Характеристика основных методов экономики таможенного дела. «Российская таможенная академия

Экономика это область человеческой деятельности, которая служит инструментом для удовлетворения человеческих потребностей и является общим объектом всех экономических наук.

До последних лет в системе экономических наук почти не функционировало такое понятие как «экономика таможенного дела». Это обусловлено было тем, что таможенное дело, как одна из отраслей народного хозяйства не интересовала ни кого, почти не собирали и не анализировали соответствующую информацию, не выявили тенденции и закономерности развития таможенного дела, не готовили специальные учебники по этой дисциплине.

С переходом к рыночным отношениям таможенная деятельность из незначительного и второстепенного вида народного хозяйства стала одной из важных отраслей, обеспечивающей выполнение доходную часть государственного бюджета. (до 504).

Основу экономической и прикладной экономики таможенного дела составляют:

1.Изучение экономического развития таможенного дела;

2.Изучение функционирования таможенных органов и их подразделений;

3.Разработка принципов экономической политики таможенных органов с учетом интереса развития экономики РФ.

Как одной из отраслей народного хозяйства таможенное дело не может существовать само по себе, а связано с экономикой в целом с одной стороны, а через рынок сбыта, потребления – с другой. Поэтому экономика таможенного дела тесно связана с микро- и макроэкономикой страны. При этом для экономики таможенного дела важна такая информация как спрос и предложение, образование цен, структура производства, развитие отдельных отраслей, демографические сдвиги, изменение доходов населения, технологический прогресс и пр.

Одновременно экономика таможенного дела является самостоятельной экономической дисциплиной, предметом изучения которой является деятельность таможенных органов, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.

Объектом изучения экономики таможенного дела является одна из отраслей народного хозяйства – таможенное дело, которая имеет свои особенности, закономерности, принципы развития, методы исследования и пр.

Предметом изучения экономики таможенного дела можно считать всю хозяйственную деятельность таможенных органов на всех уровнях их функционирования.

Как всякая дисциплина, так и курс «Экономика таможенного дела» имеет свои специфические цели и задачи.

Цель дисциплины направлена на решение глобальных задач таможенных органов, направленных на удовлетворение народнохозяйственных потребностей – становление, развитие таможенного дела, увеличение денежных поступлений доходной части госбюджета и пр.

2. Таможенное дело – ключевое звено внешнеэкономической деятельности.

Процесс организационного становления таможенной службы РФ, расширение сети таможенных органов, развития таможенной и околотаможенной инфраструктуры и т.д. изначально проходил одновременно с переходом к рыночным отношениям с принятием важных законодательных актов РФ.

Создание Указом Президента РФ от 25 октября 1991г. российского таможенного ведомства практически совпало с актом оформления распада Советского Союза.

Начало ускоренному формированию законодательной базы таможенного дела положил Указ Президента РФ от 15 ноября 1991г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РФ». В период 1992-1994 г.г. были приняты законы РФ «О таможенном тарифе», «О валютном регулировании», «Таможенный кодекс» и пр., имеющие прямое отношение к таможенному делу.

Принятие этих законов дал возможность создать правовые основы формирования экономических предпосылок функционирования таможенных органов.

Стремительное развитие таможенной системы России было вызвано необходимостью обеспечить экономическую безопасность России, стабильность и целостность ее экономики, уберечь страну от разграбления ее культурных, материальных и природных ресурсов.

Согласно Таможенному кодексу РФ в России осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики государства.

Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарооборота на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики и другие задачи экономической политики РФ.

При разработке таможенной политики особую роль играет комиссия, образованная на правительственном уровне, которая, являясь координационным органом, осуществляет подготовку предложений по тарифным мерам, регулирующим ввоз и вывоз товаров с территории РФ.

В таможенном кодексе РФ, в Положении о ФТС России и в других основных документах о таможенном деле и таможенных органов определены правовые, экономические и организационные основы таможенного дела как главного звена ВЭД страны. В этих документах перед таможенными органами поставлены следующие экономические задачи:

1. участие в разработке таможенной политике РФ и реализация этой политики.

2. обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ.

3. обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной территории РФ.

4. защита экономических интересов РФ: организация и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности, исходя из приоритетов развития экономики РФ.

5. организация и совершенствование таможенного дела а РФ. и др.

Экономика таможенного дела

Всевозможные экономические, культурные, политические и гуманитарные обмены какой-либо страны с внешним миром представляют собой такую объемную, сложную и разнообразную сферу деятельности, что одна какая-либо универсальная наука не в состоянии охватить все ее аспекты и особенности. В связи с этим обстоятельством внешнеполитические, внешнеэкономические, таможенные и туристические отношения является объектом изучения широкого спектра наук, каждая из которых исследует определенную проблематику и имеет свою направленность. Такой дифференцированный подход позволяет ученым и специалистам-практикам использовать выгоды от специализации на определенной отрасли знания. Работая в достаточно узкой отрасли научной и эмпирической деятельности, исследователь может более глубоко вникнуть в суть и нюансы изучаемой науки, разобраться во всех ее тонкостях и специфике.

Однако у специализации имеется и обратная сторона. Так, например, экономика таможенного дела является междисциплинарной наукой, то есть охватывает многие стороны функционирования хозяйственных систем, межгосударственной торговли, статистики, валютного регулирования, теневого бизнеса и других дисциплин (см. рис.1). Таким образом, чтобы сформировать качественную хозяйственную и нормативно-правовую базу внешнеэкономической и таможенной деятельности, необходимо учитывать разработки всех наук, затрагивающих данную область межгосударственных и бизнес-взаимодействий. Эта особенность экономики таможенного дела подразумевает использование потенциала как сопряженных с ней дисциплин, так и методов исследования, присущих этим наукам. Коротко остановимся на их рассмотрении.

Теоретическую основу внешнеэкономических операций и политических взаимодействий с внешним миром формирует та или иная политико-экономическая платформа, определяющая идеологию и систему взглядов на внешнеэкономическую деятельность. Так, например, политико-экономическая доктрина меркантилизма предписывает государственной власти всячески стимулировать внешнюю торговлю, обеспечивая приток денежных средств в свою страну, ограничивая в то же время импорт товаров из других государств на внутренний рынок. Таможенной службе в государственной и экономической политике подобного типа придается повышенное значение.

Избранная в качестве руководящей политико-экономическая доктрина оказывает активное воздействие на общественную жизнь — через повышенный или затрудненный товарообмен с внешним миром, через уровень доходов и занятости населения, внешний туризм, культурные и социальные обмены, науку и образование. При этом экономика таможенного дела тесно соприкасается с такими теоретическими и прикладными дисциплинами как валютное регулирование и валютный контроль, теневой бизнес, таможенные правонарушения и таможенное право.

Экономика таможенного дела, как комплексная дисциплина, вбирает в себя достижения таких гуманитарных наук, как культурология и социальная психология. Принятию решений в области таможенной политики и установления конкретных величин таможенных пошлин предшествует экономический и правовой анализ ситуации, который осуществляется на базе сложившегося в обществе менталитета, культуры, обычаев и традиций. Иными словами, экономике таможенного дела присущ нормативный подход, то есть основанный на социальных нормах, ценностях и идеалах, принятых в данном обществе (что считается правильным и предосудительным, справедливым и несправедливым, полезным или вредным и т.д.). В определенном смысле экономика таможенного дела вырабатывает оптимальную модель таможенных отношений в какой-либо стране или регионе, а также указывает пути ее практической реализации. Основные методы исследования в экономике таможенного дела — это методы наблюдения, сравнения, научной абстракции, анализа и синтеза.

Качественные хозяйственные и управленческие решения в области таможенного дела невозможно принимать при искаженной или неполной информации о прошлом и текущем состоянии дел во внешнеэкономических операциях. Руководителям Таможенной службы, Центральному банку, Министерству экономического развития и других государственных ведомств необходимы точные и надежные данные о товарно-материальных и финансовых потоках, связанных с экспортно-импортными операциями, объемах потенциальных рынков, будущего спроса на отдельные группы товаров, структуре товарооборота между отдельными странами и регионами.

Сведения такого рода предоставляет экономике таможенного дела таможенная статистика — наука о сборе, систематизации и подсчёте данных, непосредственно связанных с внешнеэкономической деятельностью.

Немаловажное место в системе хозяйственных знаний о таможенном деле и внешнеэкономических операциях занимают науки из сферы микроэкономики — организация производства, экономика и управление предприятием, маркетинг и менеджмент.

Известно, что выход предприятия на внешние рынки существенно улучшает его производственные и маркетинговые показатели. За счет зарубежных продаж увеличивается сбыт продукции и загрузка оборудования, растет известность компании и узнаваемость ее торговой марки. Одновременно с улучшением данных показателей возрастает и прибыль предприятия, его возможности по научным исследованиям и опытно-конструкторским разработкам, выходу на рынки с новыми продуктами. Таким образом, проблема повышения эффективности производства и расширения рынков сбыта также оказываются непосредственно связанными с экономикой таможенного дела.

Рассматривая экономику таможенного дела в системе гуманитарных наук, нельзя не отметить существенную роль истории таможенного дела. И если экономика таможенного дела изучает хозяйственную сторону деятельности отрасли и формирует основу для экономико-правовых элементов таможенного законодательства, то история таможенного дела накапливает знания об исторических фактах в данной отрасли, то есть изучает различные явления, события, тенденции в таможенном деле в их хронологической последовательности.

Все отмеченные нами гуманитарные науки, изучающие внешнеэконо­мическую деятельность и таможенные операции, составляют фундаментальную основу для экономики таможенного дела, ее теоретическую и методологическую платформу. Вбирая в себя достижения других, тесно связанных с ней дисциплин, экономика таможенного дела является незаменимым инструментом совершенствования внешнеэкономической деятельности и таможенных отношений.

Каждое современное государство имеет собственный бюджет, с помощью которого осуществляет финансирование армии, правительства, науки, образования, здравоохранения, судебной системы. Выделять необходимые средства государство может лишь в том случае, если у него имеются источники финансовых поступлений, которые составляют доходную часть госбюджета.

К числу основных источников поступления средств в государственный бюджет служат налоги и таможенные пошлины. Налогами называются обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Таможенные пошлины представляют собой вид налогов с товаров, пересекающих таможенные границы государства.

Регулируя величину ставки налогов и пошлин, государство тем самым решает задачу пополнения бюджетных доходов. При увеличении ставок налогов и пошлин возрастает поток денежных средств в казну государства.

Казалось бы, любое правительство заинтересовано в установлении максимальных ставок налогов и пошлин. Однако это не так. В самом деле, если увеличить налоги и пошлины до предельных значений, то заниматься производством и экспортно-импортными операциями становится невыгодно и предприятия либо сворачивают свою коммерческую деятельность, либо начинают уклоняться от обязательных платежей в бюджет. В результате экономика криминализуется, растет количество контрабандных операций.

Графически описанную ситуацию иллюстрирует кривая Лэффера, изображенная на рис.1. Как следует из графика, таможенные пошлины и другие обязательные платежи должны быть, с одной стороны, достаточными, чтобы обеспечивать нормальное функционирование экономики и государственных институтов, а с другой – не быть чрезмерными, чтобы не становиться препятствием в том или ином виде хозяйственной деятельности. Другими словами, необходимо отыскание точки пошлинного оптимума.

Точка М на графике показывает величину оптимальной ставки экспортно-импортных таможенных пошлин, и, соответственно, точка М дает максимальную величину бюджетных поступлений. Перемещение по кривой правее точки М, то есть повышение ставки пошлины выше оптимальной, приводит к уменьшению поступлений денежных средств в бюджет и постепенному сворачиванию экономической деятельности.

Как недополучение доходов в бюджет, так и коллапс хозяйственной деятельности вредны для экономики любого государства, так как стране наносится как материальный, так и финансовый ущерб. Поэтому правительство должно соблюдать баланс экономических интересов, изыскивая приемлемый для всех заинтересованных сторон компромисс.

Помимо этого, таможенные пошлины вместе с внутренними налогами оказывают существенное влияние на конкурентный режим. Изменяя величину пошлин, можно регулировать степень выгодности экспорта или импорта какого-либо товара. Соответственно, меняется привлекательность бизнеса, связанного с производством или реализацией данного вида продукта. Таким образом, с помощью таможенных пошлин можно регулировать конкурентный режим и внутренние цены по широкому перечню товаров и услуг. В случае слабости определенных отраслей национального хозяйства их можно защитить таможенными барьерами от более сильных иностранных конкурентов. Это достигается за счет установления повышенных ввозных пошлин.

Если же требуется ограничить вывоз за рубеж товаров и сырья, которых не хватает на внутреннем рынке – например, зерна, нефтепродуктов и других сырьевых ресурсов, то государство устанавливает повышенные вывозные таможенные пошлины.

Реализация таможенной политики осуществляется государством на основании специальной законодательной и нормативной базы, обязательной для исполнения всеми участниками внешнеэкономической деятельности. Очевидно, что для того, чтобы подобная законодательная база сформировалась, необходима большая предварительная работа по оформлению экономики таможенного дела как самостоятельной отрасли знания. При этом задачами экономики таможенного дела как науки и практической деятельности являются:

— сбор, накопление и систематизация эмпирического материала, обобщение хозяйственного опыта функционирования института таможни в разных странах;
— разработка различных теоретических подходов к хозяйственным отношениям в области таможенного дела с учетом новейших достижений науки и изменения ситуации в национальной экономике и на мировых рынках;
— проведение исследований в области внешнеэкономической и таможенной политики;
— выявление тенденций развития в мировой таможенной практике, формулировка проблем, возникающих в рамках формирования и осуществления таможенной политики государства;
— разработка и выдача научно обоснованных практических рекомендаций по совершенствованию таможенной политики и налаживанию взаимовыгодного сотрудничества с иностранными торговыми партнерами.

Из направлений исследований и задач, стоящих перед экономикой таможенного дела как профессиональной дисциплиной, становится понятным содержание ее как науки. Однако для более полного понимания того, что представляют собой экономика таможенного как наука, следует четко уяснить объект и предмет исследования данной дисциплины. В качестве объекта познания всегда выступает какая-либо часть реальной действительности, которая находится во взаимодействии с субъектом (то есть лицом, познающим объект). В экономике таможенного дела объектом исследования является все многообразие отношений, связанных с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности, политико-экономическими и таможенными операциями.

Предметом исследования называется категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объекта. Иными словами, предмет – это часть объекта, причем один и тот же объект может быть предметом различных видов исследований: например, таможенное дело может выступать предметом управленческих, экономических, социологических, правовых и других исследований. Таким образом, предметом исследований в экономике таможенного дела является вся совокупность экономических отношений в данной отрасли.

Содержание объекта и субъекта дает нам представление об огромном многообразии сферы исследований в экономике таможенного дела. В данную сферу входят исследования роли государства в регламентации и законодательном оформлении внешнеэкономических операций, – насколько глубоким должно быть вмешательство законодательной и исполнительной власти в экспортно-импортные торговые отношения, на каких регулятивных принципах должно осуществляться такое вмешательство, какая помощь и в каких объемах должна оказываться отдельным предприятиям и отраслям народного хозяйства и т.д.

Теперь, после предварительного рассмотрения специфики экономики таможенного дела как науки, анализа объекта и предмета исследований, мы можем дать ей следующее определение: экономика таможенного дела – это прикладная наука, изучающая хозяйственные отношения в сфере внешнеэкономических операций, организации таможенной службы и околотаможенной инфраструктуры.

(Лекция)

  • Курсовая работа - Международная интеграция в области таможенного дела (Курсовая)
  • Суходоев Д.В., Котихина А.С. История таможенного дела и таможенной политики России (Документ)
  • Курсовая работа - Таможенное дело и таможенное регулирование в Российской Федерации (Курсовая)
  • Презентация - История таможенного дела в царской России (Реферат)
  • Марочкина Ю.Н. Таможенное право. Шпаргалка (Документ)
  • Галкин В.В., Реджепов М.Б., Шанидзе Н.П. Экономика таможенного дела (Документ)
  • Соломеин А.Ю. История таможенного дела и таможенной политики России (Документ)
  • n1.doc

    Экономика таможенного дела.

    1. Задачи курса «Экономика таможенного дела».
    Курсом экономик. там. дела предусмотрено изучение: внешнеэкономич. задач там. органов (участие там. органов в разработке и реализации там. политики, обеспечение эконом. безопасности страны, формирование доходной части бюджета); внутренние эконом. задачи там. органов (реализация единой фин.-хозяйств. политики, развитие материально- технической и соц. базы, подготовка кадров); синтез этих двух указанных частей, т.е. гармоничного сочетания эконом. целей и задач там. дела с эффективным развитием там. органов.

    Задачи: 1) изучение целей, методов и средств эк. стратегии в там. деле, там. политики, основных направлений развития экономики там. дела, методов системного анализа прошлого и формирования задач на перспективу; 2) обучение слушателей искусству выявления и понимания причинно-следственных связей в там. деле и применение полученных знаний; 3) воспитание слушателей в качестве профессионалов высшей квалификации, в качестве будущих организаторов там. дела, руководителей в системе там. органов и др. организаций внешнеэкономической деятельности.

    Объект - одна из отраслей народного хозяйства - таможенное дело. Предмет - сущность и формы проявления в там. деле объективных эк-их законов, условий и факторов, обеспечивающих в процессе там. деятельности достижение намеченных результатов при оптимальных затратах живого и овеществленного труда


    1. Экономические предпосылки международной интеграции в области таможенного дела.
    Главной предпосылкой реальной интеграции стран является примерно одинаковый уровень экономического развития , совместимость хозяйственных механизмов, социально-экономическая и правовая однородность.

    Главная причина неудач большинства интеграционных опытов в «третьем мире» заключается в том, что им не хватает двух главных предпосылок успешной интеграции – близости уровней экономического развития и высокой степени индустриализации.. Опытом экономической интеграции стали российско-белорусские отношения. Близкие отношения России и Белоруссии имеют не только экономическую, но и политическую основу: из всех постсоветских государств Белоруссия в наибольшей степени симпатизирует России. В результате понижения внутренних таможенных барьеров удалось стимулировать взаимную торговлю. Объем взаимной торговли стран ЕврАзЭс растет, доля их взаимной торговли в экспортно-импортных операциях продолжает снижаться, что является симптомом объективного ослабления экономических взаимосвязей

    В этой связи ГТК России решает следующие задачи: 1)разрабатывает проекты международных договоров РФ по вопросам таможенного дела и участвует в их заключении; 2)вносит в Правительство РФ предложения о присоединении РФ к международным договорам по вопросам таможенного дела; 3) участвует в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела (ВТО); 4) обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела; 5) осуществляет сотрудничество и взаимодействие с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств; Таможенные органы участвуют в решении указанных задач по трем направлениям . Первое направление связано с совершенствованием двусторонних отношений таможенных органов России с таможенными органами других стран. Второе направление интеграции – это совместная работа таможенных органов стран СНГ. Третье направление интеграции – участие российских таможенных органов в работе Всемирной таможенной организации (ВТО).


    1. Назначение таможенного дела в экономике России.
    Согласно ТК, таможенное дело пред­ставляет собой совокупность методов и средств обес­печения соблюдения мер таможенно-тарифного регу­лирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государ­ственном регулировании внешнеторговой деятельно­сти, связанных с перемещением товаров и транспорт­ных средств через таможенную границу.

    Таможенное дело представляет собой сово­купность методов и средств обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Таким образом, тамо­женное дело - это деятельность по обеспечению со­блюдения таможенных правил.

    Элементы современного таможенного дела можно представить следующими основными блоками:


    • принципы перемещения через таможенную гра­ницу товаров и транспортных средств;

    • таможенные режимы;

    • таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

    • таможенное оформление;

    • таможенный контроль;

    • предоставление таможенных льгот;

    • ведение таможенной статистики и Товарной но­менклатуры внешнеэкономической деятельности;

    • правовая регламентация ответственности за пра­вонарушения в сфере таможенного дела.
    Регулятивные цели таможен­ного дела достигаются посредством установления ста­вок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер. Фискальное начало экономической цели состоит в по­полнении доходной части федерального бюджета, так как один из существенных источников это именно платежи в сфере внешней торговли.

    Социальная цель выражается в том, что развитие таможенного дела невозможно без гармонизации и уни­фикации с общепринятыми международными норма­ми и практикой.

    Правоохранительные цели таможенного дела за­ключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культур­ных ценностей общества; в охране животных, расте­ний и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей в ввозимых то­варах; в борьбе с незаконным перемещением через таможенную границу РФ наркотических средств, ору­жия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д.


    1. Роль таможенного дела в формировании интеграционных образований на территории стран СНГ.
    Интеграционный процесс сегодня идет практически на всех странах и континентах и охватывает. Результаты экономического сотрудничества и интегра­ции в рамках государств-участников СНГ будут зависеть в том числе и от практического использования этими го­сударствами уже накопленного международного опыта. Правовую основу такого сотрудничества составляет прежде всего утвержденный в 1993 г. Устав СНГ, кото­рый среди прочих намерений в деятельности Союза зак­репил и намерение государств создать общий рынок това­ров и услуг, что невозможно сделать без участия в этом процессе таможенных органов.

    Возглавляет и направляет работу по осуществлению вза­имодействия таможенных служб стран СНГ специально для этого созданный орган - Совет руководителей тамо­женных служб государств-участников СНГ. К компетен­ции этого международного органа относится создание ус­ловий для унификации таможенных правил и используе­мых для таможенных целей документов, координация взаимодействия таможенных служб, а также разработка единых принципов осуществления валютного контроля таможенными службами стран-участниц Содружества.

    К сфере таможенного дела отнесены таможенная политика, порядок и условия пере­мещения через таможенную границу товаров и транспор­тных средств, взимание таможенных платежей, производ­ство таможенного оформления и осуществление таможен­ного контроля (ошибка все та же - выделение таможен­ной политики наряду с мерами по ее реализации в каче­стве элемента таможенного дела).

    Помимо общей унификации таможенных процедур в рамках стран СНГ, с некоторыми из этих стран Россия установила более тесные взаимоотношения в таможенно-правовой сфере. Так, с республиками Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Киргизия у России образован Таможен­ный союз. Первоначально соглашение о Таможенном со­юзе было подписано между Россией и Республикой Бела­русь (6 января 1995 г.), а чуть позже к нему присоедини­лись и остальные республики - его участники.

    Упразднить таможенный контроль на границе, отменить таможенный контроль за товарами, про­исходящими с таможенной территории договорившихся государств, а также создать действенный механизм, по­зволяющий производить таможенное оформление това­ров третьих стран в одном из государств без необходимос­ти его дальнейшего оформления в другом государстве (куда товар, собственно, и предназначен) удалось только во вза­имоотношениях между Россией и Беларусью.

    Во взаимоотношениях с остальными государствами-уча­стниками Таможенного союза действует упрощенный порядок таможенного оформления товаров, происходящих из этих государств. Упрощенный порядок заключается в отказе от обязательного представления в таможенные орга­ны грузовой таможенной декларации и в отмене взимания таможенных сборов за таможенное оформление таких товаров, а в остальном - порядок таможенного офор­мления и контроля остается единым.


    1. Показатели результативности деятельности таможенных органов.
    Результативность следует понимать как меру эффективности, которая характеризуется достижением результата либо цели таможенной деятельности или степенью приближения к ней. Исходя из народнохозяйственных целей, можно выделить, как минимум, шесть элементов оценки эффективности таможенных органов:

    Эффективность таможенной политики;

    Эффективность таможенного администрирования;

    Эффективность административно-управленческого потенциала таможенной службы;

    Эффективность использования информационных таможенных ресурсов;

    Эффективность использования материально-технической базы таможенных органов;

    Эффективность человеческого фактора таможни.

    Оценка эффективности таможенной политики должна позволять осуществлять мониторинг стратегических целей социально-экономического развития страны и задач таможенной политики как фактора влияния на эффективность всего народного хозяйства.

    Показатель эффективности таможенного администрирования должен ответить на вопрос, правильно ли выбраны цели таможенного администрирования и насколько правильно выбраны пути их достижения, насколько качественно осуществляются таможенные процедуры.

    Оценка эффективности административно-управленческого потенциала таможенной службы должна «разложить» общую эффективность на составные части в разрезе структурных подразделений таможни, отдельных направлений и механизмов деятельности (стратегий, программ, проектов, функций, технологий, методов).

    Оценка эффективности использования информационных таможенных ресурсов должна позволить сделать вывод о качестве документооборота (в том числе и электронного) с точки зрения его оптимизации при принятии тех или иных управленческих решений, направленных на реализацию целей таможенной политики и таможенного администрирования.

    Оценка эффективности материально-технической базы таможенных органов должна выражать реальный экономический эффект от каждого рубля, вложенного в таможенную систему из средств федерального бюджета.

    Оценка эффективности использования человеческого фактора должна исходить из сопоставления объективных потребностей и реальных совокупных способностей таможенного персонала. При этом в общую оценку должны войти соответствующие профессиональные знания и умение грамотно организовывать и осуществлять текущие таможенные процессы, осознавать роль и место таможни в развитии экономики страны и руководствоваться этим в своей повседневной работе, применять передовые технологии и методы организации таможенного дела.


    1. Применение проблемно-целевого метода при планировании таможенной деятельности.
    Целевые программы направлены на достижение заранее поставленных целей, в данных программах решаются проблемы. Метод целевого планирования – это метод при котором цели плана увязываются с ресурсами при помощи программ. Здесь применяется системный подход, основанный на цели эконом. развития и выявления ресурсов для их согласованной реализации. Под целевой эконом. программой понимается совокупность увязанных в пространстве и времени, по содержанию ресурсов исполнителем мероприятий социального, научно – технологического, организационного характера ориентированных на достижение единых целей, решения единой эконом. проблемы. Программно-целевой метод использует теорию граф. Граф – это схема, показывающая членение общих целей программы на подцели. Эти подцели делятся на подцели следующего уровня. В результате образуется дерево. Дерево – это связанный граф выражающий соподчинение и взаимосвязь элементов. Представление цели начинается с верхушки дерева. В аппарате теории граф существуют понятия: состязательность цели- достижение одной цели затрудняет достижение другой цели и существует коэффициент значимости цели. Ключевым свойством программы является связь с проблемой, которая породило появление данной программы. Структура программы: целевой блок (здесь содержится система целей и целевых задач); исполнительный блок (это система мероприятий, которые необходимо осуществить); ресурсный блок (указываются ресурсы и их источники); организац. блок (это организация разработки и выполнения программ). У каждой программы есть паспорт, содержание проблемы и необходимость ее решения программным способом, цели и задачи; система программных мероприятий и т.п.

    Проблемно-целевые программы в таможенном деле

    Программа определяет основные параметры развития таможенной службы РФ на ближайшие 5 лет и предлагает пути решения соответствующих проблем с учетом имеющихся бюджетных и общих ресурсных ограничений.


    1. Организация материально-технического обеспечения в таможенном деле.
    Из кодекса.

    1. Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    2. В случае размещения структурных подразделений таможен и таможенных постов для совершения таможенных операций на объектах, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, и других объектах, предусмотренных Кодексом, материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов в части предоставления средств связи и оргтехники осуществляется владельцами указанных объектов на основании договора.

    Материально-техн. обеспечение.В структуру там. органов входит Региональное там. управление по тыловому обеспечению. Основные функции: 1)формирование и утверждение регион.программ материально-техн. оснащения там. органов; 2)материально-техническое снабжение продукцией; формирование резервов материально-технических ресурсов. Матер. обеспечение там. органов осуществляется централизованно и децентрализовано. В подчинении управления находятся базовые таможни, кот.осуществляют получение продукции по договорам, ее учет, хранение. При формировании плана централизованных закупок д. Б. учтены след.факторы: приоритетные направления развития материального снабжения; факторы влияющие на снижение расходов по доставке товаров; цены на товары в разных регионах. Централизован. осуществляются закупки: вычислит. техники, форменной одежды, бланочной продукции, оружия, средств технического контроля.Децентрализованно закупаются: канцелярские принадлежности, ГСМ, запасные части, хоз. товары. Приоритетные направления: оснащение там. флота и авиацион. подразделений, приобретение досмотровой техники, разработка новых видов там. документов, оснащение специализированных там. подразделений


    1. Влияние процесса подготовки России к вступлению в ВТО на таможенное дело.
    Всемирная таможенная организация (ВТО) - межправительственная организация по вопросам таможни.

    ВТО основана 15 декабря 1950 года в Брюсселе. Главными задачами организации с момента ее создания являются гармонизация и унификация таможенных систем, совершенствование таможенного законодательства, развитие международного сотрудничества.

    Важную роль в международных таможенных отношениях играет взаимодействие России со Всемирной таможенной организацией (ВТО/СТС). В отношениях со странами «дальнего зарубежья» приоритет отдается развитию сотрудничества с таможенными службами стран, граничащих с Россией, являющихся основными торгово-экономическими партнерами, а также представляющих зону «риска» в правоохранительном плане.
    Вступление России во Всемирную тор­говую организацию (ВТО) обязательно ставит перед государством новые задачи, в числе которых - со­здание благоприятных условий для партнерских от­ношений с участниками ВЭД.

    Важным шагом на этом пути является совершен­ствование нормативно-правовой базы функциониро­вания таможенных органов. Так, вступил в силу новый Таможенный кодекс, который заложил правовую основу для формирования соот­ветствующей мировым стандартам системы таможен­ного контроля, основанной на управлении рисками, предусматривающей рациональное использование ре­сурсов таможенных органов с учетом необходимости снижения непроизводственных расходов бизнеса.

    Кодекс минимизирует барьеры во внешней торговле РФ, Таможенный кодекс становится документом прямого действия.

    Таможенная политика России строится с учетом намерения вступить во Все­мирную торговую организацию и стать полноправ­ным участником мирового товарооборота. Участие России в ВТО может дать стране множество преиму­ществ, в том числе:


    • улучшение существующих условий для доступа российской продукции на иностранные рынки (отме­на дискриминационных условий по ряду товарных групп);

    • доступ к международному механизму разреше­ния торговых споров;

    • создание более благоприятного климата для ино­странных инвестиций в результате приведения зако­нодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

    • расширение возможностей для российских инве­сторов в странах-членах ВТО, в частности, банков­ской сфере;

    • создание условий для повышения качества и кон­курентоспособности отечественной продукции в ре­зультате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

    • участие в выработке правил международной тор­говли с учетом своих национальных интересов;

    • улучшение имиджа России в мире как полноп­равного участника международной торговли.

    1. Экономические задачи современной таможенной политики.
    Согласно ТК в России осуществляется единая там. политика. Целями там. политики яв.: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов там. контроля, участие в реализации торгово-полит. задач по защите рынка, стимулирован. развития нац. экономики.

    Экономические задачи: 1) участие в разработке там. политики (система гос-ых эк-их и таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите эк-их интересов страны и решению фискальных задач) РФ и ее реализация; 2) обеспечение в пределах своей компетенции эк-ой безопасности страны (такое состояние экономики и институтов власти, при кот. обеспечиваются гарантированное защита нац. интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов); 3) обеспечение в пределах свой компетенции единства там. территории (сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними) страны; 4) организация применения и совершенствование средств там. регулирования хоз-ной деятельности, исходя из приоритетов развития экономики страны и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях; 5) организация и совершенствование там. дела (там. политика РФ, а также порядок и условия перемещения через там. границу РФ товаров и тр. средств, взимания там. платежей, тамо. оформления, там. контроль и др. средства проведения там. политики в жизнь) в РФ; 6) обеспечение участия России и в международном сотрудничестве по там. вопросам (на уровне СНГ и ВТО); 7) взимание там. пошлин, налогов и иных там. платежей; 8) создание условий, способствующих интенсификации товарооборота; 9) ведение там. статистики внешней торговли и специальной там. статистики (отрасль экономической статистики, предусматривает сбор, обработку информации и анализ данных о перемещении товаров через там. границу. Ее объектами яв. все товары ввоз и вывоз кот. соответственно увеличивает или уменьшает материальные ресурсы страны) РФ; 10) ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; 11)содействие развитию внешнеэкономических связей республик и регионов в составе РФ, а также предприятий, учреждений и граждан; 12) осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;


    1. Экономическая сущность таможенных методов регулирования ВЭД.
    Методы регулирования ВЭД: экономические и административные, тарифные и нетарифные.

    Экономические методы регулирования ВЭД базируются на использовании экономических инструментов торговой политики – таможенных пошлин, налогов (НДС, акциза и др.) и таможенных сборов. Используя эти инструменты, государство воздействует на экономические интересы субъектов ВЭД, и следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную самостоятельность. Они в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и потому играют главную роль в регулировании ВЭД в современных условиях.

    Адм методы включают:

    1. М/н торговые договоры - определяют пути развития экон от-ий м/у странами, устанавливают торгово-политический режим, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества.

    2. Таможенные формальности. В их основе лежит ТК РФ, кот определяет задачи и функции ТО, условия оплаты там пошлин и санкции за нарушения там правил.

    3. Контингентирование и лицензирование.

    Континг-ие Экспорта и Импорта – количественные или стоимостные ограничения, кот вводятся на определенный срок по отдельным т-м и услугам, странам и группам стран.

    Лицензирование – сис-ма письменных разрешений, выдаваемых гос органами на Э или И товаров.

    4. Антидемпинговые процедуры – это судебные или административные разбирательства претензий, предъявляемых нац производителем к иностранным поставщикам, обвиняя их в продаже по заниженным ценам, нанося тем самым урон нац экономике.

    5. Ценовые преференции устан-ся некоторыми странами, как минимальная разница в цене по которой товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей.

    6. Технические процедуры представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции либо м/н либо нац стандартам.

    7. Импортные процедуры – правила проведения импортных операций при гос закупках.

    Таможенный тариф – основной инструмент таможенной политики и государственного регулирования рынка. Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу. Таможенный тариф является основным инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком.

    Нетарифные ограничения импортных операций это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, которые препятствуют проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер – не только усиление конкурентных позиций импортирующей страны, но и защита отечественной промышленности. При всем многообразии нетарифных мер, используемых в качестве барьеров, их можно разделить на две группы: экономические (особые виды пошлин, различные налоги и сборы, импортные депозиты, меры валютного регулирования) и административные (эмбарго, лицензирование, квотирование, монополистические меры, использование в протекционистских целях стандартов и технических норм).


    1. Принципы и факторы размещения таможенных органов.
    Размещение таможенных организаций на территории страна должно осуществляется на основе принципов, отражающих как требования объективных экономических законов, так и политики государства – внешней, военной, экологической и других.

    Важнейшим принципом размещения таможенного дела является планомерное размещение таможенных организаций , обеспечивающее достижение наивысшей народно-хозяйственной эффективности общественного производства в целом, то есть наиболее эффективное использование природных, трудовых, финансовых и других ресурсов всех экономических районов России.

    Второй важный принцип размещения таможенного дела – это рациональное территориальное разделения труда между экономическими районами России.

    Третьим важным принципом размещения объектов выступает комплексное развитие экономических районов и формирование в них необходимых территориально-производственных комплексов , промышленных, аграрных и других объединений.

    Чтобы реализовать перечисленные принципы размещения таможенных организаций, целесообразно учитывать в совокупности всю систему природных, экономических, социально-исторических, санитарно-экологических, организационных и других факторов.

    Группа экономических факторов включает: общественную потребность в таможенных услугах и возможность ее удовлетворения на основе имеющихся таможенных организаций; трудовые ресурсы; возможности научно-технического прогресса.

    К природным факторам относятся свойства территории: географическое положение, климат, рельеф, ценность земель, возможности осуществления строительства и т.п.

    Важнейшим из социально-исторических факторов следует считать уровень развития в районе непроизводственной сферы.

    Организационные факторы охватывают формы территориальной организации там службы и создание новых там постов. Находясь в местах расположения, отправления и получения товара внутренние таможни могут наиболее эффективно осуществлять таможенный контроль, взаимодействовать с налоговыми и правоохранительными органами, решать задачи валютного контроля.

    Экономическая эффективность оптимального размещения таможенного дела выражается системой качественных и количественных показателей. К качественным показателям относится содействие таможенного дела росу экономического потенциала России.

    Важнейшим показателем эффективности размещения таможенного дела является снижение затрат на таможенное обслуживание участников ВЭД и транспортировку товаров.


    1. Особые виды таможенных пошлин и проблемы их применения.
    Там. пошлины – платеж, взимаемый там. органами при ввозе товара на там. территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Ставки там. пошлин бывают трех видов: адвалорные (начисляются в % от там. стоимости облагаемых товаров);

    специфические (начисляются в установленном размере за единицу веса, объема товара);

    комбинированные – они объединяют вышеперечисленные виды пошлин.

    Существуют особые виды пошлин : сезонные (применяются для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров, продолжительность действия – до 6 месяцев в году, при этом ставки там. тарифа не применяются); специальные пошлины (используются в качестве защиты от ввоза в страну товаров, которые могут нанести ущерб отечественным производителям аналогичных товаров); антидемпинговые пошлины (применяются в случае ввоза в страну товаров по более низкой цене, чем в стране вывоза, что представляет собой угрозу отечественным производителям подобных товаров); компенсационные пошлины (существуют на случай ввоза в Россию товаров, при производстве которых использовались субсидии и если подобный ввоз может нанести ущерб отечественным производителям).

    В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:

    Импортные (ввозные) пошлины - наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;

    Экспортные (вывозные) пошлины - встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;

    Транзитные пошлины - в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.


    1. Структура таможенных органов и их территориальная организация.
    Таможенные органы –федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации.

    таможенными органами являются:

    1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

    2) региональные таможенные управления;

    3) таможни;

    4) таможенные посты.

    С точки зрения масштабов территориальной деятельности система таможенных органов подразделяется на два уровня.

    К первому относится ГТК России, осуществляющий свою деятельность на всей территории РФ; ко второму – все другие таможенные органы, осуществляющие свою деятельность на территории подведомственного региона.

    Центральный аппарат ГТК России включает Главные Управления и Управления ГТК России. В прямом подчинении ГТК России находятся: Региональные таможенные управления (РТУ), таможни прямого подчинения (Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, Централь-ная энергетическая, кинологический центр ГТК России), Центральная базовая таможни, представительства ГТК России за рубежом в Федеративной Республике Германия, в Финляндской Республике, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Киргизской Республике, Республике Украина, Королевстве Бельгия.

    В подчинении ГТК России также находится Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (регион деятельности – территория Российской Федерации), которому подчинены региональ-ные экспертно-криминалистические службы в составе региональных таможенных управлений.

    В структуру ГТК России входит Государственное образователь-ное учреждение высшего профессионального образования «Российская Таможенная Академия» (РТА), которая является специализированным высшим учебным заведением таможенного профиля. Также в состав ГТК России входит Главный научно-информационный вычислительный центр , являющийся головным учреждением ГТК России в области реализации программ информатизации таможенных органов, разработчиком и эксклюзивным поставщиком информацион-ных продуктов ЕАИС ГТК России.

    ГТК России в соответствии с постановлениями учреждены федеральные государственные унитарные предприятия – ФГУП “Ростаможинформ» и ФГУП «РОСТЭК».

    ФГУП “Ростаможинформ” является разработчиком и эксклюзивным поставщиком официальных таможенных информационных продуктов. Основными видами деятельности ФГУП “Ростаможинформ” являются:

    Информирование граждан и юридических лиц о действующем законодательстве, регулирующем отношения участников внешне-экономической деятельности;

    Предоставление актуализированной информации по вопросам, касающимся таможенного регулирования;

    Предоставление данных официальной таможенной статистики Российской Федерации об экспорте и импорте товаров.

    В соответствии с делением территории Российской Федерации на федеральные округа образованы семь региональных таможенных управлений.

    Экономика таможенного дела - отраслевая экономическая дисциплина. Она рассматривает сущности и форм проявления в таможенном деле объективных экономических законов, условий и факторов, обеспечивающих в процессе таможенной деятельности достижения намеченных результатов при оптимальных затратах труда. Экономические законы - устойчивые, существенные при-чинно-следственные, повторяющиеся взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами. Иначе говоря, экономические законы - это проявление устойчивых отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, которые в то же время проявляются как интересы. Основные экономические законы: Закон спроса и предложения; Закон общего макроэкономического равновесия; Закон частного экономического равновесия; Закон производи-тельной силы труда; Закон конкуренции; Закон стоимости; За-коны денежного обращения; Законы экономического роста; За-кон возрастающих вменных издержек; Закон убывающей отдачи; Закон эффективности производства; Закон пропорциональности; Закон накопления. При принятии законодательных и нормативных документов государство должно предвидеть развитие политических, экономических и социальных составляющих любого общественного строя. Функции экономических законов проявляются и в таможен-ном деле. Экономические законы выполняют определённые функции, определяющим образом связанные с общественным развитием. При этом функции каждого из законов специфичны, как специфичны выражаемые ими устойчивые, существенные и прочные связи между явлениями экономики. Вместе с тем, вся совокупность экономических законов вводит экономическую жизнь общества, развивающегося в рамках каждой данной экономической системы, в определённое, объективно обусловленное русло, в чём состоит её главная функция. Экономический закон - в экономической теории - объективные, внутренние, существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи в системе производственных отношений, в частности возникающих в процессе внешнеэкономической деятельности.

      Понятие, объект и предмет экономики таможенного дела

    Экономика таможенного дела – это совокупность экономических отношений между физическими и юридическими лицами и государством в лице таможенных органов.

    Объектом изучения экономики таможенного дела является таможенная служба, образующая систему со сложной социально-экономической и организационно-технической структурой и осуществляющая реализацию таможенного дела.

    Предмет изучения данной дисциплины – сущность и формы проявления в таможенном деле объективных экономических законов, условий и факторов, обеспечивающих в процессе таможенной деятельности достижение намеченных результатов при оптимальных затратах.

    Предмет экономики таможенного составляют экономические отношения между субъектами таможенного дела, связанные с перемещением товаров через таможенную границу в целях обеспечения национальной безопасности государства.

      Государственное регулирование ВЭД

    Государственное регулирование ВЭД – это комплекс правовых, адм., эк., орг. и иных мер воздействия государства в лице его органов на эк отношения участников вэд в соответствии с нац-гос интересами, целями и задачами.

      Цели, принципы и методы регулирования ВЭД

    Цели госрегулирования вэд:

      Формирование благоприятного природного климата для внешнеэк деятельности хоз субъектов

      Стимулирование осуществления хоз субъектами внешнеэк сделок по приоритетным напралениям

      Координация участия страны в междунар разделении и координировании производства

      Регулирование эк отношений на межстарановом и региональном уровнях

    Инструментами регулирования вэд явл-ся тамож тариф, нетариф ограничения, налоговые льготы и субсидии. Там дело явл-ся важной составной частью механизмов гос регулирования вэд.

    Методы: адм-прав и эк

    Лицензирование

    Контенгирование экспорта и импорта

    Антидемпинговая процедура

    5. Таможенная политика: понятие, содержание, реализация

    ТП – это система осуществляемых нац интересов мер воздействия на поведение участников вэд в целях обеспечения наиболее эффективного использования инструментов там контроля и регулирования товарообменана там территории страны,а также участие в реализации торгово-полит задач по защите внутр рынка,стимулировании развития нац рынка, э и др эк задач

    Реализация гос там пол-ки включает в себя применение тариф и нетариф мер регулирования вэд. К эк мерам относят тариф меры, фискальныесистему минимальных цен,защитные меры,контроль над ценами. К нетариф: адм – запреты и огранич экспорта,импорта,лицензирование,квотирование,эмбарго; технич барьеры в торговле и системы их подтверждения

      Роль таможенных органов в развитии национальной экономики

    ТО решают разнообразные задачи, решение которых приводит к успешному развитию нац э, а также к становлению цивилизованного рынка и обеспечению эк безопасности страны. ТАким образом задачей то явл-ся:

    Осуществление там оформления и там контроля,а также создание условий,способствующих ускорению товарооборота через там границу

    Работа по взыманию,исчислению и взысканию там платежей

    Обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров,а также соблюдение запретов и огр-ний по перемещению товаров через там границу

    То обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллект собственности,ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями,а также админ правонарушениями в области тд

    Осущ-ют валют контроль

    Информирование и консультирование в обл тд

    7. Концентрация и кооперирование в таможенном деле

    Концетрация в там сфере – это процесс сосредоточения там деятельности в относительно крупных таможнях. Концентрация создает условия для более эффективного использования техники,программных продуктов, БД для роста производительности труда и централизации управления. Процесс концентрации может осущ-ся в форме увеличения мощности специализ таможни. При анализе и планировании процессов концентрации можно испоьзовать группировки таможен и постов по различным показателям.В поиске оптимального уровня концентрации тд нужно исходить из внутр и внешних факторов. К внешним факторам отн-ят мощность товарных потоков,стоимость строительства или оборудования и наличие необходимое количество труд ресурсов для этого стоительства. Учет внутр факторов предполагает максимальное пользование всех имеющихся в распоряжении таможни производств ресурсов.

    8. Специализация в таможенном деле: понятие, формы

    Специализация – это сосредоточение основной деятельности то на выполнение узкого круга работ, она явл-ся следствием разделения труда и формой организации тд. Она осущ-ся в 3 формах:

    1.предметная спец-ция – означает что то оказывают услуги конечного потребления,т.е. технолог процесс там. Оформления окончен и пакет документов дает право участнику эк деят-ти на дальнейшее движение его товара от продавца к покупателю.

    2.подетальная спец – это сосредоточение опред промежуточных операций и документов, а также выполнение отдельных внутр технолог процессов для реализации то их функций.

    3.технолог спец – это превращение отдельных работ,связанных с там оформлением и там контролем в самостоят производства.

    9. Факторы и принципы размещения таможенных органов

    Размещение то зависит от некоторых факторов:

    Сложившаяся тер-ная орг-ция производства

    Роль отдельных тер-рий с т.з. перспективы э РФ и др гос-в

    Состояние транспорт коммуникаций

    Обществ потребность в там услугах

    Имеющиеся финн ресурсы и затраты,необходимые для создания и развития там инфраструктуры

    Наличие и квалификация труд ресурсов

    2.природные:

    Геогр положение тер-рии

    Ценность земель и возможность осущ-ния строительства объектов там инфраструктуры

    Др. места нах-ния то опр-ся с учетом предложений фтс,исходя из объема пассажиров и товаропотоков,интенсивности равзвития внешнеэк связей отдельных регионов и участников вэд.

    То располагаются в местах пересечения там границы с транспортными магистралями,в морских,речных портах и аэропортах,открытых для междунар сообщения,в крупных городах,где высока концентрация участников вэд и потребителей импортируемых товаров,а также при крупнейших промышленных предприятиях-экспортерах (чмк,ммк)

    Размещение то вдоль границы РФ с др гос-вами неравномерно и зависит от интенсивности потоков товаров и пассажиров,а также степени развития там инфраструктуры.

    10. Пограничные и внутренние таможенные органы

    В зависимости от тер-го расположения то разделяются на пограничные и внутр.

    В регионе деят-ти внутр там поста отсутствуют сухопутные,морские,речные и озерные участки гос границы. Понятие внутр там орган распространяется также и на то,в регионе деят-ти которых все функционирующие пункты пропуска явл-ся авиационными. У погран и внутр таможен разные задачи и объем деят-ти.

    Погран то не всегда располагают необъходимым временем для выполнения всего комплекса операций по там контролю. Решение всех вопросов непосредственно на границе может снизить пропускную способность там поста,а также увеличить время выполнения там процедур.