Авгарь 5. Спас нерукотворный

АВГАРЬ , царь едесский. Рассказ о жизни и деяниях этого царя мы заимствуем у историков восточных и главным образом от армян.

Если бы мы ограничились свидетельством одних историков греческих и латинских, мало имевших сведений о делах, происходивших в Азии, не сведущих ни в языке, ни в нравах азиатов, то могли бы даже отвергать существование этого могущественного государя, усмирившего обширную Персидскую монархию и царство Армянское. Авгарь, сын Арзама, который, захватив престол брата своего Тиграна, был утвержден императором Августом в Армении, родился за несколько лет до Спасителя мира. Его мудрость, доброта и другие добродетели дали ему имя Авакаир, что по-армянски значит «человек по преимуществу», которое греки странным образом обезобразили под именем Авкаир или Ав-гарь.

Древние народные предания прославляют его красоту, мужественный вид и чудеса храбрости и неустрашимости, показанные еще в юношеском возрасте . Он еще в детстве лишился своего отца Арзама, оставившего его владетелем Месопотамии и четырех Армении.

Военные дела Авгаря начались жестоким отпором Ироду, желавшему принудить Авгаря поставить его статую в храмах Едесского царства близ статуи Августа . Поражение царя иудейского привлекло к нему внимание римского императора, который думал, что эта блестящая победа подаст мысль о возмущении против Рима и о приобретении совершенной независимости. Авгарь, опасаясь пришествия римских войск, понял, что должен отправиться в Рим и дать отчет императору в своем поведении.

В Риме он был три года. Здесь он возобновил союз с империей и возвратился в свое отечество с честью и уважением. По прибытии в Низиб царь едесский начал полезные работы: воздвигнул великолепные здания и построил в Месопотамии город Авгарьзат. Потом перенес свою столицу в Едессу, которую восстановил и укрепил.

Смерть Арзавира, царя персидского, бросила семя раздора между тремя его сыновьями, из которых каждый присваивал себе право наследства. Авгарь избран был судьей в этом деле и принял сторону старшего сына, Артака. Суд его добровольно был принят всеми партиями, и спокойствие восстановилось в Персии.

Между тем завистливые царедворцы римского двора чернили поведение Авгаря перед императором Тиберием (Тиверием), представляя его князем беспокойным и честолюбивым, который с намерением производил раздоры в Персии, чтобы отделить ее от Римской империи. Ирод Антипатр вознес на него другое, равно несправедливое обвинение. Для оправдания себя Авгарь посылал своего поверенного Ананию к полководцу Марину, находившемуся тогда в Палестине.

По возвращении из Иерусалима Анания рассказал ему все, что слышал о Мессии, который проходил Иудею, делая добро. Рассказ о Его чудесах удивил царя, который увидел в Нем Сына Божия. Эти чудеса, говорил он, не во власти человека; власть воскрешать мертвых принадлежит только одному Божеству. Около этого времени царь поражен был ужасной болезнью.

Врачи без успеха истощили все свое искусство. Наконец царь решился обратиться к Мессии, в надежде получить от Него исцеление, и написал к Нему следующее письмо: «Авгарь, сын Арзама, князь едесский, Иисусу-Спасителю и благодетелю, недавно появившемуся в Иерусалимской стране, приветствие! Я слышал о Тебе и о исцелениях, производимых Твоими руками, без всякого лекарства; говорят, что Ты даешь слух глухим, зрение слепым, заставляешь ходить хромых, изгоняешь злых духов, даруешь здоровье расслабленным и воскрешаешь мертвых. Узнав об этом, я подумал, что Ты или Бог, сошедший с неба, или Сын Божий, почему и прошу Тебя прийти и исцелить меня от болезни, которой давно страдаю.

Я узнал также, что иудеи ненавидят и преследуют Тебя. Мой город хотя небольшой, однако ж довольно удобен и может быть достаточным для нас обоих!» Податели письма нашли Иисуса Христа в Иерусалиме, что показывают евангелисты, говоря, что «некоторые язычники искали Его». Иисус Христос, получив это письмо, не пошел в Едессу, но написал Авгарю следующий ответ: «Блаженны те, которые не видят и веруют в Меня.

Ибо обо Мне написано, что те, которые видят, не веруют в Меня, а те, которые не видя веруют в Меня, и получают жизнь . Ты просил Меня прийти к тебе; но Мне должно исполнить то, для чего Я послан. По исполнении же Я отойду к Пославшему Меня и пошлю к тебе одного из Моих учеников, чтобы он исцелил твою болезнь и дал жизнь тебе и всем находящимся с тобой».

Авгарь получил это письмо от Анании, который в то же время вручил ему образ Спасителя, сохраняемый в Едессе и доселе. По вознесении Иисуса Христа Фома, один из двенадцати апостолов, послал Фаддея, одного из семидесяти двух учеников, в город Едессу для исцеления и просвещения Авгаря. Фаддей остановился в доме Товии, князя иудейского, говорят, происходившего из фамилии Пагратидов, сохранявшего закон Моисеев среди язычников и обращенного впоследствии ко Христу.

Скоро весть о нем распространилась во всем городе, и лишь только Авгарь узнал о нем, то сказал: «Это тот, о котором мне писал Иисус» . Он просил его к себе, и когда Фаддей вошел в дом, лицо его показалось лучезарным Авгарю, который, встав со своего трона, пал ниц и сказал: «Если ты ученик блаженного Иисуса, то можешь ли исцелить меня?» Фаддей отвечал: «Если ты веруешь во Иисуса, Сына Божия, то твоя молитва будет услышана». Авгарь сказал ему: «Верую в Него и Его Отца и посему-то хочу идти с войском для истребления иудеев, распявших Его».

Тогда Фаддей просветил его и весь город; потом, возложив на него руки, исцелил его, так же как и Авдию, одного из вельможей двора . Авгарь и весь город уверовали в Иисуса Христа. Врата храмов были заперты, и идолы ниспровержены.

Авгарь умер, благословляемый своим народом, достигнув глубокой старости. Эти свидетельства взяты нами у Моисея Хоренского, древнейшего из армянских историков. Вслед за приведенными нами письмами он сообщает нам другое письмо к императору Тиберию, в котором Авгарь жалуется на нечестивый поступок иудеев. Тиберий отвечал ему, что он хочет наказать их, но смерть помешала исполнению его намерения.

Давно хотел написать подобный пост, но френд Руслан Давидов опередил.

Когда уважаемые армяне рассказывают вам, что Армения - первая в мире страна, принявшая христианство в качестве государственной религии, это, мягко говоря, неправда. Первым в мире христианским государством стала ассирийская Осроена (по ассирийски Бет - Осройо ) во главе с царём Абгарем V Уккамой , с чьим именем связана история о Нерукотворном Образе Иисуса Христа . Даже историки, скептически относящиеся к рассказу церковного историка Евсевия Кесарийского, относят христианизацию Осроены ко временам Абгаря IX Великого , правившего веком ранее крещения армянского царя Тиридата Великого.

Армянская фреска с изображением св. Абгара

Разоблачению этого мифа и посвящен пост Руслана Давидова. Оригинал .

Миф об армянстве ассирийского царя Абгара Укамы, который по церковному преданию первым из царей принял христианство, свое начало берет от Мовсеса Хоренаци, как его еще называют - Геродот армянской истории. В его труде "История Армении" царь Аршам назван отцом Абгара.

Но история знает двух царей Армении с именем Аршам. Это
Аршам I (ок. 240 до н. э.), который первым из армянских царей стал чеканить монеты и его преемник Аршам II (ок. 230 до н. э.). Как видим оба царя жили за два столетия до царя Абгара и, как минимум близких родственных связей иметь не могли.

Дело в том, что Мовсес Хоренаци имя Аршама связал с царем Абгаром по недоразумению:

« Исследователи и комментаторы «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци отмечают, что это имя возникло по недоразумению: у царя Эдессы Абгара было прозвище Укама («Черный» которое в армянском переводе «Церковной истории» Евсевия Кесарийского передано в форме Арджама (от арджн - «черный»), а в переводе труда Лабубны (см, прим. 367) — Аршама. «Абгар Аршама» было воспринято как «Аршамов Абгар», т. е. Абгар, сын Аршама. Отсюда возникло представление, что Абгару на троне Эдессы предшествовал Аршам. К этому, однако, мы должны добавить, что имя Аршам, как таковое, не является случайным среди имен армянских царей. Так именовался один из царей династии Ервандакан (Ервандуни) (Арсамес), царствовавший в Коммагене-Софене в 30-е гг. III в. до н. э. и основавший городя Аршамашат в Софене и две Арсамеи в Коммагене. »

****
«В работах Ю. Веселовского (1900 г.)58 и Гарегина Левоняна (1941 г.)1 театр в Северной Месопотамии рассматривается как армянский античный: театр, а сам Абгар Укамо — как армянский царь, один из преемников Тиграна и Артавазда.
Леон Калантар в рецензии на книгу Гарегина Левоняна справедливо возразил против этой точки
зрения, указав, что Абгар давно уже признан сирийцем, а его театр — явление сирийской культуры1. »

В недавно обнаруженом месте погребения царской династии в Замке Урфы (Эдессы) содержится надпись на ассирийском языке «Великий царь Абгар V Укама Манну, первый христианский правитель Эдессы»
http://www.bnetha.org/news/2016-07-10-267

Примечательно, что в надписи он назван царем Эдессы, а не Армении, как у Мовсеса Хорненаци.

История принятия армянским царем Абгаром и его семьей и городом христианства

Около этого времени император назначил тысяченачальником над Финикией и Палестиной, Сирией и Месопотамией Марина, сына Сторгия. Абгар отправил к нему в город Беткубин двух своих вельмож: Мара Ихаба, бдеашха Алдзнийского, и Шамшаграма, владыку рода Апахуни, а с ними Анана, доверенного ему человека, чтобы объяснить ему причину своего посещения Востока, предъявив запись договора между Арташесом и его братьями, и заручиться его поддержкой. Они застали его в Элевтерополе. Приняв их дружески и с почестями, он передал Абгару такой ответ: «Не опасайся императора по этому поводу; только исправно и сполна выплачивай дань». На обратном пути они отправились в Иерусалим повидать Спасителя нашего Христа, побуждаемые молвой о чудесах, и, оказавшись их очевидцами, рассказали Абгару. Пораженный Абгар искренне уверовал, что это истинный Сын Божий, и сказал: «Это возможности не человека, а Бога, ибо никто из людей не может воскрешать мертвых, но только Бог». И так как его тело было поражено страшной болезнью, постигшей его в персидской стране за семь лет до этого, и он не имел возможности сам идти в Иудею, то послал просьбу Господу Иисусу, умоляя Его прийти к Нему в Эдессу. Не имея же уверенности, что просьба будет исполнена, Авгарь отправил в Палестину искусного живописца Ананию, поручив ему изобразить на иконе лицо Господа; царь желал иметь хотя ту отраду в своей болезни, что будет видеть изображение лица Христа Иисуса; столь велика была у него любовь ко Христу, внушенная верою по слуху.

«Абгар, сын Аршама, правитель страны, Иисусу Спасителю и благодетелю, явившемуся в стране Иерусалимской, (шлет) привет. Прослышал я о тебе и о врачевании, творимом руками твоими без зелья и кореньев. Ибо, как говорят, ты даешь прозреть слепым и ходить хромым, очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов и исцеляешь страждущих также застарелыми болезнями. Ты даже воскрешаешь мертвых. Когда я услышал все это о тебе, я уверился в своих мыслях в одном из двух: либо ты Бог, сошедший с небес, и совершаешь это, либо же ты Сын Божий и творишь это. Поэтому я и пишу к тебе с мольбой потрудиться прибыть ко мне и излечить от болезни, которой я страдаю. Слышал я также, что иудеи ропщут на тебя и хотят предать тебя му-чениям; мой город невелик и красив, его хватило бы для нас обоих». Посланцы, отвезшие письмо, встретили Иисуса в Иерусалиме. Об этом свидетельствует и Евангельское слово, что «из пришедших к нему некоторые были язычники». Поэтому услышавшие (их) не осмеливаются сказать Иисусу и говорят Филиппу и Андрею, а те передают Иисусу. Но сам Спаситель не согласился в то время прийти на призыв Абгара, а удостоил его письма в таком роде. Ответ на послание Абгара, написанный апостолом Фомой по приказанию Спасителя: «Блажен, кто верует в меня, не видавши меня. Ибо написано обо мне: видящие меня не уверуют в меня, не видящие уверуют и будут жить. А о том, что ты мне писал прийти к тебе, то должно мне свершить здесь все, для чего я послан. И когда я свершу это, я вознесусь к тому, кто меня послал. Когда же вознесусь, пришлю одного из здешних моих учеников, дабы он вылечил твои болезни и дал жизнь тебе и присным твоим (Затем Господь приказал принести воду и, умыв пресвятое лицо Свое, отер его поданным Ему четвероконечным убрусом. И о чудо! Простая вода обратилась в краску, и на убрусе отпечаталось пресвятое подобие Божественного лица. Отдавая это изображение Анании вместе с письмом, Господь сказал: «Неси, отдай пославшему тебя».(по одной из версий, это послание принес Анан, вестник Абгара, вместе с изображением лика Спасителя, которое хранится в городе Эдессе и поныне). После вознесения Спасителя нашего апостол Фома, один из двенадцати, послал оттуда одного из семидесяти - Фаддея в Эдессу вылечить Абгара и благовествовать слово Господне. Тот, явившись, зашел в дом некоего Тубии, иудейского вельможи, по слухам, из рода Багратуни, который в свое время скрылся от Аршама и не отступился от иудейства, подобно прочим своим сородичам, а остался верен его законам, пока не уверовал во Христа. Весть о Фаддее облетела весь город; услышал Абгар и сказал: «Это тот, о котором писал Иисус». И тотчас призвал его. И стоило тому войти, как Абгару явилось дивное видение на его лике. И поднявшись с престола, он пал виц и поклонился ему. И удивились все присутствовавшие вельможи, ибо не узрели видения. И сказал ему Абгар: «Действительно ли ты ученик благословенного Иисуса, которого он обещал прислать ко мне сюда, и можешь ли ты излечить мою болезнь?» И Фаддей ответил ему: «Если уверуешь во Христа Иисуса, Сына Божьего, дастся тебе желание сердца твоего». Абгар сказал ему: «Я уверовал в него и в Отца его. Поэтому я пожелал прийти со своим войском и истре-бить иудеев, распявших его, но был остановлен римскими властями». После этих слов Фаддей принялся благовествовать ему и горо-ду его и, положив руку на него, исцелил его и подагрика Абдиу, правителя города, почитаемого во всем царском доме. Исцелил также всех больных и недужных в городе. И уверовали все, и крестились сам Абгар и весь город. Заперли двери храмов идолов, а их изображения, стоявшие на алтаре и столпе, плотно прикрыли тростником. Хотя никого не принуждали к принятию веры, число уверовавших с каждым днем умножалось. Апостол Фаддей крестил некоего мастера по шелковым головным уборам и, дав ему имя Аддэ, рукополагал духовным главой Эддесы и оставил вместо себя при царе. Сам же взял у Абгара грамоту, (предписывающую) всем внимать Евангелию Христа, и прибыл к Санатруку, сыну сестры царя, который управлял нашей страной и войсками.

Мовсес Хоренаци

«История Армении»

ЛЕГЕНДА О ЦАРЕ АВГАРЕ

МЕСЯЦА АВГУСТА В 16 ДЕНЬ. ПЕРЕНЕСЕНИЕ НЕРУКОТВОРЕННОГО ОБРАЗА ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ИЗ ЭДЕССЫ В ЦАРЬГРАД

Господи, благослови, отче!

Необходимо побеседовать именно о самой благодати бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Когда он сотворил прекрасно много чудес и всем народам стало известно об Иисусе, услышал об этом Авгар, князь эдесский, который страдал от черной проказы и неприятной немощи. И пожелав своими глазами видеть самого Создателя и не будучи в состоянии, Авгар послал к Иисусу умоляющее послание, говоря в нем так: «Я слышал о тебе, господи, и о твоих исцелениях, совершаемых лишь словом. Ты даешь исцеление болящим: слепым - прозрение, хромым - возможность ходить, глухим - слышать. Очищаешь прокаженных и мучимых долговременными недугами исцеляешь. И кровоточивую женщину, прикоснувшуюся к одеждам твоим, ты исцелил и мертвых воскрешаешь. И я услышал, и понял сердцем своим, что ты один из двух, сошедший с небес, и что ты - Сын божий. Слышу же и то, господи, что иудеи ропщут на тебя и хотят убить. Город же мой невелик, а люди в нем добры. И его будет достаточно нам обоим».

Говорит Иисус Анании, посланному Авгаром к Иисусу: «Знай впредь, за то, что, не видев меня, уверовал, здоровье тебе уготовано. Я послан исполнить всю правду, а потом предстоит мне взойти туда, откуда я снизошел. И вот, пошлю я к тебе одного из учеников моих - Фаддея, дабы недуг твой он исцелил».

Когда Авгар услышал такие слова, он послал писца, искусного в писании икон, в Иерусалим, дабы он написал образ Иисусов тайно на плащанице. И пришел Лука в Иерусалим, и вошел в собрание, где Иисус учил, и, встав в удаленном месте, стал писать образ Иисусова лика природными красками, недоумевая, как ему удастся постигнуть непостижимое божественное Слово. Однако тайноведец происходящее тайно сделал явным. И тотчас Иисус воззвал, говоря: «Лука, Лука, Авгаров посол, дай мне плащаницу, что принес от Авгара».

И вошел Лука в собрание, и отдал Иисусу плащаницу. И тотчас воды попросил Иисус и омыл пречистое и божественное свое лицо водою, а плащаницею отерся. О чудо, выше ума, превосходящее разум! Простая та вода преобразовалась в краски и, скатившись, закрепилась на плащанице, и явился образ Иисусов на плащанице, так что ужаснулись и в страхе все были. И отдал его Иисус Фаддею апостолу и послал его в град Эдессу, где лежал Авгар болящий на одре шесть лет. И отправились Лука-посол с Фаддеем, неся нерукотворенный образ. И пришли они в место, называемое Иераполь, и остановились за городом в гостинице. И опасаясь, спрятали образ Господень между двух глиняных плит. И явился столп огненный с небес, и встал над тем местом, где был спрятанный образ Господень. Когда же стража увидела такое чудо, завопила громким голосом. И когда услышали все люди в городе, всполошились, и было смятение великое в городе. Фаддей же и Лука быстро взяли образ Господень и отправились в путь свой. Когда же пришли горожане на место, где стоял огненный столп, ужаснулись и пали ниц и, взглянув, увидели, что отпечатался тот образ Господень на одном из камней. Они же, горожане, взяв этот отпечаток, понесли в город. И когда они вошли в городские ворота, вот, стали собираться слепые, хромые, бесноватые и прокаженные, кричащие и взывающие: «Иисус, Спас бога вышнего, помилуй нас!» И, прикасаясь к подобию образа Господня, получали исцеление. Когда же увидели горожане те преславное это чудо, то прославили всемилостивого бога и уверовали в святую Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа.

Когда же Фаддей с послом подошли к городу Эдессе и были за версту от него, появился некий хромец ползающий и, увидев апостолов господних, закричал, говоря: «Помилуй меня!» И прикоснулся апостол господень, который нес образ господень, к нему, и тотчас же вскочил хромой и побежал быстро в город впереди апостолов. И, увидев его, все горожане дивились, говоря: «Не это ли сын той вдовицы, что ползал на коленках?» Одни говорили: «Он», а другие: «Похож на него». И быстро доложили о нем князю Авгару. И он призвал его к себе и спросил его: «Кто тебя исцелил?» Ответил юноша, сказав: «Когда я был за версту от города и просил у прохожих милостыню, некий человек шел по дороге с другом. Я стал просить у них милостыню. И один из них прикоснулся ко мне, и, вскочив, я выздоровел совсем, каким ты меня и видишь». Авгар же подумал, что это - Христос, и послал множество слуг навстречу. И идя, они встретили апостолов, несущих образ Спасов нерукотворенный. И когда они пришли в палату к Авгару, где он лежал на одре немощный шесть лет, Авгар, увидев убрус, на нем образ Иисуса Христа, тотчас захотел от радости как бы привстать с одра, на котором лежал. И тут же вскочил с одра и сделался здоровым в один миг всем телом, как будто и не болел никогда. И он освободился от неисцелимых страданий, и пал пред пречистым образом, и стал с любовью класть поклоны. И потом сказал Авгар апостолу Фаддею: «Что мне следует делать?» И сказал ему апостол: «Крестись!» И он крестился в граде Эдессе с женою и с детьми, и всех, относящихся к дому его, крестил апостол. И весь город его крестился во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Пречистую же ту и чудную плащаницу, на которой образ Христов, князь Авгар повелел над вратами городскими, оборудовав почетное и хорошо сделанное место, устроить. Он отдал приказ, чтобы всякий человек, входящий в город или выходящий, сперва святому и честному образу поклонился, а потом вошел в город или вышел, написав так над ним: «Владыка многомилосердный, Христос, боже наш, надежда для всех стран света, помилуй нас, ибо в тебя веруем. Всякий, надеящийся на тебя, не ошибется в ожиданиях».

Потом же, когда прошло много лет, некий идолопоклонник стал властителем града того; он захотел божественную икону ту Христову уничтожить, поставив вместо нее бесовское изваяние мерзких идолов. Узнав об этом, епископ града того задумал замысел. Поскольку место было округлым, как бы в виде каменного свода там, где был образ Спасов, то епископ ночью, когда никто не знал, зажег светильник пред божественным образом и заложил кирпичом. Плитами и известью снаружи изображение иконы он оградил и сделал стену ровной. И поскольку невидимой стала икона, отступил от умысла нечестивый. «Почему, - сказал он, - невидимо стало такое сокровище?»

Потом же, через много лет, пришли персы и захотели взять Эдесский град штурмом. Горожане же возопили к богу со слезами, прося милости и помощи у него. И тотчас вскоре освобождение обрели. В одну из ночей Евлалию, епископу того града Эдесского, явилась в видении жена светоносная, говоря ему: «Над вратами градскими сокрыт образ нерукотворенный Спаса Христа. Взяв же его, быстро от бед избавишь град сей и народ его». И показала ему то место. Епископ же с радостью великой, как только стало светать, разобрал ограждение и обрел пречистый образ Христов нерукотворенный и горящий светильник. На кирпиче же, заложенном для сохранения иконы, другое изображение, не отличимое от первого, запечатлелось. О чудо! За столько лет светильник тот не угас, а сокровище то не было обнаружено. Когда же епископ взял пречистую икону и встал над вратами града и воздел руку вверх, держа в руке тот честной и нерукотворенный образ Христов, как будто огнем стали гонимы персы. И так пострадав, посрамленные персы отступили от града Эдесского. Одни умерли, другие были побиты.

Но была Божия воля, чтобы сей святой образ господень пребывал в славном и богохранимом граде Константинополе. Бывший тогда у власти Роман, греческий царь, послал две тысячи литр злата и десять тысяч серебра и двести сарацин, мужей знатных, к владельцу Эдесского града, чтобы он послал к нему пречистую ту икону, образ Господень, и долговременный мир он даст ему, если получит желаемое. Царь послал в Эдесский град за изумительным, и чудным, и достохвальным сокровищем сто епископов, две тысячи и шестьсот священников, а диаконов сорок тысяч, а игумнов, и черноризцев, и монахов, кто же может назвать число. И придя в Эдесский град, взяли тот пречистый образ Господень, со слезами умоляя, и псалмами, и песнями взывая: «О владыко, господи, помилуй!» И когда они приблизились к греческой стране, стало известно царю и патриарху, что уже приблизились они с образом нерукотворенным. Вышел царь со всеми сановниками, и патриарх со всем клиром, и весь народ - бесчисленное множество мужчин и женщин. Покрыли море корабли со свечами и воскурениями благовонными. И когда сошлись, стали возглашать они: «Слава тебе, многомилостивый владыка, пожелавший прийти к нам, недостойным рабам твоим! Слава тебе, прещедрый господи, давший возможность нам грешным поклониться пречистому образу твоему! Слава, Христос, твоей воле, ибо устраиваешь все на пользу и для спасения рода человеческого!» И когда вошли все в город, понес патриарх над головой ковчег златой, в котором было сокровище дороже всего мира. Народ же, идущий вослед, возглашал: «Господи, помилуй!» А другие пели песнопения различные: «Христос приходящий явственно бог наш!» Иные громогласно возглашали: «Радуйся, град Константина! Вот царь, избавитель твой пришел. Не на осленке, как прежде, в Иерусалим, ныне же на пречистой иконе, желая спасти нас от заблуждения злых идолов». Многие же больные без числа исцеление обрели: слепые прозрели, глухие стали слышать, хромые быстрее серны стали бегать, немые заговорили, и все бесноватые исцеление обрели. Все же возглашали громким голосом: «Прими, - говорили, - град Константина, славу и радость. И ты, Роман - царь Багрянородный, царство свое упрочь!» И вошли в церковь Премудрости Божией в 16 день августа, и это сокровище честное приняли. Ему же царь, и святитель, и просто все множество с радостью поклонились и, поцеловав, положили в раке златокованой. И отсюда - светлое торжество пришествия божественному изображению богочеловеческого образа Христа, истинного бога нашего, совершая, празднуем, славу ему воссылая с Отцом и Святым Духом.

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь Пятый Ухама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмо, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему. Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ.

Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников. Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь написал на ткани Нерукотоворённого Образа слова "Христе Боже, всякий, уповающий на тебя, не постыдится", прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола. Так появилась первая икона - Нерукотворный образ Спасителя.

В 630 году Эдессой завладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворённому Образу, слава о Котором распространилась по всему Востоку.

В 944 году император Константин Багрянородный выкупил Нерукотоворённый Образ у тогдашнего мусульманского правителя Эдессы - эмира, и перенёс Его в столицу Православия - Константинополь.

За всю историю Своего существования, до захвата Его крестоносцами и исчезновения вместе с кораблём во время бури в Мраморном море (1204-1261), Нерукотворённый Образ прославился неисчислимыми чудотворениями, которые и принесли Ему всемирную славу. Множество копий было сделано с Него в разное время и многие из этих копий также прославлены чудесами и исцелениями. На Руси Нерукотворённый Образ издревле является одним из самых почитаемых образов Господа Иисуса Христа.

Евсевий Памфил в своей "Церковной истории" приводит текст послания, отправленного Авгарем Господу нашему Иисусу Христу: "Нет, кажется, ничего интереснее этих писем, полученных мной из архива и переведенных слово в слово с сирийского. Копия письма, написанного топархом Иисусу и отправленного в Иерусалим со скороходом Ананией: "Авгарь, сын Ухамы, топарх, шлет приветствие Иисусу, Спасителю благому, явившемуся в пределах Иерусалимских: Ты, рассказывают, возвращаешь слепым зрение, хромым хождение, очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов и демонов. Ты излечиваешь страдающих долгими болезнями и воскрешаешь мертвых. Слушал я все это о Тебе и усвоил умом одно из двух: или Ты Бог и, сойдя с неба, творишь такие чудеса, или Ты Сын Божий, творящий чудеса. Поэтому я и написал Тебе и прошу Тебя: потрудись, приезжай ко мне и болезнь мою исцели. Слышал я еще, что иудеи: против Тебя злоумышляют. Город мой очень маленький, но почтенный, и его нам двоим хватит". Вот что и как писал Авгарь: Ответ Иисуса топарху (Авгарю) через скорохода Ананию: "Блажен ты, если уверовал в Меня, не видев Меня. Написано обо Мне: видевшие Меня не уверуют в Меня, чтобы не увидевшие уверовали и ожили. А что ты приглашаешь Меня к себе, то надлежит Мне исполнить здесь все, ради чего Я послан; а когда исполню, то вознесусь к Пославшему Меня. Когда же вознесусь, то пошлю к тебе одного из учеников Моих, чтобы он исцелил болезнь твою и даровал жизнь тебе и тем, кто с тобой". Далее Евсевий пишет: "Происходило все это в 340 году" ""(Письма датированы сирийцами по так называемой эре Селевкидов, которая начинается с 311 г. до н. э., - значит, в переводе на христианское летосчисление дата, приведенная Евсевием, - 29 г. по Р. X.)"". "К этим письмам, - продолжает Евсевий Памфил, - присоединено было следующее, написанное тоже по-сирийски: "После вознесения Иисуса Иуда, прозванный Фомой, послал (к Авгарю) апостола Фаддея, одного из семидесяти: И Фаддей сказал: "Так как ты крепко уверовал в Пославшего меня, то я и послан к тебе:" Говорит ему Авгарь: "И я уверовал в Него и в Отца Его". И говорит Фаддей: "Поэтому во имя Его возлагаю на тебя руку мою". И как только он сказал это, так Авгарь исцелился от болезни и страданий своих: Фаддей исцелил многих: творил великие чудеса и проповедовал слово Божие. Потом Авгарь сказал: "Ты, Фаддей, делаешь все это силой Божией, и мы сами изумлены. И потому прошу тебя, расскажи мне о пришествии Иисуса, как оно произошло, о могуществе Его и о том, какой силой творил Он все, о чем я слышал".

Авгарь V Ухама, царь Осроены, управлял в столице, городе Едессе с 13 по 50 гг., активно содействовал распространению христианства среди своего народа. Осроена - Эдесское царство, небольшое государство в Северо-Восточной Сирии между Тигром и Евфратом в 137 г. до н.э. - 242 н.э. со столицею в г. Эдессе (Едессе). Первое в истории христианское государство (нач. III в.) была первым христианским государством с 170 по 214 год.