Консультационно методическая поддержка. Административный регламент «Оказание методической и консультативной помощи по образовательным вопросам» управлением образования администрации муниципального района МО «Бабаюртовский район

Лекция 3.
Тема:
КОНСУЛЬТАЦИОННОМЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
БИБЛИОТЕКАМ
1

Вопросы лекции:

1. Консультационно-методическая помощь как

общая характеристика
2. Система методических изданий как элемент
научно-методического обеспечения
деятельности библиотек.
2

Вопрос 1.

Консультационно-методическая помощь как
форма методической помощи библиотекам:
общая характеристика
3

Консультирование
библиотекарей является одной из
традиционных форм методической помощи.
4

Консультационно-методическая помощь осуществляется:

– как внутри библиотек через консультации
опытных библиотечных специалистов менее
сведущим коллегам;
+
5

Консультационно-методическая помощь осуществляется (продолжение):

– так и для библиотекарей сети библиотек,
методическую помощь которым оказывает
библиотека-методический центр.
В последнем случае в оказании консультационной
помощи участвуют НЕ ТОЛЬКО методисты,
НО и квалифицированные специалисты других
структурных подразделений центральной
библиотеки.
6

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

– (1) Актуальность тематики,
так как самим уже фактом консультирования
методический центр акцентирует внимание
библиотекарей на данной теме.
Тематика консультаций должна быть тесно
связана с типичными недостатками, которые
присущи библиотекам, с тем, чтобы дать
рекомендации по их устранению.
+
7

Актуальность тематики консультации (продолжение)

Методические консультации должны
освещать:
новые, перспективные проблемы библиотечной
работы,
результаты научных исследований,
передовую библиотечную практику.
8

– (2) Консультации должны проводиться
дифференцированно
в зависимости
от типов и видов библиотек,
уровня образования и практического
опыта библиотечных работников,
с учетом местных условий и особенностей.
+
9

Дифференцированность консультационной помощи

Если начинающим работникам в ряде случаев
необходимо дать совершенно конкретные
указания о том, что делать и как делать,
то основное содержание методических
рекомендаций для более подготовленных
работников должен составлять показ
достижений лучших библиотек и
результатов научных исследований.
10

Основные требования к методическому консультированию (продолжение):

– (3) необходимо, чтобы методические
консультации, прежде всего, отвечали на
вопрос "КАК ЭТО СДЕЛАТЬ" и не столько
отвечали на вопрос "что делать".
Т.Е. содержали подробное изложение методики и
организации работы по теме консультации.
+
11

Основные требования к методическому консультированию (продолжение) «КАК ЭТО СДЕЛАТЬ»:

Даже начинающим работникам,
если мы хотим развить у них умение работать
не по шаблону, а творчески, целесообразно
давать не готовые схемы выставок и
плакатов, тексты обзоров, сценарии и
"монтажи" массовых мероприятий и т.п.,
а методические советы в помощь их
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ разработке.
12

Основные требования к методическому консультированию (продолжение):

– (4) Методическая обоснованность.
В методических консультациях каждое
предложение, совет, рекомендация:
должны быть методически обоснованы;
показывать, почему данные способы, приемы,
формы работы наиболее целесообразны и
приемлемы в данных условиях.
+
13

Методическая обоснованность.

Нельзя допускать разработки рекомендаций,
не имеющих научно-методического обоснования,
экспериментально не проверенных,
оторванных от реальной практики,
умозрительных и абстрактных.
14

Основные требования к методическому консультированию (продолжение):

– (5) Консультации должны основываться на
глубоком изучении и обобщении
библиотечной практики.
Недопустимо рекомендовать новшества,
эффективность которых не проверена на
практике,
что еще имеет место в практике методического
обеспечения библиотечной деятельности.
15

Основные требования к методическому консультированию (продолжение):

– (6) Конкретность методических консультаций.
Они НЕ должны повторять общих положений,
достаточно широко освещенных в учебной и
методической литературе.
16

Основные требования к методическому консультированию (продолжение):

– (7) Методические пособия (как одна из
разновидностей проведения консультаций),
должны быть хорошо оснащены
библиографией.
Они должны давать не только те или иные
советы, НО и отсылать к соответствующей
литературе, стимулируя тем самым
профессиональное самообразование
библиотекарей.
17

Формы проведения консультаций

По форме проведения
КОНСУЛЬТАЦИИ могут быть
– устными (при посещении методистом
библиотеки или библиотекарем методического
центра, а также консультирование по телефону);
– письменными -- в форме различных видов
методических изданий для библиотек.
18

Формы проведения консультаций (продолжение):

Своеобразной формой консультирования
является практический показ,
т.е. практическое обучение библиотекарей тем
или иным методам и приемам работы,
применению конкретных новшеств.
19

КОНСУЛЬТАЦИИ могут быть:
индивидуальными;
групповыми.
При проведении групповых консультаций важно
сформировать группу библиотекарей с
примерно одинаковым уровнем образования и
опыта работы.
20

Групповые консультации могут быть:
как самостоятельной формой методического
обеспечения библиотечной деятельности,
так и входить составной частью в программы
курсов и семинаров библиотечных работников.
21

Консультации проводятся
как по инициативе самих библиотекарей, по их
просьбе,
так и по инициативе методического центра,
в чем и проявляется принцип активности в
методическом обеспечении библиотечной
деятельности.
22

Основным путем
активного
консультационно-методического влияния
является
подготовка, издание и распространение
методических изданий.
23

Вопрос 2.

Система методических изданий
как
элемент научно-методического обеспечения
деятельности библиотек
24

Система методических изданий
должна охватывать все стороны деятельности
библиотек
и
призвана методически обеспечивать все
направления их работы.
25

Основные требования к методическим изданиям

Можно выделить следующие основные
требования к методическим изданиям для
библиотек:
– (1) методические издания должны отражать
достижения теории и практики библиотечного
дела как в нашей стране, так и за рубежом;
26

– (2) они должны быть построены на основе
изучения опыта работы библиотек, отражать
передовую библиотечную практику;
27

Основные требования к методическим изданиям (продолжение):

– (3) методические материалы должны быть
четкими и конкретными, раскрывать систему и
методику работы;
– (4) методические издания должны будить
творческую мысль библиотекарей, учить их
анализировать и оценивать свою работу.
28

В систему методических изданий
входят
разнообразные по характеру, по целевому
назначению материалы,
составляемые
библиотеками-методическими центрами.
29

Основные группы методических изданий

Среди многочисленных видов методических
изданий выделяется несколько групп:
1. Методические пособия.
2. .
3. Учебно-методические пособия.
+
30

Основные группы методических изданий (продолжение)

4. Информационные пособия.
5. .
6. Библиографические пособия в помощь
библиотекарю.
7. Методические издания комплексного
характера.
31

1-ая группа МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

1) МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
32

Методические пособия

Цель -- подробно изложить советы по
организации и методике работы в библиотеках
определенного типа или вида по различным
направлениям и участкам их деятельности.
33

Виды методических пособий

Среди методических пособий можно выделить
следующие виды:
1) Практические пособия (руководства);
2) Методические письма;
3) Методические разработки.
34

Виды методических пособий

1. Практические пособия (руководства) -представляют собой комплексное изложение
методики и организации работы по
определенным направлениям библиотечной
деятельности.
Пособия могут быть общего характера,
посвященные деятельности библиотек
определенного типа и вида, и
тематическими, отражающими отдельный
раздел работы библиотеки.
+
35

Виды методических пособий 1. Практические пособия (продолжение)

Практические пособия ориентированы, как
правило, на имеющих специальное
библиотечное образование и служат
руководством для повышения квалификации и
переподготовки.
НО могут издаваться практические пособия и в
помощь начинающим библиотекарям.
36

2. Методические письма – это консультации по
конкретным вопросам библиотечной работы,
которые
недостаточно освещены в специальной
литературе,
являются новыми или малоизвестными
библиотечным работникам.
37

Тематика методических писем определяется
кругом наиболее типичных вопросов, с
которыми обращаются в методический
центр библиотекари,
типичными затруднениями и
ошибками в работе библиотек, которые
выявлены при анализе их работы.
38

Виды методических пособий 2. Методические письма (продолжение)

Методическое письмо включает:
краткую характеристику темы,
практические советы по выполнению
конкретной работы в библиотеке.
Во всех случаях обязательно указывается
имеющаяся литература по данному вопросу,
даются советы, как ее использовать.
39

Виды методических пособий 2. Методические письма (продолжение)

Методические письма составляются теми
методическими центрами, которые
разработали и экспериментально проверили
на практике тот или иной метод работы или
более эффективную форму ее организации.
40

Виды методических пособий 2. Методические письма (продолжение)

Методические письма могут
выпускаться в виде самостоятельных
изданий,
а также
входить в состав сборников комплексного
содержания.
41

Виды методических пособий (продолжение)

3. Методические разработки – это материалы в
помощь подготовке и проведению конкретных
работ в библиотеке
(организация выставок, оформление плакатов и
стендов, проведение массовых мероприятий и
т.п.).
Имеют своей целью облегчить труд библиотекаря по
самостоятельной разработке методических
материалов и обеспечить их более высокое
качество.
42

Методические разработки могут издаваться
как самостоятельным изданием,
так и включаться в сборники комплексного
содержания.
43

Виды методических пособий 3. Методические разработки (продолжение)

Методическим разработкам, по сравнению с
другими видами методических изданий, в
наибольшей степени присущи
новизна,
оперативность,
конкретность.
44

Виды методических пособий 3. Методические разработки (продолжение)

Ориентированные преимущественно на оказание
помощи библиотекам в рекомендации
литературы по актуальным темам, в работе с
новыми книгами,
методические разработки
оперативно ориентируют библиотекарей в
том круге проблем и тем, которые являются
актуальными.
45

Виды методических пособий 3. Методические разработки (продолжение)

Вместе с тем именно в методических разработках
наиболее ярко проявляется еще бытующая кое-где
практика, когда методисты стремятся
регламентировать каждый шаг работы
библиотекарей.
Такая "рецептурная" методика приводит к шаблону в
работе библиотек, не стимулирует развития
инициативы и творчества библиотечных работников,
вырабатывает у них вредную привычку проводить ту
или иную работу только при наличии
соответствующих разработок методического
центра, превращает библиотекарей в бездумных
исполнителей готовых методических "рецептов".
46

2-ая группа МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

2) ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
ПОСОБИЯ
47

Инструктивно-методические пособия

Определяют наиболее целесообразный порядок
выполнения тех или иных библиотечных
процессов и операций,
регламентируют различные участки и стороны
деятельности библиотек.
48

Виды инструктивно-методических пособий

Инструктивно-методические пособия
издаются в следующих видах:
1) Регламентирующая документация;
2) Инструктивно-методические материалы;
3) Методические рекомендации.
49

1. Регламентирующая документация
(уставы, положения, инструкции, стандарты,
нормы, правила и т.д.)
– определяет границы, рамки деятельности
библиотек и их структурных подразделений,
строго однозначный порядок выполнения тех
или иных процессов и операций, учета работы
и т.п.
50

Виды инструктивно-методических пособий 1. Регламентирующая документация (продолжение)

Наличие регламентирующей документации
позволяет обеспечить
единство действий всей сети библиотек,
направленных на решение общих задач,
51

Виды инструктивно-методических пособий (продолжение)

Применение регламентирующей документации
связано с разработкой
инструктивно-методических материалов
52

Виды инструктивно-методических пособий (продолжение)

2. Инструктивно-методические материалы
призванных помочь внедрению
регламентирующих документов в практику.
Например, …
+
53

Виды инструктивно-методических пособий 2.Инструктивно-методические материалы

Например,
Утверждение "Межотраслевых норм времени на
работы, выполняемые в библиотеках"
сопровождалось методическими рекомендациями
по их внедрению и использованию.
Утверждение ГОСТа "Библиографическое описание
документа: общие требования и правила
составления" сопровождалось разработкой
Межведомственной каталогизационной комиссией
правил составления библиографического
описания.
54

Виды инструктивно-методических пособий 3. Методические рекомендации

3. Методические рекомендации являются
важной формой методического обеспечения
деятельности библиотек.
Они основываются на результатах научных
исследований и изучении передового
библиотечного опыта, и определяют наиболее
целесообразный порядок выполнения
конкретных библиотечных работ.
55

В отличие от регламентирующих и
инструктивных документов,
методические рекомендации
НЕ являются директивными,
безусловно обязательными для всех библиотек.
56

Виды инструктивно-методических пособий 3. Методические рекомендации (продолж.)

Они составляются методическими центрами
на основе экспериментальной проверки
новшества на практике.
ИЛИ
Они могут быть результатом широкого
обсуждения тех или иных вопросов
библиотечной работы
(например, рекомендации научно-практической
конференции).
57

Виды инструктивно-методических пособий 3. Методические рекомендации (продолж.)

К СОЖАЛЕНИЮ,
рекомендации по внедрению новшеств в
библиотечную практику зачастую показывают
лишь пути решения той или иной проблемы,
НО не содержат в себе технологии внедрения,
т.е. обоснованного и полного изложения
порядка и последовательности применения
на практике этих рекомендаций.
58

Виды инструктивно-методических пособий 3. Методические рекомендации (продолж.)

В методической практике прочно утвердилось
представление,
что изложение новшеств должно быть обязательно
представлено в описательной форме,
хотя во многих случаях значительно
более полезными (!!!) являются четкие и
конкретные рекомендации по внедрению
этого новшества.
59

3-я группа МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

3) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
60

Учебно-методические пособия

Учебно-методические пособия представляют
собой разнообразные материалы в помощь
организации и проведению занятий
в системе повышения квалификации и
переподготовки библиотечных кадров.
61

Разновидности учебно-методических пособий

1. Учебные планы и программы курсов,
семинаров, практикумов, школ передового
опыта, университетов библиотечного работника
и т.п.
2. Учебно-методические материалы в помощь
проведению занятий по повышению
квалификации – представляют собой
разработки отдельных занятий, содержат
советы по их содержанию и методике
проведения.
62

4-ая группа МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

4) ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОСОБИЯ
63

Информационные пособия

Информационные пособия
имеют целью информировать
библиотекарей
о деятельности библиотек
и
новейших достижениях библиотечной
теории, методики и практики.
64

Виды информационных пособий

Методические центры издают разнообразные
виды информационных пособий:
1. Информационные листки.
2. Информационные бюллетени.
3. Тезисы докладов и сообщений.
4. Сводные планы научно-методической
работы.
65

Виды информационных пособий 1. Информационные листки

Информационные листки


работы.
Часто они издаются сериями и



66

Информационные листки
часто издаются сериями
и
имеют последовательную нумерацию.
Информационные листки издаются
в виде листовок или плакатов.
67

Виды информационных пособий 1. Информационные листки (продолжение)

Они получили широкое распространение в
методической практике, но используются
библиотекарями недостаточно.
ПРИЧИНА такого положения заключается в
низком качестве информационных листков:
некритический отбор материалов и
фактов из библиотечной практики,
сообщение о явлениях, в которых нет
новизны и т.п.
68

Виды информационных пособий 2. Информационные бюллетени

Информационные бюллетени так же как и
информационные листки:
сообщают о новом в библиотечном деле,
информируют о состоянии библиотечной
работы.
69

Информационные бюллетени издаются
как многотемные
(например, "Новое в библиотечном деле");
так и тематические.
В них объединяются
краткие информационные сообщения
о работе библиотек.
70

Виды информационных пособий 2. Информационные бюллетени (продолжение)

Выпуск информационных бюллетеней
может иметь
определенную периодичность
(например, ежеквартально)
и
последовательную нумерацию выпусков.
71

Виды информационных пособий. 3. Тезисы докладов и сообщений

3. Тезисы докладов и сообщений
научно-практических конференций,
семинаров,
совещаний и т.п.
Издаются методическими центрами,
организующими эти мероприятия, в целях
информирования библиотечных работников о
содержании выступлений.
72

Виды информационных пособий. 4. Сводные планы научно-методической работы

4. Сводные планы научно-методической
работы (перспективные и годовые)
составляются чаще всего как
межведомственные и преследуют цель
координации и кооперирования деятельности
методических центров.
Они рассылаются в нижестоящие методические
центры для информирования их о совместных
методических мероприятиях.
73

5-ая группа МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

5) ОПИСАНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ
НОВШЕСТВ
74

Описания библиотечных новшеств

Описания библиотечных новшеств
представляют собой обобщение нового в
библиотечной практике, сделанное на основе ее
глубокого изучения.
Цель описания заключается в том, чтобы
обобщить то новое, что появляется в
библиотечной практике и показать пути его
применения в библиотеках.
75

Виды описания библиотечных новшеств

Издание описаний новшеств осуществляется
методическими центрами в следующих видах:
1. Брошюры об опыте работы.
2. Сборники об опыте работы.
76

Виды описания библиотечных новшеств 1. Брошюры об опыте работы

Брошюры об опыте работы библиотек
освещают обычно практику одной, реже
нескольких библиотек.
Брошюры могут отражать опыт библиотеки:
по всем направлениям ее деятельности
или
по конкретному вопросу.
77

Виды описания библиотечных новшеств 2. Сборники об опыте работы

2. Сборники об опыте работы освещают, как
правило, передовой опыт нескольких
библиотек.
Сборники могут быть
как разнотемного содержания,
так и тематическими.
Сборники могут издаваться как
продолжающиеся издания типа
"Из опыта работы библиотек области".
78

6-ая группа МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

6) БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
В ПОМОЩЬ БИБЛИОТЕКАРЮ
79

Библиографические пособия в помощь библиотекарю

Библиографические пособия в помощь
библиотекарю имеют своей целью помочь
библиотечным работникам в изучении
специальной библиотековедческой литературы.
80

Методическими центрами издаются для
библиотек:
1. Информационные и рекомендательные
указатели литературы по
библиотековедению и смежным наукам.
2. Обзоры методических изданий.
3. Рецензии на методические издания.
81

Разновидности библиографических пособий в помощь библиотекарю

1. Информационные и рекомендательные
указатели литературы по
библиотековедению и смежным наукам
имеют своей целью
или информировать библиотекарей о новой
литературе по специальности,
или рекомендовать им лучшую литературу по
конкретным вопросам библиотечной теории,
методики и практики.
82

Разновидности библиографических пособий в помощь библиотекарю

2. Обзоры методических изданий
имеют своей целью
информировать библиотекарей о новых
методических изданиях по специальности;
дать им критическую оценку.
Обзоры составляются методическими службами,
как правило, по изданиям нижестоящих
методических центров.
83

Разновидности библиографических пособий в помощь библиотекарю

3. Рецензии на методические издания имеют
своей задачей критически разобрать и оценить
конкретное издание методического центра.
Рецензию подготавливает вышестоящий
методический центр
и направляет в библиотеку,
подготовившую рецензируемое издание.
+
84

Разновидности библиографических пособий … 3. Рецензии на методические издания (прод.)

Если рецензия на конкретное издание может
представлять интерес и для других
методических служб,
то она издается и распространяется по сети
библиотек.
85

7-ая группа МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

ИЗДАНИЯ
КОМПЛЕКСНОГО ХАРАКТЕРА
86

Издания комплексного характера Разновидности

1. Методико-библиографические пособия.
2. Библиотечные сборники (бюллетени).
87

Издания комплексного характера 1. Методико-библиографические пособия

1. Методико-библиографические пособия
представляют собой сочетание:
методических советов и рекомендаций,
разработок по практической реализации
данных советов и рекомендаций,
библиографических списков литературы.
+
88

Издания комплексного характера 1. Методико-библиографические пособия (пр.)

Методико-библиографические пособия
призваны показывать библиотекарю
какие задачи решает рассматриваемая
тема,
какую следует использовать литературу,
какие методические приемы в работе с
этой литературой лучше всего
использовать.
89

Издания комплексного характера 2. Библиотечные сборники (бюллетени)

2. Библиотечные сборники (бюллетени)
включают разнообразные материалы:
методические консультации,
разработки,
инструктивные и информационные
материалы,
описания библиотечных новшеств и т.п.
90

Издания комплексного характера 2. Библиотечные сборники (продолжение)

Библиотечные сборники, как правило,
продолжающиеся издания.
Иногда они имеют строгую периодичность
выпуска.
По своему характеру эти издания методических
центров приближаются к библиотечным
журналам.
91

В ЦЕЛОМ …

отсутствие или устарелость тех или иных
методических изданий в значительной мере
затрудняет методическое обеспечение
деятельности библиотеки
(или сети библиотек).
92

Проблема методического обеспечения
деятельности библиотек тесно связана также
с качеством методических пособий.
К сожалению, в практике методической работы
вообще и при разработке методических
пособий в частности зачастую грубо
нарушается одно из важнейших,
основополагающих требований – не давать
библиотекам никаких рекомендаций без
предварительной экспериментальной
проверки их в библиотеках.
93

ИТОГ

В совокупности,
ВСЕ ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКИХ
КОНСУЛЬТАЦИЙ
составляют ту систему методического
обеспечения,
опираясь на которую библиотеки
определяют направления и конкретные
позиции своего плана работы,
обеспечивают их выполнение.

Успешное развитие сферы досуга немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность . В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Основными субъектами методической деятельности являются методисты , профессионально занимающиеся ею. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др.) Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики культурно-досуговой работы и разработку методики осуществления и анализа культурно-досуговых мероприятий.
Основные виды методической деятельности :
самообразование;
описание и обобщение передового опыта;
создание методической продукции;
обучение кадров культурно-досуговой работы, методическое руководство;
методическая помощь;
методическая коррекция.
Методическая помощь - это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности творческих коллективов, кадров культурно-досуговой сферы, учреждений культуры.

Методическая помощь осуществляется различными средствами - консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.

Основные формы методической помощи
Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.
Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у культорганизаторов и руководителей художественных коллективов в ходе их профессиональной деятельности.
Консультация-оперативка проводится по инициативе методиста, администрации, руководителей творческих коллективов в ходе организации и проведения, конкретных культурно-досуговых программ. Компетентность методиста проявляется в оперативной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.
Наставничество используется в работе с молодыми специалистами культурно-досуговых учреждений, а также при освоении результативного передового опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности организатора культурно-досуговой работы, анализа процесса и условий апробации новых методик, культурных программ и т. д.
В практике учреждений культурно-досуговой сферы сложились следующие подходы к ведению методической документации по консультативным вопросам : в методическом кабинете методисты ведут записи в «Журнале консультативной помощи работникам». Форма журнала: виды оказываемой консультативной помощи; ФИО методиста, проводящего консультацию; число, месяц, год проведения консультации; ФИО работника, принимающего консультацию и его отзыв о полученной консультации, заявка на следующую тематическую консультацию; росписи консультируемого и методиста в журнале.
Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с культорганизаторами перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы.
Методическое обучение - это участие методиста в создании и работе методических объединений в учреждениях культуры, это - создание творческих мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность кадров культурно-досуговой работы, пополнить методический фонд, расширить издательскую деятельность.
Эти и другие средства методической помощи наиболее эффективно реализуются в следующих формах методической деятельности: теоретические семинары (доклады, сообщения);



семинары-практикумы (доклады, сообщения);
диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, кассета «идей» и др.);
«деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации;
лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, логопедов и врачей;
обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений в сфере организации досуга;
обсуждение отдельных открытых мероприятий или их цикла;
обсуждение и оценка авторских программ и проектов, методических разработок, учебно-методических пособий;
обсуждение методов диагностики развития культурно-досуговой среды;
разнообразные выставки, отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки занятий);
обсуждение результативного передового опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;
конкурсы «Лучший методист», «Лучший культорганизатор года»;
научно-практические конференции, семинары и др.

ПРОЕКТ

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

«Оказание методической и консультативной помощи по образовательным вопросам» управлением образования администрации муниципального района МО «Бабаюртовский район»

1. Общие положения.

1.1. Административный по предоставлению муниципальной услуги «Оказание методической и консультативной помощи по образовательным вопросам» разработан управлением образования администрации муниципального района МО «Бабаюртовский район» в целях повышения качества предоставления и доступности муниципальной услуги, создания комфортных условий для потребителей муниципальной услуги.

1.2. В целях настоящего регламента используются следующие понятия:

муниципальная услуга – услуга, оказываемая информационно-методическим центром (ИМЦ) управления образования на безвозмездной основе;

исполнитель муниципальной услуги – районный информационно-методический центр управления образования администрации муниципального района МО «Бабаюртовский район» (далее по тексту – управление образования);

Потребители муниципальной услуги – муниципальные казенные общеобразовательные учреждения, учреждения дошкольного и дополнительного образования , подведомственные управлению образования, заключившие договор с управлением образования о методическом сопровождении;

Информирование о предоставлении муниципальной услуги – процесс действий исполнителя по сообщению потребителям необходимых сведений, информации об услуге;

Предоставление муниципальной услуги – деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги;


Договор – соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

1.3. Полномочия по предоставлению муниципальной услуги осуществляются в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

– Гражданским кодексом Российской Федерации;

– Трудовым кодексом Российской Федерации;

– Дагестанским государственным педагогическим университетом.

1.6. Муниципальная услуга по оказанию методической и консультативной помощи по образовательным вопросам включает в себя:

– аналитическую деятельность:

Мониторинг профессиональных и информационных потребностей ра­ботников системы образования;

- информационную деятельность:

Изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практиче­ской помощи молодым специалистам, педагогическим и руководящим работ­никам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой период;

Прогнозирование, планирование повышения квалификации педагогиче­ских и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

Организация работы районных методических и иных творческих объединений пе­дагогов;

Организация сетевого взаимодействия школ, педагогических работников образовательных учреждений;

Участие в разработке содержания регионального и школьного компо­нента образовательных стандартов, элективных курсов и курсов по выбору для предпрофильной и профильной подготовки слушателей образовательных учреждений;

По мере обращения заявителей;

Поступления заявок;

Плану информационно-методического центра.

2.5.2. Муниципальная услуга предоставляется потребителю в день обращения без предварительной записи.

В случаях, требующих длительного и детального рассмотрения обращения, в действующие сроки исполнения документов.

2.6. Перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:

Обращение, представленное заявителем для исполнения муниципальной услуги, по форме или содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства;

Заявителем представлены не все документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги;

В документах, представленных заявителем, выявлена недостоверная или искаженная информация.

2.7. Требования к организации и ведению приема потребителей муниципальной услуги.

Прием потребителей муниципальной услуги работниками районного информационно – методического центра осуществляется:

понедельник – пятница - с 8 ч. 00 мин. до 16 ч. 00 мин.

Перерыв для питания и отдыха работников информационно – методического центра установлен с 12 ч. 00 мин. до 12 ч. 48 мин.

Прием потребителей муниципальной услуги ведется в порядке живой очереди.

2.8. Способ фиксации результата исполнения муниципальной услуги:

Информация на бумажном носителе, направленная заявителю;

Консультация в устной форме при непосредственном обращении заявителя.

2.9. Порядок обжалования действий (бездействий) должностного лица, а также принимаемых им решений при предоставлении муниципальной услуги.

Действия (бездействия) должностного лица информационно – методического центра управления образования, а также принимаемые им решения при предоставлении муниципальной услуги могут быть обжалованы потребителями муниципальной услуги в досудебном порядке и (или) в судебном порядке.

Потребители муниципальной услуги имеют право направить письменное обращение, жалобу (претензию) или обратиться с жалобой лично к начальнику управления образования.

При обращении (жалобе) заявителей в письменной форме срок рассмотрения не должен превышать 30 дней с момента регистрации такого обращения.

В исключительных случаях (в том числе при принятии решения о проведении внутренней проверки), начальник управления образования вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 10 дней, уведомив заявителя о продлении срока его рассмотрения.

Заявитель в своем письменном обращении (жалобе) в обязательном порядке указывает свою фамилию, имя, отчество (полное наименование для юридического лица), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

По результатам такого рассмотрения обращения (жалобы) начальником управления образования принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в их удовлетворении.

Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения обращения (жалобы), направляется заявителю.

Если в письменном обращении не указана фамилия заявителя, направившего обращение (жалобу) и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, то ответ в таком случае не даётся.

Порядок судебного обжалования действий (бездействий) должностного информационно – методического центра, а также принимаемые им решения при предоставлении муниципальной услуги определяется законодательством Российской Федерации.

III . Порядок и формы контроля за исполнением муниципальной услуги

Контроль соблюдения последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению муниципальной услуги, осуществляется должностными лицами информационно – методического центра, ответственными за организацию работы по исполнению муниципальной услуги начальником управления образования.

Контроль осуществляется путем проведения должностным лицом, ответственным за организацию работы, проверок соблюдения и исполнения сотрудниками информационно – методического центра положений настоящего регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Дагестан.

По результатам проведенных проверок в случае выявления нарушений осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан.

Ответственность за оказание методической и консультативной помощи по образовательным вопросам несет начальник управления образования в соответствии с действующим законодательством.

Персональная ответственность сотрудников информационно – методического центра, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, закрепляется в их

Библиотека как объект консультационно-методического обеспечения (оказания методической консультационной помощи): организационно-функциональная структура, технология, локальная нормативно-регламентирующая документация. Задачи и формы методического консультирования библиотекарей: устные консультации, письменные консультации, требования к ним. Общая методика подготовки и оказания консультационных услуг. Консультационная помощь библиотекам в освоении новшеств и нововведений. Система методических изданий, выпускаемых методическими службами.

Практические и лабораторные занятия.

Тема 4. Повышение квалификации библиотечных кадров

Библиотечное образование и повышение квалификации. Цели и задачи повышения квалификации библиотечных кадров, повышение квалификации в системе непрерывного образования. Требования к системе повышения квалификации: всеобщность, дифференцированный подход, развитие творческой инициативы библиотекарей, систематичность и последовательность. Формы повышения квалификации: курсы, конференции, семинары, совещания, практикумы и стажировки библиотекарей. Активные формы повышения квалификации: деловые игры, состязательные формы. Современные решения и подходы к повышению квалификации. Система повышения квалификации в республике: опыт научно-методических служб. Роль научно-методических служб в самообразовании сотрудников библиотеки. Профессиональные издания, их роль в самообразовании.

Практическое занятие.

Деловая игра.

Тема 5. Научно-методические службы библиотек и организация их работы

Национальная библиотека Беларуси, республиканские отраслевые библиотеки, областные библиотеки как научно-методические центры библиотечных сетей своих ведомств, организационно-функциональная структура, иерархические уровни. Координация научно-методических служб республики: координационные планы научно-исследовательской и научно-методической работы, их роль, процедура формирования. Методические службы в системе библиотечного менеджмента. Методическая служба в централизованной библиотечной системе: организационная форма, штат, нормативно-правовая документация, структура подсобного фонда, материально-техническая база. Участие методической службы в управлении центральной библиотекой и библиотеками-филиалами: планирование, отчетность, управление библиотечной технологией и инновациями, участие в разработке локальных нормативных правовых документов, в реализации маркетинговых программ, профессионализация кадров. Требования, предъявляемые к работнику научно-методической службы.

Аудиторные практические и лабораторные занятия.

Посещение отдела библиотековедения Минской областной библиотеки им. А. С. Пушкина.

Тема 6. Научно-методическая поддержка инновационной деятельности библиотек

Научно-методические службы библиотек как элементы инфраструктуры инновационной деятельности: цели, задачи, направления. Научно-методическое обеспечение инновационного развития библиотек, характеристика системы: «библиотекарь – новация – методист – инновация – библиотекарь». Основные направления и методика изучения библиотечных инноваций. Аналитическая деятельность библиотек – как способ выявления, изучения и внедрения инновационных форм работы в деятельность библиотеки. Организация работ по распространению и продвижению новшеств в библиотечном деле. Методист библиотеки – как инициатор инновационной деятельности.

Практическое занятие.

Аудиторные практические занятия.

Методическая помощь - это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы ДОД школ и дошкольных учреждений. Методическая помощь осуществляется различными средствами - консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.

Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности.

Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.

Наставничество используется в работе с молодыми специалистами ОУДОД, а также при освоении результативного педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых методик, образовательных программ и т. д.

В практике ОУДОД сложились следующие традиции по ведению методической документации по консультативным вопросам : в методическом кабинете, отделе методисты ведут записи в «Журнале консультативной помощи педагогическим работникам» по форме: виды оказываемой консультативной помощи; Ф. И. О. методического работника, проводящего консультацию; Число, месяц, год проведения консультации; Ф. И. О. педагогического работника, принимающего консультацию; отзыв педагогического работника о полученной консультации, заявка на следующую тематическую консультацию; роспись педагогического работника (консультируемого) в журнале; роспись методиста (консультанта) в журнале.

Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы развития ОУДОД.

Методическое обучение - это участие методиста в создании и работе методических объединений в ОУДОД и общеобразовательной школе, это - создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий в ОУДОД. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.

Эти и другие средства методической помощи наиболее эффективно реализуются в следующих формах методической деятельности :

ь теоретические семинары (доклады, сообщения);

ь семинары-практикумы (доклады, сообщения);

ь диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия», кассета «идей» и др.);

ь «деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации; занятия-панорамы,

ь лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, логопедов и врачей;

ь обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;

ь в обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных занятий, мероприятий или их цикла;

ь обсуждение методов диагностики развития детей;

ь разнообразные выставки, отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки занятий, изготовление дидактических и наглядных пособий; выставки лучших детских работ;

ь обсуждение результативного педагогического опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;

ь конкурсы «Лучший методист ОУДОД», «Лучший педагог дополнительного образования года»;

ь педагогические чтения, научно-практические конференции и др;

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта - это вид методической деятельности, который предполагает выявление, выбор, изучение, обобщение, формирование и дальнейшее систематизированное описание опыта высокопрофессиональным методистом и глубокое изучение какого-либо конкретного положительного педагогического опыта либо учреждения, либо одного педагогического работника или группы единомышленников в ОУДОД.

Обобщение опыта - это научный метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, рождающихся в творческом поиске педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. Изучается: массовый опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (для выявления характерных недостатков и ошибок), передовой опыт, найденный в массовой практике.

В основе деятельности эксперта (педагога, методиста) заложено, прежде всего, осмысление, обоснование, анализ и обобщенное систематизированное описание педагогического опыта. При выборе педагогического опыта и его дальнейшего изучения эксперту необходимо обоснование обстоятельств, свидетельствующих о наличии такого опыта (длительное изучение реальной практической деятельности педагога, программно-методических материалов программ воспитательной деятельности, свидетельствующих о высокой и устойчивой результативности образовательно-воспитательного процесса в учреждении или детском творческом объединении на протяжении ряда лет).

Важным этапом в ходе изучения педагогического опыта является постановка четкого целеполагания дальнейшего обобщения. Эксперт должен сделать прогноз и аргументацию ценностей предстоящего обобщения. Обобщить - это вывести и сформулировать основные идеи, на которых базируется конкретный педагогический опыт. Не менее важно обосновать актуальность, продуктивность и перспективность выявленных идей, раскрыть условия, при которых возможна их реализация. Эксперт должен стремиться к выявлению объективных закономерностей творческого использования и развития конкретного педагогического опыта.

Процедурную сторону обобщения педагогического опыта составляют конкретные приемы, методики, способы обработки и описания полученного результата.

Основным методом первичного изучения опыта является самодиагностика педагогом своей профессиональной деятельности (результативность образовательной программы, результативность воспитательной деятельности, профессиональная компетентность и т.д.). Эксперт должен ознакомиться с индивидуально-авторской или экспериментальной образовательной программой педагога, представляющей собой оригинальную методическую разработку, в которой дается обоснование новизны, актуальности новых концептуальных положений по одной из образовательных направленностей (художественно-эстетическая, культурологическая, социально-педагогическая, научно-техническая, туристско-краеведческая, эколого-биологическая и др.).

В образовательной программе должен присутствовать раздел «Управление образовательной программой (по этапный контроль и результативность). Обычно, образовательные программы такого типа снабжены богатым учебно-методическим комплексом, раскрывающим технологические особенности программы. Педагог дополнительного образования также может представить на рассмотрение эксперту программу воспитательной деятельности детского творческого объединения, составленную на основе Концепции и Программы развития, Воспитательной системы данного ОУДОД. Для объективной оценки результативности деятельности педагога эксперт или инициативная группа могут составить примерный план обследования научно-методической, образовательной и воспитательной деятельности данного педагога.

Методы изучения педагогического опыта: посещение занятий по предварительному согласованию с педагогом; анализ посещенного занятия по предложенной схеме; анкетирование; выявление нового; беседа-опрос; наблюдение; тестирование; анализ продуктов творческой педагогической деятельности.

Обобщение передового опыта начинается с его описания на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов. Далее проводится классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила. Более высокий уровень анализа предполагает установление причинно-следственных связей, механизма взаимодействия различных сторон учебного процесса, уяснение внутренних закономерностей достижения успеха в обучении и воспитании. От описания опыта необходимо переходить к его анализу, выявлению типичного в деятельности педагога-новатора. Например, последовательное обобщение результативного педагогического опыта преодоления неуспеваемости в школах Ростовской области показало, что полученные результаты были следствием комплекса мероприятий, связанных с оптимизацией содержания, средств и методов обучения, сочетанием коллективной и индивидуальной работы в классе, с усилением воспитательного потенциала обучения, творческим характером учебных задач.

Критерии выбора педагогического опыта для обобщения :

ь результативность педагогической работы педагога (высокие и устойчивые результаты в образовательной и воспитательной деятельности на протяжении ряда лет);

ь актуальность и социальная значимость педагогической деятельности (в достижении цели и решении образовательно-воспитательных задач, в содержании педагогической, методической и управленческой деятельности);

ь учет здоровьесберегающих систем в образовательном процессе;

ь научные основы педагогического опыта (научные концепции, теории, положения, методики, в развитии которых проводился педагогический эксперимент, нарабатывался педагогический опыт);

ь новизна педагогического опыта (новое содержание, формы, педагогические технологии).

ь успешное применение известных научных методик и положительного педагогического опыта.

ь рационализация отдельных сторон педагогического, методического, управленческого труда;

ь воспроизводство с элементами модификации положительного педагогического опыта в новых педагогических условиях.

Если обобщаемый опыт ориентирован на режим развития, рекомендуется разработать параметры и критерии, адекватные требованиям, предъявляемым к самоорганизуемой педагогической деятельности. В этом контексте критериями, т.е. мерилами оценки качества актуальности, результативности, новизны и т.д., могут выступать различные уровни:

ь самостоятельности, компетентности, профессионализма, продуктивности, самообразованности;

ь умений реализовывать концептуальные основы и. принципы педагогической синергетики;

ь способности заменять или пересматривать ценности, влияющие на отбор содержания образования;

ь своеобразных позиций: инновационные моменты, наличие высокого профессионализма и специального мастерства (педагогического почерка) педагога.

В целом положительный педагогический опыт должен соответствовать синергетическим критериям: открытости (не содержит однозначной аксиоматичности), дополнительности (ориентирован на возможность быть дополненным субъективными смыслами воспитанников), субъектности (ориентирован на актуализацию внутренней, творческой активности детей, а не только педагога), диалогичности (содержит основания для возникновения диалога).

Критерий концептуальности - способность педагога придавать субъектам обучения характеристики открытости, неоднозначности, дополнительности, контекстности открытий, нелинейности, личностных смыслов и т.д.

Критерий открытости ориентирует на представление в материале открытых для дополнения, неустоявшихся, неравновесных, парадоксальных (феноменальных) фактов, не имеющих однозначной трактовки. Способ их познания - критическая рефлексия - позволяющая производить обращение к смыслотворчеству субъектов обучения вместо механического заучивания.

Критерий проблемности проявляет осмысленное отношение к ценностям умений. Содержательный акцент приходится на формирование проблемных представлений об умениях творческой деятельности и опыте их применения. В их основе - развитие умений критичного оценивания, рефлексии, самостоятельного мотивирования, поиска и обнаружения противоречий, дополнения собственными значениями различных смыслов умений и т.д.

Параметрами оценки и обобщения могут служить такие показатели , как:

ь концептуальность мышления, проявленная в построении и преобразовании содержания материала;

ь разработка вариативных сценариев одного и того же занятия;

ь соблюдение условий обеспечения взаимодействия в педагогической деятельности: признание прав обучающегося на собственную точку зрения и ее защиту; умения слушать и слышать воспитанника; готовность взглянуть на предмет изучения с позиций обучающегося; способность к сочувствию и сопереживанию;

ь умения создавать условия для проявления ценностно-эмоционального и ценностно-смыслового отношения обучающегося к изучаемому материалу, представленные в умениях педагога востребовать эти отношения в процессе занятий;

ь умения востребовать "обыденные" пояснения детьми собственных, допрофессиональных и интуитивных пониманий смысла представляемых педагогом действий, приемов, способов творческой деятельности;

ь умение обращаться к источникам существования парадокса (представление материала, как феномена, со свойствами нелинейности, проблемности, открытости, бесконечности и т.д.);

ь умения резонансно воздействовать на протекание учебного процесса, направлять его на возникающее целое, владение средствами максимального расширения творческого поиска, активного допущения нестандартных действий и идей, способами инициирования процессов самодостраивания субъектов обучения;

ь открытость и диалогичность личности педагога, способность к сочувствию и сопереживанию и т.д.

Формы представления положительного педагогического опыта: сборники; учебно-методические пособия; тематические выставки; статьи; видеофильмы; кинофильмы; картотеки.