"История деградации души человека в рассказе А. Чехова "Ионыч"

Темой рассказа А.П.Чехова «Ионыч» (1898) является взаимодействие человека и среды, воздействие общественных норм жизни на судьбу частного человека. Тема «человек и среда» в русской литературе встречалась довольно часто и имеет целый набор решений. Человек может агрессивно противостоять среде (например, Печорин из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») или противостоять ей с помощью апатичного неучастия (как, например, Обломов из одноимённого романа И.А.Гончарова), человек может хотеть войти в общество, но общественной среде он неудобен и она его отторгает (Чацкий из «Горе от ума» А.С.Грибоедова), у человека со средой могут быть сложные, запутанные взаимоотношения (см., например, рассказ И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» из цикла «Записки охотника»), человек может ощущать себя в полной зависимости от среды (Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В.Гоголя «Шинель», чиновник из рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника»), человек может с удовольствием подчинить себя среде, то есть внешнему миру (например, Андрей Болконской или, особенно, Пьер Безухов из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»).

В рассказе Чехова «Ионыч» среда поглощает человека, подавляя в нём всё индивидуальное: некий человек, земский доктор Дмитрий Ионыч Старцев, стал жертвой пошлой, неподвижной, обывательской среды губернского города С .

«Среда заела», — любили повторять чеховские персонажи, беспомощно оглядываясь вокруг в поисках виновника их пустого, лишенного смысла существования. Так же сложилась судьба и еще одного героя — молодого и способного доктора с говорящей фамилией Старцев, который превратился в грузного Ионыча, брюзгливого, раздражительного, одинокого обывателя. Что же произошло с ним, и как одолела его среда?

Проблематика

В таком коротком рассказе Чехов показал, как произошло изменение Ионыча. Он оказался жертвой среды. Котик отказала Ионычу на предложение стать его женой, роль любовника оказалась исчерпанной, но среда уже заразила Ионыча своей болезнью призрачности. В итоге Ионыч совершенно перерождается, его недавно живая душа отмирает . Такое решение темы человек и среда («среда заела») однако не является изобретением Чехова, оно появилось ещё в очерках авторов «натуральной школы» (В.И.Даль, В.Г.Белинский и др.), а позднее получило развитие, например, у М.Е.Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы»).

Идея

Новым здесь является тонкий психологический анализ . Чехов показал не только этапы и причины духовного перерождения Ионыча, но и во всех возможных подробностях как конкретно это происходило . Скука превращает Ионыча в банального обывателя: « Опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже не глупый человек, но стоит только заговорить с ним о чём-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти.

Жанр . Столь радикальное изменение героя, происходящее на глазах у читателя, которое показал Чехов в рассказе «Ионыч», — материал, более соответствующий жанру романа, а не рассказа. Вместо изображения одного главного события из жизни героя, как это обычно бывает в жанре рассказа, здесь Чехов показывает чуть ли не всю его жизнь. Однако из «Ионыча» романа не вышло: в романе по мере изменения героя меняется к нему отношение автора (и читателя), а в данном случае, в рассказе Чехова «Ионыч», позиция автора остаётся неизменной. С самого начала он иронизирует над героем, не верит в здравый смысл и самостоятельность Старцева, потом, ближе к концу рассказа, ирония автора оказывается оправданной — Старцев действительно пренебрег здравым смыслом и поддался влиянию среды в ущерб самостоятельности. Однако рассмотрение самых глубоких, подспудных мыслей и желаний Дмитрия Старцева заставляло иногда автора и читателя испытать к герою если не симпатию, то по крайней мере сочувствие, понимание. В жанровом отношении «Ионыч» является, конечно, рассказом, но не «чистым»: его можно определить так же, как Чехов охарактеризовал жанр своего раннего рассказа «Скверная история» (1882) — «нечто романообразное» (I, 215).

Герой

Чехов отличается, как известно, особым «чеховским» стилем, суть которого сводится к тому, что он изображает предмет (вещь, человека и т.д.) не в эмоциональной оценке, то есть не выделяет в предмете главное или типичное, а изображает его как он есть в жизни со всем необъяснённым противоречием. Именно по этой причине герой у Чехова средний обыкновенный человек со всем набором дурных привычек, опасных и безобидных привычек . При создании образа героя Чехов его не освобождает от случайных, нетипичных, нехарактерных свойств, а оставляет все как в реальной жизни. Его герой может иметь привычку мять манжеты, поглаживать себя по груди или голове, щелкать пальцами и т.п. — это никак не объясняет их характер, зато придает образам живость, настоящесть, правдоподобие; Чехов не пытается все свести в одну точку, в один фокус, он показывает его с нерешенным противоречием. Герой рассказа «Ионыч» именно такой: он, например, думает о совершенно никчемном — «Эх, не надо бы полнеть» (Х, 32).

Контекст. Вспомним ещё раз финал нравственного развития Ионыча: он стал известным, довольно богатым («есть имение и два дома в городе», Х, 40), он «пополнел, ожирел, тяжело дышит», «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким» (Х, 40).Подключение такого контекста позволяет уточнить идею чеховского рассказа: у Ионыча произошло не просто нравственное упрощение, обеднение, а полное перерождение личности, как бы вымирание в нём живой индивидуальности, он превратился в мёртвую душу. Благодаря наличию такого контекста становится понятным, что Чехов показывает не единичный случай и даже не судьбу поколения в образе Дмитрия Старцева, —поглощение человека средой, общественным мнением, безликим множественным числом («все», «люди говорят», «так не делают»), возможно является серьёзной проблемой в жизни русских людей многих поколений (по крайней мере в XIX веке — от Гоголя до Чехова). Сцена на кладбище напоминает пушкинскую версию сюжета о Доне Жуане, развитую в «маленькой трагедии» «Каменный гость».

Деградация Ионыча
Спустя четыре года, Дмитрий Ионович стал известным врачом, имеющим большую практику. Он продолжает призирать ненавистное и раздражающее своей глупостью и неотесанностью общество. Радуется, что не женился на Екатерине, так как с возрастом она стала непривлекательной, разочарованной жизнью женщиной.

С приобретением состояния, незаметно для себя, Старцев постепенно терял ту интеллигентность, которая была ранее присуща ему. Он напрочь забыл о необходимости духовного и культурного развития. Главной целью его жизни стало накопление богатства, строительство новых домов для себя.

Из милейшего интеллигентного юноши Дмитрий Ионович превратился в грубого, вечно недовольного жизней мужика. Деградация Старцева вызывает у людей отвращение, и они начинают называть его достаточно неуважительно Ионыч.

Из-за недостаточного уровня образования в обществе, Ионыч не только скатился до его уровня, но в чем-то даже начал отставать от него. Внутренних сил, которые позволили бы самостоятельно поднимать свой уровень культурного развития, у Старцева не было. Деньги для него заменили книги и искусство.

С учётом такого контекста рассказ «Ионыч» воспринимается как более масштабное произведение, в котором речь идёт не только о конфликте между человеком и общественной средой, но о конфликте между личными устремлениями человека и непонятной властной стихией жизни.

Четыре этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева , четыре ступеньки лестницы, ведущей вниз.

Этапы жизни, возраст героя

События в жизни Старцева

Его внутренняя жизнь и духовные запросы

Среды. Город С. Внешний план

Внутренний план

I ступень. После окончания университета. Примерно 25 лет Приезд в город С., врачебная земская деятельность. Знакомство с семьей Туркиных Ходил пешком, беден (своих лошадей не было). Понимает музыку (поет романс Яковлева на стихи Дельвига и романс Рубинштейна на стихи Пушкина). Понимает, что романы Веры Иосифовны и игра на рояле Екатерины Ивановны — бездарны. Но в душе героя уже есть зачатки опустошения, умирания души: «В креслах было покойно»; «слушать было приятно, удобно»; «в голову шли покойные мысли»; слушать игру Котика «было так приятно, так ново»; «гости, сытые и довольные». «Занятно», «недурственно» — слова Старцева в итоге Есть библиотека, театр, клуб, бывают балы. Есть умные, интересные, приятные семьи — Туркины. Туркин устраивал спектакли. Жена писала романы. Дочь играла на рояле. Все это создает внешнее впечатление культурной семьи Внутренний план изображения города С., истинное лицо семьи Туркиных выражается в подтексте: «благоверная»; «не имеет никакого римского права»; «мой муж ревнив, как Отелло»; «ах ты, цыпка, баловница»; «большинский роман»; «читала о том, чего никогда не бывает в жизни»; «шумные, надоедливые, но все же культурные звуки»; «покорчило вас благодарю»; «умри, несчастная». Глупость, пошлость, бездуховность семьи, плоские шутки, оторванность от проблем жизни
II ступень. Через год. 26 лет Второе посещение Туркиных. Роман Старцева с Котиком: объяснение, свидание на кладбище, попытка сделать предложение, отказ Екатерины Ивановны

Любовь, страдание. «Сказал, сильно волнуясь»; «умоляю вас»; «она восхищала его»; «с ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно», «с волнением спрашивал».
НО: «к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости»; «уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке».
НО: Старцев все-таки поехал на кладбище, ощутил гармонию природы

В городе С. читали мало, «хоть закрывай библиотеку». Когда-то в городе С. была проездом итальянская опера. «Прочел смешное письмо немца-управляющего о том, как в имении испортились все запирательства и обвалилась застенчивость» «Мог жаловаться ей на жизнь»; «к чему поведет роман? Что скажут товарищи, когда узнают?»; «лунный свет подогревал в нем страсть»; «рисовал в воображении поцелуи, объятия»; «перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он видел формы, которые стыдливо прятались в тени деревьев, ощущая тепло, и это томление становилось тягостным»; «ох, не надо бы полнеть»
На следующий день «А приданого они дадут, должно быть, немало»; «на душе было туманно, но радостно, тепло, и в то же время в голове какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждал»; «дадут приданое, заведем обстановку».
НО: «залюбовался и пришел в такой восторг»; «я страдал»; «нежное, радостное, мучительное чувство», «любовь моя безгранична»; «у Старцева перестало беспокойно биться сердце»; «ему было немножко стыдно»; «и жаль было своего чувтва, этой своей любви»
«Я иду по ковру, ты идешь, пока врешь, он идет, пока врет»
Через 3 дня «Он успокоился и зажил по-прежнему». «Сколько хлопот, однако!» — слова в итоге
III ступень. Через четыре года. 30 лет Продолжает работать земским врачом, имеет практику в городе. Посещение Туркиных. Встреча с Екатериной Ивановной «На тройке с бубенчиками»; «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком»; «и Пантелей мой тоже пополнел»; «ни с кем не сходился близко»; «избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт»; «ел молча»; «все... было неинтересно, несправедливо, глупо»; «чувствовал раздражение, волновался, но молчал»; «по вечерам вынимать из каманов бумажки, добытые практикой»; «вспоминал о своей любви, о мечтах и надеждах... и ему стало неловко». «Ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек»; «днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу»; «вспомнил про бумажки... и огонек в душе погас»; «а хорошо, что я тогда не женился»; «подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город» — мысли в итоге «Обыватели своими разговорами... раздражали его», «стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую»; «нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек». «Вера Иосифовна читала роман, читала о том, чего не бывает в жизни». «Екатерина Ивановна играла на рояле».
НО: «Екатерина Ивановна волновалась»
«Обыватель глядел искоса и недоверчиво»; «поляк надутый». «А, здравствуйте, пожалуйста». «Бонжурте». «Манерно вздохнула»; «не хотите ухаживать за мной». «Хотелось говорить, жаловаться на жизнь». «Не имеете никакого римского права»; «это с вашей стороны весьма перпендикулярно»; «умри, несчастная»
IV ступень. Через несколько лет. 35 лет Без событий «Пополнел, ожирел, тяжело дышит»; «пухлый, красный»; «Пантелеймон, тоже пухлый, красный, с мясистым затылком»; «кажется, что едет не человек, а языческий бог»; «громадная практика»; «имение и два дома»; «проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей»; «жадность одолела»; «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким»; «характер стал тяжелым, раздражительным» «Играет в клубе в вист». «У Туркиных все по-прежнему: Вера Иосифовна читает гостям свои романы... А Котик играет на рояле» «Его зовут уже просто Ионычем»; «стараются из всех сил угодить ему»

Рассказ Чехова «Ионыч» похож на печальную поучительную притчу . Житейские обстоятельства вовсе не ломали Старцева, напротив, это он с радостью поддался им. Город С., скучный и серый, получил еще одного обывателя, который отличается от прочих только тем, что понимает, как бездарны окружающие его люди. Но разве он вправе судить их? Чехов, крайне редко высказывающий свое отношение к персонажам, характеризует Ионыча очень резко «… не человек, а языческий бог». В самом деле, человеческого у героя осталось немного: его ничто не радует, ему скучно, его одолевает бессмысленная жадность. Так уходит из человека его живая душа.

Чехов «Ионыч», глава 1 – краткое содержание

Земский врач Дмитрий Ионыч Старцев, бывая в соседнем губернском городе С., узнал про образованную и талантливую семью Туркиных. Её глава, Иван Петрович, известный остряк, знал много анекдотов, шарад, поговорок и выработал себе особый стиль речи, в котором то и дело чередовались замысловатые словечки и выражения. Жена его, Вера Иосифовна, писала повести и романы и охотно читала их вслух. Их 18-летняя дочь, Екатерина Ивановна, играла на рояле. Туркины были людьми состоятельными и любили собирать у себя гостей, с удовольствием показывая им свои таланты.

А. П. Чехов. Ионыч. Аудиокнига

Старцев, интеллигентный человек, вскоре познакомился с Туркиным-отцом и был приглашён им домой. Хозяева встретили его радушно. Иван Петрович мило острил. Екатерина Ивановна оказалась миловидной, явно расцветавшей девушкой. Собралось много гостей. После чаепития Вера Иосифовна читала всем написанный ею роман о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника. Сюжет был таким, какого никогда не случается в жизни, но слушать было приятно. Потом Екатерина Ивановна играла на рояле какой-то трудный пассаж, интересный именно своею трудностью, но однообразный, напоминавший на слух падение камней с высокой горы. Старцеву хотелось, чтобы камни поскорее перестали сыпаться, но в то же время ему было радостно смотреть на юную, розовую от напряжения Екатерину Ивановну. По окончании игры все поздравляли и благодарили торжествующую девушку, смеялись над новым шутками Ивана Петровича. Старцев вернулся пешком домой за девять вёрст, не чувствуя усталости. Засыпая, он вспомнил о Туркиных и улыбнулся.

Чехов «Ионыч», глава 2 – краткое содержание

После этого вечера Старцев долго не бывал в этой семье, но год спустя к нему обратилась давно страдавшая мигренью Вера Иосифовна. Никто из докторов не мог помочь ей, но Дмитрию Ионычу это отчасти удалось. Он стал теперь бывать у Туркиных очень часто – и ездил к ним ради Екатерины Ивановны, которая всё больше нравилась ему своей милой грацией и наивным, полудетским выражением глаз. Родители ласково называли её «Котиком». Вместе с тем, Екатерина Ивановна была очень развита, могла рассуждать о литературе и искусстве, хотя во время серьезного разговора иногда вдруг некстати начинала смеяться или убегала.

Улучив минутку во время одного вечера, Старцев упросил её выйти с ним в сад. Котик вышла, пожав плечами, с видом недоумения. Доктор повёл девушку на скамью под широким клёном, стал говорить, что страстно хочет слышать её голос, просил рассказать что-нибудь. Произнеся несколько фраз, Екатерина Ивановна вдруг встала и пошла к дому. Дмитрий Ионыч заклинал её остаться и дать ему возможность для объяснения. Котик остановилась, неловко всунула ему в руку записку и убежала в дом.

В записке Старцев с удивлением прочёл приглашение на свидание в 11 вечера на кладбище. Было ясно: Котик дурачилась; она не могла серьезно назначить свидание ночью, среди могил, далеко за городом. Но после долгих колебаний, Дмитрий Ионыч, поехал на кладбище к назначенному времени. У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон.

Старцев долго бродил среди могильных плит и памятников, навевавших грусть. Котик не пришла, да и глупо было бы надеяться на это. Когда окончательно стемнело Дмитрий Ионыч вернулся к кучеру и приказал ехать домой. «Ох, не надо бы полнеть!» – подумал он от сильной усталости, забираясь в коляску.

Чехов «Ионыч», глава 3 – краткое содержание

На другой день вечером он поехал к Туркиным делать предложение. Но прямо у них в доме это оказалось неудобным, так как Екатерина Ивановна собиралась в клуб на танцевальный вечер. Пока Дмитрий Ионыч сидел с отцом семейства, возникавший иногда внутренний голос советовал ему остановиться, потому что избалованная и капризная Котик не пара ему, земскому врачу, дьячковскому сыну. Но другая половина рассудка возражала: в женитьбе на ней нет ничего страшного, к тому же и приданого Туркины, должно быть, дадут немало.

Вошла Екатерина Ивановна в бальном платье. Отец попросил Старцева подвезти её в клуб. Дмитрий Ионыч решил там и объясниться с нею.

По пути он рассказал Котику, как вчера был на кладбище. Она с удивлением захохотала над тем, что он «не понимает шуток». Во время крутого поворота у самого клуба Екатерина Ивановна невольно прижалась к доктору. Дмитрий Ионыч, не удержавшись, обнял её за талию и страстно поцеловал. «Довольно», – сухо сказала Котик и вышла из коляски.

В клубе Старцев признался ей в любви и умолял стать его женой. Но Екатерина Ивановна с очень серьёзным выражением лица ответила, что не может дать согласия. Она мечтает стать артисткой, добиться славы, стремиться к высшей, блестящей цели. Семейная жизнь связала бы её навеки.

Старцев вышел на улицу слегка расстроенным, ибо он не ждал отказа, и самолюбие его было оскорблено. Однако вместе с тем он чувствовал и странное успокоение, как если бы стряхнул с себя тяжкий груз. Дня три у него всё валилось из рук, но, узнав вскоре, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему.

Чехов «Ионыч», глава 4 – краткое содержание

Спустя четыре года Старцев имел в городе уже большую практику. Он сильно разбогател и растолстел, страдал одышкой и ездил уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенчиками. Общество городских обывателей казалось Дмитрию Ионычу жалким и мелким. Но и сам он поневоле опустился до общего уровня. Бывая в гостях, он мало разговаривал, ничем не интересовался, за едой молча глядел в тарелку и больше всего любил теперь играть в винт. У него появилось и другое развлечение: по вечерам вынимать из карманов ассигнации, добытые практикой, подсчитывать их и потом отвозить в банк.

У Туркиных он долго не бывал, пока не пришла четыре года спустя записка от Веры Иосифовны с просьбой о врачебной помощи. Внизу её стояло: «К просьбе мамы присоединяюсь и я. К.».

Подумав, Дмитрий Ионыч вечером поехал в знакомый дом. Котик сильно изменилась, повзрослела, в ней уже не осталось ничего детского. Старцев был встречен ею очень приветливо.

Собравшиеся гости слушали всё те же старые остроты Ивана Петровича, чтение нового романа Веры Иосифовны и игру Екатерины Ивановны на рояле. Дмитрия Ионыча теперь чуть не тошнило и от романа, и от музыки. Котик, по-видимому, ждала, когда доктор позовёт её в сад. Не дождавшись, она сама предложила пойти туда.

Старцев молчал. Екатерина Ивановна стала говорить, как она рада вновь его видеть. Она рассказывала, что теперь уже не мнит себя великой пианисткой, а завидует ему, восхищается его благородной, возвышенной жизненной целью – лечить людей. При этих словах Старцев вдруг вспомнил про бумажки, которые он по вечерам с таким удовольствием вынимал из карманов.

Он молчал. Екатерина Ивановна говорила, что, живя в Москве, почти всё время думала о нём, просила видеться чаще. Старцев ничего не ответил. Они вернулись в дом, и он стал прощаться.

Три дня спустя ему принесли новую записку с приглашением от Екатерины Ивановны. Он велел ответить, что сможет только дня через три, но когда эти три дня прошли, не поехал…

Чехов «Ионыч», глава 5 – краткое содержание

Через несколько лет. Старцев еще больше ожирел, стал тяжелее дышать. У него в городе громадная практика, уже есть имение и два дома. Он облюбовывает себе третий и ходит смотреть все, которые выставляются на торги. Жадность одолела Старцева окончательно. В городе его зовут теперь просто Ионычем. Живется ему скучно, ничто его не интересует. Любовь к Котику была единственной его радостью в этих местах и, вероятно, последней. Принимая больных, он обыкновенно сердится и кричит на них неприятным голосом.

И у Туркиных всё по-прежнему. Иван Петрович нисколько не изменился, так же сыплет поговорками и анекдотами. Его жена продолжает писать, а постаревшая Котик играет на рояле каждый день часа по четыре и каждую осень ездит с матерью лечиться в Крым.


17.3 Каково Ваше отношение к семье Туркиных - это милые и симпатичные люди или ограниченные обыватели? (С опорой на эпизоды рассказа А.П.Чехова “Ионыч”.)

А.П.Чехов в рассказе "Ионыч" затрагивает проблему деградации человека. Что повлияло на оскудение души героя?

Дмитрий Ионыч Старцев,"дьячковский сын, земский врач", приезжает в город С. и навещает семью "самых талантливых людей в городе", так как " ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными". Чехов описывает некоторые детали каждого члена семьи: Вера Иосифовна читает гостям свой роман о том, "чего никогда не бывает в жизни", Иван Петрович произносит забавные словечки, их дочь, Екатерина Ивановна, Котик, как её называют многие, играет на рояле, а слуга Пава, произносит фразу:"Умри, несчастная!". Когда мы впервые знакомимся с этими персонажами, то думаем, что они довольные милые, добрые и симпатичные люди, которые пытаются развить себя в какой-либо области или просто поднять настроение гостям. Однако позднее Чехов изображает Котика как избалованную, капризную девушку, которая "спит до двух часов", она отправляет влюбленного в нее Старцева на кладбище, насмехаясь над ним, а позже упрекает его в том, что он не понимает шуток.

Спустя четыре года Дмитрий Ионыч, уже имея большую практику, решает снова навестить Туркиных.

С помощью приема повторяющихся описаний Чехов показывает членов семьи уже как простых обывателей, которые на протяжении долгого времени делают одни и те же вещи. Старцев, находясь у них в доме, радуется тому, что "тогда не женился" на Екатерине Ивановне. Когда же он собирается домой, то слышит всё то же восклицание уже немолодого слуги Павы. Реализм в сюжете передает одну из идей произведения: люди, в чьей жизни присутствует пошлость, не способны сделать что-нибудь полезное для общества, они никак не могут быть хорошими, милыми людьми.

Ещё некоторое время спустя Старцева называют уже просто Ионычем, он опустился настолько, что может запросто проходить через комнаты, в которых находятся неодетые женщины и дети, бесцеремонно тыкать во все двери палкой и при этом всём тяжело дышать.

Семья Туркиных не меняется, только лишь Котик мечтает уехать в Московскую консерваторию, но всё никак не может достичь поставленной цели. Мы можем сказать, что Ионыч, попав в общество этой семьи, теряет свои хорошие качества человека, который умеет любить, желать и думать, и превращается в нечто неподвижное, полностью опустившееся на дно. О Туркиных он думает, что "если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город".

Безусловно, члены описанной семьи могли бы быть милыми и симпатичными людьми, если бы не были такими ограниченными обывателями.

Обновлено: 2018-10-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Рассказ А.П. Чехова небольшой, но охватывает солидный промежуток времени – более пяти лет. Широкое временное пространство позволяет автору показать внешние и внутренние изменения героев. В центре сюжета отношения Дмитрия Старцева и Туркиной Екатерины Ивановны, а также две контрастные встречи в начале и в конце произведения.

– молодой земский врач, полный энергии и энтузиазма. Екатерина Туркина – избалованная дочь обеспеченных родителей, полная амбиций. навязанных в семейном кругу. Молодые люди знакомятся, когда Дмитрий Старцев попадает в гости к Туркиным. Мужчине представляют симпатичную хрупкую девушку, после чего он целый вечер наблюдает за ней.

Дмитрий Ионыч подмечает самые прекрасные черты восемнадцатилетней красавицы: худощавость и наивное выражение личика, тонкую талию и молодую грудь. Юная девушка кажется идеальной. Даже игра на фортепиано, напоминающая сыплющиеся камни, не отталкивает молодого человека. Он замечает, что даже платье сидит на Екатерине Ивановне по-особенному. Автор прямо говорит о симпатии Дмитрия к девушке: «Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему».

На первой встречи разговор Котика (домашнее ласковое прозвище Екатерины Ивановны) и Старцева не заходит дальше темы консерватории, куда стремиться поступить девушка. Первая встреча оставила в сердце молодого мужчины лишь легкую симпатию, но она быстро переросла во влюбленность, хоть и несколько наигранную. Теперь Дмитрий Ионыч ищет встречи с красавицей, чтобы признаться ей в любви и сделать предложение.

Не восприняла чувства мужчины всерьез, грубо посмеялась за ним, а потом оттолкнула. После этого они движутся каждый своей дорогой, чтобы через несколько лет встретиться снова. Екатерина Ивановна таки поступает в консерваторию, но скоро понимает, что не так уж талантлива, чтобы достичь чего-то серьезного. Дмитрий Иванович остается в Диляже, упорно работает и вскоре открывает свой кабинет.

За несколько лет Екатерина Ивановна понимает, что зря отказала Дмитрию Ионычу, ведь теперь ее сердце пристань в лице доктора. А вот сердце Старцева черствеет и чувствует только пути наживы. В таких «обликах» судьба снова сводит героев.

Первый шаг в этот раз делает Екатерина Ивановна. Она присоединяется к материному приглашению Старцева в гости. Ионыч отправляется в гости, но без особого энтузиазма. Он встречает Котика. Теперь это бледная, но красивая и стройная женщина. Котиком ее уже не назовешь: ей идет только «Екатерина Ивановна». Наивное выражение лица стерла жизнь, зато манеры стали несмелыми и виноватыми.

Екатерина Ивановна делает комплимент Ионычу, хотя мы понимаем, что ее слова не соответствуют действительности. Перед Старцевым мелькают кадры из прошлого, он признается себе, что женщина ему нравится, но чего-то чувствам не хватает. Воспоминания о любви вызывают только ощущение неловкости. После игры на рояле он делает вывод: «А хорошо, что я на ней не женился». После следовал откровенный разговор, который заставил каждого задуматься о своих поступках.

Больше Ионыч не переступил порог дома Туркиных.

Можно спорить о жанре произведения "Ионыч" (1898): с одной стороны, оно вроде бы и является рассказом, но ведь в нём фактически описана вся жизнь героя, это как бы "маленький роман", вместивший в себя этапы духовной деградации Дмитрия Ионыча Старцева. Вероятно, по жанру "Ионыч" можно считать повестью, однако по глубине охвата событий это произведение и в самом деле близко к романному жанру. Сюжет произведения представляет собой историю молодого доктора, который со временем превращается в "языческого бога", вызывающего страх и своей внешностью, и своим отношением к людям. Пять частей повести - это пять ступеней деградации этого человека, и Чехов показывает нам, как постепенно жажда наживы вытесняет из его души всё человеческое.

В начале произведения Старцев предстаёт обычным молодым врачом, который очень добросовестно относится к своим обязанностям, он всецело отдаёт себя работе. Живя в "девяти верстах" от С., он не бывает в городе по причине занятости, но когда оказывается там, "как интеллигентный человек" вынужден посетить семью Туркиных, "самую образованную и талантливую в городе". "Демонстрация талантов" членами этого семейства описана Чеховым с явной иронией, однако на доктора Старцева это производит все-таки благоприятное впечатление: "Недурственно".

Во второй части герой изменяет своё отношение к Туркиным под влиянием чувства любви к Екатерине Ивановне. Влюблённому в нее Старцеву всё, что происходит с ним, кажется необычным, состояние любви для него - откровение, и поэтому Екатерина Ивановна тоже "казалась" ему совсем не такой, какой она была на самом деле. Однако герой здесь показан с большой симпатией, его ночная поездка на кладбище, куда он едет неожиданно для себя, говорит о настоящем глубоком чувстве, которое он испытывает. На кладбище он переживает одно из самых волнительных в своей жизни состояний: "Старцева поразило то, что он видел теперь первый раз в жизни и чего, вероятно, больше уже никогда не случится видеть: мир, не похожий ни на что другое..." Оказавшись наедине с природой, с вечностью, он отчаянно "ждёт любви во что бы то ни стало", но записка Котика оказывается всего лишь шуткой... И как подтверждение этого - "И точно опустился занавес, луна ушла под облака, и вдруг всё потемнело кругом". Представляется, что именно в эту ночь в душе Старцева произошёл перелом, не дождавшись любви, она постепенно стала превращаться в "душу" Ионыча...

О том, что это действительно так. можно судить на основании того, что переживает герой в третьей части, посвящённой описанию его объяснения с Екатериной Ивановной. Он едет "делать предложение" - и думает о том, что "приданого они дадут, должно быть, немало"; он отговаривает себя от женитьбы, потому что его избранница и он - слишком разные люди, но сам же себя утешает: "Дадут приданое - заведём обстановку…" Он оказывается в клубе, одетый в "чужой фрак" (прекрасная деталь, подчёркивающая, что пока что он всё-таки "чужой" этой жизни!), и искренно объясняется с Екатериной Ивановной, но, получив отказ, испытывает сначала чувство стыда ("Ему было немножко стыдно, и самолюбие его было оскорблено..."), а уж потом - жалости ("жаль было своего чувства, этой своей любви")... Чехов показывает, что отказ морально уничтожил героя, с помощью опять же детали: "У Старцева перестало беспокойно биться сердце". Он уже стал Ионычем, потому что сейчас он, вспоминая о себе самом, когда он был влюблен и счастлив, "лениво потягивался и говорил: - Сколько хлопот, однако!"

В четвёртой части описывается "превращение" Старцева в Ионыча. Чехов показывает, как постепенно в герое человеческие чувства заменяются стремлением к наживе, как ещё недавно "чужой" ему клуб становится "своим", как он находит себе "еще одно развлечение" (кроме игры в карты): " по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой". Такая жизнь заставила его совсем по-иному увидеть некогда любимую им девушку "И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, - он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде". Именно сейчас, когда Екатерина Ивановна смогла оценить его человеческие качества, "ему стало неловко" от того, каким он был четыре года назад, он стыдится себя и своей любви. Казалось бы, встреча с ней оживила Старцева, он снова готов быть честным по отношению к себе, но... "Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонёк в душе погас"... И теперь он даже радуется, что "тогда не женился", потому что в его теперешней жизни всем этим "чувствам" нет места.

Последняя часть повести "Ионыч" Чехова - это окончательный "диагноз" главному герою, который Чехов беспощадно ему "поставил". С ним произошло самое страшное - он перестал быть врачом, его "жадность одолела", поэтому больные для него уже не люди, которым он может и должен помочь, а источник "бумажек", и он относится к ним грубо. Врач, который когда-то не мог бросить своих больных, - и нынешний Ионыч... "Он одинок. Живётся ему скучно, ничто его не интересует", - говорит автор.

Образы остальных героев на фоне образа Старцева кажутся схематичными, но это не совсем так. Семья Туркиных нарисована Чеховым с большой глубиной, все члены её отличаются индивидуальностью, но всех их объединяет несостоятельность как людей, которых считают украшением города. Это хорошо понимает доктор Старцев, ещё не совсем превратившийся в Ионыча, который "подумал, что если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город". Но если Туркины-старшие так и остаются в неведении относительно своих "талантов", то Екатерина Ивановна всё понимает, она способна трезво оценить себя и своих родных, что делает ее образ очень привлекательным, вызывающим сочувствие.

Почему доктор Старцев стал Ионычем? Кто виновен в этом? Автор даёт ответ на этот вопрос всем ходом повествования. Конечно, сам человек, который отвечает не только за своё "физическое" здоровье, но и в первую очередь за нравственное. Доктор Старцев, который не смог излечить самого себя от болезни стяжательства, превращается в Ионыча, которому ничего уже в этой жизни не нужно - и который сам никому не нужен...