Беседы по краеведению. Классный час по краеведению: устный журнал Учет возрастных особенностей: для младшего школьного возраста

Внеклассное мероприятие

"Люблю тебя, мой край родной"

Учитель начальных классов МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа» Светлинского района

Оренбургской области

Доронина Н.Н.

2012 год

Цель: Формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае.

Задачи:

1. Развитие экологического сознания и мышления.

2. Формирование эстетического и эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде, осознанного стремления к сохранению природы;

3. Воспитание чувство патриотизма и любви к малой Родине.

4. Развитие навыков поисковой исследовательской деятельности.

5. Поиск и изучение литературы и источников краеведения по данной теме.

Форма проведения: Классный час по краеведению: устный журнал

^ Учет возрастных особенностей : для младшего школьного возраста

Наглядность : Компьютерная презентация «Родные места», рисунки учащихся, сочинения по теме, выставка творческих работ, гербарий, карта Оренбургской области.

^ Подготовительная работа

Задания при подготовке к внеклассному мероприятию «Люблю тебя, мой родной»

1. Написать сочинение о нашем крае. (Материал подбирают самостоятельно)

3. Нарисовать рисунки «Природа нашего края», «Красота мира природы» и др.

4. Учащиеся собирают информацию о родном крае, используя при этом разные методы (беседы с местными жителями, беседа с работником библиотеки, полистать газеты, журналы). Узнать о животном и растительном мире нашего края и рассказать. (Оформить альбом, рисунки, выставку с творческими работами ребят, гербарий с растениями родного края.)

5. Приготовить конкурсы, подыскать стихи, игры.

6. Оформить презентацию и распределить выступления.

Предполагаемые результаты:

Изучение территории своего края, выявление тех черт природы, которые находят свое отражение в местных объектах и являются общими для всей территории Светлинского района, сбор природного материала для оформления гербария.

Если скажут слово “Родина”
Сразу в памяти встает:
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот…

«Люблю тебя, мой край родной!»

Всем добрый день! (Дети отвечают). Я рада видеть вас на нашем занятии. Посмотрите¸ пожалуйста, вокруг себя. Сколько сегодня пришло к нам гостей! Мы рады всех приветствовать в нашей Целинной школе, в нашем уютном классе! Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи!

Есть, возможно, уголок красивей, (Лучихин С.)

Есть богаче, шире есть края,

Но из всей моей России

Ближе к сердцу Родина моя.

Если скажут слово “Родина”, (Голоктионов Иван)
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

- Ребята, какой теме мы сегодня посвятим наше занятие? (Родине).

Почему вы так решили?

А что такое Родина?

Нашу встречу мы посвящаем нашему посёлку. Хорошая тема для разговора. Россия, Русь, Отчизна, Родина, родной оренбургский край! У каждого человека он свой, но у всех нас есть единая страна, в которой мы живём. Это Россия! Она, как мать родная, для всех одна. Нужно беречь её и защищать её леса, поля, реки, животный и растительный мир. Рыбе – вода, птице – воздух, животным – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит, охранять Родину”. У каждого человека есть уголок, который кажется ему особенно близким, - это край, где он родился. Для нас с вами родиной стал Светлинский район посёлок Целинный. Очень важно хорошо знать свой край. И сегодня любимому нашему краю мы посвящаем нашу встречу.

СЛАЙД №3

Сегодня мы развернём “живую” газету, в которой узнаем много нового о родном крае.

1 страничка РАЗМИНКА «Викторина»

Викторина « Знаешь ли ты свою малую Родину?»



  1. В каком районе мы живём?

  2. Как называется посёлок, в котором мы живём?

  3. В каком году был основан наш посёлок?

  4. Сколько рек в нашем посёлке? Назовите её.

  5. Назовите соседние населенные пункты нашего посёлка. (п. Светлый, п.Актюбинский, п.Восточный, п.Коскуль, п.Озерный, п.Степной, п.Тобольский, п.Спутник, Гостеприимный, Первомайский).

  6. Какими полезными ископаемыми богат наш район? (руда, медь, золото, кварциты, гранит, строительный камень. )

  7. Какие редкие растения, птицы и животные встречаются на территории нашего района? (ковыль, тюльпан; лебедь, орёл степной, дрофа, беркут)

  8. Перекличка улиц посёлка. Кто назовет больше названий улиц посёлка? (Советская, Воронежская, Молодёжная, Калинина, Первомайская, Гагарина)

А сейчас мы с вами проведём небольшую экскурсию по нашему посёлку.

СЛАЙД №4


  1. Что значит название нашего посёлка «Целинный» ?
СЛАЙД №5

Издавно считалось, что в степи хлеб не родится из-за непригодности земли и суровой Уральской погоды. Поэтому землю не пахали столетиями. В степях Оренбуржья шумел ковыль. Земля, которая не пахалась долго, называется как? (Целина)

В 1954 году на призыв государства осваивать необжитые земли откликнулись более 1.5 млн. девушек и юношей. Много такой земли было вспахано и в нашем Светлинском районе. На полях нашего посёлка выращивали многие виды зерновых культур. Пшеница Оренбургской области считается самой лучшей в стране. Оренбургская область награждена двумя орденами ЛЕНИНА. Орден Ленина - это высшая награда Родины. За какие заслуги Оренбургская область награждена двумя орденами Ленина? (За поднятие целины и высокие урожаи хлеба).

А теперь я вам предлагаю сыграть в игру, в которой мы узнаем, «Как к нам на стол приходит хлеб?». Вам коллективно нужно собрать цепочку из слов, прочтя которые стало бы понятно, «Как к нам на стол приходит хлеб».

СЛАЙД №6

(отбор семян – подготовка поля – посев зерна – обработка поля – сбор урожая – элеватор – пекарня – магазин

А что ещё можно получить из пшеницы? (ответы детей).

^ ЧЁРНЫЙ ЭКРАН

2 страничка ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ (Карта Оренбургской области).

Ребята, а кто из вас знает, что изучает наука География? (География – это наука о форме, строении Земли).

Мы беседовали с учителем географии нашей школы Куламановой Сарой Тажгалиевной, и вот что она нам рассказала:

Целинный расположен в 10 км западнее районного центра - посёлка Светлый , на левом берегу реки Буруктал . Рядом с нашим посёлком проходит ветка железной дороги. Посёлок Целинный образован в 1954 году . Ранее он назывался совхоз Адамовский, затем- совхоз имени 60-летия СССР.

Население посёлка составляет _____ человек.

В посёлке работает отделение Сбербанка, Почта, Школа, Сельский Совет. В Целинном 16 улиц.

Нашей следующей страничке мы посвящаем стихотворение: (Бушуева Лолита).

^ Посмотри мой юный друг! Что находится вокруг?

Небо светло-голубое, Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает,

Поле речка и трава. Горы, воздух и листва,

^ Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса.

Человек и время года. Это все вокруг – природа

3 страница ПРИРОДОВЕДЧЕСКАЯ

Мы посетили нашу центральную библиотеку, с целью собрать материал о природе Светлинского района. В этом нам помогла библиотекарь Земскова Светлана Николаевна. Мы взяли у неё интервью и сейчас предлагаем его вашему вниманию:

СЛАЙД №7 (интервью)

Интересно? А теперь проверим, насколько вы сейчас были внимательны.

СЛАЙД №8 (слайд-шоу)

Дети называют животных и растения нашего края

Ученики нашего класса подготовили рисунки. И сейчас они их представят вашему вниманию:

(Представление и демонстрация рисунков).

Ребята, вы любите отдыхать на природе?

. Конкурс «Правила поведения на природе» (жетончики за правильные ответы)

Какие правила поведения надо знать?

Участники по очереди говорят правила поведения на природе. Например:

Никогда нельзя пробовать незнакомое растение, оно может быть ядовито.

Нельзя шуметь, т. к. можно нарушить нормальную жизнь обитателей природы.

Нельзя рвать цветы, зная, что никогда не поставишь их в вазу (ведь домой еще не скоро).

Нельзя ходить с непокрытой головой на солнце, может случиться солнечный удар.

Нельзя купаться, если водоем незнаком - там могут быть воронки и глубокие места, обрывы, стекла, камни и коряги на дне.

Нельзя пить некипяченую воду из открытого водоема.

Нельзя ломать кустарники, маленькие деревья, ветки.

Нельзя ловить бабочек, жучков и других мелких обитателей леса, и т.п.

Надо понимать, что на природе мы должны вести себя так, чтобы оставить как можно меньше следов своего пребывания, чтобы не почувствовали на себе ни деревья, ни травы, ни звери, ни птицы наши следы.

Игра «Приветствия» (Разминка ).

Мы с вами живём в сельской местности и каждый день встречаемся с животными. Я сейчас буду рассказывать, а вы подражать голосам животных. Попробуем?

Вышли мы на окраину нашего посёлка и встретили корову (му-у-у). Недалеко паслась лошадь… (и-го-го). Переходили дорогу гуси… (га-га-га). В маленьком озерце плавали утки… (кря-кря-кря). На краю леса жевала траву коза (бе-е-е). В лесу, на поляне паслись кабанчики (хрю-хрю). Возле дома был рад встрече со мной пёс Барбос.(гав). А дома меня ждал мой друг кот Васька (мяу).

Муз. физкультминутка

Следующей странице нашего журнала мы посвящаем стихотворение: (Адаева Люда).

^ На нашем шарике земном, Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса. И голубые небеса,

Где пруд, река, озера, лес, Полно таинственных чудес

В природе все удивительно, надо уметь только увидеть это.

^ 4 страница ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ

Ребята, а кто такие – геологи? Геолог - это специалист, занимающийся выявлением и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также изучением других особенностей земных недр.

Наш Светлинский район богат полезными ископаемыми: рудой, медью, золотом, кварцитами, гранитом, строительным камнем.

СЛАЙД №9 (слайд-шоу)

5 страница ЛИТЕРАТУРНАЯ

Открываем следующую страницу нашего журнала, в которой мы услышим стихотворения наших оренбургских поэтов. (Исаев Никита, Мосеева Елена)

Алексей Клименко МОЕ ОРЕНБУРЖЬЕ

Смотрю на журавлей я,
Печаль уж не тая....
Нет ничего святее
Тебя, моя земля!

Открыта в детство дверца
От дивной той земли,
Достали аж до сердца
Седые ковыли.

Папахи там и бурки
Казаческих полков,
Платок тот оренбургский
Волшебней всех платков.

В краю том всё бывало,
Но жив уральский нрав,
В звучании Урала
Мне слышится: «Ура!»

^ Тюльпаны (Иван Пчёлкин)

Возвращаются тюльпаны
Снова раннею весной,
Разольются морем ярким
На планете голубой.
Я хочу, чтоб их не рвали,
Люди берегли цветы,
На тюльпаны лишь смотрели,
Как на символ красоты.

6 страничка ЛЮБОЗНАТЕЛЬНАЯ

^ СЛАЙД №10

А знаете ли вы, что:

1.Оренбургская область - это прекрасная земля, где в степях растет пушистый ковыль,

16. Самый крупный искусственный водоем Оренбуржья - Ириклинское водохранилище.

7 страница ЗНАТОКИ

А теперь мы проверим, как вы были внимательны на нашем занятии.


  1. Кто может показать на карте наш посёлок?

  2. Как называется район, в котором мы живём?

  3. Как называется область, в которой мы живём?

  4. Перечислите посёлки нашего района.

  5. Какими животными богат наш край?

  6. Какими растениями богат наш край?

  7. Какие полезные ископаемые залегают на территории нашего района?

  8. Каким памятником природы известен всей России наш район?
- Вы - потомки первоцелинников. Ваши прадеды поднимали целину, выращивали хлеб, строили поселки и города, заводы и школы, клубы и дворцы культуры. Низкий поклон им за их трудовой подвиг!

Как вы должны относиться ко всему, что создали и построили своими трудовыми руками ваши прадеды? (Беречь поселок! Беречь воду, свет, природу! Соблюдать чистоту и порядок в поселке, каждый возле своего дома.)…

Мы живем на Оренбургской земле. Мы можем гордиться своим краем! Почему? Давайте еще раз быстро перечислим, чем же славится Оренбургская область?

Дети: Хлебом! Поднятой целиной! Пуховыми платками! Нефтью! Газом! Полезными ископаемыми! Двумя орденами Ленина! Героями труда! Городами и поселками, которые построили первостроители целины! Школами и детскими садами! Ириклинским водохранилищем! Рыбой!

Я рада, что вы любите и знаете свой родной край. Это значит, что вы - настоящие граждане своей страны России. Конец занятия. Спасибо всем!

Использованная литература.


  1. Захлебный А.Н. Суравегин И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. Москва Просвещение 1984 год.

  2. Журнал Начальная школа № 7 1990, №4 1997, №4,5 1995, №7 1991.

  3. Ю. Дмитриев Книга природы Научно-художественное издание М. Детская литература, 1990 год

  4. Красная книга РТ Издательство Природа Казань 1995

  5. Интервью с Земсковой С.Н., библиотекарь сельской библиотеки.

  6. Личные наблюдения за объектами природы и исследования.

  7. Материалы из сельского совета местного поселения.

Тема: Организация работы по краеведению в условиях ФГОС ДО.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем, мы поставили следующие задачи :

    Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного города, его памятниках и архитектуре;

    Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах, местных промыслах. Вызвать интерес к жизни родного края;

    Познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;

    Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном городе. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, промышленностью.

Знакомство с родным городом продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

В группе оформлен центр патриотического воспитания с российской символикой.

Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае.

В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной город, край.

Перспективный план работы по краеведению с дошкольниками 5-6 лет

Время проведения

Форма проведения

Сентябрь

Рассказ о родном городе, показ иллюстраций города.

Образовательная деятельность

Сентябрь

Улицы родного города.

Беседа, экскурсия по микрорайону

«День народного единства»

Тематические мероприятия

Образовательная деятельность Праздник День народного единства. Выставка детского творчества.

Ноябрь(1-2) неделя.

«Основы безопасности и жизнедеятельности» Закрепить представления детей об особенностях расположения города (рассматривание карты города).

Оформление выставки в центрах по теме

Ноябрь(3-4) неделя

«Мой город, моя страна, моя планета»

Знакомство с районом города, в котором мы живём, с его особенностями и достопримечательностями. Рассказ детей о доме и улице, на какой они живут. Создание альбома «Безопасный маршрут из дома в сад».

Образовательная деятельность Создание альбома. .Праздник по правилам дорожного движения.

Дать знания о том, чем славится родной город (рассказать о местной промышленности, уточнить в каких районах города она расположена).

беседа, ширма- раскладушка Пословицы и поговорки о Родине и родном крае.

Памятники родного города.

Образовательная деятельность

Выпуск газеты

«День защитника Отечества» Познакомить с памятниками воинам. Рассказ о тех, кто защищал родной край.

Образовательная деятельность

Презентация по теме: Они защищали Родину

Беседа о родном городе, его достопримечательностях. Различать функциональную принадлежность зданий (жилые дома , детские сады, школы, магазины, предприятия, заводы).

Беседа Конкурс портфолио детей с «Генеалогическим древом» и семейными традициями

Выпуск газеты

Дом , в котором я живу.

Март (3-4) неделя

«Народная культура и традиции»

Фольклорный праздник. Выставка детского творчества.

«Знакомство с детской литературой»

Образовательная деятельность

Оформление выставки книг о родном крае

Природа родного края. Воспитывать в детях бережное отношение к природе родного города.

Наблюдение

Создание альбома «Моя малая Родина»

Май(1-2) неделя

«День Победы»

Закрепить навыки поведения на улицах города.

Образовательная деятельность

Знакомство с местами отдыха горожан. Летний отдых.

беседа, рисунок День защиты окружающей среды. Выставка детского творчества. Выпуск газеты

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно - исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получили ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Иногда можно наблюдать равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника - процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Краеведение –это неотъемлемая часть воспитательной работы. Эта работа должна проводиться систематически, планомерно, и охватывать разные направления: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, нашему краю, к своей стране.

Мы собираем краеведческий материал по истории Белгорода и области, о народных промыслах, рассказы о знаменитых россиянах, истории и достопримечательностях Москвы, России. Далее собранный материал оформляется в тематические экскурсии, экспозиции и презентации. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к образовательной деятельности можно назвать мультимедийные презентации. Использование презентаций позволяет проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала

Краеведческая работа направлена на то, чтобы показать корни нашей национальной культуры, все это подводит ребенка к истокам русского народа, развивает гордость за страну, в которой он живет, побуждает его к изучению истории родного края. Эту работу мы проводим во всех видах деятельности. Чтобы дети были активными, эмоциональными участниками происходящего необходимы практические действия с предметами. Поэтому все материалы и экспонаты музея и центров доступны детям, а для создания макетов и выставочных работ взрослые привлекают детей. Дети, принявшие активное участие в создании работ гордятся и бережно относятся ко всему собранному материалу.

Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс надо формировать дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой родине как к источнику патриотического начала. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину. Патриотические чувства детей могут выражаться в соответствующих поступках и поведении: уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, бережное отношение к природе родного края, любовь к родителям, своему городу и детскому саду.

Для работы по краеведению подобрана художественная литература, иллюстрации, репродукции, дидактические игры. Создаётся альбом со стихотворениями о родном крае, пословицами о Родине, дружбе. В работе используется аудиоаппаратура для слушания музыкальных произведений о Родной земле, просмотра мультимедийных презентаций.

Ко Дню Победы открывает свою работу выставка - экспозиция «День Победы». Проводятся целевые экскурсии по городу и возложение цветов к памятнику героям, погибшим в годы войны, посещение музея диорамы «Огненная дуга».

Все это воздействует не только на сознание детей, но прежде всего на их чувства, воображение.

Сформирована система работы с родителями по краеведению и проблемам гражданско-патриотического воспитания. Со стороны родителей мы получаем помощь, поддержку, встречаем искреннее понимание и одобрение. Родители помогают организовывать и проводить походы в природу, экскурсии по красивым местам нашего города, посещение музеев, выставок, экскурсий к памятным местам, достопримечательностям Белгорода. Мы даём родителям рекомендации по доступному ознакомлению детей с памятниками и достопримечательностями города. На групповых родительских собраниях мы рассказываем, что нового узнают дети в детском саду, советуем какие книжки прочитать с детьми.

В группе оформлен центр патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Имеется широкий спектр фотографий с видами родного города, страны, климатических зон России, настольно - печатные игры, образцы Российского герба, флага, герба и флага г. Белгорода, Белгородской области. В центре художественного творчества подобраны картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, изделия народных промыслов, В совместной деятельности я широко использую дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры с детьми, которые размещены в центрах по познавательному развитию, театральном и игровой деятельности. Они помогают формировать у детей соответствующие ФГОС ДО знания и навыки. В повседневную образовательную деятельность включаем беседы о родном городе, городах России, о животных родного края, предметах быта и истории возникновения ремёсел нашего края.

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях, прославивших нашу Россию. Поэтому у нас подобраны портреты знаменитых людей.

Таким образом, в группе созданы благоприятные условия для работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

У П Р А В Л Е Н И Е О Б Р А З О В А Н И Я

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №28 ГОРОДА БЕЛГОРОДА

308023, г.Белгород, ул. Некрасова, 22, тел. 34-13-35, факс 34-13-35

Е-mail: mdou_ds_28 @ mail. ru

Организация работы по краеведению в условиях ФГОС ДО.

Подготовила: воспитатель

МБДОУ д/сад №28

Серикова Ольга Алексеевна

воспитатель

Кузубова Мария Дмитриевна

Программное содержание: формировать у детей представление о России, воспитывать чувство любви к своей родной стране.

Материалы: фотографии пейзажей, изображение государственного флага России, конверты для игры “Составь флаг”.

Ход занятия

Воспитатель : - Ваня, скажи в каком городе ты живёшь? А ты Катя, Паша?

А наш город Новокузнецк находится в стране, у которой удивительное имя - Россия. Давайте все вместе повторим это красивое слово - “Россия”! Много чудных стран есть на земле, везде живут люди, но Россия -необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Родина - значит родная.

Родина - это мама и папа, бабушка и дедушка, детский сад, дом, улица где мы живём, школа, деревья и цветы. Родина - это всё, что нас окружает. Родина у каждого человека одна Её нужно любить, беречь природу, защищать от врагов.

Вы ещё маленькие, но уже сейчас многое можете сделать, чтобы Родина стала ещё краше. Например: не мусорить на улице, не ломать кусты и деревья, не топтать газоны, любить своих близких, дружить с ребятами в детском саду, не ссориться.

Физминутка

Не боимся мы пороши,
Ловим снег, хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам
Снега хватит вам и нам.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.

Выполнение движений по тексту.

У каждой страны, и у России тоже есть свой флаг. Посмотрите на него, (показ картинки) Посмотрите на флаг и скажите, какого цвета полоски на флаге России.

Белая полоска напоминает нам о белых берёзах, о русской зиме, о ромашках, о белых облаках.

Синяя полоска похожа на синее небо, синие реки и моря.

Красный цвет на Руси считался самым красивым. Это цвет цветущих цветов, тепла и радости.

Как располагаются полоски на нашем флаге, флаге России?

А сейчас возьмите конвертики, и соберите российский флаг.

Игра “Собери флаг”.

Познавательная беседа “Знакомство с дикими животными” во II мл.гр.

Программное содержание: познакомить детей с дикими животными родного края (зайцем, волком, медведем). Учить употреблять в речи имена существительные в форме ед. и мн. числа, обозначающие детёнышей животных. Материал: картинки с изображением животных и их детёнышей, шапочка медведя.

Ход занятия

Ребята, отгадайте загадку:

"Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку".

Кто это? Правильно, зайчик (показ картинки).

Какая шубка у зайчика? (мягкая, белая, пушистая, теплая)

Зимой зайчик белый, а летом серый (показ картинки).

  • Где живет зайчик? Есть у него домик? (нет, спит под кустом)
  • Чем питается? (травой, корой, веточками кустарников) Показ картинки с изображением зайчихи с зайчатами.
  • Как называются детёныши у зайца?
  • Скажите правильно один зайчонок, много... (зайчата)

В лесу живут и другие звери. Отгадайте про кого я сейчас расскажу:

"Серый, злой, голодный с большими зубами, по лесу рыщет, добычу ищет".

  • Кто это? (показ картинки)
  • Какие зубы у волка? Зачем ему большие зубы?
  • А какая шерсть у него?
  • Где живет волк? Чем питается?
  • Как называется дом у волка? (логово)

Показ картинки с изображением волка с волчатами - Кто есть у волка?

Скажите правильно один волчонок, много... (волчата)

Физминутка

Зайка серый умывается, видно в гости собирается.
Вымыл лапы, вымыл нос, вымыл ухо, вытер сухо и поскакал.

А ещё в лесу живёт большой, лохматый медведь (показ картинки)

  • У медведицы есть маленькие... кто? (медвежата, показ картинки)
  • Как называется дом медведя?
  • Чем питается медведь? (ягоды, мед, сладкие корни, переворачивают камни и находят червячков, улиток, ловят рыбу, а также могут нападать и на животных).
  • Зимой медведь ест? - А что он делает зимой?

Итог занятия.

  • О ком мы сегодня говорили? (о зверях)
  • Какие звери живут в лесу?
  • У зайца есть свой домик?
  • А как медведь проводит зиму?
  • Чем питается волк?

Краткое описание цели создания разработки и способов её применения в
непосредственно образовательной деятельности
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в
жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим
поколением становится патриотическое воспитание детей.
В то же время следует отметить, что целостная научная концепция
формирования гражданина, патриота России в современных условиях ещё не
создана. У нас, педагогов – практиков в связи с этим возникает немало
вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического
воспитания, какими средствами следует его осуществлять. Большинство
авторов указывают на важность и значимость формирования патриотических
чувств дошкольников, но нет целостной системы работы в данном
направлении.
Как один из аспектов работы по патриотическому воспитанию старших
дошкольников на материале краеведения и историко­культурных традиций
малой Родины» нами рассматривался цикл бесед по развитию у
дошкольников представлений о человеке в истории и культуре (на материале
краеведения и традиций малой Родины) на кругах в мини – музее детского
сада.
Круг это особая форма работы, здесь дети получают и систематизируют
знания, делятся своими наблюдениями и впечатлениями, активно участвуют в
обсуждении, опираясь на собственный
опыт, работают с народным
календарём, с доской событий. Каждая неделя обычно посвящена изучению
какой­либо темы, проекту и совместная деятельность детей и педагога на
«круге» организованы соответственно изучаемой тематике.
При отборе содержания для цикла бесед на круге мы исходили из учёта
дидактических принципов доступности,
усложнения,
его воспитательной ценности, исторической
повторения, наглядности,
достоверности, а также интереса детей и возможности отражения полученных
знаний в праздниках и досугах, в творческой деятельности дошкольников.
Общие задачи цикла бесед по развитию у дошкольников представлений о
человеке в истории и культуре (на материале краеведения и традиций малой
Родины):
 Формировать чувство гордости, уважение к героическому прошлому
постепенности,
наших земляков;
 Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу; вызвать в
детях чувство гордости за достижения знаменитых земляков и стремление
сделать свою малую Родину богаче и краше;
 Вызвать интерес к истории возникновения окружающих предметов и
понимание того, что все предметы были когда – то придуманы человеком,
сделаны руками человека, и к ним необходимо относиться бережно.

Предлагаемый цикл бесед интегрирует основные направления
нравственного, патриотического, и умственного развития детей от 3 до 7 лет.
Существенное значение для дошкольников в формировании патриотических
чувств имеет ближайшее окружение. В разрабатываемом цикле бесед по
развитию представлений о человеке в истории и культуре (на материале
краеведения и традиций малой Родины) находят своё отражение впечатления,
наиболее доступные для детей старшего дошкольного возраста – семейные
традиции, труд родителей, историко – культурные ценности города Ишима,
общественные события и праздники, встречи с ветеранами, достижения
знаменитых земляков.
Количество бесед на круге в мини – музее дано из расчета две беседы в
месяц. Материал расположен по месяцам. По каждой теме предлагается
определенный объем знаний с постепенным усложнением и повторением
изученного материала. Все темы объединены в перспективном плане по
развитию у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре (на
материале краеведения и традиций малой Родины), в котором материал
расположен также по месяцам.
Данный цикл бесед адресуется воспитателям, родителям и всем, кто работает
с дошкольниками. Цикл бесед создает наиболее оптимальные условия для
накопления впечатлений, развития у детей родной русской речи, интереса к
истории,
способствуют осмыслению общечеловеческих ценностей,
формируют патриотический потенциал дошкольников.
Тематическое планирование цикла бесед по развитию у дошкольников
представлений о человеке в истории и культуре (на материале
краеведения и традиций малой Родины)
Месяц,
№ П.П
Тема беседы
Содержание и задачи цикла
бесед
Сентябрь

1. Ишим – город
исторический

2.Развитие
труда хлебороба.
Представление об истории
возникновения нашего
города.
Задача: вызвать интерес к
изучению истории своей
малой Родины.
Цель: формировать
представление о труде
Ишимских хлеборобов.
Задача: вызвать интерес к
труду наших предков­
Практическая
работа,
экскурсии
Экскурсия в
Ишимский
историко­
краеведческий
музей
Изготовление
пряников,
калачей, булочек
из солёного
теста для

3.Архитектура
города Ишима.

4. Устройство
русской
избы.
Ноябрь

5 . Из истории
городского
транспорта...
сюжетно –
ролевых игр.
Презентация
«Архитектурное
наследие».
Коллаж «Улицы
моего города».
Рассматривание
экспозиции в
мини – музее
детского сада:
«Русская изба».
Детский
исследовательск
ий проект,
мультимедиа ­
презентация.
Создание
рисунков:
«Транспорт
будущего».
хлеборобов, понимание, что
давал этот труд в
результате, и насколько
легче стало людям
трудиться с наступлением
технического прогресса.
Представление об истории
улиц, домов нашего города
с интересными образцами
прошлых лет (деревянное и
каменное зодчество) и об
эволюции строительства
жилища ­ о наличии
современной архитектуры.
Задача: развитие чувства
гордости за мастеров,
создавших удивительные по
своей красоте памятники
деревянного и каменного
зодчества города Ишима.
Представление об истории
цивилизации на примере
устройства русской избы.
Задача: познакомить детей с
бытом, утварью русской,
Ишимской семьи, одеждой
взрослых и детей в давние
времена.
Представление детей об
изменении видов и форм
транспорта в связи с
потребностями общества и
техническим прогрессом.
Задача: сформировать
представление детей о том,
что транспорт существовал
всегда, но его формы и виды
изменялись в связи с
техническим прогрессом,
научить детей сравнению и
анализу.

6.Кто в городе
главный?
Декабрь

7. Никольская
ярмарка

8.Герб города
Ишима
Январь

9.Сибирский
валенок

10. Из истории
одного
памятника

Устное
сочинение на
тему: если бы я
был главой
города Ишима…
Подготовка
песен, танцев,
атрибутов,
«товаров» к
зимней
Никольской
ярмарке.
Создание
рисунков по
пословицам о
Родине.
Конкурс
«Сибирский
валенок».
Совместное с
родителями
украшение
валенок,
вышивка.
Городской забег
в валенках.
Экскурсия к
памятнику
Прасковье
Луполовой.

Представление о должности
главы
администрации
города.

воспитанников
патриотизма

ответственности.
Задача: формировать у
чувства

гражданской

И
Представление о развитии в
Ишиме торговли и торговых
отношений.
Задача: активизация
интереса к изучению
истории Никольской
Ярмарки в Ишиме.
Представление о символе
государственности города
Ишима и истории их
возникновения.
Задача: воспитывать в детях
чувство привязанности и
любви к своей малой Родине
городу Ишиму.
Представление об истории
возникновения валенок,
используемых с давних пор и
до настоящего времени.
Задача: вызвать интерес к
валенкам, которые на
протяжении многих веков
остаются любимой обувью у
ишимцев.
Представление о скульптуре
выполненной Вячеславом
Клыковым,
посвященной
Прасковье
Луполовой,
дочери ссыльного офицера,
как образец
дочерней
любви.
Задача: развивать чувство

ответственности за начатое
дело, формирование у детей
чувства
патриотизма
посредством воспитания у
них таких нравственных
качеств, как любовь к своим
близким людям, стремление
помочь им.
11.Слава героям! Представление о подвигах
Февраль

военных и гражданских,
основателя Коркиной
слободы (будущего города
Ишима) казаку Коркину и
защитнику земли сибирской
­ атаману Ермаку.
Задача: развитие чувства
патриотизма и сохранение
памяти о подвигах героев.
Представление о
символическом обряде
прощания с зимой и встречи
с весной, имеющем глубокие
исторические корни; о блине
– символе солнца.
Задача: продолжать
знакомить детей с
праздничными традициями в
городе Ишиме.

Представление об
исторически сложившемся
на территории Приишимья
древнем ремесле ­
ковроткачестве.
Задача: вызвать интерес и
уважение к труду
ковроткачей.
Представление об истории
возникновения иголки,
использование с давних пор
Экскурсия к
памятнику
основателю
Коркиной
слободы (города
Ишима) казаку
Ивану Коркину.
Подготовка
песен, танцев,
атрибутов к
празднику
Масленицы.
Постройка и
«взятие»снежног
о городка.
Аппликация
«Ишимские
узоры».
Создание
коллекции игл
(для вышивания

12.Веселая
масленица.
Март

13.Ишимские
ковры.

14.Игла ­
помощница

и до настоящего времени.
Задача: вызвать интерес
игле, которая на протяжении
многих веков остается
нашей верной помощницей;
формировать уважение к
профессии швея.
Представление об авторе
сказки в стихах П.П.Ершове.
Задача: воспитывать любовь
к малой Родине через
знакомство с личностью и
творчеством П.П.Ершова.
Представление о знаменитых
земляках – людях
творческих, интересных.
Задача: развитие чувства
гордости за писателя ­
земляка, создавшего
замечательное, любимое
детьми произведение
художественной литературы.
и швейных) в
мини – музее
детского сада, а
также, вышивок
и первых
пришитых нами
пуговиц.
Создание
иллюстраций к
сказке
П.П.Ершова
«Конек –
горбунок».
Создание
коллажа к
повести
В.Медведева
«Баранкин, будь
человеком!»
Представление о знаменитых
земляках – людях
творческих, интересных.
Задача: воспитывать любовь
к малой Родине через
знакомство с личностью и
творчеством местного поэта
Михаила Смолина.
Литературная
гостиная.
Встреча с
поэтом, создание
книги
иллюстраций к
его
произведениям.
Формирование чувства
патриотизма, чувства
уважения к героическому
прошлому наших земляков,
Задача: развитие и
сохранение чувства гордости
и памяти о подвигах
защитников Отечества.
Изготовление
подарков для
ветеранов.
Праздничный
концерт для
ветеранов.
Апрель

15. Поэт –
сказочник
П.П.Ершов.

16.В.В.Медведев
– наш земляк.
Май

17.Поэт земли
Ишимской.

18.Спасибо вам
за победу! Ишим
в годы Великой
Отечественной
войны

Цикл бесед по развитию у дошкольников представлений о человеке в
истории и культуре (на материале краеведения и традиций малой
Родины)
1.Ишим – город исторический.
Цель: Формирование представления об истории возникновения нашего
города.
Задача: вызвать интерес к изучению истории своей малой Родины.
история, слобода).
Предварительная работа: экскурсии, рассматривание картин, книг, открыток с
видами города
Ишима, заучивание стихотворений об Ишиме, чтение
литературы.
Материал: виды древнего (старого), современного города Ишима.
Ход беседы.
Педагог обращает внимание на слайды (Приложение 1).
­ Ребята, скажите, какой город изображен на этих слайдах?
Ишим.
­ А как вы думаете, Ишим всегда была таким красивым городом?
Ответы
­ А вы знаете историю возникновения Ишима?
ответы
­Хотите узнать?
Да.
­Когда­то давным­давно рядом с русским царством за уральскими
горами лежала славная страна – Сибирь. Это был богатый край:
большие густые леса росли на берегах широких и быстрых рек. В
лесах жили разные звери. Люди убивали их, а мех брали себе и
продавали. Это был славный пушистый мех, тот самый, который
так хорошо греет нас в холодную зиму. Были в Сибири высокие
каменные горы, а в них много серебра и золота, только люди еще
не умели доставать его. Этот край принадлежал прежде хану
Кучуму и его народу.
­В 17 веке в бассейне реки Ишим кочевали сыновья Кучума, Канай и Азим.
Они совершали разбойничьи набеги на поселения мирных татар и русских. В
середине 17 века, для защиты мирных жителей, было принято решение
выстроить линию русских поселений (укреплений). Так, в Сибири начинается
возведение слобод и острогов по берегам рек. Среди других в 1687 году на
реке Ишим была построена Коркина слобода.
­ Как вы думаете, сначала это было большое поселение или маленькое?

Маленькое.
­ Чем оно было защищено?
Крепостной стеной, башнями.
­ Да, древний Ишим – маленькое поселение, которое было защищено
крепостной стеной с башнями.
­ Зачем наши предки защищали город крепостной стеной?
Чтобы обороняться от врагов.
­ Место для «Коркиной слободы» было выбрано на самом берегу
Киселёвского мыса, который с трёх сторон омывался рекой Ишим. Эта река
берёт свой начало в республике Казахстан. Слово «Ишим» в переводе с
тюркского означает «река с крутыми изгибами русла». Существует ещё и
красивая легенда о названии реки: «в далёкие годы Сибирского ханства,
утонул в многоводной безымянной реке ханский сын Ишим, и стали с тех пор
называть реку его именем».
В 1782 году в связи с учреждением Тобольского наместничества Коркинская
слобода по указу императрицы Екатерины II была переименована в город
Ишим, получивший своё название по имени протекающей рядом реки, а
спустя три года жалован герб.
Ишим является одним из старейших городов, расположенных на юге
Тюменской области. Это первый город Тюменской области, граничащий с
Казахстаном.
С тех пор прошло 230 лет. Наш Ишим строился и превратился в большой
современный город.
Итог.
Ответы.
­Что было трудным?
­Что было интересным?

2.Развитие труда Ишимских хлеборобов
Цель: формировать представление о труде хлеборобов.
Задача: вызвать интерес к труду наших предков­хлеборобов, понимание, что
давал этот труд в результате, и насколько легче стало людям трудиться с
наступлением технического прогресса.
­ В старину к хлебу относились бережно, с уважением. Хлеб почитали,
относились к нему как к живому существу. Даже прозвали его «батюшкой».
Потому что люди выращивали хлеб в течение года: пахали, сеяли, убирали,
обрабатывали, зерно хранили это очень тяжёлый труд. Хлеба простым людям

удавалось вырастить немного, так как в старину жили большим семейством.
Крестьянам приходилось большую часть урожая отдавать барину в казну.
Люди очень берегли и дорожили хлебом. Все люди, когда садились обедать,
всегда принимали в пищу кухочек хлеба.
­ Вы уже знаете, что главная отрасль нашего Ишимского района – сельское
хозяйство. Какие культуры выращивают на полях нашего района. (Пшеницу,
рожь, овес, ячмень). Как называют людей, которые выращивают хлеб.
(хлеборобы). Это одна из самых древних и почетных профессий на земле.
­Ребята, расскажите, как раньше наши предки выращивали хлеб.
Дети рассказывают.
­Перед началом полевых работ крестьяне мылись и парились в бане, надевали
чистые рубахи, кланялись в пояс земле­матушке, просили о богатом урожае.
И с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы
и ржи. Вот идет крестьянин по полю и через каждые 2 шага разбрасывает
пригоршню зерна веером слева направо.
­А как вы думаете, какая должна быть погода?
Ответ.
­ Почему?
Ответы.
­ Ну что ж, выросли пшеница и рожь. Пришла пора убирать урожай. В старину
это делали так. Брали женщины в руки серпы и шли в поле. Срезали колосья и
собирали их в снопы (иллюстрация). В народе говорят так: «Хлеб в колосу,
пора жать полосу»
­ Но колосья нужно еще обмолотить, т.е. вынуть из колосьев зерна. И для
этого мужчины брали цепу ­ ручное орудие для молотьбы, били по колосьям,
и зерна из них высыпались (иллюстрация) Затем зерна собирали и просевали
от мусора. Зерно везли на мельницу, там мололи, и получалась мука. Из муки
пекли хлеб.
­ Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово –
жизнь. В старину хлеб называли «жито», что означало «жизнь».
­ Что может быть для человека важнее хлеба? Только вода и воздух.
­ Что нужно человеку, чтобы выжить? (воздух, вода и хлеб)
­Во время Великой Отечественной войны хлеба в Ишиме не хватало.
Мужчины воевали на фронте с фашистами, а старики, женщины и дети
растили на полях хлеб. После уборки дети ходили по полю и подбирали
оставшиеся колоски, чтоб ни один не пропал. Берегли каждое зёрнышко,
ценили каждую хлебную крошку.
­ Ребята, мы с вами знаем, как люди в настоящее время выращивают
пшеницу и рожь. Очень много у них помощников – машин: это трактора,
сеялки, комбайны.
­ А в нашем городе Ишиме есть место, где люди пекут хлеб?
Ответы.

­ Ребята, как много надо труда, чтобы у всех был сегодня хлеб на столе. И
поэтому отношение к хлебу должно быть бережное. Как нужно обращаться с
хлебом?
Ответы.
­Ребята, я вам предлагаю сегодня изготовить из солёного теста пряники,
калачи, булочки для сюжетно – ролевых игр.
Дети изготавливают из солёного теста пряники, калачи, булочки для
сюжетно – ролевых игр.
3.Архитектура города Ишима
Цель: формировать представление об истории улиц, домов нашего города с
интересными образцами прошлых лет (деревянное и каменное зодчество) и об
эволюции строительства жилища ­ о наличии современной архитектуры.
Задача: развитие чувства гордости за мастеров, создавших удивительные по
своей красоте памятники деревянного и каменного зодчества.
Программное содержание:
Образовательная область «Социализация»:
Расширять представление архитектурном наследии малой Родины.
Образовательная область «Художественная литература»:
Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские
навыки детей при чтении стихотворений местных поэтов.
Образовательная область «Коммуникация»:
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Отрабатывать интонационную выразительность.
Словарная работа: побуждать детей интересоваться смыслом слов (город,
история, архитектура, деревянное, каменное зодчество, слобода).
­Ребята, мы с вами живем в красивом городе, который называется?
Ишим
­ А мы с вами?
Ишимцами.
­ Город Ишим строили наши деды, прадеды и прапрадеды. И рос Ишим год
от года, богател, хорошел. И сейчас Ишим – очень большой и красивый город.
­ Вы любите свой город?
Ответы
­ За что вы любите свой город?
Это моя родина. За то, что он красивый, современный, чистый, уютный,
светлый, детских садов, школ, есть институт, и я здесь родился.
­В нашей стране много городов. Один город отличается от другого зданиями.
Или, по –другому можно с азать, что в городе есть архитектура. Давайте

произнесем это незнакомое для слово.. Архитектура – это строительство
зданий и других сооружений
­А человек, который проектирует здания и сооружения – это архитектор.
Ответы.
­Но город Ишим не всегда был таким красивым, как теперь..
Предлагаются слайды (Приложение 2).
­Три столетия формировался архитектурный облик Ишима. Расположенный
на отрывистом берегу реки, среди полей, заливных лугов и перелесков,
сохранил он старинные тихие улицы с интересными образцами деревянного и
каменного зодчества. Дерево в нашем городе было важным строительным
материалом. До середины 20 века деревянная застройка была доминирующей
в архитектурном городском ансамбле. Крепкое и пластичное,дерево ценилось
не в меньшей степени, чем камень. Оно давало ощущение особой теплоты и
уюта, напоминало о лесе, в деревянных стенах легко и свободно дышалось.
Дома построенные из сосны долго не подвергались гниению. Сосну
доставляли в Ишим из Сорокинского и Викуловского районов там были
большие сосновые леса. Оказывается, по русским поверьям сосну можно было
рубить в момент зарождения луны. Чтобы сохранить живую душу дерева.
В Ишиме очень много разных зданий. Но, особую гордость и восхищение
у всех нас, ишимцев, вызывают храмы и церкви (Приложение 3).
На фоне современной застройки, обновленного городского парка они
выглядят, как сказочные …
Дети: терема, замки …
К сожалению, время беспощадно, и деревянная застройка ветшает и исчезает
буквально на глазах. Деревянные дома, быстро утрачивают важные детали
оформления: ставни, надкарнизные
стенки­аттики, резьбу и другие
элементы. Была очевидна необходимость реконструкции обветшалого от
времени старого здания.
­Когда пройдет время, вы вырастите, и, может быть, кто – нибудь из вас
станет прославленным архитектором, который спроектирует для города, а
может быть и для всей России необычайно красивые здания.
­А сейчас мы из бумаги другого материала создадим коллаж «Улица моего
города».
­Ребята, Ишим ­ это город, в котором вы живёте, здесь трудятся ваши
родители. И нужно не только любить свой город, но и стараться сделать его
лучше, чище, красивее…
Итог.
­ Что нового вы узнали об Ишиме?
Ответы.
­Что было трудным?
­Что было интересным?
­О чем бы вы хотели узнать в следующий раз?

4. Устройство русской избы
Цель: формировать представление об истории цивилизации на примере
устройства русской избы.
Задача: познакомить детей с бытом, утварью русской, Ишимской семьи,
одеждой взрослых и детей в давние времена.
Беседа проводится в мини – музее детского сада(Приложение 4).
­Ребята, я приглашаю вас в далёкую старину, когда жили по закону, детей
чадами называли, любили и почитали до самой старости отца и мать. Жили­то
по православному, а житьё то было все привольное да раздольное.
­Посмотрите, пожалуйста, на фотографии…Что это за дома?
Ответы.
­Да, это дома, которые называют избами. Хотите узнать, кто жил в этой избе?
Ответы.
Вот такой мужичок (показывает) строил дом – избу для своей семьи. Сначала
они все входили в сени (прихожую), затем в избу. Что в избе главное?
В доме тепло и на сердце легко! Как вы думаете, о чём это я говорю?
О печи.
­ Да, о печи – помощнице наших предков­прабабушек и прадедушек. А чем же
она им помогала?
Дом грела, еду готовили на печи, хлеб пекли.
­ Верно, а ещё за что ей был почёт?
Спали на ней старики и дети.
­ Без печи – изба не изба. Здесь возле печи и закуток хозяйки. Там хранила
она всё, что требовалось ей по хозяйству. Вот сундучок непростой, а с
секретом. Как вы думаете, что в нём?
Ответы.
­ Нет в сундучке ни злата, ни серебра, нет в нём алых ленточек и разноцветных
платочков, а живут там разные загадки. А вы любите загадки?
Любим.
­Тогда, отгадывайте.
На стене висит болтается,
За него всяк хватается.
Полотенце.
­ Ну, смекалка, ну, сноровка, как отгадываете ловко. А ну – ка, доставай
отгадку из сундука. А теперь давайте, девицы и молодцы, вы мне загадки
загадывайте!
Дети
Верчусь, верчусь – не потею,

Беляева Валентина Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: д/с "Золотой ключик" - филиала АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: г. Ленск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: авторская методическая разработка
Тема: "Перспективное планирование по краеведению"
Дата публикации: 22.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Перспективное планирование по краеведению

филиала АН ДОО «Алмазик», г. Ленска Республики Саха (Якутия)

под руководством старшего воспитателя детского сада Беляевой В. Ю.

начинается

родного дома и двора, детского сада, леса и речки, расположенных рядом,

поселяется

человека

возраста

остается в нем, как самое дорогое, на всю жизнь.

Использование

краеведческого

материала

образовательной

деятельности

способствует

формированию

Родине; воспитанию эмоционально положительного отношения к тем местам,

развивает

понимать

окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы,

ее истории; стремление принести посильную помощь своему краю.

Образовательный уровень кружковой работы по краеведению:

Расширение

представлений

(природе,

животном

растительном

достопримечательностях, людях, прославивших его). Интеллектуальный и

нравственный рост личности ребенка.

Формы

организации

образовательной

деятельности:

групповые,

подгрупповые, индивидуальные всех видов детской деятельности.

Цель образовательной деятельности по краеведению: пробудить у детей

интерес к родному краю; сформировать чувство сопричастности к его жизни

и ответственность за его будущее.

Задачи

Образовательные:

Расширить

систематизировать

элементарные

географические

естественнонаучные представления дошкольников о родном крае.

Познакомить

разнообразием

формировать

понимание

зависимости

строением

растений и животных и условиями их существования.

Уточнять и расширять представления детей о труде людей в городе

Ленске. Подводить детей к самостоятельным выводам об общественной

значимости труда, о взаимосвязи различных видов труда.

Расширять представления детей об историко-культурных особенностях

региона; местных обычаях и традициях.

Формировать

соответствующим

возрасту

словарным запасом.

Развивающие:

Заложить

естественнонаучного

мышления,

научного

познания природы.

Развивать

любознательность,

творческий

потенциал,

фантазию

воображение.

Развивать

коммуникативные

способности

взаимодействии

сверстниками и взрослыми.

Воспитательные:

Воспитывать

бережное

отношение

историческому и культурному наследию.

Воспитывать активную жизненную позицию личности в познании

окружающего.

Первый год (5-6 лет)

Блок

Задачи

Мой родной

город Ленск

Познакомить детей с историей города Ленска;

дать элементарные представления о городе, его

местоположении, достопримечательностях.

Воспитывать у детей любовь к родному городу,

желание сделать его еще красивее.

Величавая

красавица Лена

Расширять представления о реке Лене.

Учить детей прогнозировать последствия негативного

воздействия человека для реки.

Таежный край

Формировать у детей представления о некоторых

особенностях природы родного края. Воспитывать

бережное отношение к ее ценностям, развивать умение

активно защищать окружающую природу.

Кто построил

наш город

Дать детям представления о труде взрослых людей,

показать результаты труда и его общественную

значимость.

Расширять представления о труде строителей.

автотранспортны

предприятия,

речной порт

Познакомить с ведущими предприятиями города:

их работы для республики и страны.

Воспитывать уважение к людям труда и потребность

трудиться.

Они заботятся о

жителях города

Познакомить детей с людьми различных профессий,

заботящихся о жителях города: врачи, учителя, служба

МЧС, продавцы, почтальоны.

Второй год (6-7 лет)

Блок

Задачи

Все начиналось

Познакомить детей с историей города.

Познакомить с символикой города Ленска.

Воспитывать гордость за историческое прошлое

соотечественников.

Таежный край

Обобщить и систематизировать полученные ранее

представления о природе родного края.

Обобщать личный опыт гуманного взаимодействия

ребенка с окружающей природой.

Подземные

кладовые

Расширять представления о полезных ископаемых

родного края, алмазодобывающей и нефтегазовой

отрасли, их значении для развития района.

Народов дружная

Расширять представления о том, что Российская

Федерация – огромная многонациональная страна; о

том, как важно жить в мире со всеми народами,

знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Народ-труженик,

народ-творец

Расширять представления о труде взрослых, о

значении их труда для общества. Воспитывать

уважение к людям труда. Продолжать знакомить

детей с профессиями, связанными со спецификой

родного города. Развивать интерес к различным

профессиям, в том числе к профессиям их

родителей.

в старшей группе

Тема

Моя родословная.

Формировать чувство патриотизма через осмысление таких понятий,

как род, родители, Родина.

Улицы нашего города.

Познакомить с улицей, на которой расположен наш детский сад, ее

названием, достопримечательностями.

Мой город.

Продолжить знакомство с достопримечательностями города Ленска.

Закрепить домашний адрес (художественное творчество /

фотовыставка / моделирование).

Герб города Ленска.

Знакомство с символами городов. Чтение стихотворений и слушание

песни о Ленске.

Город-труженик.

Знакомство с ведущими предприятиями города (автотранспортные

предприятия, нефтегазовые, речной порт, аэропорт и др.), с

общественной значимостью труда людей разных профессий.

Река Лена.

Продолжить знакомство с рекой Леной, ее значением для жителей

города и республики. Формировать представления о необходимости

охраны водных ресурсов (видео презентация, экскурсия на берег реки,

рассматривание пути протекания реки на карте).

Величавая красавица Лена.

Знакомство с творчеством художников и поэтов, прославляющих

красоту реки Лены (просмотр видеофильмов, презентаций, посещение

выставки, художественное творчество).

Знакомство с картой, глобусом. Расположение Российской Федерации

Республики Саха (Якутия) на карте.

Символика государства и республики: флаг, герб, гимн.

Особенности природных условий Республики Саха (Якутия), тайга,

Флора и фауна Якутии.

Лекарственные растения. Красная книга Якутии.

Земля – наш общий дом. Учить устанавливать причинно-следственные

связи между природными явлениями. Подвести детей к пониманию, что

в природе все взаимосвязано, что и жизнь человека на Земле во многом

зависит от окружающей среды.

Природные условия тайги. Посещение краеведческого музея с

родителями.

Чисхан – якутский Дед Мороз. Рассказать детям о Чисхане, его

резиденции – п. Оймякон.

Ремесла предков. Изделия из бересты, резьба по дереву и кости.

Экскурсия в центр дополнительного образования «Сэргэ»: кружок

бисероплетения, выставочный зал. Художественная деятельность –

украшение туеска.

Якутские орнаменты. Украшение одежды, предметов быта.

Художественное творчество.

Якутские орнаменты. Художественное творчество.

Узоры чорона (декоративное рисование). Вызвать интерес к народному

творчеству.

Украшение чоронов, вырезанных из бумаги.

Народная мудрость.

Чтение по выбору детей из книги «Якутские сказки», беседа по

Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций,

художественное творчество.

Народная мудрость. Чтение произведений из книги «Якутские сказки».

Пересказ.

«Пою тебе, моя Якутия!» Конкурс стихов о Якутии. Фотопрезентация

Сергея Шестакова.

Видеопрезентация, рассматривание иллюстраций книг (вспомнить

традиционные занятия якутского народа: охота, оленеводство).

Знакомство с национальными подвижными играми «Куобах» (прыжки

на дальность), «Перетягивание палки», «Охотник» (метание в цель),

«Соколиный бой».

Знакомство с настольными якутскими народными играми.

«Мы в Якутии живем». Физкультурный досуг с родителями.

Выставка Кудриных.

«Природа нашего края», П. Фефилов.

Художественная деятельность детей «Мир вокруг нас глазами

художника».

Музыка с нами.

«Музыкальная шкатулка» - якутские национальные музыкальные

инструменты.

Хомус. Посещение выставочного зала центральной библиотеки.

Юные таланты города Ленска.

Концерт учащихся школы искусств.

Знакомство с якутскими национальными праздниками. Ысыах.

Творчество жителей города.

Знакомство с Тамарой Логачевой, ее поэзией. Сборники стихов

КВН «Знатоки родного края».

Презентация проекта для детей средней группы «Мы в Якутии живем».

Тематическое планирование кружковой работы «Мой край»

в подготовительной к школе группе

Тема

Моя семья.

Моя семья, семейные традиции.

Генеалогическое дерево (с родителями).

Семейные альбомы, фотографии.

Россия – Родина моя.

Беседа о древней Руси, рассматривание иллюстраций, слайдов.

Чтение былин, знакомство с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем.

Мы – якутяне.

Работа с картой.

Природные климатические зоны, особенности флоры и фауны.

Экскурсия на выставку в центральную библиотеку: быт и традиции

якутского народа.

Знакомство с якутским эпосом «Ньургун Боотур стремительный».

Чтение отрывков эпоса.

Символы в жизни государства.

Флаг и герб нашего государства, республики, герб города. Принципы

создания гербов.

Составление с родителями герба семьи.

Слушание гимна России, Республики Саха (Якутия).

Наш город.

Целевая прогулка по близлежащим улицам.

Фотовыставка Сергея Шестакова «Мой любимый Ленск».

Подготовка детьми сообщений о любимых уголках города.

Презентация «Достопримечательности города Ленска».

Изготовление макета города.

Седая моя Мухтуя.

Рассматривание фотографий, иллюстраций со старыми зданиями,

Улицы современного Ленска, новые микрорайоны, памятник

Первопроходцам, стелла на Набережной.

Река Лена.

Экскурсия на берег реки Лены.

Знакомство

творчеством

художников

прославляющих

красоту Лены.

Достопримечательности Ленска (памятники, площадь, Центр досуга и

народного

творчества,

культуры

«Юность»,

дополнительного образования «Сэргэ»).

Беседа о людях труда, профессиях родителей.

Экскурсии.

Фото презентации.

Особенности природных условий Республики Саха (Якутия).

Чтение, рассматривание иллюстраций, посещение выставки, просмотр

Рисование (северные олени, северное сияние, тундра).

Природные условия тайги.

Посещение краеведческого музея с родителями.

Флора и фауна Якутии, полезные ископаемые.

Выставка и презентация в центральной библиотеке.

Знакомство с Красной книгой Якутии.

Труд жителей республики. Традиционные занятия.

Народная мудрость.

Чтение из книги «Якутские сказки».

Беседа по содержанию.

Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций,

художественное творчество.

Народная мудрость.

Сказки, пословицы, поговорки народов Севера.

Народные игры – отражение жизни.

Рассматривание иллюстраций книг (вспомнить традиционные занятия

якутского народа: охота, оленеводство).

Народные игры – знакомство с играми.

Физкультурный досуг «Мы в Якутии живем».

Знакомство с национальным костюмом.

Рассматривание национальных костюмов разных народов, истории

возникновения. «Хоровод дружбы» - рассматривание иллюстраций.

Головные уборы, одежда и обувь. Традиционные материалы народных

костюмов (на примере русского, якутского и др. костюмов).

Рассматривание

национальных

костюмах

(украшение

костюмов: вышивка, орнамент, мех).

Ремесла предков.

Изделия из бересты.

Резьба по дереву и кости.

Самостоятельное художественное творчество.

Якутские орнаменты.

Экскурсия в центр дополнительного образования «Сэргэ», кружок

бисероплетения, выставочный зал.

Самостоятельная

художественная

деятельность

развивающих

Беседа о якутских национальных праздниках «Оленьи бега», «Ысыах».

Видео презентация.

Национальные подвижные игры, состязания.

Подвижные игры «Куобах» (прыжки на дальность), «Перетягивание

палки», «Охотник» (метание в цель).

Ленск – труженик.

Знакомство

полезными

ископаемыми,

взрослых,

профессиями.

Творчество жителей города.

Знакомство

Логачевой,

(сборники

«Доброта», «Ветерок», «Иринкина азбука».

Знакомство с творчеством художников.

Экскурсия на выставку художников Кудриных.

Природа нашего края - П. Фефилов.

Самостоятельная деятельность детей «Мы – художники», «Мир вокруг

нас глазами художника».

Музыка с нами.

Якутские национальные музыкальные инструменты.

«Музыкальная шкатулка».

Юные таланты города Ленска.

Концерт учащихся школы искусств.

Якутский эпос.

Чтение отрывков, виды фольклора, конкурс пословиц и загадок.

КВН «Знатоки родного края».

ЛИТЕРАТУРА:

Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. Дошкольное

воспитание, 2003, №3.

Кирзиенок И. В. Организация работы творческой группы в дошкольном

образовательном учреждении. Методист, 2007, №6.

Кудрявцева В. От педагогики повседневности – к педагогике развития.

Общая характеристика проекта развивающего дошкольного образования.

Дошкольное воспитание, 2005, №3.

Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном

образовательном учреждении. Детский сад от А до Я, 2006, №2.

Организация проектной деятельности в условиях формирования нового

Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском

саду. Самара, 2004.

Яковлев Ю. Б. Повышение инвестиционной привлекательности сферы

образования на основе технологий проектного управления. Методист,