Икона сорок святых значение. Святые сорок мучеников, в Севастийском озере мучившихся

Севастийские мученики — образец смелости, крепкой веры, стойкости мужчин, не побоявшихся умереть за Бога, оставив даже блестящую военную карьеру. Их очень почитали на Руси — в день их памяти праздновали расцвет весны. Также их называют Сорока мучениками.
Само мученичество, отдание жизни за Христа многие века становилось источником чудес. Страданиями мученики обретали Царство и Славу Небесную, возможность помогать людям свыше. Слух об их подвиге распространялся во все пределы земные. Как герои Великой Отчечественной войны отдавали свои жизни за Родину, так и они претерпели пытки ради Христа

ИКОНА СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ: КАК УЗНАТЬ ОБРАЗ, КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ

Образ Севастийских мучеников очень узнаваем. На нем подробно изображено житие страдальцев за веру и их блаженная мученическая кончина, а также богословский аспект мученичества — терпение ради награды на Небесах:

    • Большую часть иконы занимают полуобнаженные мужчины с разной длины бородами, в набедренных повязках;
    • Некоторых, без сил склоняющихся вниз, под руки поддерживают другие мужчины;
    • Мученики стоят ногами на льду или по пояс в воде;
    • Над водой часто расположена баня — важный элемент жития мучеников;
    • Иногда изображен несчастный, не выдержавший мучений и ушедший в баню, и напротив, уверовавший во Христа одного из стражей;
    • Над святыми сияют нимбы (символ святости), зачастую с неба спускаются венцы или короны.
    • Вверху иконы в облаках находится Господь Иисус Христос, благословляющий верных ему людей обеими руками.

ЖИТИЕ СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ

Святые мученики Севастийские — одни из последних христиан, принявших мучения в годы гонений. Уже правил равноапостольный царь Константин Великий — император Византии. Однако соправителем его был некий Лициний (или Ликиний), бывшим не только язычником, желавшим уничтожить христианство в областях, подвластных ему, но и интриганом. Он планировал идти войной на Константина Великого и, конечно, опасался измены: ведь христиане могли встать на сторону своего единоверца.

Поэтому обращение христиан в язычество он решил начать со своих воинов, ведь дисциплину и послушание высшим чинам даже для христиан никто не отменял. Сам Лициний знал, что не так-то легко склонить христиан к вероотступничеству, но был готов уничтожить собственных воинов. После указа Лициния военачальник из армянского города Севастии Агриколай, знавший о том, что под его началом служат христиане, потребовал от них принести жертвы языческим богам, доказав преданность правителю. Эта Севастийская дружина состояла из сорока человек, прославившихся своим героизмом и многими победами. Конечно, они отказались предать свою веру, и были заключены своим начальником в тюрьму. Однако той же ночью, встав на молитву, все воины услышали голос Ангела или Самого Христа, говоривший, что спасется в Царствии Небесном тот, кто будет терпеть муки до конца.

Когда воины вновь предстали перед Агриколаем, тот изменил свою стратегию. Он стал льстить им, хвалить их смелость и силу, призывать подумать о молодой жизни, которая может оборваться. Он предлагал им, приняв язычество, получить внимание и милость императора, а там и блестящую карьеру. И вновь все воины отказались от почестей и были заточены.

Через неделю на суде Севастийские воины вновь исповедовали Христа, добавив, что готовы отдать и чины, и звания, и славу воинов, и саму свою жизнь ради сохранения верности Господу Иисусу, Который Один ценнее всего для них. Их хотели казнить избиением камнями. Возглавил казнь прибывший из Рима вельможа Лисий, однако ни один камень не попал в целую толпу казнимых воинов; по свидетельству очевидцев, разгневанный Лисий сам бросил камень, но попал прямо в лицо начальнику Севастийской дружины, Агриколаю. Даже палачам стало ясно, что их оберегает благодать Неведомого Бога. Вновь воинов-мучеников заключили в тюрьму, где ночью на молитве они услышали Голос Божий, укрепляющий их словами: «Тот, кто верит в Меня, даже если умрет — оживет на Небесах. Идите и не бойтесь, вы примете венцы небесные».

На следующий вечер, после очередных угроз и обещаний, воинов раздели и отвели к городскому озеру, покрытому льдом. Босыми ногами, без одежды они стояли на морозе, охраняемые стражниками. Чтобы заставить их изменить Богу, на берегу озера растопили баню, обещая сразу обогреть каждого, кто откажется от христианства. И действительно, после полуночи, когда холод стал ужасающим, один из дружинников бросился в баню… и упал мертвым на пороге ее. Возможно, Господь не попустил ему стать мучителем своих товарищей, взяв хотя бы на окраину рая за перенесенные мучения. Остальные же продолжали подбадривать друг друга и петь молитвы.

После трех утра Бог облегчил муки невинных страдальцев: в зимнюю ночь небо просияло светом, лед растаял и превратился в теплую воду, в которой мученики теперь стояли по пояс. На головы их зримо опустились сияющие венцы. Это чудо, как и бегство одного из дружинников, видел стражник Аглаий. Он сам снял с себя одежду и, разбудив остальных воинов охраны, исповедовал себя перед ними христианином, а затем вошел в озеро с молитвой: «Господь и Бог, в Которого верят эти воины, присоедини меня к их сонму, чтобы и я с Твоими рабами достойно пострадал».

Утром палачи увидели живых мучеников вместе с присоединившимся к ним охранником. Тогда их вывели из воды и казнили, перебив голени. Они скончались быстро, но в муках. Жизнь теплилась лишь в одном, самом юном — Мелитоне. Его мать, пришедшая на место казни, умоляла его терпеть страдания до конца. А когда тела всех мучеников сложили и повезли на костер, мать Мелитона понесла его за ними, чтобы пытки над ее сыном не продолжились и он не предал Бога. У костра скончался и он.

Тела Севастийских мучеников были сожжены на костре в тайном месте, а останки пущены в воду — ведь палачам было известно, что христиане почитают мощи мучеников как великую святыню. Но сами святые явились через три дня в сияющем сонме главе церкви Севастийской епископу Петру, указав на место, где пребывали их мощи. Владыка Петр со священниками Севастии ночью предал погребению останки мучеников.

ПОЧИТАНИЕ СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ

День памяти Севастийских мучеников — один из самых чтимых праздников Православной Церкви. Он празднуется весной, отмечается особым богослужением Литургии Преждеосвященных Даров и богат народными традициями.

День страданий Севастийских мучеников сохранился в Церковном предании — это 9 марта (по новому стилю 22-е). В этот день в 1230 году болгарский царь Иван Асень разбил вражескую армию и в благодарность за услышание его молитв Сорока мученикам устроил церковь с памятной колонной, а также распространил празднование их памяти в славянских странах.

Память Сорока мучеников, также называемая «сОроки», — начало весны, с которым связаны многие обычаи, традиции, приметы:

    • Во двор, где совьет гнездо ко дню Сорока мучеников ласточка, придет радость и удача;
    • Первые птицы прилетают к дню памяти мучеников Севастийских;
    • Пели в этот день песни-веснянки, призывающие весеннее тепло: дети на улицах, а девушки у озер, видимо, в связи с житием мучеников, страдавших на озере;
    • В этот день чистили дома, готовились к встрече весны кострами из зимнего сора;
    • Молодежь должна была до утра гулять и петь — очевидно, также в связи с житием мучеников, стоявших в воде ночь, — чтобы найти расцветшие листья вербы и утром, вернувшись домой, хлопать ими близких, желая здоровья.
    • Самый интересный обычай — печь особое печенье и булочки. Их «высаживали» на окно, как бы показывая весну. Печенье пекли круглым, в форме солнца — это был символ пробуждающейся природы. А вот булочки имеют даже богословский смысл. Их называют жаворонки (иногда — тетерки). Люди, наблюдая за этими птицами, узнали, что поющий жаворонок — первая весенняя птица — то летит очень высоко, под острым углом, к небу, а потом так же резко падает на землю. Православные говорили, что так птицы показывают пример смелости молитвы и смирения перед Богом: поднимаясь вверх, жаворонок, словно удивленный славе Божией, с благоговением опускается на землю. Христиане многих веков сравнивают песню первых весенних птиц — жаворонков — с молитвами Севастийских мучеников, которые они пели перед смертью. Они так же явили стремление в Царствие Небесное, к Солнцу Духовному, Господу Иисусу Христу, и смирение перед волей Его.

СВЯТЫНИ И ХРАМЫ В ЧЕСТЬ СОРОКА СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ

Царем болгарским Иван Асенем, распространившим почитание святых среди славян, был выстроен первый православный храм в их честь. Рядом с церковью он поставил памятную колонну. Церковь Сорока мучеников стала национальной святыней Болгарии. Здесь находятся захоронения многих правителей страны. В этом же храме был некоторое время похоронен великий святой Савва Сербский, а после его прославления мощи были перенесены обратно в Сербию. Он устоял даже во время захвата Болгарии турками, получив статус памятника архитектуры, хотя фрески и церковная утварь подверглись разграблению и уничтожению.

Интересно связано почитание Сорока мучеников с историей Москвы. Храм в честь Севастийских мучеников был основан в столице в 1645 г. (Динамовская, 28). Находится он у Новоспасского монастыря, в Спасской слободе. Строившие ее рабочие приехали из разных областей ради созидания храма, но место им настолько полюбилось, что они выстроили слободу вокруг храма. Так здесь появились улицы с названием Каменщики. В этом храме пребывает икона Севастийских мучеников и драгоценный ковчег с мощами. Также чудотворные иконы и святые мощи Сорока мучеников пребывают

    • В храме Севастийских мучеников Свято-Троицкой обители города Тюмень;
    • В церкви в их честь на территории Печорского Свято-Успенского монастыря Псковской области.

КАК МОЛИТЬСЯ И О ЧЕМ ПРОСИТЬ СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ?

Просить помощи Сорока мучеников можно в различных жизненных ситуациях, особенно тех, где требуется стойкость и смелость. Молиться образу Севастийских мучеников можно в храме и дома, возжигая свечи.

    • Придя в храм, приобретите церковные свечи и найдите образ Мучеников Севастийских по иконографическим приметам, указанным в начале статьи.
    • Дважды перекреститесь, поклонитесь, поцелуйте край иконы или ноги святых на иконе, перекреститесь в третий раз и поклонитесь снова.
    • Поставьте свечу на подсвечник, не важно, с какой стороны.
    • Обратитесь к иконе с молитвой.
    • Если в храме нет иконы Сорока мучеников, можно приобрести ее в церковной лавке — самый большой выбор обычно при кафедральном (главном) соборе вашего города. Дома прикладываться к иконе и молиться перед ней можно, также зажигая церковную свечу.

Святые мученики Севастийские особо помогают военнослужащим в исполнении долга, прохождении службы, в боях. Можно молиться им и если вы обычный человек:
— При сомнениях в вере;
— При необходимости сделать выбор;
— При трудностях, когда нужно проявить речение и стойкость;
— Для достойного выхода из неудачной для вас ситуации;
— Получить способность достойно преодолевать все беды, возникшие на жизненном пути человека;
— При отчаянии, депрессии, тоске и унынии;
— В отсутствии сил и желания для борьбы с жизненными неурядицами;
— Об уверенности в себе и доверии Богу.

Молитву Сорока мученикам Севастийским можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О святые славные страстотерпцы Христовы, числом сорок в городе Севастии мужественно пострадавшие ради Господа, через огонь и воду прошли вы и как друзья Христовы вошли в покой Царства Небесного. Вы имеете великую смелость ходатайствовать перед Пресвятой Троицей о роде христианском, особенно же о людях, которые чтят вашу святую память и с верой и любовью вас призывают. Попросите у Господа Щедрого прощение наших грехов, исправления нашей жизни, чтобы в покаянии и любви друг ко другу без лжи мы жили, и смело предстали на Страшном Суде Христовом, а вашими молитвами встали рядом со Христом, Судей Праведным. О, угодники Божии, будьте нам защитниками от всех врагов: видимых, людей злых — и невидимых, духов злобы поднебесной, чтобы под вашим покровом избавились мы от всех бед, зла и нападений до последнего дня нашей жизни.
О страстотерпцы и всеми прославляемые воины, сорок солдат Христовых, твердые защитники: через огонь и воду прошли вы, и стали согражданами Ангелов в Небесном граде Иерусалиме. Молитесь с ними Господу Иисусу о тех, кто с верой вас и Его восхваляет: слава Подавшему вам силу и крепость, слава Венчавшему вас венцами нетленными, слава Дарующему исцеления вашими молитвами!

О страстотерпцы, угодившие Господу Богу и мученически свидетельствовавшие свою верность Ему! К вам, молитвенникам нашим, мы приходим с усердной молитвой и просим вас: умолите Бога Пресвятого прощение наших грехов, жизнь добродетельную нам, чтобы вечно мы прославляли имя Всесильного Бога во Святой Троице: Отца, Сына и Духа Святого, вечно. Аминь.

Молитвами святых мучеников Севастийских да хранит вас Господь!

16.03.2016
Среда

Тропарь, глас 1
Страстотерпцы всечестнии,/ воини Христовы четыредесяте,/ твердии оружницы,/ сквозе бо огнь и воду проидосте/ и Ангелом сограждане бысте,/ с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас./ Слава Давшему вам крепость,/ слава Венчавшему вас,/ слава Подавающему вами всем исцеления.

Кондак, глас 6

Все воинство мира оставльше,/ на Небесех Владыце прилепистеся,/ страстотерпцы Господни четыредесять,/ сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии,/ достойно восприясте славу с Небес/ и венцев множество.

Дорогие братья и сестры!

9 (22) марта Святая Православная Церковь отмечает память сорока мучеников-воинов, в Севастийском озере пострадавших. Этот день в 2016 г. приходится на вторник второй седмицы Великого поста, не предполагающего служение Литургии и обязательное строгое воздержание в пище. Однако издревле Церковь взяла за правило торжественно прославлять этих святых, поэтому в наших храмах будет служиться Литургия Преждеосвященных Даров для свидетельства великого подвига севастийских мучеников, совершенного Христа ради. Ослабляется и только начавшийся строгий пост: разрешается вкушать вино и елей.


Благочестивым обычаем считается выпекание накануне дня праздника из постного теста «жаворонков» - песнь этих птиц символизирует молитву страстотерпцев к Богу. По наблюдениям, поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле. Объяснялось это особым дерзновением и смирением их пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды - Христу.



Сорок мучеников севастийских являют нам пример истинной жизни в Боге, ради которого не страшны страдания и смерть. Своим подвигом они освящают всю спасительную Четыредесятницу, по слову протоиерея Александра Шаргунова: «сорок мучеников - сорок дней, каждый день дается нам возможность рождаться и умирать. Умирать для греха, быть исповедниками Христовой истины и правды - теми, кто целует смерть со Христом и готов оплевать жизнь, в которой нет Христа».


Сорок - число, часто встречающееся в Священном Писании: сорок дней постился пророк Моисей перед получением скрижалей Закона; столько же дней Господь наш Иисус Христос провел в пустыне в посте и молитве; на сороковой день после воскресения Христос вознесся на небеса. Севастийских мучеников также было сорок. Несмотря на разность характеров, внешности, полученного воспитания - у них была одинаково сильная любовь к Богу, которая помогла преодолеть им обрушившиеся на них испытания. Их подвиг схож с подвигом новомучеников и исповедников Российских, которые также единым порывом отдавали свои жизни за веру.


В Беседе 19 «На день святых четыредесяти мучеников» святитель Василий Великий говорит: «Любителю мучеников наскучит ли когда творить память мучеников? Честь, воздаваемая доблестным из наших сослужебников, есть доказательство нашего благорасположения к общему Владыке. Ибо несомненно, что восхваляющий мужей превосходных не преминет и сам подражать им в сходных обстоятельствах. Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтобы и тебе соделаться мучеником по произволению и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ними наград. А нам предстоит подивиться не одному, и не двум только, даже не десятью ограничивается число ублажаемых, - но сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы».


Подвиг Сорока севастийских мучеников напоминает нам о том, что в нашей земной жизни христианину рано или поздно придется сделать выбор между временным скоро проходящим мирским благополучием и распятым Господом с Его вечной полной любви жизнью. Один из воинов, мучившихся с остальными в холодном озере, оставил братьев и убежал в натопленную баню. Другой, воин-язычник, живший вне Христа, в мгновение переменил свои убеждения и последовал на смерть ради Господа. Видя мученические венцы, он закричал: «И я христианин!» - и присоединился к ним, чтобы разделить и страдания, и славу. Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».


«Церковь с самого начала увидела в этом образе то, что во все времена определяет жизнь каждого христианина и жизнь всей Церкви. Так или иначе мы оказываемся перед этим выбором. Либо мы должны пожертвовать Христом ради своего благополучия, либо пожертвовать своим благополучием ради Христа. Ни один человек не может обойти этот выбор. Но бывают такие испытания, которые охватывают всю Церковь. И те гонения, которые были в древней Церкви, и те, что были в самое недавнее время, были отмечены этим: одни избирали Христа, а другие отрекались от Него. Некоторые отрекались, когда как будто были уже близки к тому, чтобы получить мученический венец. А среди людей, которые были к Церкви безразличны, и даже среди её гонителей внезапно обретались исповедники веры» - свидетельствует протоиерей Александр Шаргунов.



Мучению верных Христу воинов в севастийском озере предшествовал изданный в 313 г. Святым Константином Миланский эдикт, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско. 40 мучеников севастийских - это святые, пострадавшие именно в это время от Ликиния. Первоначально им предложили отречься от Христа, на что воины ответили отказом. Святых пытались побить камнями, но камни пролетали мимо. Затем их привели к озеру и оставили замерзать на морозе. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. Лед стал таять, и воины погружались в воду. Над ними появлялись святые венцы.

Святитель Григорий Нисский в «Похвальном слове святым сорока мученикам» (второе) пишет: «Одно только страшно было для них, - отрешиться от Христа; одно благо, - быть с одним Христом; все же прочее, - смех и тень, пустословие и сонные мечтания… Одно благо для них было, - Христос; от всего они отреклись, чтобы приобрести Его».

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный мученик еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда он испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не могли собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.


Праздник в честь Сорока Севастийских мучеников, пострадавших при императоре Лицинии, впервые засвидетельствован благодаря проповедям святителей Василия Великого и Григория Нисского. Родители святителей очень почитали Сорок мучеников Севастийских и в одном из своих селений, недалеко от Севастии (Сиваса), погребли святые мощи этих мучеников, а над местом погребения устроили церковь. Позже святитель Григорий Нисский похоронил тела своих родителей рядом с мощами Сорока мучеников.

Преподобный Ефрем Сирин составил пять гимнов в их честь. Дьяконом Владимиром Василиком сделан их перевод с сирийского языка. Вот текст одного из гимнов :


Мученики, хлад терпевшие
И лед от своих гонителей, -
Их память запечатлена
Венцами Царя Самого.

Воспламенилась любовь
У мучеников Сорока
К Божию Сыну (Христу).
Поднялись и встали они
Пред судом тиранов земли.
Принудили их стоять
Всю ночь в ледяной воде.
Но не устрашились они
Ни вод, ни хлада, ни льда.
Посеял лукавый зло
В сердце языков царя,
Чтоб пытками он терзал
Служителей Царя (Небес).
В озере, исполненном вод,
Всю ночь повелел им стоять.
И повелел их тела
Лютому ветру предать.

Когда совлекли они
Одежды со (бренных) тел,
То в ризы славы Своей
Одел их Всевышний Царь.
Когда терзал их хлад
И лед, Жених Христос
Им на главы венцы
Славы Своей возлагал.
Спустились сонмы Сил
Небесных, чтоб укрепить
Благословенный отряд
Мучеников Сорока.
Возликовали они,
Когда узрели их ум,
Настроенный для любви
К Иисусу, Царю Небес.


Известно множество случаев благодатной помощи мучеников после своей святой кончины. Приведем лишь один из них, который произошел с митрополитом Иосифом (Чернов; 1893–1975) 1 . Владыко свидетельствует:
«В Таганроге, в архиерейских покоях висела икона 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Я, будучи еще молодым иеродиаконом и келейником владыки Арсения, часто проходил мимо этой иконы, но не оказывал должного почитания этим 40 страдальцам и даже немного сомневался в их существовании: то ли были они, то ли их не было…

И вот, зимой 1943 года, в Умани я сидел в гестаповской тюрьме, где окна были без рам, а на улице стоял страшный мороз. Я был почти раздет - на мне только подрясник. И тогда, в этом каменном мешке, я просил смерти: „Господи, дай мне умереть!“ Невозможно было, не было сил терпеть эту стужу. Тогда-то я вспомнил о 40 мучениках Севастийских и стал им молиться, просить прощения за то, что не оказывал им должного почитания, не понимал их мученического подвига. Молился горячо, усердно - и вскоре от души отступило отчаяние, по телу разлилось тепло, и я согрелся. И после того, как холод и отчаяние отступили, открылась дверь камеры и мне принесли передачу - Святые Дары, хлеб и теплую одежду.


К городу подступали советские войска, и немцы стали расстреливать заключенных. И вот, я взял в ладони Святые Дары и всю ночь перед ними молился. Верующие Умани собрали золото и подкупили помощника начальника тюрьмы. Он дал слово, что оставит меня в живых, и действительно, тогда как пленных немцы - одних угнали с собой, других расстреляли, - я же остался жив».

В завершении нашего небольшого повествования приведем слова Василия Великого, сказанные им в честь Сорока мучеников севастийских:

«Святой лик! Священная дружина! Непоколебимый полк! Общие хранители человеческого рода! Добрые сообщники в заботах, споспешники в молитве, самые сильные ходатаи, светила вселенной, цвет Церквей (как думаю, и духовный, и чувственный)! Вас не земля сокрыла, но прияло небо; вам отверзлись врата рая. Зрелище достойное ангельского воинства, достойное патриархов, пророков, праведников; мужи в самом цвете юности презревшие жизнь, паче родителей, паче детей возлюбившие Господа! Находясь в возрасте, наиболее полном жизни, вменили они ни во что временную жизнь, чтобы прославить Бога в членах своих, став „позором миру и Ангелом и человеком“ (1Кор.4,9), восставили падших, утвердили колеблющихся, усугубили ревность в благочестивых. Все, воздвигнув один победный памятник за благочестие, украсились одним венцом правды, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь»

Святые мученики севастийские, молите Бога о нас!

Трощинский Павел

«Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтобы и тебе соделаться мучеником по произволению и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ними наград».

(Св. Василий Великий)

Святые севастийские мученики приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть.

В 313 году при Святом Константине Великом был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай.

Перед военными действиями и в языческие праздники совершались тогда ритуальные жертвоприношения. В войске Агриколая находились 40 воинов-христиан, родом из Каппадокии, цвет войска – храбрецы, побеждавшие во многих сражениях, покрытые ратной славой. Из них трое: Кирион, Кандид и Домн были знатоками Священного Писания. Этих-то 40 человек решил Агриколай принудить принести жертвы языческим идолам.

Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. В темнице воины стали громко петь 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго». В полночь им явился Господь, и услышали они слова: «Добр есть начаток изволения вашего, но претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10:22).

Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.

В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, - жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я — христианин!» — и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». «По примеру стоящих в строю, которые, как скоро падет кто в первом ряду, тотчас замещают его собою, чтоб убитым не разрывался у них ряд. Подобно этому поступил и сей. Видел он Небесные чудеса, познал истину, притек ко Владыке, стал сопричислен к мученикам!

Иуда пошел прочь, а на место его введен Матфей! Подражателем стал Павловым вчерашний гонитель, а ныне благовествующий. И он имел звание свыше ни от человек, ни человеком (Гал. 1:1). Уверовал во имя Господа нашего Иисуса Христа, крещен в Него не другим кем, но собственною верою, не в воде, но в крови своей»(Св. Василий Великий).

Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да впридачу среди них один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога. Среди них был один совсем юный местный уроженец по имени Мелитон. Мать его, тоже христианка, испугалась, что он не выдержит пыток. Она встала при нем неотступно и уговаривала не страшиться.

Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Святого Мелитона, еще живого, подняла его мать и понесла следом. У нее на руках он и скончался. После сожжения на костре обугленные кости святых сорока мучеников Севастийских были сброшены в реку. Но Господь сохранил их. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и велели взять их останки со дна реки и предать погребению. Тот вместе с несколькими клириками пришел ночью к реке, и увидели они, что кости, даже малая их частица, светятся в темноте. Собрав все кости, их перенесли в подобающее место. Мученичество их о Господе началось 26 февраля, смерть же они приняли 9 марта. В этот день и празднуется их память.

Имена святых мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Экдит, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон, Аглаий – «Сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы» (Св. Василий Великий).

Быстро распространившееся почитание св. Сорока мучеников уже в V веке достигло христианского Запада. Частицы мощей их были положены в основание алтаря базилики в Брешии, при ее освящении; специальная капелла была освящена в честь 40 мучеников в римской Санта Мария Антиква.

9 марта 1230 года болгарский царь Иван II Асень разбил армию Феодора Комнина и пленил его с семьей и большей частью войска. Иван II Асень отнес свою победу заступничеству Сорока Севастийских мучеников. В качестве благодарности царь построил или обновил бывший на этом месте храм (остается не до конца выясненным) и освятил в честь Сорока мучеников, а также оставил знаменательную надпись на колонне этой церкви в память о славной победе.

Подвиг, подобный Севастийскому, в 1919 году совершили сорок два русских священника, замученных палачами в снегах под Пермью. Там же претерпел кончину за Господа святитель Феофан Соликамский. Мучители раздели святого старца донага и опускали его в прорубь, пока тело не покрылось коркой льда. И таким примерам кончины наших страстотерпцев несть числа.

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» - булочки в виде птиц. Эти булочки (печенья) обыкновенно украшались всевозможными вычурами и даже позолотой и продавались при входах в церковь и на торгу. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды - Христу.

Считается, что «На Сороки день с ночью меряются, прилетают сорок разных птиц, сорок пичуг на Русь пробирается».

Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. Св. Василий Великий, Григорий Нисский и Ефрем Сирин в этот день произносили свои поучения, а Иоанн Дамаскин и Феофан Никейский написали стихиры на праздник. В этот день облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.

Тропарь, глас 1:
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.

Ин тропарь, глас 1:
Страстотерпцы всечестнии, / воини Христовы четыредесяте, / твердии оружницы, / сквозе бо огнь и воду проидосте / и Ангелом сограждане бысте, / с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас / Слава Давшему вам крепость, / слава Венчавшему вас, / слава Подавающему вами всем исцеления.

Кондак, глас 6.
Все воинство мира оставльше, / на Небесех Владыце прилепистеся, / страстотерпцы Господни четыредесять, / сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, / достойно восприясте славу с Небес / и венцев множество.

Сорок Севастийских мучеников

Сорок мучеников Севастийских - это воины-христиане, которые жизни свои положили во имя Господа Иисуса Христа в городе Севастии (Малая Армения, территория современной Турции). Это произошло в 320 году, при правлении Лициния. В Православной церкви этот день отмечается 9 (22) марта.

В честь этого события в Москве был сооружен храм Сорока мучеников Севастийских, которому тоже пришлось пережить много тяжелых испытаний. Об этом подробно будет описано ниже.

Стоит еще отметить, что праздник Сорока Севастийских мучеников в древнейших месяцесловах относится к самым чтимым праздникам. В день их памяти облегчается строгий пост, разрешается вкушать вино и совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Сорок мучеников Севастийских: житие

После того как погибли в междоусобицах остальные императоры, владыками римского мира остались язычник Лициний и христианин Константин I Великий. Последний в 313 году издал указ о том, что христианам разрешается полная свобода вероисповедания, и с этого момента их права уравниваются с язычниками.

Однако Ликиний был закоренелый язычник. Христиан он считал своими заклятыми врагами. К тому, же он готовил свои войска к войне против Константина, потому что решил окончательно очистить свою землю от приверженцев этой веры.

Агриколай

В то же время в Севастии военачальник Агриколай, ревностный сторонник язычества, под командованием которого ходила дружина из сорока храбрых воинов каппадокийцев-христиан, неоднократно выходивших из сражений победителями, решил заставить их отречься от веры и потребовал принести жертву языческим богам. Но отважные мужи отказались, тогда их сразу арестовали и посадили в темницу. Там они стали усердно молиться Богу и ночью услышали глас Его: «Претерпевший до конца, спасется!».

Тогда Агриколай пошел на хитрость и лесть, он начал восхвалять юношей как мужественных воинов, которые должны снискать себе расположение у самого императора, а поэтому должны отречься от Христа.

Лисий

Ровно через неделю к ним прибыл сановник Лисий, чтобы устроить суд над ними. Но сорок мучеников Севастийских твердо стояли за веру во Христа и были готовы отдать свои жизни. Тогда Лисий приказал побить мучеников камнями. Однако камень, брошенный им самим, попал прямо в лицо Агриколаю. Мучители сильно испугались, почувствовав ту невидимую силу, которая ограждала сорок мучеников Севастийских.

И воинов-христиан опять отвели в темницу, где они продолжали усердно молиться Христу и опять услышали Его глас: «Кто верит в меня, если и умрет, то оживет. Ничего не бойтесь, ибо вас ждут венцы нетленные».

Наутро опять был допрос. Было решено в мороз отвести воинов к озеру и оставить их на льду на всю ночь под стражей. А рядом на берегу для искушения затопили баню. Один из воинов не выдержал и побежал к бане, но, не успев добежать, упал замертво.

Аглаий

В третьем часу ночи Господь послал им свет и тепло, лед под ними растаял, и они оказались в теплой воде. В это время все стражники спали, только Аглаий был на посту. Вдруг он увидел, как над головой каждого воина появился светлый венец. Недосчитавшись одного венца, он понял, что сбежавший лишился его, и тогда Аглаий, разбудив стражников, скинул с себя одежду, закричал, что и он христианин, и присоединился к остальным мученикам. Оказавшись рядом с ними, он стал молиться Богу, в которого верили эти святые воины. И просил, чтобы Христос присоединил его к ним, чтобы и ему сподобиться пострадать с рабами Его.

Утром все увидели, что они все еще живы, а вместе с ними и Аглаий, прославляющий Христа. Тогда их вывели всех из воды, чтобы перебить им голени.

Мелитон

Последний мучеников Севастийских начался со страшных мук. Во время этой страшной экзекуции мать самого молодого воина Мелитона была рядом с ним и убеждала своего сына не бояться испытаний и выдержать все до конца. После пыток изувеченные тела мучеников положили на обоз, чтобы отвезти на сожжение. Но еще юного Мелитона оставили на земле, так как он еще дышал. Оказавшаяся рядом его мать подняла сына на свои плечи и потащила вслед за обозом. По дороге он испустил дух. Мать, дотащив до колесницы сына, положила его рядом с его святыми подвижниками. Вскоре их тела были сожжены на костре, а обгоревшие останки костей выброшены в воду, чтобы их не забрали христиане.

Через три дня во сне епископ Севастийский блаженный Петр увидел сорок мучеников Севастийских, которые велели ему собрать их останки и предать погребению. Ночью епископ вместе с несколькими клириками собрал останки славных святых мучеников и с честью предал их земле.

Храм Сорока Севастийских мучеников в Москве

В память об этих мучениках стали строиться храмы по всей земле. Один из них находится слева от входа в Он примечателен тем, что является усыпальницей Иерусалимских патриархов, хотя первым епископом Иерусалима стал названый брат Иисуса Иаков, который входил в число 70 апостолов. За все время епископов было 43. Позже, в 451 году, в Халкидоне на Четвертом было принято решение возвести епископа Иерусалимского в сан патриарха.

Единственный храм Сорока Мучеников Севастийских был построен и в Москве, его история привлекает и восхищает многих православных. Он находится прямо напротив Новоспасского монастыря, по улице Динамовская, 28. Храм этот изначально имел название Сорокосвятский и обязан своим созданием этому древнему монастырю.

Все началось с того, что царь Михаил Федорович в 1640 году заселил сюда дворцовых каменщиков, которые занимались постройками новых каменных стен обители и его главной святыней - Спасо-Преображенским собором. После завершения всех дел мастера остались жить на этом месте, которое тогда еще носило название Таганская слобода.

Великие потрясения

В 1645 году напротив монастыря ими была построена Сорокосвятская церковь. За всю историю ее неоднократно настигали бедствия. В 1764 году ее ограбили и вынесли всю драгоценности, святой крест и иконы. После чумы 1771 года количество прихожан значительно уменьшилось. В 1773 году случился пожар, и все приходские дома сгорели, храм оказался под угрозой закрытия, но благодаря показаниям дьякона Петра Святославского (Вельяминова) о том, что приходские люди будут отстраивать свои жилища, собор оставили в покое. Сам дьякон был рукоположен в священники, чтобы и дальше служить при этой церкви.

В 1801 году здание было огорожено каменной оградой, была построена новая колокольня. Среди прихожан храма был и знаменитый художник Ф. С. Рокотов, которого позже похоронили на кладбище Новоспасского монастыря.

Подвиг отца Петра

В 1812 году храм Сорока Мучеников был полностью разграблен наполеоновскими войсками. Настоятеля храма (Вельяминова) они мученически убивали. Он отказался им выдать место, где хранились главные ценные святыни. Его изрубили саблями и искололи штыками. Всю ночь он валялся в луже крови, но был еще живой. Утром 3 сентября один француз сжалился над ним и выстрелил ему в голову.

Его тело похоронили без гроба и отпевания, и трижды его выкапывали неприятели. Только 5 декабря, когда его тело в очередной раз было откопано, отца Петра смогли отпеть по церковному чину. Очевидцы рассказывали, что за три месяца тело батюшки, несмотря ни на что, оставалось нетленным, и даже раны кровоточили.

Обновление и очередное осквернение

После революции сценарий для всех церквей был одинаковый, новая власть все рушила и грабила, священников и верующих убивали, отправляли в ссылки. В годы Великой Отечественной в храме располагался цех по изготовлению болванок для снарядов. В 1965 году здесь обосновался НИИ, потом отдел министерства машиностроения. Храм передали церкви лишь в 1990 году по ходатайству патриарха Алексия II.

Заключение

В самом конце надо отметить, что по новому стилю праздник сорока Севастийских мучеников приходится на 22 марта. В России по крестьянскому обычаю в этот день верующие пекут булочки в виде птиц-жаворонков, так как они стали символом славы Господа, вознесенной подвигами великих мучеников, показавших истинное смирение и устремление ввысь, в Царство Небесное, к Христу - Солнцу Правды.

«Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтобы и тебе соделаться мучеником по произволению и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ними наград».

(Св. Василий Великий)
Святые севастийские мученики приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть.

В 313 году при Святом Константине Великом был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай.

Перед военными действиями и в языческие праздники совершались тогда ритуальные жертвоприношения. В войске Агриколая находились 40 воинов-христиан, родом из Каппадокии, цвет войска – храбрецы, побеждавшие во многих сражениях, покрытые ратной славой. Из них трое: Кирион, Кандид и Домн были знатоками Священного Писания. Этих-то 40 человек решил Агриколай принудить принести жертвы языческим идолам.

Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. В темнице воины стали громко петь 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго». В полночь им явился Господь, и услышали они слова: «Добр есть начаток изволения вашего, но претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10:22).

Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.

В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, - жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: "И я - христианин!" - и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: "Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». «По примеру стоящих в строю, которые, как скоро падет кто в первом ряду, тотчас замещают его собою, чтоб убитым не разрывался у них ряд. Подобно этому поступил и сей. Видел он Небесные чудеса, познал истину, притек ко Владыке, стал сопричислен к мученикам!

Иуда пошел прочь, а на место его введен Матфей! Подражателем стал Павловым вчерашний гонитель, а ныне благовествующий. И он имел звание свыше ни от человек, ни человеком (Гал. 1:1). Уверовал во имя Господа нашего Иисуса Христа, крещен в Него не другим кем, но собственною верою, не в воде, но в крови своей»(Св. Василий Великий).

Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да впридачу среди них один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога. Среди них был один совсем юный местный уроженец по имени Мелитон. Мать его, тоже христианка, испугалась, что он не выдержит пыток. Она встала при нем неотступно и уговаривала не страшиться.

Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Святого Мелитона, еще живого, подняла его мать и понесла следом. У нее на руках он и скончался. После сожжения на костре обугленные кости святых сорока мучеников Севастийских были сброшены в реку. Но Господь сохранил их. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и велели взять их останки со дна реки и предать погребению. Тот вместе с несколькими клириками пришел ночью к реке, и увидели они, что кости, даже малая их частица, светятся в темноте. Собрав все кости, их перенесли в подобающее место. Мученичество их о Господе началось 26 февраля, смерть же они приняли 9 марта. В этот день и празднуется их память.

Имена святых мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Экдит, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон, Аглаий – «Сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы» (Св. Василий Великий).

Быстро распространившееся почитание св. Сорока мучеников уже в V веке достигло христианского Запада. Частицы мощей их были положены в основание алтаря базилики в Брешии, при ее освящении; специальная капелла была освящена в честь 40 мучеников в римской Санта Мария Антиква.

9 марта 1230 года болгарский царь Иван II Асень разбил армию Феодора Комнина и пленил его с семьей и большей частью войска. Иван II Асень отнес свою победу заступничеству Сорока Севастийских мучеников. В качестве благодарности царь построил или обновил бывший на этом месте храм (остается не до конца выясненным) и освятил в честь Сорока мучеников, а также оставил знаменательную надпись на колонне этой церкви в память о славной победе.

Подвиг, подобный Севастийскому, в 1919 году совершили сорок два русских священника, замученных палачами в снегах под Пермью. Там же претерпел кончину за Господа святитель Феофан Соликамский. Мучители раздели святого старца донага и опускали его в прорубь, пока тело не покрылось коркой льда. И таким примерам кончины наших страстотерпцев несть числа.

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» - булочки в виде птиц. Эти булочки (печенья) обыкновенно украшались всевозможными вычурами и даже позолотой и продавались при входах в церковь и на торгу. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды - Христу.

Считается, что «На Сороки день с ночью меряются, прилетают сорок разных птиц, сорок пичуг на Русь пробирается».

Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. Св. Василий Великий, Григорий Нисский и Ефрем Сирин в этот день произносили свои поучения, а Иоанн Дамаскин и Феофан Никейский написали стихиры на праздник. В этот день облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.

Тропарь, глас 1:
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.

Ин тропарь, глас 1:
Страстотерпцы всечестнии, / воини Христовы четыредесяте, / твердии оружницы, / сквозе бо огнь и воду проидосте / и Ангелом сограждане бысте, / с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас / Слава Давшему вам крепость, / слава Венчавшему вас, / слава Подавающему вами всем исцеления.

Кондак, глас 6.
Все воинство мира оставльше, / на Небесех Владыце прилепистеся, / страстотерпцы Господни четыредесять, / сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, / достойно восприясте славу с Небес / и венцев множество.