Страны по ресурсообеспеченности. Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира

Географическая оболочка Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Однако запасы разных их видов далеко не одинаковы, распределены они неравномерно. В результате отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность. Под ресурсообеспеченностью обычно понимают соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения. Например, по расчетам ученых, мировые общегеологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн. т. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить более, чем на 1000 лет. Однако, если учитывать запасы, доступные для извлечения, а также постоянный рост потребления, обеспеченность сократится в несколько раз. Другим примером, иллюстрирующим различия в ресурсообеспеченности, может служить характеристика душевой обеспеченности землями в разных странах мира. Так, при среднемировом его показателе 0,25 га на душу населения, он колеблется от 0,04 га в Японии до 3,00 га в Австралии.

В общем случае, существуют заметные различия в уровне и характере обеспеченности природными ресурсами различных стран. Так, Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа. Андские страны богаты медными и полиметаллическими рудами. Государства, располагающие большими массивами тропических лесов, обладают ресурсами ценной древесины. В мире есть несколько государств, имеющих практически все известные виды природных ресурсов. Это Россия, США и КНР. Высокообеспеченными, с точки зрения природных ресурсов, являются Индия, Бразилия, Австралия и некоторые другие страны. Многие государства обладают крупными запасами мирового значения одного или нескольких ресурсов. Так, Габон выделяется запасами марганца, Кувейт -- нефти, Maрокко -- фосфоритов. Большое значение для каждой страны имеет комплексность имеющихся природных ресурсов. Например, для организации черной металлургии в отдельно взятой стране желательно располагать ресурсами не только железной руды, но и марганца, хромитов и коксующегося угля.

Большинство стран располагают некоторым набором природных ресурсов. Однако, встречаются государства с очень скудными их объемами. Но это не всегда обрекает эту страну на нищенское существование, и наоборот, обладая большим их числом и количеством, можно нерационально ими воспользоваться. Например. Япония, являясь высокоразвитой страной, имеет ограниченное количество минеральных ресурсов. В противоположность Японии можно привести примеры многих государств, обладающих богатейшими ресурсами, но не достигших больших успехов в социально-экономическом развитии.

Ресурсообеспеченность отдельных стран мира основными видами минерального сырья показана в таблице 1.

Таблица 1 - Ресурсообеспеченность некоторых стран мира основными видами минерального сырья.

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Добыча

(млрд. тонн)

Ресурсообеспеченность

(в годах)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Германия

Саудовская Аравия

Бразилия

Австралия

Ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисляется по формуле:

Р = З/Д, где

Р - ресурсообеспеченность (в годах),

З - запасы,

Д - добыча;

По данным таблицы 1 можно сделать выводы о том, что большинство стран в достаточной степени обеспечены минеральными ресурсами. Однако многим странам разведанных и добывающихся запасов нефти может хватить ненадолго. Самыми большими запасами нефти обладают Россия, Китай и Саудовская Аравия. Необходимо отметить, что добыча нефти ведется во всех странах, кроме ЮАР.

Все указанные страны обладают большими запасами угля и железных руд, добыча угля не ведется только в Саудовской Аравии, где в силу природных причин их месторождения отсутствуют.

Сущность и классификации природных ресурсов

Лекция 3. Природно-ресурсный потенциал мировой экономики

РЕСУРСЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Эффективное функционирование экономики на любом уровне (экономика отдельного предприятия, отрасли, отдельной страны, региона и мира в целом) зависит от комплексного и ра­ционального использования всех видов ресурсов - природных, материально-технических, трудовых, интеллектуально- информационных и финансовых, - участвующих в процессе вос­производства.

Особенности современного периода развития мирового хозяйства, характеризующегося усилением интернационализа­ции хозяйственных связей, необходимостью решения ряда гло­бальных проблем, центральное место среди которых занимает проблема экологии, требуют разработки новых подходов к во­просам о месте и роли всех видов ресурсов, о механизме их ис­пользования в мировой экономике.

Использование ресурсов на современном этапе должно быть подчинено решению проблемы обеспечения устойчивого развития мировой экономики. При этом отметим, что устойчи­вое развитие предполагает удовлетворение оптимальных по­требностей всех членов мирового сообщества при обязательном условии сохранения среды обитания для нынешнего и будущих поколений.

Таким образом, усиление экологического аспекта хозяй­ственной деятельности предъявляет повышенные требования к использованию всех видов ресурсов. Это затрагивает отдель­ные виды природных ресурсов, относимых к разряду невозоб- новляемых. Экологический аспект так же находится в тесной связи с ростом численности населения, поскольку в процессе жизнедеятельности усиливается антропогенное давление на ок­ружающую среду. Отдельные отрасли экономики наносят суще­ственный ущерб экологии, что требует структурной перестройки как на региональном, так и на глобальном уровнях.

Природные ресурсы являются (и так было всегда) необ­ходимым условием жизни людей и фактором развития любой экономики, в том числе и мирового хозяйства. При этом следует различать понятия "природные условия" и "природные ресурсы".

Природные условия - это все разнообразие природной среды на планете, тесно связанное с историей человечества, его размещением и хозяйственной деятельностью. Это более широ­кое понятие.

Под природными ресурсами понимают тела и силы при­роды, которые используются или могут быть использованы людьми как в процессе материального производства, так и в личном потреблении. Эта категория в первую очередь указывает на непосредственную связь природы с хозяйственной деятельно­стью человека. В последние годы наметилась тенденция к тому, что все большая часть элементов природы переходит в разряд ресурсов, например, солнечная энергия. В иностранной литера­туре деление на природные условия и ресурсы отсутствует.


Существуют различные классификации природных ре­сурсов, предпочтение которым отдается в зависимости от целей исследований. В практической деятельности наиболее широко применяется природная классификация (по признаку принад­лежности природных ресурсов к элементам природы). На ее ос­нове выделяются следующие группы:

1. Минеральные ресурсы (полезные ископаемые):

· топливно-энергетические (нефть, природный газ, уголь, торф, горючие сланцы);

· металлорудные (руды черных, цветных, редких и бла­городных металлов);

Неметаллические, или нерудные (апатиты, фосфориты, различные соли, слюда, графит, строительное сырье и др.).

· Земельные ресурсы.

· Водные ресурсы.

· Биологические: растительные и животные.

· Климатические и космические.

· Ресурсы Мирового океана.

· Рекреационные ресурсы.

В экологическом (или природоохранном) аспекте при­родные ресурсы Земли подразделяются на неисчерпаемые и ис- черпаемые , а последние, в свою очередь, - на возобновляемые и невозобновляемые.

Но надо отметить, что в последнее время граница между данными группами природных ресурсов становится все более условной. Так, например, неисчерпаемыми природными ресур­сами традиционно считались атмосферный воздух, вода, ряд видов энергии природных процессов - солнечная, ветровая, океаническая и геотермальная. Но в современных условиях не­гативное антропогенное воздействие на состояние атмосферы и гидросферы столь велико, что изменяет их химический со­став и физическое состояние. Поэтому отнесение атмосферно­го воздуха и воды к неисчерпаемым ресурсам уже не является безоговорочным.

То же самое касается и деления природных ресурсов на возобновляемые и невозобновляемые. При определенных ус­ловиях некоторые виды возобновляемых природных ресурсов (отдельные виды животных и растений, почвенное плодородие и др.) могут исчезать или терять способность к самовозобнов­лению.

К невозобновляемым природным ресурсам сегодня при­нято относить такие ресурсы, масштабы использования которых человеком несопоставимо велики, по сравнению с их естествен­ным воспроизводством.

Природные ресурсы также подразделяются на заменимые и незаменимые. Заменимые - это ресурсы, которые можно за­менить другими видами ресурсов. Например, традиционные то­пливно-энергетические ресурсы можно заменить альтернатив­ными источниками энергии, шире использовать атомную энергию.

К незаменимым относятся атмосферный воздух, вода, виды живых организмов.

Для хозяйственной деятельности большое значение имеет показатель ресурсообеспеченности , который представляет со­бой соотношение между величиной разведанных природных ре­сурсов и размерами их использования (другими словами - вели­чиной потребности в них). Ресурсообеспеченность выражается или количеством лет, на которое должно хватить данного ресур­са при сложившемся уровне потребления, или его запасами в расчете на душу населения.

Как видим, величина этого показателя зависит от двух со­ставляющих - запасов природных ресурсов и объемов их добы­чи, - которые изменяются в процессе развития науки и техники. Например, размеры запасов зависят от новых способов разведки и разработки ранее недоступных месторождений. Объемы добы­чи также могут изменяться как в сторону увеличения (при ис­пользовании более современных способов добычи), так и в сто­рону уменьшения (при сокращении потребностей в природном сырье, которое может быть вызвано различными причинами).

Информация о геологических и разведанных запасах не­которых видов минеральных ресурсов и объемы их добычи в се­редине 90-х гг. отражена в таблице 1.

Так, в соответствии с наиболее оптимистическими оцен­ками, все виды топлива на Земле будут сожжены в течение 800 лет. По пессимистическим прогнозам, при росте производства энергии современными темпами все виды используемого в на­стоящее время топлива будут израсходованы уже в начале ХХП века.

Класс: 10

Презентация к уроку












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Изучение природных ресурсов и оценка ресурсообеспеченности стран минеральными ресурсами.

Ключевой вопрос. С чем связана неравномерность ресурсообеспеченности отдельных стран?

Задачи:

Образовательные:

  • дать понятие “ресурсообеспеченности”;
  • сформировать представление оклассификации природных ресурсов.
  • формировать умение определять степень ресурсообеспеченности стран, используя статистические данные с помощью программы Exsel/

Развивающие:

  • продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и делать выводы
  • развивать навыки принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки;

Воспитательные:

  • воспитывать чувство бережного отношения к природе;
  • способствовать проявлению интереса к совместной деятельности
  • вызвать заинтересованность к коллективной работе (работе в парах);

Оборудование: компьютеры по числу групп, мультимедийный проектор, учебник, презентация

Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ, практикум

Формы работы на уроке:

  • групповые (в парах)
  • фронтальные

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Проверка присутствующих на уроке.

2. Проверка готовности к уроку.

1 СЛАЙД (Название темы урока)

ВВЕДЕНИЕ В УРОК (10 мин)

Сегодня на уроке перед нами стоит задача познакомиться с классификацией природных ресурсов и сформулировать определение “ресурсообеспеченность”, научиться определять ресурсообеспеченность стран ресурсами, используя таблицы Программы MicrosoftPowerPoint и Exsel. Нам предстоит выполнить практическую работу по вычислению ресурсообеспеченности стран нефтью, углем и железной рудой

2 СЛАЙД (План урока)

Природно-ресурсный потенциал территории (ПРП) – это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса. ПРП характеризуется размерами и структурой, которая включает минерально-сырьевой, земельный, водный и другие частные потенциалы.

Таким образом, когда мы говорим о природно-ресурсном потенциале территории, мы имеем в виду те природные ресурсы, которыми обладает данная территория. При оценке ПРП принято начинать с тех ресурсов, запасы которых особенно велики и имеют большое значение для экономики страны, региона или мира. Обычно сначала характеризуют минеральные ресурсы, затем – прочие виды: земельные, водные, лесные и т.д. Но что такое природные ресурсы?

3 СЛАЙД (Природные ресурсы)

Природные ресурсы – это компоненты природы, используемые человеком в процессе его хозяйственной деятельности.

Мини-исследование. Природные условия и природные ресурсы

Подумайте, в чем заключается различие понятий “природные условия” и “природные ресурсы”. Возможен ли переход из одной категории в другую?

Существует несколько подходов к классификации природных ресурсов. Ресурсы можно классифицировать по принципу их исчерпаемости, генезису, а также по способу хозяйственного использовании

4 СЛАЙД (Классификация ресурсов)

На основе генезиса, т.е. происхождения природных ресурсов выделяют минеральные, земельные, водные, биологические, космические, климатические и рекреационные ресурсы. В отдельную группу обычно выносят ресурсы Мирового океана, которые, в свою очередь, так же могут подразделяться на несколько групп. Эта классификация отображена на схеме

По способу хозяйственного использования ресурсы можно разделить на производственные и непроизводственные. Производственные ресурсы делятся на промышленные и сельскохозяйственные. К промышленным относят топливно-энергетические ресурсы, все виды промышленного сырья, а также водные, биологические и земельные ресурсы. Сельскохозяйственные ресурсы – это почвенные и агроклиматические. Ресурсы непроизводственной сферы – это рекреационные ресурсы, к которым относятся источники минеральных вод, благоприятные климатические условия, историко-культурные объекты и т.д. и т.п.

Более подробно остановимся на классификации по исчерпаемости

5 СЛАЙД(по исчерпаемости)

Рассмотрим Биологические ресурсы как исчерпаемыевозобновимые ресурсы.

6,7 СЛАЙД (Биологические ресурсы)

Лесистость – отношение лесопокрытой площади к общей площади. Процесс обезлесения, вырубка лесов,деградация лесных массивов, прежде всего тропических лесов,истончение озонового слоя, запылённость.Гибель лесов от пожара

Минеральные ресурсы по классификации относятся к исчерпаемым и невозобновымым, поэтому эти ресурсы рассматриваются на сколько лет их хватит.

8 СЛАЙД (минеральные ресурсы)

Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Ресурсообеспеченность выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения формула

9 СЛАЙД (как вычислить ресурсообеспеченность)

Возьмите таблицу №1 и внимание на экран

10 СЛАЙД (Статистические данные по минеральным ресурсам)

В ней показано запасы, уровень добычи,можем ли мы судить сейчас о том,влияют ли данные богатство или показатели на бедность территории тем или иным видом ресурса.? Но таблице нетрудно подсчитать на сколько лет хватит данных запасов для каждой страны. При современном уровне добычи планета обеспечена данным видом ресурсов на срок примерно 50 лет. Но объемы добычи могут меняться, равно как и оценка разведанных запасов. Например, в начале 1980-х гг. разведенные запасы угля были оценены в 1,2 трлн т., а уже в конце 1990-х. выросли до 1,75 трлн т.

Расчет на душу населения обычно делают для земельных, водных и лесных ресурсов. Итак, мы познакомились с природными ресурсами и показателем “ресурсообеспеченность” и приступаем к практической работе.

Переходим к планированию работы.

ПЛАНИРОВАНИЕ (15 мин)

1. Выполняем в тетради схему классификации природных ресурсов по исчерпаемости.

2. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицы, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле: на листочках с таблицей №1

Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;

  • выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
  • сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

После показа чернового варианта и проверке путем сравнения на слайде, можем приступать к работе на компьютере

ВЫПОЛНЕНИЕ (25 мин)

Задание 1. Создайте слайд со схемой природных ресурсов по исчерпаемости, посмотрев на пример в презентации учителя.

Подумайте над следующими вопросами после таблицы и обсудите их с партнером

Задание 2. Создайте слайд с диаграммой по ресурсообеспеченности стран нефтью, углем и железной рудой, предварительно рассчитав ресурсообеспеченность стран данными пр. ресурсами.

ВЫПОЛНЕНИЕ

  1. Запустите MicrosoftPowerPoint
  2. Создайте слайд “Пустой”
  3. Выбрать фигуру “Скругленный прямоугольник”
  4. Расположите его по центру сверху
  5. Копируйте прямоугольники столько раз сколько видов по исчерпаемости ресурсов
  6. Выбрать “надпись” и вписать название видов ресурсов в фигуры
  7. Создайте слайд “заголовок и объект”
  8. В центре слайда выберите добавление диаграммы, четвертую слева 1 ряда
  9. В таблице, что появилась справа от слайда с диаграммой запишите заголовки столбцов (в них записываете название ресурса)
  10. Запишите заголовки строк первого столбца (названия стран)
  11. Заполните ячейки полученных данных по ресурсообеспеченности.
  12. Закройте таблицу
  13. Сохраните презентацию в папке со своими именами на рабочий стол

Во время выполнения практической работы каждая группа создает 1-2 слайда

ПРОВЕРКА (5мин)

  1. Откройте презентацию и убедитесь, что в ней присутствуют все требуемые элементы
  2. Слайд со схемой природных ресурсов по исчерпаемости
  3. Слайд с диаграммой ресурсообеспеченности стран

ОБСУЖДЕНИЕ (10 мин)

  1. Приготовьтесь обсудить следующие вопросы:
  2. Что такое природные ресурсы, какие виды природных ресурсов вы знаете?
  3. Какие квалификации природных ресурсов вы знаете?
  4. Что такое ресурсообеспеченность. как ее вычислить?
  5. Помогла ли вам работа над диаграммой выявить ресурсообеспеченность стран?
  6. Что вам больше всего понравилось при работе на уроке? И почему?
  7. Как вы считаете справились ли вы сегодня с поставленными перед вами задачами?
  8. С какими трудностями вы столкнулись и почему?

Кто на первом месте по запасам? (США)

По добыче? (Китай)

Кому из стран на большее количество лет хватит? Почему? (У нее мало запасов, но и добыча небольшая)

  1. Если страна невелика по размерам, то означает ли это, что она слабо обеспечена природными ресурсами? Можно ли говорить о прямой зависимости между размерами территории страны и ресурсообеспеченностью?
  2. Какой расчет ресурсообеспеченности больше подходит к минеральным ресурсам и почему?
  3. Что такое ресурсообеспеченность и как ее вычислить?
  4. Общий вывод о размещении минеральных ресурсов и ресурсообеспеченности стран.

Вывод о роли ресурсообеспеченности в уровне экономического развития страны.

СИНКВЕЙН

  • Первая строка – тема урока, выраженная одним словом, обычно существительным.
  • Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными.
  • Третья строка – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.
  • Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
  • Пятая строка – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философской обобщение, повторяющее суть темы.

В ДНЕВНИК (2мин)

Оценки за урок и организационный конец урока.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Особенности урока по инновационной технологии международной программы Intel/

Девяносто процентов вашего времени на уроке должно быть посвящено фасилитации и только десять процентов – прямому обучению и инструктированию. В этом модуле вы познакомитесь с навыками фасилитатора, необходимыми для ведения этого курса.

Фасилитация(от англ. facilitate – помогать, облегчать) - способ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать какие-либо навыки.

Фасилитатором сейчас называют тренера (или любого другого “обучателя”), основная выполняемая задача которого, состоит в стимулировании и направлении процесса поиска информации. При традиционном же образовании учитель сам выдает ученику всю необходимую информацию. Самостоятельный поиск информации гораздо сильнее мотивирует ученика и обеспечивает гораздо более эффективное усвоение найденной информации и приобретенных навыков.

Фасилитация обучения включает множество навыков, таких, как умение слушать и говорить, задавать вопросы, наблюдать и контролировать процесс, поощрять, вдохновлять и вмешиваться в происходящее. Учитель должен овладеть всеми этими навыками. Ученикам они тоже пригодятся, поскольку им придется работать с другими ребятами.

Структура урока

В каждом уроке есть общие этапы, скажем, все они начинаются введением и заканчиваются заполнением дневника. А вот то, что происходит между ними, зависит от темы урока. Далее следует подробное описание типичного учебного занятия продолжительностью 150 минут. Указывается примерная продолжительность каждого этапа учебного занятия.

Введение (10 минут) Введение в урок (5 минут)

Обсуждение вопросов рефлексии прошлого занятия и домашнего задания по записям в дневнике

Знакомство с заданием (5 минут)

На этом этапе учитель дает учащимся прочитать вступительную главу к занятию, где, как правило, содержатся основные понятие и термины, связанные с заданием, над которым предстоит работать в течение урока. Учитель может прокомментировать наиболее важные моменты или сам сделать введение в урок. Однако, лучше ограничиться короткой обратной связью, чтобы проверить понимание прочитанного.

Планирование (30 минут)

Ученики обсуждают вопросы раздела “Планирование” и записывают ответы

Полезно вернуться к вступительной статье к заданию, чтобы уточнить, что требуется сделать и внимательно рассмотреть иллюстрацию. При этом ученики не должны копировать примеры в учебнике.

Учителю следует напомнить, где в справочном руководстве (Путеводителе) можно найти ответы на возникающие вопросы.

Прежде чем приступить к работе на компьютере ученики должны показать преподавателю эскиз, набросок на бумаге того, что они собираются выполнить.

Выполнение (75 минут)

Ученики работают над заданием, точно следуя шагам инструкции.

Учитель следит, чтобы ученики рационально использовали время, не задерживаясь слишком долго на украшательстве работы (выбор шрифтов, заливки и т.д.), оставив для этого время в конце занятия. Учитель не должен давать ответы на вопросы, связанные с технологией создания работы, он может лишь проверить, правильно ли ученик пользовался справочным руководством.

Проверка (5 минут)

Ученики сверяют выполненную работу с обязательными требованиями, перечисленными в разделе “Проверка”. В случае необходимости они могут внести все нужные дополнения или изменения.

Учитель должен заранее предупредить о том, что время предусмотренное на выполнение задания, заканчивается

Обсуждение (15 минут)

Ученики под руководством учителя обсуждают вопросы раздела “Обсуждение”. Учитель может предложить и свои вопросы, основываясь на своих наблюдениях за работой учеников или на ключевых моментах содержания или технологии выполнения задания.

Можно разрешить ученикам посмотреть работы друг друга. Как правило, один ученик остается у компьютера, а другой проходит по классу. Затем они меняются местами.

Дневник (15 минут)

Ученики обмениваются впечатлениями о прошедшем занятии, о том, какие трудности пришлось преодолеть, что показалось самым интересным и полезным.

Второй вопрос посвящен следующему занятию. Как правило, здесь же дается домашнее задание.

Все свои мысли ученики записывают в дневник. Это может быть блог, специальный файл в текстовом редакторе или электронный учебник.

Название работы

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира

Составление комплексных географических характеристик стран разных типов и крупных регионов мира, определение их географической специфики.

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций

Практическая работа №1.

Составление систематизирующей таблицы

«Государственный строй стран мира».

Цели работы:

    Закрепить знания о государственном строе стран мира: формах правления и административно-территориального устройства.

    Учиться составлять систематизирующие таблицы.

Последовательность выполнения работы:

Вариант 1 .

1. На основании материала учебника и данных атласа заполни следующую таблицу.

2. В каждую графу впишите названия нескольких стран в качестве примеров

3. Сделайте вывод о различии стран мира по формам правления и административно-территориального устройства.

Вариант 2 .

1.Используя учебник Максаковского В.П. и дополнительную литературу, заполните таблицу, приведя по несколько примеров стран с различным государственным устройством.

2.Сделайте вывод о различии стран мира по формам правления и административно-территориального устройства.

Форма правления

Унитарные государства

Федеративные государство

Президентская республика

Парламентская республика

Конституционная монархия

Абсолютная монархия

Вариант 3. Составление таблицы ”Государственный строй отдельных стран мира по регионам мира” .

Государственный строй

Зарубежная Европа

Зарубежная Азия

Африка

Америка

Австралия и Океания

Зависимые страны и колонии

Унитарные государства

Республика

Конституционная монархия

Абсолютная монархия

Абсолютная теократическая монархия

Государства Британского Содружества

Федеративные государства

Республика

Конституционная монархия

Абсолютная монархия

Абсолютная теократическая монархия

Государства Британского Содружества

1.Используя учебни. и дополнительную литературу, заполните таблицу, приведя по несколько примеров стран с различным государственным устройством; в строке ”Зависимые страны и колонии” после названия стран укажите в скобках сокращённые названия метрополий (Великобритания – брит., Дания – дат., Франция – фр., Нидерланды – нид. и Соединённые Штаты Америки – США).

2. Сделайте вывод о размещении стран с различным государственным строем по регионам м

Практическая работа № 6.

Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.

Цель работы: 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

2.Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран мира.

Вариант 1 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах .

Ресурсообеспеченность отдльных стран некоторыми видами минерального сырья.

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Добыча

(млн. тонн)

Ресурсообеспеченность

(в годах)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

Германия

Саудовская Аравия

Бразилия

Австралия

    Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Д, где Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;

    Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;

Вариант 2 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения .

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Население

(млн. человек)

Ресурсообеспеченность

(тонн на душу населения)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

Германия

Саудовская Аравия

Бразилия

Австралия

    Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитайте ресурсообеспеченность на душу населения стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле: Р = З/Н, где

Р – ресурсообеспеченность в годах,

З – запасы,

Н – численность населения страны.

    Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.

    Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Вариант 3 . Сравнительная оценка обеспеченности различными видами ресурсов отдельных стран мира .

    используя карты атласа (стр. 4 - 9) и текст учебника Максаковского В.П. (стр. 26 - 37), заполните таблицу, отмечая знаком l - полную обеспеченность, w - частичную обеспеченность и знаком О - отсутствие или острую нехватку данного ресурса.


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

1) Понятие ресурсообеспченности страны
2) Анализ ресурсообеспеченности стран топливными ресурсами и железной рудой
3) Геополитические интересы стран в борьбе за природные ресурсы

ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях актуальность вопрос ресурсообеспечения является очевидным фактом. К сожалению, современный этап развития общества характеризуется нерациональным использованием природных ресурсов. Решение проблем углубления экономического и экологического кризиса, исчерпанности доступных запасов ресурсов требует поиска путей снижения объемов ресурсов, поступающих в экономической системе и более эффективного их использования.
На современном этапе наиболее действенным и эффективным направлением решения проблем ресурсообеспечения и охраны окружающей среды является ресурсосбережение. Поэтому для каждого государства важно сохранить, рациональное, экономное использование и воспроизводство природных ресурсов, разрешение противоречия между развитием потребностей общества и возможностями природы.
Большое внимание уделялось исследованию вопросов ресурсного обеспечения многими учеными, среди которых отметим: В.Г. Андрейчук, П.С. Березовский, В.П. Галушко, О.Ю. Ермаков, М.И. Кисиль, Б.И. Пасхавер, В.М. Трегобчук и многие другие. Особое значение изучение вопросов ресурсного обеспечения приобретает в период нестабильных условий функционирования и учета условий хозяйствования.
Цель реферата – изучить понятие ресурсообеспеченности и проанализировать обеспеченность стран мира ресурсами.

1) Понятие ресурсообеспеченности страны
Ведущей сырьевой проблемой современного мира на глобальном уровне выступает ресурсообеспеченность мирового хозяйства в целом. На региональном уровне наиболее острыми проблемами стали неравномерность территориального распространения отдельных видов ресурсов и неодинакова ресурсоемкость национальных экономик.
Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной ресурса и размерами его использования. Для исчерпывающих ресурсов показатель ресурсозабезпечености измеряется в годах, при этом предусматривается сохранение современного уровня добычи. Для восстановительных ресурсов - показатель рассчитывается на душу населения.
Это самый простой вариант оценки, но нельзя считать такой подход абсолютно рациональным. Ведь меняются объемы добычи вследствие изменений в технологиях и объемах используемых ресурсов, изменяются и объемы самих запасов вследствие открытия новых месторождений и перевода старых месторождений из одной категории в другую. Например, канадские битуминозные сланцы не рассматривались в категории промышленных запасов углеводородного сырья из-за высокой себестоимости добычи до того, пока цена на нефть не выросла настолько, что их разработка стала экономически целесообразной. То есть предлагаемая абсолютная оценка ресурсообеспечния является краткосрочной.
Конечно, на показатели ресурсообеспечния в первую очередь влияют богатство или бедность территории природными ресурсами. Но поскольку ресурсообеспеченность зависит также и от масштабов изъятия природных ресурсов, то это понятие становится не столько естественным, сколько социально-экономическим.
Глобальный уровень ресурсообеспечнности очень важен, но географы свое научное кредо часто передают крылатыми фразами: «Глобальное в региональном!» Или «Мыслить глобально, действовать локально!". Региональный уровень очень важен в географической науке. Например, Юго-Западная Азия очень богата нефтью, но почти совсем не обладает гидроэнергетическими, а тем более лесными ресурсами. А вот Южная Америка, наоборот, очень богата гидроэнергетическими и лесными ресурсами.
Конечно, разница в ресурсообеспечнности между отдельными странами еще заметнее. Так, Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа. Андские страны богаты медными и полиметаллическими рудами. Государства, располагающие большими массивами тропических лесов, обладают ресурсами ценной древесины. В мире есть несколько государств, имеющих практически все известные виды природных ресурсов - это Россия, США и КНР. Высокообеспеченными, с точки зрения природных ресурсов, являются Индия, Бразилия, Австралия и некоторые другие страны. Многие государства обладают крупными запасами мирового значения одного или нескольких ресурсов. Так, Габон выделяется запасами марганца, Кувейт - нефти, Maрокко - фосфоритов.
Легко убедиться, что наибольшими природными ресурсами обладают страны-гиганты с огромными территориями. А небольшие страны, если и выделяются богатством какого-нибудь вида природных ресурсов (например, страны Персидского залива богатые нефтью), то вовсе не их разнообразием. Вот почему по ресурсообеспеченности с определенной долей условности страны можно разделить на три группы:
1. Ресурсонадлишкови страны (Россия, Канада, Австралия).
2. Ресурсозабезпечени страны (США, Китай, Бразилия), которые также обладают значительными природными ресурсами, но все же вынуждены импортировать некоторые из них.
3. Ресурсонедостатни страны. Таких подавляющее большинство (Япония, Италия, Южная Корея, Тайвань). Как правило, они сильно отстают от стран первых двух групп как по величине, так и набором природных ресурсов, поэтому удовлетворяют свои потребности за счет мирового рынка.
Таким образом, неравномерность размещения природных богатств на планете, с одной стороны, способствует развитию международных экономических связей , международного разделения труда . Но с другой стороны - порождает определенные экономические трудности у стран , бедных природными ресурсами.

2) Анализ ресурсообеспеченности стран топливными ресурсами и железной рудой
В современном мире возникает достаточно много проблем связанных с добычей сырьевых ресурсов - как экономические, так и технические.
Доказанные запасы нефти в мире оцениваются в 140 млрд. тонн, а ежегодная добыча составляет около 3,5 млрд. тонн. Однако вряд ли стоит предрекать наступление через 40 лет глобального кризиса в связи с исчерпанием нефти в недрах Земли, ведь экономическая статистика оперирует цифрами доказанных запасов, то есть запасов, которые полностью разведаны, описаны и исчислены. А это далеко не все запасы планеты. Даже в пределах многих разведанных месторождений сохраняются неучтённые или не вполне учтённые нефтеносные секторы, а сколько месторождений ещё ждёт своих открывателей.
Таблица 1
Обеспеченность стран мира нефтью

    страна Запасы нефти (млрд т) Добыча нефти (млн т)
    Саудовская Аравия 43,1 450 96
    Ирак 16,7 55 304
    ОАЭ 16,2 120 135
    Кувейт 15,7 105 149
    Иран 14,9 185 80
    Венесуэла 10,3 175 59
    Мексика 8,5 170 50
    Россия 6,7 300 22
    Китай 4,0 160 25
    США 3,8 380 10

Как мы можем увидеть из таблицы, Саудовская Аравия является абсолютным лидером по запасам и добыче нефти. И хотя в других странах (Ирак, Кувейт, ОАЭ) запасов нефти хватит на больший срок, это выражено в основном недостаточно высоким уровнем её добычи в этих странах. Опасение вызывает несоответствие высоких темпов добычи с относительно небольшими запасами в таких странах, как США и Китай.
Таким образом, более обеспечены нефтью развивающиеся страны, но при таких высоких темпах добычи ресурс быстро иссякнет. Самые значительные запасы у Саудовской Аравии, а самый высокий показатель ресурсообеспеченности у Ирака. Стоит отметить, что странами – лидерами в основном являются страны Персидского залива, являющиеся ведущими членами ОПЕК. Можно передоложить, что с истощением нефти, цены на нефть будут зависеть от данной группы стран.
Уголь – самый распространенный в мире вид ископаемого топлива. Он обладает высоким значением чистого выхода полезной энергии и относительно дешёвый. Единой системы учёта запасов угля и его классификации не существует. Оценки запасов пересматриваются как отдельными специалистами, так и специализированными организациями.

Таблица 2
Обеспеченность стран мира углем

    страна Запасы угля (млрд т) Добыча (млн т) Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)
    США 445 1020 436
    Китай 296 1240 239
    Россия 202 250 808
    ЮАР 116 220 527
    Австралия 116 280 414
    ФРГ 106 250 424
    Индия 78 330 236
    Украина 47 75 626
    Великобритания 45 50 900
    Казахстан 31 70 485

Что касается добычи каменного угля (таблица 2), то она ведется очень неравномерно: несравненный лидер – США (40%), затем идет Китай (20%). Это неотъемлемая составляющая сталелитейной промышленности, а, следовательно, в этой отрасли данные страны и имеют наибольшие тенденции к удержанию лидерства. Россия занимает по уровню добычи каменного угля только шестое место (4,5%), уступая таким странам, как Австралия и Южно-Африканская республика.
Таким образом, обеспеченность углём достаточно высокая. Большая часть стран, имеющая запасы угля – развитые страны. Самые большие запасы угля у США, но при таких размерах добычи показатель ресурсообеспеченности не самый высокий.Если сравнить с Россией, то запасов угля меньше, чем у США в 2 раза, а обеспеченность выше в 2 раза.

Таблица 3
Обеспеченность стран мира природным газом

    страна Запасы газа (трлн м3) Добыча газа (млрд м3) Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)
    Россия 48,1 550 87
    Иран 22,9 45 508
    Нидерланды 1,9 70 27
    ОАЭ 5,8 40 145
    Саудовская Аравия 5,4 45 120
    США 4,7 540 8,7
    Венесуэла 4,1 30 136
    Алжир 3,7 65 57
    Канада 2,2 170 13
    Норвегия 2,0 45 44

Наибольшие запасы газа у развивающихся стран. Самые большие запасы у России, но и самые высокие темпы добычи, поэтому ресурса хватит менее чем на 90 лет. Самая высокая обеспеченность газом у Ирана, ОАЭ и Саудовской Аравии. Самые низкие показатели у США – 8,7 лет

Таблица 4
Ресурсообеспеченность топливными ресурсами основных регионов мира

    Регионы Запасы топлива Добыча топлива Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)
    Нефть (мир в целом) 140 млрд т 3450 млн т 40,5
    Уголь (мир в целом) 1100 млрд т 4625 млн т 238
    Природный газ (мир в целом) 150трлн м3 220 млрд м3 681
    Природный газ (Зарубежная Европа) 5,6 трлн м3 270 млрд т 20
    Природный газ (Зарубежная Азия) 59,0 трлн м3 330 млрд т 178,8
    Нефть (Зарубежная Европа) 2,5 млрд т 330 млн т 7,6
    Нефть (Зарубежная Азия) 98,0 млрд т 1370 млн т 71
    Нефть (СНГ) 98,0 350 млн т 26

Таким образом, ресурсообеспеченность топливными ресурсами в мире различна, большая часть приходится на газ и уголь, меньшая на нефть (всего 40 лет). Также по-разному обеспечены этими ресурсами и регионы. В Европе намного меньше ресурса, чем в Азии, что будет объяснять зависимость Европы от ввоза данного сырья.

3) Геополитические интересы стран в борьбе за природные ресурсы.

В современном мире на нефть, природный газ и уголь приходятся, соответственно, 32, 22 и 21 процент мирового производства энергии. При этом население мира потребляет энергетические ресурсы крайне неравномерно. Половина глобального потребления угля падает на США (26 процентов мировой добычи) и Китай (24 процента). За пределами этих двух угольных «сверхдержав» использование угля увеличивается в Индии и Японии, но сокращается в Западной и Восточной Европе, включая Россию (как и Англия, наша страна прекратила субсидирование добычи угля).
Что касается нефти, то на протяжении последних полутора десятков лет ее потребление ежегодно возрастает на 1,2 процента и на сегодняшний день составляет в США 18 баррелей, в Канаде - 13, а в Западной Европе, Японии и Австралии - 6 баррелей на душу населения в год. Соединенные Штаты потребляют более четверти мировой нефти. На долю Японии приходится 8 процентов, быстро растущий Китай потребляет 6, а Россия - 4 процента мировой добываемой нефти. Резко увеличивается использование нефти в Южной Корее и Индии.
Потребление природного газа в мире растет на 1,9 процента в год. В развитых странах газ заменяет уголь в гигантских силовых генераторах. США потребляют 27 процентов добываемого в мире газа, Европа - 20 процентов. В обоих регионах наблюдается тенденция еще более масштабно использовать этот источник энергии. Одновременно уменьшилось потребление газа в Восточной Европе.
Согласно прогнозу ЦРУ, к 2015 году потребление энергии увеличится на 50 процентов. К концу первого десятилетия XXI века на нефть будет приходиться примерно 39 процентов всех потребляемых на планете энергетических ресурсов. На второе по значимости энергетическое сырье, уголь, придется 24, на природный газ - 22, на атомную энергию - 6 процентов. Значимость нефти в будущем только возрастет. В 2020 году на нефть будет приходиться 37 процентов производимой в мире энергии, а на нефть и газ вместе взятые - две трети общемировых источников энергии. Более половины нефти (нефтепродуктов) пойдет на обеспечение работы автотранспорта (52 процента). Мир будет приближаться к американскому показателю насыщенности автомобилями - 775 автомобилей на тысячу жителей.
Таблица 5
Мировое потребление энергии между 2000 и 2020 гг. (в квадрильонах BTU) (данные за 2000 год и прогноз на будущее)


Едва ли нужно доказывать, что современная цивилизация немыслима без органических носителей энергии. Индустриальный мир в значительной мере зависит от этих носителей, то есть в первую очередь от нефти и газа. Увеличение в три раза цены на нефть за последнее десятилетие стало одной из причин текущего энергетического кризиса. Экономические лидеры настроены на все более активное использование углеродных носителей. Как уже говорилось, среди всех энергетических источников наибольшую значимость сегодня (и в обозримом будущем) имеет нефть. На протяжении последних лет мировая потребность в нефти увеличивалась примерно на 1,5-2 миллиона баррелей в день (мбд). По оценке Министерства энергетики США, проекция на будущее предполагает рост потребления нефти с 77 мбд в 2002 году до 120 в 2020-м. Потребление этого самого важного стратегического ископаемого крайне неравномерно. Американская и западноевропейская зависимость от импорта нефти давно превысила 50 процентов и будет продолжать расти быстрыми темпами по меньшей мере до 2020 года.
Таблица 6
Мирового потреблении нефти (прогноз в мбд в день)
Регион или страна 2000 год 2005 год 2010 год 2015 год 2020 год
Развитый мир 44,9 47,4 50,1 52,3 54,5
США 19,5 21,2 22,7 23,7 24,7
Западлая Европа 14,4 14,8 15,3 15,6 16,0
Восточная Европа и
бывший СССР 6,0 6,1 6,4 6,6 6,9
Развивающиеся страны 26,2 31,4 37,0 42,9 48,7
Китай 4,6 5,0 6,4 8,1 8,8
Мир в целом 77,1 84,8 93,5 101,8 110,1

Но существуют ресурсы, не имеющие эквивалентных заменителей. Это относится прежде всего к пресной воде, без которой невозможен не только экономический прогресс, но и сама жизнь. Рост населения на Юге и рост уровня жизни на Западе постоянно увеличивают потребность в пресной воде, которая составляет примерно 3 процента от общемировых запасов воды. Значительная часть пресной воды закована в ледники и айсберги. Потребляется примерно 12 тысяч кубических километров в год, и из имеющихся на планете запасов половина уже задействована. Если не будут предприняты экстренные меры (создание колоссальных по мощности опреснительных установок, бурение глубоких скважин), то к середине XXI века вся наличная пресная вода будет использована.
Соединенные Штаты как главный в мире потребитель нефти на протяжении XXI века острее других будут ощущать зависимость от стран Персидского залива с их двумя третями разведанных мировых запасов нефти.
Американскими властями постоянно предпринимаются попытки диверсификации источников нефтяного импорта. Совет национальной безопасности США доложил президенту, что «Венесуэла стала первым заграничным поставщиком нефти и доля Африки увеличилась до 15 процентов импортируемой нами нефти». Нефть требуется экономике Японии, Китая, Южной Кореи, Индии и Индонезии, где среднегодовой прирост ее потребления за последние тридцать пять лет составил 14 процентов (самый высокий показатель в мире).
Если в ближайшие десятилетия потребление естественных ресурсов будет расти прежними темпами, кладовым Земли грозит истощение. При прогнозируемом ежегодном росте потребления нефти на 1,9 процента ее на шестьдесят лет не хватит. Ведь этот прогноз означает, что в 2020 году потребление достигнет 113 миллионов баррелей в день. При таком росте потребления нефть на Земле иссякнет не в 2060-м, а в 2040 году. В любом случае уже в третьем десятилетии XXI века человечество начнет ощущать нехватку главного органического топлива - нефти. Даже если не поддаваться паническим настроениям, очевидно, что кризис в использовании этого типа ресурсов наступит уже в середине наступившего века. Россия кровно заинтересована в увеличении объемов добываемой нефти (нефть обеспечивает 25 процентов доходов от всего российского экспорта). Рост экспорта стран СНГ резко увеличился за последние три года. Нефтяной экспорт России достиг 4 миллионов баррелей в год в 2001-м, закрепив за ней второе место в мире после Саудовской Аравии (7 миллионов баррелей в год).
Постоянное увеличение мирового спроса, сокращение запасов сырья и усиление требований и претензий отдельных государств делают маловероятной возможность мирного распределения мировых ресурсов. Рыночные силы придают могучий резонанс даже незначительным локальным конфликтам. Глухие раскаты грома из Сьерра-Леоне, Заира и Боливии - это только первые предвестники тех последствий, к которым в ближайшие десятилетия приведут процессы глобализации. «После Второй мировой войны постоянная погоня за природными ресурсами была скрыта политическими и идеологическими требованиями американо-советского соперничества; окончание этого соперничества более реалистически осветило действительную картину».
Таким образом, не существует такой доктрины, которая удовлетворяла бы все стороны противостояния в полной мере, поэтому конфликты на почве борьбы за ресурсы неизбежны. Особенное вероломство на пути к мировому господству проявляют Соединённые Штаты Америки. Сфера их влияния всё сильнее сжимается вокруг России. Мир пока «однополярен», и если никакие меры не будут предприняты, то в мире окончательно утвердится новый мировой порядок, порядок, при котором Россия – лишь ресурсная база запада.

ВЫВОДЫ

Переход мирового хозяйства к новому типу развития, в котором центральное место занимает информация и знания, разумеется, не означает, что задача рационального использования энергетического сырья теряет свою актуальность. Наоборот, в последнее время, когда угрожающую остроту приобрел глобальный экологический кризис, когда мировое сообщество решает задачу перехода к устойчивому развитию, повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов становится еще более актуальным и должно занимать приоритетное направление в экономической политике каждого современного государства. Более того, в условиях перехода к устойчивому развитию изменения показателя энергоемкости в масштабах мирового хозяйства могло бы стать одним из важных индикаторов эффективности энергетической составляющей, обеспечивающей этот переход. О значении этого показателя красноречиво говорит тот факт, что снижение энергоемкости производства мирового ВВП только на 1% позволило бы сегодня сэкономить 225-235 млрд дол., что примерно соответствует затратам на природоохранные мероприятия всех стран Европы и Азии вместе взятых.
Снижение энергоемкости экономического развития мирового хозяйства требует сегодня действий по следующим основным направлениям. Первое направление - повышение эффективности использования энергии. Эта задача может быть решена путем экономии энергоресурсов, более широкого применения энергосберегающих технологий и вторичных ресурсов.
Второе направление - переход от ископаемых видов топлива, обеспечивающих сегодня производство 85% используемой энергии, к таким экологически чистым источникам, как ветер, геотермальные воды, солнечная энергия.
Реализация мероприятий в рамках этих основных направлений требует немалых финансовых, трудовых, организационных затрат и возможна лишь при усилении государственного вмешательства в экономическую жизнь. В большинстве развитых стран государство заметно укрепило свои позиции не только в социальной сфере, но и в экономической жизни. Активно используя бюджетные, кредитно-финансовые, налоговые, таможенные и иные рычаги, оно получило возможность эффективно воздействовать на процессы производства и потребления ресурсов. Примеры рациональной политики государственного вмешательства в обеспечение устойчивого развития экономики путем совершенствования ее энергетической составляющей можно сегодня наблюдать как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах.
Таким образом, уже в меньшей степени мир зависит от энергоресурсов, чем раньше, обозначены тенденции перехода к новым видам энергии, в том числе и альтернативным. Однако сейчас всё более очевидно, что рынок не в состоянии решить проблемы, связанные с рациональным использованием ресурсов, и, следовательно, необходимо государственное регулирование экономик стран мира.
и т.д.................