Природные ресурсы мира оценка ресурсообеспеченности таблица. Ресурсообеспеченность


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

1) Понятие ресурсообеспченности страны
2) Анализ ресурсообеспеченности стран топливными ресурсами и железной рудой
3) Геополитические интересы стран в борьбе за природные ресурсы

ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях актуальность вопрос ресурсообеспечения является очевидным фактом. К сожалению, современный этап развития общества характеризуется нерациональным использованием природных ресурсов. Решение проблем углубления экономического и экологического кризиса, исчерпанности доступных запасов ресурсов требует поиска путей снижения объемов ресурсов, поступающих в экономической системе и более эффективного их использования.
На современном этапе наиболее действенным и эффективным направлением решения проблем ресурсообеспечения и охраны окружающей среды является ресурсосбережение. Поэтому для каждого государства важно сохранить, рациональное, экономное использование и воспроизводство природных ресурсов, разрешение противоречия между развитием потребностей общества и возможностями природы.
Большое внимание уделялось исследованию вопросов ресурсного обеспечения многими учеными, среди которых отметим: В.Г. Андрейчук, П.С. Березовский, В.П. Галушко, О.Ю. Ермаков, М.И. Кисиль, Б.И. Пасхавер, В.М. Трегобчук и многие другие. Особое значение изучение вопросов ресурсного обеспечения приобретает в период нестабильных условий функционирования и учета условий хозяйствования.
Цель реферата – изучить понятие ресурсообеспеченности и проанализировать обеспеченность стран мира ресурсами.

1) Понятие ресурсообеспеченности страны
Ведущей сырьевой проблемой современного мира на глобальном уровне выступает ресурсообеспеченность мирового хозяйства в целом. На региональном уровне наиболее острыми проблемами стали неравномерность территориального распространения отдельных видов ресурсов и неодинакова ресурсоемкость национальных экономик.
Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной ресурса и размерами его использования. Для исчерпывающих ресурсов показатель ресурсозабезпечености измеряется в годах, при этом предусматривается сохранение современного уровня добычи. Для восстановительных ресурсов - показатель рассчитывается на душу населения.
Это самый простой вариант оценки, но нельзя считать такой подход абсолютно рациональным. Ведь меняются объемы добычи вследствие изменений в технологиях и объемах используемых ресурсов, изменяются и объемы самих запасов вследствие открытия новых месторождений и перевода старых месторождений из одной категории в другую. Например, канадские битуминозные сланцы не рассматривались в категории промышленных запасов углеводородного сырья из-за высокой себестоимости добычи до того, пока цена на нефть не выросла настолько, что их разработка стала экономически целесообразной. То есть предлагаемая абсолютная оценка ресурсообеспечния является краткосрочной.
Конечно, на показатели ресурсообеспечния в первую очередь влияют богатство или бедность территории природными ресурсами. Но поскольку ресурсообеспеченность зависит также и от масштабов изъятия природных ресурсов, то это понятие становится не столько естественным, сколько социально-экономическим.
Глобальный уровень ресурсообеспечнности очень важен, но географы свое научное кредо часто передают крылатыми фразами: «Глобальное в региональном!» Или «Мыслить глобально, действовать локально!". Региональный уровень очень важен в географической науке. Например, Юго-Западная Азия очень богата нефтью, но почти совсем не обладает гидроэнергетическими, а тем более лесными ресурсами. А вот Южная Америка, наоборот, очень богата гидроэнергетическими и лесными ресурсами.
Конечно, разница в ресурсообеспечнности между отдельными странами еще заметнее. Так, Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа. Андские страны богаты медными и полиметаллическими рудами. Государства, располагающие большими массивами тропических лесов, обладают ресурсами ценной древесины. В мире есть несколько государств, имеющих практически все известные виды природных ресурсов - это Россия, США и КНР. Высокообеспеченными, с точки зрения природных ресурсов, являются Индия, Бразилия, Австралия и некоторые другие страны. Многие государства обладают крупными запасами мирового значения одного или нескольких ресурсов. Так, Габон выделяется запасами марганца, Кувейт - нефти, Maрокко - фосфоритов.
Легко убедиться, что наибольшими природными ресурсами обладают страны-гиганты с огромными территориями. А небольшие страны, если и выделяются богатством какого-нибудь вида природных ресурсов (например, страны Персидского залива богатые нефтью), то вовсе не их разнообразием. Вот почему по ресурсообеспеченности с определенной долей условности страны можно разделить на три группы:
1. Ресурсонадлишкови страны (Россия, Канада, Австралия).
2. Ресурсозабезпечени страны (США, Китай, Бразилия), которые также обладают значительными природными ресурсами, но все же вынуждены импортировать некоторые из них.
3. Ресурсонедостатни страны. Таких подавляющее большинство (Япония, Италия, Южная Корея, Тайвань). Как правило, они сильно отстают от стран первых двух групп как по величине, так и набором природных ресурсов, поэтому удовлетворяют свои потребности за счет мирового рынка.
Таким образом, неравномерность размещения природных богатств на планете, с одной стороны, способствует развитию международных экономических связей , международного разделения труда . Но с другой стороны - порождает определенные экономические трудности у стран , бедных природными ресурсами.

2) Анализ ресурсообеспеченности стран топливными ресурсами и железной рудой
В современном мире возникает достаточно много проблем связанных с добычей сырьевых ресурсов - как экономические, так и технические.
Доказанные запасы нефти в мире оцениваются в 140 млрд. тонн, а ежегодная добыча составляет около 3,5 млрд. тонн. Однако вряд ли стоит предрекать наступление через 40 лет глобального кризиса в связи с исчерпанием нефти в недрах Земли, ведь экономическая статистика оперирует цифрами доказанных запасов, то есть запасов, которые полностью разведаны, описаны и исчислены. А это далеко не все запасы планеты. Даже в пределах многих разведанных месторождений сохраняются неучтённые или не вполне учтённые нефтеносные секторы, а сколько месторождений ещё ждёт своих открывателей.
Таблица 1
Обеспеченность стран мира нефтью

    страна Запасы нефти (млрд т) Добыча нефти (млн т)
    Саудовская Аравия 43,1 450 96
    Ирак 16,7 55 304
    ОАЭ 16,2 120 135
    Кувейт 15,7 105 149
    Иран 14,9 185 80
    Венесуэла 10,3 175 59
    Мексика 8,5 170 50
    Россия 6,7 300 22
    Китай 4,0 160 25
    США 3,8 380 10

Как мы можем увидеть из таблицы, Саудовская Аравия является абсолютным лидером по запасам и добыче нефти. И хотя в других странах (Ирак, Кувейт, ОАЭ) запасов нефти хватит на больший срок, это выражено в основном недостаточно высоким уровнем её добычи в этих странах. Опасение вызывает несоответствие высоких темпов добычи с относительно небольшими запасами в таких странах, как США и Китай.
Таким образом, более обеспечены нефтью развивающиеся страны, но при таких высоких темпах добычи ресурс быстро иссякнет. Самые значительные запасы у Саудовской Аравии, а самый высокий показатель ресурсообеспеченности у Ирака. Стоит отметить, что странами – лидерами в основном являются страны Персидского залива, являющиеся ведущими членами ОПЕК. Можно передоложить, что с истощением нефти, цены на нефть будут зависеть от данной группы стран.
Уголь – самый распространенный в мире вид ископаемого топлива. Он обладает высоким значением чистого выхода полезной энергии и относительно дешёвый. Единой системы учёта запасов угля и его классификации не существует. Оценки запасов пересматриваются как отдельными специалистами, так и специализированными организациями.

Таблица 2
Обеспеченность стран мира углем

    страна Запасы угля (млрд т) Добыча (млн т) Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)
    США 445 1020 436
    Китай 296 1240 239
    Россия 202 250 808
    ЮАР 116 220 527
    Австралия 116 280 414
    ФРГ 106 250 424
    Индия 78 330 236
    Украина 47 75 626
    Великобритания 45 50 900
    Казахстан 31 70 485

Что касается добычи каменного угля (таблица 2), то она ведется очень неравномерно: несравненный лидер – США (40%), затем идет Китай (20%). Это неотъемлемая составляющая сталелитейной промышленности, а, следовательно, в этой отрасли данные страны и имеют наибольшие тенденции к удержанию лидерства. Россия занимает по уровню добычи каменного угля только шестое место (4,5%), уступая таким странам, как Австралия и Южно-Африканская республика.
Таким образом, обеспеченность углём достаточно высокая. Большая часть стран, имеющая запасы угля – развитые страны. Самые большие запасы угля у США, но при таких размерах добычи показатель ресурсообеспеченности не самый высокий.Если сравнить с Россией, то запасов угля меньше, чем у США в 2 раза, а обеспеченность выше в 2 раза.

Таблица 3
Обеспеченность стран мира природным газом

    страна Запасы газа (трлн м3) Добыча газа (млрд м3) Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)
    Россия 48,1 550 87
    Иран 22,9 45 508
    Нидерланды 1,9 70 27
    ОАЭ 5,8 40 145
    Саудовская Аравия 5,4 45 120
    США 4,7 540 8,7
    Венесуэла 4,1 30 136
    Алжир 3,7 65 57
    Канада 2,2 170 13
    Норвегия 2,0 45 44

Наибольшие запасы газа у развивающихся стран. Самые большие запасы у России, но и самые высокие темпы добычи, поэтому ресурса хватит менее чем на 90 лет. Самая высокая обеспеченность газом у Ирана, ОАЭ и Саудовской Аравии. Самые низкие показатели у США – 8,7 лет

Таблица 4
Ресурсообеспеченность топливными ресурсами основных регионов мира

    Регионы Запасы топлива Добыча топлива Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)
    Нефть (мир в целом) 140 млрд т 3450 млн т 40,5
    Уголь (мир в целом) 1100 млрд т 4625 млн т 238
    Природный газ (мир в целом) 150трлн м3 220 млрд м3 681
    Природный газ (Зарубежная Европа) 5,6 трлн м3 270 млрд т 20
    Природный газ (Зарубежная Азия) 59,0 трлн м3 330 млрд т 178,8
    Нефть (Зарубежная Европа) 2,5 млрд т 330 млн т 7,6
    Нефть (Зарубежная Азия) 98,0 млрд т 1370 млн т 71
    Нефть (СНГ) 98,0 350 млн т 26

Таким образом, ресурсообеспеченность топливными ресурсами в мире различна, большая часть приходится на газ и уголь, меньшая на нефть (всего 40 лет). Также по-разному обеспечены этими ресурсами и регионы. В Европе намного меньше ресурса, чем в Азии, что будет объяснять зависимость Европы от ввоза данного сырья.

3) Геополитические интересы стран в борьбе за природные ресурсы.

В современном мире на нефть, природный газ и уголь приходятся, соответственно, 32, 22 и 21 процент мирового производства энергии. При этом население мира потребляет энергетические ресурсы крайне неравномерно. Половина глобального потребления угля падает на США (26 процентов мировой добычи) и Китай (24 процента). За пределами этих двух угольных «сверхдержав» использование угля увеличивается в Индии и Японии, но сокращается в Западной и Восточной Европе, включая Россию (как и Англия, наша страна прекратила субсидирование добычи угля).
Что касается нефти, то на протяжении последних полутора десятков лет ее потребление ежегодно возрастает на 1,2 процента и на сегодняшний день составляет в США 18 баррелей, в Канаде - 13, а в Западной Европе, Японии и Австралии - 6 баррелей на душу населения в год. Соединенные Штаты потребляют более четверти мировой нефти. На долю Японии приходится 8 процентов, быстро растущий Китай потребляет 6, а Россия - 4 процента мировой добываемой нефти. Резко увеличивается использование нефти в Южной Корее и Индии.
Потребление природного газа в мире растет на 1,9 процента в год. В развитых странах газ заменяет уголь в гигантских силовых генераторах. США потребляют 27 процентов добываемого в мире газа, Европа - 20 процентов. В обоих регионах наблюдается тенденция еще более масштабно использовать этот источник энергии. Одновременно уменьшилось потребление газа в Восточной Европе.
Согласно прогнозу ЦРУ, к 2015 году потребление энергии увеличится на 50 процентов. К концу первого десятилетия XXI века на нефть будет приходиться примерно 39 процентов всех потребляемых на планете энергетических ресурсов. На второе по значимости энергетическое сырье, уголь, придется 24, на природный газ - 22, на атомную энергию - 6 процентов. Значимость нефти в будущем только возрастет. В 2020 году на нефть будет приходиться 37 процентов производимой в мире энергии, а на нефть и газ вместе взятые - две трети общемировых источников энергии. Более половины нефти (нефтепродуктов) пойдет на обеспечение работы автотранспорта (52 процента). Мир будет приближаться к американскому показателю насыщенности автомобилями - 775 автомобилей на тысячу жителей.
Таблица 5
Мировое потребление энергии между 2000 и 2020 гг. (в квадрильонах BTU) (данные за 2000 год и прогноз на будущее)


Едва ли нужно доказывать, что современная цивилизация немыслима без органических носителей энергии. Индустриальный мир в значительной мере зависит от этих носителей, то есть в первую очередь от нефти и газа. Увеличение в три раза цены на нефть за последнее десятилетие стало одной из причин текущего энергетического кризиса. Экономические лидеры настроены на все более активное использование углеродных носителей. Как уже говорилось, среди всех энергетических источников наибольшую значимость сегодня (и в обозримом будущем) имеет нефть. На протяжении последних лет мировая потребность в нефти увеличивалась примерно на 1,5-2 миллиона баррелей в день (мбд). По оценке Министерства энергетики США, проекция на будущее предполагает рост потребления нефти с 77 мбд в 2002 году до 120 в 2020-м. Потребление этого самого важного стратегического ископаемого крайне неравномерно. Американская и западноевропейская зависимость от импорта нефти давно превысила 50 процентов и будет продолжать расти быстрыми темпами по меньшей мере до 2020 года.
Таблица 6
Мирового потреблении нефти (прогноз в мбд в день)
Регион или страна 2000 год 2005 год 2010 год 2015 год 2020 год
Развитый мир 44,9 47,4 50,1 52,3 54,5
США 19,5 21,2 22,7 23,7 24,7
Западлая Европа 14,4 14,8 15,3 15,6 16,0
Восточная Европа и
бывший СССР 6,0 6,1 6,4 6,6 6,9
Развивающиеся страны 26,2 31,4 37,0 42,9 48,7
Китай 4,6 5,0 6,4 8,1 8,8
Мир в целом 77,1 84,8 93,5 101,8 110,1

Но существуют ресурсы, не имеющие эквивалентных заменителей. Это относится прежде всего к пресной воде, без которой невозможен не только экономический прогресс, но и сама жизнь. Рост населения на Юге и рост уровня жизни на Западе постоянно увеличивают потребность в пресной воде, которая составляет примерно 3 процента от общемировых запасов воды. Значительная часть пресной воды закована в ледники и айсберги. Потребляется примерно 12 тысяч кубических километров в год, и из имеющихся на планете запасов половина уже задействована. Если не будут предприняты экстренные меры (создание колоссальных по мощности опреснительных установок, бурение глубоких скважин), то к середине XXI века вся наличная пресная вода будет использована.
Соединенные Штаты как главный в мире потребитель нефти на протяжении XXI века острее других будут ощущать зависимость от стран Персидского залива с их двумя третями разведанных мировых запасов нефти.
Американскими властями постоянно предпринимаются попытки диверсификации источников нефтяного импорта. Совет национальной безопасности США доложил президенту, что «Венесуэла стала первым заграничным поставщиком нефти и доля Африки увеличилась до 15 процентов импортируемой нами нефти». Нефть требуется экономике Японии, Китая, Южной Кореи, Индии и Индонезии, где среднегодовой прирост ее потребления за последние тридцать пять лет составил 14 процентов (самый высокий показатель в мире).
Если в ближайшие десятилетия потребление естественных ресурсов будет расти прежними темпами, кладовым Земли грозит истощение. При прогнозируемом ежегодном росте потребления нефти на 1,9 процента ее на шестьдесят лет не хватит. Ведь этот прогноз означает, что в 2020 году потребление достигнет 113 миллионов баррелей в день. При таком росте потребления нефть на Земле иссякнет не в 2060-м, а в 2040 году. В любом случае уже в третьем десятилетии XXI века человечество начнет ощущать нехватку главного органического топлива - нефти. Даже если не поддаваться паническим настроениям, очевидно, что кризис в использовании этого типа ресурсов наступит уже в середине наступившего века. Россия кровно заинтересована в увеличении объемов добываемой нефти (нефть обеспечивает 25 процентов доходов от всего российского экспорта). Рост экспорта стран СНГ резко увеличился за последние три года. Нефтяной экспорт России достиг 4 миллионов баррелей в год в 2001-м, закрепив за ней второе место в мире после Саудовской Аравии (7 миллионов баррелей в год).
Постоянное увеличение мирового спроса, сокращение запасов сырья и усиление требований и претензий отдельных государств делают маловероятной возможность мирного распределения мировых ресурсов. Рыночные силы придают могучий резонанс даже незначительным локальным конфликтам. Глухие раскаты грома из Сьерра-Леоне, Заира и Боливии - это только первые предвестники тех последствий, к которым в ближайшие десятилетия приведут процессы глобализации. «После Второй мировой войны постоянная погоня за природными ресурсами была скрыта политическими и идеологическими требованиями американо-советского соперничества; окончание этого соперничества более реалистически осветило действительную картину».
Таким образом, не существует такой доктрины, которая удовлетворяла бы все стороны противостояния в полной мере, поэтому конфликты на почве борьбы за ресурсы неизбежны. Особенное вероломство на пути к мировому господству проявляют Соединённые Штаты Америки. Сфера их влияния всё сильнее сжимается вокруг России. Мир пока «однополярен», и если никакие меры не будут предприняты, то в мире окончательно утвердится новый мировой порядок, порядок, при котором Россия – лишь ресурсная база запада.

ВЫВОДЫ

Переход мирового хозяйства к новому типу развития, в котором центральное место занимает информация и знания, разумеется, не означает, что задача рационального использования энергетического сырья теряет свою актуальность. Наоборот, в последнее время, когда угрожающую остроту приобрел глобальный экологический кризис, когда мировое сообщество решает задачу перехода к устойчивому развитию, повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов становится еще более актуальным и должно занимать приоритетное направление в экономической политике каждого современного государства. Более того, в условиях перехода к устойчивому развитию изменения показателя энергоемкости в масштабах мирового хозяйства могло бы стать одним из важных индикаторов эффективности энергетической составляющей, обеспечивающей этот переход. О значении этого показателя красноречиво говорит тот факт, что снижение энергоемкости производства мирового ВВП только на 1% позволило бы сегодня сэкономить 225-235 млрд дол., что примерно соответствует затратам на природоохранные мероприятия всех стран Европы и Азии вместе взятых.
Снижение энергоемкости экономического развития мирового хозяйства требует сегодня действий по следующим основным направлениям. Первое направление - повышение эффективности использования энергии. Эта задача может быть решена путем экономии энергоресурсов, более широкого применения энергосберегающих технологий и вторичных ресурсов.
Второе направление - переход от ископаемых видов топлива, обеспечивающих сегодня производство 85% используемой энергии, к таким экологически чистым источникам, как ветер, геотермальные воды, солнечная энергия.
Реализация мероприятий в рамках этих основных направлений требует немалых финансовых, трудовых, организационных затрат и возможна лишь при усилении государственного вмешательства в экономическую жизнь. В большинстве развитых стран государство заметно укрепило свои позиции не только в социальной сфере, но и в экономической жизни. Активно используя бюджетные, кредитно-финансовые, налоговые, таможенные и иные рычаги, оно получило возможность эффективно воздействовать на процессы производства и потребления ресурсов. Примеры рациональной политики государственного вмешательства в обеспечение устойчивого развития экономики путем совершенствования ее энергетической составляющей можно сегодня наблюдать как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах.
Таким образом, уже в меньшей степени мир зависит от энергоресурсов, чем раньше, обозначены тенденции перехода к новым видам энергии, в том числе и альтернативным. Однако сейчас всё более очевидно, что рынок не в состоянии решить проблемы, связанные с рациональным использованием ресурсов, и, следовательно, необходимо государственное регулирование экономик стран мира.
и т.д.................

Географическая оболочка Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Однако запасы разных их видов далеко не одинаковы, распределены они неравномерно. В результате отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность. Под ресурсообеспеченностью обычно понимают соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения. Например, по расчетам ученых, мировые общегеологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн. т. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить более, чем на 1000 лет. Однако, если учитывать запасы, доступные для извлечения, а также постоянный рост потребления, обеспеченность сократится в несколько раз. Другим примером, иллюстрирующим различия в ресурсообеспеченности, может служить характеристика душевой обеспеченности землями в разных странах мира. Так, при среднемировом его показателе 0,25 га на душу населения, он колеблется от 0,04 га в Японии до 3,00 га в Австралии.

В общем случае, существуют заметные различия в уровне и характере обеспеченности природными ресурсами различных стран. Так, Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа. Андские страны богаты медными и полиметаллическими рудами. Государства, располагающие большими массивами тропических лесов, обладают ресурсами ценной древесины. В мире есть несколько государств, имеющих практически все известные виды природных ресурсов. Это Россия, США и КНР. Высокообеспеченными, с точки зрения природных ресурсов, являются Индия, Бразилия, Австралия и некоторые другие страны. Многие государства обладают крупными запасами мирового значения одного или нескольких ресурсов. Так, Габон выделяется запасами марганца, Кувейт -- нефти, Maрокко -- фосфоритов. Большое значение для каждой страны имеет комплексность имеющихся природных ресурсов. Например, для организации черной металлургии в отдельно взятой стране желательно располагать ресурсами не только железной руды, но и марганца, хромитов и коксующегося угля.

Большинство стран располагают некоторым набором природных ресурсов. Однако, встречаются государства с очень скудными их объемами. Но это не всегда обрекает эту страну на нищенское существование, и наоборот, обладая большим их числом и количеством, можно нерационально ими воспользоваться. Например. Япония, являясь высокоразвитой страной, имеет ограниченное количество минеральных ресурсов. В противоположность Японии можно привести примеры многих государств, обладающих богатейшими ресурсами, но не достигших больших успехов в социально-экономическом развитии.

Ресурсообеспеченность отдельных стран мира основными видами минерального сырья показана в таблице 1.

Таблица 1 - Ресурсообеспеченность некоторых стран мира основными видами минерального сырья.

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Добыча

(млрд. тонн)

Ресурсообеспеченность

(в годах)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Германия

Саудовская Аравия

Бразилия

Австралия

Ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисляется по формуле:

Р = З/Д, где

Р - ресурсообеспеченность (в годах),

З - запасы,

Д - добыча;

По данным таблицы 1 можно сделать выводы о том, что большинство стран в достаточной степени обеспечены минеральными ресурсами. Однако многим странам разведанных и добывающихся запасов нефти может хватить ненадолго. Самыми большими запасами нефти обладают Россия, Китай и Саудовская Аравия. Необходимо отметить, что добыча нефти ведется во всех странах, кроме ЮАР.

Все указанные страны обладают большими запасами угля и железных руд, добыча угля не ведется только в Саудовской Аравии, где в силу природных причин их месторождения отсутствуют.

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира» (Тема урока «Ресурсообеспеченность стран мира», 10 класс). Пояснительная записка Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли». Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения материала по теме «Человек и природные ресурсы» для дальнейшей коррекции и ликвидации пробелов в ЗУН. Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности. Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала. Задачи, решаемые в ходе проведения практической работы:    обучающая – обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме; развивающая - способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности. воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда. В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность. На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти. В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов. Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:  Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир.10 – 11 классы (учебник для общеобразовательных учреждений) – М., «Просвещение», 2012. 1    В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012. О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007 Интернет-ресурсы: www.priroda.su , www.rgo.ru Работа выполняется по вариантам. Время выполнения работы – 35-40 мин. Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира» 1 вариант 1. Рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран: Страна Саудовская Аравия Россия Ирак Разведанные запасы, млрд т 35,8 20 15,1 Добыча млн т в год 440 350 130 Обеспеченность, лет Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства? 2. Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами населения следующих стран: Страна Лесопокрытая площадь, млн га Численность населения, млн человек Обеспеченность на душу населения Россия 881,9 Бразилия 488 Австралия 160 Сопоставить данные таблицы. Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади? 3. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод. Регион Европа Россия Африка Азия и Тихоокеанский регион Северная Америка Латинская Америка и Карибский регион Коммунальные нужды, % 15,2 17,0 8,6 7,3 Промышленность, % 52, 4 54,0 7,3 11,4 Сельское хозяйство, % 32, 4 22,0 84,1 81,3 13,3 19,0 48,0 10.3 38.7 70,7 2 Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира» 2 вариант 1. Рассчитать обеспеченность железной рудой следующих стран: Страна Разведанные запасы, Добыча Обеспеченность, млрд т млн т в год лет Россия 71 107 США 25,4 58 Бразилия 49,3 162 Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства? 2. Рассчитать обеспеченность почвенными ресурсами населения следующих стран: Страна Площадь пашни, млн га Австралия 50 Численность населения, млн человек Обеспеченность на душу населения Канада 45,8 Бразилия 57,6 Сопоставить данные таблицы. Какая из стран имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней? Почему? 3. Используя карту атласа «Водные ресурсы», выписать не менее 5 стран, имеющих наибольший и наименьший показатели обеспеченности водными ресурсами на душу населения. Равномерно ли размещены водные ресурсы на планете? Почему? Выполнение практической работы 1. Рассчитав ресурсообеспеченность, учащиеся получают следующие данные: Страна Саудовская Аравия Россия Ирак Разведанные запасы, млрд т 35,8 20 15,1 Добыча млн т в год 440 350 130 Ресурсобеспеченность вычисляют по формуле Р = разведанные запасы объем добычи Обеспеченность, лет 81,36 57,14 116,15 . В ходе выполнения данного задания возникает несоответствие: Ирак, который имеет гораздо меньшие разведанные запасы нефти по сравнению с Саудовской Аравией и Россией, оказался обеспечен этими ресурсами на большее количество лет. Учащиеся должны проанализировать возникшее противоречие и сделать вывод - ресурсообеспеченность стран зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления. 3 2. . Для того, чтобы выполнить задание, учащиеся должны самостоятельно найти величину численности населения для стран (по данным Приложения учебника) и вычислить запасы обеспеченность лесными ресурсами по формуле Р = численность населения. Они получают следующие данные: Страна Лесопокрытая площадь, млн га Россия Бразилия Австралия 881,9 488 160 Численность населения, млн человек 142,9 186,1 20,3 Обеспеченность на душу населения 6.2 2,7 7,8 Сопоставив полученные результаты, учащиеся определяют, что в предложенной группе стран именно пустынная Австралия с малой лесопокрытой площадью гораздо больше обеспечена лесными ресурсами в расчете на душу населения, чем Россия с ее безграничной тайгой и Бразилия с огромными массивами тропического леса. Возникает проблемная ситуация. В ходе ее решения учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона. 3. а) Работая с картой «Водные ресурсы» учащиеся определяют страны с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения, делают вывод об их неравномерности и зависимости от природных условий. В ходе выполнения этого задания отрабатывается навык сопоставления карт атласа («Водные ресурсы» и политической карты мира). б). Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. Потребление воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем в регионах со значительной долей развивающихся стран. Особенно это заметно на примере Африки. Наоборот, в данных регионах одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним - и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики. Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения. 4

ПОНЯТИЕ О РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТИ

Географическая оболочка Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами.

Однако запасы разных их видов далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В результате отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность.

Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса (минеральные), либо его запасами из расчета на душу населения (лесные, водные и др.).

Конечно, на показатель ресурсеобеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но поскольку ресурсообеспеченность зависит и от масштабов их извлечения (потребления), это понятие является не природным, а социально-экономическим.

По расчетам ученых, мировые общегеологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн. т условного топлива. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить более чем на 1000 лет! Однако если учитывать запасы, доступные для извлечения (в том числе с учетом их размещения), а также постоянный рост потребления, такая обеспеченность сократится в несколько раз.

Ясно, что в долговременной перспективе уровень обеспеченности зависит от того, к какому классу природных ресурсов относится тот или иной их вид - к исчерпаемым (невозобновимым и возобновимым) или к неисчерпаемым ресурсам.

Далеко не одинаковы запасы отдельных видов природных ресурсов в разных странах мира. Лишь несколько государств обладают практически всеми известными природными ресурсами - территориальными, минеральными, лесными, водными, земельными и т.д. Среди них - Россия, США, Китай. Несколько уступают им, но также высоко обеспечены ресурсами страны Бразилия, Индия, Австралия.

Многие государства мира обладают запасами мирового значения одного или нескольких видов ресурсов. Например, страны Ближнего и Среднего Востока выделяются значительными запасами нефти и газа; Чили, Заир, Замбия - запасами меди, Марокко и Науру славятся фосфоритами и т.д.

Задачи и тесты по теме "Понятие о ресурсообеспеченности"

  • Хозяйственная деятельность населения мира - Население Земли 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Изучение Вселенной - Земля во Вселенной 5 класс

    Уроков: 7 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Рельеф дна океанов - Литосфера - каменная оболочка Земли 5 класс

    Уроков: 5 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Почвы - Общая характеристика природы Земли 7 класс
  • Египет - Африка 7 класс

    Уроков: 4 Заданий: 9 Тестов: 1

Ведущие идеи: географическая среда - необходимое условие жизни общества, развития и размещения населения и хозяйства, при этом в последнее время снижается влияние ресурсного фактора на уровень экономического развития страны, но возрастает значение рационального использования природных ресурсов и экологического фактора.

Основные понятия: географическая (окружающая) среда, рудные и нерудные полезные ископаемые, рудные пояса, бассейны полезных ископаемых; структура мирового земельного фонда, южный и северный лесные пояса, лесистость; гидроэнергетический потенциал; шельф, альтернативные источники энергии; ресурсообеспеченность, природно-ресурсный потенциал (ПРП), территориальное сочетание природных ресурсов (ТПСР), районы нового освоения, вторичные ресурсы; загрязнение окружающей среды, экологическая политика.

Навыки и умения: уметь давать характеристику природных ресурсов страны (региона) по плану; использовать различные методы экономической оценки природных ресурсов; давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности, сельского хозяйства страны (региона) по плану; давать краткую характеристику размещения основных видов природных ресурсов, выделять страны "лидеры" и "аутсайдеры" по обеспеченности тем или иным видом природных ресурсов; приводить примеры стран, не обладающих богатыми природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического развития и наоборот; приводить примеры рационального и нерационального использования ресурсов.

Предварительный просмотр:

Практическая работа

(Тема урока «Ресурсообеспеченность стран мира», 10 класс).

Пояснительная записка

Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли». Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения материала по теме «Человек и природные ресурсы» для дальнейшей коррекции и ликвидации пробелов в ЗУН.

Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности.

Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала.

Задачи , решаемые в ходе проведения практической работы:

  • обучающая – обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме;
  • развивающая - способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности.
  • воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда.

В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность.

На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти.

В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов.

Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:

  • Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир.10 – 11 классы (учебник для общеобразовательных учреждений) – М., «Просвещение», 2012.
  • В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.
  • О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007
  • Интернет-ресурсы: www.priroda.su , www.rgo.ru

Работа выполняется по вариантам. Время выполнения работы – 35-40 мин.

Практическая работа

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

1 вариант

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Саудовская Аравия

35,8

Россия

Ирак

15,1

Страна

Лесопокрытая площадь, млн га

Россия

881,9

Бразилия

Австралия

Сопоставить данные таблицы. Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади?

3. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод.

Регион

Коммунальные нужды, %

Промышленность, %

Сельское хозяйство, %

Европа

15,2

52, 4

32, 4

Россия

17,0

54,0

22,0

Африка

84,1

Азия и Тихоокеанский регион

11,4

81,3

Северная Америка

13,3

48,0

38.7

Латинская Америка и Карибский регион

19,0

10.3

70,7

Практическая работа

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

2 вариант

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Россия

США

25,4

Бразилия

49,3

Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?

Страна

Площадь пашни, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Австралия

Канада

45,8

Бразилия

57,6

Сопоставить данные таблицы. Какая из стран имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней? Почему?

3. Используя карту атласа «Водные ресурсы», выписать не менее 5 стран, имеющих наибольший и наименьший показатели обеспеченности водными ресурсами на душу населения. Равномерно ли размещены водные ресурсы на планете? Почему?

Выполнение практической работы

1. Рассчитав ресурсообеспеченность, учащиеся получают следующие данные:

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Саудовская Аравия

35,8

81,36

Россия

57,14

Ирак

15,1

116,15

Ресурсобеспеченность вычисляют по формуле Р = .

В ходе выполнения данного задания возникает несоответствие: Ирак, который имеет гораздо меньшие разведанные запасы нефти по сравнению с Саудовской Аравией и Россией, оказался обеспечен этими ресурсами на большее количество лет. Учащиеся должны проанализировать возникшее противоречие и сделать вывод - ресурсообеспеченность стран зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления .

2. . Для того, чтобы выполнить задание, учащиеся должны самостоятельно найти величину численности населения для стран (по данным Приложения учебника) и вычислить обеспеченность лесными ресурсами по формуле Р = . Они получают следующие данные:

Страна

Лесопокрытая площадь, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Россия

881,9

142,9

Бразилия

186,1

Австралия

20,3

Сопоставив полученные результаты, учащиеся определяют, что в предложенной группе стран именно пустынная Австралия с малой лесопокрытой площадью гораздо больше обеспечена лесными ресурсами в расчете на душу населения, чем Россия с ее безграничной тайгой и Бразилия с огромными массивами тропического леса. Возникает проблемная ситуация. В ходе ее решения учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона.

3. а) Работая с картой «Водные ресурсы» учащиеся определяют страны с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения, делают вывод об их неравномерности и зависимости от природных условий . В ходе выполнения этого задания отрабатывается навык сопоставления карт атласа («Водные ресурсы» и политической карты мира).

б). Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. Потребление воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем в регионах со значительной долей развивающихся стран. Особенно это заметно на примере Африки. Наоборот, в данных регионах одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним - и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики.

Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения.