Существенный рост оборонных расходов Мьянмы, а также начавшаяся демократизация властных структур, делают эту страну одним из перспективных рынков оружия в регионе Юго-Восточной Азии.
По данным «Джейнс дифенс уикли», правительство Мьянмы ассигновало на нужды обороны в 2013-2014 ф.г. 20,8% национального бюджета или около 2 млрд дол. Проект оборонного бюджета, предложенный правительством 19 февраля, вступит в силу 1 апреля. По оценке экспертов, доля средств, выделяемых на военные нужды, снижена по сравнению с ассигнованиями на 2012-2013 ф.г.
Однако военные расходы по линии госбюджета не включают средства, полученные за счет деятельности военных предприятий, которые распределяются в соответствии с законом о специальных фондах. Закон о специальных фондах был принят в марте 2011 года и позволяет Вооруженным силам использовать дополнительные фонды без парламентского надзора.
Финансирование Вооруженных сил из специальных фондов, вероятно, будет увеличиваться также за счет поступления средств от разработки месторождений полезных ископаемых, в первую очередь природного газа. В связи с ростом зарубежных инвестиций в газовую отрасль, Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует увеличение валового внутреннего продукта Мьянмы с 59 млрд дол в 2013 году до 77 млрд дол в 2017 году при ежегодном темпе роста около 7% (на территории Мьянмы разрабатываются несколько крупных газовых месторождений).
Мьянма длительное время управлялась военной хунтой. В ноябре 2010 года в стране были проведены выборы в парламент, который 4 февраля 2011 года избрал первого президента. Им стал бывший премьер-министр страны генерал в отставке Тхейн Сейн – председатель правящей Партии союзной солидарности и развития (ПССР).
Сейчас правительство и Минобороны Мьянмы стоят перед необходимостью кардинальной модернизации армии, ВВС и ВМС для обеспечения должной обороноспособности страны. В этой связи Мьянма может рассматриваться в перспективе как крупный заказчик различных типов вооружений, поскольку ВС страны полностью зависят от иностранных государств в части поставок ВиВТ.
На текущий момент на рынке вооружений Мьянмы две страны занимают доминирующее положение – это Китай и Россия. Во второй дивизион крупных поставщиков на рынок вооружений Мьянмы входят КНДР, Сербия и Украина.
С 1991 года эмбарго на поставки вооружений, боеприпасов и подготовку военнослужащих Мьянмы ввел Европейский Союз. В 1993 году эмбарго на продажу вооружений Мьянме ввели США. В июне 2010 года конгресс США в очередной раз продлил запрет на экспорт вооружений в Мьянму.
В связи с проведением всеобщих выборов в парламент и избранием первого президента страны, вполне возможно, что западные страны пересмотрят свое решение в отношении эмбарго на поставки оружия Мьянме, то есть можно прогнозировать, что на этом рынке развернется жесткая конкурентная борьба и далеко не факт, что Китай и Россия в дальнейшем удержат свои доминирующие позиции. Наиболее крупные программы Мьянма осуществляет в области закупки авиационной техники (с Россией и Китаем) и по военно-морской тематике (с Китаем).
ВВС Мьянмы в настоящее время осуществляют параллельные закупки 20 российских истребителей МиГ-29Б/СЭ/УБ (около 570 млн дол) и 50 (по другим данным 60 ед.) китайских УТС/УБС К-8 «Каракорум» (около 700 млн дол). Это две самых крупных по стоимости программы на текущий момент. Оба контракта были подписаны в конце 2009 года.
Летом 2010 года началась практическая реализация контракта на поставку ВВС Мьянмы УБС K-8 «Каракорум», которые могут оснащаться 23-мм пушкой, бомбами, управляемыми и неуправляемыми ракетами. В конце декабря 2009 года Мьянма подписала контракт с Россией стоимостью 570 млн дол на поставку 20 истребителей МиГ-29 (10 МиГ-29Б, 6 МиГ-29СЭ, 4 учебно-боевых МиГ-29УБ). По имеющимся данным, в марте 2011 года Мьянме были переданы первые три МиГ-29, а весь контракт планировалось завершить до конца 2012 года.
Для обеспечения транспортных перевозок ВВС Мьянмы заказали в РФ два самолета Ан-148-100. Первый из них разбился в начале марта 2011 года в Белгородской области при выполнении полета в рамках программы летных испытаний. В дальнейшем Мьянма аннулировала этот контракт.
По имеющимся данным, Россия в 2011 году завершила также поставки по двум контрактам по вертолетной технике (10 вертолетов Ми-24 из состава ВС РФ, а также 12 Ми-2 из состава ВС РФ).
Вместе с тем, авиапарк ВВС Мьянмы настолько устарел, что эти поставки не удовлетворяют потребности ВВС Мьянмы. В этой связи в перспективе возможны дополнительные закупки как истребителей, так и вертолетов различных типов. На текущий момент в составе ВВС Мьянмы имеются 58 истребителей, в том числе 48 F-7М (МиГ-21Ф), поставленных Китаем в период с 1991 по 2002 гг., а также 10 МиГ-29С, поставленных Россией в 2002-2003 гг. В 1997-1998 гг. Китай поставил Мьянме 22 истребителя-бомбардировщика A-5C.
Самыми «новыми» приобретениями в сегменте УТС/УБС (всего около 70-80 машин) являются 12 K-8 «Каракорум» (Китай, 1999 год), 10 FT-7 (Китай, 1990-1998 гг.) и 2 МиГ-29УБ (Россия, 2002-2003 гг.).
На текущий момент штатная численность ВВС Мьянмы составляет 15 тыс. человек. Основными задачами ВВС являются охрана воздушного пространства страны, поддержка видов вооруженных сил в ходе проведения совместных боевых действий, переброска личного состава и грузов, а также проведение самостоятельно или во взаимодействии с наземными подразделениями специальных мероприятий по противодействию антиправительственным выступлениям.
Организационно ВВС Мьянмы состоят из четырех оперативных авиационных командований: «Северное» (Мьиткьина), «Центральное» (Мандалай), «Южное» (Янгон), «Прибрежное» (Бассейн Патейн) и одного учебного командования (Мейхтила). В состав ВВС входит 16 авиационных эскадрилий (две истребительно-бомбардировочные, три истребительных, две учебно-боевые, две разведывательные, три транспортные, четыре вертолетные). По мере закупки авиатехники количество подразделений будет увеличено.
Планы модернизации ВВС предусматривают дальнейшее обновление авиационного парка. Следует отметить, что ВВС Мьянмы в течение нескольких последних лет реализовали программу по модернизации инфраструктуры аэродромов. На текущий момент ВВС Мьянмы имеют в своем распоряжении 10 авиабаз.
Начиная с 1988 года, численность Вооруженных сил Мьянмы возросла в два раза и на текущий момент составляет 406 тыс. чел.
Поддержать
Российско-мьянманским отношениям - более полутора столетий. Ключевое значение в этих связях всегда имело взаимодействие в военной сфере. К примеру, когда россияне Пашуто и Хлудов в 1876 году после путешествия в эти края вернулись домой, они доставили письмо тамошнего правителя с предложением дружбы и просьбой о подготовке специалистов в России. В числе тех, кто высказал одобрение такого сотрудничества, был не кто иной, как военный министр Дмитрий Милютин.Сегодня военно-техническое сотрудничество остается наиболее «продвинутым» сегментом в отношениях двух стран. В 2016 году между оборонными ведомствами было заключено соглашение. Военные обмениваются делегациями, решают вопросы противодействия террористическим угрозам, в Мьянму поставляется российская боевая техника, упрощен порядок захода военных кораблей. Стимул конструктивному диалогу придал и недавний (в январе этого года) визит в эту страну министра обороны РФ Сергея Шойгу.В новом выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда» журналист Алексей Егоров расскажет о некоторых аспектах нашего взаимодействия с мьянманскими военными. Зрители программы узнают о том, что представляют собой вооруженные силы этой страны, каким успехами гордятся и какая экзотика присуща армии Мьянмы - страны такой далекой от России, но такой близкой по духу и ратной истории.Наука побеждать: мьянманский вариант
В Военной академии Мьянмы выпускники получают сразу три диплома: по компьютерным технологиям, по гуманитарным дисциплинам (история, иностранные языки) и по специализации, которую выбирают сами слушатели. Наверное, не случайно конкурс сюда - один из самых высоких в стране. Как подчеркивает ректор академии Таун Хтай Шве, военное образование - это и дисциплина, и физподготовка, и знакомство с техникой, и, конечно же, воспитание. «Наш курсант проходит весь путь - от рядового до офицера, - говорит ректор. - На первом курсе он постигает азы военной службы, на втором его учат быть командиром отделения. На третьем он переходит на уровень старшего сержанта взвода. И на последнем, четвертом курсе уже командует взводом».Примечательно, что едва ли не половина педагогического состава этого вуза владеет русским языком. Дело в том, что многие офицеры мьянманской армии в свое время проходили обучение в военных учебных заведениях СССР и России. Кстати, русский учат и в этой академии. Ее выпускники могут потом отправиться получать образование в нашу страну. Но только самые лучшие из них: так здесь заведено. В Мьянме российское образование ценится выше западноевропейского. «Россия - наш друг, единственная страна, которая понимает нас, помогает всегда, - говорит преподаватель академии капитан Йен Пайн Хэйн. - Мы как семья, как братья».Значительное внимание уделяется в период обучения строевой, физической выучке. Курсанты учатся мастерски выполнять приемы с оружием, по несколько раз в неделю занимаются со специальными снарядами - битами, которые позволяют развивать мышцы рук. Культивируется и собственный вид рукопашного боя - мьянма тай. Этому боевому искусству не одна сотня лет, оно появилось еще в древности, во времена императоров. В академии такие занятия помогают овладевать мастерством защиты и нападения без оружия. Кстати, все спортивные занятия здесь проходят на улице, благо погодные условия позволяют: в этой стране почти всегда лето. В мьянманской армии - культ здорового тела: поддерживать его в значительной степени позволяет запрет на службу для людей с избыточным весом. Особые требования - для спецназа. К слову, он регулярно привлекается для выполнения особых задач, учится десантироваться с вертолета в джунгли, способен выдерживать любые прихоти погоды.Российская военная техника в армии Мьянмы в особом почете. Причем давно. Неприхотлива, проста в эксплуатации, пригодна к обслуживанию в полевых условиях. К примеру, в составе Военно-воздушных сил страны прочно обосновались наши боевые машины МиГ-29 и Як-130. Машины КБ Яковлева настолько хорошо приспособлены к использованию в жарком климате, что даже имеют систему встроенного охлаждения при торможении: воздух подается на тормозные устройства, чем снижается риск перегрева при взлете-посадке. Моэ Хтэт, заместитель начальника инженерно-авиационной службы одной из эскадрилий ВВС Мьянмы, называет Як-130 очень простым в плане обслуживания по сравнению с самолетами других марок. Высокого мнения здесь и о МиГ-29. Кстати, Россия не только предложила Мьянме сами боевые машины, но и построила здесь сервисный центр, куда регулярно делегируются для работы наши специалисты.
С местным колоритом и экзотикой
Конечно, многое в этой стране и в ее армии, скажем так, не совсем привычно для нашего восприятия. Например, в вооруженных силах Мьянмы узаконена выдача алкоголя. Правда, мера эта вынужденная - напитками с градусом здесь борются с малярией. Средство так и называется - «Армейский ром»: бутылки объемом 0,65 миллилитра и крепостью 43 градуса доставляются в каждую воинскую часть. Военнослужащие имеют право на 50 граммов, которые им наливают по три раза в день. Ром, как говорят в командовании мьянманской армии, также помогает преодолевать холод, когда военные операции проводятся в горах, где температура может опускаться до нуля. Для не привыкших к холодам жителей этой южной страны такие условия сродни экстремальным.Выпускают в Мьянме и пиво для военных. Поставки напитка в воинские части позволяют пополнять бюджет страны, дают возможность трудоустроиться бывшим военным. Ну и, безусловно, в здешней военной среде всегда учитывается религиозный аспект. Хотя формально Мьянма считается страной многоконфессиональной, большинство населения здесь (89%) - буддисты. Летчики перед полетами обращаются к Будде, берут с собой в небо амулеты. Также повсюду здесь и пагоды. Одну из них - 98-метровую позолоченную пагоду Шведагон, расположенную в Янгоне, - сами местные жители считают древнейшей в мире. Один из углов здесь называют Углом Побед: тут молился основатель независимой Мьянмы, лидер освободительного движения и национальный герой страны генерал Аун Сан. В эту пагоду и сейчас приходят молиться военачальники, правда, в отдельные часы, чтобы не было посторонних глаз и ушей. Сюда приходят перед важной боевой задачей, перед выступлением в парламенте, накануне принятия знаковых решений.
А еще мьянманские военные очень серьезно относятся к духам (ударение, естественно, на первый слог). Даже первые лица государства считают для себя важным учитывать этот фактор. Вообще, как говорят иностранцы, прожившие в Мьянме не один год, особенность страны в том, что здесь наряду с верой в знания присутствует вера в явления. Например, в нумерологию. В свое время здесь в ходу были купюры в 45 и 90 кьят (местная валюта). Оказывается, генерал У Не Вин, который правил страной с 1962 по 1988 год, очень уважал цифру 9. Ему даже предсказали жизнь длиной не менее 90 лет. Удивительно, но так и получилось: генерал скончался в возрасте 91 года.Армия победителей
Для многих военнослужащих мьянманской армии едва ли не самой большой наградой за их ратный труд считается право участвовать в параде. Это торжественное событие проводится в марте в столице Мьянмы Нейпьидо и связано с созданием вооруженных сил республики. Кстати, в нынешнем году право освещать парад было впервые предоставлено иностранным журналистам, которыми оказались... как раз сотрудники телеканала «Звезда», съемочной группы программы «Военная приемка»! Стоит отметить, что история парадов ведется здесь с марта 1945 года, когда в стране развернулось восстание против японцев, состоявших тогда в союзе с Гитлером. Так что в той войне у нас был общий враг, и это как нельзя лучше роднит нас, россиян, и мьянманцев. Вообще, Мьянма - одна из немногих стран Юго-Восточной Азии, которая никогда не пасовала перед Западом, не прогибалась под санкциями. За это ее тоже стоит уважать.Военный парад - одно из самых волнительных и важных событий в жизни армии, в жизни страны. Что говорить, если во время прохода парадных коробок к месту торжественного марша женщинам разрешено забираться в строй и надевать военнослужащим ожерелье из цветов жасмина: этот цветок считается здесь символом победы. Так что к месту церемонии некоторые солдаты выходят в несколько неуставном виде, но гнева командиров это не вызывает...
Россия намерена и дальше поддерживать военное и военно-техническое сотрудничество с Мьянмой. Подтверждением тому стал недавний визит сюда министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу - второй за время его пребывания на посту главы российского военного ведомства (первый состоялся в 2013 году). На переговорах с главнокомандующим вооруженными силами Мьянмы старшим генералом Мин Аунг Хлайном отмечалась положительная динамика взаимодействия в военной области. Сегодня, как подчеркивают в Минобороны России, обе страны реализуют масштабный план двустороннего военного сотрудничества, согласно которому вооруженные силы республики оснащаются российскими системами вооружения, поддерживается боеготовность армии.В составе национальных ВВС успешно эксплуатируются российские истребители МиГ-29, десятки вертолетов Ми-24 и Ми-17. Система ПВО страны представлена российскими средствами радиолокации и зенитными ракетными комплексами. Кроме того, в российских военных вузах готовят военные кадры для армии Мьянмы, а на уровне военного руководства двух стран поддерживаются регулярные контакты.
По поводу ситуации в Мьянме. Попробуем разобраться в конфликте без всех этих округлений и пристрастий
В международных конфликтах самое сложное обычно то, что люди не пытаются в них разобраться, а пытаются солидаризироваться с той или иной стороной по каким-то простым механизмам. Правительство Мьянмы поддерживает Россия? Ату их, с детства за рохинджа! Рохинджа - мусульмане? Ату их, и фото зверств у них поддельные! Ситуация похожа на Донбасс? Или на Сирию? Или на палестинцев в Ливане? Сейчас проведём аналогии, и, исходя из них, скажем, с кем мы…
Попробуем разобраться в конфликте без всех этих округлений и пристрастий. Чай не на футболе.
Строго говоря, в истории. Нынешняя Мьянма, ранее Бирма - это древняя страна, но относительно молодое - в этих границах - государство. С XVIII по XX века она была британской колонией, и колониальные границы стали государственными. При этом в стране проживает более сотни разных национальностей. Грубо говоря, Мьянму нельзя считать национальным государством в европейском понимании этого слова. Это конгломерат очень различных сообществ и территорий, объединённых политически, но не культурно. Так получилось.
Но для понимания всего конфликта нам вся Мьянма не нужна. Нам достаточно штата Ракхайн . Это такая узенькая полоска побережья Бенгальского залива на самом западе государства, упирающаяся в Бангладеш. У него немножечко особенная стать: исторически он был отдельным государством, причём довольно сильным - контролировал и соседние бенгальские территории. Но ослабел и был присоединён к Бирме в XVIII веке. Впрочем, в том же веке вся Бирма была подчинена англичанами.
Как это бывает с пограничными территориями, население штата смешанно. Две основные этнорелигиозные группы - аракайн и рохинджа. Аракайн - это субэтнос бирманцев, исповедующий буддизм Тхеравады. Рохинджа - субэтнос бенгальцев, исповедующий суннитский ислам. По мнению аракайнцев, рохинджа здесь пришлые, припёрлись из своей Бенгалии (сейчас Бангладеш) и расселись тут при британском владычестве, чтобы британцам было проще местное население угнетать. По мнению независимых историков, это отчасти правда, но не так чтобы прям на 100% - впервые рохинджа были замечены там ещё до британцев, лет так четыреста тому, так что было время укорениться.
Рохинджа в Мьянме не любят, причём довольно давно. Тут мы вновь на минутку отходим от штата Ракайн и смотрим на страну в целом. После освобождения от британцев в 1948-м и последовавшей за ним гражданской войны там начали строить социализм, и так в этом преуспели, что к концу 1980-х страна стала совсем нищей. После чего в 1988 году произошёл военный переворот… но не произошло своего Пиночета. К власти пришла военная хунта высокой степени отмороженности: в диктатуру - смогла, в просвещённую - уже не получилось. Зато хоть страну переименовали из Бирмы в Мьянму. На рубеже 2010-х годов, впрочем, после ряда протестов прошла демократизация и были выбраны новые лидеры. Лидеры - потому что формально президент страны Тхин Джо (он мужчина), а реально рулит всем лидер его партии «Национальная лига за демократию», лауреат Нобелевской премии мира, министр иностранных дел и «государственный советник» (фактически спецдолжность «под человека») Аун Сан Су Джи (она женщина). Так получилось, потому что у Аун Сан Су Джи супруг и дети - иностранные граждане, а Конституция Мьянмы запрещает при таком условии избираться в президенты. Там вообще длинная красивая история, но если ещё и её пересказывать, статью придётся в трёх томах издавать.
Какое отношение вся эта история имеет к рохинджа?
Сейчас объясним.
Рохинджа, которых в Ракхайне около миллиона, дискриминированы примерно с того момента, как Бирма обрела независимость. Отчасти потому, что никто не любит нацменьшинства. Отчасти потому, что сами виноваты. Во-первых, потому что в них исторически видели пособников британских оккупантов. Во-вторых, потому что во время Второй мировой бирманцы сражались на стороне Японии, а рохинджа - на стороне союзников. Как бы и спасибо им за это, но в процессе они активно резали местное аракайнское население Ракхайна, что уже не в их пользу. В итоге по завершению войны союзники победили, но Британия дала Бирме независимость - и рохинджа остались один на один с теми, кого недавно били. Причём хотя сразу после войны аракайны думали отделяться от основной Бирмы, их соблазнили остаться обещанием помочь в разборках с рохинджа силами основной армии страны. И время от времени помогали. В общем, хреново быть рохинджа в Бирме/Мьянме.
Большинство из них не имеют гражданства страны - упомянутая выше военная хунта тупо не давала им паспортов, исключив их из закона о гражданстве 1983 года. То есть не могут голосовать, учиться и получать государственные медицинские услуги. Это не чёрная легенда, а правда. И это давно и плотно волнует ООН, считающую рохинджа крупнейшим непаспортизированным сообществом на планете. Официально в Мьянме вообще считается, что это какие-то бродяги из Бангладеша, и нации такой не существует.
Обострения там случаются довольно регулярно, последнее было в 2012 году. Просто в этот раз оно сильнее взбудоражило мусульман по всему миру и лучше попало на страницы международной прессы. Потому что рохинджа стали лучше коммуницировать.
Как это бывает в подобных случаях, у рохинджа есть собственные вооружённые отряды, эдакие рохинджийские повстанческие армии. Наиболее активная ныне называется Араканская армия спасения рохинджа. В августе она сначала напала на пограничные посты армии Мьянмы, а потом выпустила видеообращение: мол, наш народ 60 лет угнетают, пришла пора положить этому конец, реализуем своё право на вооружённое восстание, идите все в…
Разумеется, армия Мьянмы начала операции против них. И да, в этих операциях начало активно страдать местное население - был запущен ещё один виток гражданского конфликта со всеми его «милыми» особенностями. Но ключевая разница - в том, что это уже делается на виду. Мьянма - вообще не очень «вшитая в мир» страна, но в этот раз внимание оказалось к ней приковано. По ряду объективных и субъективных причин, о которых ниже.
Разве бывает так, что буддисты бьют мусульман? - спросит читатель. Обычно же мы привыкли, что это мусульмане кого-то бьют, а буддисты - они мирные…
Бывает, особенно в районе Индийского субконтинента. Помимо Мьянмы, например, на Шри-Ланке. Тут дело не в религиях. Религия лишь выступает стержнем, вокруг которого формируется нация, а когда та уже сформировалась, она уже живёт по своим законам. Автор этих строк не устаёт повторять: если бы идеология хиппи-непротивленцев захватила бы мир, через пятьдесят лет Вооружённые силы Коммуны всеобщей любви выжигали бы напалмом войска Тусовки цветочков и ягодок в боях за территории и ресурсы, попутно объявляя их пацифизм еретической школой. Потому что таковы законы взаимодействий человеческих сообществ.
Таки да, в Мьянме буддисты бьют мусульман. А мусульмане - буддистов, но у буддистов получается явно лучше.
Но всё же определённую роль религия в этом конфликте сыграла. За мусульман в этот раз решило заступиться всё мусульманское сообщество - от Эрдогана и до Кадырова. Во-первых, потому, что мусульмане действительно чувствительны к таким штукам, а во-вторых, потому, что какой же лидер не любит мобилизовать сторонников против далёкого врага за семью морями? Естественно, войска они в Мьянму не отправят (слишком длинный «рычаг» для проекции силы), а Мьянма не отправит войска к ним. Но они активно включились в дипломатический процесс, а заодно и в информационную войну - пошли уже фейки с попыткой выдать старые и просто левые фото за зверства армии Мьянмы.
Тут следует отдельно заметить: то, что армия Мьянмы не особо заботится о мирном населении в зоне конфликта, фиксируют и международные организации. Да и со стороны вполне себе официальных представителей страны вроде главкома вооружённых сил Мин Аунг Хлайна звучит такая риторика в духе «пора исправить исторические ошибки», что не оставляет вариантов для сомнений: бьют и не сильно этого стесняются. Это правда. Но часть фотоматериала с доказательствами зверств военных поддельна - это тоже правда.
Тем временем мирные рохинджа пытаются сбежать от конфликта в соседний Бангладеш - что, в общем-то, вполне совпадает с планами мьянмских военных. Но там страна и так бедная и перенаселённая, так что новоприбывшим предлагается под освоение необитаемый остров Тенгар-Чар. Одна проблемка: во время приливов его затапливает. Вот спасибо! С другой стороны, от конфликта бегут и аракайны, но в меньших масштабах и в более определённом направлении.
Официальное правительство Мьянмы на словах солидаризируется с армией, что уже вызвало шквальную критику Аун Сан Су Чжи с ехидным «надо всё-таки Нобелевки мира давать только посмертно». Но тут есть нюансы. Исторически армия Мьянмы (по иронии судьбы, созданная отцом Аун Сан Су Чжи) - один из ключевых институтов страны, причём так было даже до военной хунты. Сейчас же хунта вроде как и отстранилась, но…
Положение нового правительства - шаткое. Особенно если учесть раздрай в экономике и всю специфику «лоскутной» страны»;
Правительство де-факто, да и де-юре, не имеет полного контроля над армией. Да, вот так. Такая себе Турция курильщика;
В обществе и в ряде политических и социальных сил бытует мнение, что рохинджа надо… ну вы поняли, по классику: мешок, балка, лом.
В смысле, даже если Аун Сан Су Чжи на самом деле каждый вечер плачет в подушку по поводу всего происходящего, на публике ей надо улыбаться и махать. Всё равно в её ситуации процесс-то особо не остановить.
В общем, гуманитарная катастрофа - есть, этнические чистки - похоже, тоже. Сделать пока ничего нельзя. Переселять некуда, вводить миротворцев неоткуда. Самореплицирующийся процесс взаимного отумачивания.
Напоследок рассмотрим то, как это сказывается на других странах.
Влияние на рохинджа ранее имели саудиты - и сейчас они активно высказываются в защиту единоверцев. Но как раз для них обострение конфликта сейчас очень не в тему. Ракхайн - важный элемент транзитного коридора на пути поставок энергоносителей из Саудовской Аравии и Катара в Китай. Обострение в этом регионе бьёт по этому сотрудничеству вне зависимости от того, кто там кого режет.
В свою очередь правительство Мьянмы работает над снижением зависимости от Китая, в чью зону влияния страна де-факто входит. Но вряд ли это могло стать причиной конфликта, хотя может быть одним из значимых его факторов.
Ситуацию в Мьянме используют отдельные лидеры исламского мира для увеличения своей популярности и веса - в первую очередь президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Но это скорее попытка ловить момент.
Интересна ситуация в России. РФ давно поддерживает Мьянму - во-первых, в рамках выстраивания хороших взаимоотношений с Китаем; во-вторых, просто на уровне братства силовиков - Кужугетович с Мин Аунг Хлайном разве что в дёсны не целовался. Именно Россия и Китай блокируют в ООН все попытки приструнить правительство Мьянмы.
Но тут внезапно это стало фактором внутренней политики - Рамзан Кадыров требует от родного правительства решительно осудить Мьянму и поддержать рохинджа. Зная, что для родного правительства это стало бы прямым конфликтом с Китаем - собственно, почему . Да, автор слышал версию, что именно Кремль за этим и стоит, но, если честно, пока не очень похоже - особенно если учесть, какой эффект происходящее спровоцировало в самой России.
А оно выглядит очень любопытным, если сделать смелое допущение, что Рамзан Ахматович на самом деле клал на рохинджа и их проблемы. В таком разрезе это больше похоже на желание начать определять внешнеполитическую повестку всей России. То есть резко увеличить свой и без того немалый политический вес, а заодно и мобилизовать сторонников под это священное дело.
Бахнуло в Ракхайне - отозвалось в Москве. Интересно бывает жить в глобализованном мире.
Каренская национально-освободительная армия, представляющая собой ветвь Каренского Национального союза, ведёт борьбу за создание независимого государства Котхолей (Kawthoolei, «Зелёная страна», другой вариант перевода - «Отвоёванная земля») на территории бирманского штата Карен и в других районах Бирмы с большой численностью каренского населения.
Начавшаяся в 1947-м году Гражданская война в Бирме как конфликт между каренами и бирманцами продолжается до сих пор. Война ведётся как национально-освободительная, так и за контроль и сбыт опиумной продукции.
(Всего 16 фото)
Спонсор поста: Отдых в Карелии : Для вас экскурсионные туры по Карелии на Кижи, Валаам, Соловки, наполненные историческим прошлым, организация активного отдыха в Карелии, аренда коттеджей и турбаз на берегах озер.
1. Напряжённость между бирманцами и каренами имеет давние корни. Ещё во время Второй мировой войны Армия независимости Бирмы (англ. Burma Independence Army - BIA), оказывавшая поддержку японской армии, отличилась такой жестокостью в борьбе с пособниками англичан из числа каренов, что пришлось вмешаться японскому командующему BIA полковнику Судзуки Кейджи
На фото: Снайпер 101-го батальона армии НОАК на позиции на линии фронта, находящейся под контролем НОАК возле тайско-бирманской границы.
2. Во время объявления независимости Бирмы от британцев в 1948 года возникла значительная напряженность в отношениях между каренами и новыми властями страны, а также внутри каренской общины.
На фото: Солдаты из повстанческих армий ДБАК и НОАК готовятся к битве в лагере повстанцев около тайско-бирманской границы.
3. Некоторые карены стремились к независимости, обещанной им британцами за помощь в отражении японской агрессии, в то время как другие старались сосуществовать в пределах границ Бирмы.
На фото: Повстанцы из пятой бригады Демократической буддийской армии каренов (ДБАК) внутри грузовика в лагере боевиков, неподалеку от тайско-бирманской границы.
5. В начале 1949 года части социалистической политической милиции, сформированные центральным правительством, стали подавлять волнения в областях где проживают карены.
На фото: Минометы, которые используют повстанцы.
6. Тогда же начальник штаба армии генерал Дан Смит, карен по национальности, был отстранен от должности и заключен в тюрьму. Новым начальником штаба стал бирманский националист У Не Вин, занимавший ряд командных постов в BIA.
На фото: Солдаты 101-го батальона КНОА на передовой.
7. После этого Каренская национальная оборонная организация, созданная в июле 1947 года, подняла восстание, к которому присоединились многие карены служившие в армии. Так началась гражданская война, которая не закончилась до сих пор.
На фото: Подростки-солдаты 101-го батальона КНОА на своем посту на линии фронта неподалеку от тайско-бирманской границы.
8. В начале боевых действий, каренские войска сумели вторгнуться в Северную Бирму и даже закрепиться в Инсейне, в 9 км от Рангуна.
9. После 112-дневной осады в конце мая карены были вынуждены отступить от столицы Бирмы.
На фото: Этот повстанец КНОА потерял ногу, подорвавшись на мине, когда совершал патрулирование в джунглях.
10. На фото: Солдат из армии Студенческого демократического фронта Бирмы (ABSDF) ослепший после взрыва фугаса в джунглях.
11. КНОА была крупнейшней группировкой ведущей борьбу против военной диктатуры в Бирме. В 1970-80-х годах КНОА насчитывала более 20 тысяч бойцов.
На фото: Партизаны спецбатальона из штаб-квартиры КНОА патрулируют деревни, расположенные в пределах территории на юге Бирмы, находящейся под контролем повстанцев.
12. В 90-х могущество каренских вооружённых сил было подорвано несколькими тяжёлыми поражениями, нанесёнными войсками центрального правительства Бирмы. Ситуация осложнилась конфликтом внутри КНОА, из-за которого в 1994-95 годах буддийское меньшинство образовало группу под названием Демократическая каренская буддистская армия и перешли на сторону военной хунты.
На фото: Партизан из штаб-квартиры Каренской национальной освободительной армии демонстрирует свое оружие. Он является главой одной из организаций, обеспечивающих поставки оружия повстанцам.
13. Как полагают, именно раскол привёл к падению штаба КНс в Манепло в январе 1995 года. К тому же изменилась и позиция властей соседнего Таиланда, которые перестали оказывать КНС и КНОА поддержку.
На фото: из 101-го батальона Каренской национально-освободительной армии на своем посту на линии фронта около тайско-бирманской границы.
14. Снизилась популярность партизан и среди карен, уставших от многолетней войны. В результате к 2006 году численность КНОА сократилась до менее чем 4 000 бойцов.
15. Каренскую национально-освободительную армию не раз обвиняли в вербовке солдат из числа несовершеннолетних.
На фото: Дети, принадлежащие к этническому меньшинству карен играют в бамбуковой хижине, в то время как солдаты спецбатальона партизанской армии НОАК отдыхают.
16. События гражданской войны в Бирме отражены в художественном фильме Рэмбо 4, который хоть и не является серьезным и достоверным источником, но дает представление о положении дел в стране, где с 1947-го года продолжается война.
На фото: Бойцу партизанского специального батальона делают татуировку в штаб-квартире Каренской национально-освободительной армии.
В Мьянме есть штат Ракхайн, который населяет этническое и религиозное меньшинство – народ рохинджа, или рохинья. Его представители в основном являются приверженцами ислама, тогда как большинство населения страны исповедует буддизм. Причём даже в Ракхайне, регионе компактного проживания рохинджа, буддисты преобладают.
Власти Мьянмы считают рохинджа незаконными иммигрантами из соседнего Бангладеш (поэтому на гражданство жители Ракхайна могут не надеяться), а после резни 1942 года, когда мусульмане убили десятки тысяч буддистов, – почти что оккупантами. Современная история противостояния рохинджа и бирманских властей насчитывает уже десятки лет.
Летом 2017 года боевики рохинджа совершили ряд нападений на полицейские и пограничные посты Мьянмы. В ответ власти организовали карательную экспедицию, которая и привела к новому витку насилия в регионе.
Нашёл в казахстанском интернет-журнале "Vласть" , директора фонда им. Фридриха Эберта в Мьянме. В ней он подробно рассказывает об обстановке в стране и корнях гуманитарного кризиса. Я её немного сократил и оставил только суть.
"25-го августа произошло резкое обострение ситуации на севере бирманского штата Ракайн (Rakhine). Массы беженцев-рохинья покидают свои деревни и лагеря и пытаются пересечь границу с Бангладеш. По сегодняшним оценкам их кол-во может достигать 90.000, есть информация о десятках людей, утонувших в приграничной реке Наф.
Причиной массового исхода рохинья стала массированная карательная операция бирманской армии, по последним официальным цифрам, которые могут быть чрезвычайно занижены, в столкновениях уже погибло около 400 человек. Бирманские вооруженные силы начали зачистки на севере Ракайна после нападения вооруженных экстремистов на полицейские и приграничные посты бирманских властей.
Мьянма - бывшая британская колония на индокитайском полуострове. Большинство ее жителей – буддисты-бамар, но страна очень гетерогенная, официально правительством признаны 135 этнических группы. С момента обретения независимости в 1948 году страна завязла в череде внутренних конфликтов, многие из которых продолжаются по сей день, считается что «бирманская гражданская война» - самая продолжительная в современной мировой истории.
За последние годы правительству Мьянмы удалось подписать договоры о перемирии с 15 вооруженным этническими группами, около восьми продолжают находиться в открытой конфронтации.
Штат Ракайн - это узкая полоска земли вдоль Бенгальского залива, упирающаяся своим северным концом в Бангладеш. Ракайн, как и остальная Мьянма, далеко не гомогенна, в ней проживают не менее 15 этнических групп разных вероисповеданий, буддисты, мусульмане, христиане. Ближе к северу, к границе с мусульманским соседом Бангладеш, мусульмане составляют большинство населения.
Ракайн, как и многие другие территории страны, не относящиеся к «истинной Бирме» (Burma Proper), это зона затяжной политической и военной борьбы за самостоятельность или даже независимость. В то же время, это самый сложный из всех бирманских конфликтов, поскольку только рохинья не признаются правительством как часть многогранного и сложного народа Мьянмы.
Рохинья – мусульманский этнос, который насчитывает около миллиона человек на территории Мьянмы. Бирманцы-буддисты зачастую отказываются называть их этим именем и предпочитают использовать термин «бенгальцы», указывающий на исторические корни этой группы. Бирманские националисты утверждают, что «рохинья» - выдуманная концепция, а на самом деле речь идет о мусульманских переселенцах из британской Индии, массово перемещенных на территорию Бирмы в 19-ом веке.
Отношения между мусульманам-рохинья и буддистами-бамар исторически - очень сложные. Во время Второй Мировой войны рохинья сражались на стороне британских частей, в то время как ракайнские буддисты были на стороне японской армии. Лидер нации и основатель современной, независимой Бирмы генерал Аун Сан (кстати, отец Аун Сан Су Чжи, нынешней соправительницы Мьянмы) обещал рохинья свой статус и равные права. После войны и до военного переворота 1962 года, немало рохинья служило на высоких позициях в бирманском правительстве.
После прихода к власти военной хунты началась фаза систематического притеснения и дискриминации. Рохинья до сих пор отказано в получение бирманского гражданства, они не могут попасть на государственную службу, для них обозначена черта оседлости и их не принимают в государственные образовательные учреждения. Даже сегодня, в самых образованных и продвинутых кругах бирманских элит бытовый расизм по отношению к рохинья – не моветон. Периодически вспыхивали этнические стычки, погромы, за которыми следовали жесткие чистки – так было, например, в 1978, 1991, 2012 годах. После 2012 в Бангладеш накопилось почти полмиллиона беженцев-рохинья. Бангладеш не в состоянии предоставить им долгосрочные перспективы и многие из них пытались бежать в Австралию, сотни погибали по пути. ООН считает рохинья самой большей в мире группой людей без гражданства.
25-го августа, ранним утром, бойцы так называемой Араканской Армии Спасения Рохинья (Arakan Rohingya Salvation Army или ARSA , ранее известной как Harakah al-Yaqin или Faith Movement) совершили координированное нападение на целый ряд приграничных и полицейских постов бирманских властей. Впервые эта группа заявила о себе в октябре прошлого года, убив несколько бирманских пограничников и полицейских вдоль границы с Бангладеш и, видимо, завладев оружием и боеприпасами, использованными на прошлой неделе.
Группировкой ARSA руководит Ата Улла, боевик родом из Карачи. Правительство Мьянмы утверждает, что он проходил подготовку в лагерях талибов в Пакистане и имеет поддержку среди влиятельных кругов Саудовской Аравии.
Главнокомандующий вооруженными силами Мьянмы , Мин Аунг Хлайн, руководит операцией зачистки приграничной территории. По его собственным словам, армия «завершает недоделанную работу времен Второй Мировой». Эта формулировка предельно жестко показывает логику действий вооруженных сил и военной элиты Мьянмы. По словам этого де-факто правителя страны, армия сделает все, чтобы предотвратить повторение 1942 года, когда бригады рохинья пытались «вырвать Ракайн из тела Бирмы».
В официальном брифинге для дипломатов и иностранной прессы представители бирманских силовиков заявили, что сверхзадачей ARSA является создание «исламского государства» на территории между Бангладеш и Мьянмой. Армия готова применить «необходимые меры», чтобы предотвратить возвращение малазийских, мальдивских, индонезийских бойцов ИГИЛа из Ближнего Востока в регион и поэтому собирается полностью зачистить северный Ракайн от «террористических» элементов.
Проявление насилия экстремистами-рохинья стало идеальным поводом для бирманской армии перейти к «финальной стадии решения» вопроса. По спутниковым снимкам видно, что сжигаются целые деревни, причем сжигаются систематично, поскольку сейчас сезон дождей и сложно представить себе стихийное распространения огня. Бирманские власти утверждают, что экстремисты сами поджигают деревни в пропагандистских целях.
Но на самом деле есть жертвы и со стороны буддистских жителей Ракайна. Около 12.000 жителей штата буддистского вероисповедания были эвакуированы вглубь центральных территорий, есть информация о случаях нападений на буддистские монастыри, в которых остановились буддистские беженцы из конфликтной зоны. И без того хрупкий мир последних лет стремительно распадается.
Итого:
– Вооруженный экстремизм среди рохинья реален . Наличие такой организации как ARSA, способной координировать повстанческие операции, производить пропаганду, возможно поддерживать связи с группами за рубежом, неоспоримо.
– Систематичные притеснения рохинья реальны . После десятилетий дискриминаций и гонений они вынуждены существовать в предельно маргинализованной ситуации. А это всегда идеальный инкубатор для экстремизма, исламского или любого иного.
– Мы всё ещё знаем очень мало . В зону конфликта нет доступа международным наблюдателям или журналистам. Все что мы читаем в СМИ, основывается на интервью с рохинья, которым удалось пересечь границу в Бангладеш. Организованный властями два дня назад пресс-тур в Маунгдо, город в Ракайне, в котором все началось, никакой надёжной информации не дал.
– Это очень старый и очень сложный конфликт , он уходит корнями глубоко в колониальную историю. Есть все основания опасаться, что бирманская армия воспользуется шансом спровоцировать массовый исход рохинья из Ракайна.
– Трансформации Мьянмы – это самый сложный и комплексный переходный процесс современности. С ним, пожалуй, может сравниться только уровень комплексности когда-нибудь предстоящего севернокорейского транзита.
Новой Мьянме всего полтора года. Военный режим трансформируется в демократическую систему. Конфликтно-кризисная экономика трансформируется в мирную. Изоляция трансформируется в открытость, самодостаточность и дефицит сменяется потребительским капитализмом масс. Общество отходит от закрыто-казарменной мобилизации и переходит к мирной жизни. Слабое государство трансформируется в функциональную бюрократию.
Все одновременно. Все сразу. На этом фоне альянс Аун Сан Су Чжи и военной элиты неудивителен. Как бы это не было горько, для них вопрос рохинья до 25-го августа был абсолютно не приоритетен. А теперь остается только гадать, насколько радикально они готовы его решать".
<...>