Кто такой айзек в библии. Исаак, библейская энциклопедия брокгауза

И поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность — эта цитата из книги Бытия (15, 6) трижды встречается в Новом Завете (Рим. 4, 3, Гал. 3, 6 и Иак. 2, 23). Об истории Авраама, Исаака, Иакова и его сыновей, о том, чему учит эта ветхозаветная хроника нас, христиан, мы беседуем с библеистом, кандидатом богословия, автором учебного пособия для семинарий «Священное Писание Ветхого Завета» Алексеем Кашкиным.

— Алексей Сергеевич, история Аврама (Авраама) и его потомства изложена в первой, древнейшей из книг Ветхого Завета — Книге Бытия. Отец Аврама Фарра — прямой потомок Ноя. Но о Фарре мы почти ничего не знаем, а события, в центре которых оказывается Аврам (впоследствии Авраам), начинаются со слов «И сказал Господь Авраму…». То есть — с акта безусловного послушания Богу. Что она есть — та самая вера Авраама, вмененная ему в праведность?

— Если мы всмотримся в судьбу Авраама, которому Бог неоднократно обещает несметное потомство и который при этом доживает до ста лет, не имея детей, а затем призван принести единственного, чудом родившегося сына в жертву, мы увидим, что слово «вера» в данном случае можно заменить словом «доверие». Вера Авраама — это полное доверие к Богу. Доверие в любых обстоятельствах. В начале 12-й главы Бог обращается к Авраму и призывает его: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе (1). Что это было для тогдашнего человека — покинуть свой род, свое племя? Да еще в 75 лет… Но Аврам выходит из Харрана. Он доверяет Богу, несмотря на то что ждать обещанного потомства приходится двадцать пять лет — с семидесяти пяти лет до ста. Двадцать пять лет — без ропота, без сомнений в том, что обещание Божие исполнится. Хотя он мог чисто по-человечески видеть исполнение обещанного не в том, в чем оно должно было состояться, например в рождении Измаила от рабыни Агари. То, что его упование осуществится именно в Исааке, сыне Сарры, а не в Измаиле — это ему стало понятно, только когда родился Исаак. Обратим внимание: Авраму было уже восемьдесят шесть лет, когда рабыня Агарь родила ему Измаила (см.: Быт. 16 , 16), и после этого целых тринадцать лет не было ничего — никаких известий от Бога, никаких знамений. Аврам терпеливо и доверчиво ждал. И лишь когда ему исполнилось девяносто девять, Бог явился ему и говорит: и поставлю завет Мой между Мною и тобою. И весьма, весьма размножу тебя (…) буду Богом Твоим и потомков Твоих после тебя (Быт. 17 , 1-7).

Бог дает Авраму новое имя — Авраам, отец множества народов, и знамение завета между Ним и Авраамом — обрезание. Апостол Павел в Послании к Римлянам подчеркивает, что этот знак — печать праведности через веру (4 , 11), которую Авраам уже имел и проявил ранее, до заключения завета. Потому он и стал отцом всех верующих (…) не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама (4 , 11-12). В той же главе говорится, что Авраам сверх надежды поверил с надеждою (18) и не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное (20-21).

— Но для чего же — насколько мы можем об этом судить — Господь так долго и так жестко испытывал Аврама (Авраама)?

— Награда, которую дает человеку Бог, предполагает всё же какой-то труд, подвиг с его стороны. Она не дается просто так. Отцы Церкви ставили аналогичный вопрос: почему Господь не мог устроить так, чтобы Адам в принципе не мог согрешить? И сами же отвечали: если бы человек не мог грешить, он не заслуживал бы и награды за преодоление греха, то есть всех тех благ, которые приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2 , 9). Господь устраивает судьбу Авраама таким образом, чтобы он проявил свои личные качества, сделав собственный выбор. Кроме того, события, происходящие с Авраамом, имеют значение не только для него, но и для всех будущих поколений — как урок, как образец. Конечно, вряд ли это утешило бы Авраама, когда он колол дрова для принесения в жертву Исаака (см.: Быт. 22 , 3). Но Господь заранее знал, чем всё это закончится.

На самом деле Господь не проверял Авраама — Он всеведущ, Ему не нужно человека проверять. Это Авраам должен был проверить себя. Можно предположить, что он и сам не подозревал о своих скрытых резервах, о своей способности перенести такое вот страшное испытание. Господь предвидит, что Авраам поступит именно таким образом — свято исполнит Его волю, но из этого не следует, что сам поступок Авраама не нужен. Он нужен самому Аврааму прежде всего. То, что пришлось ему пережить в земле Мориа (см.: Быт. 22 , 2), подготовило его к подлинному познанию Бога.

— Почему жертвоприношение Авраама считается прообразованием Крестной Жертвы?

— Здесь очень много параллелей, и они, конечно же, неслучайны. Авраам приносит в жертву любимого и, заметим, единственного сына. Христос тоже единственный, Единородный сын Бога Отца. Особое внимание христианские толкователи Ветхого Завета обращали на поведение Исаака, на его добровольное участие в жертве отца, на отсутствие всякого сопротивления или протеста. В сыне Авраама мы видим то же доверие к Богу, что и в его отце. Исаак несет на себе дрова (см.: Быт. 22 , 6) — так и Спаситель наш нес на Себе Свой крест. Исаак, хотя он, вероятно, сильнее своего дряхлого отца, позволяет ему себя связать и уложить на костер (см.: Быт. 22 , 9). Так и Христос мог призвать Себе на помощь легионы Ангелов, но Он добровольно принес Себя в жертву. Исаак, приговоренный, обреченный, лежащий уже на жертвеннике, остался в живых и вернулся домой вместе со своим отцом на третий день (см.: Быт. 22 , 19) — в этом также видят прообразование трехдневного пребывания Христа во гробе, хотя это — параллель уже несколько натянутая, ведь Исаак не умирал.

— Вернемся в те годы, когда Исаака не было еще на земле: кто явился Аврааму, когда он сидел у входа в свой кочевой шатер возле дубравы Мамре? Кто предсказал испуганной Сарре рождение сына? Авраам видит трех мужей, но обращается явно к одному из них: Владыка! Если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт. 18, 3). А в дальнейшем говорит и о двух других: а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (Быт. 18, 5). Развитие диалога и дальнейшие события заставляют предположить, что это был Сам Господь и с Ним два Ангела…

— Или Сама Пресвятая Троица. Заметьте, Господь говорит: Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них (Быт. 18 , 21), после чего Двое из Троих уходят в Содом, к Лоту. А Один — Господь — остается, чтобы беседовать с Авраамом, и происходит знаменитый диалог о справедливости, о судьбе праведников в грешном городе (см.: Быт. 18 , 23-33). Конечно, это очень трудное место, и здесь невозможно дать исчерпывающий ответ. Увидеть в трех гостях Авраама Троицу — это можно воспринимать как образ, подобранный для выражения догматической идеи Троичности. До преподобного Андрея Рублева никто не рассматривал это событие как явление Троицы. То есть это трактовка русского позднего Средневековья. В святоотеческой литературе есть две версии: три Ангела и Господь с двумя Ангелами. Последняя более вероятна. Большинство толкователей склоняется к тому, что Аврааму являлся Христос — второе Лицо Троицы, не воплотившееся еще Слово, Ангел Великого совета.

— Почему так важно, что род Авраама продолжился именно законнорожденным сыном — Исааком, а не Измаилом, хотя Отец Небесный явно проявляет попечение о бедной Агари и ее сыне?

— Полноправным наследником отца считался именно сын от жены, а не от рабыни, несмотря на то что дети от рабынь при отсутствии детей у госпожи с точки зрения тогдашнего права также считались законными наследниками. Но здесь важно другое. Воля Божия заключается в том, что потомство Авраама должно быть именно от Сары, с определенного момента — Сарры; Бог благословляет именно ее (см.: Быт. 17 , 15-16). Именно на Сарре должно исполниться упование. Но это открылось позже, уже после рождения Измаила, а пока — время идет, а детей у стареющей четы всё нет, и Сарра, как бы мы сейчас сказали, проявляет инициативу. Она надеется решить проблему самостоятельно, за счет своих человеческих усилий — посылает к мужу рабыню (см.: Быт. 16 ). Ничего необычного в этом поступке Сарры нет: бесплодные женщины на Востоке поступали так достаточно часто, для того чтобы потом взять ребенка, рожденного рабыней, себе и воспитывать как своего. Иногда даже брачный контракт обязывал жену предоставить мужу рабыню в случае, если жена окажется бесплодной. Измаил рос в доме Авраама, но в результате его рождения между двумя женщинами — госпожой и рабыней — возник конфликт, и Авраам принял сторону жены. Рождение Измаила — проявление человеческой воли, которая как бы вторгается в эту историю. Но Господь любит всех, поэтому Он спасает Агарь и ее сына в пустыне (см.: Быт. 21 , 11-21).

— Почему умирающий Авраам уже после смерти Сарры (горе Авраама и Исаака, сострадание их соседей — одна из самых трогательных страниц книги Бытия, см. 23) посылает своего раба за невестой для сына Исаака в ту далекую страну, из которой он когда-то пришел в Ханаан (см.: Быт. 24)?

— Авраам не хочет, чтобы его сын женился на хананеянке: это люди с совсем другими религиозными представлениями и другими ценностями. Такой брак мог бы привести к заражению семьи местными суевериями; он не был бы счастливым для Исаака и не дал бы достойного продолжения роду. Ревекка происходит из той же семьи, что Исаак (см.: Быт. 22 , 23), она доводится ему двоюродной племянницей. Она — носительница тех же религиозных, культурных и нравственных представлений, что и ее будущий муж. Живая сцена встречи слуги Авраама с доброй, сердечной и трудолюбивой девушкой, которая в ответ на его просьбу дай мне испить немного воды из кувшина твоего (Быт. 24 , 17) тут же вызывается напоить еще и его верблюдов, говорит о том, какие качества воспитывались в этой среде, какое поведение поощрялось.

— Ревекку никто не принуждает покинуть родной дом и идти со слугой Авраама в далекую Ханаанскую землю. Родители спрашивают ее согласия. И она сразу отвечает: пойду (Быт. 24, 58). И в этом «пойду» слышится уже грядущее се, раба Господня: да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

— По крайней мере, решимость Ревекки сравнивают с решимостью Аврама, покинувшего Харран (см.: Быт. 12 ). Он так же оставил своего отца и свой род, чтобы последовать велению Божию. Так и Ревекка с готовностью отзывается на призыв оставить свою семью и идти в землю Ханаанскую, то есть для нее — неизвестно куда. Таким образом, она становится участницей обетований, данных Аврааму и его потомству. Надо учитывать, что тогда ведь не было никаких средств связи, и юная Ревекка расставалась со своими родителями, братьями и сестрами навсегда. Почему она приняла такое решение? Напрямую об этом в Библии не говорится, но мы можем предположить, что благодать Божия тронула сердце девушки, что она услышала голос Бога и откликнулась Ему. После того как Исаак женился на Ревекке, Господь является ему и подтверждает обетования, данные его отцу Аврааму: …умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии (Быт. 26 , 4).

— Мы переходим к поколению внуков Авраама — Ревекка рождает Исааку сыновей-близнецов. Исав, вышедший на свет первым, продает свое первородство брату Иакову за чашку красного, красного этого (Быт. 25, 30) — варева из чечевицы. Исав просто смертельно устал и проголодался на охоте, и он не видит особого смысла в своем первородстве. Смысл уясняется позже, и даже не Исавом, но Церковью: «Исава возненавиденнаго подражала еси, душе, отдала еси прелестнику твоему первыя доброты первенство и отеческия молитвы отпала еси…» — это из Великого Покаянного канона Андрея Критского. Каков духовный смысл продажи первородства?

— Такого рода контракты — когда старший брат продавал право первородства младшему — были в то время распространены. Это чисто материальная сделка, не имеющая никакого духовного подтекста: старший (или как бы ставший старшим) брат получал преимущества при разделе отцовского наследства. Удивление здесь вызывает ничтожная цена — миска похлебки. Это говорит о легкомыслии Исава: он во власти сиюминутных желаний и не думает о ценностях долговременных. Но в данном случае — в потомстве Авраамовом — первородство несет еще и духовную нагрузку: это ведь наследование Божиих обетований. Исав этого не понимает. В Покаянном каноне нерассудительность Исава — символ нерассудительности человека, предпочитающего свои временные желания спасению души, жизни вечной.


— Весьма неожиданно для нас Ревекка проявляет хитрость и коварство — она обманом заставляет своего ослепшего мужа благословить Иакова (любимца матери), а не Исава, которого больше любит отец (см.: Быт. 27). А почему так важно, чтоб отцу наследовал именно Иаков, который позже получит от Бога имя Израиль, увидит Небесную Лествицу и будет бороться с Богом?

— Господь смотрит на сердце человека, и Он не всегда избирает первенца — Давид тоже был младшим в своей семье, но Бог выбрал именно его (см.: 1 Цар. 16 , 1). А в данном случае Господь вот так, через обман, выбирает кроткого (Быт. 25 , 27) Иакова, а не зверолова Исава. Обман, ложь — это то, что попущено Богом. Но это не может быть оправдано, и впоследствии Иаков расплатится за это сполна — его самого жестоко обманут, и кто же — его родной дядя Лаван (см.: Быт. 29 , 20-27). Иаков с первого взгляда полюбил дочь Лавана Рахиль; семь лет работы за нее показались ему за несколько дней, потому что он любил ее (Быт. 29 , 20). Но, когда приходит час брачного пира, Лаван обманом выдает за Иакова свою старшую дочь Лию вместо Рахили.

События идут по Божиему Промыслу; в этот Промысл вторгается человеческий грех, но Господь и последствия греха обращает на пользу. И всё же за каждым нарушением нравственного закона следует воздаяние. За благословение, приобретенное обманом, Иаков расплатился двадцатилетней службой у корыстного и нечестного Лавана: Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою (Быт. 31 , 41). Много лет ждал Иаков рождения сына от любимой Рахили — Иосифа (см.: Быт. 30 , 22). Все библейские патриархи переживали такие периоды — испытания веры: Ревекка ведь тоже поначалу не могла родить, Исаак молился о ней, чтобы она зачала близнецов (см.: Быт. 25 , 21). Но у Иакова на совести был еще и проступок, который он должен был искупить, заслужив прощение и уже потом — награду.

Иаков знает, что он недостоин всего того, что получил от Господа (см. его молитву — Быт. 32 , 10). И это смиряет Иакова, помогает ему примириться и с дядей-тестем Лаваном, когда Иаков, наконец, от него ушел (см.: Быт. 31 ), и с обманутым братом Исавом, которому Иаков первым поклонился до земли семь раз (Быт. 33 , 3-4). Это очень трогательное место — И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали . Прощение, примирение, мир — это то, чего Господь ждет от праведных людей.

Легко ли Исаву простить брата-близнеца, с которым он боролся еще в материнской утробе (Быт. 25 , 22)? Наверное, еще труднее, чем Иосифу — своих братьев в Египте, потому что Иосиф к моменту их встречи достиг высокого положения; то, что по своей глупости и жестокости сделали с ним братья, уже обернулось к лучшему для него; а братья находятся фактически в его власти. С Исавом всё иначе. Конечно, прошло достаточно времени, и боль его, может быть, утихла. Но главная причина того, что он прощает брата, — Господь касается его сердца. В следующей книге Ветхого Завета — книге Исход — там, где говорится о казнях египетских, Господь говорит Моисею: Я ожесточу сердце фараона (Исх. 14 , 4). Иногда люди спрашивают: в чем же виноват фараон, если Сам Бог ожесточил его сердце, не мог же он противостоять Богу. Но, когда Бог милует человека, он обращается к лучшему, что в нем есть, чтоб оно принесло человеку добрые плоды; а когда наказывает — к худшему, и человек получает горькие плоды своего зла. Бог ожесточил сердце фараона, но смягчил сердце Исава. Еще и потому, что Иаков своими страданиями заслужил право вернуться в Землю обетованную, заслужил, чтобы его здесь приняли по-доброму.

— Давайте поговорим о чудесных событиях, происходивших с Иаковом. Уходя от родителей в Месопотамию, к своему дяде Лавану (см.: Быт. 28), он засыпает в дороге и видит Небесную Лествицу, по которой восходят и нисходят Ангелы и на которой стоит Господь, вновь подтверждающий Свое благословение потомству Авраама (см.: Быт. 12-16). Почему именно лестница (лествица), как это понимать?

— Более точный перевод древнееврейского слова «суллам» — не лестница даже, а насыпь или возвышение. В Древней Месопотамии храмы строили в виде таких ступенчатых насыпных башен — зиккуратов; язычники считали, что по этим ступеням боги спускаются на землю. О видении лестницы Иакову напоминает Сам Христос, когда говорит Нафанаилу: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1 , 51). Видение таинственной лестницы — знак того, что сообщение Неба с землею после отпадения человека от Бога не прекращено; что от Бога на землю посылаются Ангелы (о чем в Ветхом Завете говорится многократно), и что в определенное время Сам Господь сойдет на землю, соединится с человеческим естеством и откроет человеку путь ко спасению. Святые отцы Церкви видят в Лествице Иакова прообраз Божией Матери, соединившей и примирившей Небо с землею: «Тайно во священных писаниих глаголася о Тебе, Мати Вышняго: лествицу бо древле Иаков, Тя образующую, видев, рече: степень Божия сия» — Канон утрени на Благовещение.

— В главе 32 Иаков борется с Богом и получает новое имя — Израиль. Смысл этой борьбы представляется загадочным…

— Значение этой таинственной борьбы приоткрывается в словах, услышанных Иаковом: ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь (Быт. 32 , 28). Иаков в это время боится мести своего брата Исава. Он должен понять, что бояться не нужно, что Бог его, Иакова, не оставил, кротость и любовь помогут ему заслужить прощение брата. В борьбе Иаков получает травму — Соперник повреждает сустав его бедра (см.: Быт. 25 ), делая его на всю жизнь хромым. Это нужно для уверения Иакова в реальности события, в том, что оно ему не приснилось. Слова Господа: Отпусти Меня, ибо взошла заря (Быт. 26 ) означают, возможно, что Иаков уже достаточно укреплен для предстоящих ему испытаний. Бог благословляет Иакова и дает ему новое имя — Израиль («Бог борется» или даже «Боровшийся с Богом»); впоследствии оно станет именем целого народа. Наречение нового имени говорит о новом духовном рождении человека; имя Израиль должно внушить Иакову твердое осознание того, что Бог даст ему силы вынести любое испытание. Борьба очистила Иакова от грехов и слабостей (таких, например, как тяга к земному богатству): отныне он твердо идет по стопам своих отцов.

— Но почему Бог не открыл Иакову Своего имени?

— Вообще, имя Божие — сложное для человеческого разума понятие, и оно не может быть открыто человеку неподготовленному, тем более что он всё равно не способен вместить всю глубину этой тайны; аналогичный ответ получает в Библии отец Самсона Маной (см.: Суд. 13 , 18). Также нужно учитывать: Иаков спросил об имени не потому, что не знал, с Кем он имеет дело. Он догадывался об этом, иначе не попросил бы своего Соперника его благословить (см.: Быт. 32 , 26) и не сказал бы сразу после поединка: Я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя (30). Просьба назвать имя говорит о желании Иакова знать о Боге больше, чем ему дано; проникнуть в то, что нельзя знать другим людям. А Господь дает Иакову понять, что он должен довольствоваться тем, что ему открыто. Кроме того, у Иакова мог возникнуть соблазн использования имени Бога в магических целях.

— Уходя из отцовского дома вслед за мужем, Рахиль украла домашних богов — идолов (см.: Быт. 19, 32); из этого следует, что семья Лавана, родственная роду Авраама, не чуждалась идолопоклонства. Значит, с Рахилью язычество пришло и в семью Иакова тоже?

— Возможно, это так, хотя мы не знаем, как сам Иаков относился к этим идолам. На вопрос, почему Рахиль украла терафимов (так называли домашних богов — покровителей рода), толкователи дают разные ответы: возможно, обладание идолами давало право претендовать на наследство или же дочь Лавана считала их талисманами, хранящими путников в дальней дороге. Поэтому не исключено, что и Рахиль не считала домашних богов отца объектами поклонения; что ее отношение к ним было чисто прагматическим.

Дальнейшая же судьба этих божков такова: переживший столь близкую встречу с Богом Единым Иаков заставляет своих домашних отдать ему всех идолов и закапывает их под дубом (см.: Быт. 35 ). Дом Иакова должен очиститься от язычества, переменив одежды; затем Иаков устраивает жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною (Быт. 35 , 3). После этого Господь вновь является Иакову и еще раз (см.: Быт. 35 , 10) подтверждает наречение имени Израиль. Он говорит Израилю: плодись и умножайся: народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; землю, которую я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию (35 , 11-12).


— Иаков становится отцом двенадцати сыновей, а они — родоначальниками двенадцати колен Израилевых; из колена Иуды произойдет Иисус Христос. Но история этого, четвертого уже после Авраама, поколения (см.: Быт. 37) начнется с драмы: братья тайком от отца продадут в египетское рабство Иосифа, предпоследнего из сыновей Иакова, одного из двух сыновей Рахили, человека, с юности отмеченного чудесными духовными дарами. Почему в истории Иосифа и его братьев видят прообраз истории Христа?

— Это совершенно очевидный прообраз, об этом поется в песнопениях Страстной Седмицы: «На рыдание ныне приложим рыдание, и излием слезы со Иаковом, плачущеся Иосифа приснопамятнаго и целомудреннаго, порабощеннаго убо телом, душу же непорабощену соблюдшаго, и Египтом всем царствовавшаго: Бог бо подает рабом Своим венец нетленный» (икос Великого понедельника). Иосифа братья ненавидят, ревнуя к нему отца, завидуя его вещим снам (см.: Быт. 37 , 3-11); так же и Иисуса ненавидели за то, что Он называл Бога Своим Отцом, за те чудеса, которые Он творил. Иосифа братья продали чужеземцам (см.: Быт. 26 -28) — так и Иисус был предан Своими соплеменниками римской власти. Иосиф со дна страданий поднимается к вершинам власти в Египте; так и Иисус восходит к Отцу, перенеся муки распятия, приняв смерть. Наконец, Иосиф прощает, более того, спасает от голода своих братьев, находящихся в полной его власти, как и Христос простил Своих распинателей. История о том, как сыновья Иакова пришли в Египет, чтобы купить хлеб, и встретились там с неузнанным ими Иосифом, которого фараон перед тем поставил над всею землею Египетскою (Быт. 41 , 41), о тех испытаниях, которым Иосиф подверг братьев, дабы убедиться, что в них жива совесть и им не чуждо раскаяние, рассказывается в 42-45-й главах книги Бытия. Сцена прощения Иосифом братьев и воссоединения семьи — одна из самых пронзительных в Ветхом Завете: Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов. И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним. И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; ибо теперь два года голода на земле: еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.

Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое (45 , 1-11). Так Израиль пришел в Египет, который станет для него впоследствии местом плена и жестокого угнетения. Но это уже другая история — история Исхода.

Журнал «Православие и современность» № 40 (56)

И жены его Сарры. Всем известна история о жертвоприношении Исаака , когда Авраам, слушаясь Бога, был готов пожертвовать ему своего сына. Бог, увидев готовность Авраама принести своего ребенка в жертву, послал ангела, который остановил занесенную над юношей руку Авраама с ножом.

Когда Авраам состарился, он решил женить Исаака на девушке не из земель Ханаанских, где Авраам долгое время проживал с семьей, а из родных земель — Месопотамии. Авраам отправил верного ему раба – управителя в его доме – отыскать подходящую невесту Исааку.

Раб взял 10 верблюдов, нагрузил их добром и отправился в Харран, где жил Нахор, брат Авраама. Прибыв в Харран, раб остановил верблюдов у колодца, где женщины черпали воду. Раб стал просить Господа послать ему знак.

… и девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, я напьюсь, и которая скажет [мне]: пей, я и верблюдам твоим дам пить, [пока не напьются,] – вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим [Авраамом]. ()

Из города вышла Ревекка, несущая на плече кувшин, она не только напоила раба, но и помогла ему черпать воду для верблюдов. Раб расспросил о родословной Ревекки и узнал, что она внучка брата Авраама. Раб решил остановиться на ночь в доме отца Ревекки. Брат Ревекки Лаван помог рабу расседлать и накормить верблюдов. Раба приняли радушно и накормили его.

Раб поведал о том, какие события произошли в жизни Авраама после того, как он покинул родные земли, рассказал о сыне его Исааке и о желании Авраама женить сына на девушке из рода Нахора, брата своего. Раб просил отдать Ревекку за Исаака.

Родители Ревекки решили, что Господь устроил это дело, и они не в праве противится Его воле. Родители Ревекки, благословив дочь, отпустили её вместе со служанками. Исаак встретил их по дороге. Исаак был рад приезду невесты и очень полюбил ее. Ревекка стала женой Исаака, когда тому было 40 лет.

Исаак и Ревекка жили при Беэр‑лахай‑рои.

Дети Исаака и Ревекки

Ревекка была бесплодна, тогда Исаак обратился к господу с просьбой послать ему детей. Господь услышал просьбу Исаака и Ревекка забеременела близнецами. Беременность проходила сложно, тогда Ревекка вопрошала Господа, за что ей посланы такие муки.

Господь ответил:

…два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. ()

Первым из близнецов родился Исав, был он, согласно Библии, красный и косматый. Вторым родился Иаков, во время родов он держался за пятку Исава. Несмотря на то, что братья были близнецами, повзрослев, они стали совершенно разными людьми: Исав был неутомим, он был «человеком полей», искусным охотником, тогда как Иаков был кротким и предпочитал оставаться дома.

Исаак больше любил старшего Исава, а Ревекка — младшего Иакова. Однажды, придя с охоты голодным, Исав продал свое первородство Иакову за хлеб и кушанья, которые тот приготовил.

В землях, где жили Исаак и Ревекка наступил голод. Исаак собрался было в Египет, но ему явился Господь и сказал:

…не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе…

Господь велел Исааку странствовать по родной земле и обещал исполнить клятву, данную еще Аврааму, умножить потомство и дать ему все силы, сделать потомство Авраама семенем всех народов.

Исаак поселился в Гераре на юге Ханаана близ египетской границы. Исаак боялся, что его могут убить из-за красоты его жены Ревекки и выдал ее за свою сестру. Здесь мы находим параллель с историей Авраама и Сарры . Однако, в отличие от той истории, где фараон взял Сарру себе в жены, Авимелех, царь Филистимский, догадался о том, что Ревекка – жена Исаака. Авимелех призвал Исаака и спросил, зачем тот назвал Ревекку своей сестрой, и тем самым мог допустить грех. Исаак признался в страхе за свою жизнь. Авимелех велел народу своему не прикасаться ни к Исааку, ни к Ревекке под страхом смерти.

Господь послал Исааку хороший урожай. Скот Исаака стал плодиться. Филистимляне стали ему завидовать и засыпали колодцы, которые выкопали еще рабы Авраама. Царь Авимелех, увидев возвышение Исаака, приказал ему удалиться, боясь силы его. Исаак переселился в Герарскую долину и восстановил колодцы, выкопанные еще во дни Авраама. Восстанавливая колодцы, рабы Исаака нашли источник живой воды. Местные жители спорили с людьми Исаака за воду. Исаак странствовал по долине, находя все новые источники и везде его ждали споры с местными жителями.

Из Герарской долины Исаак отправился в Вирсавию. Здесь ему явился Господь с благословлением и Исаак воздвиг жертвенник.

Вскоре явился к Исааку царь Авимелех со своими военачальниками и заключили Исаак и Авимелех союз, и порешили не делать друг другу зла.

Вскоре первенец Исаака и Ревекки Исав взял себе двух жен Иегудифу и Васемафу.

Исаак уже был стар и практически ослеп. Он призвал Исава и велел тому наловить дичи и приготовить ему кушанье, чтобы мог он насладиться перед смертью.

Ревекка, подслушав разговор Исаака и Исава, пересказала его своему любимцу Иакову, младшему сыну. Она велела Иакову взять двух молодых козлят и принести ей, чтобы она приготовила любимое кушанье Исаака, и тот по слепоте своей благословил Иакова, а не Исава. Тогда Иаков спросил мать, как ему сойти за Исава, если тот косматый, а он гладкий. Ревекка сказала, что в таком случае возьмет проклятие Исаака на себя.

Приготовив кушанье, Ревекка нарядила Иакова в богатую одежду Исава, наложила поверх гладкой кожи Иакова кожу козла и отправила младшего сына к отцу. Исаак благословил Иакова, ошибочно приняв его за Исава, и дал ему право быть господином над братьями.

Вскоре к отцу пришел с кушаньями и Исав. Исав молил отца также дать ему благословление. Иаков сказал, что Исав теперь должен служить Иакову мечом. Однако Исаак предрек старшему сыну, что однажды наступит время, когда старший сын свергнет младшего.

Исав возненавидел Иакова за хитростью полученное благословение, и обещал убить его. Это услышала Ревекка наказала Иакову бежать в Месопотамию к дяде и схорониться там, пока не утихнет ярость Исава. Исааку же хитрая Ревекка сказала, что отправила Иакова искать себе жену на родину Авраама, где некогда раб Авраама нашел Ревекку для Исаака.

Много всего произойдет, но в конце концов братья Исав и Иаков встретятся и примирятся со слезами на глазах.

Далее о судьбе Исаака и Ревекки в Библии практически нет упоминаний. Сообщается лишь, что Исаак умер в возрасте 180 лет «старым и насыщенным днями». Исаак и Ревекка похоронены рядом в склепе Пещеры Махпела.

Библейские сюжеты всегда интересны тем, что нам, простым людям, открывают глаза на правду благодаря великой мудрости, зашифрованной в них. Таким образом Бог учит нас главной истине жизни, через постижение которой человек найдет спасение в вечности.

И теперь, прежде чем разобрать ветхозаветную историю об Исааке и Ревеке, у которых появятся на свет близнецы-мальчики, сразу остановимся на том, что имя Исаак переводится как "смех". Он был сыном пророка Авраама и родился, когда тому было 100 лет. Его матери Сарре на тот момент было 90 лет, и у нее не было детей. Однажды она невольно рассмеялась, когда услышала пророчество Бога о рождении у нее сына. И он родился, через восемь дней был обрезан и через три года отнят от груди. Авраам был очень рад этому событию и даже устроил большой пир, на котором другой сын Авраама, рожденный от служанки Сарры (Агари) Измаил, насмехался над Исааком, после чего Агари с сыном выгнали из дома.

Жертва и вера

Так Бог засвидетельствовал Аврааму, что от Исаака должен произойти Мессия - Спаситель мира. Исаак подрос, и ему было уже 25 лет, но прежде, чем у него родились сыновья - два брата-близнеца, его отец Авраам получил от Бога повеление о том, чтобы тот принес своего единственного сына Ему в жертву для всесожжения. Так Господь испытывал веру Авраама, и он достойно выдержал это испытание, так как был уверен в том, что его Бог всесилен и воскресит Исаака из мертвых.

Когда Исааку было 37 лет, его мать Сарра умерла, ей на то время было 127 лет. Авраам был праведником, и Господь послал ему долгие годы жизни. Когда он состарился, то позвал к себе своего старшего слугу Елиезера и дал ему указание, чтобы тот нашел для его сына Исаака жену в Месопотамии. Слуга нагрузил десять верблюдов разными богатствами для невесты и отправился в Месопотамию в город, где жил Нахор, брат Авраама.

Ревекка

Когда Елиезер остановился возле колодца, то сразу стал молиться Богу, чтобы Он указал ему невесту для Исаака. И сразу решил для себя, что какая девушка наклонит кувшин и даст ему напиться, а потом напоит и его верблюдов, та и будет женою Исаака.

Через некоторое время подошла к колодцу очень красивая девушка, которую звали Ревеккой. Она дала путнику испить воды из своего кувшина, а затем стала черпать воду и для его верблюдов. После этого слуга дал ей золотую серьгу и надел на руки два драгоценных запястья.

Ревекка, прибежав домой, рассказала обо всем, что с ней случилось, своим родным. Тогда брат ее Лаван пошел к источнику и пригласил гостя в дом. Он предложил ему отдохнуть с дороги, а потом расседлал верблюдов, дал им соломы. Слуга Елиезер перед тем, как вкусить предложенную ему пищу, не стал тянуть время и рассказал, зачем он пришел в их края. А потом попросил родителей Ревекки отпустить ее с ним. Девица была согласна. Они же, прежде чем отпустить ее, попросили его, чтобы она побыла с ними хотя бы еще десять дней.

Исаак же незадолго до встречи вышел в поле на раздумья и вдруг увидел слугу отца и прекрасную девушку рядом с ним. Так познакомился Исаак со своей женой Ревеккой, которую он полюбил и которая смогла утешить его в печали по умершей матери.

Аврааму было 175 лет, когда он умер. Его тело погребли рядом с женой Саррой на поле Ефрона. По смерти благочестивого Авраама Бог благословил Исаака.

Дети Исаака и Ревекки

Исааку было 40 лет, когда он женился на Ревекке, которая долгое время оставалась бесплодной (около двадцати лет). Тогда Исаак начал усердно молиться своему Господу, и Он услышал его молитвы, и жена забеременела. В ней забились сразу два младенца. Бог сказал ей, что из ее утробы появятся близнецы-мальчики, от которых произойдут два народа, один народ будет сильнее другого, больший будет служить меньшему.

При родах первым вышел Исав - косматый и красный. А потом вышел его брат Иаков, держа Исава за пятку. Так появились на свет близнецы Исав и Иаков. Отцу их Исааку тогда было 60 лет.

Первородство

Первый сын Исаака и Ревекки Исав стал искусным охотником и звероловом. В отличие от своего брата, Иаков был человеком кротким и жил в шатрах.

Однажды Иаков готовил и в это же время с охоты вернулся Исав, который стал просить у брата покушать «красного». В обмен на чечевичную похлебку Иаков попросил продать свое первородство. Исав же был настолько голоден, что чуть не умер, и поэтому с легкостью согласился.

Сын Исаака и Ревекки Иаков

Исаву было сорок лет, когда он взял в жены двух хеттеянинок, и они были в тягость Исааку и Ревекке. Пришло время, и Исаак состарился, зрение его сильно ослабло. Тогда он позвал своего старшего сына Исава и попросил его наловить дичи и приготовить вкусное кушанье, чтобы перед приближающейся смертью благословить его. Ревекка все слышала, однако она хотела, чтобы муж благословил Иакова. И сказала она младшему сыну, пока в доме не было старшего, чтобы тот принес из стада двух козлят, из которых она приготовит кушанье.

Сын Исаака и Ревекки Иаков же сказал, что он человек гладкий, а Исав - косматый. Если отец дотронется до руки его, то сразу поймет, кто это, и вместо благословения будет ему проклятие. Мать успокоила сына, сказав, что его проклятие ляжет на нее. И тогда, надев на Иакова нарядную одежду Исава и обвязав его руки и шею кожею козлят, отправила с кушанием к отцу. Тот, отведав с удовольствием приготовленную еду, благословил сына со словами, чтобы подал ему Бог множество хлеба и вина, и поклонились племена, чтобы он был господином над братьями его, и сыны его матери поклонились ему, проклинающие его будут прокляты, а благословляющие - благословлены.

Ненависть и примирение

В это же время первый сын Исаака и Ревекки Исав вернулся с охоты, приготовил кушанье, пришел к отцу, а потом, узнав, что Иаков хитростью получил благословение, вознегодовал и возненавидел его за это. Тогда-то он и решил, что убьет брата, как только отец умрет. Ревекка, узнав об этом, предложила Иакову бежать к ее брату Лавану в Харан и пожить у него некоторое время, пока ярость брата не пройдет. А когда он позабудет обиду, она пришлет за Иаковом. Ревекка боялась лишиться сразу обоих сыновей.

Много всего произойдет за это время, но в конце концов братья Исав и Иаков со слезами на глазах встретятся и примирятся.

Исаак и его сыновья.

Первые дни семейной жизни Исаака прошли еще при жизни патриарха Авраама. Исаак был единственным наследником обетования и, подобно своему отцу, должен был подвергнуться испытанию веры.

Испытанием, которое Господь послал ему, была любимая бесплодная жена, которую он взял, всем сердцем полюбив. Жена его была бесплодна почти 20 лет, говорит Священное Писание. Но он не отчаивался и молился Господу.

«И Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его»

Перед самым моментом своего рождения сыновья в утробе ее стали биться, и сказала она:

«Если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав»

(Быт 25:22–25). «Исав» означает «косматый». «Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков» (Быт 25:26). «Иаков» означает «держащийся за пяту его».

«Исаак же был шестидесяти лет от роду, когда они родились

[от Ревекки]

. (Быт 25:26).

Исав стал человеком, искусным в звероловстве, а Иаков был кротким, жил в шатрах, и, как нередко бывает в семьях, мать отдала предпочтение тому, кто жил ближе к ней - кроткому, миролюбивому Иакову. Не сказать, что она не любила Исава, но относилась к нему с прохладцей. И, конечно, переживала, что человек, в котором она, может быть, не видела той благодати, которую ей хотелось бы видеть, должен быть наследовать первородство. Исав был старший, и хотя там были минуты разницы, это было важно - решался вопрос о первородстве, о том благословении, которое Господь через отца их должен был дать старшему сыну.

Вы знаете историю, когда брат продал свое первородство за чечевичную похлебку. С того времени он получил название Эдом, т. е. красный. Почему красный, ведь чечевица не красная? Это смотря по тому, как ее приготовить. Если добавить какие-то коренья, она становилась красной. Эта чечевица и стала причиной того, что он ради материального пожертвовал своим духовным первородством. Не потому, что он был голодным, но в данный момент он не дорожил своим первородством, он жил сиюминутной жизнью: Исав был плотский человек, и никакое первородство для него не имело значения. Он сам от первородства отрекся - и это очень важно.

Между тем наступает один из тех голодных годов, которые часто вынуждали патриархов отправляться в другие страны. И Исаак счи{54}тает нужным последовать примеру своего отца и поехать в Египет, чтобы там пережить голодные годы. Однако Господь является к нему и запрещает ехать в Египет, а благословляет поселиться в пределах Филистимского царя Авимелеха. И здесь происходит история, аналогичная Авраамовой. Исаак выдает свою жену за сестру, боясь, что из-за нее убьют его и близких ему людей. Хитрость Авраама была усвоена его сыном. Но после того как лукавство Исаака открылось, его, как и Авраама, награждают дарами и отсылают, только чтобы он уходил и не мешал им. Благодаря этому Исаак стал вести более оседлую жизнь и занялся земледелием. И сказано:

«И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь. И стал великим человеком сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей»

(Быт 26:12–14). Тихая семейная жизнь Исаака нарушена была скоро непослушанием любимого сына Исава. Ведь Исаак любил старшего сына, сердце его больше к нему благоволило. Однако Исав проявил низкие плотские чувства и женился в сорокалетнем возрасте на двух хананеянках, таким образом вступив в родство с идолопоклонниками. И сказано в Писании:

«И они были в тягость Исааку и Ревекке»

(Быт 26:35), т. е. его жены, но вскоре предстояло ему еще большее испытание. Приблизилось время, когда Исаак почувствовал, что его покидают последние силы, приходит время уйти с этой земли. По древнему восточному обычаю он должен был даровать свое благословение старшему сыну, благословить своих детей и этим приготовиться в путь всея земли.

По этому поводу он велел устроить трапезу, которую должен был приготовить от плодов рук своих каждый сын, чтобы после благословить их, как считает нужным. Вряд ли Исав сказал ему, что он продал свое первородство - скорее это был эпизод, известный только матери. Поэтому она и здесь показывает некую хитрость и, пользуясь тем, что брат был на охоте, она искусно гримирует своего младшего сына под старшего, обвязывая его тело шкурами животных, приготавливает вкуснейшие блюда, которые любил ее муж, дает их в руки младшему сыну, и тот идет ничтоже сумняшеся к отцу, получив от матери на то благословение. И перед нами весьма интересный диалог между Иаковом и Исааком:

«И сказал Исаак Иакову: подойди

Я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его косматые; и благословил его и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я»

(Быт 27:21–24) Что он сделал? Солгал - это была явная ложь, а не просто хитрость и уловка. Если бы отец не спросил его, а просто благословил как старшего сына, это было бы меньшим грехом, но он спросил:

«Ты ли сын мой?»

Он сомневался, потому что почувствовал ложь. И за эту ложь Господь много раз наказывал Иакова, хотя и промышлял о нем. Любая ложь наказуема. И сказал отец, благословляя сына:

«Вот запах сына моего, как запах от поля

[полного]

Которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя благословенны!»

(Быт 27:27–29).

«И как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей»

Исав также готовит всякую еду и идет получить благословение. Исаак благословляет своего старшего сына, хотя благословение это совсем иное:

«Вот от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей»

(Быт 27:39–40).

В этом благословении - вся дальнейшая судьба потомков Исава (потомков его называют едомитянами, идумеями, которые долго находились в подчинении у евреев, но впоследствии вышли из повиновения и сами стали повелевать Израилем в лице своего царя Ирода Великого, который был идумеем по происхождению).

После этого случая Исав возненавидел своего брата и сказал такие слова:

«Приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего»

(Быт 27:41). Т. е., иначе говоря, скоро отец мой умрет, и тогда-то я разделаюсь со своим братом (явный намек, что он убьет брата). Ревекка, зная неукротимый нрав Исава, решает отправить Иакова на некоторое время в Месопотамию, к родному брату своему Лавану, до того времени, пока не утихнет ярость Исава. Чтобы не беспокоить своего престарелого мужа, она называет «официальную» версию женитьба. Таким образом Иаков бежит от лица своего брата Исава, с тем чтобы одновременно устроить свою семейную, личную жизнь. Брат его взял себе жен ханаанских и этим проявил полную свою несостоятельность как первородный.

Исаак после этих событий проживет еще 43 года, но ничем больше себя не проявит. Сын его Иаков уходит к своему родственни{55}ку Лавану искать себе жену, старший его сын пребывает, видимо, в нечестии и уходит от истинного Богопочитания. Сам же Исаак являет собою кротость, смирение и глубокое безмятежное спокойствие духа.

Какие черты характера свойственны этому патриарху? Помните, как Авраам ведет его на заклание? Исаак проявляет безусловное, полное повиновение отцу - это первое . Второе - нежная привязанность к матери. Он оплакивал мать до тех пор, пока не женился. Третье - преданность своей жене, хотя она была долгое время бесплодной. Он не взял ни служанок, ни наложниц, а соблюдая верность, показал веру в обетование Божие. Четвертое - с терпением выносил испытания, которые посылал ему Господь через его сыновей. И пятый характерный штрих - малоподвижный образ жизни. Современные исследователи Библии (Лопухин и ряд других) говорят, что Исаак почти всю жизнь провел почти в одном месте, а если уходил, то не дальше, чем на 100 километров. И тем не менее перед нами патриарх, который был велик не громкими подвигами, а богатым духовным миром. Он был богат верой в Промысел Божий, которая всю его жизнь делала воплощением смирения, надежды и любви.

Перед нами следующий патриарх - Иаков . Господь заключает с ним тот же завет, что и с Авраамом и Исааком. Не случайно Господь говорил, обращаясь к народу израильскому:

«Я Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова»

Т. е. обетование Божие почило полностью на Иакове. И сказал ему Господь:

[Не бойся.]

Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной»

(Быт 28:13–14)

Эти слова были произнесены в величайший момент истории, когда Иаков пошел в Харран.

«И пришел на одно место, и остался там ночевать»

(Быт 28:11), и видит сон.

Глава 28 с 10-го стиха до конца. Я думаю, что вы прекрасно знаете это место Священного Писания. Часто художники изображают спящего Иакова, в изголовье его лежит камень, и он видит лествицу, сходящую с небес, по которой Ангелы Божии нисходят и восходят. Лествица символизирует Божию Матерь: через Нее благодать Божия сошла на землю. Господь сделался человеком, чтобы приблизить к себе человека. Именно Иаков пробуждается от сна и говорит, что страшно место сие:

«это не иное что, как дом Божий, это врата небесные»

(Быт 28:17). И взял камень, который был в его изголовье, и поставил памятником, и возлил на него елей и нарек имя этому месту Вефиль, что означает «дом Божий».

«И положил Иаков обет, сказав: если

[Господь]

Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - то этот камень, который я поставил памятником, будет

домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть»

(Быт 28:20–22).

Он обещает дать Богу десятину за те благодеяния, которые Господь обещает ему послать.

Далее - история, которую все мы знаем: его знакомство с коварным дядюшкой, который был себе на уме, а затем история женитьбы Иакова на сестрах Лии и Рахили. Здесь мы видим те испытания, которые Господь посылает ему за то, что он обманул своего отца. Как он обманул отца, так и сам был обманут своим тестем. Лия была старшая, а Рахиль младшая; полюбил-то он Рахиль всем сердцем и за нее обещал работать семь лет у своего дядюшки. Но после заключения контракта наступила брачная церемония, по окончании которой оказалось, что в шатер к жениху была введена отнюдь не Рахиль, а Лия.

По восточному обычаю, переступив порог шатра жениха, она считалась его женой, что бы там ни было. Обратного пути не было. И когда он увидел, что перед ним стоит совсем не та, которую он ждал, то был опечален и раздосадован и об этом заявил своему тестю. А тесть ему посочувствовал и сказал: «Переживаю с тобой вместе, но у нас такой обычай: полагается выдать сначала старшую дочь, а потом младшую. Я не возражаю, бери потом и младшую, но еще семь лет работай на меня». Иаков соглашается и еще семь работает за свою жену Рахиль. Итак, он 14 лет отдал, чтобы жить с любимой женщиной. Тут важны не сами годы, а любовь, которая не знает преград. Для него труд был, как единый день, потому что он любил Рахиль. Но Лия тоже полюбила его, а взаимности не было. К тому же она «была слаба глазами», т. е. имела определенный физический недостаток. Это раздражало Иакова, и он явно отдавал предпочтение своей второй жене, Рахили, которая была бесплодна. А Господь благословил Лию за ее унижение, за ее страдание, за то, что она была в презрении у своего мужа. И она стала рожать ему детей.

Лия родила Рувима, Симеона, Левия и Иуду. У Рахили не было еще ни одного ребенка, и тогда она, завидуя своей сестре, отдает ему в наложницы служанку Ваалу (обычай распространенный. Помните, уже Авраам это сделал?), от которой рождаются два побочных сына: Дан и Неффалим. Тогда Лия говорит, а чем я хуже? И отдает ему тоже свою служанку. Иаков не смущается и берет себе еще одну наложницу. И хотя он был сыном отца, верного одной жене всю жизнь, Священное Писание, тем не менее, правдиво. От второй наложницы, служанки {56} Зелфы, у него рождаются Гад и Ассир. Затем сама Лия рождает ему Иссахара, Завулона и дочку Дину. Не нужно думать, что у него больше не было дочерей, просто с этой дочкой в дальнейшем связана определенная история, поэтому Священное Писание ее здесь упоминает, остальные дочери не вошли в Священное писание, потому что имена их не связаны с историческими событиями.

Наконец Господь снимает позор с Рахили: она зачала и рождает долгожданного любимого сына, которому дает имя Иосиф, что значит: «Господь призрел на меня, Господь даст мне еще и другого сына», т. е. она была счастлива, что, наконец, получила прощение. Видимо, это произошло, когда она смирилась со своим положением и из ее сердца ушла зависть. Тогда Господь, призрев на смиренное сердце, дал ей детей, может быть, в зрелом возрасте. У Лавана Исаак прожили около 20 лет: семь лет за одну, семь лет за другую и несколько лет еще.

Когда Иаков стал отцом большого семейства, он почувствовал, что пора ему быть самостоятельным и освобождаться от опеки своего тестя. Он говорит, что хочет уйти и завести свое хозяйство, вернуться к себе на родину. Опять мы здесь видим хитрость: под руководством Иакова скот, порученный ему, чудесно умножался, и когда они стали делить свои стада, то получилось, что у Иакова больше. Они решили что пегие будут Иаковлевы, а те, кто будет одной масти, - Лавановы. Но Иаков знал, как сделать, чтобы у скотины была пегая масть. Когда скотина пила, он нарезал прутья и делал на них надрезы до древесины.

Взирая на эти пегие прутья, скот рождал такое же пегое потомство. Одним словом, стада его умножались и умножались, а у Лавана оставались на прежнем уровне.

Это раздражало Лавана, конечно. И он очень не хотел расстаться с таким богатством, которое он видел у мужа своих дочерей, да и дочерей не хотелось отпускать.

«И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня. И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою. И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего, и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною; вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему, а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло. Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых. И отнял Бог

скот у отца вашего и дал

(Быт 31:4–9).

Иаков уходит от Лавана незаметно, он просто бежит от него. И взял Иаков жен своих, детей на верблюдов посадил, взял весь скот, богатство свое, которое приобрел в Месопотамии, и пошел в землю Ханаанскую. Но так как Лавана не было дома, то Рахиль похитила идолов, которые были у ее отца. Это были маленькие местные боги, которые были распространены на Востоке (их называли терафимами): люди в них веровали, как в хранителей домашних очагов.

Лаван хватился своих идолов, заподозрил, что они похищены, и стал преследовать Иакова. Хитрость его дочки удалась: она спрятала идолов, и он не нашел их. Более того, Иаков сумел расположить к себе Лавана, и они заключили союз. Иаков заколол

«жертву на горе и позвал родственников своих есть хлеб, и они ели хлеб

и ночевали на горе. И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их»

(Быт 31:54, 55).

И возвратился Лаван домой, и пошел Иаков путем своим, т. е. это событие послужило примирением между Иаковом и Лаваном, который благословил свое потомство в лице внуков своих.

«Приобретайте себе друзей богатством неправедным»

(Лк. 16:9). Если вы даете человеку что-то от чистого сердца, то вы просто желаете расположить его к себе, и здесь греха нет. Но если мы поссорились, а я тебе отдаю одно, затем другое, затем третье, то как же я могу злиться? У нас налаживаются отношения. И это мудрость человеческая, которую проявлял Иаков. Он поступает так с братом и горячо молится Богу, чтобы примирил их. И Бог услышал молитву. Исав встречает его, и эта встреча заканчивается примирением.

Однажды Иаков в уединенной ночи сподобился некоторого таинственного видения, как сказано: «Некто боролся с ним».

«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал

: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал

: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи

имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем?

[оно чудно]

. (Быт 32:24–29).

Помните, кто еще спрашивал имя Божие? Моисей. «Как имя Твое?» (Не пришло время {57} еще открыть имя). Иегова, Сущий. Помните? Здесь Он говорит: «Оно чудно». Не готов был еще Израиль духовно принять этого имени. И читаем дальше:

«И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова»

(Быт 32:29–32). Господь попускает человека даже до борьбы с Собой, чтобы человек из борьбы этой вынес для себя урок, что Господь любит его. И вот, окрыленный этой встречей, Иаков идет к своему брату, и здесь происходит примирение. Может быть, без этой борьбы и не было бы примирения, но теперь они нашли те слова друг для друга, то прощение, которое сошло от Господа на сердца обоих. И сказано, что обнялись они и целовались, и плакали оба, и после этого мир, который пришел в сердце Иакова, позволил ему жить в безопасности и продолжать свое служение в том месте, где жили его предки, где жил Авраам, - в земле Ханаанской, близ Сихема.

К сожалению, испытания для его семьи продолжались. Прекрасная сестра Дина была причиной кровожадных поступков ее братьев: Симеона и Левия. Дина понравилась сыну местного правителя Сихему, который обесчестил ее. Хотя Сихем предложил взять ее в жены, однако это показалось слишком оскорбительным для сыновей Иакова.

Сам Иаков дал согласие на брак Дины. Однако сыновья проявили коварство и жестокость, поставив условие: в том случае она будет женой Сихема, если весь город совершит обряд обрезания, который и сами они совершали. И когда они были в болезни, пришли два сына Симеон и Левий с мечами и поразили всех мужчин этого города, мстя за свою обесчещенную сестру Дину. Эта буйная жестокость возмутила Иакова, он сделал упрек своим сыновьям и высказал опасение, что за это может последовать жестокое возмездие.

Впоследствии Иаков и его семья вынуждены были покинуть Вефиль, т. к. стали испытывать очень сильное влияние идолопоклонства. Более того, Иаков повелевает всем семьям своего племени собрать чужих богов в одно место и закапывает их под дубом близ Сихема, т. е. уничтожает идолопочитание. В Вефиле он построил жертвенник, и там опять ему явился Господь, который подтвердил все прежние обетования и то, которое говорил Аврааму: «благословятся в тебе все колена земная». В Вефиле умирает старая кормилица Ревекки Девора, и ее также погребают под дубом. А Рахиль рождает долгожданного второго ребенка. Но рожая, она почувствовала, что умирает, и нарекла ему имя Бенони, что означает «сын моей скорби». Но Иаков назвал его Вениамином, что означает «сын правой руки» такое двойное имя получилось.

Иаков тяжело скорбел о потере своей супруги. Он похоронил ее по дороге в Вифлеем и поставил на гроб ее памятник, который стоит и до сих пор. К сожалению, горе, которое испытал Иаков, потеряв свою супругу, усугубилось тем, что старший его сын Рувим осквернил ложе отца, за что и был лишен своего первородства.

Иаков приходит туда, где живет его престарелый отец Исаак. Это место облюбовал еще Авраам - у дуба Мамврийского, близ Хеврона. При нем и умирает престарелый патриарх (ему было 180 лет). Исаак

«и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью; и погребли его Исав и Иаков, сыновья его»

(Быт 35:29). Это произошло уже после событий с сыном Иосифом, любимым сыном Иакова, которого братья продали в Египет, приблизительно за 10 лет до переселения Израиля в Египет. На этом мы заканчиваем историю Иакова.

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Исаак и его сыновья. Быт. 25Первые годы семейной жизни Исаака прошли еще при жизни его престарелого отца - Авраама. Исаак был единственным наследником всех обетовании Божиих, данных его отцу. Но и он, подобно Аврааму, должен был подвергнуться испытанию в своей вере. Исаак,

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Исаак Однажды Господь воззвал к Аврааму и сказал ему: «Авраам!» Он отвечал: «Вот я!» И повелел Господь: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, пойди в землю Мориа, и там принеси его в жертву на одной из гор, которую Я укажу тебе». Авраам встал

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

66. Раб же сказал Исааку все, что сделал. 67. И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по (Сарре,) матери своей "И ввел ее Исаак в шатер… и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее…" Вот

Из книги Мудрость Пятикнижия Моисеева автора Михалицын Павел Евгеньевич

9. И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, 10. на поле (и в пещере), которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его. 11. По смерти Авраама Бог благословил Исаака,

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

17. И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Геpapcкой, и поселился там. 18. И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама (отца его); и назвал их теми же именами, которыми

Из книги автора

1. Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. 2. (Исаак) сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; О потере Исааком зрения говорится потому, что именно слепота Исаака

Из книги автора

20. И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу. 21. И сказал Исаак Иакову: подойди (ко мне), я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? 22. Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и

Из книги автора

13. И отвечали сыновья Иакова Сихему и Еммору, отцу его, с лукавством; а говорили так потому, что он обесчестил Дину, сестру их; 14. и сказали им (Симеон и Левий, братья Дины, сыновья Лиины): не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который необрезан, ибо это

Из книги автора

23. Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим, по нем Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон. 24. Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин. 25. Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим. 26. Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии С

Из книги автора

27. И пришел Иаков к Исааку, отцу своему, (ибо он был еще жив,) в Мамре, в Кириаф-Арбу, то есть Хеврон (в земле Ханаанской,) где странствовал Авраам и Исаак. 28. И было дней (жизни) Исааковой сто восемьдесят лет. 29. И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар

Из книги автора

13. И вот сыновья Рагуила: Нахаф и Зерах, Шамма и Миза. Это сыновья Васемафы, жены Исавовой. 14. И сии были сыновья Оливемы, дочери Аны, сына Цивеонова, жены Исавовой: она родила Исаву Иеуса, Иеглома и Корея Перечисляются ближайшее потомки Исава от двух других жен: 4 рода от

Из книги автора

15. Вот старейшины сынов Исавовых. Сыновья Елифаза, первенца Исавова: старейшина Феман, старейшина Омар, старейшина Цефо, старейшина Кеназ, 16. старейшина Корей, старейшина Гафам, старейшина Амалик. Сии старейшины Елифазовы в земле Едома; сии сыновья Ады. 17. Сии сыновья

Из книги автора

20. Сии сыновья Сеира Хорреянина, жившие в земле той: Лотан, Шовал, Цивеон, Ана, 21. Дишон, Эцер и Дишан. Сии старейшины Хорреев, сынов Сеира, в земле Едома. 22. Сыновья Лотана были: Хори и Геман; а сестра у Лотана: Фамна. 23. Сии сыновья Шовала: Алван, Манахаф, Эвал, Шефо и Онам. 24. Сии

Из книги автора

12. И сделали сыновья Иакова с ним, как он заповедал им; 13. и отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела, которую купил Авраам с полем в собственность для погребения у Ефрона Хеттеянина, пред Мамре Отмечается та точность, с какою Иосиф

Из книги автора

Глава 10. Исаак и его сыновья Первые годы семейной жизни Исаака прошли еще при жизни его престарелого отца патриарха. Он был единственным наследником всех обетований Авраама, но и он, подобно отцу своему, должен был подвергнуться испытанию в своей вере. Жена его Ревекка

Из книги автора

IX Исаак и его сыновья Первые годы семейной жизни Исаака прошли еще при жизни его престарелого отца-патриарха. Он был единственным наследником всех обетований Авраама, но и он, подобно отцу своему, должен был подвергнуться испытанию в своей вере. Жена его Ревекка была

У Исаака было два сына: Исав и Иаков. Исав был искусным звероловом (охотником) и часто жил в поле. Иаков был кротким и тихим, жил в шатрах вместе с отцом и матерью. Исаак больше любил Исава, который угождал ему пищей из дичи, а Ревекка больше любила Иакова. Исаву, как старшему сыну, принадлежало первородство, то есть преимущество над Иаковом в благословении от отца.

Но вот, однажды, Исав возвратился с поля усталым и голодным. Иаков в это время варил себе похлебку из чечевицы. И сказал ему Исав: «Дай мне поесть». Иаков же сказал: «Продай мне свое первородство», так как он очень хотел, чтобы к нему стало относиться благословение, данное Богом Аврааму, и тем самым ревностно послужить Богу. Исав ответил: «Вот я умираю от голода, что мне в этом первородстве?» Таким ответом Исав показал свое пренебрежительное отношение к благословению Божию. Иаков сказал: «Поклянись». Исав поклялся и продал свое первородство Иакову за чечевичную похлебку.

Когда же Исаак состарился и ослеп, то, чувствуя, что жизнь его подходит к концу, он захотел благословить Исава, как старшего сына. Но, благодаря хитрости, устроенной Ревеккой, он вместо Исава благословил Иакова. Исаак вскоре узнал свою ошибку, и, несмотря на это, все же утвердил за Иаковом свое благословение. За это Исав возненавидел брата и даже хотел убить его, так что Иаков должен был уйти из родной семьи. По совету родителей, он отправился на родину своей матери в Месопотамию, в землю Вавилонскую, к брату ее Лавану, чтобы пожить у него, пока не пройдет гнев Исава, и при этом жениться на одной из дочерей Лавана.

Иаков пришел в Харран к Лавану, брату матери своей. Иаков рассказал Лавану обо всем и остался жить и работать у него. Лаван спросил Иакова, какую он хочет плату за свою работу. Иаков согласился работать Лавану семь лет за дочь его, Рахиль, чтобы потом жениться на ней, так как он полюбил ее. Но по исполнении срока, Лаван хитростью отдал Иакову в жену не Рахиль, а старшую свою дочь, Лию, оправдываясь тем, что таков местный закон, чтобы не отдавать младшую дочь раньше старшей. Тогда обманутый Иаков согласился работать еще семь лет за Рахиль.

Через двадцать лет Иаков благополучно возвратился к отцу своему, в землю Ханаанскую, с большой семьей и имуществом. Исав же, давно не видевший брата своего, радостно встретил Иакова еще на пути.

Господь, при особых таинственных обстоятельствах испытав силу Иакова, дал ему новое имя Израиль, что значит «боговидец». И стал Иаков родоначальником народа Израильского, или, что то же, Еврейского.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Быт. 23-28, 10-22; 29-35.