Московский государственный университет печати. Односоставные определенно-личные предложения с примерами

Представляет собой логичную систему, с которой школьники в России тесно знакомятся начиная с 8 класса.

Синтаксический разбор включает в себя полную характеристику предложения:

  • по цели высказывания (повествование, вопрос или побуждение);
  • по интонации (восклицательное, невосклицательное);
  • по составу (из скольких частей состоит: простое, сложное);
  • по типу грамматической основы (сколько главных членов в основе - один или оба: двусоставное, односоставное);
  • по наличию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное);
  • по наличию осложняющих конструкций (осложненное, неосложненное).

Так, по типу грамматической основы все синтаксические конструкции делятся на две категории , которые согласно всем основным программам, установленным государственными стандартами, изучаются в 8 классе:

  1. Двусоставные (в предложении есть подлежащее и сказуемое). Пример: Сорока улетела в лес. (Подлежащее сорока, сказуемое улетела)
  2. Односоставные (в синтаксической конструкции нет подлежащего либо сказуемого, однако отсутствие главного члена предложения не сказывается на полноте смысла конструкции). Пример: Мне дали яблоко. (Сказуемое дали, подлежащее формально не выражено).

Виды односоставных предложений

В свою очередь, все односоставные предложения делятся на две категории:

  1. Номинативные (назывные). Грамматическая основа такого рода синтаксических конструкций состоит лишь из одного главного члена - подлежащего. Пример: Мороз и солнце! День чудесный! (А.С. Пушкин).
  2. Сказуемостные. Грамматическая основа таких конструкций состоит из одного сказуемого. В зависимости от грамматического значения и формы главного члена сказуемостные предложения подразделяют на несколько групп, которые можно представить в следующей таблице:

Кроме того, некоторые ученые-филологи выделяют еще одну группу односоставных конструкций, в которых формально выражено только сказуемое - инфинитивные предложения . Сказуемое в предложениях этой группы выражено независимой неопределенной формой глагола и обозначает необходимое или желательное действие (по грамматическому значению такой инфинитив близок к повелительному наклонению глагола).

Пример: Нужно закончить работу. Однако это замечание ученики 8–11 классов должны лишь принять во внимание, поскольку школьная программа не предполагает изучения инфинитивных конструкций как отдельной категории и включает их в группу безличных.

Односоставные определенно-личные конструкции: значение и структура

Односоставные определенно-личные предложения отражают высказывания непосредственных участников разговора или мысли субъекта. Они используются, когда самое важное в конструкции именно действие, а не тот, кто его совершает. Эти предложения близки по своему значению к двусоставным, поскольку подлежащее формально хоть и не выражено, но домысливается однозначно. Тем не менее односоставные конструкции более лаконичны. Их использование придает высказыванию динамику, энергичность. Как же научиться узнавать такие конструкции?

Определенно-личные предложения могут быть простыми - иметь единственную грамматическую основу - или входить в состав сложных. Пример: Знаю, выйдешь вечером за кольцо дорог, сядем в копны свежие под соседний стог. (С. А. Есенин) (В этом сложном предложении три грамматические основы: 1) «знаю», 2) «выйдешь», 3) «сядем». Все три части представляют собой односоставные конструкции с формальным выражением лишь сказуемого. Во всех частях формы сказуемого точно определяют возможные подлежащие. Следовательно, все три предложения в составе сложного являются односоставными определенно-личными).

Чаще всего односоставные определенно-личные конструкции являются распространенными - помимо главных, в их структуре есть и второстепенные члены. Пример: Еду ли ночью по улице темной…(Сказуемое - «еду». Еду (когда?) - ночью (обстоятельство времени). Еду (где?) - по улице (обстоятельство места). По улице (какой?) - темной (согласованное определение)).

Односоставные определенно-личные конструкции: формальное выражение

Чтобы уметь отличать определенно-личные предложения от других типов односоставных синтаксических конструкций, ученикам 8 класса следует руководствоваться следующим правилом. Грамматическая основа не имеет выраженного подлежащего, однако оно подразумевается в точной форме (проще говоря, к сказуемому можно подставить одно из слов: «я», «мы», «ты», «вы»).

Сказуемое, выраженное глаголом , всегда стоит в изъявительном или повелительном наклонении, настоящем или будущем времени, в 1 или 2 лице, в любом числе. Внимание: главный член предложения в определенно-личной конструкции никогда не может стоять в прошедшем времени, поскольку подобная форма может подразумевать различные подлежащие.

Определенно-личные предложения: примеры

Определенно-личные предложения часто встречаются в русской литературе. Особенно широко они используются в стихотворных формах, поскольку для соблюдения ритма и размера произведения автор должен подобрать наиболее емкие конструкции, требующие меньшего количества слов без потери основной идеи произведения. Часто такие синтаксические конструкции помогают автору использовать множество фигур речи: риторические обращения и восклицания, параллелизмы, ряды однородных членов.

Необходимо привести несколько примеров с определенно-личными предложениями , поскольку теоретические знания, подкрепленные практическими элементами, запоминаются гораздо быстрее.

Подобранные конструкции относятся к разным стилям речи: несколько примеров взяты из текстов художественной литературы, остальные - из каждодневных речевых ситуаций (разговорный стиль). Это говорит о том, что односоставные определенно-личные предложения широко распространены не только в художественной литературе, но и в повседневном общении, официальных бумагах, поскольку придают высказыванию интонацию доверительности, создают впечатления беседы, а также помогают передать состояние души автора. Очевидна универсальность таких конструкций, а значит, изучение и понимание их необходимо образованному человеку.

Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.

Цель урока:

Ø находить определенно-личные предложения среди других предложений;

Задачи урока:

Ø вспомнить отличительные признаки односоставных и двусоставных предложений;

Ø сформировать умение находить среди односоставных предложений определенно-личные предложения;

Ø использовать навыки работы с определенно-личными предложениями в творческой работе при составлении загадок о чае;

Воспитательные задачи :

Ø показать учащимся полезные свойства чая;

Развитие речи:

Ø использовать определенно-личные предложения в речи;

Оборудование урока:

Ø раздаточный материал по теме: «Односоставные предложения. Определенно-личные предложения»;

Ø репродукция картины Б. М. Кустодиева «Купчиха за чаем»;

Ø алгоритм действий определения типа односоставных определенно-личных предложений;

Ø опорные таблицы «Личные местоимения»; «Личные окончания глаголов».

Ход урока

1. Организационный момент

2. Фронтальный опрос.

Что такое грамматическая основа предложения?

На какие группы по строению грамматической основы делятся предложения?

Какие предложения называются двусоставными?

Какие предложения называются односоставными?

Назовите группы односоставных предложений?

3. Синтаксическая разминка (работа в парах)

Дать характеристику предложения по строению грамматической основы:

1 группа : Чай – полезное растение.

2 группа : Он удаляет недуги, прогоняет сонливость.

3 группа : Дружба и чай хороши, когда они крепки и не очень сладки.

4 группа : Под шумок самовара ведётся согревающий сердце и душу разговор.

5 группа : В 18 веке в России изобрели самовар.

6 группа : Его изготовили на Урале.

4. Изучение нового материала.

- Объявление темы.

- Связь темы урока со здоровьесберегающими технологиями.

- Слово учителя о происхождении чая.

- Сообщение учащегося по старинной китайской легенде: «Происхождение чая».

- Работа с текстом.

Люди изготовляют разнообразные напитки. Но самый известный и распространенный напиток – чай.

Этот напиток не только хорошо утоляет жажду, но и обладает целебными свойствами, помогает излечиться от многих болезней.

Один долгожитель так сказал о чае: «Чай – мой любимый напиток. Других не признаю».

С чаем легко усваиваются белки, жиры и углеводы.

Чай – очень хорошая вещь!

Задания к тексту :

Ø выразительно прочитайте текст;

Ø определите его тему и основную мысль,

Ø озаглавьте;

Ø найдите среди предложений текста – односоставное предложение;

Ø попытайтесь определить тип односоставного предложения.

- Объявление цели урока.

- Работа с учебником (работа в парах с таблицей).

Задача:

Ø выделить из определения определенно-личных предложений признаки, по которым можно отличить эти предложения от других односоставных предложений;

Ø заполнить таблицу.

- Самопроверка работы с учебником по образцу (образец на доске)

Предложения по наличию главных членов

Главные члены предложения

Чем выражен главный член предложения

Тип односоставного предложения

односоставное

сказуемое

глагол 1 и 2 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного или повелительного наклонения

определенно-личное

Обращение к памяткам: «Личные местоимения», «Личные окончания глаголов 1 и 2 лица единственного и множественного числа».

5. Динамическая пауза.

6. Тренировочные упражнения.

1) Обратимся ещё раз к предложению : Других не признаю. Укажем в глаголе-сказуемом этого предложения грамматические признаки, по которым мы сможем определить тип односоставного предложения. (1 лицо единственное число настоящее время изъявительное наклонение)

2) Из ряда предложений выпишите односоставное определенно-личное предложение:

1. С чая лиха не бывает.

2. Чай придает человеку решимость.

3. Вот душистая карамель.

4. Всех блинами угощаем и поим душистым чаем.

Докажите, что это предложение определенно-личное предложение. В этом вам поможет алгоритм действий (вывешивается на доску).

3) Продолжить текст, составив ряд определенно-личных предложений по образцу (работа с репродукцией Б. М. Кустодиева «Купчиха за чаем»).

Здравствуй, любезная Катерина Гавриловна!

А как упоительны вечера за чашкой чая!

Накроешь стол белой скатертью …

4) Физкультминутка (пальчиковая гимнастика).

5) Проверка составленных предложений.

6) Запись под диктовку текста: Памятка заваривающему чай!

Ополосни чайник крутым кипятком и насыпли в него сухую заварку. Затем чайник залей кипятком, а сверху прикрой салфеткой. Отверстие на крышке и носике закрой. Настаивай чай пять минут.

Подчеркните глаголы-сказуемые.

Какая форма глагола-сказуемого уместна в данной памятке? Почему?

7. Закрепление нового материала с использованием определенно-личных предложений в речи (составление загадок о чае).

8. Рефлексия.

- Что нового сегодня мы с вами узнали на уроке?

9. Заключительное слово учителя.

Я хочу открыть секрет и полезный дать совет,

Чай в морозы согревает, а в жару нас освежает,

Он сонливость переборет и с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг!

Домашнее задание: § 181, упражнение по выбору из § 181 или составить несколько предложений на тему: «Зимний день» с использованием определенно-личных предложений.

УРОК2

Цели как деятельность ученика:

Пользоваться учебником и словарями, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

Договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

Предметные: опознавать определенно-личные предложения в тексте, пунктуационно правильно оформлять определенно-личные предложения.

Метапредметные:

Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.

Ход урока:

Учитель :

Как вы думаете, какой член предложения самый главный - подлежащее или сказуемое?

(высказывания обучающихся)

Могут ли существовать предложения без одного из них? Не мешает ли это пониманию смысла?

Как мы называем такие предложения? (односоставные)

Могут ли односоставные предложения быть распространенными?

Учитель : А теперь запишите предложения и попробуйте объяснить, чем отличаются группы:

1. Ночь.Улица.Фонарь.Аптека.

2. Иду вдоль улицы. Смотришь на звездное небо.

(1-я группа - назывные предложения, т.к.главный член выражен именем существительным в именительном падеже;

2-я группа - с главным членом – сказуемым)

Что для того сделали? (выделили грамматическую основу)

Учитель :

Знаем ли мы, как называется вторая группа односоставных предложений? (нет)

Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке

Прочитайте название параграфа (п.32)

Запишите тему урока.

Выскажите свое предположение о значении слова «определенно-личные предложения»

1. Чтение параграфа учебника на стр.90 (с пометками)

2. Что нового вы узнали об определенно-личных предложениях?

3. Что показалось непонятным?

4. Что необходимо знать, чтобы точно установить, что это определенно-личное предложение? (лицо и наклонение глагола)

Решение проблемной ситуации : (слайд)

1. Найдите грамматическую основу предложений и определите вид и наклонение глаголов:

Усни, постель моя мягка… Береги честь смолоду. Сам погибай, а товарища выручай. Прощай, отец! Три дня искали его.

2. Какое предложение было лишним и почему? (последнее, т.к. в нем глагол в форме 3-го лица и нет указания на определенное лицо)

К какому типу отнесем все остальные предложения? (определенно-личные)

3. Словарная работа: перрон (лексическое и грамматическое значение слова, орфограмма). Можно использовать Интернет-Википедия, словарь С.И.Ожегова и т.д.

4. Цифровой диктант (записать номера определенно-личных предложений):

1) Один в поле пашет, а двое руками машут. 2) Идешь, на меня похожий.3) Содержи свои мысли в чистоте.4) Познай самого себя.5) Клюква - болотная ягода. 6) Не позволяй душе лениться.7) Не уходи, побудь со мною.

Проверка диктанта по эталону (на слайде ответы- 2,3,4,6,7). Самооценка

- В каком предложении и почему нужно поставить тире?

Задание. Выписать только определенно-личные предложения. Подчеркнуть сказуемое.

Желаю вам успехов. Мойте руки перед едой. Любовью дорожить умейте. Картофель - ценный пищевой продукт. После уроков всем классом идем в кино. Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду. Чему смеетесь? Выберите себе книгу по вкусу. Не из Москвы ли будешь? В дверь постучали. Будут долго вспоминать его рассказы.

Правильный ответ.

Желаю вам успехов. Мойте руки перед едой. Любовью дорожить умейте. После уроков всем классом идем в кино. Выберите себе книгу по вкусу. Не из Москвы ли будешь? Чему смеетесь?

В современных синтаксических исследованиях вопрос о выделении односоставной определенно-личной конструкции в качестве самостоятельной синтаксической категории не решен. Исследователи выделяют среди односоставных предложений определенно-личные: Т.Г. Почтенная, А.А. Юдин, Е.А. Седельников, А.Г. Руднев, В.В. Бабайцева и др. Ряд ученых относят односоставные конструкции к двусоставным неполным предложениям, некоторые ученые считают все двусоставные конструкции определенно-личными предложениями. Важным для решения вопроса о выделении любого типа предложения является определение его формально-грамматических признаков и семантической функции, учитывающие как план содержания, так и план выражения.

Определенно-личными называются бесподлежащныеодносоставные предложения, главный член которых выражается личной формой глагола, указывающей на определенное лицо, характеризуемое по действию, состоянию, отношению к другим лицам, предметам и т. д.Глагол в таком случае не нуждается в наличии местоимения, так как значение конкретного лица передается его личным окончанием. Например: Отпущу свою душу на волю И пойду по широкому полю (Ю. Кузнецов).

Главный член в определенно-личных предложениях может быть выражен:

1) глаголом 1-го лица ед. ч. изъявительного наклонения , когда выражаются действия говорящего, «автора» речи: Беру перо, привычке повинуясь, пишу стихи и – недовольный, жгу (Н. Некрасов);

Однако нужно отметить, что форма 1-го лица ед. числа может служить для обозначения обобщенного субъекта , и в этом случае индивидуально-личное значение ее ослабевает. Особенно выразительно такое обобщенное употребление в рассуждениях, в общих сентенциях (например, в поговорках: Чье кушаю, того и слушаю и т. п.). Однако и в этих случаях прямое отношение к говорящему субъекту, к я, все же отчетливо сохраняется, поэтому предложения, главный член которых представлен глагольной формой 1-го лица ед. ч. В.В. Виноградов рекомендует относить в разряд определенно-личных: Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной… (М. Лермонтов).

2) глаголом 2-го лица ед. ч. изъявительного наклонения, когда выражаются действия собеседника, слушающего, читающего, то есть того, к кому обращена речь – «адресата» речи: Поэт! Не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной: Но ты останься тверд, спокоен и угрюм (А. Пушкин). Определенно-личное значение предложения этого типа имеют только в тех случаях, когда говорящий обращается непосредственно к собеседнику.

3) глаголом 1-го лица мн. ч. изъявительного наклонения , когда выражают действие группы лиц, объединяемых говорящим лицом: говорящий и другие лица («мы»). При этом в контексте действующие лица могут быть названы и конкретно: И вот, наконец, едем … Нас двое. Сидим в столовой на станции Шилово. (В. Песков). Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня
(А. Пушкин).



4) главный член может быть представлен и глаголом в форме повелительного наклонения как ед., так мн. ч. : Свои слезы оставь на потом
(Ю. Кузнецов); Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои (Ф.Тютчев).Часто в таких предложениях императив звучит категоричнее, определеннее: Беги в город, скажи , чтобы лошадей подали к перевозу и пролетку, и бричку, и телегу еще для багажа, понял? Катай! (Горький).

Возникают следующие модели:

а) субъект действия – говорящий и его собеседник : Оставим этот разговор, – решительно сказал Трубачевский. Неворожин сморщился, потом улыбнулся. – Отложим. (В. Каверин).

б)субъект действия – говорящий и группа его собеседников , слушателей и т.п.: Бежим ко мне, дети! (М. Горький); Давайте обсудим это сообща: есть такие высоты, которые не берутся в одиночку (Л. Леонов). Такие предложения служат для выражения совместности действия говорящего и его собеседника

Глагол 1 и 2 лица ед.ч. может быть заменен в стилистических целях глаголом в форме 1-го лица мн. ч.:

а) со значением побуждения к совместному действию: Мастеруем? – равнодушно кинул он (Закр). Здесь говорящий делается как бы соучастником действия;

б) действие со значением участливой совокупности, совместности в обращении к собеседнику: Как себя чувствуем? (при обращении врача к пациенту).

в) действие соотносится с лицом говорящим, выявляемым контекстуально, в связи с этим рождаются речевые штампы: Тебе говорят (я тебе говорю); Просят не шуметь (просим вас не шуметь);

г) 1-е лицо ед. ч. для большей выразительности может заменяться формой 1-го лица мн. ч., такая замена лиц позволяет говорящему не выдвигать себя как действующее лицо на первый план: – Понимаем, – вмешался Парабукин, откашливаясь. – Не вы одни газетки читаете (К. Федин);

д) 1-е лицо ед. ч. заменяется формой 1-го лица мн. ч. в научной литературе и в письменной речи других стилей – так называемое «авторское мы»: Возьмем словосочетание … (А. Пешковский); Приведем три примера хирургического лечения… (П. Корнев);

е) 2-е лицо ед. ч. заменяется формой 1-го лица мн. ч.: Чай будем пить ? – спросила проводница. – Угощали уже, – сказал Трубников. – В Москве по-московски (Вл. Лидин). В таких случаях говорящий как бы представляет себя соучастником действия.

Предложения, главный член которых представлен другими глагольными формами, определенно-личными считаться не могут:

1. Сказуемое не может быть в форме третьего лица . Эта форма сама по себе не указывает на конкретное действующее лицо. Ср.: Еду в поезде (я). – Едет в поезде (он? она? оно?). Поэтому предложение, главный член которых представлен одним глагольным сказуемым в форме 3-го лица ед. ч., является неполным, пропущено подлежащее в них легко восстанавливается как ситуативно, так и контекстуально: Пусть себе квартиру строит (Е. Воробьев);

2. Формы прошедшего времени глагола не могут быть сказуемым определенно-личных односоставных предложений, поскольку не выявляют определенного лица: По белевшей в ночи папахе угадал Половцева. Накинул сюртук, снял с печи валенки, вышел (Шол.); Утром через силу поднялся и пошел в больницу (Ч.) – только контекст помогает установить действующее лицо, сама же форма глагола одинаково соответствует первому, второму и третьему лицу. Такие предложения относятся к двусоставным неполным. Даже в случае, когда сказуемое в большей мере конкретизирует деятеля, предложение является не односоставным, а неполным двусоставным: Превратила все в шутку сначала, Поняла принялась укорять , Головою красивой качала , Стала слезы платком вытирать (Блок).

Употребление определенно-личных односоставных предложений сообщает повествованию большую динамичность, энергичность, делает его более лаконичным. Еще Ломоносов писал: «Умолчание местоимений личных пред спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит»: Вижу восходящую брани тучу. А
А.М. Пешковский говорил о предложениях без подлежащих-местоимений (хотя и не выделял их среди односоставных предложений): «Мы заметим здесь некоторую энергичность, быстроту и взволнованность речи, но именно с этой-то точки зрения слова я, ты, мы, вы оказываются прямо неуместными: вставляя их, мы получим речь более вялую, разжиженную, спокойную, но ничем не более ясную (например, я люблю тебя, Петра творенье; Я сижу за решеткой в темнице сырой и т.д.)».

Славлю перец – в зерне и в пыльце, всякий: черный – в багряном борще, как бесенок в багряном плаще; красно-огненный в красном словце... Славлю перец во всем вообще (Н. Матв.); Я не одобряю ваших теорий (Грин); Я красной розы лепестки не оскорблю оттенками. Пускай немыслимо просты цветы недвуименные: пойду на битву за цветы, как за цвета знаменные (Н. Матв.).

Односоставные определенно-личные предложения, являясь синонимами двусоставных, помогают избежать словесного повторения. В подобных случаях внимание сосредоточено не на действующем лице, а на действии, важном для автора в его сообщении: Да и ты ведь такая, ты тоже ведь плакать не будешь , только старый будильник приучишься ставить на семь. Станешь вдвое работать ... Решивши забыть, позабудешь. Позабывши, не вспомнишь , не вспомнив, забудешь совсем (Сим.).

Не говорит она: отложим –

Любви мы цену тем умножим,

Вернее в сети заведём;

Сперва тщеславием кольнём

Надеждой, там недоуменьем

Измучим сердце, а потом

Ревнивым оживим огнём…

А.С. Пушкин:

Определенно-личные предложения употребляются в основном в художественных произведениях, в диалогической речи.

Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), называются двусоставными .

Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения имеют законченный смысл, и поэтому второй главный член бывает не нужен или вообще невозможен.

Например: Летом поеду к морю. Темно. Пора уходить. Волшебная ночь .

Односоставные предложения в отличие от неполных понятны вне контекста.

Существует несколько видов односоставных предложений:

Определенно-личные,
неопределенно-личные,
обобщенно-личные,
безличные,
назывные (номинативные).

Каждый из видов односоставных предложений отличается особенностями значения и формой выражения главного члена.


Определенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия определенного лица (говорящего или собеседника).

В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении ; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я , ты , мы , вы .

Например: Люблю грозу в начале мая (Тютчев); Будем терпеливо сносить испытания (Чехов); Пойди , поклонись рыбке (Пушкин).

В определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом 3-го лица единственного числа и глаголом в форме прошедшего времени . В подобных случаях в предложении отсутствует указание на определенное лицо и само предложение является неполным.

Сравните: Вы и по-гречески знаете? - Учился немного (Островский).

Неопределенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия неопределенного субъекта.

В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола .

Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен.

Например: В доме стучали печными дверцами (А. Толстой); На улицах где-то далеко стреляют (Булгаков); Дали бы человеку отдохнуть перед дорогой (Шолохов).

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия обобщенного субъекта (действие приписывается всем и каждому в отдельности).

Главный член в обобщенно-личном предложении может иметь те же способы выражения, что и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, но чаще всего выражен глаголом 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или глаголом 3-го лица множественного числа .

Например: Добро на худо не меняют (пословица); Не очень-то нынче старших уважают (Островский); Что посеешь , то и пожнешь (пословица).

Обобщенно-личные предложения представлены обычно в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.

К обобщенно-личным относятся и предложения, содержащие в себе авторское обобщение. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо глагола 1-го лица употребляет глагол 2-го лица.

Например: Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха.

Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия или состояния, возникающие независимо от производителя действия.

В таких предложениях невозможно подставить подлежащее .

Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с простым глагольным сказуемым и выражается:

1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого - быть главным членом безличных односоставных предложений:

Например: Холодает / холодало / будет холодать .

2) личным глаголом в безличной форме:

Например: Темнеет .

3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:

Например: Ветра не было / нет .

Главный член, сходный по структуре с составным глагольным сказуемым , может иметь следующее выражение:

1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:
Например: За окном стало темнеть .

2) глагол-связка быть в безличной форме (в настоящем времени в нулевой форме) + наречие + инфинитив:
Например: Жаль / было жаль расставаться с друзьями .
Пора собираться в дорогу .

Главный член, сходный по структуре с составным именным сказуемым , выражается:

1) глагол-связка в безличной форме + наречие:
Например: Было жаль старика .

На улице. становилось свежо .

2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:

Например: В комнате было накурено .

Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения .

Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное. Такие предложения называются инфинитивными.

Например: Ему завтра дежурить . Всем встать ! Поехать бы в Москву!

Инфинитивные предложения имеют различные модальные значения: долженствования, необходимость, возможность или невозможность, неизбежность действия; а также побуждение к действию, повеление, приказание .

Инфинитивные предложения подразделяются на безусловные (Молчать! ) и условно-желательные (почитать бы ).

Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, передающие значение бытия (существования, наличия) предмета речи (мысли).

Главный член в номинативном предложении может быть выражен существительным в именительном падеже и количественно-именным сочетанием .

Например: Ночь , улица , фонарь , аптека . Бессмысленный и тусклый свет (Блок); Три войны , три голодных поры , то, чем век наградил (Солоухин).

В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон , вот , а для введения эмоциональной оценки - восклицательные частицы ну и , какой , вот так :

Например: Какая погода ! Ну и дождь ! Вот так гроза !

Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:
Например: Поздняя осень .

Если распространителем является обстоятельство места, времени, то такие предложения можно трактовать как двусоставные неполные:
Например: Скоро осень . (Сравните: Скоро наступит осень .)
На улице дождь . (Сравните: На улице идет дождь .)

Назывные (номинативные) предложения могут иметь следующие подвиды:

1) Собственно-бытийные предложения, выражающие идею существования явления, предмета, времени.
Например: Апрель 22 года. Синева . Снег стаял.

2) Указательно-бытийные предложения. Основное значение бытийности осложнено значением указания.
Например: Вот мельница .

3) Оценочно-бытийные (Доминирование оценки).
Например: Ну и денек ! Ай да …! А уж характер ! + частицы ну, то, тоже мне, а еще.

В качестве главного члена может выступать оценочное существительное (Красота . Вздор .)

4) желательно-бытийные (частицы лишь, если только).
Например: Только бы здоровье . Только не смерть . Если бы счастье .

5) побудительные (побудительно-желательные: Внимание ! Добрый день ! и побудительно-повелительные: Огонь ! и т.п.).

Необходимо отличать от номинативных предложений конструкции, по форме совпадающие с ними.

Именительный падеж в роли простого наименования (названия, надписи). Их можно назвать собственно-назывными – абсолютно отсутствует значение бытийности.
Например: «Война и мир» .

Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения (Кто он? Знакомый. )

Именительный падеж темы можно отнести к изолированным номинативным, но содержательно они не обладают значением бытийности, не выполняют коммуникативной функции, образуют синтаксическое единство лишь в сочетании с последующей конструкцией.
Например: Москва . Как много в этом звуке для сердца русского слилось… Осень . Это время года я особенно люблю.

Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.

    Двусоставные предложения содержат два главных члена - подлежащее и сказуемое.

    Мальчик бежит ; Земля круглая .

    Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

    Вечер ; Вечереет .

Типы односоставных предложений

Форма выражения главного члена Примеры Соотносительные конструкции
двусоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом - СКАЗУЕМЫМ
1.1. Определённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!

Я люблю грозу в начале мая.
Ты беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).

Стучат в дверь.
Постучали в дверь.

Кто-то стучит в дверь.
Кто-то постучал в дверь.

1.3. Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме - определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

А) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

Б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть - о 1-м лице).

Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное).
Цыплят по осени считают (по форме - неопределённо-личное).
От сказанного слова не отвяжешься .
Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь .

Любой (всякий ) без труда не вынет рыбки из пруда.
Все цыплят по осени считают .
Любой (всякий ) цыплят по осени считает .
От сказанного слова любой не отвяжется .
Я перекушу на привале и потом опять пойду .

1.4. Безличное предложение
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).

а) Светает ; Светало ; Мне везет ;
б) Тает ;
в) Мне (дат. падеж) не спится ;
г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу .


б) Снег тает ;
в) Я не сплю ;
г) Ветер сорвал крышу .

2) Составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) На улице холодно ;
б) Мне холодно ;
в) Мне грустно ;

а) нет соотносительных конструкций;

б) Я мёрзну ;
в) Я грущу .

3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого - составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) Мне жаль расставаться с тобой ;
б) Мне надо идти .

а) Я не хочу расставаться с тобой ;
б) Я должен идти .

4) Составное именное сказуемое с именной частью - кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

Закрыто .
Складно сказано , отец Варлаам.
В комнате накурено .

Магазин закрыт .
Отец Варлаам складно сказал .
В комнате кто-то накурил .

5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).

Нет денег .
Не было денег .
Не осталось денег .
Не хватило денег .

6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).

На небе нет ни облачка .
На небе не было ни облачка .
У меня нет ни копейки .
У меня не было ни копейки .

Небо безоблачно .
Небо было безоблачно .
Я не имею ни копейки.
Я не имел ни копейки.

1.5. Инфинитивные предложения
Сказуемое - независимый инфинитив.

Всем молчать !
Быть грозе!
Поехать бы к морю!
Чтобы простить человека , надо его понять.

Все молчите .
Будет гроза .
Я поехал бы к морю.
Чтобы ты мог простить человека , ты должен его понять.

2. Предложения с одним главным членом - ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные (номинативные) предложения
Подлежащее - имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).

Ночь .
Весна .

Обычно нет соотносительных конструкций.

Примечания.

1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка ) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. - Есть деньги ; На небе нет ни облачка. - На небе есть облака ).

2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе! ) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать! ); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю! ).

4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

Обратите внимание!

1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка; У меня нет ни копейки ) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки ).

В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).

2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь ) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .

Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .

3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека - (где?) за углом ; Я - (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .

4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я - (за кем?) за тобой ), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Я иду / следую за тобой .

План разбора односоставного предложения

  1. Определить тип односоставного предложения.
  2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений.

Образец разбора

Красуйся , град Петров (Пушкин).

Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.

В кухне зажгли огонь (Шолохов).

Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.

Ласковым словом и камень растопишь (пословица).

Предложение односоставное. По форме - определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению - обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий ).

Чудесно пахло рыбой (Куприн).

Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).

Мягкий лунный свет (Застожный).

Предложение односоставное (назывное). Главный член - подлежащее свет - выражен существительным в именительном падеже.