Легенды и поверья о весенних цветах разных стран. Аню́тины гла́зки Анютины глазки история легенды

Аню ́ тины гла ́ зки или Фиа́лка трёхцве́ тная (лат. Víola trícolor) - травянистое однолетнее или двулетнее (изредка многолетнее) растение, распространённое в Европе и умеренных областях Азии; вид рода Фиалка семейства Фиалковые.{42}

По русской легенде, в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девочки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми лучистыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Но на беду свою повстречала коварного обольстителя, который клятвенными заверениями разбудил в девушке первую любовь. Всем сердцем потянулась Анюта к юноше, а юноша испугался: заспешил в дорогу по неотложным делам, обещая непременно вернуться к своей избраннице. Долго смотрела Анюта на дорогу, ожидая любимого, и тихо угасала от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразились надежда, удивление и печаль.{43}

А вот, еще легенда о происхождении этих цветов: брат и сестра, разлученные еще в младенчестве, встречаются уже юными, а встретив, влюбляются в друг друга, и вступают брак по закону, но спустя какое-то время, молодые муж и жена узнав о своем кровном родстве, в ужасе от случившегося, решают превратиться в необычный двухцветных цветок, который на Беларуси так и зовется “братки”. Откуда взялось русское название этого цветка - достоверно не известно.{6}

Немцы это растение называют «мачехой», объясняя это название так: нижний, самый крупный, самый красиво испещренный лепесток представляет собой расфранченную мачеху, два находящихся повыше, не менее красиво окрашенные лепестка - ее родных дочерей. А два самых верхних беленьких, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка - ее бедно одетых падчериц. Предание говорит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Господь сжалился над бедными забитыми девочками и повернул цветок.{6}

Римская легенда. Венера вздумала купаться в одном отдаленном гроте, но вдруг слышит шорох и видит, что несколько смертных смотрят на нее…Тогда, придя в неописуемый гнев, она взывает к Юпитеру и умоляет наказать дерзновенных. Юпитер внемлет ее мольбе и превращает их в анютины глазки, роспись которых выражает послужившее им гибелью любопытство и удивление.{3}

Греки называли этот цветок цветком Юпитера, и о происхождении его существовала у них такая легенда. Однажды Громовержец, соскучившись сидеть на своем троне из облаков, задумал, разнообразия ради, спуститься на землю. Гордая, неприступная Ио, дочь царя Иноха, не могла противостоять чарам Громовержца и увлеклась им. Но ревнивая Юнона разузнала скоро об этой связи, и Юпитер, чтобы спасти бедную Ио от гнева своей супруги, вынужден был превратить ее в белоснежную корову. Никто не узнавал ее. Правда, отец ласкал ее как прекрасное животное, но также не узнавал.

И однажды, когда отец кормил ее, она начала ногами вычерчивать на песке буквы. Он начал всматриваться в написанное на песке и узнал несчастную участь своей красавицы-дочери, которую он считал давно погибшей.

Несчастные дочь и отец были неутешны. И вот, чтобы смягчить ужасную участь Ио, земля по приказанию Юпитера вырастила, как приятный для нее корм, наш цветок, который и получил у греков название цветка Юпитера и символически изображал краснеющую и бледнеющую девичью стыдливость. В средние века эти цветки начинают играть роль в христианском мире и получают название цветка св. Троицы.{35}

По словам Клузиуса, средневековые христиане видели в темном, находящемся посредине цветка пятне треугольник и сравнивали его со всевидящим оком, а в окружающих его разводах - идущее от него сияние. Треугольник изображал, по их мнению, три лица св. Троицы, берущие свое начало из всевидящего ока - Бога Отца.{44}

Вообще цветок этот в средние века был окружен таинственностью, и в одном из монастырей траппистов можно было видеть на стене громадное изображение его с мертвой головой в центре и надписью: «memento mori» (помни о смерти). Быть может, белые анютины глазки потому и считают в Северной Франции символом смерти, никогда никому не дарят и не делают из них букетов. С другой стороны, они служили влюбленным символом верности, и было в обычае дарить друг другу свои портреты, помещенные в увеличенном изображении этого цветка.

Таким же значением пользуется он и в Польше, где его зовут «братки» и дают на память лишь в знак очень большого расположения. Такой цветок молодая девушка дает там, на память только своему жениху. Анютиным глазкам с древних времен приписывается еще свойство привораживать любовь.

Для этого лицу, которое хотели приворожить, надо было только во время сна брызнуть на веки сока этих цветков и затем придти встать перед ним как раз в то время, как он проснется.

Современные же французские крестьянские девушки, чтобы привлечь к себе чью-либо любовь и узнать, где живет их суженый, вертят цветок за цветоножку, приговаривая: «Думай хорошенько: в той стороне, где ты остановишься - будет и мой суженый».{6}

С XVI столетия анютины глазки получают всеобщее название pensée - мысль, дума, но откуда оно взялось и по какому поводу было дано - неизвестно. Однако, кроме названия pansy, соответствующего французскому слову pensée, его называют в Англии еще «Hearts ease» - «сердечным успокоением», «сердечной радостью», так как действительно, выражая без слов желание и мысль того, кто его посылает, он служит успокоителем его чувств.

Немецкий же ботаник Штерне предполагает, что оно происходит оттого, что семенная коробочка того цветка походит несколько на череп - место помещения мозга и мысли. {45}

Цветы эти посылаются в Англии влюбленными в Валентинов день (14-го февраля), когда все чувства, скрываемые целый год, получают право вылиться на бумаге. В этот день, как говорят, пишется здесь более писем с объяснениями в любви, чем на всем земном шаре.

В 30-е годы XIX столетия, стали обыкновенные анютины глазки скрещивать частью с европейской крупноцветной желтой фиалкой (Viola lutea), а частью с алтайской и получили, таким образом, массу разновидностей, среди них уже и те бархатистые, атласистые цветы, которые составляют украшение наших садов. {46}

Особенно красивые цветы были выведены в Англии: совершенно черные, носящие название Фауста, светло-голубые - Маргариты и винно-красные - Мефистофеля. Теперь все внимание садоводов обращено на получение махровых и сильно-пахучих цветов, так как единственно, чего не достает этому прелестному цветку - это запаха.

Дарвин в 1830 году насчитывал их уже более 400

Практически все из нас с детства знакомы с фиалкой трехцветной, которая также известна под названием «анютины глазки».

У каждого народа существует своя легенда по поводу происхождения цветка.

Согласно одной из древнегреческих легенд , появление фиалки связано с любовной историей верховного бога Зевса и дочерью царя Аргоса Ио. Однажды Зевс, заскучав на Олимпе, принял вид бедного пастуха с белоснежной овечкой и спустился на землю. Гуляя, он попал в храм богини Юноны, где увидел одну из величайших красавиц Ио, дочь царя Иноха. Зевс не смог устоять перед ее красотой и признался в своих чувствах. Доселе неприступная Ио ответила ему взаимностью, и влюбленные стали видеться. Однако ничто не могло укрыться от Юноны, и, чтобы спасти Ио от ее гнева, Зевс превратил ее в белоснежную прекрасную корову. Как повествует миф , Ио в ужасе от своей судьбы бродила у дворца и жалобно ревела, однако ее никто не узнавал, даже собственный отец. Однажды, когда отец кормил ее, она стала чертить копытом на земле буквы. Это привлекло внимание Иноха и он узнал о судьбе своей дочери. Уже вдвоем они горько страдали и богиня земли Гея по приказу Зевса для Ио вырастила неземной красоты цветок, символизировавший своими лепестками любовный треугольник фиалку .

Другая легенда о происхождении цветка гласит, что бог солнца Аполлон влюбился в одну из дочерей Атласа и преследовал ее своими обжигающими лучами. Девушка взмолилась Зевсу с просьбой спасти ее, и громовержец обратил ее в фиалку, упрятав в лесной глуши, в которой она цвела. Так никто бы и не увидел фиалок, если бы однажды Аид, воспылав любовью к Прозерпине, дочери Зевса и Деметры, не похитил ее в тот самый момент, когда она собирала букет фиалок. Цветы выпали из ее рук на землю и впоследствии проросли повсюду.

Схожесть лепестков фиалки с глазами также объясняет существование еще одной легенды. В один душный день прекрасная богиня Венера решила искупаться в укрытом водоеме, где бы ее никто не увидел. Однако во время купания она, оглянувшись на шум, увидела людей, с восторгом смотрящих на нее. Венера потребовала у Зевса покарать их, но, будучи в добром расположении духа, Зевс просто обратил любопытных в анютины глазки.

Но все же, как цветок связан именно с Анютой? На Руси существует предание , что трехцветные лепестки фиалки символизируют 3 момента из жизни прекрасной девушки Анюты. Анюта славилась своим добрым сердцем и безграничным доверием к людям. Однажды полюбила она юношу, который, испугавшись столь искреннего чувства, поспешно скрылся, уверяя, что вернется в ближайшее время. Анюта, поверив ему, смотрела вдаль дороги и ждала, постепенно угасая от печали. После ее смерти на могиле Анюты выросли эти удивительные цветы, которые символизировали надежду, удивление и печаль.

Немцы называют фиалку «мачехой», и об этом у них имеется своя легенда. Крупный нижний лепесток символизирует расфуфыренную высокомерную мачеху; лепестки повыше ее дочек, а верхние и блеклые лепесточки замученных падчериц. Ранее наверху находилась мачеха, но однажды Бог сжалился над забытыми девочками и повернул цветок наоборот. Нелюбимой мачехе в наказание достались также шпоры, а ее дочкам усики.

Девушки издревле считали, что анютины глазки способны привораживать любимых. Для этого нужно было на веки спящего брызнуть соком фиалок, а поутру явиться перед ним, как только он проснется.

Весной фиалки можно увидеть на многих клубах и цветниках, они пользуются большой популярностью у садоводов как красиво и раннецветущие растения.

Существует много различных поверий о весенних цветах у всех народов мира. Для наших далеких предков цветки были не просто красивыми украшениями сада, но свидетелями древних легенд, видевшими деяния богов и героев, которые дали им название, а то и собственно рождение.

Эти прекрасные и гордые цветы издавна зачаровывают людей своей красотой. С языка цветов красный тюльпан означает верную и преданную любовь. С этим связана грустная легенда про Фархада и его возлюбленную Ширин.

Фархад с детства любил Ширин, но, будучи простым каменотесом (в других источниках пастухом), не смел признаться ей в любви. Когда пришло время выдавать Ширин замуж, она поставила условие, что станет женой лишь того, кто подведет воду из реки к их крепости за одну ночь. Фархаду почти удалось исполнить задачу, но подлый царевич Хисров при помощи хитрости убедил того, что он уже совершил это и скоро женится на его возлюбленной. Не желая жить без любимой, Фархад разбил себе голову киркой и из капель его крови выросли прекрасные цветы. Но обман был раскрыт и Хисрова изгнали из этого края с позором. Ширин так и не вышла замуж, продолжая любить Фархада до конца своих дней.

Многие не любят жёлтых цветов, так как считается, что они символизируют скорую разлуку. Однако к тюльпанам это не относится. Напротив, существует поверье, что в бутоне жёлтого тюльпана заключено счастье. Многие пытались раскрыть его, но получилось это лишь у ребёнка. Он никогда прежде не видел таких красивых цветов, и от его искреннего восхищения тюльпан сам раскрыл свои лепестки и одарил дитя счастьем.

В Англии, на севере Девоншира, существует еще одна легенда. В один прекрасный вечер, прогуливаясь по своему саду, пожилая женщина увидела маленьких фей, которые мирно спали в бутонах. Ей было очень приятно наблюдать за ними и поэтому она насадила ещё больше тюльпанов, чтобы волшебные существа прилетали к ней вновь и вновь. Сначала они немного боялись её, но видя доброе отношение, феи полюбили эту женщину и тюльпаны обрели самые невероятные цвета и замечательный аромат. Но когда старушка умерла, дом отошел в наследство жадному родственнику, который уничтожил всё цветы и засадил сад овощами. Феи рассердились на такое неуважение и уничтожали растения, разорив владельца. В то время могила старушки всегда утопала в цветах, которые цвели вплоть до поздней осени. Вскоре предыдущего владельца сменил другой, ещё более жестокий, который вырубил все деревья. Феи были вынуждены улететь из этого края и с того момента тюльпаны не имеют аромата.

Легенды про ирисы

Ирис - это символ чистоты, невинности, душевного величия и благородства. Но с приходом христианства эти цветы стали символизировать скорбь и тоску Богоматери за своим сыном. Существует множество различных легенд про происхождение этого цветка у всех народов мира. Так, например, говорят, что первый ирис расцвел много тысячелетий назад и был он так прелестен, что все животные и даже стихии не могли налюбоваться ним. Скоро возник спор, кому цветок будет принадлежать, но пока он длился, ветер и вода схватили семена ириса и унесли в далекие земли. Таким образом, этот цветок встречается практически во всех странах.

У древних греков встречается легенда, согласно которой ирисы принадлежат богине Ириде. Как известно, она служит посредницей между богами и людьми. Также Ирида сравнивается с радугой, которая соединяет землю и небо. Ирисы же считались осколками радуги, упавшими на землю, чтобы люди могли любоваться нею круглый год.

В славянской мифологии ирисы связаны с именем бога-громовержца Перуна. Согласно легенде эти прекрасные цветы появляются в тех местах, куда ударила его молния. Не зря народное название ириса - перуника.

Кроме этого существует также много поверий, связанных с этим прекрасным цветком, которые повествуют о несчастной любви. Так, говорят, что влюбилась как-то молодая девушка из знатной семьи в простого пастуха. Тайком встречались они в своем любимом месте и были невероятно счастливы. Но злые люди рассказали об этом её отцу, так что он сильно рассердился и приказал убить её возлюбленного. Когда девушка узнала об этом, то горько заплакала и там, где падали её слезинки, на следующий день проросли прекрасные цветы.

Мифы про анютины глазки

Анютины глазки - популярный цветок во многих странах. Именно поэтому с ним связано так много легенд и поверий. Старейшие из них принадлежат ещё древним грекам и римлянам. Рассказывают, будто эти цветы вырастил сам Зевс в подарок своей смертной возлюбленной - Ио, дочери аргивского царя. Жена Зевса, Гера страшно ревновала его к царевне. Чтобы отвести от себя подозрения, бог обратил несчастную в корову, и только необычная белая масть напоминала о былой красоте. Гера же напустила на неё овода, который жалил её без остановки. Спасаясь бегством, вне себя от боли, Ио была обречена на долгие муки и страдания, прежде чем ей удастся вернуть себе человеческий облик. Чтобы ободрить Ио, Зевс создал анютины глазки, которые символизируют конечность страданий Ио и её последующее вознаграждение.

У древних римлян этот цветок связан с богиней любви Венерой. Однажды, купаясь в озере, она обнаружила, что смертные наблюдают за ней. Разозлившись, она превратила их в анютины глазки, так как никто из обычных людей не смеет подсматривать за богами.

Русская же легенда рассказывает об обманутой девушке Анюте. Она очень любила своего жениха, который, наигравшись, бросил бедняжку и уехал в далекие страны. Не выдержав разлуки и предательства, Анюта умерла и на её могиле выросли новые цветы - трёхцветные фиалки, которые символизировали чувства девушки: белый лепесток - вера, жёлтый - удивление и фиолетовый - грусть.

Ещё существовало поверье, что анютины глазки, это люди, которые любили подсматривать за другими, за что и были наказаны. Однако у этой легенды есть двоякое толкование, поскольку также существует миф, что эти цветки - это воплощение эльфов, которые обожают наблюдать за всем происходящим в мире.

Легенды о весенних цветках - маргаритках

Название этих волшебных цветов переводится с древнегреческого как жемчужина. И это оправдано, так как несмотря на внешнюю простоту маргариток, они на протяжении долгих веков были любимыми растениями равно как знати, так и простолюдинов. С ними связано много поверий и мифов.

Одним из наиболее известных есть миф про Адмета и Алкестиду.

Адмет, царь Фер, был другом Аполлона, который смог уберечь его от смерти с условием, что когда придет черед Фера, кто-то другой заменит его на пути в царство Аида. Но никто не хотел жертвовать собой ради Адмета, и только его жена Алкестида, которая преданно любила своего мужа, согласилась умереть вместо него. В это время у Адмета в гостях был Геракл. Тронутый до глубины души самоотверженностью Алкестиды, герой спустился в Аид и забрал её. Несмотря на это, она уже не могла вернуться в своем прежнем обличье и превратилась в невиданный ранее цветок. Так и появились маргаритки.

Также рассказывают о прекрасной нимфе Бэлидес, которая играла в лесу со своими подругами. Однако однажды в неё влюбился бог плодородия и пастушества Пан и начал преследовать её повсюду. Не зная, куда деваться от его настырной любви, нимфа попросила защиты у матери-Земли. Услышав мольбы Бэлидес, она превратила её в маргаритку.

Поверья о весенних цветах - подснежниках

Наверное, каждый человек знает, как выглядит подснежник и хоть раз в жизни любовался им. Нужно заметить, что именно он является первым цветком, который распускается в садах после долгой зимы. Несмотря на кажущуюся хрупкость, подснежник не боится снега и заморозков. Его стойкость и сила восхищала наших предков, поэтому с ним связано столько красивых легенд.

Так, например, существует история, будто подснежник не просто первый весенний цветок, но и в мире вообще. Как будто Адам и Ева, изгнанные из рая, брели по Земле, где царила зима. Ева горько расплакалась, сожалея о своем проступке, и Бог, пытаясь утешить и ободрить её, превратил слезы в прекрасные белые цветы, которые продолжали расти даже на морозе.

Также рассказывают легенду про особенные отношения снега и подснежника. Когда-то давно богиня цветов Флора устроила бал для всех цветов. Снег также хотел попасть туда, но никто не соглашался провести его. Только Подснежник, сжалившись над ним, спрятал его у себя под хитоном и провел на бал цветов. В благодарность Снег теперь всегда помогает Подснежнику и защищает его от морозов.

Ещё одно поверье связывает появление подснежника с наступлением весны. Когда-то хитрый Змей украл Солнце и запер её в своем царстве. На землю сразу же опустилась тьма и наступила вечная зима. Но однажды отважный юноша рискнул спуститься в дворец Змея и освободить Солнце. Ему удалось сделать это и на землю вновь пришла весна, но от полученных ран юноша погиб. Капли его крови, упавшие в снег, проросли цветами, чей белый цвет напоминал чистую душу героя.

Таким образом, поверья о весенних цветах - совершенно особый тип легенд. Они необычайно красивы, зачастую повествуют нам о большой любви или подвиге, но, к сожалению, с плохим концом. Однако даже в самой грустной легенде остается место для надежды на лучшее, и это ещё одна черта, которая выделяет эти мифы из ряда подобных.

Легенды и поверья о весенних цветах разных стран — все тайны на сайт

Желаете надежной защиты или успеха в различных начинаниях? Тогда воспользуйтесь талисманной мудростью славян и познаниями передающихся от поколения к поколению в древней Руси. Разомкните круг неудач, узнав о лучшей защите, работающей в направлении вашего совершенства. Ситайте на нашем сайте о выборе оберегов, амулетов и талисманов.

Откуда взялось русское название этого цветка — достоверно не известно.
Вот одна из легенд .
Одна из легенд гласит, что в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразились надежа, удивление и печаль. Это русское предание о цветке.

Немцы его называют мачехой , объясняя это название так.
Нижний, самый крупный, самый красиво испещренный лепесток представляет собой расфранченную мачеху, два находящихся повыше, не менее красиво окрашенные лепестка — ее родных дочерей. А два самых верхних беленьких, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка — ее бедно одетых падчериц. Предание говорит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Господь сжалился над бедными забитыми девочками и повернул цветок.

Другая легенда. Венера вздумала купаться в одном отдаленном гроте, но вдруг слышит шорох и видит, что несколько смертных смотрят на нее...
Тогда, придя в неописуемый гнев, она взывает к Юпитеру и умоляет наказать дерзновенных.
Юпитер внемлет ее мольбе и превращает их в анютины глазки, роспись которых выражает послужившее им гибелью любопытство и удивление.

Греки называли этот цветок цветком Юпитера , и о происхождении его существовала у них такая легенда.
Однажды Громовержец, соскучившись сидеть на своем троне из облаков, задумал, разнообразия ради, спуститься на землю. Гордая, неприступная Ио , дочь царя Иноха, не могла противостоять чарам Громовержца и увлеклась им. Но ревнивая Юнона разузнала скоро об этой связи, и Юпитер, чтобы спасти бедную Ио от гнева своей супруги, вынужден был превратить ее в белоснежную корову.
Никто не узнавал ее. Правда, отец ласкал ее как прекрасное животное, но также не узнавал.
И однажды, когда отец кормил ее, она начала ногами вычерчивать на песке буквы. Он начал всматриваться в написанное на песке и узнал несчастную участь своей красавицы-дочери, которую он считал давно погибшей.
Несчастные дочь и отец были неутешны. И вот, чтобы смягчить ужасную участь Ио, земля по приказанию Юпитера вырастила, как приятный для нее корм, наш цветок, который и получил у греков название цветка Юпитера и символически изображал краснеющую и бледнеющую девичью стыдливость.


В средние века эти цветки начинают играть роль в христианском мире и получают название цветка св. Троицы.
По словам Клузиуса, средневековые христиане видели в темном, находящемся посредине цветка пятне треугольник и сравнивали его со всевидящим оком, а в окружающих его разводах — идущее от него сияние. Треугольник изображал, по их мнению, три лица св. Троицы, берущие свое начало из всевидящего ока — Бога Отца.
Вообще цветок этот в средние века был окружен таинственностью, и в одном из монастырей траппистов можно было видеть на стене громадное изображение его с мертвой головой в центре и надписью: «memento mori» (помни о смерти). Быть может, белые анютины глазки потому и считают в Северной Франции символом смерти, никогда никому не дарят и не делают из них букетов.

С другой стороны, они служили влюбленным символом верности, и было в обычае дарить друг другу свои портреты, помещенные в увеличенном изображении этого цветка.

Таким же значением пользуется он и в Польше, где его зовут «братки» и дают на память лишь в знак очень большого расположения. Такой цветок молодая девушка дает там на память только своему жениху.

Анютиным глазкам с древних времен приписывается еще свойство привораживать любовь.
Для этого лицу, которое хотели приворожить, надо было только во время сна брызнуть на веки сока этих цветков и затем придти встать перед ним как раз в то время, как он проснется.
Современные же французские крестьянские девушки, чтобы привлечь к себе чью-либо любовь и узнать, где живет их суженый, вертят цветок за цветоножку, приговаривая: «Думай хорошенько: в той стороне, где ты остановишься — будет и мой суженый».

С XVI столетия анютины глазки получают всеобщее название pensée — мысль, дума , но откуда оно взялось и по какому поводу было дано — неизвестно.
Немецкий же ботаник Штерне предполагает, что оно происходит оттого, что семенная коробочка того цветка походит несколько на череп — место помещения мозга и мысли.

Цветы эти посылаются в Англии влюбленными в Валентинов день (14-го февраля), когда все чувства, скрываемые целый год, получают право вылиться на бумаге. В этот день, как говорят, пишется здесь более писем с объяснениями в любви, чем на всем земном шаре.
Вот почему кроме названия pansy, соответствующего французскому слову pensée, его называют в Англии еще «Hearts ease» — «сердечным успокоением», «сердечной радостью», так как действительно, выражая без слов желание и мысль того, кто его посылает, он служит успокоителем его чувств.


Однако все, что мы до сих пор говорили, касается не тех бархатистых чудных Анютиных глазок, которые мы встречаем в наших садах, а скромных желтеньких и лиловых диких их предков.
В 30-е годы XIX столетия, стали обыкновенные анютины глазки скрещивать частью с европейской крупноцветной желтой фиалкой (Viola lutea), а частью с алтайской и получили таким образом массу (Дарвин в 1830 году насчитывал их уже более 400) разновидностей, среди них уже и те бархатистые, атласистые цветы, которые составляют украшение наших садов.
Особенно красивые цветы были выведены в Англии: совершенно черные, носящие название Фауста, светло-голубые — Маргариты и винно-красные — Мефистофеля. Теперь все внимание садоводов обращено на получение махровых и сильно-пахучих цветов, так как единственно, чего не достает этому прелестному цветку — это запаха.



Тем, кого интересует эта тема.

Ботаники называют виолу фиалкой трехцветной. А выходцы из народа - анютиными глазками. Давным-давно это скромное миниатюрное растение получило прозвище цветок Святой Троицы. В общем, как только виолу не называли! Но выращивать на городских клумбах и дачных грядках не перестали. Давайте разберемся, насколько прихотлива эта “тургеневская барышня” и так ли она капризна, как ее “бабушка” фиалка.

Ботаническое описание

Виола принадлежит к семейству Фиалковых и больше всего распространена на европейской части нашего континента.

  1. Корневая система. Тонкая и миниатюрная. Корень входит в грунт перпендикулярно линии горизонта.
  2. Стебель. Ветвистый, имеет три грани. Может быть как совершенно голым, так и покрытым мелкими волосками по всему периметру. Внутри стебель пуст. Его высота обычно колеблется от 10 см до 30 см. В редких случаях длина стебля достигает 45 см. В большинстве случаев стебель ветвится: с ним сопрягаются дополнительные стебельки - смотрящие вверх или стелящиеся по земле.
  3. Листья. Очередного типа, черешковые. Нижние листья имеют более длинный черешок, а верхние - более короткий.
  4. Цветок. Фрондозная простая кисть - так по-научному называется тип соцветия анютиных глазок. В состав венчика входит пять свободных лепестков. Пара средних лепестков и по форме, и по цвету вторит паре верхних лепестков. Иногда средние лепестки светлые, в отличие от темных верхних. Пятый лепесток всегда отличается цветом и расположением.
  5. Плод. Одногнездная коробочка зеленоватого цвета, длина которой не превышает 1 см.
Виола имеет много народных имен. Самые распространенные - брат-и-сестра, мотыльки, полуцвет и полевые братчики.

Виды и сорта

Видов и сортов виолы существует довольно много. Но четыре позиции из этого длинного списка стоят особняком. Это разновидности, которые чаще других встречаются на отечественных дачах и приусадебных участках. О них и поговорим.

  1. Триколор. Высота растения варьируется от 10 см до 20 см. Цветки довольно крупные, диаметр некоторых из них достигает 8 см. Лепестки объединяют в себе три цвета. Верхние, как правило, имеют пурпурно-фиолетовый оттенок, средние чуть светлее верхних, а нижний окрашен в солнечный цвет. Период цветения на клумбе - с середины весны до середины осени. В природе этот вид предпочитает “проживать” в южных регионах нашей страны.
  2. Виттрока. В этом виде объединены многочисленные сорта анютиных глазок, которые селекционеры вывели путем объединения алтайской и трехцветной фиалки. Цветки у виолы Виттрока одиночные и очень большие, по сравнению с “сестрицами”, - до 10 см в диаметре. Куст может достигать в высоту 30 см. Двухлетнее растение, участвующее в создание миксбордеров.
  3. Алтайская. Виола, вырастающая в высоту до 20 см. Цветы иссиня-фиолетового оттенка с вкраплениями белого, синего и желтого. Период цветения наступает дважды за сезон. Алтайская виола прекрасно приспособилась к погодным условиям средней полосы, а потому радует своими красотами до самых заморозков.
  4. Желтая. Вид, являющийся самым неприхотливым из перечисленных. Высота стебля не превышает 15 см. Цветки окрашены в ярко-желтый, внутри окрас лепестков образует глубокое темное пятно. Период цветения желтой виолы начинается в мае и к июлю заканчивается.
Впервые виола попала в поле зрения селекционеров в 1683 году. Этим годом датировано первое упоминание о выведении гибридов фиалки.

Химический состав Фиалки трехцветной

В фиалке содержатся гликозид, виола кверцетин и антоцианозные гликозиды - дельфиницин, пеоницин, виоланин; эфирные масла, каротиноиды, виолаксантин; витамин С, эметин, сапонин, танин, полисахариды.

Целебные свойства Фиалки трехцветной

Благодаря такому богатому содержанию продуктивных элементов, фиалка трехцветная наделена снижающими воспаление свойствами. Это объясняется содержанием в листве и стеблях цветка биологического эфирного масла и слизистых веществ, которые оказывают антисептическое влияние на работу желудочно-кишечных органов. Благодаря им усиливается секреция легочных путей и облегчается выведение мокрот. Сапонинамы, что находятся в растении, оказывают бронхолитический и мочегонный эффект.

При употреблении фиалковых препаратов, кроме снятия воспаления, можно наблюдать спазмолитическое воздействие и отток желчи.

Народная медицина

Братчиков, испокон веков, уважали как чудотворную и медикаментозную культуру. Древние Греки настаивали на фиалке вино, такой напиток добавляет приподнятости, храбрости и защищает от зла. Славянские врачеватели давно рекомендовали для ослабления боли в сердце употреблять чай из высушенных цветков культуры. Собранные в поле братчики притупят зубную боль, облегчат протекание золотухи, кашля, сдержат рост грыж и других заболеваний. Больше всего фиалка спасает детей от простуды, кашля, аллергических воспалений.

В качестве лекарства, братики используются и самостоятельно, и в составах травяных сборов.

Чтобы избавиться от цистита, пиелонефрита, камней в почках культуру совмещают с хмелевыми шишками и брусничными листочками.

Для терапии незаживающих экзем и псориазов - ее смешивают с тысячелистником, дымянкой, пасленом, багульником и копытняком.

Чтобы вылечить золотуху и диатез цветы смешивают с чередой, ромашкой и пасленом. Этот сбор получил название аверин чай.

Свежим соком обрабатывают пятна и прыщи при импетиго, герпесе, гнойных прыщах, язвах в ротовой полости и гениталиях.

Фиалковый чай стимулирует работу почек, он вызывает дополнительное потоотделение и чистит кровь, его пьют при ревматизме, рахите, подагре, артрите, ревматизме.

Настойка из травы результативно борется с простудным кашлем. Наилучшим образом повел себя этот продукт в лечении детского кашля и простуды.

Трава, настоянная на 9% уксусном растворе, облегчат отвратительную боль головы - мигрень.

Чаем из братчиков в народе очищают кровь при венерических инфекциях. После приема этого чая, моча приобретает своеобразный аромат.

В косметологии

Наличие вяжущих и снимающих воспаление компонентов позволяет, с успехом, использовать эту траву косметологами. Она хороша в качестве бальзамов и компрессов для лечения себореи на лице и в волосах, гнойных прыщей на коже.

Для получения лекарства, траву братчиков смешивают с растительным маслом, получая фиалковое масло, и им обрабатывают проблемные места. Вымытые волосы, будет очень полезно сполоснуть отваром из этой травы, перемешанной с крапивой, лопухами или чередой.

Дряблую кожу лица такое масло смягчит и окажет омолаживающей эффект.

Заготовка фиалки

Во время сбора фиалкового сырья, важно не спутать полевую и трехцветную фиалку, полевой вид имеет немного отличающийся состав. Собирают, когда она цветет. Для срезки подходят все части растения. Ее рассыпают в один ярус и высушивают на свежем воздухе или в помещении со свободным доступом воздуха. Пахнет сырье еле-еле, характерно, вкус немного сладкий с ощущением вязкости. Высохшую траву необходимо хранить в закрытой стеклянной таре. Если нет возможности собрать фиалку самим, ее можно купить в аптеке.

Интересные факты про фиалку трехцветной

В Древней Руси братчики были символом умеренности и нравственности.

Олицетворением счастья фиалка была для Жозефины Богарне, обожаемой супруги Наполеона. Милые цветы были постоянными спутниками истории любви этой пары. Они находились рядом во время встречи Жозефины и Наполеона и украшали их свадебный шатер. Каждую годовщину Жозефина находила на своем туалетном столике маленькую связку фиалок - символ преданности и обожания мужа. После кончины Наполеона, в его медальоне лежали две фиалки рядом с локоном его сына.

Согласно старым английским приметам, если в солнечный день собирать фиалки, то вскоре соберется гроза.

Французские и польские юноши преподносят эти цветы при разлуке.

В Древней Греции фиалка была символом печали, но в тоже время, по другой традиции, венок из фиалки надевали на голову ребенку в день его четырнадцатого дня рождения, таким образом, они прощались с детством.

Легенды о братиках

По одной из легенд, после долгого ожидания в фиалку превратилась верная девушка Анюта, проводившая жениха на войну, которого так и не дождалась.

Легенда Востока гласит, что в анютины глазки превратились слезы Адама, когда архангел Гавриил сообщил ему, что Господь простил его прегрешений.

Согласно другой легенды, Аполлон домогался девушку, которую спас Зевс, обратив в прекрасную фиалку. Так и росла бы она на небесах, вдали от глаз смертных, но находившаяся на небе богиня Персефона, похищенная царем Аидом, выронила букетик, и он упал на землю.

В Древнем Риме фиалку трехцветную считали цветком Юпитера. Они имели свою историю возникновения цветка. В один из солнечных дней, Венера омывала свое тело в расщелине, и, повернувшись, заметила, что из-за скалы за нею наблюдают пара пастушков. Разгневавшись, она потребовала от Юпитера смерти чересчур любознательным парнишкам. Но Юпитер посчитал это слишком строгим наказанием, и ограничился тем, что обратил юношей в большеглазые цветочки, на которых застыло удивление юных сорванцов.