Путь от станции барколабово до вознесенского монастыря. Самая чтимая святыня Белоруссии

Вознесенский женский монастырь стоит недалеко от деревни Барколабово Быховского района, рядом с тем местом, где Лахва впадает в Днепр . Каждую весну реки разливаются, вода поднимается, и монастырь рискует уйти под воду.

Еще несколько лет назад люди ловили рыбу руками прямо у стен монастыря, но сам монастырь ни разу не затопило, - рассказывают местные жители.

Они уверены: все дело в чудотворной иконе Барколабовской Божьей Матери, которая хранится в храме на территории монастыря.

Эта икона не очень древняя - ей чуть больше 350 лет, но чудеса, которые она творит, исчисляются тысячами. Началось все с ее появления в монастыре - монахини верят, что она сама выбрала его.

Защитница Восточной Беларуси

Православный женский монастырь в Барколабово был основан в 1623 году Богданом Статкевичем. Рядом с монастырем проходила крупная дорога, сюда приезжало много людей, поэтому скоро он стал достаточно известным. В 1659 году во время войны Литвы и России по этой дороге возвращался домой князь Пожарский. Когда он проезжал мимо ворот монастыря, лошадь остановилась, и никто не мог сдвинуть ее с места. Пожарский долго не мог понять, в чем дело, и только к вечеру его осенило: среди трофеев князя была икона Божьей Матери, которую он вез домой. Как только Пожарский подарил икону монастырю, лошадь тронулась в путь.

Икону поставили в центре храма.

Когда утром сестры пришли туда, они увидели, что икона стоит по правую сторону храма - это место она выбрала себе сама, - рассказывает монахиня Антонина. - С правой стороны стоят мужчины, с левой - женщины, то есть правая сторона главенствующая, и Матерь Божья показала, что она хочет здесь управлять.

Сколько потом икону не переставляли в другое место, наутро она всегда возвращалась в правую часть храма.

С первых дней люди увидели, что икона творит чудеса: она не только сама выбрала себе место, но и исцеляла людей от любых недугов. Слава о ней разлетелась по округе, и вскоре ее стали считать защитницей Восточной Беларуси .

Монастырь тем временем рос и развивался. Дважды в год у его ворот проходили крупные ярмарки, на которые съезжались люди со всех уголков мира и меняли свои товары на монастырские. Сам монастырь жил натуральным хозяйством и полностью себя обеспечивал. Здесь была медеплавильная печь, сюда съезжались ученые, многие из которых занимались сельским хозяйством. При монастыре они занимались селекцией и выводили новые сорта растений. Тут же работала воскресная школа, где обучались девочки разных возрастов. Позже сюда часто приезжала царица Александра Федоровна. Благодаря всему этому монастырь стал одним из самых влиятельных в Восточной Беларуси.


Чтобы спасти икону, ее замуровали в стену

В конце XVIII века люди стали опасаться, что монастырь может уйти под воду. Каждую весну из-за паводков он оказывался как будто на острове, вода плескалась у его ворот. Тогда было принято решение переправить сестер в другой монастырь, в Барколабово осталось около 70 монахинь из 300. Они вместе с солдатами и крестьянами носили землю в мешках и засыпали ею реку. Они насыпали так много земли, что изменили русло реки! Отделили рукав Днепра - получилось озеро. Теперь река несла свои воды мимо монастыря.

В войну 1812 года французы хотели сжечь его, но сначала решили вынести все ценное. Один из солдат потянулся за иконой, но как только прикоснулся к ней, его с огромной силой отбросило назад. Увидев это, остальные решили оставить святое место в покое.

Монастырь просуществовал до 1920 года и был закрыт во время гонений на православную церковь. Сестры убедили стражу разрешить им вынести чудотворную икону и спрятали ее. Ее переносили из дома в дом, прятали то в притворе, то в сенях.

Все эти годы икона числилась в списках имущества монастыря, Матерь Божья сделала так, что власти не заметили ее пропажи и не искали ее, - рассказывают сестры. - Это просто чудо, что ее удалось сохранить.

Во время войны одна из монахинь замуровала святыню в стену дома, где она и пролежала много лет. Самих монахинь после войны арестовали. Только в 1953 году, когда их выпустили из тюрьмы, сестры показали место, где находится икона, и Божья Матерь вернулась в храм - правда, уже не в Барколабовский, а в Быховский, где и хранилась следующие полвека. А Барколабовского монастыря больше не существовало.

Икона продолжала творить чудеса, исцелять людей, и быховчане очень берегли ее, - вспоминают монахини.

Когда в 1990-х годах архиепископ Максим захотел забрать икону в Могилев , он не смог этого сделать - быховчане были против, для них икона была настоящим чудом. Так Матерь Божья еще раз подтвердила, что сама определяет, где ей быть.


Икона исцеляет всех, кто верит

Нынешняя настоятельница монастыря схиигумения Антония родом из соседней с Барколабово деревней. Когда она была маленькой девочкой, мама приводила ее к иконе. Когда девочка выросла и стала схииегуменией оршанского Свято-Успенского женского монастыря, Бобруйская епархия приняла решение возродить монастырь в Барколабово - это было в 2008 году.

Когда мы приехали сюда, здесь ничего не было, - вспоминает монахиня Антонина, переехавшая сюда из оршанского монастыря вместе с сестрами и матушкой. - Только голубой крест стоял посреди поля - его поставили в 1996 году в знак почитания этих святых мест.

Монахини поселились в старом матушкином доме. В марте 2009 года на территории монастыря был заложен храм, а в мае 2010 года его освятили.

Матушка заказала копию иконы в оршанских мастерских, и год мы молились с этой копией. Но потом матушка отдала копию в Быхов , а икона вернулась сюда. Быховчане плакали, для них потерять ее было большим горем, - говорят в монастыре. - Через несколько недель к иконе в Быхов приехала семья с больной девушкой, у нее был псориаз. Эта семья не знала, что теперь в храме висит копия. Они усердно молились, верили - и девушка исцелилась, болезнь сразу же исчезла, пропали все видимые ее проявления. Для быховчан это стало знаком, Матерь Божья как будто бы говорила: «Не бойтесь, я с вами, и через копию дается та же благодать, что и через настоящую икону».

Монахиня Антонина вспоминает, как однажды рассказала эту историю людям, приехавшим к ним в храм, и ее слова тут же подтвердил один из них.

Пять лет у нас с женой не было детей. Я купил у вас копию и повесил ее дома. После того как у меня появилась икона, жена забеременела, - рассказал он.

В монастыре одну за другой рассказывают чудесные истории исцеления. Рассказывают о парне с болезнью Бейля, который полностью исцелился после того, как в храме провели молебен - через несколько месяцев он приехал в монастырь, и сестры увидели абсолютно здорового весело скачущего ребенка. Рассказывают о шестилетнем мальчике, которого икона исцелила от лейкемии, о женщине, которая не могла забеременеть 13 лет и смогла стать мамой только после молитв Барколабовской иконе, о женщине, которая вылечилась от паралича и подарила монастырю в знак благодарности позолоченный крест, украшенный драгоценными камнями.

Она была полностью парализована, - вспоминает Антонина. - Однажды ей приснился сон, в котором Матерь Божья сказала: «Подай записки в 33 храма, и ты исцелишься». Женщина сделала это, но болезнь не ушла. Откуда-то она узнала о чудотворной иконе в Барколабово и попросила своих детей: «Отвезите меня в монастырь к иконе - если и это не поможет, больше не буду вас ни о чем просить». Ее привезли, больная приложилась к иконе и спустя несколько дней начала ходить!

Пока мы разговариваем с монахиней, в храм заходят люди. Они рассказывают, что приехали в святые места из Калининграда .

Сюда приезжает много людей из России, - говорит сестра. - Многие едут к иконе, просят ее о чуде - и чудо происходит. Главное - это вера.

Как добраться?

Барколабово находится примерно в 35 километрах от Могилева в сторону Быхова. Туда можно доехать на машине, или на автобусе до Быхова (автобусы ходят каждый день, билет стоит 32950 рублей), а оттуда уже в деревню. Из Быхова в Барколабово трижды в неделю ходят автобусы - во вторник, среду и воскресенье. Отправление в 6.20 и 13.00, билет стоит 9500 рублей.

Икона получила название по месту своего нахождения - Барколабовского Свято-Вознесенского женского монастыря Могилёвской губернии . История иконы связана с событиями, происшедшими 11 июля 1659 года , когда некий русский князь по фамилии Пожарский , возвращаясь из похода в Польшу, проезжал мимо обители с иконой, взятой им в поход. Около монастыря лошади остановились и не смогли сдвинуть повозку с места. Князь, решив, что Божия Матерь желает остаться в обители, подарил икону монастырю. Икона Пресвятой Богородицы Барколабовская - одна из самых чтимых в Белоруссии.



Её списки (копии) находятся во многих белорусских храмах, сама же святыня пребывала в Свято-Троицком храме города Быхова Могилёвской области, а 24-25 июля 2010 года состоялось историческое событие - чудотворная икона Божией Матери "Барколабовская" из г. Быхова в возрождаемый Свято-Вознесенский женский монастырь дер. Барколабово.



Некогда Барколабовская лавра была знаменита на всю Европу. В местечке Барколабово в 8 км севернее Быхова находился действующий женский монастырь в честь Вознесения Господня, основанный еще в 1641 г. Богданом Стеткевичем. В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, получившая свое название по своему местонахождению.

Согласно преданию, в 50-х гг. XVII в., во время военных действий царя Алексея Михайловича на территории Великого княжества Литовского, образ был взят русским войском в одном из храмов Центральной или Западной Белоруссии. Когда войско в 1659 г. подошло к стенам Барколабовского монастыря, обоз, в котором находился образ, недвижимо стал и лошади, несмотря на усилия возничих, не могли тронуться с места. Тогда русское войско оставило икону Божией Матери в монастыре у игуменьи Фотинии (Киркоровны). Барколабовская икона первоначально была помещена игуменьей Фотинией в центре Вознесенской церкви монастыря, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. В дальнейшем образ находился летом в Вознесенской церкви, а зимой в церкви во имя св. Иоанна Предтечи в особых высоких золоченых киотах, напротив клироса. В 1882 г. Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. В 1885 г. Была возведена монастырская Успенская каменная церковь, куда и была перенесена чудотворная икона.


На поклонение образу в Барколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. У крестьянок Могилёвской губернии был известен обычай покупать в монастыре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Барколабовской иконе, затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней. В 1900 г. после крестного хода с образом прекратился падеж скота.

Чудотворная икона пережила все войны XVII — XVIII столетий и все гонения на религию, включая советские времена.

В 1924 г. Барколабовский монастырь закрыли. Святыню сохранили бывшие инокини монастыря. В 1953 г. перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в церковь Св. Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот. В 1979 г. Н. Ф. Высоцкая провела реставрационное укрепление и атрибуцию иконы. Чудотворная икона находилась в Свято-Троицком храме до 2010 г., когда была торжественно перенесена в храм Иоанна Предтечи возрождаемого Барколабовского монастыря.

Этот образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси. Барколабовская Одигитрия, написанная темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном, является одним величайших шедевров белорусской школы иконописи, и вместе с тем сохраняет выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи высказывают мнение, что образ создан на границе XVI — XVII столетий, или в 1-й половине XVII столетия в центрально-белорусском регионе (возможно в Слуцке). Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Подобный извод, в основе которого, очевидно, лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери — главной Богородичной святыни Белоруссии с середины XII в., был широко распространен в иконописи в центре и на юго-западе Белоруссии в первой половине — середине XVII в., о чем свидетельствует ряд сохранившихся произведений.

Особенности иконографии Барколабовской иконы: Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.

Существовало несколько списков Барколабовской иконы в самом монастыре и в храмах близлежащих городов и сел. Список из Барколабовского монастыря (не сохранился) имел живописные клейма с изображением чудес иконы. В приходской Михайловской церкви с. Барколабово особо почиталась двухсторонняя икона с образом Божией Матери на одной стороне и архангела Михаила — на другой (не сохранилась). Список, выполненный в начале ХХ в. художником Ореховым, находился в часовне на вокзале г. Могилёва.

Сохранившиеся списки Барколабовской иконы можно увидеть в иконостасе церкви Святой Троицы г. Быхова, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Николаевском соборе Могилевского Свято-Никольского женского монастыря. Этот образ, написанный во 2-й половине XVIII в., имел вверху изображения ангелов (почти утрачены), коронующих Божию Матерь, и серебряный оклад (не сохранился), выполненный в 1781 г. могилёвским ювелиром П. Слижиком. В церкви св. Онуфриятого же монастыря находится еще один список Барколабовской иконы, обретенный в 1992 г.

Вознесенский монастырь в селе Барколабово Быховского района Могилёвской области - действующий православный женский монастырь Белорусского экзархата Русской православной церкви. Монастырь входит в состав Бобруйской и Быховской епархии. Расположен в восьми километрах севернее Быхова. Основан в 1623 году Богданом Статкевичем.

В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 году князем Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. Существует легенда, что икона была спрятана в военном обозе. Когда отряд князя проходил мимо монастыря, «образ стал недвижим» и никакие усилия не смогли сдвинуть его с места. Пожарский понял, что образ желает остаться в монастыре, и передал его игуменье Фотинии Киркоровне. Икона была первоначально помещена в центре Вознесенской церкви, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только правосл. вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и Отечественной войны 1812 года.

Чудотворная икона пережила все войны XVII - XX веков, и все гонения на религию, включая советские времена. В 1882 года Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара.

После 1920 года Барколабовский монастырь закрыли. Во время Великой Отечественной войны икону сохранили бывшие инокини (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной станции Быхов). В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в Свято-Троицкий храм в Быхове и помещен в специальный пристенный киот, где и хранится до сих пор.

Это образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси. Барколабовская Одигитрия, написанная темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном, является одним величайших шедевров белорусской школы иконописи, и вместе с тем сохраняет выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи высказывают мнение, что образ создан на границе XVI-XVII столетий, или в 1-й половине XVII века в центрально-белорусском регионе (возможно в Слуцке). Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звёздами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.

Не сохранился серебряный позолоченный оклад иконы, который был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей св. Евфросинии Полоцкой и св. Лонгина. Сохранились сведения о реставрации и частичной переделке оклада в 1868 году.

День празднования образа приходится на 11 июля старого стиля (24 июля н.с.), день его явления в Барколабовском монастыре.

В честь 350-летия иконы Божией матери Барколабовской в Беларуси в 2009 году была выпущена серия марок, посвящённых этому событию.

В стране немало мест, где случаются необъяснимые с точки зрения современной науки явления. "Живые" тени Гольшанского замка и привидение в бывшем монастыре бенедиктинок в Несвиже. Каменные кресты в Турове, "подпускающие" к себе хороших людей и прячущиеся от недобрых. В последнее время все чаще приходится слышать о чудесах в Свято-Вознесенском женском монастыре. Узнать подробности и, если повезет, встретиться с тамошними привидениями еду в деревню Барколабово Быховского района.

Шаги за спиной

По вечерам в большом пустынном дворе она часто слышит отчетливые шаги за спиной. Кажется, кто-то неторопливо идет за ней по тропинке. Игуменья Антония никогда не оборачивается. Знает наверняка: сзади никого нет. К непонятным, необъяснимым явлениям обитательницы Свято-Вознесенского женского монастыря давно привыкли.

Наблюдали их не так давно и наши сестры. Охраняли вдвоем храм Иоанна Предтечи, расположенный неподалеку от колокольни. Ночевали на хорах. Проснулись одновременно от того, что кто-то поднимался к ним вверх по лестнице. Увидев рядом с собой фигуры в черном, от неожиданности очень испугались. Но все же нашли в себе силы спросить у пришелиц, кто они и что здесь делают. Когда сестры заговорили, привидения растаяли в воздухе. Мистика какая-то!

Матушка Алла строит гипотезы. Возможно, все объясняется близостью монастырского кладбища? Во всяком случае, этих же монахинь на берегу Днепра не раз видели и местные рыбаки, и приезжие. От неожиданности даже бросали удочки. Председатель Барколабовского сельсовета Иван Скрипцов вспоминает:

- Монастырь, построенный в середине XVII столетия, был закрыт в 1924 году. Возродился совсем недавно - в 2008-м. Но и в годы, когда его территория пустовала, многие наши сельчане наблюдали странные вещи. То, по их утверждениям, в полуразрушенных постройках сам по себе зажигался свет, то гас без причины. Иногда отчетливо слышались вздохи, голоса, по стенам двигались тени.

Одна из самых молодых барколабовских монахинь матушка Ольга и сама не раз становилась свидетельницей необъяснимого явления. Рано утром, когда начинается служба, к песнопению здешних обитательниц добавляются незнакомые голоса неземной красоты, словно льющиеся с неба. В последний раз монахиням, рассказала она, кто-то подпевал как раз в день моего приезда.

Место, где свет

Матушка Ольга постриглась в монахини в 2010 году. На ней все хозяйство - коровы, уборка. Поэтому Ольга практически не покидает стены монастыря. Она уверена: именно такой и должна быть жизнь монахини - наполненной трудом, ограничениями. Но в этом она и черпает духовную силу:

Обстановка в монастыре очень благостная. У нас, монахинь, немало обязанностей по хозяйству. За пределами обители при такой нагрузке каждая из нас просто валилась бы с ног от усталости. Здесь же словно стены помогают: и просыпаешься рано, и все легко делается.

В беседе со мной игуменья Антония то и дело вспоминала интересные факты. В годы Великой Отечественной войны на территории Быховщины шли кровопролитные бои. Но монастырь, тогда давно бездействующий, война не затронула. И наступая, и отступая, гитлеровцы прошли мимо. Опять же во время взрыва на ЧАЭС Быховскому району здорово досталось. Радиация здесь местами доходила до 15 кюри. Только небольшой пятачок, территория храма, остался совсем чистым. Необычное место, святое, намоленное...

После войны здесь был детский дом. Позже - лагерь, где оздоравливались детишки. Лишь после 1992 года, в непростые для экономики страны времена, территория оказалась, можно сказать, бесхозной. Поначалу сторожа колхоза имени Либкнехта еще пытались следить за порядком... А потом перестали. Вот тогда большинство строений и разобрали на кирпичи, соорудили из них погреба да сараи. Однако все равно особой своей притягательности местность не потеряла.

Сегодня в Свято-Вознесенский женский монастырь едет все больше паломников - попросить чудотворную икону об исцелении, об исполнении самых заветных желаний. Многие хотят испытать на себе неведомую силу воздействия этих мест. И, конечно, втайне надеются встретиться с необъяснимым, непознанным, неизведанным. Лично я привидений не увидела. Но, может, кому-то повезет?

Мнения по поводу

Александр Лазарев, координатор республиканского уфологического комитета по Могилевской области:

Это не единственное место на Могилевщине, где происходят необъяснимые явления. Взять Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь, расположенный в нескольких километрах от Мстиславля на границе с Россией. Он был основан в 1380 году на месте чудотворной криницы и на протяжении многих веков славится чудесами. В 2003 году на стене одной из его комнат появился нерукотворный образ Спасителя. Здесь постоянно происходят чудесные исцеления. А вспомним знаменитый камень-лекарь в Белыничском районе, который излечивает от болезней даже безнадежных. А криницы с целебной водой, которые есть в каждом районе, в том числе и в самом Могилеве! Наверняка когда-нибудь наука даст точный ответ на все вопросы нашим потомкам. А сегодня, думаю, вовсе не важно, как эти чудеса работают. Главное, они есть и часто приносят пользу, исцеляют, вселяют надежду.

Евгений Марукович, директор Института технологии металлов Национальной академии наук, профессор, заслуженный изобретатель:

Для того чтобы точно объяснить загадочные явления, пришлось бы изучить многие факторы: материалы, из которых построены здания, акустику, почву. Но, по-моему, специально такие исследования проводить не надо. Не должен ученый вести себя как слон в посудной лавке. Так недолго и обидеть верующих. Да и вряд ли подобным знаниям найдется применение в народном хозяйстве. Тогда кто будет подобные исследования финансировать?! Но со временем, ставя перед собой иные задачи, наука косвенно изучит и эти вопросы. Даст объяснения. И тогда что-то из свидетельств очевидцев подтвердится, а что-то отсеется. Нельзя сбрасывать со счетов человеческий фактор: видели, слышали, преувеличили или показалось.