Свобода в мгновение ока. Метод emdr (дпдг) френсин шапиро - десенсибилизация и переработка движением глаз

«Бывает, что некая сила будто выталкивает нас из привычной жизни, вынуждая меняться, - говорит Фрэнсин Шапиро. - Но перемены бывают столь резкими и трагичными, как это произошло со мной, что мы сами не в силах с ними совладать».

В 36 лет Фрэнсин, едва защитив докторскую диссертацию по английской литературе, узнала о том, что больна раком. Операция, развод с мужем, долгое лечение - все эти события навсегда изменили ее жизнь. Болезнь отступила, но Фрэнсин словно застыла между жизнью и смертью: ее мучили постоянные страхи и навязчивые тревожные мысли, ночью преследовали кошмары, а днем все валилось из рук.

Однажды, гуляя в парке, она заметила, что некоторые мысли, беспокоившие ее постоянно, исчезли. Вновь сосредоточившись на них, Фрэнсин поняла... что ей не страшно!

В результате упражнения уровень тревоги снижался, люди могли более реалистично воспринимать то, что их беспокоило

«Я была поражена: стоило мне вернуться к своим тревожным размышлениям, как мои глаза начинали непроизвольно двигаться из стороны в сторону и по диагонали вверх-вниз, - вспоминает она. - Когда я двигала ими намеренно, боль от тяжелых воспоминаний исчезала. Больше того, на смену ощущениям и мыслям в стиле «я бессильна», «со мной что-то не так» пришли другие: «это все уже в прошлом», «у меня есть выбор».

Шапиро попросила друзей, коллег, а также участников психологического семинара, который она посещала, проделать то же упражнение. Результаты оказались поразительными: уровень тревоги снижался, люди могли более реалистично воспринимать то, что их беспокоило. Так случайно в 1987 году была открыта новая техника психотерапии.

Это событие побудило Фрэнсин Шапиро получить психологическое образование и защитить диссертацию по клинической психологии. Уже несколько лет она работает в Институте исследований мозга в Пало Алто (США). В 2002 году ей присуждена премия Зигмунда Фрейда - самая главная мировая награда в области психотерапии.

Подробное описание уникальной психотерапевтической методики - техники ДПДГ, особенно эффективной при лечении эмоциональных травм, Шапиро дала в книге «Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз. Основные принципы, протоколы и процедуры».

Что такое ДПДГ

ДПДГ (десенсибилизация и проработка травм движением глаз) - психотерапевтическая техника, которая чаще всего применяется при лечении эмоциональных травм. Движения глаз запускают процесс естественного исцеления психики человека. Поскольку травматическое событие блокирует процессы ее саморегуляции, чувства, образы, мысли, связанные с болезненным переживанием, словно «застревают» в ней. А благодаря ДПДГ они начинают ускоренно перерабатываться.

ДПДГ как способ работать с травмой

Свою методику Фрэнсин Шапиро назвала «Техникой десенсибилизации и проработки травм движением глаз» (ДПДГ). Слово «десенсибилизация» можно перевести как «снятие чувствительности». Психотерапевты всего мира сегодня в дополнение к классическим методам используют ее в работе с теми, кто пережил эмоциональную травму, сексуальное насилие, ужасы войны, стал жертвой теракта, стихийного бедствия, видел смерть других людей.

«Подобные ситуации выходят за рамки обыденного опыта человека, - объясняет психотерапевт Наталья Рассказова. - Если такое травматичное событие случилось в момент, когда человек был особенно уязвим, его психика не может самостоятельно справиться с этим переживанием».

Спустя месяцы и даже годы его могут преследовать навязчивые мысли и тягостные воспоминания. Их образы настолько ярки, что человек всякий раз ощущает реалистичность происходящего: не просто вспоминает, а снова и снова испытывает те же ужас, боль страх и беспомощность. Методика ДПДГ всего за несколько сеансов позволяет улучшить состояние. Помогает она и при лечении различных фобий, зависимостей, депрессии, анорексии и даже шизофрении на начальной стадии этого заболевания. Противопоказаний немного: тяжелые психические состояния, некоторые болезни сердца и глаз.

Как используют ДПДГ в работе

Направленное движение глаз - основа этой техники. «Большинству из нас трудно произвольно контролировать мышцы, ответственные за движения глаз, - поясняет Фрэнсин Шапиро. - Легче продолжать эти движения, концентрируя взгляд на руке психотерапевта». Обычно он держит пальцы, карандаш или линейку вертикально на расстоянии 30–35 сантиметров от лица пациента. Тот, сосредоточившись на болезненном воспоминании или ощущении и не прерывая рассказа, одновременно следит глазами за рукой терапевта.

Артему 22 года, десять лет назад он гулял в парке с матерью и братом, когда на них напали хулиганы. «Все эти годы меня мучили ужасные воспоминания, - рассказывает Артем, - и снился один и тот же кошмар: я пытаюсь убежать от чего-то страшного, но не могу сдвинуться с места и чувствую, что проваливаюсь в какую-то глубокую, узкую яму… Я стал сторониться общения с новыми людьми, мне казалось, что все смотрят на меня с осуждением, словно говорят: «Ты ничтожество, ты не смог защитить себя и своих родных».

Благодаря технике ДПДГ воспоминания больше не сопровождаются сильными отрицательными эмоциями

Во время первой встречи психотерапевт попросила Артема вспомнить самый страшный эпизод из того трагического дня - когда один из нападавших достал нож. «Я сосредоточился на этой сцене, следуя взглядом за палочкой, которой психотерапевт проводила перед моими глазами слева направо. Казалось, я вот-вот, как это было прежде, начну задыхаться, но я все время видел руку терапевта, и она словно удерживала меня. Спустя несколько минут психотерапевт вновь спросила о том, что я вижу и что чувствую. Я еще раз описал ту же сцену, но ощутил, что прежние эмоции исчезли: мне не было так больно».

«Никакого волшебства тут нет, - поясняет Наталья Рассказова. - Артем продолжает психотерапию, но первые встречи, на которых терапевт работал с помощью техники ДПДГ, позволили снять остроту переживания: за несколько сеансов изменилось восприятие того, что с ним произошло. Его ощущение «я трус и ничтожество» сменила уверенность: «Выжить не стыдно». Благодаря технике ДПДГ трагическое событие становится одним из многих фактов жизни человека, воспоминания больше не сопровождаются сильными отрицательными эмоциями.

Если работа с глазами затруднена

При некоторых заболеваниях глаз (например, при сильной близорукости) или в ситуации, когда наблюдение за рукой психотерапевта ассоциируется с травматичными воспоминаниями (например, о том, как в детстве родители били ребенка по лицу), терапевт использует в качестве стимула постукивание по руке или звуки. Постукивания по руке выполняются так: пациент садится, положив руки на колени, ладонями вверх. Психотерапевт (одним или двумя пальцами) поочередно ритмически по ним постукивает. При звуковой стимуляции он щелкает пальцами то у одного, то у другого уха клиента примерно с такой же скоростью, как и при сериях движений глаз.

Принцип действия ДПДГ

Нет однозначного ответа на вопрос, почему эта техника настолько эффективна. Психологи и нейробиологи изучают и проверяют несколько гипотез.

Первая из них - модель ускоренной переработки информации. Фрэнсин Шапиро предполагает, что психика, как и тело, обладает врожденной способностью к саморегуляции.

«Мозг непроизвольно перерабатывает всю информацию о том, что с нами происходит, что тревожит и беспокоит нас, - поясняет Наталья Рассказова. - Он кодирует данные, нейтрализует их и отправляет на хранение. Это позволяет психике адаптироваться к самым разным ситуациям. Но физическая и психическая травма, стресс блокируют процессы естественной саморегуляции. Эмоции, образы, мысли, ощущения, связанные с болезненными воспоминаниями, словно застревают в памяти такими, какие они были в момент травматичных событий. В результате человек не только не может забыть их, но ему становится трудно вспоминать и свои позитивные чувства».

Движения глаз активизируют естественное исцеление силами самого организма: они запускают процессы, которые разблокируют нейронные сети мозга, в которых «хранится» травматический опыт, и он начинает ускоренно перерабатываться.

Движения глаз из стороны в сторону вызывают поочередную активизацию полушарий и синхронную переработку информации

Фрэнсин Шапиро не исключает, что техника ДПДГ также активизирует в мозге процессы, которые происходят в нем и во время фазы «быстрого сна», которая сопровождается активным движением глаз. В этот момент мозг перерабатывает полученную во время бодрствования информацию и сохраняет ее в памяти.

Кроме того, исследования показывают, что техника ДПДГ синхронизирует ритмы полушарий мозга.

«Они по-разному перерабатывают эмоции, - продолжает Наталья Рассказова. - Левое полушарие имеет дело с тем, что вызывает положительные эмоции, правое - перерабатывает отрицательные переживания. Если мы направим взгляд на предметы, расположенные справа от нас, это вызовет более положительный эмоциональный отклик, чем фиксация взгляда на объектах, расположенных слева. А движения глаз из стороны в сторону вызывают поочередную активизацию полушарий и синхронную переработку информации».

Споры вокруг ДПДГ

С самого момента своего возникновения техника ДПДГ стала предметом активной научной полемики.

«Многим специалистам сложно допустить, что наш мозг можно «перезагрузить», - объясняет вице-президент французской ассоциации психотерапевтов, практикующих ДПДГ, Жак Рок. До сих пор психоаналитики и психотерапевты исходили из того, что излечивать могут лишь слова, которые один человек произнес, а другой услышал.

О психологических проблемах говорили только в терминах смыслов: для тех, кто пережил травму, это была встреча со смертью. Но сегодня мы понимаем, что важнейшую роль для исцеления играет биологическая работа мозга: психика неотделима от своего неврологического «носителя». Можно перезапустить обработку информации, причем иногда экзотическими способами, которые противоречат общепринятым представлениям о том, что для излечения нужно время. Может, нам просто трудно смириться с тем, что наш мозг, как любой компьютер, поддается перепрограммированию?

Кто может использовать эту технику в работе?

Как и во время любой психотерапии, состояние клиента между сессиями может меняться. У него могут «всплыть» воспоминания о других неприятных событиях, например, из раннего детства. Именно поэтому использовать технику ДПДГ должны только врачи-психотерапевты или клинические психологи, которые могут в случае необходимости оказать экстренную помощь, в том числе медицинскую.

«Но даже хорошо обученный специалист не может гарантировать успеха при использовании техники ДПДГ с каждым человеком, - предостерегает Фрэнсин Шапиро. - Она не панацея и чаще всего используется в сочетании с другими методами терапии. Но, безусловно, ДПДГ помогает всего за несколько встреч снять остроту переживания».

ДПДГ Десенсибилизация и Переработка психологических травм Движениями Глаз (Шапиро) - метод, техника, описание, алгоритм, обучение, применение самостоятельно.

Метод, который применим для самостоятельного использования.

Эта техника относится к теме " ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ " / "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОРАБОТКА".
Не могу сказать что-то конкретное про явные и очевидные результаты от этого метода. Похоже, что это один из тех методов, который работает лишь иногда и лишь у некоторых. А внёс я его в этот журнал потому, что из десятков когда-то серьёзно протестированных на себе методов и техник, эта техника (в отличии от десятков иных "пустышек" из НЛП, эзотерики и психологии) действительно очень явно показала пару раз (из нескольких десятков подходов) явный отчётливый результат. Правда, результаты эти были не как что-то "фееричное", а как инсайт, как изменение точки зрения, как новое знание. И вот если вдруг у вас этот метод сработает (даже 1 раз из 20), то вы сможете горы свернуть в этой жизни, правильно и терпеливо приложив этот метод к своим целям, задачам, внутренним блокам, препятствиям и т.п. К чему конкретно применять и для чего - есть в статьях этого ЖЖ.


ДПДГ - Десенсибилизация и переработка движениями глаз
Сам метод стал популярен благодаря Френсин Шапиро , и именно ей приписывается его открытие и название. Хотя до неё то же самое было у популяризатора НЛП Стива Андреаса .

В описании здесь метод позиционируется как для работы с терапевтом. Но его можно достаточно просто выучить (обучиться) и легко использовать самостоятельно — для психологической помощи себе (и другим). Можно купить фонарик или указку с лазером, и водя по стене следить за точкой глазами. Можно мячик перекидывать из руки в руку и следить за ним глазами. Можно как на картинке ниже сделала моя клиентка — приклеить или примотать скотчем шарик пинг-понга к палочке (примерно 80 см.), а потом, двигая этой палочкой из стороны в сторну, следить глазами за шариком. Или, для любителей мистики: вместо шарика на конце можно приспособить свечу (вторая картинка ниже). Можно ещё придумать всякие подходящие варианты. Можно вообще без вспомогательных предметов. Навык приходит с практикой.



Теперь о методе.
(информацию здесь я компилирую из разных источников)

Десенсибилизация психотравм с помощью движения глаз (ДПДГ)

Десенсибилизация и переработка движениями глаз (ДПДГ)


Каждый человек хотя бы раз в жизни слышал старинную пословицу - «утро вечера мудренее». И уж конечно, любой человек знает, что после полноценного сна все проблемы и неприятности, которые накануне вечером давили на сознание тяжким грузом, утром воспринимаются уже не столь драматично. Почему так происходит? Что нервная система человека делает такое особенное во время сна, что позволяет «переработать» многочисленные, в том числе негативные, впечатления дня?

У нейрофизиологов есть ответ на этот вопрос. Сон человека состоит из нескольких стадий, одна из которых сопровождается быстрыми движениями глазных яблок (кстати, именно в эту фазу спящий видит сновидения). В этой стадии сна и происходит переработка той информации (и в первую очередь сложной, негативной, а подчас и травматичной), которую человек получил в течение дня.

А что происходит, если эта информационно-перерабатывающая система мозга по каким-то причинам даёт сбой, блокируется? В этих случаях негативная информация как бы «замораживается», застревает в нейронных сетях мозга, её переработки не происходит и она начинает травмировать человека, вызывая беспокойство, навязчивые мысли, неприятные физическое ощущения, одним словом - неврозы.

Метод

Метод основан на использовании естественных биологических способов переработки информации, которыми обладает нервная система человека. За годы своего существования метод доказал свою высокую эффективность при терапии психотравм.

Открытию метода предшествовала драматическая история, связанная с обнаружением онкологического заболевания у филолога Френсин Шапиро, которая в тот момент успешно заканчивала докторскую диссертацию по поэзии Томаса Харди. Роковой диагноз стал рубежом в ее жизни. Она целиком сосредоточилась на поисках средств от болезни и ее разрушительных психологических эффектов. Шапиро поступила в докторантуру по клинической психологии и неожиданно для себя открыла оригинальный метод, который она поначалу использовала для снижения тревоги и стабилизации собственного эмоционального состояния. Затем она стала экспериментировать с другими людьми, добиваясь положительных результатов. Поскольку Шапиро делала основной упор на снижении тревоги в соответствии с поведенческой моделью, а основным компонентом техники было управляемое движение глаз, она назвала новую процедуру «Десенсибилизация движениями глаз» или сокращенно ДДГ. Шапиро, излечившись от рака, к 1989 года модифицировала свой метод и стала обучать ему клиницистов. В процессе исследований она пришла к выводу, что оптимальная процедура, использующая движения глаз, предполагает одновременную десенсибилизацию и когнитивное переструктурирование травматических воспоминаний.

Цитата:
Основа метода — наяву воспроизводится фаза так называемого «быстрого сна», во время которого происходит переработка информации в нервной системе. Это очень эффективный метод работы с психологическими травмами и психологической помощи, т. к. используется существующий в психике человека естественный механизм переработки психотравм. Эффект наступает очень быстро и характеризуется большой устойчивостью.

В чем суть метода?

Суть метода ДПДГ состоит в том, чтобы активировать заблокированную систему мозга, ответственную за эту важную переработку информации. Другими словами, с помощью терапевта (или самостоятельно) клиент делает на психотерапевтическом сеансе то, что не сделала когда-то его информационно-перерабатывающая система мозга ночью.

В основе метода лежит модель ускоренной переработки информации, согласно которой у всех людей существует особый психофизиологический механизм, получивший название информационно-перерабатывающей системы, который обеспечивает поддержание психического равновесия (Шапиро, 1995). При активизации этой адаптивной системы происходит переработка любой информации, в том числе эмоциональной, связанной со стрессами и проблемами выживания.

Эти процессы в норме происходят у человека на стадии сна, сопровождающейся быстрыми движениями глазных яблок (фаза БДГ-сна).

Если по каким то причинам информационно-перерабатывающая система блокируется, переработки и нейтрализации травматического опыта не происходит. При этом негативная информация как бы «замораживается» и застывает на долгое время в занимаемой ею части нейронной сети в своей первоначальной (обусловленной травматическим переживанием) форме. Нейронные структуры, хранящие в неизменном виде дисфункциональный материал, изолируются от других участков коры головного мозга. Поэтому адаптивная (психотерапевтическая ) информация не может связаться с застрявшей и обособившейся информацией о травматическом событии, а значит, не происходит нового научения. Под воздействием различных внешних и внутренних факторов, так или иначе напоминающих о травме, происходит рестимуляция (активизация) изолированной нейронной сети, что приводит к высвобождению хранящейся в ней информации: визуальных образов, звуков, физических ощущений, вкуса, запаха, аффекта и представлений и убеждений, связанных с травматическим событием . При этом субъект не только ярко представляет себе его картину, но заново переживает всю гамму отрицательных эмоций и дискомфортных физических ощущений.

Таким образом, отсутствие адекватной переработки приводит к тому, что весь комплекс негативных переживаний, связанных с травмой, продолжает провоцироваться текущими событиями, что может проявляться в виде кошмарных сновидений, навязчивых мыслей, избегающего поведения, вегетативных нарушений и т. д.

Суть метода состоит в искусственной активизации процесса ускоренной переработки и нейтрализации травматических воспоминаний, а также любой другой негативной информации, заблокированной в нейронных сетях мозга. Предполагается, что движения глаз либо альтернативные формы стимуляции (поочередные постукивания по ладоням рук или щелчки пальцами то у одного, то у другого уха), используемые в ходе процедуры ДПДГ, запускают процессы, аналогичные происходящим во сне, в фазе быстрого движения глазных яблок.

Метод обеспечивает быстрый доступ к изолированно хранящемуся травматическому материалу, который подвергается ускоренной переработке. Воспоминания, имеющие высокий отрицательный эмоциональный заряд, переходят в более нейтральную форму, а соответствующие им представления и убеждения пациентов приобретают адаптивный характер.

Во время процедуры ДПДГ, когда пациенту предлагается вызвать травматическое воспоминание, психотерапевт (или сам человек, если самостоятельно практикует) устанавливает связь между сознанием и участком мозга, в котором хранится информация о травме (т.е. направляет сознательное внимание на образ, или чувство, или воспоминание, и т.п., которое связано с травмой). Движения глаз активируют информационно-перерабатывающую систему и восстанавливают ее равновесие. С каждой новой серией движений глаз травматическая информация перемещается, причем ускоренным образом, дальше по соответствующим нейрофизиологическим путям, пока не достигается положительное разрешение этой информации.

Одно из ключевых предположений в ДПДГ состоит в том, что активизация переработки травматических воспоминаний будет естественным образом направлять эти воспоминания к адаптивной информации, необходимой для положительного разрешения. Тем самым модели ускоренной переработки информации свойственна идея о психологическом самоисцелении.

* Шапиро (1995) откровенно признает, что модель ускоренной переработки информации представляет собой лишь рабочую гипотезу, которая помогает уяснить, как именно работает ДПДГ. Допускается, что в будущем эта модель может быть пересмотрена на основе клинических и лабораторных наблюдений. В результате многочисленных исследований ДПДГ в настоящее время установлено, что движения глаз являются лишь одной из форм билатеральной стимуляции и не являются неотъемлемой частью лечения.

Показания к использованию метода
Свою методику Фрэнсин Шапиро назвала «Техникой десенсибилизации и проработки травм движением глаз» (ДПДГ). Слово «десенсибилизация» можно перевести как «снятие чувствительности». Психотерапевты всего мира сегодня в дополнение к классическим методам используют ее в работе с теми, кто пережил эмоциональную травму, сексуальное насилие, ужасы войны, стал жертвой теракта, стихийного бедствия, видел смерть других людей. Подобные ситуации выходят за рамки обыденного опыта человека. Если такое травматичное событие случилось в момент, когда человек был особенно уязвим, его психика не может самостоятельно справиться с этим переживанием. Спустя месяцы и даже годы его могут преследовать навязчивые мысли и тягостные воспоминания. Их образы настолько ярки, что человек всякий раз ощущает реалистичность происходящего: не просто вспоминает, а снова и снова испытывает тот же ужас, боль страх и беспомощность. Методика ДПДГ всего за несколько сеансов позволяет улучшить состояние. Помогает она и при лечении различных фобий, зависимостей, депрессии, анорексии и даже шизофрении на начальной стадии этого заболевания.

Противопоказаний немного: тяжелые психические состояния, некоторые болезни сердца и глаз, недостаточность кровообращения мозга, внутриглазное давление, беременность(?), любые состояния, при которых необходимо избегать стресса.

Как проходит сеанс

Сначала клиент вместе с терапевтом (или самостоятельно) находит наиболее раннее и наиболее интенсивное (!! по поводу "интенсивное" - у разных школ психологии и психологов//психотерапевтов на это указание могут быть очень различающиеся мнения и подходы. Некоторые предлагают начинать с наименее интенсивного) травмирующее воспоминание, которое вполне может оказаться источником, корнем той проблемы, с которой клиент обратился за психотерапевтической помощью.

Затем терапевт просит клиента сконцентрироваться на этом негативном воспоминании.

Клиент вспоминает и одновременно с этим следит за направлениями движения руки терапевта. Понятно, что при этом глазные яблоки клиента двигаются, вовлекая всё новые и новые участки головного мозга в переработку травматичного материала, который достаточно быстро при этом «перемалывается», теряя свою болезненную силу. И что немаловажно - болезненные воспоминания не просто теряют свою эмоциональную окраску и значимость, они автоматически начинают восприниматься под другим углом зрения, раскладываются в сознании «по полочкам», становясь частью ценного жизненного багажа.

Во время процедуры специалист контролирует эмоциональное состояние и является надежным «проводником» по негативным воспоминаниям. Кроме этого происходит психосоматическая оценка влияния эмоций и устранение негативных ощущений.

Эмоции перерабатываются до постепенного ослабления, при этом происходит своего рода обучение, помогающее использовать их в дальнейшем.

Переработка негативных представлений в ходе выполнения упражнений позволяет положительным, вселяющим уверенность эмоциям и представлениям формировать новые образы, что ведет к возникновению более адекватных форм поведения.

После каждого сеанса чувственный опыт человека подвергается пересмотру, при этом продуцируются разнообразные отчеты об образах, мыслях или телесных ощущениях по мере того, как происходит коррекция прорабатываемой темы и изначального запроса человека.


Применимость

Данная техника применима как к актуальным травматическим состояниям, так и к состояниям из прошлого .

Использование техники «по свежим следам», сразу после травматического события (к примеру, после пережитой катастрофы) дает возможность клиентам быстро вернуться к нормальному состоянию и исключить влияние психологической травмы на дальнейшую жизнь.

При психологической помощи в работе с застарелыми состояниями необходимо добиваться ассоциации с ними , так как часто такие состояния бывают закапсулированы. К примеру, человек может полностью забыть травмирующее событие и первое проявление состояния, вызванного этим событием. Часто это проявляется как исчезновение отрезков воспоминаний. Человек говорит: «мне рассказывали, что было событие, но я ничего не помню». И то, что застарелое состояние диссоциировано, не исключает его влияние на жизнь человека, на его ключевые стратегии поведения.

Еще одно применение техники - как дополнение к любым другим, в тех случаях, когда негативное состояние препятствует работе или для дробления генерализированных негативных состояний.

Данная техника так же применима для снятия безотчетной и постоянной тревожности, вызванной ожиданием значимого события или нахождением в опасной, по мнению человека, ситуации".

Основной и дополнительной информации по этой теме есть сейчас много в сети и книгах Шапиро и НЛП. Кому нужно, тот найдёт )

Суть.
Проработка "проблемы"
1. Выберите проблему, которую хотели бы проработать (если нашли источник/корень проблемы - то это вообще хорошо!).
2. Оцените её по 10-ти бальной шкале ("0" - вообще не беспокоит, "10" - максимально сильное беспокойство / неоптимальность)
3. Какая картинка, эмоция, чувство, ощущение, убеждение (о себе, о других, о мире, о жизни и т.д. ) есть, когда вы думаете об этой проблеме, воспринимаете и/или переживаете её?
4. Удерживая внимание на этой проблеме / на образе проблемы (картинка, эмоция, чувство, ощущение, мысль) начинайте двигать глазами. По 22-24 раза на одну схему.
!! В изначальном оригинале техники ДПДГ предлагается работать только с визуальной картинкой прорабатываемой проблемы/ситуации. Но есть смысл задействовать и последовательно проработать и остальные составляющие проблемы - аудио, эмоции, чувства, телесные ощущения, мысли.
!! Разные консультанты могут по разному технически проводить и/или рекомендовать к проведению эту технику. Выбирайте, что лучше подходит вам.
Основные варианты:

- думать о проблеме / воспринимать проблему (картинку проблемы, картинку воспоминания, чувство и т.п.) только между раундами глазодвигательных движений;
- думать о проблеме (или, например, задавать вопрос, на который хотите получить ответ) и двигать глазами — одновременно ;
- держать картинку проблемы (или картинку воспоминания) в воображении перед собой и двигать глазами;
- воображаемую картинку двигать вместе с глазами, при этом особое внимание уделяя участкам движения, где картинка застряёт или пропадает.


5.
6. Дайте глазам чуть отдохнуть.
7. Сделайте несколько подходов.
8.
- что вы теперь думаете по поводу своей неприятности.
Оцените теперь уровень беспокойства по 10-бальной шкале.
9. Доведите оценку до приемлемого для себя уровня, проходя весь цикл повторно столько, сколько понадобится (а может даже - растянув эту проработку на несколько дней).

Таким же образом "встраивается" положительное, выгодное вам самоопределение.
1. А что бы вы хотели иметь вместо проблемы?
2. Какая картинка, эмоция, чувство, ощущение, убеждение (о себе, о других, о мире, о жизни и т.д.) есть, когда вы думаете об этом новом, положительном самоопределении, воспринимаете и/или переживаете его?
3. Оцените своё соответствие сейчас этому новому положительному самоопределению ("0" - не соответствую совсем, "10" - соответствую абсолютно на все 100%)
4. Удерживая внимание на этом новом самоопределении / на образе нового самоопределения (картинка, эмоция, чувство, ощущение) начинайте двигать глазами. По 22-24 раза на одну схему.

5. Окончив серию, выбросьте всё из головы и сделайте глубокий вдох - выдох.
6. Дайте глазам чуть отдохнуть.
7. Сделайте несколько подходов.
8. После чего вернитесь к образу и исследуйте:
- что вы сейчас испытываете по поводу этого образа,
- что вы теперь думаете по поводу своего нового образа / самоопределения.
Оцените теперь уровень соответствия по 10-бальной шкале.
9. Доведите оценку до приемлемого для себя уровня

, проходя весь цикл повторно столько, сколько понадобится (а может даже - растянув эту проработку на несколько дней) .

"Подчистите" возможные оставшиеся аспекты
Исследуйте, не осталось ли каких-то неоптимальностей, сомнений и т.п. по проработанной "теме". Если таковые обнаружатся - проработайте их по процедуре ДПДГ.

Данная техника проработки / психологической помощи рекомендована к применению как к актуальным травматическим состояниям, так и к состояниям из прошлого и из будущего.

Важное замечание!

К сожалению, обычный вариант метод дпдг в большинстве случаев не даёт почти никаких внятных результатов взрослым людям от его применения. И когда я вижу, как какой-нибудь ковалев в своём видео подвигав пару минут пальцами перед видеокамерой гордо заявляет зрителям "А теперь вдохните-выдохните, ваша проблема решена!" — у меня это вызывает как минимум недоумение.

Но шансы на проработку проблем (даже таким сомнительным методом) можно, всё же, чуть улучшить. Сейчас пару слов об этом.

Дело вот в чём. Если какой-то опыт жизни остался не переработанным и/или не может никак переработаться (в том числе что-то по поводу будущего, например), то на это есть какая-то причина (или несколько причин), которая находится внутри этого опыта, но вы её до сих пор не распознали и/или не рассмотрели всерьёз. Например, в какой-то ситуации в прошлом, которая всё никак не может отпустить человека, внутрилежащей причиной может быть то, что в этой ситуации произошло неожиданное разрушение какого-то важного личностного убеждения для человека, или его важной личностной ценности, или какого-то важного ожидания или неожидания, или ещё что-то подобное (* ). Причины могут быть разные, нужно искать свою. Вот эту причину, - почему ситуация//опыт "застряла" и не смогла встроиться как просто жизненный опыт, - нужно найти. Её нужно осознать. Зафиксировать как стоп-кадр. И потом с ней работать. Так будет правильнее. Ну а ещё более лучше, это пройтись вглубь по цепочке причин дальше.
Это же относится и к состояниям по поводу будущих "прогнозируемых" ситуаций.

(* ) И на основе этого в тот момент человек мог сделать какой-то судьбоносный вывод или решение, например. Но это уже следующая "цепочка".

Есть ещё дополнительная идея для этого метода, которая заключается в том, чтобы пробовать работать поочерёдно каждым из глаз. Это особенно можно пробовать на материале, который совсем "не хочет" прорабатываться. Для этого нужно поочередно закрывать глаза рукой, повязкой, или просто зажмуривать. А после такой работы посмотреть, приносит ли какая-то из сторон улучшение, и если да, то какая. И тогда сосредоточится больше на этой стороне в проработке взятой темы.

Кстати, наблюдения из практики:
- такие движения глазами можно применять чтобы взбодриться, выйти из "затупа", проснуться, активизировать полушария мозга и т.п.;
- если будет хотеть зеваться во время этой практики, то зевайте на здоровье, не подавляйте;
- имеет смысл в нескольких подходах хорошо прям до упора порастягивать глазные мышцы на крайних точках диапазона (если, конечно, по медицинским показаниям у вас нет противопоказаний) .
- ответы на вопросы или проблему могут приходить не сразу, а через некоторое время.

Статья посвящена применению техники ДПДГ при лечении па нических расстройств. В качестве примера использования этой техни ки приводится подробное описание одного из недавних случаев из практики автора, в котором отмечалось прекращение панических приступов и значительное снижение тревожности у пациента после двух сеансов психотерапии. Как известно, при использовании ДПДГ происходит осознание связи между ситуациями переживания утраты, разлуки, гнева или горя и предшествовавшими травматическими со бытиями. Применение метода для лечения панических расстройств обсуждается здесь в общем контексте этиологии панических состоя ний, учитывая при этом противоречивые и несопоставимые идеи Davanloo и Clark’а. Отмечается, что технике ДПДГ присущи такие уникальные качества, которые позволяют применять ее в самых раз личных случаях, когда цели терапии могут варьироваться от обуслов ленных интероцептивных ощущений и кастастрофических идей паци ента до состояний подавленного гнева и горя.

Источник: Журнал практикующего психолога . 1997 г. № 03

Введение

Техника ДПДГ была разработана Фрэнсин Шапиро в конце 80-х годов после того, как она открыла, что быстрые движения глаз из стороны в сторону на протяжении того короткого времени, пока мы концентрируем свое внимание на травматическом происшествии, приводя к очень значительному снижению болезненного аффекта и к изменениям в наших негативных представлениях о происходивших травматических событиях (1989а, 1989b, 1994).

Первоначально техника предназначалась для лечения посттравматического синдрома. Существует довольно много сообщений о случаях его успешного применения. Кроме того в нескольких исследованиях было показано, что позитивные, более адаптированные самопредставления пациентов возникают спонтанно, сопровождаясь общим улучшением при типичных синдромах посттравматических расстройств, включая навязчивые воспоминания, ночные кошмары, дисфории и тревоги (EMDR Institute, 1995).

Черезнекоторое время эта техника была приспособлен для лечения таких расстройств как фобии, пагубные привычки, навязчивые идеи, расстройства личности и патологические формы переживания горя. Однако до сих пор только Goldstein и Fecke (1994) опубликовали результаты своих наблюдений о применении ДПДГ в случае панических расстройств и агорафобии. Ими было описано семь случаев использования ДПДГ опытным психотерапевтом на протяжении пяти 90-минутных сеансов.

Всем пациентам был поставлен диагноз «синдром панического расстройства», и у большинства из них в дополнение к этому наблюдалась еще и агорафобия и общая тревога. Эти авторы склоняются к когнитивно-поведенческому объяснению использования ДПДГ в случаях панических расстройств, предполагая при этом, что сущность синдрома панического расстройства состоит в ранее испытанном пациентом страхе панического переживания, возникшем вследствие эмоциональой травмы.

Техника ДПДГ, предназначенная для избавления от эмоциональной травмы, может помочь и при панических расстройствах, в основе которых находятся травматические переживания, вызывающие панические состояния. Для общей оценки степени улучшений до и после сеансов ДПДГ до настоящего времени было проведено семь измерений степени тревожности, связанной с паническими состояниями и агорафобией (патологической боязнью открытого пространства).

Многим пациентам применение ДПДГ значительно помогло. Количество панических приступов и степень тревожности заметно снизились, так же как и основные симптомы стресса. Обсуждая процесс лечения, Goldstein и Fecke отметили, что у некоторых пациентов, внимание которых при использовании ДПДГ и осуществлении процесса десенсибилизации было сосредоточено на травмирующих аспектах панических приступов, после сеансов психотерапии возрастала степень общей релаксации, тогда как у других пациентов этот метод вызвал поток ассоциаций, ведущих к воспоминаниям, часто повторяющимся с самого детства, связанным c недоверием, беспомощностью и чувством своего одиночества. В появлении травматических детских воспоминаний не было ничего неожиданного.

По мере того, как Фрэнсин Шапиро продолжала использовать этот метод, ей стало ясно (1991), что кроме самой десенсибилизации в процессе терапии были задействованы еще какие-то факторы. Хотя иногда фокусирование внимания на травме или тревожном состоянии во время движения глаз и приносило быстрое облегчение, не вызывая при этом словесных ассоциаций, в других случаях первоначальные травматические образы открывали путь к более ранним (обычно детским) тревожащим воспоминаниям, которые на самом деле и составляли основу актуальных проблем. Когда эти травмы, лежащие в основе расстройств, были проработаны с помощью движений глаз, а связанные с ними болезненные чувства и неадекватные убеждения изменились, то и дистресс, связанный с первоначальной основной травмой (или фобией) разрешался.

Описания этих случаев, приводимые Шапиро, напоминают методы краткосрочного лечения, применявшиеся Фрейдом и Брейером (1895/1955), и могут вызывать интерес у каждого, кто занимается психодинамически ориентированной психотерапией или аналитической гипнотерапией. Как известно, Ф. Шапиро (Shapiro, 1994) описывала процесс ДПДГ скорее в терминах когнитивного, чем психо-динамического направления, разрабатывая при этом свою модель ускоренной переработки информации, однако это описание представляет собой, про сути дела, полный отход от бихевиористских принципов и по своей форме скорее ближе к психодинамическому, с некоторыми явными признаками влияния гуманистического подхода и с добавлением предположений о нейромеханизмах, лежащих в основе действия ДПДГ.

Иными словами, Ф. Шапиро предполагает, что информация, запечатляющаяся при переживаниях, организуется на неврологическом уровне в своего рода «сети» - достаточно сложные структуры, в закодированном виде хранящие познавательную, чувственную и аффективную информацию, причем организуя ее не так, как это предполагается в модели перцептивно-моторной переработки информации, предложенной Levental`ем, или в концепции «эмоциональных схем» (Greenberg & Safra, 1987, Ch.5). Предполагается, что в процессе жизни новая информация и опыт естественно связываются с уже существующими нейросетями. Когда случается травма, она всесторонне перерабатывается врожденными, самоуправляемыми системами, имеющими неврологическую основу, пока не происходит соединение с адаптивной информацией (приобретенной ранее или новой) и последующая интеграция. Этот естественный процесс исцеления аналогичен тому, что в психодинамических концепциях именуется «тенденцией к завершению» и «навязчивое действие», а также близок идеям гештальт-терапии о «структурной целстности». Однако информация с избыточным отрицательным эмоциональным зарядом во время травмы может переполнять существующую в организме систему переработки информации и изолироваться в особом состоянии, в котором отсутствует взаимодействие с другими сетями и со вновь возникающим опытом. Хотя травматическая информация в таком состоянии изолирована, она, тем не менее, продолжает оказывать влияние на поведение и эмоциональное состояние как особый раздражитель, вызывающий активацию нервных сетей и повторное переживание отрицательных состояний, создавая в поведении тенденцию совершения действий под влиянием этих отрицательных эмоциональных состояний.

Повторяющиеся при ДПДГ движения глаз, вызываемые мануально, стимулируют эту естественную систему обработки до тех пор, пока проявляются те или иные аспекты болезненного и неассимилированного материала и пока барьеры, удерживающие этот материал в изоляции, не будут частично или полностью преодолены (можно предполагать, что это связано с синаптическими потенциалами, которые отражают интенсивность аффекта), результатом чего и является движение к интеграции с обретением адаптивных форм поведения.

Изучение ДПДГ с использованием статистического анализа данных электроэнцефалографии позволяет предположить, что психопатологические состояния можно разделить на типы по степени подавления и асинхронизации функционирования полушарий мозга, и что стимуляция обоих полушарий движениями глаз или иным раздражителем может вызывать восстановление синхронизации работы полушарий и возвращение к естественному функционированию коры головного мозга, подавленному и нарушенному случившейся травмой (Nicosia, 1994).

Продолжение стимуляции в процессе ДПДГ приводит к интегрированию информации в ускоренном темпе.

Клинический случай:

Пациентка: Сара, около 20 лет, была направлена на психотерапию с диагнозомом «синдром панического расстройства». Сара отказывалась от лечения снимающими тревожность препаратами, так как их применение вызывало у нее состояние общей заторможенности. Она сообщила, что несколькими месяцами ранее у нее наблюдался неожиданный «приступ» в парикмахерской, во время которого она испытала головокружение, дрожь, затрудненность дыхания, а также боли в животе и пациентка была охвачена всепоглощающим чувством страха, связанного с тем, что она может упасть в обморок.

Большую часть времени после случившегося ее не покидало чувство сильного напряжения, наблюдалось обострение внимания к малейшим признакам головокружения.Часто повторялись боли в животе, появились проблемы со сном, и пациентка стала настолько неуютно чувствовать себя в одиночестве, что ей все время приходилось уговаривать кого-нибудь побыть с ней.

Кроме того, она начала избегать многих видов спорта, которыми раньше с удовольствием занималась. Несмотря на все попытки сохранить душевное равновесие, она не смогла сдержать многочисленные частичные панические приступы, для которых были характерны головокружение, учащение пульса, дрожь в теле и страх, что она может потерять равновесие и упасть. Сару тщательно обследовали, но не обнаружили никаких существенных нарушений.

Автор пришел к выводу, что эмоциональные и поведенческие симптомы пациентки соответствует тем критериям, которые DSM-IV предлагает для диагноза «паническое расстройство». В конце концов пациентка стала настолько озабочена мыслями о возможных новых приступах, что даже изменила свое обычно независимое поведение, стремясь, чтобы рядом с ней постоянно кто-то был.

В то же время ее агорафобические тенденции правильнее всего было бы считать субклиническими, поскольку, хотя пациентка испытывала тревожность, когда оставалась одна, она в то же время не придавала слишком большого значения таким ситуациям и не пыталась их избежать любой ценой.

Год назад Сара пережила такой же приступ во время своей поездки за границу. Она думала, что может быть кто-то из ее братьев или сестер тоже испытывает подобную тревогу, но ей ничего не было известно о случаях такой психопатологии в своей семье. Панический приступ у Сары был связан с женитьбой отца на другой женщине, началом новой и важной для нее работы и подготовкой к выпускным экзаменам. Она рассказывала о своем идиллическом детстве, о родителях, бывших достаточно строгими, но в то же время не проявлявшими гиперопеки. Сара была самой младшей из четырех детей, общительной, хорошей ученицей и здоровым ребенком. Ей была ближе мать, которая тяжело заболела, когда Сара была еще совсем юной.

Семья вела обычный образ жизни, несмотря на болезнь матери, но после того, как та вскоре умерла, дети сильно горевали о случившемся, в то время как отец замкнулся в себе. Сара тосковала по матери и переживала, что новый брак ее отца может разрушить семейный очаг. Она не могла объяснить свой панический приступ ничем иным, кроме как реакцией на этот стресс.

Пациентка упоминала о книге, посвященной паническим состояниям, которую она прочла в надежде, что это поможет ей справиться со своими приступами. Мы попросили ее приходить по мере необходимости, но она хотела самостоятельно справиться со своими

паническими приступами. Почти месяц о Саре ничего не было слышно. Затем она позвонила и сказала, что ее тревожность не уменьшилась и что у нее было несколько частичных приступов, а на протяжении нескольких последних дней она испытывает острое беспокойство.

Мы обсудили с пациенткой возможность прохождения курса лечения с помощью ДПДГ. Основная причина, по которой мы решили применить ДПДГ, вытекала из наблюдений, свидетельствующих о том, что ДПДГ быстро вскрывает заблокированные воспоминания и конфликтные ситуации, связанные с беспокоящим переживанием. Оказалось, что Сара была травмирована не столько паническими состояниями, сколько самим своим жизненным опытом, который был первопричиной подавленности в связи с утратой семьи и неизбежной необходимостью вести самостоятельную жизнь, что вызывало неразрешимые проблемы, относящиеся к фрустрированному чувству привязанности.

Беспокойство, связанное с разрывом эмоциональных отношений, считается многими теоретиками психодинамического подхода основным фактором в развитии панических приступов (Bowlby, 1973; Nemiah, 1988; Shear et al., 1993). Так, например, Davanloo в своей работе сосредоточился на динамике возникновения панических приступов и утверждает, что эти приступы связаны с неким основным центральным конфликтом, сопровождающимся дополнительными конфликтными ситуациями, и что действительная (или субъективно переживаемая) отверженность или травма мобилизует реактивную агрессию и садизм, которые затем оказывается в значительной мере подавленным, и это, в свою очередь, сопровождается значительным чувством вины (Dawanloo, 1990; Kahn, 1990).

Хотя психотерапевты могут придерживаться различных гипотез, объясняя возникновение симптомов пациента, в действительности эти гипотезы мало влияют на сам курс лечения с помощью ДПДГ. Подавленный материал всплывает у пациентов спонтанно. Пациенту предлагают подробно описать тягостное переживание или ситуацию, в которых возникает основной симптом, на лечение которого и направлена психотерапия. Образ, ассоциативно связанный с наиболее неприятным моментом, отождествляется с существующим в настоящее время негативным самопредставлением (например, «Я виноват» или «Я беспомощен»).

Ощущения в теле, связанные с отрицательным аффектом, локализуются, а степень дистресса измеряется по шкале субъективных единиц беспокойства (СЕБ). При этом возникают более приемлемые представления о себе.

Как только внимание пациентки зафиксировалось на определенных аспектах дезадаптивного материала, начали производиться серии движений глаз (СДГ) длительностью в среднем по 20 секунд. В конце каждой серии пациентке задавался вопрос о том, что она чувствует в данный момент. Дальнейшие серии движений глаз осуществлялись по мере того, как пациентка прорабатывала информацию и получала доступ к памяти или же спонтанно развертывавшимся образам восприятия.

Психотерапевту не нужно было при этом делать почти ничего, кроме общего поддержания атмосферы процесса до тех пор, пока пациентка не зафикисируется на одном и том же ощущении или воспоминании. В этот момент психотерапевт может оказать некоторое влияние на пациента, привнося свою информацию, которая может помочь клиенту в его движении к интеграции (Shapiro, 1994). В даном случае основным негативным эпизодом было воспоминание о том моменте в офисе, когда она почувствовала легкое головокружение, после чего возникла волна страха. Ей казалось, что она беспомощна, одинока и может упасть. В этот момент мы начали движения глаз. Несколько первых СДГ вызвали возрастающее чувство дискомфорта в области груди.

Когда мы попытались сосредоточить внимание пациентки на этих ощущениях, она начала плакать и говорить о том, что тоскует по матери. Дальнейшие СДГ вызвали приступ рыданий и пациентка осознала, что она была недостаточно хорошей дочерью, и именно это привело к смерти матери. Следующие СДГ движений глаз вызвали приступ гнева, направленного на мать, которая с самого раннего детства относилась к Саре так, как будто та была уже взрослой и не нуждалась в любви, никак не подчеркивая то, что Сара нужна ей. При воспоминании об этом Сара остро пережила свою «плохость»; она продолжала плакать и стадать. Затем Сара, все еще переживая свою вину, обнаружила в себе мысль, что она рада смерти матери.

Дальнейшая переработка информации привела к воспоминаниям о жесткости и отталкивающем характере матери. Затем чувство вины постепенно уменьшилось, и Сара начала понимать, что в действительности она сама никогда не была плохой. Ее потребности были совершенно нормальными для ребенка. Сара поняла, что ее мать всегда подавляла эти ее потребности, специально делая все

так, чтобы у Сары появилось чувство вины. После дальнейших серий движений глаз Сара постепенно успокоилась и почувствовала себя вполне взрослым человеком.

Проверка уровня страха, возникающего при чувстве головокружения, показала снижение по 10-балльной шкале уровня субъективного беспокойства с 9 до 1.

Следующий сеанс был проведен через две недели. После первого сеанса ДПДГ Сара чувствовала значительное облегчение, если не считать некоторых странных ощущений, возникавших у нее во время работы. На устранение этих ощущений было направлено дальнейшее лечение с помощью ДПДГ.

Оказалось, что Сара ненавидит свою работу, занимаясь ею только для того, чтобы угодить отцу. Она сердилась на отца, сначала за его отчужденность, а затем за то, что он, вторично женившись, отдалил ее от себя. Сара осознала, что ее болезненные симптомы связаны с потребностью во внимании, подобно тому, как в детстве единственным надежным способом заслужить внимание к себе была болезнь. Затем она осознала, что принимает на себя мученическую роль своей матери, «тихо» страдая и выражая в форме страдания свои многочисленные непрямые завуалированные обвинения. По мере продолжения процесса проработки, пациентка осознала, что ей нужно поговорить с отцом, позволив себе прямо проявить свой гнев, связанный с ее положением дома и с ее планами на будущее. При этом она уже в гораздо меньшей мере чувствовала себе беспомощной.

Результаты : На протяжении следующих шести месяцев у Сары больше не было панических приступов. Ее тревожность почти полностью исчезла, если не считать тех случаев, когда она испытывала волну непонятных ощущений и боялась оказаться полностью захваченной этой волной. Дальнейшая переработка этих переживаний с помощью ДПДГ привела к возникновению чувства печали от осознания того, что дома она оказалась в ловушке, связанной с возрастающей конфликтностью с мачехой. Она поняла, что пришло время уйти из дома.

Можно считать, что первые два сеанса ДПДГ принесли значительное облегчение симптомов. В сущности, пациентка значительно преувеличивала значение основного главного конфликта, который и лежал в основе возникновения у нее панического расстройства. Были отмечены улучшения в характерном типе ее беспокойства, проявляющемся в телесных ощущениях и направленном на выражение эмоциональных потребностей, а также на неосознаваемое подавление в себе чувств, чреватых межличностными конфликтами.

Нельзя, конечно, говорить, что характер пациентки или ее защитные механизмы перестроились полностью, но тем не менее прежние жалобы были устранены, а дополнительная польза от психотерапии состояла в получении пациенткой возможности более открыто рассматривать свои неразрешенные проблемы и эмоционально значимые события.

Обсуждение: За последнее десятилетие понимание сущности синдрома панических расстройств (СПР) существенно расширилось.

Ранние представления Klein (1981) и Sheehan, Ballenger & Jacobson (1980), состоявшие в том, что панические приступы представляют собой чисто эндогенный феномен, вызванный нейропсихологическими причинами, оказались весьма ценными для разработки эффективных методов фармакологического лечения панического синдрома. Помимо этого, указаные исследования проложили путь к созданию многочисленных моделей, в частности, диатеза, сочетавших в себе как генетические, так и психологические факторы.

Так, например, Clark (1986), Beck (1988) и Barlow (1988), основываясь на когнитивном и поведенческом подходе, предложили свои теоретические объяснения, в основу которых были положены идеи снижения порогов тревожности, конституциональной невротичности, интероцептивного обусловливания, формирование катастрофических предчувствий, связанных с соматическими

ощущениями.

Все эти методы лечения были достаточно эффективны, часто приводя к заметному улучшению после 7 — 15 терапевтических сеансов, однако отмечалось сохранение довольно значительной остаточной тревожности, а кроме того наблюдалось значительное количество пациентов с минимальным или вообще незначительным уровнем изменений (Barlow, 1994; Clark, 1994; Klosko et al., Telch et al., 1993). В этих исследованиях можно найти идеи, связанные с конфликтом на почве зависимости, незрелыми формами защиты, низким доверием к самому себе, а также переживанием гнева в случае патологических представлений многих пациентов с паническими расстройствами (Andrews et al., 1990; Shear et al., 1993; Tryer et al., 1983), что позволяет поставить вопрос о необходимости особых подходов при лечении таких случаев и об ответственности терапевта при этом. Многие психодинамически ориентированные теоретики пытались интегрировать идеи, относящиеся к биологической уязвимости, специфике личностного развития и бессознательным конфликтам, порожденными зависимостью, гневом и чувством вины в единую модель СПР.

Так, Shear и др. (1993) считают, что врожденная нейпропсихологическая раздражительность предрасплагает некоторых детей испытывать чувство покинутости родителями или же, например, чувство удушья (как реального так и воображаемого), и формирует у них внешние отношения по типу: угрожающий объект - слабое, зависимое «Я».

Фантазии о собственной покинутости или обманутости легко активируются у слабых индивидов, провоцируя высокую тревожность. Ситуации, угрожающие безопасности индивида, на самом деле или символически, а также создающие чувство психологического тупика, будут вызывать тревожность, так же как это происходит в случае любого неосознанного отрицательного аффекта, вызывающего телесные ощущения. Упомянутые авторы обосновали, что психодинамические методы могут сыграть важную дополнительную роль при использовании психофармакологических и когнитивных методов лечения панического синдрома. Так, метод «Краткой интенсивной динамической психотерапии», предложенный Davanloo, является дальнейшим развитием идеи о том, что панический синдром может быть довольно быстро излечен без применения медикаментозных средств и когнитивных методов (Davanloo, 1989a, 1989b, 1989c; Kahn, 1990). Метод Davanloo систематически переструктурирует защитные механизмы пациента, что направлено на «разблокирование неосознаваемого материала», раскрытие подавленной невротической сущности чувства вины и порождаемых злобой садистических реакций, связанных с реальными или воображаемыми персонажами из детских воспоминаний. Привнесение этих чувств или импульсов в сознание приводит к значительному снижению панических симптомов на протяжении одного или нескольких сеансов. Однако овладение методом Davanloo требует нескольких лет обучения под руководством опытного специалиста, так как существует реальный риск нанести вред пациенту при неправильном использовании этого метода. Этот метод также предполагает наличие такой единой модели, объясняющей появление панического синдрома, которая избегала бы обращения к простым когнитивным или обусловленным формам страхов в качестве адекватного объяснения СПР. Кроме того этот подход предполагает наличие особых болезненных типов личности, способствующих возникновению у них панического синдрома, что действительно находит некоторое подтверждение (см.выше), но, в то же время, противоречит данным иных исследований, позволяющих предполагать, что определенное количество пациентов в периоды между паническими приступами являются вполне независимыми, эмоционально стабильными и относительно бесстрашными людьми (Hafner, 1982).

Широкая распространенность панических состояний, а также многочисленных сопутствующих им расстройств, в том числе связанных с наследственными факторами (Barlow, 1988); бесспорная эффективность (так же как и ограниченные возможности) таких методов лечения, как антидепрессанты, сильнодействующие препараты бензодиазепиновой группы, дыхательные техники, когнитивно-поведенческие методы психотерапии, а также метод, предложенный Davanloo, создают правдоподобную картину полиэтиологической природы СПР.

У разных пациентов может наблюдаться различное сочетание нейропсихологических, психодинамических и приобретенных факторов. В таком контексте ДПДГ оказывается уникальным клиническим методом лечения панического синдрома. Как обнаружил Goldstein, некоторые пациенты переживают десенсибилизацию и изменение своих травматических представлений без затрагивания своих основных психодинамических проблем, в то время как у других пациентов проявляются воспоминания о ранних травмах или иных расстройствах. В своем клиническом опыте я также встречал пациентов с паническим синдромом, у которых не происходило вскрытия глубоких воспоминаний, но которые тем не менее после лечения достигали полной релаксации, сопряженной с переменой их катастрофических верований.

Описанный случай характерен быстрым проявлением явно неосознаваемых конфликтов, связанных с повышенной зависимость, гневом, горем и чувством вины, а также с неадекватными чертами характера. Возможно, существует нечто в самом процессе, что определяет, будут ли пациенты сразу испытывать эффективную десенсибилизацию, или же им нужно будет обратиться к скрытым воспоминаниям о предшествовавшим травме событиям. К каждому из этих типов пациентов может быть применен соответствующий психотерапевтический подход, требуемый для достижения выздоровления.

Техника ДПДГ нуждается в объективном и контролируемом оценивании результатов психотерапии, а также в исследовании самого

процесса, в частности в его применении к лечению СПР. Есть основания предполагать, что эта техника может стать подлинным вариантом «центрирования на клиенте», приводя к быстрому устранению основных симптомов с помощью десенсибилизации и изменения системы представлений пациента, стимулируя в то же время те из них, которые пролагают путь к более существенным личностным трансформациям.

Литература

American Psychiatric Press. (1994). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (4th edition). Washington, DC: Autor.

Andrews, G., Stewart, G., Morris-Yates, A., Holt, P. & Henderson,

G. (1990). Evidence for a general neurotic syndrome. Br. J. Psychiatry, 157 , 6-12.

Barlow, D. H. (1988). Anxiety and its disorders: The nature and treatment of anxiety and panic. New York: The Guilford Press.

Barlow, D. H. (1994). Effectiveness of Behavior treatment for panic disoder with and without agoraphobia. In Wolfe, B. & Master J. (Ed)

Treatment of panic disorder: A consensus development conference. Washington: American Psychiatric Press.

International EMDR Annual Conference, Sunnyvale, CA.

Shapiro, F. (1989a). Eye movement desensitization. A new treatment for post-traumatic stress disorder. Journal of Behavior Therapy

and Experimental Psychiatry, 20, 211-217.

Shapiro, F. (1989b). Efficacy of the eye movement desensitization procedur in the treatment of traumatic memories. Journal of Traumatic Stress

Studies, 2, 199-223.

Shapiro, F. (1991). Eye movement desensitization and reprocessing procedure: From EMD to EMDR: A new treatment model for anxiety and

related traumata. Behavior Therapist, 14, 133-135.

Shapiro, F. (1994). Eye movement desensitization and reprocessing: Basic principles, protocols, and procedures. New York: The Guilford press.

Shear, M., Cooper, A., Klerman, G., Busch, M. & Shapiro T.

(1993). A psychodynamic model of panic disorder. Am. J. Psychiatry, 150:

Sheehan, D. V., Ballenger, J. & Jacobsen, G. (1980). Treatment of endogenous anxiety with phobic, hysterical, and hypochondriacal symptoms.

Arc. Gen. Psychiatry, 37, 51-59.

Telch, M., Lucas, J., Schmidt, N. et al. (1993). Group cognitivebehavioral treatment of panic disorder. Behav. Res. Ther., 31, 279-287.

Перевод Александра Ригина

Доморацкий Владимир Антонович

Доктор медицинских наук, профессор, врач-психотерапевт, психиатр, сексолог. Действительный член и руководитель модальности «Эриксоновская психотерапия и эриксоновский гипноз» Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ), официальный преподаватель международного класса ОППЛ, действительный член Российского научного сексологического общества, вице-президент Национальной саморегулирующейся организации «Союз психотерапевтов и психологов». Проводит длительные обучающие программы по эриксоновскому гипнозу в Лиге, а также обучающие семинары по психотерапии с помощью движений глаз (ДПДГ), краткосрочной стратегической психотерапии, психотерапии сексуальных дисфункций и супружеских дисгармоний, психотерапии психосоматических расстройств в Москве, Минске, Киеве, Кишинёве, Краснодаре, Владивостоке, Новосибирске и др. городах.

Основные направления научной деятельности: изучение механизмов формирования и клинических особенностей невротических и сексуальных расстройств. Разработка и совершенствование подходов по профилактике и лечению невротических и психосоматических расстройств, сексуальных дисгармоний и половых дисфункций с акцентом на методах их психотерапевтической коррекции.

Член редакционных советов журналов «Психиатрия, психотерапия и клиническая психология» (Минск), «Психотерапия» (Москва), «Теория и практика психотерапии» (Монреаль, Канада). Автор и соавтор более 240 научных публикаций, в том числе 12 книг.

Как практикующий специалист проводит терапию лиц с невротическими и психосоматическими расстройствами, аддикциями, сексуальными дисгармониями и дисфункциями.

Десенсибилизация и переработка движениями глаз (ДПДГ) - один из наиболее эффективных методов краткосрочной терапии, при этом достаточно простой в использовании, безопасный и универсальный в применении. ДПДГ работает с детьми и взрослыми, в контексте как прошлого, так настоящего и будущего, может дополняться другими техниками, имеет широкий круг применения.

Продолжительность курса обучения: 40 академических часов.

Режим занятий: 2 семинара по 2 дня (10 академических часов в день).

Целевая аудитория: практикующие психологи, врачи психотерапевты, сексологи, психиатры, студенты старших курсов психологических факультетов и медицинских вузов.

На семинарах вы сможете освоить базовые навыки ДПДГ (EMDR ) для эффективного использования в собственной практике и самопомощи, узнаете об особенностях применения метода в различных ситуациях и возможностях его сочетания с другими подходами.

Даты проведения семинаров:

  • 13-14 октября 2018 г.
  • 8-9 декабря 2018 г.

Время проведения: 10.00-18.00

Программа курса

  • История создания и развития ДПДГ.
  • Механизмы лечебного воздействия метода.
  • Основные стадии стандартной процедуры ДПДГ.
  • Работа с отдельными негативными воспоминаниями.
  • Приёмы для обеспечения безопасности клиента.
  • Применение стимулирующих стратегий при заблокированной переработке дисфункционального материала.
  • Особенности работы при возникновении отреагирования.
  • ДПДГ в работе с острыми психотравмами и отдалёнными травматическими событиями. Протоколы работы с посттравматическим стрессом (ПТСР).
  • Использование ДПДГ у детей.
  • Общая стратегия работы в модели ДПДГ; психотерапии (работа с прошлым, настоящим и будущим).
  • Протокол работы с посттравматическим стрессовым расстройством.
  • Терапия специфических (изолированных) и социальных фобий.
  • Работа с неуверенностью в себе и низкой самооценкой.
  • ДПДГ в лечении тревожных расстройств.
  • Рекомендации по применению ДПДГ.
  • Как представлять ДПДГ клиентам?
  • Билатеральная стимуляция как способ самопомощи.

На втором семинаре обсуждаются современные подходы к применению ДПДГ в различных ситуациях и даются более сложные стратегии работы:

  • Факторы риска при использовании ДПДГ.
  • Представления о комплексной травме и особенностях её симптоматики.
  • Практика использования различных вариантов техники «Безопасное место».
  • Использование «линии жизни» в ДПДГ.
  • Техника «Скан аффекта».
  • Техника «Подключение к ресурсам».
  • Техника «Управление страхом».
  • «Слепой» психотерапевтический протокол (работа без оглашения проблемы).
  • Рисуночный протокол ДПДГ для взрослых.
  • Редактор негативных (кошмарных) сновидений.
  • Приёмы работы с ДПДГ в групповом формате.
  • Работа с травмами насилия.
  • ДПДГ в терапии психогенных сексуальных дисфункций.
  • ДПДГ в терапии диссоциативных расстройств.
  • Работа с острым горем (синдромом утраты).
  • Новые протоколы работы с онкобольными.
  • Протоколы работы с химическими зависимостями.
  • Использование ДПДГ у больных с соматической патологией.
  • Сочетанное применение ДПДГ и приёмов эриксоновской психотерапии.
  • Супервизия.

Формы работы: лекции; демонстрации практической работы с различного рода проблемами участников с использованием ДПДГ; работа в парах; супервизия.

* Ведущий семинара проводит множество демонстраций практической работы с различного рода проблемами участников с использованием рассматриваемых техник. *Все участники получают электронные текстовые версии презентаций, включая протоколы работы с различными проблемами.

Дополнительная информация

В основе метода лежит модель ускоренной переработки информации, согласно которой у человека существует особый психофизиологический механизм, получивший название адаптивной информационно-перерабатывающей системы, обеспечивающий поддержание психического равновесия (Ф. Шапиро, 1995). При её активизации происходит переработка любой информации, в том числе связанной со стрессами и проблемами выживания. Эти процессы в норме происходят у всех людей на стадии сна, сопровождающейся быстрыми движениями глазных яблок (фаза БДГ- сна). Если по каким-то причинам информационно-перерабатывающая система блокируется, переработки и нейтрализации травматического опыта не происходит. При этом негативная информация как бы «замораживается» и застывает на долгое время в занимаемой ею части нейронной сети в своей первоначальной (обусловленной травматическим переживанием) форме. Нейронные структуры, хранящие в неизменном виде дисфункциональный материал, изолируются от других участков коры головного мозга. Поэтому адаптивная (психотерапевтическая) информация не может связаться с застрявшей и обособившейся информацией о травматическом событии, а значит, не происходит нового научения. Под воздействием различных внешних и внутренних факторов, напоминающих о травме, происходит рестимуляция (активизация) изолированной нейронной сети, что приводит к высвобождению хранящейся в ней информации: образов, звуков, ощущений, вкуса, запаха, аффекта и убеждений, связанных с травматическим событием. При этом субъект не только ярко представляет себе его картину, но заново переживает всю гамму отрицательных эмоций и физического дискомфорта. Таким образом, отсутствие адекватной переработки приводит к тому, что весь комплекс негативных переживаний, связанных с травмой, продолжает провоцироваться текущими событиями, что может проявляться в виде кошмарных сновидений, навязчивых мыслей, избегающего поведения, вегетативных нарушений и т. д.

Суть метода состоит в искусственной активизации процесса ускоренной переработки и нейтрализации травматических воспоминаний, а также любой другой негативной информации, заблокированной в нейронных сетях мозга. Предполагается, что движения глаз либо альтернативные формы билатеральной стимуляции, запускают процессы, аналогичные происходящим во сне, в фазе быстрого движения глазных яблок. Метод обеспечивает быстрый доступ к изолированно хранящемуся травматическому материалу, который подвергается ускоренной переработке. Воспоминания, имеющие высокий отрицательный эмоциональный заряд, переходят в более нейтральную форму, а соответствующие им представления и убеждения пациентов приобретают адаптивный характер. При ДПДГ происходят быстрые изменения, что отличает метод от большинства других форм психотерапии. Ф. Шапиро (1995) объясняет это тем, что метод позволяет получить прямой доступ к дисфункциональному материалу, хранящемуся в памяти.

Являясь, по сути, интегративным методом, ДПДГ хорошо сочетается с другими направлениями психотерапии. При этом он может использоваться как весьма эффективный способ переработки психотравм любой тяжести. В 2010 г. один из пионеров гешальт-терапии во Франции (с 1970 г.) Серж Гингер опубликовал неожиданную статью “EMDR : an Integrative Approach ”, в которой призвал коллег интегрировать «революционный метод EMDR» в свою практику. Он привёл интересную статистику по своим клиентам: 42% клиентов прошли 1-2 сессии EMDR-терапии. Состояние улучшилось у 28% из них. 47% клиентов прошли 3-6 сессий. У 84% из них наблюдалось значительное улучшение состояния.10% клиентов прошли более 7 сессий, улучшение состояния можно было наблюдать у 90% из них! Гингер отмечает, пересечения и сходство EMDR с другими психотерапевтическими подходами. Например, также, как и в гештальт-терапии, EMDR поддерживает клиента в его выражении эмоций в процессе работы с травмой (включая телесные проявления), при этом обеспечивая безопасную рамку с помощью терапевтического альянса и эмпатии. Метод стремится к завершению «незавершенного гештальта» в прошлом клиента. EMDR работает с «полярностями», например, такими, как одновременно присутствующими: - потребностью в безопасности и потребностью в независимости; заботой о чувствах других и отстаивание себя; негативным образом себя («негативное самоубеждение») и желаемым образом, которого человек хочет достичь («позитивное самоубеждение»). Метод обращается как к внутриличностным феноменам, так и к отношениям человека со внешним миром, сходно с тем как происходит работа на «границе контакта» между человеком и средой, в «здесь и сейчас». EMDR так же проводит регулярную оценку ощущений в теле («сканирование тела»). Гингер подчёркивает, что используемые в EMDR протоколы и специальные техники информационного переструктурирования хорошо интегрируются, в гештальт-терапию и в другие психотерапевтические подходы, привнося туда нейрофизиологическое измерение.

Показания к применению метода:

  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) у ветеранов локальных войн и гражданских лиц (включая травмы сексуального насилия, последствия нападений, аварий, пожаров, техногенных катастроф и стихийных бедствий); обсессивно-компульсивное расстройство; паническое расстройство; психогенные сексуальные дисфункции;
  • диссоциативные расстройства (при наличии у психотерапевта специальных навыков);
  • зависимость от психоактивных веществ;
  • хронические соматические заболевания и связанные с ними психологические травмы;
  • случаи острого горя (синдром утраты);
  • психосоматические расстройства, в анамнезе которых выявлена психотравма, которая предположительно имеет связь с текущей патологией (этот травматический эпизод подвергается переработке);
  • супружеские и производственные конфликты;
  • проблемы, связанные с повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, низкой самооценкой и др.

Противопоказания для применения ДПДГ немногочисленны. К ним относят: психотические состояния, эпилепсию, неспособность переносить высокий уровень тревоги (как во время сеансов, так и в промежутках между ними).

Формы работы:

  • лекции
  • демонстрации практической работы с различного рода проблемами участников с использованием ДПДГ
  • работа в парах
  • супервизия

Предварительная запись в группу обязательна!

Контакты: тренинг-руководитель ЦС ОППЛ
Анна Рудольфовна Нерода