Занимательная астрономия для детей любого возраста. Конспект семинара «Астрономия для детей: как превратить научные факты в интересные игры

Испокон веков астрономия интересует многих людей. Маленькие дети часто замечают темное звездное небо в отличие от взрослых, которые мало интересуются космосом. Если дети увидят ночью очень много звезд, будут пристально всматриваться в Луну, то обязательно зададут вопросы. Не каждый родитель знает ответы на все вопросы. Астрономия для ребенка - это очень увлекательный предмет. Здесь родители смогут оторваться от повседневных проблем и окунуться в изучение природы, вспомнить свое детство. Ниже приведена масса забавных вариантов для изучения астрономии.

Включились ночью звездочки

Ещё лет 20-30 назад родители укладывали детей спать в 8 или 9 часов вечера. В наши дни сохранилась такая поговорка "сейчас ещё детское время". Особенно летом, когда солнце садится довольно поздно, практически не удается дождаться полуночи, чтобы полюбоваться звездами. Лучше всего ребенку изучать звездное небо летом, когда тепло. Так в семейном кругу появится занимательная астрономия для детей дошкольного возраста. Идеальным вариантом будет август месяц, потому что темнеет уже рано, а сильные холода не наступили. К тому же именно в это время велики шансы увидеть метеоритные дожди.

Желательно следить за прогнозом погоды, чтобы спланировать вылазку на природу. В больших городах и освещаемых населенных пунктах нет смысла наблюдать за звездами. Если есть домик в деревне или дача, то лучше поехать туда ради одной безоблачной ночи. Астрономия для ребенкадолжна быть интересна. В чистом поле можно увидеть очень многое. Наблюдать с мансарды домика тоже удобно, если не мешают деревья и горящий фонарь. Можно ребенку сказать: "Смотри, какая красота! Какие звездочки яркие! Справа от нас Луна - спутник нашей планеты Земля". Ребенок, возможно, задаст множество вопросов.

и почему она такая разная

Если регулярно в течение месяца или двух наблюдать за Луной, то ребенок заметит, что она освещается по-разному. Он может задать соответствующий вопрос. Ответить на него лучше с подручными средствами. Родитель ставит на стол зажженную свечу, берет в руку апельсин и просит ребенка смотреть на фрукт, встав или сев напротив. Так он увидит полнолуние. Чтобы показать ребенку фазы Луны, лучше попросить его встать из-за стола и посмотреть на апельсин с боков. Нужно спросить его, видит ли он тень на апельсине. Если да, то можно смело рассказать о лунных фазах. В завершение достаточно объяснить ребенку, что он смотрел на апельсин и свечу так же, как "видит" это Земля - наша планета.

Живем на круглой планете

Хорошо, если дома есть глобус. Если его нет, то можно нарисовать самим. Это даже более увлекательно. Самодельные обучающие предметы о планетах - это очень интересная и развивающая астрономия детям. Солнечная системаизучается в манере игры. Для начала родителям нужно продемонстрировать Землю. Можно взять старый мячик и разрисовать его акриловыми красками. Пусть ребенок окрасит мячик в синий или голубой. Когда краска высохнет, взрослые рисуют белой краской шапки полюсов. Ребенок будет наблюдать и одновременно слушать. Хорошо, если родители хоть чуточку помнят географию и смогут изобразить материки зеленой краской. Когда глобус будет готов, то можно ребенку снова рассказать о континентах и показать, где живем. Для этого стоит чем-то отметить или приклеить маленький предмет. Астрономия для ребенканачалась с изучения звездного неба, а продолжается изучением планет. Если начать с изучения Земли, то это будет выглядеть некорректно. Ребенок просто не поймет, что ему говорят. Он должен сам проявить интерес.

Книги в помощь любознательным

Когда малыш поймет, как выглядят Земля, Луна и Солнце, тогда можно знакомить его с другими планетами. Трудно объяснить ребенку, какого размера все планеты друг относительно друга. Заодно стоит рассказать, насколько Солнце - огромное светило. В демонстрации помогут не только мячик с апельсином, но и другие различные круглые предметы. Лучше разложить их по полу или столу. Бедные родители могут растеряться, ведь астрономию не все знают. Хочется детям дать приличные знания, вдруг им поможет это в жизни. Спасет положение большая иллюстрированная энциклопедия. Астрономия для детейдолжна преподаваться в книжных форматах, а не через экран ноутбука. Ребятишек нужно учить любить книги.

Другие миры

Когда энциклопедия открыта на нужной странице, лучше предложить ребенку помочь подобрать круглые предметы. Вместе можно соорудить всю Солнечную систему на одном столе. Например, в качестве Солнца может выступить большой оранжевый или желтый мяч. Самую маленькую и удаленную планету Эриду (данные о крайних небесных телах постоянно разнятся) стоит продемонстрировать горошинкой. Занимательная астрономия для детей продолжается тем, что Солнце очень горячее, на него невозможно попасть. Планета Меркурий непригодна для жизни по той же причине. На ней сильнейшая жара. Только на Земле человеку жить хорошо, потому что тепло. Следующие за Землей планеты являются холодными. Чем дальше, тем холоднее. Дышать на других планетах нечем, там нет кислорода. Если есть возможность и желание, а особенно интерес ребенка, то можно дополнить рассказ, поведав о спутниках всех планет. Кольца для Сатурна можно соорудить из шляпы. Достаточно положить планету на ее дно.

А был ли кто в космосе

Дети могут спросить, был ли кто в космосе? Нужно им рассказать сначала о первых собаках-путешественницах Белке и Стрелке, которые благополучно слетали в космос и вернулись на Землю. Желательно найти фотографии в энциклопедии или в других источниках, чтобы дети знали, как они выглядели.

Спустя время в космос полетел первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Будет не лишним показать его фотографию. Дети должны знать такие вещи. Когда они подрастут, сумеют различать месяцы, годы, им будет проще усвоить даты, конкретные события. Обязательно нужно рассказать и о Сергее Королеве как о создателе первой в мире ракеты, которая свозила в космос и благополучно доставила Юрия Алексеевича обратно на Землю.

О телескопах

Любому ребенку захочется посмотреть на Луну и Солнце поближе. Одно дело видеть на картинках, а другое - увидеть самостоятельно, без излишеств. Другие планеты тоже могут заинтересовать юного любителя. Нужно рассказать ему, что такое телескоп. Если его нет ни у семьи, ни у друзей или знакомых, то можно сначала показать в энциклопедии. Ребенку ещё рано рассказывать, чем отличаются рефракторный и рефлекторный телескопы, для умненьких детей постарше. Поэтому надо ограничиться тем, что телескопы все разные, не в каждый можно увидеть планеты. Существуют специальные бинокли для наблюдения за звездами. Если удалось найти телескоп, то взрослый должен его настроить так, чтобы ребенок под разными углами смог увидеть небесное тело. Например, Луну или Солнце не придется долго искать в окуляре, они крупные. Сначала надо самим изучить, есть ли на Солнце пятна, видно ли а потом уже показывать малышам и объяснять.

Поход в планетарий

Не следует ограничиваться домашними экспериментами. Детей полезно сводить в планетарий, чтобы узнать о Вселенной больше. Если в городе есть обсерватория, открытая для посетителей, будет не лишним сходить туда. Детей следует водить в общественные заведения в осознанном возрасте, когда они уже понимают и интересуются. Нет смысла их тащить в надежде, что их привлечет все, что любопытно взрослым. Не у каждого человека есть шанс побывать в Звездном городке, где учат будущих космонавтов. Но если он появится, то обязательно стоит воспользоваться. Астрономия для ребенка является такой же наукой, как и все остальные в плане сложности восприятия, поэтому нужно уметь объяснять простые вещи, иначе у него пропадет интерес. Детские программы составляют обычно планетарии и музеи.

Изучение созвездий

После самостоятельного изучения планет и звезд, походов в интересные места, можно снова вернуться на дачу. Например, в августе было совершено первое изучение неба и космоса, в холодное время года ходили в обсерваторию и планетарий, а весной можно снова изучать невооруженным глазом бездну. Только неплохо бы вооружиться Ребенок вместе с родителями будет искать нужные созвездия, научится определять их местоположение. Желательно приобрести красочную звездную карту или скачать на смартфон. Благо сейчас есть приложения «Астрономия для детей». Созвездия там изображены не просто так, они накладываются на полупрозрачные соответствующие картинки. Ребенку будет интересно.

Об астероидах, кометах и галактиках

Пожалуй, детям дошкольного возраста будет сложнее объяснить, что такое комета, галактики и астероиды. Намного лучше продемонстрировать им просто картинки из энциклопедии "Астрономия для детей". Звезды и галактику воочию можно объяснить, показав в чистом небе Млечный путь. Это наша Галактика. Когда малыш подрастет, он сможет легко освоить что-то новое в такой науке, как астрономия. Частички от упавшего на Землю астероида встречаются в астрономических музеях. Кометы можно увидеть только в мощные телескопы.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что ребенок задаст неожиданные вопросы. Если они не знают ответ, то лучше в этом честно признаться, а не отмахиваться или сочинять. Самое время вместе сесть всей семьей вечерком в плохую погоду дома и почитать энциклопедию.


Ольга Шибка

Об издании

Ольга Шибка

Занимательная астрономия для детей

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

ЧТО ИЗУЧАЕТ АСТРОНОМИЯ

Астрономией называют науку, которая изучает все, что находится во Вселенной. Новую информацию о Вселенной получают, в том числе, и во время астрономических наблюдений.

Астрономические наблюдения проводят в обсерваториях. Обсерваторией называют специальное место или сооружение, где установлены приборы, с помощью которых учёные изучают звёзды, планеты и другие космические тела. Слово «обсерватория» переводится с английского как «наблюдение». В обсерваториях работают астрономы – это учёные, которые изучают Вселенную и её законы. Общая часть в словах «астрономия», «астроном» – «астро», в переводе на русский язык означает звезда.

Одна из самых древних обсерваторий, сооруженных людьми, – Стоунхендж, расположенный в Англии. Огромные валуны Стоунхенджа сложены так, чтобы можно было точно наблюдать движение Солнце в дни весеннего и осеннего равноденствий.

Древние жители Вавилона, Египта и Центральной Америки в качестве обсерваторий использовали пирамиды. Их основания сориентированы по сторонам света. Астрономические наблюдения в древнем мире проводили для того, чтобы точнее узнать время начала весны или зимы. На основании астрономических наблюдений жрецы составляли календари. Древние мореплаватели с помощью астрономических наблюдений могли определить свое местонахождение.

В Средние века во всех странах мира обсерватория считалась признаком образованности и богатства королевского двора. Самые известные астрономы Средневековья трудились на службе у ханов, герцогов и королей.

Астрономы наблюдают небесные тела с помощью специального прибора под названием телескоп. Это слово происходит от греческих слов «далеко» и «смотрю».

Телескоп увеличивает изображение далёкой планеты, словно приближает ее к глазу астронома. Первый телескоп соорудил итальянец Галилео Галилей 400 лет назад.

Астрономические наблюдения обычно проводят ночью. Для их проведения необходимо, чтобы на большом расстоянии вокруг обсерватории было темно, например, не было огней большого города. Тогда в телескоп можно рассмотреть даже очень слабые и далёкие небесные объекты.

Современные обсерватории строят высоко в горах, далеко от заселённых территорий. Перед тем, как строить новую обсерваторию, астрономы долго наблюдают за астроклиматом – так называют сочетание погодных и климатических условий, пригодных для работы обсерватории. Желательно, чтобы в выбранной местности на протяжении года было как можно больше ясных ночей.

Телескопы в обсерваториях стоят в специальных домиках. Сложные механизмы, управляемые компьютерами, позволяют даже большой и тяжёлый телескоп легко направить в любую точку небосвода.

Самые лучшие снимки звёздного неба получают на тех телескопах, над которыми находится самый тонкий слой воздушной оболочки Земли – атмосферы. Поэтому обсерватория есть и за пределами атмосферы – это автоматические космические станции. Такой телескоп, конечно, размещен уже не в домике, а в специальном космическом аппарате. Иногда космические наблюдения проводят космонавты, которые работают на Международной космической станции.

Ответь на вопросы и выполни задания:

1. Почему нельзя построить обсерваторию в самой глуши темного леса? (Ветви деревьев будут закрывать небосвод от наблюдателя.)

2. Какие ещё слова, кроме слова телескоп, ты знаешь с частичкой «теле-»? (телефон, телевизор, телефильм).

3. Нарисуй картинку с домиком для телескопа. Почему над входом в этот домик не может гореть фонарь? (Фонарь своим светом будет мешать астрономам наблюдать звёзды, потому что свет звезд слабее света фонаря.)

Отгадай загадки:

Стоит на горке круглый дом,

Не видно ночью света в нём.

За роем звёзд в полночный час

Следит неутомимый глаз.

(Обсерватория)

В него рассмотришь без труда

Далекий лес и города,

Планеты, звезды, край небес

И множество других чудес.

(Телескоп)

Звезды все наперечет

Знает мудрый…

(Звездочет)

КАК ПОЯВИЛАСЬ АСТРОНОМИЯ

В наше время у людей все реже появляется возможность внимательно присмотреться к небесному своду. Все меньше мест на Земле, где яркий свет ночных городов не мешал бы увидеть звезды. А в древности небесные светила были такой же частью повседневной жизни человека, как домашние животные, как леса и поля. Ведь в те времена небо было для людей и календарем, и компасом, и часами.


От издателя: С нашим волшебным Атласом ты сможешь ощутить себя и сказочным звездочётом, и современным астрономом, и будущим астронавтом, летящим к загадочной планете.
Звёздное небо - Великая книга Природы. Кто сумеет её прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас Космоса. В богатых узорах звёздного неба можно разглядеть созвездия - сочетания звёзд, складывающихся в причудливые картинки.
Знание созвездий - азбука астрономии. Такое знание совершенно необходимо каждому образованному человеку.На страницах этой книги ты познакомишься со многими созвездиями и древними легендами и мифами, связанными с ними, а также узнаешь о путеводных звёздах, тысячи лет известных мореходам и путешественникам.
Ты познакомишься с планетами Солнечной системы и узнаешь о способах наблюдения, изучения и освоения космоса.
Издание рассчитано на детишек 4 - 6 лет.
Тексты адаптированы для самых маленьких читателей, приведены карты звёздного неба для каждого полушария. Хорошее качество полиграфии, плотные страницы, отличные яркие наклейки.

2) "Звездные сказки. Моя первая книжка по астрономии" Е.Левитан (3-5 лет)

Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP
ОЗОН

Звёздные сказки переиздаются уже не в первый раз. Открытие космических просторов через сказку - что может быть лучше? Тем более, когда помимо истории идут игры, а как мы знаем маленькие дети 4-5 лет познают мир именно через игру, поэтому так важно, чтобы в информационно-развивающих книгах были пусть и небольшие развивающие действия.

3) "Звездное небо" Л.Петрановская (5-8 лет)

Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP
ОЗОН

Как устроен космос, наша галактика, Солнечная система? Как происходят затмения, сменяя времён года, дня и ночи, фаз Луны? Как находить на небосводе самые известные звёзды и определять стороны света? Как работают космонавты? Как учёные исследуют Вселенную?
Ответы на эти вопросы вы найдете в книге известного психолога и популяризатора науки Людмилы Петрановской. Это настоящий подарок для маленьких исследователей космоса. Написана книга очень лёгким, доступным и при этом интересным языком, так что взрослым тоже будет интересно её детям читать. Картинки яркие и очень забавные. Книга большого формата, страницы глянцевые, расположение текст-картинки очень удобное.

4) Секреты космоса (3-6 лет)

От издателя: "Секреты космоса" - это увлекательная книга, которая расскажет ребенку о том, что происходит в нашей вселенной, какие бывают планеты, а также ребёнок узнает множество фактов о космосе! Соверши увлекательное путешествие по Солнечной системе вместе с удивительной книгой "Секреты космоса"! Книга откроет устройство астрономических лабораторий и спутниковых систем. Загляни под секретную створку - узнай, как устроен этот мир!

5) "Звёздная книга. Поэтическая астрономия" Дядина Галина, Усачев Андрей (4-7 лет)

Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP
ОЗОН

Если маленького ребёнка интересует космос, но до научных знаний он ещё не дорос - эта книга ему понравится. Хорошие стихи, яркие иллюстрации. Подарочное издание.
Оформление книги выше всех похвал:
- формат Квадрат примерно с А4, немного ниже и немного шире;
- обложка твёрдая, гладкая, лакированная;
- бумага внутри белая, мелованная, плотная;
- иллюстрации крупные, цветные, яркие, выполнены в современном стиле, рисованные;
- шрифт средний, удобный для чтения.
По содержанию книгу можно разделить на разделы:
- предисловие (вводное слово, знакомство с понятиями Звёздное небо, Звёзды)- в прозе;
- Звёздный дом (стихи о звёздном небе);
- Солнечный дом (стихи о солнечной системе);
- Лунариум (стихи о луне);
- Звёздная азбука (к каждой букве стихи на тему космоса, созвездий, звёздных понятий, астрономии и т.д.);
- на чём держится земля (басня о трёх слонах) в прозе.

6) Космос. Книга-приключение (3-5 лет)

Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP
ОЗОН

Хочешь отправиться в необычное космическое путешествие? Тогда помоги капитану Бесстрашному и его дружной команде найти таинственную планету! Существует ли планета Дракония? Кто населяет дальние галактики? Найди инопланетян, космонавтов, планеты и драконов с помощью своего волшебного фонарика! Книга необычная, интересная, качественная. Вы не найдете тут много ценной познавательной информации, но идея использования фонарика-необычная!

Занимательная астрономия для школьника

1) Трилогия "Сказочная вселенная" - "Тайны нашего солнышка", "Солнышкино королевство", "Мир, в котором живут звезды" Е.Левитан (6-10 лет)

Лабиринт (клик по картинкам!)

Двум детям - Альке и Свете - очень повезло с Папой: он создал для них настоящую сказку. В этой сказке можно полететь к любой планете в компании весьма необычного, но лучшего на свете учителя - гнома Кнопкина. В этой сказке можно посмеяться над сумбурными познаниями гнома Недоучкина, а главное, можно открыть для себя целый мир. Совсем не сказочный - настоящий. Нашу с вами вселенную.

2) "Увлекательная астрономия c Чевостиком" Качур Е. (6-9 лет)

Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP
ОЗОН

Почему мы часто видим только золотой серп месяца, если Луна круглая? Чем планеты отличаются от звезд и откуда у них такие названия? Что такое световой год и почему один земной год равен четырем меркурианским? Какая планета Солнечной системы самая большая, а какая самая красивая? Можно ли увидеть звезды днем и откуда у кометы хвост? Что такое орбита и спутник, метеоры и затмение? Как всегда, у дяди Кузи готовы ответы на самые любопытные детские вопросы и интереснейших рассказ об астрономии.

3) Трилогия "Джордж и тайны Вселенной", "Джордж и сокровища Вселенной", "Джордж и большой взрыв" Хокинг С. и Хокинг Л. (от 8 лет и старше)

Лабиринт (клик по картинкам!)

MY-SHOP Джордж и тайны Вселенной
MY-SHOP Джордж и сокровища Вселенной
MY-SHOP Джордж и большой взрыв
ОЗОН Джордж и тайны Вселенной
ОЗОН Джордж и сокровища Вселенной
ОЗОН Джордж и большой взрыв

Это история о космических приключениях, в которые отправляются друзья, чтобы больше узнать о мире, в котором мы живём. Это также история о законах физики, которые управляют этим миром. Но, кроме всего прочего, это история об одиноком мальчике по имени Джордж и о том, как изменилась его жизнь с того дня, когда он познакомился со своими новыми соседями - Анни и Эриком. Анни больше всего на свете любит балет, а её отец Эрик, учёный-космолог, больше всего на свете любит космос. Эрику помогает суперкомпьютер по имени… "Космос". Этот компьютер настолько мощный и настолько умный, что умеет рисовать двери, через которые можно попасть в любую точку Вселенной (конечно, надев при этом скафандр - ведь там, в открытом космосе, страшно холодно!). А пока Джордж и его друзья исследуют космическое пространство, "Космос" управляет полётом… если он на месте, конечно. Но в любой книжке, даже в научно-приключенческой, есть злые силы, которые… Впрочем, не будем рассказывать сюжет заранее, ведь очень скоро вы его узнаете сами.
В книге приводятся сведения из области астрономии, космологии и астрофизики. Научные сведения, изложенные в книге, в основном предназначены для детей, совсем не имеющих представления о космосе, Солнечной системе и небесных телах. Исключение - происхождение звезд и черных дыр. Есть информация и для взрослых, у которых в школе был курс астрономии, но которые потом проблемой не интересовались.

4) "Про космос, черные дыры и все такое прочее" Мерфи Глен (от 8 лет и старше)

Лабиринт (клик по картинке!)

В понятной форме в книге описаны сложные понятия, в том числе, что такое гравитация и искривление пространства-времени. Книга построена в виде диалога автора с подростком. Очень любознательным подростком, который задает много вопросов на своем, "подростковом" языке. Это создает эффект присутствия твоего друга, который с тобой общается, а не умного "дяденьки-профессора".

5) "Занимательная астрономия" Я. Перельман (12 +)
Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP
ОЗОН

Книга написана увлекательно, живым и интересным языком, содержит не только факты о планетах Солнечной системы и их спутниках, на которые читатель мастерством автора мысленно переносится, но и о звездах, затмениях, а также простейшие занимательные задачи, решение которых замечательно иллюстрировано.
Книга адресована юным читателям, но будет интересна всем любознательным, кто хочет знать побольше о мире, в котором мы живем.

Космические атласы и энциклопедии

1) Иллюстрированный атлас. Вселенная (от 7 лет)

Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP

3) Энциклопедия "Чудеса Вселенной" Кокс Брайан, Коэн Эндрю (от 10 лет)

Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP
ОЗОН
Потрясающая книга от профессора и ведущего популярного сериала BBC "Чудеса Вселенной". Книга содержит большое число иллюстраций, схем и фотографий, описывающих Вселенную во всем ее многообразии, начиная с рождения и заканчивая возможной смертью. Популярный стиль изложения позволяет легко усвоить материал. Книга по-другому заставляет взглянуть на наше место и роль во Вселенной.
Качество печати и оформления отличное.

4) "Астрономический атлас" (от 10 лет)

Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP
ОЗОН

В книге содержится базовая информация по астрономии и ведению астрономических наблюдений, основной объём отведён под описание созвездий (как Северного, так и Южного полушария). Также есть описания и советы по наблюдению Луны, планет и ряда других объектов.
Хорошим дополнением является каталог Шарля Мессье на форзацах книги - даны изображения объектов, их координаты и краткое описание. "Атлас" будет полезен начинающим любителям астрономии, и даже если у вас нет телескопа, по книге можно изучить созвездия и освоить азы наблюдательной астрономии.

Книжные полки по возрастам от 0 до 12+ можно посмотреть тут

Один из ключевых этапов взросления любого малыша - это период «почему». Родители наверняка с титанической силой воли проходили эти моменты, когда приходится каждую секунду объяснять ребенку, почему небо синее, почему гора высокая, как далеко Солнце и т.д.

Да, и проблема еще в том, что многие и сами не знают ответа. То есть, на уровне ощущений понимают, но как это передать ребенку? С каждым днем вопросы накапливаются, а ответов нет. Похвально, что чадо растет таким любознательным, но ведь нужно где-то пополнять его жажду знаний и подпитывать любопытство.

Если у вас появился маленький исследователь, тогда направьте его энтузиазм и настырность в одну из самых увлекательнейших наук - астрономию. Многие недооценивают ее значение, полагая, что лучше развивать ребенка в более творческом русле. Но они даже не подозревают, какая безграничная польза астрономии для детей .

В чем же сила астрономии?

Итак, если говорить коротко, то астрономия представляет собою науку о небесных телах. Но, на самом деле, она намного масштабнее, так как изучает основы Вселенной, докапывается до самого начала и рассматривает все объекты (то есть, вообще все, что мы знаем и даже не знаем). Поэтому она станет, прежде всего, настоящей палочкой-выручалочкой для любого родителя. Ведь легко объяснит, почему на Луне есть лицо, почему небо синее, почему Земля круглая и т.д.

Важно отметить, что это одна из немногих наук, куда дети стремятся сами. Почему? Да потому что это интересно! Можно стартовать с изучения космических изображений и добраться до Большого взрыва и рассмотрения фундаментальных основ нашей жизни. Так что, начать можно с того, что астрономия запускает цепную реакцию развития у ребенка.

Все начинается с интереса. Это простые, но важные для малыша вопросы. Он еще только знакомится с нашим миром, но видит его исключительно в плоскости планеты Земля. Его интересует, как все появилось, откуда взялись люди, что было раньше и что, возможно, будет.

Астрономия красочно и достоверно описывает все теории, рассказывает об астероидах и метеоритах и открывает двери в новый мир. То есть, от интереса и базовых вопросов малыш переходит к чему-то большему.

Он начинает осознавать, что есть другие планеты и объекты, что мы вращаемся вокруг оси и Солнца. Более того, оказывается, что все это называется Солнечной системой, которая не является границей. Это лишь часть галактики Млечный Путь, которая также является лишь одной из многих галактик и так до вселенских масштабов.

Получается, что астрономия - это возможность научить вашего ребенка мыслить глобально и смотреть на все масштабно. Границ просто не существует.

Это очень полезно, так как он больше не будет зацикливаться на чем-то негативном. Ведь астрономия для детей открывает всю красоту бесконечности. Во Вселенной скрыты триллионы необыкновенных объектов, среди которых планеты, похожие на наши, и даже, возможно, другие цивилизации. Где-то есть гиганты и разные типы звезд, загадочные черные дыры и квазары. Это также учит по-новому смотреть на время.

Наверняка, все мы задумывались о машине времени. Так вот фактически она всегда существовала. Ведь расстояние в космосе измеряется во времени, за которое свет проходит от удаленного объекта к нам. И если вы смотрите на звезду, то это лишь остаточный свет из прошлого, а ее самой там уже может и не быть.

Разве понимая всю эту красоту, малышу захочется тратить время на плохую компанию и вредные привычки? Зачем, если остается еще так много интересного?

Астрономия для детей полезна и тем, что она объединяет. Это не просто общий интерес, а понимание того, что все мы связаны и все вокруг ощущает на себе вселенское влияние. Достаточно Луне подойти ближе, как у нас поднимется уровень воды в океане. Или же звезда собьет с курса астероид или комету и нам придется ждать гостя.

Это учит также ценить свой родной дом. Ведь несмотря на все попытки, мы пока остаемся единственной известной населенной планетой. Хотя детям будет интересно, что вскоре планируется колонизация Марса, а когда-то случится и выход за пределы Солнечной системы. Мы все глубже осваиваем космические просторы и в будущем путешествия между планетами и системами (а может и галактиками) станут обычным делом. Поэтому лучше уже сейчас знакомиться со всеми этими концепциями.

В итоге, астрономия может стать не просто интересным хобби с постройкой моделей ракет, планет и нашей системы. Это некая философия, которая учит ребенка любознательности, открытости, разносторонности и терпимости.

Вселенная бесконечна. Мы знаем ответы на многие вопросы, но остается еще больше загадок, которые притягивают, потому что находят отклик в сердце и разуме. В конце концов, астрономия одновременно развивает оба полушария. Ведь это наука, в которой есть формулы, цифры, факты, теории и т.д. Но она также расширяет фантазию и абстрактную половину, позволяя детям смотреть на все глобально.

Изучать астрономию детям будет просто и весело. Ведь вместо сухих книжных изложений им предоставлены уникальные и настоящие снимки далеких галактик, видео и компьютерные модели. Можно буквально путешествовать по Вселенной через свой компьютер. Для этого мы рекомендуем воспользоваться порталом:

Ольга Шибка

Об издании

Ольга Шибка

Занимательная астрономия для детей

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

ЧТО ИЗУЧАЕТ АСТРОНОМИЯ

Астрономией называют науку, которая изучает все, что находится во Вселенной. Новую информацию о Вселенной получают, в том числе, и во время астрономических наблюдений.

Астрономические наблюдения проводят в обсерваториях. Обсерваторией называют специальное место или сооружение, где установлены приборы, с помощью которых учёные изучают звёзды, планеты и другие космические тела. Слово «обсерватория» переводится с английского как «наблюдение». В обсерваториях работают астрономы – это учёные, которые изучают Вселенную и её законы. Общая часть в словах «астрономия», «астроном» – «астро», в переводе на русский язык означает звезда.

Одна из самых древних обсерваторий, сооруженных людьми, – Стоунхендж, расположенный в Англии. Огромные валуны Стоунхенджа сложены так, чтобы можно было точно наблюдать движение Солнце в дни весеннего и осеннего равноденствий.

Древние жители Вавилона, Египта и Центральной Америки в качестве обсерваторий использовали пирамиды. Их основания сориентированы по сторонам света. Астрономические наблюдения в древнем мире проводили для того, чтобы точнее узнать время начала весны или зимы. На основании астрономических наблюдений жрецы составляли календари. Древние мореплаватели с помощью астрономических наблюдений могли определить свое местонахождение.

В Средние века во всех странах мира обсерватория считалась признаком образованности и богатства королевского двора. Самые известные астрономы Средневековья трудились на службе у ханов, герцогов и королей.

Астрономы наблюдают небесные тела с помощью специального прибора под названием телескоп. Это слово происходит от греческих слов «далеко» и «смотрю».

Телескоп увеличивает изображение далёкой планеты, словно приближает ее к глазу астронома. Первый телескоп соорудил итальянец Галилео Галилей 400 лет назад.

Астрономические наблюдения обычно проводят ночью. Для их проведения необходимо, чтобы на большом расстоянии вокруг обсерватории было темно, например, не было огней большого города. Тогда в телескоп можно рассмотреть даже очень слабые и далёкие небесные объекты.

Современные обсерватории строят высоко в горах, далеко от заселённых территорий. Перед тем, как строить новую обсерваторию, астрономы долго наблюдают за астроклиматом – так называют сочетание погодных и климатических условий, пригодных для работы обсерватории. Желательно, чтобы в выбранной местности на протяжении года было как можно больше ясных ночей.

Телескопы в обсерваториях стоят в специальных домиках. Сложные механизмы, управляемые компьютерами, позволяют даже большой и тяжёлый телескоп легко направить в любую точку небосвода.

Самые лучшие снимки звёздного неба получают на тех телескопах, над которыми находится самый тонкий слой воздушной оболочки Земли – атмосферы. Поэтому обсерватория есть и за пределами атмосферы – это автоматические космические станции. Такой телескоп, конечно, размещен уже не в домике, а в специальном космическом аппарате. Иногда космические наблюдения проводят космонавты, которые работают на Международной космической станции.

1. Почему нельзя построить обсерваторию в самой глуши темного леса? (Ветви деревьев будут закрывать небосвод от наблюдателя.)

2. Какие ещё слова, кроме слова телескоп, ты знаешь с частичкой «теле-»? (телефон, телевизор, телефильм).

3. Нарисуй картинку с домиком для телескопа. Почему над входом в этот домик не может гореть фонарь? (Фонарь своим светом будет мешать астрономам наблюдать звёзды, потому что свет звезд слабее света фонаря.)

Отгадай загадки:

Стоит на горке круглый дом,

Не видно ночью света в нём.

За роем звёзд в полночный час

Следит неутомимый глаз.

(Обсерватория)

В него рассмотришь без труда

Далекий лес и города,

Планеты, звезды, край небес

И множество других чудес.

(Телескоп)

Звезды все наперечет

Знает мудрый…

(Звездочет)

КАК ПОЯВИЛАСЬ АСТРОНОМИЯ

В наше время у людей все реже появляется возможность внимательно присмотреться к небесному своду. Все меньше мест на Земле, где яркий свет ночных городов не мешал бы увидеть звезды. А в древности небесные светила были такой же частью повседневной жизни человека, как домашние животные, как леса и поля. Ведь в те времена небо было для людей и календарем, и компасом, и часами.

В разных странах и в разное время люди приходили к одному и тому же выводу: чтобы правильно спланировать, например, время начала сева или начало охоты, нужно запомнить какие-то приметы, которые помогут определить подходящей для этого момент времени. Такими приметами чаще всего становились фазы Луны и появление на небе ярких звезд. Постепенно стали накапливаться знания о том, как измерять время, появились первые календари. Слово «календарь» происходит от латинского слова «calare» – выкрикивать. За движением светил в Древнем Риме, как и в других странах древнего мира, следили жрецы. Главный жрец должен был громко выкрикивать новость о наступлении первого дня каждого месяца.

В Древнем Египте жизнь людей зависели от разливов реки Нил. Эта река заливала на несколько недель поля, орошая их и оставляя на них ил, хорошо удобрявший землю. Очень давно было замечено, что воды Нила начинают прибывать в середине лета, одновременно с появлением на утреннем небе самой яркой звезды – Сириуса из созвездия Большого Пса. Все работы, связанные с обработкой полей, прекращались и начинались «каникулы» – время, которое позже получило название от латинского имени звезды Сириус. Римляне называли эту звезду Canicula, что переводиться как «собачка».

Вот так и получилось, что необходимость предсказывать смену времен года и наступление сезонов привела к зарождению астрономических наблюдений и появлению науки астрономии.

Жрецы-звездочеты не только составляли первые календари, но также искали способы измерения времени за промежутки более короткие, чем год. По восходам и заходам Солнца определяли начало и конец дня. Хотя очень скоро стало понятно, что летом и зимой день имеет неодинаковую продолжительность. Зимой Солнце над горизонтом проводит меньше времени и 21 или 22 декабря наступает день зимнего солнцестояния – случается самая длинная ночь в году. Летом, 21 или 22 июня, ночь самая короткая, а световой день самый длинный, это – летнее солнцестояние. Два раза в год, 21 или 22 сентября и 21 или 22 марта, день и ночь имеют одинаковую продолжительность. Астрономы называют эти дни осенним и весенним равноденствием. Многие народы в древности начинали отсчет дней нового года со дня весеннего равноденствия. В России традицию встречать наступление Нового года в день весеннего равноденствия отменил царь Петр I.

Очень долго течение времени измеряли сменой лунных фаз. Постепенно люди придумали, что сутки можно разделить на равные промежутки времени – часы. Появились простейшие приборы для измерения времени.

Когда первые путешественники отправились через пустыню, оказалось что гораздо проще искать конечную цель путешествия, если есть надежные ориентиры. К такому же выводу пришли и первые мореплаватели. Такими ориентирами стали яркие звезды. Древние астрономы составляли первые карты звездного неба, давая названия звездам и созвездиям, нанося их на небесные карты и описывая их взаимное расположение.

Постепенно стало понятно, что астрономия может дать ответы на очень многие вопросы повседневной жизни и разрешить многие загадки мироздания, может помочь человеку определить его место во Вселенной. Чем дольше и внимательнее человек вглядывался в звездные дали, тем стремительнее шло развитие человеческой цивилизации.

Ответь на вопросы и выполни задания:

1. Хорошенько запомни название месяцев: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Эти названия пришли к нам из Древнего Рима, люди в разных странах пользуются ими уже больше двух тысяч лет.

2. Давно было замечено, что не все звезды одинаково хорошо видны в разную погоду. Оказалось, что сквозь дымку или слабый туман лучше всего виден свет звезд, имеющих желтоватый или красноватый цвет. Такие звезды назвали навигационными. По ним и ориентировались в старину мореплаватели и путешественники. Присмотрись к свету светофоров. Почему на них используют зеленый, желтый и красный цвет? (Потому что эти цвета лучше других видны даже в пасмурную погоду. А вот в Космосе звезд зеленого цвета нет)