Звуковой обман. Звуковая иллюзия: что слышится Yanny или Laurel

Звуковые иллюзии могут возникать у абсолютно здоровых людей под влиянием стрессового состояния, волнения, необычных условий. В каждом конкретном случае, психологи находят соответствующее объяснение.

Это могут быть звуковые барьеры, или, как их называют учёные, звуковые "зеркала", искажение, связанное с различной длиной звуковой волны. Существует несколько известных звуковых иллюзий, которые каждый здоровый человек может самостоятельно испытать на себе.

Скрытые ступеньки

Звуковая иллюзия, названная "скрытыми ступеньками", была открыта Дианой Дойч (Diana Deutsch’s), профессором психологии, которая очевидно доказывает, что человеческий мозг может группировать вместе расположенные рядом ноты.

Для демонстрации этого эффекта проигрывают две мелодии, возрастающая и убывающая по тону, при этом ноты оказываются для ушей человека различными по восприятию. Например, одно ухо может слышать, как бы вперемешку - сначала первая нота первой мелодии, потом вторая ноту второй мелодии.

Мозг большей части слушателей группирует высокие и низкие ноты вместе, поэтому разными ушами человек слышит убывающую, возрастающую последовательность звуков (одним ухом) и наоборот, возрастающую, убывающую - другим ухом.

Правша слышит правым ухом первым - возрастающий тон, левша - всё наоборот. Из всего этого сумбурного набора нот и тонов, мозг выбирает подходящую мелодию, которую и воспринимает с его помощью наше сознание (звуковое восприятие).

Возрастающая последовательность

Открытие "возрастающей последовательности" или парадокса Шепарда принадлежит французскому композитору Жан-Клоду Риссе (Jean-Claude Risset), и выражается в том, что пары нот, следуя подряд, создают возрастающую звуковую иллюзию (как при нажатии клавиш на пианино слева направо).

В реальности же, повышение тона отсутствует, и если запустить эту мелодию бесконечное количество раз подряд, то человек так и будет воспринимать постоянное повышение тона, хотя этого не может быть, это звуковая иллюзия, созданная мозгом "самостоятельно".

Падающие колокола

Звуковая иллюзия, получившая название "падающие" колокола, состоит в том, что прослушанные в записи звуки колоколов "падают" с понижением высоты тона.

Однако, вслушиваясь внимательно, человек понимает, что тон, наоборот, увеличивается. То есть, начальная высота тона ниже, чем в конце.

Ускоряющиеся барабаны

Смысл иллюзии "ускоряющихся" барабанов выражается в том, что на самом деле они звучат одинаково, хотя кажется что темп постоянно возрастает. Слушайте внимательно!

Виртуальная парикмахерская

Иллюзия, называемая специалистами "виртуальной парикмахерской", представляет собой явление бинаурального эффекта, и заключается в способности человека и животного определять, с какой стороны от них расположен источник звука за счёт наличия у них двух ушей, выполняющих функцию приёмников звука (источник, расположенный впереди или сзади, определяется плохо и неточно).

Благодаря тому, что звук проходит до уха, расположенного ближе к его источнику, более короткий путь, звуковые волны в ушных каналах имеют разные фазы (время прохождения этой фазы) и амплитуду (силу) звуковых колебаний. Поэтому и восприятие звука разной высоты будет разное. Направление на источник звука для низких звуков (до 1500 колебаний/секунду) определяется сознанием человека наиболее точно и практически полностью по разности времени прохождения данной фазы звуковых волн.

А для высоких звуков, в связи с тем, что основное значение имеет различие в силе звучания у правого и левого уха, определение направления будет менее точным. Возможность определить направление звука возникает, благодаря тому, что различие фаз и интенсивности звуков, воспринимаемых ухом, ведёт к различию импульсов, которые поступают в центральную нервную систему от правого и левого уха.

Спичечный коробок

Не менее известен специалистам стереоэффект, разновидность звуковой иллюзии - "спичечный коробок". Чтобы достичь результата его возникновения, необходимо обязательно закрыть глаза.

Три ноты

Парадокс под названием "три ноты" исследовала также Диана Дойч (Diana Deutsch’s), в звуковой записи можно прослушать несколько сгруппированных нот, которые каждый из слушателей воспринимает по-разному.

Разница заключается в том, что одни их воспринимают, как понижающиеся тона, а другие - как повышающиеся. Известен этот феномен с древних времён, тогда его считали проделками дьявола.

Фантомные мелодии

Фантомными мелодиями называется звуковая иллюзия, которую можно создать при помощи некоторых мелодий, состоящих из быстрых проигрышей, и очень незначительно отличающихся друг от друга. При быстром проигрыше мелодий мозг способен "выделить" на скорости некоторые отдельные ноты и "скомпоновать" их в собственную мелодию.

При медленном проигрыше этой же композиции, подобная звуковая иллюзия не возникает, что объясняется возможностью сознания успеть воспринять все правильные части проигрышей.

Иллюстрацией к этому феномену может служить композиция Rustle of Spring, исполняемая быстро, в этом случае в сознании возникнет ложная мелодия, при медленном исполнении звуковая иллюзия исчезает.

Фантомные слова

Эта иллюзия была впервые продемонстрирована Дианой Дойча из Калифорнийского университета в Сан-Диего. Запись похожа на перекрывающиеся последовательности повторяющихся слов или фраз, расположенных в разных точках пространства.

Слушая их, вы начинаете различать определённые фразы. Хотя на самом деле никаких фраз нет. Ваш мозг составляет их сам, с целью придать значение бессмысленному шуму.

Как молоды мы были.

С возрастом люди теряют способность слышать высокие частоты. Этот звук могут услышать только те, кто ещё не отпраздновал собственное совершеннолетие (хотя и среди людей постарше есть исключения, но они достаточно редки) - его частота 18000 Гц (кстати, ваша собака совершенно точно услышит этот звук).

Некоторые подростки устанавливают этот звук в качестве звонка мобильного телефона, так только они сами (и, конечно, их сверстники) могут услышать звонок. В некоторых странах этот звук очень громко включают в тех местах, в которых нежелательно появление молодёжи.

Стоунхендж

Очень интересна история гигантских камней, находящихся в Стоунхендже (Англия), они имеют удивительную способность создавать звуковые иллюзии, которые не являются миражами акустического характера. Открытие и обоснование этого явления принадлежит американскому исследователю Стивену Уоллеру - учёному археоакустику, который проводил исследования по поводу акустики знаменитого архитектурного ансамбля, возведённого в Южной Англии более 5000 лет назад.

Если два музыканта будут играть на трубе, стоя в центре данного сооружения, то возникает удивительный звуковой эффект - в некоторых местах вокруг музыкантов звуки их игры не слышны, наблюдатели "слышат" тишину. Уоллер объясняет это тем, что звуковые волны отражаются от камней и поглощают друг друга, в результате чего вокруг музыкантов образуется "магический круг" полной тишины.

Люди, приглашённые исследователем для проведения эксперимента, с завязанными глазами становились в центре этого круга, и слушали игру двух трубачей. Попадая в "мёртвую" звуковую зону, они переставали слышать звуки, и потом рассказывали, что им мерещилось препятствие (в реальности оно отсутствовало) между ними и трубачами.

Звуковые иллюзии для психически больных людей

Совершенно другие истоки и объяснения имеют звуковые иллюзии для психически больных людей. Как правило, звуковые иллюзии принимают форму криков, голосов и брани, подозрительного (для больного) шёпота, выстрелов и целых канонад, пения, оркестровой музыки. Иногда больной в неясном постороннем шуме может "слышать" отдельные разговоры, в которых принимают участие различные люди, иногда он "узнаёт" эти голоса, иногда ему слышится речь чужих ему людей. Эти звуковые иллюзии "выдумывает" больное сознание, выдавая совершенно посторонние звуковые раздражители за отчётливую речь.

Как и в других случаях проявления иллюзий различного типа врачи стараются отделять звуковые иллюзии от слуховых галлюцинаций. В первом случае имеет место мнимое ошибочное восприятие больным посторонних шумов, а во втором - придуманные мерещащиеся звуки. И в одном, и в другом случае есть объединяющее явление - все "разговоры" носят, как правило, обвинительный и осуждающий больного человека характер.

Редко, возникает явление, при котором звуковые иллюзии успокаивают больного и уговаривают его успокоиться. Обычно звуковые иллюзии усиливаются в шумной окружающей обстановке, когда большое количество звуко и шумов провоцирует сознание больного человека "слышать" разговоры. В случаях неправильного восприятия звуков возникает эффект звуковой иллюзии.

Тесты

Самое интересное это то, что одни люди слышат на записи имя Лорел , а другие имя Янни .

Кроме этого, есть и те, кто сначала слышат одно имя, а спустя некоторое время - другое.

Эта иллюзия стала очень популярна и вызвала множество споров в Интернете . Одни люди просто не могут понять, как можно услышать что-то другое кроме Янни, другие же считают наоборот.


Вот эта запись:


В итоге журналисты одного популярного западного Интернет-издания выяснили, что весь фокус заключается в разных звуковых частотах . Слово "Янни" представляет высокие частоты, а "Лорел" – низкие.

Согласно специалистам, занимающимися нейронаукой в Университете Маастрихта, на разной аппаратуре слышатся разные частоты данного аудиофайла. Кроме этого, они отметили, что в восприятии звука очень большую роль играет строение уха , а также то, что сам человек ожидает услышать.

Стоит отметить, что специалисты Техасского университета в Остине считают, что ко всему вышесказанному нужно добавить тот факт, что на аудиозаписи есть шумы . Человеческий мозг дополняет места, где есть шум, определённой информацией, и у каждого человека эта информация разная.

По словам учёных, с возрастом человеческое ухо теряет свою чувствительность к высоким частотам. По этой причине имя "Лорел" слышат более взрослые люди, а вот дети и молодые люди слышат "Янни". При этом есть люди, способные одинаково воспринимать как низкие, так и высокие частоты . Такие люди сначала будут слышать одно имя, а потом другое.

Лучшие звуковые иллюзии

Ускоряющиеся барабаны

На этой аудиозаписи вы услышите барабаны, которые будто ускоряются, однако это не так. Если послушать запись внимательно, то можно это понять.


Виртуальная парикмахерская

Здесь вы сможете услышать, как работает стереоэффект. Для начала вооружитесь наушниками, а потом включите аудиозапись и закройте глаза. Вы находитесь в парикмахерской! Осторожно, острые ножницы возле ваших ушей.


Падающие колокола

В этой иллюзии у вас создастся впечатление, что колокола падают, и у них снижается высота тона. Однако если внимательно послушать, то можно услышать, что, на самом деле, тон увеличивается.


Скрытые ступеньки

Данная иллюзия была обнаружена Дианой Дойч, профессором психологии. Она доказывает, что наш мозг способен группировать вместе ноты, которые находятся рядом.

Здесь две мелодии – одна возрастает, а другая убывает, однако мозг по-разному воспринимает ноты. К примеру, одним ухом можно услышать беспорядочно первую ноту первой мелодии, затем вторую ноту второй мелодии.

Большинство людей группирует высокие и низкие ноты. Именно поэтому одним ухом мы слышим убывающую мелодию, а другим возрастающую.

Если вы правша, то, скорее всего правым ухом вы услышите возрастающий тон, а если вы левша, то наоборот.

Из всего хаотичного набора нот и тонов, наш мозг отбирает подходящую мелодию, воспринимающуюся нашим сознанием.


Интересный эффект

Для начала вам нужно знать, как правильно смотреть данное видео. А именно, вам стоит закрыть глаза, запустить видео и прослушать звуки.

После этого откройте глаза и снова запустите видео. Насколько увиденное совпадает с услышанным?


Тест на возраст

Здесь вы услышите несколько записей, однако все записи услышат не все. Определенные частоты могут слышать только те, кому меньше 20-ти лет. Дело в том, что с возрастом ухо теряет свою чувствительность. В некотором смысле можно сказать, что этим звуковым тестом вы проверяете свой возраст.

Зачастую все не так, как кажется… или ностальгия по статьям Криса Касперски.

Даже будучи самым трезвым и проницательным циником с невероятно высоким IQ, ты никогда не сможешь воспринимать реальность на 100% объективно. Хочешь знать, почему?

Что мы знаем об иллюзиях, кроме того, что они являются субъективными и вставляют чуть меньше, чем галлюцинации? Да практически ничего. А что мы будем считать иллюзией? Нечто, что не соответствует реальному положению вещей, частично или полностью.

И в этом разрезе почти все можно считать иллюзией, так как даже трехмерные объекты воспринимаются только со своего угла зрения, и то, что шар - это шар, а не плоский круг, мы домысливаем уже сами, исходя из опыта осязания и расположения теней.

Физиологическая подоплека

В одной из прошлых статей мы говорили о том, что наш мозг работает не на 100%, а где-то на 7-10%, чтобы не переистощаться. Иллюзии - это как раз адаптационная функция мозга, реализуемая через органы чувств, которые воспринимают не все подряд, а только то, что нужно для выживания. Причем «выживать» нам приходится во многих направлениях, о которых сейчас поговорим подробнее.

Зрительные иллюзии

Наши глаза подобно сканерам совершают считывающие движения и передают информацию в мозг. Мозг на основе этих данных строит целостную картинку, исходя из уже имеющегося опыта. Не всегда можно разглядеть все подробности видимого изображения, поэтому мозг сам дорисовывает недостающие детали, а иногда и вообще дополняет такими, которых нет в помине, но очень хочется увидеть.

Классический пример - «Дельфины или…», где взрослый человек увидит обнаженных людей, а маленький ребенок - дельфинчиков, ведь другого опыта у него нет, так что его мозг сведет изображение к знакомому образу. Зрительные иллюзии вызваны механизмами, которые отвечают за постоянство видимых форм и размеров. Существуют различные виды иллюзий:

  • физиологические - например, распространение возбуждения по сетчатке, которая отвечает за восприятие светлых предметов на темном фоне как более крупных, чем таких же черных на светлом фоне;
  • вертикальные линии кажутся длиннее, чем горизонтальные такой же длины;
  • иллюзия контраста (иллюзия Эббингауза), при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и как более мелкий - среди больших;
  • иллюзия Мюллера-Лайера, когда одинаковые по размеру фигуры воспринимаются как различные в зависимости от их завершения;
  • иллюзия Цельнера - хитрый вид штриховки, когда параллельные линии кажутся не параллельными;
  • автокинетическая иллюзия (см. рисунок) - наши любимые кружочки и полосочки, которые якобы вращаются, куда-то едут или вибрируют (если понаблюдать, то иллюзия чаще всего достигается за счет затемнения и высвечивания мелких частиц рисунка, причем «движение» происходит в затемненную сторону);
  • иллюзию движения неподвижных объектов, находящихся в разных точках пространства, используют при создании мультфильмов.

Почему так происходит?

Органы восприятия и мозг не могут одновременно принять, обработать и запомнить все признаки воспринимаемого объекта, поэтому довольствуются только самыми ключевыми, на основе которых строят целостную картину.

И она отличается от реальной именно разницей тех самых недовоспринятых деталей. Более того, в разных контекстах набор воспринятых сигналов может интерпретироваться также по-разному.

Слуховые иллюзии

Практически любой звук, поступающий извне и улавливаемый слуховыми рецепторами, мы стараемся соотнести с каким-либо источником, причем чаще всего используем для этого уже полученный ранее опыт. Более того, первичным в этом соотношении является предполагаемое расстояние, на котором находится источник. В итоге неконкретный шум часто воспринимается как разговор или музыка где-то вдали, а, наоборот, сильный шум на далеком расстоянии может казаться шорохом вблизи. Интересную слуховую иллюзию описывает давно гуляющий по Сети «баян» - рассказ ученого Вильяма Джемса о том, как он перепутал храп своей комнатной собачки с шагами на чердаке: близкий тихий звук воспринимается как отдаленный громкий, а ассоциации и опыт помогают дорисовать воображаемую картину.

И, наверное, наиболее известная и популярная с самого детства слуховая иллюзия - раковина возле уха: трансформированный звук окружающей среды (грохот машин, разговоры людей, порывы ветра) после обработки ракушкой звучат как шум морского прибоя.

Еще одна особенность наших ушей: мы легко можем различить, слева или справа, снизу или сверху поступает звук, но испытываем большие трудности в локализации, если он прозвучит спереди или сзади. Почему так происходит, догадаться нетрудно.

Эту ошибку восприятия исправил Хьюго Зукарелли - создатель холофонической звуковой технологии (goo.gl/iuzQL). Ты пропустил многое, если до сих пор не слышал такие записи (обычно они слушаются в хороших наушниках и с закрытыми глазами). Звук поступает таким образом, что ты чувствуешь его передвижение в разных направлениях: у тебя над головой шелестит газета, парикмахер чикает ножницами, вокруг головы летает тарахтящий коробок со спичками…

Когнитивные (психологические) иллюзии

Этот вид иллюзий строится на шаблонах и ошибках мышления, которые часто случаются при участии эффекта заражения (мы о нем когда-то говорили), а иногда играют адаптивную функцию - человеку не приходится долго думать, взвешивать и принимать решения, все происходит быстро и на автомате: глюкануло, и готово. А порой срабатывает аналогия - если конкретное поведение было эффективным при одних условиях, то жертва иллюзий считает, что оно будет таким же и при других. И, кажется, никто из нас от этого не застрахован. Итак, какими бывают когнитивные иллюзии?

Поведенческие

  • Эффект повального увлечения - стадный эффект, о нем ты уже знаешь.
  • Систематическая ошибка подтверждения - все факты интерпретируются так, чтобы подтвердить имеющееся ранее мнение («все мужики - козлы!», при этом внимание обращается именно на такой тип мужчин).
  • Эффект вклада - человек хочет продать что-то дороже, чем сам готов заплатить за такой же товар.
  • Переоценка воздействия – «Ой, я точно не переживу этот экзамен!».

Принцип «У страха глаза велики»: пугает не сам экзамен, а неизвестность, которая ждет впереди - даже если бы ты заранее знал, что экзамен закончится провалом, уровень страха был бы в разы ниже. Поэтому психологи рекомендуют перед каким-нибудь «неизвестно страшным» событием наперед проиграть все возможные варианты (кстати, этим способом не гнушались великие полководцы).

  • Эффект знакомства - человек выражает необоснованную благосклонность к другому только потому, что он с ним знаком. Кто бы мог подумать, что это иллюзия? 🙂
  • Отвращение к потере - чтобы сильно не загружать тебя научными терминами, приведем народную мудрость: «Что имеем – не храним, потерявши - плачем».
  • Эффект сопротивления – «назло кондуктору куплю билет и пойду пешком».

Основанные на вере и вероятностях

  • Хоторнский эффект - другими словами, при наблюдении со стороны начальника эффективность работы почему-то возрастает.
  • Иллюзия корреляции - призрачная связь между определенными действиями и результатами.

На этой иллюзии основаны почти все народные приметы: черная кошка перешла дорогу – к несчастью, надо плюнуть три раза через левое плечо; идешь на экзамен – положи 5 копеек под пятку. Будь уверен, если проигнорируешь напутствие приметы, самолет на голову не упадет, но в яму провалишься или подвернешь ногу точно (см. «Систематическая ошибка подтверждения»). Это как раз тот случай, когда незнание закона освобождает от ответственности, потому что на незнающих примету (или не верящих в нее) - не действует, проверено.

Иллюзии памяти

  • Криптомнезия - вид ложных воспоминаний, когда не отличают чужого, прочитанного или слышанного в воспоминаниях от своих собственных данных.
  • Ретроспективное искажение - при воспоминаниях о прошлых событиях тебе может казаться, что ты их предвидел.

Временные

  • «Длительность минуты зависит от того, по какую сторону двери туалета вы находитесь»: хорошо проведенное время пролетает быстро и незаметно, но такой же отрезок времени, проведенный в мучениях или ожидании, кажется намного длиннее. Допустим, приятное времяпрепровождение с девушкой пролетает очень быстро, а ожидание перед объявлением результата экзамена или собеседования длится чуть ли не вечность. Объясняется тем, что когда ты занят, внимание сосредоточено на действии и мыслях, а не на ожидании и напряжении, которые растягивают ощущение времени.
  • Часто бывает, что заснув на 5-10 минут, после пробуждения кажется, будто проспал несколько часов. Психосоматические «фокусы»

Плацебо и ноцебо

Плацебо - фокус нашего восприятия, когда ты ешь кусок мела в виде таблетки, думая, что это супермощное лекарство, и выздо равливаешь на самом деле. Эксперименты ученых подтверждают высокую действенность этого эффекта. И поверь, бабкицелительницы очень успешно использовали это «открытие» еще до того, как его признали официальным.

Ноцебо - наоборот, когда увидев нарисованный на двери крест или иголку с черной ниткой, ты сам себя можешь довести до тяжелого состояния, вообразив, что на тебя навели порчу. Наше подсознание запоминает ощущения и связывает их с определением. Допустим, симптомы - головокружение, тяжесть в животе, реакция регургитации, значит как следствие выводится определение - отравление. Так же и от обратного: если внушить человеку, что он отравлен - он выдаст все эти симптомы. В психиатрической практике широко известен случай, когда здоровая женщина умерла от воображаемого СПИДа, начитавшись соответствующей литературы.

Зацепившись за один незначительный симптом, благодаря своей высокой мнительности она спровоцировала внутрипсихически и все остальные, перестала выходить на улицу, вести активный образ жизни, что привело к ухудшению здоровья, а дальше – по нарастающей. На таком же механизме внушения строятся анальгезия (подавление боли с сохранением ощущений в теле) и анестезия (максимальное снижение чувствительности тела).

Психогенная пурпура

Ее еще называют синдромом Мюнхгаузена. Кто бы мог подумать: чтобы обратить на себя внимание врача, невротик-истеричка режет себя, щипает до посинения, пьет лекарства, вызывающие симптомы, похожие на серьезную болезнь. Конечно, в сообразительности им не откажешь - нужно хорошо изучить литературу, выучить симптомы, найти лекарства или вещества, вызывающие такие же реакции, придумать, как сымитировать настоящую болезнь.

А бедные врачи голову ломают - почему лечение не дает никаких результатов… Опытный врач, знающий о воспалении хитрости, идет на такую уловку: «Хм, я бы диагностировал у вас волчанку, если бы не отсутствие одного симптома, который не описан в справочниках, но встречается на практике». Дальше он называет какой-нибудь симптом, абсолютно от балды, и потом ждет и наблюдает, как больной пытается дополнить «недостающий» признак болезни. После чего ему окончательно ставится диагноз «психогенная пурпура», и оформляется перевод в психиатрическое отделение.

Религиозные стигматы

Особо продвинутые имитаторы не просто режут себя, а силой мысли и веры вызывают кровоточащие раны. Этот феномен встречается реже, чем пурпура, но он достоин удивления, ведь иногда появляются не только раны, но и капли крови из неповрежденной кожи. Здесь решает не хитрость, а глубокая, фанатичная вера и чувствительность, причем психологическая. Говорят, Гоголь мог прочитать, как избивали человека, и настолько проникнуться его ощущениями, что через полчаса у него появлялись синяки и кровоподтеки, а один раз даже отказали почки.

Фантомная боль

Первое время после потери конечности люди часто чувствуют покалывание или боль на ее месте, причем ощущения могут появляться даже через 5-7 лет после ампутации и носить очень сильный характер. Физиологи считают, что боль обусловлена центрами мозга, отвечающими за схему тела; психологи списывают все на телесную память; а эзотерики утверждают, что энергетическое эфирное тело существует еще какое-то время после потери физического, выдавая подобные ощущения. Одно можно сказать точно: окончательно механизмы фантомной боли пока не изучены.

Вариации на тему чувствительности

Наверное, ты слышал о пороге чувствительности, от силы которого зависит то, насколько чутко человек воспринимает улавливаемые органами чувств сигналы, поступающие извне. Этот порог есть у всех, но существуют «перегибы» как в одну, так и в другую сторону.

Гиперестезия – повышенная восприимчивость к раздражениям извне, когда незначительный звук может восприниматься болезненно оглушительным, а тусклый свет – ослепительно ярким. Ситуативно тебе знакомо это ощущение, когда в темноте резко включается дисплей ноутбука или экран мобильного. То же самое чувствует гиперестетик, только всегда. Гипостезия – чрезмерно низкая чувствительность к раздражениям, в том числе и болевым. В этом случае человек почти не реагирует, к примеру, на ползающую по лицу муху.

Стокгольмский синдром

Существует ряд случаев, когда жертва и злодей начинают испытывать друг к другу симпатию, причем у жертвы это списывается на защитную реакцию при сильном травматическом стрессе. Впрочем, другие исследователи выдвинули гипотезу, что пленный надеется на милость со стороны агрессора и для этого показывает свою симпатию ему. Вторая гипотеза - чушь, так как фальшивая «влюбленность» при таких обстоятельствах почувствуется и осознается довольно быстро. Что касается защитной реакции - да, что-то в этом есть, по схожему принципу часто формируется личность мазохиста в садо-мазо парах: чтобы избежать страданий, действия агрессора сексуализируются (погугли информацию про защитный механизм психики - инстинктуализация или сексуализация) и тем самым приобретают приятную подоплеку.

Внушение. Эксперименты Подъяпольского

Петр Павлович Подъяпольский - первый гипнотерапевт на территории бывшего СССР, который еще во времена первой мировой войны оперировал солдат, анестезировав их «дозой» внушения, причем операции были достаточно сложными: удаление пули из пяточной кости, иссечение венозных узлов ног, резекция носовой перегородки. Кроме того, он проводил эксперименты, которые можно озаглавить как «На что способно внушение?».

Один из шокирующих опытов - внушение ожогов: после воздействия словом у подопытных появлялись волдыри, свойственные ожогам второй степени. Объяснить это можно тем, что каждый участок тела, каждый орган через спинной мозг и подкорку связан нервами с корой головного мозга, которая хранит память о реакциях организма на что-либо (например, ожог), а при внушении и прикосновении предметом, даже необязательно горячим, выдает такую же реакцию.

Эта гипотеза подтверждается еще и тем, что не получилось вызвать ожог у людей, которые никогда его не переживали и не знают, как он ощущается. Так же, как невозможно передать вкус лимона, если ты никогда его не пробовал.

Заканчиваем галлюцинировать

Иллюзии нельзя назвать однозначно хорошим или однозначно плохим явлением - впрочем, как и все в этом призрачном мире. Но если знать их особенности, то иллюзии можно использовать в своих целях (или просто не пасть жертвой очередного глюка).

  • как ты уже успел понять, иллюзии часто возникают там, где недостаточно знаний или осознания происходящего. Соответственно, чем больше будешь знать и чем лучше осознавать свои стереотипные реакции восприятия, тем меньше шансов, что какая-нибудь иллюзия застигнет тебя врасплох;
  • однако, зная, чем вызываются иллюзии, ты можешь спокойно воспользоваться этим при достижении своих целей (о, коварный манипулятор!): да-да, вертикальные полосы в одежде действительно визуально сделают тебя стройнее и выше, а какая-нибудь «тяжелая» по тембру музыка как рукой снимет излишнюю жизнерадостность твоего оппонента (впрочем, возможно и твою тоже);
  • если глубже изучить иллюзии какого-нибудь конкретного человека, можно логически вычислить особенности его психики, характера, установок, «карты мира» и тому подобное.

Ну и самое главное: помни, что ты должен управлять иллюзиями, а не они тобой:).

Синестезия, или как увидеть оранжево-треугольную музыку

Синестезия - это производная картины восприятия, комбинация разных органов чувств: зрение (фотизмы), слух (фонизмы), пространство, фигуры, тактильные, вкусовые, температурные ощущения. Если ты смотришь на картину и слышишь пение лесных птиц - это синестезия, если ты слушаешь музыку и непроизвольно представляешь накрывающие тебя фиолетовые волны или падающую сверху синюю звездную пыль - это тоже синестезия.

Соленый привкус во рту от шума прибоя или цифра 5, видимая всегда в определенном цвете, - это тоже она.
Вообще говоря, «мурашки по коже» от увиденного, услышанного или прочитанного тоже можно отнести к ней же.

Правда, здесь речь идет скорее о психологической синестезии, которую можно назвать воображением или образным мышлением (иногда - это нервная иррадиация), но есть и физиологическая - когда залипания между продуктами разных органов чувств возникают очень четко, почти всегда и при этом не контролируются, что очень напрягает обладателей такого «чувственного» таланта.

Анатомы объясняют это физиологическими соединениями (мостами) между зрительными и слуховыми нервами.
Многие творцы художественных ценностей выражали и выражают синестетические комбинации в своих работах. Наиболее яркие примеры: Василий Кандинский, картины которого вызывают ощущение тембра; Александр Скрябин, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Клод Дебюсси, чья музыка вызывает цветовые ассоциации и ощущение размера, для них даже ввели специальный термин – «цветной слух». Если тебя заинтересовала эта тема, полистай книжку «Психология музыки и музыкальных способностей». Современники тоже не спят: светомузыка и аудионаркотики намного сильнее вызывают соощущение чувств, чем перечисленные выше способы.
Не говоря уже об ЛСД, мескалине и великом и ужасном Aphex Twin’е…

На самом деле, в легкой своей вариации синестезия буквально пронизывает метафорами нашу жизнь: тоска зеленая, леденящий душу взгляд, теплая встреча, кричащая внешность, сладкий сон, тяжело на душе, малиновый звон… В немецком языке даже существует слово «Klangfarbe», которое в переводе на русский означает «цвет звука».

Тест Люшера

На досуге попробуй пройти цветовой тест Люшера (lushertest.ru), в большинстве случаев он достаточно точно «угадывает» твое текущее состояние и эмоциональный фон, исходя из того, какие цвета тебе наиболее симпатичны в данный момент. Значит, все-таки взаимосвязь между цветом и эмоциями существует. Например, мало у кого черный цвет ассоциируется с легкомысленностью и беззаботностью, а оранжевый - с трауром или тяжестью.

Фрейд об иллюзиях

«Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие. За это мы должны без сетований принимать, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги».

Возникновение вербальных иллюзий (от лат. verbalis - устный, словесный) основано на реально происходящих вокруг человека разговорах, звучании речи, а действующие на больного человека звуковые раздражители воспринимаются им совершенно в другом виде, как правило, в угрожающих тонах.

Другими словами, иллюзии слухового характера, которые содержат отдельные слова, сказанные нечаянно кем-то, находящимся рядом с больным человеком, или произнесённые фразы, называются вербальными.

Явление ярких, навязчивых, постоянно возникающих вербальных иллюзий психиатры обозначают "иллюзорным галлюцинозом". Их появление возможно на фоне болезненного, изменённого аффективного состояния, при возникновении тревоги или страха, и достаточно часто они сопровождаются бредовым истолкованием содержания.

В связи с тем, что эти явления основаны на страхе и аффекте, то смысл услышанного разговора больным человеком, как правило, воспринимается, как угроза, обвинение, ругань, направленные исключительно на него.

Например, слуховые иллюзии свойственны больным, страдающим бредом преследования или мании ревности. Больной с хроническим алкоголизмом, может подслушать разговор жены с посторонними лицами, и внутренне боясь подтверждения наказания или измены, "слышит" именно это в беседе.

Слуховые (вербальные) иллюзии могут возникнуть не только при звуках речи, но и в форме неречевых обманов, таких, как шипение, шумов (кранов, например), отдельных звуков (выстрелов, шумов прибоя). Если человек слышит один голос, то речь идёт о моновокальных слуховых иллюзиях, если два голоса - о диалоге, три и больше - говорят о поливокальных иллюзиях.

Истоки механизма иллюзий, в том числе, и вербальных (как и галлюцинаций), до сегодняшнего времени до конца не изучены, поэтому причины, вызывающие эти явления, проявляющиеся при иллюзиях, то есть, нарушения активного, но очень избирательного характера восприятия человеком тех или иных звуков, пока ещё недостаточно ясны.

Чтобы воспринимать дефект (при негативной симптоматике), необходимо осознавать, что восприятие для человека представляет собой первичный источник информации (для всей его психической деятельности), и при малейшем нарушении, сигнал восприятия искажается.

Восприятия в положительной симптоматике являются иллюзией (в данном случае, вербальным явлением) - неверной оценкой поступившего от органа слуха сигнала-информации, и галлюцинацией - нарушением восприятия. При этом в органах слуха (анализаторах) трактовка ложного (мнимого) восприятия несуществующего, непонятного (неуслышанного) органами слуха информационного сообщения считается состоявшимся реальным событием.

В начальной стадии восприятия человеком любого явления лежит ощущение, во время чего происходит выявление отдельных качеств, свойств предмета, образов или явлений. Ощущение обладает силой, качеством, определённым местом и чувственной окраской.

Совокупность нескольких видов ощущений составляет восприятие чего-либо. В результате этого в головном мозге возникает ассоциативный ряд представлений, которые запечатлеваются в памяти, и могут быть в любую минуту восстановлены в сознании.

Представления возникают сами по себе без наличия раздражителя, а восприятие является процессом отражения образов или явлений реальности при воздействии их на рецепторы чувств. Правильность или ошибочность процесса восприятия находится в прямой зависимости от состояния физических функций (сознания, слуха, внимания, возможности анализа и пр.).

Нарушения восприятия, возникновение вербальных иллюзий специалисты классифицируют согласно органу чувств, к которому относится данная конкретная искажённая информация - в данном случае, как слуховые галлюцинации (существуют зрительные галлюцинации, тактильные галлюцинации или сенестопатии и пр.).

Часть здоровых людей, испытывающих такие явления как вербальные иллюзии, подвержены так называемой установке, другими словами, у них искажение восприятия возникает под влиянием предшествующих непосредственно перед моментом возникновения иллюзии, восприятий. Этим явлением у здоровых людей занимался психолог Д. Н. Узнадзе, создавший по этому вопросу собственную школу.

Поддерживал такую же точку зрения и известный канадский нейрохирург В. Пенфилд, вызывавший зрительные и слуховые галлюцинации и иллюзии во время операций, связанных с эпилепсиями, при помощи электрической стимуляции участков затылочной и височной долей коры головного мозга.

Врачи и психологи считают, что проявления вербальных иллюзий являются процессом существенно более сложным, чем аффективные (психические) иллюзии зрительного характера. Это обусловлено тем, что этот процесс заключается в том, что больному в шуме звуков и голосов, в посторонней нейтральной речи слышатся слова или целые фразы, направленные на него, то есть имеющие к нему прямое отношение. И, самое главное, они, как правило, совпадают по сюжету происходящего или по своему содержанию с аффективными и бредовыми муками и переживаниями больного.

Во всех этих случаях человек уверен, что "слышит" то, чего в реальности не было сказано. Эта его трактовка и есть вербальная иллюзия, которая напрямую связана с тем, что отдельные звуки, являющиеся слуховыми раздражителями, "конструируются" его сознанием в осмысленные слова, иногда в целую речь, что создаёт для человека целостный (ошибочно распознанный) слуховой образ, при этом, его содержание полностью зависит от конкретного состояния человека в эту минуту. Специалисты психиатры принимают за аксиому, что вербальные иллюзии, как правило, становятся основой для формирования настроенности больного бредового характера.

В одних случаях вербальных явлений это могут быть оклики, различимые в реально существующем шуме и звуке голосов (необходимо их отличать от окликов галлюцинаторного характера), а в других, они представляют собой непосредственно вербальные иллюзии, которые часто очень тяжело отличить от так называемых иллюзий бреда больного человека.

Дифференцировать в данных случаях три принципиально различные явления очень сложно. К этим явлениям врачи относят:

Бредовую или сверхценную (ошибочная трактовка больного) интерпретацию реально услышанных в скоплении людей слов, обрывков фраз и полных предложений, и неправильно отнесённых их больным человеком на свой счёт;

Иллюзорную переработку (трактовку) действительно реально услышанных слов, звуков с восприятием их больным в виде других слов и фраз, соответствующих его конкретному настроению в данный отрезок времени;

Вербальную галлюцинацию (не иллюзию), вследствие возникающих в шуме толпы звуков, (истинную, реальную или функциональную).

Переживания подобного типа (иллюзии) могут возникать не только вербального характера, но и в виде зрительных, вкусовых, обонятельных отклонений. Иногда роль аффекта (психогенного состояния), вызывающего вербальные иллюзии, играет концепция бреда, приводящая к аффектации. После чего опосредованно, через неё она ведёт к вербальным иллюзиям, возникающим, теперь уже, на основе бреда.

С наступлением темноты (вечера, ночи) интенсивность иллюзий различного характера возрастает, при этом вербальные иллюзии могут сохраняться и днём (практически всегда). Некоторые фазы психотических состояний характерны тем, что больные самостоятельно чётко определяют своё положение - с закрытыми глазами они ощущают явления зрительных обманов, а с открытыми глазами "слышат" разговоры и голоса людей за окном, ведущих переговоры, направленные на предстоящую расправу над ними.

При этом врачи точно различают вербальные иллюзии и бредовые идеи отношений. При явлении бреда больной действительно слышит речь окружающих людей правильно, однако при этом совершенно убеждён, что в ней содержатся угрозы и намёки, направленные в его адрес.

Вербальные иллюзии могут возникнуть и у здоровых людей, под влиянием возбуждённого настроения, невнимания, и при определённых условиях (доносящаяся издалека неясная музыка, шум дождя и пр.). Однако отличие подобных явлений у здорового человека от больного состоит в том, что у них не нарушен момент правильного опознавания звуковых раздражителей, потому что здоровый человек имеет достаточно возможностей для проверки правильности ощущения (слуховой иллюзии) и уточнения первого ошибочного впечатления.

Интересный пример подобного явления приведён американским учёным Вильямом Джемсом в его книге "Психиатрия": "Однажды, поздно ночью я сидел и читал; вдруг из верхней части дома раздался страшный шум, прекратился и затем, через минуту, слова возобновился, Я вышел в зал, чтобы прислушаться к шуму, но он там не повторился. Как только я успел вернуться и себе в комнату и сесть за книгу, снова поднялся тревожный, сильный шум, точно перед началом бури. Он доносился отовсюду. Крайне встревоженный, я снова вышел в зал, и снова шум прекратился. Вернувшись во второй раз к себе в комнату, я вдруг открыл, что шум производила своим храпом маленькая собачка, спавшая полу. При этом любопытно то, что, раз обнаружив истинную причину шума, я уже не мог, несмотря на все усилия, возобновить прежнюю иллюзию".

То есть, своим наблюдением он подтвердил, что если сознание здорового человека почему-либо приняло за реальность, что источник звука расположен вдалеке, то он кажется значительно громче, но при установлении настоящего источника, иллюзия уходит.

Она шутит только отчасти. Микинс практически ничего не слышит, и, чтобы разобрать разговоры, которые ведутся вокруг нее, ей нужно приложить очень много усилий. Тема её выступления - слух и странные шутки, которые могут сыграть с нами наши уши.

Чтобы проиллюстрировать свою тему, она воспроизвела несколько слуховых иллюзий, и это были самые странные звуки, которые я когда-либо слышал. Меня поразило, как легко эти жуткие футуристические звуки разделили мнение аудитории. Так же, как известная фотография #TheDress заставила весь мир спорить о цвете изображенного на ней платья, эти аудиозаписи бросили вызов нашим предположениям о том, как каждый из нас воспринимает мир.

Нам часто говорят, что видеть не значит верить, но я никогда не понимал, насколько хрупким и обманчивым может быть наш слух. Как только я вышел из подвала паба и оказался в давке и суматохе вокзала Кингс-Кросс, я задался вопросом, сколько из того, что я слышу, создано моим мозгом. Мое восприятие звуков никогда не будет прежним.

Желая узнать больше, две недели спустя я встретился с Микинс в ее лаборатории в Лондонском университетском колледже, и она немного больше рассказала о своей карьере.

Несмотря на поддержку со стороны преподавателей, сначала она отказывалась изучать нейробиологию слуха. Однако в итоге одному сотруднику колледжа удалось убедить её, объяснив, почему это может стать для неё весьма плодотворной работой. «Он польстил мне, сказав, что я могла бы открыть что-то новое о том, как слышат люди, - говорит она. - И я подумала: да, я могу».

Сегодня её исследования в основном заключаются в понимании, как мы ведём себя при высоком уровне шума, - например, во время оживленной вечеринки. Оказывается, что, даже когда мы поглощены беседой, наш мозг одновременно контролирует фон разговора, чтобы в определенные моменты делать нашу речь тише. Сейчас она проводит сцинтиграфию головного мозга, чтобы выяснить, каким образом осуществляется эта дополнительная работа, не делая нашу речь запутанной и косноязычной.

В конце беседы Софи рассказала о слуховых иллюзиях. «Люди действительно не знают, что звук, который я слышу, может не совпадать со звуком, который слышат другие», - говорит она.

Первый пример Микинс, который она приводила во время своего выступления, - «Парадокс тритона» - может показаться обманчиво простым, но он превосходно демонстрирует этот принцип. Ниже вы можете прослушать его.

Парадокс тритона

Вы можете услышать четыре пары нот. Вторая нота в каждой паре выше или ниже? Включив эту запись в темном подвале лондонского паба, Микинс попросила, чтобы мы поднимали руки, если слышим повышение или понижение нот. Аудитория разделилась - 50:50. В частности, музыканты настаивали на том, что они знали, куда идет звук.

И так же, как разное восприятие цвета платья, это вводило в замешательство, особенно когда я понимал, что стоявший рядом человек слышал не то же самое. «Это потому вызывает беспокойство, что мы хотим чувствовать, что мы все одинаково воспринимаем мир», - говорит Микинс.

На самом деле никакого правильного ответа нет. Каждая нота представляет собой совокупность различных сгенерированных компьютером тонов, разделенных октавой. Таким образом, невозможно сказать, находится ли следующий тон выше или ниже по звукоряду.

Как ни странно, согласно исследованию Дианы Дойч из Калифорнийского университета Сан-Диего, наш ответ, вероятно, зависит от нашего акцента или языка: например, калифорнийцы, как правило, приходят к выводам, совершенно противоположным выводам людей из Англии. По этой причине она считает, что манера речи, заложенная в детстве, может так или иначе формировать способ, которым наш мозг сопоставляет музыкальные ноты. (По этому принципу Дойч обнаружила и то, что повторяющиеся слова могут звучать как пение, возможно напоминая древнюю связь между музыкой и языком.)

Такие же машинно-генерируемые, неоднозначные тона помогают создать следующий оглушительный звук:

Иллюзия повышения звука

Что вы слышите? Многие люди слышат постоянно повышающийся звук. Фактически это цикл - новое повышение тона начинается, когда заканчивается предыдущее.

Это создает звуковой и визуальный эквивалент вечного движения. Кристофер Нолан использовал этот же трюк в «Тёмном рыцаре», создавая ощущение постоянного ускорения оборотов двигателя Бэтпода. И, как замечает Микинс, с помощью этой уловки с использованием звукового ряда была создана головокружительная «бесконечная лестница» в видеоигре «Марио 64»:

Во время нашего разговора Микинс показала мне сайт Дианы Дойч , который является кладезью других галлюциногенных звуков. Рассмотрим, например, этот:

Иллюзия призрачного слова

Что вы слышали? Мне кажется очевидным, что женский голос бесконечно повторяет фразу: «No way». Но другие слушатели расходятся во мнениях, утверждая, что слышат одно из этих слов: window, welcome, love me, run away, no brain, rainbow, raincoat, bueno, nombre, when oh when, mango, windowpane, Broadway, Reno, melting, Rogaine.

Это иллюстрирует то, как наши ожидания формируют наше восприятие, говорит Дойч. Мы ожидаем услышать слова, и наш мозг превращает нечеткие данные во что-то более определенное. Сила ожидания также может лежать в основе тех неловких ситуаций, когда вы неправильно расслышали нечетко произнесенную фразу.

Аналогичным образом рассмотрим этот спорный звук:

Шкала иллюзии

Дойч обнаружила, что правши обычно слышат высокие тона правым ухом, а левши - левым или двумя ушами одновременно. Это яркий пример того, как небольшие индивидуальные различия в структуре мозга могут радикально изменить наше восприятие. Но мы совершенно забываем, что наши ощущения сильно отличаются от ощущений человека рядом с нами.

Способность мозга формировать и совершенствовать наши чувства обычно помогает нам ориентироваться в мире, поэтому, например, мы можем услышать крик «стоп» через шум потока едущих машин. Микинс сравнивает этот слуховой беспорядок с тарелкой спагетти, в которой, так или иначе, мозг может распутать каждую «нить» звука.

«Вы каждый день становитесь своего рода детективом, идущим по следу звуков, потому что получаете множество неоднозначной информации и расшифровываете её, делая это настолько хорошо, что даже не замечаете этого», - говорит она.

«Это исследование заставило меня испытать огромное чувство уважения к своим ушам, потому что все достигающие их звуки мой мозг удивительным образом превращает во что-то имеющее смысл», - добавляет Микинс. Иллюзии, думает она, могут заставить всех нас немного больше ценить это чудо: «Только услышав эти странные звуки, вы внезапно понимаете, что делаете что-то действительно сложное».