Ресурсы на территории русской равнины. Минеральные ресурсы русской равнины

Восточно-Европейская (Русская) равнина - одна из крупнейших по площади равнин мира. Среди всех равнин нашей Родины только она выходит к двум океанам. Россия расположена в центральной и восточной частях равнины. Она простирается от побережья Балтийского моря до Уральских гор, от Баренцева и Белого морей - до Азовского и Каспийского.

Особенности рельефа Русской равнины

Восточно-Европейская приподнятая равнина состоит из возвышенностей с высотами 200-300 м над уровнем моря и низменностей, по которым текут крупные реки. Средняя высота равнины - 170 м, а наибольшая - 479 м - на Бугульминско-Белебеевской возвышенности в приуральской части. Максимальная отметка Тиманского кряжа несколько меньше (471 м).

По особенностям орографического рисунка в пределах Восточно-Европейской равнины отчетливо выделяется три полосы: центральная, северная и южная. Через центральную часть равнины проходит полоса чередующихся крупных возвышенностей и низменностей: Среднерусская, Приволжская, Бугульминско-Белебеевская возвышенности и Общий Сырт разделены Окско-Донской низменностью и Низким Заволжьем, по которым протекают реки Дон и Волга, несущие свои воды на юг.

К северу от этой полосы преобладают низкие равнины. По этой территории текут крупные реки - Онега, Северная Двина, Печора с многочисленными многоводными притоками.

Южную часть Восточно-Европейской равнины занимают низменности, из которых на территории России находится лишь Прикаспийская.

Климат Русской равнины

На климат Восточно-Европейской равнины оказывают влияние ее положение в умеренных и высоких широтах, а также соседние территории (Западная Европа и Северная Азия) и Атлантический и Северный Ледовитый океаны. Климат умеренный по тепловому режиму и средней увлажненности с возрастающей континентальностью к югу и востоку. Среднемесячная температура января изменяется от - 8° на западе до - 11°С на востоке, июльская температура колеблется от 18° до 20°С с северо-запада на юго-восток.

Круглый год над Восточно-Европейской равниной господствует западный перенос воздушных масс . Атлантический воздух летом приносит прохладу и осадки, а зимой - тепло и осадки.

Различия в климате Восточно-Европейской равнины влияют на характер растительности и на наличие достаточно ясно выраженной почвенно-растительной зональности. Дерново-подзолистые почвы сменяются к югу более плодородными - разновидностью черноземов. Природно-климатические условия благоприятны для активной хозяйственной деятельности и проживания населения.

19.08.2014 10592 0

Задачи: дать оценку природным ресурсам; показать величи­ну антропогенной нагрузки на ландшафты Восточно-Европейской равнины; раскрыть сущность экологических проблем, помочь уча­щимся в творческом поиске предложений по их решению.


I. Проверка знаний и умений по теме «Природные комплек­сы Русской равнины».

Возможные варианты проверки:

1.Индивидуальный устный опрос.

-Какие зональные природные комплексы выделяют на Русской равнине?

-Какие из них занимают наибольшую площадь, наименьшую?

-Охарактеризуйте тундру и лесотундру Русской равнины.

-Сравните природные условия тайги и степей.

-Объясните, как изменение хотя бы одного из компонентов природы, например, коэффициента увлажнения, меняет облик все­го природного комплекса.

-Какие из природных комплексов наиболее изменены человеком?

2.Проверка практической работы.

3.Проверочная практическая работа на контурной карте (с. 48-50 в рабочей тетради на печатной основе) по вариантам или одному варианту по выбору учителя.

II.Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Вводная беседа необходима, чтобы актуализировать понятие «природные ресурсы» и вспомнить, на какие группы они делятся, что лежит в основе классификации, а также способы рационально­го использования. В процессе беседы учащиеся делают заготовку таблицы «Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины».

III.Получение новых знаний.

1. Так как тема «Природные ресурсы» изучалась учащимися сравнительно недавно, повторение не должно вызвать затруднений. Поэтому заполнение таблицы лучше провести в виде самостоятель­ной практической работы. Учащиеся работают с текстом учебника (с. 164 - 166) и с картами атласа. На это отводится 15-20 минут. В готовом виде таблица должна выглядеть следующим образом:

Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины

Природный

ресурс

Расположение на террито­рии Русской равнины

Использование ресурса человеком

Минеральные

ресурсы:

1) железные руды

Курская магнитная аномалия (КМА)

Сырье для металлур­гии

2) каменный уголь

Воркута

Топливо

3) бурый уголь

Подмосковный бассейн

Топливо

4) нефть

Урало-Вятский, Тима- но-Печорский, Каспий­ский бассейны

Топливо, сырье для химической промыш­ленности

5) горючие сланцы

Ленинградская область, окрестности Самары

Топливо

6) строительные материалы (пески, глины, известняк и ДР-)

Повсеместно

Строительство, сырье для промышленности строительных мате­риалов

7) апатитово-нефе­линовые руды

Кольский полуостров и Карелия

Получение алюминия, сырье для стекольной промышленности, производства химиче­ских удобрений

8)граниты

Кольский полуостров, Карелия

Строительство, от­делка зданий, мосто­вых и проч.

9) поваренные и калийные соли

Озера Эльтон, Баскунчак, камское Предуралье

10) алмазы

Архангельская область

Драгоценный камень

11) фосфориты

Поволжье, Подмосковье

Сырье для химической промышленности

Водные ресурсы

Наиболее богаты в се­веро-западных и цен­тральных районах

Запасы пресной воды, гидроэнергия, деше­вые транспортные пути, рыбные про­мыслы, места отдыха

Агроклиматиче­ские ресурсы

Север лесной зоны (прохладное, влажное лето).

Средняя полоса (плодо­родные почвы).

Юг

Лен-долгунец, рожь, овес.

Зерновые и кормовые культуры.

Зерновые и техниче­ские культуры, садо­водство и бахчеводство

Лесные ресурсы

Таежные и смешанные леса 2

Рекреационные

ресурсы

Повсеместно, но не очень хорошо освоены

Туризм, отдых, лече­ние и оздоровление населения

2. Проблемы рационального использования природных ресур­сов также рассматривались учащимися ранее, поэтому учитель должен акцентрировать внимание на экологических проблемах Восточно-Европейской равнины, например, можно рассказать о проблемах Нечерноземья.

Учитель. В настоящее время территория Восточно-Евро­пейской равнины густо заселена, ее природные ресурсы интенсив­но используются. Ощущается дефицит воды, атмосфера испытыва­ет сильное загрязнение, особенно в районах с развитой химической промышленностью. Плодородные почвы подвержены эрозии, бес­пощадно вырубаются леса.

Территория Нечерноземья была достаточно освоена человеком издавна. Пашни чередовались с лесами и лугами. Множество сел и деревень расположились вдоль рек и около озер. Здесь выращивали устойчивые урожаи ржи, льна, изделия из которого славились на весь мир. Большое количество скота обеспечивало население про­дуктами питания. Однако в дальнейшем сложившаяся система ра­ционального ведения хозяйства была разрушена. Причинами этому послужили сначала коллективизация, затем бездумное укрепление сел, объявление многих деревень неперспективными. Большинство населения ушло в города. Исчезли тысячи деревень, которые рань­ше кормили и себя, и городских жителей.

В последние годы были выделены большие средства для ме­лиорации земель Нечерноземья. Каков же результат? Результат пе­чальный, потому что вместо комплексной проводится только вод­ная мелиорация, т. е. либо осушение, либо обводнение. Это приво­дит не к улучшению, а к ухудшению земель. «В Нечерноземной зоне - это массовое их иссушение или заболачивание. ... немало земель полностью потеряли свое плодородие. Истреблены реки, ручьи, родники, верховые болота. ... спрямлялись русла рек, осу­шались верховые болота, а именно они - хранители наших вод. Все обернулось тем, что затраченные миллиарды рублей не дали по­вышения продуктивности сельского хозяйства» (Лемешев М. Я. Пока не поздно. - М.: Молодая гвардия, 1991). Нечерноземье - наш резерв. При правильной организации хозяйства оно может быть возрождено для полнокровной жизни.

На территории Русской равнины созданы заповедники, где со­храняются участки уникальных природных ландшафтов, редкие виды животных и птиц. Например, заповедники Кандалакшский, Лапландинский, Приокско-террасный, Лосиный остров, Галичья Гора и многие другие.

Можно обсудить с учащимися проблемы Полесья, дать воз­можность высказаться о положительных и отрицательных сторонах процесса осушения болот. Можно выслушать и обсудить сообще­ния учащихся об ООПТ Восточно-Европейской равнины (домаш­нее задание урока № 37).

Для закрепления полученных знаний и их систематизации учи­тель предлагает ответить на вопросы:

В чем выражается комплексный подход к проблеме охраны и преобразования природы Нечерноземья и Полесья, а также других районов Восточно-Европейской равнины? Приведите примеры.

На примере данных территорий покажите, каково соотноше­ние мероприятий по преобразованию природы и мер по ее охране.

Возможно ли на современном этапе отказаться от мероприя­тий по преобразованию природы и ограничиться только мерами по ее охране?

Обобщая знания, учащиеся формулируют вывод о необходимо­сти научно обоснованного подхода к решению проблем преобразо­вания природы с учетом всех взаимосвязей внутри природного комплекса.

IV.Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 29, выполнить задание 4 на с. 48 рабочей тетради на печатной основе (нанести месторождения полезных ис­копаемых), или задание 3 на с. 49, или задание 2 на с. 50 (по вари­антам или по выбору учителя).

Природные ресурсы Русской равнины - необычайно многообразны. Их основная ценность заключается в том, что расположены они в наиболее густонаселенной территории Российской Федерации - а значит, доступны для широкого использования людьми.

Водные ресурсы

Гидрогеографическая сеть Русской равнины представлена многочисленными озерами и реками, в число которых входит и самая большая река России - Волга. Эта река имеет огромное хозяйственное значение, так как соединяет своими водами разные экономические районы Российской Федерации. Бассейн Волги орошает более 2.5 млн. га земель. Глубина реки и объем бассейна позволяет функционировать здесь судоходству.

Еще одна крупнейшая река Русской равнины - Дон, в настоящий момент переживает экологический кризис: существенно сократилась дельта водоема, в речку в больших количествах поступают морские соленые воды, что ежегодно сокращает рыбные запасы. На побережьях Дона и Волги очень хорошо развито сельское хозяйство, так как дефицит увлажнения здесь отсутствует.

Русскую равнину также омывают моря: Балтийское, Баренцево, Каспий, Белое и Черное.

Балтийское море необычайно богато морепродуктами, добыча которых активно видеться в Калининградской области. Кроме того, в море расположены довольно большие запасы нефти, однако их добыча на данный момент является проблемной, из-за угрозы экологической безопасности водоема.

На российском побережье Балтийского моря расположены курорты - Пионерский, Светлогорск, Сестрорецк, и Зеленогорск. Большое транспортное значение для Российской Федерации имеет Черное море. На черноморском побережье расположены основные морские транспортные узлы, а также центры рыбного промысла.

Источником природного газа и нефти является Каспийское море. Здесь активно ведется добыча этих ресурсов, что неблаготворно влияет на экологию акватории моря. Самое маленькое море Русской равнины - Белое море. Его общая площадь с учетом мелких островов составляет приблизительно 90 тыс. кв. км. На дне этого моря геологи недавно обнаружили железомарганцевые запасы, сегодня видеться разработка проекта по их добыче.

Полезные ископаемые

Минеральные ресурсы представлены преимущественно железными рудами, родники которых расположены на землях курской магнитной аномалии. Балансовые запасы железных руд Русской равнины становят более 50% от количества всей страны. Белгородская область богата запасами бокситов с высоким содержанием глинозема.

На территории Русской равнины есть химическое сырье - фосфориты (Московская и Брянская обл.), калийные и каменные соли (Верхнекамский бассейн). В Тульской, Московской, Брянской и Белгородской областях распространены запасы строительного сырья: мергели, мел, тонкозернистые и кварцевые пески, каолиновые глины.

Топливное сырье - нефть, газ и торф, добывается в Костромской, Ивановской областях, и в Среднем Поволжье.

Флора и фауна

Русская равнина богата растительностью, которая является кормом для крупного рогатого скота. Степи и полупустыни - пастбище для овец, разведение которых весьма распространено в южных регионах. Моховые тундры являются кормовой базой для оленеводства.

Из промышленных видов животных лесотундры и тундры, большую ценность имеют горностай, писец и боровая дичь, из рыб - сиг, щука, семга, голец. Для сохранения исчезающих видов растений и животных в 1931 году, на территории Русской равнины был организован Центрально-Лесной заповедник, который функционирует и до нашего времени.

  • Углубить и расширить знания о природных ресурсах Русской равнины (видах и их размещении).
  • Рассмотреть проблемы рационального использования природных ресурсов.
  • Продолжить формирование умений работать с источниками географической информации.
  • Продолжить развитие нравственно-эстетического отношения к природе – показать красоту и неповторимость русской природы, ее значение в духовной жизни народа.
  • Образовательные : Исследовать природные ресурсы Русской равнины.
  • Развивающие : Развивать потребности самообразования, использовать знания, умения и навыки полученные ранее на уроках географии.
  • Воспитательные : Пробудить у учащихся чувство красоты и ответственности за природу родного края.

Тип урока : обобщающий и систематизации знаний.

Оборудование: Физическая карта России, книги, атласы, контурные карты, ПК с выходом в Интернет на сайт www.ruschudo.ru (http://www.ruschudo.ru/regions/1.html), видео проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель географии: Все мы с вами любим любоваться природой, вдохнуть свежий воздух, отдохнуть от суеты, окунуться в мир красок, звуков, которые дарит нам природа. Поэтому мы сегодня с вами, в составе исследовательской экспедиции, совершим путешествие по Русской равнине. Узнаем много нового, о природных богатствах этой территории. Используя раздел “Интернет” полюбуемся чудесами природы и архитектуры Русской равнины. Для этого нам нужно выбрать время года, которое вам больше всего нравится для путешествий и разделиться на группы.

Пояснение: Учащиеся должны сами выбрать время года (лето, зима, весна, осень). Урок проходит в классе, рисунки высвечиваются на экране.

Природа Русской равнины разнообразна: это низменности покрытые тундрой, и поймы рек с заливными лугами, заболоченные низменности и еловые леса…

Но равнина давно осваивается, здесь находится большая часть городов России, живет 60% населения России, положены железные дороги, образуя густую транспортную сеть. Здесь расположена столица нашей Родины – Москва. Большое значение для развития хозяйства нашей страны имеют природные ресурсы. Русская равнина богата разнообразными природными ресурсами. Вспомните, какие природные ресурсы вы знаете? Какие из них есть на Русской равнине?

2. Давайте займемся исследованием

На этот вопрос мы можем ответить, выполнив исследовательскую работу.

Для этого разделимся на группы:

  1. Первая группа исследователей будет работать над проблемой изучения полезных ископаемых.
  2. Вторая группа будет исследовать водные и лесные ресурсы.
  3. Третья группа – почвенные и агроклиматические ресурсы.
  4. Четвертая группа – рекреационные ресурсы.

3. Правила и приемы работы

Алгоритм задания.

Пояснение: используя учебник и атлас, ученики составляют схему:

1. Топливно-энергетические ресурсы:

а) уголь – Печорский и Подмосковный бассейны.
б) нефть и газ – Волго-Уральское месторождение, Европейский Север.
в) торф.

2. Минеральные ресурсы:

а) металлические (железная руда)- КМА.
б) неметаллические – апатиты на Кольском полуострове, поваренная соль-озеро Баскунчак.

Какой вывод можно сделать о минеральных природных ресурсах?

Вывод: на Русской равнине есть все виды минеральных природных ресурсов.

4. Практическая работа на контурной карте

Отметить бассейны:

  1. Железная руда-КМА на Среднерусской возвышенности.
  2. Печорский угольный бассейн.
  3. Подмосковный угольный бассейн.
  4. Поваренная соль озеро Баскунчак, озеро Эльтон, Прикамье.
  5. Нефть на востоке равнины.
  6. Медно-никелевые руды, апатиты, железные руды на Кольском полуострове.

Значками ученики на контурной карте отмечают полезные ископаемые Русской равнины.

Вопрос : Какими полезными ископаемыми обладает Воронежская область?

Граниты (Шкурлатовское месторождение, Павловский район), песчаники (Верхнемамонское и Русановское месторождения). Общегосударственное значение имеют огнеупорные глины Латненского месторождения, в южных районах области добывается охра – сырье для изготовления минеральных красок (Бутурлиновское, Журавское месторождения).

Учитель показывает коллекцию полезных ископаемых.

5. Мозговой штурм

Каковы пути рационального использования природных полезных ископаемых?

Проблема: карьеры, отвалы, уничтожение почв, ландшафтов.

Пути решения: рекультивация почв (окультуривание), создание прудов.

Вывод: Большинство месторождений расположено в хорошо освоенных районах. Это повышает их ценность.

Учитель географии: Давайте посмотрим, к каким успехам пришли в ходе своей работы исследователи из второй группы?

Алгоритм задания

Вопросы Проблема рационального использования.
По картам атласа и учебника найдите водные системы:

1. Назвать реки Русской равнины и гидроэлектростанции.

2. Назвать каналы, соединяющие крупные реки.

3. Назвать крупные порты на Белом, Балтийском, Азовском, Черном и Каспийском морях.

4. Сделайте вывод об обеспеченности Русской равнины водными ресурсами.

5. Какими породами представлены лесные ресурсы?

1. Надо ли строить ГЭС на реках Русской равнины?

Назвать отрицательные последствия ГЭС.

2. Какие проблемы возникают при использовании лесных ресурсов?

3. Каковы пути решения проблемы рационального использования лесных ресурсов?

Огромны и водные ресурсы Русской равнины. Водными ресурсами наиболее хорошо обеспечены северо-западные и центральные районы Русской равнины. Обилие озер, многоводных рек- это не только запасы пресной воды, но и дешевые транспортные пути, и рыбные промыслы, и места отдыха. Густая речная сеть равнины, расположение водоразделов на невысоких плоских возвышенностях благоприятны для сооружения каналов, которых так много на Русской равнине. Благодаря системе современных каналов – Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому, а также Москва-Волга Москва, расположенная на сравнительно небольшой реке Москве и сравнительно далеко от морей, стала портом пяти морей.

На Волге построено много ГЭС с плотинами и водохранилищами. ГЭС дают дешевую энергию – это хорошо. Но водохранилища затопили плодородные земли, что привело не только к уменьшению почвенных ресурсов, но и к негативным изменениям окружающей среды в бассейне Волги.

6. Мозговой штурм

Решите проблему рационального использования гидроэнергетических ресурсов.

При строительстве – отрицательные последствия ГЭС.

Пути решения проблемы. Дискуссия: надо ли строить ГЭС на реках Русской равнины?

Лесные ресурсы – это и таежные, и смешанные леса, богатые ценной древесиной, пушным промысловым зверем, грибами, ягодами, лекарственными растениями.

Лесные ресурсы представлены разнообразными породами.

Какие проблемы возникают при использовании лесных ресурсов?

Сокращение площади лесов, изменение состава пород, уничтожение растений и животных, обмеление и загрязнение рек, эрозия почв.

Пути решения: лесовосстановление, мелиорация почв, создание заказников и заповедников.

Учитель географии: Третья группа готова рассказать о своих результатах.

Алгоритм задания.

Ученики: Огромное значение имеют почвенные ресурсы Русской равнины, так как здесь сосредоточены основные площади самых плодородных почв – черноземов. Особенно в Воронежской области. Но эти почвы подвержены ветровой и водной эрозии. Поэтому с целью защиты создают полезащитные полосы, закрепляют овраги, соблюдают правила агротехники и почвозащитные севообороты.

Большую ценность представляют агроклиматические ресурсы равнины. Большая часть Русской равнины получает достаточное количество тепла и влаги для возделывания многих сельскохозяйственных культур. Так же необходимы плодородные почвы.

На севере лесной зоны – лен-долгунец, рожь, овес.

Средняя полоса (плодородные почвы) – пшеница, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник.

К югу – садоводство, бахчеводство.

7. Мозговой штурм

Решите проблему использования почв.

Отрицательные последствия распашки земель (пыльные бури, овраги).

Пути решения проблемы – мелиорация (борьба с эрозией, полезащитные полосы).

Учитель: четвертая группа занималась интереснейшим исследованием, давайте послушаем их.

Алгоритм задания.

Ученик: Разнообразны, но еще не очень хорошо освоены рекреационные ресурсы равнины. Ее живописные ландшафты – чудесные места отдыха.Реки и озера Карелии, ее белые ночи, музей деревянного зодчества Кижи; мощный Соловецкий монастырь; задумчивый Валаам манят туристов. Ладожское и Онежское озера, Валдай и Селигер, Легендарный Ильмень, Волга с Жигулями и Астраханской дельтой, древнерусские города, входящие в “Золотое кольцо России” – вот далеко не полный перечень освоенных для туризма и отдыха районов Русской равнины.

Рекреационные ресурсы – места отдыха.

На Русской равнине находится “Золотое кольцо России” – один из самых популярных туристических маршрутов России.

Учитель: В России проходил конкурс “7 чудес России”. Мы с вами можем посмотреть на сайте “Интернет” – претендентов и победителей.

www.rushudo.ru
http://www.rushdo.ru/regions
(1.html)

Пояснение: все пересаживаются за компьютеры и исследуют сайт интернета.

А есть ли достопримечательности в нашей области. Назовите достопримечательности природы Воронежской области и Новоусманского района.

В результате хозяйственной деятельности человека природные ландшафты уступают место антропогенным ландшафтам. Леса вырублены, степи распаханы. Добыча полезных ископаемых ухудшает ландшафты, образуя “лунный” ландшафт с карьерами и отвалами.

На территории Новоусманского района выделены особо охраняемые территории, представленные 4-мя памятниками природы:

1) степь конного завода №11 в селе Хлебное;
2) верховое болото “Клюквенное” на территории Сомовского лесничества;
3) “мачтовый бор” на территории Тресвятского лесничества;
4) Государственный охотничий заказник “Пригородный”.

Вывод: Природные ресурсы Русской равнины богаты и разнообразны. Русская равнина сильно изменена деятельностью человека. Нагрузка на природу приводит к кризисным ситуациям. Надо изменить характер природопользования и сделать его рациональным. Редкие и исчезающие растения и животные сохранять и оберегать.

После окончания работы определяют в группах активно работавших учащихся и сами выставляют себе оценки.

8. Домашнее

задание
  1. Параграф 34.
  2. Составить кроссворд по теме “Русская равнина”
  3. Написать сочинение “Мне нравится своя местность по тому что…
  4. Написать реферат “Проблемы Русской равнины”.