Душеполезное чтение. православная художественная литература

«ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ », «ежемесячное издание духовного содержания», - журнал, издаваемый в Москве; основан по мысли священника московской Казанской y Калужских ворот церкви Алексея Осиповича Ключарева, впоследствии Амвросия, архиепископа харьковского (о нем см. особую статью), который вместе с приглашенными им другими двумя московскими священниками - Николаевской в Толмачах церкви Василием Петровичем Нечаевым и церкви св. Николая Заяицкого Вас. Ив. Лебедевым - и стал издавать этот журнал с 1860 г. Основание журнала вызвано было народившеюся неотложною потребностию времени. Митрополит моск. Филарет, ходатайствуя пред Св. Синодом о разрешении издания «Душеполезного Чтения», писал: «и правительством, и частными людьми усиленно распространяемая грамотность и любовь к чтению требуют здравой пищи, и особенно тогда, когда светская литература повсюду предлагает чтение, большею частию суетное и неблагоприятное для истинного назидания народа». С кончиною о. Лебедева в 1863 г. и выходом из состава редакции о. Ключарева в 1866 г., единоличным редактором-издателем журнала остался о. Нечаев. Он вел это трудное дело до 1889 г, когда приняв монашество, с именем Виссариона (см. о нем особую статью), был хиротонисан во епископа. Тогда свой журнал, в октябре, он передал своему зятю и преемнику по приходу, профессору московской духовной академии, протоиерею Димитрию Феодоровичу Касицыну. Новый редактор вёл журнал 12 лет и скончался в 1901 г., 3 декабря, 62 лет. Замечательна была его кончина: в предсмертном «бреду» он произнес по порядку все молитвословия литургии, помянул на память всех усопших, которые поминаемы были в его приходской церкви, и закончил возгласом: «да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Он был сын диакона московской епархии, магистр московской академии, начал службу преподавателем вифанской семинарии, с 1867 г. перешел в академию, где и занимал кафедры - в первое время истории западной церкви, с 1869 г. - новой церковной истории, с 1884 г. - истории и разбора западных исповеданий. Священником он был назначен в августе 1889 г., в 1892 г. получил протоиерейство. Погребен на Даниловском кладбище («Душеполезное Чтение» 1902 г. № 2). После о. Касицына издательницей осталась жена покойного О. В. Касицына, а редактором назначен профессор московской академии Алексей Ив. Введенский.

С первых же дней журнал привлек к себе надежный круг сотрудников из московского духовенства, профессоров духовной академии и светских лиц богословского направления. В журнале приняли участие многие духовно-литературные светила (как протоиерей A. В. Горский, П. А. Смирнов, преосвященные Филарет Гумилевский, Феофан Затворник и нынешний обер-прокурор Св. Синода Κ. П. Победоносцев) во главе с митрополитом Филаретом.

Журнал поставил себе задачею «служить духовно-нравственному наставлению христиан и удовлетворять потребности общеназидательного и общепонятного духовного чтения», и этой задаче остался верен всё время. По собственному признанию о. Нечаева в день 25-летняго юбилея журнала, «Душеполезное Чтение» наполнялось статьями, столь близкими к разумению каждого, что, по отзывам читателей, каждую книжку его можно читать с первой страницы до последней, не пропуская ни одной статьи. Статей отвлеченных и головоломных редакция всячески избегала, хотя и не чуждалась исследований строго-научных, только бы они отличались популярным изложением. Известий о текущих событиях, так называемой хроники, в «Душеполезном Чтении» всегда было немного; все выдающиеся явления в жизни церкви и общества находили себе в журнале отображение в суждениях, а не в сообщениях. В 1863 г. журнал сделал было попытку быть журналом в тесном смысле, т. е. завел хронику, обозрение современных событий, но недолго выдержал такой характер и окончательно превратился в духовный альманах; явления современной жизни стали находить в нём отклик только в виде статей, имеющих характер назидания, положительного наставления, не исключая и таких явлений, как пашковство, раскол и т. п. В редакторство о. Касицына кой-когда проскальзывала нервная полемическая струйка, но скоро растворялась в общем содержании и духе журнала. Из предметов, которым посвящен целый ряд статей, следует указать статьи о Святой Земле - научные исследования и путешествия; толкование на паремии самого редактора; толкование на послания апостольские епископов Феофана и Михаила; поучения по руководству Пролога протоиерея Гурьева; чтения из библейской истории; объяснение богослужения, перевод канонов; о древних палестинских и сирийских лаврах, киновиях и монастырях; история христианской восточной церкви, проф. Ал. П. Лебедева; история русской церкви в патриарший период, проф. А. П. Доброклонского; письма епископа Феофана Затворника по нравственным вопросам; переводы псалмов, древнего Патерика, слов Симеона Нового Богослова. Целая масса статей, заметок, сообщений и материалов посвящена митрополиту Филарету московскому и в последние годы «Душеполезное Чтение» дается в особом приложении полное собрание резолюций владыки. В последние годы в журнале помещаются портреты и снимки картин, а также заведен особый живой отдел «Отклики на современность».

* Степан Григорьевич Рункевич,
доктор церковной истории, обер-секретарь
Св. Синода, член Учебного Комитета при Св. Синоде.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 139. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г. Орфография современная.

Если данная вещь используется не греховно, ее можно освящать, а если греховно, то не надо.
о. Валентин Мордасов

ЦЕРКОВНЫЕ ОБРЯДЫ

Славянское слово "обряд" само по себе означает "наряд", "одежда" (можно вспомнить, например, глагол "обряжать"). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная Церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати.

Условно все обряды делятся на три вида:

1. Обряды богослужебные - священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений: елеопомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви.

2. Обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение , которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений.

3. Обряды, освящающие житейские нужды христиан: поминовение усопших, освящение жилищ, продуктов, вещей и различных благих начинаний: учебы, поста, путешествия, строительства и тому подобное.

КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ НАШЕ УЧАСТИЕ В ЦЕРКОВНЫХ ОБРЯДАХ

Обрядовым формам их священное значение сообщает молитва. Только через молитву действие становится священнодействием, а ряд внешних процессов - обрядом. Не только священник, но и каждый из присутствующих должен внести свою лепту в совершение обряда - свою веру и свою молитву.

Благодать, помощь, различные дары дает Бог, дает исключительно по Своей милости. Но "как источник не возбраняет черпать желающим, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет быть его причастником" (преподобный Ефрем Сирии). Мы не можем при помощи каких-то магических действий "вынудить" Бога ниспослать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой просить. Священное Писание о необходимости веры для молитвы говорит: "Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен волне морской, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа" (Иак. 1, 6-7). Когда мы молимся Господу, нужно верить в то, что Господь всемогущ, что Он может сотворить или даровать то, о чем мы просим. Верить в то, что Он любит нас, что Он милостив и благ, то есть желает всем блага. Вот с такой верой мы и должны молиться, то есть обращать наш ум и сердце к Богу. И тогда, если мы при совершении обряда будем не просто стоять рядом со священником, но и сердечно молиться с верой , тогда и мы сподобимся получить от Господа освящающую благодать.

В ЧЕМ СМЫСЛ ОСВЯЩЕНИЯ

Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие. В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь и т.д. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы. Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.

Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Церковью освящается и вся природа, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.

Истинно верующие и видят чудеса, и пользуются чудесами; а для неверующих или нет чудес, потому что они недостойны их, или если и есть, то они не видят их. Как так, скажете, чудеса есть, а их не видно? Очень просто: солнце светит для всех, но слепые его не видят.

Епископ Гермоген. Минуты пастырского досуга

О чуде в Саровских лагерях

Отец Никон приводил слышанный им в концлагере рассказ священника, бывшего до того в Саровских лагерях. Однажды летом заключенных послали что-то копать на реке, и они внезапно увидели, что на дне речки появилось изображение иконы Спаса Нерукотворного. Все, кто был на работах, остановились, пораженные этим, перестали копать, стояли и смотрели. Охранники прибежали разбираться, в чем дело, растолкали всех и тоже увидели икону. Тогда они приказали рыть на этом месте, чтобы снять изображение. Но оно не исчезало. Тогда его стали забрасывать… Отец Никон говорил: «Если человек не хочет поверить, то никакое чудо его не убедит».

Какого чуда ждал царь Ирод

Нечистый царь Ирод ожидал, что Христос сотворит перед ним чудо, но не чуда милосердия и человеколюбия ожидал он, а чуда ярмарочного, на потеху любопытным. Перед ним же в это время было величайшее на свете чудо – безгрешный и чистый Человек. Полная противоположность ему самому, осквернителю рода и убийце святого пророка Иоанна, Крестителя Господня. Я думаю, что этот нечистый потомок Исава был способен поверить в любое чудо света, но никогда – в чудо чистоты и безгрешности Человека. А перед ним было именно это величайшее и невероятное чудо. Однако бездушный и нечистый не мог увидеть его. Как Пилат, погрязший во лжи идолопоклонства, глядя в лицо Истине, не мог увидеть истины, так и ослепленный черными струпьями греха Ирод, глядя в лицо Невинности, не мог видеть невинность.

«Миссионерские письма» святителя Николая Сербского можно назвать «духовной жемчужиной». «Их ценность и красота заключаются в том, что великий знаток человеческой души, православной веры и всех областей земного человеческого бытия объяснял глубочайшие мысли и истины просто и доступно, объяснял их каждому богоискателю, несмотря на его возраст и степень образованности, – писал святитель Лаврентий, епископ Шабацко-Валевский. – Ответы на самые разнообразные вопросы, мучающие немощного человека, непосредственность речи, глубокие мысли и убедительная сила языка автора и в наши дни делают эту книгу лучшей духовной хрестоматией…»

* * *

Хочешь всякий день видеть чудо? – Всякий день размышляй о воплощении и страдании Христовом.

Святитель Тихон Задонский

Прекратятся ли когда-нибудь чудеса?

Чудеса являются свидетельством о Боге.

Цель их – обратить неверующих к Богу верных укрепить в вере. Но святой апостол предсказывает, что настанут времена, когда пророчества прекратятся, языки умолкнут (1 Кор. 13:8). Уже в IV веке святитель Иоанн Златоуст говорил, что чудеса оскудели.

…Окончательно чудеса не прекратятся, свидетельством чему служит пророчество Апокалипсиса о том, что два Божиих свидетеля (по объяснению святых отцов, это будут святые пророки Енох и Илия) явятся в последние дни для обличения антихриста и будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, имея власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и власть над водами – превращать их в кровь и поражать землю всякою язвою (Откр. 11:3, 6). Но по сравнению с первыми веками христианства в последующие времена чудеса станут крайне редкими явлениями.

Иеромонах Сергий (Рыбко). О чудесах Божиих

* * *

Если творение мира – дело любви Божией, то дело искупления людей смертью Сына Божия – чудо любви Божией.

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский

Верьте в чудеса!

Не один Господь Иисус Христос творил чудеса, творили их и очень многие святые, и в особенности, в необыкновенном множестве и с необыкновенной силой, творил чудеса святой пророк Илия.

Почему, зачем нужны были чудеса и в земной деятельности Господа Иисуса, и в жизни святых Его? А чудеса занимали чрезвычайно большое место в деятельности Господа Иисуса Христа. Наше спасение Он совершил прежде всего и больше всего крестом Своим честным, но в огромной мере также и учением Своим, – учением, какого никогда не слыхал мир, учением, подобного которому никогда, никогда не было в мире. А чудеса Христовы нужны были затем и потому, что с огромной силой они утверждали и подтверждали все то, что исходило из пречистых уст Спасителя.

Чудеса производили огромное, неотразимое влияние на свидетелей их, и ради чудес Христовых, ради чудес святых апостолов, которые тоже были очень многочисленными, люди сотнями и тысячами обращались ко Христу.

Что же тогда удивительного в том, что совершаются чудеса? Что удивительного, что Господь ходил по водам озера Генисаретского; что преподобная Мария Египетская перешла Иордан; что удивительного, что наш Серафим Саровский, как видели многие, шел по воздуху, не касаясь земли? Что удивительного, что сила духовная, огромная, могучая сила могла превысить силу тяжести тела и тело стало настолько легким, что могло идти по водам?

Верьте в чудеса, которые сотворил Господь Иисус Христос. Верьте в чудеса Его апостолов и святых. Верьте и в то, что чудеса совершаются и доныне, как многие христиане знают это по собственному опыту. Верьте в то, что в жизни всех, исполняющих заповеди Христовы, несомненно совершается явное общение их с Богом.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Не видел того глаз, не слышало ухо…

Однажды зимней ночью нашел я приют у одного человека. Когда его домашние ушли спать, он сообщил мне «самую большую тайну своей жизни»: «Годами я хотел, – говорил он, – увидеть от Бога чудо. Но оно не давалось мне. Однажды я встал на рассвете и начал молиться Богу. Вдруг во мне явился некий свет, и я ощутил мир, и радость, и благоухание. С тех пор я перестал просить у Бога чудес, ибо видел самое большое чудо, о котором и не догадывался».

Не новое ли это подтверждение того, что говорил апостол: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»?

Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма

Мудрость духовная

Чтение – истина духовной жизни

Протоиерей Валентин Мордасов

О чтении

Чтение – одно из самых необходимых деланий. Без чтения нельзя узнать истину. Говоря о чтении, разумею исключительно чтение Священного Писания и писаний отеческих и церковных. Но чтение только тогда будет приносить желаемую пользу когда читаемое будет по мере сил и возможностей входить в жизнь, становиться правилом жизни, а не простым, голым, бездушным и холодным знанием. Какая может быть польза, что человек знает, что нужно молиться – и не молится; знает, что нужно прощать обиды – и не прощает; знает, что нужно поститься – и не соблюдает постов; нужно терпеть – и не терпит? Такое знание, по слову Евангелия, будет даже в осуждение человеку.

Преподобный Никон Оптинский

Библия – Книга книг

Библия – это книга, обращенная ко всему человечеству. Библия говорила нашим предкам, говорит нам и будет говорить нашим потомкам об отношениях Бога и человека, о прошлом, настоящем и будущем Земли, на которой мы живем.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

* * *

Чтение Слова Божьего, Писания, жития святых, – истинная пища для души.

Протоиерей Валентин Мордасов

Непонятное станет понятным

Многие из нынешних христиан почти вовсе не знакомы с словом Божьим. Они все мирское читали и изучали тысячу раз – и ни разу не брали в руки Библии. Спросишь: отчего не читают? Отвечают: оттого, что многого в ней не понимают. Но это не оправдание, братие! Они оттого и не понимают слова Божия, что никогда не читают его. Читай они его с усердием, тогда бы и непонятное в нем со временем сделалось для них понятным, и темное – светлым.

Один инок, пришедши к своему духовному отцу, сказал: «Отче! Я брошу читать слово Божие!» «Что так?» – спросил старец. «Да не понимаю читаемого», – отвечал инок. «Чадо, – сказал ему тогда старец, – овцы, когда найдут тучную пажить, с жадностью хватают траву и проглатывают ее не жевавши, стараясь только как можно боле захватить; а потом, наевшись, уже пережевывают ее. Так и ты, пока имеешь время и возможность, сколь можно больше без лености Божественные книги читай, и темное для тебя будет светлым. Ибо или ради навыка непонятное поймешь, или от отцов и учителей Церкви узнаешь, или, наконец, если некому будет растолковать тебе, просветит тебя Сам Господь».

* * *

Ведь с одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить, – и все читать. Все его читай и до конца не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все будет оставаться недочитанное.

Святитель Феофан Затворник

Как нужно читать писания святых отцов

Старцы советуют читать и перечитывать книги писаний святых отцов. Писания святых отцов заключают в себе истины духовной жизни и мудрости, всегда доставляющие читающему их утешение, и вразумление, и подкрепление духовное! Они понимаются и усваиваются постепенно, по мере духовного роста читающего и подвизающегося, по мере получения разумения их от переживания и личных опытов.

Между прочим, последнее является одной из причин необходимости перечитывания писаний отеческих. И советуется перечитывать их так: если человек видит, что на него нападает, например, страсть гнева, то читать советуется об этой страсти и противоположной ей добродетели; если нападает злоба, то и читать о злобе и любви; если нападет блуд, то и читать о блудной страсти и целомудрии…

Замечено, что особенно сильное впечатление производит на душу то, что ей в данное время потребно. Этот совет не должно считать как запрет читать книги подряд. Желающие и имеющие на то возможность пусть читают каждую книгу подряд. Это даже необходимо для получения цельного впечатления и понятия о писаниях и учении того или иного святого отца. А данным советом можно пользоваться по мере своей душевной нужды в том или ином чтении.

Преподобный Никон Оптинский

После Октябрьского переворота Оптина пустынь была закрыта, начались гонения на ее обитателей. Преподобный Никон ревностно трудился, делая все, что только возможно, чтобы сохранить монастырь. «Умру, но не уйду», – так писал преподобный в своем дневнике. Он продолжал служить и принимать на исповедь богомольцев, продолжающих ехать в Оптину пустынь. Так преподобный Никон стал последним Оптинским старцем.

* * *

Знание Священного Писания и правил святых отцов появляется от учения, чтения книг святых отцов, где все разъяснено.

Протоиерей Валентин Мордасов

Как нужно читать Евангелие

Надо читать Евангелие регулярно. Лучше всего читать его утром, когда мысли еще не рассеялись. Но начитать читать Евангелие надо, не просто взяв книгу, сев и ожидая, что ты сразу откроешься ему. Надо стать перед Богом и сказать: «Господи, я сейчас буду читать Евангелие, в котором рассказывается о жизни Господа нашего, Спасителя Иисуса Христа. Каждое Его слово – слово из вечности, это Божие слово ко мне лично. Благослови меня, помоги мне умом открыться, сердцем быть чутким; и помоги быть бесстрашным. Потому что я непременно набреду на такие слова, которые будут требовать перемены моей жизни, перемены моего отношения к людям, к себе самому, и мне будет страшно этой перемены. Помоги мне стать мужественным, дерзновенным, но и мудрым».

Святитель Антоний, митрополит Сурожский

Божественные книги – средство борьбы со злом

Друг мой, когда придет к тебе лукавый помысел, вынь твой меч, который есть страх Божий, и посечешь всю силу враждебную. И вместо призыва на воинственную борьбу имей Божественные книги. Как труба воинская, призывающая на брань, сзывает воинов, так и святые книги, читаемые нами, сосредоточивают ум наш и заставляют думать о страхе Божием. И как труба воинская, раздающаяся во время боя, и в неопытном воине возбуждает храбрость, так и Божественные книги возбуждают в нас мысли добрые и укрепляют нас против страстей.

Итак, друг мой, понуждай себя чаще читать таковые книги, чтобы привести в должное положение твои помыслы, которые рассеивает враг своими кознями. Встань, возлюбленный, ободрись, постарайся постоянно чтению Божественных книг прилежать, чтобы они тебя научили тому, что нужно делать, чтобы избежать сетей вражьих и получить вечную жизнь. Чтение Божественных книг освобождает ум от дурных помыслов и направляет его думать о Боге.

Не ленись же о созидании своего спасения, но созидай оное чтением и молись Богу, чтобы просветил твой ум, и будешь совершен и сохранен от злых мыслей. Как олень жаждущий желает прийти на источники водные, так и ты будь скоропоспешен к чтению Божественных книг, чтобы силою учения, заключенного в них, погасить и побороть силу восстающих на тебя страстей.

Преподобный Ефрем Сирин

* * *

Величайшая тайна и чудо Библии коренится именно в том факте, что это слово Божие на человеческом языке. Совершенно верно первые христианские экзегеты видели в ветхозаветных писаниях предвосхищение или прототип грядущего воплощения Бога.

Протоиерей Георгий Флоровский

Почему же Евангелие называется Евангелием?

Почему оно называется благою вестью? Это весточка из потустороннего мира на грешную землю. Весть от Бога страдающему, томящемуся во грехе человеку; весть о возможности возрождения к новой, чистой жизни; весть о светлом счастье и радости будущего; весть о том, что все уже для этого сделано, что Господь отдал за нас Своего Сына.

Святитель Василий Кинешемский

Протоиерей Александр Мень о Библии

Священное Писание – не научный материал для интеллектуальных упражнений, и его нельзя читать, как любую другую книгу. Писание похоже на звездное небо. Чем больше в него смотришь, тем больше видишь звезд.

* * *

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

О духовной лени

Лежит на столе Библия, а рядом с нею пустая, наполненная негодными баснями книжонка; редко не окажется, что для чтения не предпочтут последнюю первой. Говорят о Боге, о душе, о вечном спасении, – дремлют, скучают, терпеливо ждут окончания разговора; явись же тут какой-нибудь балагур и начни рассказывать небылицы, – все встрепенутся, все обрадуются, все окажут ему величайшее внимание и засыплют его похвалами…

Душа наша так создана, что такую же имеет нужду в каждодневном обновлении сил своих богомыслием, как и тело в подкреплении себя пищей. А между тем много ли из нас богомудрствующих? День поглощен делами житейскими, и часть отдыха – заботами о житейском. Размышлению же о Боге, о душе, о будущей жизни если когда и предаемся, то большею частью как будто бы самому последнему из своих попечений. А при таком положении вещей, при засоренном попечениями житейскими уме и сердце, можно ли когда сделаться отзывчивым к тому, о чем менее всего думаешь? Увы, в засоренное русло вода не проникнет, а обходит его стороною, и семя, упавшее при пути, на камни и в тернии, не свершает плода.

Протоиерей Виктор Гурьев. Пролог в поучениях

Чаще читайте Евангелие

Любите Евангелие, чаще читайте его, в нем все написанное сладостно для сердца и спасительно для души. Особенно часто читайте Нагорную проповедь Спасителя (Мф. 5:1–12), 15-ю главу Евангелия Иоанна о любви и Послание апостола Павла к Римлянам (гл. 13), где указано все, как нужно жить христианину.

Схиигумен Савва (Остапенко)

Ищи спасения в Слове Божием

Священное Писание – Слово Божие. Оно говорит тебе, как говорит и всякому человеку. Оно дано тебе для получения вечного спасения: почему ищи спасения твоего в Слове Божием – Священном Писании. Оставь любопытствовать, что делается в том или другом месте; позаботься узнать при помощи слова Божия, что делается в душе твоей, к какой ты идешь окончательной цели, к гибели или ко спасению, на каком пути ты находишься, на пути ли праведных или на пути нечестивых?

В Священном Писании изображен превысший всякого изображения Бог, чтобы мы познали Его, насколько и как Он даровал нам познать Его; в Священном Писании изложена всесвятая воля Бога, чтобы мы исполняли ее; в Священном Писании описан ветхий и новый человек, или погибающий и спасающийся; показаны – путь, ведущий ко спасению, и путь, ведущий к погибели. В Священном Писании увидишь, что должно встретить каждого человека после его смерти, в вечности.

Святитель Тихон Задонский

* * *

Всякому, желающему стяжать истинное познание Священного Писания, необходимо чтение святых отцов.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Господь поможет понять

Вельможа эфиопской царицы Кандакии на пути в Иерусалим читал 53-ю главу книги пророка Исаии, заключающую в себе пророчество об Иисусе Христе. Вельможа не понимал пророчества, но Господь, видя его искреннее желание узнать истину, послал ему неожиданную помощь. Дух Святой восхитил апостола Филиппа на дорогу, по которой ехал вельможа; Филипп подошел к вельможе и заговорил с ним. Филипп спросил, понимает ли он, что читает? Вельможа отвечал: «Как я могу понимать, когда у меня нет наставника? Сядь со мною и объясни, о ком говорит Пророк, – о себе или о другом?». Апостол исполнил его желание и объяснил ему пророчество об Иисусе Христе. Тогда вельможа всем сердцем уверовал в Спасителя мира и тотчас же принял крещение, и после сего Дух Святой сошел на него (Деян. 8:26–39).

Дух Святой найдет возможность и вам помочь в разумении слова Божия, если вы с усердием и вниманием будете слушать или читать слово Божие. Он всегда близок бывает к тем, которые с любовью приемлют оное и в нем поучаются. Вы только просите Его просветить вас, и Он просветит или непосредственно, или через пастырей Церкви, к которым всегда обращайтесь за вразумлением, когда чего не понимаете в слове Божием.

Протоиерей Виктор Гурьев. Пролог в поучениях

При дверях у мудрых стой неотступно

Светильником всей своей жизни признавай разум.

Святитель Григорий Богослов

Признаки духовной мудрости

Признаки духовной мудрости есть: 1) тщательное поучение в слове Божием; 2) искание руководства, совета у благочестивых и разумных людей; 3) способность с любовью принять наставления, наказания, полезные советы, обличения; 4) рассуждение о дивном Промысле Божием, о правде и милосердии Его; 5) частое воспоминание о смерти и последующем, то есть о Страшном Суде Христовом, о блаженной и неблагополучной вечности; 6) презрение к миру; 7) более всего молитва, без которой духовная мудрость существовать не может.

Святитель Тихон Задонский

* * *

Не тот мудр, кто много говорит; но тот, кто знает время, когда должно говорить.

Преподобный авва Исаия

О мудрости суетной

Сколько уподобляются глазам совы упражняющиеся в суетной мудрости! И у совы зрение ночью остро, но помрачается, как скоро воссияет солнце; и у них, мудрецов мира сего, весьма изощрено разумение для пустых умозрений, но омрачено к познанию истинного света.

Святитель Василий Великий

Мудрость заключается в выборе лица, которому можно было бы доверить свою душу. Цени людей мудрых, опытных в духовной жизни, и держи поближе к себе.

Протоиерей Валентин Мордасов

Мудрость притчей Соломоновых

Приобретай мудрость, приобретай разум; не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное – мудрость; приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум (Притч. 4:5–7).

Мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею (Притч. 8:11).

Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость (Притч. 11:2).

Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение (Притч. 29:3).

Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум (Притч. 2:6).

* * *

Есть и человеческая некая премудрость; это – опытность в делах житейских, по которой называем премудрыми сведущих в одном каком-нибудь из полезных искусств.

Святитель Василий Великий

Тот мудр, кто следует Христовым заповедям

N. ваш находит учение Христово далеко не совершенным. Оно кажется таким для людей неверующих и потому небрегущих об исполнении животворных заповедей Христовых. А кто в простоте сердца верует и по силе и возможности старается направлять жизнь свою по закону Христову, тот собственным опытом убеждается, что совершеннее сего учения никогда не было и быть не может. Причиною несовершенства Христова N. ваш считает обещание Господом награды за исполнение Его заповедей. Но награда эта не есть какая-либо плата, например, вырыл мужик яму и получил рубль. Нет. У Господа самое исполнение заповедей служит для человека наградою, потому что оно согласно с его совестью, отчего водворяется в душе человека мир с Богом, с ближними и с самим собою. Потому такой человек всегда бывает покоен. Вот ему и здешняя награда, которая перейдет с ним и в вечность.

Преподобный Амвросий Оптинский

* * *

При дверях у мудрых стой неотступно, у богатых не стой никогда.

Святитель Григорий Богослов

«Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме»

Истинная христианская премудрость в том, чтобы побеждать природное злонравие, то есть гордость, высокоумие, гнев, злобу, зависть, ненависть, нечистоту, сладострастие, сребролюбие, скупость, невоздержанность и прочее, и следовать примеру святого жития Христова, то есть Его смирению, любви, милосердию, терпению, кротости и прочим Его прекрасным Божественным добродетелям. К этому Его святые апостолы увещевают и этому учит Сам Христос: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). Отсюда следует, что ходит во тьме и заблуждается тот, кто не следует примеру жития Христова.

А вот издание «Детская Библия» является сокращенным и упрощенным переложением библейских историй для юных читателей. Дословные места из Библии взяты в кавычки.

Православные сказки для девочек «Современность, старина, девочкины имена» на пи сала Надежда Веселовская . В этой книге вы найдете три занятные, но вместе с тем, поучительные истории из жизни девочек, носящих старинные русские имена. Сказочные события в книге оцениваются с православных духовных позиций - с позиций любви и добра, а девочек из разных времен объединяет вера в помощь Божью, в чудеса и готовность отдать свою жизнь за друзей.



Одним из ярких представителей православной художественной литературы является Иван Сергеевич Шмелев (1873-1950) -публицист, писатель, православный мыслитель. Его роман «Лето Господне» описывает русский уклад жизни через церковный богослужебный год, начиная с Великого Поста. Церковные праздники и службы, семейный быт, обычаи показаны в книге глазами маленького мальчика Вани. Книга «Лето Господне» - автобиографическая. «В ней я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в

своём сердце… — говорил Шмелёв. — Россию, которая заглянула в мою детскую душу».

Русские поэты в своих стихотворениях очень часто обращаются к библейским тем ам. Юрий Каплан и Екатерина Кудрявцева составили поэтическую антолог ию «Библейские мотивы в русской лирике ХХ века». В книге представлены очень разные авторы, от религиозного философа Владимира Соловьева и до ниспровергателя всех основ Владимира Маяковского, н о объединяют их всех святые образы Книги Книг.


В Луганске православным литературным объединением «Свете Тихий» в 2014 году выпущен альманах « Писанки ярки » , посвященный Пасхе Господней. В сборнике представлены проза, поэзия и публицистика русских и украинских авторов. «…эта книга - яркий пример того, как добрые творческие люди, объединенные верой, независимо от того, где они проживают, стремятся жить в дружбе, мире, хотят, чтобы дети их жили в высокоморальном, духовном обществе…»,- говорится в статье от составителя.

Издательство Сретенского монастыря выпустило в свет «Зеленую серию надежды». Представляем вашему вниманию три книги из этой серии:
1. Александр Богатырев «Ведро незабудок» и другие рассказы».
2. Протоиерей Алексий Лисняк «Сашина философия» и другие рассказы».
3. Протоиерей Андрей Ткачев «Страна чудес» и другие рассказы».
В этих книгах рассказывается о людях простых и знаменитых, о чудесных событиях, о непростых путях к Богу, о бесконечности Божьего мира, о любви к ближнему. Эта проза одновременно и документальна, и художественна. В ней говорится о вещах серьезных, но она не лишена и юмора. Мудрые, добрые, умные книги.


Островком духовности в литературном море стал «Княжий остров» Юрия Сергеева. Вроде бы приключенческая история времен Великой Отечественной войны, но борьба в книге разворачивается не только на полях сражений, а и между силами добра и зла. Итогом духовных странствий героя стало укоренение в православной вере, которое исключает предательство, лукавство и корысть.

Чтобы православная художественная литература читалась не только людьми верующими, ее авторы пишут в разных жанрах.

В жанре фэнтези писала некоторые свои книги Юлия Николаевна Вознесенская. Ее книга «Юлианна, или Опасные игры» - о сестрах - близняшках Юле и Анне, попавших в школу волшебства для будущих ведьм. Преодолеть зло, выдержать недетские испытания помогает им вера в Бога и заступничество Ангелов-Хранителей.

Душеполезное чтение православной художественной литературы поддержит вас в сложных жизненных ситуациях, не позволит впасть в уныние и умножит вашу веру в торжество добра и любви.