У каждого навыка и умения есть свое оптимальное время развития. Именно в это время навык развивается быстро и хорошо сам или с минимальной помощью. Но если это время упущено, все становится намного сложнее. Советы от Мария Мельник — гештальт терапевта, практикующего детского психолога, что же делать в случае, если вы обнаружили какой-то из описанных признаков у вашего ребенка?
Почему так важно попасть на диагностику вовремя? Во-первых запаздывающий навык всегда развивается труднее. Во-вторых, потому что развивая запаздывающий навык (и тем более ожидая пока он это сделает сам), мы уже отбираем время и тормозим развитие следующего. Проще говоря, в 2-3 намного проще запустить или развить ребенку отстающую речь, чем в 4-5. В 4-5 ребенок может уже полностью овладеть родной речью и тогда это даст возможность развиваться социальным навыкам (полноценное общение с ровесниками), мышлению (вербальный, то есть речевой, интеллект и возможность узнавать все больше информации, которая в окружающем мире много где закодирована в речь), фантазии, ролевой игре, а так же вниманию и памяти. Но что если в 4 речь только начинает развиваться?
Поэтому на самом деле важно заметить, когда что-то не так и вовремя обратиться за помощью. К сожалению, невозможно перечислить все тревожные признаки и сходу научить их замечать. Но вот, пожалуй, самые критичные:
Общие тревожные признаки:
Развитие речи:
В полтора года отсутствует или слабо развито понимание речи. Ребенок не понимает, что вы ему говорите, даже в плане самых простых бытовых вещей. Не отзывается на свое имя и просьбы типа «иди сюда», «нельзя», «принеси мяч». Отсутствует речь в виде первых слов на детском языке. Обычно в полтора должна быть хоть пара слов вроде «мама», «папа», «нет», «дай», «вжж», «кися» и т.д. Да, важно чтобы это было слова, а не слоги или отдельные звуки.
В два — два с половиной года, отсутствует или очень слабо развито понимание речи, не появились сознательные слова (например, есть только эховые повторения за взрослыми). Словарный запас не превышает 10 слов – обычно в это время в норме ребенок активно набирает словарный запас. Отсутствует понимание коммуникативной функции речи – то есть ребенок не понимает, что речь нужна для просьб и вообще общения с родителями и не использует ее для этого.
В три уже должны появиться первые предложения минимум из трех слов и осмысленные выражения своих просьб и потребностей – пить, есть, писять, мультики. Не страшно, если это все есть, но не со взрослыми формами слов или с неидеальным произношением. Главное речевые центры заработали, остальное потом можно разговорить или поправить с логопедом.
После 3 лет:
Что делать, если вы обнаружили какой-то из описанных признаков у вашего ребенка?
Идти на диагностику к хорошему, проверено профессиональному психологу и/или невропатологу. Можно в хороший диагностический центр, там есть еще много других нужных специалистов, которые могут понадобиться. Чего не надо делать – пугаться, думать как-то переживем и откладывать поход на диагностику в долгий ящик. Чего нельзя делать категорически – кричать на ребенка, обвинять его в его проблемах и оставлять его с ними наедине.
Потому что из любой, даже самой тяжелой ситуации, всегда есть множество выходов. Этот город очень большой, а этот мир еще больше, и в нем всегда найдутся люди, ситуации и ресурсы, способные помочь вам и вашему ребенку. В конце концов, проверка — это еще не диагноз. Поэтому сначала разбираемся, что происходит, а потом пугаемся и думаем, что делать.
Маленькие дети — наиболее уязвимая категория для глистов : дети исследуют мир, пробуя его на вкус. Это касается и куличиков из песочницы, пирогов из грязи, разных ягод и фруктов, поднятых прямо из-под дерева и прочих многочисленных нарушений личной гигиены, которых взрослые не делают. При этом симптомы заражения глистами проявляют себя не сразу и чаще всего похожи на симптомы других заболеваний.
Самостоятельно определить наличие глистов у ребенка можно только при энтеробиозе: поражение этими глистами вызывает нестерпимый зуд вокруг анального отверстия, поэтому при таком симптоме стоит заглянуть в горшок. Если в кале вы обнаружили маленьких белых подвижных червячков – знайте, это острицы и вашего малыша нужно лечить.
Определить, есть ли у ребенка другие глисты можно, ориентируясь на следующие признаки:
Согласно доктору Комаровскому, определить, что у ребенка глисты достаточно просто: показательным симптомом является значительное снижение веса при нормальном аппетите, а также симптомы анемии .
Чаще всего регистрируют несколько видов гельминтозов, по их симптомам можно узнать, что у ребенка глисты:
При совпадении нескольких признаков наличия глистов стоит обратиться к врачу, который точно знает, какие симптомы сопровождают глистные инвазии у человека, и стоит ли вам паниковать.
В обязательном порядке врач назначит обследование и вашему малышу придется сдать:
При подтверждении диагноза, назначают курс лечения, который поможет вывести глистов из организма и восстановить иммунитет. Для детей рекомендуют противогельминтные препараты в виде суспензий: Пирантел, Пиперазин, Немозол и другие.
Как узнать, есть ли у ребенка глисты? Родителям нужно быть внимательнее. Все вышеописанные симптомы могут возникать и при других заболеваниях. Поэтому, если ваш малыш научился ползать или пошел в детский сад, или регулярно играет с другими детьми нельзя исключать глистную инвазию. Любое заметное снижение веса или изменение состояния ребенка – повод задуматься . Иногда симптомы не явные, в таком случае узнать, что у ребенка глисты, можно только сдав анализ кала на яйца глистов.
В любом случае, при тревожащих симптомах вы обратитесь к врачу. Попросите, чтобы малыша обследовали на гельминты. Обследования на гельминты в зарекомендовавшей лаборатории – способ не давать ребенку противогельминтное средство в профилактических целях.
Старайтесь привить ребенку навыки личной гигиены с самого маленького возраста, так легче будет в дальнейшем избежать глистной инвазии.
Уход за новорожденным зачастую походит на некий квест с недосыпаниями и вечными капризами ребенка. Вы только научились определять по поведению ребенка, что его мучают газики или колики, успешно справились с этой проблемой — и вот уже наступает очередь других капризов, которые указывают на рост и прорезывание зубов у грудничков. Когда наступает этот период и какие симптомы укажут на то, что у младенца начали резаться зубки?
Точных сроков, когда у детей должны прорезаться зубы, нет. У кого-то признаки того, что начинается рост зубов в виде обильного слюноотделения и зуда, появляются с 2 месяцев, у кого-то зубы начинают расти с 4. У кого-то зубки режутся быстро, а у кого-то их рост идет очень долго. Мнение врачей едино, первые зубы у младенцев должны появиться до года .
Как правило, младенцы повторяют сроки прорезывания зубов за кем-то из родственников — мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Так, если в два месяца все признаки указывают на то, что у ребенка прорезываются зубы, а по стандартам еще слишком рано — не стоит волноваться, что у ребенка аномально и преждевременно режутся зубы. Спросите у родственников с обеих сторон, когда у них самих начали расти резцы — и наверняка найдете того, от кого младенец взял модель роста.
Сценарий развития зубов закладывается еще в утробе, именно в момент формирования челюсти у эмбриона определяется все — и во сколько они начнут появляться и какова будет последовательность их роста.
Кроме того, на рост и прорезывание зубов у грудничков могут влиять:
В любом случае зубы у детей до года все равно прорезываются. Легкое запаздывание по сравнению со сверстниками не страшно , вам нужно лишь следить за его поведением и за тем, появляются ли у него признаки прорезывания зубов.
Признаки нервно-психических заболеваний могут оставаться незамеченными в течении многих лет. Почти три четверти детей с серьезными расстройствами психического характера (СДВГ, пищевыми и биполярными нарушениями), не получив помощи от специалистов, остаются наедине со своими проблемами.
Если определить нервно-психическое расстройство в юном возрасте, когда заболевание находится на начальной стадии, лечение будет более эффективным и результативным.
Кроме того, появится возможность избежать многих осложнений, к примеру, полного распада личности, способности мыслить, воспринимать реальность.
Обычно проходит около десяти лет с момента появления первых, еле заметных симптомов до того дня, когда нервно-психическое расстройство проявится в полную силу. Но тогда лечение будет менее эффективным, если такую стадию нарушения вообще можно будет излечить.
Чтобы родители могли самостоятельно определить симптомы психических нарушений и вовремя помочь своему ребенку, специалисты в области психиатрии обнародовали несложный тест, состоящий из 11 вопросов. Тест поможет легко распознать настораживающие признаки, свойственные широкому кругу психических расстройств. Таким образом, возможно качественно сократить количество страдающих детей, присоединив их к числу ребят, которые уже проходят лечение.
Данная методика создана с целью помочь родителям определить, какое поведение для ребенка может считаться нормальным, а какое требует особого внимания и наблюдения. Если большинство симптомов регулярно проявляются в личности ребенка, родителям рекомендуется обратиться за более точной диагностикой к специалистам в области психологии и психиатрии.
Умственная отсталость диагностируется с раннего возраста, проявляется недоразвитостью общих психических функций, где преобладают дефекты мышления. Умственно отсталые дети отличаются пониженным уровнем интеллекта – ниже 70, социально не адаптированы.
Симптомы умственной отсталости (олигофрении) характеризуются расстройствами эмоциональных функций, а также значительной интеллектуальной недостаточностью:
Умственная отсталость возникает из-за любых повреждений мозга во время внутриутробного развития плода, при родах либо в первый год жизни. В основном причины обусловлены:
– патологическое состояние, признаки которого могут обнаруживаться спустя многие годы после воздействия вероятных повреждающих факторов. Поэтому вылечить олигофрению сложно, легче попытаться предотвратить патологию.
Однако состояние ребенка можно существенно облегчить специальным обучением и воспитанием , выработать у ребенка с олигофренией простейших навыков гигиены и самообслуживания, коммуникативных и речевых навыков.
Лечение препаратами применяют только в случае возникновения осложнений, например расстройств поведения.
При задержке психического развития (ЗПР) у ребенка личность патологически незрелая, медленно развивается психика, нарушена познавательная сфера, проявляются тенденции обратного развития. В отличии от олигофрении, где преобладают нарушения интеллектуальной сферы, ЗПР затрагивает преимущественно эмоциональную и волевую сферу.
Часто у детей проявляется психический инфантилизм, как одна из форм ЗПР. Нервно-психическая незрелость инфантильного ребенка выражается расстройствами эмоциональной и волевой сферы. Дети отдают предпочтение эмоциональным переживаниям, играм, в то время, как познавательный интерес снижен. Инфантильный ребенок не способен приложить волевых усилий для организации интеллектуальной деятельности в школе, плохо адаптируется к школьной дисциплине. Также выделяют другие формы ЗПР: , письма, чтения и счета.
Прогнозируя эффективность лечения ЗПР, нужно учитывать причины возникновения нарушений. К примеру, признаки психического инфантилизма можно полностью сгладить, организовывая воспитательные и обучающие мероприятия. Если же задержка развития обусловлена серьезной органической недостаточностью ЦНС, эффективность реабилитации будет зависеть от степени повреждений мозга основным дефектом.
Комплексную реабилитацию детей с задержкой психического развития проводят сразу несколько специалистов: психиатр, педиатр и логопед. Если необходимо направление в специальное реабилитационное учреждение, ребенка осматривают врачи из медико-педагогической комиссии.
Эффективное лечение ребенка с ЗПР начинается с ежедневной домашней работы с родителями. Подкрепляется посещением специализированных логопедических и групп для детей с ЗПР в дошкольных учреждениях, где ребенку оказывают помощь и поддержку квалифицированные логопеды-дефектологи, педагоги.
Если к школьному возрасту ребенка не удалось полностью избавить от симптомов задержки нервно-психического развития, можно продолжить обучение в спец-классах, где школьная программа адаптирована под потребности детей с патологиями. Ребенку будут оказывать постоянную поддержку, обеспечивая нормальное формирование личности и самооценки.
Синдромом дефицита внимания (СДВ) страдают многие дети дошкольного возраста, школьники и подростки. Дети не способны долго концентрировать внимание, чрезмерно импульсивны, гиперактивны, не внимательны.
Диагностируют у ребенка, если наблюдается:
Причины возникновения синдрома дефицита внимания связаны со многими факторами:
Синдром дефицита внимания трудноизлечимая патология, однако, применяя современные методики воспитания, со временем можно существенно снизить проявления гиперактивности.
Если состояние СДВ оставить без лечения, возможно в будущем у ребенка возникнут трудности с обучаемостью, самооценкой, адаптацией в социальном пространстве, семейные проблемы. У повзрослевших детей с СДВ чаще наблюдаются наркотическая и алкогольная зависимость, конфликты с законом, асоциальное поведение и разводы.
Подход к лечению синдрома дефицита внимания должен быть комплексным и разносторонним, включать следующие методики:
Дети, больные аутизмом находятся в состоянии постоянного «экстремального» одиночества, не способны установить эмоциональный контакт с окружающими, социально и коммуникативно не развиты.
Дети-аутисты не смотрят в глаза, их взгляд блуждает, будто в нереальном мире. Отсутствует выразительная мимика, речь не имеет интонации, они практически не используют жесты. Ребенку тяжело выразить свое эмоциональное состояние, тем более понять эмоции другого человека.
У детей с аутизмом проявляется стереотипное поведение, им сложно менять обстановку, жизненные условия, к которым привыкли. Малейшие изменения вызывают панический страх и сопротивление. Аутисты склонны совершать однообразные речевые и двигательные действия: трясут руками, подпрыгивают, повторяют слова и звуки. В любой деятельности ребенок с аутизмом предпочитает однообразие: привязывается и совершает однообразные манипуляции определенными предметами, выбирает одну и ту же игру, тему разговора, рисования.
Заметны нарушения коммуникативной функции речи. Аутистам сложно общаться с окружающими, просить родителей о помощи , однако они с удовольствием декламируют любимое стихотворение, выбирая постоянно одно и то же произведение.
У детей с аутизмом наблюдаются , они постоянно повторяют услышанные слова и фразы. Неправильно применяют местоимения , могут называть себя «он» или «мы». Аутисты никогда не задают вопросов, и практически не реагируют, когда окружающие обращаются к ним , то есть полностью избегают общения.
Учеными было выдвинуто множество гипотез о причинах развития аутизма, выявлено около 30 факторов, способных провоцировать развитие заболевания, однако ни один из них не является самостоятельной причиной возникновения аутизма у детей.
Известно, что развитие аутизма связано с формированием особой врожденной патологии, которая основывается на недостаточности ЦНС
. Такая патология формируется из-за генетической предрасположенности, хромосомных аномалий, органических нарушений нервной системы при патологической беременности или родов, на фоне ранней шизофрении.
Вылечить аутизм очень сложно, потребуются огромные усилия со стороны родителей, в первую очередь, а также командная работа многих специалистов: психолога, логопеда, педиатра, психиатра и дефектолога.
Перед специалистами стоит множество проблем, решать которые нужно постепенно и комплексно:
При шизофрении происходят изменения личности, которые выражаются эмоциональным оскудением, снижением энергетического потенциала, утратой единства психических функций, прогрессированием интровертированности.
У дошкольников и школьников наблюдаются следующие признаки шизофрении:
Школьники, больные шизофренией, ведут себя следующим образом:
у подростков проявляется такими симптомами:
Для лечения шизофрении применяют нейролептики: галоперидол, хлоразин, стелазин и прочие. Младшим детям рекомендуют нейролептики более слабого действия. При вялотекущей шизофрении к основной терапии добавляют лечение успокоительными: индопан, ниамид и др.
В период ремиссии нужно нормализовать домашнюю обстановку, применять воспитательную и образовательную терапию, психотерапию, лечение трудом. Также проводится поддерживающее лечение прописанными нейролептическими препаратами.
Больные шизофрении могут полностью потерять трудоспособность, другие же сохраняют возможность трудиться и даже творчески расти.
Причины эпилепсии связаны преимущественно с генетической предрасположенностью и экзогенными факторами: повреждениями ЦНС, бактериальными и вирусными инфекциями, осложнениями после вакцинации.
Перед приступом ребенок испытывает особое состояние – ауру, которое длится 1-3 минуты, однако находится в сознании. Состояние характеризуется сменой двигательного беспокойства и замирания, чрезмерным потоотделением, гиперемией лицевых мышц. Малыши трут руками глаза, старшие дети говорят о вкусовых, слуховых, зрительных или обонятельных галлюцинациях.
После фазы ауры наступает потеря сознания и приступ судорожных мышечных сокращений. Во время припадка преобладает тоническая фаза, цвет лица становится бледным, потом багрово-синюшным. Ребенок хрипит, на губах появляется пена, возможно с кровью. Реакция зрачков на свет негативная. Бывают случаи непроизвольного мочеиспускания и дефекации. Эпилептический припадок заканчивается фазой сна. Проснувшись, ребенок ощущает себя разбитым, угнетенным, болит голова.
Очень опасны для детей, есть угроза жизни и психическому здоровью, поэтому при припадках крайне необходима неотложная помощь.
В качестве неотложной помощи применяют меры ранней терапии, наркоз, введение мышечных релаксантов. Предварительно с ребенка нужно снять все сдавливающие вещи: ремень, расстегнуть воротник, чтобы не было препятствий поступлению свежего воздуха. Меж зубов вставить мягкий барьер, чтобы в припадке ребенок не прикусил язык.
Потребуется с раствором хлоралгидрата 2%, а также внутримышечный укол сульфата магния 25%
, либо диазепама 0,5%. Если приступ не прекратился через 5-6 минут, нужно ввести половинную дозу противосудорожного препарата.
При длительной эпилептическом припадке назначается дегидратация раствором эуфиллина 2,4%, фуромесида, концентрированной плазмой
. В крайнем случае применяют ингаляционный наркоз
(азот с кислородом 2 к 1) и экстренные меры по восстановлению дыхания: интубация, трахеостомия. Далее следует экстренная госпитализация в реанимационное отделение или неврологический стационар.
Проявляются в виде психической дискоординации, эмоциональной неуравновешенности, нарушениях сна, симптомов неврологических заболеваний.
Причины формирования неврозов у детей носят психогенный характер. Возможно у ребенка была психическая травма или его длительное время преследовали неудачи, которые спровоцировали состояние сильного психического напряжения.
На развитие неврозов влияют как психические, так и физиологические факторы:
Среди наиболее распространенных невротических расстройств у детей выделяют: неврастению, истерический артроз, невроз навязчивых состояний.
Расстройствами пищевого поведения страдают преимущественно подростки, самооценка которых сильно занижена из-за негативных мыслей о собственном весе и внешнем виде. Как следствие, вырабатывается патологическое отношение к питанию, формируются привычки противоречащие нормальному функционированию организма.
Считалось, что анорексия и булимия больше характерны девочкам, но на практике оказывается, что мальчики с не меньшей частотой страдают расстройствами пищевого поведения.
Данный тип нервно-психических расстройств распространяется очень динамично, постепенно принимая угрожающий характер. Более того, многие подростки успешно скрывают от родителей свою проблему многие месяцы, и даже годы.
Детей, страдающих анорексией, терзает постоянное чувство стыда и страха, иллюзии по поводу избыточного веса и искаженное мнение о собственное теле, размере и формах. Стремление похудеть подчас доходит до абсурда, ребенок доводит себя до состояния .
Одни подростки применяют жесточайшие диеты, многодневные голодания, ограничивая количество потребляемых калорий до смертельно низкого предела. Другие, стремясь сбросить «лишние» килограммы, терпят чрезмерные физические нагрузки, доводя свой организм до опасного уровня переутомления.
Подростки с характеризуются периодическими резкими перепадами веса
, потому как сочетают периоды обжорства с периодами голодания и очищения. Испытывая постоянную потребность есть все, что попало им в руки, и одновременно дискомфорт и чувство стыда из-за заметно округлившейся фигуры, дети с булимией часто применяют слабительные и рвотные препараты, чтобы очиститься и компенсировать количество съеденных калорий.
По сути анорексия и булимия проявляется практически одинаково, при анорексии ребенок также может использовать методы искусственного очищения пищи, которую только что съел, путем искусственной рвоты и употребления слабительных препаратов. Однако чрезвычайно худые, а булимики часто имеют абсолютно нормальный, либо слегка завышенный вес.
Расстройства пищевого поведения очень опасны для жизни и здоровья ребенка. Такие нервно-психические заболевания трудно держать под контролем и очень сложно преодолеть самостоятельно. Поэтому в любом случае потребуется профессиональная помощь психолога или психиатра.
В целях профилактики детям, которые входят в группу риска, нужно регулярное наблюдение у детского психиатра. Родителям не стоит бояться слова «психиатрия».
Не стоит закрывать глаза на отклонения в развитии личности детей, особенности поведения, убеждать себя, что вам эти особенности «только кажутся». Если вас что-либо беспокоит в поведении ребенка, вы заметили симптомы нервно-психических расстройств, не стесняйтесь спросить об этом у специалиста.
Консультация у детского психиатра не обязывает родителей тут же направлять ребенка на лечение в соответствующие учреждения.
Однако, часто возникают случаи, когда плановый осмотр психолога или психиатра помогает предотвратить серьезные нервно-психические патологии в более взрослом возрасте, обеспечивая детям возможность остаться полноценными и жить здоровой и счастливой жизнью.
Если высокая температура поднялась без видимых причин, и держится продолжительное время, нужно быть настороже. Медики с уверенностью заявляют, что большинство вирусных заболеваний начинаются с повышения температуры тела, остальные признаки появляются спустя несколько дней. В этом случае жаропонижающее будет действовать на протяжении короткого промежутка времени.
Некоторые вирусные заболевания протекают в легкой форме и не всегда требуют обращения к врачу. В этом случае родители могут принять выжидательную позицию и просто наблюдать за состоянием ребенка. Если спустя некоторое время после борьбы с температурой она не уменьшается, скорее всего, ее вызвала бактериальная инфекция, лечение которой нужно проводить в обязательном порядке .
Ни в коем случае нельзя оттягивать визит к врачу, если у ребенка имеются врожденные пороки в развитии или хронические воспалительные заболевания.
Когда температура сохраняется длительное время, без каких-либо симптомов, врачи называют такое состояние лихорадкой непонятного происхождения (ЛНП).
Большой проблемой является температура у маленьких детей по той причине, что они не могут рассказать о том, что их беспокоит. Поэтому если мама заметит что ее малыш не такой, как обычно, лучше не откладывать визит к врачу.
Помимо вышесказанных причин, повышенная температура может быть связана с вакцинацией. Такая реакция на прививку считается нормальной и не должна вызывать опасений.
Прежде всего, ребенка нужно тщательно осмотреть. Покраснение в горле – первый признак вирусного тонзиллита (ангины). Кроме этого нужно обратить внимание на состояние щек и языка – есть вероятность, что температура вызвана стоматитом. В этом случае во рту появятся маленькие белые точки, похожие на язвочки.
Следующее, что должны сделать родители – проследить за мочеиспусканием. Если цвет мочи поменялся, стал неестественным, в ней появились белые хлопья, а сам процесс доставляет ребенку дискомфорт, скорее всего причина кроется в инфекции мочевыводящих путей.
Если никаких нарушений не было выявлено, серьезных поводов для вызова врача нет.
В этом случае ребенку нужно создать оптимальные условия для скорейшей стабилизации состояния:
Что не нужно делать:
Самим родителям нужно постараться не паниковать, и действовать, опираясь на здравый смысл.
Для того чтобы не допустить осложнений, ребенок должен находится под постоянным контролем взрослых, так как в любой момент ситуация может обостриться. Особенно внимательными нужно быть в ночное время.
Что должно послужить поводом обращения к врачу:
Дети до 6 месяцев должны быть проверены педиатром независимо от того, насколько сильно поднялась температура.
Когда в организм попадает вирус или происходят другие воспалительные процессы, все, что может сделать иммунная система – бороться с возбудителем. Повышая температуру тела, организм пытается уничтожить чужие, опасные клетки. В случае, когда температура держится достаточно долго, и никаких симптомов не наблюдается, это может свидетельствовать о наличии злокачественного образования. К сожалению, в детском возрасте это тоже случается.
Поэтому заметив у ребенка регулярное, даже незначительное повышение температуры, его нужно обязательно обследовать на предмет онкологических заболеваний.
Также ребенка нужно показать нефрологу. Возможно, причиной температуры послужило микробное воспаление почек – пиелонефрит.
Высокую температуру без каких-либо признаков некоторое время можно наблюдать, и периодически сбивать. Однако в этом случае родители должны быть уверенны, что ребенка больше ничего не беспокоит. Главное правило – не нужно допускать, чтобы отметка термометра поднялась выше 38.9.