Депрессия после аварии. Авария: жизнь после… психологическая помощь пострадавшим

Проблема психологической реабилитации водителей после ДТП стоит особняком от остальных вопросов, связанных с дорожным движением. Попал человек в аварию, ему после этого плохо или психологически или физически, а может быть и в том, и в другом смысле. Как ему быть, что ему надо сделать для того, чтобы каждый раз, когда садишься за руль, нервы не лопались от напряжения? Мы все разные. Кого-то может «завести» любой пустяк, косой взгляд, показавшееся резким слово, не говоря уже о настоящем ЧП, к которому можно отнести и дорожно-транспортное происшествие. А кто-то посмотрит на эту проблему философски. Конечно, мы все догадываемся о существовании поставарийного синдрома. Но не уверены в этом на все сто процентов.

Каждый, кто бывал участником ДТП, а таких подавляющее большинство, может попытаться вспомнить свои ощущения, в первую очередь отрицательные, связанные с этим неприятным событием. Если после ДТП прошло достаточно много времени, скажем, несколько лет, то острота эмоций уменьшается. Психологи склоняются к тому, что неприятные воспоминания имеют тенденцию постепенно вытесняться из сознания. Они, конечно, не исчезают бесследно, просто человек перестаёт их осознавать. Поэтому воспоминания эти перестают быть воспоминаниями, погружаясь в пучину бессознательного. Это естественная защитная реакция. Думаю, что процесс погружения неприятных воспоминаний в подсознание имеет место в той или иной степени у каждого человека. Но вряд ли он выражается в том, что любой человек любое воспоминание о любом неприятном событии рано или поздно загоняет в подсознание. Если бы дело обстояло так, люди не помнили бы ничего плохого из прошлого. Только хорошее, только то, с чем связан позитив и приятные ощущения. В то же время неприятные воспоминания нам нужны не меньше, чем хорошие. Они нужны нам для того, чтобы эффективно познавать этот мир. Неприятные воспоминания могут служить источником бесценного опыта, если дать себе труд тщательно и терпеливо их проанализировать. Отогнав от себя лень и проявляя готовность постоянно учиться и совершенствоваться, мы можем извлечь из неприятных воспоминаний много пользы. Так и водитель, попавший в ДТП, может превратить это неприятное событие в очередную ступень для движения вверх по лестнице профессионального роста. Для этого необходимо тщательно анализировать всё, что, так или иначе связано с конкретным ДТП. Для неопытного водителя ДТП оказывается в большинстве случаев совершенно неожиданным. В противном случае, если бы водитель ожидал какой-то неприятности, то предпринял бы какие-то контрмеры. Часто водитель так никогда и не может разобраться в причинах происшедшего и тем более извлечь из этой ситуации пользу. Помните поговорку: «За одного битого двух небитых дают»? Опыт имеет громадное значение в жизни любого человека и в том числе водителя. «Попал» - подумал, сделал выводы, впредь веду себя так, чтобы в дальнейшем по возможности не наступать на те же грабли. Это самый оптимальный вариант развития событий. Но существуют и другие, не столь приятные возможности.

К примеру, авария была столь серьёзной, что водитель в результате получил тяжёлые травмы, приведшие к инвалидности. В таком случае гибель водителя (я уж не говорю о том, что пострадать могут и другие участники дорожного движения, пешеходы, пассажиры или другие водители) может оказаться не самым страшным исходом. Вспомним ДТП на Минской улице осенью этого года, когда пьяный водитель сбил людей на остановке. Мне знакомы водители, сбивавшие пешеходов с различными последствиями, некоторые насмерть. Один был водителем фуры. Ему под прицеп попал нетрезвый пешеход. Другой сбил бабушку, переходившую дорогу в «неположенном» месте. Оба водителя благополучно продолжили свою водительскую карьеру. Оба водителя были трезвыми, и наезд на пешехода в обоих случаях произошёл не по их вине. Возможно, какой-то другой водитель на их месте получил бы серьёзную психологическую травму. Вероятно, сразу после ДТП они чувствовали себя не очень уютно. Однако это не помешало им вернуться к полноценной жизни. Опыт делает водителя менее впечатлительным, более толстокожим, если можно так выразиться, более прагматичным и может быть даже более циничным. Водители с большим стажем за свою водительскую карьеру успевают увидеть столько разного, и весёлого, и грустного, что вид сбитого пешехода на обочине или несколько трупов в искорёженном автомобиле уже не производят на них особого впечатления. Это тоже защитная реакция. Человек (не только водитель) старается меньше думать о плохом. С одной стороны это хорошо. Психика не перегружается отрицательными эмоциями. Но есть и негативные моменты. Ощущение опасности постепенно притупляется, и то, что на самом деле таит в себе серьёзные риски, не воспринимается таковым. Возникает привыкание. И последствия такого привыкания могут быть плачевными.

Долгосрочные последствия ДТП, участником которого стал водитель, могут быть очень разными. Я привёл два примера, доказывающих, что некоторые могут пережить такой стресс довольно легко. Однако очень часто водители после серьёзного ДТП, особенно если в результате пострадали люди, первое время просто боятся садиться за руль. Стресс может быть таким сильным, что в исключительных случаях это приводит к полному отказу от управления автомобилем в дальнейшем.

В наиболее распространённом случае водитель после ДТП всё же садится за руль автомобиля, но по вполне понятным причинам чувствует скованность, напряжение, тревожность. В автомобиль молодой женщины на светофоре сзади врезался другой автомобиль. Лёгкое сотрясение мозга, эмоциональный стресс, сопутствующий резкому и неожиданному удару, заставляет женщину в этот момент остро, буквально каждой частицей тела, чувствовать полную беззащитность перед слепой силой случая. В душе появляется страх, хотя опасность вроде бы уже миновала. А избыточный страх мешает объективно оценивать риски. Он деморализует свою жертву, и теперь она боится каждого шороха. Она начинает ожидать от каждого водителя потенциальной угрозы. Женщине кажется, что как только она остановится, в неё сразу же сзади обязательно кто-то врежется. В этой ситуации может потребоваться помощь профессионального психолога, а лучше консультации и практические рекомендации опытного специалиста по безопасному вождению. Хороший автоинструктор обязательно должен быть в какой-то мере психологом. Такие специалисты работают в уже упоминавшемся нами Центре водительского мастерства “ГАРАНТ-БЕЗОПАСНОСТЬ” (www.drivesmart.ru, www.гарант-безопасность.рф). Разработанные в центре учебные методики позволяют эффективно решать психологические проблемы, связанные с адаптацией водителей после аварий.

Все понимают, что дорожное движение - опасный процесс. Раз уж по дорогам перемещаются металлические предметы весом в тонну и более со скоростями, существенно превышающими скорость передвижения среднего пешехода, а управляют этими металлическими предметами живые люди, которым свойственно ошибаться, то различного рода ДТП кажутся просто неизбежными. Однако статистика и анализ говорят о том, что доля предотвратимых ДТП превышает 95%. Это говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев у участников дорожного происшествия была реальная возможность избежать неприятностей. Но по каким-то причинам они либо не предприняли тех действий, которые они в принципе могли предпринять, либо оказались не готовы к такому развитию ситуации, которое привело в конечном счёте к ДТП. По сути, у водителя, а именно водитель в большинстве случаев и является, и признаётся виновником происшествия, были в распоряжении все возможности для предотвращения неблагоприятного развития событий. Водитель мог не воспользоваться этими возможностями по следующим причинам. Мы возьмём самые распространённые причины (факторы) по данным исследований, приведённые в книге «Транспортная психология»(Д.Клебельсберг, 1989 г.)

  1. Отвлечение внимания;
  2. Недооценка опасности;
  3. Боязливость и опасные привычки;
  4. Ошибки в прогнозе.
Исходя из этого короткого, но наглядного списка, хороший инструктор и строит свою работу по реабилитации водителя после ДТП. Пытаясь понять из разговора с водителем, какие причины привели к ДТП, инструктор обучает и даже можно сказать – занимается воспитанием водителя. Когда после всестороннего анализа конкретного происшествия водитель чётко представляет всю совокупность причин и следствий, то осознанное решение работать над собой с учётом нового, пусть и печального опыта, позволяет быстрее достичь психологического равновесия и вновь вернуться к вождению на совершенно другом уровне. Наверное, идеалом в этом отношении можно считать мудрого и социально адекватного водителя.

Сергей Лобарев,
Директор Центральной автошколы «Безопасность»,
Председатель правления НП «Гильдия автошкол»

Заслуженная награда от Федерации автомобилистов России

Федерация автомобилистов России отметила директора «Центральной автошколы Москвы» почетной наградой «За вклад в общественно полезную деятельность» в сфере безопасности дорожного движения.

Некоммерческое партнерство «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России рекомендует:

Учебные центры образовательного холдинга «Центральная автошкола Москвы» - залог качественного и безопасного обучения вождению!

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! НП «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России предупреждает:

Если стоимость обучения в московской автошколе ниже 19 тысяч рублей, возможно, эта автошкола не имеет заключения ГИБДД, работает по старым программам, не полностью проводит обучение и у Вас могут возникнуть сложности со сдачей экзаменов в ГИБДД.

Психологическая помощь после ДТП

Согласно данным мировой статистики, самым распространенным видом аварий являются транспортные - около 80% от общего числа. Основными проблемами и последствиями аварийного происшествия становятся вопросы о предстоящем ремонте, справедливом возмещении ущерба, юридической помощи. Однако, мало кто задумывается о необходимости помощи психолога после полученных эмоциональных переживаний аварийной ситуации. Все люди разные, для кого-то и незначительное ДТП может обернуться серьезными психологическими последствиями и неприятностями, к примеру, возникновением боязни нахождения за рулем авто.

В психиатрии есть такое понятие, как «афганский синдром», который рассказывает о состоянии людей, переживших и участвовавших в события Афганистана. Ветераны афганской войны постоянно испытывают страх, ярко выраженное чувство подозрительности, навязчивости и пр. тоже самое происходит и с водителями, пережившими ДТП. Бывшие участники аварии постоянно испытывают страх, садясь за руль, боязнь, что события ДТП смогут повториться. В медицине такое состояние человека называется посттравматическим стрессовым расстройством. При возникновении вышеназванных симптомов, не стоит пытаться пустить всё на самотек. Нне полученная вовремя психологическая помощь после ДТП может обернуться серьезными последствиями, вплоть до семейных проблем, раздражительности, агрессивности.

Как восстановить психологическое состояние после дорожно-транспортного происшествия?

Итак, никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя винить себя за случившееся. От ДТП никто не застрахован, а вы сделали всё, что могли, чтобы предотвратить наступление неприятного события. Кроме того, состояние страха и испуга - вполне естественное явление, защитная реакция организма на внешние возбудители. Человек, однажды попавший в аварию, в последствие будет стараться не повторить ЧП. Для себя необходимо усвоить, какие причины повлекли наступление аварии, что можно было бы сделать для недопущения ДТП. Самое главное при возникновении опасности столкновения транспортных средств, не растеряться, потому что в таком состоянии среагировать на ситуацию крайне тяжело.

Когда критика не уместна.

Очень часто родственники, друзья, пострадавшего в ДТП автолюбителя-новичка за рулем, начинают ему внушать, что ему водить автомобиль пока рановато, а, если речь идет о женщине, то и вовсе лучше не садиться за руль. Это большая ошибка, ведь, тем самым, у новоиспеченного водителя, к страху прибавляется еще и множество комплексов о своей несостоятельности, как водителя. Кроме того, особо эмоциональные и чуткие натуры могут впасть в депрессивное состояние, особенно это касается водителей-женщин.

Постоянное напоминание об аварии в осуждающей форме, поможет спровоцировать возникновение следующей ЧС на дороге. В связи с этим, следует сразу поговорить со своими близкими, и попросить их не поднимать больше тему случившихся событий. По мнению экспертов-психологов, чем раньше человек после аварии сможет опять водить машину, тем быстрее он сможет справиться со своими страхами.

Итак, наряду с первой медицинской помощью, пострадавшему должна быть оказана психологическая помощь после ДТП. Совсем необязательно для этого судорожно искать психолога. Достаточно позвонить в нашу компанию «Юридическая помощь» и воспользоваться квалифицированной экстренной помощью. Наш специалист прибудет на место происшествия, оценит обстановку, обстоятельства. Кроме того, наш автоюрист обладает навыками психологии, поэтому окажет пострадавшему психологическую и моральную поддержку.

В чем заключается психологическая помощь после ДТП? В первую очередь, это процедура, включающая в себя комплекс воздействия на эмоциональное состояние человека посредством применения действенных психологических методов. В результате общения с пострадавшим, происходит снижение эмоционального возбуждения человека, уменьшение переживаний по поводу случившегося, происходит более четкая оценка ситуации, в которую он попал.

Почему же психологическая помощь после ДТП так важна и необходима?

Пребывание участника аварии в состоянии глубокого психологического стресса может привести к следующему:

  • Выраженные эмоции, в виде истерики, ступора, неконтролируемого гнева, нервной дрожи, агрессивного поведения и иные проявления психологического расстройства, требующие немедленного вмешательства специалиста-психолога;
  • Впадение в паническое состояние непосредственно на месте совершения аварийного происшествия;
  • Расстройства общего здоровья пострадавшего в связи с полученными психологическими травмами в момент аварии и после нее.

Наступление этих реакций человека на воздействие факторов извне можно избежать, если вовремя получить соответствующую помощь и поддержку. При обращении в компанию «Юридическая помощь» Вы получите не только широкий спектр правовых услуг, но и качественную и эффективную моральную поддержку!

Трое героев из Владивостока рассказывают о том, как попали в ДТП и выжили

Текст: Мария Володина
Фото: из архива героев

17 октября 2016 года трое молодых спортсменов выехали на арендованной машине из Владивостока в сторону Красноармейского района. На развилке «Арсеньев-Хабаровск» в 05:30 утра водитель не справился с управлением, а машина улетела в кювет. Она совершила три боковых переворота и врезалась в дерево. «Вл3000» попросил участников аварии рассказать о своем опыте, а спасателя и психолога - его прокомментировать.

В ночь на 17 октября водитель микроавтобуса Toyota Voxy ехал с тремя пассажирами на север Приморского края. В точку назначения необходимо было приехать к полудню (ребят ждали с образовательной программой), поэтому из Владивостока выехали в 03:00 ночи.

На пассажирском месте рядом с водителем сидел Алексей*, сзади лежал Константин, Максим разместился на втором ряду задних сидений. В 05:30 утра водитель отвлекся на навигатор, потерял бдительность и не справился с управлением.

Откинув спинку сидения, Алексей дремал, но проснулся, услышав встревоженный голос водителя. На скорости машину развернуло и унесло боком в кювет, автомобиль успел сделать три полных оборота, пока не врезался в дерево.

Алексей: «Машину несло по гравийке и поворачивало боком, на размышление было не больше трех секунд. Я схватился обеими руками за поручень, поджал голову, напряг все тело в ожидании удара. Первый удар прогремел, когда машина слетела в кювет, наполненный водой. Автомобиль опрокинулся на бок и начал крутиться. Оглушительные удары сыпались со всех сторон, по салону лететало битое стекло, грязь и вода.

Ремень безопасности позволил мне сохранить тело сгруппированным, не вылететь из окна и остаться без серьезных травм. Как я сообразил сгруппироваться? Таким образом я приготовился к удару. Думаю, мне помог опыт и реакция, выработанная при занятиях спортом».

После первых ударов несколько стекол выбило, а при одном из оборотов в окно вылетел Константин.

Константин: «Я помню абсолютно все, от начала и до конца. Так ясно, как будто это было сегодня. Перед вылетом я почувствовал резкий заход в поворот, давление в сторону, жесткий удар. Машину начало крутить, а буквально на втором обороте меня выкинуло из бокового окна. Пролетев метров шесть, я приземлился в кустах. В момент самого полета не было ничего, что обычно показывают в фильмах. Мысли были спокойными и ясными, а время длилось медленней, чем могло показаться со стороны, - удар о землю… и тишина.

После первого удара не было ни единой мысли, чтобы сгруппироваться или схватиться за что-то. Наоборот, я расслабился и отпустил все, что происходило в этот момент. Я чувствовал, как стекла и вещи переворачиваются и бьются о меня. Инстинкт самосохранения сработал так, что тело было полностью расслаблено - видимо, поэтому я и отделался легкими повреждениями».

На заднем сидении непристегнутый лежал еще один пассажир, он сразу получил несколько ударов по голове.

Максим: «Я не видел, что происходило, но практически сразу понял, когда мы выехали на гравий, что сейчас нам пипец. Вращаться через голову мне не привыкать, но тут немного другое. Первые мысли были такими: “Вот черт, быть такого не может, я, наверное, все еще сплю. Я же должен в Красноармейский район ехать, как же глупо будет так умереть”.

Как вообще тело себя повело, не могу вспомнить, но потом еще долго болели мышцы пресса, спины, плечи и бедра. Возможно, в стрессовой ситуации они были в перенапряженном состоянии. После остановки я понимал, что надо вылезать, но никак не мог вспомнить, куда мы ехали и зачем, кто рядом и почему я вообще не дома».

После того, как машина уперлась в дерево, Алексей пришел в себя, провел перекличку: «Макс, Сергей, Костя, все живы, переломы есть, двигаться можете?» Когда убедился, что все целы, то позвонил во Владивосток своей коллеге и попросил забрать их из Спасска.

Когда парни по очереди отозвались, я уже вылезал из машины и дико радовался тому, что все целы. Легкие ушибы мягких тканей, царапины на лице, ссадины - это чудо! Такой день называют вторым днем рождения. Впервые в жизни я был так близок к нелепой смерти. Эти три оборота, словно замедленная съемка, отпечатались в моей голове».

Алексей с водителем стали вытаскивать из перевернувшейся машины все вещи. Ехавший позади автомобиль остановился и осветил фарами место происшествия.

Константин: «Когда я приземлился и стало тихо, кто-то из ребят спросил: “Все живы?”. Я сразу встал. В глазах сначала была небольшая пелена, но через несколько секунд все развеялось, и я понял: мы разбились! Я стоял босиком, в боку чувствовалась небольшая боль, а голова была вся в грязи. Меня очень беспокоило, не пострадал ли кто. К счастью, все обошлось.

Сказать честно, выехав из города в три часа ночи, я сказал себе, что утром напишу и пожелаю доброго утра одной очаровательной девушке. Чтобы она, возможно, улыбнулась, и ее день начался с этой улыбки. И вот, после ударов, кручений, полета и падения, я встал, убедившись, что все живы, нашел в кустах свой телефон и отправил ей сообщение. Эта мысль даже тогда не выходила у меня из головы. Уже после этого мы начали искать и собирать все свои вещи, которые раскидало по земле.

Спустя время я все больше и больше удивляюсь тому, что после всего, что произошло, из травм у нас только небольшие порезы, царапины и ушибы, и никакого сотрясения».

Несколько раз рядом останавливались проезжавшие мимо машины, водители интересовались, все ли в порядке и не нужна ли помощь. Кто-то из них позвонил в полицию и сообщил о ДТП.

Максим: «Когда я вышел из машины, меня начало сильно трясти, ребята сразу дали мне три куртки. Частично мы упали в болото, были все мокрые, но трясло меня, кажется, вовсе не из-за холода. Пришло понимание, что любой из нас мог остаться покалеченным или умереть. И хотя я вспомнил, куда мы едем, не мог прийти в себя еще на протяжении получаса.

В голове был полный беспорядок: у меня столько планов на эту неделю, теперь надо все переносить, но среди них есть несколько значимых вещей. Еще я должен был сказать что-то важное, а ведь мог умереть и все… Господи, да у меня же дома жена с ребенком, как она его без меня подымала бы? И чувство бесконечной усталости - почему все так сложно, неужели нельзя для счастья жить проще, без таких сложных схем?».

Алексей позвонил знакомым в Спасск-Дальний, вызвали эвакуатор. Скоро после аварии приехала бригада ДПС. Максим немого хромал, но скорую вызывать не стали. Примерно в 9 утра парни уже ехали в больницу. К тому времени адреналин отошел, Максим почувствовал сильную боль в спине и опасался за внутренние органы. Все кости оказались целы, анализы в норме - отделался сотрясением, ушибами и растяжениями.

Алексей: «Я представил, что было, если бы я погиб. Как расстроилась бы моя мама, отец и брат, как бы я подвел ребят и девчонок, которые у меня тренируются. А как же те районы, куда мы только собираемся поехать? Я вспоминал самые ценные моменты жизни: кому помог, на кого повлиял, куда тратил отведенное мне время и еще раз четко убедился, что материальное ничего не значит, когда речь идет о жизни и смерти. Я то улыбался, радуясь спасению, то грустил, вспоминая близких. Я сделал фото, на котором улыбаюсь, таким я себе нравлюсь больше».

Что говорят спасатели

Любое ДТП - это тяжелое физическое и психологическое испытание. Важно правильно вести себя в экстренной ситуации и уметь восстанавливаться после происшествия.

Сергей Удовик, спасатель Владивостокской городской поисково-спасательной службы (МКУ «ВГПСС»): «Первым делом нужно заглушить машину, если она работает, и вызвать “Скорую помощь”. Сотрудники “Скорой” сами сообщат о ДТП спасателям, пожарным и полиции. Дальше - проверить, находятся ли пассажиры в сознании, понять, у кого есть травмы. Самое главное - прослушать дыхание и остановить кровь. Пульс слушать нужно, но это не так эффективно, как дыхание - вы можете принять за чужое свое собственное сердцебиение.

Если человека зажало чем-либо, ни в коем случае нельзя его доставать, так можно только сильнее навредить. Это же касается фиксации сломанных частей тела: оказывать помощь можно только в том случае, если вы это умеете. Помните, что за все неправильные действия вы можете понести ответственность.

Проверьте, возможно ли возгорание машины (недавно о предотвращении возгорания написали VL.ru). Если ничего не угрожает, то человека лучше не вытаскивать и сначала привести в сознание, а если машина начинает дымиться и гореть, то здесь уже главное - успеть всех вытащить. По возможности нужно скинуть клеммы с аккумулятора и поставить машину на ручной тормоз или что-то подложить под колеса, чтобы она не поехала».

Альбина Яковенко, клинический психолог: «После ДТП дайте себе время на восстановление: не садитесь за руль, передвигайтесь тем транспортом, в котором вы чувствуете себя в безопасности, ходите пешком.

Когда вы учились водить машину, то первое, что делали, - это садились на водительское кресло и привыкали к габаритам, чувствовали машину. Проделайте то же самое. Сядьте в кресло, расслабьтесь, закройте глаза и вспомните самые приятные моменты в вашей жизни - первое свидание, получение желанного подарка, день, когда вы впервые выехали на дорогу и поняли, что машина вас слушается. Постарайтесь еще раз пережить свои ощущения. Запустите двигатель только тогда, когда почувствуете, что паники нет. На это может уйти несколько дней.

Сначала не спешите уезжать далеко от дома. Почувствуйте машину, попытайтесь с ней договориться, понажимайте педаль тормоза, поверните влево, вправо. Вы должны видеть и понимать, что машина вам не враг, она вас слушается.

Как только почувствовали, что вам комфортно, можете выехать на оживленную дорогу. Следите за своим состоянием и ощущениями. При появлении страха и недомогания не паникуйте, сверните на обочину, успокойтесь. Если все прошло - езжайте дальше по своим делам, если нет - вернитесь на стоянку.

Совершайте каждый этап без спешки и насилия над собой. Если у вас не получилось справиться в течение двух-трех недель, то обратитесь к психологу. Он подберет программу и упражнения, помогающие именно вам, главное - не оставляйте все, как есть. Чем дольше вы не обращаетесь за помощью, тем сложнее будет выходить из состояния травматизации».

Возвращайтесь за руль как можно скорее и прокрутите аварию в голове, как на записи.

На автомобильный транспорт приходится львиная доля аварий — до 80%, согласно мировой статистики. Среди водителей принято обсуждать сложность ремонта, ущерб и юридические аспекты (кто виноват, как вести себя в суде) . И при этом забывают о психологических травмах. А зря. Ведь даже мелкая авария может существенно повлиять на водителя — многие после панически боятся не только садиться за руль, но даже ездить в качестве пассажира. Кроме того, такая травма может привести к проблемам в семейной жизни и работе.

"Сегодня" с помощью специалистов центра контраварийной подготовки "Корда Профи" и центра практической психологии "Имаго" выяснила, как пережить стресс с минимальными потерями.

СИНДРОМ ФРОНТОВИКА

В литературе по психиатрии часто используют словосочетание "афганский синдром" (впервые оно стало фигурировать после обследования ветеранов войны в Афганистане). Оно означает постоянное чувство угрозы для жизни, страх смерти, боли, излишняя подозрительность, навязчивые идеи. Медицинское название — посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Несмотря на то, что водители, попавшие в ДТП, в подавляющем большинстве случаев никогда не были на войне, очень часто они испытывают свойственные военным синдромы. "После аварии прошел уже год, а я когда сажусь за руль, ощущаю спиной и затылком опасность, даже когда на дорога пустая. Я прямо чувствую, что вот-вот снова попаду в ДТП", — делится своей проблемой водитель Алексей М. из Киева.

Такого рода расстройство, если не обратиться за помощью к психологу, может привести к серьезным проблемам. Так, психотерапевт Татьяна Назаренко рассказала про пациента, который дошел до того, что стал бояться садиться в транспорт вообще. При этом стал раздражительным и агрессивным, что привело к проблемам в семье. Другой пациент стал излишне суеверным и испортил отношения с близкими людьми — ему казалось, что его сглазили завистники.

"Часто стресс пытаются лечить водкой или таблетками. Буквально за год такой "терапии" к ПТРС прибавится зависимость и проблемы со здоровьем", — говорит эксперт.

Во-первых, ни в коем случае нельзя долго корить себя за аварию — вы действовали согласно тем знаниям и навыкам, что у вас были на тот момент. Во-вторых, нужно осознать, что страх — естественная реакция организма, вызванная инстинктом самосохранения. И если человек уже побывал в ДТП, когда угроза его жизни и/или здоровью (в том числе и психическому) была ощутима, то организм как бы пытается не допустить ее повторения. И перед водителем стоит задача уговорить самого себя в том, что в случае повторения аварийной ситуации вы сможете выйти из нее. Для этого нужно прокрутить несколько раз ее в голове (рассматривая ситуацию со стороны так, как будто смотрите видеозапись), а затем обсудить с опытным водителем либо инструктором одного из центров повышения квалификации водителей. Это позволит понять, каких навыков управления авто не хватило, изучить их на закрытой площадке (где бояться нечего) и отработать до автоматизма — чтобы при возникновении опасности сработал условный рефлекс.

ОГРАДИТЕСЬ ОТ КРИТИКИ

Попавшим в ДТП водителям-новичкам (особенно женщинам) очень часто близкие, сами того не осознавая, прививают комплексы — говорят обидные слова либо демотивируют фразами вроде "я же говорил", "тебе еще рано", "не твое" и тому подобное (в том числе с использованием ненормативной лексики). Такого рода информационная обработка, пусть и из лучших побуждений, способна ввергнуть человека в депрессию. Кроме того, она опасна в том случае, если водитель все-таки рискнет сесть за руль, сказанные фразы способны настроить на новую аварию. Поэтому лучше сразу договориться с родственниками и друзьями не обсуждать эту тему. А если в ДТП побывал кто-то из ваших близких, окажите ему максимальную психологическую поддержку. Ведь, по словам опрошенных нами экспертов, чем быстрее после аварии человек снова начинает водить, тем легче ему избавиться от страха снова попасть в аварию.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПОСЛЕ ДТП: 5 СОВЕТОВ

1. Отдохните. Даже если ДТП незначительное (мелкие царапины), лучше в этот день не планировать поездок, а передохнуть. Даже при мелкой аварии у человека выделяется адреналин и нужно дать организму время прийти в норму.

2. Настрой. Что ни делается — то к лучшему. Возможно, ангел-хранитель позволил попасть вам в небольшое ДТП для того, чтобы вы не попали в крупную аварию в этот же день. К тому же опыт всегда постигается путем проб и ошибок.

3. Взгляд со стороны. Проанализируйте аварию, но представляя, что за рулем находитесь не вы, а кто-то другой.