Географическая оболочка Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Однако запасы разных их видов далеко не одинаковы, распределены они неравномерно. В результате отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность. Под ресурсообеспеченностью обычно понимают соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения. Например, по расчетам ученых, мировые общегеологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн. т. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить более, чем на 1000 лет. Однако, если учитывать запасы, доступные для извлечения, а также постоянный рост потребления, обеспеченность сократится в несколько раз. Другим примером, иллюстрирующим различия в ресурсообеспеченности, может служить характеристика душевой обеспеченности землями в разных странах мира. Так, при среднемировом его показателе 0,25 га на душу населения, он колеблется от 0,04 га в Японии до 3,00 га в Австралии.
В общем случае, существуют заметные различия в уровне и характере обеспеченности природными ресурсами различных стран. Так, Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа. Андские страны богаты медными и полиметаллическими рудами. Государства, располагающие большими массивами тропических лесов, обладают ресурсами ценной древесины. В мире есть несколько государств, имеющих практически все известные виды природных ресурсов. Это Россия, США и КНР. Высокообеспеченными, с точки зрения природных ресурсов, являются Индия, Бразилия, Австралия и некоторые другие страны. Многие государства обладают крупными запасами мирового значения одного или нескольких ресурсов. Так, Габон выделяется запасами марганца, Кувейт -- нефти, Maрокко -- фосфоритов. Большое значение для каждой страны имеет комплексность имеющихся природных ресурсов. Например, для организации черной металлургии в отдельно взятой стране желательно располагать ресурсами не только железной руды, но и марганца, хромитов и коксующегося угля.
Большинство стран располагают некоторым набором природных ресурсов. Однако, встречаются государства с очень скудными их объемами. Но это не всегда обрекает эту страну на нищенское существование, и наоборот, обладая большим их числом и количеством, можно нерационально ими воспользоваться. Например. Япония, являясь высокоразвитой страной, имеет ограниченное количество минеральных ресурсов. В противоположность Японии можно привести примеры многих государств, обладающих богатейшими ресурсами, но не достигших больших успехов в социально-экономическом развитии.
Ресурсообеспеченность отдельных стран мира основными видами минерального сырья показана в таблице 1.
Таблица 1 - Ресурсообеспеченность некоторых стран мира основными видами минерального сырья.
Страна |
Запасы (млрд. тонн) |
Добыча (млрд. тонн) |
Ресурсообеспеченность (в годах) |
||||||
нефть |
уголь |
железные руды |
нефть |
уголь |
железные руды |
нефть |
уголь |
железные руды |
|
Германия |
|||||||||
Саудовская Аравия |
|||||||||
Бразилия |
|||||||||
Австралия |
Ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисляется по формуле:
Р = З/Д, где
Р - ресурсообеспеченность (в годах),
З - запасы,
Д - добыча;
По данным таблицы 1 можно сделать выводы о том, что большинство стран в достаточной степени обеспечены минеральными ресурсами. Однако многим странам разведанных и добывающихся запасов нефти может хватить ненадолго. Самыми большими запасами нефти обладают Россия, Китай и Саудовская Аравия. Необходимо отметить, что добыча нефти ведется во всех странах, кроме ЮАР.
Все указанные страны обладают большими запасами угля и железных руд, добыча угля не ведется только в Саудовской Аравии, где в силу природных причин их месторождения отсутствуют.
Сущность и классификации природных ресурсов
Лекция 3. Природно-ресурсный потенциал мировой экономики
РЕСУРСЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Эффективное функционирование экономики на любом уровне (экономика отдельного предприятия, отрасли, отдельной страны, региона и мира в целом) зависит от комплексного и рационального использования всех видов ресурсов - природных, материально-технических, трудовых, интеллектуально- информационных и финансовых, - участвующих в процессе воспроизводства.
Особенности современного периода развития мирового хозяйства, характеризующегося усилением интернационализации хозяйственных связей, необходимостью решения ряда глобальных проблем, центральное место среди которых занимает проблема экологии, требуют разработки новых подходов к вопросам о месте и роли всех видов ресурсов, о механизме их использования в мировой экономике.
Использование ресурсов на современном этапе должно быть подчинено решению проблемы обеспечения устойчивого развития мировой экономики. При этом отметим, что устойчивое развитие предполагает удовлетворение оптимальных потребностей всех членов мирового сообщества при обязательном условии сохранения среды обитания для нынешнего и будущих поколений.
Таким образом, усиление экологического аспекта хозяйственной деятельности предъявляет повышенные требования к использованию всех видов ресурсов. Это затрагивает отдельные виды природных ресурсов, относимых к разряду невозоб- новляемых. Экологический аспект так же находится в тесной связи с ростом численности населения, поскольку в процессе жизнедеятельности усиливается антропогенное давление на окружающую среду. Отдельные отрасли экономики наносят существенный ущерб экологии, что требует структурной перестройки как на региональном, так и на глобальном уровнях.
Природные ресурсы являются (и так было всегда) необходимым условием жизни людей и фактором развития любой экономики, в том числе и мирового хозяйства. При этом следует различать понятия "природные условия" и "природные ресурсы".
Природные условия - это все разнообразие природной среды на планете, тесно связанное с историей человечества, его размещением и хозяйственной деятельностью. Это более широкое понятие.
Под природными ресурсами понимают тела и силы природы, которые используются или могут быть использованы людьми как в процессе материального производства, так и в личном потреблении. Эта категория в первую очередь указывает на непосредственную связь природы с хозяйственной деятельностью человека. В последние годы наметилась тенденция к тому, что все большая часть элементов природы переходит в разряд ресурсов, например, солнечная энергия. В иностранной литературе деление на природные условия и ресурсы отсутствует.
Существуют различные классификации природных ресурсов, предпочтение которым отдается в зависимости от целей исследований. В практической деятельности наиболее широко применяется природная классификация (по признаку принадлежности природных ресурсов к элементам природы). На ее основе выделяются следующие группы:
1. Минеральные ресурсы (полезные ископаемые):
· топливно-энергетические (нефть, природный газ, уголь, торф, горючие сланцы);
· металлорудные (руды черных, цветных, редких и благородных металлов);
Неметаллические, или нерудные (апатиты, фосфориты, различные соли, слюда, графит, строительное сырье и др.).
· Земельные ресурсы.
· Водные ресурсы.
· Биологические: растительные и животные.
· Климатические и космические.
· Ресурсы Мирового океана.
· Рекреационные ресурсы.
В экологическом (или природоохранном) аспекте природные ресурсы Земли подразделяются на неисчерпаемые и ис- черпаемые , а последние, в свою очередь, - на возобновляемые и невозобновляемые.
Но надо отметить, что в последнее время граница между данными группами природных ресурсов становится все более условной. Так, например, неисчерпаемыми природными ресурсами традиционно считались атмосферный воздух, вода, ряд видов энергии природных процессов - солнечная, ветровая, океаническая и геотермальная. Но в современных условиях негативное антропогенное воздействие на состояние атмосферы и гидросферы столь велико, что изменяет их химический состав и физическое состояние. Поэтому отнесение атмосферного воздуха и воды к неисчерпаемым ресурсам уже не является безоговорочным.
То же самое касается и деления природных ресурсов на возобновляемые и невозобновляемые. При определенных условиях некоторые виды возобновляемых природных ресурсов (отдельные виды животных и растений, почвенное плодородие и др.) могут исчезать или терять способность к самовозобновлению.
К невозобновляемым природным ресурсам сегодня принято относить такие ресурсы, масштабы использования которых человеком несопоставимо велики, по сравнению с их естественным воспроизводством.
Природные ресурсы также подразделяются на заменимые и незаменимые. Заменимые - это ресурсы, которые можно заменить другими видами ресурсов. Например, традиционные топливно-энергетические ресурсы можно заменить альтернативными источниками энергии, шире использовать атомную энергию.
К незаменимым относятся атмосферный воздух, вода, виды живых организмов.
Для хозяйственной деятельности большое значение имеет показатель ресурсообеспеченности , который представляет собой соотношение между величиной разведанных природных ресурсов и размерами их использования (другими словами - величиной потребности в них). Ресурсообеспеченность выражается или количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса при сложившемся уровне потребления, или его запасами в расчете на душу населения.
Как видим, величина этого показателя зависит от двух составляющих - запасов природных ресурсов и объемов их добычи, - которые изменяются в процессе развития науки и техники. Например, размеры запасов зависят от новых способов разведки и разработки ранее недоступных месторождений. Объемы добычи также могут изменяться как в сторону увеличения (при использовании более современных способов добычи), так и в сторону уменьшения (при сокращении потребностей в природном сырье, которое может быть вызвано различными причинами).
Информация о геологических и разведанных запасах некоторых видов минеральных ресурсов и объемы их добычи в середине 90-х гг. отражена в таблице 1.
Так, в соответствии с наиболее оптимистическими оценками, все виды топлива на Земле будут сожжены в течение 800 лет. По пессимистическим прогнозам, при росте производства энергии современными темпами все виды используемого в настоящее время топлива будут израсходованы уже в начале ХХП века.
Класс: 10
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: Изучение природных ресурсов и оценка ресурсообеспеченности стран минеральными ресурсами.
Ключевой вопрос. С чем связана неравномерность ресурсообеспеченности отдельных стран?
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: компьютеры по числу групп, мультимедийный проектор, учебник, презентация
Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ, практикум
Формы работы на уроке:
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Проверка присутствующих на уроке.
2. Проверка готовности к уроку.
1 СЛАЙД (Название темы урока)
ВВЕДЕНИЕ В УРОК (10 мин)
Сегодня на уроке перед нами стоит задача познакомиться с классификацией природных ресурсов и сформулировать определение “ресурсообеспеченность”, научиться определять ресурсообеспеченность стран ресурсами, используя таблицы Программы MicrosoftPowerPoint и Exsel. Нам предстоит выполнить практическую работу по вычислению ресурсообеспеченности стран нефтью, углем и железной рудой
2 СЛАЙД (План урока)
Природно-ресурсный потенциал территории (ПРП) – это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса. ПРП характеризуется размерами и структурой, которая включает минерально-сырьевой, земельный, водный и другие частные потенциалы.
Таким образом, когда мы говорим о природно-ресурсном потенциале территории, мы имеем в виду те природные ресурсы, которыми обладает данная территория. При оценке ПРП принято начинать с тех ресурсов, запасы которых особенно велики и имеют большое значение для экономики страны, региона или мира. Обычно сначала характеризуют минеральные ресурсы, затем – прочие виды: земельные, водные, лесные и т.д. Но что такое природные ресурсы?
3 СЛАЙД (Природные ресурсы)
Природные ресурсы – это компоненты природы, используемые человеком в процессе его хозяйственной деятельности.
Мини-исследование. Природные условия и природные ресурсы
Подумайте, в чем заключается различие понятий “природные условия” и “природные ресурсы”. Возможен ли переход из одной категории в другую?
Существует несколько подходов к классификации природных ресурсов. Ресурсы можно классифицировать по принципу их исчерпаемости, генезису, а также по способу хозяйственного использовании
4 СЛАЙД (Классификация ресурсов)
На основе генезиса, т.е. происхождения природных ресурсов выделяют минеральные, земельные, водные, биологические, космические, климатические и рекреационные ресурсы. В отдельную группу обычно выносят ресурсы Мирового океана, которые, в свою очередь, так же могут подразделяться на несколько групп. Эта классификация отображена на схеме
По способу хозяйственного использования ресурсы можно разделить на производственные и непроизводственные. Производственные ресурсы делятся на промышленные и сельскохозяйственные. К промышленным относят топливно-энергетические ресурсы, все виды промышленного сырья, а также водные, биологические и земельные ресурсы. Сельскохозяйственные ресурсы – это почвенные и агроклиматические. Ресурсы непроизводственной сферы – это рекреационные ресурсы, к которым относятся источники минеральных вод, благоприятные климатические условия, историко-культурные объекты и т.д. и т.п.
Более подробно остановимся на классификации по исчерпаемости
5 СЛАЙД(по исчерпаемости)
Рассмотрим Биологические ресурсы как исчерпаемыевозобновимые ресурсы.
6,7 СЛАЙД (Биологические ресурсы)
Лесистость – отношение лесопокрытой площади к общей площади. Процесс обезлесения, вырубка лесов,деградация лесных массивов, прежде всего тропических лесов,истончение озонового слоя, запылённость.Гибель лесов от пожара
Минеральные ресурсы по классификации относятся к исчерпаемым и невозобновымым, поэтому эти ресурсы рассматриваются на сколько лет их хватит.
8 СЛАЙД (минеральные ресурсы)
Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Ресурсообеспеченность выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения формула
9 СЛАЙД (как вычислить ресурсообеспеченность)
Возьмите таблицу №1 и внимание на экран
10 СЛАЙД (Статистические данные по минеральным ресурсам)
В ней показано запасы, уровень добычи,можем ли мы судить сейчас о том,влияют ли данные богатство или показатели на бедность территории тем или иным видом ресурса.? Но таблице нетрудно подсчитать на сколько лет хватит данных запасов для каждой страны. При современном уровне добычи планета обеспечена данным видом ресурсов на срок примерно 50 лет. Но объемы добычи могут меняться, равно как и оценка разведанных запасов. Например, в начале 1980-х гг. разведенные запасы угля были оценены в 1,2 трлн т., а уже в конце 1990-х. выросли до 1,75 трлн т.
Расчет на душу населения обычно делают для земельных, водных и лесных ресурсов. Итак, мы познакомились с природными ресурсами и показателем “ресурсообеспеченность” и приступаем к практической работе.
Переходим к планированию работы.
ПЛАНИРОВАНИЕ (15 мин)
1. Выполняем в тетради схему классификации природных ресурсов по исчерпаемости.
2. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицы, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле: на листочках с таблицей №1
Р = З/Д, где
Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;
После показа чернового варианта и проверке путем сравнения на слайде, можем приступать к работе на компьютере
ВЫПОЛНЕНИЕ (25 мин)
Задание 1. Создайте слайд со схемой природных ресурсов по исчерпаемости, посмотрев на пример в презентации учителя.
Подумайте над следующими вопросами после таблицы и обсудите их с партнером
Задание 2. Создайте слайд с диаграммой по ресурсообеспеченности стран нефтью, углем и железной рудой, предварительно рассчитав ресурсообеспеченность стран данными пр. ресурсами.
ВЫПОЛНЕНИЕ
Во время выполнения практической работы каждая группа создает 1-2 слайда
ПРОВЕРКА (5мин)
ОБСУЖДЕНИЕ (10 мин)
Кто на первом месте по запасам? (США)
По добыче? (Китай)
Кому из стран на большее количество лет хватит? Почему? (У нее мало запасов, но и добыча небольшая)
Вывод о роли ресурсообеспеченности в уровне экономического развития страны.
СИНКВЕЙН
В ДНЕВНИК (2мин)
Оценки за урок и организационный конец урока.
Особенности урока по инновационной технологии международной программы Intel/
Девяносто процентов вашего времени на уроке должно быть посвящено фасилитации и только десять процентов – прямому обучению и инструктированию. В этом модуле вы познакомитесь с навыками фасилитатора, необходимыми для ведения этого курса.
Фасилитация(от англ. facilitate – помогать, облегчать) - способ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать какие-либо навыки.
Фасилитатором сейчас называют тренера (или любого другого “обучателя”), основная выполняемая задача которого, состоит в стимулировании и направлении процесса поиска информации. При традиционном же образовании учитель сам выдает ученику всю необходимую информацию. Самостоятельный поиск информации гораздо сильнее мотивирует ученика и обеспечивает гораздо более эффективное усвоение найденной информации и приобретенных навыков.
Фасилитация обучения включает множество навыков, таких, как умение слушать и говорить, задавать вопросы, наблюдать и контролировать процесс, поощрять, вдохновлять и вмешиваться в происходящее. Учитель должен овладеть всеми этими навыками. Ученикам они тоже пригодятся, поскольку им придется работать с другими ребятами.
Структура урока
В каждом уроке есть общие этапы, скажем, все они начинаются введением и заканчиваются заполнением дневника. А вот то, что происходит между ними, зависит от темы урока. Далее следует подробное описание типичного учебного занятия продолжительностью 150 минут. Указывается примерная продолжительность каждого этапа учебного занятия.
Введение (10 минут) Введение в урок (5 минут)
Обсуждение вопросов рефлексии прошлого занятия и домашнего задания по записям в дневнике
Знакомство с заданием (5 минут)
На этом этапе учитель дает учащимся прочитать вступительную главу к занятию, где, как правило, содержатся основные понятие и термины, связанные с заданием, над которым предстоит работать в течение урока. Учитель может прокомментировать наиболее важные моменты или сам сделать введение в урок. Однако, лучше ограничиться короткой обратной связью, чтобы проверить понимание прочитанного.
Планирование (30 минут)
Ученики обсуждают вопросы раздела “Планирование” и записывают ответы
Полезно вернуться к вступительной статье к заданию, чтобы уточнить, что требуется сделать и внимательно рассмотреть иллюстрацию. При этом ученики не должны копировать примеры в учебнике.
Учителю следует напомнить, где в справочном руководстве (Путеводителе) можно найти ответы на возникающие вопросы.
Прежде чем приступить к работе на компьютере ученики должны показать преподавателю эскиз, набросок на бумаге того, что они собираются выполнить.
Выполнение (75 минут)
Ученики работают над заданием, точно следуя шагам инструкции.
Учитель следит, чтобы ученики рационально использовали время, не задерживаясь слишком долго на украшательстве работы (выбор шрифтов, заливки и т.д.), оставив для этого время в конце занятия. Учитель не должен давать ответы на вопросы, связанные с технологией создания работы, он может лишь проверить, правильно ли ученик пользовался справочным руководством.
Проверка (5 минут)
Ученики сверяют выполненную работу с обязательными требованиями, перечисленными в разделе “Проверка”. В случае необходимости они могут внести все нужные дополнения или изменения.
Учитель должен заранее предупредить о том, что время предусмотренное на выполнение задания, заканчивается
Обсуждение (15 минут)
Ученики под руководством учителя обсуждают вопросы раздела “Обсуждение”. Учитель может предложить и свои вопросы, основываясь на своих наблюдениях за работой учеников или на ключевых моментах содержания или технологии выполнения задания.
Можно разрешить ученикам посмотреть работы друг друга. Как правило, один ученик остается у компьютера, а другой проходит по классу. Затем они меняются местами.
Дневник (15 минут)
Ученики обмениваются впечатлениями о прошедшем занятии, о том, какие трудности пришлось преодолеть, что показалось самым интересным и полезным.
Второй вопрос посвящен следующему занятию. Как правило, здесь же дается домашнее задание.
Все свои мысли ученики записывают в дневник. Это может быть блог, специальный файл в текстовом редакторе или электронный учебник.
Название работы | ||
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов | ||
Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира | ||
Составление комплексных географических характеристик стран разных типов и крупных регионов мира, определение их географической специфики. | ||
Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций |
Практическая работа №1.
Составление систематизирующей таблицы
«Государственный строй стран мира».
Цели работы:
Закрепить знания о государственном строе стран мира: формах правления и административно-территориального устройства.
Учиться составлять систематизирующие таблицы.
Последовательность выполнения работы:
Вариант 1 .
1. На основании материала учебника и данных атласа заполни следующую таблицу.
2. В каждую графу впишите названия нескольких стран в качестве примеров
3. Сделайте вывод о различии стран мира по формам правления и административно-территориального устройства.
Вариант 2 .
1.Используя учебник Максаковского В.П. и дополнительную литературу, заполните таблицу, приведя по несколько примеров стран с различным государственным устройством.
2.Сделайте вывод о различии стран мира по формам правления и административно-территориального устройства.
Форма правления |
Унитарные государства |
Федеративные государство |
Президентская республика | ||
Парламентская республика | ||
Конституционная монархия | ||
Абсолютная монархия | ||
Вариант 3. Составление таблицы ”Государственный строй отдельных стран мира по регионам мира” .
Государственный строй |
Зарубежная Европа |
Зарубежная Азия |
Африка |
Америка |
Австралия и Океания |
||
Зависимые страны и колонии | |||||||
Унитарные государства |
Республика | ||||||
Конституционная монархия | |||||||
Абсолютная монархия | |||||||
Абсолютная теократическая монархия | |||||||
Государства Британского Содружества | |||||||
Федеративные государства |
Республика | ||||||
Конституционная монархия | |||||||
Абсолютная монархия | |||||||
Абсолютная теократическая монархия | |||||||
Государства Британского Содружества |
1.Используя учебни. и дополнительную литературу, заполните таблицу, приведя по несколько примеров стран с различным государственным устройством; в строке ”Зависимые страны и колонии” после названия стран укажите в скобках сокращённые названия метрополий (Великобритания – брит., Дания – дат., Франция – фр., Нидерланды – нид. и Соединённые Штаты Америки – США).
2. Сделайте вывод о размещении стран с различным государственным строем по регионам м
Практическая работа № 6.
Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.
Цель работы: 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».
2.Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран мира.
Вариант 1 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах .
Страна |
Запасы (млрд. тонн) |
Добыча (млн. тонн) |
Ресурсообеспеченность (в годах) |
||||||
нефть |
уголь |
железные руды |
нефть |
уголь |
железные руды |
нефть |
уголь |
железные руды |
|
Весь мир | |||||||||
Германия | |||||||||
Саудовская Аравия | |||||||||
Бразилия | |||||||||
Австралия |
Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:
Р = З/Д, где Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;
Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
Вариант 2 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения .
Страна |
Запасы (млрд. тонн) |
Население (млн. человек) |
Ресурсообеспеченность (тонн на душу населения) |
||||
нефть |
уголь |
железные руды |
нефть |
уголь |
железные руды |
||
Весь мир | |||||||
Германия | |||||||
Саудовская Аравия | |||||||
Бразилия | |||||||
Австралия |
Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитайте ресурсообеспеченность на душу населения стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле: Р = З/Н, где
Р – ресурсообеспеченность в годах,
З – запасы,
Н – численность населения страны.
Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.
Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Вариант 3 . Сравнительная оценка обеспеченности различными видами ресурсов отдельных стран мира .
используя карты атласа (стр. 4 - 9) и текст учебника Максаковского В.П. (стр. 26 - 37), заполните таблицу, отмечая знаком l - полную обеспеченность, w - частичную обеспеченность и знаком О - отсутствие или острую нехватку данного ресурса.
1)
Понятие ресурсообеспченности страны
2)
Анализ ресурсообеспеченности стран топливными
ресурсами и железной рудой
3)
Геополитические интересы стран
в борьбе за природные ресурсы
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
В
современных условиях актуальность
вопрос ресурсообеспечения является очевидным
фактом. К сожалению, современный этап
развития общества характеризуется нерациональным
использованием природных ресурсов. Решение
проблем углубления экономического и
экологического кризиса, исчерпанности
доступных запасов ресурсов требует поиска
путей снижения объемов ресурсов, поступающих
в экономической системе и более эффективного
их использования.
На
современном этапе наиболее действенным
и эффективным направлением решения
проблем ресурсообеспечения и охраны
окружающей среды является ресурсосбережение.
Поэтому для каждого государства важно
сохранить, рациональное, экономное использование
и воспроизводство природных ресурсов,
разрешение противоречия между развитием
потребностей общества и возможностями
природы.
Большое
внимание уделялось исследованию вопросов
ресурсного обеспечения многими
учеными, среди которых отметим:
В.Г. Андрейчук, П.С. Березовский, В.П. Галушко,
О.Ю. Ермаков, М.И. Кисиль, Б.И. Пасхавер,
В.М. Трегобчук и многие другие. Особое
значение изучение вопросов ресурсного
обеспечения приобретает в период нестабильных
условий функционирования и учета условий
хозяйствования.
Цель
реферата – изучить понятие ресурсообеспеченности
и проанализировать обеспеченность
стран мира ресурсами.
1)
Понятие ресурсообеспеченности
страны
Ведущей
сырьевой проблемой современного мира
на глобальном уровне выступает ресурсообеспеченность
мирового хозяйства в целом. На региональном
уровне наиболее острыми проблемами
стали неравномерность территориального
распространения отдельных видов ресурсов
и неодинакова ресурсоемкость национальных
экономик.
Ресурсообеспеченность
- это соотношение между величиной
ресурса и размерами его использования.
Для исчерпывающих ресурсов показатель
ресурсозабезпечености измеряется в годах,
при этом предусматривается сохранение
современного уровня добычи. Для восстановительных
ресурсов - показатель рассчитывается
на душу населения.
Это
самый простой вариант оценки,
но нельзя считать такой подход абсолютно
рациональным. Ведь меняются объемы добычи
вследствие изменений в технологиях и
объемах используемых ресурсов, изменяются
и объемы самих запасов вследствие открытия
новых месторождений и перевода старых
месторождений из одной категории в другую.
Например, канадские битуминозные сланцы
не рассматривались в категории промышленных
запасов углеводородного сырья из-за высокой
себестоимости добычи до того, пока цена
на нефть не выросла настолько, что их
разработка стала экономически целесообразной.
То есть предлагаемая абсолютная оценка
ресурсообеспечния является краткосрочной.
Конечно,
на показатели ресурсообеспечния в первую
очередь влияют богатство или бедность
территории природными ресурсами. Но поскольку
ресурсообеспеченность зависит также
и от масштабов изъятия природных ресурсов,
то это понятие становится не столько
естественным, сколько социально-экономическим.
Глобальный
уровень ресурсообеспечнности очень
важен, но географы свое научное кредо
часто передают крылатыми фразами: «Глобальное
в региональном!» Или «Мыслить глобально,
действовать локально!". Региональный
уровень очень важен в географической
науке. Например, Юго-Западная Азия очень
богата нефтью, но почти совсем не обладает
гидроэнергетическими, а тем более лесными
ресурсами. А вот Южная Америка, наоборот,
очень богата гидроэнергетическими и
лесными ресурсами.
Конечно,
разница в ресурсообеспечнности
между отдельными странами еще заметнее.
Так, Ближний Восток выделяется крупными
ресурсами нефти и газа. Андские страны
богаты медными и полиметаллическими
рудами. Государства, располагающие большими
массивами тропических лесов, обладают
ресурсами ценной древесины. В мире есть
несколько государств, имеющих практически
все известные виды природных ресурсов
- это Россия, США и КНР. Высокообеспеченными,
с точки зрения природных ресурсов, являются
Индия, Бразилия, Австралия и некоторые
другие страны. Многие государства обладают
крупными запасами мирового значения
одного или нескольких ресурсов. Так, Габон
выделяется запасами марганца, Кувейт
- нефти, Maрокко - фосфоритов.
Легко
убедиться, что наибольшими природными
ресурсами обладают страны-гиганты с огромными
территориями. А небольшие страны, если
и выделяются богатством какого-нибудь
вида природных ресурсов (например, страны
Персидского залива богатые нефтью), то
вовсе не их разнообразием. Вот почему
по ресурсообеспеченности с определенной
долей условности страны можно разделить
на три группы:
1.
Ресурсонадлишкови страны (Россия,
Канада, Австралия).
2.
Ресурсозабезпечени страны (США,
Китай, Бразилия), которые также
обладают значительными природными ресурсами,
но все же вынуждены импортировать некоторые
из них.
3.
Ресурсонедостатни страны. Таких
подавляющее большинство (Япония,
Италия, Южная Корея, Тайвань). Как
правило, они сильно отстают
от стран первых двух групп
как по величине, так и набором природных
ресурсов, поэтому удовлетворяют свои
потребности за счет мирового рынка.
Таким
образом, неравномерность размещения
природных богатств на планете, с
одной стороны, способствует развитию
международных экономических
связей
,
международного разделения
труда
. Но с
другой стороны - порождает определенные
экономические трудности у
стран
,
бедных природными ресурсами.
2)
Анализ ресурсообеспеченности
стран топливными ресурсами
и железной рудой
В
современном мире возникает достаточно
много проблем связанных с
добычей сырьевых ресурсов - как
экономические, так и технические.
Доказанные
запасы нефти в мире оцениваются
в 140 млрд. тонн, а ежегодная добыча
составляет около 3,5 млрд. тонн. Однако
вряд ли стоит предрекать наступление
через 40 лет глобального кризиса
в связи с исчерпанием нефти
в недрах Земли, ведь экономическая
статистика оперирует цифрами доказанных
запасов, то есть запасов, которые полностью
разведаны, описаны и исчислены. А это
далеко не все запасы планеты. Даже в пределах
многих разведанных месторождений сохраняются
неучтённые или не вполне учтённые нефтеносные
секторы, а сколько месторождений ещё
ждёт своих открывателей.
Таблица
1
Обеспеченность
стран мира нефтью
страна | Запасы нефти (млрд т) | Добыча нефти (млн т) | |
Саудовская Аравия | 43,1 | 450 | 96 |
Ирак | 16,7 | 55 | 304 |
ОАЭ | 16,2 | 120 | 135 |
Кувейт | 15,7 | 105 | 149 |
Иран | 14,9 | 185 | 80 |
Венесуэла | 10,3 | 175 | 59 |
Мексика | 8,5 | 170 | 50 |
Россия | 6,7 | 300 | 22 |
Китай | 4,0 | 160 | 25 |
США | 3,8 | 380 | 10 |
Таблица
2
Обеспеченность
стран мира углем
страна | Запасы угля (млрд т) | Добыча (млн т) | Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит) |
США | 445 | 1020 | 436 |
Китай | 296 | 1240 | 239 |
Россия | 202 | 250 | 808 |
ЮАР | 116 | 220 | 527 |
Австралия | 116 | 280 | 414 |
ФРГ | 106 | 250 | 424 |
Индия | 78 | 330 | 236 |
Украина | 47 | 75 | 626 |
Великобритания | 45 | 50 | 900 |
Казахстан | 31 | 70 | 485 |
Таблица
3
Обеспеченность
стран мира природным
газом
страна | Запасы газа (трлн м3) | Добыча газа (млрд м3) | Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит) |
Россия | 48,1 | 550 | 87 |
Иран | 22,9 | 45 | 508 |
Нидерланды | 1,9 | 70 | 27 |
ОАЭ | 5,8 | 40 | 145 |
Саудовская Аравия | 5,4 | 45 | 120 |
США | 4,7 | 540 | 8,7 |
Венесуэла | 4,1 | 30 | 136 |
Алжир | 3,7 | 65 | 57 |
Канада | 2,2 | 170 | 13 |
Норвегия | 2,0 | 45 | 44 |
Таблица
4
Ресурсообеспеченность
топливными ресурсами
основных регионов мира
Регионы | Запасы топлива | Добыча топлива | Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит) |
Нефть (мир в целом) | 140 млрд т | 3450 млн т | 40,5 |
Уголь (мир в целом) | 1100 млрд т | 4625 млн т | 238 |
Природный газ (мир в целом) | 150трлн м3 | 220 млрд м3 | 681 |
Природный газ (Зарубежная Европа) | 5,6 трлн м3 | 270 млрд т | 20 |
Природный газ (Зарубежная Азия) | 59,0 трлн м3 | 330 млрд т | 178,8 |
Нефть (Зарубежная Европа) | 2,5 млрд т | 330 млн т | 7,6 |
Нефть (Зарубежная Азия) | 98,0 млрд т | 1370 млн т | 71 |
Нефть (СНГ) | 98,0 | 350 млн т | 26 |
3) Геополитические интересы стран в борьбе за природные ресурсы.
В
современном мире на нефть, природный
газ и уголь приходятся, соответственно,
32, 22 и 21 процент мирового производства
энергии. При этом население мира потребляет
энергетические ресурсы крайне неравномерно.
Половина глобального потребления угля
падает на США (26 процентов мировой добычи)
и Китай (24 процента). За пределами этих
двух угольных «сверхдержав» использование
угля увеличивается в Индии и Японии, но
сокращается в Западной и Восточной Европе,
включая Россию (как и Англия, наша страна
прекратила субсидирование добычи угля).
Что
касается нефти, то на протяжении последних
полутора десятков лет ее потребление
ежегодно возрастает на 1,2 процента и
на сегодняшний день составляет в
США 18 баррелей, в Канаде - 13, а в
Западной Европе, Японии и Австралии
- 6 баррелей на душу населения в год.
Соединенные Штаты потребляют более четверти
мировой нефти. На долю Японии приходится
8 процентов, быстро растущий Китай потребляет
6, а Россия - 4 процента мировой добываемой
нефти. Резко увеличивается использование
нефти в Южной Корее и Индии.
Потребление
природного газа в мире растет на 1,9
процента в год. В развитых странах
газ заменяет уголь в гигантских
силовых генераторах. США потребляют
27 процентов добываемого в мире
газа, Европа - 20 процентов. В обоих регионах
наблюдается тенденция еще более масштабно
использовать этот источник энергии. Одновременно
уменьшилось потребление газа в Восточной
Европе.
Согласно
прогнозу ЦРУ, к 2015 году потребление
энергии увеличится на 50 процентов.
К концу первого десятилетия XXI
века на нефть будет приходиться примерно
39 процентов всех потребляемых на планете
энергетических ресурсов. На второе по
значимости энергетическое сырье, уголь,
придется 24, на природный газ - 22, на атомную
энергию - 6 процентов. Значимость нефти
в будущем только возрастет. В 2020 году
на нефть будет приходиться 37 процентов
производимой в мире энергии, а на нефть
и газ вместе взятые - две трети общемировых
источников энергии. Более половины нефти
(нефтепродуктов) пойдет на обеспечение
работы автотранспорта (52 процента). Мир
будет приближаться к американскому показателю
насыщенности автомобилями - 775 автомобилей
на тысячу жителей.
Таблица
5
Мировое
потребление энергии
между 2000 и 2020 гг. (в квадрильонах BTU) (данные
за 2000 год и прогноз
на будущее)
Мирового потреблении нефти | (прогноз | в мбд в день) | |||
Регион или страна | 2000 год | 2005 год | 2010 год | 2015 год | 2020 год |
Развитый мир | 44,9 | 47,4 | 50,1 | 52,3 | 54,5 |
США | 19,5 | 21,2 | 22,7 | 23,7 | 24,7 |
Западлая Европа | 14,4 | 14,8 | 15,3 | 15,6 | 16,0 |
Восточная Европа и | |||||
бывший СССР | 6,0 | 6,1 | 6,4 | 6,6 | 6,9 |
Развивающиеся страны | 26,2 | 31,4 | 37,0 | 42,9 | 48,7 |
Китай | 4,6 | 5,0 | 6,4 | 8,1 | 8,8 |
Мир в целом | 77,1 | 84,8 | 93,5 | 101,8 | 110,1 |
ВЫВОДЫ
Переход
мирового хозяйства к новому типу развития,
в котором центральное место занимает
информация и знания, разумеется, не означает,
что задача рационального использования
энергетического сырья теряет свою актуальность.
Наоборот, в последнее время, когда угрожающую
остроту приобрел глобальный экологический
кризис, когда мировое сообщество решает
задачу перехода к устойчивому развитию,
повышение эффективности использования
топливно-энергетических ресурсов становится
еще более актуальным и должно занимать
приоритетное направление в экономической
политике каждого современного государства.
Более того, в условиях перехода к устойчивому
развитию изменения показателя энергоемкости
в масштабах мирового хозяйства могло
бы стать одним из важных индикаторов
эффективности энергетической составляющей,
обеспечивающей этот переход. О значении
этого показателя красноречиво говорит
тот факт, что снижение энергоемкости
производства мирового ВВП только на 1%
позволило бы сегодня сэкономить 225-235
млрд дол., что примерно соответствует
затратам на природоохранные мероприятия
всех стран Европы и Азии вместе взятых.
Снижение
энергоемкости экономического развития
мирового хозяйства требует сегодня
действий по следующим основным направлениям.
Первое направление - повышение
эффективности использования энергии.
Эта задача может быть решена путем экономии
энергоресурсов, более широкого применения
энергосберегающих технологий и вторичных
ресурсов.
Второе
направление - переход от ископаемых
видов топлива, обеспечивающих сегодня
производство 85% используемой энергии,
к таким экологически чистым источникам,
как ветер, геотермальные воды, солнечная
энергия.
Реализация
мероприятий в рамках этих основных
направлений требует немалых
финансовых, трудовых, организационных
затрат и возможна лишь при усилении
государственного вмешательства в экономическую
жизнь. В большинстве развитых стран государство
заметно укрепило свои позиции не только
в социальной сфере, но и в экономической
жизни. Активно используя бюджетные, кредитно-финансовые,
налоговые, таможенные и иные рычаги, оно
получило возможность эффективно воздействовать
на процессы производства и потребления
ресурсов. Примеры рациональной политики
государственного вмешательства в обеспечение
устойчивого развития экономики путем
совершенствования ее энергетической
составляющей можно сегодня наблюдать
как в промышленно развитых, так и в развивающихся
странах.
Таким
образом, уже в меньшей степени мир зависит
от энергоресурсов, чем раньше, обозначены
тенденции перехода к новым видам энергии,
в том числе и альтернативным. Однако сейчас
всё более очевидно, что рынок не в состоянии
решить проблемы, связанные с рациональным
использованием ресурсов, и, следовательно,
необходимо государственное регулирование
экономик стран мира.
и т.д.................