Речь для детей 4-5 лет является основным способом социализации. Именно в это время они начинают активно разговаривать, заводить знакомства, логически мыслить и рассуждать. Родителям важно не упустить момент и начать ставить правильную речь чем раньше, тем лучше. Если ребенку уже четыре года, самое время этим заняться.
В этом возрасте дети начинают активно . Так, к 5 годам в среднем у ребенка уже около трех тысяч слов в запасе. Кроме этого, пятилетки начинают создавать более сложные конструкции предложений. Если раньше они состояли максимум из 3-4 слов, то в этом возрасте одно предложение может насчитывать до 10 слов.
Логопедические занятия для детей 4-5 лет очень важны
Не всегда предложения, выдаваемые ребенком в возрасте 4-5 лет, логически правильно построены. Если ребенок рассказывает долгую историю или пересказывает сказку, его не нужно поправлять, если потерялась основная мысль или логика. Для этого возраста это в пределах нормы.
Обратите внимание! Также в пять лет часто дети не только рассказывают, что увидели или услышали, но и сами составляют истории, не опираясь на свой жизненный опыт. Это лишь еще раз подтверждает правильность развития. Нелепые истории - одна из его составляющих.
К пяти годам ребенок уже начинает различать звуки и способен определить присутствие или отсутствие того или иного звука в определенном слове. В норме в период 4-5 лет ребенок уже должен закончить формирование произношения определенных звуков и букв, которые раньше давались с трудом. Так, например, в 4 года уже должны в речи присутствовать все шипящие звуки. А к 5 годам ребенок должен освоить такие сложные звуки, как «л» и «р».
На практике далеко не всегда все так идеально и больше половины детей имеют некоторые речевые отклонения. Встречается следующая недоразвитость речи:
Важно! Говоря проще, дети не узнают, не различают или испытывают серьезные трудности с произношением звуков.
Не обязательно сразу бежать к логопеду. Для начала можно попробовать упражнения для логопедических занятий для детей 4-5 лет дома. Они помогут ребенку освоить правильную речь, научиться слышать и произносить недостающие звуки.
С детьми обязательно надо заниматься дома, чтобы они научились правильно произносить звуки
Обычно логопеды советуют соблюдать такие несложные правила:
Разминка губ и языка играет важную роль в формировании правильной речи.
Обратите внимание! Малыш начнет произносить слова четче, не проглатывая окончания.
Занятия в качестве разминки:
Важно! Чтобы добиться видимых результатов, нужно регулярно выполнять эти упражнения. Каждое из них надо повторять не меньше 5-6 раз.
Дома необходимо обязательно регулярно проводить 4-5 лет, упражнения которых включают в себя не только речевую часть, но и и .
Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел в мозговом центре, который отвечает за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам.
Пальчиковая гимнастика стимулирует отдел головного мозга, отвечающего за правильную речь
Все упражнения делаются по 8-10 повторов:
Эти упражнения направлены на развитие языка - главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков.
Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.
Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.
Для развития фонематического звука необходимо регулярно играть в логопедические игры
Чтобы научить ребенка , нужно сначала поставить свистящие. Если ребенок на четвертом году жизни научился произносить свистящие звуки, то с шипящими не должно быть проблем. Поставить их можно с помощью нескольких простых упражнений.
Упражнения повторять не меньше 5 раз.
Обратите внимание! Постановка звуков родной речи для детей очень важна. Она поможет им не только идти на контакт со сверстниками, но и лучше осваивать дошкольную и школьную программу. В силах родителей помочь детям избежать трудностей в будущем и вовремя поставить правильно звуки.
У дошкольников часто встречается неправильное произношение или отсутствие некоторых звуков. Для родителей важно не упустить момент для занятий. Для этого необходимо не только проконсультироваться со специалистами, но и читать специализированную литературу.
Стоить помнить о том, что для красивой и правильной речи заниматься необходимо ежедневно . И чем раньше начать занятия, тем лучше. Причем логопедические упражнения для детей, разработанные логопедами, полезны не только детям, у которых есть дефекты произношения. Они будут полезны и детям без трудностей с произношением.
Обычно в 4-5 лет у детей формируется чистое произношение. Но могут возникать сложности с отдельными звуками. Это звуки «р», «л» и шипящие. Бытует мнение, что подобные дефекты пройдут со временем без постороннего вмешательства. Но это совсем не так. И занятия, даже дома с мамой, просто необходимы.
В 5-6 лет малыш должен иметь определенные навыки:
Если что-то из перечисленного выше вызывает у ребенка затруднения, то нелишним будет посещение специальных курсов или выполнение логопедических заданий дома. Плюсы в посещение логопедических центров в том, что с ребенком будет заниматься профессиональный логопед. Но его работа часто стоит достаточно дорого. Поэтому любящие родители могут изучить необходимые материалы и заниматься с ребенком дома. Плюсом будет то, что ребенок не будет чувствовать себя не комфортно из-за незнакомой обстановки и общения с незнакомым человеком.
Нарушений речи может быть огромное количество. Ведь у каждого ребенка они уникальны. Но делятся они на основные 7 видов:
Не стоит удивляться тому, что развитием речи необходимо заниматься с первых месяцев жизни. К этому относится развитие мелкой моторики. Ведь именно она способствует развитию отделов головного мозга, отвечающих за речь.
Особенно полезны пальчиковые игры, массаж ладошек, игры с различными фактурами. Ребенку полезно рисовать (особенно пальчиковыми красками), лепить из глины и пластилина, собирать пазлы и мозаики, строить из конструкторов, играть в шнуровки и нанизывать бусины. Особенно полезно делать все это в компании родителей.
Необходимо с первых дней разговаривать с малышом. К этому можно приобщить братьев и сестер. Необходимо читать ему книги, рассказывать сказки и стихи. Еще можно озвучивать свои действия.
В современном мире живое общение и чтение книг отошли на второй план. Их место заняли телевизор и интернет . Дети чаще смотрят мультики, чем слушают сказки. И это может пагубно отразиться на их речевом развитии.
Дефекты звукопроизношения встречаются чаще. Но родители из-за ограниченного общения с детьми не всегда могут заметить проблему. Или замечает поздно. А логопедические проблемы требуют безотлагательного вмешательства. И чем раньше это произойдет, тем быстрее от нее можно будет избавиться.
Мама может обратиться с проблемой как к специалисту, так и к специализированной литературе. На сегодняшний день написано большое количество книг по логопедическому развитию.
Для того чтобы логопедические упражнения для детей 5-6 лет дома были успешны и принесли результат, необходимо соблюдать определенные правила:
При проведении занятий необходимо соблюдать определенный порядок .
После того как выполнена гимнастика, можно заняться постановкой звуков. Самыми коварными логопеды считают шипящие, «р» и «л». ребенок может просто пропускать их в словах. В этом нет ничего страшного. Со временем он их освоит. Но когда на их место малыш ставит звуки с более легким произношением, то пора вмешиваться специалисту или родителям.
При сложностях с произношением «р» обязательна консультация логопеда, так как причиной может быть короткая уздечка . В этом случае ее необходимо будет подрезать в медицинском учреждении.
Если длина уздечки нормальная, то у ребенка нарушен фонематический слух, который может зависеть от генетики, или плохо развит артикуляционный аппарат. Это устраняется упражнениями. Но не стоит беспокоиться, если ребенок в 2-4 года не выговаривает сложный звук. Начинать занятия следует, если ситуация не измениться к 5 годам .
Основные упражнения на артикуляцию:
Самые простые логопедические упражнения для тренировки произношения шипящих звуков - подражание насекомым и животным в игровой форме . Например, ребенку можно предложить полетать как комарик или оса, произнося в это время звук «с-с-с» или «з-з-з».
Если предложить ребенку стать паровозиком, то можно тренировать произношение звука «ч-ч-ч». тренировать звук «ш-ш-ш» можно, изображая распиливание дров или шум прибоя.
Для занятий удобно использовать картинки . Взрослый показывает изображение комара, паровоза, прибоя, а ребенок озвучивает предмет, изображённый на картинке.
Для логопедических занятий с детьми лучше выбирать игровые формы. А так как дети любят подражать, то взрослому обязательно нужно показывать, как выполнять упражнение правильно. При этом ребенок не только должен слышать произношение, но и видеть мимику взрослого. Поэтому необходимо разговаривать с ребенком на одном уровне. Но главное, чтобы малышу было интересно заниматься. Тогда упражнения обязательно принесут положительный результат.
Ирина Сидоренко
Логопедическое занятие для детей 5–6 лет по дифференциации звуков [Р]-[ Л]
дифференциация звуков Р-Л в речи.
1. учить различать звуки Р-Л на слух и при произношении: в словах, фразах, связной
2. развивать абстрактное и логическое мышление;
3. упражнять в согласовании существительных в форме предложного падежа с
прилагательными, активизировать в речи детей прилагательные, обозначающие
цвет и форму;
4. развивать пространственную ориентировку, моторику рук;
5. вспомнить и повторить сказки;
6. воспитывать чувство доброты, сочувствия, приучать заботиться о тех, кто слабее
или попал в беду;
7. вызывать эмоциональный отклик на сказку;
1. Звучит тихая, таинственная музыка.
Логопед: Проходите, проходите,
Очень рада видеть вас.
В путешествие по сказкам
Приглашаю вас сейчас.
Все поближе подойдите,
Свои глазки покажите.
Путь нам предстоит не близкий. Сначала мы полетим на самолёте: взлетаем (л-л-л) (дети, вытянув руки в стороны, бегут за логопедом, произнося звук л-л-л,
приземляемся (приседают, опустившись на одно колено).
А теперь продолжим путь и садимся на машины (дети рассаживаются на стульчики-
машины, заводим двигатель (р-р-р).
Ребята, неужели мы заблудились? Где же она? Эта волшебная страна сказок?
Входит волшебник с волшебными шарами.
Логопед: К нам пришёл волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Он руками замахал,
Сказки все заколдовал.
Но пришли друзья – детишки,
Озорные шалунишки,
Стали думать и решать:
Как нам их расколдовать.
Чтоб заклятье злое снять,
Нужно все загадки разгадать. (в воздушных шарах загадки)
2. Логопед берёт шары у волшебника.
1 шар На сметане мешён,
На окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок
Покатился (колобок)
Выкатывается колобок, за ним лиса идёт (девочка в костюме)
Какой звук слышен в слове колобок? Л или Р? В слове лиса?
Лиса: Поиграй со мной в хитрую игру, тогда я тебя не съем.
Логопед: Ребята, помогите колобку.
Игра «Подскажи словечко»
Лиса: Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а (лук)
Как бы мне пошла корона, важно каркает (ворона)
Захотела кошка спать, вот и лезет на (кровать)
Не послушал зайка папу, отдавили зайке (лапу)
На бахче у нас растёт, как разрежешь – сок течёт,
Свеж и сладок он на вкус, а зовут его (арбуз)
Под соснами, под ёлками лежит мешок с (иголками)
Колобок: Спасибо, ребята, вы спасли меня от хитрой лисы. Покачусь дальше.
2шар Круглый бок, жёлтый бок –
На грядке вырос колобок.
К земле прирос он крепко.
Что же это? (репка)
Логопед: Какой звук слышен в слове репка? Давайте вспомним, кто помогал деду
вытаскивать репку из земли?
(на столе выставляются персонажи кукольного театра: дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка, репка).
Эта сказка о дружбе, о взаимопомощи, трудолюбии.
Потешки о дружбе (шуточные)
Корка дружит с крошкой, а вилка с ложкой. Почему?
Король дружит с троном, а слуга с поклоном.
Крыса дружит с норкой, а лавка с полкой.
Рыбак дружит с рыбкой, а клоун с улыбкой.
Арбуз дружит с грушей, а Володя с Лушей.
Ребята, а какие пословицы о труде, о дружбе вы знаете?
Один в поле не воин.
Труд человека кормит, а лень портит.
Дружба в делах помощница.
Человек без друзей, что дерево без корней.
3 шар Она красива и мила. А имя её от слова «зола». (Золушка)
Выходит Золушка (девочка в костюме)
Золушка: Во дворце сегодня бал,
Всех король туда позвал.
Но мачеха сказала:
Если хочешь на балу танцевать.
Работу нужно выполнять.
Логопед: Какую работу поручила тебе злая мачеха? Ребята, поможем золушке?
Игра «Яблоки и груши».
Собрать фрукты в 2 корзины.
Яблоки и груши с наклеенными картинками со звуками Р-Л.
4 шар У отца был мальчик странный
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка, вот вопрос? (Буратино)
(Звучит песня «Буратино»)
Физ. Минутка (проводит мальчик в костюме Буратино)
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Логопед: Деревянный Буратино Карабаса победил.
Дверь в каморке под картиной золотым ключом открыл.
А вот и картина (на ней изображены предметы со звуками Р-Л)
Игра «Кто отыщет больше предметов со звуками Р-Л»
1 команда «Буратино», слова со звуком – Р
2 команда «Мальвина», слова со звуком – Л
За каждое правильно названное слово логопед даёт детям золотой ключик.
Чья команда наберёт больше золотых ключиков, та и выигрывает.
5 шар Что за домик этот странный,
Небольшой и деревянный?
Там живут комар, лягушка,
Ёж, лиса и мышь-норушка.
Крепко заперли замок.
Что за домик? (Теремок)
Логопед надевает на детей шапочки-полумаски
Драматизация сказки «Теремок»
Дети хором: Терем, терем, теремок.
Звери строили домок
Ставенки резные, двери расписные.
Логопед: Пришёл медведь,
Принялся реветь:
Медведь: В теремок пустите, двери отворите!
Логопед: Выходили звери
Отворяли двери.
Смотрят на мишку
Дети хором: Велик ты слишком!
Теремок сломаешь!
Зверей распугаешь!
Уходи медведь!
Перестань реветь!
Логопед: Обиделся мишка, забрался на крышу и рассыпался теремок, разбежались звери кто куда.
Игра «Построй домик»
Логопед: Ребята, поможем зверушкам построить новый теремок?
Фигуры: треугольники, прямоугольники и квадраты (кирпичики)
Л – голубого, белого, жёлтого цветов
Р - розового, красного, чёрного, оранжевого цвета.
6 шар Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её. (Красная шапочка)
Песня про Красную шапочку в записи.
Логопед: Идёт Красная шапочка по лесу, несёт гостинцы своей бабушке и
распевает песенки. А за ней волк! Услышал он голос девочки, притаился за деревом.
Игра «Волк и красная шапочка».
Красная шапочка: Ребята, попробуйте повторить
Ра-ра-ра - у мышонка дом - нора.
Ро-ро-ро – у Мальвины друг – Пьеро.
Ру-ру-ру – затевали мы игру.
Ры-ры-ры – летели комары.
Волк: Я тоже так могу, а вы ребята, сможете
Ла-ла-ла – на полу лежит метла.
Лу-лу-лу – я танцую на балу.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Лы-лы-лы – подметали мы полы.
Красная шапочка и волк: Молодцы, ребята.
(Под музыку герои уходят)
7 шар Рыбка не простая
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет (Сказка о рыбаке и рыбке)
Вносим банку с плавающей «золотой» рыбкой.
Здравствуйте, дети.
Я рыбка золотая, желанья исполняю.
Но прежде, выполните моё задание.
Попробуйте быстро и правильно повторить скороговорку:
Рыбку ловит рыболов,
В речку весь уплыл улов.
Рыбка: Молодцы, ребята, а это вам угощение от меня, за ваше старание.
Итог:
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие по стране сказок. Вам понравилось?
Все загадки разгадали,
Все препятствия прошли.
На прогулку собирайтесь,
И с гостями попрощайтесь.
Литература: И. Г. Сухина "Весёлые скороговорки для "непослушных" звуков",
Л. Н. Смирнова Играем со звуками (речевой дидактический материал)
Интернет ресурсы: http://zagadaj-ka.ru/subjects/,
http://allforchildren.ru/kidfun/fastspeak1.php
Волнующая многих родителей и далеко не самая простая сама по себе тема о постановке звуков у детей пятилетнего возраста требует тщательного рассмотрения. Занятиям по логопедии у детей часто уделяется очень мало внимания, и совершенно зря. Взрослые отмахиваются, мол, пройдет само с возрастом, но ведь может и не пройти. Зачастую “корявая” речь взрослого человека берет свои истоки именно с этих детских «недоучек».
Неправильная нечистая речь создает сначала ребенку, а потом и взрослому, массу комплексов. Он становится замкнутым и малообщительным. Спешите исправлять недостатки уже сейчас, чтобы помочь крохе избежать подобных проблем в будущем. Этим можно заниматься и дома. Домашняя обстановка раскрепощает ребенка, и ему проще свободно заниматься. Предлагаем вашему вниманию ряд полезных и интересных игр, которые вы сможете организовать самостоятельно.
Проработка речи у ребенка должна начинаться с дошкольного возрастаОбратимся сначала к основным видам речевых нарушений. Существует их огромное количество, но каждый в итоге становится уникальным, так как принадлежит конкретному ребенку:
Будьте всегда начеку. От вашего пристального внимания не должны ускользнуть никакие изъяны. Заметив неладное, не откладывайте лечение, а как можно скорее обратитесь к опытным врачам.
Если скудость речи дошкольника бросается в глаза, нужно проконсультироваться с опытным логопедом – возможно, будут выявлены определенные отклонения
Надо с грустью признать, что современные средства коммуникации, такие как телевизор, компьютер, резко и основательно вытеснили из жизни общение. Чтение книг свелось к минимуму, а вот просмотр телепередач и мультфильмов занимает чуть ли не полдня. Дети чрезмерно мало общаются как с родителями, так и друг с другом. Телевизор предлагает широкий спектр всего интересного и увлекательного, а значит искать другие пути получения информации нет смысла.
Отсюда появляются проблемы со звукопроизношением. Встречаются они все чаще и чаще, а усугубление проблемы подчас становится быстрым. За телевизором и монитором родитель может не заметить, что ребенку нужна помощь, а ее стоит оказывать чем раньше, тем лучше. Любая проблема, в частности логопедическая, не терпит отлагательств, тогда возможность исправить неладное и поставить правильную речь значительно увеличивается.
Наиболее часто врачей-специалистов по логопедии посещают родители с детками после четырехлетнего возраста. Это возраст, когда дети могут уже освоить произнесение сложных согласных звуков, а также умеют строить логически законченные предложения. В шестилетнем возрасте ребенок запросто может построить рассказ – к примеру, по картинке. Такая задача не по плечу вашему чаду? Это повод обеспокоиться и попросить помощи у специалиста.
Постановка диагноза у логопеда или иного специалиста будет подразумевать посещение уроков – как правило, несколько раз в неделю. Нужно обязательно соблюдать график, иначе добиться устойчивого результата будет достаточно сложно.
Усидчивость и упорство непременно дадут свои достойные и приятные плоды в виде чистой речи. Игры дома желательно проводить в хорошем настроении и не заставлять кроху заниматься против его воли. Предложим вашему вниманию интересные и полезные упражнения, которые можно проводить в домашних условиях, отталкиваясь от имеющейся проблемы.
Родители тоже могут заниматься с ребенком дома, используя для этого дидактические материалы
Чаще всего в поле деятельности логопеда попадают звуки Л, Р и Ш. Именно они являются самыми коварными. Кроха может сначала их просто пропускать в словах и не произносить. Это вариант нормы, со временем малыш освоит эти звуки, но ситуация усложняется, когда на их смену ребенок выбирает более легкие звуки и заменяет ими трудные для произношения.
Важно перед играми размять весь артикуляционный аппарат. Работать у детей должно все – и язык, и губы, и небо. Начнем со звука Р. Хорошими помощниками станут такие упражнения:
Правильно поставить артикуляцию для произнесения звука «р» вам поможет обучающее видео, которое вы увидите ниже. Переходим к следующему трудному звуку.
Произносим звук «Л»:
Переходим к сложному звуку «Ш»:
Это были упражнения на артикуляцию и правильную постановку звуков. Ниже мы рассмотрим интересные варианты упражнений для ежедневной развивающей деятельности.
Дети-пятилетки уже весьма сообразительны и прекрасно умеют повторять за взрослыми, воспроизводить даже очень сложные действия. Действительно, задания на артикуляцию подчас могут быть весьма тяжелыми. Мы исключили все самое сложное и оставили только те упражнения, которые просты в исполнении и в то же время весьма эффективны. Они будут отличной тренировкой и для деток с ОНР.
Времени для разминки понадобится не больше 15 минут. Все упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, имеющим некоторые нарушения в дикции.
Предложим еще забавные и эффективные речевые игры для детей 5-6 лет для правильной постановки звукопроизношения:
К слову сказать, пение весьма полезно для обучения правильной речи. Любая любимая песня окажется кстати. Многие детки очень любят песни вроде «Во поле березка стояла» или «Жили у бабуси два веселых гуся». Они станут отличными помощниками, ведь там происходит плавное растягивание звуков, а для коррекции произношения – это отличная вещь. Не зря в детских садах в образовательную программу, обязательно включаются музыкальные занятия, правда они не исключают деятельности логопеда, присутствующей там же.
В детских садах, как правило, проводятся игры по логопедии, которые делятся на 2 основных типа:
Такие занятия необходимы в каждом дошкольном учреждении, но правда бывают не повсеместно. Ближе к школьному возрасту занятия по логопедии становятся обязательными, ведь идет подготовка к школе. Прекрасной тренировкой станут распевки. Вроде бы и песни, но не простые. Звуковое произнесение происходит вместе с совершением определенных действий.
Хорошая игра «Летящий самолет». Малыши хором изображают звук летящего самолета: «Уууууу!». При этом для убедительности следует расправить руки-крылья. Командуем:
Позанимайтесь с микрофоном. Попробуйте показать детям, как меняется громкость звука, когда мы то приближаем, то отдаляем микрофон.
Помните, что большинство проблем решаемо. Главное – не запускать и не сбрасывать все на самотек, а заниматься и развиваться, тогда даже диагнозы вроде ЗПР или ЗПРР не будут казаться такими уж страшными.
Кроме родителей, готовых самостоятельно найти массу недостатков у своего кровинушки, есть и такие, которые наоборот не замечают очевидного. В пять лет ребенок должен уметь свободно и связно излагать свои мысли. Путать слоги в словах в этом возрасте недопустимо.
Приведем ряд диагнозов, постановка которых часто очень пугает родителей:
При постановке одного из диагнозов следует как можно скорее обратиться за помощью к специалистам, ведь чем раньше будет начат процесс лечения, тем быстрее и эффективнее произойдет реабилитация. Запущенность может произойти в любом виде заболевания, поэтому не откладывайте начало терапии.
Любящие родители должны в первую очередь создать для ребенка положительную и спокойную внешнюю среду, а также заняться поиском толковых врачей. Здесь, скорее всего, понадобится логопед и невролог. Ниже мы приведем небольшой список дидактической литературы, которая может оказаться весьма полезной при корректировочных упражнениях с ребенком.
Когда у кого-то в семье имеются речевые дефекты, под рукой и на полках обязательно должны быть дидактические тематические книги. Грамотные авторы предлагают комплексы уроков для логопедических игр, которые будут весьма полезны.
Звук и буква –Ж. Путешествие в сказочный лес. Старшая логопедическая группа
Вялкова О.В.
Учитель-логопед НДОУ «Детский сад №45» ОАО «РЖД»
Цели:
Закрепить правильное произношение звука -Ж-.
Формировать навыки деления слов на слоги.
Развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза.
Обогащать словарный запас.
Упражнять в словообразовании.
Вызывать интерес к языку на основе упражнений по интонационной окраске фразы.
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, умение слушать товарища.
Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
Оборудование:
Схемы согласных звуков.
Схемы, обозначающие место звука в слове: в начале и в середине слова.
Символы-кружочки, обозначающие гласные (красные) и твердые, мягкие (синие, зеленые)согласные звуки.
Домики для слов разного слогового состава.
Картинки для крепления на фланелеграф: дом и домик, два человечка большой и маленький, пирог, пирожок, сапог, сапожок, флаг, флажок, утюг, утюжок, кружка, кружечка, ложка, ложечка, жаба, ежик, уж; насекомые различного слогового состава: жук, шмель, паук, муха, муравей, бабочка; знакомые детям буквы (Ж,А,Б,А)
Предметные картинки: желуди, журавль, желе, жемчуг, жуки, ножницы, ежевика, дождик, пружина;
художник, лыжник, книжная полка, лежащий кот.
Фланелеграф, наборное полотно.
Ход занятия.
Орг. момент.
Дети встают в круг.
(Психоэмоциональный настрой)
Логопед. Поздоровайтесь друг с другом,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг,
А теперь соседу справа
Ты улыбку передай,
Утра доброго желай,
С нами в сказку приглашай.
Дети садятся на стульчики полукругом.
Введение в тему.
Логопед. Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку. Узнаем о приключениях маленьких лесных жителей и будем им помогать. Но попасть в сказку сможет тот, кто правильно услышит нужный звук. Послушайте, какой звук часто повторяется в скороговорке:
Жук жужжит, а встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
(Дети. Звук -Ж-.)
Логопед. Правильно. А где можно услышать звук Ж?
(Дети. Жужжит пчела, жужжит юла, электродрель, мотор машины жужжит, пила жужжит и т.д.)
Логопед. А что вы знаете о звуке Ж, он какой?
(Дети. Он согласный, звонкий и всегда твердый.)
Основная часть.
Логопед. Я вижу, что вы готовы к путешествию в сказку, где живет звук -Ж-.
Сейчас — поворачиваемся вокруг себя и говорим волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
В сказке очутились мы опять.
Будьте внимательны, ответы на все вопросы вы должны придумывать со звуком Ж.
Логопед рассказывает сказку, по ходу сказки дети отвечают на вопросы.
На фланелеграф крепятся картинки домик, жук и уж.
Логопед. Жили-были Жук и Уж. Однажды Жук говорит Ужу:
Какая-то у нас крыша темная, старая. Вот бы покрасить ее в яркий веселый цвет.
Покрасить можно,- говорит Уж,- только какой краской?
Как вы думаете, какой краской они могут покрасить крышу, чтобы в названии
был звук Ж?
(Дети: желтой, оранжевой)
Логопед продолжает.
Конечно лучше желтой, сказал Жук.
Но у нас нет желтой краски,- сказал Уж.
Ну тогда оранжевой,- сказал Жук.
И оранжевой нет, сказал Уж.
Тогда надо идти к Жабе, у неё много всякой краски.
А надо сказать, что Жаба ничего никому не давала. Значит она была какая?
(Дети: Жадная.)
А где живет Жаба?- спросил Уж.
Точно не знаю. Где-то в лесу, у большой лужи.
Ладно, пошли, а дорогу у кого-нибудь спросим.
И пошли Жук и Уж искать Жабу.
Упражнение на фонематический слух и фонематическое восприятие.
На наборном полотне картинка — ёжик, схемы обозначающие место звука в слове: в начале и в середине;
на столе предметные картинки: желуди, журавль, жемчуг, желе, жуки, ножницы, ежевика, дождик, пружина;
художник, лыжник, книжная полка, лежащий кот,
Логопед продолжает. Красиво в лесу, цветы цветут, пчелки жужжат. Видят, сидит Ёжик и делает задания, которые ему задали в Лесной школе.
Стали они спрашивать у Ёжика дорогу к жилищу Жабы. А Ежик говорит:
Поможете мне выполнить задания, тогда и я вам помогу.
В первом задании надо услышать, где спрятался звук -Ж в слове -
в начале, или в середине и поставить картинку к нужной схеме?
(Дети по одному выходят, выбирают картинку, проговаривают слово, определяют место звука Ж в слове (Например: Это пружина, в этом слове звук -Ж- в середине.) и ставят картинку к нужной схеме).
Логопед. А во втором задании,- сказал Ежик,- надо отгадать слова, в них должен быть звук -Ж- и поставить нужную картинку.
*Как называется профессия человека, который рисует картины? (художник)
*Спортсмен, бегущий на лыжах. (лыжник)
*Полка для книг, какая? (книжная)
*Как можно назвать ленивого кота, который любит лежать на боку? (лежебока)
(Дети называют слова и ставят нужные картинки на наборное полотно).
Вот спасибо друзья, какие вы сообразительные.
Упражнение на словообразование.
На фланелеграф крепятся дом и домик и два человечка большой и маленький.
Перед фланелеграфом на столе картинки: пирог — пирожок,
сапог - сапожок, флаг - флажок, утюг - утюжок, ложка - ложечка, кружка - кружечка.
Никак братья не помирятся, потому что не могут разобрать свои вещи. Жук и Уж стали спрашивать дорогу к жилищу Жабы. А братцы и говорят:
Сначала помогите нам вещи разобрать, а уж мы в долгу не останемся.
Дети, давайте поможем нашим друзьям поделить предметы, какие большому, а какие маленькому братцу.
(Дети крепят картинки, называя слова:
-Большому брату - пирог, маленькому — пирожок, сапог - сапожок, флаг - флажок, утюг - утюжок, ложка -ложечка, кружка — кружечка)
Логопед.-Ребята, назовите предметы маленького братца.
Какой звук появился в названии каждого маленького предмета?
(Дети проговаривают «маленькие» слова и определяют, что в названиях появился звук Ж)
Логопед. Молодцы! Вы помогли помириться братьям, и они показали дорогу нашим друзьям.
Формирование навыков деления слов на слоги.
На фланелеграфе три домика для слов разного слогового состава.
На столе картинки разного слогового состава с изображением насекомых: жук, шмель, паук, муха, муравей, бабочка;
Логопед. Идут Жук и Уж дальше, смотрят, на полянке 3 домика. На первом домике нарисованмак , и одна короткая полоска, на втором - ландыш , и полоска разделена на две части, а на третьем — ромашка и полоска разделена на три части. Ребята, как вы думаете, что это значит?
(Дети дают свои ответы с пояснением: в слове МАК - один слог, ЛАНДЫШ - два слога,
РОМАШКА - три слога.)
Логопед. Ребята, посмотрите, возле домиков ползают разные насекомые, они никак не могут найти свои домики. Стали у насекомых Жук и Уж спрашивать дорогу к жилищу Жабы, а насекомые говорят:
Помогите нам наши домики найти, тогда укажем вам дорогу.
Дети, давайте поможем насекомым найти свои домики. Надо определить, сколько слогов в названии каждого насекомого и поместить их в нужный домик.
(Дети определяют количество слогов в слове и, комментируя, крепят картинки в нужный домик.
Примерные ответы детей:
Жук, (шмель)- В этом слове 1 слог, он живет в домике, где нарисован мак и одна полоска.
Муха, (паук) - 2 слога, живет в домике с ландышем и двумя полосками.
Муравей,(бабочка) - 3 слога, живет в домике с ромашкой и тремя полосками.)
Очень обрадовались насекомые и решили поиграть.
Дружно пальчики считаем - насекомых называем.
Сжимают и разжимают пальцы.
Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.
Поочередно сгибают пальцы в кулачок,
Начиная с большого.
Это кто же тут жужжиит? Ой, сюда пчела летит! Прячьтесь!
Дети приседают, делая ладонями «домик» над головой.
Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
На фланелеграф крепятся картинки: жаба, лужа, домик,
На столе буквы: А, Ж, А, Б и символы-кружочки, обозначающие гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
Логопед. Идут Жук и Уж и видят большую лужу, а возле нее сидит Жаба.
Поздоровались наши друзья с Жабой и вежливо попросили у нее желтой краски. А она отвечает: «Не дам! Жалко краску. Вот если только поможете мне.
Была у меня надпись на домике «ЖАБА» и рассыпалась, а собрать я не могу.»
Дети, давайте поможем нашим друзьям починить надпись..
(Дети по одному, комментируя, крепят буквы на домик, составляя слово ЖАБА.)
Логопед. Чтобы домик был красивый, давайте под каждой буквой поставим символ звука.
(Дети делают звуковой анализ слова с выставлением символов-кружочков, комментируя свои действия: Первый звук -Ж- он согласный, всегда твердый, обозначаем синим цветом. Второй звук -А-, он гласный, обозначаем красным цветом. и т.д.)
Логопед. Ребята, а какой кружок у нас остался? И почему?
(Дети. Остался зеленый кружок, потому что в слове ЖАБА нет мягкого согласного звука).
Логопед. Молодцы! Жаба очень довольна, что ее домик стал такой красивый и даже подобрела. «Ладно, сказала она,- дам я вам ведерко желтой краски».
Работа над интонацией.
На фланелеграфе крепится домик Жука и Ужа с желтой крышей.
Логопед. Радостные Жук и Уж вернулись домой покрасили крышу желтой краской, сели на крылечко и решили поиграть - стали придумывать про Жабу предложения и по разному их произносить. Давайте тоже придумаем.
(Дети придумывают разные предложения. Логопед выбирает одно(например , Жаба живет возле лужи. ) и предлагает произносить с разной интонацией: грустно, вопросительно, радостно).
Итог.
Логопед. Понравилось вам путешествие? Какие задания мы помогли выполнить нашим друзьям? (Ответы детей)
Наши сказочные герои решили вас отблагодарить за помощь. Наступила весна, снег тает, и они дарят вам первые весенние цветы, в их названии тоже есть звук -Ж-. Как они называются?(Дети. Подснежники.)
В качестве приза каждый ребенок получает картинку с рисунком подснежника.
Логопед. А теперь нам пора обратно в детский сад, в нашу группу.
Поворачиваемся вокруг и говорим:
Раз, два, три, четыре, пять - В нашей группе мы опять.
Логопед. Спасибо, дети, вы все молодцы.
Использование звуковых игр
В процессе развития фонематического слуха, фонематического восприятия, формировании навыков деления слов на слоги и звукового анализа и синтеза я использую речевые игры со сказочными героями: Словознайкин и Звукознайкин. Такие игры активизируют деятельность детей, создают благоприятный эмоциональный фон, вызывают интерес и пользуются успехом у детей старшего дошкольного возраста.
Словознайкин прочитал много книг, знает много стихов, загадок, поговорок, знает все о словах, может объяснить значение всех незнакомых слов. А еще он придумал разные интересные игры, в которых научит нас делить слова на слоги и записывать их с помощью схем. А Звукознайкин знает все о звуках, правильно и красиво говорит. Он придумал игры со звуками.
Игры Словознайкина.
«Нарисуй слова»
Цели: Упражнять детей в умении делить слова на слоги и определении ударного слога.
Оборудование : карточки, разделенные на две колонки. В левой колонке карточки вертикально расположены предметные картинки (3-4 штуки), названия которых содержат разную слоговую структуру. На правой стороне, напротив каждой картинки, дается образец- схема этого слова (разделенные на слоги с обозначенным ударением). Эта сторона карточки закрыта чистой полоской плотной бумаги.
Описание игры:
Перед началом игры уточнить с детьми, что такое слог, ударение, сколько может быть ударных слогов в слове.
Затем каждому ребенку дается карточка. Предлагается рассмотреть картинки на карточке, назвать их, определить количество слогов и ударный слог.
Игры Звукознайкина.
«Разбери слова по звукам»
Цели: Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
Развивать навык звукового анализа и синтеза слов.
Оборудование : карточки, разделенные на две колонки. В левой колонке карточки вертикально расположены предметные картинки (3-4 штуки). На правой стороне, напротив каждой картинки, дается образец- схема звукового анализа слова (гласные - красными, согласные твердые - синими, согласные мягкие - зелеными кружочками.) Эта сторона карточки закрыта чистой полоской плотной бумаги.
Описание игры:
Перед началом игры уточнить с детьми, какие бывают звуки. Каким цветом обозначаем гласные звуки? Твердые согласные? Мягкие согласные?
Затем каждому ребенку дается карточка. Предлагается рассмотреть картинки, назвать их. Затем, самостоятельно на чистой полоске карточки, напротив каждой картинки сделать звуковой анализ и записать схему.
После выполнения задания, дети убирают полоску, и проверяют по образцу, правильно ли выполнено задание.
Примечание : Для усложнения задания эти две игры можно объединить в одну.
Пичугина Г.А. Необычная поездка. «Логопед» №3, 2009г. Стихотворение в орг.моменте.
Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей. Речевые игры и упражнения №1 2006г.
Волина В.В. «Учимся играя». Новая школа. Москва 1994г.
(Звук -Ж- адаптированная сказка «Жадная жаба»)
Инновации в логопедическую практику. Сборник. Линка-Пресс. Москва 2008
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Санкт-Петербург 2011г.
Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Москва 2002г.
Логопедические занятия с детьми 6-7 лет. Санкт-Перербург 2004г.
Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ш, Ж. Ярославль 1996г.
Репина З.А. Уроки логопедии. Екатеринбург.1999г.