Психология человека. Психика как свойство высокоорганизованной материи


Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955 г.

Психика представляет собой свойство мозга - «высший продукт особым образом организованной материи». Она не существует вне материи, как это представляли себе философы-идеалисты. «Нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит», - говорил К. Маркс. Таким материальным органом психики является мозг.

По словам В. И. Ленина, - «психическое, сознание и т. д. есть высший продукт материи (т. е. физического), есть функция того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека».- «Всякий человек знает, - писал дальше В. И. Ленин, - и естествознание исследует - идею, дух, волю, психическое, как функцию нормально работающего человеческого мозга; оторвать же эту функцию от определенным образом организованного вещества, превратить эту функцию в универсальную, всеобщую абстракцию, «подставить» эту абстракцию под всю физическую природу - это бредни философского идеализма, это насмешка над естествознанием».

Советская психология строится на основе марксистского философского материализма, в корне противоположного вульгарному материализму. Вульгарные материалисты утверждали, что психика, сознание человека материальны, что мысль является таким же материальным продуктом мозга, как жёлчь - продуктом печени.

Признавая, что психика является продуктом мозга, марксистский философский материализм вместе с тем, в противоположность вульгарному материализму, не отождествляет их, а устанавливает между ними совершенно определённое качественное различие. «Что и мысль и материя «действительны», т. е. существуют, это верно. Но назвать мысль материальной - значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом»,- говорит В. И. Ленин.

Марксизм рассматривает материю и психику диалектически - в их становлении и развитии. Диалектический материализм утверждает, что окружающий «ас материальный мир не всегда был таким, каким мы его сейчас наблюдаем, что материя, прежде чем достигнуть совершенного состояния, постепенно и закономерно развивалась в течение длительного периода. Вначале существовала лишь неорганическая материя, из которой на известном этапе её развития возникла органическая жизнь. Но и она не оставалась неизменной в своём развитии: вначале появились простейшие организмы, затем всё более и более сложные и совершенные, наконец, животные, наделённые нервной системой.

Психика является свойством высоко организованной живой материи. Но и у животных психика развивалась постепенно в связи с развитием и усложнением их организма. «Первое живое существо, - говорит И. В. Сталин, - не обладало никаким сознанием, оно обладало лишь свойством раздражимости и первыми зачатками ощущения. Затем у животных постепенно развивалась способность ощущения, медленно переходя в сознание, в соответствии с развитием строения их организма и нервной системы».

На определённой стадии развития органического мира животные в борьбе за существование уже не могли ограничиться простейшими способами приспособления к окружающей среде. Появились животные, у которых отыскание пищи, самосохранение и другие действия стали совершаться с помощью высшей нервной деятельности, характеризующейся наличием ощущений, восприятий, памяти, эмоций и т. д.

Эта форма приспособления к окружающей среде закрепилась и получила дальнейшее развитие, так как обладающие высшей нервной деятельностью животные получали преимущество перед другими в борьбе за существование.

Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
.

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
Мозг и психика

1. Психика как свойство мозга. Функции психики и их значение

Психика есть свойство или функция головного мозга. А будучи свойством мозга и завися от качества нервной системы, психика сама в свою очередь выполняет несколько функций:

1. Основная функция психики - отражение окружающего мира. При этом психическое отражение обладает рядом особенностей: ● отражение носит субъективный характер, ● отражение всегда активно, обладает избирательностью, ● отражение носит вневременной характер (возможно отражение прошлого, настоящего и будущего). Иными словами, психика есть субъективный образ объективного мира.

По мнению А.Н.Леонтьева, отражение - не просто результат воздействия объекта на субъект, а результат взаимодействия двух процессов: воздействие объекта на субъект и активность субъекта по отношению к воздействующему объекту.

2. С отражением связана вторая функция психики - регулятивная, суть которой в обеспечении той или иной целенаправленной и целесообразной деятельности и поведения.

Таким образом, психика – это отражательная (познавательная) и регулирующая поведение деятельность мозга.

3. И, наконец, только человеческой психике (сознанию), свойственна еще одна функция - проективная (планирование деятельности, прогноз или предвидение результата). Эта функция приобретается в процессе жизни и развития в человеческом обществе. Предвидение результата в психологии получило название опережающего отражения , а образ предстоящего действия - акцептора действия.

Согласно точке зрения А.Н.Леонтьева, опережающее отражение есть высший уровень отражения. Его возникновение он связывает с изменением характера деятельности, а именно с переходом от приспособительной деятельности к деятельности продуктивной (преобразующей), особенность которой заключатся в наличии цели, подчиняющей процесс выполнения деятельности.

В своих работах С.Л.Рубинштейн выделил три линии связи психики с миром: 1) по отношению к внешнему миру психика есть его отражение; 2) по отношению к мозгу – его функция; 3) по отношению к поведению – его регулятор на основе отражения внешнего мира и внутренних состояний.

В целом основные положения теории отражения, сложившиеся в отечественной психологии сводятся к следующим (Н.И.Чуприкова):

1. Мир – сложная закономерно развивающаяся система, в которой прошлое, настоящее и будущее связаны.

2. В мире существуют свойства и отношения, доступные чувственному познанию (познанию с помощью органов чувств) и не доступные, которые отражаются в мышлении.

3. Для организации адаптивного приспособительного поведения требуется постоянная интеграция результатов отражения внешней среды и внутренних состояний.

4. Отражение активно (например, на уровне чувственного познания – прислушивание, ощупывание, обнюхивание и т.п.).

5. Отражение избирательно, его результаты зависят от множества внешних и внутренних условий. Поэтому отражение одного и того же объекта в разных условиях и ситуациях может быть существенно различным, что обеспечивает адекватность отражения и поведения.

6. Психическое отражение имеет свои собственные законы.

7. У человека отражение связано с творчеством.

Соответственно поведение всегда таково, какова складывающаяся в мозге субъекта картина его внешнего и внутреннего мира. А особенность психологии в том, что она изучает психику не как нечто непосредственно данное, а опосредованно, через анализ ее внешних проявлений (поведение).


  1. Проблема локализации психических функций в коре головного мозга
Органом сознательной деятельности человека является кора больших полушарий. В связи с этим фактом учеными активно разрабатывается проблема локализации психических функций в коре. Решение этого вопроса имеет почти двухвековую историю.

1. Первая попытка представить локализацию психических способностей была предпринята в начале XIX века французским ученым Галлем. Его точка зрения сводилась к следующему: у каждой способности есть свой участок коры головного мозга, который разрастается при развитии этих способностей. Им была разработана специальная область науки - френология, в соответствии с которой, по мнению Галля, на основе изучения выпуклостей на черепе можно делать выводы об индивидуальных способностях человека. Это было первым представлением о локализации психических функций в головном мозге.

Основу современного учения о локализации функций в коре головного мозга заложил французский исследователь Брока, выделивший в 1861 году двигательный центр речи (3-я лобная извилина левого полушария). Позднее ученый Вернике открыл другой центр - речеслуховой - височная зона левого полушария. Так, начиная с 70-х годов XIX века клинические наблюдения показали, что поражение отдельных участков коры головного мозга приводят к нарушению определенных психических функций. В результате в 1934 году немецкий психиатр К.Клейст составил «локализационную карту», в которой даже самые сложные психические функции соотносились с определенными участками коры головного мозга.

2. Позднее оказалось, что прямая локализация сложных психических функций в определенных участках коры головного мозга - несостоятельная идея. Было установлено, что поражение органических участков коры головного мозга, как правило, приводит к нарушению целой группы психических процессов. И как следствие появилась идея, в соответствии, с которой психические процессы являются функцией всего мозга в целом.

3. Последующие исследования, однако, показали несостоятельность и этой точки зрения. Было установлено, что кора головного мозга высоко дифференцированный аппарат. Так, затылочная область коры является зрительной зоной, обеспечивающей анализ и синтез зрительных раздражений; верхние отделы височной области - слуховая зона коры, осуществляющая анализ и синтез слуховых раздражений; передняя часть теменных отделов обеспечивает анализ и синтез осязательных раздражений и раздражений, возникающих в мышечно-суставном аппарате. Вместе с тем работы Александра Романовича Лурия и Петра Кузьмича Анохина доказали, что чем сложнее психическая функция, тем меньше она локализирована . Иначе говоря, в случае более сложных психических процессов, функция представляет собой сложную совместную деятельность целой системы органов. Например, такая сложная функциональная система как ходьба или чтение не может быть локализована.

Чтобы понять мозговую организацию сложных психических процессов нужно знать принципы функциональной организации человеческого мозга. Эти принципы были разработаны А.Р.Лурия. Согласно его точки зрения головной мозг человека обеспечивает прием, переработку информации, создание программ собственных действий и контроль за их успешным выполнением и всегда работает как единое целое. Нарушение функционирования любой части неизбежно сказывается на его работе.

3.Учение о блоках мозга А.Р.Лурия

В головном мозге А.Р.Лурия выделил 3 блока, согласованное функционирование которых приводит к успешной организации сознательной деятельности человека, регуляции его поведения.

Итак, мозг имеет вертикальную дифференциацию.

I блок мозга (образование древней коры: гипоталамус, ретикулярная формация) - блок тонуса коры, энергетический блок мозга. Он способствует сохранению напряжения (тонуса), необходимого для работы высших отделов; обеспечивает процессы обмена и избирательную активацию (усиление сигналов, которые важны в данный момент). Нарушения этого блока приводят к усталости, высокой утомляемости, сниженного внимания и работоспособности, а в крайних вариантах и к гибели организма.

II блок мозга (задние отделы обоих полушарий: теменные, височные, затылочные) - блок приема, переработки и хранения информации, поступающей через органы чувств. Структурно этот блок неоднороден: первичные зоны обеспечивают анализ раздражителей, вторичные зоны - синтез информации; третичные зоны - ее хранение. Нарушения этого блока приводят к искажению информации, ориентации в пространстве, отсутствию логики.

III блок мозга (передние отделы полушарий - лобные доли) - блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Он корректирует действия и поведение, сличая эффект выполнения с исходными намерениями. С ним связаны функции самоконтроля и саморегуляции посредством речи.

Поражение лобных долей не приводит ни к параличам, ни к нарушению движений и чувствительности. Наблюдения А.Р.Лурия показали, что двусторонние поражение лобных долей мозга приводит к тому, что теряется возможность удерживать намерения, сохранять сложные программы действий, тормозить не соответствующие программам импульсы и регулировать деятельность, подчиненную этим программам, у больных отсутствует возможность сличать результат и намерение, осознание ошибок.

4. Асимметрия мозга. Проблемы доминанты

Помимо дифференциации вертикальной мозг имеет и горизонтальную дифференциацию - межполушарную асимметрию. Известно, что кора головного мозга человека состоит из правого и левого полушария, сходных по анатомическому строению, но функционирующих по разному. Еще И.П.Павлов разделил всех людей на два типа: первосигнальных (художественный тип); второсигнальных (мыслительный тип).

Позднее ученые, установили, что одно полушарие (левое) считается главным (доминантным) в отношении важнейших психических функций (мышление, память, воля, речь, письмо, чтение, счет). Другое полушарие (правое) - вспомогательным (субдоминантным). Такое разделение получило название межполушарной асимметрии мозга.

Правое полушарие - чувственное, принцип его деятельности - чувственное отражение мира. Оно отвечает за восприятие своего тела (положение в пространстве) и в целом за ориентацию в пространстве и времени, за узнавание лиц, за ритмико-музыкальные способности. Это база конкретно-образного мышления, его работа связана с отрицательными эмоциональными состояниями. Левое полушарие - аналитическое, действует на основании анализа, подчиненного законам логики. Оно связано с деятельностью абстрактно-логического мышления, с понятиями, а также с положительными эмоциональными состояниями.

Вместе с тем применительно к каждому конкретному человеку можно говорить о трех видах мозговой доминанты: правополушарный тип; левополушарный тип; смешанный тип (амбидекстрия - отсутствие доминанты). При этом обнаружено, что с мозговой доминантой связана доминанта телесная (ведущий глаз, ведущая рука, ведущая нога). И эта связь носит перекрестный характер (к примеру, при доминировании правого полушария, ведущей рукой является левая).

Считается, что левополушарные люди в большей степени живут будущим, тогда как правополушарные – в основном ориентированы на прошлое.

В целом на сегодняшний день гораздо лучше изучен мозг мужчин, поскольку мозг женщин стали изучать сравнительно недавно. При этом установлено, что у мальчиков и мужчин гораздо ярче выражена межполушарная асимметрия, тогда как мозг девочек и женщин более пластичен и, следовательно, сохранен, поскольку у них существует большая взаимозаменяемость полушарий. Это связано с тем, что в женском мозге лучше развито мозолистое тело (пучок нервных волос, соединяющий полушария друг с другом), поэтому информация легче поступает из одного полушария в другое, а в случае нарушения одного из полушарий, его функции легче берет на себя другое. Иными словами, мозговая асимметрия больше выражена у мужчин, их мозговая доминанта более стойкая, тогда как у женщин доминанта переходная и наблюдается более гибкое использование мозга.

Однако эти данные не общепризнанные, поскольку в ряде исследований различия не обнаружены. Кроме того, есть данные о перестройке мозговой функциональной асимметрии в процессе индивидуального развития человека, под влиянием его деятельности.

Психика выступает как свойство живой высокоорганизованной материи, мозга.

Нервная система - центр деятельности всего организма. Формирование нервной системы, спинного и головного мозга, начинается с третьей недели после оплодотворения яйцеклетки, после восьмой недели нервная система начинает функционировать. К моменту рождения все нервные клетки (нейроны) сформированы и больше в течение жизни не обновляются и не порождаются. Общее количество нейронов в головном мозге достигает 100 млрд. Мозг новорожденного ребенка весит в пять раз меньше, чем мозг взрослого человека. Индивидуальные различия веса мозга взрослого человека варьируются от 900 до 2000 г, причем больший вес мозга не гарантирует высокого уровня интеллектуальных возможностей.

Нервная система делится на центральную и периферическую (включает в себя нервы, расположенные во внутренних органах: иннервируют сердце, легкие, пищеварительный тракт, сосуды, мышцы. Периферическая вегетативная нервная система управляет работой организма и практически не зависит от волевых усилий человека). Центральная нервная система состоит из спинного мозга и различных структур головного мозга. Основными компонентами головного мозга являются два полушария, мозжечок и ствол мозга. Кора полушарий отвечает за речь, мышление, память, принятие решений. Мозжечок помогает координировать движения тела. Ствол мозга управляет физиологическими процессами в организме: ритмом сердца, дыханием, уровнем артериального давления и т.п.

Нервная система выполняет две главные функции: функцию передачи информации, за которую ответственны периферическая нервная система и связанные с ней рецепторы (чувствительные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и пр.) и эффекторы (мышцы). Второй важной функцией нервной системы является интеграция и переработка получаемой информации и программирование наиболее адекватной реакции. Эта функция принадлежит центральной нервной системе.

Мозг состоит из серого (скопление нервных клеток) и белого (скопление нервных волокон) вещества. В каждом кубическом сантиметре коры головного мозга человека содержится около 1000 км нервных волокон, соединяющих нервные клетки между собой. Профессор Р. Хайер обнаружил, что мужчины больше думают серым веществом, а женщины в процессе мышления задействуют в десять раз больше белого вещества, чем мужчины.

Повреждение или неадекватное функционирование любого участка нервной системы вызывает специфические нарушения в функционировании организма и психики. Наиболее сильно на психику влияет характер полноценности и адекватности функционирования головного мозга, особенно коры головного мозга. В ней выделяются сенсорные зоны, куда поступает и обрабатывается информация от органов чувств и рецепторов, моторные зоны, управляющие скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека, и ассоциативные зоны, которые служат для переработки информации. Ассоциативные зоны, расположенные в лобной части мозга, особенно тесно связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью.

При рождении ребенок обладает врожденными рефлексами сосания, мигания, реагирования на свет и звук; впрочем, эти рефлексы уже функционируют с семи месяцев внутриутробного развития, т.е. плод сосет свой большой палец, реагирует на громкие звуки, способен слышать голос своей матери и разговаривающих с ней людей. Дальнейшее развитие мозга, рефлексов и психики происходит в течение жизни и зависит от условий существования. Развитие мозга ребенка завершается к 6 годам (известно, что младенец рождается с небольшим количеством синапсов - мест соприкосновения отростков нервных клеток друг с другом и передачи нервных импульсов, информации, а к 6 годам количество синапсов резко увеличивается, стабилизируется, больше уже не меняясь на протяжении жизни человека), однако функциональной зрелости мозг достигает к 18 годам.

Начиная с 25-летнего возраста ежедневно отмирают десятки тысяч нервных клеток, однако вначале этот процесс не влечет серьезных последствий, поскольку в коре головного мозга насчитывается около 40 млрд нервных клеток. Функции погибших нервных клеток берут на себя их оставшиеся в живых «коллеги»; так, одна живая нервная клетка может заменить девять погибших (она увеличивается в размерах, формирует новые отростки и связи с другими нейронами).

После 45 лет процесс гибели нейронов усиливается (каждый день могут погибать сотни тысяч нейронов), что приводит к снижению скорости восприятия, усвоения новой информации, к замедлению скорости, точности реакций, к нарушениям памяти, ослаблению интеллекта (вплоть до старческого слабоумия), к нарушениям движений, эмоциональным и личностным изменениям. При нездоровом образе жизни, под влиянием стрессов, алкоголя, наркотиков, плохой экологии процессы гибели нервных клеток мозга резко ускоряются и усиливаются, что приводит к деградации психики и интеллекта, к деменции и летальному исходу.

Несмотря на высокую пластичность человеческого мозга, любое повреждение или удаление части мозга меняет личность человека, влияет на его психику, а гибель определенных зон мозга (центры дыхательной и сердечной деятельности) может привести и к летальному исходу. А при повреждении зоны Брока - в задней трети нижней лобной извилины - у человека нарушается речь. Если поражена лобная кора мозга, то реальное восприятие внешней среды и самооценка нарушаются, человек не может вырабатывать программу действий с учетом желаемых последствий.

У большинства людей наблюдается частичное преобладание активности левого полушария, которое берет на себя основные информационные и логические функции по обработке информации и активно управляет прежде всего правой рукой человека, делая ее ведущей («правосторонняя цивилизация»). Правши составляют 80-90% современных людей. Известно, что примерно у 90% людей доминирует левое полушарие мозга, в котором расположены центры речи. Они развиваются главным образом благодаря писанию, а не говорению: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие. Если человек останется на всю жизнь неграмотным и будет занят рутинной работой, межполушарная асимметрия у него почти не разовьется.

Таким образом, функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов. В зависимости от того, какое полушарие у человека лучше развито, более активно функционирует, появляются свои отличительные особенности в психике человека, его способностях.

В норме осуществление любой функции - это результат работы всего мозга: и левого, и правого полушария. Если человек лишается правого полушария вследствие кровоизлияния в него, то он не способен к творчеству. Художник, скульптор, композитор, ученый - все они перестают творить. При отключении левого полушария творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, сохраняются. Композитор продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик не без успеха размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре - тоска и печаль, депрессия.

У женщин выявлены более высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью, аналитическими способностями и тонким ручным манипулированием, что обусловлено большей активностью левого полушария их мозга.

Напротив, творческие художественные способности и возможность уверенно ориентироваться в пространственных координатах заметно лучше у мужчин. Они обязаны этими преимуществами правому полушарию своего мозга.

Исследователи выяснили, что работать на полную мощность мозгу мешают самые разные причины. Высокое кровяное давление губительно влияет на память. Курение на 25% снижает возможности памяти и интеллекта. Недостаток сна, алкоголь, нарушение работы щитовидной железы также подрывают способность мозга формировать новые представления.

О сознании и подсознании

Теоретические вопросы

Мозг и психика

Предметом психологии являются механизмы и закономерности психики как определенной реальности и формирование психических особенностей человеческой личности как сознательного субъекта деятельности. Психическая деятельность есть функция нормально работающего человеческого мозга. Психика – это свойство мозга, проявляющееся в идеальном отражении окружающего мира.

Функции психики

Выделяются две функции психики - отражательная и регулирующая.

Психическое отражение это процесс. Оно не мертво, не зеркально, а активно и субъективно. О психическом отражении мы говорим тогда, когда объективный мир предстает перед нами как мир, воспринятый нами.

Психические отражения двойственны по своей природе: с одной стороны, они присущи данному телесному субъекту, имеют органическую основу, есть продукт и компонент органической жизни; с другой есть активное отражение и результат преобразования окружающей действительности и самого субъекта.

Активность проявляется в том, что носитель психики воспринимает окружающую действительность, фиксирует ее в форме образов и устанавливает между образами определенные связи, в которые в дальнейшем включает вновь возникающие образы. Каждый человек создает собственную картину мира, которая является отражением реального мира, но носит сугубо индивидуальный характер, так как зависит от предыдущего опыта субъекта, его физиологических, психологических и социальных особенностей.

Субъективность это исходное начало в человеке, то, что лежит в основе его бытия. Субъективность есть форма бытия человека, форма психического и общее обозначение его внутреннего мира.

Клеточное строение мозга

Центральная нервная система представляет собой скопления нервных клеток нейронов. Нервная клетка состоит из тела нейрона. Древовидные отростки, отходящие от тел нервных клеток, носят название дендритов. Один из таких отростков является удлиненным и соединяет тела одних нейронов с телами или дендритами других нейронов. Он называется аксоном.

Места контактов нервных клеток друг с другом называют синапсами. Через них нервные импульсы передаются от одной клетки к другой. В большинстве своем нейроны являются специализированными, т.е. выполняют в работе центральной нервной системы специфические функции.

Тела нейронов носят название коры головного мозга (серое вещество), ее толщина едва достигает 4-5 мм. Под тонким слоем коры белое вещество, которое состоит из огромного числа плотно прилегающих друг к другу волокон нервных окончаний (подкорка ). А еще глубже снова участки серого вещества подкорковые ядра мозга, самые древние и самые глубокие аппараты, в которых останавливаются возбуждения, идущие с периферии, в которых они получают свою первоначальную обработку.

Свойства мозга

1. Локализация сущность ее в том, что определенные участки мозга выполняют строго соответствующие функции.

2. Избыточность в мозге достаточно участков, не несущих никаких определенных функций. В мозге около 14 млрд. нейронов, из которых задействована только часть.

3. Пластичность взаимозаменяемость. Свободные участки способны брать на себя функции поврежденных. При повреждениях пораженная часть мозга со временем рассасывается и ее замещает водянистая жидкость. Примечательно, что в таких случаях очень значительная часть мозга может быть разрушена, а между тем человек и его близкие ничего не подозревают.

В мозге одного человека было несколько крупных включений жидкости, так что от рождения у него было лишь около половины мозговой ткани. Это не помешало ему успешно закончить среднюю школу, и в то время, когда он обратился к врачу, он благополучно исполнял обязанности автомеханника. Единственной причиной, побудившей его обратиться за медицинской помощью, были внезапно начавшиеся эпилептические судороги. До этого ни он сам, ни члены его семьи не подозревали какого-нибудь недостатка. Нечто необычное обнаружилось лишь тогда, когда он посетил специалиста. Найдя небольшие нарушения в зрении и развитии мышц, не мешавшие пациенту в его работе и жизни, невропатолог предпринял специальное рентгеновское обследование, обнаружившее “дыру” в мозге больного.

Благодаря тому, что у механика, о котором шла речь, разрушенные части мозга не имели специальных функций, он мог вести обычный образ жизни. Причина, по которой можно обойтись без столь значительной части мозговой ткани, состоит в том, что мозг действует как одно целое.

Блоки мозга (по А.Р. Лурия)

А.Р. Лурия. Психика и мозг

Современная наука пришла к выводу, что мозг как сложнейшая саморегулирующая система состоит, по крайней мере, из трех основных устройств, или блоков. Один из них, включающий системы верхних отделов мозгового ствола, сетевидной или ретикуляционной формации, а также образования древней (медиальной и базальной) коры, дает возможность сохранить известное напряжение (тонус), необходимое для нормальной работы высших отделов коры головного мозга; второй (включающий задние отделы обоих полушарий, теменные, височные и затылочные отделы коры) - сложнейшее устройство - обеспечивает получение, переработку и хранение информации, поступающей через осязательные, слуховые и зрительные приборы. Наконец, третий блок, занимающий передние отделы полушарий, и в первую очередь лобные доли мозга, обеспечивает программирование движений и действий, регуляцию протекающих активных процессов и сличение эффекта действий с исходными намерениями. Все эти блоки принимают участие в психической деятельности человека и в регуляции его поведения, однако тот вклад, который вносит каждый из блоков в поведение человека, глубоко различен, и поражения, нарушающие работу каждого из этих блоков, приводят к совершенно неодинаковым нарушениям психической деятельности.

Если болезненный процесс (опухоль или кровоизлияние) выведет из нормальной работы образования верхних отделов ствола мозга (стенки мозговых желудочков) и тесно связанные с ними образования ретикулярной формации или внутренних медиальных отделов больших полушарий, у больного не возникает ни нарушения зрительного и слухового восприятия, ни каких-либо дефектов чувствительной и двигательной сферы. <...>

Однако заболевание приводит в этом случае к снижению тонуса коры головного мозга, а это проявляется в очень своеобразной картине нарушений: внимание больного становится неустойчивым, он проявляет патологически повышенную истощяемость, быстро впадает в сон... его аффективная жизнь изменяется, и он может стать либо безразличным, либо патологически встревоженным, страдает его способность запечатлевать и удерживать впечатления, организованное течение мыслей нарушается и теряет тот избирательный характер, который оно имеет в норме; нарушение нормальной работы стволовых образований, не меняя аппаратов восприятия или движения, может привести к глубокой патологии сознания человека. <...>

Нарушение нормальной работы второго блока проявляется в совсем иных чертах...

Если поражение ограничено теменными отделами коры, у больного наступает нарушение кожной и глубокой чувствительности: он затрудняется узнать на ощупь предмет, нарушается нормальное ощущение положений тела и рук, а потому теряется четкость движений; если поражение ограничивается пределами височной доли мозга, может существенно пострадать слух; если оно располагается в пределах затылочной области или прилежащих участков мозговой коры, страдает процесс получения и переработки зрительной информации, в то время как осязательная и слуховая информация продолжает восприниматься без всяких изменений. <...>

Нарушения, возникающие при поражении третьего блока, в состав которого входят все отделы больших полушарий, расположенные впереди от передней центральной извилины, приводят к дефектам поведения, резко отличающимся от тех, которые мы описали выше... Сознательное, целесообразное поведение, направленное на выполнение определенной задачи и подчиненное определенной программе, заменяется либо импульсивными реакциями на отдельные впечатления, либо же инертными стереотипами, в которых целесообразное действие подменяется бессмысленным повторением движений, переставших направляться заданной целью. Следует отметить, что лобные доли мозга несут, по-видимому, еще одну функцию: они обеспечивают сличение эффекта действия с исходным намерением. Вот почему при их поражении этот механизм страдает, и больной перестает критически относиться к результатом своего действия, выправлять допущенные им ошибки и контролировать правильность протекания своих актов. Виден основной принцип функциональной организации человеческого мозга: ни одно из его образований не обеспечивает целиком какую-либо сложную форму человеческой деятельности, но вносит свой высокоспецифический вклад в организацию поведения человека. <...>

Лекция 11.

Существует множество определений психики. Некоторые из них приведены ниже.

Психика – 1. Общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии [Немов, с. 564]. Психические явления – это психические познавательные процессы, состояния и свойства [см. Немова, т. 1, с.11 и Столяренко Л. Д., с. 27].

2. Психика – совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной действительности; душевный склад человека [Ожегов].

3. Психика – субъективное отражение объективного мира [Еникеев, с. 42].

4. Психика – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности [ФЭС, с. 547].

5. Психика – свойство мозга отражать объективно существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности человека [Гамезо, Домашенко. Атлас по псих., с. 43].

В четырёх из пяти данных определений и психики, и психических процессов (мы увидим это дальше) есть слово «отражение ». Действительно ли психика, ощущение, восприятие, внимание и т. п. – отражение? Рассмотрим понятие отражение сначала как явление, как результат работы анализаторов и познавательных процессов. Отражение – изображение предмета, возникающее на гладкой и воспринимающей свет поверхности [Ож.]. То есть отражение – это точная копия того, что человек видит, слышит, ощущает. Но в психологии считается аксиомой, что каждый видит, слышит, ощущает по-своему. Одному – холодно, сладко, громко, ярко, а другому человеку – жарко; то же самое другому кажется несладким, тихим, неярким. Так что у всех людей своё отражение объективной реальности, которое зачастую не соответствует тому, что отражается. То, что получается в итоге в мозгу – субъективный образ, искажённый, и поэтому точным не является, а значит, и называться отражением не может. Например, литература – отражение жизни? Наш мозг – не беспристрастное зеркало, а «кривое», как ни обидно это звучит.

Если рассмотреть отражение как процесс, то отразить – значит, отобразить что-либо в полном соответствии с реальностью. Но всегда ли реальность отображается в точности – в литературе, искусстве, науке?

Так что отражение в психологии – далеко не всегда отражение, потому что изображение в той или иной степени, как правило, искажено.

Откуда появилось и это понятие, и эти трактовки психических процессов как отражения? Оттуда, откуда и многие неточности в общественных науках – из марксистско-ленинской теории, в данном случае – материалистической теории познания, в которой принцип отражения как главный принцип работы психики и познания является краеугольным [ФЭС, с. 471]. Конечно, даже признавая, что внешний мир первичен по отношению к сознанию, и что он воспроизводится в сознании, нельзя не видеть, что воспроизводится не обязательно и не всегда в форме точного отражения. Хотя к этому нужно стремиться (к адекватному отражению). В учение о познании как отражении объективного мира «значительный вклад внёс В. И. Ленин, поэтому диалектико-материалистическая теория отражения носит название ленинской теории отражения» [ФЭС, с. 470].



В данном случае, думается, произошла та же ошибка умозрительного переструктурирования , которую совершали неоднократно Маркс и Энгельс, а именно: сущее Ленин заменил на должное , считая, что если объективный мир должен отражаться адекватно, без искажений, значит, так оно и есть. И хотя Ленин признавал творческую активность сознания – «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его [Ленин В. И., ПСС, т. 18 «Материализм и эмпириокритицизм», с. 194], но это не меняет сути дела.

Не случайно Еникеев М. И. пишет: “Явления действительности отражаются сознанием индивида интенционально (от лат. intencio – стремление) – пристрастно-избирательно в зависимости от их значимости в практике данного человека. При этом одни явления связываются в индивидуальном сознании с комплексом других, и сопровождаются, как писал У. Джемс, «психологическими обертонами», вставляются в оправу других известных индивиду явлений, включаются в спектр усвоенной индивидом общечеловеческой культуры».

В словаре практ.псих.Головина также делается оговорка: отражение – свойство материи, состоящее в способности воспроизводить… «с различной степенью адекватности» (с. 380).

Основные функции психики: 1) отражение окружающего мира; 2) понимание мира; 3) регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания и адаптации [Столяренко Л. Д., с. 19 и др.] (если говорить коротко, то различительная , оценочная , адаптационная) .

Мозг – центральный отдел нервной системы позвоночных животных и человека. У позвоночных животных и человека различают головной мозг , помещенный в полости черепа, и спинной , находящийся в позвоночном канале.

Каковы отношения между мозгом и психикой? Мозг является основой психики и частью нервной системы, через которую управляется деятельность организма.

Нервная система – система нервных клеток, осуществляющих восприятие, передачу, переработку сигналов и выработку обратной реакции.

Нерв – пучок сенсорных и двигательных нервных волокон вместе с соединительной тканью и кровеносными сосудами и работающих независимо друг от друга.

Нервное волокно – это цепочка нервных клеток.

Единицей нервной ткани является нейрон , который состоит из аксона, тела клетки, дендритов. Нейрон имеет небольшой размер и отвечает за передачу информации. Русское название нейрона – нервная клетка.

Нейроны имеют небольшие размеры – всего несколько десятков микрон, – но их очень много, например, в мозге – 10 12 т. е. 10 триллионов. Открыты они более 150 лет назад Р. Дютроше, К. Эренбергом, И. Пуркинье [Осн.психофиз., с. 16]. Нервная клетка получает информацию от сотен и тысяч других клеток передаёт её сотням и тысячам других клеток. Количество соединений клеток в головном мозге – 10 14 –10 15 [Осн. С. 16].

Форма нейронов очень разнообразна, но чаще всего они имеют неправильную форму, например, кляксы. Могут иметь форму цветка, листика, а поверхность некоторых клеток напоминает мозговую поверхность – имеет свои борозды и извилины. Исчерченность позволяет увеличить поверхность клетки более чем в 7 раз. Цвет может быть белый (нейроэндокринные), жёлтый, оранжевый, иногда коричневый.

К функциям нервной клетки относят: передачу информации об изменениях во внутренней среде, запоминание, передачу информации о внешнем мире и создание его образов, организацию поведения наилучшим образом, обеспечивающим живому существу максимальный успех в борьбе за существование.

Нейроны соединяются друг с другом посредством нервных окончаний в форме рогаток одной клетки и дендритов другой клетки через синапсы. Термин произошёл от греческого слова «застёгивать» и был введён Ч. Шеррингтоном в 1897 г. Синапс – это место контакта одной клетки с другой. Имеет форму зазора между дендритами с двумя мембранами по его краям, если считать по ходу движения импульса. Первая мембрана находится на поверхности нервного окончания клетки, передающей сигнал, вторая – на поверхности дендритов клетки, принимающей сигнал. Зазор очень маленький, его ширина может достигать примерно 30 нанометров (30 10 -9 мм). В зазоре есть специальные химические вещества, выделяемые мембраной нервного окончания передающей клетки и называемые медиаторами , которые действуют как отмычки или ключи. В настоящее время известно около 100 веществ-медиаторов [Осн.психофиз., с. 21]. Медиаторы «открывают» определённые ионные каналы клетки, принимающей сигнал, благодаря чему мгновенно создаётся трансмембранный ионный ток, приводящий к генерации электрического потенциала. При достижении потенциалом определённой величины генерируются импульсы, распространяющиеся по нерву в ЦНС.

Считается, что синапс передаёт информацию только в одном направлении .

На одном нейроне может быть до 20 тысяч синапсов (лк. по физиологии).

Взаимосвязанные между собой миллионы нейронов являются главными действующими элементами нервной системы. Они действуют по типу проводов в сложном электротехническом устройстве.

Нейроны бывают трёх типов:

1) сенсорные , передающие информацию в виде ощущений от органов чувств в центральную нервную систему;

2) двигательные , передающие команды из центральной нервной системы к мышцам и вызывающие произвольные и непроизвольные движения;

3) ассоциативные (объединительные , интернейроны), обрабатывающие в коре головного мозга полученную информацию и интегрирующие её в образы.

Как и провода в оплётке или мягкой трубке, цепочки из отдельных видов нейронов объединяются в пучки, покрытые общей оболочкой – миелином. В одном пучке присутствуют по отдельности цепочки и сенсорных, и двигательных нейронов. По одной цепочке, состоящей из сенсорных нейронов, информация передаётся от рецепторов в мозг, а по другой, состоящей из двигательных нейронов, из мозга к органам.

Нерв входит в состав анализатора (понятие ввёл И. П. Павлов). Анализатор – анатомо-физиологическая подсистема нервной системы, отвечающая за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной модальности [Кондаков].

Анализатор состоит из:

1) рецептора, воспринимающего раздражение,

2) нерва, передающего импульс от рецептора в головной мозг (афферентное волокно),

3) участка головного мозга, принимающего импульс,

4) нерва, передающего импульс из головного мозга к органам (эфферентное волокно).

Виды анализаторов: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный, анализатор внутренних органов.

Слово рецептор происходит от лат. receptor - принимающий. Рецепторы – это периферические элементы сенсорных органов, представляющие собой нервные образования, преобразующие химико-физические воздействия из внешней или внутренней среды организма в нервные импульсы.

Виды. По месту расположения и по выполняемым функциям выделяют:

1. Экстерорецепторы – рецепторы, за счет работы которых воспринимается информация, получаемая из внешнего мира (зрение, слух, вкус, обоняние, тактильные ощущения);

2. Интерорецепторы – рецепторы, которые служат для индикации постоянства внутренней среды организма. Представляют собой окончания центростремительных нервов, которые находятся в тканях организма, сосудах, во внутренних органах, в скелетных мышцах, сухожилиях и связках.

Виды интерорецепторов:

Механорецепторы, или барорецепторы, которые реагируют на растяжение и деформацию тканей;

Хеморецепторы, которые реагируют на изменения химизма;

Терморецепторы, которые реагируют на изменения температуры;

Осморецепторы, которые реагируют на изменения осмотического давления;

Ноцирецепторы, которые реагируют на болевые воздействия на внутренние органы.

3. Проприорецепторы – рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях, суставах, в коже и свидетельствующие об их работе (сокращения мышц, изменения положения тела в пространстве).

Структура нервной системы:

1. Центральная нервная система (головной и спинной мозг).

2. Периферическая нервная система (черепно- и спиномозговые нервы).

Периферическая нервная система делится на соматическую (двигательные и сенсорные нервы) и вегетативную (двигательные нервы; обслуживает мышцы внутренних органов и железы), которая в свою очередь состоит из симпатической и парасимпатической нервных систем.

ЦНС объединяет в единое целое все части организма. Соматическая НС собирает информацию внешней среды, а потом передает сигналы обратно. Вегетативная НС поддерживает автономную работу внутренних органов. Действие НС происходит по рефлекторному принципу.

Существует асимметрия мозговых полушарий и особенности психической деятельности, связанной с этой асимметрией.

У правшей:

Левое полушарие коры головного мозга отвечает за речь, чтение, письмо, вербальную память и вербальное мышление, интеллектуальное поведение и деятельность, является базой для логического мышления. Обеспечивает такой вид деятельности, как аналитические процессы.

Правое полушарие коры головного мозга связано с образным и пространственным мышлением, творчеством, интуицией, тактильным распознаванием и мышлением.

В организме человека есть две сигнальные системы, первая из которых реагирует на сигналы от органов чувств (художественный тип личности), а вторая – на слова (интеллектуальный тип).

Примерно у 90 % людей доминирует левое полушарие, в котором расположены центры речи. И способности, и отличительные психические особенности людей зависят от того, какое полушарие у человека больше развито [Столяренко Л. Д., с. 34].

И. П. Павлов выделил 3 “чисто человеческих типа” высшей нервной деятельности (ВНД): художественный, мыслительный , средний .

У людей художественного типа (у них преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как “сухарей”.

Представители мыслительного типа (у них преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравятся научная деятельность.

Большинство людей (до 80%) относятся к “золотой середине”, среднему типу . В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Проявляться это начинает к 12–16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие – шахматам, физике, математике.

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, не могли ориентироваться в конкретном пространстве – не могли найти дорогу домой, не чувствовали “выше-ниже”, не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т. п.

Свойства нервной системы :

1. Сила (способность выдержать сильное или длительное возбуждение, не переходя в состояние торможения).

2. Слабость (неспособность сохранять высокую работоспособность при длительном труде).

3. Уравновешенность (характеризуется уравновешенностью процессов возбуждения и торможения).

4. Инертность .

5. Лабильность (неустойчивость).

6. Подвижность (способность быстро и без негативных последствий реагировать на изменения внешней среды; определяется по скорости возникновения и прекращения нервного процесса и его скорости).

7. Динамичность – скоростная характеристика, проявляется при выработке условных рефлексов.