Идеальный эксперимент и реальный эксперимент. Идеальный эксперимент ––– внутренняя валидность ––– реальный эксперимент Виды измерительных шкал

Понятие "идеальный эксперимент" ввел в употребление Г.Кэппел. Идеальный эксперимент предполагает изменение экспериментатором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), возможность проводить эксперимент бесконечно. Следствием этого является проведение всех экспериментальных воздействий одновременно.

Идеальный эксперимент противостоит реальному, в котором изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий. Соответствие идеального эксперимента реальному выражается в такой его характеристике, как внутренняя валидность (validity) - достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент, по сравнению с идеальным. Внутренняя валидность характеризует меру влияния на изменение зависимой переменной тех условий (независимой переменной), которые варьирует экспериментатор.

Чем больше влияние на изменение зависимой переменной неконтролируемых исследователем условий, тем ниже внутренняя валидность эксперимента. Следовательно, больше вероятность того, что факты, обнаруженные в эксперименте, являются артефактами.

Планирование эксперимента необходимо для повышения влияния независимой переменной на зависимую за счет контроля других переменных. Переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется (за счет смешения и погашения изменчивости условий эксперимента). Высокая внутренняя валидность - главный признак хорошего эксперимента (близко к "безупречному эксперименту").

Не все переменные, влияющие на результат исследования, можно учесть, или исключить (элиминировать). Те из них, которые нарушают внутреннюю валидность, называют "побочными". К числу побочных, полностью неустранимых переменных относят влияние фактора времени, фактор задачи, индивидуального различия.

здравый смысл | | внешняя В.

––––––––––––– реальность –––––––––––-


Идеальный и реальный эксперимент. Основные факторы нарушения внутренней валидности и способ их контроля.

Идеальный эксперимент.

Идеальный эксперимент (понятие ввел Д.Кэмпбелл) – это тот, который полностью соответствует реальности и отвечает следующим требованиям :

1. Изменяется только независимая переменная.

2. Зависимая переменная полностью контролируется.

3. Все другие условия остаются постоянными.

4. Испытуемые эквивалентны (равны) др. др. и неизменны во времени.

5. Возможность проводить эксперимент бесконечно.

Идеальный эксперимент противостоит реальному.

Идеальный эксперимент нужен для того, чтобы сравнить насколько эксперимент соответствует реальности.

Реальный эксперимент.

Соответствие реального и идеального эксперимента выражается в понятии внутренняя валидность .

Соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности – внешняя валидность .

Валидность

Факторы, угрожающие внутренней валидности:

1. Изменения во времени.

2. Различия экспериментальных задач

3. Эффекты последовательности

4. Предубеждение экспериментатора

Первичный контроль:

1. Организация и протоколирование эксперимента;

2. Стабилизация известных побочных переменных;

3. Точность экспериментальных процедур и необходимое количество проб;

4. Схемы: позиционно уравненной последовательности, регулярного чередования, случайная последовательность.

Идеальный эксперимент является невозможным, эксперимент полного соответствия – бессмысленным, а бесконечный – тем и др. вместе.

Идеальный и бесконечный эксперименты показывают, как избежать посторонних влияний и тем самым добиться большей уверенности в том, что экспериментальные результаты действительно отражают связь НП и ЗП.

Хороший эксперимент (по Кэмпбеллу).

Требования (характеристики):

3. В хорошем эксперименте исключены влияния побочных переменных, которыми можно объяснить экспериментальный эффект.

4. Исключены альтернативные гипотезы о теоретических конструктах, которые объясняют связь между переменными.


Эксперимент полного соответствия и реальный эксперимент. Основные факторы нарушения внешней валидности и способ их контроля.

Реальный эксперимент.

В ходе любого «реального» исследования ученый искусственно вычленяет, принимает во внимание некоторую часть реальности, абстрагируясь от других существенных ее сторон.

Эта часть реальности, принимаемая в качестве предмета исследования, как бы «контролируется» экспериментатором.

Эксперимент полного соответствия – это эксперимент, который воспроизводит реальность.

В принципе, возможны такие эксперименты, которые не соответствуют никаким реальным жизненным ситуациям, а служат лишь для проверки гипотез, источником которой является развитая теория.

Моделирование некоторых условий, например, в эксперименте по сенсорной депривации, не соответствует никакой жизненной реальности.

Соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности выражается в понятии – внешняя валидность .

Валидность – это достоверность результатов, которая обеспечивается в реальном эксперименте.

Валидность будет тем ниже, чем больше др. условий влияет на ЗП.

Идеальный эксперимент является невозможным, эксперимент полного соответствия – бессмысленным, а бесконечный – тем и др. вместе.

Полезны они как эксперименты «мысленные».

Они подсказывают нам, что нужно делать для создания эффективного эксперимента.

Эксперимент полного соответствия напоминает о необходимости контроля др. важных переменных эксперимента, которые мы сохраняем неизменными.

Факторами, влияющими на внешнюю валидность , считают неустранимые особенности эксперимента, отличающие его от реальной ситуации.

Факторы, угрожающие внешней валидности:

1. Эффекты, связанные с особенностями объекта исследования : обучаемость, наличие памяти, способность эмоционально реагировать на ситуации.

2. Главные причины нарушения внешней валидности :

а) Эффект тестирования – уменьшение или увеличение восприимчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования. (пр: предварительный контроль знаний учеников может повысить их интерес к новому учебному материалу; а поскольку генеральная совокупность предварительному тестированию не подвергается. То результаты для нее могут быть нерепрезентативными).

б) Условия проведения исследования . Они вызывают реакцию испытуемого на эксперимент. Следовательно его данные нельзя переносить на лиц, не принимавших участия в эксперименте, этими лицами является вся генеральная совокупность, кроме экспериментальной выборки.

в) Взаимодействие фактора отбора и содержания экспериментального воздействия . Их следствия – артефакты (в экспериментах с добровольцами или испытуемыми, участвующими по принуждению).

г) Интерференция экспериментальных воздействий . Испытуемые обладают памятью и обучаемостью. Если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые воздействия не проходят для них бесследно и сказываются на появлении эффектов от последующих воздействий.

Способы контроля:

1. Для того, чтобы избежать эффекта предварительного тестирования, рекомендуется экспериментальные применять планы с предварительно не тестируемыми группами.

2. Как можно более различные по содержанию: предварительное тестирование и экспериментальное воздействие (чтобы испытуемый не догодался о целях эксперимента).

3. Взаимодействие фактора отбора и содержания à рандомизация групп.

4. Условия проведения исследования à типичность исследуемой ситуации. (???)

5. Интерференция экспериментальных воздействий à исследование нескольких группы с предъявлением разных последовательностей; случайная последовательность, и т.д.

Проблема внешней валидности как адекватности ситуации эксперимента его «первообразной» жизненной ситуации неразрешима логическими и математическими средствами: она требует привлечения всей совокупности научных психологических знаний для описания всей ситуации в целом.

Хороший эксперимент (по Кэмпбеллу).

Требования (характеристики):

1. Выявляет временнУю последовательность предполагаемых причин и следствия.

2. Хороший эксперимент показывает, что вероятностная причина и следствие взаимосвязаны.

3. В хорошем эксперименте исключены влияния побочных переменных, которыми можно объяснить экспериментальный эффект.

4. Исключены альтернативные гипотезы о теоретических конструктах, которые объясняют связь между переменными.


Определение и контроль внешних переменных. Функциональный контроль независимых переменных и внутренняя валидность экспериментов.

Переменная в широком смысле - реальность, изменения которой могут быть каким-то образом измерены.

Переменная -

1. любая реальность, наблюдаемые изменения которой (по конкретным параметрам или показателям методики) могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале (Корнилова).

2. Любая реальность, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте.

Виды переменных:

НП - изменяется экспериментатором.

Виды НП (по Кэмпбеллу):

Это варианты контроля НП-ых.

6. Управляемые факторы/ «истинная» переменная – в качестве которых могут выступать целостные ситуации, и изменения отдельных характеристик стимулов.

7. Потенциально управляемые – это переменные, которые экспериментатор может варьировать, но не хочет (нет необходимости).

8. Относительно постоянные аспекты окружения – мы их не контролируем, но можем их использовать (пр: социально-экономический уровень, населенный пункт, школа, семейная ситуация).

9. Организмические переменные – все характеристики, которые описывают человека, как индивида; все, что касается его организма (пр: пол, возраст).

10. Тестируемые/предварительные измерения – на основании методик, предварительного тестирования.

НП не может быть сведена к варьируемым условиям.

Отличия НП с точки зрения их соответствия условиям реальной жизнедеятельности человека или теоретическим понятиям, операционализируемым на уровне конкретных методических средств, задают критерий классификации экспериментов на «естественные», «искусственные», «лабораторные». В лабораторном эксперименте предполагается очищение условий эксперимента так, чтобы можно было изменять единичные НП. Однако в эксперименте могут быть организованы такие условия НП, которым в реальной жизни ничто не соответствует (пример: дихотическое прослушивание Черри).

Организуемое воздействие может не восприниматься испытуемым либо воздействовать независимо от того, осознается ли его присутствие человеком.

В самом восприятии составляющих экспериментальных условий для испытуемых субъективно значимыми могут быть отнюдь не те различия, которые устанавливаются экспериментатором.

Даже при управлении «стимульными» условиями действие НП опосредовано базисными процессами, которые могут пониматься в качестве психологических механизмов, опосредующих влияние НП на ЗП. Один из критериев отличия психологических экспериментов от непсихологических (например, поведенческих) – наличие или отсутствие попытки обоснования тех процессов, которые обеспечивают изменение ЗП.

ЗП:

1. отклик, или измеряемая в эксперименте переменная, изменения которой причинно обусловлены действием НП; в психологическом исследовании представлена показателями деятельности испытуемого, любыми формами оценки его субъективных суждении и отчетов, психофизиологическими параметрами и т.д. (Корнилова)

2. переменная, изменяющаяся при действии НП, принимая разные значения

Изменения ЗП рассматриваются как следствия изменения НП. Для ЗП и НП важно различать фиксируемый показатель и гипотетические механизмы функционирования переменной. НП, ЗП и подразумеваемое отношение между ними - части экспериментальной гипотезы.

Дополнительные переменные:

«Третьи» переменные кроме всего прочего задают или ограничивают ширину распространения выводов из эксперимента на другие ситуации, в которых новый уровень третьей переменной вызовет изменение отношения между Х и Y. Такие переменные входят в гипотезу обычно в качестве условий, для которых сохраняется зависимость, и называются дополнительными (ДП). Их влияние статистически не оценивается, если только они не рассматриваются в факторных схемах в качестве самостоятельной НП.

Уровень ДП определяет возможность последующих обобщений на реальность и обычно

указывается в экспериментальной гипотезе.

Исследователь всегда выбирает тот критерий, по отношению к которому экспериментально установленную зависимость можно переносить на другие виды реальности. При этом выбранные уровни ДП всегда будут ограничивать эти возможности переноса, однако делая их более доказательными.

Экспериментальный контроль.

Контроль всех переменных.

3 способа:

1. Планирование экспериментальной схемы/дизайна.

2. Выбор разных типов переменных.

3. Контроль условий причинного вывода, валидности эксперимента.

Выбор экспериментального плана/дизайна.

Задает то, как будут контролироваться НП-ые. Определяется контроль побочных и дополнительных переменных. В процессе построения экспериментальной схемы должны быть учтены 2 процедуры :

Проверка действия альтернативных причин;

Построение вмешательства (дополнительные переменные).

Контроль типа переменной (какие переменные, такой тип).

Нужно избрать, чтобы они максимально соответствовали реальности, и была возможность переноса вывода эксперимента на человеческую совокупность.

Обобщение на другие группы испытуемых связано с контролем того, насколько хорошо представленные в эксперименте выборки испытуемых репрезентируют более широкие группы людей, на которые осуществляется перенос зависимости. Но больше это связано с учетом уровней ДП. Могут применяться такие формы контроля, как стабилизация переменных или их максимальное варьирование.

Контроль условий причинного вывода, валидности .

Совместное действие первых двух способов + эффект экспериментатора и испытуемого.

Эффект экспериментатора – влияние характеристик экспериментатора на испытуемого, искажающее ход эксперимента.

Эффект испытуемого – человек приобретает опыт прохождения психологического исследования, начинает выдвигать гипотезы относительно цели эксперимента и соотносит собственные результаты с этими гипотезами.

Функциональный контроль как условие планирования эксперимента .

Эксперимент возможен только в случае функционального контроля уровней НП.

Это может быть:

Изменение характеристик физических стимулов,

Управление условиями или контроль путем подбора состава групп.

В эксперименте обычно используются стратегии уравнивания групп и испытуемые эквивалентных групп попадают в разные экспериментальные условия. Обеспечение неравенства групп как способа задания НП (пол, возраст, личностные свойства) принимает форму квазиэксперимента или эксперимента с ограничениями форм контроля. Если изменения НП не зависят от исследователя, а берутся готовыми, то у исследователя не может быть уверенности в том, что именно выбранная НП определила показатели ЗП.


Виды измерительных шкал

(по Дружинину В.Н., на примере изучения восприятия по Трейсмен А.).

Измерение переменных.

Основная задача измерения – выяснить, насколько меняется значение ЗП при изменении НП.

Стивен Стивенс – 50-ые гг.

Появилось психологическое измерение и приписывание психологическим свойствам числовых обозначений.

Ввел типы шкал : наименование, порядок, интервалы, отношения.

Измерение из математической процедуры стало измерением психологических переменных.

Предложил 2 приема построения психологических шкал:

- метод оценки отношений – заключается в том, что испытуемый прямо формулирует численную величину изменения, различий между стимулами.

- установление отношений экспериментатором – 2-ой стимул подбирается так, чтобы вызываемое им ощущение находилось в определенном отношении к первому.

Понятие «идеальный эксперимент» ввел в употребление Д. Кэмпбелл. Идеальный эксперимент предполагает изменение экспериментатором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагает экви­валентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), возможность про­водить эксперимент бесконечно. Следствием этого является проведение всех экс­периментальных воздействий одновременно.

Идеальный эксперимент противостоит реальному, в котором изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий. Соот­ветствие идеального эксперимента реальному выражается в такой его характерис­тике, как внутренняя валидность (validity) - достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с идеальным. Внутренняя валид­ность характеризует меру влияния на изменение зависимой переменной тех усло­вий (независимой переменной), которые варьирует экспериментатор (рис 4.4.).

Чем больше влияют на изменение зависимой переменной неконтролируемые исследователем условия, тем ниже внутренняя валидность эксперимента. Следова­тельно, больше вероятность того, что факты, обнаруженные в эксперименте, явля­ются артефактами.

Планирование эксперимента необходимо для выявления влияния независимой переменной на зависимую за счет контроля других переменных. Переменные, явля­ющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется (за счет смешения и погашения изменчивости условий эксперимента). Высокая внутренняя валидность - главный признак хорошего эксперимента (близко к «бе­зупречному эксперименту»).

Не все переменные, влияющие на результат исследования, можно учесть или исключить (элиминировать). Те из них, которые нарушают внутреннюю валидность, называют «побочными». К числу побочных, полностью не устранимых переменных относят влияние фактора времени, фактор задачи, фактор индивидуального раз­личия.

Рассмотрим более подробно центральное понятие «валидность». Обратимся к системе отношений «эксперимент-теория-реальность». На основе теории выдви­гается гипотеза, которая в конечном счете и проверяется в эксперименте. Методи­ки и план эксперимента должны соответствовать проверяемой гипотезе - степень этого соответствия и характеризует операциональную валидность. Например, в экс­перименте по научению резкий звук зуммера используется как эквивалент «наказа­ния» за ошибку, поэтому возникает сомнение в правильности такой интерпретации. В самом эксперименте мы должны максимально учесть, устранить и т. д. влияние побочных переменных на зависимую переменную. Внутренняя валидность характе­ризует меру влияния независимой переменной на зависимую по отношению к дру­гим факторам. Иными словами, внутренняя валидность тем выше, чем больше веро­ятность того, что экспериментальный эффект (изменение зависимой переменной) вызван изменением независимой переменной.

Эксперимент должен воспроизводить внешнюю реальность. Эксперимент, кото­рый полностью воспроизводит внешнюю реальность, называется экспериментом полного соответствия. Разумеется, в реальности полное соответствие недостижи­мо. Мера соответствия экспериментальной процедуры реальности характеризует внешнюю валидность эксперимента.

Дополнительные переменные, которые требуют учета в эксперименте, влияют на внешнюю валидность. Если от внутренней валидности зависит достоверность экспериментальных результатов, то от внешней - переносимость результатов из лабораторных условий на реальные процессы и обобщение их на другие сферы ре­альности.

Наконец, связь теории и реальности отражается в адекватности теории реально­сти и прогностичности ее предсказаний. Кэмпбелл ввел еще одно важное понятие, характеризующее валидность эксперимента, а именно - конструктивную валид­ность. Конструктная валидность выражает адекватность метода интерпретации экс­периментальных данных теории, т. е. в структуру следует ввести четвертую состав­ляющую - интерпретацию: теория-эксперимент-интерпретация-реальность.

Конструктная валидность, по мнению Кэмпбелла, характеризует правильность обозначения (интерпретации) причины и экспериментального эффекта с помощью абстрактных терминов из обыденного языка или формальной теории.

Таким образом, внутренняя валидность определяется достоверностью интерпре­тации экспериментального эффекта как связи изучаемой причины и следствия (от­ношение эксперимент-интерпретация), а конструктная валидность - правильно­стью употребления терминов той или иной теории при интерпретации данных экс­перимента.

Кэмпбелл отмечает, что установление внутренней валидности требует отбрако-вывания альтернативных объяснений связи между зависимой и независимой пере­менными. Установление конструктивной валидности требует отказа от альтерна­тивных интерпретаций соотношения причины и следствия с понятиями, взятыми из той или иной теории. С точки зрения Кэмпбелла, хороший эксперимент должен:

1) выявлять временную последовательность предполагаемых причины и следствия;

2) показывать, что вероятные причины и эффект взаимосвязаны (ковариантны);

3) исключать влияние побочных переменных, которым можно было бы объяснить экспериментальный эффект;

4) исключать альтернативные гипотезы о теоретиче­ских конструктах, объясняющих эту связь.

Для уяснения отношений между основными характеристиками эксперименталь­ного исследования полезно запомнить следующую схему: (см. рис. 4.5).

Внутренняя валидность является непременным условием любого эксперимента Кэмпбелл выделил восемь основных факторов, нарушающих внутреннюю валид­ность эксперимента. Перечислим их. Первую группу можно назвать факторами выборки:

1. Селекция - неэквивалентность групп по составу, которая вызывает системати­ческую ошибку в результатах.

2. Статистическая регрессия - частный случай ошибки селекции, когда группы отбирались на основе «крайних» показателей (иначе - корреляция из-за не­однородности группы).

3. Экспериментальный отсев - неравномерное выбывание испытуемых из сравни­ваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу.

4. Естественное развитие - изменение испытуемых, являющееся следствием те­чения времени, без связи с конкретными событиями изменение состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойств индивида (возрастные перемены, накоп­ление опыта и др.).

Вторая группа - побочные переменные, влияние которых приводит к следую­щим эффектам:

1. Эффект «истории»- конкретные события, происходящие в период меж­ду начальным и итоговым тестированием помимо экспериментального воздей­ствия.

2. Эффект тестирования - влияние предварительного тестирования на результат итогового.

3. Инструментальная погрешность - определяется надежностью метода фиксации поведения испытуемого, т. е. надежностью теста; именно надежность влияет на валидность, по утверждению Кэмпбелла, а не наоборот.

4. Взаимодействие факторов: отбора; естественного развития; истории (разные ис­тории экспериментальных групп) и др.

Позже Кэмпбелл описал еще ряд источников нарушения внутренней валидности. Наиболее существенные относятся к экспериментальной процедуре, а именно: компенсаторное сопоставление эффектов различных воздействий, имитация воздей­ствия, когда его на самом деле не происходит и др.

Другие новости по теме:

  • 4.3. Реальный эксперимент и «эксперимент полного соответствия» - Экспереминтальная психология- Дружинин В.Н.
  • § 2. 1. Валидность качественных методов. - Метод фокус-групп - С. А. Белановский
  • 9. ЭКСПЕРИМЕНТ - Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики - И. Польстер, М. Польстер
  • § 2. TAT: ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРИМЕНТА, СХЕМА АНАЛИЗА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПО Г. МЕРРЕЮ - Проективные методы - Соколова Е.Т.
  • 1. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - Патопсихология - Б.В. Зейгарник
  • ЭКСПЕРИМЕНТ 8: ВЕРБАЛИЗАЦИЯ - Техника сознавания- Фредерик ПЕРЛЗ
  • ЭКСПЕРИМЕНТ 5: ВСПОМИНАНИЕ - Техника сознавания- Фредерик ПЕРЛЗ
  • ЭКСПЕРИМЕНТ 9: ИНТЕГРИРУЮЩЕЕ СОЗНАВАНИЕ - Техника сознавания- Фредерик ПЕРЛЗ
  • Глава одиннадцатая. Эксперимент в Ла Чоррере. - Истые галюцинации - Т.Маккена
  • 2.1. Проблема объектной специфики психологического эмпирического исследования (эксперимента) - Экспереминтальная психология- Дружинин В.Н.
  • ЭКСПЕРИМЕНТ 7: ОПЫТ НЕПРЕРЫВНОСТИ ЭМОЦИЙ - Техника сознавания- Фредерик ПЕРЛЗ
  • ЭКСПЕРИМЕНТ 6: ОБОСТРЕНИЕ ОЩУЩЕНИЯ ТЕЛА - Техника сознавания- Фредерик ПЕРЛЗ
  • 3.4. Личность испытуемого и ситуация психологического эксперимента - Экспереминтальная психология- Дружинин В.Н.
  • Наиболее часто эксперимент начинается с алкоголя. - Психология ранней наркомании - Березин С.В., Лисецкий К.С.
  • 4. ПРОЦЕДУРА И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА - Экспереминтальная психология- Дружинин В.Н.
  • Глава III. Интроспективный эксперимент и исследование мышления в вюрцбургской школе. - Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах - Шорохов Е.
  • Понятие «идеальный эксперимент» ввел в употребление Д. Кэмпбелл .

    *Идеальный эксперимент предполагает изменение экспериментатором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизменными.

    *Идеальный эксперимент предполагает экви-валентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), возможность про-водить эксперимент бесконечно. Следствием этого является проведение всех экс-периментальных воздействий одновременно.

    *Идеальный эксперимент противостоит реальному, в котором изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий.

    *Соот-ветствие идеального эксперимента реальному выражается в такой его характерис-тике, как внутренняя валидность (validity ) — достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с идеальным. Внутренняя валид-ность характеризует меру влияния на изменение зависимой переменной тех усло-вий (независимой переменной), которые варьирует экспериментатор (рис. 4.4).

    Чем больше влияют на изменение зависимой переменной неконтролируемые ис-следователем условия, тем ниже внутренняя валидность эксперимента. Следова-тельно, больше вероятность того, что факты, обнаруженные в эксперименте, явля-ются артефактами.

    Планирование эксперимента необходимо для выявления влияния независимой переменной на зависимую за счет контроля других переменных. Переменные, явля-ющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется (за счет смешения и погашения изменчивости условий эксперимента). Высокая внутренняя валидность — главный признак хорошего эксперимента (близко к «бе-зупречному эксперименту»).

    Не все переменные, влияющие на результат исследования, можно учесть или исключить (элиминировать), Те из них, которые нарушают внутреннюю валидность, называют «побочными». К числу побочных, полностью не устранимых переменных относят влияние фактора времени, фактор задачи, фактор индивидуального раз-личия.

    Рассмотрим более подробно центральное понятие «валидность ». Обратимся к системе отношений «эксперимент—теория—реальность». На основе теории выдви-гается гипотеза, которая в конечном счете и проверяется в эксперименте, Методи-ки и план эксперимента должны соответствовать проверяемой гипотезе — степень этого соответствия и характеризует операциональную валидность,

    Например , в экс-перименте по научению - резкий звук зуммера используется как эквивалент «наказа-ния» за ошибку, поэтому возникает сомнение в правильности такой интерпретации. В самом эксперименте мы должны максимально учесть, устранить и т. д. влияние побочных переменных на зависимую переменную.

    Внутренняя валидность характе-ризует меру влияния независимой переменной на зависимую по отношению к дру-гим факторам. Иными словами, внутренняя валидность тем выше, чем больше веро-ятность того, что экспериментальный эффект (изменение зависимой переменной) вызван изменением независимой переменной.

    Эксперимент должен воспроизводить внешнюю реальность , Эксперимент, который полностью воспроизводит внешнюю реальность, называется экспериментом п олного соответствия . Разумеется, в реальности полное соответствие недостижимо. Мера соответствия экспериментальной процедуры реальности характеризует внешнюю валидность эксперимента.

    Дополнительные переменные, которые требуют учета в эксперименте, влияют на внешнюю валидность. Если от внутренней валидности зависит достоверность экспериментальных результатов, то от внешней — переносимость результатов из лабораторных условий на реальные процессы и обобщение их на другие сферы ре-альности.

    Наконец, связь теории и реальности отражается в адекватности теории реальности и прогностичности ее предсказаний. Кэмпбелл ввел еще одно важное понятие, характеризующее валидность эксперимента, а именно — конструктивную валид-ность. Конструктная валидность выражает адекватность метода интерпретации экспериментальных данных теории, т. е. в структуру следует ввести четвертую составляющую — интерпретацию : теория—эксперимент—интерпретация—реальность.

    Конструктная валидность , по мнению Кэмпбелла, характеризует правильность обозначения (интерпретации) причины и экспериментального эффекта с помощью абстрактных терминов из обыденного языка или формальной теории.

    Таким образом , внутренняя валидность определяется достоверностью интерпре-тации экспериментального эффекта как связи изучаемой причины и следствия (от-ношение эксперимент—интерпретация), а конструктная валидность — правильно-стью употребления терминов той или иной теории при интерпретации данных экс-перимента.

    Кэмпбелл отмечает, что установление внутренней валидности требует отбраковывания альтернативных объяснений связи между зависимой и независимой пере-менными. Установление конструктивной валидности требует отказа от альтерна-тивных интерпретаций соотношения причины и следствия с понятиями, взятыми из той или иной теории.

    С точки зрения Кэмпбелла, хороший эксперимент должен:

    1) выявлять временную последовательность предполагаемых причины и следствия;

    2) показывать, что вероятные причины и эффект взаимосвязаны (ковариантны);

    3) исключать влияние побочных переменных, которым можно было бы объяснить экспериментальный эффект;

    4) исключать альтернативные гипотезы о теоретиче-ских конструктах, объясняющих эту связь.

    Для уяснения отношений между основными характеристиками эксперименталь-ного исследования полезно запомнить следующую схему: (см. рис. 4.5).

    Внутренняя валидность является непременным условием любого эксперимента.

    Кэмпбелл выделил восемь основных факторов, нарушающих внутреннюю валид- ность эксперимента . Перечислим их.

    Первую группу можно назвать факторами выборки:

    1. Селекция — неэквивалентность групп по составу, которая вызывает системати-ческую ошибку в результатах.

    2. Статистическая регрессия — частный случай ошибки селекции, когда группы отбирались на основе «крайних» показателей (иначе — корреляция из-за не- однородности группы).

    3. Экспериментальный отсев — неравномерное выбывание испытуемых из сравни-ваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу.

    Естественное развитие — изменение испытуемых, являющееся следствием те-чения времени, без связи с конкретными событиями: изменение состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойств индивида (возрастные перемены, накоп-ление опыта и др.).

    Вторая группа — побочные переменные , влияние которых приводит к следую-щим эффектам:

    1. Эффект «истории»— конкретные события, происходящие в период меж-ду начальным и итоговым тестированием помимо экспериментального воздей-ствия.

    2. Эффект тестирования — влияние предварительного тестирования на результат итогового.

    3. Инструментальная погрешность — определяется надежностью метода фиксации поведения испытуемого, т. е. надежностью теста; именно надежность влияет на валидность, по утверждению Кэмпбелла, а не наоборот.

    4. Взаимодействие факторов: отбора; естественного развития; истории (разные ис-тории экспериментальных групп) и др.

    Позже Кэмпбелл описал еще ряд источников нарушения внутренней валидности. Наиболее существенные относятся к экспериментальной процедуре, а именно: компенсаторное сопоставление эффектов различных воздействий, имитация воздей-ствия, когда его на самом деле не происходит и др.

    Понятие «идеальный эксперимент» ввел в употребление Г. Кэппел. Идеальный эксперимент предполагает изменение экспериментатором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), возможность проводить эксперимент бесконечно. Следствием этого является проведение всех экспериментальных воздействий одновременно.

    Идеальный эксперимент противостоит реальному, в котором изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий. Соответствие идеального эксперимента реальному выражается в такой его характеристике, как внутренняя валидность (validity) - достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент, по сравнению с идеальным. Внутренняя валидность характеризует меру влияния на изменение зависимой переменной тех условий (независимой переменной), которые варьирует экспериментатор.

    Чем больше влияние на изменение зависимой переменной неконтролируемых исследователем условий, тем ниже внутренняя валидность эксперимента. Следовательно, больше вероятность того, что факты, обнаруженные в эксперименте, являются артефактами.

    Планирование эксперимента необходимо для повышения влияния независимой переменной на зависимую за счет контроля других переменных. Переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется (за счет смешения и погашения изменчивости условий эксперимента). Высокая внутренняя валидность - главный признак хорошего эксперимента (близко к «безупречному эксперименту»).

    Не все переменные, влияющие на результат исследования, можно учесть, или исключить (элиминировать). Те из них, которые нарушают внутреннюю валидность, называют «побочными». К числу побочных, полностью неустранимых переменных относят влияние фактора времени, фактор задачи, индивидуального различия.

    Рассмотрим более подробно центральное понятие «валидность». Обратимся к системе отношений «эксперимент - теория - реальность». На основе теории выдвигается гипотеза, которая в конечном счете и проверяется в эксперименте. Методики и план эксперимента должны соответствовать проверяемой гипотезе - степень этого соответствия и характеризует операциональную валидность. Например, в эксперименте по научению резкий звук зуммера используется как эквивалент «наказания» за ошибку, поэтому возникает сомнение в правильности такой интерпретации. В самом эксперименте мы должны максимально учесть, устранить и т. д. влияние побочных переменных на зависимую переменную. Внутренняя валидность характеризует меру влияния независимой переменной на зависимую по отношению к другим факторам. Иными словами, внутренняя валидность тем выше, чем больше вероятность того, что экспериментальный эффект (изменение зависимой переменной) вызван изменением независимой переменной.



    Эксперимент должен воспроизводить внешнюю реальность. Эксперимент, который полностью воспроизводит внешнюю реальность, называется экспериментом полного соответствия. Разумеется, в реальности полное соответствие недостижимо. Мера соответствия экспериментальной процедуры реальности характеризует внешнюю валидность эксперимента.

    Дополнительные переменные, которые требуют учета в эксперименте, влияют на внешнюю валидность. Если от внутренней валид-ности зависит достоверность экспериментальных результатов, то от внешней - переносимость результатов из лабораторных условий на реальные процессы и обобщение их на другие сферы реальности.

    Наконец, связь теории и реальности отражается в адекватности теории реальности и прогностичности ее предсказаний. Кэмпбелл ввел еще одно важное понятие, характеризующее валидность эксперимента, а именно - конструктную валидность. Конструктная валидность выражает адекватность метода интерпретации экспериментальных данных теории, т. е. в структуру следует ввести четвертую составляющую - интерпретацию: теория - эксперимент - интерпретация - реальность.

    Конструктная валидность, по мнению Кэмпбелла, характеризует правильность обозначения (интерпретации) причины и экспериментального эффекта с помощью абстрактных терминов из обыденного языка или формальной теории.



    Таким образом, внутренняя валидность определяется достоверностью интерпретации экспериментального эффекта как связи изучаемой причины и следствия (отношение эксперимент- интерпретация), а Конструктная валидность - правильностью употребления терминов той или иной теории при интерпретации данных эксперимента.

    Кэмпбелл отмечает, что установление внутренней валидности требует отбраковывания альтернативных объяснений связи между зависимой и независимой переменными, а установление конструктной валидности - альтернативных интерпретаций соотношения причины и следствия с понятиями, взятыми из той или иной теории. С точки зрения Кэмпбелла, хороший эксперимент должен: 1) выявлять временную последовательность предполагаемых причины и следствия; 2) показывать, что вероятные причины и эффект взаимосвязаны (ковариантны); 3) исключать влияние побочных переменных, которым можно было бы объяснить экспериментальный эффект; 4) исключать альтернативные гипотезы о теоретических конструктах, объясняющих эту связь.

    Для уяснения отношений между основными характеристиками экспериментального исследования полезно запомнить следующую схему:

    Внутренняя валидность является непременным условием любого эксперимента. Кэмпбелл выделил восемь основных факторов, нарушающих внутреннюю валидность эксперимента. Перечислим их. Первую группу можно назвать факторами выборка.

    1. Селекция - неэквивалентность групп по составу, которая вызывает систематическую ошибку в результатах.

    2. Статистическая регрессия - частный случай ошибки селекции, когда группы отбирались на основе «крайних» показателей (иначе - корреляция из-за неоднородности группы).

    3. Экспериментальный отсев - неравномерное выбывание испытуемых из сравниваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу.

    4. Естественное развитие - изменение испытуемых, являющееся следствием течения времени, без связи с конкретными событиями: изменение состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойств индивида (возрастные перемены, накопление опыта и др.).

    Вторая группа-побочные переменные, влияние которых приводит к следующим эффектам:

    1. Эффект «истории» - конкретные события, происходящие в период между начальным и итоговым тестированием, помимо экспериментального воздействия.

    2. Эффект тестирования - влияние предварительного тестирования на результат итогового.

    3. Инструментальная погрешность - определяется надежностью метода фиксации поведения испытуемого, т. е. надежность теста;

    именно надежность влияет на валидность, по утверждению Кэмп-белла, а не наоборот.

    4. Взаимодействие факторов: отбора; естественного развития; истории (разные истории экспериментальных групп) и др.

    Позже Кэмпбелл описал еще ряд источников нарушения внутренней валидности. Наиболее существенные относятся к экспериментальной процедуре, а именно: компенсаторное сопоставление эффектов различных воздействий, имитация воздействия, когда его на самом деле не происходит, и др.

    4.3. Реальный эксперимент и «эксперимент полного соответствия»

    Реальный эксперимент отличается как от эксперимента идеального, так и от самой реальности, которую он призван моделировать. Это отличие фиксируется таким понятием, как «внешняя валидность» психологического эксперимента.

    Внешняя валидность определяет, в какой мере результаты, полученные в эксперименте, будут соответствовать жизненной ситуации, послужившей «первообразом» для эксперимента. Кроме того, внешняя валидность характеризует возможность обобщения, переноса результатов, полученных в эксперименте, на весь класс жизненных ситуаций, к которым принадлежит «первообразная», и налюбые другие.

    Надо сказать, что внешняя валидность имеет особое значение на эмпирической стадии развития науки. В принципе возможны такие эксперименты, которые не соответствуют никаким реальным жизненным ситуациям, а служатлишьдля проверки гипотез, источником которых является развитая теория. В развитых науках стремятся избегать «прямого замыкания» экспериментальный результат - реальность, так как понятно, что эксперимент строится исходя из требований проверяемой теории, а не из требований соответствия реальности. Моделирование некоторых условий, например, в экспериментах по сенсорной депривации или выработке классических условных рефлексов не соответствует никакой жизненной реальности. При условии, если под реальностью понимать то, что было, а не то, что потенциально может быть. Поэтому многостраничные рассуждения такого солидного автора, как Готтсданкер, по поводу «экспериментов полного соответствия» или «экспериментов, улучшающих реальность», кажутся надуманными и архаичными.

    Но нельзя отрицать значение «внешней валидности «для эксперимента, если учитывать общее состояние психологической науки, а не «передовой» край психологической теории.

    Внешняя валидность иногда трактуется как характеристика эксперимента, определяющая возможность переноса (обобщения) результатов на различные времена, места, условия и группы людей (или животных). Однако возможность переноса является следствием двух причин: 1) соответствия условий эксперимента его «первообразной» жизненной ситуации («репрезентативность» эксперимента); 2) типичности самой «первообразной» ситуации для реальности («репрезентативность» ситуации). Выбранная для моделирования в эксперименте ситуация может быть совершенно нерепрезентативной с точки зрения жизни той группы испытуемых, которая участвует в эксперименте, или является редкой и нетипичной.

    Внешняя валидность, как определяет ее Готтсданкер, влияет прежде всего на достоверность выводов, которую дают результаты реального эксперимента, по сравнению с экспериментом полного соответствия. Для достижения высокой внешней валидности нужно, чтобы уровни дополнительных экспериментальных переменных соответствовали их уровням в реальности. Эксперимент, который не имеет внешней валидности, считается неверным. Добавим, что он неверен, если источником гипотезы является реальность, обыденное знание, а не теория. Эксперимент, не соответствующий реальности, может обладать совершенной внутренней и операциональной валидностью. Другое дело, что прямой перенос его результатов в реальность невозможен без учета влияния на зависимую переменную помимо независимой и дополнительных переменных.

    Очевидно, что достижение полной внешней валидности невозможно в принципе, поэтому любое «чистое» аналитическое исследование является внешне невалидным. Вместе с тем рекомендуется максимально учитывать влияние дополнительных переменных на экспериментальный эффект, так как неизвестно, когда будет построена теория для их объяснения, а данные, возможно, придется использовать на практике.

    Заботу о внешней валидности эксперимента особо проявляют исследователи, работающие в прикладных областях: клинической психологии, педагогической и организационной психологии. Это понятно, ибо для решения своих повседневных задач им чаще приходится прибегать к постановке экспериментов, имитирующих реальность. По сути, историческая дискуссия сторонников лабораторного эксперимента и «естественного эксперимента» была отражением разного методического подхода специалистов, занимавшихся фундаментальной или прикладной психологией. В настоящее время факторами, влияющими на внешнюю валидность, считают неустранимые особенности эксперимента, отличающие его от реальной ситуации. Кэмпбелл ставит знак равенства между внешней валидностью, репрезентативностью эксперимента и возможностью генерализации его результатов. Он относит к факторам, угрожающим внешней валидности, в первую очередь эффекты, связанные с особенностями объекта исследования: обучаемость, наличие памяти, способность эмоционально реагировать на ситуации. Кэмпбелл называет главные причины нарушения внешней валидности:

    1. Эффект тестирования -уменьшение или увеличение восприимчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования. Например, предварительный контроль знаний учеников может повысить их интерес к новому учебному материалу. Поскольку генеральная совокупность предварительному тестированию не подвергается, то результаты для нее могут быть нерепрезентативными.

    2. Условия проведения исследования. Они вызывают реакцию испытуемого на эксперимент. Следовательно, его данные нельзя переносить налиц, не принимавших участия в эксперименте; этими лицами является вся генеральная совокупность, кроме экспериментальной выборки.

    3. Взаимодействие факторов отбора и содержания экспериментального воздействия. Их следствия - артефакты (в экспериментах с добровольцами или испытуемыми, участвующими по принуждению).

    4. Интерференция экспериментальных воздействий. Испытуемые обладают памятью и обучаемостью. Если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые воздействия не проходят для них бесследно и сказываются на появлении эффектов от последующих воздействий.

    Большинство причин нарушения внешней валидности связано с особенностями психологического эксперимента, проводимого с участием человека, которые отличают психологическое исследование от эксперимента, осуществляемого специалистами других естественных наук.

    На взаимодействие процедуры тестирования и содержания экспериментального воздействия первым обратил внимание в 1949 г. Р. Л. Соломон при проведении исследования школьников: предварительное тестирование снижало эффективность обучения. Исследование социальных установок показало, что предварительное тестирование оказывало влияние на установки личности и ее подверженность убеждению, а в экспериментах Ховленда, наоборот, оно ослабляло убеждающее воздействие фильмов.

    Эффект тем больше, чем необычнее процедура тестирования и чем более сходно по содержанию экспериментальное воздействие с тестом. Для того, чтобы избежать эффекта предварительного тестирования, Кэмпбелл рекомендует применять экспериментальные планы с предварительно нетестируемыми группами.

    Как уже отмечалось, «взаимодействие состава группы и воздействия» связано с неслучайным участием испытуемых в эксперименте. Реакция может быть двух типов: готовность добровольцев «подвергнуться воздействию» и отказ, негативная реакция тех, кто принудительно привлечен к участию в эксперименте. В исследованиях по научению могут согласиться участвовать только интеллектуально одаренные. Выбывание испытуемых в ходе эксперимента может вызываться экспериментальным воздействием. К примеру, лица, потерпевшие неудачу при выполнении заданий на мотивацию достижения, могут отказаться от участия в последующих сериях.

    Естественно, практически невозможно элиминировать лишь фактор «реакции на эксперимент». Еще раз отметим, что проблема внутренней валидности разрешима в принципе, так как можно подобрать соответствующие процедуры планирования эксперимента и математической обработки результатов, чтобы обеспечить заданный уровень их достоверности.

    Согласно Кэмпбеллу, проблема внешней валидности как репрезентативности эксперимента по отношению к реальности неразрешима, так как индукция, т. е. обобщение, никогда не может быть полностью объективна.

    Проблема внешней валидности как адекватности ситуации эксперимента его «первообразной» жизненной ситуации также неразрешима логическими и математическими средствами: она требует привлечения всей совокупности научных психологических знаний для описания ситуации в целом.