Киста правого яичника: причины образования, типы, симптомы, диагностика, лечение. Ретенционное образование яичника

Купить дешевые лекарства от гепатита С

Сотни поставщиков везут Софосбувир, Даклатасвир и Велпатасвир из Индии в Россию. Но доверять можно лишь немногим. В их числе интернет-аптека с безупречной репутацией IMMCO.ru . Избавьтесь от вируса гепатита С навсегда всего за 12 недель. Качественные препараты, быстрая доставка, самые дешевые цены.

Опухоль надпочечника - это серьезнейший диагноз. Очень важным для прогноза его исхода является то, на какой стадии была выявлена данная патология. Сопровождаются опухолевые заболевания надпочечников достаточно характерной симптоматикой, и при первых ее признаках необходимо сразу же обратиться к специалистам.

Типы опухолей надпочечников

В настоящее время существует большое количество различных классификаций образований надпочечников. По локализации (месту развития) они делятся на:

  • расположенные в кортикальном слое;
  • расположенные в мозговом слое.

Опухолевые заболевания кортикального слоя встречаются значительно реже, нежели мозгового.

По своему течению опухоли надпочечников могут быть доброкачественными и злокачественными.

Важно! Данное отличие имеет принципиальный характер, так как злокачественные опухолевые заболевания значительно чаще приводят к самым негативным последствиям и имеют куда больше осложнений, нежели доброкачественные.

Морфологические варианты Размеры, см Всего
<4 4-6 >6
Абс. % Абс. % Абс. %
Феохромоцитома 21 30,5 35 50,7 13 18,8 69
АКР 0** 4** 33 8** 67 12
Метастаз 4 66,6 2 33,4 0 6
Аденома 37* 62,7 18* 30,6 4* 6,7 59
Миелолипома 0 6 42,8 8 57,2 14
Ганглионейрома 0 2 40 3 60 5
Киста 2 16,6 5 41,7 5 41,7 12
Всего 64 72 41 177

Таблица: Частоты встречаемости различных видов опухолей надпочечников в зависимости от размеров образований

Доброкачественные опухоли обычно имеют небольшой размер, растут медленно, ограничены от здоровых тканей надпочечников и не приводят к резкому ухудшению самочувствия. Что касается злокачественных новообразований, то они имеют куда более агрессивный характер. Такие опухоли способны прорастать в другие ткани, повреждая их. Они могут быстро увеличиваться в размерах и давать метастазы. При таком заболевании самочувствие пациента может резко ухудшиться.

Образования в надпочечниках различают также по такому признаку, как способность вырабатывать гормоны. В результате выделяют:

  1. Гормонально-неактивные опухоли.
  2. Гормонально-активные опухоли.

Неактивные опухоли вызывают развитие клинической симптоматики значительно позже тех, которые продуцируют гормоны.

Одной из важнейших классификаций образований данной железы является гистологическая. Она разделяет опухоли в зависимости от тех клеток, из которых они изначально сформировались. В результате выделяют такие типы опухолей, как:

  1. Альдостерома.
  2. Кортикостерома.
  3. Андростерома.
  4. Кортикоэстрома.
  5. Феохромоцитома.
  6. Кортикоадростерома.

Каждая из этих опухолей имеет свою симптоматику.

Тип опухоли Размер (mediana), см Контур Структура Эхогенность Двустороннее поражение, %
Аденома 2,9 ±1,9 Четкий, ровный Однородная Гипоэхогенная 20,3
АКР 12,1 ±3,8 Вариабелен Однородная или неоднородная Гипоэхогенная 16,6
Феохромоцитома 5,6 ±2,7 Вариабелен Вариабельна, нередко - жидкостные зоны и кальцинаты Гипоэхогенная 19,7
Миелолипома 5,2 ± 3,1 Четкий, ровный Однородная Гиперэхогенная
Киста 5,5 ±2,3 Четкий, ровный Однородная Анэхогенная
Ганглионейрома 7,1 ±1,5 Четкий, неровный Неоднородная Гипоэхогенная
Метастаз Вариабелен, чаще <3 td=«»> Четкий, ровный Гипоэхогенная 20

Таблица: Топическая семиотика различных морфологических форм опухолей надпочечников.

Основные симптомы

Каждое образование надпочечников обладает своими клиническими проявлениями. Доброкачественные опухоли развиваются медленно и потому не вызывают резких ухудшений состояния. Подобные образования в надпочечниках порой протекают вообще бессимптомно. Зачастую они выявляются на УЗИ случайно во время прохождения пациентом обследования по поводу других заболеваний.

Наиболее яркую клиническую картину можно наблюдать у злокачественных новообразований, которые, как правило, являются гормон-активными опухолями.

Альдостеромы

Если на надпочечнике формируется такая опухоль, то в организме увеличивается выработка гормона «Альдостерон». Клиническими проявлениями данного заболевания являются:

  1. Стойкое повышение артериального давления, которое практически не поддаётся медикаментозной коррекции.
  2. Головные боли.
  3. Одышка, усиливающаяся при незначительных физических нагрузках.
  4. Перебои в работе сердца.
  5. Постоянная жажда.
  6. Увеличение частоты и объёма мочеиспускания.
  7. Частые позывы к мочеиспусканию в ночное время.
  8. Мышечная слабость.
  9. Судороги.

Примечание. Примерно у 10% пациентов данные опухоли протекают практически бессимптомно. Причины этому кроятся в небольшом количестве излишне вырабатываемого образованием альдостерона.

Кортикостеромы

При формировании такой опухоли развивается так называемый синдром Иценго-Кушинга. Причины этому кроются в том, что данное новообразование является гормон-активным и вырабатывает большое количество глюкокортикостероидов (кортизон и кортизол). Синдром Иценго-Кушинга сопровождается следующей общей симптоматикой:

  1. Беспричинное значительное увеличение массы тела.
  2. Стойкое увеличение уровня артериального давления, плохо поддающееся коррекции.
  3. Общая мышечная слабость.
  4. Быстрая утомляемость.
  5. Половая дисфункция.
  6. Прогрессирующий остеопороз (снижение плотности костной ткани).
  7. Частое развитие пиелонефритов и формирование мочекаменной болезни.
  8. Изменение эмоционального статуса (депрессии или возбуждение).
  9. Появление небольших кровоизлияний и стрий на внутренней поверхности бёдер.

При этом у представителей разных полов клиническая картина развития кортикостеромы различна. Очень наглядны симптомы такой опухоли надпочечников у женщин. У них понижается тембр голоса, увеличивается в размерах клитор, а также наблюдается рост волос по мужскому типу. У мужчин имеются следующие симптомы опухоли надпочечников такого типа:

  • значительное снижение потенции;
  • увеличение размеров грудных желез;
  • уменьшение размера яичек.

Важно! При выявлении таких симптомов нужно незамедлительно обратиться к врачу-эндокринологу. В случае со злокачественными опухолями важно провести радикальное лечение в кратчайшие сроки.

Кортикоэстеромы

Если данная опухоль развивается у девочек, то это способствует более быстрому половому созреванию. У них увеличиваются молочные железы и наружные половые органы. Также повышается скорость роста. Кроме этого у них могут возникать влагалищные кровотечения. У зрелых женщин данное заболевание практически никак клинически себя не проявляет. Обнаружить его у данной категории пациентов можно только по результатам инструментальных и лабораторных исследований.

Что касается мальчиков, то у них данное новообразование надпочечников проявляется задержкой полового развития. Если данное заболевание формируется у зрелого мужчины, то у него увеличиваются в размерах грудные железы, повышается тембр голоса, уменьшаются в размерах яички и половой член, на лице и животе перестают расти волосы.

Андростеромы

Данный вариант опухоли также имеет несколько разное течение у лиц разных полов и возрастов. У детей опухоль левого надпочечника, как и правого, проявляется быстрым физическим развитием, ранним половым развитием. Они быстро растут, у них рано проявляются вторичные признаки полового созревания. У таких пациентов огрубевает голос, появляется угревая сыпь.

У зрелых мужчин такие опухоли надпочечников могут вообще протекать бессимптомно. В этом случае они становятся случайными находками при проведении ультразвукового обследования по поводу других заболеваний.

Андростерома у зрелых женщин имеет достаточно характерную симптоматику:

  • прекращение менструаций;
  • рост волос на лице, груди и животе;
  • уменьшение в размерах клитора, матки и молочных желез;
  • снижение тембра голоса;
  • увеличение полового влечения;
  • быстрое беспричинное уменьшение подкожно-жирового слоя.

В нетипичных случаях андростерома способна продуцировать не только андрогены, но и кортикостероиды, что способствует повышению уровня артериального давления и развитию прочих симптомов гиперкортицизма. В данном случае такие опухоли будут называться кортикоадростеромами.

Феохромоцитома

Данный вариант опухоли может протекать по нескольким вариантам:

  • пароксизмальная;
  • постоянная;
  • смешанная.

Чаще прочих встречается пароксизмальный вариант течения феохромоцитоамы. Он характеризуется внезапными повышениями уровня артериального давления до 300 мм рт. ст. и более. В результате у человека возникают сильные головные боли, головокружения, приступы общей слабости, тошноты, рвоты, ощущение тяжести в загрудинной области, увеличение частоты сердечных сокращений, дрожь, увеличение частоты и объёма мочеиспусканий, тревожность. Приступ может быстро прекратиться, и уровень артериального давления возвращается к нормальным показателям. При этом сохраняется головная боль, головокружения и общая слабость.

При постоянной форме феохромоцитомы все эти симптомы наблюдаются у пациента практически постоянно. При этом их выраженность несколько меньше, чем при пароксизмальной форме заболевания.

При смешанной форме феохромоцитомы у пациента наблюдается постоянный повышенный уровень артериального давления (примерно 200 мм рт. ст.) с периодическими повышениями до 300 мм рт. ст.

Примечание. Феохромоцитома способна привести к нарушениям кровообращения, в том числе инсультам.

Принципы диагностики

В случае с опухолевыми заболеваниями надпочечников важно начать лечение как можно раньше. Поэтому при возникновении первых же их характерных симптомов нужно обратиться к врачу-эндокринологу. Данный специалист сначала направит пациента на УЗИ надпочечников. Если будут выявлены какие-либо изменения, то будут выполнены анализы крови и мочи на уровень содержания гормонов надпочечников.

Если у врача возникнут подозрения на опухоль данной области после проведения УЗИ надпочечников, то он направит пациента на магнитно-резонансную томографию. Данный метод исследования обладает высокими визуализирующими способностями и поможет уточнить диагноз.

Основы лечения

Подход к ведению опухолевых заболеваний разных типов несколько отличается. Если была выявлена доброкачественная опухоль размером до 3 мм, не продуцирующая гормоны и не имеющая признаков малигнизации, то лечение проводить не придётся. От пациента потребуется 2 раза в год проходить УЗИ надпочечников, чтобы контролировать рост опухоли.

Если речь идёт о гормон-активных опухолевых заболеваниях, особенно злокачественных, то проводится хирургическое вмешательство. Его объёмы будут зависеть от размеров опухоли и степени её прорастания в другие ткани.

Примечание. Чаще всего удаляется весь поражённый надпочечник, даже если имеет место только очаговый патологический процесс. К примеру, при опухоли правого надпочечника обычно удаляется вся эта железа. Если отсутствуют метастазы, то такое лечение зачастую приводит к полному выздоровлению.

При наличии метастазов в другие органы из злокачественных новообразований надпочечников хирургическое лечение проводится не всегда или же проводится в комплексе с введением специальных радиоактивных изотопов, уменьшающих скорость прогрессии заболевания.

Важно! Лечение злокачественных новообразований нужно проводить в любом случае и как можно раньше. От этого будет зависеть качество и продолжительность последующей жизни человека.

Опухоли надпочечников представляют большую опасность, но при своевременном обращении и правильном лечении есть вероятность избавиться от таких болезней без осложнений.


Source: pozhelezam.ru

Самое интересное:

ДЕШЕВЫЕ ЛЕКАРСТВА ОТ ГЕПАТИТА С

Сотни поставщиков везут лекарства от гепатита С из Индии в Россию, но только компания IMMCO поможет вам купить софосбувир и даклатасвир (а так же велпатасвир и ледипасвир) из Индии по самой выгодной цене и с индивидуальным подходом к каждому пациенту!

Главная функция жёлчного пузыря очень важна для организма в целом. Он скапливает выделяемый печенью секрет – жёлчь. Данное вещество прекрасно справля...

Как принимать хофитол с учетом различных заболеваний Хофитол – это нетоксичный препарат растительного происхождения, который применяется дл...

Принимают внутрь, во время или после еды, не разжевывая, запивая достаточным количеством воды.Для обеспечения рекомендованной дозы таблетку следует де...

Жировым гепатозом или ожирением печени, жировой дистрофией, называют обратимый хронический процесс печеночной дистрофии, который возникает в результ...

При нарушениях работы печени доктора часто назначают Эссенциале форте. Но цена у этого препарата довольно высокая, так что многие ищут его дешевый...

лечение гепатита с вступление Сколько живут с гепатитом с и как лечить лечение гепатита с текст...

Диагностика солевых кристаллов в почках Перед проведением лечения необходимо точно установить или подтвердить...

Опухоли и опухолевидные образования яичников – патология, которая встречается в медицинской практике с большой частотой. Согласно исследованиям, опухоли и опухолевидные новообразования яичников за последнее десятилетие диагностируются до 25 процентов чаще. Большинство из них носит доброкачественный характер, однако, ежегодно увеличивается количество женщин со злокачественными опухолями. Чаще всего диагностируется обычная киста, которая при несвоевременном лечении склонна перерастать в раковое тело. Из-за гистологической и анатомической структуры придатков, они чаще подвержены появлению различных образований. Причины таких патологических изменений на сегодняшний день остаются не до конца изученными, поэтому разногласия среди ученых по данному вопросу продолжают существовать.

Этиология заболевания

Опухолевидные образования яичника могут появиться из разных источников. Они формируются из-за патологического роста эпителия придатков, сбоев в развитии яйцеклетки на том или ином этапе созревания, нарушений в формировании тека-тканей, гранулезных и лейдинговых клеток, неспецифических соединительных тканей, нервов, сосудов и других элементов придатков. Опухоли и опухолевидные образования появляются у женщин всех возрастов, однако, больше заболеванию подвержены пациентки от 30 до 60 лет. В пятидесяти процентах случаев оно обнаруживается у женщин в постменопаузе. Будь то киста или другой вид образования, ее развитие начинается намного раньше, чем происходит диагностика.

В группе риска представлен список пациенток с ранним или поздним началом менструации, поздним началом климактерического периода и нарушенным менструальным циклом. Объемное образование левого яичника, как и правого, может привести к снижению репродуктивных функций, невозможности зачать и выносить ребенка. Усложнить ситуацию могут хронические заболевания органов малого таза. В последние годы ученые уделяют особое внимание исследованию факторов генетического и эпидемиологического типа, которые влияют на формирование образования яичника. Согласно полученным данным, существенное влияние на эту патологию оказывают привычки и образ жизни женщины, окружающая среда, качество пищи и воды.

Разновидности новообразований

Чаще всего патологические процессы в придатках – киста того или иного типа. Однако, если обнаружено образование на яичнике, но не обычная киста, это может быть широкий спектр различных заболеваний. Их принято делить на несколько групп, которые объединяют патологии доброкачественного, злокачественного или пограничного характера. Существуют такие типы новообразований в придатках:

  • стромальные опухоли полового тяжа;
  • эпителиальные новообразования;
  • герминогенные;
  • редко образующие опухоли;
  • опухолевые процессы.

Согласно статистическим данным, чаще всего у пациенток встречаются:

  1. Опухолевые патологии стромы и поверхностного эпителия. К ним относятся простые серозные, папиллярные и папиллярно-серозные цистаденомы, а также муцинозные (псевдомуцинозные цистаденомы) и эндометриоидные новообразования (опухоль Бреннена и карциномы).
  2. Стромальные новообразования и опухоли полового тяжа. В данную категорию входят гранулезостромально-клеточные патологии, такие как гранулезоклеточные заболевания, фибромы и текомы, а также андробластомы.
  3. Новообразования герминогенного типа, такие как тератомы.

Это лишь небольшой список опухолевидных патологий, которые встречаются в современной гинекологической практике. Каждая из этих разновидностей может иметь доброкачественный или злокачественный характер. Бывают и пограничные стадии болезни, когда сформировавшееся патологическое тело отличается потенциально низкой злокачественностью.

Доброкачественные новообразования


Чаще всего образование яичника имеет доброкачественную природу и отличается клеточным ростом. Наибольший процент припадает на эпителиальные новообразования на яичнике. Такие патологии также называются цистаденомами или кистомами. Образуются они из-за разрастания внешней оболочки придатков. К ним относятся такие разновидности цистаденом:

  • муцинозные;
  • папиллярные;
  • эндометриоидные;
  • серозные.

Киста и кистома – патологии, которые часто путают. Такие жидкостные образования чаще всего протекают бессимптомно, однако, некоторые их виды становятся причиной постоянных тянущих болей внизу живота и увеличения брюшной полости. Подобные ощущения вызывает муцинозная цистаденома солидной структуры. Полость такой опухоли быстро наполняется густым слизистым веществом и достигает больших размеров.

Обратите внимание: К доброкачественным относится и оогенная опухоль, которая формируется из ооцитов. Самым сложным новообразованием такого типа считается тератома, которая формируется из яйцеклетки, содержащей в себе генетический материал. Ее внутренняя часть может быть заполнена зрелыми тканями и даже рудиментными органами, включая волосы, жировые ткани, зачатки костей и зубов. Она представляет собой не очень объемное образование яичника, но с двух сторон формируется очень редко.

Еще одной распространенной доброкачественной патологией придатков является текома. Она формируется из клеток, вырабатывающих эстрогены, и чаще всего появляется в период постменопаузы. Хотя текома за счет выработки женских гормонов, повышает либидо, улучшает внешний вид и самочувствие женщин в климактерический период, ее необходимо вовремя устранить. В противном случае может развиться гиперплазия и даже рак эндометрия.

Вирилизующие опухоли тоже относятся к доброкачественным. Формируются они из элементов придатков, которые аналогичны по составу клеткам гонад мужчины. В результате правый или левый яичник, он представлен солидной структуры. Женщина с патологией сталкивается с процессами вирилизации, включающие остановку менструации, атрофию молочных желез, увеличение клитора и другие изменения мужского типа.

Опухоли Бреннера встречается достаточно редко. Такие структуры имеют небольшие размеры, поэтому их очень сложно обнаружить при помощи УЗИ. Они в большинстве случаев диагностируются во время оперативного вмешательства, целью которого является гистологическое исследование тканей придатков. К доброкачественным относится и киста. Как правило, она не требует лечения, однако, если обнаружено солидное новообразование яичника, может потребоваться медикаментозная терапия или оперативное лечение. К редким заболеваниям относится также фиброма яичника, формирующаяся из соединительных тканей. По своей природе она является гормонально неактивной текомой. Чаще всего такие фибромы встречаются в климактерическом периоде. Они имеют солидные размеры и могут дорастать до 15 сантиметров. Данная патология сопровождается нарушениями цикла и генеративной функции. В одном и том же придатке возможно развитие фибромы и кисты.

Важно! Практический любой вид доброкачественного новообразования в яичнике может со временем перерасти в злокачественную опухоль. Поэтому рекомендуется регулярно проходить осмотры у гинеколога и тщательно следить за развитием любого патологического явления в придатках.

Методы диагностики

Как доброкачественные, так и злокачественные структуры в придатках нередко протекают без каких-либо симптомов. Чтобы не допустить осложнения или образования раковых опухолей, рекомендуется хотя бы раз в год посещать врача. При обнаружении новообразований или неприятных ощущениях внизу живота, сбоях в менструальном цикле либо появлении других жалоб, стоит проходить гинекологические осмотры раз в назначенный специалистом период. В большинстве случаев для диагностики опухолевых процессов в яичниках достаточно ультразвуковой диагностики. Образования с разной структурой имеют различную эхогенность. Бывают анэхогенные или гиперэхогенные структуры. Это может быть обычная киста либо опасное для здоровья новообразование, требующее лечения. Если врач сомневается в характере опухоли, назначаются дополнительные исследования.

Важно! Нередко трансвагинальное УЗИ сочетается с допплерометрией, позволяющей отличить опухоль от аваскулярных кист. Злокачественные тела в основном имеют кровеносные сосуды, а доброкачественные – только полость, заполненную жидкостью.

При необходимости пациентке назначается магниторезонансная томография или КТ. Такие методы дают возможность более точно установить характер образования в яичнике, поставить диагноз и определиться с необходимым объемом оперативного лечения. На сегодняшний день все чаще применяются современные способы обнаружения маркеров, свидетельствующих о развитии раковых клеток. Такие онкомаркеры позволяют не только выявить уже существующие злокачественные процессы, но и заранее определить вероятность перерождения доброкачественных тканей в раковые очаги.

В системе прав человека право на образование занимает свое особое место. Это право входит в международные (и, в частности, европейские) стандарты прав человека, что нашло свое отражение в ч.1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948) , ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), ст.2 Протокола №1 (1952) к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) , ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах (2000) .

Небезынтересно отметить, что право на образование, как это ни покажется удивительным, особенно в наше время, когда идут интенсивные процессы сближения европейских государств в области образования,-единственное из социальных прав, присутствующее в упомянутом Протоколе 1 кевропейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод , и в отношении которого выстраивается целая система правозащитных мер. Этим фактом подтверждается исключительно важные место и роль права на образование в системе современных демократических ценностей. В ст. 2 данного Протокола № 1 говорится, в частности, о таких важнейших концептах данного права, как:

а) его всеобщность (никому не может быть отказано в этом праве),

б) обязанности государства в области образования и обучения 3 и

в) обязанности государства уважать религиозные и философские убеждения родителей при обеспечении их детям образования в соответствии с этими убеждениями. 4

В Конституции Российской Федерации (1993) общие вопросы права на образование закреплены в ст. 43, текст которой полагаем необходимым привести здесь полностью:

Прежде, чем дать характеристику собственно права на образование в соответствии с данной статьей Конституции Российской Федерации, следует определить его места и роли как элемента системы прав человека.

Понятие «права и свободы человека», несмотря на, казалось бы, его исключительно широкое распространение в современный период, не имеет, однако, единого и признаваемого всеми толкования. Тем не менее, есть некоторые такие моменты, которые при любой трактовке отражают природу и существенные свойства того, что находит отражение в данном понятии.

Первое. В этом понятии отражается факт наличия у людей (индивидов или их групп, объединений) определенных индивидуальных, групповых либо общественно значимых потребностей и интересов (личных (гражданских), экономических, политических, социальных, культурных).

Второе . Эти потребности и интересы характеризует, с одной стороны, осознание индивидами (социальными группами, общественными объединениями) своего социального места и той роли, которую он и грает (или может играть) в обществе, а с другой – признание обществом и его социальными институтами, прежде всего и главным образом, государством этих места и роли. Под таким углом зрения права и свободы естьодновременно и социальные притязания людей (групп, объединений), т.е. обращенные к обществу и государству требования по удовлетворению их тех или иных экономических, социальных и других потребностей и интересов (а), и своего рода политико и юридически оформленное посредством принципов и положений образовательной политики и норм законодательства государства согласие последнего с этими притязаниями и на их удовлетворение, защиту и охрану (б).

В подлинно правовом демократическом обществе обе эти стороны находятся в гармонии, т.е. в состоянии сбалансированности потребностей и интересов общества 5 и его членов, государства и его граждан, коллективного и индивидуального начал общественной жизни. 6

Третье. Притязания могут носить как естественный, так и социальный характер. В первом случае они отражают потребности и интересы, присущие каждому человеку как биосоциальному существу, во втором – потребности и интересы, присущие индивиду как гражданину конкретного государства. В этом плане становится понятным различие между правами и свободамичеловека игражданина. Что же, кстати говоря, касается прав и свобод личности, то в данном случае мы имеем дело со своего интеграцией первых двух аспектов, поскольку понятие личности так или иначе связано с особенностями сочетания «человеческого» и «гражданского» по мере социализации конкретного человека.

Четвертое. Права и свободы есть гарантированные действующим законодательством меры возможного, дозволенного и, тем самым, ограниченного в определенных нормативно-правовых рамках социально значимого поведения различных участников общественных отношений. В этом смысле понятие «права и свободы» находится в одной смысловой плоскости, и даже в известном отношении совпадает по своему содержанию, с понятием «юридические субъективные права», относящемуся к содержанию всякого правоотношения.

Пятое. Несмотря на свою смысловую близость, понятия «права» и «свободы» как центральные категории теории прав человека (Л.И. Глухарева, В.М. Капицын, Е.А. Лукашева, Р.А. Мюллерсон и др.) все же не являются равнозначащими.Права – это социальные притязания, предполагающиеактивную роль государства в их обеспечении, защите и охране (право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на жилище и т.п.).Свободы – социальные притязания, предполагающие, напротив,пассивную роль государства в реализации соответствующими субъектами своих потребностей и интересов (свобода слова, слова вероисповедания, свобода политических объединений и т.п.). 7 Иначе, государство как ведущий социальный институт общества не может и не должно произвольно, т.е. по своему личному усмотрению,незаконно вмешиваться в реализацию таких индивидуально и социально значимых актов. Другое дело, когда такие свободы используются в ущерб другим людям, обществу и государству т.е. имеет место злоупотребление этими свободами. В этом случае государство не просто может, но уже обязано действовать активно в интересах прав и свобод других членов общества, самого общества и своих собственных государственных –интересах. Но именно здесь и возникает исключительно важный, сложный и практически всегда актуальный вопрос о критериях и способах вмешательства государства в реализацию прав и свобод.

Проведенный краткий экскурс в теорию прав человека дает возможность раскрыть сущность и содержание понятия «право на образование» более предметно. Учитывая сказанное, характеристика понятия «право на образование» может быть представлена следующими положениями.

1. Каждый человек, независимо от его места рождения и проживания, национальности, пола и иных особенностей, характеризующих его социальный статус, с момента своего рождения может притязать (лично сам или же через своих родителей (либо иных законных представителей – опекунов, попечителей) на то, чтобы общество, в лице своих институтов и, прежде всего, государственных, оказало ему помощь в конструктивной социализации, т.е. во включении его в такие общественные (культурные, экономические, моральные, юридические и иного характера) связи, которые обеспечили бы ему занять определенное место в системе социальной иерархии и реализовать свои те или иные личные и социальные потребности и интересы.

2. Данные притязания выражаются, как можно сделать вывод из результатов буквального толкования слова «каждый», любым человеком, независимо от места его рождения и проживания, половых, расовых, рациональных, религиозных и иных особенностей. Это вполне понятно, поскольку такого рода притязания могут иметь место только в человеческом обществе. Вне его такие притязания бессмысленны. Применительно к праву на образование каждый человек каждый может притязать на обеспечение общественными институтами его конструктивной социализации через получение, усвоение и освоение определенного багажа знаний, умений и навыков.

В то же время, слово «каждый» имеет абстрактный характер, абстрактный в том смысле, что любой человек находится не только в «общечеловеческих» связях с другими людьми, но и, что особенно важно, в достаточно строго определенных политико-правовых связях с конкретных государством и его законодательством, являясь гражданином (подданным) такого конкретного государства. Тем самым, гражданину, имеющему в зависимости от типа государства, политического режима, господствующего в данном обществе, особенностей политико-правового статуса этого гражданина, различный «набор» прав и свобод, корреспондирует и набор обязанностей государства (а в его лице и общества) по гарантированию этих прав и свобод, как естественных, так и социальных.

Но может ли государство гарантировать то же «образовательное» притязание гражданину другого государства? Не вдаваясь в подробности этой темы, ограничимся лишь замечанием, что в Российской Федерации (как, впрочем, и в любом другом современном демократическом государстве) действительно каждый может реализовать свои потребности и интересы образовательного свойства, но только в том случае, если этот «каждый» проживает на территории Российской Федерации на законном основании. 8

3. Право на образование, точнее, его осуществление предполагает, как отмечалось, активную роль государства в гарантировании этого вида социального притязания. Конечно, само общество никак не отчуждено от своей роли, поскольку речь идет все-таки о социализации (общей или профессиональной), однако основная роль принадлежит все же именно государству как ведущему социальному институту, определяющему вектор исторического развития общества и его этнонациональную, культурную, социально-экономическую, политико-правовую целостность, «самость». И когда в средствах массовой информации порою ставится вопрос, кто же должен главным «ответственным» за образование – общество или государство – такая постановка вопроса, на наш взгляд, в корне неверна. Иное дело, что конкретное государство на том или ином этапе своего развития в лице конкретных своих представителей (Президента, правительства, высших органов управления образованием) проводит непродуктивную, непродуманную стратегию своей политики в области образования, с чем мы сталкиваемся в последние годы в нашей стране. Однако, это никоим образом не ведет к выводу что государство как ведущий социальный институт «должно» быть исключено из числа субъектов управления образованием.

4. Всякое право, в том числе и право на образование является, в известном смысле, и обязанностью. Боле того, как свидетельствует и законодательство, и юридическая практика, и сама жизнь в целом, многие права у людей «появляются» лишь после того, как человеком выполнены некие общественные (и юридические) обязанности. В свою очередь исполнение прав приводит к возникновению новых обязанностей, те – к появлению других прав и т.д. В других случаях мы видим, что некоторые права просто сливаются с обязанностями (примером тому может служить реализуемое педагогом право преподавать определенную дисциплину и одновременно его обязанность этого преподавания, но после того лишь, как между ним и образовательным учреждением будет заключен трудовой контракт).

Именно к такому роду прав относится и право на образование. До определенного возраста (этот возраст различен в разных странах), до определенной ступени (уровня) системы образования (этот уровень также различен в разных странах), а также с учетом степени социально-экономической развитости общества, право на образование практически и юридически является обязанностью человека (гражданина) получить и освоить тот иной минимум знаний, умений и навыков, который (минимум) гарантирует необходимые и достаточные условия социальной коммуникации этого гражданина. Обычно данная обязанность получать «минимальное» образование связана с институтом школьного (общего) образования и юридически закрепляется в конституционных и других законодательных актах. Так, обязанность получения общего образования предусмотрена частью 1 ст.43 Конституции РФ (см. выше). Такая же обязанность предусмотрена, скажем, частью 2 ст. 53 Конституции Украины, частью 4 ст. 27 Конституции Испании, частью 2 ст.26 Конституции Японии и др. Другое дело, что обязательным в одних странах объявляется основное общее образование (Россия, Испания), в других – полное общее среднее образование (Украина), в третьих – начальное образование (Италия). А вот, например, по Конституции Польши обязательной является учеба для всех, не достигших 18 лет (часть 1 ст. 70). В той же части 2 ст. 26 Конституции Японии устанавливается обязанность всех, на чьем попечении находятся дети, обеспечить их образование, хотя о каком именно образовании идет речь, законом не оговаривается.

Анализ многочисленных текстов статей международных актов, конституционных актов различных государств, а также ст. 43 Конституции Российской Федерации, посвященных праву на образование, изучение различных научных исследований и комментариев к законодательству, дают основания выделить, помимо сказанного, еще ряд важных черт этого права на образование.

Первое. Право на образование естьинтегральное право , которое, пусть и в разной степени, но может быть отнесено к различным группам прав и свобод человека – социальным, культурным, гражданским (личным).Социальным (а именно к этой группе его обычно относят) право на образование является уже потому, что образование, как уже было показано, есть, с одной стороны, одна из ведущих социальных подсистем общества. Кроме того, право на образование как социальное право предполагает создание системы государственных гарантий получения образования каждым человеком, выступающее важнейшим условием его успешной социализации.

Право на образование есть одновременно икультурное право. Ведь именно через образование и посредством образования человек приобщается к различным аспектам культуры человечества вообще и национальной культуры, в частности. Именно образование есть определяющий фактор формирования у человека и им самим личной гражданской, политической, правовой, нравственной культуры, т.е. всего того, что и конституирует его как Личность.

Право на образование есть, наконец, игражданское ,личное право человека, которое реализуется им самостоятельно, по своему усмотрению после выполнения им (при помощи родителей или законных представителей) своей гражданской (общесоциальной) обязанности получить общее образование. Ведь человека, получившее общее образование, как известно, никто формально (юридически, в том числе Конституция РФ) не принуждает и не может принудить в обязательном порядке поступать в учреждения профессионального образования для продолжения учебы. Иное дело, что такое принуждение существует объективно в том смысле, что сама жизнь, потребности общества, потребности, наконец, самого человека, ставшим «зрелым», т.е. способным самостоятельно принимать социально значимые решения, гражданином после получения «аттестата зрелости», обусловливает необходимость выбора своего дальнейшего жизненного пути, а тем самым приобщения к конкретному виду профессиональной деятельности, ее критериями и требованиями. Тем самым человек оказывается в ситуациинеобходимости , т.е.обязанности выбора того или иногопрофессионального образования. Однако, законодательно, в т.ч. конституционно, гарантируется не обязанность, а именно возможность такого выбора, исходя из того, получение профессионального образования, равно как и общего, не является чьей-то привилегией: каждый человек, независимо от пола, национальности, социального происхождения, способностей, вправе (имеет законодательно обеспечиваемую возможность) получатьлюбое образование.

Как можно видеть, в данном случае имеет место определенная коллизия, несоответствие между законодательными возможностями и объективными, практически (жизненно) обусловленными реалиями в области реализации права на образование. Об этих коллизиях и некоторых других, связанных с ними моментах, ниже будет сказано более подробно.

Второе. Право на образование естьконституционное право. Это право закрепляется и, тем самым, гарантируется конституционными актами всех современных демократических государств. Уже одно это обстоятельство свидетельствует о том, что праву на образование государством и обществом посредством Основного закона придается исключительное значение. Помимо сказанного ранее, ст. 43 Конституции Российской Федерации, как и многие другие статьи, закрепляющие и гарантирующие иные права и свободы, подтверждает признаваемый частью 4 ст. 15 Конституции РФ примат международного права в российской правовой системе.

Как и многие другие конституционные права человека и гражданина, право на образование представлено в Конституции РФ максимально обобщенном виде. Конкретизация этого права находит свое выражение в значительном образовательном нормативно-правовом массиве, в котором ведущее место занимаютзакон РФ «Об образовании» (1992) иФедеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Эти законодательные акты, равно как и подзаконные образовательные нормативно-правовые акты, выступающие источниками российского образовательного права, будут предметно рассмотрены в главе 4 настоящего пособия.

Третье. Право на образование естьправо относительное. В теории прав человека выделяютсяабсолютные (основные) права человека и праваотносительные. Критерием такого различения выступает возможностьограничения того или иного права федеральным законодательством, в том числе в условиях в условиях чрезвычайного положения (часть 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции РФ).


Абсолютные права – это права, которые не могут быть ограничены (введение такого ограничения, повторим, возможно только федеральным законом) вообще и даже в условиях такого чрезвычайного положения. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ к таким абсолютным правам относятся, например,право на жизнь, достоинство личности, свобода совести и вероисповедания и др.Относительные права – права, которые могут федеральным законом в условиях чрезвычайного положения (право на жилище, право на пользование родным языком и др.). В число таких относительных прав Конституция РФ включает и право на образование. Это означает, что данное правоможет быть ограничено в силу разных причин в различных масштабах и аспектах по усмотрению федерального законодателя.

Четвертое. Право на образование –право всеобщее. На данную особенность уже было обращено внимание. Здесь лишь подчеркнем, что право на образование распространяется не только на всех без исключения граждан Российской Федерации (и лиц, проживающих на территории РФ на законных основаниях), но и лиц различного возраста. Это обстоятельство в последние годы становится все более актуальным как за рубежом, так и в нашей стране. Скажем, все больше граждан среднего и, что характерно, особенно пожилого (после 55 лет и даже значительно старше) возраста проявляют реальный интерес к получению первого или второго или даже третьего высшего образования. Такой феномен представляет интерес, прежде всего, для социологической науки, хотя эдукологические, педагогические и правовые исследования тоже не могут обходить его.

Пятое. Право на образование предполагаетдоступность образования для каждого. Доступность образования – это, прежде всего, свобода получать как общее, так и профессиональное и послевузовское образование в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями. В этом плане доступность образования органически связана с всеобщностью соответствующего права. В то же время, как показывает практика, эта сторона права на образования является одной из наиболее проблематичных в силу самых разных причин. В современном мире отмечают целый ряд противоречий в развитии образовании, в том числе российского, с точки зрения обеспечения именно его доступности.


Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование. Провозглашенное формальное равенство на образование сопровождается и другим противоречием - усилением неравенства в доступе к образованию в том плане, что государство должно хотя бы не создавать дополнительные финансовые трудности лицам, которые хотят получит или уже получают образование.

Другое противоречие тесно связано с предыдущим и отражает усиливающиеся финансовые трудности образовательных учреждений. Объективно увеличивающиеся запросы системой образования по финансированию своего развития сопровождается сокращением финансового обеспечения государством даже «своего» – государственного – сектора системы образования. Ярким тому примером может служить принятый 22 августа 2004 года Федеральный закон № 122-ФЗ, в соответствии с которым государство ясно дало понять, что оно все дальше, прежде всего, в финансовом отношении, отдаляется от нужд образования.

Более подробно доступность образования раскрывается в п.3 ст. 2 закона РФ «Об образовании» как принцип, на котором основана образовательная политика государства и общества. В этом законе, в отличие от Конституции РФ, доступность образования как принцип образовательной политики получила юридическое закрепление в иной формулировке, а именно какобщедоступность образования. В ст. 5 того же закона определено понятие общедоступности как независимости от расы, национальности, языка, пола, возраста и состояния здоровья; социального, имущественного и должностного положения; социального положения; места жительства; отношения к религии, убеждения; партийной принадлежности; наличия судимости. Не вдаваясь в детали логико-понятийного анализа, можно констатировать, что основное содержание обоих понятий – «доступность образования» и «общедоступность образования» – практически совпадает.

Как можно видеть, доступность образования в законодательном конституционном) смысле определяется двумя основными факторами, опосредующими функционирование системы образования: политикой государства в этой сфере, характеристика которой дается в следующем разделе, и уровнем материального благосостояния его граждан, которое в наше время является едва ли главным неюридическим ограничителем права на образования.

Многие женщины репродуктивного возраста сталкиваются с неприятным заболеванием, вызывающим кистозные образования. Это доброкачественные явления, которые, однако, могут вызывать серьезный дискомфорт, а в будущем привести к негативным последствиям. Именно поэтому диагностическому исследованию состояния яичников надо регулярно уделять внимание.

Киста в яичнике – это образование доброкачественного типа, расположенное в его ткани или близко к нему. Она имеет вид опухоли круглой формы. Внутри такого пузырька находится жидкость. Но не следует путать это образование с настоящими опухолями, поскольку в пузырьках не наблюдается внутристеночное размножение клеток.

Как правило, склонностью к заболеванию отличаются женщины, находящиеся в самом активном, детородном возрасте. Однако иногда такие изменения наблюдаются у девочек, поскольку у них гормональный фон не стабилизировался, не появился менструальный цикл, а сами яичники еще не вошли в нормальный режим функционирования. Также имеются случаи недуга и у женщин после климакса из-за ослабления функциональной деятельности женского органа. И не стоит сбрасывать со счетов случаи врожденной патологии.

Если поражается одна часть органа, тогда говорят о развитии односторонней кисты. Примером является кистозное образование левого яичника или же правого. Но возможны и двусторонние патологии. Особенностью, а одновременно и опасностью, заболевания является невозможность распознавания в течение длительного периода времени. Такая доброкачественная опухоль не прощупывается и не проявляет себя. Хотя с ростом пузырька вероятность появления дискомфортных ощущений возрастает.

Важно. Часто кистозное тело обнаруживается по данным УЗИ в ходе стандартного планового осмотра. Именно поэтому женщинам рекомендуется прохождение регулярных обследований.

Причины заболевания

Возникновение полости в правом яичнике может стать следствием разнообразных факторов. Они активируют заболевание, действуя отдельно друг от друга или комплексно. Точная причина формирования новообразований до конца не выяснена. Хотя наиболее частым источником проблем считается смена гормонального фона, когда возникает дисбаланс гормонов, вырабатываемых гипофизом.

Не следует списывать со счетов и регулярные стрессовые состояния, психоэмоциональные перенапряжения и срывы, устойчивое психическое истощение. Если функциональный тип недуга завязан на сбои в процессах овуляции, то в других случаях определяющими факторами выступают гормональные изменения.

Факторами, усиливающими риск возникновения кистозных явлений в правом яичнике, также могут стать:

  • воспалительные процессы в нем, в матке и маточных трубах;
  • инфекционные заболевания, которые распространяются половым способом;
  • перенесенные аборты;
  • расстройства щитовидки;
  • наличие избыточного веса или его недостаток;
  • нарушения в менструальном цикле, а также ранние менструации у девочек до 12-ти летнего возраста.

Симптомы и проявления

Киста правого яичника встречается у большинства женщин, у которых были диагностированы новообразования. Если она стала результатом сбоев в работе этого органа, то болезнь не проявляется, особенно когда размер пузырька не превышает 20-30 мм. Но патологии гинекологического типа будут явно наблюдаться – гормональные сбои, воспаления, иные патологии. Наряду с однокамерной, наблюдается риск появления и многокамерных полостей.

При отсутствии осложнений наблюдаются такие основные симптомы:

  • нерегулярные болевые ощущения в нижней части живота, а также чувство тяжести;
  • отклонения в периодичности и состоянии выделений при менструациях;
  • возникновение дискомфорта и боли справа внизу живота при половой жизни или повышенных нагрузках физического плана, а также в процессе мочеиспускания;
  • ничем необоснованное повышение температуры с сохранением состояния в течение долгого периода времени;
  • появление кровянистых следов в ежедневных выделениях.

Если же проблемы у женщины сопровождаются осложнениями, то симптомы становятся более выраженными:

  • резкое нарастание температуры;
  • болевые ощущения в нижней части живота, отличающиеся остротой и резкостью, живот может беспричинно увеличиваться в объеме, нарушается его симметричность;
  • тошнота, рвота, головокружения;
  • дискомфорт, боли с мочеиспусканием, часто этот процесс становится проблематичным;
  • возникновение запоров;
  • тахикардия и скачки артериального давления;
  • выделения из влагалища, которые отличаются от стандартных по цвету, запаху, составу.

Разновидности новообразований

Киста может быть функциональной, когда ее вызывает дисфункция работы яичника, или нефункциональной, обусловленной генетическими изменениями и нарушениями работы внутренних органов человека. Кистозное образование правого яичника бывает единичным или множественным – в форме поликистоза, однокамерным и многокамерным.

Фолликулярная

Имеет тонкостенную структуру, чаще всего встречается у молодых женщин. Появляется в точке фолликула, в котором не идет процесс созревания яйцеклетки и не создается возможность для ее выхода. Сам по себе фолликул не страшен, но если его величина вследствие не останавливающегося накопления жидкости превышает 30 мм, то идет перерождение в кисту.

Как правило, такие образования однокамерные. Но возможны и более сложные многокамерные структуры, достигающие 60 мм в диаметре. При развитии заболевания симптомы не наблюдаются, хотя возможна задержка менструального цикла и появление слабых болей в животе во второй половине цикла.

При отсутствии осложнений и своевременности начатого лечения, угрозы здоровью женщины не появляются. Перерождение в раковые участки не происходит. В случае же осложнений может возникнуть перекручивание ножки кисты, кровоизлияние в полость и стеночный разрыв.

Важно. У пациенток возрастают боли, сопровождающиеся тошнотой и рвотой.

Диагностика – осмотр и динамическое УЗИ. Лечение при отсутствии осложнений включает назначение медикаментозных препаратов антивоспалительного действия. Это нестероидные препараты. Иногда применяю и гормональные средства.

Лютеиновая

Яйцеклетка появляется после завершения овуляции из лопнувшего фолликула. На его месте возникает желтое тело. Если в нем кровоток и лимфообращение отклоняются от нормы, то у женщин 16-45 лет проявляется функциональная киста – лютеиновая. Симптомы при новообразованиях данного типа не проявляются, хотя изредка возможна задержка цикла и появление слабых болей в животе.

Если начинается интенсивное кровотечение внутрь кисты, то появляются боли в животе, понижается давление, женщина бледнеет, у нее холодеют конечности, возникают выделения с кровью.

Важно. Как правило, за время прохождения трех последовательных менструальных циклов киста исчезает. В случае если пациенту не удается избавиться естественным путем, то требуется хирургическая операция.

Параовариальная

Данная разновидность часто возникает у женщин, не достигших 40 летнего возраста. Не являются редкостью и проблемы в подростковом возрасте. По форме она округлая или овальная. Содержимое прозрачное, отличается эластичностью. Расположение такого однокамерного образования – надматочное или сбоку от нее. Основой для образования кистозных процессов являются зародышевые ткани.

Заболевание не имеет явных проявлений. Болевые ощущения возникают далеко не всегда. При росте новообразования (а оно может достигать 150 мм в диаметре) увеличивается объем живота. Сбои в цикле и бесплодие встречаются редко. Для диагностики используют двуручное обследование и УЗИ. Лечение производится посредством удаления лапароскопией.

Эндометриоидная

Киста этого вида может быть односторонней или двусторонней, достигая 100 мм. Отличается гладкой поверхностью, плотностью и спайками. Содержимое приобретает коричневый оттенок. Стеночные микроразрывы могут приводить к спайкам с другими органами.

Болезнь развивается постепенно. Образования имеют вид небольших очагов в яичнике. В этот период никаких проявлений не наблюдается. По мере роста киста достигает 60 мм с параллельным образованием спаек. В дальнейшем полости появляются на обоих яичниках. На этом этапе боли становятся обычным явлением. Они отдают в крестец или прямую кишку. Менструации также сопровождаются болезненными ощущениями. Возможен и разрыв полости.

Диагностика производится при помощи УЗИ и ЦДК. Для лечения применяется хирургическое вмешательство.

Дермоидная

Это очень редкая ситуация, поскольку становится результатом нарушений во внутриутробном развитии. В составе полости выделяют ткань жирового и хрящевого типа. Развитие весьма скрытое, без каких-либо проявлений. Иногда возможны и осложнения в виде перекрута ножки. Встречаются ситуации с развитием воспалительных процессов. Лечение хирургическое путем лапароскопии.

Особенности диагностики

Использование диагностических методов определяется видом новообразования, а также скоростью развития болезни. Весь спектр включает:

  • определение источников боли;
  • бимануальное обследование;
  • пункцию;
  • лапароскопию;
  • анализ крови общего назначения и биохимию;
  • онкологическое тестирование;
  • оценку гормонального фона;
  • томографию;
  • диагностику беременности.

Процедура лечения

Кистозные образования яичников подлежат традиционной терапии и оперативному вмешательству. Первый вариант возможен в том случае, если размер функционального новообразования не превышает 50-60 мм. Мелкие кисты обследуются, а пациент остается под наблюдением. Большой процент таких небольших по размеру образований рассасывается самостоятельно. Для традиционного терапевтического воздействия используются Магнезия, Жаннин или Дюфастон.

Хирургическое вмешательство рекомендовано при лечении нефункциональной кисты или крупных образований. Также операции потребует многокамерная киста. Оперативное вмешательство остается единственным решением в случае быстропрогрессирующего заболевания. Женщины детородного возраста чаще всего избегают резекции яичника. А вот возрастные пациентки вынуждены проходить эту процедуру, чтобы не допустить осложнений. После операции назначается 2-3 месячный курс гормонотерапии.

Осложнения заболевания

Если игнорировать симптомы и не проходить регулярные обследования, то возможны негативные последствия, наносящие серьезный вред организму:

  • малигнизация кисты;
  • некроз и бесплодие вследствие перекручивания ножки;
  • воспалительные процессы в органах малого таза, что вызывает нарушение их функций;
  • разрывы и внутренние кровотечения.

Иногда кистозная полость появляется в правой части женского органа в период беременности. В таком случае осложнения прогнозируются с малой вероятностью. Поэтому пациентка остается, как правило, под наблюдением. А удаление новообразования производится после родов.

Заключение

Нарушение работы яичников всегда вызывает беспокойство женщин. Не остаются за бортом и проблемы с появлением новообразований. Обеспокоенность вызывает скрытый характер течения заболевания и частое отсутствие симптомов на первом этапе развития. Поэтому рекомендуется регулярное обследование у специалистов, своевременно начатое лечение поможет избежать осложнений. Незапланированное посещение гинеколога не должно пугать женщину, ведь только в таком случае можно разобраться с проявившимися признаками недуга и определить их причины.

Довольно часто после посещения гинеколога женщин фертильного возраста направляют на ультразвуковое исследование органов малого таза, и врач УЗИ выставляет заключение – «ретенционное образование яичника». О чем говорит этот диагноз, и опасным является это образование?

Ретенционное образование может возникнуть в любом паренхиматозном или железистом органе, если есть препятствие к нарушению оттока секретируемой жидкости. Может встретиться киста в слюнных железах, или в молочной железе. С гистологической точки зрения, ретенционная киста — это объемное образование, которое внутри заполнено жидкостью.

Обычно киста – образование тонкостенное, и при УЗИ содержимое можно хорошо рассмотреть. Эта жидкость продуцируется внутренним слоем клеток, которые выстилают внутреннюю полость. Есть и альтернативный путь — это пропотевание жидкой части крови (плазмы) из близлежащих кровеносных сосудов. Наиболее часто подобные образования встречаются у женщин фертильного периода, несколько реже они наблюдаются в период менопаузы и в постменопаузальный период, и еще реже кисты обнаруживаются у девочек в возрасте до года, и даже у плода.

Иногда ретенционную кисту врачи могут называть функциональной. Откуда появилось такое название? В норме ткани, попавшие внутрь образования, продуцируют нужный секрет. Это их функция. Просто случайно создались условия, препятствующие нарушению оттока этой жидкости, поэтому и начался формироваться кистозный пузырёк. После того как жидкость начала накапливаться в полости кисты, она постоянно растёт и увеличивается в размерах. Вследствие повышения давления эпителий, изнутри выстилающий полость, постепенно начинает перерождаться, и продукция жидкости постепенно прекращается.

В зависимости от условий возникновения, киста яичника бывает фолликулярной, эндометриоидной и кистой желтого тела. Иногда бывают параовариальные феномены и другие их разновидности. Фолликулярные кисты возникают после разрыва фолликула, после того, как вышла созревшая яйцеклетка, и часто появляются при гормональном дисбалансе, если овуляция отсутствует. Часто наличие множественных фолликулярных ретенционных кист является признаком бесплодия.

Если образовалась киста, продуцирующая прогестерон после овуляции, и она не регрессировала, то ее именуют кистой желтого тела.

Наконец, если женщина болеет эндометриозом, и он имеет эктопическую локализацию, то эндометрий может также отторгаться в яичнике, как и в матке, и в случае замкнутого пространства возникает эндометриоидная киста. Ее еще называют шоколадной.

Нет никакой разницы, возникло ретенционное образование правого яичника, или другой стороны. Оно может вырасти до 10 см и даже больше, но на практике размеры редко превышает 6 – 8 см.

Причины

Данная патология возникает в том случае, если существуют определенные нарушения. Самыми частыми причинами, являются:

  • воспаление органов малого таза, особенно хроническое, яичников и матки, такие нозологии, как аднексит и сальпингит, оофорит;
  • оперативное гинекологическое вмешательство;
  • аборты;
  • венерические инфекции, и заболевания, передаваемые половым путем;
  • при самолечении гормональными препаратами, при назначении оральных контрацептивов без показаний;
  • при неграмотном лечении бесплодия, при котором стараются добиться овуляции любой ценой;
  • вследствие переутомления, недоедания.

У ещё не рождённых девочек кисты возникают, например, при стимуляции материнскими гормонами, либо при общем повышении концентрации гормонов в предродовом периоде. Ретенционные кисты фолликулярного генеза исчезают у половины новорождённых девочек за первые два-три месяца жизни.

В чем опасность?

Опасность любой ретенционной кисты состоит не в том, что она существует, и существует бессимптомно, а в том, что с ней может произойти. А произойти могут следующие события:

в том случае, если образование находится на длинной ножке, это ножка может перекрутиться. В результате возникает омертвение живых тканей вследствие некроза сосудов, что вызывает возникновение острой хирургической патологии;

  • Киста постоянно увеличивается, и в конце концов, разрывается.
  • В абдоминальную полость изливается содержимое. Если это содержимое было стерильно, а его объем небольшой, женщина может самостоятельно поправиться. Если содержимое кисты было значительного объема, может возникнуть угроза инфицирования с развитием тазового перитонита, что приводит к непосредственной угрозе жизни. При разрыве нужна срочная операция.
  • Наконец, исходом любой кисты может быть массивное внутрибрюшинное кровотечение, особенно если при разрыве произошло повреждение сосуда среднего или крупного калибра.

Симптоматика

В каком случае женщина может заподозрить наличие ретенционных кист? Конечно, они часто никак не проявляются, особенно если образования ещё не достигли значительного диаметра. Но к гинекологу нужно обратиться, если имеет место следующая симптоматика:

  • общая слабость или недомогание, связанное с месячными;
  • субфебрильные цифры температуры в предменструальный период;
  • появление болевого синдрома во вторую фазу женского цикла;
  • усиление боли во время секса, при повышенной физической нагрузке, при резких движениях;
  • если справа или слева в животе есть чувство распирания, который усиливается во вторую фазу;
  • возникают незначительные кровотечения между месячными, либо переходят в месячные;
  • Наконец, самым главным признаком образований может явиться задержка менструации, а также увеличение объема живота, если киста выросла до очень больших размеров.

В том случае, если возникла одно из осложнений, то симптоматика может быть совершенно иной — это появление резких болей в животе, коллапс, падение артериального давления, явления геморрагического шока при кровотечении, либо симптоматика острого живота при перитоните через несколько суток после разрыва кисты.

Признаки ретенционного образования левого яичника могут симулировать воспаление левого мочеточника, а с противоположной стороны точной диагностике может помешать желчная колика, либо болевой синдром, связанный с растяжением капсулы печени.

Диагностика

Полноценный гинекологический осмотр является основной процедурой, которая позволяет направить в дальнейшем женщину на различные обследования, для того чтобы подтвердить или исключить наличие ретенционной кисты яичника. Во время осмотра врач определяет предварительную локализацию образования, а также может прощупать болезненные яичники.

Основным способом диагностики является ультразвуковое исследование органов малого таза, как трансабдоминальное, так и трансвагинальное. При УЗИ можно не только определить точные размеры и локализацию кисты, но и предположить особенности происхождения образования.

В сложных случаях используется магнитно-резонансная томография и компьютерная томография, а также определяются различные опухолевые маркеры.

Иногда, когда нельзя исключить внематочную имплантацию плодного яйца, проводится тест на беременность.

Оперативная диагностика осложненных состояний включает в себя обычно лапароскопическую операцию, а также пункцию дугласова кармана, или заднего свода влагалища. Пункция показывает скопление свежей крови в брюшной полости, либо выпота, который говорит о начавшемся перитоните.

В том случае, если наличие выпота сопровождается значительным лейкоцитозом и повышением СОЭ в общем анализе крови, то нужно срочно оперировать пациентку. Ретенционное образование левого яичника диагностировать несколько легче, поскольку слева находится селезенка и почка, а справа – почка, печень и аппендикс.

Лечение

В некоторых случаях можно только наблюдать пациентку под контролем УЗИ, не предпринимая никаких действий, так как небольшие фолликулярные кисты могут самостоятельно рассосаться, спустя 2 или 3 месяца после возникновения.

Консервативная терапия предусматривает нормализацию менструального цикла: применяются сосудистые препараты, и средства, улучшающие микроциркуляцию, иногда назначаются оральные контрацептивы, под наблюдением гинеколога-эндокринолога.

Оперативное вмешательство в настоящее время является щадящей и малоинвазивной процедурой. Она проводится при помощи лапароскопа, без больших разрезов. Эндоскопическим способом можно не только хорошо осмотреть яичник, не только выполнить пункцию образования, но и удалить его с минимальной травматизацией.

Лапароскопический способ удаления кист практически не вызывает никаких ранних и поздних послеоперационных осложнений, не вызывает появления спаек, и максимально сокращает послеоперационный период. После лапароскопии на коже живота остается небольшой след длиной не более сантиметра. При ретенционной кисте яичника диаметром 5 см, обнаруженной лапароскопически, производится удаление, поскольку лапароскопия позволяет это выполнить.

В том же случае, если пациентка взята в отделение оперативной гинекологии по экстренным показаниям, то иногда не обойтись и без лапаротомии, то есть широкого разреза на передней брюшной стенке. Это может быть сделано для того, чтобы провести ревизию органов малого таза, убрать кровь, излившейся в брюшную полость, либо выполнить резекцию яичника или даже овариоэктомию при наличии показаний.

В заключение нужно отметить, что своевременное регулярное прохождение осмотра у гинеколога позволяет диагностировать кистозные процессы, протекающие в яичнике, максимально рано. Это, в свою очередь, позволяет своевременно лечить их, практически не прибегая к оперативному вмешательству.