Знаменитые земляки рязанской области. Князь Олег Рязанский

Источник информации: "Персона" No.1, 2000.

САМ ЗА СЕБЯ

Киевские князья очень любили красивый город Переяславль на реке Трубеж. Но шли князья год за годом, век за веком на север - осваивать нынешние русские земли. А чтобы родные киевские места не забывать, красивую реку назвали привычным именем Трубеж и поставили город именем Переяславль. Так и возник Переяславль на Трубеже, у впадения в Оку. Чтобы не путать его с южным, "настоящим", стали звать его Переяславль-Эрьзянский, по названию крупного мордовского племени Эрьзя. Ясно, стал он зваться просто Эрьзянь. Но сразу же произошла метатеза - перестановка звуков для удобства славянского произношения, и город превратился в Резань, а с 18 века официально - в Рязань.

Была Рязань уделом Черниговского княжества, передовым форпостом Южной, древней Киевской Руси. На Северо-Востоке же стремительно растет могучая Владимирская Русь. А Рязань - между ними. Довольно скоро уже Южная Русь угасает, безлюдеет, становится владением великих литовских князей. И Рязань остается один на один с Владимиро-Суздальским княжеством, которое помнит, что рязанцы - чужаки, как были, так и остались ставленниками черниговских князей. И враждуют они друг с другом остервенело десятилетиями, веками. К тому же рязанцы всегда принимали на себя первый страшный удар степных орд, шедших на Русь, - так уж судьба расположила их землю, на краю, на стыке...

И последний рязанский князь Олег Иванович, бывший рязанским князем неправдоподобно долго - с 1350 по 1402 год, - все это на себе испытал полной мерой - и разорения от Орды, и разорения от Москвы.

В каждом историческом справочнике написано, что Батый в 1237 сжег город, оставив, правда, какое-то каменное городище. Так Батый пришел однажды и ушел. А великий владимирский князь Всеволод Большое Гнездо задолго до Батыя, захватив город, выколол рязанским князьям глаза. За то, что они пошли в поход на Москву и сожгли ее. Правда, сам Всеволод не хотел такой жестокой казни, он даже хотел отпустить князей. Но народ суздальский возмутился и настоял на изуверстве. Так суздальцы ненавидели рязанцев. А Всеволод затем, конечно, тут же спалил и Рязань. А когда отчаянные рязанцы снова напали на его сына, Всеволод вывел людей за город и сжег Рязань уже дотла. Камня на камне не оставил. Так что к подходу Батыя через девятнадцать лет рязанцы так и не смогли укрепиться. Но тогда они смирили свою гордыню и попросили о помощи великого владимирского князя Юрия, сына своего злейшего врага Всеволода. Что ответил Юрий, неизвестно. Но на помощь рязанцам, как известно, он не пришел.

С Москвой у Рязани тоже мира никогда не было. Тот же Олег с юных лет воевал ее как форпост враждебного Владимира, а потом уже и как самостоятельную силу. "Юноша Олег, преждевременно зрелый в пороках жестокого сердца, действовал как будущий достойный союзник Мамаев", - пишет Карамзин. Но за что было любить ему князя московского Дмитрия, будущего Донского? За 9 лет до Куликовской битвы Дмитрий (!) союзничал с Мамаем (!), и они вдвоем года три опустошали рязанские земли. При первой же размолвке Дмитрия и Мамая Олег Рязанский примкнул к Мамаю, за которым стоял могучий литовский князь Ягайло. И в письме к Ягайле накануне Куликовской битвы Олег откровенно радуется и предвосхищает успех: "Пришло теперь наше время!" Он хочет отомстить за все унижения и страхи, за попранное достоинство своей рязанской земли, за полную независимость которой от все более усиливавшейся Москвы он самозабвенно и жестоко воевал. От Москвы и от кого бы то ни было!

После битвы на Куликовом поле рязанцы повели себя страшно. Когда повезли в Москву обозы с ранеными, рязанцы нападали на них и убивали беззащитных. А что, другие были лучше? Вместе с ними раненых добивали не подоспевшие к сече украинцы и белорусы из литовских отрядов Ягайлы. А суздальцы потом написали донос на москвича Дмитрия - и Тохтамыш ни за что ни про что сжег Москву А вел Тохтамыша, показывая ему броды, его вчерашний враг Олег Рязанский. Причем в компании с суздальскими князьями, предки которых выкололи глаза его предкам. Но вел потому что хотел свою рязанскую землю уберечь, чтобы не пошла Орда через нее, не предала мечу и огню...

Суди не суди, а это политические нравы того времени. Все вступали друг с другом в кратковременные союзы и тут же предавали друг друга, чтобы затем снова соединиться против вчерашнего друга, а может, и врага...

Но добром это никогда не кончалось. Орда Тохтамыша, вроде бы новоиспеченного союзника Олега, отходя от Москвы через рязанские земли, подвергла их грабежу и насилию. То ли потому, что озверевшей от крови и пожаров солдатне недосуг было разбираться, что вчерашний враг - ныне союзник, то ли потому, что Тохтамыш не верил Олегу, так как в доносе суздальцев Дмитрий обвинялся в тайных сношениях с Литвой именно через Олега... И Дмитрий, конечно, не простил Олегу совместного похода с Тохтамышем. "Московские полки вступили в Рязанскую область, - пишет историк, - и наделали ей зла больше тохтамышевых татар". Олег затаился на три года. А затем, собравшись с силами, в 1385 году с боем взял и разграбил дочиста богатый московский удел - Коломну...

Всю свою жизнь так он и воевал - то с одними, то с другими, ни верных союзников у него не было, ни постоянных врагов. А вот рязанцы его любили и прощали ему все прегрешения, потому что был он для них свой, родной и, может быть, наиболее полно выразил собой тогдашний "рязанский менталитет" - всегда готовы спорить о неясных границах владений, неуступчивы, горды и суровы.

Конец жизни Олега едва не увенчался большой победой. Объявив войну Литве, он отбил у нее Смоленск Ненадолго. Тут же потерпел поражение и умер. Можно сказать, не сходя с седла. А просидел он в княжеском седле, напомним еще раз, ни много ни мало - 52 года!

В ЧИСТОМ ПОЛЕ

Обозрим же кратко врагов и соседей Олега Рязанского. Ягайло, Мамай, Дмитрий, Тохтамыш. Грозная Орда, гигантская Литва, могучий Владимир, набирающая силы Москва. Мощный Новгород со Псковом. Где-то далеко Турово-Пинская земля, где-то далеко Червоная Русь. У всех есть древние союзники, друзья. А Рязань - одна в чистом поле. Одна против всех. Ей всегда первый удар, первый набег, первый огонь. Поэтому она старалась, как могла, удар и набег упредить. Не случайно тогда на Руси говорили, что самые культурные - владимиро-суздальцы, самые богатые - новгородцы. А самые воинственные - рязанцы.

Вся вина или беда Олега в том, что он не был государственным деятелем общерусского масштаба. Не видел он этого масштаба, не понимал. Он знал и защищал, как мог, одну лишь свою Рязань! А общепризнанным лидером, собирателем земли русской, тогда мог стать только князь, осененный великой идеей единого общерусского православного государства.

А кто им был тогда? Никто, кроме Великого Александра Невского. И кто знает, как сложилась бы история наша, если бы Александр прокняжил не 11 лет, а 52 года, как Олег Рязанский... Один Александр Невский, гений земли русский, за век еще вынашивал и железом утверждал идею общерусского государства на основе православной веры. После него Русь на два века погрузилась в кровь и ужас раздоров.

Хорошо еще, что был Дмитрий Донской. История воздала ему чрезмерно, отдав все лавры первого защитника земли русской. На самом же деле князь Дмитрий хоть и стал продолжателем дела Александра Невского, но - довольно слабым продолжателем. Он недолюбливал Сергия Радонежского, он хотел митрополитом на Руси иметь некоего Митяя, которого отправлял "на утверждение" в Византию, опять же при помощи тогдашнего своего союзника Мамая... Митяя убили в пути, в Москве победила "партия" Сергия Радонежского. И великая заслуга Дмитрия Донского в том, что смирился перед церковью, из ее уст воспринял идею общерусского государства и в дальнейшем изо всех сил поддерживал и укреплял влияние церкви, чем укреплял единство страны. Не прояви в те годы твердость Русская православная церковь - еще не известна была бы судьба сегодняшней страны. Сама еще разобщенная, слабая, все равно с каждым десятилетием Русская православная церковь утверждала и утверждала в буйной княжеской пастве идею общерусского православного государства. И утвердила. Еще за пятнадцать лет до Куликова поля попытку бунта какого-то удельного князька Сергий Радонежский остановил одной лишь угрозой отлучения от церкви... А не будь такого влияния церкви, князья бы еще долго и с упоением резали друг друга и весь народ русский. Вот на каком фоне разворачивалась судьба нашего героя - буйного, но и многострадального князя Олега Рязанского. С его смертью закончилась одна и началась другая эпоха. Начиналась Московская Русь.

А к Олегу Рязанскому так и прилипло на века клеймо "предателя с черным сердцем", хотя он предавал, разорял и разбойничал так же, как и другие. И, кстати, всего через семь лет после Куликовской битвы Дмитрий Донской отдал свою дочь Софию за сына Олега... Но российская история так и не смогла ему простить одно предательство - перед Куликовской битвой. Битва стала переломным моментом в истории страны, а он тогда был на стороне врагов. И хотя, по некоторым источникам, Олег известил Москву о планах соединения Мамая с Литвой и уговорил Ягайлу не спешить на встречу с Мамаем, хотя все его поведение объяснялось нежеланием опять подвергнуть Рязань очередному разорению... Что с того? В переворотный момент истории он оказался не с теми. Что с того, что для него Куликовская битва была одной из многих, в которых прошла его жизнь, и ничего сверхъестественного он в ней не видел? Истории нужны герои и злодеи. На вторую роль она избрала Олега Рязанского, человека незаурядного, которого даже не любящий его "за гнусную измену" Карамзин называет смелым, отважным, мудрым, богатым умом... Вот судьба.

об Олеге Рязанском
ev 16.01.2007 03:13:38

Очень уж много неточностей. Давно доказано, что "эрзя" не может трансформироваться в "Рязань", есть много других версий происхождения названия, часто весьма забавных; Олег - не последний рязанский князь, княжил и сын, и внук, и правнук. Как княжили - другое дело, но титул имели. И Рязань Всеволод жег в 1208 г.

Благодаря дипломатическому искусству Олега Ивановича Рязанское княжество смогло не только выжить, но и сохранить свою самостоятельность. На службу к нему шли самые разные люди. Это были и служилые московские бояре, и ордынцы, и остатки половцев. Некоторые потомки половецких ханов стали родоначальниками дворянских фамилии, например, Кобяковы.

Юному князю досталось тяжелое наследство. Уже сто лет с лишним Русь находилась под монголо-татарским игом. С восточной стороны по ее землям время от времени проносились татары, разорявшие города и села и уводившие в плен огромное количество людей. Однако в середине XIV века, в период феодальной раздробленности Золотой Орды, ее позиции, в том числе и в отношениях с Русью, стали ослабевать.

Набравшее силу Московское княжество в годы правления Дмитрия Ивановича (1359-1389) начинает претендовать на роль центра объединения русских земель. На ту же роль претендовало и Великое княжество Литовское, образовавшееся в то время, когда русские князья отстаивали свою землю от монголов. Князь Миндовг, к 1340-м годам объединив литовские земли, начал экспансию на юг и юго-восток, где проживало славянское население. Ресурсы у Литвы были невелики, но территория Руси в условиях феодальной раздробленности была для нее привлекательной и доступной целью.

Ставший в начале XIV века во главе Великого княжества Литовского Гедимин (1316-1341) подчинил себе западные и южные русские земли: Полоцк, Брест, Витебск, Минск, Турово-Пинскую землю, Волынь. В результате Великое княжество Литовское начинает приобретать черты скорее литовско-русского государства, чем литовского. При сыне Гедимина Ольгерде (1345 -1377) в Литовское княжество вошли Киевская, Переяславская, Чернигово-Северская и часть Смоленской земель.

Политика Ольгерда существенно отличалась от политики его отца. Если Гедимин был больше «русским», нежели «литовским» князем, то Ольгерд - более «литовским», а претензии его на владение русскими землями предполагали привилегии для собственно литовской знати. Орда использовала противоречия между населяющими Литву народами, в частности, требуя дань лишь с традиционно русских территорий, ставя их, таким образом, как бы на нижнюю ступень в составе Великого княжества Литовского.

В Литве ко времени вокняжения Ольгерда утвердилось православие, так как она в основном состояла из православных русских жителей, а русский язык стал государственным языком Литовского княжества. Сам Ольгерд до конца своих дней оставался язычником, но его сыновья, активно участвовавшие в политической жизни и Литвы, И Руси, в большинстве своем были православными христианами.

В XIV веке в Литве считали, что она является единственной законной наследницей Киевской Руси. Эта позиция была четко выражена князем Ольгердом, который в 1358 году заявил: «Вся Русь должна принадлежать Литве». А московские князья, будучи прямыми потомками киевских князей, считали, что западные и юго-западные земли бывшего Древнерусского государства принадлежат им.

В результате противостояние двух центров собирания русских земель - Москвы и Литвы - стало нарастать. Это вылилось в усиление давления на Рязанское княжество, в том числе и со стороны Золотой Орды. Рязанское княжество как бы оказалось между молотом и наковальней. Олег Иванович, противодействуя тройному давлению, добивался усиления Рязанского княжества за счет подчинения пограничных с Рязанью княжеств - Муромского, Пронского, Козельского, Он проводил достаточно гибкую политику, сочетавшую твердость с готовностью к компромиссу, стремление уклониться от прямого столкновения с противником в невыгодных для Рязани условиях. Но не всегда это удавалось.

Великое княжество Литовское, пользуясь ослаблением Руси монголо-татарским нашествием, усиливало на нее нажим. При этом литовские князья часто действовали в союзе с Ордой. Непростые взаимоотношения Руси, Орды и Литвы еще более осложнялись политикой Константинополя, который продолжал утверждать на Руси митрополитов, а русская митрополия продолжала оставаться частью Константинопольского патриархата. Константинопольская патриархия, недовольная претензиями Москвы, поддерживала отнюдь не православные структуры. Так складывается неафишируемый блок «Константинополь - Вильна - Орда Мамая».

Противодействуя давлению Московского княжества, Рязанское княжество оказывало ему сопротивление. Так, дружина рязанского князя Олега захватила город Лопасню (близ современного города Чехов Московской области) и взяла в плен московского наместника. В то же время Рязанское княжество неоднократно выступало на стороне Москвы, помогая московским князьям отражать набеги литовцев. В частности, такую помощь рязанское и пронское войско оказало Москве в 1370 году, когда ее осадил литовский князь Ольгерд. В результате Ольгерд был вынужден отказаться от своих планов и после заключения перемирия отвел свои войска от Москвы.

Совместная борьба сближала Московское и Рязанское княжества, но соперничество между ними все же продолжалось. В 1371 году, когда вспыхнула борьба между Олегом Ивановичем и пронским удельным князем Владимиром Дмитриевичем, московский князь вмешался в эту распрю, выступив на стороне пронского князя. Он направил на помощь удельному пронскому князю отряд во главе с будущим героем Куликовской битвы Дмитрием Боброком. В декабре 1371 года в местечке Скорнищево (современное Канищево) произошло сражение. Олег Иванович потерпел поражение и вынужден был бежать из города.

Победители посадили на рязанский стол Владимира Дмитриевича Пронского. Олег Иванович обратился за помощью к Орде. Ему на помощь пришел татарский отряд под командованием мурзы Салахмира, который помог Олегу Ивановичу вернуть рязанский стол. Вскоре после этого Салахмир перешел на службу к великому князю Рязанскому, принял православие с именем Ивана Мирославича, женился на сестре Олега Ивановича и стал влиятельным рязанским боярином.

Между Москвой и Рязанью был заключен мирный договор, согласно которому стороны обязывались помогать друг другу в случае опасности и мирно устранять разногласия. Этот договор вызвал недовольство татар, и в 1373 году, напав на рязанские земли, они основательно их разорили. А в 1377 году нападение совершил царевич Арапша (Араб-шах), который разграбил и сжег Переяславль-Рязанский. Как при первом, так и при втором нападении татар Москва в нарушение договора помощи Рязани не оказала. Все это было следствием феодальной раздробленности, когда каждый был сам за себя.

Постепенно в русских землях все же формируется желание объединить усилия и покончить с монголо-татарским игом. С 1373 года московский князь Дмитрий Иванович перестал выполнять указы хана и прекратил выплату дани. Многие русские князья оценили это положительно.

В то время как Русь поднималась с колен, Орда слабела. Раздираемая междоусобицами, она раскололась на две враждующие части, границей между которыми являлась Волга. Но если в левобережной части усобицы не прекращались, то в правобережной удалось навести определенный порядок благодаря выдвинувшейся фигуре темника Мамая. Однако в полной мере получить власть Мамаю не удалось, так как он не был чингизидом, а по традиции ханский престол мог занять только потомок Чингисхана. Поэтому ему надо было показать, кто в Орде хозяин, и начать решил он с восстановления господства Орды над Русью. Поводом для этого послужил отказ Московского княжества выполнять ханские указы и выплачивать Орде дань. Летом 1378 года Мамай отправил на Москву войско темника Бегича.

Мурза Бегич знал о сложных отношениях Москвы и Рязани и надеялся, что Рязань займет, по крайней мере, нейтральную позицию, поэтому присоединение рязанского войска к московскому оказалось для него полной неожиданностью.

Объединенное московско-рязанское войско встретило противника на берегу Вожи, притока Оки, длиной 103 километра. Название реки происходит от угро-финского слова «вож», что означает «приток» или «исток».

Битва произошла 11 августа на месте древнерусского города Глебова, названного в честь князя Глеба (в настоящее время село Глебово Городище). Когда татарская конница переправилась через Вожу и ринулась на русских, Дмитрий Иванович с полком двинулся прямо на неприятеля, а с флангов ударили полки московского воеводы Тимофея и пронского князя Даниила. Удары с флангов и в лоб смешали строй ордынской конницы. Началось ее беспорядочное отступление. При бегстве многие воины Бегича утонули в реке. В битве на Воже погибло пять ордынских князей, что свидетельствовало как о значительных размерах войска Бегича, так и о масштабе нанесенного ему поражения. Решающую роль в разгроме Бегича сыграли рязанцы под предводительством Даниила Пронского, который командовал правым флангом объединенного московско-рязанского войска.

Победа на Воже имела историческое значение. Это была первая в истории битва, выигранная русскими у ордынцев. Она укрепила веру русских в свои силы, надежду на скорое освобождение от монголо-татарского ига.

Мстя за помощь Москве, хан Мамай, собрав новые силы, осенью 1378 года напал на рязанские земли. Олег Иванович оказался не готов к отпору и бежал за Оку. Татары захватили Переяславль-Рязанский, разграбили его и подожгли. Опустошив волости и села, захватив множество пленных, они отошли в свои пределы, отомстив таким образом рязанцам за их помощь Москве во время битвы на Воже.

Но Мамай решил наказать не только рязанцев, но и всех русских и серьезно подготовился к новому походу на Русь. Заключив соглашение с великим князем литовским Ягайло, он собрал крупные силы, присоединив наемные отряды осетин, черкесов, а также итальянцев, живших в колониях по берегам Азовского и Черного морей, и летом 1380 года двинулся на Русь. В двадцатых числах сентября Мамай намеревался соединиться с Ягайло и вместе с ним идти на Москву. На свою сторону он пытался привлечь и рязанского князя. Олег Рязанский, потрясенный татарским нападением в 1378 году и связанный договором с Ягайло, не хотел нарушать и добрых отношений с Дмитрием, поэтому занял выжидательную позицию, не оказывая помощи ни Мамаю, ни Дмитрию, но сообщив московскому князю о планах Орды и Литвы.

Получив это известие, московский князь к середине августа сосредоточил в Москве большую рать, а затем повел ее навстречу Мамаю. Его стратегия была основана на нанесении упреждающего удара по ордынскому войску еще до его подхода к русским пределам. Принято считать, что на брань его благословил игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский - родоначальник монастырского общежития на Руси. Фактический перенос в начале XIV века митрополичьей кафедры из Киева во Владимир, а затем в Москву значительно поднял авторитет церковных иерархов в решении светских вопросов.

Как отмечалось ранее, Русская православная церковь освобождалась от уплаты дани Орде. Но вновь поставленных иерархов нужно было утверждать в Орде, что требовало немалых денег. Это делало верхушку Русской православной церкви покорной в отношении к Орде. Поэтому, когда Дмитрий Иванович Московский решил выступить против монголо-татарского гнета, митрополит Киприан, выражая настроение церковных верхов, советовал московскому князю не рисковать и отказал ему в благословении. Церковные же низы были настроены на борьбу с ордынцами. Благословляя князя, Сергий Радонежский выступил выразителем настроений церковных низов.

Благославляя Дмитрия Ивановича на бой и победу, Сергий Радонежский сказал ему (как сообщено в его Житии): «Пойди противу безбожных, и Богу помогающи ти победиши... » Тот факт, что игумен Троицкого монастыря благословил князя, не убоявшись гнева митрополита, имел важное нравственное значение и возвысил его как в глазах современников, так и в памяти потомков.

Традиционно считается, что Сергий не только благословил Дмитрия, но и отпустил с ним в поход двух монахов из своей обители - Александра Пересвета и Андрея Ослябю, разрешив им в нарушение церковных канонов взять в руки оружие и сражаться.

Дмитрий назначил сбор полкам в Коломне, а из Коломны повел свое войско, проникнутое религиозно-национальным настроением, через Рязанское княжество на Дон. Не все верили в возможность победы Дмитрия, и поэтому некоторые постарались уклониться от участия в походе, как это сделали тверской, нижегородский и рязанский князья.

Ссылаясь на отсутствие рязанского князя в войске, возглавляемом Дмитрием, и на то, что до Куликовского сражения и во время него Олег Иванович поддерживал отношения с Мамаем и с Литвой, некоторые считают его предателем общерусских интересов. Но если сопоставить факты и обстоятельства, в которых оказался рязанский князь, то его позицию можно понять.

Поход Мамая на русские земли поставил Олега Ивановича в сложное положение. Согласно договору, подписанному с Москвой, Олег Рязанский должен был выступить на стороне Москвы. В этом случае татары подвергли бы рязанские земли разгрому. Но они еще не оправились от предыдущего ордынского погрома, и его повторение было бы трагедией для Рязанского княжества. А если бы Рязань не поддержала Москву, то Москва наказала бы рязанского князя за невыполнение договора.

Все это вынудило Олега Ивановича вести двойную игру. Обещая помощь Мамаю, князь Олег в то же время тайно предупреждает Дмитрия Ивановича о предстоящем походе Мамая, а с литовским князем Ягайло ведет секретные переговоры о совместных действиях против Москвы на стороне Орды. 1 сентября 1380 года Олег Иванович и Ягайло должны были соединиться у города Одоева и вместе с подошедшим Мамаем идти на Москву. Но Ягайло, не дождавшись рязанского князя и потеряв время, не успел прийти на помощь Мамаю. Возможно, все это было заранее обговорено, поскольку Олег Иванович находился с Ягайло в близких отношениях, будучи женатым на его сестре. Кроме того, на тот момент Ягайло был православным христианином. Как бы то ни было, Мамай, расположившись лагерем на реке Мече, правом притоке Дона, близ литовских владений, напрасно прождал их до 6 сентября, что в конечном итоге привело его к поражению.

Олег Иванович не захотел рисковать своими людьми в борьбе, исход которой не был ясен и занял позицию нейтралитета. Но это был позитивный нейтралитет по отношению к Москве. Он не принял личного участия в битве на Куликовом поле, но не препятствовал тем, кто имел такое желание.

Как принято считать, в войске московского князя находились два инока, посланные Сергием Радонежским, - Александр Пересвет и Андрей Ослябя. По преданию, двигаясь по направлению к будущему месту сражения, иноки остановились на ночлег в месте (ныне село Вослебово), названном в честь Андрея Осляби. После ночлега Ослябя прямиком пошел на поле Куликово, а Пересвет посетил часовню и скит, расположенные на Дмитровской горе. Уходя, он оставил там свой посох.

Утром 8 сентября 1380 года началась битва. В «Сказании о Мамаевом побоище», составленном в стенах Троице-Сергиева монастыря, сохранилось предание: героями Куликовской битвы стали воины-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых благословил на бой с татарами Сергий Радонежский. Александр Пересвет начал сражение поединком с богатырем-печенегом, в котором оба погибли. В ходе кровопролитного сражения русская армия одержала победу.

Победа на Куликовом поле хотя и не уничтожила монголо-татарское иго, но нанесла удар по Орде, закрепила значение Москвы как национального и политического центра объединения русских земель в единое государство и ускорила процесс распада Орды. Свержение монголо-татарского ига стало лишь вопросом времени.

Во всех русских землях народ радовался победе. Она вызвала национальный подъем, была воспета во многих литературных памятниках, самыми знаменитыми из которых являются «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Поэтическая повесть «Задонщина» принадлежит рязанцу Сафонию. В ней выражена главная идея о единстве Русской земли, о Москве как центре ее объединения. Автор воспевает героизм русского народа. В числе воинов, сложивших головы на Куликовом поле, в повести названы 70 рязанских бояр, больше, чем из других княжеств.

В летописях имеются противоречия, касающиеся отношений Москвы и Рязани после Куликовской битвы. Во время битвы и до возвращения (по Рязанской земле) в Москву к рязанскому князю претензий не было. А потом появились. А.Г. Кузьмин считает, что это были позднейшие вставки, отражавшие чью-то заинтересованность «подправить» историю в условиях иной «современности».

Существует легенда, что, возвращаясь после сражения на уликовом поле, великий князь Дмитрий Иванович остановился вблизи Дмитровской горы. Там он встретился с отшельником, который рассказал князю о визите Пересвета и показал оставленный им посох. В честь победы на Куликовом поле великий князь повелел заложить церковь на Дмитровской горе, над рекой Вердой. Посох же должен был стать одной из святынь будущего храма, для того и был оставлен. Позже на этом месте был основан Дмитровский мужской монастырь, где и хранился посох Пересвета до закрытия монастыря в 1924 году. Потом посох передали в Рязанский краеведческий музей. Деревянный посох высотой 142 сантиметра и весом около двух килограммов в настоящее время представлен в постоянной экспозиции «От Руси к России». По заказу Рязанского краеведческого музея-заповедника проведена экспертиза. Она показала, что посох сделан гораздо позднее поведанных здесь событий.

После Куликовской битвы Москва попыталась подчинить себе Рязанское княжество. В 1381 году Дмитрий Иванович вынудил Олега Ивановича подписать договор, по которому рязанцы отказывались в пользу московского княжества от своих владений в верховьях Оки и города Тулы. Разгромленный Мамай тем временем готовился к новому походу на Русь, но был разбит в 1381 году Тохтамышем на Калке и погиб в 1382 году в Крыму оставленный своими союзниками, перебежавшими к Тохтамышу. Тохтамыш, потомок хана Джучи, в 1376 году стал ханом «Ак-Орды», то есть «Белой Орды» (наши летописи ошибочно называют ее «Синей Ордой»). При поддержке Тамерлана, воспользовавшись обстоятельствами, он подчинил себе улус Джучиев.

Желая поднять свой авторитет среди татар, а Русь заставить снова платить дань, Тохтамыш расценивал поход на русские земли как важнейшее средство по «наведению порядка». Собрать русские войска для отпора татаро-монголам не удалось, да и сделать это было труднее, чем в 1380 году. Тогда борьба шла против Мамая, могущественного темника. Теперь требовалось биться с чингизидом, законным ханом.

Русские князья приносили ему вассальную присягу, которую они и по правовым, и по моральным нормам тех времен обязаны были соблюдать.

Совершив быстрый маневр, Тохтамыш 26 августа захватил и разграбил Москву, а на обратном пути его отряды прошли по рязанской земле, опустошая все на своем пути. После поражения Москва и Рязань возобновили выплату дани Золотой Орде. Результаты победы на Куликовом попе, доставшиеся большой ценой, были сведены на нет. Ни Москва, ни Рязань не смогли дать Тохтамышу отпор. «Оскудела Русь ратными людьми», - сообщал летописец.

Не успели рязанцы опомниться от нашествия Тохтамыша, как Дмитрий Иванович решил наказать их за несоблюдение договора и в 1382 году послал на Рязанское княжество войска, которые учинили там погром «пуще... Татарськые рати». В «Повести о нашествии Тохтамыша» говорится о «помощи» хану со стороны рязанского князя Олега. Но это утверждение опровергается фактом разорения Рязани войском Тохтамыша после сожжения Москвы. А.Г. Кузьмин высказывает предположение, что причиной нападения Дмитрия Ивановича на Рязанское княжество была борьба за земли по Оке, а вовсе не месть Олегу за поддержку Тохтамыша. Поддержки-то не было!

В марте 1385 года рязанцы в ответ на нападение Дмитрия Ивановича захватили Коломну, взяв в плен наместника Москвы вместе с большим количествоv бояр. И хотя вскоре Коломна бsла возвращена Москве, Дмитрий Иванович послал на Рязань мощную рать отомстить за набег на московские земли.

Так бы и воевали Москва и Рязань, но здравый смысл брал верх. Через взаимные обиды они все же начали делать шаги навстречу друг другу. Помог им в этом пользовавшийся непререкаемым авторитетом Сергий Радонежский. Дмитрий Иванович попросил его склонить рязанского князя к «вечному миру» ко всеобщей пользе.

В 1386 году игумен в сопровождении нескольких московских бояр прибыл в Переяславль-Рязанский. В ходе переговоров Олег Иванович признал себя «младшим братом» Дмитрия Московского и дал согласие на вечный мир с Москвой. На следующий год договор был закреплен браком Федора, сына Олега, с Софьей, дочерью Дмитрия Донского. Видимо, в этой связи произошел обмен Коломны на Тулу.

В 1389 году Дмитрий Донской скончался. Великим князем стал его сын, Василий Дмитриевич, который женился на дочери литовского князя Витовта. При любых конфликтах Литвы с Рязанью он принимал сторону своего тестя. Начались же они еще в 1386 году из-за Смоленска. Смоленский князь Юрий Святославич был зятем Олега Ивановича, поэтому последний поддерживал его в борьбе с Литвой, которая хотела прибрать к своим рукам этот город. В 1395 году Смоленск был взят литовским князем Витовтом, который в 1397 году напал на рязанскую землю. Но Василий Дмитриевич даже не осудил его за такие действия.

Накопив силы, Олег Иванович в 1400 году берет Смоленск, в который возвращается законный князь - зять Олега Ивановича. Попытки Витовта вернуть Смоленск закончились неудачей. Но в 1402 году сын Олега Ивановича в борьбе с Литвой терпит неудачу и попадает в плен к литовцам. В этом же году Олег Рязанский умирает, не успев довести до конца свои планы и попрощаться с сыном.

Тем не менее, Олег Иванович сумел объединить под своей властью огромную территорию. К XIV веку рассыпалось на мелкие уделы Черниговское княжество. Его северо-восточная часть вошла в состав Рязанского княжества. Многие удельные правители черниговской земли признали над собой верховную власть рязанского князя. Князья елецкие. козельские, новосильские и тарусские ходили в походы на правах младших союзников Олега Ивановича. Таким образом, на западном и юго-западном направлениях власть рязанского князя распространилась на все земли вдоль течения Оки вплоть до ее истоков (в наше время эти земли входят в состав Тульской, Орловской и Липецкой областей).

На юге рязанская граница шагнула далеко в степь и достигла левого берега реки Дон, с одной стороны, и правого берега ее притоков - Хопра и Великой Вороны - с другой (сейчас это территория Липецкой и Воронежской областей). На востоке Олегу Ивановичу подчинились князья мещерские - правители небольших владений по берегам Мокши и Цны. Признавали его власть и муромские князья.

Рост могущества Рязанского княжества нашел отражение в изменении титула его правителя. Со времени княжения Олега Ивановича рязанские князья стали официально именоваться «великими». Ни до, ни после Олега Рязанское княжество не стояло так высоко. Складывается впечатление, что он хотел создать третий центр по объединению русских земель на юго-востоке Руси. Но, осознав, что Москва стала общепризнанным центром объединения русских земель, он сумел подняться до общегосударственного уровня мышления и подписал договорную грамоту, признав себя «братом младшим» московского князя и дав согласие на вечный мир с Москвой. Тем самым он подчинил интересы княжества интересам общерусского дела, которые выражала Москва.

С давних пор исследователей интересовал вопрос: почему центром образования единого Русского государства стала именно Москва? Вслед за В.О. Ключевским обычно указывают на удобное географическое положение Московского княжества, защищенность от набегов ордынцев землями Рязанского княжества, связь по Москве-реке с главными торговыми путями. Но всеми этими преимуществами в еще большей степени обладало и Тверское княжество. И надо согласиться с П.Н. Гумилевым, который указывал на недостаточность подобных аргументов: «Москва занимала географическое положение куда менее выгодное, чем Тверь, Углич или Нижний Новгород, мимо которых шел самый легкий и безопасный торговый путь по Волге. И не накопила Москва таких боевых навыков, как Смоленск или Рязань. И не было в ней столько богатства, как в Новгороде, и таких традиций культуры, как в Ростове и Суздале», - писал он.

Сам он объясняет это тем, что в Москве оказались наиболее страстные, неукротимые люди. И возглавил «новую вспышку этногенеза» пассионарий Сергий Радонежский.

Преподаватель Московского государственного университета Н.С Борисов, специально занимавшийся причинами возвышения Москвы, решающее значение придает искусности политической деятельности московских князей.

A.Г. Кузьмин считает, что в осмыслении причин возвышения Москвы проявляется еще одна тенденция - придать Москве почти что мистические функции и весь процесс централизации увязывать только с судьбой Московского княжества. Он напоминает, что некоторые исследователи еще ранее указывали на то, что движение к консолидации проходило во всех княжествах, в особенности получивших в XIV веке право на титулование «великими», и предлагает учитывать позицию и роль Русской православной церкви. По его мнению, церковь, хотя и была освобождена от ордынского выхода, тем не менее оставалась наиболее важным форпостом подъема этнического самосознания.


Похоронен Олег Иванович в Покровской церкви Солотчинского монастыря, который был построен по его повелению. Недалеко от Солотчинского монастыря супруга князя Ефросинья основала Зачатъевский женский монастырь, прекративший свое существование в XVIII веке. После смерти в 1405 году Ефросинья была похоронена рядом с мужем. В Солотчинском монастыре долгое время хранилась кольчуга Олега, которую после Октябрьской социалистической революции передали в Рязанский краеведческий музей.

ОЛЕГ ИВАНОВИЧ , князь рязанский, в схиме Иоаким, сын князя рязанского, Ивана Ивановича Короткопола (умер в 1402 г.).
Княжение Олега - ряд попыток отстоять особность рязанского княжества на татарско-московском перепутьи в то время, когда национальные интересы требовали объединения русских сил в борьбе с татарами. Отсюда, при невозможности сопротивляться ни татарам (только в запоздалом и кратковременном союзе с князем Владимиром Пронским прогнан был татарский отряд Тагая в 1365 г.), ни Дмитрию Донскому (в 1371 г. Олег, разбитый Донским, был заменен в Рязани тем же князем Пронским) колебания Олега то в сторону Москвы (разгром Рязани татарами в 1378 и 1379 гг. за союз с Москвой), то в сторону татар (союз с Мамаем перед Куликовской битвой в 1380 г.) и необходимость принимать удары за политическую двуличность (в 1381 г. унизительный договор о союзе с Москвой, помощь Тохтамышу в 1382 г.) и с той и с другой (в 1382 г. и от Тохтамыша и от Донского).
В 1385 г., после эфемерной попытки отхватить у Москвы Коломну, Олег навеки мирится с Дмитрием и в 1387 г. женит сына своего Федора на дочери Дмитрия Софии: к тому же интересы зятя, смоленского князя Юрия Святославича, требуют особого внимания к агрессивной политике Витовта Литовского, стремящейся захватить Смоленск. Столкновения с Витовтом на Литовской и Рязанской территории (1393-1401) и с мелкими татарскими отрядами на границе не позволяют Олегу думать о возвращении ряда населенных мест, уступленных Москве еще в 1381 г.

История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты Анисимов Евгений Викторович

Князь Олег Рязанский

Князь Олег Рязанский

Принято считать Олега Рязанского чуть ли не изменником, который якобы был на стороне Мамая и в день битвы на Куликовом поле только случайно не успел прийти татарам на помощь. Так писал московский летописец после победы. В действительности все обстояло намного сложнее. Рязанское княжество – «крайняя», ближайшая к степи земля, и обычно первые удары кочевников приходились именно на рязанцев. Сколько раз они отважно отбивались от Орды! Не забудем, что князь Олег славен уже тем, что первым из русских князей за почти полтора столетия монголо-татарского ига сумел нанести поражение войску Орды: в 1365 г. он, вместе с князем Иваном Пронским, разбил войско эмира Тагая. В 1378 г. в славной битве на реке Воже москвичи разгромили войско Бегича плечом к плечу с рязанцами. Вскоре, в отместку за это, Мамай внезапно напал на Рязанскую землю и сжег ее столицу, Переяславль-Рязанский. Великий князь Рязанский Олег бежал за реку Оку, ближе к московским пределам.

С Москвой же у него складывались неровные отношения. И хотя Олег никогда не ездил за ярлыком на Владимирское княжение, «не воевал» Москвы, тем не менее он постоянно подвергался набегам москвичей и их союзников. Так, в декабре 1371 г. московские воеводы разбили войско Олега, свергли его с Рязанского стола, а его место занял вассал Дмитрия Ивановича князь Владимир Пронский. Не без труда, путем уступок Москве, Олег вернул себе отчину.

И вот пришел 1380 год. Рязанцы славились отвагой, но они хорошо понимали, что страшная сила двинувшейся на Русь Орды сотрет их княжество в порошок и никто им не поможет. Поэтому князь Олег накануне выступления Орды признал власть Мамая и выплатил ему «выход»… Возможно, он действительно выступил со своим войском на помощь Мамаю как послушный вассал, но ведь не дошел… Так же случилось 2 года спустя, когда хан Тохтамыш двинулся на Русь. Московские летописи утверждают, что броды через реку Оку ему показал князь Олег. Трудно представить себе, чтобы Орда без помощи проводников-«вожей» князя Олега не смогла бы форсировать пограничную реку. И хотя Олег с Тохтамышем к Москве не пошел, но всю свою досаду за гибель столицы Дмитрий Донской осенью 1382 г. выместил на рязанцах: «Землю всю до остатка взяша и огнем пожгоша и пусту сотвориша, пуще ему и татарьскые рати», т. е. хуже татар. В отместку за это в 1386 г. князь Олег захватил и ограбил Коломну. Тогда Дмитрий Донской послал против него дружину князя Владимира Андреевича. С большим трудом Сергию Радонежскому удалось примирить московского и рязанского князей… Князь Олег умер в 1402 г., и его изображение в полный рост можно видеть на современном гербе Рязани.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

Князь Олег Гориславич Одним из постоянных претендентов на киевское княжение считался знаменитый Олег Святославич, прозванный Гориславичем. Этот сын великого князя Святослава Ярославича сыграл особую и печальную роль в истории усобиц и распрей на Руси. Он прожил полную

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

3.8. Ангелы-Аггелы и князь Олег Согласно византийским историкам, царь Андроник-Христос был убит по приказу Исаака АНГЕЛА, см. книгу «Царь Славян». По русским летописям, князь Аскольд = Аса-Коляда был убит Олегом: «И убил Оскольда и Дира», см. выше. Заметим, что слово Ангел в

Из книги История Российская. Часть 2 автора Татищев Василий Никитич

2. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ОЛЕГ

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Глава 3 КНЯЗЬ ОЛЕГ «Светлый князь» В династической концепции «Повести временных лет» история княжения Аскольда и Дира выполняет роль некоего переходного периода, промежуточной ступени в государственном развитии княжества «полян». Венцом этого процесса рисуется

Из книги Древняя русская история до монгольского ига. Том 1 автора Погодин Михаил Петрович

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ОЛЕГ 879-912Олег, молодой, пылкий, деятельный, недолго усидел на месте. Жажда ли деятельности, врожденная норманну, желание ли найти другое жилище, удобнее и веселее низменных северных болот, или распри со строптивыми новгородцами были причиной, но он вскоре

Из книги Кого же предал рязанский князь Олег? автора Шахмагонов Федор Федорович

Кого же предал рязанский князь Олег? Работая над романом-хроникой о становлении Московского государства во времена Димитрия Донского и о победе русского оружия над золотоордынским ханом Мамаем, а задумался над ролью великого рязанского князя Олега Иоанновича в

Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

ОЛЕГ РЯЗАНСКИЙ – ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО Настало время познакомиться с еще одним героем нашего повествования. Олег Рязанский – князь с трудной судьбой и посмертной недоброй славой, созданной московскими летописцами. «Изменник», ставший все же святым. Князь, которого

автора Никитин Андрей Леонидович

КНЯЗЬ ОЛЕГ И ЕГО ЭКСПЕДИЦИЯ В

Из книги Основания русской истории(требуется редактура) автора Никитин Андрей Леонидович

КНЯЗЬ ОЛЕГ И ЕГО ЭКСПЕДИЦИЯ В

Из книги Основания русской истории(требуется редактура) автора Никитин Андрей Леонидович Из книги Легендарные полководцы древности. Олег, Добрыня, Святослав автора Копылов Н. А.

Князь Олег (Вещий Олег) Строкой энциклопедии… Князь Олег, прозванный также Олегом Вещим, - это легендарный правитель Руси конца IX - начала X вв. Безусловно, что прототипом летописного Олега являлась историческая личность, о которой, к сожалению, мало что достоверно

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

152. ОЛЕГ ИВАНОВИЧ, в св. крещении Иаков (в иночестве Иоаким), князь рязанский сын Ивана Ивановича (по другим родословиям - Михайловича) Коротопола, князя рязанского, от брака с неизвестною, умнейший из владетелей рязанских.Родился в Рязани около 1330 г.; получил от

Олег Иванович Рязанский родился в 1338 г. и в Святом Крещении получил имя Иаков. Трижды прадедом кн. Олега был св. блгв. кн. Роман Рязанский, страстотерпец.

В 1350 г., когда Олегу было 12 лет, он унаследовал Рязанский княжеский стол. Пока он был молод, управлять княжеством помогали бояре-советники во главе с тысяцким. Окружение юного князя оберегало его, взращивало в нем благотворные ростки Православной Веры и чувства христианской любви к Родине, воспитывало в готовности к «бережению» родной земли от врагов.

Господь уготовал на долю Олега Рязанского великие испытания. Время его княжения было сложным и противоречивым. Рязанское княжество было пограничной русской землей между Диким Полем и другими русскими княжествами, поэтому первым принимало на себя удары степняков. При кн. Олеге было двенадцать татарских набегов. Не было мира и среди русских князей: продолжались междоусобицы. Под 1353 г., когда князю Олегу было всего 15 лет, в летописях приводится сообщение о завоевании им у Москвы Лопасни.

В 1365 г. на Рязанские земли внезапно напали татары во главе с Тагаем. Они сожгли Переяславль Рязанский и, ограбив ближайшие волости, возвращались в пределы мордвы. Князь Олег, собрав войска, верный православному долгу защиты Отечества, спешно выступил за Тагаем, повторяя подвиг Евпатия Коловрата. «Под Шишевским лесом на Воине» «побиша князи рязанстии татар» и вернулись в Переяславль победителя¬ми. Это была первая крупная победа русских над ордынцами.

В связи с «литовщиной», в летописях отмечается, что в 1370 г. на помощь осажденным в Москве «приспе князь Володимер Дмитриевичь Проньскый, а с ним рать рязанская». В Никоновской и Симеоновской летописях уточняется, что с пронским князем была «рать великого князя Олга Ивановича Рязанскаго».

После этого у князя Олега возникла какая-то тяжба со своим зятем, пронским князем Владимиром. Пронский князь обратился за помощью к Москве, и на Рязань была послана московская рать. 14 декабря 1371 г. Олег Рязанский потерпел поражение под Скорнищевым близ Переяславля (ныне Канищево, один из микрорайонов г. Рязани). Но уже летом 1372 г. св. Димитрий рассматривал Олега Рязанского и Владимира Пронского как союзных князей. Сообща они подписали перемирие с литовским князем Ольгердом. В продолжение восьми лет между князьями не нарушались дружеские отношения, основанные на взаимной помощи и доверии. Это подтверждает и Договорная грамота 1375 г. между св. Димитрием Ивановичем и св. Михаилом Тверским. Она признает великого князя Олега Рязанского третейским судьей в спорных делах между Москвой и Тверью. Такое доверие великие князья оказали Олегу Ивановичу, отдав должное его нравственным добродетелям и богооткровенной мудрости.

Еще рельефнее обозначился межгосударственный союз Олега Рязанского и св. Димитрия Московского в их отношениях с татарами. Никоновская летопись повествует, что в «1373 году пришли Татары из Орды от Мамая на Рязанского князя Олега Ивановича города его пожгли, множество людей побили и с большим полоном воротились во свояси». Св. Димитрий Иванович Московский с братом Владимиром Андреевичем Серпуховским собрали «всю силу княжениа великаго» и поторопились на помощь рязанцам, но опоздали. Антиордынская направленность звучит во многих договорных грамотах русских князей. Так в договоре 1375г. со св. Михаилом Тверским, где Олег Рязанский назван в числе союзников Москвы, один из главных пунктов гласил: «А пойдут на нас татарове или на тебе, битися нам и тобе с одиного всем прошву их. Или мы пойдем на них, и тобе с нами с одиного пойти на них».

Осенью 1377 г. полчища Арапши (Араб-шаха) ворвались в пределы Рязанского княжества разорив его столицу — Переяславль. Захваченный врасплох этим внезапным нападением и плененный, князь Олег, однако, не потерял самообладания и, по свидетельству Софийской летописи, «из рук убежаша изстрелян».

На следующее лето хан Мамай отправил на Русь мурзу Бегича с большой ратью. Бегич. пройдя далеко вглубь Рязанской земли, остановился у реки Вожи. правом притоке Оки. Рязанцы своевременно предупрежда¬ли св. Димитрия обо всех передвижениях Бегича. Св. блгв. князю Димитрию оставалось очень мало времени для сбора ополчения, но Олег Рязанский и его зять — князь Пронский — явились по первому зову Московского князя и встали на реке Вожже. Сражение произошло 11 августа 1378 г. на берегах этой рязанской реки, в 15 верстах от Переяславля Рязанского. Бегич был наголову разбит Московско-рязанским ополчением. Выигран¬ная союзниками битва была предвестницей Куликовской победы.

Мамай, собрав остатки разбитых войск, двинул полки на Москву. Но на его пути — на Оке — стояли вои¬ны св. Димитрия, а с ними дружины Рязанского и Пронского князей. Защищая Москву и переправы через Оку, князь Олег Рязанский тем самым оставил беззащитной свою землю. Тогда Мамай и отомстил князю Олегу Рязанскому: осенью 1378 г. нечестивые пожгли Переяславль, Дубок и другие рязанские города, многие села, взяли большой полон, «вся земля бысть пуста и огнем сожжена».

Мамай вознамерился напомнить Руси нашествие хана Батыя, отовсюду собирая огромные силы, посылая в соседние страны нанимать дружины армян, генуэзцев, черкесов, ясов и других народов. А литовский князь Ягайло, — как отметил средневековый писатель А. Кранц, — попытался вероломно воспользоваться обстанов¬кой.

Св. кн. Димитрий начал подготовку к решительному сражению с татарами. К нему стекались дружины из примыкающих к Москве княжеств.

Летом 1380 г. Орда переправилась на правый берег Волги и перекочевала к устью реки Воронежа, а затем в Рязанские пределы. Русские рати вышли навстречу. Войско св. блгв. кн. Димитрия беспрепятственно прошло через Рязанскую землю и достигло берегов Дона.

Стратегия и тактика великого рязанского князя, стремящегося достигнуть наилучших результа-тов с наименьшими для княжества потерями, была глубоко продуманной. Он во время переговоров с Мамаем и Ягайло о совместных действиях узнал их планы, и, как пишет Б.А. Рыбаков, сообщил о них блгв. кн. Димитримю. Академик Б.А. Рыбаков в статье «Куликовская битва» отметил: «Важную весть, какую не могла сообщить степная русская разведка, передал Дмитрию рязанский князь Олег Иванович… его письмо Дмитрию содержало важные и правдивые сведения, определившие весь стратегический расчет московских полководцев. Оказалось, что у Москвы не один явный враг, о котором доносят пограничные разъезды, а два врага. Второй — Ягайло — пробирается по своим землям с запада и вот-вот вольет свои войска в полчища Мамая»,

К полю битвы дружины во главе с Владимиром Серпуховским двигались, не торопясь, они прикрывали правый фланг войск св. блгв. князя Димитрия от Ягайлы, двигаясь параллельно его движению. С левого фланга войска не были прикрыты, так как охранять их не требовалось. С этой стороны стояли войска кн. Олега Рязанского.

Л.Н. Гумилев отметил, что, не преуменьшая героизма русских на Куликовом поле, немаловаж-ным фактором победы оказалось отсутствие в битве 80-тысячного литовского войска Ягайлы, который опоздал всего на один дневной переход — и не случайно. По договору вступить в сражение он был обязан только при условии соединения с войсками Олега Ивановича. А Олег не стронул с места свои войска. Он «…прииде на рубеж Литовьскый, и ту став, и рече бояром своим: «Аз хощу зде ждати вести, как князь велики пройдет мою землю и приидет в свою отчину, и яз тогда возвращуся во свояси». Он загораживал левый фланг московского войска и стоял на пути Ягайлы к Москве.

Особое значение для нас имеет известие летописца о раскаянии Ягайла в том, что он доверился Олег)’ и позволил себя обмануть: «Никогда же убо бываше Литва от Рязани учима… ныне же почто аз в безумие впадох», — приводит слова Ягайла Никоновская летопись. Ягайло правильно все понял, он увидел, что обманут, и, по словам Никоновской летописи, «побежа назад, никимже гоним».

Средневековый автор А. Кранц писал о нападениях на возвращавшиеся московские войска литовцев. Воины князя Ягайло напали на русские обозы и перерезали раненых. Литовский князь Кейстут, возмущенный этой расправой, отстранил Ягайло от престола.

Кроме летописных записей, памятником, близким по времени возникновения к событиям, является «За-донщина» Софония Рязанца. В ней в перечне убитых бояр разных городов указано 70 бояр рязанских (а каждый из них был со своим отрядом!) — много больше, чем от любого другого города.

Результатом союзнических отношений в эпоху Куликовской битвы стала «Договорная Грамота (1381 г.) Великаго Князя Рязанскаго Олега Ивановича с Великим Князем Димитрием Иоанновичем и братом его Князем Володимером Андреевичем: о бытии им в дружбе и согласии; о управлении всякому своими землями, по старым грамотам и рубежам; о незаключении ни с кем мира, а паче с Литвою и Татарами, без общаго согласия; о взаимном вспоможении противу общих их неприятелей…».

В 1382 г. на Русь пришел хан Тохтамыш. После разорения Москвы он «огнем пожже» и Рязанскую зем¬лю. Летописи повествуют: «на ту же осень (т.е. в 1382 г.) князь великий Дмитреи Ивановичь посла свою рать на князя Олга Рязаньскаго. Князь же Олег Рязанскыи не в мнозе дружине утече, а землю всю и до остатка взяша, и огнем пожгоша и пусту сътвориша, пуще ему стало и Татарьскои рати». Борьба велась между Рязанью и Москвой с 1382 по 1385 г., и Москва терпела одно поражение за другим. Под 1385 г. летописи говорят о захвате великим князем Олегом Коломны — рязанского города, перешедшего к Москве после 1301 г.

Распря между св. Димитрием Московским и Олегом Рязанским, окончившаяся поражением св. блгв. кн. Димитрия, вынудила Москву просить о мире. Олег Иванович вначале не соглашался, требовал больших уступок. Тогда св. Димитрий Донской решил отправить к Олегу Ивановичу посольство с мольбой о мире во главе с прп. Сергием Радонежским. Преподобный Сергий долго беседовал с князем о пользе душевной, о мире и о любви и «кроткими словесы и тихими речьми и благоуветливыми глаголы» смягчил Олега Ивановича. Умиленный душой, Олег Рязанский «взял с князем (Димитрием) мир вечный». И с этих пор князья имели между собою «великую любовь». В 1386 г. этот мир был скреплен браком сына вел. кн. Олега Рязанского Феодора с Софией, дочерью св.блгв. кн. Димитрия Донского. Как пишет российский историк Д.И. Иловайский: «Этот мир особенно замечателен тем, что он в действительности оправдал свое название «вечного»: с того времени не было ни одной войны не только между Олегом и Димитрием, но и между их потомками».

Олег Иванович, заботливый семьянин, вырастил и воспитал двух сыновей и четырех дочерей. Первой его женой, по преданию, была татарская царевна. После ее смерти супругой князя стала Евфросиния Ольгердовна Литовская. Историки, опираясь на документальные свидетельства, единодушно отмечают любовь Олега Рязанского к супруге Евфросинии, с которой рука об руку он прошел весь земной путь, и к детям. Великий рязанский князь был щедр и к своим зятьям, среди которых летописи указывают князя Василия Друцкого, козельского князя Ивана Титовича, смоленского — Юрия Святославича, пронского — Владимира Дмитриевича.

Посещение преподобного Сергия имело глубокое влияние на всю последующую жизнь Олега Рязанского. Он полюбил пребывание в монастырях и монашескую жизнь. Однажды князь Олег Иванович и супруга его Ефросиния в глухом, уединенном месте окрестностей реки Солотчи, за Окой, повстречали двух живших там монахов — отшельников Василия и Евфимия Солотчинских, поразивших князя своей духовной высотой. Возможно, в память этой встречи князь Олег заложил на этом месте обитель. Монастырь был основан в 1390 г. Тогда же епископ Рязанский и Муромский Феогност постриг Олега Ивановича в монашество с именем Ионы.

Инок Иона часто пребывал в Солотчинской обители и трудился как простой послушник, усердно подвизаясь о своем спасении и благоугождении Богу, украшая себя плодами Духа Святого. Веригами, добровольно возложенными на себя князем-подвижником, стала его кольчуга, которую он постоянно носил под монашеским облачением.

Жалованные грамоты князя Олега Рязанского свидетельствуют о построении им на Рязанской земле многих церквей и монастырей.

Олег Рязанский, став монахом, не оставлял светского, княжеского сана, продолжая нести крест князя-воина, имел горячее попечение об интересах земли и народа, данных ему Господом. В договорных грамотах конца XIV века впервые приводятся названия многих рязанских городов, что указывает на активную созидательную деятельность князя. Обширное строительство, конечно, велось, в первую очередь, в Переяславле Рязанском, ставшем при князе Олеге столицей княжества.

В девяностые годы XIV в. великий рязанский князь Олег Иванович по силе стал равен самым могущественным князьям Руси. Он расширил и укрепил границы княжества, возвратил земли, захваченные литовским князем Витовтом, в 1400 г. отвоевал у литовцев Смоленск, куда посадил на княжеский стол своего зятя Юрия Святославича.

Великий рязанский князь Олег Иванович скончался 5 июня 1402 г. в возрасте 65 лет. Перед смер¬тью принял схиму с именем Иоаким и завещал похоронить себя в Солотчинском монастыре. После закрытия монастыря, в 1923 г., честные останки князя Олега Рязанского были изъяты и переданы в Рязанский губернский музей. 13 июля 1990 г. честные останки Олега Ивановича были переданы в Свято-Иоанно-Богословский монастырь. 22 июня 2001 г. они были перенесены в Солотчинскую обитель. С этого дня наблюдалось мироточение и благоухание от честной главы князя Олега Рязанского.

На Рязанской земле благоверный князь Олег в течение многих веков почитался как святой. Многие страждущие притекали к мощам князя Олега Рязанского. Считалось, что более всего ходатайство благоверного князя Олега пред Престолом Божиим помогает при пьянстве и «падучей» (т.е. эпилепсии).

С.Д. Яхонтов в своем докладе, посвященном 500-летию преставления кн. Олега Ивановича, подчеркнул, что «Рязань обязана своей силой и значением в современной ему русской жизни; он наиболее сделал для ее благоустроения; в самые тревожные времена на Руси он умел оберегать и защищать свой народ… Рязанское княжество ни до, ни после него не достигало такой силы и величия».

Рязанцы хранят в своем сердце дорогое имя кн. Олега Ивановича. После 1626 г. на эмблеме Рязанской земли впервые появилась фигура князя-воина. Народное сознание сразу связало это изображение с именем Олега Рязанского.

Печатается по материалам книги:

Игумен Серафим (Питерский),

монахиня Мелетия (Панкова)

«Великий князь Олег Иванович Рязанский»