Храм Абу-Симбел — неофициальное Чудо света в Египте. Храмы Рамзеса II Абу-Симбел (Abu Simbel)

Когда в 1960-х годах прошлого века началось строительство Асуанской плотины на великой реке Нил, то под угрозой затопления оказались Храмы Абу-Симбел, посвящённые фараону Рамсесу II и его любимой жене Нефертари и построенные три тысячи лет назад. Операция по спасению храмов стала одним из самых масштабных международных инженерно-строительных проектов прошлого столетия.

В 1959 году правительством Египта (на тот исторический момент - Объединённой Арабской Республики) было принято решение о постройке огромной плотины, призванной регулировать уровень воды в реке, а также производить электроэнергию. Строительство Асуанской плотины финансировалось и предпринималось СССР, в Египте работали единовременно около двух тысяч советских инженеров, рабочих, руководителей. Проект ГЭС был разработан и испытан на модели в Советском Союзе.

Оригинал взят у humus в Древности Египта. Часть 26. Спасение фараона Рамсеса II

На первом этапе подготовки храмы подробнейшим образом измерялись, фотографировались, а затем по составленным чертежам планировались линии распила камня. Также подробно картографировалась местность вокруг старого и нового места размещения храмов. Попутно проводились географические и геологические исследования, включавшие в себя свойства местного песчаника и поведение подземных вод, велись раскопки и земляные работы. Поскольку параллельно происходила постройка Асуанской плотины, уровень воды в Ниле повышался на несколько метров в год. Для защиты строительной площадки, в которую превратился Абу-Симбел, возвели временную дамбу, но во́ды Нила заставляли инженеров работать всё быстрее - вскоре территория храмового комплекса должна была быть затоплена.

Храмы Абу-Симбел и история их спасения в цифрах:

Фасад храмов высечен в скале высотой 31 и шириной 38 метров. Над фасадом высечен орнамент в виде двадцати двух бабуинов, приветствующих восход солнца. Размер каждой из этих обезьян составляет около 2,5 метров.

Фасад большого храма украшен четырьмя статуями фараона, изображённого сидящим на троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из скульптур достигает четырёх метров. Вес каждой статуи превышает 1200 тонн.

Фасад Малого храма украшают шесть выполненных в полный рост фигур, высота каждой их которых составляет 11 метров. Между статуями фараона Рамсеса II помещены статуи его супруги Нефертари. Это редкий случай изображения жены фараона в изваяниях такого же размера, как фигуры самого царя.

В проекте по передвижке храмов Абу-Симбела принимали участие более 50 стран мира.

Затраты на проект перемещения храмов составили в ценах 1968 года около 42 миллионов долларов.

Пещерный храмовый комплекс был передвинут на 65 метров выше и на 200 метров дальше от реки. Для перевозки храмы были распилены на 1036 блоков, вес которых достигал от 5 до 20 тонн.

Судя по археологическим данным, это место считалось священным ещё до того, как фараон РамсесII решил увековечить свои военные победы и справедливое правление постройкой величественных храмов. Многие века спустя, когда храмы оказались погребены под тоннами песка, арабские моряки назвали эту скалу Абу-Симбел - «отец хлеба», поскольку на берегу виднелся один из фрагментов каменного барельефа: мужчина в древнеегипетском фартуке, напоминавшем меру хлеба.

Заново открытыми храмы Рамсеса оказались лишь в 1813 году, когда швейцарский исследователь Буркхардт, путешествовавший переодетым арабом вверх по Нилу, добрался до третьих порогов великой реки. Он обратил внимание на огромные головы, увенчанные коронами фараонов, выступающие из песка, но проводники не могли ничего внятного рассказать об этих изваяниях. Буркхардт сообщил о своём открытии, и по его следам сразу же отправилась экспедиция известного авантюриста и кладоискателя Бельцони. Под его руководством храмы были раскопаны из песка, и, хотя ожидаемых сокровищ в них не обнаружилось, Бельцони записал в своём дневнике: «Мы вошли в самый обширный и самый красивый склеп в Нубии. Наше удивление возросло ещё более, когда выяснилось, что это не только очень большой, но и великолепно изукрашенный храм - с барельефами, росписями и статуями».

В иероглифических надписях Абу-Симбел называется «священной горой», а весь комплекс построек и укреплений именуется «крепостью-городом Рамсеса». На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».

Храмовый комплекс Абу-Симбела действительно оказался великолепным - как с исторической и художественной, так и с инженерной точки зрения. Оба храма - Большой и Малый, вырублены в скале из песчаника высотой около 100 метров. В обоих храмах прекрасные барельефы, росписи на стенах и множество криптограмм и надписей, восхваляющих фараона. Большой храм состоит из 14 помещений, проникающих в толщу скалы на 60 метров. Самый большой зал, украшенный восемью изваяниями бога-фараона, имеет размеры 18 на 16 метров и поднимается в высоту на 8 метров. В большом зале изображены в основном батальные сцены. Некоторые картины на стенах зала изображают победы фараона в Ливии и Нубии, но наиболее значительна сцена битвы при Кадете, где произошло решающее сражение египтян с хеттами.

Храм был построен с таким расчётом, что дважды в году поднимающееся утром солнце пронзает лучами всю анфиладу подземных залов и освещает статуи святилища. При переносе храма удалось восстановить его устройство так, чтобы это свойство сохранилось.

У входа в Большой храм стоят четыре колоссальные статуи двадцатиметровой высоты. Увенчанные коронами, с уреями на лбу и с накладными бородами, колоссы, восседающие на тронах, символизируют высшее могущество. Под их стопами - поверженные враги фараона. На тронах колоссов изображены боги Нила, которые связывают вместе папирус и лилию - знак единства обеих земель, Нижнего и Верхнего Египта. У ног колоссов находятся женские фигуры, которые выглядят очень хрупкими по сравнению с огромными статуями царя - это изображения Нефертари, любимой супруги Рамсеса, его матери и дочерей.

На бедре одного из изваяний Рамсеса найдена сделанная ножами надпись на древнегреческом языке, которую историки относят к VI веку до н.э.: «Когда царь Псамметих пришёл в Элефантину, те, которые пришли с Псамметихом, сыном Теокла, написали сие. Они плыли на корабле через Керкис до тех пор, пока позволила река. Потасимто вёл чужеземцев, Амасис вёл египтян. Архон, сын Амойбиха и Пелек, сын Удама, написали сие». Ионийские наёмники, увековечившие себя в этом акте вандализма, оставили один из древнейших образцов греческой письменности.

Малый храм более изящен и женственен - он посвящён Нефертари, «той, для которой сияет солнце». В нём всего 5 залов, так же украшенных статуями богов и царской четы. Как пишет писатель и путешественник Жак Кристиан в своей книге «В стране фараонов»: «Рамсес присутствует в святилище супруги, он выполняет там две функции: военачальника, победителя сил тьмы, и верховного жреца, совершающего жертвоприношения. Колонны здесь увенчаны ликами богини Хатхор, властительницы любви и радости, вокруг множество изображений цветов, высокий силуэт Нефертари освящает всё вокруг своей благородной красотой. При входе в храм изображён фараон, протягивающий цветы Хатхор и царице в образе богини Исиды. На обратной стороне врат Рамсес защищает Нефертари, он поражает нубийцев и азиатов, облагает врагов данью и воздаёт почести Амону-Ра и Хору».

Все эти прекрасно сохранившиеся под толщей песка культурные сокровища древней цивилизации должны были безвозвратно погибнуть на дне озера-водохранилища Насер. Но спасение храмов Абу-Симбела было объявлено акцией всемирной значимости под эгидой ЮНЕСКО. Началось спешное проектирование операции спасения.

Масштабы Асуанского гидроэнергетического комплекса можно оценить по его техническому паспорту: «Электромеханическое оборудование: количество агрегатов - 12. Мощность - 2100 мегаватт, выработка электроэнергии - 8 миллиардов киловатт-часов в год. В состав комплекса входят каменнонабросная плотина с глиняным ядром высотой 111 метров и длиной 3820 метров, 520 из которых приходится на русловую часть. Объём насыпи - 41,4 миллионов кубометров, подводящий канал длиной 1150 метров, отводящий канал длиной 538 метров, тоннельные водоводы длиной 282 метра и диаметром 15 метров, паводковый водосброс в виде бетонной водосливной плотины длиной 288 метров, водохранилище с полезным объёмом в 114 кубических километров. Под основанием плотины создана уникальная противофильтрационная завеса глубиной 165 метров, для строительства которой была специально разработана оригинальная система подводного уплотнения песчаных грунтов».

Помимо выработки электроэнергии, которой до сих пор хватает на весь Египет, Асуанская плотина дала стране возможность перевести 300 тысяч гектаров с сезонного орошения на постоянное и освоить ещё около 600 тысяч гектаров новых земель за счёт запасов воды в рукотворном озере Насер. Однако, помимо очевидной народнохозяйственной пользы, новая ГЭС создала несколько новых проблем, проявившихся не сразу - нарушился природный баланс движения ила и песка по Нилу; стала постепенно разрушаться его дельта; зе́мли, не получающие естественным образом ежегодного удобрения во время паводка, начали засаливаться. Эти проблемы постепенно решаются за счёт новых проектов, поддерживающих экологию великой реки, и только одна потеря должна была стать необратимой не только для Египта, но и для всей земной цивилизации. В зону затопления, образующуюся при пуске плотины, попадали уникальные памятники древних Египетских царств, в частности храмовый комплекс Абу-Симбел, построенный за тринадцать веков до нашей эры.


Перенос Абу-Симбел

Перенос древнего Египта

История мегапереноса всех времен - перемещение 20 ценнейших древних храмов Египта с целью спасти их от поднимающегося уровня воды в Ниле при строительстве Асуанской плотины. В этом проекте приняла участие 51 страна. Уникальные памятники архитектуры, храм царя Рамзеса II и храм его первой жены, царицы Нефертари, были перемещены в новое место - на 65 метров выше и на 200 метров дальше от реки. Но самое главное, удалось сохранить уникальную особенность храма Рамзеса II - каждый год, 22 февраля и 22 октября, восходящее солнце, проходя через ворота храма, освещало лики богов! Так было более 3000 лет. Так будет всегда!

УПД из комментариев:

Храмы строились на местах Силы. Перенос любого культового древнего артефакта - это полная потеря энергии, заложенной самой Землёй и ЕЁ связи с Космосом.
Сохранив камни и форму, люди не умеют сохранить Силу.
Таким же способом были обесточены все вывезенные в Европу египетские вещи. Без привязки к Месту - нет в них прежнего смысла. А заново "зарядить" их смогут только возродившиеся Боги. ;-)

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ:

Ансамбль Абу-Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.

Сегодня Абу-Симбел, вероятно, наиболее хорошо исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища.

Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создание подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Эта беспримерная акция, проводившаяся под эгидой , была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.

Исследователи, во время этих работ тщательно изучившие памятник, были поражены теми знаниями, которыми обладали древнеегипетские зодчие. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте, и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй.

При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта - слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки: от красного до розового и лилового.

Архитектура и достопримечательности Абу-Симбела

Абу-Симбел построен во вторую половину эпохи Нового царства и в нем уже чувствуется начало упадка древнеегипетского искусства. Затевая в 1260-х годах до н.э. строительство храма, зодчие исходили из принятых традиций оформления гробниц, но гигантские размеры храма порождали свои трудности.

Вход в Большой храм Абу-Симбела ориентирован на восток. Первые лучи солнца, освещая фасад, проникают во внутреннее пространство - сначала в первый зал с четырехгранными колоннами-столбами и статуями фараона в образе бога Осириса, затем во второй зал и далее - в святилище.

В его самом дальнем конце располагались статуи богов и фигура фараона Рамсеса II. Два раза в год лучи восходящего солнца падали на статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте; четвертая фигура, бога Птаха, не освещалась никогда: Птах - владыка подземного мира, и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.

Несмотря на то что Большой храм, помимо обожествленного фараона, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения состояла в возвеличивании Рамсеса II всеми возможными средствами. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона, только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II. Эти изображения сидящего фараона портретны!

Как мастерам удалось при таких масштабах статуй, высеченных из твердого песчаника, сохранить портретное сходство? Это же поразительно! И дело не только в том, насколько похож или не похож изображенный ими фараон на себя, - восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.

Громадные статуи Рамсеса были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных теней, отбрасываемых ими.

Образ великого фараона господствует в храме Абу-Симбел. В первом помещении храма посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят по четыре с каждой стороны. Стены и потолки внутренних помещений храма покрывают росписи и раскрашенные рельефы, относящиеся к лучшим образцам искусства Древнего Египта позднего периода.

Рельефы храма Абу-Симбел выделяются своей динамикой, экспрессией движений и поз. Их авторами были фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви. Сюжеты рельефов посвящены жизни и подвигам Рамсеса II: вот фараон повергает к стопам богов толпы пленников - белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев, вот он безжалостно убивает их перед лицом богов…

Грандиозные картины повествуют о войне Рамсеса II с хеттами. Замечателен рельеф, изображающий сцены битвы при Кадеше: мчащийся на колеснице фараон резким движением натягивает лук, целясь в перепуганных врагов; на стенах вражеской крепости кипит бой, со стен валятся поверженные воины; пастух поспешно угоняет скот, боясь, что он станет добычей египтян. Беспомощно поднятой рукой пастух как бы пытается загородиться от грозящей опасности…

Ярусом выше находится композиция «Фараон Рамсес предстоит перед богами». Она резко отличается от «Битвы при Кадеше». Вся композиция картины подчинена сложной ритуальной символике, фигуры подчеркнуто торжественны и неподвижны.

Малый храм Абу-Симбела посвящен богине Хатор. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, которые выполнены в полный рост. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут.

Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему освещающие их лучи солнца создают игру света и тени, усиливающую впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».

В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя богини Хатор в образе священной коровы. Перед ней - фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.

Храм Абу-Симбел, спасенный усилиями всего человечества от затопления, стал местом паломничества туристов со всего мира. Сегодня это находящееся в чудо древнеегипетского искусства одновременно является и памятником тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из пятидесяти стран, чтобы спасти Абу-Симбел.


Абу-Симбел (в другой транскрипции Абу-Симбиль) - скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма во время правления Рамзеса II (прибл. 1298-1213 до н. э.). Находится в Нубии, в 280 км южнее Асуана.

Абу-Симбел Храм Рамзеса II только по случайности не был отнесен к официальным чудесам света. Высеченный в скале недалеко от нубийского селения, он был засыпан песками Сахары через несколько веков после сооружения.

В 1813 году швейцарский ученый И.Л. Буркхардт знакомился с пещерным храмом Хатор, построенным в честь древнеегипетской богини любви, танцев и застольных пиршеств.

Во время исследований были обнаружены видневшиеся из песка три головных убора каких-то гигантских фигур. В Каире Буркхардт сообщил о своем открытии, и по его следам сразу же отправилось несколько экспедиций. Но местные шейхи были категорически «против» намерений чужеземцев обследовать сооружения, и рабочую силу расчистки песка на месте найти было невозможно.

На следующий год в этих краях появился известный итальянский авантюрист и искатель кладов Д.Б. Бельцони. Правда, знаменитый археолог Говард Картер, откопавший гробницу Тутанхамона, называл его «одним из самых замечательных деятелей во всей истории египтологии».

Отпрыск древнего римского рода, родившийся в Падуе в 1788 году и проведший юность в Риме, Бельцони действительно был человеком незаурядным. В «вечном городе» он собирался стать монахом, но армии Наполеона вторглись в Италию, и Бельцони, замешанный какие-то политические интриги против французов (некоторые источники утверждают, что против самого Бонапарта), вынужден бы покинуть родину.

Какое-то время он выступал в лондонском цирке, потом был представителем Ост-Индской компании в Мокко, позднее перебрался на Мальту, а в 1815 году он оказался в Каире. Бельцони получил разрешение заниматься раскопками для Британского музея, и его экспедиция работала от зари и до зари.

Много храмов было в Древнем Египте, но храмы времен Рамзеса II были, несомненно, самыми величественными из всех существовавших до них. И так же как пирамиды Древнего царства, они навеки прославили египетское зодчество. Когда Бельцони и его спутники проникли в огромное полузасыпанное помещение, они обнаружили подземный комплекс в монолитной скале. В дневнике Бельцони записывал:

«Мы вошли в самый обширный и самый красивый склеп в Нубии. Наше удивление возросло еще более, когда выяснилось, что это не только очень большой, но и великолепно разукрашенный храм - с барельефами, росписями и статуями.».

Бельцони сам простукивал все стены, но лично для себя ценного ничего не нашел: храм давным-давно разграбили до него.

Через три года новая экспедиция, которая очистила от песка ближайшую к реке статую, обнаружила на постаменте надпись на греческом языке (VI век до н. э.). По мере освобождения храма от песка появлялись новые надписи - сведения о времени постройки храма и строителях. Всего были найдены останки четырех статуй. Место для храма древние архитекторы выбрали очень удачно. Сооружение было воздвигнуто на восточной оконечности мощного скального выступа и было ориентировано так, чтобы в день рождения фараона (и в день его восшествия на престол) первый луч утреннего солнца падал на урей короны, венчавшей статую правителя. Памятник высечен в скале, но поражает своими безупречными формами и пропорциями.

У входа в Большой храм Абу-Симбела восседают на троне четыре изваяния фараона - по два с каждой стороны. Они размешены на фасаде шириной более 60 метров. Каждая статуя высотой 20 метров, вес каждой - 1200 тонн. Все четыре повторены без единой ошибки, их соответствие друг другу вызывает немое изумление. А ведь расстояние от одного уха статуи до другого - более четырех метров. Некогда каждый день на заре один из каменных гигантов издавал своеобразные звуки.

В поэтических легендах колоссы - это изображение древнегреческого героя Мемнона, убитого в Троянской войне. Согласно легенде, мать героя - богиня утренней зари Аврора - каждое утро оплакивает гибель своего сына.

Причина такого «пения» долгое время оставалась неясной. Греческий географ Страбон, посетивший Египет в свите римского префекта Элия Галла, услыхав «пение» статуи, усомнился в том, что это она издавала подобные звуки. Он даже заподозрил обман.

Но все-таки тайну «озвученной» статуи удалось раскрыть. Стонущие звуки возникали потому, что после холодной ночи с быстрым в Египте восходом солнца резко повышается температура, в результате чего внезапно расширяются треснувшие камни.

От этого возникают звуки, напоминающие звуки свирели. Подобное «пение» камней неоднократно наблюдали и в других храмах Древнего Египта. В III веке при императоре Септилиане Севере статуя была исправлена и навсегда умолкла.

У ног этих совершенно одинаковых колоссов - скульптуры членов многочисленной семьи фараона, у которого было 111 сыновей и 67 дочерей.

В Большом зале перед посетителями предстают 10-метровые статуи, стоящие в два ряда - лицом к лицу. Их восемь. Статуи прислонены к колоннам и повторяют тот же облик фараона, что и наружные колоссы.

Они так схожи, что остается только поражаться мастерству древних ваятелей, сооружавших этих гигантов 3000 лет назад при свете примитивных факелов и лампад.

Стены Большого зала (а он очень высок) покрыты рельефами и текстами, восхваляющими фараона. В боковых камерах-кладовых сохранились каменные скамьи-ларцы для различной утвари, в залах перед кладовыми - жертвенные столы.

В святилище слева направо восседают четыре скульптуры: это бог Птах (покровитель искусства и ремесел), бог Амон (главный и могущественнейший из богов и бог ветра), Ра (бог восходящего солнца) и сам Рамзес II (на правах бога). Сюда два раза в году в определенные дни (20 октября - в день рождения фараона и 20 февраля - в день его восшествия на престол) проникал луч солнца и освещал лицо фараона. Тогда вспыхивали глаза фараона, инкрустированные рубинами. Луч солнца выхватывал из полутьмы еще две статуи - богов Амона и Ра. А вот бог Птах - бог потустороннего мира - оставался в тени. «Оптическое чудо» поражало не только современников Рамзеса II, но высоко ценится и искушенными иллюзионистами нашего времени.

Дважды в год Рамзес «показывался» народу в храме. Это происходило после торжественного ночного богослужения в таинственном зале, где редкие светильники освещали колонны, скульптуры и неподвижные фигуры жрецов в белых одеждах.

Когда коленопреклоненные люди были уже взвинчены религиозными песнопениями и напряженным ожиданием чуда, в точно определенный момент церемонии верховный жрец произносил священные слова, заклиная солнце явиться во тьме. И тут же косой луч солнца прорезал полутьму зала, ярко высвечивая в глубине святилища фигуру солнечного бога - Рамзеса II. Это был гениальный инженерный расчет древних строителей.

Потолок святилища украшен орнаментом - пылающие диски солнца с двумя смертоносными кобрами. Это символ неотвратимой кары фараона для всех провинившихся. Ниже - перья из крыльев богини Маат (богини правды и порядка), они означают, что кара фараона заслуженна.

Все олицетворяет силу и мощь бывшей империи фараона, который покорил 11 царств. Рамзес II правил страной до глубокой старости, умер в 89 лет, вел долгие войны на юге Египта - в Эфиопии, Нубии и других районах своего обширного царства, где непрерывно вспыхивали волнения против его деспотизма. Особенно часто тревожила фараона Нубия, не желавшая подчиняться египтянам, почти ежегодно туда посылались войска для усмирения.

Возвращаясь после походов с трофеями и рабами, эти войска обычно останавливались в пещерном храме Хатор, где воины молились могущественной богине, их хранительнице и попечительнице лучших человеческих качеств. И тогда у фараона возникла мысль использовать этот храм для возвеличивания своей супруги Нефертити, старшей и любимой жены.

О ее красоте ходили легенды, и, конечно, это обстоятельство способствовало укреплению авторитета и самого фараона. Если он сам объявил себя при жизни богом, то почему его жена не могла стать богиней? Ведь ее почитали даже за пределами царства.

Храм богини Хатор подвергли реконструкции, чтобы превратить его в храм Нефертити. Старые изображения срубили, а вместо них возникли нежные силуэты и прекрасные изваяния «божественной» Нефертити.


Бюст царицы Нефертити. Берлинский музей.

Фасад храма оформлен шестью глубокими нишами, над которыми нависает мощный козырек. В простенках ниш на камне высечены хвалебные тексты. Из ниш по обе стороны от центрального входа выступают шесть фигур богов. Их размеры огромны, а сами они величественны: два божества женские - богиня Хатор и богиня Исида (богиня небес и земли), четыре мужские - бог Птах, бог Амон-Ра, «бог» Рамзес II в качестве фараона Верхнего Египта и «бог» Рамзес II как фараон обоих Египтов - Верхнего и Нижнего. Женские богини имеют облик Нефертити, боги мужские - облик Рамзеса II. Динамизм фигур просто потрясает: кажется, что вот-вот боги выйдут из скалы..

Сам фараон изображен благородным, сильным и стройным, несмотря на то, что в те годы ему было за 80. Изображениям Нефертити придано неуловимо ласковое выражение.

Когда начали строить Асуанскую плотину, было известно, что озеро Насер разольется в стороны от главного русла на 11 километров, глубина в некоторых местах будет до 100 метров. Оно затопит многие населенные пункты, а также ряд памятников Верхнего Египта и Нубии.

Деревни и поселки вместе с жителями переселили в безопасные места. А памятники?

На спасение храмов Абу-Симбела у египетского правительства не хватало денег, и оно обратилось за помощью к мировому сообществу. На этот призыв откликнулось более 50 стран. Французы предложили вокруг храмов соорудить песчаную дамбу, но уверенности, что через нее не просочится вода, не было.

Итальянцы предложили вырезать из скалы оба храма и поднять их домкратами, но нужны были механизмы, способные поднять груз весом от 30 до 60 тысяч тонн. Из Польши и Англии поступило предложение: храмы оставить под водой, но покрыть их железобетонными колпаками или прозрачной пленкой.

Все проекты были заманчивы, но дорогостоящи. В итоге приняли план шведов: распилить храмы на блоки, перенести на безопасное место и снова собрать. В работах, которые начались в 1964 году и продолжались 4 года, участвовали египетские специалисты и эксперты ЮНЕСКО. Статуи и другие детали храма разрезали на куски, тщательно нумеровали, покрывали специальным составом и по подвесной дороге или трайлерами перевозили на заранее подготовленную площадку. Пилили днем и ночью, а чтобы фигуры, сделанные из песчаника, не рассыпались, вводили препараты для мгновенного отвердения. Над Нилом соорудили искусственный холм (диаметром - 58 метров, высотой - 30 метров), внутри него; разместили все помещения Большого храма. Место разрезов заделали так, что придраться было просто не к чему. Рядом насыпали гору поменьше и перенесли туда покои прекрасной Нефертити.


Модель иллюстрирующая старое и новое местоположение храмов и уровень воды.

Общая площадь нового комплекса составляет два квадратных километра. Все, до последней мелочи, было водружено на место. Надежность нового сооружения не вызывает никаких сомнений.

Солнечные лучи продолжают освещать статую фараона, которая по-прежнему находится в глубине храма, но теперь они проникают сюда с 3 по 27 октября и, конечно, в феврале.

Храмы Абу-Симбела - главная достопримечательность Египта после пирамид и сфинкса! Думаю все видели когда-нибудь огромные фигуры фараонов, сидящие у входа в какой-то храм – вот это и есть один из храмов Абу-Симбела

В глубине нубийской пустыни, на берегу озера Насер стоят, вырубленные в скале, величественные храмы Абу-Симбела - свидетельства победы фараона Рамзеса II над хеттами и его необыкновенной любви к своей единственной жене - красавице Нефертари.


Два раза в год, 21 марта (в день рождения фараона) и 21 сентября (в день его коронации), в 5 часов 58 минут луч восходящего солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм, проникает сквозь все комнаты храма и освещает левое плечо Амон-Ра и Рамзеса II. На несколько минут луч света задерживается на лице Рамзеса II, и фараон, по признанию туристов, начинает “улыбаться”. Потом луч перемещается и освещает Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает. Примечателен тот факт, что свет никогда не попадает на Птаха. Ведь Птах - владыка подземного мира и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.


В эти дни у храма Абу-Симбела собирается до 5 тысяч человек, чтобы собственными глазами увидеть удивительный оптический эффект, полученный в результате точнейших расчётов древнеегипетских звездочётов и жрецов, спроектировавших 33 века тому назад храм таким образом, что луч солнца светит точно в глаз фараону. Остальное время года фараон “прячется” от мирской суеты в тёмном храме, вход в который охраняют четыре 20-метровые каменные фигуры - боги Амон, Ра, Птах и сам Рамзес.


Храмы Абу-Симбела уступают пирамидам по древности, но по интересу со стороны туристов - нисколько. Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный самому фараону Рамзесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамзеса II Нефертари-Меренмут. Примечательно, что лица статуй богов копируют изображения лиц царственной семьи.

Несмотря на то, что Большой храм, помимо обожествленного фараона Рамзеса, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения - возвеличивание Рамзеса II. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона - только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамзеса II. Мастерам удалось при этих масштабах статуй сидящего фараона, высеченных из твердого песчаника, сохранить портретное сходство. Поражает и восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.


Громадные статуи Рамзеса II были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.

Рамзес, постоянно заботясь о собственном прославлении, приказал построить рядом со своим шедевром храм, гораздо меньших размеров (длиной не более 10 м), посвященный его жене Нефертари: в Египте ни одна супруга фараона никогда не была изображена на фасаде храма, только жена Рамзеса II удостоилась этой чести.


Малый храм Абу-Симбела находится в сотне метров к северу от большого и посвящен богине Неба Хатор, которая изображалась в виде женщины с головой коровы. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамзеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: “Рамзес, сильный правдой, любимец Амона, создал этой божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари”. В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамзес II, находившийся как бы под защитой богини.


Абу-Симбел, вероятно, самый исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища, и ему грозило полное затопление. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создание подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Спасение Абу-Симбела - самый дорогой проект ЮНЕСКО. Эта беспримерная акция была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.


Храмы были распилены на 1036 блоков, каждый весом от 5 до 20 тонн, пронумерованы, перевезены и собраны на новом месте на 90 м выше прежнего уровня. Также сюда перевезли 1112 блоков, вырезанных из скал, окружавших храмы. В блоки, просверлив отверстия, закачали смолистый состав для укрепления структуры камня. Храмы накрыли полым железобетонным колпаком, а сверху насыпали холм. Сделано это так искусно, что кажется - храмы были здесь всегда. Операция по перемещению храмов длилась 3 года (с 1965 по 68 гг.) и обошлась в 42 млн. долларов.


Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта - слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.

Большой храм Абу-Симбела после передвижки на новое место был воспроизведен с точностью до малейших деталей. Отколовшаяся и упавшая когда-то голова одной из статуй лежит там же, где она лежала и раньше. При переносе храмов пещеры не вырубали заново. Их стены были перенесены на новое место, накрыты прочным железобетонным сводом и засыпаны сверху камнем, имитирующим скалы, в которых некогда были вырублены храмы


Абу-Симбел – относительно недавно появившееся название древнеегипетского храмового комплекса, удаленного от устья Нила на юг, к границам Египта и Судана. В картах прошлых веков храмовые сооружения, хорошо видные с реки, обозначались как «крепость Рамзесополис»; сами же египтяне пользовались словами «священная гора» - и обходили храмы стороной… Отчасти потому, что интерес к сооружению, подвергшемуся в прошлом неоднократному разграблению, был невелик. Отчасти по причине занесения комплекса песками.

Необоримое наступление пустыни на храмы началось вскоре после завершения строительства. Шесть столетий понадобилось ветру, чтобы засыпать величественные статуи Рамзеса до колен – об этом свидетельствуют надписи греческих солдат, воевавших по найму у фараона Псамметиха II.

Всего двести лет назад над песком едва возвышались несколько рельефных изображений верхнего фриза, обрамляющего вход. Большую часть трех тысячелетий, прошедших с момента постройки Абу-Симбела, святилище пробыло погребенным под толщей песчаных наносов – что и спасло его от разрушения.

Открытие Абу-Симбела

Молодой швейцарец, в Европе носивший имя Иоганна Людвига Буркхардта, а на Востоке известный как Ибрагим ибн Абдалла, в начале ХIХ века предпринял несколько путешествий по Сирии и Египту. Поднаторев в языке и основательно изучив ислам, он выдавал себя за небогатого торговца, скупающего диковинные товары, и беспрепятственно перемещался по арабскому миру.

Именно Буркхардт обратил внимание на статуи Священной горы – но откопать подножие строения и попасть в храм исследователю не удалось. Утратив надежду проникнуть внутрь, путешественник записал в дневнике: «Я увидел изваяния, высеченные в каменном монолите утеса. Песок, нанесенный пустынными ветрами, закрывал их более чем наполовину. У одного из храмов высятся статуи Рамзеса. Лик Нефертари, любимой жены фараона, запечатлен на изваяниях другого святилища».


Случилось это в 1813-м году. После посещения Абу-Симбела Буркхарт направился далее на восток, где вскоре заболел и умер, и честь полноценного открытия досталась другому.

Бельцони впускает в Абу-Симбел солнце

Через четыре года после Буркхарта к статуям Абу-Симбела прибыл Джованни Бельцони, неугомонный итальянский авантюрист, кладоискатель и невольный зачинатель египтологии. Бельцони удалось освободить от песка фасады храмов Абу-Симбела.

Самолично простучав все стены храма, Бельцони остался недоволен: кладов не нашлось, все драгоценности, если таковые когда-то имелись, были унесены грабителями древних времен. Об открытии сам Бельцони писал так: «Мы попали в большой и отлично выделанный склеп. Это самое красивое произведение древних египтян из тех, что мне довелось встретить в Нубии. Почтение внушала и величина храма, и обилие его скульптурных и расписных украшений».


Раскопки, начатые Бельцони, продлились несколько лет. Вскоре стало ясно: высеченный в скале храм – не просто святилище, но место единения фараона и Солнца…

Два храма Абу-Симбела

Прижившееся в арабском (да и всем остальном) мире наименование храмового комплекса – Абу-Симбел, «отец хлеба» – не имеет ничего общего с назначением строений. Абу-Симбелом скалу песчаника назвали нильские судоводители, усмотревшие в одной из статуй божественного покровителя хлебных злаков.

Вырубленный в скале храмовый комплекс увековечивает память о фараоне Рамзесе II, которому посвящено большее сооружение, и его жене Нефертари – «хозяйке» меньшего храма. Рамзес II – весьма популярный персонаж древнеегипетской истории. Он вел победоносные войны, в промежутках между сражениями придерживался прогрессивной внешней политики, много строил, мудро управлял государством – чем еще при жизни завоевал право именоваться Великим.

Грандиозная затея древнеегипетских зодчих удалась как нельзя лучше. Стометровая скала песчаника вместила храмы. Помещения Большого храма углублены в массив камня на 60 метров. Высота залов достигает восьми метров. Полтора десятка помещений наполнены изваяниями и рельефными картинами, повествующими о славной жизни фараона.

Принято считать, что день рождения Рамзеса Великого приходится на 22-е февраля. В этот день солнечный луч проникает в глубины храма и освещает божественные воплощения фараона. Дату коронации Рамзеса египтологи соотносят с моментом осеннего озарения внутренних храмовых статуй: 20-го октября солнце освещает корону египетского правителя, изваянного из песчаника. По свидетельству очевидцев, освещенный солнцем лик фараона улыбается…


Второй, меньший храм Абу-Симбела, посвящен Нефертари-Меренмут, первой из законных жен правителя. На стене святилища начертано: «Рамзес возвел храм в вечной горе Нубии во имя великой своей супруги, возлюбленной фараоном Нефертари Мут. Нефертари угодна богам, для нее светит солнце».

В храме царицы Нефертари пять помещений. Среди скульптурных изображений – Рамзес в нескольких божественных ипостасях, богиня Хатхор, сама Нефертари в образе Изиды.

Новая жизнь храмов Абу-Симбела

Храмы, высеченные в нубийских в ХIII столетии до нашей эры, вновь увидели свет в первой половине ХIХ века. Относительный покой памятников старины продлился всего полтораста лет: египетские правители середины ХХ столетия решили перегородить Нил плотиной. По плану храмы скалы Абу-Симбел уходили под воду…


Мировое сообщество не могло позволить жемчужине древнего зодчества погибнуть в пучинах местечковых амбиций. Почти одновременно с началом строительных работ началась и кампания по переносу храмового комплекса за пределы зоны затопления.

Мнения организаторов разделились. Одни эксперты предлагали храмовый комплекс перенести. Другие – оставить на месте, защитив от затопления стеной. Третьи говорили о толстом стеклянном куполе, способном укрыть и строение, и туристов от воды.

Наиболее интересным признавалось предложение итальянских специалистов. Они предлагали подсечь основание скалы, подвести под массив домкраты и поднять гору на безопасную высоту. Однако стоимость выполнения этого плана оказалась запредельной…


В конечном итоге победил шведский проект, предусматривавший распиловку сооружения на 1036 блоков весом от 5-ти до 40-ка тонн каждый, перевозку полученных деталей и сборку строения заново на новом месте.

Площадку для возведения восстановленного храма удалили от старого места на 65 метров вверх и на 210 метров в сторону от прежнего русла Нила. В процессе работ исследователи подивились уровню осведомленности древнеегипетских мастеров. Место первоначального сооружения храмов было выбрано, во-первых, с учетом направления трещин в скальной породе; во-вторых, с пониманием роли , и других окислов железа, загрязняющей песчаник.


Египетские скульпторы и архитекторы – история сохранила их имена, это Панефер; Пиай, сын Ха-Нефера; и Хеви из города Фивы – знали о разнообразии теплых окрасок железосодержащего песчаника, и об увеличении прочности камня, пропитанного раствором окиси железа.

Грандиозный проект нового Абу-Симбела

Согласования, утряски и проектирование отняли немало времени. К разборке храмов приступили в 1964-м, с существенным отставанием от темпов строительства плотины. В результате пришлось возводить вокруг стройплощадки стену водозащитной дамбы: уровень Нила, заполняющего водохранилище, рос, а распиловка и перевозка храмов еще продолжалась. К моменту завершения разборки уровень воды превышал отметку храмового пола на 12 метров.

Против опасений, обошлось без аварий. Верхнюю часть скалы удалили, лишив храмовые помещения потолков и обеспечив доступ подъемных кранов к древним святыням.

Песчаник хорошо поддавался распиловке тонкими твердосплавными пилами, применяемыми при добыче , а закачанный в толщу камня раствор быстротвердеющих полимеров скрепил трещиноватые участки. Пронумерованные блоки – разные по размеру и массе – бережно поднимали, перевозили, сгружали и собирали воедино на новом месте возведения храма.

Над полученным строением возвели железобетонный купол, а сверху насыпали грунтовый холм. Работы заняли три года и завершились в 1968-м году – хотя доработка ландшафта вокруг нового храма продлилась до 1972-го года. Всего же на проектирование и осуществление проекта переноса храмового комплекса Абу-Симбел ушло 13 лет.


При перемещении храмового комплекса удалось сохранить важнейшую особенность древней святыни. Ныне, как и три тысячи лет назад, солнце проникает в дальний зал Большого храма два раза в год, ненадолго озаряя статуи фараона.

Хотите увидеть дополнительные фото переноса Абу-Симбел?! Жмите сюда .

Абу-Симбел популярней пирамид?

Каждый день храмовый комплекс Абу-Симбел посещает несколько тысяч туристов. По мнению большинства, здесь интересней, чем у . Умения древних мастеров, уровень знаний инженеров прошлого представляет современному зрителю невероятным.