Характеристика восклицательного предложения в русском языке. Восклицательные предложения в русском языке

Ход урока

1. Повторение пройденного материала

а) Работа по карточкам в парах.

– Вспомним то, что вчера так старательно учили.

(Задание на карточке.)

Соедини стрелочкой части высказывания.

По цели высказывания предложения могут быть:

1) повествовательными (содержат вопрос)
2) вопросительными (содержат приказ или просьбу)
3) побудительными (содержат рассказ, повествование)

б) Проверка (на доске схема – помощница)
в) Самооценка (ц.1)

2. Формулирование темы урока и постановка учебных задач

(На доске записаны предложения.)

Прочитайте про себя, что написано на доске.

1. В гости к нам пришла осень.
2.
В гости к нам пришла осень!

– Что написано на доске?
– Докажите.

(Предложение содержит законченную мысль, в конце предложения ставятся знаки препинания: (,), «!» или «?»).

– Догадайтесь, какое предложение прочитает …?

– Как догадались?
– А теперь прочитайте предложение под номером 1.

– Различаются эти предложения по тому, что хочет сказать человек? (Нет, в обоих предложениях выражена одна и та же мысль, в гости пришла к нам осень.)

– Одинакова ли цель у этих предложений? (Да, оба эти предложения по цели высказывания являются повествовательными, так как содержат сообщение о том, что в гости к нам пришла осень).

– Чем отличаются эти предложения? (1-е предложение произносится спокойно, а 2-е с особым чувством).

– Кто-нибудь догадался, что нас будет интересовать сегодня на уроке русского языка?

(На уроке нас будут интересовать предложения, которые произносятся спокойно и с особым чувством.)

– А может кто слышал, как называются предложения, которые произносятся с особым чувством?

– Откроем книги и сравним, правильно ли мы определили тему урока. Прочитаем.

– А в каком блоке мы сегодня будем работать? (Как устроен наш язык.) Какая задача решается на уроках с указанием этого блока?

(На уроках с указанием блока «Как устроен наш язык» мы открываем законы по которым живёт русский язык.)

– Так чем мы собственно будем сегодня заниматься?

– Вернёмся к учебнику. Читаем на с. 60 рубрику, подскажите, как она называется?

– Все ли вам понятны слова в тексте? Что нового узнали?

– В этом тексте встретилось слово интонация. Как вы его понимаете? Прочитайте подсказку.

– Вы знаете, что я очень люблю сомневаться о важности той или иной темы урока. Но сегодня у меня такие сомнения: имеет ли значения интонация в жизни людей? Порассуждайте. Приведите примеры.

– Доказательством может послужить стихотворение, которое мы читали на уроке окружающего мира.

(Чтение стихотворения с разной интонацией: презрения «Фи!», недовольства «Фу!», удивления «Ну!», восхищения «Во!».)

Сказала тётя:
– Фи, футбол!
Сказала мама:
– Фу, футбол!
Сестра сказала:
– Ну, футбол!
А я ответил:
– Во, футбол!
(Г.Сапгир)

– Согласны л вы с тем, что по интонации человека можно определить как он к вам относится?

– А как вы понимаете высказывания психологов, что для человека чаще бывает важнее интонация, чем информация?

4. Физминутка на внимание и на закрепление изученного материала

– Если я произнесу правильное высказывание, то вы делаете наклоны, а если ложное – руки в стороны, вперёд, вверх.

А) Предложение всегда произносится или пишется с какой – то целью.(В)
Б) Предложения могу быть вопросительными и побудительными. (Н)
В) Предложения по цели высказывания могут быть: повествовательными, вопросительными и побудительными. (В)
Г) По интонации эти же самые предложения бывают 2-х типов – восклицательные и невосклицательные. (В)
Д) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в невосклицательное, то цель предложения изменится. (Н)
Е) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в невосклицательное, то знак в конце предложения изменится. (В)

5. Первичное закрепление нового материала

– Упр.1. Поработайте самостоятельно.
– Мне хотелось бы, чтобы вы разобрались зачем дано это упр-е?

Проверка. Зачем дано это упр-е?

– А сейчас я вам предлагаю поработать в паре.

Сделайте вывод и обоснуйте его.

Карточки

Задание. Прочитайте предложения, определите цель высказывания каждого предложения и интонацию предложений. Сделайте вывод: какие предложения по цели высказывания могут произноситься с восклицательной интонацией?

Хорошо в осеннем лесу!
Идите в лес и любуйтесь красотою природы!
А вы любите осенний лес?!

Проверка. Вывод. Сравнить с учебником.

6. Зарядка по офтальмотренажёру

– Посмотрите на дверь, на окно, на потолок, друг на друга, на доску.

7. Дифференцированная работа.

Работа в группах постоянного состава.
Задание 1–2 группе.

Прочитайте. Напишите предложения по схеме. Поставьте нужный знак препинания.

Дятел стучит по дереву (.!?)
Тихо шепчут молодые осины (.!?)
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца (.!?)
Вам нравится в лесу (.!?)

______________________?
______________________.
______________________.
______________________!

Остальные работают по учебнику Упр.3 стр. 62.

После устной работы, дети сигнализируют о своей готовности (зелёный кружок) и садятся выполнять письменно, предварительно делают произвольно массаж пальцев, используя куб.

Проверка. 1, 2 группы у вас самопроверка (Раздать верный вариант)

1 вариант выполнения

Вам нравится в лесу?
Дятел стучит по дереву.
Тихо шепчут молодые осины.

2 вариант выполнения.

Вам нравится в лесу?
Тихо шепчут молодые осины.
Дятел стучит по дереву.
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца!

8. Итог урока

Какую новую тайну языка нам помог открыть урок?
Что особенно понравилось?
Что бы вы изменили в уроке?
Посмотрите свои листы успешности.

9. Рефлексия

– С каким настроением заканчиваем урок?
Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя.

10. Домашнее задание

Я могу не задавать д/з. Ну, если кто очень хочет, если будет желание и время, вы можете обратить внимание на упр 4.с.62.

В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, в нём выражена радость. 2. По наличию или отсутствию в предложении главных и второстепенных членов предложения выделяют предложения распространенные и нераспространенные.

Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, т.е. цель их познавательная. Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ. Например: Написали ли вы свое завещание? Вопросительные предложения могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения: Что же вам тут может нравиться?

Использование трёх восклицательных знаков

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они имеют переходный характер — от вопроса к сообщению. Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса. В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание.

Л.); Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей? По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса): — Скажите, Степан, вы женились по любви? — спросила Маша. — Какая у нас в деревне любовь? Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера — неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др. Например: Как, ты ее разлюбил?

П.); И как могла она допустить до этого Курагина? Сказуемым в побудительном предложении может быть инфинитив, например: Позвать Бертрана (Бл.); Не сметь меня раздражать! В разговорной речи часто используются побудительные предложения без словесного выражения сказуемого — глагола в форме повелительного наклонения, ясного из контекста или ситуации. Это своеобразные формы предложений живой речи с ведущим словом — именем существительным, наречием или инфинитивом.

Восклицательными называются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией. Нераспространенным называется предложение, имеющее только позиции главных членов — подлежащего и сказуемого, например: Прошло несколько лет (П.); Был полдень (Шол.); Стало светать (Пришв.); Тишина.

Предложения, имеющие, наряду с главными, позиции второстепенных членов, называются распространенными, например: Между тем солнце поднялось довольно высоко. Распространители предложения в целом называются детерминантами. Невосклицательными предложениями называют такие, которые подразумевают обыденный, будничный тон и отсутствие яркой эмоциональной составляющей. Восклицательные предложения - это такие предложения, которые передают сильные чувства и эмоции говорящего.

Восклицательные частицы местоименного, наречного или междометного происхождения, придающие высказыванию характерную эмоциональную окраску: о, ну, ну и, как, куда как, что за, какой и прочие. Обычно с помощью 3 восклицательных знаков в конце предложения автор выражает высокую степень эмоционального возбуждения. Предложения «Уходи вон!!!» или «Уходи и не возвращайся!!!» говорят о глубоких чувствах человека, который их высказывает.

Этот видеоурок могут просматривать только зарегистрированные пользователи

Вопросительные предложения содержат вопрос. Цель вопроси­тельного предложения - сообщить о том, что говорящий хочет что-то узнать у слушающего, выяснить что-либо. Задавая вопрос, говорящий надеется получить ответ, поэтому вопросительные предложения часто встречаются в диалогах. Вопросительные предложения делятся на общевопросительные и частновопросительные.

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией

Побудительные предложения содержат побуждение, приказание, просьбу, призыв, совет сделать что-либо, обращенные к слушающему. Цель побудительного предложения - воздействовать на собеседника, заставить его что-либо сделать.

В роли сказуемого в побудительном предложении часто выступает глагол в форме повелительного наклонения: Дайте мне на родине лю­бимой, всё любя, спокойно умереть! С.А. Есенин). Однако в русском языке есть множество других способов формального выражения воле­изъявления: частицы, сослагательное наклонение глагола, модальные глаголы, интонация и т.п.

В качестве восклицательных предложений могут употребляться предложения всех коммуникативных типов: повествовательные, побудительные и вопросительные

Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то – это повествовательные предложения. Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать. Это побудительное предложение. Будить — помогать проснуться (отсюда слово будильник), а значит, начать действовать; побуждение – подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.

Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией.

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего. Из слов составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения.

"Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!", "Какой чудесный день!" - по-русски мы легко строим подобные предложения, чтобы выразить удивление, радость и другие сильные чувства. Но есть ли нечто подобное в английском? Как передать свои эмоции там?

Сегодня мы поговорим о восклицательных предложениях и о том, как они строятся в английском языке.

Итак, в устной речи мы часто передаем наше настроение с помощью тона. Для письменной же имеется восклицательный знак - "!".

Именно он дает понять, что предложение несет в себе некий эмоциональный заряд. Мы часто используем восклицательные предложения, чтобы дать волю тому, что, как говорится, накипело. С их помощью мы выражаем удивление, шок, радость и другие сильные чувства.

Какой большой небоскреб!
Что за чертовщина!
Ну и умный же ты!

За счет чего достигается этот эффект? Во-первых, мы добавляем определенные слова ("какой", "что за", "ну и " и другие), во-вторых, мы меняем порядок слов: к примеру, мы говорим "Ну и умный же ты!", а не "Ну и ты умный!".

Как же обстоят дела в английском?

В английском языке подобные предложения тоже существуют. И, прямо как в русском, "эмоциональность" в них возникает благодаря:

  • Дополнительным словам
    What - что?
    How - как?
  • Изменению порядка слов

Рассмотрим несколько типов восклицательных предложений в английском.

1. Восклицания с "What..!" ("Какой..!")

1. Схема предложения #1:

What + существительное (слово, обозначающее предмет, явление и т.д.)

Здесь нет ничего сложного: мы просто ставим предмет после what .

What an interesting story !
Какая интересная история !

What a large room !
Какая большая комната !

2. Схема предложения #2

What + глагол (слово, обозначающее действие)

Мы также можем впридачу к нашему предмету поставить де йствие . Действие ставится после предмета:

What an interesting story you"ve told !
Какую интересную историю ты рассказал !

What a large room he lives in!
В какой большой комнате он живет !

2. "Не правда ли?"

Иногда нас так сильно переполняют эмоции, что мы ждем от собеседника, что он их разделит. Допустим, мы высказываем некое наблюдение, например:

Какая яркая луна!
Эллен находчивая, она справится.
Погода была теплая.
Мой новый велосипед будет классный.

Когда мы ожидаем, что собеседник с нами скорее всего согласится, мы добавляем к этой фразе словечки вроде "ведь", "правда", "не правда ли", "скажи":

Какая яркая луна, не правда ли?
Эллен находчивая, она ведь справится.
Правда погода была теплая?
Скажи, мой новый велосипед будет классный!

По-английски все эти словечки сводятся к одной единственной конструкции, которая подсоединяется в качестве "хвостика" в конец предложения. Мы берем основной вспомогательный глагол, указывающий на время (is/was/will be) и отрицаем его:

The moon is bright.
Луна яркая.

The moon is bright, isn "t?
Луна яркая, не правда ли ?

The weather was warm.
Погода была теплая.

The weather was warm, wasn "t it ?
Правда , погода была теплая?

My new bike will be cool.
Мой новый велосипед будет классным.

My new bike will be cool, won "t it ?
Скажи , мой новый велосипед будет классным?

Если же у нас было предложений с действием, то нам этот глагол придется "вытащить", в зависимости оттого, какое было время.

Если настоящее - то вытаскиваем do .

The kids clean their teeth every day.
Дети чистят зубы каждый день.

The kids clean their teeth every day, don"t they ?
Дети чистят зубы каждый день, так ведь ?

Если прошедшее - вытаскиваем did .

She sent you the report.
Она отправила тебе доклад.

She sent you the report, didn"t she ?
Она ведь отправила тебе доклад?

Если будущее - will .

Helen is resourceful, she will manage.
Хэлен находчивая, она справится.

Helen is resourceful, she will manage, won"t she ?
Хэлен находчивая, она ведь справится, правда ?

Такой "хвостик" хорошо присоединять к восклицаниям с what :

What a bright moon, isn"t it ?
Какая яркая луна, не правда ли ?

What a cool bike it will be, won"t it ?
Какой классный будет велосипед, да ?

What a detailed report she sent, didn"t she ?
Какой детальный отчет она отправила, правда ?

Подробнее о таких вопросах читайте в нашей статьей .

3. Восклицания с "How..!" ("Как..!", "До чего..!")

В отличие от what , how присоединяет к себе только прилагательные (то есть, слова, обозначающие признаки).

How interesting!
До чего интересно!

How nice of you!
Как мило с твоей стороны!

Однако мы можем несколько усложнить такие восклицания. Для этого нам понадобится конструкция, которая позволяет дать оценку действию. Например:

Хорошо иметь машину.

По английски это выражается с помощью конструкции:

It is + прилагательное + to + глагол

Примеры:

It is good to have a car.
Хорошо иметь машину.

It is dangerous to climb a mountain without training.
Карабкаться на гору без подготовки - опасно.

It was interesting to look into a real telescope.
Посмотреть в настоящий телескоп было интересно.

It was nice of you to bring me a donut.
Было мило с твоей стороны принести мне пончик.

Если мы хотим наполнить эти фразы эмоциями с помощью "How", то порядок должен быть следующим:

How + it is/was/will be + to + действие

Примеры:

How interesting it was to look into a real telescope!
Как интересно было посмотреть в настоящий телескоп!

How nice of you it was to bring me a donut!
Как мило с твоей стороны было принести мне пончик!

Вот мы и разобрали основные типы восклицаний в английском языке. Используйте их, и ваша речь станет живее и разнообразней! :)

В отличие от what, how присоединяет к себе только прилагательные (т.е., слова, обозначающие признаки).

Задание на закрепление

Перед вами нейтральные фразы на английском. Сделайте из них восклицательные!

1. It is a high price for such a small flat.
2. It is impolite.
3. We were happy after our victory.
4. I met a strange man today.
5. He gave me good advice.
6. So, Tom is late again. It"s unsurprising.
7. This present is wonderful.
8. It will be great to live on Manhattan.

В характеристику предложения входит такое понятие как виды предложений по интонации. Это восклицательные и невосклицательные предложения. О различиях этих предложений говорим в статье.

Различение предложений по интонации

Интонацию предложения нередко путают с целью высказывания. Однако это совсем разные понятия.

По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Первые о чём-то сообщают, вторые содержат в себе вопрос, третьи же побуждают к действию (содержат просьбу, приказ, пожелание и т. п.).

Предложение с любой целью высказывания может произноситься с особой эмоциональной окраской, то есть с ярко выраженным чувством. Это может быть радость, гнев, возмущение, восторг и так далее. Именно особую эмоциональность на письме передают с помощью восклицательного знака.

Приведем примеры восклицательных предложений и аналогичных невосклицательных:

  • Пришла весна. — Пришла весна!
  • Ты написал сочинение? — Ты написал сочинение?!
  • Принеси воды. — Принеси воды!

Как отличить восклицательное предложение

Если мы читаем уже готовый текст, мы без труда можем отличить восклицательное предложение по знаку препинания — на его конце стоит восклицательный знак.

На слух мы отличаем восклицательные предложения от невосклицательных по тому, насколько эмоционально они произносятся. Информация в восклицательном и аналогичном невосклицательном предложениях содержится одна и та же, но восклицательное произносится с большей экспрессией, громче, с выражением какой-либо эмоции.

Не следует путать побудительные и восклицательные предложения: существуют и восклицательные не побудительные предложения, и побудительные невосклицательные.

Например, предложение «Пришла весна.» содержит в себе обычную констатацию факта. Как относится говорящий к этому событию, заключить невозможно.

Предложение «Пришла весна!» выражает сильные эмоции, экспрессию. Скорее всего, говорящий хочет выразить свою радость (хотя по восклицательному знаку это определить нельзя: может быть, он хочет выразить огорчение, раздражение, испуг или другую сильную эмоцию).

Восклицательные предложения часто встречаются в публицистических текстах, где они выполняют риторическую функцию.

Маркеры восклицательных предложений

Главным маркером (признаком) восклицательного предложения является восклицательный знак. Это один из знаков конца предложения; его вполне достаточно, чтобы показать, что предложение закончилось. Однако в некоторых случаях на конце предложения используется не один, а три восклицательных знака. Это делается для того, чтобы подчеркнуть очень сильную эмоцию.

На конце вопросительных восклицательных предложений требуется два знака: вопросительный и восклицательный. По правилу восклицательный знак в конце предложения ставится после вопросительного. Такие предложения часто содержат в себе не просто эмоциональный вопрос, а скорее риторический вопрос, выражающий в большей степени возмущение или недоумение, нежели желание получить ответ.

В некоторых предложениях на конце встречается восклицательный знак и многоточие. Тогда одна из точек (первая) заменяется восклицательным знаком. Пример: «Какой удивительный случай!..»

Еще одно частое применение восклицательного знака — это оформление обращений. Однако надо иметь в виду, что это не предложение в полном смысле.

Что мы узнали?

Восклицательные предложения выражают особые эмоции, чувства, на их конце ставится восклицательный знак. Восклицательными могут быть предложения, различные по цели высказывания. При встрече на конце предложения вопросительного и восклицательного знаков сначала следует писать вопросительный; при встрече восклицательного знака и многоточия первая из точек заменяется восклицательным знаком.

Восклицательное предложение

Предложение, в котором выражение содержания мысли сопровождается выражением чувства говорящего. Конструктивными элементами восклицательных предложений являются междометия, эмоциональные частицы, восклицательная интонация. Восклицательным может стать любое из предложений по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное). Вечер такой славный (Чехов). Пустите меня поглядеть! (Горький). И каких только не бывает чудес на сеете! (Казакевич).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "восклицательное предложение" в других словарях:

    восклицательное предложение - Предложение, в котором выражение основного содержания мысли сопровождается выражением чувства говорящего, связанного с этим содержанием и передаваемого посредством особых слов (междометий и пр.) или восклицательной интонации: Какая низость!; Куда … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Восклицательное предложение - предложения, характеризующиеся эмоцион. окрашенностью и повышенной экспрессивностью. Отличаются специфич. интонацией, тембровой окраской, ср.: Пожар! Горим! В них часто присутствуют междометия, частицы, восклицат. местоименные слова, ср.: Ай да… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Предложение. Предложение (в языке) это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной… … Википедия

    Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) … Википедия

    Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) … Википедия

    Односоставное предложение, главный член которого, обозначающий наличие, существование предмета или явления в настоящем или вне времени, выражен именем существительным, личным местоимением, субстантивированной частью речи, имеющими форму… … Словарь лингвистических терминов - 1) форма 1 го лица глагола заменяется на 3 е лицо; 2) личные местоимения 1 го, 2 го лица, притяжательные мой, твой заменяются местоимениями 3 го лица или употребляется имя существительное; 3) если чужая речь представляет собой побудительное … Синтаксис: Словарь-справочник