Как долго лечить нервные тики у детей. Причины нервного тика у детей

– внезапные повторяющиеся движения, возникающие из-за непроизвольного сокращения различных мышечных групп. Проявляются навязчивыми мимическими, моторными и вокальными действиями: морганием, зажмуриванием, подергиванием носом, ртом, плечами, пальцами, кистями, поворачиваниями головы, приседаниями, подпрыгиваниями, вздрагиваниями, покашливаниями, шумным дыханием, произнесением звуков, слов. Комплексная диагностика включает осмотр невролога, консультацию психиатра, психодиагностическое обследование. Лечение основано на соблюдении дневного режима, психотерапии, психокоррекции, приеме медикаментов.

Общие сведения

Синонимичные названия тиков – тиковые гиперкинезы , нервные тики. Распространенность составляет 13% у мальчиков, 11% у девочек. Тики у детей возникают в промежутке от 2 до 18 лет. Пиковые периоды – 3 года и 7-10 лет, эпидемиологический показатель достигает 20%. Наименее вероятен дебют заболевания после 15 лет, наиболее высокий риск развития отмечается у первоклассников – кризис семи лет и начало школьного обучения становятся провоцирующими факторами «тиков первого сентября». У мальчиков заболевание протекает тяжелее и хуже поддается терапии. У значительной части пациентов выявляются сезонные и суточные обострения симптоматики, гиперкинезы усиливаются в вечернее время, осенью и зимой.

Причины тиков у детей

Гиперкинезы развиваются как результат комплексного воздействия биологических и внешних факторов. С рождения у ребенка существует определенная предрасположенность (биологическая основа) к данной патологии, которая реализуется под влиянием заболеваний, стрессов и других негативных воздействий. Причины гиперкинезов у детей могут быть разделены на следующие группы:

  • Нарушения внутриутробного развития. Результатом гипоксии , инфекции, родовой травмы становится дисбаланс корково-подкорковых связей. При воздействии неблагоприятных факторов он проявляется тиками.
  • Отягощенная наследственность. Заболевание передается по аутосомно-доминантному типу. Поскольку мальчики болеют чаще, предполагается зависимость от пола пациентов.
  • Стрессовые ситуации. Провоцирующим фактором может стать школьная дезадаптация, повышенная учебная нагрузка, увлечение компьютерными играми, семейные конфликты, развод родителей, госпитализация. Заболеваемость увеличивается во время возрастных кризисов.
  • Черепно-мозговые травмы . Тики могут являться отдаленными последствиями травматического повреждения ЦНС. Наиболее характерны гиперкинезы моторного типа.
  • Некоторые заболевания. Нередко длительные болезни с симптомами, включающими двигательный компонент, приводят к формированию тиков. Например, после респираторных инфекций наблюдаются покашливания, шмыганье носом, горловые звуки.
  • Психоневрологические патологии. Тики развиваются у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью , церебрастеническим синдромом , тревожными расстройствами . Гиперкинезы дебютируют на фоне обострений основного заболевания.

Патогенез

Патогенетическая основа тиков продолжает исследоваться. Центральное место отводится функциям базальных ганглиев. Основные из них – хвостатое ядро, бледный шар, субталамическое ядро, черная субстанция. В норме они находятся в тесном взаимодействии с лобными долями коры больших полушарий, лимбическими структурами, зрительными буграми и ретикулярной формацией. Связь подкорковых ядер и лобных отделов, отвечающих за контроль действий, обеспечивается дофаминергической системой. Снижение уровня дофамина, нарушения нейронной передачи в подкорковых ядрах проявляются дефицитом активного внимания, недостаточной саморегуляцией двигательных актов, расстройством произвольности моторики. Функционирование дофаминергической системы нарушается в результате внутриутробного поражения ЦНС, наследственных изменений метаболизма дофамина, стрессов, ЧМТ.

Классификация

Тики у детей классифицируют с учетом нескольких факторов. По этиологии гиперкинезы разделяют на первичные (наследственные), вторичные (органические) и криптогенные (возникающие у здоровых детей). По симптоматике – на локальные, распространенные, вокальные, генерализованные. В зависимости от тяжести болезни различают единичные и серийные тики, тикозный статус. В соответствии с Международным классификатором болезней по характеру течения выделяют:

  • Транзиторные тики. Носят характер локальных и распространенных гиперкинезов. Проявляются как подмигивания, лицевые подергивания. Полностью проходят в течение года.
  • Хронические тики. Представлены моторными гиперкинезами. Подразделяются на три подтипа: ремиттирующий – обострения сменяются полным регрессом или локальными единичными тиками при нагрузках; стационарный – стойкие гиперкинезы на протяжении 2-4 лет; прогредиентный – отсутствие ремиссий, формирование тикозных статусов.
  • Синдром Туретта . Другое название – комбинированные вокальные и множественные моторные тики. Заболевание начинается в детском возрасте, выраженность симптомов уменьшается к концу подросткового периода. В легкой форме тики продолжаются у взрослых.

Симптомы тиков у детей

Локальные (фациальные) тики – гиперкинезы, захватывающие одну группу мышц. Среди проявлений в 69% случаев наблюдаются учащенные моргания. Реже встречаются зажмуривания, подергивания плеча, крыльев носа, уголков рта, наклоны головы. Моргания устойчивы, периодически сочетаются с другими лицевыми тиками. В зажмуриваниях преобладает дистонический компонент (тонус). Отличительная черта лицевых тиков – они практически не замечаются детьми, не мешают им в повседневных делах. По тяжести клинической картины локальные тики чаще являются единичными.

При распространенных гиперкинезах патологическим движением охвачено несколько групп мышц: лицевые, мышцы головы и шеи, плечевого пояса, верхних конечностей, живота, спины. Обычно тики дебютируют морганием, позже присоединяется заведение взора, подергивания рта, зажмуривания, наклоны и поворачивания головы, подъем плеч. Течение и тяжесть симптомов различны – от единичных транзиторных до хронических с развитием тикозного статуса в обострении. Дети испытывают трудности при выполнении заданий, требующих повышенной концентрации, вызывающих эмоциональное напряжение (тревогу, страх). Возникают проблемы при письме, сборе мелких деталей конструктора, длительном чтении.

Простые вокальные тики часто представляют собой покашливания, шмыганье носом, шумные вдохи и выдохи. Реже наблюдаются повизгивания, насвистывания, проговаривание простых высоких звуков – «а», «у», «ай». В периоды обострения нервных тиков вокальные симптомы могут меняться, что ошибочно расценивается как новый дебют. Пример: ребенок покашливал, в ремиссии вокальных симптомов не наблюдалось, позже появилось шумное дыхание. Сложные вокализмы возникают у 6% пациентов с болезнью Туретта. Представляют непроизвольное произнесение отдельных слов.

Озвучивание ругательств называется копролалией. Беспрерывное повторение целых слов и обрывков – эхолалией. Вокализмы проявляются единичными, серийными и статусными тиками. Усиливаются при утомлении, после эмоциональных и умственных нагрузок, негативно сказываются на социальной адаптации ребенка – произнесение не соответствующих ситуации слов, ругательств ограничивает активность в общении, препятствует установлению новых контактов. В тяжелых случаях пациент неспособен посещать школу, общественные места.

При болезни Туретта клиническая картина определяется возрастом ребенка. Заболевание дебютирует в возрасте от 3 до 7 лет. Первично возникают лицевые тики, подергивания плеч. Гиперкинезы распространяются на верхние и нижние конечности, отмечаются повороты и запрокидывание головы, разгибание/сгибание кистей, пальцев, тонические сокращения мышц спины, живота, приседания, подпрыгивания. Через 1-2 года присоединяются вокализмы. Редко голосовые тики предшествуют моторным. Пик симптоматики наблюдается с 8 до 11 лет. Развиваются серийные, статусные гиперкинезы. При обострениях дети не могут ходить в школу, нуждаются в помощи, бытовом обслуживании. К 12-15 годам заболевание переходит в резидуальную стадию с локальными и распространенными тиками.

Осложнения

К осложнениям приводят тяжелые формы гиперкинезов – серийные тики, тикозные статусы, хроническое прогредиентное течение. У детей формируются нарушения восприятия, снижение функций произвольного внимания, затрудняется координация движений, выработка двигательных навыков. Развивается школьная неуспеваемость – пациенты с трудом осваивают письмо, плохо воспринимают новый материал, имеют проблемы с запоминанием. Отставание в учебе дополняется социальной дезадаптацией – мышечные подергивания, непроизвольные движения, вокализмы становятся причиной насмешек, отстраненности сверстников.

Диагностика

Диагностика тиков у детей проводится группой специалистов – неврологом , психиатром , психологом . Объем диагностических мероприятий определяется индивидуально при первой врачебной консультации. Полученные данные используются для дифференциальной диагностики, составления прогноза течения болезни, подбора наиболее эффективных способов лечения. Комплексное обследование включает:

  • Опрос, осмотр невролога. Врач уточняет анамнез (осложнения беременности, родов, наследственную отягощенность), расспрашивает о начале заболевания, нарастании, частоте, выраженности симптомов, наличии сопутствующих неврологических патологий. При осмотре оценивает общее состояние, двигательные функции, рефлексы, чувствительность.
  • Беседу с психиатром. Специалист акцентирует внимание на психическом развитии и психологических особенностях ребенка. Определяет связь дебюта гиперкинезов со стрессовой ситуацией, чрезмерными эмоциональными нагрузками, методом воспитания, семейными конфликтами.
  • Психодиагностическое исследование. Психолог проводит исследование эмоционально-личностной и когнитивной сферы ребенка, используя проективные методы (рисуночные тесты), опросники, тесты на интеллект, внимание, память, мышление. Результаты позволяют предположить течение заболевания, выявить провоцирующие факторы.
  • Инструментальное исследование. Дополнительно врач-невролог может назначить ЭЭГ , МРТ головного мозга . Итоговые данные необходимы для дифференциального диагноза.

Специалисты дифференцируют тики с дискинезиями, стереотипиями, компульсивными действиями. Отличительные признаки тикозных гиперкинезов: ребенок способен повторить, частично контролировать движения, симптомы редко возникают при произвольном, целенаправленном действии, их выраженность усиливается к вечеру, при усталости, утомлении, эмоциональном напряжении. При увлеченности пациента тики практически полностью исчезают.

Лечение тиков у детей

Терапия гиперкинезов реализуется в рамках комплексного дифференциального подхода. Подбор методов лечения определяется формой заболевания, выраженностью симптомов, возрастом больного. Основные задачи – сократить частоту и выраженность симптомов, улучшить социальную адаптацию ребенка, скорректировать познавательные функции. Используются следующие методы:

  • Соблюдение режима дня. Предусматривает предупреждение голода, усталости, умственного и эмоционального истощения, физическую и интеллектуальную активность, следование графику приема пищи, отхода ко сну и пробуждения. Время просмотра телепередач, компьютерных игр сокращается до минимума.
  • Семейная психотерапия . Причиной тиков может быть хроническая психотравмирующая ситуация, стиль воспитания. Сеансы психотерапии включают анализ внутрисемейных отношений, проработку негативного отношения к тикам. Участников обучают методам, помогающим справиться с тревогой, напряжением, проблемами ребенка.
  • Индивидуальная, групповая психотерапия. Наедине с психотерапевтом пациент рассказывает о переживаниях, страхах, отношении к заболеванию. Методами когнитивно-поведенческой терапии прорабатываются комплексы, осваиваются способы релаксации, саморегуляции, позволяющие частично управлять гиперкинезами. На групповых встречах тренируются навыки общения, разрешения конфликтов.
  • Психокоррекция. направлены на развитие отстающих когнитивных функций. Выполняются упражнения на коррекцию пространственного восприятия, внимания, памяти, самоконтроля. В итоге ребенок испытывает меньше трудностей при школьном обучении.
  • Медикаментозное лечение. Лекарственные препараты назначаются неврологом. Подбор средств, продолжительность лечения, дозировка определяются индивидуально. Базовая терапия основана на применении противотревожных лекарств (анксиолитики, антидепрессанты) и медикаментов, уменьшающих выраженность двигательных явлений (антипсихотики). Дополнительно показаны ноотропы, сосудистые препараты, витамины.
  • Физиотерапия. Сеансы оказывают успокаивающее действие, нормализуют процессы возбуждения и торможения в нервной системе, уменьшают симптомы болезни. Используется электросон , гальванизация сегментарных зон, лечебный массаж , электрофорез воротниковой зоны, озокеритовые аппликации на шейно-воротниковую зону, аэрофитотерапия, хвойные ванны .
  • БОС-терапия . Метод биологической обратной связи представлен комплексом процедур, позволяющих пациенту прочувствовать и освоить управление определенной физиологической функцией. При гиперкинезах ребенок через компьютерную программу получает информацию о состоянии мышц, в процессе тренинга осваивает произвольное расслабление и сокращение.

Прогноз и профилактика

Прогноз тиков определяется тяжестью заболевания, возрастом дебюта. Благоприятный исход более вероятен у детей, заболевших в 6-8 лет, при правильном лечении гиперкинезы исчезают за 1 год. Раннее начало с первыми симптомами в 3-6 лет характерно для течения патологии до конца подросткового возраста. Профилактика заключается в организации правильного режима, чередовании отдыха и труда, сокращении времени игр на компьютере, просмотра фильмов, телепередач. Важно предупреждать ситуации стресса, своевременно лечить соматические болезни, не допуская перехода в хроническую форму.

Вы заметили, что ваш ребенок стал часто непроизвольно моргать или подергивает плечами? Возможно, у него нервный тик. Что стало его причиной? Может быть ребенок перенес недавно простудное заболевание или его что-то напугало? Обратимся к специалисту...

Тики - молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угла рта, пожимание плечами, вздрагивания и пр.).

По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. Тики встречаются у 11 % девочек и у 13% мальчиков. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20 % детей (т.е. у каждого пятого ребенка). Тики появляются у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть 2 пика - это 3 года и 7-11 лет.

Отличительный признак тиков от судорожных сокращений мышц при других заболеваниях: ребенок может воспроизвести и частично контролировать тики; тики не возникают при произвольных движения (например, при взятии чашки и во время питья из нее).

Выраженность тиков может меняться в зависимости от времени года, суток, настроения, характера занятий. Меняется также и их локализация (например, у ребенка отмечалось непроизвольное моргание, которое через некоторое время сменилось на непроизвольное пожимание плечами), и это свидетельствует не о новом заболевании, а о рецидиве (повторении) имеющегося расстройства. Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе (например, сидя на занятиях или в транспорте). Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности (например, при чтении захватывающего рассказа), ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики появляются вновь со все возрастающей силой. Ребенок может подавить тики на непродолжительное время, но это требует большого самообладания и последующей разрядки.

Психологически дети с тиками характеризуются:

  • нарушениями внимания;
  • нарушением восприятия;

У детей с тиками затруднена выработка двигательных навыков и координированных движений, нарушена плавность движений, замедлено выполнение двигательных актов.

У детей с тяжелыми тиками выражены нарушения пространственного восприятия.

Классификация тиков

  • моторные тики (моргание, подергивание щеки, пожимание плечами, напряжение крыльев носа и т.д.);
  • вокальные тики (покашливания, посапывание, хмыкание, шмыгание);
  • ритуалы, (ходьба по кругу);
  • генерализованные формы тиков (когда у одного ребенка имеется не один тик, а несколько).

Кроме того, различают простые тики, захватывающие только мышцы век или рук, или ног, и сложные тики - движения одновременно возникают в различных группах мышц.

Течение тиков

  • Заболевание может длиться от нескольких часов до многих лет.
  • Выраженность тиков может варьироваться от почти незаметной до тяжелой формы (приводящей к невозможности выйти на улицу).
  • Частота тиков меняется в течение дня.
  • Лечение: от полного излечения до неэффективности.
  • Сопутствующие поведенческие нарушения могут быть незаметными или выраженными.

Причины тиков

Среди родителей и педагогов широко распространена точка зрения, что тиками страдают "нервные" дети. Однако известно что "нервными" бывают все дети, особенно в периоды так называемого кризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например в 3 года и 6-7 лет, а тики появляются только у некоторых детей.

Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности), сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей и пр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает.

Роль наследственности

Тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью: родители или родственники детей с тиками сами могут страдать от навязчивых движений или мыслей. Научно доказано, что тики:

  • легче провоцируются у лиц мужского пола;
  • мальчики болеют тиками тяжелее, чем девочки;
  • у детей тики появляются в более раннем возрасте, чем у их родителей;
  • если у ребенка тики, то часто обнаруживается, что его родственники мужского пола также страдают тиками, а родственники женского пола - неврозом навязчивых состояний.

Родительское поведение

Несмотря на важную роль наследственности, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка, его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира формируется внутри семьи. Неблагополучное соотношение вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) коммуникаций в семье способствует развитию аномалий поведения и характера. Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка (а она у каждого малыша разная и зависит от темперамента), которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивостей.

В то же время дети от матерей, воспитывающих ребенка в обстановке вседозволенности, остаются инфантильными, что и предрасполагает к возникновению тиков.

Провокация тиков: психологический стресс

Если ребенок с наследственной предрасположенностью и неблагоприятным типом воспитания внезапно сталкивается с непосильной для него проблемой (психотравмирующий фактор), развиваются тики. Как правило, окружающие ребенка взрослые не знают, что послужило толчком для появления тиков. То есть, для всех, кроме самого ребенка, внешняя ситуация кажется обычной. Как правило, он не рассказывает о своих переживаниях. Но в такие моменты ребенок становится более требовательным к близким, ищет с ними тесного контакта, требует постоянного внимания. Активизируются невербальные виды общения: жесты и мимика. Учащается гортанное покашливание, которое сходно с такими звуками, как хмыкание, причмокивание, сопение и пр., возникающие во время задумчивости, смущения. Гортанное покашливание всегда усиливается при тревоге или опасности. Возникают или усиливаются движения в руках - перебирание складок одежды, накручивание волос на палец. Эти движения непроизвольны и бессознательны (ребенок может искренне не помнить, что он только что делал), усиливаются при волнении и напряжении, явно отражая эмоциональное состояние. Также может появляться зубной скрежет во сне, часто в сочетании с ночным и страшными снами.

Все эти движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки у окружающих, они закрепляются в виде патологической привычки и затем трансформируются в тики.

Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие тяжелые заболевания. Родители часто говорят, что, например, после тяжелой ангины их ребенок стал нервным, капризным, не хотел играть один, а уже потом появились тики. Воспалительные заболевания глаз часто осложняются последующими тиками в виде моргания; длительные ЛОР-заболевания способствуют появлению навязчивых покашливаний, посапываний, хмыканья.

Таким образом, для появления тиков необходимо совпадение 3 факторов.

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Неправильное воспитание (наличие внутрисемейного конфликта; повышенная требовательность и контроль (гиперопека); повышенная принципиальность, бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку (гипоопека), дефицит общения.
  3. Острый стресс , провоцирующий появление тиков.

Механизм развития тиков

Если у ребенка постоянно присутствует внутренняя тревожность или, как говорят в народе, "неспокойно на душе", стресс становится хроническим. Сама по себе тревога - это необходимый защитный механизм, позволяющий заранее до наступления опасного события подготовиться к нему, ускорить рефлекторную деятельность, повысить скорость реакции и остроту органов чувств, задействовать все резервы организма для выживания в экстремальных условиях. У ребенка, часто испытывающего стрессы, мозг постоянно находится в состоянии тревоги и ожидания опасности. Утрачивается способность произвольно подавлять (тормозить) ненужную активность клеток головного мозга. Мозг ребенка не отдыхает; даже во сне его преследуют страшные образы, ночные кошмары. В результате системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются. Появляется раздражительность, агрессивность, снижается успеваемость. А у детей, имеющих изначальную предрасположенность к дефициту торможения патологических реакций в мозге, вредные психотравмирующие факторы вызывают развитие тиков.

Тики и поведенческие нарушения

У детей с тиками всегда отмечаются невротические нарушения в виде сниженного настроения, внутренней тревожности, склонности к внутреннему "самокопанию". Характерны раздражительность, утомляемость, трудность концентрации внимания, нарушения сна, что требует консультации квалифицированного психиатра.

Следует заметить, что в некоторых случаях тики являются первым симптомом более тяжелого неврологического |и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом, психиатром и психологом.

Диагностика тиков

Диагноз устанавливается в ходе осмотра невролога. При этом полезна видеосъемка в домашних условиях, т.к. ребенок старается подавить или скрыть имеющиеся у него тики во время общения с врачом.

Обязательным является психологическое обследование ребенка для выявления его эмоционально-личностных особенностей, сопутствующих нарушений внимания, памяти, контроля импульсивного поведения с целью диагностики варианта течения тиков; выявления провоцирующих факторов; а также дальнейшей психологической и медикаментозной коррекции.

В некоторых случаях врач-невролог назначает ряд дополнительных обследований (электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию), основываясь на беседе с родителями, клинической картине заболевания, и консультацию психиатра.

Медицинские диагнозы

Транзиторное (преходящее) тикозное расстройство характеризуется простыми или сложными моторными тиками, короткими, повторными, с трудом контролируемыми движениями, и манерностью. Тики возникают у ребенка ежедневно в течение 4 недель, но менее 1 года.

Хроническое тикозное расстройство характеризуется быстрыми повторными неконтролируемыми движениями или вокализациями (но не тем и другим вместе), которые возникают почти ежедневно, более 1 года.

Лечение тиков

  1. Для коррекции тиков рекомендуется в первую очередь исключить провоцирующие факторы. Безусловно, необходимо соблюдать режим сна и питания, адекватность физических нагрузок.
  2. Семейная психотерапия эффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация. Психотерапия полезна даже при гармоничных отношениях в семье, поскольку позволяет ребенку и родителям изменить негативное отношение к тикам. Кроме того, родителям стоит помнить, что своевременно сказанное ласковое слово, прикосновение, совместная деятельность (например, выпечка печенья или прогулка в парке) помогают ребенку справиться с накопившимися нерешенными проблемами, устранить тревогу и напряженность. Необходимо больше разговаривать с ребенком, чаще гулять с ним и играть в Его игры.
  3. Психологическая коррекция.
    • Может проводиться индивидуально - для развития сфер психической деятельности (внимания, памяти, самоконтроля) и уменьшения внутренней тревожности с одновременной работой над самооценкой (с помощью игр, бесед, рисунков и других психологических техник).
    • Может проводиться в виде групповых занятий с другими детьми (у которых есть тики или другие поведенческие особенности) - для развития сферы общения и обыгрывания возможных конфликтных ситуаций. При этом у ребенка появляется возможность выбрать наиболее оптимальный вариант поведения в конфликте ("прорепетировать" его за ранее), что уменьшает вероятность обострения тиков.
  4. Медикаментозное лечение тиков следует начинать, когда возможности предыдущих методов уже исчерпаны. Медикаментозные препараты назначаются врачом-неврологом в зависимости от клинической картины и данных дополнительного обследования.
    • Базовая терапия тиков включает 2 группы препаратов: обладающих противотревожным действием (антидепрессанты) - фенибут, золофт, паксил и т.д.; уменьшающих выраженность двигательных явлений - тиапридал, терален и т.д.
    • К базовой терапии в качестве дополнительной могут быть подключены препараты, улучшающие обменные процессы в мозге (ноотропные препараты), сосудистые препараты, витамины.
      Продолжительность медикаментозной терапии после полного исчезновения тиков составляет 6 месяцев, затем можно медленно уменьшать дозу препарата вплоть до полной отмены.

Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте 6-8 лет благоприятный (т.е. тики проходят бесследно).

Раннее начало тиков (3-6 лет) характерно для длительного их течения, вплоть до подросткового периода, когда тики постепенно уменьшаются.

Если тики появляются до 3 лет, они, как правило, являются симптомом какого-либо тяжелого заболевания (например, шизофрении, аутизма, опухоли мозга и т.д.). В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка.

Обсуждение

Привет у меня у ребёнка тоже тики начались муж уехал в командировку ребёнок скучал ему 3,9 это просто от стресса почему сразу ставить тяжелые заболевания?

19.12.2018 11:51:02, Настя Кравченко

Добрый день. Продам ТИАПРИДАЛ (Франция) (срок годности до 2013 года). Перешли на Рисполепт и остались 6 коробок по 380 руб.

Сыну 11лет,уже 6 лет страдает сложными тиками,врачи подозревают "туретаа"хотя не делали не каких обследований,всё основывается на моих рассказах и внешних проявлениях тиков,а поиск причины не находят нужным,медикаменты по мере возможности не советуют,сказали дождаться переходного возраста.Но положение не улучшается совсем,что делать,помогите!

13.09.2008 20:16:48, Шаулова Сабина Михайловна

сегодня поставили диагноз гипперактивность,ребенку 2 месяца и 5 дней,вес при рождении 3,4кг на сегодня 6,5кг,рост при рождении 52см на сегодня 59см, спокойный,плачит только когда чувствует дискомфорт.
Верно ли поставлен диагноз?Стоит ли давать ребенку прописанные врачом лекарства(Микстура цитрал 1 чайн.лож.Х 3раза 30 дней,циниаризин1/4Х2раза 20 дней,дибазол 0,001 Х 1 раз 20 дней)?

14.12.2006 14:36:07, Владислав

Комментировать статью "Нервные тики. Как с ними бороться?"

ищу хорошего невролога- тики. Врачи, поликлиники, больницы. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника Посоветуйте пожалуйста хорошего невролога- у ребенка 9 лет уже 5 лет жуткие тики, головные боли непостоянно.Пропили кучу таблеток без...

Обсуждение

Мы лечили тики у дочки (моргание глазами). началось с 2-х лет. Пили Фенибут, какие-то еще успокаивающие. Ничего особо не помогало.
К школе прошло. Ограничили телевизор, гаджеты. Старались больше дарить положительных эмоций. НА мой взгляд, надо пытаться найти свой вариант "лечения". Может быть попробовать иглотерапию. Отдать в какую-то спортивную секцию, которая понравится ребенку. Подвижная детская психика должна быть чем-то "загружена" :-) Здоровья вам и терпения!

У сына тоже тики с первого класса (сейчас в 4),в прошлом году были очень сильные,в школу 2 недели не ходили.Наблюдаемся в Невромеде у Кузиной Г.В.Сейчас стали гораздо меньше.

Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. Нервный тик -нужны советы. Ребенок (6 лет) часто жмурится(моргает глазками)+повышенное у сына 6 лет нервный тик. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника...

Тик у ребенка. Лекарственные препараты. Другие дети. Раздел: Лекарственные препараты (фенибут и детские тики форум). Тик у ребенка. Эх, зря я считала фенибут панацеей от тиков (раньше были сезонные по осени, года 2 назад прошли совсем).

Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. У кого-то была подобная форма тика? Традиционно это бывают глаза, как я понимаю, но у нас все гораздо ниже. Нервный тик у ребенка: у кого было подобное?

Обсуждение

Убрать телевизор.Витамины гр-уппы В.Магне В6 или мультивита-мол.Только не пейте ноофен,кот-орый пропишет невролог.Да и гл-ицин не так безопасен для дете-й-на Западе его детям не предл-агают.

06.01.2012 01:23:56, ОТ МЕНЯ

моему ребёнку с множественными тиками очень хорошо помогал магне-b6.

Причины нервного тика у детей. Нервный тик. Здравствуйте! группы В.Магне В6 или мультивитамол.Только не пейте ноофен,который Причины нервного тика у детей. Диагностика и лечение тиков. Версия для печати. правда что-то засомневалась-давать не стала.Ну вот...

Я практически на месяц забрала дочь из школы (я не работала, могла с ней заниматься, все контрольные она сдавала), потом в школу ходили в ээ.. щадящем режиме:) - т.е., если я видела, что не надо нам в школу, мы туда не ходили:).
Плюс к тому медикаментозная поддержка (гомеопатия, берокка, еtc) + правильное отношение дочери к проблеме и т.д..
Если не будете устраивать "каникулы" (особенно если не будете, а так - в любом случае), то очень важно сформировать правильное отношение учителя, что Вы, судя по всему уже сделали, остаётся только периодически напоминать ей об этом.
Про другую школу я бы пока вообще не думала - это доп. стресс, он Вас сейчас не нужен совсем.
Довольно много детей имеет тики, бОльшая часть это всё успешно перерастает, но я бы отнеслась крайне внимательно - в дальнейшем тики могут появляться на фоне перегрузок.
И ещё - только что появившийся тик корректируется намного легче, так что, скорее всего, всё довольно скоро пройдёт:).
Будут вопросы - пишите в личку.

Спасибо всем за советы. В общем, поговорили еще раз с учительницей, постарались, чтобы она поняла, что эта проблема у ребенка возникла не без ее участия, попросили хвалить ее почаще. Вроде бы была адекватна, не знаю, что будет дальше. Переводить пока некуда, новую школу построят только в след. году, в двух других отношение еще хуже, одну из них по себе знаю и брату, который только оттуда вышел. Дома мы ее только хвалим, тем более, что есть за что. На мой взгляд пишет ребенок ну просто очень хорошо, куда уж лучше... Читать стала побыстрее. После домашних уроков, берет свои тетради и играет в школу - учит своих кукол писать. Значит, сам процесс нравится!
А к врачу - в понедельник. Спасибо еще раз.

Лечение тиков у психолога. Нужна консультация психолога. Детская психология. Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. У Ани локальные лицевые тики. Лекарства пьем, но слышала, что есть психологи, которые специальными...

У детей является неврологическим расстройством, одной из разновидностей гиперкинезов (насильственных движений). Сегодня оно наблюдается практически у каждого пятого ребенка. Мальчики страдают гораздо чаще, чем девочки. Патология заняла одно из ведущих мест среди неврологических нарушений, все чаще встречаясь даже у новорожденных. Но в основном она возникает у детей в возрасте от двух лет и старше. Родители по-разному относятся к проблеме: одних она очень тревожит, другие, напротив, не уделяют ей должного внимания. Поэтому за медицинской помощью по поводу нервных тиков у детей обращается лишь около 20 % самых ответственных взрослых. На самом деле, данное расстройство действительно может не принести серьезного вреда ребенку, и с возрастом исчезнуть само собой. Но иногда оно способно негативно влиять на физическое и психологическое состояние, требуя врачебной помощи. При нервном тике у ребенка симптомы и лечение могут быть очень разнообразными, поэтому в данном случае нужен сугубо индивидуальный подход.

Классификация расстройства

Чтобы разобраться, пройдет ли нервный тик у ребенка сам или потребуется лечение, нужно выяснить причины его появления и определить разновидность. Если дать определение в целом, то тики — это кратковременные, ритмичные, скоординированные движения. Главным отличительным признаком данного расстройства является то, что оно может частично контролироваться детьми. Обычно они бывают способны на непродолжительное время подавить тик, но это требует достаточного напряжения и последующей разрядки. Усиление симптомов часто происходит, когда ребенок долго сидит в одной позе (например, в транспорте или у телевизора). Во время игр или каких-то интересных, захватывающих занятий они, наоборот, слабеют или даже исчезают. Но это временный эффект, затем симптомы снова возобновляются.

По характеру возникновения тики бывают:

  • первичными (имеющими, в основном, психологическую подоплеку);
  • вторичными (появившимися после травм или заболеваний).

По проявляющейся симптоматике они делятся на:

  • Мимические. К ним относятся лицевые тики: моргание глазами, дерганье бровями, закусывание губ, сморщивание носа, скрежет зубами, различные гримасы и т.п.
  • Моторные. Это тики тела и конечностей: притопывания, шарканье ногами, подпрыгивание, хлопки руками, различные движения плеч и головы и т.п.
  • Вокальные. Тики, при которых действуют голосовые мышцы: покашливание, шмыганье носом, фырканье, шипение, чмокание, различные повторяющиеся звуки или слова и т.п.

Наиболее распространены мимические действия, особенно движения глазами: частое моргание, дергающиеся веко. Гиперкинезы рук и ног встречаются реже, но привлекают больше внимания родителей, как и громкие звуки. Слабые же вокальные симптомы могут долго оставаться незамеченными.

Также нервные тики у детей различаются по степеням сложности. Специалисты выделяют такие виды:

  • локальные: задействована одна группа мышц;
  • генерализованные: участвуют несколько мышечных групп;
  • простые: движение состоит из одного элемента;
  • сложные: выполняется группа скоординированных движений.

Существует еще деление расстройства по длительности протекания, оно бывает преходящим или хроническим.

Преходящие (или транзиторные) тики могут быть любого характера и сложности, но длятся менее года. Хроническое тиковое расстройство возникает ежедневно, на протяжении более года.

Для хронических нарушений типичны мимические (особенно нервный тик глаза у ребенка) и моторные нарушения, вокальные же в хронической форме наблюдаются крайне редко. Заболевание, как правило, протекает с периодами обострений и ремиссий разной длительности.

Если говорить о возрасте, в котором чаще всего возникает данное нарушение, то в основном это происходит от 2 до 17 лет. Заболевание имеет своеобразные пики в 3 года, 6-7 лет и 12-14 лет. В раннем возрасте наиболее распространены мимические (в основном связанные с глазами: моргание, дергание век) и моторные тики, вокальные обычно появляются позже. В подавляющем большинстве случаев гиперкинез возникает до 11-12 лет, характеризуясь нарастающим течением. Затем симптоматика постепенно снижается, и к 18 годам более чем у половины пациентов исчезает полностью.

Причины возникновения расстройства

С рождения в детском мозге происходит процесс образования групп нервных клеток и их связей. Если эти связи сформировались недостаточно прочными, нарушается баланс всей нервной системы. От этого могут возникать у ребенка нервные тики. Кризисные периоды, о которых упоминалось выше, связаны, помимо прочих причин, со скачками в развитии коры головного мозга.

Первичные тики появляются из-за определенных психологических или физиологических причин. Ими могут становиться:

  • Эмоциональное потрясение. Это самая частая причина у детей. Спровоцировать нарушение способна как острая психотравма (сильный испуг, ссора, смерть близкого), так и общая неблагоприятная ситуация в семье.
  • Смена обстановки. Первое посещение ребенком детского сада или школы довольно часто становится стрессом и, как следствие, причиной возникновения тика.
  • Несбалансированное питание. Нехватка витаминов, особенно кальция и магния, способна вызывать судороги и тики.
  • Возбуждающие напитки. Чай, кофе, различные энергетические напитки истощают нервную систему ребенка. Это проявляется эмоциональной неустойчивостью, следствием которых могут стать и тики.

  • Неправильный режим дня. Недостаточный сон, переутомление, долгое сидение у телевизора или компьютера вместе с недостатком свежего воздуха, отсутствием физических (особенно игровых) нагрузок, активизируют отдельные зоны мозга и способствуют появлению патологии.
  • Присутствие гельминтов в организме. Один из первых признаков гельминтозов — сбои нервной системы, следствием которых могут становиться и нервные тики. Это один из случаев, когда расстройство грозит даже малышу-грудничку.
  • Генетическая предрасположенность. Наличие патологии у кого-либо из родителей значительно увеличит шанс ее проявления у ребенка.

Развитие вторичных тиков происходит на фоне заболеваний нервной системы или негативного воздействия на нее. Симптомы сходны с первичным расстройством. Спровоцировать вторичные нарушения могут:

  • черепно-мозговая или родовая травма;
  • врожденные заболевания ЦНС;
  • энцефалит;
  • различные инфекции: герпес, стрептококк и др.;
  • отравление опиатами или угарным газом;
  • некоторые медикаменты (антидепрессанты, стимуляторы ЦНС, противосудорожные средства);
  • опухоли мозга и др.

Пройти самостоятельно вторичные тики могут лишь в двух случаях: при незначительных отравлениях и интоксикациях. Во всех остальных сначала требуется устранение первоначального заболевания. К сожалению, вылечить его полностью удается не всегда.

Диагностика

Единичные случаи кратковременного гиперкинеза не нужно оставлять без внимания, но и чрезмерно паниковать из-за них тоже не стоит. Обратиться к специалисту невропатологу имеет смысл, когда:

  • нервный тик сильно выражен;
  • происходят множественные тики;
  • расстройство не проходит само более месяца;
  • тик доставляет неудобства и мешает социальной адаптации.

Врач оценивает общее состояние ребенка, чувствительные и двигательные функции, рефлексы. Задает уточняющие вопросы ребенку и родителям, касающиеся питания и режима дня, эмоциональных травм, наследственности и т.д. По результатам осмотра могут быть назначены следующие обследования:

  • общий анализ крови;
  • анализ на гельминты;
  • ионограмма;
  • МРТ (при наличии травм головы);
  • энцефалограмма;
  • консультация детского психолога.

Дополнительно могут потребоваться консультации психотерапевта, токсиколога, инфекциониста, онколога, генетика, в зависимости от выявленных заболеваний или подозрения на них.

Около 15 % первичных расстройств исчезают сами через некоторое время. В остальных случаях, особенно при вторичной патологии, следует начать лечение как можно скорее, с целью предотвращения развития заболевания.

Как В терапии расстройства используют немедикаментозные, медикаментозные и народные средства. Как правило, они применяются в комплексе. Лишь иногда препятствием для лекарственной терапии может служить грудной возраст ребенка и другие причины.

Немедикаментозные средства

Данные методы считаются основными при первичных расстройствах, и в обязательном порядке включаются в состав комплексной терапии при вторичных. В них входят:

  • Индивидуальная психотерапия. Так как появление первичных тиков у детей в основном связано со стрессами, посещение детского психиатра или психолога бывает очень полезным. После пройденного курса, как правило, эмоциональное состояние становится стабильнее, формируется правильное отношение к болезни.
  • Создание благоприятной семейной обстановки. Родители должны осознать, что нервный тик — это заболевание, и помочь ребенку справиться с ним. Ни в коем случае не следует его ругать или заставлять контролировать проявление симптомов. Родным и близким нужно постараться не заострять внимание на болезни, поддерживать спокойствие в семье, побольше общаться с ребенком, помогать решать его проблемы, по возможности ограждая от стрессовых ситуаций.
  • Организация режима дня. Следует обеспечить смену физических и умственных нагрузок, полноценный сон, прогулки и игры на свежем воздухе. Ограничить компьютерные игры, просмотр телевизора, слишком громкую музыку (особенно перед сном), чтение при плохом освещении. Нужно постараться также свести к минимуму занятия, требующие чрезмерной концентрации, приводящие к быстрой утомляемости и росту нервного напряжения.
  • Сбалансированный рацион питания. Режим питания должен быть регулярным и полноценным, содержащим все необходимые элементы, Обязательно нужно включать в меню продукты, в состав которых входит кальций.

Медикаментозные и народные средства

При нервном тике у ребенка лечение с помощью медикаментозных средств проводится строго по назначению врача, как в терапии первичных, так и вторичных расстройств. Начинают с самых легких препаратов в минимальной дозе, назначая их детям от года и старше. Вторичные расстройства лечатся только после устранения первичного заболевания, либо вместе с ним. Обычно по показаниям в лечение нервного тика включаются:

  • успокоительные препараты: Ново-Пассит, Тенотен;
  • антипсихотропные: Сонапакс, Ноофен;
  • ноотропные: Пирацетам, Фенибут;
  • транквилизаторы: Диазепам, Сибазол;
  • препараты, содержащие кальций.

Из антипсихотропных средств самым щадящим, с наименьшим количеством побочных эффектов и противопоказаний, является Ноофен. Он показывает хорошие результаты при лечении нервных расстройств у детей, в том числе и тиков, особенно мимического типа (частое моргание глазами, дерганье век, щек и др.).

Применение народных средств в виде настоев и отваров также актуально, особенно для маленьких детей. Они благоприятно воздействуют на нервную систему и уменьшают симптомы расстройства. При данном заболевании полезны:

  • настой корня валерианы;
  • ромашковый чай;
  • настой или отвар пустырника;
  • настой из анисовых семян;
  • различные успокоительные сборы и др.

Если ребенку нравятся травяные чаи, лучше заменить ими все напитки, добавляя в них мед. Это поможет быстро расслабить нервную систему. Также полезное действие оказывают:

  • расслабляющий массаж;
  • электросон;
  • ароматерапия;
  • различные водные процедуры (баня, бассейн).

Они способны снимать напряжение в настоящий момент времени, а в дальнейшем придавать большую устойчивость к нервным нагрузкам.

Современные условия жизни, особенно в крупных городах, сопряжены с постоянными стрессами. Незрелая детская нервная система особенно к ним чувствительна, и если у ребенка имеется предрасположенность к нервным тикам, вероятность их возникновения достаточно высока. Но важно знать, что данное заболевание сегодня вполне излечимо. Пройдя необходимый курс и соблюдая меры профилактики в дальнейшем, можно навсегда забыть об этой неприятной болезни.

По секрету

  • Невероятно… Можно вылечить глаза без операций!
  • Это раз.
  • Без походов ко врачам!
  • Это два.
  • Меньше чем за месяц!
  • Это три.

Перейдите по ссылке и узнайте как это делают наши подписчики!

Ваш ребенок начал постоянно невольно моргать глазами и подергивать плечами? При проявлении данных симптомов вполне вероятен нервный тик у ребенка . Проанализируйте, что послужило причиной заболевания. Может ребенок чего-то испугался или незадолго до этого переболел простудным заболеванием? В любом случае необходимо показать его специалисту — нервный тик у детей лечение будет наиболее эффективным при своевременном обращении к врачу. Поговорим подробно об этом заболевании и причинах, его вызывающих.

Определение

Тиком называют мгновенное рефлекторное сокращение определенной группы мышц, которое всегда внезапно и повторяется многократно. Заболевание характерно присутствием навязчивого и непреодолимого желания произвести конкретное действие.

Тик не возникает при целенаправленном движении, например, при взятии стакана с водой или подношения ложки ко рту. Данный факт является отличительным признаком нервного тика от иного заболевания, связанного с сокращением мышц.

Из детских неврологических заболеваний нервный тик является самым распространенным, особенно, нервный тик глаза у ребенка . Тиком болеют дети от 2 до 18 лет. В процентном выражении, число детей, страдающих тиком, составляет 10-14%. Наиболее подвержены данному заболеванию дети трехлетнего возраста и от 7-и до 11-и лет. В эти периоды происходят особо ответственные процессы формирования нервной системы.

Типы тиков

Различают тики:

  • Моторные — движение бровями, щеками, уголками рта, крыльями носа, моргание глазами, подергивание плечами;
  • Вокальные — рефлекторное произношение простейших или сложно характерных звуков. Это может быть покашливание, сопение, запинание, всхлипывание и пр.;
  • Ритуальные — монотонное передвижение по кругу, обгрызание ногтей, вырывание волос с целью намотать их на палец;
  • Обобщенные формы — одновременное присутствие нескольких форм тиков.

Тики также бывают:

  • Простые — распространяющиеся лишь на определенные мышцы (рук, ног, лица);
  • Сложные — присутствующие одновременно в нескольких различных группах мышц.

Причины заболевания

Как правило, нервный тик у детей провоцируют присутствующие одновременно три причины :

  1. Наследственность. Данное заболевание у детей проявляется гораздо раньше, нежели у родителей. Тик легче передается мальчикам и они его переносят тяжелее;
  2. Поведение родителей. Моральная атмосфера в неблагополучных семьях является благоприятной для аномального развития нервной системы у детей. Степень тяжести последствий такого воспитания зависит от темперамента ребенка и способности его нервной системы противостоять неблагоприятным условиям. Например, окрики и излишняя строгость может стать причиной подавленности поведения ребенка, а другая крайность — вседозволенность — ведет к инфантильности. Все это, в конечном итоге, может привести к возникновению тиков и различных навязчивостей;
  3. Провокация стрессовой ситуацией. Ребенок, имеющий наследственную предрасположенность к тикам и неправильно воспитанный, столкнувшись с серьезной проблемой, рискует приобрести тик. Как правило, он замыкается в себе и не делится с домашними своими проблемами. У ребенка происходит активизация невербального общения — появление характерной мимики и жестов. В этот момент очень важно вовремя заметить это, окружить его теплотой и вниманием. Если родителям удается “отогреть” ребенка, то возникшие симптомы постепенно пройдут сами собой. В противном случае, ребенок может долго страдать тиком.

Протекание заболевания

У ребенка, страдающего тиком нарушается внимание и восприятие. У таких детей труднее вырабатываются навыки и координация движения. В случаях тяжелого протекания заболевания нарушается реальность восприятия пространства. Ребенок с тиком плохо переносит езду в общественном транспорте, духоту, быстро утомляется, плохо засыпает и сон его беспокоен.

  • Длительность заболевания варьируется от 2-3-х минут до нескольких лет;
  • Интенсивность внешнего проявления бывает настолько сильной, что невозможно показаться в общественном месте, а может быть и незаметной для окружающих;
  • Периодичность возникновения тика в течение дня переменчива;
  • Успешность лечения заболевания непредсказуема — от окончательного выздоровления до нулевого результата. Нервные тики у детей успешно лечит доктор Комаровский по специальной разработанной им методике;
  • Степень нарушения поведения ребенка возможна от ярко выраженной до внешне незаметной.

Степень проявления заболевания зависит от:

  • Времени года. Как правило, весной наблюдается обострение заболевания;
  • Времени суток;
  • Эмоционального настроя. Хорошее настроение помогает ребенку легче справляться с проявлениями тика;
  • Рода . Если ребенку интересно то, чем он занимается — игра захватывает полностью его внимание и отключает рефлекс непроизвольных движений. По мере потери интереса к занятию симптомы заболевания появляются вновь;
  • Переутомления. Долгое занятие чем-либо или длительное нахождение в неудобной позе может вызвать усиление проявления симптомов или появления нескольких одновременно.

Лечение

Чтобы вылечить нервный тик у ребенка — нужно вовремя увидеть симптомы и назначить правильное лечение . Для этого необходима помощь врача-невролога. Методика лечения заключается в следующем:

  1. Исключение из окружающей обстановки ребенка провоцирующих факторов. Соблюдение режима, правильного питания. Нельзя допускать сильных физических нагрузок и переутомления;
  2. Создание теплого семейного климата. Важно побольше беседовать с детьми, чтобы понять их проблемы и вовремя поддержать. Нужно организовывать прогулки и походы всей семьей, заниматься совместным приготовлением вкусных блюд и пр.;
  3. Полезно взять за правило , развивающие сообразительность, внимание, общительность;
  4. Необходимо прививать ребенку любовь к чтению, рисованию, музыке, спорту, технике и пр;
  5. В тяжелых случаях, когда вышеперечисленные методы не действуют — назначают медикаментозное лечение. Оно основано на применении антидепрессантов, ноотропных препаратов для нормализации обменных процессов, витаминов и прочее. Медицинские препараты применяют до полного исчезновения симптомов и затем еще на протяжении полугода. Далее постепенно уменьшают дозировки до полной отмены приема лекарств.

Всем удачи, до встрече в следующей статье.

Тики, или гиперкинезы, — это повторяющиеся неожиданные короткие стереотипные движения или высказывания, внешне схожие с произвольными действиями. Характерной чертой тиков является их непроизвольность, но в большинстве случаев пациент может воспроизводить или частично контролировать собственные гиперкинезы. При нормальном уровне интеллектуального развития детей заболеванию нередко сопутствуют когнитивные нарушения, двигательные стереотипии и тревожные расстройства.

Распространенность тиков достигает приблизительно 20% в популяции.

До сих пор не существует единого мнения о возникновении тиков. Решающая роль в этиологии заболевания отводится подкорковым ядрам — хвостатому ядру, бледному шару, субталамическому ядру, черной субстанции. Подкорковые структуры тесно взаимодействуют с ретикулярной формацией, таламусом, лимбической системой, полушариями мозжечка и корой лобного отдела доминантного полушария. Деятельность подкорковых структур и лобных долей регулируется нейромедиатором дофамином. Недостаточность работы дофаминергической системы приводит к нарушениям внимания, недостаточности саморегуляции и поведенческого торможения, снижению контроля двигательной активности и появлению избыточных, неконтролируемых движений.

На эффективность работы дофаминергической системы могут повлиять нарушения внутриутробного развития вследствие гипоксии, инфекции, родовой травмы или наследственная недостаточность обмена дофамина. Имеются указания на аутосомно-доминантный тип наследования; вместе с тем известно, что мальчики страдают тиками примерно в 3 раза чаще девочек. Возможно, речь идет о случаях неполной и зависимой от пола пенетрации гена.

В большинстве случаев первому появлению у детей тиков предшествует действие внешних неблагоприятных факторов. До 64% тиков у детей провоцируются стрессовыми ситуациями — школьной дезадаптацией, дополнительными учебными занятиями, бесконтрольными просмотрами телепередач или продолжительной работой на компьютере, конфликтами в семье и разлукой с одним из родителей, госпитализацией.

Простые моторные тики могут отмечаться в отдаленном периоде перенесенной черепно-мозговой травмы. Голосовые тики — покашливания, шмыгания носом, отхаркивающие горловые звуки — нередко встречаются у детей, часто болеющих респираторными инфекциями (бронхитами, тонзиллитами, ринитами).

У большинства пациентов существует суточная и сезонная зависимость тиков — они усиливаются вечером и обостряются в осенне-зимний период.

К отдельному виду гиперкинезов следует отнести тики, возникающие в результате непроизвольного подражания у некоторых повышенно внушаемых и впечатлительных детей. Происходит это в процессе непосредственного общения и при условии известного авторитета ребенка с тиками среди сверстников. Такие тики проходят самостоятельно через некоторое время после прекращения общения, но в некоторых случаях подобное подражание является дебютом заболевания.

Клиническая классификация тиков у детей

По этиологии

Первичные, или наследственные, включая синдром Туретта. Основной тип наследования — аутосомно-доминант-ный с различной степенью пенетратности, возможны спорадические случаи возникновения заболевания.

Вторичные, или органические. Факторы риска: анемия у беременных, возраст матери старше 30 лет, гипотрофия плода, недоношенность, родовая травма, перенесенные травмы головного мозга.

Криптогенные. Возникают на фоне полного здоровья у трети больных тиками.

По клиническим проявлениям

Локальный (фациальный) тик. Гиперкинезы захватывают одну мышечную группу, в основном мимическую мускулатуру; преобладают учащенные моргания, зажмуривания, подергивания углов рта и крыльев носа (табл. 1). Моргание является самым устойчивым из всех локальных тикозных расстройств. Зажмуривание отличается более выраженным нарушением тонуса (дистонический компонент). Движения крыльев носа, как правило, присоединяются к учащенному морганию и относятся к неустойчивым симп-томам лицевых тиков. Единичные лицевые тики практически не мешают больным и в большинстве случаев не замечаются самими пациентами.

Распространенный тик. В гиперкинез вовлекаются несколько мышечных групп: мимические, мышцы головы и шеи, плечевого пояса, верхних конечностей, мышцы живота и спины. У большинства больных распространенный тик начинается с моргания, к которому присоединяются заведение взора, повороты и наклоны головы, подъемы плеч. В периоды обострений тиков у школьников могут возникать проблемы при выполнении письменных заданий.

Вокальные тики. Различают вокальные тики простые и сложные.

Клиническая картина простых вокальных тиков представлена преимущественно низкими звуками: покашливанием, «прочисткой горла», хмыканием, шумным дыханием, шмыганием носом. Реже встречаются такие высокие звуки, как «и», «а», «у-у», «уф», «аф», «ай», визг и свист. При обострении тикозных гиперкинезов вокальные феномены могут изменяться, например покашливание переходит в хмыкание или шумное дыхание.

Сложные вокальные тики отмечаются у 6% больных синдромом Туретта и характеризуются произнесением отдельных слов, ругательствами (копролалией), повторением слов (эхолалией), быстрой неровной, неразборчивой речью (палилалией). Эхолалия является непостоянным симптомом и может встречаться в течение нескольких недель или месяцев. Копролалия обычно представляет собой статусное состояние в виде серийного произнесения ругательств. Нередко копролалия значительно ограничивает социальную активность ребенка, лишая его возможности посещать школу или общественные места. Палилалия проявляется навязчивым повторением последнего слова в предложении.

Генерализованный тик (синдром Туретта). Проявляется сочетанием распространенных моторных и вокальных простых и сложных тиков.

В таблице 1 представлены основные виды моторных тиков в зависимости от их распространенности и клинических проявлений.

Как видно из представленной таблицы, при усложнении клинической картины гиперкинезов, от локального к генерализованному, тики распространяются по направлению сверху вниз. Так, при локальном тике насильственные движения отмечаются в мышцах лица, при распространенном переходят на шею и руки, при генерализованном в процесс вовлекаются туловище и ноги. Моргание встречается с одинаковой частотой при всех видах тиков.

По тяжести клинической картины

Тяжесть клинической картины оценивают по количеству гиперкинезов у ребенка в течение 20 мин наблюдения. При этом тики могут отсутствовать, быть единичными, серийными или статусными. Оценка степени тяжести используется для унификации клинической картины и определения эффективности лечения.

При единичных тиках их количество за 20 мин осмотра составляет от 2 до 9, чаще встречаются у больных локальными формами и в стадии ремиссии у больных с распространенным тиком и синдромом Туретта.

При серийных тиках за 20 мин осмотра наблюдается от 10 до 29 гиперкинезов, после которых наступают многочасовые перерывы. Подобная картина характерна при обострении заболевания, встречается при любой локализации гиперкинезов.

При тикозным статусе серийные тики следуют с частотой от 30 до 120 и более за 20 мин осмотра без перерыва в течение дня.

Аналогично моторным тикам, вокальные тики также бывают единичными, серийными и статусными, усиливаются к вечеру, после эмоциональной нагрузки и переутомления.

По течению заболевания

Согласно диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам (DSM-IV), выделяют преходящие тики, хронические тики и синдром Туретта.

Преходящее , или транзиторное , течение тиков подразумевает наличие у ребенка моторных или голосовых тиков с полным исчезновением симп-томов заболевания в течение 1 года. Характерно для локальных и распространенных тиков.

Хроническое тиковое нарушение характеризуется моторными тиками продолжительностью более 1 года без вокального компонента. Хронические вокальные тики в изолированном виде встречаются редко. Выделяют ремиттирующий, стационарный и прогредиентный подтипы течения хронических тиков.

При ремиттирующем течении периоды обострений сменяются полным регрессом симптомов или наличием локальных единичных тиков, возникающих на фоне интенсивных эмоциональных или интеллектуальных нагрузок. Ремиттирующий подтип является основным вариантом течения тиков. При локальных и распространенных тиках обострение длится от нескольких недель до 3 мес, ремиссии сохраняются от 2-6 мес до года, в редких случаях до 5-6 лет. На фоне медикаментозного лечения возможна полная или неполная ремиссия гиперкинезов.

Стационарный тип течения заболевания определяется наличием стойких гиперкинезов в различных группах мышц, которые сохраняются на протяжении 2-3 лет.

Прогредиентное течение характеризуется отсутствием ремиссий, переходом локальных тиков в распространенные или генерализованные, усложнением стереотипий и ритуалов, развитием тикозных статусов, резистентностью к терапии. Прогредиентное течение преобладает у мальчиков с наследственными тиками. Неблагоприятными признаками является наличие у ребенка агрессивности, копролалии, навязчивостей.

Существует зависимость между локализацией тиков и течением заболевания. Так, для локального тика характерен транзиторно-ремиттирующий тип течения, для распространенного тика — ремиттирующе-стационарный, для синдрома Туретта — ремиттирующе-прогредиентный.

Возрастная динамика тиков

Чаще всего тики появляются у детей в возрасте от 2 до 17 лет, средний возраст — 6-7 лет, частота встреча-емости в детской популяции — 6-10%. У большинства детей (96%) тик возникает до 11 лет. Наиболее частое проявление тика — моргание глазами. В 8-10 лет появляются вокальные тики, которые составляют примерно треть случаев всех тиков у детей и возникают как самостоятельно, так и на фоне моторных. Чаще первоначальными проявлениями вокальных тиков являются шмыгания носом и покашливания. Для заболевания характерно нарастающее течение с пиком проявлений в 10-12 лет, затем отмечается уменьшение симптоматики. В возрасте 18 лет приблизительно 50% пациентов самопроизвольно освобождаются от тиков. При этом нет зависимости между тяжестью проявления тиков в детстве и во взрослом возрасте, но в большинстве случаев у взрослых проявления гиперкинезов менее выражены. Иногда тики впервые возникают у взрослых, но они характеризуются более мягким течением и обычно продолжаются не более 1 года.

Прогноз для локальных тиков благоприятный в 90% случаев. В случае распространенных тиков у 50% детей отмечается полный регресс симптомов.

Синдром Туретта

Наиболее тяжелой формой гиперкинезов у детей является, без сомнения, синдром Туретта. Частота его составляет 1 случай на 1000 детского населения у мальчиков и 1 на 10 000 у девочек. Впервые синдром описал Жиль де ля Туретт в 1882 г. как «болезнь множественных тиков». Клиническая картина включает моторные и голосовые тики, дефицит внимания и обсессивно-компульсивное расстройство. Синдром наследуется с высокой пенетратностью по аутосомно-доминантному типу, причем у мальчиков тики чаще сочетаются с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, а у девочек — с обсессивно-компульсивным расстройством.

Общепринятыми в настоящее время являются критерии синдрома Туретта, приведенные в классификации DSM III пересмотра. Перечислим их.

  • Сочетание моторных и вокальных тиков, возникающих одновременно или с различными интервалами времени.
  • Повторные тики в течение дня (обычно сериями).
  • Локализация, количество, частота, сложность и тяжесть тиков меняется со временем.
  • Дебют заболевания до 18 лет, продолжительность более 1 года.
  • Симптомы болезни не связаны с приемом психотропных препаратов или заболеванием ЦНС (хореей Гентингтона, вирусным энцефалитом, системными заболеваниями).

Клиническая картина синдрома Туретта зависит от возраста пациента. Знание основных закономерностей развития болезни помогает выбрать правильную тактику лечения.

Дебют заболевания развивается в 3-7 лет. Первыми симптомами являются локальные лицевые тики и подергивания плеч. Затем гиперкинезы распространяются на верхние и нижние конечности, появляются вздрагивания и повороты головы, сгибание и разгибание кисти и пальцев, запрокидывание головы назад, сокращение мышц живота, подпрыгивания и приседания, один вид тиков сменяется другим. Вокальные тики часто присоединяются к моторным симптомам в течение нескольких лет после дебюта заболевания и усиливаются в стадии обострения. У ряда больных вокализмы являются первыми проявлениями синдрома Туретта, к которым в последующем присоединяются моторные гиперкинезы.

Генерализация тикозных гиперкинезов происходит в период продолжительностью от нескольких месяцев до 4 лет. В возрасте 8-11 лет у детей отмечается пик клинических проявлений симптомов в виде серий гиперкинезов или повторных гиперкинетических статусов в сочетании с ритуальными действиями и аутоагрессией. Тикозный статус при синдроме Туретта характеризует тяжелое гиперкинетическое состояние. Для серии гиперкинезов характерна смена моторных тиков вокальными с последующим появлением ритуальных движений. Больные отмечают дискомфорт от избыточных движений, например боль в шейном отделе позвоночника, возникающую на фоне поворотов головы. Наиболее тяжелый гиперкинез представляет собой запрокидывание головы — при этом пациент может повторно ударяться затылком о стену, нередко в сочетании с одновременными клоническими подергиваниями рук и ног и появлением мышечных болей в конечностях. Продолжительность статусных тиков колеблется от нескольких суток до нескольких недель. В некоторых случаях отмечаются исключительно моторные или преимущественно вокальные тики (копролалия). Во время статусных тиков сознание у детей полностью сохранено, однако гиперкинезы не контролируются пациентами. Во время обострений заболевания дети не могут посещать школу, у них затрудняется самообслуживание. Характерно ремиттирующее течение с обострениями длительностью от 2 до 12-14 мес и неполными ремиссиями от нескольких недель до 2-3 мес. Длительность обострений и ремиссий находится в прямой зависимости от тяжести тиков.

У большинства больных в 12-15 лет генерализованные гиперкинезы переходят в резидуальную фазу , проявля-ющуюся локальными или распространенными тиками. У трети больных с синдромом Туретта без обсессивно-компульсивных расстройств в резидуальной стадии наблюдается полное прекращение тиков, что можно рассматривать как возрастзависимую инфантильную форму заболевания.

Коморбидность тиков у детей

Тики нередко возникают у детей с уже имеющимися заболеваниями со стороны центральной нервной системы (ЦНС), такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), церебрастенический синдром, а также тревожные расстройства, включающие генерализованное тревожное расстройство, специфичные фобии и обсессивно-компульсивное расстройство.

Примерно у 11% детей с СДВГ встречаются тики. Преимущественно это простые моторные и вокальные тики с хроническим рецидивирующим течением и благоприятным прогнозом. В отдельных случаях затруднен дифференциальный диагноз между СДВГ и синдромом Туретта, когда гиперактивность и импульсивность появляются у ребенка до развития гиперкинезов.

У детей, страдающих генерализованным тревожным расстройством или специфичными фобиями, тики могут быть спровоцированы или усилены волнениями и переживаниями, непривычной обстановкой, длительным ожиданием какого-либо события и сопутствующим нарастанием психоэмоционального напряжения.

У детей с обсессивно-компульсивными расстройствами голосовые и моторные тики сочетаются с навязчивым повторением какого-либо движения или занятия. По всей видимости, у детей с тревожными расстройствами тики являются дополнительной, хотя и патологической формой психомоторной разрядки, способом успокоения и «переработки» накопившегося внутреннего дискомфорта.

Церебрастенический синдром в дет-ском возрасте является следствием перенесенных черепно-мозговых травм или нейроинфекций. Появление или усиление тиков у детей с церебрастеническим синдромом нередко провоцируется внешними факторами: жарой, духотой, изменением барометрического давления. Характерно нарастание тиков при утомлении, после длительных или повторных соматических и инфекционных заболеваний, увеличении учебных нагрузок.

Приведем собственные данные. Из 52 детей, обратившихся с жалобами на тики, было 44 мальчика, 7 девочек; соотношение «мальчики: девочки» составило «6: 1» (табл. 2).

Итак, наибольшее число обращений по поводу тиков отмечалось у мальчиков в возрасте 5-10 лет с пиком в 7-8 лет. Клиническая картина тиков представлена в табл. 3.

Таким образом, чаще всего отмечались простые моторные тики с локализацией преимущественно в мышцах лица и шеи и простые вокальные тики, имитирующие физиологические действия (кашель, отхаркивание). Подпрыгивания и сложные вокальные высказывания встречались гораздо реже — только у детей с синдромом Туретта.

Временные (транзиторные) тики продолжительностью менее 1 года наблюдались чаще, чем хронические (ремиттирующие или стационарные). Синдром Туретта (хронический стационарный генерализованный тик) отмечался у 7 детей (5 мальчиков и 2 девочки) (табл. 4).

Лечение

Основным принципом терапии тиков у детей является комплексный и дифференцированный подход к лечению. До назначения медикаментозной или иной терапии необходимо выяснить возможные причины возникновения заболевания и обсудить с родителями способы педагогической коррекции. Необходимо разъяснить непроизвольный характер гиперкинезов, невозможность контроля их усилием воли и, как следствие этого, недопустимость замечаний ребенку по поводу тиков. Нередко выраженность тиков снижается при уменьшении требований к ребенку со стороны родителей, отсутствии фиксации внимания на его недостатках, восприятии его личности в целом, без вычленения «хороших» и «плохих» качеств. Терапевтический эффект оказывают упорядочение режима, занятия спортом, особенно на свежем воздухе. При подозрении на индуцированные тики необходима помощь психотерапевта, поскольку подобные гиперкинезы снимаются внушением.

При решении вопроса о назначении медикаментозного лечения необходимо учитывать такие факторы, как этиология, возраст пациента, тяжесть и выраженность тиков, их характер, сопутствующие заболевания. Медикаментозное лечение необходимо проводить при тяжелых, выраженных, упорных тиках, сочетающихся с нарушениями поведения, неуспеваемостью в школе, влияющих на самочувствие ребенка, осложняющих его адаптацию в коллективе, ограничивающих его возможности самореализации. Лекарственная терапия не должна назначаться, если тики беспокоят только родителей, но не нарушают нормальную активность ребенка.

Основная группа препаратов, назначаемая при тиках, — нейролептики: галоперидол, пимозид, флуфеназин, тиаприд, рисперидон. Их эффективность при лечении гиперкинезов достигает 80%. Препараты обладают анальгезирующим, притивосудорожным, антигистаминным, противорвотным, нейролептическим, антипсихотическим, седативным дейст-виями. К механизмам их действия относятся блокада постсинаптических дофаминергических рецепторов лимбической системы, гипоталамуса, триггерной зоны рвотного рефлекса, экстрапирамидной системы, торможение обратного захвата дофамина пресинаптической мембраной и последующего депонирования, а также блокада адренорецепторов ретикулярной формации головного мозга. Побочные эффекты: головная боль, сонливость, нарушения концентрации внимания, сухость во рту, повышение аппетита, возбуждение, беспокойство, тревога, страх. При длительном применении могут развиться экстрапирамидные нарушения, включающие повышение мышечного тонуса, тремор, акинезии.

Галоперидол: начальная доза составляет 0,5 мг на ночь, затем ее повышают на 0,5 мг в неделю до достижения терапевтического эффекта (1-3 мг/сут в 2 приема).

Пимозид (Орап) по эффективности сравним с галоперидолом, но дает меньше побочных эффектов. Начальная доза составляет 2 мг/сут в 2 приема, при необходимости дозу повышают на 2 мг в неделю, но не выше 10 мг/сут.

Флуфеназин назначается в дозе 1 мг/сут, затем дозу увеличивают на 1 мг в неделю до 2-6 мг/сут.

Рисперидон относится к группе атипичных нейролептиков. Известна эффективность рисперидона при тике и связанных с ним нарушениях поведения, особенно оппозиционно-вызывающего характера. Начальная доза — 0,5-1 мг/сут с постепенным ее повышением до достижения положительной динамики.

При выборе препарата для лечения ребенка с тиками следует учитывать наиболее удобную для дозирования форму выпуска. Оптимальными для титрования и последующего лечения в детском возрасте являются капельные формы (галоперидол, рисперидон), позволяющие наиболее точно подобрать поддерживающую дозу и избежать неоправданной передозировки лекарства, что особенно актуально при проведении длительных курсов лечения. Предпочтение также отдается препаратам, обладающим относительно низким риском развития побочных эффектов (рисперидон, тиаприд).

Метоклопрамид (Реглан, Церукал) является специфическим блокатором дофаминовых и серотониновых рецепторов триггерной зоны ствола мозга. При синдроме Туретта у детей применяется в дозе 5-10 мг в день (1/2-1 таблетка), в 2-3 приема. Побочные действия — экстрапирамидные расстройства, проявляющиеся при превышении дозы 0,5 мг/кг/сут.

Для лечения гиперкинезов в последние годы применяют препараты вальпроевой кислоты. Основной механизм действия вальпроатов заключается в усилении синтеза и высвобождении γ-аминомасляной кислоты, которая является тормозным медиатором ЦНС. Вальпроаты являются препаратами первого выбора при лечении эпилепсии, однако интерес представляет их тимолептический эффект, проявляющийся в уменьшении гиперактивности, агрессивности, раздражительности, а также положительное влияние на выраженность гиперкинезов. Терапевтическая доза, рекомендуемая для лечения гиперкинезов, значительно ниже, чем при лечении эпилепсии, и составляет 20 мг/кг/сут. Из побочных эффектов отмечены сонливость, повышение массы тела, выпадение волос.

При сочетании гиперкинезов с обсессивно-компульсивным расстрой-ством положительный эффект оказывают антидепрессанты — кломипрамин, флуоксетин.

Кломипрамин (Анафранил, Кломинал, Клофранил) является трициклическим антидепрессантом, механизм действия — торможение обратного захвата норэпинефрина и серотонина. Рекомендованная доза у детей с тиками — 3 мг/кг/сут. К побочным эффектам относятся преходящие нарушения зрения, сухость во рту, тошнота, задержка мочи, головная боль, головокружение, бессонница, возбудимость, экстрапирамидные расстройства.

Флуоксетин (Прозак) — антидепрессивное средство, селективный ингибитор обратного захвата серотонина, обладающий низкой активностью по отношению к норэпинефриновой и дофаминергической системам головного мозга. У детей с синдромом Туретта хорошо устраняет беспокой-ство, тревогу, страх. Начальная доза в детском возрасте составляет 5 мг/сут 1 раз в день, эффективная — 10-20 мг/сут 1 раз утром. Переносимость препарата в целом хорошая, побочные эффекты возникают относительно редко. Среди них наиболее значимыми являются тревожность, нарушения сна, астенический синдром, потливость, снижение массы тела. Препарат также эффективен в комбинации с пимозидом.

Литература
  1. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: ACADEMA, 2005.
  2. Мэш Э., Вольф Д. Нарушение психики ребенка. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА ПРЕСС, 2003.
  3. Омельяненко А., Евтушенко О. С., Кутякова и др. // Международный неврологический журнал. Донецк. 2006. №3(7). С. 81-82.
  4. Петрухин А. С. Неврология детского возраста. М.: Медицина, 2004.
  5. Феничел Дж. М. Педиатрическая неврология. Основы клинической диагностики. М.: Медицина, 2004.
  6. L. Bradley, Schlaggar, Jonathan W. Mink. Movement // Disorders in Children Pediatrics in Review. 2003; 24(2).

Н. Ю. Суворинова , кандидат медицинских наук
РГМУ, Москва