Подведены первые предварительные итоги ЕГЭ 2017 по обществознанию. Мы, по традиции, предлагаем Вам ознакомиться с заданиями, которые пришлось решать выпускникам этого года, особенно в письменной части 2.
И, хотя полные итоги этого сезона сдачи ЕГЭ еще не подведены, мы спешим ознакомить грядущее поколение выпускников, которые будут сдавать ЕГЭ 2018 по обществознанию, с встретившимися на ЕГЭ заданиями.
Так, устами главы ведомства Кравцова озвучено, что в прошлом году это было 17,5% выпускников, в этом — 13,8%. Все равно, очень много, в среднем каждый шестой из сдающих получает эту «двойку» и лишается шанса поступить в свой ВУЗ.
При этом, стоить отметить, что часть выпускников еще питало надежды повысить свой балл на результат экзамена.
Теперь предлагаю посмотреть на работу выпускника Дальневосточного федерального округа и задания, встретившиеся в этой работе. Напомним, что мы не можем показать задания части 1, на выполнение которых апелляция невозможна. Структура заданий соответствует
Теперь сами бланки ответов выпускника.
И разбалловка за выполненные задания. Следует отметить высокий процент выполнения и огромные потери по Общий балл — 63, что примерно соответствует среднему по стране в этом году, но, при борьбе за места на бюджете престижных ВУЗов, может оказаться не состоятельным.
По заданию 21 к тексту, выписано все очень грамотно, в соответствие с теорией. Опасаться перепроверки не следует.
По заданию 22 сняли за первое положение. Естественно, экономическая ответственность это не «… несоблюдение предпринимательской этики…». Логика нарушена, любая ответственность это меры за неисполнение обязательств (обязанностей).
…установленные актами законодательства правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом предпринимательской деятельности предписаний, предусмотренных актами законодательства в сфере экономических отношений.
По заданию 23. Не очень корректно выписаны примеры в первом и втором положениях.
Трудно сказать точно без текста, верно ли выписаны сами источники экономического роста, к сожалению.
Если они выписаны верно, тогда примеры приведены КОРРЕКТНО (!). Мне кажется, что 0 здесь могли выставить только в том случае, если именно сами формулировки из текста были не верны. В любом случае, на это стоит обратить внимание членов комиссии при апелляции!
По заданию 23 МОЖНО оспаривать баллы, хотя бы просить пересмотреть и разобраться в этом задании! Примеры корректны!
По 24 заданию. Выпускник верно выписывает способы регулирования экономической политики, но в примерах совсем нет конкретики, что явно требовалось в условиях задания. Выпускник просто объясняет, что имеется ввиду, и на это обязательно Вам укажут.
К примеру, требовалось написать, что 1) Антимонопольная политика. Например, в РФ структурой ФАС был наложен штраф на корпорацию Google , за злоупотребление своим положением на рынке.
Видите ли, это задание ВЫСОКОГО уровня сложности, И ТРЕБУЕТ ГЛУБОКИХ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ. В ОТВЕТЕ ОН НЕ ПОКАЗАН.
Стоит обратить внимание членов комиссии при апелляции, что суть в объяснении передана верно,
НО, БЕЗ ОСОБЕННЫХ ШАНСОВ НА УСПЕХ, к сожалению…
По заданию 25 Вы просто попали под критерий проверки, по которому не верное ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ проверять выполнение задания дальше.
И действительно, определение не верно, ибо «способ управления кем-либо, чем-либо…» звучит крайне несерьезно… Репетитор должен был объяснять, что такая размытость в определении НЕВОЗМОЖНА!
Вот, к примеру, определение с моего сайта
А вот классическое определение Макса Вебера:
Власть – это любая возможность, на чем бы она не основывалась, реализовывать собственную волю в данном социальном отношении даже вопреки противодействию.
Нет смысла апеллировать, проверено верно.
По заданию 26 у меня возникли большие вопросы.
ТК РФ, Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:
1) ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;
(пп. «б» в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Считаю, что выпускник все ВЕРНО пояснил и привел примеры! Должно стоять максимальных 3 балла!
1 и 3 объяснение абсолютно попали в Закон, а во втором ликвидация организации заменена словом банкротство, объясняется что фирма закрывается..
Статья 3. Признаки банкротства юридического лица
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ)
НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ОНО ДОЛЖНО УВОЛЬНЯТЬ СОТРУДНИКОВ, но логически это верно.
27 задание. ТОЖЕ АБСОЛЮТНО НЕПОНЯТНО, ПОЧЕМУ ОТНЯЛИ БАЛЛ.
Если верно употреблено понятие (из формулировки задания я это понять не могу, к сожалению), то 2-3 критерии прогресса для современного общества (так называемых гуманитарных), употреблены ВЕРНО!
Формулировка «уровень удовлетворенности» очень размыта, зачтена не будет!
Проблема некая в том, что понятие КРИТЕРИИ прогресса очень расплывчаты, некоторые исследователи и вовсе считают, что их НЕТ (Коротаев А. В. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции. М: Восточная литература РАН, 2003. - с.7.)
Из последних сведений и исследований:
Индекс социального прогресса (The Social Progress Index) - это комбинированный показатель международного исследовательского проекта The Social Progress Imperative, который измеряет достижения стран мира с точки зрения общественного благополучия и социального прогресса. Разработан в 2013 году под руководством Майкла Портера (Michael E. Porter), председателя The Social Progress Imperative, профессора Гарвардского университета, специалиста в области стратегического управления и международной конкурентоспособности. В редакционный совет издания Индекса входят представители ряда ведущих университетов и исследовательских центров, включая Гарвардскую школу бизнеса и Массачусетский технологический институт.
Индекс охватывает страны, для которых имеются достоверные показатели, и базируется на комбинации данных из опросов общественного мнения (12%), оценок экспертов в области развития (25%) и статистической информации международных организаций (61%).
При определении успехов той или иной страны в области социального прогресса учитываются свыше 50 показателей, объединённых в три основные группы:
Основные потребности человека - питание, доступ к основной медицинской помощи, обеспечение жильём, доступ к воде, электричеству и санитарным услугам, уровень личной безопасности. В общем это попадает под написанное «удовлетворенность жизнью» (!)
Основы благополучия человека - доступ к базовым знаниям и уровень грамотности населения, доступ к информации и средствам коммуникации, уровень здравоохранения, экологическая устойчивость.
Возможности развития человека - уровень личных и гражданских свобод, обеспечение прав и возможностей человека принимать решения и реализовывать свой потенциал.
Даже если эксперты посчитали, что уровень здравоохранения и смертности один вытекает из другого, нужно обращать внимание, что это статистически РАЗНЫЕ показатели, уровень развития здравоохранения, к примеру, измеряется ООН по количеству врачей на 1000 человек населения!
НУЖНО АПЕЛЛИРОВАТЬ, ТРЕБОВАТЬ 1 балл!
По заданию 28, уверен, есть попадание в два «обязательных» пункта – 2, 3. Логично, что должны были последовать в пункте 4 и примеры позитивного девиантного поведения, но, в любом случае, минимум на 2 балла здесь есть.
КРИТЕРИИ ВЫПОЛНЕНЫ, ОШИБОК НЕТ, МИНИМУМ 1 БАЛЛ НУЖНО ОСПАРИВАТЬ!
Зачли пример из Индии, хотя и он не очень полно раскрыт!
Итак, подведем небольшой итог!
За задания 23 вполне можно просить пересмотр баллов, без текста точнее не скажу!
ЗА ЗАДАНИЕ 26, 27 и 28 можно получить по 1 баллу при пересмотре.
По эссе 29 могут поставить 0 и отнять 2 балла.
Что получилось в итоге? Как и подавляющее большинство апелляций, обращение в конфликтную комиссию закончилось ничем, результат был оставлен. Вот небольшой рассказ о самой процедуре:
Евгений Сергеевич, здравствуйте.
Совсем ничего мы не «отбили».
Там глухая стена.
По тем вопросам (к которым Вы написали о «бесполезности» пытаться) или тем, где высказывали предположение о неправильной изначальной формулировке со стороны Никиты, комиссия приводила точно такие же доводы как и Вы, слово в слово. И по эссе повторили за Вами (что нужно было 0 влепить).
По 26, 27, 28 никакие наши аргументы не учитывались и объяснялось тем, что критерии не соблюдены.
Я, к слову сказать имею высшее юридическое и 15 лет практики, естественно зацепилась с ней по ст. 81 ТК РФ. Но там несгибаемо твердилось, что третьим пунктом Никита указал дисциплинарное нарушение, а нужно было точно написать что оно должно быть грубым однократным. Мои доводы, что ребёнок конкретизировал в скобках и раскрыл смысл, остались без внимания. Когда я пыталась зачитать критерии из ваших таблиц и объяснять, что они выполнены, мне было сказано, что у Дальнего Востока они иные 😳
В общем имеем то, что имеем 😄
В любом случае Вам большая благодарность от меня. Жаль, что познакомились поздно. Успехов Вам и всего доброго.
Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2017 году единого государственного экзамена
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
1. Назначение КИМ ЕГЭ
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).
ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию, базовый и профильный уровни.
Результаты ЕГЭ по обществознанию признаются образовательными организациями высшего образования как результаты вступительных испытаний по обществознанию.
2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ
Основная цель экзамена - оценка качества подготовки выпускников образовательных организаций среднего общего образования по обществознанию.
Объектами проверки выступают умения, способы познавательной деятельности, определенные требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Перечень проверяемых элементов содержания составлен на базе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и частично профильный уровни).
Для достижения поставленной цели разработан и используется комплекс заданий, различающихся по характеру, направленности, уровню сложности. Он нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки обучающихся по предмету в рамках стандартизированной проверки.
В основе модели экзаменационной работы - деятельностный подход, позволяющий осуществить многоаспектную проверку широкого спектра предметных умений, видов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, политике и праве, социальных отношениях, духовной жизни общества. Содержание экзаменационной работы отражает интегральный характер обществоведческого курса: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, базовые положения различных областей обществознания.
Задания КИМ различаются по характеру и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценивание и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предусматривают, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
К основным принципам отбора конкретных объектов проверки следует отнести:
К основным принципам отбора моделей заданий и формирования структуры КИМ, помимо общих требований и подходов, можно отнести:
Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, неадаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.
4. Структура КИМ ЕГЭ
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 29 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
Задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
Задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц;
Задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;
Задание на дифференциацию в социальной информации фактов, мнений и теоретических положений;
Задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.
Часть 2 содержит 9 заданий с развернутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
Результаты выполнения заданий части 1 обрабатываются автоматически. Ответы на задания части 2 анализируются и оцениваются экспертами на основе специально разработанных критериев.
Русского языка и математики. По данным прошлых лет, обществознание сдают практически половина выпускников (49%). И это неудивительно, так как ЕГЭ по обществознанию необходим для поступления на все гуманитарные специальности.
По сути, предмет «обществознание» включает в себя информацию по разным аспектам жизни общества, изучаемым в рамках целого класса гуманитарных наук: экономики, юриспруденции, философии, социологии, политологии и, в некоторой степени, истории.
Вариант КИМ ЕГЭ по обществознанию подвергся незначительным изменениям . Разработчики пересмотрели сложность заданий № 28 и 29, из-за чего максимальный первичный балл за весь тест увеличился с 62 до 64.
В прошлом году чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию хотя бы на тройку, достаточно было набрать 19 первичных баллов. Их давали, например, правильно выполненные первые 13 заданий теста.
Как будет в 2019 году пока точно неизвестно: нужно дождаться официального распоряжения от Рособрнадзора о соответствии первичных и тестовых баллов. Скорее всего он появится в декабре. Учитывая, что максимальный первичный балл увеличился с 62 до 64, очень вероятно, что незначительно может поменяться и минимальный балл.
Пока же можно ориентироваться на эти таблицы:
В 2019 году тест ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий.
Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут задания, аналогичные демонстрационным, по той же тематике.
Год | Миним. балл ЕГЭ | Средний балл | Кол-во сдававших | Не сдали, % | Кол-во 100-балльников |
Длитель- ность экзамена, мин. |
2009 | 39 | |||||
2010 | 39 | 56,38 | 444 219 | 3,9 | 34 | 210 |
2011 | 39 | 57,11 | 280 254 | 3,9 | 23 | 210 |
2012 | 39 | 55,2 | 478 561 | 5,3 | 86 | 210 |
2013 | 39 | 56,23 | 471 011 | 5,3 | 94 | 210 |
2014 | 39 | 55,4 | 235 | |||
2015 | 42 | 53,3 | 235 | |||
2016 | 42 | 235 | ||||
2017 | 42 | 235 | ||||
2018 |
Обществознание удерживает пальму первенства среди выборочных предметов для сдачи ЕГЭ. Популярность данного экзамена поясняется довольно просто: с одной стороны, его считают несложным, а с другой – он часто требуется при поступлении на гуманитарные специальности. Некоторые ученики думают, что к обществознанию можно не готовиться, так как правильные ответы на тестовую часть они поймут, исходя из логики, а в эссе что-нибудь да напишут. На этой ошибке попалось уже немало старшеклассников.
Данный ЕГЭ требует не просто времени и усилий для заучивания терминологии, но и умения ею оперировать. Кроме того, пороговый у данного ЕГЭ превышает «минимум», который нужно набрать, например, за или . Для успешной сдачи обществознания нужно узнать всё об изменениях в КИМах, которые уже опубликованы . Давайте разберемся, что входит в экзамен по данному предмету, а также выясним, какие подводные камни предстоит обойти старшеклассникам.
Рособрнадзор выделил для проведения ЕГЭ по обществознанию следующие даты:
Напомним, что претендовать на досрочную сдачу ЕГЭ могут лишь некоторые категории выпускников:
Экзамен по обществознанию в 2016 году выбрали для себя 358,5 тысяч школьников (около 55% всех выпускников). Несмотря на кажущуюся простоту данной экзаменации, примерно 17,6% одиннадцатиклассников не смогли в прошлом году набрать минимальный балл. Данный показатель в последние годы, к сожалению, существенно возрос. Например, в 2011 году процент «двоечников» составлял лишь 3,9%, а в 2013 – 5,3%. Наивысший результат, равный ста баллам, в прошлом году смогли продемонстрировать лишь 59 человек.
Время, отведенное ФИПИ для экзаменации по обществознанию, составит столько же, сколько и в прошлом году – ученик имеет право решать билет на протяжении 235 минут. Стоит лишний раз напомнить о том, что данная экзаменация не предполагает использования дополнительных справочных материалов и вычислительной техники.
До того как выпускник войдет в аудиторию и получит свой билет, он должен избавиться от всех запрещенных предметов (смартфон, аудио-, видео-, фотоаппаратура, планшет, смарт-часы и прочая мелкая техника, справочники или шпаргалки). Любой из этих предметов станет поводом для удаления с экзамена и выставления неудовлетворительной оценки.
Во время проведения экзамена по обществознанию школьникам запрещено менять место, вставать с него без разрешения наблюдателей, выходить за пределы аудитории без сопровождения, поворачиваться к другим ученикам и разговаривать с ними. Не переживайте, что не сможете сориентироваться или что-то сделаете не так. Перед началом тестирования вам озвучат правила поведения, расскажут, как и когда можно ознакомиться со своими результатами, как заполнять экзаменационные бланки и исправлять ошибки.
Билеты по обществознанию обозревают информацию, касающуюся различных сторон жизни современного общества. Экзаменация призвана проверить знания выпускников по основам экономики, правоведения, понимание социологии и политологии, а также философии и, в некоторых аспектах, даже истории. В частности, ученик должен будет продемонстрировать:
Структура работы представлена 29 заданиями, разделенными на две части:
КИМы по обществознанию образца 2017 года не предполагают каких-либо существенных изменений в содержании, однако структура билета была оптимизирована. Специалисты из ФИПИ обращают внимание на следующие моменты в блоке заданий из первой части, которые направлены на проверку знаний из раздела «Право»:
На протяжении 8 лет баллы, которые ученик получает за ЕГЭ, не переводились в обычную пятибалльную систему оценок, так как результат данного теста не влиял на баллы итогового аттестата. Однако не так давно появилась новость, что в 2017 году это будет пересмотрено – при помощи ЕГЭ можно будет исправить школьные отметки. Если переводить полученные баллы в обычную систему оценок, то распределение станет таким:
Узнать свои баллы за экзамен вы сможете, зарегистрировавшись на портале ЕГЭ. Для идентификации личности понадобится ввести паспортные данные. Минимальный проходной балл по дисциплине «Обществознание» в 2017 году будет равен 42. Как показывает практика, для его получения нужно успешно справиться примерно с 12 заданиями, так как практически все они оцениваются больше, чем в 1 балл. Напомним, что максимум, который можно набрать за ЕГЭ, равняется 100 баллам.
Одним из самых сложных заданий по обществознанию считается эссе, которое потребует от вас серьезных теоретических навыков и умения грамотно формулировать свои мысли. Однако трудности с этим заданием вполне возможно преодолеть, если вы воспользуетесь следующими рекомендациями:
Всего за эссе можно получить 5 баллов, первая часть из которых выставляется за понимание темы. Это важный момент - если эксперт посчитает, что вы не сумели понять тему, он попросту не будет проверять работу. Вторая часть баллов выставляется за знание терминов, умение их применять, а также за то, насколько верно вы можете сделать выводы. Третьей компонентой являются баллы за навыки аргументированного подкрепления своей позиции.
При подготовке к экзамену первоначально стоит сделать упор на знание терминологии. Однако недостаточно заучить определения из экономики, философии, права, социологии или политологии. Успех сдачи данного экзамена по большей части зависит от того, насколько корректно вы можете оперировать понятиями, умеете ли отнести задачу к определенной отрасли науки и проанализировать её при помощи методов, которыми она оперирует.
Важным моментом является выбор пособий, методической литературы и учебных материалов. К сожалению, подготовка к ЕГЭ – это способ подзаработать на продаже третьесортной литературы. Выбирайте лишь одобренные Минобразования учебники - например, разработки Л.Н. Боголюбова и А.И. Кравченко. Проследите, чтобы выбранная литература была издана в последние годы, так как специалисты из ФИПИ опираются только на современные издания.
Проработайте демо-вариант ЕГЭ, чтобы разобраться в структуре билета и требованиях к его решению. Демо-версию ЕГЭ по обществознанию можно скачать на нашем сайте (см. начало статьи). Данная версия разработана специалистами из ФИПИ, поэтому задания, которые в нее входят, аналогичны реальным тестам. Посмотрите, какие темы эссе выносились в билеты прошлых лет, и напиште по каждой из них тренировочную работу. Такой подход поможет вам развить навык структурирования мыслей и изложения аргументов.