Какой царь освободил крестьян от крепостной зависимости. Отмена крепостного права

Введение…………………………………………………….....2

I.Подготовка отмены крепостного права…………………….3

1. Личное освобождение……………………………………8

2. Размеры полевого надела………………………………...9

3. Повинности………………………………………………12

4.Выкуп…………………………………………………….15

5.Правовое положение……………………………………17

III.Последствия крестьянской реформы……………………18

Заключение…………………………………………………...23

Список литературы…………………………………………..25


Введение

Время царствования Александра II (1856-1881) стало эпохой «великих реформ». Ее центральным событием стала отмена крепостного права .

В 1856-1857 гг. в ряде южных губерний произошли крестьянские волнения. Они быстро затихли, но лишний раз напомнили, что помещики сидят на вулкане .

Крепостное хозяйство таило в себе угрозу. Оно не обнаруживало явных признаков скорого своего краха и развала. Оно могло просуществовать еще неопределенно долгое время. Но свободный труд производительнее подневольного - это аксиома. Крепостное право диктовало всей стране крайне замедленные темпы развития. Крымская война наглядно показала растущее отставание России. В ближайшее время она могла перейти в разряд второстепенных держав. Крепостное право, слишком похожее на рабство, было безнравственно.

События отмены крепостного права в России 1861 г. будут освещены в работе. Таким образом, цель работы рассмотреть следующие вопросы -

подготовка отмены крепостного права, положение от 19 февраля 1861 года, последствия крестьянской реформы.


I .Подготовка отмены крепостного права

Отмена крепостного права затрагивала жизненные основы огромной страны. В конституционных государствах все крупные мероприятия сначала разрабатываются в соответствующих министерствах, затем обсуждаются в Совете министров, а затем вносятся в парламент, которому принадлежит решающее слово. В России в то время не было ни конституции, ни парламента, ни Совета министров. Поэтому потребовалось создать громоздкую систему центральных и местных учреждений специально для разработки крестьянской реформы.
Вскоре после заключения Парижского мира Александр II, выступая в Москве перед предводителями дворянства, заявил, что "лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу". Намекая на пугачевщину, царь затронул очень чувствительную для помещиков тему. "Передайте слова мои дворянам для соображения", - сказал он в конце речи.
Подготовка отмены крепостного права началась с января 1857 года с создания Секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Подчиняясь воле монарха, комитет признал необходимость постепенной отмены крепостного права. В ноябре 1857 года был подписан и разослан по всей стране рескрипт на имя виленского генерал-губернатора В.И. Назимова, который объявлял о начале постепенного освобождения крестьян и предписывал создать в каждой губернии дворянские комитеты для внесения предложений и поправок в проект реформы .

Обстановка гласности вынудила помещиков откликнуться на призыв царя. К лету 1858г. почти повсеместно были созданы губернские дворянские комитеты. Губернские дворянские комитеты составляли проекты по крестьянскому вопросу и посылали их в Главный комитет по крестьянскому делу, который в соответствии со своей программой планировал предоставление крестьянам личной свободы без земли, остававшейся собственностью помещиков. Для рассмотрения этих проектов и составления подробного проекта реформы были образованы редакционные комиссии .

Все текущие дела по подготовке реформы сосредоточились в руках министра внутренних дел Николая Алексеевича Милютина (1818-1872). Милютин был близок к Кавелину и старался реализовать основные положения его записки. Большую помощь оказал ему славянофил Ю.Ф. Самарин, член редакционных комиссий.
Помещики с недоверием отнеслись к редакционным комиссиям, и Александр II обещал, что представители дворянства будут вызваны в Петербург, ознакомлены с документами и смогут высказать свое мнение. К августу 1859 г. проект был подготовлен и встал вопрос о приезде дворянских представителей. Опасаясь, как бы они не образовали какое-нибудь подобие парламента, правительство решило вызвать дворян в столицу в два приема (сначала от нечерноморских губерний, а затем от черноморских). Вызванным было запрещено собираться на официальные заседания. Их приглашали по 3 4 человека в редакционные комиссии и просили отвечать на задаваемые вопросы. Дворяне были очень недовольны таким поворотом дела.
Помещики нечерноморских губерний не возражали против наделения крестьян землей, но требовали за нее выкуп, несоразмерный с ее стоимостью. Тем самым они пытались включить в сумму выкупа компенсация за оброк. Они настаивали также на том, чтобы правительство гарантировало выкупную операцию.
Кроме того, помещики опасались, что власть правительственной бюрократии слишком усилится, если она заберет в свои руки все дело управления крестьянами. Чтобы отчасти нейтрализовать эту опасность, дворянские депутаты требовали свободы печати, гласности, независимого суда и местного самоуправления. В ответ правительство запретило на ближайших дворянских собраниях обсуждать вопрос о реформах.
Этот запрет вызвал сильное брожение среди дворянства, особенно в нечерноморских губерниях, где оно было более просвещенным и либеральным. На собрании тверского дворянства помещик А.И. Европеус (бывший петрашевец) произнес яркую речь против произвола бюрократии, нарушающей законные права дворян, и был отправлен в новую ссылку в Пермь. Вятка была избрана местом ссылки для тверского губернского представителя дворянства А.М. Унковского. Александр II показал, что он кое-чему научился у своего отца. Эти события напомнили о том, как слабо защищены в России права отдельных граждан.
Тем временем, в начале 1860 г., в Петербург съехались дворянские представители от черноморских губерний. Их критика правительственного проекта была еще резче. Они увидели в деятельности редакционных комиссий проявление демократических, республиканских и даже социалистических тенденций. Громкими криками о разных опасностях, якобы грозящих государству, помещики хотели замаскировать свое нежелание дать крестьянам землю. Но землевладельцы их южных губерний не выдвигали требований относительно гласности и различных свобод, и правительство не подвергло их репрессиям. Дворянским представителям было обещано, что их замечания по возможности будут учтены.
Председателем редакционных комиссий был назначен министр юстиции граф В.Н. Панин, известный консерватор. На каждом последующем этапе обсуждения в проект вносились те или другие поправки крепостников. Реформаторы чувствовали, что проект все более сдвигается от "золотой середины" в сторону ущемления крестьянских вопросов. Тем не менее обсуждение реформы в губернских комитетах и вызов дворянских представителей не остались без пользы. Милютин и Самарин (главные разработчики реформы) поняли, что она не может осуществляться на одинаковых основаниях во всей стране, что нужно учитывать местные особенности. В черноморских губерниях главную ценность представляет земля, в нечерноморских крестьянский труд, овеществленный в оброк. Они поняли также, что нельзя без подготовки отдать помещичье и крестьянское хозяйство во власть рыночных отношений; требовался переходный период. Они утвердились в мысли, что крестьяне должны быть освобождены с земли, а помещикам следует предоставить гарантированный правительством выкуп. Эти идеи и легли в основу законоположений о крестьянской реформе.


19 февраля 1861г., в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал все законоположения о реформе и манифест об отмене крепостного права. Поскольку правительство опасалось народных волнений, публикация документов была отложена на две недели для принятия предупредительных мер. 5 марта 1861 г. манифест был прочитан в церквях после обедни. На разводе в Михайловском манеже Александр сам причитал его войскам. Так пало крепостное право в России. "Положения 19 февраля 1861, г." распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 22 563 тыс. душ обоего пола крепостных крестьян, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс., приписанных к частным заводам и фабрикам.


1.Личное освобождение

«Положения 19 февраля 1861 года о крестьянах, вы­шедших из крепостной зависимости» состояли из ряда отдельных законов, трактовавших те или иные вопросы реформы. Наиболее важным из них являлось «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной за­висимости», в котором излагались основные условия от­мены крепостного права. Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим иму­ществом. Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были пре­доставить в постоянное пользование крестьянам «усадеб­ную оседлость», т.е. усадьбу, с приусадебным участком, а также и полевой надел «для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком..,». За пользование помещичьей землей кре­стьяне обязаны были отбывать барщину или платить оброк. Они не имели права отказаться от полевого надела, по крайней мере в первые девять лет (в по­следующий период отказ от земли был ограничен ря­дом условий, затруднявших осуществление этого права).

Это запрещение достаточно ярко характеризовало помещичий характер реформы: условия «освобождения» были таковы, что крестьянину сплошь и рядом было невыгодно брать землю. Отказ же от нее лишал поме­щиков либо рабочей сил ы, либо дохода, получаемого ими в виде оброка.


2.Размеры полевого надела

Размеры полевого надела и повинности должны были быть зафиксированы в уставных грамотах, для со ставления которых отводился двухлетний срок. Соста­вление уставных грамот поручалось самим помещикам, а проверка их-так называемым мировым посредникам, которые назначались из числа местных дворян-помещи­ков. Таким образом, посредниками между крестьянами и помещиками выступали те же помещики.

Уставные грамоты заключались не с отдельным кре­стьянином, а с «миром», т. е. с сельским обществом кре­стьян, принадлежавших тому или иному помещику, в ре­зультате чего и повинности за пользование землей взи­мались с «мира». Обязательное наделение землей и уста­новление круговой поруки в отношении уплаты повин­ностей фактически приводили к закрепощению крестьян «миром». Крестьянин не имел права уйти из общества, получить паспорт - все это зависело от решения «мира». Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы, вы­куп же полевого надела определялся волей помещика. В случае желания помещика продать свою землю кре­стьяне не имели права отказываться. Крестьяне, выкупившие свои поле вые над елы, именовались крестьянами-собственниками «выкуп производ ился также не отдельным лицом, а всем сел ьским обществом». Таковы основные условия отмены крепостного права, изложенные в «Общем положении».

Эти условия полностью отвечали интересам помещиков. Установление временнообязанных отношений сохраняло на неопределенный срок феодаль­ную систему эксплуатации. Прекращение этих отношений определял ось исключительно волей помещиков, от жела­ния которых зависел перевод крестьян на выкуп. Реали­зация реформы передавалась целиком в руки поме­щиков.

Размер земельных наделов, а также платежи и повинности за пользование ими опреде­лялся «Местными положениями». «Местных положений» было издано четыре.

1. «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих зем­лях в губерниях: великороссийских, новороссийских и белорусских»

2. «Малороссийское местное положение», распространяв­шееся на Левобережную часть Украины: Черниговскую, Полтавскую и остальную часть Харьковской губернии.

3. «Положение» для Левобережной Украины определялась тем, что на Ук­раине общины не существовало и наделение землей производилось, в зависимости от наличия тяг­ловой силы.

4. «Местные положения» для Правобережной Украины - губерний Киевской, Подольской, Волынской, а также для Литвы и Белорус­сии - губерний Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской. Это определялось политическими соображениями, ибо помещиками в этих районах было польское дворянство.

Согласно «Местному положению» семейные участки сохранялись в дореформенных размерах, умень­шаясь пропорционально производимым отрезкам. Подобное распределение земли соответствовало фактиче­скому положению, определявшемуся наличием разных категорий крепостных, хотя различие между тягловыми и пешими юридически ликвидировалось. Безземельные крестьяне получали наделы в том случае, если произ­водилась прирезка земли.

По «Малороссийскому положению» помещику также предоставлялось право уменьшать крестьянский надел до одной четверти высшего, если по взаимному соглаше­нию помещик передавал его крестьянам безвозмездно.

В несколько лучшем положении оказались крестьяне Правобережной Украины, т.е. в тех районах, где поме­щиками было польское дворянство. По «Местному по­ложению» для Киевской, Волынской и Подольской гу­берний за крестьянами закреплялась вся земля, которой они пользовались согласно инвентарным правилам 1847 и 1848 гг. Если помещик уменьшил крестьянские наделы после введения инвентарей, то согласно «Положению» он должен был возвратить эту землю крестьянам.

По «Местному положению», распространявшемуся на Виленскую, Гродненскую, Ковенскую, Минскую и часть Витебской губернии, за крестьянами сохранялась вся земля ко времени утверждения «Положения», т.е. к 19 февраля 1861 г., которой они пользовались. Правда, помещик также имел право сокращать размеры кре­стьянских наделов, если у него оставалось менее одной трети удобных земель. Однако согласно «Положе­ния» крестьянский надел «... не может быть ни в каком случае... уменьшаем более чем на одну шестую часть; остальные пять шестых образуют неприкосновен­ную землю крестьянского надела...»

Таким образом, при обеспечении крестьян землей в большинстве губерний помещикам предоставлялись широкие возможности для ограбления крестьянства, т. е. обезземеливания его. Помимо уменьшения кресть­янского надела, помещики могли еще ограбить крестьян, переселяя их на заведомо негодные земли.


3.Повинности

Повинности за пользование землей подразделялись на денежные (оброк) и издольщину (барщину). В «Положении» говорилось, что крестьяне не обязаны не сти в пользу помещика какие-либо дополнительные повинности, а также уплачивать ему натуральную дань (птицей, яйцами, ягодами, гри­бами и т. д.). Основной формой повинностей был де­нежный оброк, размер которого в каждой губернии при­мерно соответствовал дореформенному. Это обстоятель­ство ясно обнаруживало, что оброк определялся не стоимостью земли, а теми доходами, которые получал помещик от личности крепостного крестьянина.

Наивысший оброк устанавливался там, где земля приносила незначительный доход, и, на­оборот, преимущественно в черноземных губерниях оброк был значительно ниже. Это указывало на полное несоответствие между ценой на землю и устанавливае­мым оброком. Последний не являлся своеобраз­ной арендной платой за пользование землей и сохранял характер феодальной повинности, обеспечивавшей поме­щику тот доход от личности крестьянина, который он получал до реформы.

Если учесть, что земельные наделы были уменьшены по сравнению с дореформенным периодом, а оброк остался прежним, то станет ясно, что доход помещ ика не только не уменьшался, но даже уве­личивался. Размер оброка мог быть по ходатайству по­мещика увеличен до одного рубля с души (в случае занятия крестьянина торговлей, либо промыслами, либо, учитывая выгодное местоположение деревни,- близость к крупным торговым центрам и городам и т.д.). Крестьянам также предоставлялось право просить о сни­жении оброка по причинам низкого качества земли либо по другим основаниям. Ходатайства крестьян о сниже­ни и оброка должны были быть поддержаны мировым посредником и разрешаться губернским по крестьянским делам присутствием.

Средством для установления еще большего несоот­ветствия между доходностью земли и повинностями слу­жили так называемые градации оброка, вводившиеся для всех трех полос (на Украине, в Литве и в западных губерниях Белоруссии эти градации отсутствовали). Суть их заключалась в том, что оброк, установленный для высшего душевого надела, не уменьшался пропорцио­нально в случае предоставления крестьянину неполного надела, а, наоборот, исчислялся обратно пропорциональ­но размеру надела.

Для определения суммы оброка, взимавшегося по «Великороссийскому положению» за крестьянские усадь бы подразделялис ь на четыре разряда. К первом у разряду относились усадьбы в земледельческих районах, т.е. в черноземных губер­ниях, «не представлявшие никаких особенных выгод». K второму разряду относились усадьбы в тех имениях, где хозяйство крестьян не ограничивалось только земле­делием, а «поддерживалось преимущественно торговлей и заработками от отходных или местных промыслов». К тр етьему разряду относились усадьбы, представляв шие «каки е-либо важные местные выгоды», а также на ходившиеся не далее 25 верст от Петербур га и Москвы. К четвертом у р азряду относились усадьбы, приносившие особый д охо д.

Оброк должен был уплачиваться помещику от всего общества «при круговом друг за друга руча тельстве» крестьян. При этом помещик имел право требо вать его вперед за полгода. Определявшийся «Положением» раз­мер оброка устанавливался сроком на 20 лет, после чего предполагалось переоброчка на следующее двадца­тилетие, предусматривавшая повыше ние оброка в связи с подорожанием земли. Взимание оброка за усадьбу предполагалось в тех случаях, когда крестьяне не пользовались полевым наделом либо выкупа­ли лишь одну усадьбу.

Другим видом повинности является барщина. Работы на земле помещика подразделялись на конные и пешие дни. Конный день отбывали с одной лошадью и необходимыми орудиями (соха, борона, телега). Соотнош ение между конными и пешими днями определялось по усмотрению помещика. Продолжительность работы уст анавливалась в летнее время 12 часов, а в зимнее-9 . Если душевой надел был менее высшего или указного, то количество барщинных дней уменьшалось, однако не пропорциональ­но.

Градации существовали не только при упла те оброка, но и при отработке барщины. Выполнение барщинной повинности могло осущест­вляться и на основе урочного положения, если этого тре­бовали помещик или крестьянское общество. Барщину должны были выполнять мужчины в возрасте от 18 до 55 лет, женщины-от 17 до 50 лет. За исправ­ное отбывание барщины отвечало в се общество (общи­на) на основе круговой поруки. До истечения двухлет­него срока со дня издания «Положения» крестьяне име­ли право переходить с барщины на оброк лишь с согла­сия по мещика; по истечении этого срока согласия не требовалось, однако крестьяне обязаны были предупре­дить помещика за год вперед.

Итак, оброк, установленный «Положениями», пред­ставлял собой по-прежнему феодальную ренту. Размеры оброка не только полностью обеспечивали сохранение дореформенного дохода помещиков, но даже несколько увеличивали его, принимая во внимание уменьшение кре­стьянских наделов. Барщина же по сравнению с доре­форменным периодом была существенно сокращена, однако это мало задевало интересы помещиков. Во-первых, основной формой повинности после реформы становился оброк. Во-вторых, помещики сохраняли ши­рокие возможности для использования труда крестьян в виде различных форм отработок за пользование отре­занной у них земли.


4.В ыкуп

По «Общему положению» крестьяне обязаны были выкупить усадьбу, выкуп же полевого надела зависел исключительно от воли помещика. Условия выкупаиз лагались в специальном «Положении о выкупе кресть янами, вышедшими из крепостной зависимости, их уса­дебной оседлости и о содействии правительства к при­обретению сими крестьянами в собственность полевых угодий». Выкуп усадьбы разрешался в любое время при условии отсутствия недоимки. Как и во всех статьях, ка­савшихся установления размера надела и повинностей, в «Положение о выкупе» была включена стереотипная фраза о том, что размер выкупа как за усадьбу, так и за полевой надел устанавливаю тся «по добровольному соглашению». Наряду с этим вводились точные нормы, которые и определяли в действительности размер выкуп а. Сумма как за усадьбу, так и за полевой надел должна была определяться количеством оброка, установленного для крестьян. Выкуп надела мог быть осуществлен либо по добровольному соглашению поме­щика с крестьянами, либо по одностороннему требова­нию помещика вопреки желанию крестьян.

Крестьяне, за исключением единиц, не могли внести единовременно всей суммы капитализированного оброка. Помещики же были заинте­ресованы в получении выкупа сразу. В целях удовле­творения интересов помещиков правительство оказывало «со действие в приобретении крестьянами в собственность их полевых угодий», т.е. организовало «выкупную опе­рацию».

Сущность ее заключалась в том, что крестьяне полу­чали выкупную ссуду, выдававшуюся государством единовременно помещику, которую крестьяне постепенно погашали. «Содействие правительства», т.е. выдача вы­купных ссуд распространялось по «Положени ю о выкупе» лишь на крестьян, состоявших на оброке. Условия выкупной операции предполагали выдачу ссуды в размере 80% стоимости капитализиро­ванного оброка при условии соответствия надела разме­рам его по уставной грамоте и ссуды в размере 75% в случае уменьшения надела по сравнению с уставной грамотой. Эта сумма, за вычетом долга поме­щика кредитным учреждением (в случае, если имение было заложено), выдавалась ему пятипроцентными государственными банковыми би летами и выкупным свидетельством. Помимо этого, крестьяне, приступая к выкупу, должны были внести пре дварительно в кассу уездного казначейства дополнительный платеж, допла­чиваемый к выкупной ссуде, в размере одной пятой вы­купной ссуды, если приобретался весь надел, и одн ой четверти, если приобреталась часть надела. Если же выкуп полевого надела осуществлялся не в результате добровольного соглашения между помещиками и кре­стьянами, а вследствие одностороннего требования по­мещика, то дополнительный платеж не полагался. Полу­ченную от правительства выкупную сумму крестьяне обязаны были погашать в течение 49 лет по 6% еже­годно.

«Положения 19 февраля 1861 г.» являются просто грабежом крестьян. И при этом наиболее грабительской была выкупная операция. Именно благодаря ей крестьяне нередко при­нуждены были отказываться от той земли, которую они имели право получить по условиям реформы.

Погашение крестьянами выкупных платежей произ­водилось сельскими обществами, т.е. «миром», на осно­ве принципа круговой поруки. Вплоть до окончания погашения выкупных платежей крестьяне не имели права ни закладывать, ни продавать приобретенную ими в собственность землю.

Выкупная операция, несмотря на ее буржуазный ха­рактер, была крепостнической. В основу выкупа была положена не фактическая стоимость зе мли, а капитали­зированный оброк, представлявший собой одну из форм феодальной ренты. Следовательно, выкупная операция давала возможность помещику сохранить в полном раз­мере тот доход, который он получал до реформы. Имен­но вследствие этого перевод крестьян на выкуп соответ­ствовал интересам основной массы помещиков, особенно той ее части, которая стремилась перейти к капитали­стическим методам своего хозяйства.


5 . Правовое положение


III. Последствия крестьянской реформы

Обнародование «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян на «полную волю», вызвало взрыв крестьянского протеста весной 1861 г. За первые пять месяцев 1861 г. произошло 1340 массовых крестьянских волнений, всего же за год -1859 волнений. Более половины их (937) было усмирено военной силой. Фактически не было ни одной губернии, в которой в большей или меньшей степени не проявился бы протест крестьян против невыгодных для них условий дарованной «воли». Продолжая уповать на «доброго» царя, крестьяне никак не могли поверить, что от него исходят такие законы, которые на два года оставляют их фактически в прежнем подчинении у помещика, вынуждают испол­нять ненавистную барщину и платить оброки, лишают их значи­тельной части прежних наделов, а предоставленные им земли объявляют дворянской собственностью. Одни считали обнародо­ванные «Положения» поддельным документом, который был со­ставлен помещиками и договорившимися с ними заодно чиновниками, скрывшими настоящую, «царскую волю», другие же пытались отыскать эту «волю» в некоторых непонятных, потому по-разному толкуемых, статьях царского закона. Появлялись и подложные манифесты о «воле».

Наибольший размах крестьянское движение приняло в ценрально- черноземных губерниях, в Поволжье и на Украине, где основная масса помещичьих крестьян находилась на барщине и аграрный вопрос был наиболее острым. Большой общественный резонанс в стране вызвали восстания в начале апреля 1861 г. в селах Бездна (Казанская губерния) и Кандеевка (Пензенская губерния), в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Требования крестьян сводились к ликвидации феодальных повинностей и по­мещичьего землевладения («на барщину не пойдем, и оброков платить не будем», «земля вся наша»). Восстания в Бездне и Кандеевке закончились расстрелами крестьян: сотни их были убиты и ранены. Руководитель восстания в с. Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян.

Весна 1861 г.- высшая точка крестьянского движения в начале проведения реформы. Недаром министр внутренних дел П. А. Ва­луев в своем отчете царю назвал эти весенние месяцы «самым критическим моментом дела». К лету 1861 г. правительству с помощью крупных воинских сил (в подавлении крестьянских вол­нений участвовали 64 пехотных и 16 кавалерийских полков и 7 отдельных батальонов), путем расстрелов и массовых сечений роз­гами удалось отбить волну крестьянских выступлений.

Хотя летом 1861 г. и наметился некоторый спад крестьянского движения, число волнений еще было достаточно велико: 519 в течение второй половины 1861 г. - значительно больше, чем в любом из предреформенных годов. Кроме того, осенью 1861 г. крестьянская борьба приняла и иные формы: массовый характер приняли порубки крестьянами помещичьего леса, участились отка­зы от уплаты оброка, но особенно широкие размеры принял крестьянский саботаж барщинных работ: из губерний поступали донесения о «повсеместном неисполнении барщинных работ», так что в ряде губерний до трети и даже половины помещичьей земли осталось в тот год необработанной.

В 1862 г. поднялась новая волна крестьянского протеста, свя­занная с введением уставных грамот. Более половины уставных грамот, не подписанные крестьянами, были навязаны им силой. Отказ от принятия уставных грамот часто выливался в крупные волнения, численность которых в 1862 г. составила 844. Из них 450 выступлений были усмирены с помощью военных команд. Упорный отказ от принятия уставных грамот был вызван не только невыгод­ными для крестьян условиями освобождения, но и распространив­шимися слухами о том, что в ближайшее время будет дарована царем новая, «настоящая» воля. Срок наступления этой воли («срочный» или «слушный час») большинство крестьян приурочивало к 19 февраля 1863 г.- ко времени окончания введения в действие «Положений» 19 февраля 1861 г. Сами эти «Положения» крестьяне рассматривали как временные (как «первую волю»), которые по истечении двух лет будут заменены другими, предоставляющими крестьянам без­возмездно «не урезанные» наделы и полностью избавляющими их от опеки помещиков и местных властей. Среди крестьян распространилось убеждение о «незаконности» уставных грамот, которые они считали «выдумкой бар», «новой кабалой», «новым крепостным правом». Вследствие этого Александр II дважды выступал перед представителями крестьянства, чтобы рассеять эти иллюзии. Во время своей поездки в Крым осенью 1862 г. он заявил крестьянам, что «иной воли не будет, кроме той, какая дана». 25 ноября 1862 г. в речи, обращенной к собранным перед ним волостным старшинам и сельским старостам Московской губернии, он говорил: «После 19 февраля будущего года не ожидать никакой новой воли и никаких новых льгот... Не слушайте толков, которые между вами ходят, и не верьте тем, которые вас будут уверять в другом, а верьте одним моим словам». Характерно, что в крестьянской массе продолжала сохраняться надежда на «новую волю с переделом земли». Спустя 20 лет эта надежда вновь возродилась в виде слухов о «черном переделе» земель.

Крестьянское движение 1861-1862 гг., несмотря на его размах и массовость, выливалось в стихийные и разрозненные бунты, легко подавляемые правительством. В 1863 г. произошло 509 волнений, причем большинство из них-в западных губерниях. С 1863 г. крестьянское движение резко идет на убыль. В 1864 г. произошло 156 волнений, в 1865 г.-135, в 1866 г.-91, в 1867 г.-68, в 1868г.-60, в 1869г.-65 и в 1870г.-56. Изменился и их характер. Если сразу после обнародования «Положений» 19 февраля 1861 г. крестьяне с немалым единодушием заявили протест против осво­бождения «по-дворянски», то теперь они больше сосредоточили внимание на частных интересах своей общины, на использовании возможностей легальных и мирных форм борьбы, чтобы добиться наилучших условий для организации хозяйства.

Крестьяне каждого помещичьего имения объединялись в сельские общества. Свои общие хозяйственные вопросы они обсуждали и решали на сельских сходах. Исполнять решения сходов должен был сельский староста, избираемый на три года. Несколько смежных сельских обществ составляли волость. В волостном сходе участвовали сельские старосты и выборные от сельских обществ. На этом сходе избирался волостной староста. Он исполнял полицейские и административные обязанности.
Деятельность сельского и волостного управлений, а также взаимоотношения крестьян с помещиками контролировалось мировыми посредниками. Они назывались Сенатом из числа местных дворян-помещиков. Мировые посредники имели широкие полномочия. Но администрация не могла использовать мировых посредников в своих целях. Они не подчинялись ни губернатору, ни министру и не должны были следовать их указаниям. Они должны были следовать только указаниям закона.
Размеры крестьянского надела и повинностей по каждому имению следовало раз и навсегда определить по соглашению крестьян с помещиком и зафиксировать в уставной . Введение этих грамот было основным занятием мировых посредников.
Допустимые рамки соглашений между крестьянами и помещиками были обозначены в законе. Кавелин предлагал оставить за крестьянами все земли, предлагал оставить за крестьянами все земли, которыми они пользовались при крепостном праве. Помещики нечерноморских губерний не возражали против этого. В черноморских же губерниях они яростно протестовали. Поэтому в законе была проведена грань между нечерноземными и черноземными губерниями. В нечерноземных в пользовании крестьян оставалось почти столько же земли, как и прежде. В черноземных же под давлением крепостников был введен сильно уменьшенный душевой надел. При пересчете на такой надел (в некоторых губерниях, например Курской, он опускался до 2,5 дес.) у крестьянских обществ отрезали "лишние" земли. Там, где мировой посредник действовал недобросовестно, в том числе отрезанных земель оказывались необходимые крестьянам угодья прогоны для скота, луга, водопои. За дополнительные повинности крестьяне вынуждены были арендовать у помещиков эти .
Рано или поздно, полагало правительство, "временнообязанные" отношения закончатся и крестьяне с помещиками заключат выкупную сделку по каждому имению. По закону крестьяне должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы. Остальную часть уплатило правительство. Но крестьяне должны были возвращать ему эту сумму (с процентами) ежегодными платежами в течение 49 лет.
Опасаясь, что крестьяне не захотят платить большие деньги за плохие наделы и разбегутся, правительство ввело ряд жестоких ограничений. Пока производились выкупные платежи, крестьянин не мог отказаться от надела и уехать навсегда из своей деревни без согласия сельского схода.


Заключение

Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных, экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина и отменили мелкие натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они находились во временнообязанном положении, т.е. обязаны были за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину или платить оброк. Так как определенного срока по истечении которого временнообязанные крестьяне должны были быть переведены на обязательный выкуп не было, то их освобождение растянулось на 20 лет (правда, к 1881 году их оставалось не более 15%).

Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.

Реформа получилась не такой, какой мечтали ее видеть Кавелин, Герцен и Чернышевский. Построенная на тяжелых компромиссах, она учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян, и обладала очень коротким "ресурсом времени" не более чем на 20 лет. Затем должна была встать необходимость новых реформ в том же направлении.
И все же крестьянская реформа 1861 г. имела огромное историческое значение.
Велико было и нравственное значение этой реформы, покончившей с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Ее введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству такому государству, которым управляют граждане в соответствии с законом и каждый гражданин имеет в нем надежную
защиту.


Список литературы

1. Буганов В.И., Зырянов П.Н., История России конец XVII – XIX в. М., 1997.- с 235.

2. Великие реформы в России: 1856-1874гг. М.,1992.

3. Зайончковский. П. А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.- с 238.

4. Захарова Л.Г. Александр II // Вопросы истории, 1993, № 11-12.

6. История России в вопросах и ответах. /Сост. С.А. Кислицын. Ростов-на-Дону, 1999.

7. Попов Г.Х. Крестьянская реформа 1861 г. Взгляд экономиста. Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. М: Ежегодник, 1989.- с 58.

8. Федоров В.А. История России 1861-1917гг. М., 2000.




Зуев М.Н. История России: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007.- с 239.

Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России конец XVII – XIX в.М., 1997г. с 235.

Зуев М.Н. История России: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007.- с 239.

Зуев М.Н. История России: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007.- с 240.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

1842 год

Николай I в 1842 году издал Указ «Об обязанных крестьянах», согласно которому крестьян разрешалось освобождать без земли, предоставляя ее за выполнение определенных повинностей. В итоге в разряд обязанных крестьян перешло 27 тысяч человек.В период царствования Николая I уже шла подготовка крестьянской реформы: были выработаны основные подходы и принципы ее осуществления, накоплен необходимый материал.

Но отменил крепостное право Александр II. Он понимал, что действовать следует осторожно, постепенно подготавливая общество к реформам. В первые годы царствования на встрече с делегацией московских дворян он сказал: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево. Но чувство враждебное между крестьянами и помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мной. Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет уничтожаться само собой снизу». Император просил дворян подумать и подать свои соображения по крестьянскому вопросу. Но никаких предложений так и не дождался.

1857 год

3 января был создан Секретный комитет по крестьянскому вопросу под руководством тогдашнего председателя Госсовета князя А.Ф. Орлова, который говорил, что “скорее даст себе отрубить руку, чем подпишет освобождение крестьян с землёй”. Все представленные до этого времени проекты по отмене крепостного права в России имели общую направленность - стремление сохранить помещичье землевладение.. В состав комитета вошли государственные деятели, которые затягивали рассмотрение крестьянской реформы. Особенно ярыми противниками реформы были министр юстиции граф В.Н. Панин, министр государственных имуществ М.Н. Муравьёв, шеф жандармов князь В.А. Долгоруков, член Государственного совета князь П.П. Гагарин. И лишь министр внутренних дел С.С. Ланской внёс позитивные предложения, одобренные Александром II: освобождение крестьян, выкуп ими усадеб в течение 10-15 лет, сохранение крестьянских наделов за повинности.

Позиция правительства и комитета колебалась между прогрессистами и реакционерами.

1858 год

Комитет склонялся к безземельному освобождению крестьян, но крестьянские волнения 1858 года в Эстляндии показали, что освобождение крестьян без земли не решает проблемы. Вскоре в Секретный комитет вошёл брат императора великий князь Константин Николаевич, а сам Александр II требовал от Комитета определённых решений. В 1858 году Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу, а в течение этого года в стране открылось 45 губернских комитетов.

1859 год

На следующий год, в феврале 1859-го, были образованы Редакционные комиссии, председателем которых стал член Главного комитета генерал Яков Иванович Ростовцев - близкий друг царя, который и предложил проект новой правительственной программы: выкуп крестьянами усадебной и надельной земли, учреждение крестьянского самоуправления и упразднение вотчинной власти помещиков. Так были сформулированы основные позиции будущей реформы.

Императорский Манифест от 19 февраля 1861 г.

«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

По этим документам крепостные крестьяне получали личную свободу и право на надел земли. При этом они по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность. Сохранялась община и общинное землевладение, крестьянские наделы оказались на 20% меньше тех, которыми они пользовались до этого. Величина крестьянского выкупа земли в 1,5 раза превышала рыночную стоимость земли. 80% выкупной суммы помещикам выплачивало государство, а крестьяне затем в течение 49 лет расплачивались с ним.


1. По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу «Положения» регулировали вопросы наделения крестьян землей.

2. Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещиков. Их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять, закладывать. Крестьяне теперь назывались свободными сельскими обывателями; они получали гражданские свободы - могли самостоятельно совершать сделки, приобретать и распоряжаться имуществом, заниматься торговлей, наниматься на работу, поступать в учебные заведения, переходить в другие сословия, самостоятельно вступать в брак. Но крестьяне получили неполные гражданские права: они продолжали платить подушную подать, несли рекрутскую повинность, их наказывали телесно.

3. Вводилось выборное крестьянское самоуправление. Крестьяне одного имения объединялись в сельское общество, и сельские сходы решали хозяйственные вопросы. Избирался сельский ста¬роста (на 3 года). Несколько сельских обществ составляли во-лость во главе с волостным старшиной. Сельские и волостные сходы сами распределяли предоставленную в надел землю, раскладывали повинности, определяли очередность отбывания рекрутской повинности, решали вопросы выхода из общины и приема в нее и т. п. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «уставными грамотами» и контролировались мировыми посредниками из числа помещиков. Они назнача¬лись Сенатом, не подчинялись министрам, а только закону.

4. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения. Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую надельную землю. Крестьяне бьли освобождены с землей, иначе это привело бы к выступлению народа и подорвало бы государственные доходы (крестьяне были основными плательщиками налогов). Правда, большие группы крестьян не по-лучили земли: дворовые, посессионные рабочие, крестьяне мелкопоместных дворян.

5. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел (за выкуп). Отказываться от надела крестьянин не имел права. Размер надела устанавливался по обоюдному согласию помещика и крестьянина. Если согласия не было, то «Положения» устанавливали норму надела - от 3 до 12 десятин, что и фиксировалось в уставной грамоте.

6. Территория России была разделена на черноземную, нечерноземную и степную. В нечерноземной зоне помещик имел право сохранить за собой 1/3 часть земли, а в черноземной - 1/2 часть. Если до реформы крестьяне пользовались большим количеством земли, чем устанавливалось «Положениями», то часть земли у них отбиралась в пользу помещиков - это называлось отрезками. Крестьяне средней полосы потеряли на отрезках 20%, а в черноземной - 40% земли.

7. При наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Часть наделов располагалась среди помещичьих земель - чересполосица. За проход или прогон скота через поля помещика взималась особая плата. Лес и угодья, как правило, сохранялись в собственности помещика. Земля предоставлялась только общине. Землей наделялись мужчины.

8. Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить свой на-дел у помещика. Выкуп равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17(!) раз. Порядок выплаты был следующий: государство уплачивало помещику 80% суммы, а 20% платили крестьяне. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами. До 1906 года крестьяне выплатили 3 млрд. рублей - при стоимости земли 500 млн. рублей. До выкупа земли крестьяне считались временно обязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности - барщину или оброк (отменены лишь в 1881 г.). Вслед за русскими губерниями крепостное право было отменено в Литве, Белоруссии, на Украине, в Закавказье и др.

9. Собственником земли была община, выйти из которой крестьянин до уплаты выкупа не мог. Была введена круговая пору¬ка: платежи-налоги поступали от всего общества, за отсутствующих вынуждены платить все члены общины.

10. После опубликования Манифеста во многих губерниях начались крестьянские бунты против грабительских положений реформы. Крестьян не устраивало, что после опубликования документов о реформе они еще 2 года должны были оставаться в подчинении у помещика - исполнять барщину, платить оброк, что предоставленные им наделы были помещичьей собственностью, которую они должны были выкупать. Особенно сильны были массовые волнения в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандеевка Пензенской губернии. При подавлении восстания в Бездне погиб 91 крестьянин, в Кандеевке - 19 крестьян. Всего в 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений, для подавления более половины из них была применена военная сила. Но к осе¬ни 1861 г. крестьянское движение пошло на убыль.

11. Крестьянская реформа имела огромное историческое значение:

> были созданы условия для широкого развития рыночных отношений, Россия вступила на путь капитализма, за 40 последующих лет страна проделала путь, который многие государства прошли за века;

> неоценимо нравственное значение реформы, которая по¬кончила с крепостным рабством;

> реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии и т. п.

12. Но реформа была построена на компромиссах, учитывала интересы помещиков в гораздо большей степени, чем интересы крестьян. Она не до конца искоренила крепостничество, пережитки которого тормозили развитие капитализма. Было очевидно, что борьба крестьян за землю и подлинную свободу будет продолжена.

Отмена крепостного права. В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Основной причиной данной реформы явился кризис крепостнической системы. Помимо этого, историки рассматривают в качестве причины неэффективность труда крепостных крестьян. К экономическим причинам относят также и назревшую революционную ситуацию как возможность перехода от бытового недовольства крестьянского сословия к крестьянской войне. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время Крымской войны , правительство, во главе с Александром II , пошло на отмену крепостного права

3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки.

Программа правительства предусматривала уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков ; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину , и со временем - права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). Юридическая зависимость ликвидировалась не сразу, а только по истечении переходного периода (12 лет).

В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Комитеты подчинялись Главному комитету по крестьянскому делу (преобразован из Секретного комитета). Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения.

4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. Основные положения новой программы были следующими:

получение крестьянами личной свободы

обеспечение крестьян наделами земли (в постоянное пользование) с правом выкупа (специально для этого правительство выделяет крестьянам специальный кредит )

утверждение переходного («срочнообязанного») состояния

19 февраля (3 марта ) 1861 года в Петербурге император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей » и , состоявшие из 17-и законодательных актов.

Манифест был обнародован в Москве 5 марта 1861 года, в Прощёное воскресенье в Успенском соборе Кремля после литургии ; тогда же был обнародован в Петербурге и некоторых иных городах ; в остальных местах - в течение марта того же года.

19 февраля (3 марта ) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости , состоявшие из 17 законодательных актов . Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 22 документа), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.

Крестьянская реформа 1861 г. Император утвердил 19 февраля 1861 г. ряд законода­тельных актов по конкретным положениям крестьянской реформы. Были приняты центральное и местные положения, в которых регламентировались порядок и условия освобождения крестьян и передачи им земельных наделов. Их главными идеями были: крестьяне получают личную свободу и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в пользование крестьян.

Наделение землей осуществлялось по добровольному соглашению помещика и крестьянина: первый не мог давать земельный надел меньше нижней нормы, установленной местным положением, второй не мог требовать надела размером больше максимальной нормы, предусмотренной в том же положении. Вся земля в тридцати четырех губерниях делилась на три категории: нечерноземная, черноземная и степная.

Душевой надел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и пустошей. Землей наделялись только лица мужского пола.

Спорные вопросы решались при посредстве мирового посредника. Помещик мог потребовать принудительного обмена крестьянских наделов, если на их территории обнаруживались полезные ископаемые или помещик собирался строить каналы, пристани, ирригационные сооружения. Возможен был перенос крестьянских усадеб и домов, если они находились в недопустимой близости к помещичьим строениям.

Собственность на землю сохранялась за помещиком вплоть до совершения выкупной сделки, крестьяне на этот период являлись только пользователями и " временнообязанными " . В этот пере­ходный период крестьяне освобождались от личной зависимости, для них отменялись натуральные налоги, снижались нормы барщины (тридцать - сорок дней в год) и денежного оброка.

Временнообязанное состояние могло быть прекращено по истечении девятилетнего срока с момента выпуска манифеста, когда крестьянин отказывался от надела. Для остальной массы крестьян это положение потеряло силу лишь в 1883 г., когда они были переведены в состояние собственников.

Выкупной договор между помещиком и крестьянской общиной утверждался мировым посредником. Усадьбу можно было выкупить в любой момент, полевой надел - с согласия помещика и всей общины. После утверждения договора все отношения (помещик-крестьянин) прекращались и крестьяне становились собственниками.

Субъектом собственности в большинстве регионов становилась община, в некоторых районах - крестьянский двор. В последнем случае крестьяне получали право наследственного распоряжения землей. Движимое имущество (и недвижимое, ранее приобретенное крестьянином на имя помещика) становилось собственностью крестьянина. Крестьяне получали право вступать в обязательства и договоры, приобретая движимое и недвижимое имущество. Земли, предоставленные в пользование, не могли служить обеспечением договоров.

Крестьяне получали право заниматься торговлей, открывать предприятия, вступать в гильдии, обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий, поступать службу, отлучаться с места жительства.

В 1863 и 1866 гг. положения реформы были распространены на удельных и государственных крестьян.

Крестьяне платили выкуп за усадебную и полевую землю. В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы. Был установлен годовой шестипроцентный капитализированный оброк, равнявшийся дореформенным годовым доходам (оброку) помещика. Таким образом в основу выкупной операции был положен не капиталистический, а прежний феодальный критерий.

Крестьяне выплачивали двадцать пять процентов выкупной суммы наличными при совершении выкупной сделки, остальную сумму помещики получали из казны (деньгами и ценным бумагами), ее крестьяне должны были вместе с процентами выплачивать в течение сорока девяти лет.

Полицейский фискальный аппарат правительства должен был обеспечить своевременность этих выплат. Для кредитования реформы образованы Крестьянский и Дворянский банки.

В период "временнообязанности" крестьяне оставались обособленными в правовом отношении сословием. Крестьянская община связывала своих членов круговой порукой: уйти из нее можно было, лишь выплатив половину оставшегося долга и при гарантии, что другую половину выплатит община. Можно было уйти "общества", найдя заместителя. Община могла принять решение об обязательном выкупе земли. Сход разрешал семейные разделы земли.

Волостной сход решал квалифицированным большинством вопросы: о замене общинного землепользования участковым, о разделе земли на постоянно наследуемые участки, о переделах, об удалении из общины ее членов.

Староста являлся фактическим помощником помещика (в период временнообязанного существования), мог налагать на виновных штрафы или подвергать их аресту.

Волостной суд избирался на год и решал незначительные имущественные споры или рассматривал за незначительные проступки.

Был предусмотрен широкий набор мер, применяемых к недоимщикам: отобрание доходов с недвижимости, отдача в работу или в опеку, принудительная продажа движимого и недвижимого имущества должника, отобрание части или всего надела.

Дворянский характер реформы проявился во многих чертах: в порядке исчисления выкупных платежей, в процедуре выкупной операции, в привилегиях при обмене земельных участков и пр. При выкупе в черноземных районах проявилась явная тенденция превратить крестьян в арендаторов их собственных наделов (земля там была дорогой), а в нечерноземных - фантастический рост цен за выкупаемую усадьбу.

При выкупе выявилась определенная картина: чем меньше был выкупаемый надел, тем больше за него приходилось платить. Здесь явно проявилась скрытая форма выкупа не земли, а личности крестьянина. Помещик хотел получить с него за его свободу. Вместе с тем, введение принципа обязательного выкупа было победой государственного интереса над интересом помещика.

Неблагоприятными последствиями реформы стали следующие: а) наделы крестьян уменьшились по сравнению с дореформенными, а платежи, в сравнении со старым оброком возросли; в) община фактически потеряла свои права на пользование лесами, лугами и водоемами; в) крестьяне оставались обособленным сословием.

155 лет назад, 19 февраля (по новому стилю - 3 марта) 1861 года император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», который через два дня обнародовали в Успенском соборе Кремля. Этим документом фактически было упразднено крепостное право, по сути, рабство, существовавшее в России на протяжении нескольких столетий.

Социальный лифт

О значимости реформы свидетельствует хотя бы такой факт: она создала социальный лифт, позволявший бывшим крепостным подняться высоко вверх по общественной лестнице, приносить огромную пользу своему Отечеству. Вот конкретный пример. Во Владимирской губернии среди освобожденных крестьян была и семья Григория Столетова . (Правда, глава семейства, будучи крепостным, все же имел право заниматься торговой деятельностью). Старший сын Василий обучился строительному делу, превратился в крупного подрядчика. Немалую часть своих доходов он вложил в обучение младших братьев - Александра и Николая.

В итоге Александр стал крупным учёным-физиком, профессором Московского университета, который одним из первых исследовал фотоэффект. Через некоторое время эти работы нашли широкое практическое применение. Николай избрал военную карьеру, дослужился до звания генерал-лейтенанта, участвовал во многих кампаниях. Он был одним из руководителей обороны Шипки, фактически создал болгарскую армию. В Болгарии Столетова при жизни избрали почётным гражданином знаменитого города Габрово.

После реформы 1861 года в России начинают развиваться капиталистические отношения, и некоторые из бывших крепостных, наделённые энергией и предприимчивостью, занялись предпринимательством. Скажем, из крестьян Калужской губернии вышли банкиры и владельцы целой сети текстильных фабрик Рябушинские.

Рабство существовало по …традиции

Попытки отменить крепостное право предпринимались в России на протяжении полутора веков. Об этом задумывался еще Петр Великий. Но император быстро осознал: проводить такую реформу в ситуации, когда у бояр и дворян и так отобраны многие права и привилегии, опасно. Поскольку это может спровоцировать мощное противостояние.

Кстати, основатель Северной столицы пытался также выяснить,

когда и каким законом было учреждено само крепостное право? И тут выяснилось, что никакой правовой базы нет: крепостничество в России существует и держится на традиции.

Правнук Петра Алексеевича император Павел I ограничил барщинную повинность до трёх дней в неделю. Но многие помещики не подчинялись царской воле, заставляя крестьян горбатиться и по пять, и по шесть, и по семь дней.

В Эстляндии крепостничество было упразднено в 1816 году, в Курляндии – в 1817, в Лифляндии – в 1819. То есть, в период правления императора Александра I.

Можно предположить, что Николаю I упразднить крепостное право в какой-то степени помешало восстание декабристов. Император опасался, что после случившегося предоставление крестьянам свободы может иметь опасные последствия для государства.

У императора не выдерживали нервы

К середине XIX века стало окончательно ясно, что без отмены крепостного права дальнейшее развитие страны уже невозможно, - говорит доктор исторических наук Юрий Жуков . - На решительные действия Александра II и его единомышленников подтолкнули поражение в Крымской войне и участившиеся крестьянские восстания. «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, пока оно само собою начнет отменяться снизу», - сказал как-то сам император на приеме у предводителя московского дворянства.

Занимаясь подготовкой к проведению реформы, Александр II использовал наработки, сделанные его отцом. За несколько лет до выхода Манифеста 1861 года указом императора был создан Тайный комитет, который занимался подготовкой исторического документа. Почему тайный? Да очень просто: чтобы недовольные ожидаемыми реформами дворяне не принялись раньше времени мутить воду.

Не собирались составители Манифеста и точно копировать западную систему общественных отношений, как это утверждают некоторые специалисты. По поручению царя чиновники побывали в рядке стран, изучали отношения между государством и крестьянами, между крестьянами и владельцами земли, продумывали, насколько этот опыт может быть использован в России.

И все же очень долго держать в тайне готовящийся исторический документ было невозможно. Ведь это равносильно тому, чтобы утаить в мешке не то, что шило, а целый меч. И начались бурные дискуссии.

Против реформы выступали весьма влиятельные лица. Даже многие члены правительства, большинство из которых были помещиками, выражали свое несогласие достаточно жестко. Среди них и министр внутренних дел Петр Валуев , который, по его же выражению, был «пером оппозиции», то есть, оппозиции делу освобождения крестьян».

Но государю все же было, на кого опереться. Александра II поддерживали его брат великий князь Константин Николаевич и сестра покойного императора Николая I, умная, энергичная и волевая великая княгиня Елена Павловна.

В ходе обсуждения реформы накал страстей был таков, что у императора порой не выдерживали нервы, и он позволял себе покрикивать на своих оппонентов. Об этом потом с горечью вспоминал ярый сторонник отмены крепостного права генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии граф Александр Строганов .

Недовольны были и крестьяне, и помещики

Манифест 1861 года и последующая реформа – результат компромисса различных сил. И, как всегда бывает в подобных случаях, они не были лишены серьезных недостатков.

Основные положения реформы заключались в следующем, - говорит историк и писатель Елена Прудникова . - Крестьянам даровалась личная свобода, а помещики сохраняли все принадлежащие им земли, но обязаны были предоставить мужиками в пользование земельные наделы. За пользование ими крестьяне должны были по-прежнему отбывать барщину или платить оброк - до тех пор, пока не выкупят свою землю. А когда выяснилось, что крестьяне не имеют средств на выкуп, деньги за них внесло государство, обязав погасить долг в течение 49 лет из расчета 6 процентов годовых – высокий по тем временам процент. В таких условиях многие крестьяне попросту отказывались от земли.

Не желая вызывать сильного недовольства у помещиков, площади земель, выделенных бывшим крепостным, сделали меньше, чем необходимо для рентабельности крестьянского труда. В среднем каждое крестьянское хозяйство получало по три с половиной десятины земли, а для того, чтобы иметь хоть какую-то прибыль, нужно минимум пять-шесть десятин. То есть, хозяйства обрекались на постепенное разорение. Хорошо известна карикатура того времени «Мужичок на одной ноге», где селянин изображен на крошечном клочке земли.

По замыслу идеологов реформы, лишенные бесплатной рабочей силы помещики начнут думать над тем, как повысить эффективность сельскохозяйственного производства, - замечает Прудникова. - В действительности же вышло по-другому.Далеко не все помещики оказались готовы вести капиталистическое хозяйство. Одни разорялись, другие просто предпочитали отдавать землю в аренду. А уж вкладывать средства, чтобы повышать эффективность хозяйств, и вовсе мало кто хотел. Крупные, с высокой урожайностью плантации существовали главным образом лишь на западе и юге России.

Получается, что реформой, отменившей в России такое позорное явление, как рабство, были не особенно довольны как помещики, так и крестьяне. Помните Фирса, слугу из «Вишнёвого сада»: мол, раньше был порядок, «мужики при господах, господа при мужиках».

Судьбы освобождённых от крепостной зависимости крестьян складывались по-разному. Кто-то смог добиться больших успехов, воспользовавшись упоминавшимся социальным лифтом, некоторые остались на земле, сумели приспособиться к новым условиям труда и постепенно налаживали своё хозяйство. Но многие разорялись и уезжали в города, где далеко не всегда могли найти применение своим силам.

Каждое сравнение, как известно, хромает, но крестьянская реформа середины XIX века чем-то напоминает … приватизацию государственной собственности, которая проводилась в девяностые годы XX века, - считает Юрий Жуков. - В обоих случаях в стране, можно сказать, не появились эффективные собственники, зато резко возросло число обездоленных.

Реформа породила терроризм


…В июле 1867 года газета «Санкт-Петербургские ведомости» поместила очерк, где речь шла об аресте целой группы разбойников, грабивших железнодорожные составы. Все они были из бывших крепостных, не сумевших ни трудиться в новых условиях на земле, ни найти себе применение в городе. Один из этих головорезов, бывший холоп помещика Тульской губернии, отличался необычайной любовью к лошадям, умением их объезжать и готовить к скачкам. Беда была в том, что помещик, лишившийся из-за реформы значительной части доходов, продал свой конезавод, и крепостной оказался не у дел.

Но даже это еще не самое страшное.

В отличие от стран Западной Европы , в России освобождение крестьян не сопровождалось политическими преобразованиями, - говорит Юрий Жуков. - В нашей стране не было политических партий, демократических институтов, в частности, парламента. И единственной формой борьбы стал террор.

Напомним, что спустя двадцать лет после отмены крепостного права, 1 марта 1881 года, члены организации «Народная воля» убили царя-освободителя Александра II, а в начале XX века Россию и вовсе захлестнула волна политического терроризма.

Интересные факты

В Нидерландах крепостное право отменили в XI веке, в Великобритании – в XII, во Франции – в XIU. Из всех так называемых цивилизованных стран позже России рабство прекратило существовать только в США .

За период с 1855 по 1900 годы численность населения Петербурга возросла почти в 2,5 раза: с 513 000 человек до миллиона 248 тысяч человек.

В начале XX века большинство террористов принадлежало к первому поколению мастеровых или чернорабочих, которые происходили из обедневших крестьянских семей. По статистике, не менее пятидесяти процентов всех устроенных эсерами политических убийц было совершено террористами-рабочими. В чем-то схожая ситуация наблюдается сейчас и в современной России.

Эпоху правления Александра II называют эпохой Великих реформ или эпохой Освобождения. Отмену крепостного права в России тесно связывают с именем Александра.

Общество перед реформой 1861 года

Поражение в Крымской войне показало отсталость Российской империи от западных стран практически во всех аспектах экономики и социально-политического устройства государства.Передовые люди того времени не могли не замечать недостатки в насквозь прогнившей системе самодержавного правления. Русское общество к середине XIX века было неоднородным.

  • Дворянство делилось на богатых, средних и малоимущих. Их отношение к реформе не могло быть однозначным. Около 93% дворян не имели крепостных. Как правило эти дворяне занимали государственные должности и зависели от государства. Дворяне у которых были крупные наделы земли и много крепостных крестьян были настроены против Крестьянской реформы 1861 года.
  • Жизнь крепостных крестьян была жизнью рабов, ведь гражданские права у этого социального сословия отсутствовали. Крепостные крестьяне также не являлись однородной массой. В центральной России были в основном оброчные крестьяне. Они не теряли связь с сельской общиной и продолжали платить повинность помещику, нанимаясь в городе на фабрики. Вторая группа крестьян была барщинной и была в Южной части Российской империи. Они работали на земле помещика и платили барщину.

Крестьяне продолжали верить в “доброго батюшку царя”, который хочет освободить их из-под ярма рабства и выделить надел земли. После реформы 1861 года эта вера только усилилась. Несмотря на обман помещиков при проведении реформы 1861 года, крестьяне искренне верили, что царь не знает об их бедах. Влияние народовольцев на сознание крестьян было минимальным.

Рис. 1. Александр II выступает перед Дворянским собранием.

Предпосылки для отмены крепостного права

К середине XIX века в Российской империи происходили два процесса: процветание крепостного права и становление капиталистического уклада. Между этими несовместимыми процессами постоянно происходил конфликт.

Возникли все предпосылки для отмены крепостного права:

  • С ростом промышленности усложнялось и производство. Применение крепостного труда при этом сделалось совершенно невозможным, так как крепостные крестьяне специально ломали станки.
  • На фабриках были нужны постоянные рабочие с высокой квалификацией. При крепостном строе это было невозможно.
  • Крымская война вскрыла острые противоречия самодержавия России. Она показала средневековую отсталость государства от стран Западной Европы.

При этих обстоятельствах Александр II не хотел брать решение по проведению Крестьянской реформы только на себя, ведь в крупнейших западных государствах реформы разрабатывались всегда в специально созданных парламентом комитетах. Русский император решил пойти по этому же пути.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Подготовка и начало реформы 1861 года

Поначалу подготовка крестьянской реформы велась тайно от населения России. Всё руководство по проектированию реформы было сосредоточено в Негласном или Секретном комитете, образованном в 1857 году. Однако дела в этой организации дальше обсуждения программы реформы не шли, а вызванные дворяне игнорировали призыв царя.

  • 20 ноября 1857 года был составлен респрикт утверждённый царём. В нём от каждой губернии выбирались выборные комитеты дворян, которые обязывались являться ко двору для собраний и согласования проекта реформы.Проект реформы стал готовиться открыто, а Негласный комитет стал Главным комитетом.
  • Главным вопросом Крестьянской реформы стало обсуждение как освобождать крестьянина от крепостного рабства – с землёй или нет. Либералы, которые состояли из промышленников и безземельных дворян, хотела освободить крестьян и выделить им наделы земли. Группа крепостников, состоявших из зажиточных помещиков была против выделения крестьянам земельных наделов. В конце концов компромисс был найден. Либералы и крепостники нашли компромисс между собой и приняли решение освободить крестьян с минимальными наделами земли за большой денежный выкуп. Промышленников такое “освобождение” устраивало, так как снабжало их постоянными рабочими руками.Крепостников же Крестьянская реформа снабжала и капиталом, и рабочими руками.

Говоря кратко об отмене крепостного права в России в 1861 году, следует отметить три основных условия , которые Александр II наметил выполнить:

  • полное уничтожение крепостного права и освобождение крестьян;
  • каждый крестьянин наделялся наделом земли, при этом ему определялся размер выкупа;
  • крестьянин мог покинуть своё место жительства только с разрешения нового образованного сельского общества вместо сельской общины;

Для решения насущных вопросов и выполнения обязательств по выполнению повинностей и уплаты выкупа крестьяне помещичьих имений объединялись в сельские общества. Для контроля взаимоотношений помещика с сельскими обществами Сенатом назначались мировые посредники. Нюанс был в том, что мировые посредники назначались из местных дворян, которые естественное были на стороне помещика при решении спорных вопросов.

Результат проведения реформы 1861 года

Проведение реформы 1861 года выявило целый ряд недостатков :

  • помещик мог переносить место своей усадьбы где ему заблагорассудиться;
  • помещик мог обменивать наделы крестьян на свои земли до их полного выкупа;
  • крестьянин до выкупа своего надела не являлся его полновластным хозяином;

Появление сельских обществ в год отмены крепостного права, породило круговую поруку. Сельские общины проводили собрания или сходы, на которых на всех крестьян возлагалось исполнение повинностей перед помещиком поровну, каждый крестьянин отвечал при этом за другого. На сельских сходах решались также вопросы о проступках крестьян, проблемы выплаты выкупа и тд. Решения схода имели силу, если они принимались большинством голосов.

  • Основную часть выкупа брало на себя государство. В 1861 году было создано Главное Выкупное учреждение.

Основную часть выкупа брало на себя государство. За выкуп каждого крестьянина выплачивалась 80% от общей суммы, остальные 20 % выплачивал крестьянин. Эта сумма могла выплачиваться единовременно, либо в рассрочку, однако чаще всего крестьянин отрабатывал её трудовой повинностью. В среднем, крестьянин расплачивался с государством около 50-ти лет, выплачивая при этом 6% годовых. При этом, одновременно крестьянин выплачивал выкуп за землю, оставшиеся 20%. В среднем, с помещиком, крестьянин расплачивался в течение 20 лет.

Основные положения реформы 1861 года проводились в жизнь не сразу. Этот процесс растянулся почти на три десятилетия.

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века.

К либеральным реформам Российская империя подходила с необычайно запущенным местным хозяйством: дороги между селениями размывало весной и осенью, в деревнях отсутствовала элементарная гигиена, не говоря уж о медицинской помощи, эпидемии выкашивали крестьян. Образование было в зачаточном виде. У правительства не было денег на возрождение деревень, поэтому было принято решение о реформе органов местного самоуправления.

Рис. 2. Первый блин. В. Пчелин.

  • 1 января 1864 года была проведена земская реформа. Земство представляло собой местный орган власти, который брал под опеку строительство дорог, организацию школ, строительство больниц, церквей и т.д. Важным пунктом была организации помощи населению, которое пострадало от неурожая. Для решения особо важных задач земство могло облагать население специальным налогом. Распорядительными органами земств были губернские и уездные собрания, исполнительными-губернские и уездные управы.Выборы в земства проводились один раз в три года. Для выборов собирались три съезда. Первый съезд состоял из землевладельцев, второй съезд набирался из городских собственников, третий съезд включал в себя выборных крестьян от волостных сельских сходов.

Рис. 3. Земство обедает.

  • Следующей датой проведения судебных преобразований Александра II стала реформа 1864 года.Суд в России становился гласный, открытый и общественный. Главным обвинителем был прокурор, у подсудимого появился свой защитник-адвокат. Однако главным новшеством было введение на суде присяжных заседателей состоявших из 12 человек. После судебных прений они выносили свой вердикт-“виновен” или “невиновен”. Присяжные заседателями набирались из мужчин всех сословий.Разбором мелких дел занимался мировой судья
  • В 1874 году была проведена реформа в армии. Указом Д. А. Милютина был упразднён рекрутский набор. Обязательной службе в армии подлежали граждане России достигшие 20 лею Срок службы в пехоте составлял 6 лет, срок службы на флоте 7 лет.

Отмена рекрутского набора способствовала большой популярности Александра II среди крестьянства.

Значение реформ Александра II

Отмечая все плюсы и минусы преобразований Александра II, нужно отметить, что они способствовали росту производительных сил страны, развитию нравственного самосознания у населения, улучшению качества жизни крестьян в деревнях и распространению начального просвещения среди крестьян. Следует отметить и рост промышленного подъёма и положительное развитие сельского хозяйства.

Вместе с тем, реформы совершенно не затронули верхние эшелоны власти, в управлении на местах оставались пережитки крепостничества, помещики пользовались поддержкой дворян-посредников в спорах и открыто обманывали крестьян при выделении наделов. Однако не следует забывать, что это были только первые шаги к новой капиталистической стадии развития.

Что мы узнали?

Либеральные реформы, изучаемые по истории России (8 класс), в целом имели положительные итоги. Благодаря отмене крепостного права окончательно устранялись пережитки феодального строя, но до окончательного становления капиталистического уклада, подобно развитым западным странам было ещё очень далеко.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 130.