс также весьма непростой, ведь особенности того, как лечить аутизм, будут зависеть от сложности расстройства. Сегодня многие озадачены тем, а можно ли вылечить аутизм? Важно понять, не как лечить расстройство, потому что лечению в общепринятом смысле слова оно не поддается, а как помочь ребенку социализироваться и адаптироваться к окружающей среде.

Что важно, так это, конечно, хорошая психотерапия и грамотное обучение ребенка – всё, что поможет ему развиваться и быть активным в социуме:

  • Индивидуальная работа с ребенком, обучение его социальным навыкам, начиная с самого простого. Это может быть мягкая коррекция и терапия аутизма, когда ребенка не принуждают, а как бы включают в деятельность.
  • Привлечение к терапии родителей, так как с них важно снять внутреннее напряжение и дать им возможность понять, что выход из сложившейся ситуации есть.
  • Регулярное выполнение совместно с ребенком различных заданий на развитие образного мышления, представление разных образов, воображение ситуаций.
  • Занятия по обучению ребенка невербальным проявлениям (обычно на занятиях ребенку объясняют, когда и какая эмоциональная реакция уместна).
  • Медленный, постепенный ввод ребенка в детский коллектив (здесь важно все делать максимально тактично, чтобы ребенок привык к детям, а дети – к нему).
  • Лечение аутизма у детей иногда может содержать и медикаментозную программу, но это всегда будет зависеть от течения болезни. Излечить данное расстройство только таблетками невозможно.
  • Некоторые терапевты считают, что определенная диета при аутизме также может ускорить выздоровление больного. Поэтому важно приобрести те продукты, которые будут стимулировать развитие ребенка.
  • Еще стоит знать, что симптомы и лечение данного расстройства во многом взаимосвязаны: если будут проявляться одни признаки, то будет актуален один вид терапии, если другие, то и терапия изменится.

Нужно сказать, что детский аутизм многообразен и подходов к работе с такими детками тоже много. Аутизм у взрослых – это более сложная ситуация, где многие симптомы могут быть выражены сильнее, что будет затруднять работу с больным. У взрослого процесс лечения также будет основываться на терапии и обучении, детальном, планомерном и постепенном.

Важно помнить, что работа с детьми и взрослыми, имеющими синдром аутизма, требует терпения, выдержки и любви. Не важно, это аутизм у ребенка или аутизм у взрослых – это расстройство необычно и нуждается в тщательной диагностике и не менее тщательной терапии. Стоит помнить о том, что ребенку и взрослому с разной степенью выраженности данного расстройства обязательно следует наблюдаться у врача.

Понимание того, что такое аутизм у ребенка, дает вам возможность увидеть, как проявляется аутизм, и понять, что это не так страшно, как можно предположить. С этим заболеванием адаптируются, живут, и нужно сказать, есть некоторые известные люди с аутизмом, которые нашли свою уникальность и индивидуальность в этом расстройстве (Вуди Аллен, Ван Гог, Энди Уорхол, Авраам Линкольн и др.). Автор: Дария Потыкан

В последнее время в сети набирает популярность термин аутист, которым принято оскорблять собеседников, замечая за ними определенные склонности в разговоре при переписке. На самом деле это достаточно серьезное отклонение от нормы, и множество больных людей являются аутистами. Так кто такой аутист, каковы признаки этого заболевания?

Считается, что аутистом является тот человек, который не может влиться в общество на социальном, эмоциональном и прочих уровнях.

С возрастом синдром аутизма не дает абстрагироваться даже в простой разговор, а человек практически полностью замыкается в своем внутреннем мире. При этом различают множество проявлений аутизма, каждое из которых свидетельствует об определенном психопатическом состоянии.

Распространен ли аутизм и насколько сильным является это отклонение?

Аутизм является достаточно сильным отклонением от нормы, но явление это на самом деле мало распространено. Считается, что наиболее подвержен этому заболеванию мужской пол, но на самом деле оно обоюдно и среди женского пола также распространено, но менее выражено (женщины по природе своей более скрыты эмоционально).

Какие особенности имеет аутизм

  • Считается, что есть несколько стадий аутизма. Причем при самой легкой определить в человеке аутиста сложно - отклонение незначительное и поведение его будет скорее своеобразным, чем сильно отличающимся от нормы.
  • Аутизм не считается отклонением в умственном плане - множество людей, подверженных этому расстройству психики, имеют хороший ум и могут представлять собой достаточно неординарные, но талантливые личности.

  • Если же у человека зафиксирована тяжелая степень аутизма, то это является уже серьезным отклонением, которое раньше квалифицировалось психиатрами не иначе, как шизофрения или даже психопатия. Теперь же есть более корректное объяснение такому поведению, но лечения оно требует в любом случае.

Что именно делает человека аутистом? Сложно сказать, так как спровоцировать такое поведение могут различные факторы. Как правило, за это отвечает непосредственно мозг, поэтому в какой-то степени заболевание это физиологическое.

Повлиять на него можно специально подобранными медикаментами, но далеко не во всех случаях это будет работать.

Современная медицина сходится во мнении, что аутизм передается генетическим путем, поэтому является наследственным, но вот будет он проявлен в ребенке или нет - зависит только от его воспитания и социализации. Если с этим на всех этапах взросления был порядок, то беспокоиться в принципе не о чем. Кроме того, важную роль в этом вопросе играют и психологические отклонения, которые важно зафиксировать еще в самом раннем возрасте и постараться скорректировать.