Мантра со хам значение. Что такое правильная мантра со-хам

Медитация на ОМКАРУ

Повторяя мантру ОМ (3 раза), вы обожествляете тело, ум и дух. Повторяя мантру ОМ (21 раз), вы одухотворяете все свое бытие. Согласно ведической традиции, тело состоит из 21 аспекта. Это пять чувств действия, пять чувств познания, пять жизненных пран, пять оболочек и душа. Повторяя ОМ (21 раз), вы символически одухотворяете все эти аспекты.

Во время медитации на ОМ ваши глаза лучше держать закрытыми и визуализировать сильнейший источник света в точке между бровями.

Начинайте повторение ОМ и почувствуйте, что свет нисходит на ваш язык, губы и очищает их, при этом, вы мысленно просите Бога помочь вам говорить только истину и нести своей речью вдохновение людям.

Во время произнесения слога ОМ еще раз проверьте свой позвоночник, чтобы он был прямым и не прогибался дугой. Это обязательное условие необходимое, для того чтобы жизненная энергия праны легко проникала в ваше тело.

Затем, повторяя ОМ, вы низводите свет на другие органы действия и очищайте их. Повторяя следующие пять ОМКАР, вы очищайте светом и вибрацией ОМ пять чувств восприятия, пять пран и пять оболочек, и затем свет озаряет внутреннее Я, освобождая его от эгоизма и открывая присутствие Божества внутри.

Для наглядности можно привести следующую таблицу:

а) первые пять ОМКАР:

Очищение чувств действия:

1 – органы речи;

4 – органы выделения;

5 – гениталии.

б) вторые пять ОМКАР:

Очищение чувств познания:

1 – глаза (воспринимающие формы);

2 – нос (воспринимающий запах);

3 – уши (воспринимающие звук);

4 – язык (воспринимающий вкус);

5 – кожа (воспринимающая прикосновение);

в) третьи пять ОМКАР:

Очищение жизненных потоков лил энергий (пран):

2 – потовыделение;

3 – циркуляция крови;

4 – пищеварение;

5 – выделение;

г) четвертые пять ОМКАР:

Очищение оболочек (коша):

1 – оболочка, составленная пищей;

2 – оболочка витальных энергий;

3 – оболочка ума;

4 – оболочка духовного разума;

5 – оболочка блаженства;

д) последний ОМКАР:

21 – озарение Я, души

Эта мантра освобождения. Она позволяет восстановить связь с космическим сознанием и избавиться от ограниченности тела и низшего ума. Она повторяется с дыханием. На выдохе вы повторяете мысленно ХАМ, а на вдохе СО. Каждый человек в течение 24 часов бессознательно повторяет мантру СО – ХАМ 21600 раз. Если вы будете сознательно повторять СО – ХАМ, то ум быстро будет очищаться, и вы сможете управлять внутренними энергиями тела, а также очень полезно для тренировки сознания и контроля над разумом.

Не легко постоянно осознавать звук СО – ХАМ, поскольку для этого необходима маленькая формальная практика (садхана).



Найдите чистое место, без шума и других помех. Это место не должно вам напоминать о чем-либо неприятном. В тени цветущих деревьев или у журчащего ручейка было бы замечательным местом для садханы. Важно, чтобы разум находился в покое и был расслаблен.

Сядьте в удобную позу, глаза могут быть открыты или закрыты, как вам удобно. Затем медленно вдохните и постарайтесь услышать звук «СА». Если поначалу не слышите звук, то почувствуйте, как вы сопите, создавая этот звук более ярко, и вы поймете, что уже начали его слышать. Выдыхая, вы можете также услышать звук «ХАМ», представленный или мысленно повторенный. Нужно обращать внимание на то, чтобы дыхание было постоянным и СО – ХАМ не разрывался на частичные звуки наподобие произносимой в слух мантры.

Когда вы начинаете фиксировать процесс дыхания, его скорость немного изменяется. Это может стать неприятным. Прервитесь ненадолго, если это случилось, а затем возобновите тренировку.

Через 10 – 15 минут дыхание будет удлиняться, пока представление о звуке не станет естественным и непроизвольным. Когда это случится, появится ощущение, будто дыхание остановилось. Но нет причины для беспокойства, потому что это лишь признак того, что выполнение теперь стало естественным. Это состояние сахаджи (естественное).

Ступень сахаджи ведет к полному овладению дыханием и с овладением дыханием приходит полное овладение природой эмоциональных, психологических и физических состояний. Если овладеть природой состояний разума, то можно освободиться от пут привязанностей. В умиротворении происходит окончательная встреча сознания (пуруши) и энергии (пракрити).

Поскольку нормальная скорость дыхания человеческих существ – 15 раз в минуту, то за 24 часа это составит 21600 дыханий в целом. Жизненная энергия, пронизывающая тонкое тело, также втекает и вытекает с физическим дыханием. Поскольку жизнь зависит от процесса дыхания и поскольку часть жизненной энергии теряется во время выдоха, вполне естественно, что при контроле за соотношением вдоха и выдоха жизненная энергия может накапливаться и жизнь удлиняется. Известно, что некоторые йоги, святые жили много веков, а другие стали бессмертными – они бережно сохраняли поток своей жизненной энергии. Поток жизненной энергии внутрь и наружу, сопряженный с дыханием, оказывает заметное влияние на человеческий организм. Если поток жизненной энергии может быть поставлен под контроль сознания, можно предупреждать и исцелять болезни, может быть продлен срок человеческой деятельности и можно позволить себе проникнуть глубоко в прошлое и будущее.

Мантра – могучее вибрационное песнопение, являющееся инструментом мысли, означает идеальные, неслышимые звуки, олицетворяющие единый аспект творения. Произносимая по слогам мантра составляет единую Вселенскую терминологию. Бесконечные силы звука извлекаются из АУМ, слова, или творческого гула космического мотора.

Раздел 2. Саньяма (Психическая практика)

Во время выполнения повседневных обязанностей способность людей к сосредоточению и внимание весьма слабые. Руками вы производите какую-то работу, а в голове роится множество мыслей о самых разных проблемах. Вы думаете о том, что произошло в прошлом, анализируете и мечтаете о том, что произойдет в будущем. На это уходит огромное количество ментальной (умственной) энергии. Из-за этого снижается эффективность физической и умственной деятельности.

Для достижения успеха в любом деле необходимо сосредоточение. Человек с неразвитой способностью к сосредоточению лишен эмоциональной и умственной стабильности. Он быстро устает, работа его не плодотворна, ему трудно учиться.

С помощью психического сосредоточения активизируется «жизненная энергия», а это способствует стимуляции и оптимизации биоэнергических процессов в организме человека, улучшению его общего физического состояния, что положительно сказывается и на его эмоционально-психическом состоянии.

И для развития сосредоточения необходимы специальные упражнения.

Дхарана (сосредоточение) – это фиксирование ума (читты) на определенной точке, создает концентрацию внимания. Концентрация есть фиксация сознания на определенном месте или объекте (внешнем или внутреннем), не отвлекаясь на другие мысли или предметы.

Сфокусированное сознание однородного течения содержаний сознания, не нарушаемое другими содержаниями, и есть дхъяна (созерцание) . Именно оно, высвечивающее только объект и как бы лишенное собственной формы, и есть сосредоточение – самадхи.

Эти три высшие функции сознания – концентрация, созерцание и сосредоточение, - взятые вместе, имеют название – Саньяма (психическая практика).

Если концентрация, внимания на объекте удерживается 144 секунды, то считается, что достигнуто состояние созерцания (дхьяны) т.е. – медитации. А если состояние концентрации длится 1728 секунд, то это состояние называется самадхи, состояние сверхсознания, просветления, озарения.

Медитация, дхьяна, освобождает сознание человека от эмоционально-психической скованности, скрывающей его творческие способности, и вносит красоту и совершенство в каждый акт взаимодействия с окружающем миром, пробуждая творческое отношение к каждому явлению окружающей действительности. Медитация является основой интуитивного озарения, которое заново открывает в человеке некогда утраченную способность – творчества видения глубочайшей тайны бытия и превращать обыденную жизнь в священнодействие.

Спокойное, сосредоточенное медитативное состояние означает освобождение от психически негативных факторов, вносящих дискомфорт в нашу жизнь, в психической деятельности – это путь психического самоусовершенствования, а также это просветления в гуще активной жизнедеятельности.

Тот, кто посвящает себя практике саньяма, обретает совершенные способности, а тот, кто практикует практику пранаямы, разрушает карму, препятствующую различающему знанию, а интеллект становится способным к концентрации, он достигает стабильности благодаря выдоху и задержки праны.

Медитация – это не просто восприятие истины, это переживание ее; для познавшего медитацию нет никакого дуализма между жизнью и виденьем истины.

Раздел 3. Самоконтроль (Ахимса)

Самоконтроль – это ненасилие, праведность, честность, воздержание и неприятие даров.

Ненасилие – непричинение вреда всем живым существам, каким бы то ни было способом и во все времена. Ложные помыслы о насилии и прочем совершенном, побужденном к совершению или одобрению, возникшие вследствие жадности, гнева или заблуждения, бывают слабыми, средними и сильными и имеют свои плоды, как страдание и отсутствие знания; поэтому необходимо культивировать их противоположности.

Здесь, прежде всего насилие совершенное, побужденное к совершению и одобренное – оно трех видов. В свою очередь, каждый из этих трех видов насилия имеют еще три вида:

вследствие жадности, вследствие гнева, вследствие невежества – «это пойдет мне на пользу» (выгода).

Жадность, гнев, и невежество – также трех видов: слабые, средние и сильные; отсюда насчитывается 27 разновидностей.

Далее, сами эти свойства бывают трех видов: слабое-слабое, слабое-среднее, слабое-сильное, среднее-слабое, среднее-среднее, среднее-сильное и, наконец, сильное-слабое, сильное-среднее, сильное-сильное. Таким образом, можно выделить 81 вид насилия.

Однако, с другой стороны, количество видов насилия бесчисленно по причине различия обязательных, необязательных и общих предписаний и неисчислимости видов живых существ.

Аналогичным образом данная классификация применима также к случаям лжи и прочих дефектов. Поистине, эти «ложные помыслы имеют своими неисчислимыми плодами страдание и отсутствие знания, поэтому необходимо культивировать их противоположности». Это означает, что бесконечное следствие таких ложных помыслов – страдание и невежество.

Как известно, тот, кто прибегает к насилию, сначала лишает свою жертву силы, затем причиняет ей страдание, нападая на нее с оружием, а потом отнимает жизнь. Но когда он лишает свою жертву силы, его собственный источник жизнедеятельности – сознание и организм – тоже теряет энергию. Причиняя страдание, он сам испытывает страдание в различных адах или рождаясь в мире животных, голодных духов и т.д. Отнимая жизнь у своей жертвы, он существует в каждое мгновение как бы на грани потери собственной жизни, но, даже желая смерти, он продолжает каким-то образом еще дышать, ибо с неизбежностью должен испытать следствие причиненного страдания. И даже если следствие насилия может быть как-то ослаблено благодаря накопленной ранее добродетели, то и тогда, при обретении счастливой формы рождения, его жизнь будет короткой.

Аналогичным образом данная классификация применима, насколько это возможно, также и к случаям лжи и прочим дефектам.

Причиной их окончательного устранения может быть лишь культивирование их противоположностей. Когда ложные помыслы более не возникают, то порожденное в результате этого могущество служит знаком совершенных способностей.

«Будь праведным!»; «Да достигнешь ты неба!»

Неведение – следует понимать как некую сущность, обладающую объективной реальностью. Неведение не является ни источником истинного знания, ни отсутствием такого источника, но лишь иным типом видения, противоположным знанию.

Эгоизм – есть кажущаяся тождественность обеих способностей – чистого видения и инструмента видения.

Влечение – неразрывно связано с наслаждением. Желание, жажда, страстное стремление к наслаждению или к средствам его достижения, возникающие у познавшего наслаждение при воспоминании о прошлом наслаждении, и есть влечение.

Враждебность – неразрывно связана со страданием. То сопротивление страданию или средствам, его вызывающим, отвращение, злоба, гнев по отношению к нему, которые возникают у познавшего страдание при воспоминании о прошлом страдании, и есть враждебность.

Страдание – бывает трех видов: вызываемое внутренними причинами, вызываемое другими существами и вызываемое сверхъестественными причинами. Страдание – это то, от чего живые существа стремятся избавиться, когда оно их поражает.

Уныние – есть нарушение ментальных функций вследствие препятствия реализации желания.

Дрожь в теле – когда части тела дрожат. Все эти явления сопутствуют рассеянным состояниям сознания, то есть они бывают лишь при рассеянных состояниях сознания и отсутствуют при сконцентрированном сознании.

Раздел 4. «Дхарма Вахини»

(Шри Сатья Саи Баба)

Человек должен посвятить себя Дхарме и всегда действовать согласно Дхарме так, чтобы он сам мог жить в мире, и чтобы весь мир мог наслаждаться миром. Он сможет обрести настоящий мир и сможет получить милость Господа, только живя дхармической жизнью, и никакими другими способами. Дхарма – это основание для благосостояния человечества, это истина, которая неизменна во все времена. Когда Дхарме не удается преобразовать человеческую жизнь, мир порождается мучением и страхом и страдает от бурных революций. Когда сиянию Дхармы не удается освятить человеческие взаимоотношения, человечество погружается в темную ночь печали.

Бог является воплощением Дхармы, Его милость обретается с помощью Дхармы. Он всегда поддерживает Дхарму, он всегда устанавливает Дхарму, он является Самой Дхармой. Веды, Шастры, Пураны и Итихасы провозглашают славу Дхармы. Не только человечество, но даже птицы и звери должны следовать Дхарме для того, чтобы быть счастливыми и жить в удобстве и радости.

Основанная на Истине приверженность Шанкары Дхарме и Карме, вера Будды в основные принципы Вед могут быть поняты и оценены только теми, у кого есть высшее видение. Без этого человек потеряется в толкованиях. Для того чтобы взобраться на большую высоту, нужна лестница точно такой же высоты, не так ли?

Тот, кто подчиняет свой эгоизм, побеждает свои эгоистичные желания, уничтожает свои животные чувства и побуждения и отказывается от природной склонности рассматривать себя как тело, тот, конечно же, находится на пути Дхармы, он знает, что цель Дхармы – растворение волны в море, погружение «Я» в «Сверх – Я».

В своей мирской деятельности вы должны быть внимательны, чтобы не нарушать приличия и правила хорошего тона, вы не должны пренебрегать подсказками вашего внутреннего голоса, вы должны быть готовы всегда уважать указания вашей совести; вы должны следить за своими действиями, чтобы вовремя увидеть, не стоите ли вы у кого-то на пути, вы должны быть всегда бдительны, Чтобы обнаружить Истину, стоящую за всем этим сверкающим разнообразием. В этом заключается долг человека, ваша Дхарма, Яркий огонь Дхармы, который говорит вам, что все есть Брахман, обратит в пепел все следы вашего эгоизма мирскую привязанность. Вы должны вкусить нектар Единения с Брахманом, это конечная цель Дхармы и Кармы, вдохновленной Дхармой.

Ваше прирожденное право – быть свободными, а не связанными. Только когда вы направляете свои стопы по пути, освещенному универсальной безграничной Дхармой, вы являетесь действительно свободными; если вы сворачиваете от света, вы становитесь связанными, вы пойманы. У некоторых может возникнуть сомнения: как Дхарма, которая ограничивает наши мысли и слова, которая регулирует и контролирует, может сделать человека свободным?

«Свобода» - это название, которое вы даете определенному виду привязанности, истинная свобода обретается только тогда, когда исчезает заблуждение, когда нет отождествления с телом и чувствами, нет порабощенности объективным миром. Очень мало таких людей, которые вырвались из этого рабства и достигли свободы в истинном смысле этого слова. Рабская зависимость лежит в каждом действии, совершенном с осознанием своего тела как своего «Я», потому что в этом случае человек становится игрушкой в руках чувств. Только тот, кто избежал этой участи, является свободным; эта свобода является идеальным состоянием, к которому ведет Дхарма. Постоянно удерживая в уме это состояние, человек, даже если он погружен в каждодневную деятельность, может стать освобожденным (Муктапурушей).

Именно оттого, что вы связываете себя, вы попадаете в рабскую зависимость и отклоняетесь от дхармического пути. И это всегда так: никто другой вас не связывает, вы делаете это сами. Если бы вера в божественное всеприсутствие была глубоко укорена в вас, все бы поняли, что Он является вашим собственным «Я» и вы никогда не сможете быть связанными! Чтобы эта вера возрастала, вы должны твердо придерживаться Атмананды. Реальность Атмы – это основной принцип, неоспоримое знание, (Нишгитаджнана). Лишенный этого основания, человек становится объектом сомнений, отчаяния и заблуждений. Дхарма не предложит такому свою руку и сердце.

Поэтому стремитесь, прежде всего, быть свободными. Культивируйте веру в Атму как в ядро вашей личности, а затем узнайте и практикуйте дисциплину, необходимую для достижения этого ядра… «Я не слуга своего тела – вместилища всякой рабской зависимости, тело является моим слугой. Я хозяин, и я управляю всем. Я – воплощение свободы». Это утверждение уже освобождает от рабства. Для чего нужен дом? Для наслаждения блаженством, получаемым от созерцания Господа, для того, чтобы иметь возможность в покое медитировать на Господа. Все остальное, кроме этого, можно не брать в расчет. Истинная Дхарма человека состоит в том, чтобы вкусить блаженство слияния с Абсолютом и достичь истинного освобождения. Человек, достигший этого состояния, больше ничем не связан, даже если он будет находиться в самой мрачной тюрьме; с другой стороны, для человека, который является рабом своего тела, даже травинка может стать орудием смерти. Истинная Дхарма состоит в том, чтобы постоянно находиться в атмическом блаженстве, внутреннем видении, в твердой вере в торжественность нашей истинной природы с Абсолютом и в основании, что все есть Брахман.

4 правила:

Сатья, Шакти, Ахимса и Према сегодня – это не что иное, как непрерывная погруженность в Атму, видение, фиксированное на внутренней истине, созерцание собственной истинной природы и знание, что все есть Брахман, один и единственный.

Неважно, какова ваша деятельность, какое имя или форму вы избрали. Цепь остается цепью, неважно из какого материала она сделана. Идет ли речь об одном виде работы или о другом, если Атма-Дхарма составляет основу, а Атмататтва (сущность Атмы – Высший Принцип Духа) – корень, то это, вне всякого сомнения, является Дхармой. Такая работа благословит человека плодами Шанти. Когда волны эгоистического страха или жадности движут человеком, будь это в уединении его дома или в одиночестве в лесу, или в другом убежище, он не сможет избежать страданий. В ежедневной практике, когда действиями движет основной принцип истинности Атмы, каждое действие становится отмеченным печатью Дхармы. Но когда действие направляется удобством и эгоистическим интересом, дхарма становится псевдо-дхармой. Это лишь разные виды зависимости, каким бы привлекательным это не казалось.

Дхарма – это путь морали. Путь морали – это свет. Свет – это Ананда. Дхарма характеризуется святостью, миром, истинной и силой духа. Дхарма – это йога, единение, растворение, это Сатья. Ее свойствами являются справедливость, контроль над чувствами, чувство уважения, любовь, достоинство, доброта, размышление, симпатия, ненасилие. Такова Дхарма, которая пребудет в веках. Она ведет Человека к вселенской любви и единству. Это наивысшая дисциплина, и наиболее благоприятная.

Сатья – это закон Вселенной, который заставляет солнце и луну двигаться по своим орбитам. Дхарма – это само воплощение Господа, так как мир сам является телом Господа, мир – это только другое название для морального порядка.


Мантра СО-ХАМ – Универсальная Медитативная Практика

Техника исполнения чрезвычайно проста – принять позу для медитации. Сделать несколько полных йоговских дыханий и максимально расслабить тело . Внимание переключить на процесс дыхания , но не контролировать его, а созерцать , позволяя телу дышать естественно и спонтанно. И каждый раз на вдохе , разум должен повторять СО , а на выдохе ХАМ . Примерно так: СО-О-О-О-О-ХАМ-М-М-М-М! Синхронное с дыханием повторение мантры продолжается в течение всей практики медитации.

Какие мысли не приходили бы к вам голову – не отгоняйте их, но и не концентрируйтесь на них. И тогда мыслеформы начнут постепенно успокаиваться и разум начнет погружаться в состояние медитации.

Продолжительность выполнения техники зависит только от практикующего. И 5 минут принесут свою пользу, и час практики не будет излишним. Для начинающих можно рекомендовать 10-15 минут медитации .

Расслабляющая техника перед сном

Ложась спать, не стоит в очередной раз нырять в круговорот собственных мыслей, предположений, желаний и сожалений. Та катавасия, которая обычно твориться в нашей голове должна прекращаться хотя бы перед засыпанием. Это просто необходимо для нормального сна. И вообще здорового существования.

Потому, перед тем, как заснуть, лучше погрузить разум в созерцание дыхания и синхронное повторение мантры СО-ХАМ. Делать это нужно столько, сколько разум будет удерживаться от засыпания. Сон после этой практики будет спокойным и позволит хорошо отдохнуть.

so ham mantra



* * *

ШАБДХА САНЧАЛЯНА

На санскрите «шабдха» означает «слово»; «санчаляна» означает «вращение, продвижение». А посему эта практика может быть переведена, как «продвижение слова, исполненного сознанием». Вместо слова здесь — мантра «СоХам». Шабдха Санчаляна может считаться как шестая стадия Аджапа-Джапы.

ЧТО ТАКОЕ СОХАМ

«СоХам» зачастую называют аджапа гаятри — спонтанная песня дыхания. Это мантра, которая возникает автоматически при каждом вдохе и выдохе. Этот звук связан с естественным ритмом дыхания. И эту мантру каждый человек поет постоянно, независимо от того, знает он ее или не знает, хочет он этого или не хочет.

Во всех ведических практиках сознание должно быть зафиксировано на чем-либо. Это должна быть фокусная точка, на которой колебания ума приводятся в порядок и нацеливаются. Для этой цели может быть использовано многое: мантра, ментальное представление какого-либо божества или даже ваш большой палец. Но это «что-то» должно автоматически привлекать ваше внимание и постоянно вызывать воспоминания. И это не так чтобы очень легко.

Сознание сопротивляется процессу концентрации, постоянно норовит убежать в сторону и блуждать. И символ, выбранный нами, легко забывается. Практикующий снова попадает в поток блуждающих мыслей. СоХам же — это идеальная мантра, потому что она исполняется независимо от сознания. Она может остановиться только тогда, когда остановится дыхание. А, следовательно, СоХам напоминает, чтобы вы были сознательны.

Любая мантра может быть интегрирована с процессами дыхания для того, чтобы постоянно продуцировать воспоминания. Но СоХам, в отличие от всех остальных, возникает в сознании естественно, и поэтому это самая легкая мантра для большинства людей. Это уже проверено бесчисленным количеством йогов за тысячелетия опытов. Мы настоятельно рекомендуем ее (а также мантру АУМ) для всех искренних садхаков. Постоянные воспоминания о ней ведут к дхьяне.

СоХам также буквально означает: «Я есть Шива (чистое сознание)» или «Я есть Он (чистое сознание)».

Смешение индивидуального и космического, или высшего сознания, указывает на союз Шивы и Шакти. Однако читателям не стоит слишком заботиться о том, как должно переводиться или как должно пониматься значение этого слова. Любая попытка понять это слово ментально приведет к заблуждению. Оно может быть понято только на интуитивном уровне. И только когда практикующий понимает ее трансцендентальное значение, только тогда она может быть использована как средство постоянной опоры и воспоминания. «Оно» означает постоянный поток дхьяны.

Если вы пожелаете и если ваше сознание полностью целеустремленно, вы можете погрузиться дальше в глубины и в реальное значение слова СоХам. Но это уже является методом джнана-йоги. Однако, и он не принесет никаких результатов, если ваш ум напряжен и исполнен проблем, пусть даже если вы произносите это слово, не прекращая, все двадцать четыре часа в сутки. Только в том случае, если ваше сознание готово и ваше стремление достаточно мощно, только тогда вы поймете трансцендентальный смысл слова СоХам. Значение его подобно языку пламени, полосе активного света. Но помните, что для этого вы должны быть готовы. Тем, кто уже готов для этого типа практики джнана-йоги, мы рекомендуем вхождение в СоХам как наилучшую садхану.

В Шабдха Санчаляне не стоит беспокоиться о значении слова СоХам. Главное — быть сознательным и наблюдать за тем, как звук синхронизируется с дыханием.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ СЛОВА СОХАМ

Некоторые люди слышат «СаХам» вместо «СоХам». В принципе, это приемлемо и может использоваться в Шабдха Санчаляне.

СоХам обязательно должен быть интегрирован с дыханием. При наличии практики удджайи пранаямы этот звук может быть услышан достаточно отчетливо. Попробуйте. Вы скорее всего услышите: Со — на вдохе и Хам — на выдохе.

В Шабдха Санчаляне вы должны услышать «со» по мере вдоха, когда сознание движется от мулядхары по фронтальному каналу арохан к бинду. Это должен быть длительный звук. От мулядхары к свадхистхане этот звук должен быть выражен в звуке: «с — с — с». От свадхистханы к бинду он должен звучать, как долгое «о-о-о». Это произношение отражено на прилагаемом рисунке.

Звук же «Хам» должен исполняться на выдохе, когда сознание движется по позвоночному каналу аварохан от бинду к мулядхаре. От бинду через аджну к вишудхи он должен звучать, как: «х — а — а — а». От вишудхи к мулядхаре он должен быть слышим, как: «м — м — м». Это гудящий звук, вибрирующий в позвоночнике.

Звук СоХам не должен произноситься вслух. Это естественный звук дыхания. Звук должен быть таким, чтобы вы слышали его, а любой человек, стоящий очень близко к вам, пусть даже вплотную, не мог расслышать ничего.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Оставайтесь в той же самой позиции, которую вы использовали для Паван Санчаляны. Лишь в том случае, если вы почувствуете боль или излишнее напряжение, как-то сдвиньтесь или поменяйте позиции. Традиционными позами для этой крии являются падма-асана или сиддха-асана (сиддха-йони-асана — для женщин). Если эти асаны для вас не удобны, вы можете воспользоваться другими, такими, как: ардха-падма-асана, свастика-асана и др. Удерживайте свой позвоночник прямым на протяжении всей крии. Двигаться может в случае необходимости только голова.

ПСИХИЧЕСКИЕ КАНАЛЫ СОЗНАНИЯ

По мере того, как вы вдыхаете, ваше сознание должно идентифицировать себя со звуком «Со» и подниматься по фронтальному каналу арохан. После оставления чакры мулядхары следует прочувствовать мантру и дыхание, проходящее через свадхистхану, манипуру, анахату, вишудхи и под конец бинду.

Когда вы выдыхаете со звуком «Хам», ваше сознание должно опускаться по позвоночному каналу аварохан. По мере того, как вы покинете бинду, вы должны почувствовать мантру и дыхание, постепенно проходящее через аджну, вишудхи, анахату, манипуру, свадхистхану и, наконец, мулядхару чакры.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Во время Шабдха Санчаляны вам следует практиковать удджайи пранаяму, кхетчари мудру и унмани мудру. Как вы помните, они использовались и в Паван Санчаляне.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Исполняйте Шабдха Санчаляну сразу по окончании Паван Санчаляны. Сядьте удобно. Выпрямите спину. Откройте глаза, проделайте кхетчари мудру и удерживайте ее в течение всей практики. Выдохните глубоко, наклоните голову вперед. Прочувствуйте, направив сознание, муладхару чакру. С этого начнется ваш первый круг обращения энергии.

С помощью удджайи пранаямы вдохните и начинайте подниматься по каналу арохан. Услышьте звук «Со» и прочувствуйте, как он пронзает каждую чакру по мере восхождения.

Когда ваше сознание начнет двигаться между полем вишудхи и бинду, медленно поднимите голову. Ваша голова должна быть поднята и смотреть вперед, когда сознание достигнет бинду. Мантра «Со» и вдох должны закончиться по мере того, как сознание достигнет бинду. Осознайте ваше местонахождение в бинду в течение нескольких секунд. Затем начните выдыхать с помощью удджайи по каналу аварохан. Примите к исполнению унмани мудру. Услышьте звук «Хам» и прочувствуйте, как он пронзает чакры одну за другой. Не должно быть никакого ментального называния чакр... только сознание. Ваш выдох и звук «Хам» должны закончиться, когда сознание достигнет мулядхары. Склоните голову вперед. Откройте глаза. Удерживайте сознание на мулядхаре в течение нескольких секунд. Это конец первого цикла. Этот процесс показан на прилагаемом рисунке. А теперь начните второй цикл. С помощью удджайи вдохните и со звуком «Со» начинайте поднимать сознание по каналу арохан. Так проделайте пятьдесят девять (59) кругов. После этого перейдите к Маха мудре.

ДЫХАНИЕ

В течение всей крии исповедуйте дыхание удджайи. Задержите дыхание на несколько секунд на чакре мулядхара. Вдыхайте по каналу арохан. Затем задержите дыхание на несколько секунд, получив осознание нахождения в бинду. Затем выдохните по нисходящему каналу аварохан.

МЕНТАЛЬНАЯ СУМАТОХА

Если ваше сознание находится в состоянии разбаланса, позвольте звуку «СоХам» проявляться несколько громче, чем мы предписываем, а дыханию быть более частым. Когда напряжение спадет и ум расслабится, звук «СоХам» станет более тонким, а дыхание более медленным.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Поддерживайте осознание мантры «СоХам», дыхания и психических каналов.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Шабдха Санчаляна должна исполняться непосредственно после Паван Санчаляны и перед Маха мудрой.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Вам следует проделать 59 (пятьдесят девять) полных кругов. Это займет в среднем от 25 (двадцати пяти) до 40 (сорока) минут, в зависимости от скорости дыхания.

ПОДСЧЕТ КРУГОВ

При описании Паван Санчаляны мы посоветовали вам использовать для подсчета ста восьми бусинную (108) малю. А также посоветовали завязать узел или расположить бусину сумеру по окончании сорок девятого круга. Для Шабдха Санчаляны вам не нужно завязывать никаких узлов. По завершении Паван Санчаляны ваши пальцы остаются на сорок девятой бусине. А после нее перейдите к подсчету кругов Шабдха Санчаляны, ибо 49 (сорок девять) кругов Паван Санчаляны и 59 (пятьдесят девять) кругов Шабдха Санчаляны и дают искомое число 108 (сто восемь).

Книга предназначена для тех, кто хочет понять – как работает сверхчувственное восприятие и освоить его.

Со Хам – это необычная мантра, она не похожа на большинство других. В то время как другие мантры имеют в своем тексте имена богов, данная мантра переводится элементарно просто “Я есть”. Это позволяет практикующим вкладывать в нее тот смысл, который им больше всего близок и понятен.
В некоторых источниках говорится, что людям данную мантру принес сам Шива, и, повторяя Со Хам, человек становится одним целым с этим великим богом и с его чистым сознанием.
Со Хам считается мантрой дыхания, так как звук Со происходит со вдохом, а Хам – с выдохом. Также, Со Хам – это мантра предельной концентрации ума. Ее часто используют в техниках Пранаямы, однако, каждый человек неосозданно повторяет ее почти каждое мгновение вместе со своим дыханием. Если научиться контролировать его, то можно стать тем, кто пребывает в осознанном состоянии ума каждую минуту своего бытия. А это – достижение довольно высокой ступени на пути к просветлению.
Те, кто практикуют повторение мантры Со Хам длительное время, начинают ощущать присутствие высшего сознания, соединения мужского и женского начал в самом себе – союза Шивы и Шакти. А главное – они обретают внутреннюю чистоту, собранность и умиротворение.
При чтении мантры Со Хам можно выполнять следующее упражнение: сядьте в удобную позу, а лучше станьте ровно. При вдохе произносите долгое “Со”, представляя, как прана движется от Муладхары к Бинду, при выдохе произносите долгое “Хам”, представляя, как прана опускается от Бинду к Муладхаре. Сам звук произносите тихо, либо же мысленно. Во время произнесения мантры представляйте, как прана проходит сквозь все ваши чакры и очищает их от тонких загрязнений. Старайтесь удерживать ум от мыслей, взгляд от конкретных предметов. Вы можете концентрироваться на Шиве, его качествах, его образе, либо же на какой-нибудь своей личной цели.

Пропевание мантр на каждую чакр у - один из способов их открытия и чистки. Для чего это делается? Открытие чакр способствует правильному прохождению потока жизненной энергии (праны ) в теле. Человек чувствует себя хорошо, как на физическом, так и на психологическом уровне.

В статье:

Чакра (санскр. चक्र, cakra IAST, букв. «круг», «колесо», «диск», «мандала) в духовных практиках индуизма - центры силы и сознания, расположенные во внутреннем (тонком) теле человека.

Википедия

В индуизме и в буддизме, где так же используется это понятие, система чакр насчитывает семь энергетических центров в тонком теле человека. У каждого из них есть свой цвет, сфера влияния, звук и элемент.

Чакры необходимо раскрывать, очищать и наполнять энергией. Для этого используются различные медитации и праноямы (дыхательные практики). Самые известные медитации не обходятся без на каждый из семи центров энергии. Чаще всего используются биджма-мантры - простые односложные тексты без особого смысла. Читаются они сверху вниз: АУМ, ОМ, ХАМ, ЯМ, РАМ, ВАМ и ЛАМ.

Первая чакра, САХАСРАРА , звук« АУМ», цвет фиолетовый. Расположена на макушке. При гармоничном развитии оказывает влияние на головной мозг. Считается, что развитая сахасрара дает высокий уровень интеллекта вплоть до гениальности, хорошо развитую интуицию. В буддизме она отвечает за ощущение нирваны. Медитация происходит в позе лотоса или Падмасане .

Вторая, АДЖНА , находится в межбровном пространстве. Очень часто ее называют «третьим глазом». Звук «ОМ», цвет синий. Отвечает за развитие интуиции, эмоционального контроля, экстрасенсорных способностей. Медитация на нее проходит в Вирасане (позе героя) и Матсиасане (позе рыбы).

Третья, ВИШУДКА , находится в районе горла. Звук «ХАМ», а цвет ее - голубой. В ведении этой чакры общение, творчество, самовыражение. Медитация на нее выполняется в асане под названием Махамудра (поза великой печати).

Четвертая АНАХАТА . Звук «ЯАМ», цвет зеленый. Сердечная, как ее еще называют. Расположена в грудном отделе. Отвечает за контроль дыхания, эмпатию и такие эмоции, как любовь, преданность, доброту. Поют эту мантру в асанах, раскрывающих грудную клетку: Уштрасане (позе верблюда) и Чакрасане (мостик, поза колеса).

Пятая находится в солнечном сплетении, МАНИПУРА . Ее цвет - желтый, мантра - «РА». Отвечает за власть, контроль, уверенность. Медитируют на нее, находясь в Сарвангасане (позе березки).

Шестая, СВАДХИСТАНА . Ее цвет оранжевый, звук «ВАМ». Она находится в районе брюшной полости, на четыре пальца ниже пупка. В ее власти: сексуальное наслаждение, эмоции, желания и удовольствия. Лучше всего она раскрывается во время медитации в Бхуджангасане (позе кобры).


Последняя - седьмая, МУЛАДХАРА . Ее еще часто называют «корневой». расположена в районе копчика. Цвет красный, звук «ЛАМ». Считается основным центром жизни. Отвечает за желание жить, инстинкты самосохранения, все виды агрессии, безопасность, здоровье, желание продолжения рода. Медитация на нее выполняется в асане Ардха Матсйендрасана.

Правила медитации и пения мантр на чакры

В первую очередь, важно очистить голову от ненужных мыслей и эмоций . Делается это для того, чтобы в процессе медитации вам ничего не мешало. Очищение от навязчивых мыслей и сильных эмоций достигается при помощи и медитаций.

Как и в других практиках йоги, советуется не есть до самой медитации хотя бы пару часов.

Кроме того, важно, чтобы на момент практики вас никто не отвлекал.
На первых порах необходимо подобрать , голос и музыка на которой вам должны нравиться.

После окончания медитации важно расслабить тело и нормализовать дыхание . Для этого подходит поза мертвеца или Шавасана . Лежать в ней необходимо не менее десяти минут.

Позаботитесь о своем комфорте во время пения мантр. Вам не должно быть ни жарко, ни холодно. Для новичков будет сложно выполнять некоторые из вышеописанных асан и одновременно петь соответствующую мантру. Поэтому можно выполнять эту практику сидя. Существуют и другие варианты работы с чакрами, которые выполняются лежа. Однако мантры поются всегда сидя .

Чакры скрывают многие резервы нашего организма и внутреннего «Я». Чтобы они правильно работали, важно уделять им должное внимание. Медитация на чакры с мантрами на каждую из них - это один из эффективных способов работы с этими энергетическими центрами.

Вконтакте

Чтобы наилучшим образом познать себя, свою сущность, заглянуть в "свое я", человек обычно прибегает к медитации. Ничего страшного в этом нет. Наоборот, процесс медитации очень важен и полезен для всех.

Многие системы медитации являются достаточно сложными. Чтобы их использовать, надо себя сначала определенным образом подготовить. Но, все же, есть одна специальная техника, к которой готовиться особо не надо.


Причем, эта методика совершенно не сложна, как для мужчин, так и для женщин. Возраст тоже не важен, как и принадлежность к религии. Этот способ медитации называется Мантра Хам (или Со-Хам).


Почему так важно дыхание


Попасть в состояние глубокой медитации можно только с помощью правильного дыхания. Любой человек, который хотя бы раз медитировал, знает, что именно от дыхания зависит очень многое.


Всем известно, что два главных вдоха человек делает в жизни - при появлении на свет и когда отходит в "мир иной". В течение жизни мы тоже дышим, причем регулярно.



Мантра Хам - созерцание себя, своего тела как бы изнутри. Если вы правильно поймете (в первую очередь) эту технику, то начать медитировать будет гораздо проще.


При вдохе образуется поток воздуха (мы сами его создаем) - это будет СО. А при выдохе - ХАМ. Вот и весь "секрет" мантры Со-Хам.


Постигая технику мантры Со-Хам, человек ярче видит жизнь. Его перестают мучить беспокойства и нервозность; в целом, жизнь становится лучше.


Что касается физического состояния человека, то оно тоже улучшается. Спустя некоторое время вы заметите разницу - какой вы были и каким стали!



Какая техника выполнения мантры ХАМ правильная


Если вы разбираетесь в йоге (хотя бы малость), то есть две позы для медитации - Сиддхасана и Ваджрасана. Ну, а когда ваши познания в йоге "оставляют желать лучшего", то можно сидеть в любой позе.


Главное, чтобы вам самим было делать это удобно. Ничего не должно доставлять дискомфорт. Главное - УДОБСТВО! Кто-то стоит, другой - сидит в кресле, третий - лежит на диване.


Но не стоит расслабляться слишком сильно. Так вы можете просто-напросто уснуть! Будьте бдительны. Не спать же вы собрались!



Просто прислушайтесь к своему дыханию. Спустя время, когда вы нашли некий "консенсус", следует идти дальше. На вдохе вы говорите СО, на выходе - ХАМ. Это очень просто.


Возможно, первый раз будет несколько неловко. После вы привыкнете и будете делать все "на автомате".


В течение всего времени (медитации) нужно повторять СО-ХАМ. Гоните разные мысли от себя, мозг должен быть полностью расслаблен. Концентрация лишь на вдохе-выдохе и СО-ХАМ.