Социальные изменения.

Объясняется взаимодействием как природных, так и социальных факторов.

Физическая среда. Человек — это физическое существо, живущее в определенной среде обитания. Для того чтобы выжить, людям необходимо вступить во взаимодействие с окружающей средой. К числу главных адаптивных механизмов, имеющихся в их распоряжении, относятся социальная организация и технология.

Однако, помогая людям приспосабливаться к одной окружающей среде, они не обязательно подойдут для адаптации к какой-то другой. Если окружающая среда по какой-то причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены — провести соответствующие институциональные изменения, выработать новые формы социальной организации и новые технические изобретения. Засуха, наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили. Кроме того, сами человеческие существа оказывают значительное воздействие на свою физическую среду. Захоронения вредных отходов, кислотные дожди, загрязнение воды и воздуха, истощение водных ресурсов, эрозия верхнего плодородного слоя почвы и наступление пустынь — ущерб, нанесенный людьми экосистеме. Следовательно, человек связан со своей окружающей средой цепью сложных взаимных изменений.

Население. Изменения численности, структуры и распределения народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества. Например, поколение беби-бума оказало существенное влияние на музыкальные вкусы и политический климат западных обществ. «Старение» общества создает серьезные проблемы, в частности все больше людей ожидает своего шанса для продвижения по службе, но вакансий появляется меньше, чем людей, которые желают их занять.

Конфликты — форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп противоречат друг другу; их цели несовместимы. Не удивительно, что конфликт становится источником социальных изменений. Для достижения своих целей в ходе такой борьбы члены группы должны мобилизовать свои ресурсы и возможности. Например, во время войны население вынуждено отказаться от привычного образа жизни; приходится терпеть неудобства военного положения. Конечно, конфликт также предполагает переговоры, достижение компромисса или умение приспосабливаться, что приводит к возникновению новых институциональных структур. Однако история показывает, что результатом такого взаимодействия редко бывает полное достижение целей участвующих в борьбе сторон. Обычно конечный результат выражается в образовании качественно новой целостной структуры. Устои старого социального порядка постоянно подтачиваются, и он уступает место новому.

Ценности и нормы , принятые в обществе, действуют как своего рода «цензоры», разрешающие или запрещающие какие-то новшества; они также могут действовать как стимуляторы. Как правило, человек готов принять технические нововведения, но сопротивляется переменам в экономической теории, религии или моделях семьи. Это культурное противоречие отражается в нашем применении слова «изобретатель». Для нас изобретатель — это тот, кто создает новые материальные веши, а того, кто является автором нематериальных идей, зачастую называют «революционер» или «радикал» — словами, смысл которых имеет негативный оттенок.

Каждое общество обладает системой ценностей, более или менее устойчивой, совмещающей ценности различного ранга и характера (традиционные/инновационные). Ценностные системы общества складываются на протяжении длительного исторического развития социума, в связи с чем их структура вполне адекватно отражает особенности восприятия людьми действительности и отношения к ней. Соответственно изменение общественного восприятия обязательно связано с изменениями в системе ценностей общества, что позволяет рассматривать исторический процесс как последовательную смену ценностных систем.

Инновации. Открытие приумножает знания, добавляя новые к уже существующим. Например, теория относительности А. Эйнштейна и генетическая теория Г. Менделя — это открытия. В противоположность этому изобретение представляет собой новую комбинацию известных элементов. Так, автомобиль, использующий в качестве топлива сжиженный газ, — это шесть известных элементов в новом сочетании: двигатель, работающий на сжиженном газе, баллон для сжиженного газа, коробка передач, промежуточное сцепление, ведущий вал и кузов.

Инновации — как открытия, так и изобретения — не единичные акты, а кумулятивная последовательность передаваемых из поколение в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов. Следовательно, чем больше культурных элементов, на которых могут базироваться инновации, тем выше частота открытий и изобретений. Например, изобретение стекла дало толчок к созданию линз, бокалов, оконных стекол, лабораторных трубок, рентгеновских трубок, электрических лампочек, ламп для радио- и телеприемников, зеркал и множества других изделий. Линзы в свою очередь способствовали появлению очков, увеличительных стекол, телескопов, фотокамер и т.д. В основе развития такого типа лежит экспоненциальный принцип: по мере расширения культурной базы возможности новых изобретений имеюттенденцию к росту в геометрической прогрессии.

Диффузия — это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой. Каждая культура содержит минимальное число уникальных особенностей и паттернов, которые присуши только ей. Например, славянская азбука (кириллица) составлена на основе греческого алфавита, который в свою очередь возник под влиянием финикийского. Русские получили христианскую веру от греков Византийской империи, а они — от иудейских сект первых веков н. э., поверивших в Иисуса Христа как мессию. Мы с гордостью рассуждаем о том, что взяли от нас другие народы, но часто забываем о том, что мы получили от них.

Группа факторов, которые можно условно назвать идейно-политическими, также способствуют социальным изменениям. Например, О. Конт рассматривал развитие общества по восходя- шей линии как прогресс идей. М. Вебер считал важнейшим фактором экономического развития религиозные представления, отводя индивидуалистической этике протестантизма решающую роль в становлении духа предпринимательства и последовавшем экономическом скачке в западных обществах.

Смена идеи - не чисто интеллектуальный процесс. Она сопровождается образованием новых социальных движений, которые сами по себе могут рассматриваться как фактор социальных изменений. Социальные движения порождают харизматических лидеров, благодаря незаурядным личным качествам они способны мобилизовывать массы людей на акции социального протеста, которые расшатывают установленный в обществе порядок и могут привести к революционным изменениям.

Политические процессы , происходящие в обществах, сами по себе тоже могут стать фактором социальных изменений. Согласно современным теориям политической революции, функционирование государственного аппарата и природа межгосударственных отношений являются факторами, способными вызвать революцию. Но действия революционеров имеют шансы на успех только тогда, когда государство не способно выполнять свои основные функции по поддержанию закона, порядка и территориального единства.

Каждый из представленных факторов испытывает влияние остальных и сам оказывает на них влияние.

Трудности, с которыми сталкиваются объяснительные теории, связаны с их собственными недостатками — детерминизмом и редукционизмом: они пытаются свести все многообразие взаимодействий факторов к одному определяющему. Более того, социальные процессы настолько взаимосвязаны, что ошибочно рассматривать их изолированно. Например, между экономическими и политическими процессами, экономическими и технологическими процессами нет четких границ. Технологические изменения сами по себе могут рассматриваться как особый тип культурных изменений.

Причинно-следственные связи между различными социальными процессами изменчивы, и их невозможно раз и навсегда схематизировать. Поэтому возможности какого бы то ни было причинно-следственного объяснения социальных изменений весьма ограниченны. Наиболее общий способ теоретического объяснения заключается в построении модели действующих механизмов таких изменений.

Применительно к однонаправленным процессам развития выделяют следующие механизмы осуществления: накопление, выбор, дифференциация.

Механизм накопления рассматривают некоторые эволюционные теории. Например, они подчеркивают кумулятивный — накопительный — характер знания. Человек способен к инновациям, и он постоянно вносит дополнения в уже имеющуюся систему знаний, отбрасывая устаревшие и неверные знания и заменяя их более адекватными. Поскольку он учится на своих ошибках, он постоянно осуществляет селекцию новых полезных идей и навыков, полученных методом проб и ошибок. Расширение и распространение знаний возможно только в результате специализации и дифференциации. Рост технических и технологических знаний стимулирует накопление капитала, что в свою очередь ведет к росту производительности труда. Рост народонаселения тоже может быть включен в модель кумулятивного развития, так как люди могут повышать свою численность без снижения уровня жизни только благодаря накоплению технических знаний и средств производства, а сам по себе рост численности населения стимулирует новые инновации.

Насыщение и истощение можно считать механизмами криволинейного и циклического изменения. Модели однонаправленного развития предполагают, что изменение в определенном направлении влечет за собой дальнейшие изменения в этом же направлении. Модели развития по кривой или замкнутому циклу допускают, что изменения в одном направлении создают условия для дальнейших изменений в других, в том числе и противоположных, направлениях. Например, рост народонаселения создаст угрозу состоянию экологической среды и часто ведет к истощению природных ресурсов и снижению экономического уровня.

Конфликты, соревнование и кооперация также могут рассматриваться как механизмы социальных изменений. Например, марксисты представляли жизнь капиталистического общества как постоянную борьбу между правящим классом, пытающимся сохранить свое господствующее положение, и угнетенным, старающимся радикально изменить существующий строй, а социальные изменения рассматривались как продукт этой борьбы. Аналогичные идеи лежат в основе конфликтологической модели Р. Дарсн- дорфа. Понятие конфликта становится более продуктивным в объяснительном плане, если его дополнить понятием соревнования (конкуренции). В обществе существует множество соперничающих групп. Их конкуренция стимулирует внедрение и распространение инноваций. Например, лидеры незападных государств настроены политически против Запада, но стремятся к заимствованию западной науки и технологии, так как понимают, что только на этом пути достигнут независимости и экономической мощи. Кроме того, конкуренция влечет за собой укрупнение и усложнение соревнующихся организаций. Еще К. Маркс показал, что капитализму присуща тенденция к образованию монополий, неуязвимых для конкуренции. Наконец, понятие конкуренции используют теории, объясняющие социальные изменения действиями индивидов, преследующих собственные интересы. Но в определенных условиях конкуренция побуждает индивидов к сотрудничеству в преследовании своих целей, что было показано с помощью теории игр и других математических методов.

Напряжение и адаптация рассматриваются в структурном функционализме как механизмы социальных изменений. Изменение понимается как ответная приспособительная реакция на возникшее в системе напряжение. Когда происходит изменение какого-либо элемента системы, в ней возникает напряжение между этим элементом и остальными, которое разрешается путем самопроизвольного адаптивного изменения других частей системы. Например, американский социолог У. Огборн показал, что ускоренное развитие технологий вызывает несоответствие между технологическим уровнем общества и его социокультурными составляющими, которые развиваются более медленно.

Целенаправленное и долговременное социальное планирование можстбыть в какой-то степени причиной социальных изменений. В современных обществах возможности такого планирования на краткую перспективу возрастают. Часто запланированные цели не достигаются, а в тех случаях, когда планирование оказывается удачным, оно всегда влечет за собой незапланированные последствия. Чем дольше срок, на который осуществляется планирование, тем труднее достигнуть цели и избежать непредвиденных последствий. Это особенно наглядно проявилось на опыте коммунистических обществ.

Планирование предполагает институционализацию изменений, но институционализация не предполагает планирования. В современных обществах институционализировано множество незапланированных изменений. Чаще всего это бывает в области науки и технологии: та или иная инновация институционализируется, вызывая социальные изменения, которые вовсе не планировались или только отчасти предполагались.

Механизмы социальных изменений вовсе не исключают друг друга. Напротив, некоторые из них явно взаимосвязаны. Например, инновации стимулируются конкуренцией. В одной объяснительной модели социальных изменений может сочетаться несколько механизмов.

Социальная структура и социальное изменение — центральные теоретические понятия социологии, относящиеся к базисным взаимодополняющим характеристикам социальной жизни в целом. С одной стороны, социальной жизни присущи повторяемость, постоянство и непрерывность, а с другой — динамичность и изменчивость. Оба понятия взаимосвязаны. Социальная структура не может изучаться без учета реально происходящих или потенциальных изменений, а социальное изменение как более или менее регулярный процесс немыслимо без понятия структуры. Отрыв этих понятий друг от друга влечет за собой заблуждения. Но в различных теориях акцент может смешаться — то на постоянство структуры, то на динамизм изменений. В последние десятилетия он заметно сместился в сторону изменений. В фокусе внимания социологов разных направлений оказались изменения на различных уровнях-социальная динамика текущей жизни, краткосрочные трансформации, долгосрочные изменения общества в целом.

В современной социологии явственна тенденция к признанию множественности типов социальных изменений. Строго говоря, изменения так многообразны, что само выражение «теория социальных изменений» может рассматриваться как устаревшее и вытесненное самим развитием социологии. Говорить о социальном изменении и о теории социальных изменений означает либо верить в то, что можно найти первопричину изменений, либо считать, что достаточно определить форму изменения, назвав его циклическим, линейным, эволюционным. По-видимому, современная социология осознала, что единственной методологией изучения социальных изменений является анализ конкретных привязанных к месту и времени процессов. Все остальные виды подходов в той или иной степени страдают идеологизмом, препятствующим научной объективности.

Факторы и источники социальных изменений

Марксистская методология, долгое время господствовавшая в отечественном обществоведении, требовала искать конечные причины и источники общественных перемен в изменениях экономических условий материального производства. И действительно, в очень многих случаях можно (и нужно) проследить зависимость социальных изменений от изменений в экономической сфере. В настоящее время в России, например, происходят огромные структурные сдвиги в экономических отношениях. На этой базе складываются группы собственников, которые формируют определенные социальные общности со своими интересами, позициями. Иными словами, в значительной степени современные социальные изменения в России — результат изменений в экономической сфере.

Однако большой эмпирический материал, накопленный социологией, показывает, что причины и источники реальных социальных изменений нельзя сводить только к экономическим факторам, эти причины и источники гораздо сложнее, многообразнее, а иногда даже не поддаются строгому детерминистскому объяснению. Более того, во многих случаях именно изменения в социальных структурах, институтах, их функциях служат толчком для экономических, политических и других изменений.

Видимо, можно утверждать, что источниками социальных изменений могут быть и экономические, и политические факторы, а также факторы, находящиеся внутри сферы социальных структур и институтов. К последнего рода факторам можно отнести взаимодействие между разными социальными системами, структурами, институтами, а также общностями на уровне групп, партий, классов, наций, целых государств и т. д. Одной из форм такого взаимодействия является конкуренция. Так, конкуренция между фирмами нередко ведет к повышению не только чисто экономической эффективности, но и к решению многих социальных вопросов для работников, особенно высококвалифицированных. Здоровая конкуренция в экономике, технике, политике, науке, других сферах общественной жизни служит важным источником социальных изменений вообще и в этих сферах в частности.

В еще большей степени решению множества социальных, экономических и политических проблем способствовала классовая борьба, прежде всего рабочего класса, а также крестьянства, служащих, других слоев общества за свои экономические и гражданские права. Наибольшего размаха эта борьба достигала в XIX и первой половине XX в. В значительной степени ее результатом во многих странах Европы, Америки и других регионах стало повышение жизненного уровня рабочего класса и других трудящихся, сокращение рабочего дня, многочисленные меры социальной защиты низко- и даже среднеоплачиваемых слоев населения.

Особо следует выделить и более подробно рассмотреть технологические, идеологические, научные факторы социальных изменений.

Роль технологических факторов в социальных изменениях

Наиболее очевидным влияние технологических факторов, т. е. научно-технического прогресса, на социальную жизнь общества и изменения в ней стало со времени промышленной революции XVII-XVIII вв. Паровая машина, а вместе с ней паровозы и пароходы, почти все фабричное производство, приводимое в движение с помощью парового котла, а несколько позднее электричества, коренным образом изменили жизнь европейцев и американцев, а вслед за ними и всего того мира, который пользовался этими машинами и механизмами. С одной стороны, это вело к консолидации и интеграции внутри различных общностей — социальных групп, классов, профессиональных общностей, а также к изменению характера взаимоотношений между ними, обострению конфликтов и борьбы между группами и классами, между государствами (наполеоновские войны, франко-германская, англо-бурская, русско- японская и ряд войн, которые вели в Западном полушарии Соединенные Штаты Америки, Первая и Вторая мировые войны, военно-техническое противостояние СССР и США в годы «холодной войны»). С другой стороны, новая техника беспрецедентно расширила возможности общения, обмена информацией и культурными ценностями, по существу изменила весь характер коммуникаций между людьми, явилась той базой, на которой сформировалась вся система массовой информации. Отныне иное качество приобрели такие процессы, как горизонтальная и вертикальная социальная мобильность, все социальные перемещения. Глубочайшие социальные последствия имели такие научно-технические достижения, как изобретение телефона и телевизора, автомобиля и самолета, компьютера и баллистической ракеты.

В литературе существует несколько попыток классифицировать способы и формы воздействия научно-технических достижений на изменения социальной жизни людей. Американские социологи К. К. Каммайер, Г. Ритцер и Н. Р. Йетман в своей «Социологии» выделяют три способа, посредством которых технология детерминирует социальные изменения в обществе.

Первый : изменения в технологии создают проблемы социального порядка, которые требуют определенных действий со стороны людей. Существенные технологические изменения влекут формирование новых социальных норм, ролей индивидов и целых трудовых коллективов, профессиональных групп, а зачастую и новых ценностей. Так образуется культурный лаг, т. с. разрыв между существующими ценностями, нормами, ролями и новыми требованиями, обусловленными новой технологией. Люди должны постоянно изменять свою нематериальную культуру, чтобы приспосабливать ее к материальной, т. е. к требованиям быстро меняющейся технологии. В данном случае авторы основывают свои рассуждения на концепции американского социолога первой половины XX в. У. Огборна , который выдвигал идею культурного лага, утверждая, что материальная культура изменяется значительно быстрее, чем нематериальная.

Второй: новая техника, новые технологии создают новые возможности для индивида и групп в их деятельности, общении и т. д. Так, новые возможности социальной коммуникации созданы благодаря телефонизации, распространению телевидения. Компьютер радикально меняет характер рабочего места, число требуемых рабочих, квалификацию работников, делает необходимым формирование совокупности новых знаний и умений, которые прежде не требовались. Компьютеризация существенно меняет подходы к образованию, методы и методику преподавания многих дисциплин. Она оказывает значительное влияние на функционирование фактически всех социальных институтов. В целом же компьютер открывает большие новые возможности, но не все из них могут служить благосостоянию людей.

Третий : новые технологии нередко создают новые формы взаимодействия между индивидами и различного рода общностями. Так, широкое распространение грузоперевозок посредством автомобиля индивидуализирует труд значительной части работников, изменяет формы их взаимодействия в производственном процессе с другими работниками. В некоторых отношениях аналогичные социальные последствия имеет роботизация технологических процессов. Общение посредством телефонов, телевизоров, а также других технических средств (ныне — Интернета) стало обычным явлением не только в рамках производственного процесса, но и за его пределами.

Описанные выше способы воздействия технологических изменений на социальные в некоторых случаях пересекаются друг с другом, но в целом они дают полезную картину трансформации одних видов изменений в другие.

Ныне научно-технический прогресс достиг такого масштаба, что требует нового осмысления, новых оценок своих социальных перспектив. Во-первых, созданное и накопленное оружие массового уничтожения (в частности, ракетно-ядерное) при его даже частичном использовании может погубить не только человечество, но и все живое на нашей планете. Во-вторых, в значительной степени научно-технический прогресс привел к беспрецедентному обострению экологической проблемы. Состояние окружающей человека природной среды сейчас таково, что может катастрофически сказаться на самом существовании общества. В-третьих, безудержный рост промышленного производства в последние два-три столетия, особенно в XX в., ведет к исчерпанию природных источников сырья и энергии. Еще некоторое время назад был найден относительный выход из складывающейся ситуации — индустрия должна переходить на так называемые высокие технологии, которые основываются на ресурсо- и энергосберегающих принципах. Высокие технологии стали широко распространяться в наиболее развитых странах мира. К сожалению, ныне в нашей стране о них говорят все меньше.

Идеология как фактор социальных изменений

Существеннейшим фактором социальных изменений в разных странах мира в последние два-три столетия стала идеология. Идеологические доктрины, идеалы, программы явились той программой действий, непосредственным импульсом, которым руководствовались многие политические партии и общественные движения, осуществлявшие радикальные преобразования во всех сферах жизнедеятельности общества. Наиболее значимыми в мировой истории остались Великая французская революция XVIII в., борьба за независимость и утверждение самостоятельности Соединенных Штатов Америки XVIII в., Октябрьская революция 1917 г. в России, китайская революция конца 1940-х гг. и др. Принято считать, что все они совершались под флагом борьбы за реализацию определенных идеологических принципов и ценностей (либерально-буржуазных, марксистско-ленинских, маоистских).

Однако не только такие социальные революции всемирно- исторического значения, но все социальные изменения, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами, имеют идеологический характер. Просто нужно иметь в виду, что чем более крупные, фундаментальные, глубокие изменения делаются, тем более заметна в них роль идеологий, которые всегда направлены на изменение существующей социальной реальности или на ее сохранение, защиту. По своей природе идеологии не могут быть нейтральны по отношению к социальным изменениям. Посредством идеологий социальные группы и классы или требуют изменений, или сопротивляются им. Однако эта роль идеологий в социальных переменах не всегда отчетливо заметна. Она заметна тогда, когда осуществляются более крупные, глубокие и фундаментальные преобразования в обществе, и менее заметна, когда осуществляются сравнительно мелкие, неглубокие перемены.

Нужно сказать, что в принципе нет ничего плохого в признании идеологического характера социально-политических и экономических преобразований. (Заметим, что сейчас в России как раз ощущается недостаток общенациональной идеологии, которая могла бы служить базой для формулирования долговременных стратегических целей социальной трансформации общества.) Основная практическая и теоретическая проблема лежит совсем в другой плоскости и заключается в том, что нередко в процессе политической борьбы и всякого рода политических игр, которыми почти всегда сопровождаются периоды социальных преобразований, доминирующей оказывается так называемая партикулярная идеология, т. е. идеология, выражающая интересы не большинства населения, а сравнительно узких групп, и интересы эти могут быть корыстными. Тогда возникает конфликт между этими группами и остальным обществом, который проявляется в идеологической, социальной и политической сферах. Конфликт может достичь такой степени остроты, что возникнут соблазны разрешить его насильственными способами. Вот почему проработанная программа социальных изменений и преобразований должна базироваться на коренных интересах наиболее широких слоев и групп населения, руководствоваться общенациональными целями и задачами, не поддаваться искушению партикулярных, узкопартийных идеологий. Важно найти способы и формы соединения перспективной общенациональной программы, идеалы которой могли бы консолидировать и воодушевить значительное большинство народа, и конкретных разработок, основанных на строго научном, объективном анализе реальности, учете социально-психологических, культурных, духовных особенностей.

Мы уже знаем, что социальные изменения могут; происходить по многим причинам. А теперь попытаемся определить особенности воздействия социальных перемен на общество. Что же все-таки меняется? Социологи сосредоточили свое внимание на следующих факторах. 1.

Изменение в составе исследуемого населения. Социолог, которого интересует, как повлияло появление железной дороги на жизнь населения небольшого города, наверное, исследует изменения этнического состава, занятий и доходов его жителей.

Связь с крупным соседним городом может, видимо, привлечь людей, которым по карману покупка нового дома и ежедневные поездки в большой город. В таком случае можно ожидать изменения состава населения небольшого городка. 2.

Изменение способов поведения. Ученые, изучившие влияние мотосаней на жизнь населения Арктики, отмечали изменение уровня социального взаимодействия, способов охоты и скотоводства в этих обществах. 3.

Изменение социальной структуры или образцов взаимодействия. У народов Арктики отмечены перемены в экономике и распределении власти. Изменения могут произойти также в семейной жизни, образовании и религии. 4.

Изменение культурных моделей. Новые области знаний, новые верования, ценности, выразительные средства искусства не только вызывают перемены в других аспектах, но и сами могут меняться под их влиянием. Например, в таких странах Южной Америки, как Чили, угнетение огромных масс бедных крестьян и представителей рабочего класса небольшим числом богатых землевладельцев и корпораций способствовало популярности антикапиталистических идей среди угнетенных групп.

МАРКС« СОЦИАЛЬНЫЕ СДВИГИ

Рассматривая процесс социальных изменений, теоретики придавали различное значение только что перечисленным факторам. Например, Карл Маркс особенно выделял изменения в социальной структуре. Прежде всего, как уже несколько раз упоминалось в этой книге, Маркс полагал, что изменения классовых отношений, вызванные экономическими условиями, были причиной других общественных и культурных перемен. Более того, в отличие от функционалистов он подчеркивал роль конфликта как источника социального развития.

Создавая свои произведения в середине XIX в., Маркс осознавал социальное воздействие технологии на все аспекты окружающей жизни. Промышленная революция, связанная с новыми методами добычи руды, производства стали, изготовления тканей, организации транспорта и коммуникаций, способствовала урбанизации аграрных стран и образованию новых социальных классов. Он придавал важное значение изучению новой экономической системы - капитализма, возникшего в результате промышленной революции.

Согласно Марксу, капиталистические общества состоят из двух основных социальных групп. Капиталисты владеют средствами производства: заводами, фермами, шахтами и железными дорогами, где формируются различные виды труда и услуг. Капиталисты определяют, где, когда » каким образом будет выполнена работа. Рабочие составляют другую основную группу. Для них возможности экономического выбора значительно более ограничены, чем для капиталистов. Они могут лишь продавать свою рабочую силу или не работать совсем. Однако в XIX в. в Англии уклонение от работы было равнозначно жизни в вопиющей бедности и голоде, поскольку в стране не было правительственных программ помощи неработающим.

Как отмечал Маркс, самая важная причина социального сдвига - конкуренция среди капиталистов. Например, владельцы фабрик стремятся затратить как можно меньше средств на производство товаров и продать их по более низкой цене, чем кто-либо из других производителей. Таким образом устанавливается своего рода производственный цикл. Каждый раз внедрение нового изобретения, устройства или процесса способствует снижению стоимости производства; конкурирующие компании тоже начинают использовать его, чтобы сэкономить деньги. Вскоре все предприятия производят этот товар по одной и той же стоимости.

Стремление увеличить доходы и привлечь больше покупателей, которые ищут товары по более низким ценам, способствует новым изобретениям. Так начинается новый производственный цикл. Таким образом, по мнению Маркса, при капитализме требуется непрерывное совершенствование и расширение производства. Это осуществляется путем разделения каждой крупной задачи на ряд более мелких (разделение труда), а также благодаря применению машин, чтобы производить товары в огромном количестве. Маркс полагал, что главный источник экономического развития при капитализме -

использование машин для производства работы, которая в прошлом выполнялась людьми. Машины работают быстрее, чем люди, производят больше товаров, а изнашиваются медленнее. Поэтому они вполне окупаются. Например, вначале прядильный станок мог выпрясть 366 фунтов хлопка за 150 часов. Та же самая работа, выполнявшаяся вручную с помощью прялки, занимала 27 ООО часов. Производителю обходилось дешевле эксплуатация машины в течение 150 часов, чем использование ручного труда людей в течение 27 ООО часов. Использование машинного оборудования способствовало снижению затрат владельца предприятия и повышению доходов за счет продажи готовой продукции.

Это подводит нас к сущности теории прибавочной стоимости Маркса. Разница в стоимости сырья и готовых товаров является результатом обработки сырья на фабрике. Эта обработка, выполняемая вручную или с помощью машин, входит в стоимость конечного продукта. Пресс сделан из прочного металла и поэтому может, совершать одно и то же движение сотни тысяч раз при незначительном износе. Он может продуктивно работать “без устали”. Кузнец работает медленнее и менее продуктивно, чем пресс. А поскольку в стоимость каждого производимого предмета включается более высокая стоимость труда кузнеца, предприниматель мог бы, видимо, сэкономить много денег, уволив кузнецов и заменив их машинами. Более высокий доход, полученный от использования машинного труда по сравнению с ручным, и составляет прибавочную стоимость. Производитель старается повысить прибавочную стоимость путем повышения продуктивности производственного процесса.

В XIX в. капиталисты использовали для этого множество способов, создавая подчас ужасные условия труда; они стремились заставить рабочих дольше трудиться и производить больше товаров при одинаковых затратах (т.е. капиталовложениях). Для достижения этих целей хозяева создавали на фабриках тесноту, увеличивали рабочий день, ускоряли внедрение нового технического оборудования, нанимали женщин и детей, платя им самую минимальную зарплату. Последствия этих и других условий можно было наблюдать в промышленных районах Англии. Детская смертность возросла на 26 процентов, главным образом в результате неполноценного питания и болезней.

Маркс предвидел катастрофические последствия этих тенденций. По мере повышения эффективности и продуктивности промышленности рабочих понадобится все меньше.

Им придется бороться между собой за убывающие рабочие места. Богатство сосредоточится в руках немногих. Возникнет целая армия безработных, чьи руки никому не нужны. Мелкие фирмы будут вытесняться, они не смогут конкурировать с более крупными корпорациями. Крупный капитал будет расти, а владельцы мелких предприятий окажутся вынужденными пополнять ряды рабочего класса, “Им ничего другого не остается, как встать с протянутой рукой рядом с рабочими”.

Маркс полагал, что таким путем капитализм сам обрекает себя на гибель. Перемены в области технологии наряду с необходимостью иметь все больший капитал для расширения производства и увеличения доходов приведут к острым противоречиям между социальными классами. В конце концов эта классовая борьба разрушит капиталистическую систему.

Маркс правильно указал на некоторые главные факторы, вызывающие перемены в капиталистических системах. Они все еще существуют в современных обществах. Однако он недооценил способность капитализма к саморегуляции и исправлению своих самых тяжелых пороков. Например, он не придавал большого значения способности правительства регулировать конкуренцию и препятствовать самым жестоким формам эксплуатации. Однако многие правительства смягчили систему частного предпринимательства путем введения законов, определяющих продолжительность и условия труда, меры безопасности на производстве, размеры пособия по безработице и пенсионных фондов. Прогрессивный налог наряду с другими средствами перераспределения богатства предназначен для того, чтобы часть благ, созданных в результате высокой производительности труда, переходила от тех,кто контролирует средства производства, к низкооплачиваемым работникам и бедноте. По этим причинам разногласия и конфликты между классами в развитых капиталистических обществах не столь остры, как предсказывал Маркс.

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНОГО ЛАГА ОГБОРНА

Подобно Марксу, американский социолог Уильям Филдинг Огборн изучал воздействие изменений в области технологии на культуру. Его теория социального сдвига (Огборн, 1922) исходит из неравномерности изменения различных аспектов культуры.

Огборн выделял в культуре два аспекта: материальный и нематериальный. Материальная культура включает изготовленные товары, фабрики, жилые дома, автомобили - короче, все материальные предметы, а также изобретения и технологические новшества. Нематериальная культура, которую Огборн назвал адаптивной, включает социальные институты, например семью, церковь, школу, системы ценностей (законы, религии, обычаи, нравы и представления) и политические институты (правительства, лобби, политические клубы).

Главная идея Огборна: адаптивная культура обычно изменяется медленнее, чем материальная. Одна из причин этого - наличие консервативных групп (например, религиозных кругов) , защищающих свои идеи и ценности от воздействия материальной культуры. Другие элементы адаптивной культуры лишь частично приспосабливаются к новым условиям. В качестве примера Огборн приводит семью. Внутри семьи в ка- кой-то мере наблюдается приспособление к материальным переменам. Так, в период промышленной революции некоторые ремесла (ткачество, изготовление мыла, дубление кожи) были вытеснены из дома и превратились в отрасль фабричного производства. Растущий спрос на фабричный труд побуждал женщин работать вне дома. В то же время они по-прежнему должны были выполнять свои традиционные домашние обязанности. Таким образом семья - часть адаптивной культуры, которая медленно приспосабливалась к материальным переменам. Отчасти именно глубокий разрыв между требованиями, предъявляемыми к женщине на работе, и гнетом домашних забот привлек внимание Огёорна к проблеме культурного лага (запаздывания) - несоответствия между переменами в материальной культуре и ответной реакцией адаптивной культуры.

Огборн полагал, что изменение в одной части общественной системы (особенно успехи технологии) требует соответствующего изменения других ее аспектов. Пока это не достигнуто, общество (или по крайней мере некоторые его слои) будет сталкиваться со многими проблемами.

Одна из причин культурного лага - привычка и инерция. Часто бывает трудно убедить людей в целесообразности нового, более разумного поведения. Другим препятствием на пути к переменам является то обстоятельство, что современные общества состоят из групп, имеющих глубоко различные интересы. Социальная новация (например, смягчение иммиграционных законов) может быть в значительной мере желательна для тех, кто стремится привезти в страну своих родных и вызвать решительный протест со стороны тех, кто боится потерять работу из-за нуждающихся в ней иммигрантов или необходимости обеспечивать их пособиями.

ОКюрн полагал, что “культурное запаздывание” стало острой проблемой в современном обществе. Изменения в материальных компонентах культуры происходят сейчас стремительно. В прежние века общества имели больше времени для приспособления к нововведениям и проверки различных способов осуществления этих мер. Например, в наши дни мы сталкиваемся с проблемой быстрого распространения ядерно- го оружия. Возможность почти полного уничтожения всего живого на Земле существует уже в течение жизни целого поколения людей, но мы еще только создаем эффективные международные политические институты, призванные контролировать распространение этой опасности и добиться ее предотвращения.

4.1. Понятие и виды социальных изменений

Социальные изменения – это фундаментальные изменения, которые происходят с течением времени в поведении людей, структуре, культуре и других сферах жизнедеятельности общества. Благодаря социальным изменениям общество становится несколько иным, оставаясь в определенном значении тем же самым. Изменения могут происходить постепенно или достаточно быстро, охватывать большее или меньшее количество людей, институтов или даже обществ.

Социальные изменения - более широкое понятие, чем социальное развитие. Они включают в себя возникновение, становление, рост, упадок, умирание, переходное состояние и т.п. Социальными называются не всякие изменения, происходящие в обществе, а лишь те, которые имеют социальные последствия.

Социальные изменения – это различные перемены, происходящие с течением времени внутри социальных систем, во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом.

Социальные изменения различаются по времени функционирования (долгосрочные или краткосрочные), по масштабу (частичные или всеобщие) и уровню участников (организации, институты, большие и малые группы, межличностные отношения, социетальный уровень) и т.п.

Общество постоянно претерпевает определенные социальные изменения. Его элементы, структуры, их связи и взаимодействия переходят из одного состояния в другое. Одни изменения происходят на микро­уровне (т.е. они связаны с изменением положения или роли отдельной личности), а другие - на макроуровне (т.е. связаны с определенными изменениями в целых социальных группах и общностях и даже во всем обществе). Социальные изменения различаются по масшта­бам, глубине. Одно дело, когда эти изменения происходят в рамках сохранения качества данной социальной системы, а другое, когда они выходят за пределы этого качества.

Нередко понятия «изменение» и «развитие» отождествляются. От­сюда любое изменение в обществе рассматривается как его развитие, которое понимается в широком смысле, т.е. как его движение, изме­нение. Но понятия «движение», «изменение» более широкие по срав­нению с понятием «развитие». Социальное изменение системы может привести к развитию общества и его структурных элементов, но мо­жет этого и не произойти.

Социальное развитие в строгом смысле слова - это не любое из­менение системы, а лишь такое, которое связано с более или менее глубинными, структурными изменениями, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

Изменения в системе составляют содержание развития, а его сущность состоит в изменении структуры целого.

Особенностями современных социальных изменений

выступают: ускорение темпов социальных изменений, укрупнение масштабов (могут охватывать все человечество) и возрастающая сложность адаптации к происходящим переменам.

Основными видами социальных изменений являются структурные, процессиальные, функциональные и мотивационные.

Структурные социальные изменения происходят в структуре общества, власти, экономической, политической, культурной составляющей общества (структура семьи, структура государства, структура института образования и т. д.)

Процессиальные социальные изменения охватывают различные социальные процессы: мобильность (длинные лифты классовых обществ), миграцию (утечка мозгов из СССР в начале 90-х.) и т. п.

Функциональные социальные изменения касаются изменений функций социальных институтов, организаций, социальных систем (изменение функций президента, Конституционного суда, семьи, юстиции, института образования, налоговой полиции).

Мотивационные социальные изменения отражают те процессы, которые влияют на ценности, нормы, идеалы. Они наиболее ощутимо влияют на человеческое поведение. Так в современной России ведущим мотивом труда становится заработная плата, доход, экономические стимулы.

4.2. Теории социальных изменений

Изменения в обществе могут протекать при помощи реформ, эволюционно. Но нередко в обществе совершаются кардинальные перевороты, которые политики, социологи называют революцией.

Революция (от позднелат. revolutio - поворот, переворот) - глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (например, геологическая революция, промышленная революция, научно-техническая революция, культурная революция, революция в физике, революция в философии и т.д.). Наиболее широко понятие «революция» применяется для характери­стики общественного развития. Диалектическая концепция развития раскрывает внутренний механизм закона перехода количественных изменений в качественные. Революция означает перерыв постепен­ности, качественный скачок в развитии. Революция отличается от эволюции - постепенного развития какого-либо процесса, а также от реформы, находясь с ней в сложном соотношении, характер кото­рого определяется конкретно-историческим содержанием самой ре­волюции и реформы.

В ходе общественного развития имеют место как прогрессивные, так и регрессивные процессы, как продолжительные эволюционные преобразования, так и быстрые революционные скачки. История по­казывает, что общество как система изменяется, прогрессирует как под воздействием реформ, так и революций. Прогресс - это одна из важнейших характеристик самого процесса развития. Категория развития применима только к объектам, имеющим внутреннюю структуру. Интересна в этой связи теория американского социолога Т. Парсонса. Он разработал концепцию социальных изменений с позиций системно-функционального анализа. Ученый подразделял социальные изменения на «изменения равновесия», т.е. изме­нения в рамках сохранения данной социальной системы и ее основ­ных структур, и «изменения структуры», т.е. изменения, когда качест­венно преобразуются важнейшие элементы и структуры общества, а тем самым преобразуется и само общество. Т. Парсонс выделяет осо­бые «эволюционные универсалии», появление которых указывает на качественные изменения общества как социальной системы. Струк­турное изменение общества рассматривается социологом, по сути дела, не как нормальное, естественное состояние социальной систе­мы, а как отклонение от него, как нарушение равновесия. Отличительная черта социального развития состоит в том, что происходящие в его рамках социальные изменения имеют опреде­ленную направленность, исключающую хаотическое, произвольное нагромождение таких изменений. Исторически направленность об­щественного развития - это движение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Признание объективности, закономерности и поступательного развития общества лежит в основе теории социальной эволюции. Она получила широкое распространение во второй половине XIX в. Тео­рия во многом базируется на учении Ч. Дарвина. Соглас­но этой теории историческое развитие происходит на основе посте­пенных социокультурных изменений вплоть до коренных, качествен­ных преобразований общества в направлении перехода от простого, однородного к сложному, неоднородному. Это учение нашло широ­кое отражение, в частности, в социологических взглядах Г. Спенсера. Он был буквально увлечен социальным дарвинизмом. Несколько меньшее, хотя и достаточно сильное влияние эта теория имела и в первой половине XX в. Ее роль в современной социологии серьезно снизилась. Причиной этого снижения было усложнение процессов общественного развития. В наши дни принцип эволюции уже не счи­тается универсальным и не распространяется на все социальные яв­ления. Но во второй половине XX в. идеи классического эволюционизма получили некоторое развитие в неоэволюционизме. Ученые этого направления применяют более сложные и гибкие способы отображения социаль­ной эволюции.

Признавая сам факт объективного, естественноисторического характера общественного развития, социологи разных школ по-разному представляли себе суть и основное содержание исторического процесса. Например, О. Конт видел их в прогрессе знаний, что нашло свое отражение в его «законе интеллектуальной эволюции». Этот закон предполагал интеллектуальную и социальную эволюцию. Как мы отмечали, Г. Спенсер суть социальной эволюции видел в пе­реходе общества от однородности к неоднородности, в его усложне­нии, внутренней дифференциации при одновременном росте его интегрированности. К. Маркс и его последователи главную суть и со­держание общественного развития связывали с ростом производительных сил и соответствующими изменениями производственных отношений, со сменой общественно-экономических формаций. Французский социолог Э. Дюркгейм основой движения общества считал переход от механической солидарности к солидарности орга­нической, базирующейся на углублении разделения труда и социаль­ной дифференциации. Русско-американский ученый П.А. Сорокин в основу своей теории социальной динамики положил широкие инте­гральные социокультурные факторы, определяющие, по мнению со­циолога, экономическое и политическое развитие.

В современной науке развитие общества связывается, прежде все­го, с уровнем промышленного или научно-технического, научно-технологического, научно-информационного развития. Эти показа­тели детерминируют другие стороны жизни общества. Такие подходы мы видим в концепции «стадии экономического роста» У. Ростоу, в теории «индустриального общества» Р. Арона (1905-1983), «постинду­стриального (технотронного) общества» Д.Белла (р. 1919), 3. Бжезинского (р. 1928), А. Турена (р. 1925), О, Тоффлера (р. 1928) и других, включая новейшую концепцию «информационного общества».

Множество концепций понимания общества, его структуры и развития обусловлены неоднозначным решением в социологии во­проса об источниках социальных изменений, их движущих силах. Не­которые ученые (их явное меньшинство) переносят источник соци­ального развития вовне общества (например, абсолютная идея объек­тивно-идеалистической философии истории Гегеля или природно-географическая среда в географическом направлении в социологии - Монтескье, Мечников и др.). Большинство социологов, экономистов, политологов источники изменений видят в самом обществе. Причи­ны и факторы изменения и развития общества ищутся учеными во взаимодействии его различных сторон, сфер, элементов структур со­циальных систем.

Наибольшее внимание рассматриваемой проблеме уделили и дали четкий и развернутый ответ на вопрос об источнике социальных изменений авторы теорий конфликтологического на­правления в социологии. Эти ученые исходят из признания решающей или очень важной роли социального конфликта в развитии об­щества. Родоначальником этого направления, как известно, является К. Маркс. Марксистская социология много сделала для развития тео­рии социального конфликта. Хотя надо признать, что эта школа вы­делилась лишь в 50-х годах XX в. и ее основателями считают Л. Козера, Р. Дарендорфа, Д. Белла.

Развитие общества марксизм рассматривал как самодвижение, а главный источник социальных изменений видел в единстве и борьбе противоположностей внутри любой социальной системы, явления или процесса. В экономической сфере это борьба двух сторон спо­соба производства: производительных сил и производственных от­ношений. В социально-политических сферах - это борьба проти­воположных классов и их партий; в духовной - борьба антагони­стических идеологий, выражающая непримиримость соответст­вующих классовых интересов, поэтому почти вся история человече­ства представлена Марксом и его последователями как история борьбы классов - рабов и рабовладельцев, крепостных и феодалов, пролетариев и капиталистов. Социальные противоречия, по мнению ученых, этой школы, бы­ли и будут всегда (хотя не всегда они принимают форму классовой борьбы)- Они делают вывод, что изменение и развитие общества, его сфер, элементов - это не аномальное, а нормальное его состоя­ние. Идеи Маркса по вопросу об источниках и формах обществен­ных изменений оказали серьезное влияние на учения многих со­циологов, в частности, Г. Зиммеля и др. Влияние марксизма мы ви­дим в школах конфликтологии США, Западной Европы и России, хотя представители этих школ пытаются откреститься от этого фак­та. Например, Л. Козер, Р. Дарендорф и другие, хотя и по-разному трактуют причины и суть социальных конфликтов, чаще всего признают социальные конфликты неотъемлемой чертой любого общества, и если не главной, то одной из главных движущих сил социального развития.

Конфликт, по мнению большинства социологов, предотвращает консервацию и загнивание общества. Благодаря конфликтам обще­ство обновляется. В «закрытых» обществах, как правило, социаль­ный конфликт ведет к поляризации социально-политических сил, революционному взрыву и разрушению социальной системы. В «от­крытых», или «плюралистических», обществах накопившаяся соци­альная напряженность своевременно разряжается. Таким образом, вопрос, о существовании самой социальной системы снимается. Р. Дарендорф считал, что подавление социального конфликта в большей части ведет лишь к его обострению. А «рациональнаярегу­ляция» ведет к «контролируемой эволюции» системы. Итак, совре­менная немарксистская конфликтология регуляцию социального конфликта рассматривает, по сути дела, как средство достижения социальной стабильности (согласия, порядка), стабильность систе­мы рассматривается ей как обычное, нормаль­ное состояние общества. Вершиной социального конфликта выступает социальная революция. Революции следует отличать от государственных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля прав­ления и оставляющими институты и систему власти в обществе неиз­менными. Термин «революция» применяется иногда к постепенным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, например, как «промышленная революция». Но в этом случае мы имеем дело с со­вершенно другим значением данного термина.

Революционное движение пытается свергнуть, разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок, в значи­тельной степени отличающийся от прежнего. Если реформаторы стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в суще­ствующем социальном порядке, то революционеры считают, что сис­тема не заслуживает того, чтобы ее спасали.

Исторический опыт показывает, что демократия в полном смысле этого слова не служит питательной средой для революционных движений. Это объясняется тем, что демократия является основой соци­альных реформ, а реформы неизбежно отвергают революцию. С другой стороны, там, где авторитарное правление блокирует различ­ные движения реформ, реформаторы вынуждены нападать на прави­тельство и на другие авторитарные институты общества. При этом многие из несостоявшихся реформаторов становятся революционе­рами. Таким образом, революционные движения процветают там, где реформы блокируются в такой степени, что единственным способом устранения недостатков социальной системы служит революционное движение.

Любое революционное движение развивается постепенно в атмосфере всеобщей социальной неудовлетворенности. Американ­ские исследователи Л. Эдвардс и К. Бринтон смогли выделить наибо­лее типичные стадии успешного развития революционных движений:

1) накопление глубокого социального беспокойства и неудовле­творенности в течение ряда лет;

2) неспособность интеллектуалов успешно критиковать сущест­вующее положение так, чтобы основная масса населения понимала их;

3) появление побуждения к активным действиям, восстанию и формирование социального мифа или системы верований, оправды­вающих это побуждение;

4) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;

5) период правления умеренных, которое вскоре сводится к по­пыткам контроля над различными группами революционеров или к уступкам с целью гашения взрывов страстей в народе;

6) выход на активные позиции экстремистов и радикалов, кото­рые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию;

7) период режима террора;

8) возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и к неко­торым образцам прежней предреволюционной жизни.

По такой схеме в целом протекали французская, китайская и, наконец, российская революции. Трудно классифицировать движе­ние как чисто реформистское или чисто революционное, поскольку и в том, и в другом случае в движениях может принимать участие широкий спектр его последователей: от умеренных реформаторов до радикальных революционеров, склонных к насильствен­ным действиям.

Еще Монтескье в середине XVIII в. говорил, что малые государ­ства гибнут, как правило, в результате интервенций, большие, мощ­ные государства погибают в основном в результате предательства их лидеров. Сейчас России нужны подлинные реформы для улучшения жизни десятков миллионов нищенствующих пенсионеров, безработных. Всемирная организация здравоохране­ния (ВОЗ) по общим показателям в системе здравоохранения ставит Россию на 100-е место из 191 государства. К примеру, Беларусь она поставила на 53-е место, Украину - на 60-е, По индексу развития человеческого потенциала Россия стоит на 63-м месте, уступая Бела­руси 10 пунктов. России нужны реформы не в интересах миллионе­ров, а в интересах десятков миллионов ее рядовых граждан.

Реформа (франц. reforme, от лат. reformo - преобразовываю)- преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения под реформой подразумевается нововведение любого содержания. Однако в полити­ческой практике и политической теории реформой обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к лучшему.

В условиях антагонистического общества реформа, поскольку она имеет вынужденный характер (уступка со стороны господствующего класса своему классовому противнику), двойственна и по содержа­нию, и по влиянию, которое она оказывает на ход социальных про­цессов. С одной стороны, реформа есть реальный шаг вперед, улуч­шающий в том или ином отношении положение трудящихся, предпо­сылка для дальнейшей их борьбы, с другой - реформа является возможностью для правящих классов сохранить свое господство. Во многих государствах Западной Европы, где у власти уже десятки лет стоят социал-демократы (Швеция, Норвегия и др.), социальные ре­формы позволили сформировать мощный средний класс - костяк общества.

4.3 .Теория мировой системы и процесс глобализации

П. Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии и отмечал определенные черты новой формирующейся цивилизации, объединяющей все человечество. В настоящее время эта идея о становлении единой цивилизации на всей нашей планете получила широкое распространение и развитие. Ее укреплению в науке и в общественном сознании способствовало осознание глобализации социальных и культурных процессов в современном мире. Что понимать под термином "глобализация социальных и культурных процессов"? Термин "глобализация" связан с латинским словом "глобус" - то есть Земля, земной шар, и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Однако глобализация процессов - это не только их повсеместность, не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интерпретацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интерпретация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурных, экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. Таким образом, в современную эпоху по сравнению с прошлыми историческими эпохами неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, "спаянную" общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому, несмотря на огромные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных регионов, государств и народов, многие социологи считают правомерным говорить о формировании единой цивилизации.

Такой глобальный подход уже ярко обнаруживается в рассмотренных ранее концепциях "постиндустриального общества". Следовательно, можно сделать вывод, что всякий технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и в образе жизни людей. Особенность же современного технологического переворота, связанного с информатизацией общества, состоит в том, что он создает принципиально новые предпосылки для более универсального и глобального человеческого взаимодействия. Благодаря широкому развитию микроэлектроники, компьютеризации, развитию средств массовой коммуникации и информации, углублению разделения труда и специализации, человечество объединяется в единую социокультурную целостность. Существование такой целостности диктует свои требования к человечеству в целом и к отдельной личности, в частности. В этом обществе должна доминировать установка на информационное обогащение, приобретение нового знания, овладение им в процессе непрерывного образования, а также его применение. Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно, должна сформироваться новая гуманистическая культура, в которой человек должен рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая профессиональная квалификация, виртуозное овладение техникой, компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.

Однако глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название "глобальных проблем современности": экологических, демографических, политических и т.д. Совокупность этих проблем поставила перед человечеством глобальную проблему "выживания человечества". Основатель международного исследовательского центра "Римского клуба", изучающего перспективы человечества в свете современных глобальных проблем, А. Печчеи так сформулировал сущность этой проблемы: "Истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые сам внес в этот мир". Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, то и ее решение, по мнению А. Печчеи, должно исходить изнутри его самого. И если мы хотим "обуздать" техническую революцию и обеспечить человечеству достойное будущее, то нам необходимо, прежде всего, подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке, прежде всего изменение социальных установок личности и общества, переориентации человечества от идеологии поступательного роста производства и потребления материальных ценностей на духовное самосовершенствование. Современная ситуация предполагает, что люди должны ограничивать потребление некоторых ресурсов и заменить некоторые технологии. По его инициативе, по заказу "Римского клуба" были проведены широкомасштабные исследования и построены глобальные модели развития кризисных тенденций во взаимодействии между обществом и средой его обитания. Ученые пришли к выводу, что противоречия между ограниченностью земных ресурсов, в частности, ограниченностью пригодных для сельского хозяйства площадей и растущими темпами потребления увеличивающейся численности населения, могут привести к середине XXI в. к катастрофическому загрязнению окружающей среды, резкому росту смертности, истощению природных ресурсов и спаду производства. В качестве альтернативы такому развитию выдвигалась концепция "глобального равновесия", согласно которой необходимо немедленно прекратить увеличение численности населения Земного шара, ограничить промышленное производство, уменьшить примерно в сто раз потребление ресурсов Земли.

Модели Форрестера и Медоуза привлекли внимание к реально существующим проблемам глобального характера, заставили человечество задуматься о дальнейших путях своего развития. Однако заложенные в этих моделях просчеты позволили подвергнуть сомнению содержащиеся в них выводы. В частности, что при составлении модели отбор параметров осуществлялся по конкретно-научным и прикладным критериям, позволяющим вести математическую обработку: средние величины производства и потребления, услуги и питание рассчитывались в среднем на душу населения. Только для демографических параметров вводилась дифференциация, брались в расчет различные возрастные группы. Однако никакие глобальные модели не смогли предсказать тех колоссальных изменений, которые произошли во второй половине 80-х - начале 90-х гг. в Восточной Европе и на территории СССР. Эти изменения существенно модифицировали характер глобальных процессов, поскольку они означали прекращение холодной войны, интенсификацию процесса разоружения, существенно повлияли на экономическое и культурное взаимодействие. Несмотря на всю противоречивость этих процессов, огромные издержки для населения социально-экономических и политических преобразований, можно предположить, что они будут в большей мере способствовать формированию единой глобальной общественной цивилизации.

4.4. Социальные движения

Социальные дви­жения часто возникают в периоды быстрых социальных изменений. Как коллективное поведение, так и социальные движения могут дать толчок социальным переменам, поскольку и то и другое про­исходит за рамками структуры, составляющей нашу повседневную жизнь, и пробивает брешь в наших привычных и упорядоченных социальных построениях. Конечно, между коллективным поведени­ем и социальным движением есть очень важное отличие. Коллек­тивное поведение характеризуется спонтанностью и отсутствием внутренней структуры, а социальным движениям, напротив, свойст­венна значительная степень внутреннего порядка и целенаправлен­ности. Именно этот организационный потенциал позволяет соци­альным движениям бросить вызов официальным институтам. По­этому социологи рассматривают социальное движение как более или менее, настойчивую и организованную попытку со стороны относительно большой массы людей ввести изменения или, напротив, не допустить введения изменений.

Люди активно вмешиваются в процесс социальных изменений. Вместо того чтобы пассивно подчиняться потоку жизни или принимать удары судьбы, они пытаются изменить ход истории. Социальные движения - это дви­гатели, с помощью которых люди пытаются оказывать коллектив­ное воздействие на ход происходящих в обществе событий. Поэто­му неудивительно, что о социальных движениях написаны истори­ческие книги - рассказы о великих вождях, о расцвете и закате политических движений, о тех социальных беспорядках и измене­ниях, которые влекут за собой революции. Христианство, кресто­вые походы, Реформация, Французская революция 1789г. и Ок­тябрьская революция в России 1917г., антирабовладельческое движение, рабочее движение, сионизм, фашизм, как и другие социальные движения, оказали глубокое воздействие на затронутые ими общества, а порой и на весь мир.

Идеоло­гия имеет для социального движения решающее значение. Она дает индивидам представления о целях движения, логически обо­сновывает их действия, критикует существующие условия или структуры и намечает программу действий. Следовательно, идеоло­гия играет роль связующего звена, соединяющего людей в их «служении» общей идее, тем самым укрепляя солидар­ность. Идеология, не только связывает, между собой изолированных и разъединенных индивидов, она еще и объединяет их ради общего дела, общей цели. Тем самым подготавливая их к самопожертвованию во имя движения, к тому, чтобы отдать свою жизнь за «истинного Бога», «новую нацию» или «революцию».

Социальные движения различаются по целям, которые ставят перед участни­ками социальных движений их идеологии. Одни движения направлены на то, чтобы внести в общество изменения, бросая вызов фундаментальным социальным ценностям, другие пытаются осуществить изменения в рамках существующей системы цен­ностей. Революционные движения направлены на полную отмену су­ществующей системы ценностей.

Реформаторские, движения стремятся внести в эту систему ценностей изменения, способствующие более эффективно­му функционированию этой системы. Реформаторскими являются аболиционистские (движения за отмену какого-либо закона), эко­логические (движения за охрану окружающей среды), феминист­ские (за равноправие женщин) и др.

Движения сопротивления - это социальные движения, имею­щие целью не только добиться перемен, но и блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения. Напри­мер, движение негров южных штатов за введение гражданских прав вызвало ответ белого населения - организацию советов белых граждан и Ку-клукс-клана.

Социальные движения экспрессивного типа отличаются стрем­лением осуществить не институциональные изменения, а возрожде­ние или обновление людей изнутри (часто при этом даются обеща­ния будущего спасения). Примером такого социального движения является религиозная секта пятидесятников. Подобные движения в основном возникают в среде наиболее непривилегированного насе­ления, однако религиозные секты не стремятся добиться всесто­ронних социальных перемен; их цель состоит не в изменении мира.

Существует два подхода к изучению структуры социального движения:

1.Функциональный (предполагает анализ элементов структуры с точки зрения функций, выполняемых ими в движении). В соответствии с ним можно выделить 1)систему ценностей, норм, идей, принципов, формирующих идеологию, мировоззрение участников (гуманизм, феминизм, альтруизм); 2) стратегию и тактику борьбы, определяющие общую направленность предполагаемых общественных изменений (революция, реформа, контрреволюция); 3) средства и способы достижения поставленной цели,ресурсы и инструментарий движения: митинги, забастовки, пикетирование); 4) штаб, обеспечивающий выработку основных идейно-теоретических положений и руководством 5) периферийные организации, реализующие на местах стратегические и тактические цели движения; 6) информационно-коммуникационная система, обеспечивающая связь всех участников по вертикали (от руководства к рядовым членам и обратно) и по горизонтали (между участниками движения в пределах региона, страны, мира).

2.Организационный (анализ элементов структуры с точки зрения их роли в процессе организации движения). Данный подход позволяет выделить 1) "людей слов" - интеллектуалов, создателей идеологии движения; 2) активистов-агитаторов, преобразующих идеологические конструкции в умонастроения масс, в массовые
действия; 3) "людей действия" - практиков, занимающихся организацией движения и консолидацией его рядов; 4) убежденных сторонников - тех, для кого цели движения совпадают с их насущными жизненными интересами (афроамериканцы, участвующие в движении за свои гражданские права); 5) рядовых членов - тех, кто имеет отношение к данному движению, но не переживает эту связь как свою насущную потребность (афроамериканцы, которых в принципе удовлетворяет и существующее положение вещей); 6) сочувствующих - тех, кто не имеет никакого отношения к движению, но выражает сочувствие его целям (белые
американцы - противники дискриминации по расовой принадлежности); 7) случайных попутчиков - людей, примкнувших к движению в надежде что-либо приобрести (богатство, престиж) в случае его победы.

Типология социальных движений: I) по масштабам предполагаемых изменений: реформистские, радикальные, революционные; 2) по качеству предполагаемых изменений: прогрессивные и реакционные ("ретроактивные"); 3) по отношению к целям предполагаемых изменений: социально-политические (стремятся к изменениям в политике, экономике, сдвигам в классовых и стратификационных структурах), социокультурные (стремятся изменить убеждения, ценности, нормы, символы); мистические (религиозные) (борются за спасение своих членов и общее оживление религиозного духа), призывающие к самосовершенствованию, душевному и физическому комфорту (группы здоровья, "моржи"); 4) по "вектору" изменений: позитивные, негативные и альтернативные (парные движения: левые-правые, атеисты-фундаменталисты); 5) по стратегии действий; инструментальные (стремятся завоевать политическую власть и с ее помощью произвести предполагаемые изменения: общественно-политические движения) и экспрессивные (стремятся достичь автономии, культурного или политического равноправия для своих членов или более широких общностей: этнические феминистские, движение за права гомосексуалистов); 6) по историческому типу: старые (ориентированы на экономические интересы, объединяют людей по жесткому классовому принципу: рабочие, фермерские движения) и новые.

Вопросы для повторения: 1. Что представляют собой социальные изменения и чем они отличаются от развития? 2. Какие виды социальных изменений вы знаете? Приведите примеры таких изменений. 3.Как объясняют направление и источники социальных изменений представители прогрессивных и регрессивных, эволюционных и революционных взглядов? 4.Приведите свидетельства процесса глобализации в современном мире. 5. Охарактеризуйте основные типы социальных движений.

Библиографический список

Арон, Л. Идеи революции и революционные идеи [Текст] / Л. Арон // Вопросы экономики. 2005. № 11. С. 137-144.

Багратуни, К. Ю. К вопросу о национальной стратегии Российской Федерации в условиях глобализации (мотивационный аспект) [Текст] / К. Ю. Багратуни // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 6. С. 297-307.

Видоевич, З. Глобализация, хаотизация и конфликты в современном мире [Текст] / З. Видоевич // Социс. 2005. № 4. С. 25-32.

Костюк, В. И. Социальная эволюция на больших временных интервалах [Текст] / В. И. Костюк // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 157-166.

Козырев, Г. И . Социальные процессы и изменения / Г. И. Козырев // Социс. 2005. № 3. С. 113-118.

Левашов, В. К. Общество и глобализация [Текст] / В. К. Левашов // Социс. 2005. № 4. С. 14-24.

Нартов, В. А. Социология [Текст] : учебник для студентов вузов / В. А. Нартов, В. Ю. Вельский.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 183-205, 417-449.

Никифоров, А. А. Революция как объект теоретического осмысления: достижения и дилеммы субцисциплины [Текст] / А. А. Никифоров // Полис. 2007. № 5. С. 92-104.

Петросян, В. К. Социальная эволюция: общая теоретическая модель [Текст] / В. К. Петросян // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 5. С. 314-323.

Социология [Текст] : учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб. : Питер, 2006. С. 301-373.

Социальные трансформации в России: теория, практика, сравнительный анализ [Текст] : учебное пособие / под ред. В. А. Ядова. - М. : Флинта, 2005.- 584с.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03

В обществе, чаще всего, употребляется такой термин, как социальное развитие. Он обозначает какие-либо улучшения, несущие за собой положительные результаты. Однако также существуют и социальные изменения, обладающие в целом нейтральным эффектом. Они не содержат оценочного компонента. То есть, социальное развитие - это определенные процессы, имеющие положительный результат. Изменения же достаточно нейтральны. Они просто происходят вследствие каких-либо исторических процессов.

Социальные изменения можно подразделить на несколько уровней. Рассмотрим их все. Краткосрочные изменения протекают в сжатые временные сроки. К примеру, это может быть организационная перестройка органов власти. Долгосрочные изменения требуют на свое осуществление большой объем времени. К примеру, это может быть перестройка нравов, норм или традиций людей.

Выделяются также частичные социальные изменения. Их отличительной особенностью является то, что они затрагивают лишь отдельные сегменты действительности. К примеру, это может быть перестройка промышленностью или системы высшего образования. Также существуют изменения, касающиеся большинства

Рассматриваемые изменения затрагивают, прежде всего, различные В частности, группы и общности, определенные процессы, организации. Социальные изменения могут происходить на уровне межличностных отношений. К примеру, видоизменяются функции и структура семьи. Перестройка может происходить и на уровне различных институтов и организаций. К примеру, социальное изменение может затронуть образование и науку. Перестройка происходит и на уровне малых и больших групп. В частности, видоизменяется структура рабочего класса, появляются новые Перестройка может происходить на глобальном уровне. К примеру, сюда можно отнести экологические угрозы, миграционные процессы.

Социальные изменения можно подразделить на четыре категории. Определяются они, исходя из того, какая именно сфера подвергается перестройке. Рассмотрим все четыре категории.

Существуют структурные социальные изменения. К примеру, они могут касаться семейного института. Межличностные отношения могут изменяться в сторону моногамии или полигамии, многодетности или малодетности. Перестройка может касаться и профессиональных групп, нации, структуры власти и управления, общества в целом. Сюда можно отнести изменения, затрагивающие науку, систему образование, религию.

Перестройка может происходить и в каких-либо То есть, касающиеся взаимоотношений между различными обществами, личностями, институтами и структурами. К примеру, в области равноправия, солидарности, подчиненности, толерантности и так далее.

Функциональные изменения затрагивают функции различных организаций, систем и институтов. Так могут возникнуть новые функции, либо совершенствуются прежние. Рассмотрим простой пример. В связи с новой Конституций РФ существенно изменились функции законодательной и исполнительной власти.

Перестройка затрагивает и духовные сферы. В частности, может измениться структура мотивации коллективной и индивидуальной деятельности. Перестройка затрагивает ценности, нормы, цели, идеалы людей. К примеру, при переходе к рыночной экономике значительно изменилась мотивационная структура общества. Сигналом к деятельности служит личный денежный заработок, обогащение, восхождение по карьерной лестнице. Подобные изменения влияют на мысли, ценности, мировоззрение и нормы больших общественных групп.

От Натальи Котельниковой:

Эта статья может вас успокоить совсем не там, где нужно спокойствие. Все симптомы, которые перечислены, могут быть НАСТОЯЩЕЙ БОЛЕЗНЬЮ, ОТ КОТОРОЙ, НАПРИМЕР, ВОСПАЛЕНИЕ ЛЕГКИХ, ВЫ НА САМОМ ДЕЛЕ МОЖЕТЕ ЖЕСТОКО ПОСТРАДАТЬ. Держите нос по ветру, будьте в курсе последних новостей, но помните, что ченнелинги пишут, в основном, люди за 50, и они склонны иногда выдавать желаемое за действительное - свои реальные недомогания за симптомы перехода. Хочу сказать, что у меня подобных симптомов никогда не было. Но если вы никак не можете объяснить свое физическое состояние и врачи говорят, что у вас все нормально, тогда это может быть и симптомом перехода.

Присоединяюсь к потере памяти и дезориентации, также имена и цифры всегда были мне сложны, но сейчас это осложнилось, ведь я веду семинары... Те, кто соединяется с Учителями, с Великой Богиней и своими собственными наставниками, часто медитирует и находится в высших каналах, практически избавлен от неустровенности собственной энергетики, т.к. постоянно проходит гармонизацию и сонастройку тела и психики с высшими вибрациями. Наш процесс вознесения проходит мягко и незаметно.

Всё на свете вибрирует на наноуровне. Эти вибрации разной частоты, и, если говорить о людях, то именно по вашим индивидуальным вибрациям, по набору вибраций органов вашего тела, можно составить ваш истинный ИД (идентификационный №), который не повторится ни в одном живом существе.

Вибрирует и объективный мир – планета Земля, Космос, Солнце находятся в состоянии непрерывной вибрации.

Жизнь в нашу эпоху такова, что нам придётся пережить момент изменения вибраций нашей планеты, Солнца и всей Солнечной Системы.

При увеличении вибраций планеты и Солнца предполагается, что живые существа, входящие в эту Систему, тоже должны эволюционировать частотно. Но увы не у всех получается. Поэтому тем, кто не соответствует, становится некомфортно.

Всё во Вселенной взаимосвязано. Мы связаны с нашей планетой Земля, так же, как она связана с Солнечной системой, так же, как вся Солнечная Система связана с Галактикой, а Галактика – со Вселенной. Это всё один живой организм.

Планеты Солнечной Системы меняют свои вибрации, и это происходит сейчас. Изменение вибраций ведёт к изменениям магнитного поля. Вы можете принимать это или нет, но факты таковы: смена полюсов уже идёт.

ДНК претерпевает драматические изменения.

Внимание! Очень важная статья, связанная со вспышками на Солнце!

СОЛНЦЕ ПОМОГАЕТ НАМ ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ДНК.

Изменения не обсуждаются публично, потому что научное сообщество считает, что это может напугать население. Тем не менее, люди меняются на клеточном уровне. Большинство людей знают и чувствуют это. Многие религии говорили об изменении и знали, что это будет происходить по-разному. Это позитивная мутация, хотя физически, умственно и эмоционально вы можете испытывать страх и растерянность…»

Сегодня ДНК человека начала мутацию под воздействием Солнечной активности. Пишу это потому, что многие бывают напуганы, пытаются искать врачей, не в силах распознать в своём физическом теле процесс изменений на глубоком уровне. А лечение не работает, правительственные медицинские предложения не работают, это всё не соответствует вызовам, которые предлагает человеку Солнце.

Эти симптомы возникают и исчезают неожиданно, появляются без причин, проходят сами. Это хорошие знаки: тело посылает вам весточку о том, что оно освобождается от старой биологии и от старого мышления, не отставайте от него.

Симптомы, возникающие при мутации ДНК и изменениях тела на клеточном уровне:

- Чувство усталости или опустошенности при незначительных нагрузках.
- Желание спать дольше или чаще, чем обычно.
- Симптомы гриппа - высокая температура, пот, боли в костях и суставах и т.д., и всё это не поддается лечению антибиотиками.
- Головокружение
- Звон в ушах
- Важный симптом – боли в сердце, сердечная аритмия, которая происходит из-за корректировки сердца для новых энергий.

Сейчас время открытия 4 чакры, чакры любви и сострадания, она часто заблокирована, и её активация может сопровождаться приступами тоски, страха. 4 чакра связана с вилочковой железой. Этот орган находится в передней части легких и у большинства пребывает в зачаточном состоянии. Когда 4-я чакра начинает открываться, тимус начинает расти. На более поздней стадии это может быть даже видно при томографии. Рост вилочковой железы связан с болями в груди, удушьем, опять же могут быть симптомы бронхита - пневмонии, при которых врачи ошибочно поставят диагноз грипп или пневмония.

- Головные боли, мигрени, насморк, с чиханием, с утра до вечера, днями и месяцами.
- Диарея.
- Чувство что все тело вибрирует - особенно, когда человек находится в расслабленном состоянии.
- Интенсивные мышечные спазмы.
- Покалывание - в руках или ногах.
- Потеря мышечной силы - в руках, вызванная изменениями в системе циркуляции.
- Иногда трудности дыхания, потребность дышать глубже, ощущение нехватки кислорода
- Изменения в иммунной системе
- Изменения лимфатической системы
- Ногти и волосы растут быстрее, чем обычно.
- Приступы депрессии без реальных оснований.
- Напряжение, беспокойство и высокий уровень стресса - чувствуешь, что что-то происходит, но не знаешь что это такое.

Иногда могут возникать признаки болезней, которые вы считали исцеленными давно. это выходят корни недугов, которые сохранились на других информационных уровнях вашего тела. Болезнь может даже протекать остро, возможно, реверсно, но быстрее, чем шла, когда вы болели. Это значит, что тело избавляется от недуга на более глубоком уровне.

Наше тело весьма разумно, и часто разумнее нас самих!

А теперь что делать:

Гуляйте. Двигайтесь.

Гомеопатия.

Использование эфирных масел.

Массаж шиацу.

Растягивайтесь, тянитесь, тянитесь, тянитесь.

Тяните мускулы.

Делайте упражнения для шеи – голову вверх, вниз, вправо-влево, положите ухо на плечо, потом на другое …

Дышите, если чувствуете, что накатило – дышите глубоко, сколько можете, так медленно, как можете. И запомните этот совет для ситуации, когда придёт день Х (а он придёт!) на автомате: если что – глубоко дышите. Чувствуете психическую или физическую кроличью нору – дышите, запомните . У кого есть время – изучайте пранаямы.

А вот некоторые психофизические симптомы и попытка объяснить, как к этому относиться.

1. Чувство, как будто вы находитесь в скороварке интенсивной энергии, стресс.
Помните, чтобы приспособиться к более высокой вибрации, вы должны в конечном итоге измениться. Старые модели поведения и убеждения вылезают на поверхность в конфликтной форме.

2. Чувство дезориентации, потеря чувства места. Вы не в 3D больше (you’re in the army now).

3. Необычные боли в разных частях тела. Это освобождающиеся заблокированные раньше энергии вибрируют в 3D, пока вы вибрируете в более высоком измерении.

4. Пробуждение ночью между 2 и 4 часами. Многое происходит с вами во сне. Поэтому вам иногда даже может быть необходим перерыв во время этих интенсивных процессов, и вы просыпаетесь.

5. Забывчивость. Вы замечаете за собой, как у вас выпадают из памяти какие-то детали. дело в том, что время от времени вы находитесь в пограничной зоне, в более чем одном измерении, болтаетесь туда-сюда, и память физическая может в эти моменты просто быть блокирована.

Кроме того. Прошлое – это часть старого, а старое навсегда ушло.

6. Потеря идентичности. Вы пытаетесь получить доступ к себе прошлому, но это уже невозможно. Вы иногда можете поймать себя на ощущении, что вы не знаете, кто это, глядя на себя в зеркало.

7. Опыт “вне тела”. Вы можете чувствовать, как будто кто-то говорит, но это не вы. Это естественный защитный механизм выживания. Когда вы находитесь в состоянии стресса, организм испытывает большой прессинг, и вы в моменте как будто покидаете тело. Значит, вы не должны испытывать то, через что проходит ваше тело сейчас. Это длится мгновения и проходит.

8. Повышенная чувствительность к окружающей обстановке. Толпы, шум, еда, ящик, голоса – всё это вы едва можете выносить.

Вы легко впадаете в состояние подавленности и наоборот с легкостью становитесь взвинчены и гипервозбуждены.

Ваша психика настраивается.

9. Вам не хочется ничего делать. Это не лень и не депрессия, это ‘перезагрузка’. Ваше тело знает, что ему нужно.

10. Нетерпимость к нижним колебательным явлениям 3D, разговорам, отношениям, общественным структурам и т.д. Они буквально заставляют Вас чувствовать себя больным. Вы растёте, и больше не совпадаете со многим и со многими из того, что вас окружало.Оно само отпадёт, не волнуйтесь.

11. Внезапное исчезновение друзей, изменение привычек, работы и места жительства. Вы развиваетесь, и эти люди больше не соответствуют вашим вибрациям. Новое скоро придет и будет намного лучше.

12. Дни или периоды сильной усталости. Ваше тело теряет плотность и проходит интенсивную перестройку.

13. Если вы чувствуете атаки низкого уровня сахара в крови, ешьте чаще. Наоборот, вы можете вовсе не хотеть есть.

14. Эмоциональная дестабилизация, слёзы. все эмоции, которые вы переживали раньше и копили в себе, выходят.

15. Ощущение, что едет крыша. Ничего страшного. Вы открываете внетелесный опыт и экспириенс других частот – то есть реальностей. Многое стало доступнее вам сейчас. Вы просто не привыкли к этому. Ваши внутренние знания и интуиция крепнут и барьеры исчезают.

16. Беспокойство и паника. Ваше эго теряет большую часть себя и боится. Ваша физиологическая система испытывает перегрузки. Что-то происходит с вами, чего вы не можете понять.

17. Вы также теряете модели поведения низких вибраций, которые вы для себя разработали для выживания в 3D.

Это может заставить вас чувствовать себя уязвимым и беспомощным. Эти образцы и модели поведения скоро совсем не будут вам нужны. Просто подождите.

18. Депрессии. Внешний мир не соответствует вашим потребностям и эмоциям.

Вы выпускаете темные энергии, которые были внутри вас. Идите в эту сторону.

19. Сны. Многие отдают себе отчёт, что они переживают необычно интенсивные сны.

20. Неожиданный пот и скачки температуры. Ваше тело меняет систему “отопления”, сжигает остатки прошлого.

21. Ваши планы внезапно меняются в середине пути и вы начинаете идти в совершенно ином направлении. Ваша душа пытается сбалансировать вашу энергию. Ваша душа знает больше, чем вы, доверяйте ей.

В вашем СОЗНАНИИ находятся подавленные, неудовлетворённые потребности в ДОБРОТЕ, СОВЕРШЕНСТВЕ, ЦЕЛОСТНОСТИ, ЗАКОНЕ, СПРАВЕДЛИВОСТИ И ПОРЯДКЕ. Возможно, из-за этого у вас возникли или могут возникнуть такие ПАТОЛОГИИ как АНТИПАТИЯ, НЕДОВЕРИЕ, РАСЧЁТ ТОЛЬКО НА СЕБЯ И ДЛЯ СЕБЯ, ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ, ГНЕВ, ЦИНИЗМ, ТОТАЛЬНЫЙ ЭГОИЗМ.