Хочешь самостоятельно подготовиться к ЦТ по русскому языку? Тогда вооружайся специальными пособиями, концентрацией и пользуйся нашими советами по организации продуктивной учёбы.
Сперва разработай подробный план занятий. Включи в него все темы, которые затрагиваются в ЦТ. В этом поможет документ от РИКЗ — «Спецификация теста по учебному предмету „Русский язык“ для проведения централизованного тестирования ». На сложные темы отведи больше времени, чем на те, которые вызывают меньше вопросов.
Посвящай русскому языку не меньше часа в день. Но учитывай свой уровень подготовки. Где-то придётся поработать и дольше. Придерживайся своего графика строго. Через месяц ежедневные занятия войдут у тебя в привычку.
Современный абитуриент должен быть усидчивым. Прочитал правило — выполнил упражнения. Как в школе. Стоит начинать с материала пятого класса и двигаться вперёд по разделам.
Чтобы научиться решать задания ЦТ, мало прорешать все тесты прошлых лет. Ты должен владеть теоретической базой знаний. Запоминай недоученное в школе, обращайся к , тематическим сайтам . Вдумчиво выполняй тесты. Старайся не подглядывать в учебник, а подумай чуть дольше. На ЦТ подглядеть будет негде.
Чтобы набить руку в решении тестов, пользуйся . А дистанционный вариант РТ от РИКЗ даст представление о том, каким тест будет выглядеть в 2019 году. Дистанционное РТ обновляется в середине учебного года. Вступай также в наш паблик ВК по русскому языку , где мы каждую неделю разбираем темы из ЦТ.
Даже если кажется, что какую-то тему ты и так знаешь на зубок, не ленись ещё раз прочитать теорию и рассмотреть примеры заданий. Материал к июню может забыться.
При подготовке необходимо использовать все средства в комплексе и привлекать множество учебных пособий.
Светлана Пашукевич, преподаватель русского языка в
Проверить свои силы и ощутить экзаменационную атмосферу позволяет , которое трижды за учебный год проводится на базе университетов. Чтобы проследить свой прогресс, посети все этапы РТ.
В 2017 году 66 абитуриентов из 72 874 сдали централизованное тестирование по русскому языку на 100 баллов. Как сдать ЦТ на максимальный балл? Будет ли централизованное тестирование 2018 года отличаться от предыдущих лет? На эти и другие вопросы отвечает Виктория Романова — преподаватель русского языка образовательного центра , магистр педагогических наук и один из разработчиков интерактивного курса подготовки к ЦТ по русскому. Советуем прочитать до конца, чтобы не упустить важных деталей!
Изменилось ли ЦТ по русскому за последние пять лет?
Из года в год задания на ЦТ по русскому языку однозначно упрощают. Если быть точнее, то незначительно изменяются формулировка условий и примеры. Перечень тем и правил, знание и понимание которых проверяется составителями ЦТ, остаётся прежним. Таким образом, абитуриент успешно справится с заданиями при условии, что хорошо усвоит материал из списка тем, который подготавливает РИКЗ (имеется в виду спецификация по русскому языку ), причём не имеет значения, сколько раз условие задания было переформулировано.
Реально ли подготовиться к ЦТ на высокий балл без курсов и репетитора?
Разумеется! В таком случае абитуриенту нужно запастись учебной литературой. Как минимум — это учебники по русскому языку за 5−11 классы, как максимум — это пособия и сборники тестов за последние 7−10 лет. Чтобы сдать ЦТ на высокий балл, важно выполнить как можно больше тестов. Ещё нужны усидчивость, дисциплина, настойчивость, т. е. всё то, что помогает ученику систематически готовиться.
Правда, насколько я заметила за время практики, именно отсутствие умения заставить себя работать систематично вынуждает школьников прибегать к помощи со стороны репетиторов и учебных центров.
Какие отметки в школе по русскому у твоих учеников? И подтверждаются ли они баллами РТ, а потом и ЦТ?
Четвертные отметки по русскому языку у моих учеников — от 5 до 8 баллов. Далеко не каждый из них посещал первый и второй этап РТ. Ребята, которые ходили на оба этапа, замечают, что после занятий со мной их результаты улучшились. Например, от 45 до 60 баллов, от 49 до 67 баллов. Правда, есть единичный случай, когда по результатам второго этапа баллы были меньше по сравнению с результатами первого этапа. По результатам 3-го этапа пока информации нет.
Как правило, результаты третьего этапа РТ и самого ЦТ имеют небольшую разницу.
Результат зависит и от базы, и от того, насколько качественно готовился учащийся перед самим ЦТ.
В первую очередь, советую пользоваться теорией из школьных учебников. Кроме того, существует много пособий, в которых вся теория из школьного курса системно подана в одной книге. Имею в виду пособия О. Е. Горбацевич, Т. В. Ратько, Т. В. Балуш, Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович, В. А. Саникович. Пособия перечисленных авторов неоднократно переиздавались. Конечно, лучше покупать пособие новее, так как последняя версия будет качественно лучше. Но мы помним, что изучение теории не имеет смысла без выполнения тестовых заданий.
Когда лучше начать подготовку к ЦТ по русскому языку?
Это зависит от уже имеющейся теоретической базы и личностных характеристик ученика. Гуманитарию достаточно начать подготовку за год до сдачи ЦТ, а вот человеку с техническим складом ума советую начать подготовку чуть раньше, к примеру, за полтора-два года до экзамена. В среднем считается, что именно одного года достаточно для того, чтобы повторить и доучить теорию из школьного курса.
Возможно ли подготовиться к ЦТ за несколько месяцев?
Если есть огромное желание, то, конечно, можно. Для этого нужно «вооружиться» пособием, сборниками тестов и поддержкой со стороны учителя-предметника или хотя бы друга-отличника.
Подскажи, с каких заданий лучше начать выполнение теста?
К сожалению, нет универсального совета, с каких заданий лучше начинать выполнение теста. Абсолютно у каждого абитуриента есть своя схема работы с заданиями. Я, к примеру, всегда решаю тестовые задания по порядку. Прочитав условие, приступаю к выполнению, а после этого вновь возвращаюсь к условию. Ведь часто ошибки допускаются именно из-за невнимательного прочтения условия. Умей чётко разграничивать правила, чтобы понимать, какое из них следует применить в задании.
Чтобы понять, какая последовательность выполнения заданий удобна абитуриенту , надо выполнить как можно больше тестов, в том числе на РТ. Кроме того, именно выполнение тестов позволит следить за прогрессом в подготовке.
Что делать, когда совсем не знаешь ответ на вопрос?
В ситуации, когда абитуриент вовсе не знает ответа на вопрос, лучшим помощником будет (как ни странно!) интуиция. Кстати, она хорошо развита у тех, кто много читает. Разумеется, можно воспользоваться и методом исключения, т. е. отсеять те варианты, в которых уверен сам абитуриент. Правда, и для этого нужны элементарные теоретические знания.
Всегда нужно записывать что-то в область ответов. Русский — это не математика и физика, так что тут уж интуиция в помощь.
Виктория Романова, преподаватель русского языка в образовательном центре Адукар, магистр педагогических наук
Насколько объективно ЦТ оценивает уровень грамотности абитуриента?
Достаточно объективно. Причиной тому является разнообразие тем, знание которых проверяется во время экзамена. В заданиях к ЦТ содержатся темы из разделов «Орфография», «Пунктуация», «Культура речи», «Стилистика» и др., которые отображают разные уровни грамотности носителя языка.
Возможно ли сдать ЦТ по русскому языку на 100 баллов? Что для этого нужно?
Конечно! Для этого нужны сильная теоретическая подготовка, навыки успешного выполнения прошлогодних тестов, вера в себя.
Какие ошибки при подготовке к тестированию чаще всего допускают твои ученики?
Распространены ошибки на следующие правила: «Н и НН в словах разных частей речи», «Слитное и раздельное написание НЕ со словами», а также «Различение НЕ и НИ». Но, пожалуй, самыми «болезненными» являются задания на морфемный разбор слова и словообразование.
Зачастую ученики допускают ошибки по невнимательности: вписывают неверный вариант ответа, не выбирают все правильные ответы или вовсе выбирают варианты, противоречащие условию задания.
После того, как задание выполнено, важно ещё раз проверить, соотносятся ли варианты ответов с условием.
Виктория Романова, преподаватель русского языка в образовательном центре Адукар, магистр педагогических наук
Сколько примерно слов-исключений нужно запомнить абитуриенту, чтобы справиться с заданиями ЦТ? Как их лучше запоминать?
Если к словам-исключениям относить ещё и словарные, то точной цифры для запоминания нет. В этом можно убедиться, просмотрев различные пособия для подготовки к ЦТ. Каждый составитель приводит свой перечень слов, причём, понятное дело, далеко не все слова используются в самом тесте. Поэтому я предлагаю абитуриентам выписывать в свой конспект слова-исключения и словарные, которые встречаются в сборниках ЦТ. Со списками слов, которые приведены в учебных пособиях, тоже важно ознакомиться.
Есть много вариантов запоминания исключений и словарных слов: приводить ассоциации, примеры словосочетаний с исключениями и словарными, делать рисунки к словам, записывать слова на стикерах и расклеивать рядом с рабочим местом. В ситуации с запоминанием исключений и словарных слов все средства хороши.
Можно ли по результатам третьего этапа РТ прогнозировать балл на ЦТ?
Да. На это есть две причины. Первая заключается в том, что ко времени проведения третьего этапа РТ, как правило, весь теоретический материал уже пройден и сборники тестов прошлых лет отчасти проанализированы, а это значит, что ученик приходит на РТ в полной боевой готовности. И третий этап РТ — это своего рода тренировка, т. е. абитуриент тренируется выполнять те задания, которые, вероятно, будут в ЦТ. Вторая причина в том, что обычно последний этап незначительно отличается от самого ЦТ. Следовательно, по баллам третьего этапа РТ можно говорить о приблизительном количестве баллов, которые можно набрать по итогам ЦТ.
Как думаешь, есть ли смысл сдавать ЦТ и по белорусскому, когда не уверен, что на тестировании по русскому наберёшь хороший балл?
Почему бы и нет. Тем более при условии, что ученик знает родной язык — белорусский — лучше, чем русский.
Есть ли какие-то «хитрости», которыми можно воспользоваться на тестировании?
Скорее нет, чем да. Но зачастую абитуриенты , получив черновой листок, спешат записать в него правила или словарные слова, которые часто забывают, в которых допускают ошибки. Собственно, это и хитростью не назовёшь. Важнее ещё в процессе подготовки к ЦТ научиться восстанавливать объёмные и сложные правила с помощью простых схем или ассоциаций.
Чего ждать абитуриентам от ЦТ-2018? Тесты станут сложнее или проще?
Судя по заданиям третьего этапа РТ, задания ЦТ будут ещё проще. Ничего неожиданного или незнакомого мы не встретим: всё те же темы. Абитуриентам будет полезно выполнить оба варианта третьего этапа, чтобы понять, на каких именно темах сделан акцент в тестах этого года. А за несколько недель до ЦТ ещё раз вернуться к этим темам, чтобы повторить их либо доучить.
Посоветуй абитуриентам, как не волноваться перед ЦТ и настроиться на плодотворную работу?
Не волнуется тот, кто уверен в своих силах. В ситуации с ЦТ под силами понимаются знания и навыки качественно решать тесты. А для того чтобы быть уверенным в собственных знаниях и навыках, нужно заранее подготовиться к ЦТ: выучить теорию и выполнить тестовые задания прошлых лет. Тогда, приступив к выполнению экзамена, абитуриент будет воспринимать его всего лишь как очередной тест, подобный тем, которые он неоднократно выполнял до этого момента. И волнение уйдёт!
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях
Первый раз в жизни ЦТ по русскому языку я сдавала 15 июня 2014 года. Высшее образование у меня давно есть: когда я поступала, были обычные экзамены, а не ЦТ. В университете, на факультете журналистики, я тоже изучила правила русской грамматики и стилистики. Но поскольку во времена работы в СМИ мои ошибки исправляли корректоры, знания основательно выветрились из памяти.
В последние годы, когда я начала выполнять копирайтерские заказы, а потом и преподавать копирайтинг, забытого стало не хватать. Врожденной грамотностью, т.е. хорошей визуальной памятью, меня природа не наградила, так что при проверке своих и чужих текстов мне приходится вспоминать правила из учебника. Копирайтер – сам себе корректор, да и ученики порой ставят запятые где попало и ждут обоснованных замечаний. Поэтому и решила повторить предмет, используя ЦТ как стимул. А кроме прокачки навыка грамотного письма, мне было важно получить результаты еще одного эксперимента, по самостоятельной организации учебного процесса.
При первых попытках заполнить тесты прошлых лет у меня бывало от 5 до 10 ошибок: показатель, обычный для школьника-хорошиста, который специально к тестированию не готовился. Но, в отличие от среднего школьника, я была уверена: качественно подготовиться к экзамену за короткий срок вполне реально. Эксперимент удался: сдала на 100 баллов.
Я решила, что буду сдавать ЦТ, и впервые открыла пособие по подготовке к тестированию 26 апреля 2014 года. Последние дни апреля и весь май занималась не больше 4 часов в неделю. Чуть больше месяца ушло на то, чтобы прочесть, не останавливаясь на упражнениях, «Пособие для подготовки к обязательному централизованному тестированию» О.Горбацевич, Т.Ратько и Т. Бодаренко и выполнить несколько тестов за предыдущий год. В конце мая я купила дополнительный сборник тестов за 2008-2012 годы и с 1 до 14 июня занималась по 3 часа в день, подробно разбираясь с наиболее сложными темами и решая тесты за разные годы.
Таким образом, общее количество часов, посвященных исключительно подготовке к ЦТ – около 60, дополнительно иногда использовалось время поездок в транспорте. Все это время я продолжала работать и выполнять свои домашние обязанности.
Если сравнивать меня с выпускником школы, то я выигрывала в том, что не была обременена выпускными экзаменами. У школьников было в те же сроки всего 2-3 дня, чтобы отвлечься от экзаменационных предметов и сосредоточить все внимание на ЦТ. По сравнению со среднестатистическим «взрослым» абитуриентом я выигрывала в том, что у меня – свободный график работы и равное разделение хозяйственных забот с супругом: это значит, что я могла выбирать для подготовки к тестам самое продуктивное время. Кроме того, я сдавала один, а не три теста.
Другим предстоит приспосабливаться к своим обстоятельствам. Это значит, скорее всего, что на повторение уйдет больше календарных дней. С другой стороны, если начинать готовиться заранее, то и знания будут более прочными. Тогда на итоговое повторение перед самым тестированием может потребоваться всего несколько часов.
Говорят, с возрастом цепкость памяти ослабевает, и я в это отчасти верю. Кроме того, у меня не было уроков русского языка в школе и подготовки к школьному экзамену по тому же предмету. В последнем обстоятельстве есть и плюсы, и минусы. Потому что школьные задания по предмету тоже позволяют закреплять в памяти темы, вынесенные на ЦТ.
У меня не было учителей-консультантов, факультативов, репетиторов и курсов для поступающих. Никто не организовывал мой учебный процесс. Хотя последнее обстоятельство мне не мешало, потому что именно технологии самоорганизации я на себе и проверяла.
Вот какие вещи мне кажутся общеупотребительными.
В старших классах американских школ и на первых курсах вузов и колледжей многие ученики проходят курсы learning skills, учебных навыков. У нас такой практики нет, так что я изучала этот предмет самостоятельно. Это общие навыки планирования и тайм-менеджмента, а также умение извлекать из текста главное (кстати, помогает в заданиях на анализ текста), конспектировать, работать в группе и индивидуально, запоминать разные виды информации. До эксперимента на себе я уже провела несколько мотивационных групп по самоорганизации в быту, и одну – по управлению личными проектами в любых сферах: часть навыков самоорганизации относятся к учебе точно так же, как к регулярному планированию меню.
Итак, вот учебные навыки, которые использовались при подготовке.
Думаю, можно. И мне лично интереснее,чтобы пригодился он не столько для заполнения бланков теста, сколько для улучшения практической грамотности. Маршрут похожий: выяснить, чего не знаешь, выбрать необходимый материал для повторения - и последовательно изучать. А вместе с правилами правописания осваивать и learning skills, с которыми никакой экзамен не страшен.
7 февраля 2019 года я провожу бесплатный вебинар, где подробно расскажу, как выстроить свой путь к безупречному правописанию. !
Как сдать ЦТ по русскому языку на 100 баллов? Личный опыт
Учебный онлайн предмет «Русский язык» предназначается абитуриентам для самостоятельной подготовки к централизованному тестированию, а также может использоваться учителями с целью контроля знаний учащихся.
Предмет содержит т ренировочные задания по всем разделам школьного курса русского языка, общие тесты, ключи-ответы ко всем заданиям.
Тематические задания предназначены для лингвистического тренинга и способствуют закреплению знаний, а также выработке умений и навыков по следующим основным темам: «Фонетика. Графика», «Лексикология. Фразеология», «Морфемика. Словообразование», «Морфология», «Орфография», «Синтаксис», «Пунктуация», «Стилистика».
Общие тесты по структуре и содержанию приближены к стандартному тесту по русскому языку, используемому при проведении централизованного тестирования. Каждый вариант теста состоит из части А и части B. Часть А включает 31 задание закрытого типа, предполагающее выбор правильных ответов (от одного до четырех). Часть В включает 9 заданий : задания по работе с текстом и задания на соответствия (когда необходимо соотнести языковые единицы в левом столбце таблицы с их грамматическими характеристиками в правом).
Биология
Белорусский язык
Математика