Презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему: Презентация ненецкой народной сказки "Кукушка". Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой

Урок литературного чтения Тема урока:

Ненецкая народная сказка «КУКУШКА»

  • Подготовила: Адайбаева М.Г.

Цель урока:

  • расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях.

  • - учить учащихся анализировать текст с точки зрения нравственных проблем, видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость, составлять монологические высказывания о героях произведения;
  • -формировать необходимый уровень читательской компетенции;
  • -способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;
  • -формировать умение участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • - воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе.

Добрый день, начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не молчать Всем работать, отвечать.


добрым молодцам урок"


АЙОГА

ЛИСА И МУРАВЕЙ


НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

АЙОГА

ЛИСА И МУРАВЕЙ



К Ш К У А У К




  • Ее кукуканье слышали, наверное, все, но очень мало кто видел эту осторожную птицу. Кукушка чуть больше голубя и имеет серое с поперечными полосами оперение, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки перелетные птицы, поэтому у нас их можно увидеть только со средины весны до конца лета.

1. Кукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц.

2. Отложив на земле яйцо, кукушка берёт его в клюв и, подлетев незаметно к гнезду какой-либо птички, подкладывает его туда в отсутствии хозяев.

3. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка.


4.Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не станет взрослым и не улетит.

5. Кукушки – одни из самых полезных птиц. Эта насекомоядная птица очень прожорливая, поедающая таких гусениц, которых кроме неё не едят другие птицы.

6.За лето несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.






Тундра - холодные северные безлесные пространства.


– жилище в форме конуса,

покрытое оленьими шкурами.

Верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.

Пимы - высокие сапоги

из оленьей шкуры.



Физминутка «Хомка»

Хомка-хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, Щеки моет, шейку трет. Подметает хомка хату И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать.



Составьте пословицы о матери, соединив части:

Нет на свете лучше дружка,

солнца греет.

При солнышке светло,

не заменишь.

Родную мать никем

при матери добро.

Сердце матери лучше

чем родная матушка.


"Сказка - ложь, да в ней намек:

добрым молодцам урок"


Рефлексия «Дерево успеха»

Розовый -мне было скучно

Желтый -я понял, но есть вопрос

Зеленый -мне было интересно


Благодарю вас за урок. Вы хорошо поработали.

МБОУ гимназия №1 г.Лебедянь Липецкой области

Конспект

открытого урока

по литературному чтению во 2 – б классе

Тема: «Кукушка (ненецкая народная сказка)».

УМК «Планета знаний»

Подготовил:

учитель начальных классов

Шушунова Ольга Михайловна

2014г.

Тема: «Кукушка» (ненецкая народная сказка).

Педагогические цели: создать условия для развития внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, и умений передавать их; способствовать формированию умений понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста, рассказывать сказку от лица определенного персонажа.

Планируемые результаты:

Предметные: соотносят иллюстрации с содержанием произведения; выявляют общность нравственной позиции в произведениях разных народов.

Личностные: проявляют положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные:

Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесенных корректив; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного.

Игра “Угадай”.

Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Мы поиграем с вами в игру ``Угадай". По предложению вы должны узнать сказку, сказать название и какой народ сочинил эту сказку.
а) “– Сестрица Алёнушка, я пить хочу!” (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” – русская народная сказка.)
б) “– Коровушка-матушка! Меня бьют – журят, хлеба не дают, плакать не велят”
(“Хаврошечка” – русская народная сказка.)
в) “Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха орет, а человека нет!”
(“Мальчик с пальчик” – русская народная сказка.)
г) “– Ох добрый человек и сама сегодня ничего не ела: нечего.” (“Каша из топора” – русская народная сказка.)

III . Сообщение темы урока.

Вы узнаете название сказки, с которой мы познакомимся на уроке, если отгадаете загадку

Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка.)

Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа “Кукушка”.

Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.

(Слайд 3)

I V. Открытие новых знаний. Работа над новой темой.

Сообщение учителя о зоне тундр. (Слайды 4–16)

Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток-холодная безлесная равнина. Климат в тундре суровый, лето очень короткое и прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветры. В тундре господствуют кустарники, многолетние травы, мхи, которые хорошо переносят суровые природные условия. В короткие месяцы лета тундра превращается в цветочный и ягодный сад. Огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая голубика. Богат и животный мир тундры: белая куропатка, белая сова, заяц-беляк, волк, песец, северный олень. Плотность населения в тундре невелика. Здесь живут чукчи, ханты, манси, якуты, ненцы и другие народности, которые занимаются оленеводством, рыболовством, охотой. Зима в тундре долгая и очень суровая. В середине зимы почти 2 месяца длится полярная ночь. На небе можно увидеть северные сияния.

Работа со словарём. (Слайды 17,18,19)

Чум – палатка, крытая шкурами.

Малица – верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.

Сообщения учащихся о кукушке. (Слайды 20, 21, 22, 23)

Ребята, что вы знаете о кукушке? (Сообщения заранее подготовленных детей.)

1-й ученик. Кукушка получила своё название за то, что она кукует, кричит: "Ку-ку! Ку-ку!". Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо.

2-й ученик. Но есть у неё и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него свою ношу.

3-й ученик . Эта птица очень осторожная. Она немного больше голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в конные лета.

4-й ученик. Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка. Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не вырастет и не улетит.

5-й ученик. Но всё-таки кукушки – одни из самых полезных птиц. Кукушка – птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное – она поедает таких гусениц, которых кроме неё и иволги не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест всех подряд. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

V. Прослушивание сказки “ Кукушка” аудиозапись .

(Слайды 24, 25, 26, 27) Обмен впечатлениями.

Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

VI. Физкультминутка


VII. Чтение сказки учащимися, работа по содержанию.
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? Подтвердите свой ответ словами из текста.

Вспомните, как вели себя дети по отношению к матери, пока она была с ними? Найдите в тексте строки, рассказывающие об этом. Подчеркните слова, характеризующие поведение детей. (Не слушались, не помогали, не шли за водой.)


- Прочитайте предложенные в задании 3 слова и выберите те, которые помогут вам охарактеризовать детей. Какими же были дети? (Беззаботными, злыми, глупыми.)

Что же почувствовали дети, когда увидели, что мать превратилась в кукушку?

Можно ли утверждать, что они были бесчувственными, безжалостными? (Нет. Расстроились дети, что мать улетает, принесли ей воды. Они много дней бежали за ней, ноги в кровь изранили, значит, не были бесчувственными.)

VIII . Первичное закрепление.

Почему мать превратилась в кукушку?

Какие повадки кукушки объясняет эта сказка?

IX . Самостоятельная работа
– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой? Запишите.

IX. Обобщение. Рефлексия. (Слайд 28)

В народе говорят: “Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок.”

Чему учит нас эта сказка?

Что вы взяли для себя из этого урока?
– Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас возникло?

XII. Домашнее задание. (Слайд 29)

Подготовить пересказ сказки или от имени детей. Можно начать так: “Мы весело играли, мама в это время…”. Или от лица матери: “Мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы…”

В нашей семье никто не осуждает кукушку за то, что не вьёт она себе гнезда и не растит сама своих детей. Я помню, как я плакала, когда мне мама читала сказку «Кукушка», как мне было жалко кукушку-мать, а потом так же плакала моя дочь, когда я ей читала эту сказку, и крепко прижималась ко мне. И внучке уже прочитана эта сказка…

Народная ненецкая сказка «Кукушка»

Цель: воспитание доброты, внимательности и отзывчивости к родным.

Задачи:

- помочь понять и оценить характеры героев ненецкой народной сказки «Кукушка»;

- развивать интерес к художественной литературе;

Вызвать у детей эмоциональное отношение к литературному произведению.

Жила на свете бедная женщина. И было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум [жилище в форме конуса, покрытое шкурами оленей], целые сугробы снега на пимах [высокие меховые сапоги из оленьих или нерпичьих шкур] натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела она. Лежит в чуме, детей зовёт, просит:
— Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички.
Не один, не два раза просила мать — не идут дети за водой. Старший говорит:
— Я без пимов. Другой говорит:
— Я без шапки. Третий говорит:
— Я без одежды.
А четвёртый и вовсе не отвечает. Просит их мать:
— Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть — заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу [верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами] надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли.
Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума.
Закричал тогда старший брат:
— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!
Побежали дети за матерью, кричат ей:
— Мама, мама, мы тебе водички принесли! А она отвечает:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают.
Младший сынок кричит:
— Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!
Отвечает мать издалека:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я!

Так бежали дети за матерью много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«КУКУШКА» Ненецкая народная сказка

Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.

О т жизни такой, от работы тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит: - Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички. Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит: - Я без пимов. Другой говорит: - Я без шапки. Третий говорит: - Я без одежи. А четвертый и совсем не отвечает. Сказала тогда мать: - Близко от нас река, и без одежи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу! Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший есть - заглянул в чум.

Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Закричал старший сын: - Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей! Тут побежали дети за матерью, кричат ей: - Мама, мы тебе водички принесли. Отвечает им мать: - Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я.

Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой ей протягивают. Меньшой сынок кричит: - Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама! Отвечает мать издали: - Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей - по камням, по болотам, по кочкам.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той самой поры красный мох стелется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с бытом и традициями ненецкого народа

Знакомство с национальным жилищем, одеждой, предметами быта и мн.другим помогают ближе узнать традиции и быт ненецкого народа...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Закрепление ненецкой народной сказки «Кукушка» Составил: воспитатель МБДОУ №175 Г. Иркутска Осипова Екатерина Юрьевна

Задачи: Образовательные Закрепить содержание ненецкой народной сказки «Кукушка». Помочь понять смысл пословиц, употреблять их в жизни. Обеспечить умение выражать свое эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, голоса.

2. Коррекционные Корректировать мышление: - операции анализа и синтеза; - операция сравнения, обобщения. Развивать память (долговременную, зрительную, слуховую). Корректировать внимание (устойчивость, концентрация, переключаемость). Развивать речь (активизировать пассивный словарь)

3. Воспитательные Продолжать учить детей понимать «намек» сказки, делать из нее выводы, реализовывать их в жизни. В оспитывать уважение к семье, к матери. Способствовать формированию чувства долга и ответственности.

Работа со словарём: Ненцы – народ, проживающий на территории Российской федерации. Чум- переносное жилище ненцев. Малица – верхняя одежда. Пимы – обувь ненцев.

НАЗОВИ сказку:

Мама (какая?): трудолюбивая терпеливая любящая добрая о динокая б едная гордая Дети (какие?) л енивые н епослушные н евоспитанные р авнодушные жестокие легкомысленные Подбери прилагательные:

Перескажи сказку по картинкам

Какая картинка лишняя?

Запомни и объясни пословицы поговорки: Делай другим то, чего желаешь себе. Дорога ложка к обеду. Нет такого дружка, как родимая матушка. Нет друга нежнее матери. При солнце тепло, а при матери добро. Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьет. Мать всякому делу голова. Без матки рой не держится. Кто матери не послушает - в беду попадет. Жизнь дана на добрые дела. Худо тому, кто добра не делает никому.

Заучи скороговорку:

Заучи считалку:

Раскрась картинки:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность с детьми старшей группы. Тема «Ненецкая народная сказка «Кукушка»»

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Ненецкая народная сказка «Кукушка»» Знакомство с литературным произведением, обсуждение, рисование иллюстраций....

Конспект образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень».Цель:расширять представления детей об образе жи...