Рыцарское вооружение в XV веке. Столетняя война — закат рыцарства Самые совершенные доспехи

Краткая история Средних веков: Эпоха, государства, сражения, люди Хлевов Александр Алексеевич

Блеск и закат рыцарства

Блеск и закат рыцарства

Расцвет феодализма – время рыцарства и присущего ему способа ведения боя. Тяжелая кавалерия в XII–XIII вв. безраздельно доминирует на полях сражений. Одновременно сокращается численность войск – даже в крупных сражениях количество участников обычно не превышает сотен, редко доходя до нескольких тысяч. Вспомогательные отряды пехотинцев и легковооруженных всадников многочисленны, но исход войн зависит почти исключительно от рыцарей.

Вооружение всадника претерпевает некоторые изменения. Для наступления по-прежнему применяется тяжелое кавалерийское копье. Оно постепенно усложняется конструктивно и увеличивается в размерах: на копье появляется защита для руки, прикрывающая и часть тела всадника, древко утяжеляется и удлиняется. Таранный удар таким копьем приводит к тяжелейшим последствиям для противника. Тому же служит прочная посадка в седле: выбить из него рыцаря становится все сложнее.

Каролингский меч, не меняясь в конструкции, также увеличивается в размерах. В XIII в. появляются его полуторные варианты (с несколько удлиненной рукоятью, за которую иногда брались и двумя руками), а также прообразы полноценного двуручного меча. В XIII в. он трансформируется в классический рыцарский меч примерно тех же габаритов, но с заметно сужающимся клинком, снабженным ярко выраженным острием. Этот меч имеет развитую гарду и мощное навершие (яблоко), демонстрируя собой возросшую роль фехтования на мечах при отсутствии щита. Тот становится меньше, согласно требованиям времени: функции защиты тела все более выполняет доспех.

Активно используются многочисленные образцы ударного вооружения: кистени, булавы и т. д. Будучи распространенными в эпоху раннего Средневековья, со временем они нашли применение и в рыцарской среде. Их популярность связана с расцветом духовно-рыцарских орденов. Поразить врага, не проливая крови, несколько ослабляло противоречие с евангельскими заповедями, с чем сталкивался каждый воин-монах.

Стрелковое вооружение по-прежнему не было представлено в арсенале рыцарства как неблагородное. Арбалетом иногда пользовались охотно, особенно при осадах замков. Однако его не очень поощряют – в XII в. вышла папская булла, предписывающая использовать арбалеты только в войнах с неверными (разумеется, из-за их эффективности) – таким образом стремились ограничить потери среди рыцарей в европейских войнах.

Трансформировался и доспех. В классический период господствует кольчужный хауберк – рубаха с капюшоном и перчатками, выполненными заодно с ней. На ноги надеваются кольчужные чулки, крепящиеся к поясу. Этот комплект станет классическим в эпоху крестовых походов, обычно дополняясь шлемом, хотя иногда тот отсутствовал. Для смягчения ударов под кольчугу надевали кожаные или стеганые матерчатые одеяния.

Все это помогало защититься от случайных (не парированных) рубящих ударов, однако не было гарантией безопасности. Стрелковое вооружение пробивало доспех практически всегда. Впрочем, европейские рыцари, как правило, не сталкивались с кочевниками, а потому проблема не стояла слишком остро. Для европейских же театров военных действий такой доспех подходил идеально.

Постепенно возраставшие требования к качеству защиты и технологические достижения металлургии позволили создать типичный горшковидный шлем XIII в. (так называемый топхельм) и усилить кольчугу металлическими пластинками, которые со временем покрывали все большую площадь тела. Пластинчатое бронирование началось с голеней и предплечий, которые в первую очередь подвергались ударам.

В крестовых походах выяснилось, что доспехи нагреваются под лучами солнца, вызывая массу неудобств. Тогда и придумали использовать матерчатую одежду (котта или сюрко). В обиход вошло поверх защитного вооружения носить плащи. Рыцарский доспех перестанут покрывать одеждой лишь в первой половине XV в.

Типичны для классического периода рейды сравнительно небольших феодальных армий, ядро которых составляли отряды рыцарей. Главными формами боевых столкновений выступают регулярное сражение, разорение округи и осада крепостей.

Обычно сражение, вначале представлявшее конную атаку – стенка на стенку, превращалось в серию поединков, когда рыцари старались выбрать противника в соответствии с собственным статусом. Очень быстро главной задачей стало не убийство, а принуждение к капитуляции, чтобы получить выкуп, а также коня и доспехи побежденного. Поэтому рыцарские войны были почти бескровны. В битве, в которой участвовали сотни рыцарей, погибало зачастую лишь несколько человек.

Другие рода войск служили вспомогательным целям. Легкая кавалерия предназначалась для разведки, пехота прикрывала обозы и создавала эффект массовки, привлекаясь также при осадах. Классическими примерами подобных сражений были битвы при Бувине и Ларош-о-Муане (обе в 1214 г.).

Разорение неприятельской территории – важнейшая форма ведения войны в Средние века, поскольку это был наиболее легкий способ нанести противнику ущерб.

Что касается осадных мероприятий, то с началом массового возведения в Европе каменных замков (с XI в.) и возникновением множества больших и малых городов они оказывались все более актуальными.

Крепость позволяла собирать войска и поддерживать их боеспособность, а также контролировать прилегающую территорию. Строительство замков быстро превратилось в целую отрасль военного искусства – их возводили с учетом особенностей ландшафта. Особенно неприступными оказывались замки, возведенные в гористой местности на Верхнем Рейне, в предгорьях Альп, Пиренеев, Апеннин и Карпат и т. д. При отсутствии пороха и качественной осадной техники взять их не представлялось возможным.

Как правило, замок включал главную башню (донжон), комплекс хозяйственных, военных и жилых построек, одно или несколько колец мощных каменных или кирпичных стен с башнями. Его осада могла длиться месяцами и даже годами; оборонял же замок подчас совсем небольшой контингент из нескольких десятков человек. Вместе с тем в XII–XIII вв. заметно развивается осадная и метательная техника; появляются даже образцы, порой превосходящие изобретения античности.

Громадную популярность приобретают турниры – регулярные состязания рыцарей, сводящиеся и к классическим поединкам на копьях, и к иным формам рыцарского боя. Постепенно их правила ужесточались. Если вначале бились исключительно тупым оружием, то затем все чаще применяют боевое. В определенном смысле грань между турниром и рыцарской войной становилась иллюзорной, и ее исчезновению помешало лишь возрождение пехоты.

Возникновение специфических обществ с доминированием третьего сословия (например, в Швейцарии), организация отрядов самообороны в городах, прогресс пехотного оружия (появление алебарды и распространение луков и арбалетов) позволили к концу XIII – началу XIV в. сформироваться эффективным отрядам пехотинцев, способным на равных противостоять даже сомкнутым порядкам рыцарской кавалерии. Создается своего рода специализация: английские лучники, генуэзские арбалетчики, фламандские и швейцарские алебардисты – к XIV в. важная сила на полях сражений. Эпоха господства рыцарства клонилась к закату.

Классические образцы успешных действий пехоты – битва при Куртрэ (1302 г.) и все основные сражения Столетней войны (Креси – 1346 г., Пуатье – 1356 г., Азенкур – 1415 г.).

Менее революционным, как это ни странно, было первое военное применение пороха. До конца XV в. огнестрельное оружие оставалось в основном стационарным (артиллерия) и отличалось крайне низкой скорострельностью. Это исключало его использование в полевом бою, ограничивая контрфортификационными действиями. Только в XVI в. войдут в употребление действительно мобильные и эффективные образцы стрелкового вооружения, вытесняющие лук и арбалет.

Облик рыцарского вооружения в XIV–XV вв. приобретает хрестоматийный вид: стальная пластинчатая кираса, закрывающая туловище, дополняется пластинчатыми же прикрытиями рук и ног, собранными из десятков частей, – обычно на кожаных ремнях. Под доспехом почти всегда присутствует кольчуга. Щит становится совершенно символическим по размерам (тарч) и обычно полностью металлическим.

Шлем видоизменяется, создаются два его варианта. Один – бацинет («собачья морда») с подвижным и сильно выдающимся вперед забралом, который постепенно трансформируется в классические шлемы XV в. – типа армэ и бургиньон. Второй – салад, иногда имеющий забрало, но прикрывающий голову только сверху, – находит свое распространение как в кавалерии, так и в пехоте.

К концу XV в. рыцарский (готический) доспех общим весом около 25–33 кг позволял добиться максимума эффективности в бою при сохранении маневренности. Усовершенствование образца – максимилиановский доспех – лишь попытка продлить существование некогда главного элемента рыцарской экипировки.

Копье как основное оружие рыцаря становится анахронизмом, уступая в XV–XVI вв. первенство мечу. Со временем появляется гигантский двуручный меч, длиной до 150–160 см и более, который все большую популярность приобретает у пехоты – в частности, среди немецких ландскнехтов. Манера боя с таким оружием уже ничем не напоминает действия воинов раннего Средневековья, щит практически не используется. Стремление поразить закрытого доспехами противника в уязвимые места приводит к тому, что тяжелый рубящий меч превращается в изящную шпагу, которая предназначена для фехтования. Именно ею и завершается эволюция клинкового оружия в эпоху Средневековья.

На рубеже XV–XVI вв. стратегическая роль замков становится менее значимой вследствие развития артиллерии. Совершенствование действий пехоты и ее вооружения делает бессмысленным использование стальных лат, и к 1550-м годам они почти повсеместно выходят из употребления, оставаясь лишь элементом парадного костюма полководцев и иногда возрождаясь в виде кирасы в тяжелой кавалерии. Эпоха рыцарских войн завершается окончательно.

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Из книги Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола автора Пастуро Мишель

Жизнь рыцарства Понятие рыцарства прежде всего связывалось с определенным образом жизни. Он требовал специальной подготовки, торжественного посвящения и не такой, как у обычных людей, деятельности. Эпическая и куртуазная литература дает нам об этом довольно подробное

Из книги Англия и Франция: мы любим ненавидеть друг друга автора Кларк Стефан

Блеск и нищета аристократии С этого момента в набирающей обороты революции политические дебаты идеалистов чередовались с массовым вандализмом. В августе 1789 года, пока Ассамблея оттачивала детали «Декларации прав человека и гражданина», вторая статья которой

Из книги Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны автора Фор Поль

Внешний блеск Пожар, охвативший Трою около 1250 года до н. э., знаменует великий момент в формировании и истории греческого народа, ибо свидетельствует о его бесспорных военных успехах, богатстве и славе. Греки под именем ахейцев, данайцев и эллинов впервые осознали свои

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Рыцарство автора дю Пюи де Кленшан Филипп

ГЛАВА ТРЕТЬЯ Закат рыцарства Рыцарству, созданному под давлением обстоятельств, а не благодаря случайно высказанному предложению, суждено было увидеть, как его мощь и жизненная сила начинают угасать, когда факторы, приведшие к его зарождению, стали утрачивать свое

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Культура рыцарства Однако содержание творчества поэтов той поры не исчерпывалось интересами заказчика. Рыцарская поэзия и роман, вышедшие из-под пера известных миннезингеров высокого Средневековья, запечатлели наряду с общей средневековой картиной мира ценности

Из книги История рыцарства автора Мишо Жозеф-Франсуа

Из книги Археология оружия. От бронзового века до эпохи Ренессанса автора Окшотт Эварт

Часть четвертая Век рыцарства

Из книги Славянский фрактал автора Бородин Сергей Алексеевич

2. Блеск примитивизма Многомудрые учёные понасоздавали всякой всячины, пытаясь насытить страдающее непомерным потребительским аппетитом современное людское сообщество. Просто физически невозможно перечислить все эти ненужные вещи технократической цивилизации.

Расцвет феодализма – время рыцарства и присущего ему способа ведения боя. Тяжелая кавалерия в XII–XIII вв. безраздельно доминирует на полях сражений. Одновременно сокращается численность войск – даже в крупных сражениях количество участников обычно не превышает сотен, редко доходя до нескольких тысяч. Вспомогательные отряды пехотинцев и легковооруженных всадников многочисленны, но исход войн зависит почти исключительно от рыцарей.

Вооружение всадника претерпевает некоторые изменения. Для наступления по-прежнему применяется тяжелое кавалерийское копье. Оно постепенно усложняется конструктивно и увеличивается в размерах: на копье появляется защита для руки, прикрывающая и часть тела всадника, древко утяжеляется и удлиняется. Таранный удар таким копьем приводит к тяжелейшим последствиям для противника. Тому же служит прочная посадка в седле: выбить из него рыцаря становится все сложнее.

Каролингский меч, не меняясь в конструкции, также увеличивается в размерах. В XIII в. появляются его полуторные варианты (с несколько удлиненной рукоятью, за которую иногда брались и двумя руками), а также прообразы полноценного двуручного меча. В XIII в. он трансформируется в классический рыцарский меч примерно тех же габаритов, но с заметно сужающимся клинком, снабженным ярко выраженным острием. Этот меч имеет развитую гарду и мощное навершие (яблоко), демонстрируя собой возросшую роль фехтования на мечах при отсутствии щита. Тот становится меньше, согласно требованиям времени: функции защиты тела все более выполняет доспех.

Активно используются многочисленные образцы ударного вооружения: кистени, булавы и т. д. Будучи распространенными в эпоху раннего Средневековья, со временем они нашли применение и в рыцарской среде. Их популярность связана с расцветом духовно-рыцарских орденов. Поразить врага, не проливая крови, несколько ослабляло противоречие с евангельскими заповедями, с чем сталкивался каждый воин-монах.

Стрелковое вооружение по-прежнему не было представлено в арсенале рыцарства как неблагородное. Арбалетом иногда пользовались охотно, особенно при осадах замков. Однако его не очень поощряют – в XII в. вышла папская булла, предписывающая использовать арбалеты только в войнах с неверными (разумеется, из-за их эффективности) – таким образом стремились ограничить потери среди рыцарей в европейских войнах.



Трансформировался и доспех. В классический период господствует кольчужный хауберк – рубаха с капюшоном и перчатками, выполненными заодно с ней. На ноги надеваются кольчужные чулки, крепящиеся к поясу. Этот комплект станет классическим в эпоху крестовых походов, обычно дополняясь шлемом, хотя иногда тот отсутствовал. Для смягчения ударов под кольчугу надевали кожаные или стеганые матерчатые одеяния.

Все это помогало защититься от случайных (не парированных) рубящих ударов, однако не было гарантией безопасности. Стрелковое вооружение пробивало доспех практически всегда. Впрочем, европейские рыцари, как правило, не сталкивались с кочевниками, а потому проблема не стояла слишком остро. Для европейских же театров военных действий такой доспех подходил идеально.

Постепенно возраставшие требования к качеству защиты и технологические достижения металлургии позволили создать типичный горшковидный шлем XIII в. (так называемый топхельм) и усилить кольчугу металлическими пластинками, которые со временем покрывали все большую площадь тела. Пластинчатое бронирование началось с голеней и предплечий, которые в первую очередь подвергались ударам.

В крестовых походах выяснилось, что доспехи нагреваются под лучами солнца, вызывая массу неудобств. Тогда и придумали использовать матерчатую одежду (котта или сюрко). В обиход вошло поверх защитного вооружения носить плащи. Рыцарский доспех перестанут покрывать одеждой лишь в первой половине XV в.

Типичны для классического периода рейды сравнительно небольших феодальных армий, ядро которых составляли отряды рыцарей. Главными формами боевых столкновений выступают регулярное сражение, разорение округи и осада крепостей.

Обычно сражение, вначале представлявшее конную атаку – стенка на стенку, превращалось в серию поединков, когда рыцари старались выбрать противника в соответствии с собственным статусом. Очень быстро главной задачей стало не убийство, а принуждение к капитуляции, чтобы получить выкуп, а также коня и доспехи побежденного. Поэтому рыцарские войны были почти бескровны. В битве, в которой участвовали сотни рыцарей, погибало зачастую лишь несколько человек.

Другие рода войск служили вспомогательным целям. Легкая кавалерия предназначалась для разведки, пехота прикрывала обозы и создавала эффект массовки, привлекаясь также при осадах. Классическими примерами подобных сражений были битвы при Бувине и Ларош-о-Муане (обе в 1214 г.).

Разорение неприятельской территории – важнейшая форма ведения войны в Средние века, поскольку это был наиболее легкий способ нанести противнику ущерб.

Что касается осадных мероприятий, то с началом массового возведения в Европе каменных замков (с XI в.) и возникновением множества больших и малых городов они оказывались все более актуальными.

Крепость позволяла собирать войска и поддерживать их боеспособность, а также контролировать прилегающую территорию. Строительство замков быстро превратилось в целую отрасль военного искусства – их возводили с учетом особенностей ландшафта. Особенно неприступными оказывались замки, возведенные в гористой местности на Верхнем Рейне, в предгорьях Альп, Пиренеев, Апеннин и Карпат и т. д. При отсутствии пороха и качественной осадной техники взять их не представлялось возможным.

Как правило, замок включал главную башню (донжон), комплекс хозяйственных, военных и жилых построек, одно или несколько колец мощных каменных или кирпичных стен с башнями. Его осада могла длиться месяцами и даже годами; оборонял же замок подчас совсем небольшой контингент из нескольких десятков человек. Вместе с тем в XII–XIII вв. заметно развивается осадная и метательная техника; появляются даже образцы, порой превосходящие изобретения античности.

Громадную популярность приобретают турниры – регулярные состязания рыцарей, сводящиеся и к классическим поединкам на копьях, и к иным формам рыцарского боя. Постепенно их правила ужесточались. Если вначале бились исключительно тупым оружием, то затем все чаще применяют боевое. В определенном смысле грань между турниром и рыцарской войной становилась иллюзорной, и ее исчезновению помешало лишь возрождение пехоты.

Возникновение специфических обществ с доминированием третьего сословия (например, в Швейцарии), организация отрядов самообороны в городах, прогресс пехотного оружия (появление алебарды и распространение луков и арбалетов) позволили к концу XIII – началу XIV в. сформироваться эффективным отрядам пехотинцев, способным на равных противостоять даже сомкнутым порядкам рыцарской кавалерии. Создается своего рода специализация: английские лучники, генуэзские арбалетчики, фламандские и швейцарские алебардисты – к XIV в. важная сила на полях сражений. Эпоха господства рыцарства клонилась к закату.

Классические образцы успешных действий пехоты – битва при Куртрэ (1302 г.) и все основные сражения Столетней войны (Креси – 1346 г., Пуатье – 1356 г., Азенкур – 1415 г.).

Менее революционным, как это ни странно, было первое военное применение пороха. До конца XV в. огнестрельное оружие оставалось в основном стационарным (артиллерия) и отличалось крайне низкой скорострельностью. Это исключало его использование в полевом бою, ограничивая контрфортификационными действиями. Только в XVI в. войдут в употребление действительно мобильные и эффективные образцы стрелкового вооружения, вытесняющие лук и арбалет.

Облик рыцарского вооружения в XIV–XV вв. приобретает хрестоматийный вид: стальная пластинчатая кираса, закрывающая туловище, дополняется пластинчатыми же прикрытиями рук и ног, собранными из десятков частей, – обычно на кожаных ремнях. Под доспехом почти всегда присутствует кольчуга. Щит становится совершенно символическим по размерам (тарч) и обычно полностью металлическим.

Шлем видоизменяется, создаются два его варианта. Один – бацинет («собачья морда») с подвижным и сильно выдающимся вперед забралом, который постепенно трансформируется в классические шлемы XV в. – типа армэ и бургиньон. Второй – салад, иногда имеющий забрало, но прикрывающий голову только сверху, – находит свое распространение как в кавалерии, так и в пехоте.

К концу XV в. рыцарский (готический) доспех общим весом около 25–33 кг позволял добиться максимума эффективности в бою при сохранении маневренности. Усовершенствование образца – максимилиановский доспех – лишь попытка продлить существование некогда главного элемента рыцарской экипировки.

Копье как основное оружие рыцаря становится анахронизмом, уступая в XV–XVI вв. первенство мечу. Со временем появляется гигантский двуручный меч, длиной до 150–160 см и более, который все большую популярность приобретает у пехоты – в частности, среди немецких ландскнехтов. Манера боя с таким оружием уже ничем не напоминает действия воинов раннего Средневековья, щит практически не используется. Стремление поразить закрытого доспехами противника в уязвимые места приводит к тому, что тяжелый рубящий меч превращается в изящную шпагу, которая предназначена для фехтования. Именно ею и завершается эволюция клинкового оружия в эпоху Средневековья.

На рубеже XV–XVI вв. стратегическая роль замков становится менее значимой вследствие развития артиллерии. Совершенствование действий пехоты и ее вооружения делает бессмысленным использование стальных лат, и к 1550-м годам они почти повсеместно выходят из употребления, оставаясь лишь элементом парадного костюма полководцев и иногда возрождаясь в виде кирасы в тяжелой кавалерии. Эпоха рыцарских войн завершается окончательно.

Заключение

Черты распада феодальной системы начинают проявляться с эпохи высокого Средневековья. Кризис был достаточно длительным и неравномерным, но повсеместным и всеохватным.

В экономике он сказывался двояко. Во-первых, повышение производительности крестьянских хозяйств создавало хорошую базу европейской экономики в целом. Оно подстегивалось желанием феодалов повысить ренту и получить доход, чтобы купить новые товары. Подобная тенденция утвердилась во время крестовых походов. Однако это стимулирование производителя и перевод его с натуральной на денежную форму ренты неизбежно сопровождался либерализацией отношений. В итоге к XV в. в Западной Европе практически не осталось лично зависимых крестьян, и феодальные отношения в деревне начали разрушаться.

Бурное развитие городов, сопровождавшееся перемещением в них центра европейской жизни, резко повышало их значимость. Роль горожан в экономике – как ремесленников и торговцев – неуклонно росла; в регионах, где урбанизация оказалась наиболее заметной, становилась определяющей. Очаги капитализма в Северной Италии и Фландрии представляли собой вполне соответствующие стандартам Нового времени районы. Здесь концентрировались богатые города и высокоэффективное сельское хозяйство, они связывались множеством торговых нитей с весьма отдаленными областями.

Кардинально изменилось положение феодалов. Уже в XIV в. рыцарство оказывается не в состоянии претендовать на роль единственной военной и политической силы в Европе – его монополию на полях сражений, в экономике и духовной жизни подорвали соответственно пехотинцы, горожане и нарождающаяся из третьего сословия интеллигенция. Былой стимул и оправдание безраздельного господства военно-феодальной знати в жизни Средневековья – ее ответственность за происходящее – теперь становятся неубедительными. Неизбежно встает вопрос о правомочности притязаний феодалов на власть. Ответ на него – буржуазные революции. Они пройдут во второй половине XVI – начале XX в. И все причины, их вызвавшие, коренятся в недрах зрелых феодальных отношений.

Исчезает также питательная среда этого уклада – политическая раздробленность. На месте варварско-римских владений уже в XIII в. образовываются государства с единой национальной экономикой, культурой, превращающиеся к концу XV в. в абсолютные монархии. Возвращение их королям статуса верховных правителей всех земель создает принципиально иную политическую и социальную атмосферу, исключающую существование феодальной иерархии в классическом понимании этого слова.

Кардинально меняется место католической церкви. Пережив расцвет, в XIV–XV вв. она утрачивает диктат над идеологической сферой. Снижение авторитета папства, распространение еретических взглядов сопровождаются секуляризацией сознания. Мировосприятие человека становится более прагматичным, менее склонным интерпретировать бытие исключительно религиозным образом. Довершает картину превращение ряда ересей в зародыш евангельско-реформатского движения. Оно потребовало возврата к нравственно чистой, соответствующей апостольским и евангельским идеалам церкви. К началу XVI в. грядущая Реформация становится неизбежной, а с ней наступает конец единству духовной культуры Средневековья.

В XIV–XV вв. сполна обозначились принципиально новые, гуманистические тенденции во всех видах изобразительного искусства и литературе, заметные еще с XII в. Это символизировало разрыв с прежней традицией.

Западная Европа в конце XV – середине XVI в. вступила в качественно новый этап своей истории. Эпоха Средних веков завершилась.

Страница 1

XIV век был апофеозом рыцарства, временем его наивысшего расцвета и кульминацией рыцарского поведения. В этот период доблестный рыцарь по-прежнему оставался главным героем песен и баллад, по–прежнему, он был объектом восхищения и подражания. В XIV-XV веках появляется и первая визуализация, прославляющая идею ратного поступка, подвига во имя прекрасной дамы или нуждающегося в защите.

Вместе с тем, в указанное время начался процесс упадка и разрушения рыцарства как культурного и исторического явления. XIV век начался с прогремевшей на всю Европу битвы при Куртре, когда в одночасье был истреблен весь цвет французского рыцарства. В дальнейшем все столетие было ознаменовано такими катастрофами. Битва при Халидон-Хилле, при Креси, при Пуатье, сражение при Моргартене – вот лишь некоторые вехи процесса разрушения рыцарства. Столетие закончилось страшной катастрофой на Балканах, под Никополем, когда 200 тысячная турецкая армия под командованием султана Баязида I разбила объединенное 70 тысячное рыцарское войско – цвет всей Европы.

По мнению Филиппа Контамина главной особенностью европейских средневековых войн было отсутствие крупных полевых сражений. Однако 14 век изменил ситуацию. Причины подобного процессы до сих пор мало изучены. Вероятнее всего это явилось следствием непрерывного развития военного искусства, эволюции тактики. Свою роль сыграли и многочисленные изменения, произошедшие в социуме в XIII - XIV веках. Для Франции большое значение имело правление Филиппа Красивого, ознаменованное борьбой с графом Фландрским и подчинением его территорий к Франции, разгромом Ордена Тамплиеров, запретом феодалам чеканить собственную монету и в целом чрезвычайно жесткая политика к любым проявлениям сепаратизма. Никогда еще Европа не видела массовых сожжений рыцарей, членов ордена. Это были люди несшие крест на восток, и они были преданы у себя дома. В то же время верные короне рыцари участвуют в походе во Фландрию, чтобы отомстить за жуткую резню, устроенную жителями Брюгге над французским гарнизоном. Около местечка Куртре происходит катастрофа, вошедшая в историю под названием «Битвы шпор». Всего французы имели 7,5 тысяч всадников и 3-5 тысяч пеших наемников, то есть 10-12 тысяч человек. Войском командовал граф д`Артуа. Получив сведения о движении противника, фламандцы сняли осаду замка Касселя и сосредоточились у Куртре, решив дать здесь бой. Их силы исчислялись в пределах 13-20 тысяч человек. Особенностью повстанческого войска было то, что в его составе находилось всего около 10 рыцарей (командующие и их свита), остальные являлись пехотинцами. Пехота состояла из стрелков (лучники и арбалетчики), пикинеров, и воинов, вооруженных палицами. Передовая (отборная) часть армии фламандцев была вооружена железными касками, кольчугами, латами и длинными пиками с ромбическим железным наконечником. За ней "следовали люди, не имевшие полного предохранительного вооружения; они носили легкий шлем, басинет, и деревянный щит, подвешивавшийся на шею. В качестве наступательного оружия они имели толстые, грубые палки, верхняя железная оправа которых образовала род яблока и затем оканчивалась железным наконечником в виде кинжала, так что это оружие можно было употреблять не только как пику, но отчасти и как булаву - это знаменитый goedendag, приобревший скоро в их руках громкую славу".

Приказ французским рыцарям атаковать врага, продвигаясь через собственную пехоту, внес разлад в войско – многие воины были потоптаны своей же кавалерией. Французским рыцарям удалось прорвать центр фламандской фаланги, но развить успеха они не смогли, ибо были контратакованы и отброшены фламандским резервом. Отразив три атаки французской конницы, оба фланга фламандцев перешли в решительное наступление, погнав бежавшего неприятеля к ручью. Началось преследование и физическое уничтожение рыцарей. Фламандцы нанесли полное поражение французскому войску. Одной французской конницы погибло около 4 тысяч человек. С убитых рыцарей победители сняли 700 золотых шпор и повесили их в церкви в память об этой победе. Главным итогом победы при Куртре стало то, что пожалуй впервые в истории хорошо организованная пехота фламандских горожан и крестьян, отстаивая свою свободу и независимость, наголову разбила рыцарскую конницу.

Преступления против человечности.
Все обвиняемые совершили преступления против человечности в период с 1939 года по 8 мая 1945 года в Германии и на территориях, оккупированных германскими вооруженными силами начиная с 1 сентября 1939 года, а также в Австрии, Чехословакии, Италии и в открытом...

Особенности гражданской войны.
Особенностью гражданской войны в России было ее тесное переплетение с антисоветской военной интервенцией держав Ан­танты. В основе военного вмешательства западных держав во внут­ренние дела России лежало стремление предотвратить располза­ние социалистическо...

Подвиг крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» в 1904 г.
26 января 1904 г. крейсер 1 ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японским отрядом контр-адмирала С. Уриу в корейском порту Чемульпо (Инчхонь). Кроме русских кораблей здесь находились: английский крейсер «Тэлбот», французский «Паскаль», ...

А. Куркин
Киев


"Побеждать и терпеть
поражения надлежит с честью"
Пьер Баярд

Кризис рыцарства наглядно проявился в ходе Столетней войны.

Французская тяжелая конница оказалась абсолютно бессильной против пехотного английского строя. Страшный разгром при Креси (1346 г.) и неудавшаяся попытка французов взять реванш при Пуатье (1356 г.) буквально взорвали феодальное общество. Перед потрясенным взором европейского обывателя со всей очевидностью предстал факт относительной бесполезности рыцарства на поле боя.
Однако вряд ли было бы верным считать могильщиками военного сословия английских лучников или швейцарских пикинеров.
Процесс разложения рыцарства как военно-социального института начался несколько ранее ключевых событий Столетней и последующих европейских войн. Креси, Пуатье и Азенкур стали лишь иллюстрацией этого разложения.
Виднейшие представители европейского рыцарства - прежде всего Эдуард III Плантагенет, Иоанн II Валуа и Филипп добрый - предпринимали поистине титанические усилия, чтобы хоть как-то приостановить этот процесс разрушения. Апологеты рыцарства попытались реанимировать легендарные времена героев Круглого стола Артура, выдвигая в противовес идее национальной консолидации идею наднационального всеевропейского рыцарского союза. Английский король Эдуард III, один из главных зачинщиков Столетней войны, при всем своем "нерыцарском" отношении к способам ведения боя (вспомним английскую тактику при Слейсе или Креси), усиленно культивировал нормы куртуазии: посылал королю Франции вызов на поединок, во время боевых действий выдавал французским рыцарям специальные охранные грамоты, дабы они могли прибыть на турнир в Англию и т. д.
В сентябре 1351 года, после громких побед на континенте, Эдуард III создал первый светский рыцарский орден Подвязки. Все 24 кавалера ордена отличились в битве при Креси, во время которой, по преданию, английский король подобрал с земли оторвавшуюся от его одежды подвязку, чтобы дать сигнал к атаке.
Существует и другая версия столь странного орденского знака. Известно, что Эдуард III был не равнодушен к графине Солсбери. Когда во время бала в Виндзорском замке красавица графиня потеряла синюю, усыпанную драгоценными камнями подвязку, король, якобы, поднял ее с пола и громко произнес: "Позор тому, кто плохо об этом подумает". Впоследствии именно эти слова стали девизом первого светского рыцарского ордена.
Французы, извечные оппоненты англичан, считавшие именно Францию родиной рыцарства, мгновенно подхватили инициативу островитян. В том же 1351 г. Иоанн II Валуа в пику Эдуарду III создает французский светский орден Рыцарей Богоматери Благородного Дома (Chevaliers Nostre Dame de la Noble Maison). Знаком ордена стала вышитая на алой мантии черная восьмиконечная звезда, вследствие чего этот рыцарский союз получил второе неофициальное название "орден Звезды".
Наиболее отличившиеся в сражениях кавалеры ордена проводили свои ассамблеи в т. н. Благородном Доме в Сен-Уане (около Сен-Дени). Существовал особый церемониал трапез орденских рыцарей: во время различных празднеств за Столом Почета (Table d"oneur) отводилось три места для принцев, рыцарей, имеющих собственные знамена и однощитных рыцарей - постулантов.
Каждый кавалер ордена Звезды давал обет во время сражения не отдаляться от поля боя дальше, чем на четыре шага (арпана).
Необходимо отметить, что рыцари Звезды остались верны своей клятве. В битве при Пуатье почти 90 членов ордена и их свиты погибли из-за того, что отказались спасаться бегством. Да и сам король Франции Иоанн II, глава ордена, презрев государственные интересы, до конца остался на поле боя и попал в плен. Со смертью Иоанна II в английском плену (1364 г.) орден Рыцарей Богоматери Благородного Дома распался.
Одним из самых известных рыцарских орденов, прошедших эволюцию от непосредственно корпоративного объединения до награды как таковой, являлся орден Золотого Руна, основанный в Брюгге 10 февраля 1430 года (по другим данным - 10 января 1429 г.) герцогом Бургундии Филиппом Добрым*1.
Орден был основан в честь бракосочетания Филиппа Доброго и Изабеллы Португальской и первоначально замышлялся как личный орден бургундского герцога.
Формально орден Золотого Руна (Toison d"or) был посвящен деве Марии и святому Андрею и преследовал благую цель охраны церкви и веры. Число членов ордена первоначально ограничивалось двадцатью четырьмя самыми знатными рыцарями.
Первыми кавалерами ордена стали сам Филипп Добрый и Гийом Вьенский.
Наряду с рыцарями в орден входили и служащие: канцлер, казначей, секретарь, герольдмейстер со штатом герольдов и свиты. Первым канцлером ордена стал епископ Шалонский Жан Жермен, первым герольдмейстером - Жан Лефевр.
Имена герольдов традиционно повторяли имена из сеньоров: Шароле, Зеландии, Берри, Сицилии, Австрии и т. д.
Первый из оруженосцев носил имя Огниво (Fusil) в связи с изображением кремня - эмблемы Филиппа Доброго - в орденской цепи. Другие оруженосцы имели столь же звучные и романтические имена: Настойчивость (Perseverance), Смиренная Просьба (Humble Regueste), Сладострастная Мысль (Doulce Pensee), Дозволенное Преследование (Leal Poursuite) и т. д.
Сам герольдмейстер носил имя "Золотое Руно".
Мишо Тайеван в поэтической форме подчеркивал духовно-рыцарский характер ордена:
Не для того, чтоб прочим быть под стать,
Не для игры отнюдь или забавы,
Но чтобы Господу хвалу воздать,
И чая верным - почести и славы.

б) Церемониал лишения рыцарского звания

Так же как и ритуал посвящения в рыцари, ритуал исключения из рыцарских рядов за те семь веков, что существовал данный институт, постепенно изменялся. Как и в случае церемонии посвящения, для процедуры лишения звания мы рассмотрим ритуал времен расцвета рыцарства, пришедшегося на XII в., и коснемся сначала, насколько возможно это сделать, изменений, произошедших в нем вплоть до означенной эпохи.

Можно предположить, что на заре эпохи рыцарства мужчина, нарушавший законы данного братства, просто отдавал свой меч, что означало его автоматическое исключение. Вспомним, что вручение рыцарского снаряжения и главное - меча лежало в основе одного из древнейших ритуалов принятия в рыцари. Таким образом, меч символизировал собой «знак» рыцаря, отнятие которого лишало мужчину его исключительного статуса. Кроме того, нет никакого сомнения в том, что такое разоружение провинившегося рыцаря должно было происходить согласно некоему церемониалу, во время которого меч ломали (как это делали позже со шпагой разжалованного офицера).

Постепенно к примитивному и не лишенному определенного величия ритуалу добавились некоторые черты, отражавшие изменения, произошедшие в церемонии посвящения. Воин, ставший рыцарем, превращался по сути дела во всадника. Потеря им этого звания, таким образом, будет сводиться к запрету ему пользоваться лошадью, а также символически коснется того, что являлось самой характерной деталью в снаряжении рыцаря: шпор.

В XII в. изгнание из рыцарских рядов состояло из двух основных актов:

1. Уничтожение оружия.

2. Отсечение шпор.

1. Рыцаря, которого его товарищи по оружию сочли недостойным ношения этого звания, приводили с некой траурной пышностью на публичное место во дворе замка, где в свое время могла бы состояться церемония посвящения. Иногда, чтобы зримо подчеркнуть позор приговоренного рыцаря, помост для его наказания украшала навозная куча. Приговоренный воин был во всеоружии, как на поле боя.

На помосте с провинившегося рыцаря первым делом снимали меч, а затем щит, шлем и кольчугу. Эти предметы вооружения, брошенные перед ним, били железной палицей, пока они не становились абсолютно непригодными. Никто из воинов, и особенно сам человек, лишенный рыцарского звания, впредь не мог бы использовать это оружие (отметим также, что щит с того времени, когда на нем стали изображать рыцарские гербы, подвергали особенно позорной процедуре, которую мы подробно рассмотрим в главе, посвященной периоду упадка этого института).

2. Проводивший церемонию человек - чаще всего им был сержант сеньора осужденного рыцаря - оставлял разоруженному шпоры. Потом они отсекались ударом топора на уровне каблуков, а затем также ломались вместе с вооружением. Отныне оступившийся рыцарь был никем - и даже не сервом; человек без имени, потерявший родных и друзей, он становился гражданским покойником. Правда, что смерть приходит ко всем, но та, что следовала чаще всего за процедурой лишения рыцарского звания, в некотором роде избавляла человека, отвергнутого своими, всеми презираемого, от жизни, которая грозила стать невыносимой.

Так же как в описании церемонии посвящения, все сказанное нами выше о процедуре изгнания из рыцарей, остается теоретическим. При внимательном изучении кажется, что отсечение шпор являлось ритуалом наиболее специфическим и самым часто применяемым, целью которого являлось подчеркнуть факт лишения отступника рыцарского звания. Уничтожение оружия действительно было позорной карой, которой мог подвергнуться любой солдат, совершивший преступление или вступивший в сговор с врагом. Шпоры же, наоборот, символизировали исключительно принадлежность к рыцарскому ордену в эпоху, когда все всадники, или почти все, принадлежали к этому братству. Так же как прикрепление шпор являлось одним из главных ритуалов (вместе с ударом по плечу) церемонии посвящения, их отсечение стало таким же символом позорного изгнания из рыцарских рядов. Например, когда в поэме «Гарен Лотарингский» (XII в.) одного изменника приговорили к лишению рыцарского звания, то лишь приказали отсечь шпоры с его сапог.

Тем не менее очевидно, что данный ритуал, принадлежавший исключительно рыцарству, совершался если не перед уничтожением оружия предателя, то, по крайней мере, после его разоружения.

В общем, церемониал изгнания из рыцарского братства в период, когда рыцарство находилось в самом расцвете, состоял из двойной процедуры: отбирали наступательное и оборонительное оружие, что в ту эпоху могло служить наказанием для любого солдата, и отсекали шпоры - унижение, символизировавшее спешивание всадника, каковым являлся рыцарь. Отныне воин становился гражданским человеком. Если ему оставляли жизнь, можно догадаться, каковы были его позор и отчаяние в то время, когда славу, за исключением той высшей заслуги человека, который посвятил себя Церкви, приобретали на поле боя, плечом к плечу с суровыми товарищами по оружию, ведущими войну на территории всей Европы, словно какой-то безостановочный праздник.

Постепенно эта состоявшая из двух актов процедура, проводимая над рыцарем, совершившим преступление, стала обрастать сложными ритуалами, призванными «стереть» след от удара кулаком. Подобный разрыв ритуала лишения рыцарского звания, как и церемонии посвящения, с реальностью является одним из признаков упадка самого института рыцарства. Всякое создание человека преходяще. И рыцарство было созданием людей, одним из тех творений, которые делают им честь; но и оно оказалось обреченным на исчезновение. После долгого этапа становления рыцарство познало свой короткий расцвет, рассмотренный нами выше. И вот настало время его по-человечески стремительного старения.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Закат рыцарства

Рыцарству, созданному под давлением обстоятельств, а не благодаря случайно высказанному предложению, суждено было увидеть, как его мощь и жизненная сила начинают угасать, когда факторы, приведшие к его зарождению, стали утрачивать свое значение в средневековой жизни. В течение трех или четырех веков рыцарство представляло собой найденное опытным путем разрешение конфликта между христианской любовью и военной силой. Общественная значимость этого института, таким образом, стала уменьшаться по мере того, как церковные и светские власти сумели найти наилучший компромисс между силой и милосердием - то, к чему стремились цивилизации во все времена, причем этого компромисса достигали под самыми разными названиями: Божье перемирие, мир короля, равновесие или «европейское согласие», Лига Наций, ООН.

Чтобы проследить, как медленно исчезал институт рыцарства, рассмотрим следующие вопросы:

I. Власть Церкви над рыцарством.

II. Правительства против рыцарства.

III. Придворное и декоративное рыцарство.

IV. Вклад рыцарства в западноевропейскую цивилизацию.

I. ВЛАСТЬ ЦЕРКВИ НАД РЫЦАРСТВОМ

Церковь, практически неоспоримая в то время хозяйка людских душ, в XIII в. по отношению к институту рыцарства проводила умышленно или бессознательно - скорее всего, присутствовали оба этих компонента - двойственную политику: наделяя рыцарей христианской верой, она тем не менее желала превратить их в свое воинство. Кроме всего прочего, надо отметить тенденцию, которая особенно сильно будет ощущаться в конце XV в., а именно медленное ослабление религиозного чувства, которое отчасти притупит у бойцов чувство совестливости, когда им придется исполнять военную обязанность, превращающую людей в убийц на государственной службе.

В данном случае вновь поэтапно проследим три фактора, коренным образом изменившие институт рыцарства:

а) Сакрализация рыцарства.

б) Духовно-рыцарские ордена.

в) Солдат без веры.