Предмет психологии как науки. Конспект лекций по общей психологии

С чего начать изучение психологии? С того, чтобы ответить себе на вопрос: «Зачем мне нужны психологические знания?». Ведь знания – это сила. И психологические знания, как любые другие, обладают силой, которую нужно еще суметь применить без вреда и только с пользой для себя и окружающих.

Два самых частых ответа на вопрос «Зачем Вам психология?»:

  • Чтобы разобраться в себе и в своей жизни.
  • Чтобы научиться управлять (манипулировать) людьми.

Второй ответ кажется менее этичным, нежели первый, но, по большому счету, он об отношениях с окружающими людьми, тогда как первый – об отношениях с самим собой. Именно эти две взаимосвязанные области жизни больше всего беспокоят любого человека.

Кажется опасным позволять «нехорошему» человеку получать знания в области психологии (Еще чего доброго научится управлять всеми и станет всемогущим тираном!), но секрет в том, что психологические знания еще и «магические»: они изменяют того, кто их получает в лучшую сторону !

Человек, у которого получится проникнуть в глубины психологии и проникнуться ею, обязательно поймет, что психология – это не только гуманитарная наука, но и гуманистическая, то есть обращенная к человеческой личности, к правам, интересам, свободам человека, человеколюбивая. Тот, кто изучает психологию, становится человечнее!

Неспроста один из главных этических принципов психологов «Не навреди!» . Также настоящий психолог придерживается в работе с клиентами принципов :

  1. Безоценочности, принятии человека таким, как есть, без навешивания «ярлыков».
  2. Конфиденциальности. Личная информация сохраняется в тайне.
  3. Бескорыстности, неприменении полученной информации в корыстных целях или со злым умыслом.
  4. Добровольности. Клиент сам решает, взаимодействовать ему или нет с психологом. Никакого принуждения!
  5. Компетентности. Настоящий психолог никогда не возьмется за работу, не входящую в его обязанности, компетенцию и противоречащую этике, только ради возможности заработать деньги.

Есть еще и другие принципы и правила практической психологии, но все они дают понять – психологические знания и их применение на практике не должны никому причинять вреда .

Психология – наука, помогающая человеку стать счастливым.

Общая психология как база знаний

Изучая психологию и различные ее разделы, направления и отрасли, можно заинтересоваться всеми остальными науками о человеке и природе: медициной, генетикой, педагогикой, анатомией, физикой и так далее. Все потому, что психология всех их объединяет.

Психология среди остальных наук, если не главная, но центральная , ведь психика это и «окно», через которое человек смотрит на окружающий мир и инструмент которым он этот мир познает.

Тот, кто не знаком с настоящей психологией и ассоциирует ее с псевдо- и лженаукой, может удивиться тому, насколько психология на самом деле сложна .

Да, современные авторы-психологи пишут свои книги простым, легким и понятным языком, так, чтобы понял читатель, но если взяться за учебник по психологии или открыть труд классика, потребуется немало усилий, чтоб понять написанное.

Чтобы понимать второстепенное и производное, нужно знать основное . Конечно же, изучение психологии, нужно начать с азов. Основной и базовый курс науки психологии это общая психология .

Общая психология – это раздел науки психологии, теоретически и экспериментально изучающий закономерности возникновения, развития и функционирования психики. Общая психология изучает наиболее общие психологические законы и закономерности, принципы и методы, понятия и категории.

Почему важно начать с общей психологии, станет понятно на примере. Так, если человек захотел стать креативным и начал читать книгу вроде такой как «Как научиться мыслить креативно?», где описаны техники и упражнения, прочтение книги может его не удовлетворить. Читатель, если и научится чему-то, то скорее механически, нежели осмыслено. Чтобы понять, как мыслить креативно, нужно осознавать, что такое вообще мышление и что такое само по себе творчество. Такие основные, базовые знания учат человека думать самостоятельно и подходить к решению проблемы осмыслено.

Учебников по общей психологи немало. В качестве примера можно взять замечательный учебник советского и российского психолога, профессора Р.С. Немова «Психология. Книга 1. Общие основы психологии» , по которому учат студентов в ВУЗах.

В этой книге описано все , что нужно знать человеку, решившему изучать психологию, к примеру, в ней есть такие разделы:

Это основы основ, не зная которые невозможно сказать: «Я знаю психологию».

С чего начать и как продолжить

Кроме учебника Р.С. Немова есть и другие замечательные учебные пособия по общей психологии, с которых можно начинать изучение этой науки. Все учебники дают лишь базовые знания, но в них уже можно найти много интересного, нового, необычного, поражающего воображение и практически полезного .

Чтение учебника по психологии не только увлекательное, но и полезное занятие, это первый шаг на пути понимания себя , своих проблем и зон развития.

После изучения общей психологии, можно браться за другие ее разделы. Полезно изучить историю психологии и познакомиться с разными психологическими направлениями (психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психологи и так далее), в том числе почитать первоисточники и основополагающие труды выдающихся психологов.

Продолжить учебу стоит знакомством с отдельными отраслями : социальной психологией, семейной, возрастной, организационной, психологией личности, конфликтологией – смотря, что больше интересует.

Изучать психологию самостоятельно – вполне посильная задача. Но только нужно понимать, что полностью изучить науку за месяц или три нереально ! Во–первых, потому, что знаний, накопленных за полтора века существования этой науки, более чем достаточно, а во-вторых, психология очень быстро развивается и расширяется, поэтому «Учиться, учиться и еще раз учиться!»

Получив базовые психологические знания, можно углубляться далее в науку и браться за узкие темы , более всего интересующие с практической точки зрения и актуальные, а именно читать психологическую литературу, насыщенную подробным описанием конкретной проблемы, практическими рекомендациями, упражнениями и начинать применять полученные знания «на себе».

Информацию о том, как выбрать хорошую книгу по психологии, а также список лучшей популярной психологической литературы за последнее время, вы найдете в статье .

Важно! Чтобы стать практическим психологом и начать применять психологические знания на практике с целью помогать другим людям, домашнего обучения недостаточно, нужно как минимум отучиться в ВУЗе по специальности «Психология».

А вот помочь самому себе , взявшись за изучение психологии, не только можно, но и нужно!

Некоторые учебники, с которых можно начать изучение психологии:

  1. Юлия Гиппенрейтер “Введение в общую психологию”
  2. Анатолий Маклаков “Общая психология”
  3. Сергей Рубинштейн “Основы общей психологии”
  4. Пол Клейнман “Психология. Люди, концепции, эксперименты”
  5. Александр Морозов “История психологии”
  6. Геннадий Старшенбаум “Энциклопедия начинающего психолога”
  7. Алла Болотова “Перспективные направления психологической науки”

Почему Вы решили изучать психологию?

Вся наша жизнь - это бесконечная череда событий, ситуаций, дел, встреч, разговоров, перемен, побед и поражений, надежд и разочарований. Другими словами, жизнь человека - это постоянное взаимодействие его внутреннего мира с окружающей действительностью. Каждый день мы просыпаемся, начинаем свой день, выполняем разные дела, общаемся с множеством людей, ходим на работу, развиваем бизнес или занимаемся чем-то ещё. Жизнь человека в современном мире - это жизнь в мире высоких технологий, нескончаемого потока информации, стремительного развития и перемен. И чтобы соответствовать всем требованиям окружающей действительности, человек должен быть внутренне стойким, развитым, способным преодолевать трудности и имеющим несгибаемый внутренний стержень, который всегда будет поддерживать и помогать оставаться сильным. Современный мир готов поглотить человека в считанные секунды, сделать его частью серой массы, обезличить, опустошить и выкинуть на обочину. И если человек не готов к этому, то поражения не миновать. Но есть способ выйти победителем в этой борьбе.

Одними из самых важных знаний для человека в наше время являются знания в сфере психологии, а одним из главнейших навыков - умение применять их на практике. Чтобы разбираться в людях, уметь находить с ними общий язык и общаться, быть способным моментально подстроиться под любую ситуацию, всегда помочь себе и другим, нужно понимать психологию. Чтобы проблемы и стресс, которые сегодня с огромной силой давят на человека, не сломали вас или ваших близких, и вы или они могли продолжить свой путь, нужно разбираться в психологии человека. Чтобы понимать остальных на глубинном уровне, уметь взрастить самого себя, воспитать своих детей, повлиять на окружающих, нужно знать нюансы психологии людей. Чтобы добиваться успехов, достигать новых результатов, покорять новые высоты, жить в достатке, гармонии и благополучии, нужно владеть важными знаниями - знаниями о психологии человека.

Учитывая важность психологических знаний, а также причины, которые мотивируют людей расти и развиваться, их желание становиться лучше и улучшать свою жизнь, мы создали данный курс, который называется «Психология человека». В уроках этого курса мы подробно исследуем очень важные вещи: раскрываем основные и ключевые проблемы психологии человека, этапы и закономерности его развития и становления его личности, формирования особенностей его поведения и общения с людьми. Этот курс даёт возможность ответить на вопросы о том, как понять психологию человека, как самому оказывать влияние на свою жизнь, окружающих и, главное, самого себя. Изучение психологии и применение в жизни полученных знаний способствует личностному росту, улучшению личной жизни, налаживанию прекрасных взаимоотношений, достижению успехов в профессиональной сфере и других областях деятельности. Данный курс «Психология человека» - это онлайн-тренинг, состоящий из уроков, в которых содержится интересная теоретическая информация о психологии человека, приводятся примеры (опыты, тесты, эксперименты) и, что самое главное, даётся большое количество практических советов, которые вы сможете применить на практике уже в первый день знакомства с тренингом. В конце курса приведены ссылки на полезные материалы: книги (в том числе аудиокниги), видео, записи семинаров, эксперименты и цитаты о психологии.

Психология (от древнегреческого «знание о душе») - это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы (что иногда называют «душой») с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.

Является сложной, но важной и интересной для изучения дисциплиной. Как уже, наверное, стало понятно, психология человека является очень увлекательным направлением научных знаний и охватывает множество разделов, познакомиться с которыми вы, имея желание, можете самостоятельно. Можно даже сказать, что именно с этого момента и начнётся ваше саморазвитие, т.к. вы уже самостоятельно примете решение о том, что конкретно вы бы хотели изучить и начнёте осваивать новые знания. Психология человека, сама по себе, обладает множеством свойств, одним из которых является боязнь всего нового и непонятного. Для многих людей это является преградой на пути саморазвития и достижения желаемых результатов. Мы рекомендуем вам отбросить любые страхи и сомнения, и приступить к изучению материалов нашего сайта и данного курса. Через некоторое время вы будете гордиться собой, благодаря новым умениям и достигнутым результатам.

Объект психологии - это человек. Отсюда можно сделать вывод, что любой психолог (или интересующийся психологией) является исследователем самого себя, благодаря чему в психологических теориях возникает тесная взаимосвязь объективного и субъективного.

Предмет психологии в разные исторические эпохи всегда понимался по-разному и с позиции разных направлений психологической науки:

  • Душа. Такой позиции до начала XVIII века придерживались все исследователи.
  • Явления сознания. Направление: английская эмпирическая ассоцианистская психология. Главные представители: Дэвид Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер.
  • Непосредственный опыт субъекта. Направление: структурализм. Главные представители: Вильгельм Вундт.
  • Приспособляемость. Направление: функционализм. Главные представители: Уильям Джеймс.
  • Происхождение психических деятельностей. Направление: психофизиология. Главные представители: Иван Михайлович Сеченов.
  • Поведение. Направление: бихевиоризм. Главные представители: Джон Уотсон.
  • Бессознательное. Направление: психоанализ. Главные представители: Зигмунд Фрейд.
  • Процессы переработки информации и их результаты. Направление: гештальтпсихология. Главные представители: Макс Вертгеймер.
  • Личный опыт человека. Направление: гуманистическая психология. Главные представители: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй.

Основные разделы психологии:

  • Акмеология
  • Дифференциальная психология
  • Гендерная психология
  • Когнитивная психология
  • Виртуальная психология
  • Военная психология
  • Прикладная психология
  • Инженерная психология
  • Клиническая (медицинская психология)
  • Нейропсихология
  • Патопсихология
  • Психосоматика и психология телесности
  • Онкопсихология
  • Психотерапия
  • Педагогическая психология
  • Психология искусства
  • Психология родительства
  • Психология труда
  • Психология спорта
  • Психология управления
  • Экономическая психология
  • Этнопсихология
  • Юридическая психология
  • Криминальная психология
  • Судебная психология

Как нетрудно заметить, разделов психологии существует множество, и разные направления изучают разные аспекты личности человека и его деятельности. Какой раздел будет по душе лично вам, вы сможете определить, ознакомившись с каждым из них самостоятельно. В нашем же курсе мы рассматриваем психологию человека в общем и целом, не выделяя какие-то направления, виды или разделы, но делая возможным применение новых навыков в любой сфере жизнедеятельности.

Применение психологических знаний

Применение психологических знаний необходимо и полезно совершенно в любой области деятельности человека: семья, учёба, наука, работа, бизнес, дружба, любовь, творчество и пр. Но важно научиться применять в разных ситуациях соответствующие знания. Ведь то, что может эффективно сработать в общении с коллегами по работе, может совсем не подойти в отношениях с любимым человеком. То, что является подходящим для семьи, может не пригодиться в творчестве. Хотя, конечно же, есть и общие приёмы, которые являются универсальными и действуют практически всегда и везде.

Знания о психологии дают человеку множество преимуществ: развивают и делают более эрудированным, образованным, интересным, разносторонне развитым. Человек, обладающий психологическими знаниями способен понять истинные причины происходящих с ним (и другими) событий, осознать мотивы своего поведения и понять мотивы поведения окружающих. Знание психологии человека - это возможность решения множества проблем с существенно большей скоростью и эффективностью, увеличение способности противостоять невзгодам и неудачам, возможность достигать выдающихся результатов там, где другие не могут. Навык применения психологических знаний, при условии его систематического и регулярного закрепления, сделает вас более сильной личностью, обладающей существенными преимуществами перед остальными. Перечислять все плюсы можно очень и очень долго. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И проводя аналогию с этой поговоркой, можно сказать, лучше один раз применить, чем сто раз прочитать.

Также стоит отметить, что знания психологии уже давно применяются вами в повседневной жизни. Но вот только делается это спонтанно, неосознанно и без понимания того, какую силу, мощь и потенциал несут эти знания в себе на самом деле. И если вы действительно хотите стать ближе к «лучшему себе» и улучшить свою жизнь, этому можно и нужно намеренно научиться.

Как этому научиться?

Естественно, знания о психологии не присутствуют у нас с рождения, а формируются в течение жизни. У кого-то, конечно, есть предрасположенность к психологии. Такие люди часто становятся психологами, интуитивно разбираются в людях, немного по-другому смотрят на жизнь. Другим же приходится специально изучать психологические знания, прикладывать больше старания и терпения к тому, чтобы их усвоить. Но, в любом случае, научиться можно всему. И овладеть навыком применения психологических знаний - тем более. Причём, сделать это вы можете самостоятельно.

Есть два аспекта обучения этому навыку - теоретический и практический.

  • Теоретический аспект психологии - это те знания, которые преподаются в учебных заведениях, а также даются в представленном курсе;
  • Практический аспект психологии - это применение новых знаний в жизни, т.е. переход от теории к практике.

Но нередко происходит так, что теория так и остаётся теорией, потому что люди просто не знают, что же им делать с той информацией, которой они теперь владеют. Любые уроки, курсы, тренинги, лекции, семинары и т.д. должны быть направлены на практическое применение знаний в реальной жизни.

С учётом этой особенности и составлен тот курс, введение к которому вы сейчас читаете. Цель данного курса - не только дать вам хорошую теоретическую базу психологических знаний, но и научить вас использовать эти знания. Все уроки курса имеют двустороннюю направленность - это теория и практика. Теоретическая часть содержит в себе самые важные знания по теме психологии человека и представляет собой их квинтэссенцию. Практическая часть, в свою очередь, состоит из рекомендаций, советов, психологических методов и приёмов, рассчитанных на то, что вы будете их использовать.

Данный курс «Психология человека» - это:

  • Систематизированный и понятный любому человеку материал, изложенный в простой, интересной и доступной форме.
  • Сборник полезных советов и рекомендаций, которые легко применять на практике с первого же дня.
  • Возможность увидеть себя и свою жизнь, а также других людей с новой, до этого неизвестной вам стороны.
  • Возможность повысить уровень своего интеллекта, образования и эрудиции на несколько уровней, что, несомненно, играет существенную роль в жизни современного человека.
  • Возможность найти главную мотивирующую силу, которая будет побуждать вас идти только вперёд и достигать успехов.
  • Возможность вырасти как личность, и повысить уровень и качество своей жизни.
  • Возможность научиться налаживать контакт с любыми людьми (от собственных детей и родителей до начальства и хулиганов на улице).
  • Способ прийти к гармонии и счастью.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки психологии

Изучив множество теоретических материалов, выбрав самое важное и адаптировав под практическое применение, мы создали ряд уроков по психологии человека. В них рассматриваются самые популярные разделы и направления психологии, приводятся данные научных исследований и мнения специалистов. Но самое главное - это то, что акцент каждого урока сделан именно на практические советы и рекомендации.

Как проходить занятия?

Информация из уроков данного курса полностью адаптирована для применения на практике и подходит абсолютно каждому. Самое главное здесь, как уже не раз говорилось, это переход от теории к практике. Можно годами читать умные книжки и знать много всего, но всё это будет равно нулю, если так и останется лишь багажом знаний.

Изучение всех уроков вы можете разбить на несколько этапов. К примеру, поставьте себе задачу, изучать по 2 урока в неделю: 1 день - изучение материала, 2 дня - проверка на практике, 1 день - выходной и т.д. Но нужно не просто читать, а именно изучать: внимательно, осознанно, целенаправленно. Сами же советы и практические рекомендации, представленные в уроках, важно не просто один раз проверить или применить, а систематически внедрять в свою каждодневную деятельность. Выработайте у себя привычку всегда помнить о том, что вы изучаете психологию человека - это автоматически будет вызывать у вас желание применять что-то новое в жизни снова и снова. Навык применения психологических знаний на практике со временем станет отточенным и автоматическим, ведь он в большей степени зависит от опыта. И наши уроки как раз и направлены на то, чтобы научить вас, как этот опыт получить и придать ему верное направление.

Дополнения и вспомогательные материалы:

Психологические игры и упражнения

Игры и упражнения, созданные специально для того, чтобы познавать особенности психики человека. Существуют разные виды таких игр и упражнений: для детей и для взрослых, массовые и одиночные, для мужчин и для женщин, произвольные и целенаправленные и т.д. Использование психологических игр и упражнений помогает людям понять других и самих себя, сформировать одни качества и избавиться от других и т.д. Сюда относятся упражнения на развитие разных качеств, преодоление стрессов, повышение самооценки, сюжетно-ролевые, развивающие, оздоровительные игры и множество других игр и упражнений.

Главная > Курс лекций

Краткий курс лекций по психологии

Предмет и задачи психологической науки

    Общая характеристика психологии как науки Сравнение житейской и научной психологии Основные отрасли психологии Основные направления психологии Методы исследования в психологии
    Общая характеристика психологии как науки
В дословном значении психология это – знания о психике, наука изучающая ее. Психика – это свойство высоко организованной ма-терии, субъективное отражение объективного мира, необ-ходимое человеку или животному для активной деятельности в нем и управлении своим поведением. Сознание – это высшая форма психики, необходимая для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности. Здесь психология проявляется как совокупность типичных для человека или группы людей, способов поведения, общения, познание окружающего мира, убеждение и предпочтение черт характера. Например, психология студента, женская психология. Общей задачей психологии является изучение психики человека (и животных) и его психологии.
    Сравнение научной и житейской психологии
Существует 2 разных области психологи знания – научная и житейская психологии, и если научная психология возникала сравнительно не давно, то житейская всегда была включена в различные виды человеческой практики. Условием существования человека является определенной сознательное представление и окружающего мира и своего места в нем. Знание конкретных психологических закономерностей позволяет людям понимать друг друга, управлять собственным поведением. Годом рождения научной психологии считают 1879 г. (Лейпциг, Германия). Основатель лаборатории психологии, а затем института психологии является В. Вундт (1832-1920 г.). Согласно Вундту предметом изучения психологии является сознание, а именно состояния сознания, связи и отношения между ними, законы которым они подчиняются. Отечественные ученые психологии считают, что предметом психологии является закономерные основы функционирования и развития психики. Основное отличие научной психики от житейской заключается в том, что для житейской поле исследовательской деятельности практически бесконечно, в научной психологии происходит резкое сужение поля исследовательской деятельности. С ограничением предмета и появлением специальных методов его исследования связаны и остальные различия научной и житейской психологии: 1) откуда и каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они сохраняются; 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся. Научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познаний и исследование психологических явлений.
    Основные отрасли психологии

Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям: 1) по сферам деятельности, нужды которых обслуживаются, т.е. по тому, что делает человек (психология труда, педагогическая психология); 2) по тому, кто именно эту деятельность выполняет, т.е. является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа (субъект: человек определенного возраста – возрастная психология); 3) по конкретным научным проблемам, например, проблемам связи, нарушением психики с мозговыми поражениями (нейропсихология).

    Основные направления психологии

Психоанализ, бихевиоризм, гештальт психология, гуманистическая психология. Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов, основная его идея – поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательностью. Пути проявления бессознательного – ассоциации, сны, случайные действия в нашей жизни. Бихевиоризм – направление американской психологии отрицающее сознание, как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение – это совокупность реакций организма на стимулы внешнего мира. Основатель направления Дж. Б. Уотсон. S-R (стимул - реакция) – предложил Уотсон. Каждой ситуации – стимулу соответствует определенное поведение и реакция. Они отрицали сознание. Бихевиористы считали, что человек подобен животному и его реакции подобны животному. Торндайк показал, что научение во многих случаях может быть результатом проб и ошибок. Любое поведение определяется своими последствиями. Гештальт психология (гештальт (нем.) – форма, конфигурация, организация). Это направление возникло в Германии. Основные представители: М. Верткаймер, К. Коффка, В. Келлер. Предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованное целое. Основные два понятия гештальт психологии: фигура и фон. Фигура – замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть, а фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней. Гуманистическая психология (экзистенциальная психология) – основные понятия: личность, как уникальная ценностная система, которая представляет собой ни ничто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Главный представитель: А. Маслоу. Пирамида потребностей человека – самоактуализация (вершина треугольника), самоуважение, принятие и любовь, потребность в безопасности, физиологическая потребность в еде и сне (основание треугольника). Основные положения гуманистической психологии: 1) человек должен изучаться в его целостности; 2) каждый человек уникален; 3) человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире главная психологическая реальность; 4) жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; 5) человек наделен потенциалами непрерывного развития и самореализации; 6) человек обладает определенной степенью свободы; 7) человек активное, творческое существо.

    Методы исследования в психологии

Основные методы – наблюдение, эксперимент, беседа, тестирование и анкетирование.

Эволюционное развитие психики и сознания

    Уровни поведения и эволюционное развитие психики

    Сознательная деятельность человека

    Психологическая характеристика сознания

    Возникновение и развитие сознания

    Сознание и бессознательность

    Уровни поведения и эволюционное развитие психики

1859 г Ч. Дарвин: «Все существующие ныне растения и животные происходят от одной формы жизни и являются результатом эволюции, продолжающейся миллионы лет». В настоящее время насчитывают 12 млн. Различных форм бактерий и растений, включая и животных, принадлежащих к 1,2 млн. видов. Дарвин после экспедиции совершенной им пришел к выводу, что все виды достигли своего многообразия в результате изоляции, когда та или иная группа была отделена от другой морским проливом или горной цепью. Дарвину нужно было объяснить, почему эволюция данной группы шла именно в таком направлении. Дарвин основывался на теории о человеческом обществе Томаса Мальтуса. По мнению Мальтуса рост численности населения происходит гораздо быстрее, чем рост источников пропитания. В случае голода или войны, когда пищи становится недостаточно, возникает конкуренция и в борьбе за существование побеждает сильнейший. Этот принцип был перенесен с человеческого общества на общество растений и животных. (Как в растительном мире осуществляется борьба за существование?) С точки зрения теории эволюции даже самые простые среди живых организмов, благодаря отбору, обладают поведением адаптированным к их образу жизни. Уровни развития поведения: = тропизм – это движение простейших живых организмов и растений, возникающее в результате внешних воздействий. Фототропизм – тенденция живых организмов двигаться под воздействием цвета. Термотропизм – тенденция живых организмов двигаться под воздействием тепла. Хемотропизм – тенденция избирать определенную физико-химическую среду. Топотропизм – тенденция к движению под воздействием механического раздражителя. В основе всех этих реакций лежат биохимические процессы. Обмен веществ является основой саморегуляции организма. = таксисы – характерны для простейших одноклеточных организмов (инфузория туфелька). С помощью очень простых автоматических движений туфелька направляется ко всему тому, что похоже на пищу и удаляется от любых неприятных раздражителей. Общая и при том механическая ориентация организма по отношению к источнику раздражения называется таксисом. = рефлекс – впервые возникают у кишечно-полостных животных. Медуза – ее примитивная нервная система состоит из нервных клеток, которые связаны между собой подобием рыболовной снасти. Рефлекс – это цепь событий, когда сигналы от какого-либо органа чувств передаются с помощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию. Безусловный рефлекс является врожденным и проявляется только при строго определенном постоянстве внешней среды. В течении жизни под воздействием внешних факторов происходит перепрограммирование врожденных рефлексов и образуются условные рефлексы (писать под диктовку). Таксисы и рефлексы – это простые и стереотипные реакции характерные для самых примитивных животных. Следует различать инстинктивное поведение и инстинкт. Инстинктивное поведение – комплекс врожденных и приобретенных компонентов. Инстинкт – часть инстинктивного поведения, наименее пластичный его компонент, основан на безусловном рефлексе и направленный, как правило, на удовлетворение биологических потребностей. = научение – это сформированные, автоматически осуществляемые движения, не требующие сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения. С развитием способности к научению эволюционно более продвинутые виды получали возможность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств и адаптироваться к изменениям среды. Человек смог выработать способность устанавливать связь между различными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение, путем умозаключений, не прибегая к пробным действиям, производимым неудачно. Основные черты поведения животных: 1) интеллектуальное поведение животных сохранило свою связь с биологическими мотивами и не может перейти за их границы; 2) интеллектуальное поведение животных всегда определяется непосредственно воспринимаемыми стимулами или следами прежнего опята; 3) заключены в ограничении источников этого поведения. 2 источника – программы заложенный в видовом опыте и источником поведения является непосредственно опыт. Эти 3 черты сохраняют основные особенности всякого поведения животных.

    Сознательная деятельность человека

Основные отличительные черты сознательной деятельности человека: 1) Они всегда связаны с биологическими мотивами. Встречаются ситуации, при которых сознательная деятельность входит в конфликт с биологическими мотивами и подавляет их. Самый распространенный пример – человек бросается спасать других из огня пожара; 2) Деятельность человека вовсе не обязательно определяется наглядными впечатлениями получаемыми от среды или следами прошлого опыта. Человек абстрагироваться от них. У человека появляется усвоение общечеловеческого опыта, накопленного до него предшествующими поколениями.

    Психологическая характеристика сознания

Рефлексивная способность сознания, т.е. готовность к познанию других психических явлений и самого себя. Без наличия этих способностей человек никогда не смог бы даже представить что у него есть психика. Таким образом, психологическая характеристика включает в себя ощущение человеком себя, познающим субъектом. Это означает, что человек осознает себя, как отделенное от мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира. Человек осознает эти знания, может сформулировать их, выразить их в словах, понятиях, передать другому человеку, хранить эти знания, воспроизводить, работать с ними, как с особым объектом. При утрате сознания такая способность теряется. Вторая характеристика сознания – тесная взаимосвязь сознания с волей. Представить действительно отсутствие в данный момент или вовсе не существование в данный момент человек может только произвольно. Третья черта – способность сознания к коммуникации, т.е. передача другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем. Обмениваясь друг с другом информацией люди выделяют в сообщаемом главное, так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного и сосредоточение сознания на самом существенном. Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме.

    Возникновение и развитие сознания

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместное, продуктивное, опосредованное речью орудийная деятельность людей. Она требует общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание продукта, который всеми участниками деятельности осознается как цель их сотрудничества. Эта цель должна быть определена и выражена в слове. Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и его содержание должны получить общее значения для пользующихся ими людей. Это впервые происходит в совместной деятельности, получив всеобщее значение слово проникает в индивидуальное сознание, в начале своего развития сознание человека направлено на познание внешнего мира. Человек осознает, что находится в него его, с помощью данных ему природой органов чувств. Он видит, воспринимает, отражает этот мир как отделенный от него и существенно независимый от него. Такая последовательность развития стадий сознания называется рефлексивной.

    Сознание и бессознательность

На ряду с сознанием у человека существует и бессознательное. Бессознательность – это форма психического отношения, в которой образ действительности и отношения к ней человека не выступают как предмет специальной рефлексии. Понятие сознательности в науку ввел Фрейд. Он относил к бессознательности в личности те качества, интересы, потребности, в которых человек не осознает себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных не произвольных реакциях, действиях и психических явлениях. К одному из таких явлений Фрейд относил ошибочные действия – оговорки, описки, ошибки при написании и слушании слов, не произвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и др., что прямо или косвенно связанно для человека с неприятными переживаниями. Третья группа явлений проявления бессознательности – представления связанные с восприятием, памятью и воображением.

Познавательная сфера личности

    Ощущения

    Восприятие

Мышление и речь, воображение. Внимание – в лекции не упоминается.

    Ощущения

Ощущения – это простейшая форма психического отражения, свойственная и животному, и человеку и обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений. Ощущения являются источником наших знаний о внешнем мире, они являются основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающем. Методы измерения Ощущений: прямой и косвенный. В психологии конца 19 – начала 20 вв. сложилось представление, согласно которому органный чувств (рецепторы) пассивно отвечают на воздействующие раздражители и соответственно ощущения, с этой точки зрения ощущения являются пассивным процессом. Рефлекторная теория считает, что ощущение это активный процесс – основное положение этой теории заключается в следующем – в состав каждого ощущения входит движение. Сложные ощущения не возможны без активного движения, примером сложного ощущения может быть ощупывание предмета с закрытыми глазами.

Виды ощущенийПо контакту с раздражителемПо расположению рецептора

Дистантные ощущенияКонтактные ощущения слуховыезрительныеобонятельные кинестетическиекожныевкусовыеорганические Интерацективные - органические Проприоцептивные (сигнализируют о положение частей тела) экстрацептивные зрительные слуховыекожныеобонятельные бщие свойства ощущений: 1) Качество – каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. 2) Интенсивность – определяется силой действующего раздражителя и функционального состояния рецептора. 3) Длительность – определяет функциональное состояние органов чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью. 4) Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ осуществляется дистантными рецепторами, он дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. 5) Порог ощущений. Минимальная величина раздражителя вызывающая едва заметные ощущения – нижний порог. Максимальная величина раздражителя еще вызывающая ощущения – верхний порог. (Для слуха min порог – тиканье часов с расстояния 6 метров. Для осязания – ощущение движения крыла мухи при падении с высоты 1 см).

    Восприятие

Восприятие – это форма целостного психологического отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Сумма ощущений не является восприятием - ВО+О+О. Все восприятия можно разделить на отдельные виды в зависимости от того, какие анализаторы играют ведущую роль: зрительные, слуховые, двигательные и т.д. Основные характеристики восприятия: 1) Предметность – отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. 2) Целостность – целостность предмета. 3) Структурность восприятия – восприятие не есть сума ощущений. Мы воспринимаем абстрагированную от ощущений абстрактную структуру, которая формируется в течении некоторого времени. 4) Контактность – относительное постоянство воспринимаемых предметов при изменении условий их восприятия. 5) Осмысленность – восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем предметы, имеющие определенное значение. 6) Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Она обусловлена направленностью и опытом личности. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией. Восприятие пространства. Здесь различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. Форма – один из наиболее информативных признаков внешнего мира. Восприятие формы требует выделения предметов из фона внешнего мира. Основную роль при восприятии объемности предмета играет бинокулярное зрение. Восприятие времени. Это отражение длительности и последовательности явлений объективной действительности. Во многом зависит от содержания деятельности и установки личности. Восприятие движения. Это отражение направленности и скорости пространственного существования предмета. Восприятие предметов может быть ошибочно. Иллюзия – закономерно неправильное восприятие предмета, который в данный момент действует на наши органы чувств. Галлюцинации – кажущиеся (ложные) восприятия.

    Память

Это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и воспроизведении прошлого опыта. Благодаря памяти человек имеет представление о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания включает в себя приобретенный в прошлом опыт и знания. Ассоционисты считают, что запоминание есть соединение или связывание впечатлений прошлого или настоящего. Теория деятельного опосредования. Запоминание зависит от того, какую роль играет данный материал в деятельности человека, каково его место в системе потребностей. Классификация видов памяти : 1) по характеру психической активности – двигательная (запоминание различных движений), эмоциональная (память на чувства), наглядно-образная (память на вкусы, запахи, зрительные картины и т.д.), словесно-логическая; 2) в зависимости от длительности закрепления и сохранения материалов – кратковременная, долговременная, оперативная (мнемические процессы обслуживающие конкретную актуальную деятельность); 3) в зависимости от приемов заучивания – механическая, логическая; 4) в соответствии с целями деятельности – произвольная, непроизвольная, постпроизвольная.

Психология личности Личность, ее структура и направленность

    История развития представлений о личности

    Структура личности

    Развитие личности

    Индивидные свойства личности

    История развития представлений о личности

По Неману 3 этапа развития истории представления и личности. 1эт. – философско-литературный этап (начало 3 – 4 в.). Этот этап связан с поиском конкретного ответа ан вопрос о нравственной духовной сущности человека. 2эт. – клинический (начало 19 в.) – в центре внимания те особенности личности, которые присущи больным людям. Большинство работ этого периода включает в себя описание их поведения. Итогом этого периода явилось то, что были выработаны классификации личности связанные с определенной болезнью. 3эт. – экспериментальный (начало 20 в.) – в это время можно наблюдать кризисное состояние психологии, связанное с невозможностью объяснения целостных сложных поведенческих актов только исходя из изучения отдельных психических функций.

    Структура личности

Личность – это функциональный психологический орган, позволяющий индивиду интегрировать свою жизнедеятельность в системе множественных, социально-детерминированных связей с миром. Культура личности. 1) Конституционально-антротеметрическая. Объект исследования – врожденные предрасположенности к реагированию (Шейден, Крегмер). 2) Факторная стратегия – факторный анализ, где обработке подвергается вербальная или словесная реакция человека на определенное число вопросов (Дж. Гильфорд). 3) Блочная стратегия – на основаниях наблюдения за жизнью людей (Платонов К.Н.): а) индивидуальные свойства человека – половое различие, темперамент; б) психические процессы; в) блок прошлого опыта – знания, умения, навыки; г) направленность личности. 4) Мотивационно-динамичесая стратегия – в основе этой стратегии лежат представления о динамике мотиваций. Характеризуется это положение общим представлением о том, что в любом проявлении личности предполагается иерархично-организованная структура потребностей и мотивов (пирамида Маслоу).

    Развитие личности

Развитие личности по Э. Эриксону – это последовательная смена этапов, на каждом их которых происходит качественное преобразование внутреннего мира, отношений и поведения человека. Эриксон выделил 8 этапов развития личности:

Возрастные периоды

Нормальное развитие

Аномальное развитие

раннее младенчество (0-1 год)

ребенок обретает доверие к людям, при взаимной любви и привязанности, а также при удовлетворении всех его жизненных потребностей и потребностей в общении

ребенок не доверяет людям, эмоциональная изоляция, его отвержение, игнорирование

позднее младенче-ство (1-3)

ребенок обретает автономность и уверенность в себе, установление баланса между чувством независимости, самостоятельности и с другой стороны ограничениями взрослых

чувство своей неприспособленности, сомнение в своих возможностях, в этот период у ребенка слабо развита речь и присуще желание скрыть свою ущербность

раннее детство (3-5)

формируется активность, инициативность, живое воображение, активное изучение окружающего мира, включение в полоролевое поведение

пассивность, проявляющаяся в вялости, подавленности, чувство зависти, отсутствие признаков полоролевого поведения

среднее детство (5-14)

чувство долга, стремление к достижениям, происходит активное усвоение инструментальных и предметных действий

характерно чувство собственной неполноценности, слабые трудовые навыки, избегание сложных заданий и ситуаций соревнований, а также присуще конформность – «рабское поведение»

половая зрелость, подростничество, юность (11-20)

формируется жизненное самоопределение, выстраиваются планы на будущее, идет активный писк себя и экспериментирование в разных ролях, в том числе и в сексе, четкая половая поляризация в формах поведения

путаница ролей, мысли не только о будущем, но и о прошлом, самокопание, смещение форм полоролевого поведения, путаница в моральных и мировоззренческих установках, потеря трудовой активности

ранняя взрослость (20-45)

близость к людям, стремление к контактам с людьми, рождение и воспитание детей, любовь и работа, удовлетворенность

одиночество и изоляция от людей, проявляется в избегании близких и интимных отношений с людьми, неразборчивость в отношениях и непредсказуемость в поведении

средняя взрослость (45-60)

продуктивная работа над собой, зрелая, полноценная и разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, родительская гордость

застой, эгоцентризм, непродуктивность в работе, ранняя инвалидность, исключительная забота о себе, все прощение себя

поздняя взрослость >60 лет

спокойная оценка прошлого, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, ощущение полноты и полезности прожитой жизни, примирение с неизбежным, т.е. отсутствие страха смерти

отчаяние, ощущение, что жизнь прожита зря, бессмысленность своего существования, желание прожить жизнь заново, получить от нее больше чем было, боязнь приближающейся смерти

    Индивидные свойства личности

Способности, темперамент и характер. Способности: врожденные и приобретенные. Способности - индивидуальные и психологические особенности человека, которые выражают его готовность к осуществлению конкретной деятельности, природными предпосылками способностей являются задатки. Талант, одаренность – высшее проявление способностей и связаны с особенностью мотиваций человека. Одаренные дети отличаются тем, что у них есть повышенная тяга к занятию делом, которое им очень нравиться, и впоследствии вся жизнь концентрируется вокруг этой деятельности. Сенситивный период проявляется повышенной чувствительностью к тем или иным средовым воздействиям, а также к освоению того ли иного рода деятельности (2-3 года – развитие речи; 5-7 лет – чтение, писание). Темперамент – динамические характеристики психической деятельности, проявляющиеся в трех областях: 1 область – общая активность человека; 2 область – в особенности материи; 3 область – способность к эмоциональности. Темперамент является природной или динамической основой характера. Характер – это совокупность устойчивых свойств, в которых выражаются типичные способы его поведения и эмоционального реагирования.

Социально-психологические основы взаимодействие людей Общение и основы взаимоотношений

    Определение общения

    Структура и функции общения

    Интимные межличностные отношения

    Определение общения

Общение – это сложный,многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, а также включает восприятие и понимание другого человека. 3 группы факторов доказывающие решающую роль общения в развитии человека: 1 фактор – изучение детей маугли; 2 фактор – изучение явления госпитализма; 3 фактор – влияние общения на общее психическое развитие ребенка: а) общение может ускорять психическое развитие ребенка; б) общение позволяет преодолевать детям неблагоприятные ситуации; в) общение может исправлять дефекты неправильного воспитания.

    Структура и функции общения

Структура и функции общения по Г.М. Андрееву он выделяет 3 стороны общения: 1) Коммуникативная сторона общения – общение – это обмен информацией между общающимися людьми. 2) Интерактивная – включает организацию взаимодействия общающихся людей. 3) Перцептивная – процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимодействия. Функции общения : 1) общепсихологическая классификация: а) информационно-коммуникативная (прием и передача информации); б) регуляционно-коммуникативная (регулирование деятельности людей); в) аффективно-коммуникативная (передача эмоциональных переживаний). 2) социально-психологическая: а) функции организации совместной деятельности; б) функция познания людьми друг друга с целью взаимопонимания; в) функция формирования и развития межличностных отношений.

    Интимные межличностные отношения

Дружба – положительные, интимные взаимоотношения, которые основаны на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу и их постоянной готовности в любой момент придти друг другу на помощь. Дружеские отношения носят деловой характер или утилитарный. Другая цель – эмоциональная цель основанная на удовлетворении от дружбы. Цель может быть рациональной и может быть нравственной.

Любовь . Графически изобразить любовь и дружбу не возможно. Любовь – это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословного подчинения одного человека другому. Виды любви по Э. Фромму: 1) братская любовь, т.е. любовь между равными людьми (равными по семейному положению); 2) материнская любовь – любовь сильного к слабому, защищенного к незащищенному - такая любовь наиболее открыта и крепка; 3) эротическая – любовь психофизиологического плана, в отличие от двух других видов требует предпочтительности и особого выделения любимого существа среди других и исключительного отношения к нему; 4) любовь человека к самому себе – эгоизм от любви к себе отличается тем, что в нем существует исключительная любовь к себе, в ущерб такому же по отношению к окружающим; 5)любовь к Богу (религиозная любовь) – такая любовь является универсальной и выбирает в себя виды любви. Бог в этом случае выступает как воплощение признаков добра, справедливости, истинности и любви.

Вражда – это отношения взаимной неприязни и ненависти любви. Причины вражды: 1) антиподы; 2) на основе не сложившихся дружеских или любовных отношений. Неприязнь возникает на основе существования различных интересов, потребностей людей, индивидуальных и интеллектуальных различий среди людей. Одиночество – депрессия, привычный способ реакции на одиночество, он проявляется в агрессии.

Категория личности в психологии. Основные концепции. В настоящее время нет общепринятого мнения о том, какой подход в изучении личности наиболее эффективен для объяснения основных фактов поведения человека. На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. В большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Сфера исследований личности пытается синтезировать и интегрировать соответствующие принципы из всех областей.
Основные функции теорий личности:
1. Обеспечение понятийной основы, чтобы объяснять какие-либо классы наблюдаемых, взаимосвязанных явлений.
2. Предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.
Теории личности фокусируются на следующих аспектах поведения человека: структура мотивации, развитие, психопатология, психическое здоровье, изменение поведения посредством психотерапии. Теории личности основываются на разных исходных положениях о природе человека.

Отечественные теории личности
А. Мясищев, Смирнов, Малышев и др. Личность - это система отношений, отношения - это компоненты структуры. Например, Мясищев утверждал, что личность как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности (т.е. "доминирующего свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека"). Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п.
Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью.
Недостатком подобного рода понимания личности является нечеткость, многозначность.
Б. Ананьев, Платонов, Мерлин... Личность - не весь человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности - "некие абстрактные духовные образования". Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться.
Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе.
Платонов: концепция динамической функциональной структуры личности. Выделяет 4 подструктуры - взаимосвязанные стороны личности (группы качеств): 1) социальная подструктура (направленность, отношения, мораль - не имеют непосредственно природных задатков и формируются путем воспитания); 2) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки); 3) подструктура форм отражения (тип памяти и т.д); 4) биологически обусловленная подструктура - биологические свойства (темперамент, возраст, патологии...).
В. Рубинштейн. Личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Этого определения придерживаются многие исследователи, но оно слишком общее.

Зарубежные теории личности
Психоанализ. З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип реальности), Супер-Эго (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, анальная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность - способная и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека "ради него самого".
Индивидуальная психология. А.Адлер: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности - социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности - показатель психологического здоровья.
Аналитическая психология. К.Г.Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность может достичь равновесия лишшь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуации), когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровнях.
Неофрейдизм. Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни. Придается особое значение Эго и его функциям. Эриксон: Эго - это автономная структура, в своем развитии проходит 8 универсальных стадий. Э.Фромм: на личность особенно влияют социальные и культурные факторы.
Диспозициональная психология. Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Г.Айзенк. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися со временем в различных ситуациях. Олпорт (первый выдвинул теорию черт личности): личность - это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.
Бихевиоризм. Б.Скиннер: личность - это результат взаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды. Поведение детерминированно, предсказуемо и контролируется окружением. Отвергается идея о внутренних автономных факторах как причинах действий человека, а также физиолого-генетическое объяснение поведения.
Социально-когнитивное направление. А.Бандура, Дж.Роттер. Личность - результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды; центральную роль играют когнитивные компоненты. Роттер рассматривал личность через призму локуса контроля.
Когнитивная психология. Дж.Келли - теория личных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Для объяснения мотивации не нужны никакие специальные концепции, главное - то, как человек объясняет любое событие.
Гуманистическая психология. А. Маслоу: личность определяется через иерархию потребностей.
Феноменологический подход. К. Роджерс: поведение можно понять с точки зрения субъективных переживаний. Единственная реальность - это личный мир переживаний человека, это и есть личность. Центральное место занимает Я-концепция. Глоссарий. 1. Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

    Отличается самостоятельностью в поступках; Способна нести ответственность и решать проблемы; Контролирует поведение, обладает силой воли; Способна изменяться с течением времени.

Личность, индивид и индивидуальность

    Индивид выражает общие свойства человека как организма. Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер. Личность - результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» А.Н. Леонтьев. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. Вместе с тем у шизофреников может наблюдаться расщепление личности, а у олигофренов её отсутствие. Личность - это индивид, осознающий свою индивидуальность.
2. Темпера́мент - врождённое (биологически и онтогенетически обусловленное) и неизменное свойство человеческой психики, определяющее реакции человека на других людей и обстоятельства. Термин введён в употребление Клавдием Галеном, в переводе с латыни означает «надлежащее соотношение частей». В чистом виде темпераменты встречаются крайне редко. 3. Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. 4. Мотива́ция (от фр. Motif - побуждение) - 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 3) способность человека через труд, удовлетворять свои материальные потребности. 5. Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. 6. Интуиция (позднелат. лат. intuitio - созерцание (составные лат. in - в, внутри; лат. tui - мочь, неметь(онеметь), ты, тебе; лат. ti(tum) - после, затем, потом), от лат. intueor - пристально смотрю), способность, мысленно анализируя и рассуждая , моментально принимать правильные решения, минуя промежуточные результаты, что возможно в быстродействии нейронных связей головного мозга и накопленного ранее жизненного опыта в воспитании, наблюдениях и анализе, а в некоторых случаях и генетическая или родовая - наследственная способность. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него. 7. Интелле́кт (от лат. intellectus - понимание, познание) - система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей Способность познать, понять, скомбинировать полученные знания и создать новые знания. 8. Экстраверт - личность безвольная, подверженная влиянию со стороны. 9. Интроверт - личность волевая. 10. Пси́хика (от др.-греч. ψυχή «дыхание, душа») - особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.). Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики - сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия. 11.Воображение-это представление, лишенное реального предмета, или необоснованное предположение (Фикция); равным образом деятельность, порождающая такое представление или предположение. Воображение, как состояние или процесс в нервной системе человека, может оказывать на организм глубокое влияние - сделать человека больным («мнимый» больной) или, наоборот, здоровым. С точки зрения психологии акты воображения относятся к области преднаходимого;
    признак собственной переоценки и высокомерия: «воображающий о себе человек»; способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, память.
12. Стресс (Стресс-реакция) (от англ. stress - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс , см. ниже) и отрицательную (Дистресс , также см.ниже) формы стресса. Возможен нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы, а также другие формы. 13. Аффе́кт (лат. Affectus - страсть, душевное волнение) - относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание: ярость, ужас, отчаяние, гнев и др (УК РФ: аффект - внезапно возникшее сильное душевное волнение). В зависимости от контекста, содержание понятия аффект может существенно различаться:
    Аффект, как психическая функция Аффект в уголовном праве
14. Экспрессия - в широком смысле - повышенная выразительность произведения искусства: - достигаемая всей совокупностью художественных средств; и - зависящая от манеры исполнения и характера работы художника. Экспрессия - узком смысле - проявление темперамента художника в его творческом почерке, в фактуре, в рисунке, в цветовом решении произведения. лат. Expressio - выражение

Преподаватель Нечетова О.А.

Федеральное агентство по образованию и науке

Владимирский государственный педагогический университет

Н.Г.АБРАМЯН

Краткий курс психологии

В вопросах и ответах

Учебное пособие для неспециальных факультетов

Педагогических вузов

Владимир


ББК 88 я 73 А 16

Абрамян Нина Георгиевна

Краткий курс психологии в вопросах и ответах. Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов. – Владимир, 2005. – 277с.

Рецензент: доктор психологических наук профессор В.А. Зобков

Учебное пособие для неспециальных факультетов вузов в соответствии с Госстандартом ВО РФ по курсу психологии включает следующие разделы: общая психология, экспериментальная психология, возрастная психология, практическая психология, педагогическая психология, социальная психология, история психологии.

Пособие предназначено для студентов всех форм обучения неспециальных факультетов.

ГОУ ВПО «Владимирский государственный педагогический университет»

Факультет психологии

Кафедра общей и педагогической психологии

© Абрамян Н.Г., 2005.

Посвящается

моим родителям –

Седе Леонтьевне и

Идею написать пособие, в котором были бы собраны ответы на основные вопросы курсов психологии, изучаемых на неспециальных факультетах педагогических вузов, подали мне студенты факультета коррекционной педагогики ВГПУ, на котором я работала с его основания.

По всем курсам в течение трёх лет обучения они сдавали зачёты и экзамены. В процессе нашего общения студенты факультета обычно составляли собственные схемы ответов на все экзаменационные вопросы, т.е. создавали индивидуальные пособия для подготовки к зачетам и экзаменам.

А вот такого сборника «семь в одном» (общая, возрастная, экспериментальная, практическая, педагогическая, социальная, история психологии) у них пока не было. Хотелось создать некое «руководство к действию» по любому из курсов, входящих в программу обучения психологии в вузе.

Выношу признательность организатору факультета – проректору по научной работе профессору А.Е.Пальтову и нынешнему его декану – доценту В.А.Калябину за доброе отношение и поощрение моих методических начинаний. Особая благодарность за помощь в работе – старшему преподавателю кафедры психологии – кандидату психологических наук Е.В.Прониной.

Н.Абрамян


РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Предмет психологии как науки

«Когда один древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, он не ошибся», - писал российский психолог М.С. Роговин в одной из своих книг в 60-е годы. Мудрец правильно определил то, что лежит в основе психологии. Постоянно растущий интерес к психологии сегодня – общепризнанный факт. Более того, социологи, политологи прогнозируют, что XXI век будет веком наук, связанных с изучением человека, и прежде всего, его психологии.


Осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, спорте без понимания закономерностей человеческой психики невозможно.

Для человека нет большего источника интереса, чем он сам. Благодаря этому развивается психология житейская и научная.

Ежегодно издается более 10 тысяч работ по психологии. Человеческий интеллект не в состоянии переработать такого количества информации. Это затрудняет постижение научной психологии.

Всякая наука и ее возникновение связано с жизненными потребностями. Возникновение психологии было обусловлено, в первую очередь, потребностями людей, и в этом история психологии связана с историей других наук. Но, несмотря на возможные аналогии с возникновением других наук, психология имеет специфические особенности. Психолог XIX века Герман Эббингауз афористично заметил, что у психологии “огромная предыстория и очень короткая история”. Действительно,

1 этап существования психологии – так называемый донаучный; психология возникла с возникновением человека и сконцентрировала в себе знания в виде религии, художественной литературы, фольклора («семь раз отмерь - один отрежь», «чужая душа - потемки»).

2 этап - развитие психологии в недрах философии т.к. каждый философ рассматривал особенности психики человека. (см. Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию. – М., 1996. – С.23. – Лекция №2).

Если делать краткий исторический экскурс, следует назвать ряд имен выдающихся философов, внесших вклад в становление психологии как самостоятельной науки.

Известно, что еще в античные времена в русле антагонизма двух начал – идеалистического и материалистического – философы спорили о происхождении души. Так, основы естественнонаучного материалистического подхода к психике заложены Аристотелем в трактате “О душе”; в нем упоминалась неделимость души и тела, главной функцией души признавалась реализация биологического существования организма. Идеалистическое же понимание души мы находим в работах Платона и его учителя Сократа, для которых душа отражает идеальное, метафизическое, этическое. Платон постулирует изначальное существование мира вне материи и индивидуального сознания. Сократ же признавал душу самым высоким, что есть в человеке, и завещал заботиться о ней больше, чем о здоровье тела. Идеи античных философов оставили значительный след в истории развития психологии.

Эпоха Просвещения была отмечена такими вехами, как открытие рефлекса, объяснение природы поведения (требование изучения состояния и содержания сознания Р.Декарта, закон ассоциации Джона Локка).

Философы-материалисты, в отличие от идеалистов, в XIX веке указали на особенности психического отражения по сравнению с отражением в неживой природе, например, в работе В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» даны такие признаки психического отражения:

1. Психика отражает не только настоящее, но и прошлое и будущее.

2. Психика способна активно давать не точную копию отражения объекта, а “субъективный образ объективного мира”, т.е. быть пристрастной. Материалистическое понимание психики можно выразить в следующих положениях:

психика – вторичное, производное от материи явление, а материя – первичное, носитель психики;

психика – свойство особым образом организованной материи – мозга, она возникает как свойство мозга отражать материальный мир.

3 этапистории психологии как науки – развитие психологии как самостоятельной науки.

«Отцом психологии» принято считать Вильгельма Вундта. В 1879 г. был изобретен метод психологии и основана 1 экспериментальная лаборатория. Психология, благодаря эксперименту, оторвалась от философии и стала изучать скорости психических реакций, ощущения, эмоции. Заслуга В.Вундта в создании интернациональной школы психологов.

Из школы Вундта в полемике с ней из-за неудовлетворенности методом самонаблюдения вышли и отмежевались целые направления в психологии. Одним из них стал бихевиоризм (поведенческая психология). Эдвард Торндайк, Джон Уотсон (основоположники) считали, что предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т.е. факты поведения, а не факты сознания. Дж.Уотсон в работе “Психология с точки зрения бихевиориста” (1913г.) писал: “Поведение – это система реакций”.

модуль 1//Психология - наука о психике, психических явлениях и процессах

Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы. Основные отрасли психологии

Психология (от греч. «псюхе» - душа и «логос» - наука) - наука, которая изучает закономерности развития и функционирования психики. Психика - свойство мозга отображать объективный мир, выстраивать его субъективную картину и на ее основании регулировать поведение и деятельность человека. Психика обнаруживает себя в различных психических явлениях.

Во-первых, это психические процессы , с их помощью человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь). Выделяют также эмоционально-волевые процессы (воля, эмоции, чувства).

Во-вторых, это психические свойства (упрямство, работоспособность, эгоизм и т.д.) и психические состояния (возбуждение, интерес, меланхолия и т.д.). Они регулируют общение человека с другими людьми, руководят его действиями и т.п. Психические процессы, свойства, состояния человека, его общение и деятельность, составляют единое целое, которое называют жизнедеятельностью .

Психология, как и любая другая наука, исследует четко очерченный круг вопросов. Главные из них – это:

Как человек ориентируется в окружающем мире (исследование восприятия);

Как влияет на него приобретенный опыт (исследование процесса овладения знаниями и навыками);

Как он запоминает и воспроизводит то, что запомнил (исследование памяти);

Как решает жизненные задачи (исследование мышления и интеллектуальных способностей);

Как переживает собственное отношение к определенным объектам; к процессу удовлетворения актуальных потребностей (исследование чувств и эмоций);

Как управляет собственной психикой и поведением (исследование процессов саморегуляции);

Почему направляет деятельность на определенные объекты (исследование мотивации) и т. п.

Из истории развития предмета психологии

Долгое время психология не была самостоятельной наукой, а развивалась в русле других наук. Первые научные представления о психике возникли в Древнем мире (Єгипет, Китай, Индия, Греция, Рим). Они отражались в работах философов, врачей, педагогов. Можно выделить ряд этапов развития научного понимания психики и предмета психологии как науки.

На первом этапе (6 – 5 вв. до н.э. – 17 в. н.э.) явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и были предметом одного из разделов философии, названного «психологией». Современные исследователи спорят о происхождении этого термина. Существует две основных версии. Первая – он был придуман в 16 в. либо Ф.Меланхтоном, либо О.Кассманом, либо Р.Гоклениусом (книга последнего, изданная в 1590 г, называлась «Психология»). Вторая – этот термин в 17 веке ввел в употребление немецкий философ Х.Вольф, снабдив его эпитетом «рациональная».

Второй этап развития научной психологи начинается в 17 в. Прогресс естествознания, получивший свое отражение в трудах философов Р.Декарта, Б.Спинозы, Ф.Бэкона, Т.Гоббса, обусловливает смену предмета психологи: им становится сознание , познаваемое человеком через самонаблюдение (интроспекцию ). Этот етап продолжается до второй половины 19 в.

На третьем этапе (конец 19 – начало 20 века) сознание, как предмет исследования, а также интроспекция, как его метод, подвергаются резкой критике представителями бихевиоризма (от англ. «behavior» - поведение), которые предлагают рассматривать в качестве предмета психологии – поведение.

Среди современных психологов нет единого понимания предмета психологии. Наиболее универсальным его определением, которое не противоречит взглядам большинства исследователей, является следующее. Предмет психологической науки составляют факты психической жизни, механизмы и закономерности психики (показать на примере эмоции «гнев»).

Задачи психологии . Современная психология решает две группы задач. Первая – задачи теоретические . Их решение предусматривает углубление, расширение, интеграцию (объединение) и систематизацию (приведение в систему) существующих знаний о психике. Вторая – задачи практические . Это решение повседневных психологических проблем в разных областях человеческой деятельности (образование, медицина, спорт, бизнес и т.д.).

Психологические знания необходимы человеку, во-первых, для успешного приспособления к изменениям в природе и социальной среде; во-вторых, для более глубокого понимания себя и окружающих, установления с ними эффективных взаимоотношений, в-третьих, для самоусовершенствования, оптимального использования личностного потенциала, повышения эффективности профессиональной деятельности, налаживания успешного взаимодействия со сложной современной техникой и т. п.

Методы психологических исследований

Метод – это способ познания, исследования определенного круга явлений. В психологических исследованиях используются следующие методы.

Наблюдение. Наблюдение – это целенаправленное восприятие тех или иных психических явлений без вмешательства в их ход.

Виды наблюдения:

Вид наблюдения

Стандартизированное

Перед началом процедуры наблюдения определяют что наблюдать, как наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения, как их оценивать, понимать, и на этом основании делать правильные выводы.

Свободное

Противоположно стандартизованному наблюдению, не имеет предварительно установленных рамок

Внешнее

Способ сбора психологической информации о человеке путем прямого внешнего наблюдения за ним

Внутреннее (самонаблюдение )

Исследование психических явлений, которые возникают в сознании самого психолога-исследователя или тех, кто проводит исследование по его заданию

Включенное

Исследователь является одним из участников процесса, который наблюдается

Невключенное

Не предусматривает личного участия наблюдателя в процессе, который исследуется

Фронтальное

Наблюдение за группой в целом

Индивидуальное

Наблюдение за отдельными членами группы

Способы регистрации данных наблюдения: протокол , записи в дневнике наблюдений.

Условия наблюдения:

1. точность фиксации внешних проявлений (действия, движения, речь, мимика);

2. правильное толкование явлений, которые наблюдаются;

3. систематичность наблюдения.

Опрос . Этот метод базируется на предположении, что нужные сведения о психологических особенностях человека можно получить, анализируя письменные или устные ответы на серию специально подготовленных, стандартных вопросов.

Анкетирование (письменный опрос ) - испытуемый не только отвечает на вопросы, но и сообщает определенные сведения о себе (возраст, пол, профессия, уровень образования, место работы, семейное положение и т.п.).

Опросник – список письменных вопросов, на которые должен ответить испытуемый. Вопросы могут быть «закрытыми» либо «открытыми».

Закрытые вопросы предусматривают стандартные ответы, из которых испытуемый должен выбрать один (да, нет, не знаю, согласен, не согласен, трудно сказать). Пример: Часто ли вы чувствуете состояние тревоги? (Да, нет, иногда, не знаю).

На открытые вопросы ответ дается в свободной форме. Пример: Расскажите о ситуациях, в которых вы чувствуете состояние тревоги. Встречаются также опросники смешанного типа (часть вопросов «закрытые», часть «открытые»). Пример.

Письменный опрос позволяет охватить сравнительно большое количество испытуемых.

Устный опрос имеет две формы. Первая - беседа . Беседа может проходить в свободной форме. Предварительно определяется только ее тема и основные вопросы, на которые должен ответить испытуемый. Во время беседы возможно изменение темы, появление новых вопросов.

Условия успешной беседы:

1. Установить эмоциональный контакт с испытуемым, поддерживать доброжелательную атмосферу разговора.

2. Избрать, а в случае необходимости, создать для нее неформальные условия.

3. Начинать беседу нужно с темы, которая интересует испытуемого, а затем постепенно перейти к той, которая интересует исследователя.

4. Отдавать преимущество непрямым вопросом.

Примеры беседы.

Вторая форма устного опроса - это интервью . Она отличается от первой тем, что содержание вопросов и их последовательность, жестко регламентированы.

После окончания устного опроса исследователь обязательно записывает его результаты.

Тестирование. Тест (от англ. test - «проба») - набор стандартизированных заданий, результат выполнения которых позволяет определить те или другие психологические характеристики испытуемого (уровень интеллекта, тип темперамента, черты характера). Результат тестирования - это в большинстве случаев количественные показатели, которые сравнивают с ранее установленными нормативами.

Виды тестов:

1. Тесты интеллекта (диагностика познавательных процессов, умственных способностей).

2. Личностные вопросники (исследование свойств личности).

3. Проективные методики, которые основываются на гипотезе о том, что любое поведенческое проявление человека является отпечатком (проекцией) его личности. Это совокупность процедур, в которых используются неоднозначные, неопределенные стимулы, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Примеры тестов.

Цель тестирования - первичный, предварительный диагноз. Исследователь должен быть специально подготовлен, владеть процедурами математической обработки и психологической интерпретации данных.

Анализ результатов (продуктов) деятельности . Одним из его вариантов является контент-анализ (от англ. content - «содержание»). Во время этой процедуры смысловому анализу по предварительно составленной схеме подвергаются письменные тексты испытуемых (стихотворения, школьные сочинения на свободную тему, записи в личном дневнике, письма и т.п.).

Задача контент-анализа заключается в том, чтобы, выделив в тексте ключевые слова, словосочетания, темы, использование которых свидетельствует о тех, или иных свойствах личности, поставить соответствующий психологический диагноз. Так, постоянное обращение к теме смерти в поэтическом творчестве может свидетельствовать о тайном желании автора покончить счеты с жизнью. Метод экспертных оценок . Экспертами могут быть компетентные лица, которые: а) являются специалистами в какой-либо сфере деятельности (учителя, классные руководители); б) хорошо знают испытуемых (школьников). Эксперты количественно оценивают выраженность того или иного качества (специальные способности: музыкальные, языковые, математические), а исследователь обобщает их оценки и дает им психологическую интерпретацию.

Пример: оценивание музыкальных способностей (слух, память, чувство ритма) по 10 бальной системе. Желательно, чтобы в процедуре оценивания принимало участие не меньше троих экспертов.

Эксперимент . Этот метод предусматривает целенаправленное создание ситуаций, в которых обнаруживаются и могут быть оценены определенные психологические свойства испытуемых.

Виды эксперимента:

1. Естественный эксперимент - организуется и проводится в привычных для испытуемого жизненных условиях. При этом экспериментатор минимально вмешивается в ход событий, пытается наблюдать и фиксировать их в «естественном виде».

Пример: исследование зависимости продуктивности запоминания от установки на длительное сохранение материала в памяти.

В одной группе школьников знакомят с материалом, который им следует изучить, причем учитель говорит, что опрос по этому материалу состоится на следующий день. В другой группе при тех же условиях предъявления учебного материала ученикам говорят, что опрос будет произведен через неделю. В действительности учеников спрашивали через две недели в обеих группах. В ходе этого эксперимента были выявлены преимущества установки на длительное сохранение материала в памяти.

2. Лабораторный эксперимент . Он предусматривает создания искусственных, «нежизненных» условий, в которых возможно как можно лучше исследовать определенное психическое свойство или процесс. Лабораторный эксперимент проходить в специально оборудованных помещениях. Это дает возможность обеспечить максимальный контроль над его ходом и результатами. Пример: эксперимент с целью исследования «сенсорного голода» (долговременной, более или менее полной изоляции человека от информации, предоставляемой процессами восприятия и ощущения). Испытуемого, который находится в специальном, изолированном от информации аппарате погружают в воду.

Постепенно человек начинает чувствовать сенсорный и эмоциональный голод. При этом у него начинает активно работать воображение, возникают яркие образы, потом появляется заторможенность, депрессия, апатия, которая на короткое время сменяются эйфорией, раздражительность. В последующем наблюдаются стойкие нарушения внимания, памяти, мышления, появляются галлюцинации. Подобный эксперимент используется при подготовке специалистов «экстремальных» профессий.

Перечисленные методы психологического исследования следует применять в комплексе, так, чтобы данные, полученные с помощью одних методов, дополнялись и проверялись с помощью других.

В психологии, как и в медицине, действует закон: «Не навреди!», поэтому, проводя психологические исследования (например, для выпускной работы), необходимо соблюдать ряд этических норм.

1. Методы и приемы получения данных, сами данные, рекомендации, которые разработаны на их основании и т.п., не должны нанести психологический либо физический вред испытуемым.

2. Испытуемые должны, насколько возможно, знать о цели и задачах исследования, в котором принимают участие.

3. Не следует сообщать третьим лицам фамилии и имена испытуемых. В тексте выпускной работы следует приводить их только в зашифрованном виде.

4. Нежелательно передавать кому-либо материалы исследования. Исключение могут составить профессиональные психологи, работающие в учебных заведениях или фирмах, на базе которых написана работа.

Основные отрасли психологии

Структуру современной психологической науки составляют следующие дисциплины: общая психология - фундаментальная дисциплина, которая исследует сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Она является основой для развития ряда прикладных (специальных) дисциплин, к которым относятся:

Дисциплина

Что изучает

Возрастная психология

Развитие психики на протяжении всей жизни человека;

Педагогическая психология

Психологические основы обучения, воспитания и педагогической деятельности

Социальная психология

Взаимоотношения, возникающие при общении и взаимодействия людей в различных группах (семья, школьный класс, трудовой коллектив и т.п.)

Психология личности

Психологические особенности личности

Психогенетика

Взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании психики человека

Дифференциальная психология

Индивидуальные различия в психике

Психодиагностика

Разрабатывает теорию, принципы, инструменты измерения и оценки психических явлений);

Специальная психология

Психику людей с различными отклонения в развитии психики, которые обусловлены врожденными либо приобретенными дефектами НС. Она включает психологию слепых (тифлопсихология ), глухих (сурдопсихология ), умственно отсталых (олигофренопсихология ) и тесно связана с дефектологией

Зоопсихология

Психику животных

Музыкальная психология

Психические явления, которые порождены музыкой, а также особенности личности и профессиональной деятельности музыкантов

Психология творчества

Психологические аспекты творчества

В наше время также успешно развиваются: психология бизнеса , психология спорта , военная , юридическая , медицинская психология и другие области психологической науки, связанные с разными видами человеческой деятельности.