За что на самом деле казнили степана разина. Где твои богатства, Стенька

Катастрофа освободительного похода атамана Степана Разина к Москве означала для истории России нечто большее, чем просто гибель очередного восстания народа. В значительной мере проигрыш Разина стал продолжением исторической катастрофы древней славянской демократической традиции. Эта традиция насчитывала более тысячи лет, но на рубеже ХVII века, по мнению известного литератора Николая Добролюбова, была заменена «с помощью топора и плахи на ужас татарщины с петербургским фасадом».

Народ казаками желает быть

Лев Толстой в дневниковой записи отметил: «Вся история России сделана казаками. Недаром русских зовут европейцы казаками. Народ [очевидно, что имеется ввиду великорусский народ. - Н.Л.] казаками желает быть».

Тот же Толстой, наблюдая во время своего пребывания на Кавказе за взаимоотношениями этнических казаков и русских солдат, с удивлением констатировал: «Русский мужик для казака есть какое-то чуждое, дикое и презренное существо».

Эти два умозаключения в значительной мере объясняют действительную причину военного проигрыша Степана Разина - за которым со всей неизбежностью наступил проигрыш политический. Разин не сумел соединить два восточнославянских этнических потока в одно организованное военно-политическое целое. Сделав главную ставку на преимущественное отражение политических настроений великорусских крестьян, атаман собственными руками оттолкнул от участия в своей эпопее значительную часть этнических казаков Нижнего Дона. Безоговорочная поддержка многих тысяч крепостных крестьян, искренне пожелавших стать «казаками», не дала Разину профессионального войска, с которым он мог с надеждой на успех бросить вызов регулярным московским рейтарским полкам. Он получил только вооруженную толпу - в равной мере неустойчивую в обороне и бесполезную в активном наступлении. С таким войском победить отмобилизованные царем Алексеем Михайловичем рейтарские полки было крайне сложно.

С учетом состояния исторических источников второй половины ХVII века трудно сделать вполне определенный вывод о том, почему атаман Разин в начале своей эпопеи недооценил значение полной мобилизации казацких сил Дона, Днепра и Урала на борьбу с Московией. Что послужило причиной этой роковой для повстанцев ошибки? Избыточность великорусской крестьянской массы, хлынувшей потоком в войско Разина и создавшей у него иллюзорное ощущение безбрежности наличных сил? Или же это стало результатом политических интриг московской дипломатии и подкупленной казацкой старшины, во главе с главным политическим оппонентом Разина - атаманом Корнилием Яковлевым? А быть может, не последнюю роль в роковом решении Разина сыграло его безотчетное желание не подвергать опасности репрессий коренные земли своей казацкой родины в случае возможного проигрыша войны?

Предположение о том, что грозный атаман надеялся, при возможных негативных обстоятельствах, сохранить человеческий потенциал казацкого народа, находит подтверждение в словах его «атаманской скаски», адресованной казакам Войска Донского. «А буде с ним, с атаманом, - предупреждал Разин своих соплеменников, - чернь и московские стрельцы на бояр не потянут и великого государя ратные люди на него, атамана, с Москвы пойдут, - то он-де побежит назад в Войско».

Мысли Разина о сохранении человеческого потенциала Войска Донского, очень ослабленного после пятилетней (1637–1641) казацко-турецкой войны, вполне разделялись той частью казацкой старшины, которая безоговорочно верила в атамана.

Во время обсуждения на Войсковом Круге маршрута движения повстанцев к Москве этнические казаки категорично выступили за поход войска не по землям казацкого Дона, а по землям населенной преимущественно великорусами средней и верхней Волги. «Дон - река коренная, - заявили казаки своему атаману, - и как-де запустошить окраинные городы казацкие, которые к Дону блиско, и у них-де, казаков, на Дону запасов не будет».

Выводя из-под удара московитских войск земли «старых», т.е. этнических, казаков Дона, Разин последовательно пытался создать себе опору в новом «казачестве», поверстанном из русских крестьян, стрельцов, другого податного люда.

«Астрахань, вслед за другими захваченными разинцами городами, - пишет известный историк Николай Костомаров, - была обращена в казачество: жители получили числовое деление, общее казакам, на тысячи, сотни и десятки; должны были правиться Кругом или народным сборищем, управляться выборными атаманами, есаулами, сотниками и десятниками».

Верстая великорусских людей в «казаков», Степан Разин пытался использовать понятные русским и признаваемые ими законными социальные ритуалы. В Астрахани, например, учредив своим указом «казачество», Разин велел вывести всех русских астраханцев за город и приводил их там к крестному целованию. Новоиспеченные «казаки» присягали прежде всего «стоять за великого государя» (ритуал немыслимый в среде этнических казаков), а уж только потом присягали служить своему атаману Степану Тимофеевичу и всему «войску козацкому».

Любопытно, что в некоторых случаях великорусские по этническому происхождению люди, узнав о желании Разина поверстать весь «черный люд» Московии в казачество, самочинно производили себя в «казаки».

Историк Костомаров приводит в этой связи опыт богатого русского села Лысково на Волге. В конце сентября 1670 года лысковцы «учинили между собою круг по козацкому обычаю», а затем послали гонца к курмышскому атаману Максиму Осипову, чтобы он со «старыми» казаками прибыл к ним и установил подлинно казацкие порядки.

Казацкая стихия, неотделимая от представления об органичных - «данных от Бога» - свободе и достоинстве человека, по мере продвижения войска Разина вверх по Волге захватывала все более широкие слои русского общества. Крестьяне, посадское население, городовые стрельцы, работные люди и даже священники из простонародья - шли к Разину. В руки повстанцев без всякого сопротивления переходили даже хорошо укрепленные города, например, Саратов. Горожане сами открыли ворота крепости казакам и торжественно встретили их - «Богородицкого монастыря игумен и саратовские все жители с хлебом».

Идеологическая борьба атамана

Степан Разин проявил себя как искушенный политический игрок, хорошо чувствующий настроения той великорусской среды, в которой ему приходилось действовать. Атаман понимал, что русские люди легко могут быть мобилизованы против бояр, чиновников и дворян-помещиков, но никогда не будут осознанно бороться против владычества царя и русской Церкви, тесно связанной с самодержавием.

Разин дал указание изготовить два роскошно украшенных судна: одно было сплошь обито красным, а другое черным бархатом. На «красном» судне плыл по Волге вслед за Разиным, якобы, царевич Алексей Алексеевич - умерший «де-факто» в начале 1670 года второй сын царя Алексея Михайловича. Роль царевича незатейливо играл, под страхом смерти, какой-то черкесский князек, взятый казаками в плен.

«Черное» судно принадлежало, по версии атаманских пропагандистов, опальному патриарху Никону. Сыграть кому-то роль Никона было много сложнее - тысячи людей знали патриарха-мордвина в лицо, поэтому утверждалось, что Никон благословил воинство атамана Разина на очищение Москвы и вот-вот, со дня на день, прибудет на свой корабль.

«Агенты Стеньки, - пишет с явным негативизмом к Разину Николай Костомаров, – возмущали народ всякими способами и говорили разное: в одном месте проповедовали казацкое равенство и полное уничтожение властей; в другом возбуждали толпу именем царевича, обещающего народу льготы и волю; здесь ополчали православных за гонимого патриарха; там подущали старообрядцев враждою против нововведений, за которые обвиняли того же патриарха. В то же время они вооружали и черемис, и чувашей, и мордву, раздували в них неприязнь против русских вообще, а татар разгорячали фанатизмом магометанства».

Профессор Костомаров, как видится сегодня, был слишком пристрастен в своем подчеркнуто негативном изображении идеологической «беспринципности» Разина.

В архивах найдено личное послание Разина, адресованное всем народностям Среднего Поволжья, в котором атаман, - в полном противоречии с оценкой Костомарова - призывает к политическому единению православных и мусульман. «Стоять бы вам, черне, - пишет Разин, - русские люди и татаровя, и чюваша, и мордве за великого государя царя и вливаться в наше казацкое войско. Слово наше то: для Бога и Пророка, и для государя, и для Войска Донского быть вам заодно. А буде заодно не будете, и вам бы не пенять после. Бог тому свидетель - ничего вам худова не будет и мы, атаман и казаки, за вас радеем».

Этот простой, доступный сознанию «черного люда» документ являлся, бесспорно, главным политическим манифестом Разина о грядущем национально-государственном единстве новой Казацкой Руси.

Распыление казацких войсковых сил

Важнейшим стратегическим пунктом, который было необходимо захватить Разину на пути к Москве, была Симбирская крепость. Симбирск являлся центральным, важнейшим звеном в цепи городов-крепостей, которыми московиты постепенно сжимали внутреннее пространство казацкого «Дикого поля».

4(14) сентября 1670 года близ Симбирска высадилось войско Разина, которое подошло на 200 стругах от Саратова. Наличных сил у атамана было относительно немного - не более пяти тысяч человек, из которых только около двух тысяч составляли этнические казаки Дона.

Когда 20 июля 1670 года Разин вышел из Астрахани в свой «московский поход», с ним было не менее 11 тысяч войска, причем в его составе находилось около восьми тысяч этнических казаков. Куда же исчезла за неполных полтора месяца наиболее боеспособная часть армии повстанцев?

Не доверяя в полной мере моральным и боевым качествам «казаков», поверстанных из неказацкой среды, Разин в каждой захваченной русской крепости оставлял гарнизон из казаков «старых», т.е. этнических. В Астрахани осталось две тысячи донцов во главе с атаманом Усом, около одной тысячи было оставлено в качестве гарнизона в Самаре, примерно столько же в Саратове. Небольшие гарнизоны от 50 до 100 казаков оставлялись в небольших крепостицах.

Лето 1670 года выдалось исключительно засушливым: от жары и бескормицы стали погибать лошади. Разведчик московитов стрелец Алексинц сообщал о полном распаде конницы повстанцев: «А конных казацких людей у него, Стеньки, нет ни одного человека, и, которые конные люди у него были - у них-де лошади у всех попадали, и не осталось-де у них ни одной лошади».

В другом разведсообщении в Разрядный приказ о ситуации под Самарой отмечалась ненадежность воинских формирований Разина, составленных из представителей неказацких народов. Здесь же подчеркивалось, что только на стойкость «воровских» этнических казаков может рассчитывать атаман: «А с ним-де, вором, прямых донских воровских казаков, которые от него побегу не чают, всего тысяч с пять».

Существовала и еще одна весомая причина распыления сил этнических казаков Дона: жесткая блокада московитскими заставами любых хлебных поставок на Дон.

Донские казаки в части поставок зерна и муки всецело зависели от северных великорусских областей, поскольку решением Войскового Круга этническим казакам, под страхом смерти, запрещалось заниматься землепашеством. Война, отгонное скотоводство, торговля пушной «рухлядью» и трофеями войны, охота, рыбная ловля - вот сфера социально престижных занятий в этнически казацких областях.

С первых дней повстанческой эпопеи Разина царская администрация Московии прекратила все хлебные поставки на Дон, расчетливо полагая, что угроза хлебного голода в родных станицах заставит «воровских» казаков покинуть Разина.

Этот расчет отчасти оправдался: откликаясь на просьбы войсковых старшин на Дону, которые засыпали атамана сообщениями о продовольственных нехватках и «малолюдстве» станиц, не способных сдержать участившиеся набеги калмыков, Разин отправил на Дон две тысячи казаков. Во главе отряда был поставлен испытанный боевой товарищ Разина, атаман Яков Гаврилов. Казаки повезли на родину «10 пушек, до 40 000 денежной казны, всякие иные грабежные животы». На атамана Гаврилова, кроме того, была возложена миссия: «Идтить вверх рекою Доном очистить боярские заставы, чтоб-де к ним рекою Доном запасы ходили по-прежнему».

У Симбирска ослабленное в своем казацком стержне войско Разина поджидал с карательным корпусом энергичный царский окольничий, князь Юрий Барятинский.

Симбирская катастрофа

Гарнизоном Симбирска, состоящим из четырех тысяч стрельцов, командовал воевода, князь Иван Милославский. Симбирск был хорошо укреплен: центральную, высокую часть города занимал кремль, от него к Волге спускался посад, частично обнесенный стеной и крепостным рвом.

Сразу после высадки с судов войско Разина пыталось подойти к Симбирску. Однако карательный корпус Барятинского, насчитывающий около пяти тысяч солдат и сформированный преимущественно из рейтарских полков «нового строя» преградил путь повстанцам.

Произошло ожесточенное сражение, которое длилось целый день и в итоге закончилось вничью. Разин вновь подошел к Симбирску и в последующие два дня захватил посад города. Пытавшийся противодействовать Барятинский был отброшен, потерял значительную часть солдат, а затем ушел в Казань для сбора войск. Полное отсутствие конницы у Разина не позволило повстанцам догнать и добить разгромленный корпус рейтаров.

Кремль Симбирска был небольшой по размеру, но располагался на горе, имел высокие стены. В гарнизон Милославского вступило множество русских дворян, сбежавшихся под защиту крепостных стен со всего Симбирского уезда. Обороняющиеся располагали большим числом крепостных пушек, а главное - дрались отчаянно, поскольку знали, что бояр, чиновников и дворян казаки в плен не берут.

Отчаянная защита русских дворян в Симбирске дорого стоила Разину: почти месяц он впустую простоял у стен города, теряя боевой потенциал казаков в неудачных штурмах. В численном отношении его армия росла - за короткое время под его знамена стеклось еще около 15 тысяч человек, в абсолютном большинстве это были марийцы, чуваши и мордва.

Немногочисленные этнические казаки стали теряться в этом инертном, плохо организованном войске, более похожем на вооруженную толпу. Обучить повстанцев из числа невоинственных по природе поволжских народов профессиональным боевым приемам, конечно, пытались, но результаты этой науки не впечатляли: войско оставалось нестойким в обороне, быстро поддавалось панике, почти не понимало смысла боевого маневра.

1 (11) октября князь Юрий Барятинский, разгромив все выставленные Разиным повстанческие заслоны, вновь подошел к Симбирску. Царские войска - восемь тысяч штыков и сабель - существенно уступали в числе разинцам, но это были хорошо обученные рейтарские полки, имевшие полевую артиллерию. Главным козырем Барятинского стал специальный конный отряд - Разин практически не имел значимой конницы.

Сражение продемонстрировало всю силу хорошо обученных войск. Не отвечая на нестройную пальбу повстанцев, полки Барятинского подошли к ним почти вплотную - на 20 сажень - и дали мощный согласованный залп. Черемисы, чуваши и мордва немедленно бросились бежать - за ними замелькали лапти русских крестьян.

Бросив всех своих казаков останавливать бегущих, Разин лишь с огромным трудом смог восстановить управление войском. «Собравшимся со всеми силами, с конными и с пешими людьми» атаман пытался атаковать противника.

Мужественный Барятинский вновь оказался хватом: его конница нанесла удар по центру боевого порядка повстанцев и тут же обратилась в ложное бегство. Лапотники с тем же энтузиазмом, с каким они только что бежали, кинулись преследовать. Тщетно казаки Разина пытались сдержать эту вооруженную толпу: вчерашние землепашцы рвались вперед - к победе, а попали под прямой огонь артиллерийского заслона и штыковой удар рейтаров.

Поняв, что вновь восстановить управление этой толпой ему не удастся, Разин, скрипя зубами, ввел в бой свой немногочисленный казацкий резерв.

Закипел упорный бой, часто переходящий в рукопашные схватки. Казаки дрались отчаянно, глядя на них постепенно воодушевились остальные повстанцы. «Люди в людех мешались, - писал впоследствии в своем донесении князь Барятинский, - и стрельба на обе стороны из мелкова ружья и пушечная была в притин [в упор. - Н.Л.], а бились мы с тем вором с утра и до сумерек».

Исход битвы решила к вечеру решительная атака конницы во главе с самим Барятинским. Атаману нечем было ответить на этот вызов: Разин лично бросился в первые ряды сражающихся, пытаясь удержать строй, но конницы для встречного удара у него не было.

«Нестройные, непривычные к военному делу толпы мордвы и чувашей не в силах были сладить с войском Барятинского, - пишет Николай Костомаров, - упорнее держались только донские казаки. Сам Стенька бился отчаянно: его хватили по голове саблею; пищаль прострелила ему ногу, и какой-то смелый алатырец, Семен Степанов, схватил было атамана и повалил на землю, но сам был убит над ним подоспевшими казаками».

Стало смеркаться - Разин вынужденно отступил в острог, находящийся на территории укрепленного им посада. Атаман потерял много крови и временами терял сознание. Он оказался перед выбором - либо уходить из Симбирска, либо попытаться во чтобы то ни стало захватить кремль.

В ночь на 4 октября казаки вновь пошли на штурм симбирской цитадели, удерживаемой князем Милославским. Вплоть до рассвета продолжались яростные попытки прорваться на стены кремля, но собственно казацких сил было катастрофически мало, и повстанцы в итоге отступили.

Исторические источники повествуют о невероятной силе духа Разина, его упорстве в ситуациях гораздо более безнадежных, нежели положение под Симбирском. Поэтому можно предположить, что не будь тяжелого ранения атамана, приведшего к сильному нагноению раны на ноге, «огненной горячке» и частым провалам в сознании, - сражение за город было бы продолжено. На принятие решения об отступлении повлиял, бесспорно, факт полного отсутствия казацких резервов.

На следующую ночь после финального штурма крепости соратники Разина в полном порядке вывели казацкую часть войска на суда и ушли вниз по Волге. Атаман без сознания метался в горячке на медвежьей шкуре, заменявшей ему постель. Князь Барятинский получил возможность жесточайше расправиться с оставшейся на берегу вооруженной толпой, из которой атаману так и не удалось создать армию.

Московское лобби Черкасска и Запорожья

На родном Дону Разину удалось оправиться от ран. Своим живым, ясным умом атаман быстро понял действительную причину своего поражения под Симбирском. Теперь мобилизация всех казацких сил Дона и Запорожья стала его главной задачей.

Психологически Разину очень мешало, что выборным атаманом Войска Донского был его крестный отец Корнилий Яковлев, воспитывавший маленького Степана после гибели его родного отца.

Атаман Яковлев обладал изощренным политическим чутьем и был бесспорным лидером той части донской казацкой старшины, которая ориентировалась на Московию. Идеологические побратимы Яковлева хотели продолжать «служить» за бесперебойно отправляемые на Дон «государевы отпуски». Корнилий не верил в возможность продолжения независимой политики Войска Донского. Вместе с казацкой старшиной Яковлев рассчитывал, что нарочитым послушанием Кремлю удастся сохранить исконные казацкие вольности Дона, - если не юридически, то хотя бы де-факто.

В итоге донская казацкая старшина не оказала Степану Разину ни малейшей поддержки, более того, - по мере сил и возможностей пыталась ограничить или сделать политически малоэффективными его контакты с Запорожской Сечью.

Внутреннее положение в сечевой казацкой республике также не способствовало повстанческим планам Разина. В Запорожской Сечи шла ожесточенная политическая борьба между сторонниками гетмана Правобережной Украины Петра Дорошенко, отстаивавшего в тот период независимость Сечи от Московии и Польши, и промосковской казацкой партией. Последняя выдвинула своим вождем войскового есаула Демьяна Многогрешного.

В конце 1669 года Многогрешный, с огромной поддержкой Посольского приказа, был избран на Раде гетманом Левобережной Украины. Воспользовавшись сложным внутриполитическим положением Московии, гетман заключил с царем Алексеем Михайловичем знаменитые Глуховские статьи - фактически межгосударственный договор, существенно ограничивавший возможность влияния Москвы на внутренние дела Запорожья.

В этих условиях Разин не мог рассчитывать на массированную военную поддержку сечевиков.

Демьян Многогрешный отказался даже обсуждать с посланцем Разина возможность похода запорожцев на Москву. Гетман высоко ценил значение Глуховских статей и считал, что этот документ гарантирует на долгое время фактическую независимость Сечи.

Однако царство Романовых в конце ХVII века предпочитало в своей политике руководствоваться не статьями межгосударственных договоров, а актуальной политической целесообразностью. Демьян Многогрешный понял это уже в 1672 году, т.е. на следующий год после казни Разина, когда дьяки Посольского приказа обвинили его в запорожском сепаратизме, вероломно арестовали и сослали, вместе с братом Василием, в холодную Сибирь. В сырой тюрьме Иркутского острога вчерашний союзник Московии имел, по-видимому, все возможности поразмышлять над содержанием последнего личного письма Разина, которое он опрометчиво разорвал в начале 1671 года.

Духом не сломленный

В конце апреля 1671 года атаман Разин, арестованный подручными Корнилия Яковлева, был выдан царским эмиссарам - стольнику Григорию Косогову и дьяку Андрею Богданову. Вместе с атаманом был выдан московитам и его брат Фрол.

2 июня 1671 года Степана Разина привезли в Москву прикованным к виселице, которую вмонтировали в огромную телегу. За телегой с цепью на шее брел несчастный Фрол.

В Сыскном приказе атамана подвергли невероятно изощренным, даже по меркам позднего средневековья, истязаниям. Его били кнутом, вздернув на дыбе, выворачивали суставы плеч и рук, жгли, проложив голой спиной на угли огромной жаровни. Атаман, с презрением глядя на мучителей, молчал. За все три дня невероятных истязаний Разин не издал даже слабого стона и ни разу не потерял сознание.

На второй день пыток, устав от воплей истязаемого Фрола, Степан Разин попытался поддержать брата. «Вспомни наше прежнее житье, ведь долго мы прожили со славою, - увещевал Фрола окровавленный атаман, - повелевали тысячами людей: надобно ж теперь бодро переносить и несчастье. Что, это разве больно? Словно баба уколола!»

6 июня 1671 года братьев Разиных вывели на Лобное место. По свидетельству курляндского путешественника Якоба Рейтенфельса, московские власти, опасаясь волнений простонародья, окружили площадь «тройным рядом преданнейших солдат, а на перекрестках по всему городу стояли отряды войск».

Разин, твердо переставляя ноги, взошел на помост к палачу. Очевидцы казни сообщают, что голубые глаза казацкого вождя смотрели совершенно спокойно, величественно спокойным было и его лицо. Атаман, демонстративно избегая поклона в сторону Кремля и царя, поклонился на три стороны народу и с достоинством проговорил: «Простите!»

С его плеч сорвали ветхое рубище. «Все тело Стеньки, – свидетельствует Рейтенфельс, – представляло безобразную багровую массу волдырей, кое-где сухая обожженная кожа висела лохмотьями».

Разина уронили на специальные доски для четвертования. Палач взмахнул секирой - раздался хруст перебитых костей и страшный тупой звук удара - это упала с досок отрубленная по локоть правая рука Разина. Новый взмах секиры и удар по левой ноге. Степан Разин не проронил ни звука.

«Он как будто хотел показать народу, - свидетельствует очевидец казни, - что мстит гордым молчанием за свои муки, за которые не в силах уже отомстить оружием».

«Я знаю слово и дело государево!» - в ужасе закричал не выдержавший этой чудовищной картины Фрол Разин. «Слово и дело государево» - означало знание особо важных для судьбы царской династии сведений. Так Фрол рассчитывал избежать смерти.

«Молчи, собака!» - яростно, удивительно молодым голосом крикнул брату Степан. В этот момент упал топор - и голова великого атамана донцов гулко покатилась по окровавленному помосту.

Триумф мытарей и палачей

В изданном в 1672 году в Германии первом иностранном сочинении о войне казаков Степана Разина есть важный вывод, с которым трудно не согласиться. Только «при помощи виселиц, костров, плахи, иных кровавых расправ, и того, что в сражениях истребили не менее ста тысяч человек, все пришедшие в колебание и взбунтовавшиеся земли Московии были снова приведены к повиновению».

Взаимоотношения Москвы с Войском Донским по-прежнему происходили как бы на межгосударственном уровне, т.е. велись через Посольский приказ. Одновременно московское правительство жестко потребовало от донцов принести присягу на верность «великому государю». После бурных споров трижды собиравшиеся на Войсковой Круг казаки требуемую присягу из себя вымучили.

Это стало началом конца вольностей Дона, ибо немедленно вслед за присягой Посольский приказ Московии потребовал от казаков «казнити смертью ворят Стеньки, а наипущих заводчиков присылать к великому государю к Москве».

На «вольных» землях Войска Донского стали происходить совершенно немыслимые до сих пор события.

В 1672 году были казнены на Дону трое казаков – активных сподвижников атамана Разина. Чуть позже, через полгода, сами же казаки отсекли голову этническому донцу Ивану Карамышеву за «непристойные речи» (!) об атамане К. Яковлеве, а также за угрозы (!) «опять Русью трехнуть». В 1675 году казнили двух «старых» казаков, участников разинских походов, только за то, что они где-то сболтнули, что собираются «идтить воровать на Волгу».

Прежде Великое, а ныне просто Войско Донское медленно, но неуклонно шло по пути превращения в периферийную провинцию Российского государства. Народ казаков все быстрее превращался в нового данника создававшейся на рубеже ХVIII века государственной системы - в данника своей кровью, щедро проливаемой в бесконечных, очень далеких от донской земли, войнах новой империи.

Читайте в рубрике «История» Один из самых результативных летчиков Второй Мировой войны Николай Дмитриевич Гулаев родился 26 февраля 1918 года

После симбирского поражения Степан Тимофеевич потерял в глазах казаков былую привлекательность атамана-«чародея», от пуль и ядер «заговорённого». Корнила Яковлев с «домовитыми» казаками сумел схватить его и выдал правительству.

В Москву Степана привезли в кандалах на специальной повозке с виселицей, к перекладине которой его приковали цепью. За телегой, в железном ошейнике, также прикованный цепью, шёл брат Степана Фрол. Разиных нещадно пытали в Земском приказе, где были отменные мастера своего дела: братьев поднимали на дыбу, били кнутом, бросали на раскалённые угли, жгли железом, на выбритое темя по капле лили холодную воду... Степан держался стойко, даже подбадривал, сникшего было, Фрола. Атамана подвергли жестокой и мучительной казни: палач отрубил ему сначала правую руку по локоть, затем левую ногу по колено. Устрашённый увиденным Фрол, которого ждала та же участь, молвил «слово и дело», обещая выдать Стенькины сокровища. Последними словами грозного атамана был обращённый к брату окрик: «Молчи, собака!». И вслед за тем его буйная голова скатилась на помост. Тело рассекли на части и нанизали на колья, внутренности бросили собакам. Хоронить по христианскому обычаю Разина, преданного церковному проклятию -- анафеме, было нельзя, а потому бренные его останки закопали на татарском кладбище неизвестно где и когда...

Заключение

Восставшие угнетенные классы Русского государства во второй крестьянской войне потерпели поражение. Однако революционная война имела положительное историческое значение. Она являлась выражением народного протеста против крепостнических порядков, против произвола воевод и приказных, угнетавших и грабивших население в городах и деревнях. Открытая вооруженная борьба хотя и протекала под царистскими лозунгами, однако подрывала основы самодержавного строя и способствовала сохранению у народа духа протеста против крепостничества и насаждавшейся рабской покорности. Несмотря на массовые казни и зверства, воеводам не удалось выкорчевать корни революционных настроений крестьян.

Отсутствие ясных политических целей борьбы, организующих сил, стихийность восстания и несознательность масс, стратегические ошибки руководства -- вот основные причины поражения восставших.

В отношении крестьянского войска следует отметить, что самоотверженность и вообще высокие моральные качества сражавшихся не могли компенсировать плохое вооружение, отсутствие четкой организации, военной дисциплины и опытных кадров военачальников.

Царское правительство располагало большими вооруженными силами. Городовые и даже московские стрельцы выявили политическую «шатость» и слабую боеспособность. Новые же полки (драгунские, рейтарские, солдатские) оказались более устойчивыми в сравнении с частями сотенной, т.е. старой, службы.

Внешняя политическая обстановка позволила правительству бросить против восставших крупные силы, а для их сбора и организации имелось достаточно времени. Стратегическая ошибка Разина как вождя восстания заключалась в том, что он не попытался захватить врага врасплох, а действовал методически, последовательно овладевая опорными пунктами вверх по течению Волги. Потеря времени под Симбирском являлась одной из причин, определивших перелом в ходе войны.

Степан Тимофеевич Разин в политическом и военном отношении являлся одним из талантливых «...представителей мятежного крестьянства» {16}. Он умело призывал народные массы к восстанию против угнетателей, на Дону и Волге создал базу для широкого развертывания военных действий, наметил основные вехи плана войны и обеспечил достижение ряда крупных тактических успехов, которые, однако, не привели к положительному стратегическому результату. В погоне за непрерывными тактическими достижениями вождь восстания потерял время и упустил благоприятный момент для решения основной

Степан Тимофеевич Разин, известный также как Стенька Разин; (около 1630 года, станица Зимовейская на Дону, Русское царство - 6 (16) июня 1671, Москва, Русское царство) - донской казак, предводитель восстания 1670-1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России.

Личность Разина привлекала огромное внимание современников и потомков, он стал героем фольклора, а затем - и первого российского кинофильма. По-видимому, первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти).

Родился в станице Зимовейская, там же позднее родился Емельян Пугачёв, в настоящее время станция Пугачёвская Котельниковского района Волгоградской области.

На страницах истории Разин является в 1652 году. К этому времени он был уже атаманом и действовал, как один из двух полномочных представителей донского казачества; по-видимому, военный опыт и авторитет его в кругу донцов был к этому времени уже велик. Видным казачьим предводителем был также старший брат Разина Иван. В 1662-1663 годах Степан командует казачьими войсками в походах против Крымского ханства и Османской империи.

В 1665 году царский воевода князь Ю. А. Долгоруков во время одного из конфликтов с донскими казаками, желающими во время несения царской службы уйти на Дон, велел казнить Ивана Разина, старшего брата Степана. Это событие повлияло на дальнейшую деятельность Разина: стремление отомстить Долгорукову и царской администрации соединилось с желанием вольной и благополучной жизни для казаков, находившихся под его началом. Вскоре, по-видимому, Разин решил, что казацкий военно-демократический строй следует распространить на всё Российское государство.

Разинское движение 1667-1671 годов было результатом обострения социальной обстановки в казачьих областях, прежде всего на Дону, в связи с притоком беглых крестьян из внутренних уездов России после принятия Соборного уложения 1649 года и полного закрепощения крестьян. Пришедший на Дон становился казаком, но он, в отличие от многих «старых» казаков, не имел корней в крае, не располагал имуществом, назывался «голутвенным» казаком, и, стоя особняком от казаков старожилых и коренных, с неизбежностью тянулся к такой же голытьбе, как и он сам. С ними он ходил в воровские походы на Волгу, куда тянула нужда и стремление к столь необходимой для казака славе. «Старые» казаки тайно снабжали голытьбу всем необходимым для воровских походов, а те по возвращении отдавали им часть своей добычи. Поэтому воровские походы были делом всего казачества - донского, терского, яицкого. В них происходило сплочение голытьбы, осознание ею своего особого места в рядах казачьего сообщества. По мере своего численного увеличения за счет вновь прибывавших беглых людей она все активнее заявляла о себе.

В 1667 году предводителем казаков стал Степан Тимофеевич Разин. Всего весной 1667 года вблизи Волго-Донской переволоки у городков Паншина и Качалина собралось 600-800 казаков, но к ним прибывали все новые люди и число собравшихся возросло до 2000 человек.

По своим целям это был обычный казачий поход «за зипунами», с целью взятия военной добычи. Но он отличался от аналогичных предприятий своими масштабами. Поход распространился на нижнюю Волгу, на Яик и в Персию, носил характер неповиновения правительству и блокировал торговый путь на Волгу. Все это неизбежно вело к столкновениям столь крупного казачьего отряда с царскими воеводами и к превращению привычного похода за добычей в восстание, поднятое казацкой голытьбой.

Поход начался 15 мая 1667 года. Через реки Иловля и Камышенка разинцы вышли на Волгу, выше Царицына они ограбили торговые суда гостя В. Шорина и других купцов, а также суда патриарха Иоасафа. Казаки расправлялись с начальными людьми и приказчиками и принимали к себе судовых ярыжных людей. Все это ещё находилось в пределах того, что обычно делали казаки на Волге. Но последующие действия разинцев вышли за рамки обычного казачьего воровства и превратились в антиправительственное выступление. Это - разгром стрельцов во главе с воеводой Чёрного Яра С. Беклемишевым на протоке Бузан, а затем - взятие Яицкого городка.

Зиму разинцы провели на Яике, а весной 1668 года вышли в Каспийское море. Ряды их пополнялись казаками, прибывшими с Дона, а также черкасами (жители северного Кавказа) и жителями русских уездов. На Каспии вблизи персидского города Решта у казаков произошел бой с шахскими силами. Бой был тяжелый, и разинцам пришлось вступить в переговоры. Но прибывший к шаху Сулейману посланник русского царя Пальмар привез царскую грамоту, где сообщалось о выходе в море воровских казаков. В грамоте предлагалось персам, чтобы они «побивали бы их везде и смертию уморяли без пощады». Переговоры с казаками были прерваны. По приказу шаха казаков перековали, а одного затравили собаками. В ответ разинцы взяли Фарабат. Они зимовали близ него, сделав укрепленный городок.

Весной 1669 года казаки выдержали несколько боёв в «Трухменской земле», где погиб друг Разина Сергей Кривой, а затем у Свиного острова вблизи Баку (?) подверглись нападению большого шахского флота под командованием Мамед-хана астаринского - произошло сражение, вошедшее в историю под названием Бой у Свиного острова. Сафавиды сцепили свои суда цепями, чтобы окружить казачий флот. Казаки воспользовались этой ошибкой и пустили ко дну флагманский корабль противника, после чего уничтожили весь его флот. Именно в этом сражении (у Свиного острова) в плен к разинцам попали сын и дочь командующего персидским флотом - дочь и была той персидской княжной, которую Степан Разин, впоследствии, как поётся в известной песне «Из-за острова на стрежень…», бросил с корабля в воду. Но и после победы положение казаков оставалось сложным. Следовало ожидать подхода новых сафавидских сил. Поэтому разинцы отправились к Астрахани.

Вступив в переговоры с астраханскими воеводами, Степан Разин добился того, что его с почётом принимал главный воевода князь И. Прозоровский и пропускал на Дон, а казаки должны были отдать пушки, пленных и часть добытой в походе рухляди. Но казаки уклонились от выполнения своих обещаний. В сентябре они прибыли на Дон.

Основная статья: Крестьянская война под предводительством Степана Разина

Весной 1670 года Разин организовал новый поход на Волгу, имевший уже характер открытого восстания. Он рассылал «прелестные» прельстительные) письма, в которых призывал на свою сторону всех ищущих воли и желающих служить ему.Он не собирался(по крайней мере, на словах) свергать царя Алексея Михайловича, однако объявил себя врагом всей официальной администрации - воевод, дьяков, представителей церкви,обвинив их в «измене» царю. Разинцы распустили слух, что в их рядах находятся царевич Алексей Алексеевич (в действительности умерший в Москве 17 января 1670) и патриарх Никон (в то время находившийся в ссылке). Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались. Купцов, следовавших по Волге, задерживали и грабили.

Поход Разина на Волгу сопровождался массовыми восстаниями крепостных крестьян в недавно закрепощённых областях Поволжья. Здесь вожаками выступали, разумеется, не сам Разин и его казаки, а местные предводители, из которых наиболее известна беглая монахиня Алёна Арзамасская. Отложились от царя и начали восстание также большие группы поволжских народов: марийцев, чувашей, мордвы.

Захватив Астрахань, Царицын, Саратов и Самару, а также ряд второстепенных крепостей, Разин не смог успешно завершить осаду Симбирска осенью 1670 г. Между тем правительство направило для подавления восстания 60-тысячное войско.3 октября 1670 г. под Симбирском правительственное войско под командованием воеводы Юрия Барятинского нанесли разинцам жестокое поражение. Степан Разин был тяжело ранен (4 октября 1670) и был вывезен преданными ему казаками на Дон, где со своими сторонниками укрепился в Кагальницком городке, из которого год назад начал свой поход. Он рассчитывал вновь собрать своих сторонников. Однако домовитые казаки во главе с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, понимая, что действия Разина могут навлечь царский гнев на все казачество, 13 апреля 1671 года взяли штурмом Кагальницкий городок и после жестокого боя на следующий день пленили Разина и впоследствии выдали его царским воеводам.

Пленение и казнь

В конце апреля 1671 года Разин вместе с младшим братом Фролом (Фролкой) донскими властями был выдан царским воеводам - стольнику Григорию Косогову и дьяку Андрею Богданову, которые доставили их в Москву (2 июня). Разин был подвергнут жестоким пыткам, во время которых сохранял непоколебимое мужество. 6 июня 1671 Степан Разин после оглашения приговора был четвертован на эшафоте на Болотной площади. Прочитали длинный приговор. Разин выслушал его спокойно, потом повернулся к церкви, поклонился на три стороны, минуя кремль с царем и сказал: «Простите». Палач сперва отрубил ему правую руку по локоть, потом левую ногу по колено. Его брат Фрол, видя мучения Степана, растерялся и закричал: «Я знаю слово и дело государево»!
«Молчи, собака!» - прохрипел Степан. Это были его последние слова: после них палач спешно отсек ему голову. Признание помогло Фролу отсрочить казнь, которой впрочем, он в конце концов не избежал и был казнен отсечением головы на том же месте на Болотной площади в 1676 году.

Разин - герой огромного количества русских народных песен; в одних реальный образ жестокого казачьего вождя подвергается эпической идеализации и нередко смешивается с фигурой другого знаменитого казака - Ермака Тимофеевича, завоевателя Сибири, в других содержатся почти документально точные подробности восстания и биографии его предводителя.

Три песни о Стеньке Разине, стилизованные под народные, написал А. С. Пушкин. В конце XIX века популярной народной песней стало стихотворение Д. М. Садовникова «Из-за острова на стрежень», созданное на сюжет одной из легенд о Разине. По мотивам сюжета именно этой песни в 1908 году был снят первый российский художественный кинофильм «Понизовая вольница».
В. А. Гиляровским была написана поэма «Стенька Разин».

Главными причинами поражения восстания Разина явились его стихийность и низкая организованность, разрозненность действий крестьян, как правило, ограничивавшихся разгромом имения своего собственного барина, отсутствие у восставших ясноосознаваемых целей. Даже в том случае, если бы разинцам удалось одержать победу и захватить Москву (в России такого не случалось, но в других странах, например, в Китае, восставшим крестьянам несколько раз удавалось взять власть), они не смогли бы создать новое справедливое общество. Ведь единственным образцом такого справедливого общества в их сознании был казачий круг. Но вся страна не может существовать за счет захвата и раздела чужого имущества. Любое государство нуждается в системе управления, армии, налогах. Поэтому за победой восставших неизбежно последовала бы новая социальная дифференциация. Победа неорганизованных крестьянских и казацких масс неизбежно привела бы к большим жертвам и нанесла бы значительный урон русской культуре и развитию российского государства.

В исторической науке нет единства по вопросу о том, считать ли восстание Разина крестьянско-казацким восстанием или крестьянской войной. В советское время употреблялось наименование «крестьянская война», в дореволюционный период речь шла о восстании. В последние годы вновь преобладающим является определение «восстание».

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

17 18 27 37 51 69 88 94 110 111 125 144 154 167 182 203 209 215 218 228 252
Р А З И Н С Т Е П А Н Т И М О Ф Е Е В И Ч
252 235 234 225 215 201 183 164 158 142 141 127 108 98 85 70 49 43 37 34 24

18 37 43 59 60 74 93 103 116 131 152 158 164 167 177 201 218 219 228 238 252
С Т Е П А Н Т И М О Ф Е Е В И Ч Р А З И Н
252 234 215 209 193 192 178 159 149 136 121 100 94 88 85 75 51 34 33 24 14

РАЗИН СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ = 252 = 69-КОНЕЦ + 183-ЖИЗНИ НА ЭШАФОТЕ.

252 = 201-НА ЭШАФОТЕ КОНЕЦ + 51-ЖИЗНИ.

252 = 108-ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЕ + 144-\ 108-ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЕ + 36-ОБЕЗГ(лавливание)\.

252 = 98-КАЗНЁННЫ\ й \ + 154-УДАРОМ ТОПОРА.

154 - 98 = 56 = КАЗНЁН, УМЕР.

252 = 84-ОБЕЗГЛАВЛЕН + 84-ОБЕЗГЛАВЛЕН + 84-ОБЕЗГЛАВЛЕН.

154 = УДАРОМ ТОПОРА
_________________________________________
108 = ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЕ = КАЗНЁННЫЙ

176 = 68-УБИЕНИЕ + 108-ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЕ.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 76-СОРОК + 44-ОДИН = 120 = КОНЕЦ ЖИЗНИ.

252 = 120-СОРОК ОДИН, КОНЕЦ ЖИЗНИ + 132-НА ЭШАФОТЕ.

В июне 1671 года в Гамбурге вышла газета «Северный Меркурий», которая стала бойко раскупаться горожанами. В ней была помещена корреспонденция английского купца Томаса Хебдона, находящегося в далекой России, в Москве. Как очевидец он подробно описал казнь Степана Разина, и сделал это весьма оперативно, послав корреспонденцию в Европу через два часа после того, как палач закончил свою работу.

Стенька Разин (из коллекции гравюр П. Я. Дашкова)


Известив тем самым негоциантов и дипломатов о том, что вновь возобновляется торговля с Россией, Томас Хебдон писал: «По всему миру уже, несомненно, разнеслась весть о том, как мятежник, по имени Степан Разин, год назад стал главарем множества казаков и татар, как он захватил город Астрахань и все Астраханское царство и совершил разные другие тиранства и как, наконец, он всячески стремился привлечь на свою сторону донских казаков, чтобы нанести сильный удар по Москве.

Следует знать, что упомянутые донские казаки сделали вид, будто они с ним согласны. Однако они с ним поступили так из хитрости, дабы поймать лису в ловушку. Выведав, что Разин со своим братом остановился в убежище, где он ничего не опасался, казаки напали на него и захватили его с братом в плен.В прошлую пятницу тысяча мушкетеров-стрельцов доставили его сюда, и сегодня, за два часа до того, как я это пишу, он был наказан по заслугам. Его поставили на специально сколоченную по такому случаю повозку семи футов вышиной: там Разин стоял так, что все люди - а их собралось более ста тысяч - могли его видеть.

На повозке была сооружена виселица, под которой он стоял, пока его везли к месту казни. Он был крепко прикован цепями: одна, очень большая, шла вокруг бедер и спускалась к ногам, другой он был прикован за шею. В середине виселицы была прибита доска, которая поддерживала его голову; его руки были растянуты в стороны и прибиты к краям повозки, и из них текла кровь.

Брат его тоже был в оковах на руках и ногах, и его руки были прикованы к повозке, за которой он должен был идти. Он казался очень оробевшим, так что главарь мятежников часто его подбадривал, сказав ему однажды так: «Ты ведь знаешь, мы затеяли такое, что и при еще больших успехах мы не могли ожидать лучшего конца».

Этот Разин все время сохранял свой гневный вид тирана и, как было видно, совсем не боялся смерти. Его царское величество нам, немцам и другим иностранцам, а также персидскому послу, оказал милость, и нас под охраной многих солдат провели поближе, чтобы мы разглядели эту казнь лучше, чем другие, и рассказали бы об этом у себя соотечественникам. Некоторые из нас даже были забрызганы кровью. Сперва ему отрубили руки, потом ноги и, наконец, голову. Эти пять частей тела насадили на пять кольев. Туловище вечером было выброшено псам. После Разина был казнен еще один мятежник, а завтра должен быть казнен также его брат.

Это я пишу в спешке. О том, что еще произойдет, будет сообщено потом. Москва, через два часа после казни, 6 июня (по старому стилю) 1671 года».


Казнь Степана Разина. Английская гравюра


Нужно отдать должное Томасу Хебдону за точность описания. Спустя неделю в «Северный Меркурий» он послал еще одну корреспонденцию:

«Умер еще один из главных мятежников, прозванный Чертоусом, а его люди разбиты под Симбирском и вынуждены были отступить... Объявлен указ о даровании жизни и милости тем, кто сам сдался в плен.

Достоверно известно, что недавно казненный мятежник действительно был у них главным бунтовщиком Степаном Разиным. Его брату залечили раны после пыток, и вскоре его должны отправить в Астрахань, чтобы найти клады, закопанные там Степаном».

«Молчи, собака!»

И вот тут-то, после казни Степана Разина на Красной площади, начинается интересное и загадочное для историков действо. После того как палач разделался с Разиным и подручные поволокли на плаху его брата, Фрола Тимофеевича, тот вдруг срывающимся от натуги голосом крикнул: «Слово и дело государево!» И сказал, что знает тайну писем (?) и кладов Разина. Казнь Фрола была отсрочена.

По свидетельству очевидца-иностранца Конрада Штуртцфлейша, уже превращенный в кровавый обрубок Степан Разин вдруг ожил и прошипел: «Молчи, собака!» Это были последние слова Разина, и их Штуртцфлейш записал латинскими буквами.

Как видно из документов, Фрола Разина уже через два дня жестоко пытали в Константино-Еленинской башне Кремля, и его показания были сообщены царю Алексею Михайловичу: «...и про письма сказал, которые-де воровские письма брата его были к нему присланы откуда ни есть и всякие, что у него были, то все брат его, Стенька, ухоронил в землю... поклал в кувшин и засмоля закопал в землю на острове по реке Дону, на урочище, на прорве, под вербою. А та-де верба крива посередке, а около нее густые вербы».

О показаниях Фрола Разина немедленно докладывали царю, который проявил большой интерес к кладам Степана, ибо, по «отпискам» воевод, у бояр и богатого люда «разбойник награбил зело много добра всякого». В пыточной, на дыбе, орущий от нестерпимой боли в вывороченных суставах Фрол показал, что после разгрома восстания при бежавшем в Кагальник атамане был «сундук с рухлядью» и драгоценностями.

Показания Фрола были опубликованы известным историком Н. И. Костомаровым; они очень любопытны, и в них просматривается некая психологическая деталь: сделанный безымянным мастером из слоновой кости Константинополь (Цареград), видимо, очень нравился Степану, и он не пожелал с ним расстаться даже в минуту смертельной опасности, послав за этим сокровищем своего брата.

Весть о том, что во время казни на Красной площади брат Степана Разина крикнул: «Слово и дело государево», и что царь хочет выведать у него места кладов, быстро распространилась среди московского люда, а затем и по всей России. Скоро возникли легенды о кладах Стеньки Разина и жуткие истории о его заговоренных сокровищах, зарытых в разных местах на берегах Волги.

Историки не отрицают фактов существования «кладов разбойника Разина», но всерьез никто этой темой не занимался. Конечно, восставшие взяли приступом несколько городов, и при этом экспроприировали значительные материальные ценности, принадлежавшие имущим слоям, и вполне уместен вопрос: куда делись все те богатства, что попали в руки Разина?

Как он стал разбойником

Известно, что отец Степана, старый казак Тимофей Разя, участник многих войн и походов против турок и «крымчаков», умер в 1650 году, когда будущему атаману было всего 19 лет. При этом характер его, как рассказывали старики, был резкий, крутой и смелый необычайно, что сильно его выделяло. Однако он был и умен, рассудителен, сообразителен и инициативен в боевых стычках. В его родной станице Наумовской эти качества ценились.

Осенью 1652 года Степан подал войсковому атаману челобитную, дабы он отпустил его из пределов Войска Донского на богомолье в Соловецкий монастырь, к святым угодникам Савватию и Зосиме. По пути он дважды побывал в Москве, узнал порядки московские. Через шесть лет, в 1658 году, его включили в состав посольства казацкого и он вновь побывал в Москве. Царь Алексей Михайлович обсуждал с казаками важные вопросы, касающиеся защиты южных рубежей государства Российского.

Сам факт включения Степана в состав посольства, когда ему было 28 лет, говорит о том, что ему была оказана честь и что авторитет его был велик. Из сохранившихся документов известно, что Степан Разин казацким атаманом выбран около 1662 года и неплохо командовал казаками в битве при Молочных Водах. В мирное время вел переговоры с калмыками, турками, татарами и, как уверяет людская молва, неплохо изъяснялся на этих языках.

Много лет собирал я в поездках по Волге и Каме легенды и сказания о Степане Разине, их скопилось у меня немало.

В них тема о кладах Степана Разина начинается со времени его Персидского похода «за зипунами», как шутливо называли казаки поход, предпринятый в 1667-1669 годах. Тогда на стругах, со своей ватагой Степан двинулся от Красного Яра к Гурьеву, затем на Дербент - Баку и далее в Персию, на Орешт - Гилянь - Фарабад; вдоль восточного побережья Хва-лынского моря (Каспия) вернулся к островам Дуванному и Свинному близ Баку. После короткого отдыха проследовал мимо Астрахани к Черному Яру на Дон в Кагалышцкий городок.

По мере следования стругов Степана людская молва шла, опережая их. Особенно много слышалось разговоров о том, что Степан Разин ушел из Персии с зело великой добычей.

«Приехал Стенька из Персидской земли и стал астраханскому воеводе челом бить: «Отпиши царю русскому, что вот, мол, разбойничал, а теперь прошу у него милости». У Стеньки много добра всякого из-за моря привезено было, у воеводы глаза и разбежались! Что ни завидит воевода, всего-то ему хочется - и того, и другого, и третьего. Понравилась ему у Стеньки шуба. «Продай,- говорит, - шубу, подари, нешто тебе ее жалко?»

А шуба была заветная, не дает ее Стенька. Грозит воевода: «Царю пожалуюсь!» Отдал Стенька шубу со словами: «На тебе шубу, да чтобы не надеяла она шуму!»


Взятие Астрахани Степаном Разиным


Так оно и вышло. Стенька после всю Астарахань (так в XVII в. называли Астрахань - Л,В.) разорил, а с воеводы Прозоровского снял шкуру, как шубу, спустив ее по самые пятки».

Из персидской земли Стенька красавицу вывез - сестру иранского шаха. Милуется он с ней, а товарищи и давай смеяться: «Видно, - говорят, - она дороже нас стала - все с ней возишься!»

Так что же Стенька? Взял княжну в охапку да в Волгу и бросил, не пожалел. «На, - говорит, - ничем-то я тебя не даривал!»


Степан Разин топит персидскую княжну. (Гравюра из книги "Три путешествия"
Яна Стрейса - очевидца крестьянской войны Степана Разина. Амстердам. 1682)


О колдовстве Разина

Интересно, что легенда о том, будто Степан - «заговоренный человек» и неуязвим, возникла еще при жизни Разина. Царицынский воевода в 1670 году отписывал царю: «Того атамана и есаула Разина ни пищаль, ни сабля - ничего не берет».

В народе же говорили так:

«У Стеньки кроме людской и другая сила была - он себя с малых лет нечистому продал - не боялся ни пули ни железа; на огне не горел и в воде не тонул. Бывало, сядет в кошму (кош - купеческое небольшое судно без палубы. - Л.В.), по Волге плывет и вдруг на воздух на ней поднимался, потому как был он чернокнижник.

Его в острог не раз садили, за решетки да на запоры. А он возьмет уголь, напишет на стене лодку, спросит воды испить, плеснет на стену этой водой - река станет! Сядет он в лодку, кликнет товарищей - глянь, уж на Волге Стенька!»

Для историков и фольклористов эти полеты Разина по воздуху довольно загадочны. В связи с этим мне представляется весьма любопытным утверждение старого бакенщика на Каме, близ Перми, слышанное им от дедов на Волге, что-де разницы подавали друг другу сигналы (с берега на берег и на разбойные струги) при помощи больших воздушных змеев, называемых «голубями», что непосвященным простым людом воспринималось как колдовство.

Нельзя не признать, что сигнализация разинцев при помощи змеев в значительной степени объясняет их осведомленность, и стремительную неожиданность атак, и захват купеческих стругов на Волге. Без хорошей связи это было бы трудно сделать: собрать вооруженную ватагу, организовать засаду, в нужный момент ринуться на абордажный бой. Известно, что купцы были люди решительные, хорошо вооруженные, имели картечницы и дружными, меткими залпами из ружей не раз отгоняли разбойный люд и уходили от преследователей.

С далеких времен у многих народов хорошим способом дачи сигналов, скажем, предупреждением о военной опасности, были зажженные костры. Поднятый в воздух змей обладал несомненным преимуществом. К запущенному змею можно было послать в воздух условный знак в виде квадрата, треугольника, шара и т. д. Такой закодированный знак мог дать краткую информацию о количестве судов (сколько, куда, откуда), сообщить время прохождения «разбойного места», засады и многое другое. Однако обратимся к легендам, в них много интересного.

«В Персии воевал он два года, набрал много богатства, так что ни счесть, ни сметать невозможно было. Ворочался он мимо Астрахани, воеводы не хотели его пропустить и велели палить в него из ружей и из пушек; только Стенька был чернокнижник, так его нельзя было донять ничем: он такое слово знал, что ядра и пули от него отскакивали.

На другой год он пришел под Астрахань с войском и осадил кругом город. Приказал Стенька палить холостыми зарядами и послал сказать, чтоб отворили ему ворота. Тогда был в Астрахани митрополит Иосиф. Стал он Стеньку корить и говорить ему: «Вишь, какая у тебя шапка - царский подарок, надобно, чтоб тебе теперь за твои дела царь на ноги прислал подарок - кандалы!»

И стал его митрополит уговаривать, чтоб он покаялся и принес повинную Богу и государю. Стенька осерчал на него за это да притворился, будто и впрямь пришел в чувствие и хочет покаяться:

«Ладно, - говорит, - покаюсь. Пойдем со мной на соборную колокольню, я стану Перед всем народом и принесу покаяние».

Как взошли они на колокольню, Стенька схватил митрополита поперек и скинул вниз. «Вот, - говорит, - тебе мое покаяние!»

За это Степана Разина семью соборами прокляли!»

Историк Н. И. Костомаров записал интересный рассказ русских матросов, возвращавшихся из «тюркмен-ского плена с чужедальних басурманских сторон» и уверявших, что встречали Степана Разина в 1858 году!

«Как бежали мы из плена, так проходили через Персидскую землю, по берегу Каспийского моря. Там над берегами стоят высокие, страшные горы... Случилась гроза. Мы под гору сели, говорили между собой по-русски, как вдруг позади нас кто-то отозвался: «Здравствуйте, русские люди!» Мы оглянулись: ан из щели, из горы, вылазит старик седой-седой, старый, древний - ажио мохом порос.

«А что, - спрашивает, - вы ходите по русской земле: не зажигают там сальных свечей вместо восковых?»

Мы ему говорим: «Давно, дедушка, были на Руси, шесть лет в неволе пробыли». «Ну а бывали вы в Божьей церкви в обедне на первое воскресение великого поста?» - «Слыхали». - «Так знайте же, я - Стенька Разин. Меня земля не приняла».

Клады атамана

По народному поверью, разбогатеть от клада человеку трудно, так как большинство из них заговорены и без приговоров, заклинаний в руки простому смертному не даются.

Клады Степана Разина - особые, они спрятаны в землю на человеческую голову или несколько голов. Чтобы их добыть, кладоискатель должен погубить известное, «заговоренное» число людей, и тогда клад достанется без особых затруднений.

Иногда клад зарыт «на счастливого», но это бывало редко. Тогда «знак клада» является в виде черной кошки или собаки. В этом случае человек должен идти за такой кошкой, и когда она остановится и замяукает, то нужно не оплошать - ударить ее изо всех сил и сказать: «Рассыпься!» А потом в этом месте надо копать.

Еще рассказывают, что у кладов Степана Разина слишком трудны условия заговора. Вот две такие легенды.

«Шло раз по Волге судно, а на нем один бурлак хворый был. Видит хозяин, что работать бурлак не в силах, дал ему лодку и ссадил.

«Иди, - говорит, - куда-нибудь выйдешь, а кормить тебя даром не хочу. Кто тебя знает, выздоровеешь ты или нет».

И пошел бурлак по тропинке в лес, еле тащится. Ночь прошла, зги не видать. Вдруг вроде впереди огонек мелькает. Пошел бурлак на него и вышел к землянке. А в землянке сидит старик, волосатый весь и седой-преседой.

Попросился бурлак переночевать - тот сперва не пускал, а после говорит: «Пожалуй, ночуй, коли не боишься». Бурлак подумал: «Чего бояться-то? Разбойникам у меня взять нечего». Лег и заснул.

А утром старик и говорит: «А знаешь ли ты, у кого ночевал и кто я?» «Не знаю», - говорит тот. «Я - Стенька Разин, великий грешник - смерти себе не знаю и здесь за грехи свои муку терплю».

У бурлака хворь как рукой сняло - стоит, слушает старика. А тот продолжает: «Далеча отсюда, в земле с кладом ружье зарыто, спрыг-травой заряжено, - там моя смерть. На вот тебе грамотку (план - Л.В.)». И дал старик запись на богатый клад - зарыт он был в Симбирской губернии...» (Упоминание о губернии указывает на время появления легенды - не ранее петровского времени, т. е. XVIII в.).

«Зарыт клад в селе Шатрашанах, и столько казны в нем было, что по сказу бурлака можно было Симбирскую губернию сорок раз выжечь и сорок раз обстроить лучше прежнего. Все было прописано в той грамотке - сколько, чего и как взять.

Первым делом часть денег по церквам и по нищей братии раздать, а после взять и из ружья выпалить да сказать три раза: «Степану Разину вечная память!» - тогда в ту же минуту умрет Стенька и кончились бы его мучения-муки.

Да не случилось этого. Не дался клад бурлаку. Человек он был темный, грамоте не знал и отдал запись в другие руки - клад в землю и ушел».

А вот другая легенда:

«Много у Стеньки было всякого добра. Денег девать было некуда. Струги у Стеньки разукрашены, уключины позолочены, на молодцах бархат с золотом, дорогие шапки набекрень сбиты - едут Волгой, песни удалые поют, казной сорят. По буграм да по курганам Стенька золото закапывал.

В Царицынском уезде, неподалеку от Песковатовки, курган небольшой стоит, всего какие-нибудь сажени две вышины. В нем, в народе говорят, заколдованный Стенькин клад положен. Целое судно как есть полно серебра и золота. Стенька в полную воду завел его на это место. Когда вода сбыла - судно обсохло, он над ним курган наметал. А для примета наверху вербу посадил. Стала верба расти и выросла в большое дерево. Сказывают, все доподлинно знали, что в кургане клад лежит, да рыть было страшно: клад-то непростой был положен. Из-за кургана каждый раз кто-то выскакивал, страшный-престрашный. Видно, нечистые стерегли Стенькино добро».

В памяти народной до сей поры сохранилось много мест, связанных с именем атамана Степана Разина, особенно на правом берегу Волги, и туристам экскурсоводы часто показывают Стенькины бугры. Стоя на палубе теплохода, можно слышать: «Тут Стенька станом стоял». Здесь по преданию шапку оставил. Так и зовут это место - Стенькина шапка. На том бугре Стенька стольничал, - говорят, там клад положен».

Например, близ деревни Банновки, между селом Золотым и устьем Большого Еруслана (Саратовской области) обрыв к Волге носит название Бугра Стеньки Разина. Местные жители уверяют, что еще в начале века, при закате солнца, когда тени длинные, на бугре можно было различить очертания ямы, где якобы была у Разина «канцелярия».

Костей человеческих много в ней находили, добавляют они. По преданию местному Разин долго жил на этом бугре в роскошном шатре, с ватагою. Жилье у него было богатое - все дорогим бархатом да шелком обито. А на самом «шихане» кресло стояло с насечкой из слоновой кости. С него, бывало, Разин высматривал купцов на Волге и расправу чинил. Большой, как уверяют, здесь клад зарыт.

Из старого путеводителя, 1900 года, мною была сделана выписка:

«Выше Камышина, верст за сорок, показывают еще «Бугор Стеньки Разина». А верст на восемь выше слободы Даниловки лежит ущелье «Стенъкина тюрьма», иначе называемая еще «Дурманом».

В старые годы оно окружено было густым лесом, в котором легко было заблудиться. Здесь, неподалеку, имеется множество пещер и Уракова-разбойника гора (близ колонии Добринки). Это высокий, в 70 сажень, бугор, где, по преданию, Разин зарубил Уракова, после чего тот семь лет зычным голосом кричал проходившим по Волге судам: «Приворачивай!» - приводя людей в трепет».

Где же искать?

Теперь уместно задать вопрос: имеются ли достоверные сведения о найденных кем-либо кладах Степана Разина? В «Донской газете» за 1875 год (№ 88) помещена была заметка под названием «Старинные отыскиватели кладов». В ней сообщалось о попытке раздобыть клад Степана Разина:

«Донос наказного атамана Кутейникова на бывшего атамана Иловайского, который обвинялся в употреблении казаков на работы по своему мнению и для рытья клада под надзором новочеркасского полицеймейстера Хрещатицкого.

Из дознания обнаружилось, что действительно, рытье клада производилось в 1824 году с июня по октябрь. Поводом к тому послужила жалоба двух лиц Иловайскому на одного казака, не дозволявшего рыть клад.

Казака вызвали к атаману. Оказалось, по рассказам старожилов, сокрыты в давние времена разбойниками Стеньки Разина в подземных погребах разные сокровища.

Оказалось, об этом кладе-де есть предание. Еще до взятия Астрахани на том месте, где нынче сад казака Масленникова, жило 9 партий охотников-разинцев. Добытые ими сокровища они спрятали в тринадцати {!?) погребах, вырытых на глубине 16-17 саженей. Среди них под землей же устроена была церковь, в которой висела атаманская булатная сабля с 24 в ней драгоценными камнями, освещавшими церковь и погреба.

Это предание увлекло и самого Иловайского. Он велел рыть в земле коридоры, полагая, что открытые таким образом сокровища были бы весьма хорошею услугою государю императору.

Рытье клада остановлено было Кутейниковым».

С конца прошлого века кладами Степана Разина интересовался И. Я. Стеллецкий, который сделал интересные записи:

«Одного помещичьего добра схоронил Разин близ своего утеса на 10 млн. рублей. В 1914 году в Царицыне, близ церкви Троицы, провалилась гора на 4 м в глубину. На дне провала оказались гробы и скелеты (видимо, «заговоренные» под несколько человеческих голов клады Разина имеют под собой почву? - Л.В.). Обнаружилось, что этот провал над тайником Степана Разина, идущим от названной церкви до самой пристани на Волге, куда приплывали «расписные Стеньки Разина челны», груженные драгоценной добычей.

Добычу свою зарывал он в том самом тайнике. О кладе Разина близ его знаменитого утеса широко разнеслась молва, но не по вине Степана, и на дыбе и под клещами не признался он, куда схоронил сокровища. Один офицер в отставке, Я-в, в 1904 году рылся в старинных бумагах своей покойной бабушки. И нашел в них замечательный документ - подлинную кладовую запись Степана Разина на спрятанные близ утеса сокровища. Я-в произвел в указанном месте раскопки и действительно открыл целую сеть подземных галерей с мощными дубовыми распорками. Предстояли дальнейшие поиски и раскопки, но точку поставила русско-японская война... Я-в был взят на войну, откуда не вернулся.

В 1910 году объявился новый претендент, на этот раз старый казак, 62 лет, есаул из области Войска Донского Ш-кой. По-видимому, к нему в руки попала кладовая запись убитого в Маньчжурии Я-ва. Ш-кой явился в Петербург и представил куда следует чрезвычайной убедительности документы. В «сферах» они произвели целую сенсацию. Весть о кладе облетела в 1910 году девять газет».

Следует сказать, что в материалах архива И. Я. Стеллецкого, ныне находящихся в ЦГАЛИ, есть и другие записи о попытках раскопать клады Разина.

«Существует также курган Стеньки Разина, огромный, в 100 м высоты, в кургане имеются подземные ходы. Известна в Саратовской губернии Стенькина пещера в Стенькином овраге на реке Увековке. В 60-е годы ее осматривал историк В. Крестовский, она выму-рована татарским кирпичом, найдены монеты и вещи татарского обихода...

Некто Ящеров в 1893 году разыскивал клад Степана Разина в Лукояновском уезде Нижегородской губернии, в четырех из двенадцати его становищ по реке Алатырь. В 1893 году он добыл кладовую запись, проверенную на месте, и в 1894 году начал хлопоты в Петербурге о разрешении ему кладоискательства. Императорская археологическая экспедиция разрешила ему поиски сперва на два дня, потом на десять дней. Но настала зима и поиски были отложены до лета.

Тем временем через полицию и сельских старост сел Печи и Михайловки были собраны сведения об обширном подземелье на глубине 22 сажен (44 м), с дубовыми дверями, запертыми железными засовами и замками. Выход из него должен быть в овраг, находящийся за околицей села Печи. Подземелье, видимо, имело вентиляционную трубу. В эту трубу провалилась лошадь во время пашни задними ногами. Образовалось отверстие размером в обыкновенное колесо. В отверстие спустились два смельчака. Первый, будучи вытащен, со страху лишился языка и умер в ту же ночь. Другой, местный псаломщик, на той же глубине пробыл несколько минут; по его словам, ему так стало жутко в неизвестном и мрачном подземелье, что он еле смог дать знать, чтобы его вытащили. Он-то и сообщил о виденных им там дверях».

Наконец, можно рассказать еще об одном эпизоде. Участник Великой Отечественной войны капитан 1-го ранга Г. И. Бессонов поведал, что во время жарких боев в районе Сталинграда, после налета бомбардировщиков Геринга, осыпался берег Волги. Случайно кто-то из бойцов обратил внимание, что вверху обрыва оголилось несколько старинных чугунных пушек, сложенных плотно в ряд.

Дульная часть одной из пушек, сильно проржавевшей, скололась, и из нее по откосу высыпались золотые браслеты, серьги, жемчуг, перстни, серебряные и золотые предметы, которые довольно быстро разошлись по рукам. Прошел слух, что это клад «волжских разбойников», а возможно, самого Стеньки Разина. Кое-кто попытался извлечь пушки из мерзлого грунта, но это оказалось трудным делом. К тому же участок простреливался противником. А скоро после очередной бомбежки берег осыпался, обильно пошел снег. Бои шли тяжелые. Вскоре началось наступление на группировку Паулюса, и о кладе быстро забыли.

Следует сказать, что в рассказе фронтовика присутствует важная историческая деталь: достоверно известно, что часть добытых драгоценностей атаман прятал в старые, «порченые» пушки, забивал ствол кляпом, закапывал на берегу Волги; ставился памятный знак или ориентир, и само место и описание его заносились в «грамотку», дабы при необходимости это место можно было отыскать.

А теперь вернемся к событиям, которые разыгрались после того, как Корнило Яковлев (бывший, между прочим, в родстве с семейством Разина) выдал его...

В апреле Степана Разина из Черкасска повезли в Москву, куда он прибыл 4 июня и сразу же был подвергнут страшным пыткам. Но, видимо, он давно подготовил себя к такому концу и поэтому выдерживал их с величайшим присутствием духа, без стона и без единого слова о жалости, между тем как брат его Фролка вопил от боли.

Что касается его брата, то его повезли на Дон, где никаких кладов не нашли. Видимо, там Фрол рассчитывал совершить побег из-под стражи при помощи знакомых казаков. Но это ему не удалось. Сопровождавшим его стрельцам он говорил, что запамятовал место клада, что не может найти то положенный большой камень, то пещеру, то дерево. Эта своеобразная игра длилась довольно долго - почти пять лет, - пока по царскому указу его не повезли в телеге, закованного в кандалы за Москву-реку, на Болотную площадь, где он и был обезглавлен палачом.