Взрыв челленджера 1986. Трагедия шаттла "Челленджер"

" (Challenger — "Бросающий вызов") был построен в 1982 году по американской программе Space Transportation System, более известной как Space shuttle ("Космический челнок"). Шаттл был назван в честь британского военно‑морского судна, на котором в 1870‑х годах была проведена первая комплексная океанографическая экспедиция.

Конструктивно шаттл из трех основных компонентов ‑ орбитального аппарата (орбитер), который выводился на околоземную орбиту и являлся космическим кораблем, большого внешнего топливного бака и двух твердотопливных ракетных ускорителей, которые работали в течение двух минут после старта. После выхода в космос орбитер самостоятельно возвращался на Землю и совершал посадку как самолет на взлетно-посадочную полосу. Твердотопливные ускорители приводнялись на парашютах и затем использовались вновь.

Внешний топливный бак сгорал в атмосфере.

4 апреля 1983 года "Челленджер" совершил свой первый полет в космос. Всего космический челнок выполнил девять успешных миссий.

Десятый старт в январе 1986 года стал для "Челленджера" последним. Полет был рассчитан на шесть дней. Экипажу предстояло запустить в космос спутник связи, а также научный аппарат Spartan для наблюдения кометы Галлея, который после двух суток автономной работы планировалось забрать и вернуть на Землю. Астронавты также должны были провести несколько экспериментов на борту корабля.

В состав экипажа входили : командир корабля Фрэнсис Скоби; пилот Майкл Смит; три научных специалиста — Джудит Резник, Рональд Макнейр, Эллисон Онидзука; два специалиста по полезной нагрузке — Грегори Джарвис и Шарон Кристи Маколифф.

Маколифф была учительницей, для нее это был первый полет в космос в качестве первого участника проекта NASA "Учитель в космосе" (Teacher in Space Project). Она должна была провести два урока в прямом эфире.

Экспедиция космического корабля "Челленджер", носившая кодовый номер STS-51-L, неоднократно откладывалась . Первоначально запуск был запланирован на июль 1985 года, затем его перенесли на ноябрь 1985 года, позже он был отложен на конец января 1986 года.

Старт был назначен на 22 января 1986 года, но неоднократно откладывался из-за технических проблем и неблагоприятных погодных условий, в итоге его запланировали на 28 января.

В ночь на 28 января температура воздуха опустилась ниже нуля. Это вызвало серьезное беспокойство у руководителей фирмы, занимавшейся разработкой твердотопливных ускорителей для шаттла. Дело в том, что конструктивно каждый твердотопливный ускоритель состоит из нескольких секций , герметичность соединений которых обеспечивается мощными уплотнительными кольцами и специальным герметиком. При низких температурах материал межсекционных уплотнителей терял свою эластичность и мог не обеспечить в местах стыка секций герметичность и предохранение соединения от воздействия горячих газообразных продуктов сгорания. Руководители фирмы доложили о своих опасениях в NASA, но неполадки в ускорителях возникали и при других полетах, поэтому запуск не отменили.

Утром 28 января все конструкции стартового комплекса были покрыты ледяной коркой, поэтому время старта немного отложили — ждали, пока лед растает. 28 января 1986 года в 11.38 по восточному поясному времени "Челленджер" стартовал.

От взлета до того, как установленная на борту шаттла контрольно-измерительная аппаратура перестала подавать на Землю электронные импульсы (через 73,6 секунды после старта), казалось, что полет проходил нормально. На 57-й секунде полета центр управления сообщил: двигатели работают с полной нагрузкой, все системы функционируют удовлетворительно. Голосовая связь с экипажем работала. Никаких аварийных сигналов из кабины экипажа не поступало. Первые признаки катастрофы отметили не приборы, а телевизионные камеры. Через 73 секунды после старта на экране радиолокатора отчетливо обозначились траектории падавших в море многочисленных обломков и дежурный служащий NASA констатировал: "Корабль взорвался".

На "Челленджере" произошел взрыв внешнего топливного бака, после которого из-за сильных аэродинамических нагрузок произошло разрушение орбитального аппарата. Два твердотопливных ракетных ускорителя, которые вылетели из огненного шара, продолжали полет до тех пор, пока им не была дана с Земли команда на самоуничтожение.

Последующий анализ видеозаписи и телеметрических данных показал, что сразу же после старта появилась струя серого дыма, бьющая из кормового стыка правого твердотопливного ускорителя. Чем большую скорость набирал шаттл, тем больше и темнее становились струи дыма. Дым стал черного цвета, что свидетельствовало о разрушении изоляции узла и уплотнительных колец, герметизирующих узлы. На 59-й секунде полета в том месте, где из ускорителя пробивался дым, появилось небольшое пламя, затем оно начало расти.

Воздушный поток направлял языки пламени на обшивку внешнего топливного бака и на крепление ускорителя к нему. Внутри топливный бак был разделен надвое толстой перегородкой: по одну ее сторону находится сжиженный водород, по другую — сжиженный кислород (вместе они образовывали горючую смесь, питающую двигатель "Челленджера"). На 65-й секунде произошло повреждение топливного бака, из него стал вытекать жидкий водород.

На 73-й секунде полета произошел срыв нижнего крепления ускорителя . Он повернулся вокруг верхнего крепления и повредил нижнюю часть топливного бака. Находившийся там жидкий кислород стал вытекать наружу, где смешался с водородом. После этого произошел взрыв топливного бака. В это время "Челленджер" проходил зону максимального аэродинамического давления. Из-за перегрузок он распался на несколько крупных частей, одной из них была носовая часть фюзеляжа, где были астронавты. Остатки шаттла упали в Атлантический океан.

В результате поисково-спасательной операции , со дна океана были подняты многие фрагменты корабля, в том числе и отсек экипажа.

Выяснилось, что некоторые астронавты пережили разрушение орбитера и были в сознании — ими были включены персональные приборы подачи воздуха. Так как эти приборы подают воздух не под давлением, то в случае разгерметизации кабины экипаж вскоре потерял сознание. Астронавты не могли пережить удара жилого отсека о водную поверхность на скорости 333 километров в час, когда перегрузка достигла 200 g.

Комиссия , расследовавшая катастрофу, назвала основной причиной, приведшей к трагедии, неисправность кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя. Из-за прогара кольцевого уплотнения, не обеспечившего необходимую герметичность стыка в условиях низких температур, произошел прорыв горячих газов. Развитие прогара началось сразу же после зажигания твердотопливного ускорителя на старте.

При расследовании катастрофы инженеры NASA обнаружили еще несколько проблем, которые могли привести к неприятностям, поэтому остальные шаттлы были доработаны. Наиболее важным изменением была разработка нового соединения сегментов ускорителя с тремя уплотняющими кольцами и более эффективным креплением. Кроме того, были введены новые методы извещений, которые поощряли служащих обращаться к высшему руководству, если они считали, что существует угроза безопасности полета.

Трагедия привела к прекращению полетов шаттлов на 2,5 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Трагедия, приключившаяся с американским шаттлом «Челленджер» стала одной из крупнейших космических катастроф ХХ века. Что же стало ее причиной? И все ли тут так однозначно?

История «Челленджера»

В 1971 году в США началось строительство космических летательных аппаратов многоразового использования – «Space Shuttle», что в переводе означает «космический челнок». Им предстояло курсировать между Землей и ее орбитой, доставляя различные грузы на орбитальные станции. Кроме того, в задачи «челноков» входили монтажные и строительные работы на орбите и проведение научных исследований.
В июле 1982 года в распоряжение НАСА был передан шаттл «Челленджер». До рокового дня он пережил уже девять успешных запусков.
28 января 1986 года шаттл выполнял очередной космический рейс. На борту находилось семь человек: 46-летний командир экипажа, подполковник Фрэнсис Ричард Скоби; 40-летний второй пилот, капитан Майкл Джон Смит; 39-летний научный специалист, подполковник Эллисон Сёдзи Онидзука; 36-летняя профессиональная летчица и научный специалист Джудит Арлен Резник; 35-летний физик Роналд Эрвин Макнейр; 41-летний специалист по полезной нагрузке, капитан ВВС США Грегори Брюс Джарвис; и, наконец, 37-летняя специалист по полезной нагрузке Шэрон Криста Корриган Маколифф, по профессии школьная учительница, единственное гражданское лицо в команде.
Проблемы возникли еще перед полетом. Старт корабля из-за различных организационных, погодных и технических проблем несколько раз переносили. Наконец он был назначен на утро 28 января. Температура к этому моменту опустилась до -1°С. Инженеры предупредили руководство НАСА о том, что это может повлиять на состояние уплотнительных колец двигателя, и порекомендовали снова отложить запуск, но их не послушали. К тому же обледенела стартовая площадка, но к 10 часам утра лед начал таять, и запуск все-таки состоялся.

Катастрофа и ее последствия

Старт произошел в 11 часов 40 минут с побережья Флориды. Семь секунд спустя из основания правого ускорителя повалил серый дым. На 58-й секунде полета шаттл начал разрушаться. Из внешнего бака стал вытекать жидкий водород, а давление в нем упало до критического уровня. На 73-й секунде полета бак полностью разрушился, и «Челленджер» превратился в огненный шар. Шансов на спасение у членов экипажа не было: система эвакуации людей на борту отсутствовала.
Обломки судна упали в Атлантический океан. 7 марта военные обнаружили на дне моря кабину, в которой находились тела погибших. При обследовании тел выяснилось, что какое-то время после катастрофы трое астронавтов – Смит, Онидзука и Резник, были еще живы, так как кабина оторвалась от хвостовой части. Им удалось включить персональные приборы подачи воздуха. Но пережить сильного удара о воду они уже не смогли.
К 1 мая из воды было извлечено 55% фрагментов челнока. Расследованием причин крушения несколько месяцев занималась специальная секретная Комиссия Роджерса (названная так по имени ее председателя Уильяма Пирса Роджерса). В ее состав входили ученые, инженеры, астронавты и военные.
В конце концов комиссия представила президенту Рейгану отчет, в котором подробно были изложены причины и обстоятельства гибели «Челленджера». Там было указано, что непосредственной причиной происшедшего стало повреждение уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя. Оно не сработало при воздействии ударной нагрузки во время запуска двигателя, так как потеряло эластичность из-за низкой температуры.
Это привело к смещению элементов корабля и отклонению его от заданной траектории, вследствие чего он был разрушен в результате аэродинамических перегрузок.
Программу шаттлов свернули на три года. Соединенным штатам были нанесены огромные убытки в размере 8 миллиардов долларов. Было реорганизовано и само НАСА, в частности, там появилось особое ведомство, отвечающее за безопасность космических путешествий.

Крушение «Челленджера» - фейк?

Между тем, помимо официальной версии о технических неполадках как причине катастрофы «Челленджера», есть и другая, чисто конспирологическая. Она гласит, что крушение шаттла являлось фейком, постановкой, организованной НАСА. Но зачем понадобилось губить корабль? Очень просто, говорят конспирологи, программа шаттлов не принесла ожидаемого эффекта, и чтобы не потерять лицо перед СССР – основным конкурентом в области покорения космоса, США решили поискать повод для прекращения программы и перехода на традиционные одноразовые запуски. Хотя на самом деле шаттлы продолжали строиться и запускаться, взять хотя бы челнок «Колумбия», потерпевший крушение в 2003 году…
А как же погибший экипаж? Те же конспирологические источники утверждают, что в момент взрыва на борту челнока никого не было! И что якобы погибшие астронавты на самом деле живы. Так, Ричард Скоби якобы живет под своим собственным именем, возглавляет компанию «Cows in Trees ltd.». Майкл Смит преподает в Университете Висконсина. Онидзука и Макнейр будто бы выдают себя за собственных братьев-близнецов (не странно ли, что сразу у двоих членов экипажа вдруг оказались братья-близнецы?) А Джудит Резник и Криста Маколифф преподают юриспруденцию - одна в Йельском, другая в Сиракузском университете. И только о Грегори Джарвисе ничего не известно. Не исключено, что он и стал единственным погибшим на борту!
Но понятно, что все это лишь голословные утверждения, и никаких реальных доказательств данной версии не существует. Ну каким образом якобы погибший человек может жить и работать под собственным именем так, чтобы об этом не стало известно широкой общественности? Не говоря уж о «близнецах». Возможно, в США действительно есть люди с теми же именами, что у погибших астронавтов, однако это еще ни о чем не говорит. Так что единственной и основной версией катастрофы с «Челленджером» пока остается технический недосмотр.

73 секунды полета. История крушения шаттла Challenger

Гонка вооружений между СССР и США проходила для каждой державы по совершенно разным правилам. Если одна сторона сообщала о победах постфактум, а неудачи пыталась скрыть (см. взрыв ракеты Р-16 на Байконуре в 1960 году), то соперники действовали иначе - как правило, на виду у общественности. Тем страшнее оказался удар для американцев, увидевших 28 января 1986 года в прямом эфире гибель семи человек и шедевра инженерной мысли - шаттла Challenger. Onliner.by вспоминает историю крушения космического корабля, в которой нашлось место безалаберности, простому невезению и фатальной мысли «авось пронесет».

Удар по имиджу

Американцы и ранее сталкивались с потерями астронавтов, но происходило это на земле: экипаж «Аполлон-1» не смог пережить пожар в заполненной кислородом камере при тренировке, погибло три человека.

Постепенно космонавтика сделала несколько важных шагов: улучшались меры безопасности, продумывалось больше сценариев на случай неполадок, и даже в экстремальных условиях астронавты имели шанс на спасение - вспомнить хотя бы полет «Аполлон-13», когда недостаток электроэнергии привел к массе проблем и едва не обернулся гибелью экипажа.

Идея многоразового челнока возникла у инженеров еще в конце шестидесятых годов. Через некоторое время на программу удалось выбить финансирование - Конгресс США одобрил проект корабля для пилотируемых космических полетов, который мог использоваться неоднократно.

Планировалось построить четыре шаттла, а перед ними один прототип Enterprise, который так и не увидел космос - он предназначался для тестов в атмосфере. США начали новую главу в истории покорения космоса 12 апреля 1981 года - спустя ровно 20 лет после полета Юрия Гагарина. Изначально старт планировался на два дня раньше, поэтому знаковые даты можно считать приятным совпадением. Первым запущенным шаттлом стал Columbia, который, как и Challenger, тоже не встретил старость в музее. Старт корабля был огромным риском: челнок запускали сразу с людьми, без тестового полета под контролем автоматики. Но в тот раз все завершилось удачно.

Изначальные амбиции NASA пришлось быстро умерить: запуски шаттлов влетали в копейку, челноки время от времени дорабатывали, и стало ясно, что первоначальный план совершать 24 старта в год не имеет ничего общего с реальностью. В среднем каждый шаттл за 30-летнюю историю программы совершил около трех десятков рейсов, за исключением Challenger.

Юбилейный полет

Второй построенный шаттл, «Челленджер», к началу 1986 года побывал в космосе девять раз за три года. Экипаж последней миссии состоял из семи человек, шесть из которых - профессиональные астронавты. К тому времени полеты в космос стали казаться обыденностью, и в верхах засела мысль, что с колоссальной нагрузкой - как физической, так и эмоциональной - может справиться человек с улицы, а не только ветераны ВВС с отменным здоровьем.

Седьмым участником миссии STS 51-L стала Криста МакОлифф, до этого с космосом и NASA никак не связанная. 37-летняя учительница английского языка и биологии в школе Нью-Гемпшира победила в национальном конкурсе. Идея американского правительства была в том, чтобы отправить в космос обычного человека, и на эту роль идеально подходили учителя. Благородная профессия, предполагающая внимательность, умение найти нужный подход к неусидчивым детям и доскональное знание дисциплины - за все заслуги лучшим подарком (и способом поднять рейтинги политиков) стал бы полет в космос, что являлось несбыточной мечтой для подавляющего большинства населения планеты.

Криста сумела обойти порядка десяти тысяч кандидатов. После почти года тренировок МакОлифф, как и другие участники миссии, была полностью готова к полету. В отличие от самого челнока.

Неудачи с самого начала

Старт десятой миссии Challenger неоднократно откладывался. Сперва запуск планировался еще в 1985 году, но затем отправку шаттла перенесли на 22 января 1986 года. Следующая неделя явно оказалась для NASA и астронавтов очень нервной: запуск переносили почти каждый день - то из-за погодных условий и низкой температуры, то из-за обнаруженных в последний момент технических проблем.

Как слабый мороз (минус 1 градус по Цельсию) может повлиять на запуск космического корабля весом 2000 тонн? Все дело в уплотнителях, которые используются для герметизации твердотопливных ускорителей. Последних в шаттле два, и они состоят из нескольких отсеков, а места стыков должны надежно закрываться теми самыми уплотнителями. Во время перегрузок при взлете эластичность материала позволяла все время сохранять герметичность и не допускать утечек. Проблема в том, что при низкой температуре кольца затвердевали. Именно эти уплотнители и приведут к катастрофе Challenger.

В 1971 году командир миссии «Аполлон-15» Дэвид Скотт оставил на Луне список погибших астронавтов со всего мира. Рядом лежит статуэтка «Павший астронавт», выполненная по заказу Скотта скульптором Полом ван Хейдонком. Увы, табличка теперь неактуальна: ушедших из жизни космонавтов во время выполнения миссий стало больше. Изображение: wikipedia.org

Шаттлы при минусовой температуре ранее не отправляли. В NASA долгое время знали о проблеме с уплотнителями - еще до первого старта Columbia. Ответственные лица закрывали на ситуацию глаза, корабли все время запускали при более-менее теплой погоде, хотя и раньше к работе ускорителей были нарекания. Но каждый раз все обходилось, и на потенциальную опасность перестали обращать внимание. К тому же 24 успешных старта только уверили руководство, что проблема эта несерьезная.

«Авось» не сработало

В 11:38 утра 28 января шаттл стартовал с мыса Канаверал. Еще при запуске, как в дальнейшем установят следователи по видеозаписи, из правого ускорителя начал идти дым. По мере набора высоты он становился все более темным, и на 59-й секунде кольцо не выдержало - из места стыка появилось пламя. Из-за воздушного потока огонь прильнул к основному топливному баку (рыжего цвета), в котором находилось 1700 тонн топлива - а это более 3/4 от всей стартовой массы корабля. Бак поделен на три отсека: в одном жидкий кислород, в других - жидкий водород. В результате воздействия пламени элемент ускорителя врезался в бак. От пробития обшивки топливо начало выливаться, что мгновенно привело к сильному пожару. В дальнейшем будет установлено , что как такового взрыва не было - просто образовался огромный огненный шар.

Сам челнок оказался невероятно крепким: он хоть и развалился на несколько частей, но отсек с экипажем в носовой части корабля остался целым и по инерции продолжил удаляться от планеты. Кабина достигла высоты 20 км (бак разрушился на высоте порядка 14 км), после чего начала падать. Установлено, что минимум три астронавта пережили разрушение шаттла. У них были включены PEAP - персональные устройства подачи воздуха. Но неизвестно, долго ли члены экипажа оставались в сознании. В любом случае шанса выжить не было: кабина врезалась в Атлантический океан на скорости более 330 км/ч (207 миль в час), перегрузка составила около 200g.


Программу Space Transportation System приостановили до выяснения причин катастрофы. Только к маю 1986 года завершилась операция по подъему обломков, и несколько комиссий принялись строить более точные гипотезы. Специалистам, можно сказать, повезло: момент старта и разрушения попал на видео, что упростило работу.

В расследовании участвовали эксперты NASA и Комиссия Роджерса (названа по имени руководителя комиссии политика Уильяма Роджерса), сформированная по поручению президента США Рональда Рейгана. Первоначальное подозрение пало на топливный бак, но следы теплового воздействия на правом ускорителе быстро привели экспертов к мысли, что проблема кроется именно здесь.

Комиссия Роджерса пришла к следующему выводу: причиной гибели Challenger стали кольца-уплотнители, которые не обеспечили должную защиту правого ускорителя в силу ряда факторов. Среди них - общая ненадежность используемой конструкции, низкая температура атмосферы при запуске (это была сопутствующая, но не основная причина) и качество материала уплотнителя. Для дальнейшей эксплуатации шаттлов требовалось внести несколько серьезных изменений и пересмотреть план полетов.

Запуски челноков возобновились лишь спустя два с половиной года. На смену Challenger был построен Endeavour. По иронии судьбы, на нем в космос слетала Барбара Морган - еще одна школьная учительница, которая была дублером погибшей Кристы МакОлифф в роковой миссии Challenger. Доработки позволили без проблем использовать шаттлы до 2003 года, когда при завершении своего 28-го полета разрушился Columbia. С тех пор челноки эксплуатировались еще восемь лет - до 21 июля 2011 года, когда Atlantis вернулся на Землю. Суммарно в рамках программы было совершено 135 запусков, из которых 133 оказались удачными. Уцелевшие Endeavour, Discovery и Atlantis сейчас хранятся в музеях и научных центрах США.

В середине 1980-х годов американская космическая программа находилась на пике своего могущества. После победы в «лунной гонке» Соединённые Штаты утвердились во мнении о своём безоговорочном лидерстве в космосе.

Ещё одним доказательством этого стала программа исследования космоса при помощи кораблей многоразового использования «Спейс шаттл». Космические «челноки», эксплуатация которых началась в 1981 году, позволили выводить на орбиту большое количество полезного груза, возвращать с орбиты вышедшие из строя аппараты, а также совершать полёты с экипажем до 7 человек. Ни одна другая страна мира не располагала на тот момент подобными технологиями.

В отличие от СССР, пилотируемая программа США не знала катастроф с человеческими жертвами во время полётов. Более 50 экспедиций подряд завершились благополучно. И у руководства страны, и у простых обывателей сложилось мнение, что надёжность американской космической техники служит абсолютной гарантией безопасности.

Появилась мысль о том, что в новых условиях в космос может слетать любой желающий, обладающий нормальным здоровьем и прошедший не слишком тяжёлый и длительный курс тренировок.

«Учитель в космосе»

У президента США Рональда Рейгана появилась идея отправить в космос обычного школьного учителя. Педагог должен был провести с орбиты несколько уроков для повышения интереса детей к математике, физике, географии, а также науке и исследованию космоса.

В США был объявлен конкурс «Учитель в космосе», на который поступило 11 тысяч заявок. Во второй тур попало 118 кандидатов, по два от каждого штата и подвластных территорий.

Окончательные итоги конкурса оглашались торжественно, в Белом доме. Вице-президент США Джордж Буш 19 июля 1985 года объявил: победителем стала 37-летняя Шарон Криста МакОлифф , второе место заняла 34-летняя Барбара Морган . Криста стала основным кандидатом на полёт, Барбара — её дублёром.

Криста МакОлифф, мать двоих детей, преподававшая в средней школе историю, английский язык и биологию, во время оглашения итогов конкурса плакала от счастья. Её мечта сбылась.

Близким, у которых гордость за Кристу перемежалась с тревогой, она объясняла: «Это же НАСА, если даже что-то пойдёт не так, они смогут всё исправить в последний момент».

После прохождения трёхмесячной программы подготовки Криста МакОлифф была включена в экипаж корабля «Челленджер», который должен был отправиться на орбиту в январе 1986 года.

Юбилейный старт

Полёт «Челленджера» должен был стать юбилейным, 25-м стартом в рамках программы «Спейс шаттл». Специалисты стремились увеличить количество экспедиций на орбиту — ведь баснословные деньги на реализацию проекта были выделены с расчётом на то, что со временем «челноки» окупятся и начнут приносить прибыль. Для того чтобы этого добиться, планировалось к 1990 году выйти на показатель в 24 полёта в год. Именно поэтому руководителей программы крайне раздражали слова специалистов о серьёзных недостатках, имеющихся в конструкции кораблей. Мелкие неисправности приходилось ликвидировать практически перед каждым стартом, и возникали опасения, что рано или поздно всё может закончиться большой бедой.

В состав экипажа экспедиции STS-51L, помимо Кристы МакОлифф, входили командир Фрэнсис Скоби , первый пилот Майкл Смит , а также астронавты Эллисон Онидзука , Джудит Резник , Роналд Макнейр и Грегори Джарвис .

Экипаж «Челленджера». Фото: www.globallookpress.com

Помимо школьных уроков с орбиты, в программу миссии входили вывод на орбиту спутников и наблюдение за кометой Галлея.

Первоначально старт с космодрома на мысе Канаверал был назначен на 22 января, однако затем несколько раз переносился, пока новой датой не стал день 28 января.

В то утро также возникло подозрение, что полёт придётся перенести — во Флориде сильно похолодало, температура опустилась ниже нуля, и на площадке запуска появилось обледенение. Руководство решило не отменять старт, а просто перенести его на пару часов. При новом осмотре выяснилось, что лёд начал таять, и добро на старт было получено.

«Критическая ситуация»

Окончательно старт был назначен на 11:38 по местному времени 28 января 1986 года. На космодроме собрались родные и друзья астронавтов, коллеги и ученики Кристы МакОлифф, ждавшие момента, когда первая учительница отправится в космическое путешествие.

В 11:38 «Челленджер» стартовал с космодрома на мысе Канаверал. На трибунах, где находилась публика, началось ликование. Телевизионная камера крупным планом показывала лица родителей Кристы МакОлифф, провожавших дочь в полёт, — они улыбались, радуясь, что мечта их девочки стала реальностью.

Всё происходящее на космодроме комментировал диктор.

Через 52 секунды после старта «Челленджер» приступил к максимальному ускорению. Командир корабля Фрэнсис Скоби подтвердил начало ускорения. Это были последние слова, прозвучавшие с борта «челнока».

На 73-й секунде полёта наблюдавшие за стартом зрители увидели, как «Челленджер» исчез в белом облаке взрыва.

Зрители поначалу не поняли, что случилось. Кто-то испугался, кто-то восхищённо зааплодировал, полагая, что всё происходит по программе полёта.

Казалось, что диктор тоже считает, что всё в порядке. «1 минута 15 секунд. Скорость корабля 2900 футов в секунду. Пролетел расстояние в девять морских миль. Высота над землёй — семь морских миль», — продолжать говорить ведущий.

Как потом выяснилось, диктор не смотрел на экран монитора, а читал ранее составленный сценарий старта. Спустя пару минут он объявил о «критической ситуации», а затем сказал страшные слова: «„Челленджер“ взорвался».

Без шансов на спасение

Но к этому моменту зрители уже всё поняли — в Атлантический океан с неба падали обломки того, что совсем недавно было самым современным космическим кораблём в мире.

Была начата поисково-спасательная операция, хотя спасательной её изначально именовали лишь формально. Корабли проекта «Спейс шаттл», в отличие от советских «Союзов», не были оборудованы системами аварийного спасения, которые могли бы спасти жизнь астронавтам во время старта. Экипаж был обречён.

Операция по подъёму обломков, упавших в Атлантический океан, продолжалась до 1 мая 1986 года. Всего было поднято около 14 тонн обломков. Около 55% челнока, 5% кабины и 65% полезной нагрузки осталось на дне океана.

Кабину с астронавтами подняли 7 марта. Выяснилось, что после разрушения конструкций корабля более прочная кабина уцелела и несколько секунд продолжала подниматься вверх, после чего началось падение с большой высоты.

Установить точно момент гибели астронавтов не удалось, но известно, что как минимум двое — Эллисон Онидзука и Джудит Резник — пережили сам момент катастрофы. Эксперты обнаружили, что ими были включены персональные приборы подачи воздуха. Что было дальше, зависит от того, была ли разгерметизирована кабина после разрушения «челнока». Так как персональные приборы подают воздух не под давлением, то при разгерметизации экипаж вскоре потерял сознание.

Если же кабина оставалась герметичной, то астронавты погибли при ударе о поверхность воды на скорости 333 км/ч.

Американский «авось»

Америка пережила глубочайший шок. Полёты по программе «Спейс шаттл» были приостановлены на неопределённый срок. Для расследования крушения президентом США Рональдом Рейганом была назначена специальная комиссия под руководством государственного секретаря Уильяма Роджерса .

Выводы комиссии Роджерса оказались не меньшим ударом по престижу НАСА, чем сама катастрофа. В качестве решающего фактора, приведшего к трагедии, были названы недостатки корпоративной культуры и процедуры принятия решений.

Разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной прогорания отверстия в боку ускорителя, из которого в сторону внешнего топливного бака била реактивная струя. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя и несущих структур внешнего топливного бака. Элементы комплекса стали смещаться относительно друг друга, что привело к его разрушению в результате действия нештатных аэродинамических нагрузок.

О дефектах уплотнительных колец, как показало расследование, в НАСА знали с 1977 года — задолго до первого полёта по программе «Спейс шаттл». Но вместо внесения необходимых изменений НАСА восприняло проблему как допустимый риск отказа оборудования. То есть, говоря проще, специалисты ведомства, загипнотизированные прошлыми успехами, понадеялись на американский «авось». Такой подход стоил жизни 7 астронавтам, не говоря уже о миллиардных финансовых потерях.

21 год спустя

Программа «Спейс шаттл» была возобновлена спустя 32 месяца, но прежнего доверия к ней уже не было. Об окупаемости и прибыли речь уже не шла. Рекордным для программы так и остался 1985 год, когда было совершено 9 полётов, а после гибели «Челленджера» о планах довести количество стартов до 25-30 в год уже не вспоминали.

После катастрофы 28 января 1986 года НАСА закрыло программу «Учитель в космосе» и дублёр Кристы МакОлифф Барбара Морган вернулась к преподаванию в школе. Однако всё пережитое заставляло учительницу мечтать довести начатое дело до конца. В 1998 году она снова была зачислена в отряд астронавтов и в 2002 году получила назначение в качестве специалиста полёта в экипаж шаттла STS-118, миссия которого к МКС планировалась на ноябрь 2003 года.

Однако 1 февраля 2003 произошла вторая катастрофа «челнока» — при спуске с орбиты погиб космический корабль «Колумбия» с 7 астронавтами на борту. Полёт Барбары Морган был отложен.

И всё-таки она отправилась в космос. 8 августа 2007 года, через 21 год после гибели «Челленджера», учительница Барбара Морган достигла орбиты на корабле «Индевор». Во время своего полёта она провела несколько сеансов связи со школьными классами, в том числе и со школой МакКолл-Доннелли, где она преподавала долгое время. Таким образом, она закончила проект, которому не суждено было реализоваться в 1986 году.

28 января 1986 года в 11:38 по восточному поясному времени космический шаттл «Челленджер» стартовал с платформы 39В Космического центра имени Кеннеди во Флориде. Весь экипаж из семи человек погиб 73 секунды спустя в результате взрыва. Сегодня, спустя 25 лет после этой трагедии, Америка чтит память членов отважного экипажа, отдавших жизни за мечту попасть в космос. Шерон Криста МакОлифф – учительница из Нью-Хэмпшира – была выбрана НАСА на общенациональном конкурсе на право лететь в космос. 28 января 2011 года – мрачная годовщина страшной трагедии.

(Всего 34 фото)

1. Члены экипажа шаттла «Челленджер». Слева направо: Эллисон Онизука, Майк Смит, Криста МакОлифф, Дик Скоби, Грег Ярвис, Рон МакНэйр и Джудит Ресник. (NASA/1986)

2. Криста МакОлифф в космическом центре Джонсона в Хьюстоне. Целое поколение, включая учеников МакОлифф, выросло, с тех пор как она и шесть астронавтов погибли 28 января 1986 года – четверть века назад. Бывшие ученики хотели убедиться, что люди, которые еще не родились, когда погибла их любимая учительница, могут узнать о ней и ее мечте отправиться в космос. (AP/1985)

3. Криста МакОлифф на параде «Lions Club» на фоне ратуши Нью-Хэмпшира с дочерью Кэролин и сыном Скоттом. МакОлифф была учительницей, преподававшей социологию в старшей школе Конкорда. НАСА выбрала ее для полета в космос. (The Boston Globe/Janet Knott/1985)

4. МакОлифф – первый американский учитель в космосе – дирижирует своим оркестром добровольцев под названием «Группа никогда» на лужайке городской ратуши. Школа устроила «День Кристы МакОлафф», и она исполнила с оркестром гимн «Stars and Stripes Forever». (The Boston Globe/Janet Knott/1985)

5. Криста МакОлифф на пробежке с подругами в Конкорде, штат Нью-Хэмпшир. (AP/Jim Cole)

6. Криста МакОлифф отмечает с друзьями новость о полете в космос на следующий день после визита в . (The Concord Monitor/Suzanne Kreiter)

7. МакОлифф на борту тестируемого самолета 2 января 1986 года во время отработки приземлений через день после прибытия в НАСА из Хьюстона.

8. МакОлифф готовится к испытательному полету в истребителе Т-38 в сентябре 1985 года. Это было частью ее подготовки к полету в космос в 1986 году.

9. МакОлифф на борту истребителя Т-38 над заливом Галвестона во время испытания перед запуском шаттла «Челленджер». На заднем фоне слева можно видеть часть острова Галвестон и Хьюстона. МакОлафф представляла на борту шаттла проект «Учитель в космосе». (AP/1986)

10. Криста МакОлифф управляет руками манипулятора на борту симулятора космического шаттла в космическом центре Джонсон в июле 1985 года. (UPI)

11. МакОлифф во время тренировочного полета в условиях невесомости в октябре 1985 года. (UPI)

12. МакОлифф раздает автографы перед церемонией почетного объявления о том, что она была выбрана в качестве первого учителя для полетов в космос. Городские власти вручили ей гравированную тарелку и городской флаг. (AP/Suzanne Kreiter/1985)

13. МакОлифф у космического шаттла «Челленджер» на платформе 39-А в космическом центре имени Кеннеди во Флориде в октябре 1985 года. (AP/Jim Neihouse)

14. Криста МакОлифф и Барбара Морган (справа) во время тренировки в 1986 году. (NASA)

15. МакОлифф у фургона, который отвезет ее к стартовой платформе. (The Boston Globe/Janet Knott)

16. Экипаж космического шаттла «Челленджер» направляется к стартовой платформе в центре Кеннеди в Кейп Канаверал, штат Флорида. На первом плане командир Фрэнсис Скоби, специалист Джудит Ресник, специалист Рональд МакНэйр, специалист приборного отсека Грегори Ярвис, специалист Эллисон Онизука, учительница Криста МакОлифф и пилот Майкл Смит. (AP/Steve Helber)

18. Одноклассники сына Кристы МакОлифф радуются старту шаттла. Их радость вскоре сменилась ужасом – весь экипаж шаттла погиб при взрыве 73 секунды спустя. (AP/Jim Cole)

19. Последовательные фотографии катастрофы шаттла «Челленджер». Воспламенение в твердотопливном ускорителе привело к взрыву, в котором погибли все семь членов экипажа. (HO/AFP/Getty Images)

20. Взрыв шаттла через 73 секунды после взлета. Это фото стало символом трагедии всей американской нации. (Bruce Weaver/AP)

21. Родственники МакОлифф только что услышали предупреждение НАСА по громкой связи, что произошла трагедия. (The Boston Globe/Janet Knott/1986)

22. Преподаватели и ученики школы, где работала МакОлифф, шокированы происходящим: на их глазах обломки шаттла падали с неба. (The New York Times/ Keith Meyers)

23. Ведущий новостей на канале NBC Том Брокау сообщает ужасную новость: «Челленджер» взорвался, все семь человек экипажа погибли. (NBC News)

24. Президент США Рональд Рейган в окружении чиновников смотрит повтор взрыва шаттла по телевизору в Белом доме. Слева направо: заместитель пресс-секретаря Белого дома Лари Спикс, помощник президента Деннис Томас, специальный помощник Джим Кун, президент Рейган, директор отдела связи Белого дома Патрик Бучанан и начальник штаба Дональд Риган. (AP/Craig Fuji)

25. Покупатель Дэвид Кимболл и работницы магазина Линн Бек и Лиза Олсон после просмотра мемориальной службы в память об астронавтах, погибших при старте «Челленджера». На экране родственники одного из астронавтов. (AP/Charles Krupa/1986)

26. Огромный кусок шаттла «Челленджер» на пляже во Флориде. Его вымыло на берег 17 декабря 1996 года. (AP/Malcolm Denemark)

27. Крест и венок с изображением шаттла на берегу на фоне катера береговой охраны, который ищет обломки шаттла, в Кейп Канаверал. (AP/Jim Neihouse/1986)

28. Моряки корабля «Preserver» вытаскивают из моря часть корпуса ракеты инерциальной верхней ступени после взрыва «Челленджера». Ступень должна была поднять данные сопровождения спутника на более высокую орбиту. Обломки были найдены на глубине 21 метр в 32 км к северо-востоку от космического центра. (AP)

29. Члены президентской комиссии по расследованию дела о взрыве на «Челленджере» проходят мимо твердотопливного ускорителя и внешнего бака шаттла в здании сборки аппаратов в центре Кеннеди. (AP)32. Надгробие на могиле Кристы МакОлифф. Она заслужила звание «первого учителя в космосе» посмертно, но для многих она осталась любимой энергичной учительницей, отдававшей себя всю образованию. (AP/Jim Cole)

33. Ученики проходят мимо стенда в память о Кристе МакОлифф в феврале 2003 года на выставке об истории космических шаттлов. МакОлифф и шесть других членов экипажа «Челленджера» помнят за их отвагу и желание исследовать космос. (AP/Mike Roemer)

34. Венок в память о семи астронавтах, погибших в космическом шаттле «Челленджер» в мемориальной роще во время ежегодной поминальной церемонии в космическом центре Джонсона в Хьюстоне 27 января 2011 года. (AP/Houston Chronicle/Smiley N. Pool)