Мария гулегина - "русская золушка". Мария Гулегина, оперная певица: биография, личная жизнь, творчество Мария гулегина личная жизнь

Прима из клана сопрано.

МАРИЯ ГУЛЕГИНА

Мария Гулегина - русское драматическое сопрано, "вокальное чудо с Верди, текущем в её крови" - вот только одна из характеристик, которую дали ей поклонники и критики. На сегодняшний день ей нет равных в исполнении ролей "силового" драматического сопрано, особенно из репертуара Верди и Пуччини. Её исполнение главных ролей в операх "Макбет", "Норма", "Тоска", "Аида" и многих других доставляет почти леденящее кровь удовольствие.

Источник: http://www.olofmp3.ru/index.php/03.-Mariya-Gulegina-Maria-Guleghina.html

В феврале 2014 года в Сочи Мария Гулегина спела на открытии Паралимпийских Игр. Стоя на носу ледоколу "МИР", она пересекла стадион "Фишт". И это стало её личной победой.

Мария Гулегина - ярчайшее драматическое сопрано мировой оперной сцены. Явление. Стихия. Двадцать раз (и это рекордная цифра!) она открывала сезоны в миланском "Ла Скала" и в нью-йоркском "Метрополитен-опера".

История Золушки на оперной сцене



Марию Агасовну Мейтарджян-Гулегину (в первом браке Мурадян) называют “русской Золушкой”, хотя она родилась в Одессе, в смешанной армянско-польско-украинско-еврейской семье 9 августа 1959 года. Девочка появилась на свет очень слабой и болезненной, и начала ходить только в два года, да и то в ортопедических ботинках. Однако в четыре года, как только врачи разрешили надеть обычную обувь, мать Марии отвела ее в балетную студию, в надежде, что хореографическая подготовка укрепит здоровье дочери и научит ее красиво двигаться. Правда, со временем отец заявил, что хореография - не самое лучшее занятие для приличной девушки. Марию это не слишком расстроило - она решила, что станет певицей, такой же, как ее любимая литературная героиня Консуэло, тем более, что вся их родня и с материнской, и с отцовской стороны отличались хорошими голосами, а у нее в 15 лет голос стал очень сильным и низким.

Мария проучилась год на дирижерском отделении музыкального училища, затем без труда поступила в Одесскую консерваторию. Своим лучшим наставником знаменитая певица называет Е.И.Иванова, сохранившего традиции старой итальянской школы. В процессе обучения голос Марии изменился от контральто до меццо-сопрано, а затем до драматического сопрано, что впоследствии очень расширило ее исполнительский диапазон. Сразу же после поступления в консерваторию будущая певица вышла замуж и родила дочь Наталью. Брак был недолгим - родня мужа не одобряла ее желания выступать на сцене. Вскоре Мария вышла замуж за Марка Гулегина, молодого преподавателя фортепиано.
После окончания консерватории Мария отправилась на прослушивание в Большой театр. Ей предложили петь Ефросинью в “Сказании о граде Китеже”, однако дали понять, что на большой репертуар молодой певице из провинции рассчитывать не придется. Однако член жюри, белорусская певица Светлана Данилюк предложила Марии петь в Минском оперном театре, где в то время работал дирижером знаменитый Ярослав Вощак. Гулегина с благодарностью вспоминает профессиональную школу, которую она прошла под его руководством. Молодая певица пела Джильду в “Риголетто”, Розину в “Севильском цирюльнике”, Елизавету в “Дон-Карлосе”, сольные партии в “Кармина Бурана”.

В 1985 году на Всемирном конкурсе вокалистов в Рио-де-Жанейро Гулегина получила Гран-при и приглашение исполнить партию Аиды в десяти спектаклях, однако Госконцерт отказал ей в разрешении на гастроли. В 1986 году Мария Гулегина приняла участие в VIII Международном конкурсе Чайковского. Ее программа поразила знатоков, певице уверенно прочили первое место - но она оказалась всего лишь третьей, и восприняла это очень болезненно.
Не слишком хорошо складывалась обстановка и в Минском оперном театре.

Ла Скала, дебют в партии Амелии, Марии 24 года

Приглашения в Ла Скала в 1987 году, исполнение премьеры “Бала-Маскарада” вместе с Лучиано Паваротти вызывали зависть у коллег по сцене, которую непростой характер Марии только усугублял. В штыки было воспринято и ее предложение исполнять оперы итальянских композиторов на итальянском языке. Конфликт закончился коллективным письмом в ЦК компартии Белоруссии, после которого певице сначала запретили зарубежные гастроли, а затем стали сокращать ее репертуар и на минской сцене.

В 1989 году, получив приглашение исполнить “Аиду” в театре испанского города Овьеда, Мария и ее оставшийся к этому времени без работы муж самостоятельно оформили туристические визы и уехали, взяв с собой только ноты и самые необходимые вещи.
Приезд “русской Золушки”, как называла Марию западная пресса, привлек к ней внимание самых известных оперных театров. Певица заключала один контракт за другим, выступала в Метрополитен Опера, Ла Скала, Ковент Гардене, Венской опере, других знаменитых оперных театрах. Она стала одной из наиболее высокооплачиваемых оперных примадонн. Гулегину называли лучшей исполнительницей Царицы ночи, Манон Леско, Лизы из “Пиковой дамы”, а коронную партию Гулегиной, Тоску, ставят в один ряд с исполнением великой Марии Каллас. Сама же певица считает наиболее близкими для себя произведения Верди и Пуччини.

По таким известным оперным постановкам с участием Гулегиной, как “Пиковая дама”, “Манон Леско”, “Тоска”, “Набукко”, “Макбет”, “Андре Шенье” созданы фильмы.
В 2009 году распался многолетний брак Марии и Марка Гулегиных, и сама певица утверждала, что счастливой в своей семейной жизни она никогда не была.

В 2010 году она обвенчалась в армянской церкви Нью-Йорка с бывшим чемпионом Европы по греко-римской борьбе, а ныне тренером Вячеславом Мкртычевым, который за три года до этого похоронил свою супругу. У Марии уже двое внуков, и она признается, что очень счастлива, когда все родные ей люди собираются вместе.

Слушать песни в исполнении Марии Гулегиной: http://melody24.net/search/Мария+Гулегина

ФОТОГРАФИИ РАЗНЫХ ЛЕТ




Свадьба Марии Гулегиной


Ванкувер

Свадьба Марии Гулегиной. Colleague and Friend Placido Domingo and his wonderful wife Marta Domingo

Свадьба Марии Гулегиной. С Еленой Заремба и Барбарой Фриттоли

с Николаем Валуевым

Ольга Бородина, Наталья Водянова, Мария Гулегина на открытии второй сцены Мариинского театра

С Николаем Басковым

С Николаем Цискаридзе

Берлин, с Виталием Кличко, Русланой и премьер-министром Украины


Япония

Valery Gergiev, Nikolay Ziskaridze, Uliana Lopatkina and the rest of the cast and crew


Гулегина Maria Gulegina Карьера: Опера
Рождение: Россия
Мария Гулегина фирменная вердиевская певица, лучшая Тоска своего времени. Пятнадцать лет назад строптивая певица, какой ее числили по месту работы в родном Белорусском театре, устремилась на штурм международного оперного Олимпа. Начала с Ла Скала. Сейчас Гулегина часто приезжает в Россию. Недавно она приезжала петь в благотворительном концерте-телемосте памяти жертв терроризма в храме Христа Спасителя. Еще первая леди оперы успела посвятить время репетициям Набукко в Геликоне, с которым с недавнего времени сотрудничает, и дать интервью НГ.

Мария, образ жизни певцов, как правило, делает их совами, а мы встречаемся с вами в десять утра...

Баронесса изволит почивать не мой манера. Если у меня репетиция с оркестром в десять утра, я встаю в пять, чтобы раскочегариться.

Как вы оказались в Люксембурге?

Когда уезжали из России, то думали, что едем в эмиграцию, навечно, и первоначально поселились в Германии. По мне там оказалось все излишне сухо и чопорно. К тому же если не говоришь на дойч, тебе прямой капут. А Люксембург больше теплый, терпимый, интернациональный. Мой жилище настоящее русское поместье. Я все сделала сама, как Виолетта, только, конечно, без дзеффиреллиевских шестиметровых потолков. Мебель, ситуация в полумузейном стиле, кругом поля, луга, леса.

Ваша нимало взрослая дочка также оттого что поет...

Ваш супруг Марк также продолжает подсоблять вам в этом качестве?

Наверное, причиной вашего возвращения на родину стали какие-то изменения: в вас или в нас?

Тут самым трудным было переступить черту вспять, и я весьма благодарна Паате Бурчуладзе, тот, что уговорил меня спеть на своем бенефисе в Большом театре он посулил, что я не узнаю страну и людей. Так и вышло. До этого на все приглашения я отвечала только "нет", вкалывать с советскими структурами было нельзя.

Главный заинтересованность профессии в чем он ныне?

Как и некогда не стопориться. У меня неизменно есть амбиции работать лучше, чем вчера. Сейчас мне нужно снова выдумать новую сверхзадачу на грядущее. Для выполнения прежней потребовалось 10 лет затем всех своих кровавых героинь как будто леди Макбет, Абигайль и Тоски я приблизилась к бельканто и наконец-то спела Норму (четыре года обратно в театре Маэстранца в Севилье, а этим летом на фестивале в Сантандере в постановке Дмитрия Бертмана) и вот-вот спою Травиату. А дальше? Пока не придумала, но, очевидно, я Царицу ночи должна спеть.

Как вообще возникла Травиата в вашей жизни?

Судьба давала какие-то знаки. В 16 лет меня не взяли по возрасту в консерваторию, и я на год пошла в музучилище, откель меня позвали танцевать цыганку на балу у Флоры в спектакле, тот, что шел в оперной студии нашей Одесской консерватории. На начальный точка зрения галиматья, но вслед за тем говорили, что у меня излишне немалый звук для Виолетты, что мне не приподнять колоратуру и так дальше. Это также разжигало самолюбие. А ещё меня неизменно раздражало, когда Виолетту поют кукольные колоратурные сопрано. Как таким голоском не возбраняется передать боль, мучение, в конце концов, истерику измученной жизнью женщины? Ведь, к примеру, Sempre libera в первой арии это же истерика чистой воды. И вот я созрела, и мои менеджеры стали выискивать театр не из самых крутых, в котором позволительно было бы испытать. А так как риск все же велик, одним из моих условий было предоставление достаточного количества моих личных репетиций (оттого что у нас в оперном конвейере крайне многое делается на лету, и зачастую мы влетаем в спектакль практически из аэропорта). Такой театр нашелся, это Братиславская опера, и премьеру мы сыграем нимало быстро на гастролях в Токио.

Какая ваша Виолетта?

Сейчас принято рисовать молодую такую Виолетку, первую влюбленность. Я вижу нимало по-другому. Ведь это уже пожившая, потрепанная жизнью дама. Ей лет 35, и она сознает, что очень старше Альфреда, что он посредством какое-то время ее бросит. И когда к ней приходит папаша Жермон, то он просит Виолетту бросить его сына не только по сословным соображениям, но и потому как, что она уже как бы старая, и намекает, что когда-нибудь, и резво, может быть, он сам придет к ней клиентом. Умирает Виолетта не от чахотки, а от предательства.

Должен ли режиссер в опере становить натуральный драматический спектакль или его проблема, используя другие выразительные средства, покинуть певца в покое?

Ох, серьезный вопросительный мотив. Начнем с того, что режиссер должен быть впрямь режиссером. Его первейшая проблема объединить всех одной идеей в занимательный спектакль. Как он будет действовать это (растолковывать психологическую мотивацию или нетрудно ориентировать мизансцены) не существенно. У Бертмана в Сантандере не было, грубо говоря, домика Нормы, но всем и все было ясно. Сложить руки на сиськах, извиняюсь, и проскулить два часа кому это нужно? И мы с Димой сошлись в том, что необходимо работать этакий веристский по духу спектакль, когда каждая мысль не нетрудно красивое сольфеджио, а идет из жизни.

Сейчас говорят, что звук на шестом месте, и немалый международный оперный тотализатор вращают игры агентов и круговорот капитала, а ни капли не творческие импульсы...

Я особняком от этой машины, я киска, которая гуляет сама по себе. Не могут меня заполучить и придумывают всякие глупости, что у меня скверный нрав и крутой нрав. А у меня не скверный нрав, а качество натуры такое я ни в жизнь не буду действовать то, что мне не нравится. Застрелитесь я ухожу и меня нет. У меня искренний нрав.

Правомерно ли в текущее время гутарить о славянских певцах на Западе как о дешевой рабочей силе?

Да, пожалуй, это уже не зависит от национального фактора. Молодому и в то время как ещё дешевому певцу значимо распевать так, чтобы произвольный следующий раз его стоимость повышалась. Я также начинала с малого. Да ещё и Госконцерт меня грабил вы не представляете как, хотя времена уже были ни капельки не советские. А как они по-хамски обращались с людьми, если б вы знали! Как с крепостными. Поэтому я и уехала подальше от этого хамства и грабежа. Мой самый-самый первостепеннный итальянский гонорар в Ла Скала равнялся нескольким тысячам долларов за спектакль, а Госконцерт оставлял мне 120! И на эти денежки надобно было весь месяц существовать в Милане. Западные театры и импресарио, безусловно, использовали то, что русских так нагло грабят на их родине и что русские могут распевать за копейки, только бы выскочить. Вот откель пошло, что раньше мы стоили так дешево. Покажите мне нынче в оперном театре певицу, которая получает больше, чем я, а я из России.

Ну, допустим, кто-то ещё может стоить не меньше.

Да, вы можете наречь ещё с десяток популярных имен с обложек компакт-дисков, но это все артисты, чей имидж упрочен не только их собственным талантом, но и звукозаписью с ее рекламной раскруткой. Пластиночный коммерциал в текущее время крутится по принципу не обманешь не продашь. А что мы все о грустном?

Хорошо, а ваши собственные записи вам нравятся?

Нет. Мне нравится активный театр. Во-первых, все открыто и без обмана. Оперный звук для того и создан, чтобы удивлять и покорять людей вживую. На записи же теряются обертоны голоса, в то время как живая акустика украшает его. Журавлик, как в той песне из фильма, должен лететь в небе.

Может ли у вас явиться возделение спеть в Большом?

А к чему? Я пою, когда у меня совпадают артистический и финансовый интересы. Правда, иной раз насущный артистический заинтересованность способен пересилить, но это на другую тему.

Говорят, был дебош с вашим отказом от эпохальной постановки и работы фильма в Запретном императорском городе в Китае, что вы запросили немыслимый гонорар, что начали обучать партию и испугались.

Есть тенденция, что начинающие напевать Турандот сквозь 34 года уходят. Но это и немудрено, когда идет соревнование, кто споет громче Биргит Нильсон. Если я спою ее ныне, то меня станут звать только на Турандот, так как распевать некому. Короче говоря, поначалу мы должны были вписать фонограмму, но в Пекине оказалось, что распевать надобно живьем на площади. Я мужчина экспансивный и могла бы подключить форсаж. А это мне совершенно не необходимо. И что я придумала? Согласилась, но запросила миллион долларов. Они начали полемизировать за 750 тысяч. Я объясняла, что это не гонорар, а некая болевая компенсация за допустимый ущерб. Самое ужасное, что народу сообщили, что я там буду, и мои фанаты поперли в Китай. Так меня достаточно зачастую подставляют пишут в афишах и анонсах Гулегина ещё до того, как подписан контракт, а следом говорят: вот, не приехала, подвела... Кто кого подвел, спрашивается? Но если контракт есть умри, но пой. Пунктуальность мое качество, опоздание конец.

Мария Гулегина, биография которой описана в данной статье, училась на балерину, а стала певицей. Трудности ее преследовали с самого детства. Личное счастье она нашла только с третьей попытки. Ее называют вокальным чудом и "русской Золушкой".

Детство

Мария Гулегина родилась 9.08.1959 г. в Одессе. Ее семья была необычной. В ней смешалась кровь четырех национальностей: армян, поляков, украинцев и евреев. Но сама Мария до сих пор сохраняет белорусское гражданство. Мария родилась очень слабым ребенком. Она часто болела и ходить начала только в двухлетнем возрасте. Причем в специальных ортопедических ботиночках. Обычную обувь она начала носить только в 4-летнем возрасте после разрешения врачей.

Балетная студия

В надежде, что балет поможет укрепить здоровье дочери, мать Марии записала ее в хореографическую студию. Родительница надеялась, что малышка научится не только красиво ходить, но и двигаться. Отец сначала промолчал, но со временем заявил, что балет - не лучшее занятие для девушки.

Заброшенный балет

Мария Гулегина и вовсе не расстроилась в ответ на категоричное заявление родителя. Тем более что ей больше нравилось петь, чем танцевать. Этому способствовали и наследственные гены, так как вся семья обладала хорошо поставленными красивыми голосами. И он у Марии уже в 15-летнем возрасте был низким и очень сильным.

Образование

Поэтому сразу после окончания средней школы она пошла поступать в консерваторию. Но на прослушивании ей посоветовали прийти на следующий год. Тогда Мария поступила в музыкальное училище на дирижерское отделение. И потом с легкостью прошла прослушивание в Одесскую консерваторию.

Мария Гулегина считает, что лучшим учителем был Е. И. Иванов, который преподавал традиции итальянской старой школы. Во время обучения голос певицы изменился до драматического сопрано. И это помогло расширить диапазон исполнения.

Начало карьеры певицы

После того, как Мария окончила консерваторию, певица устроилась работать в Большой театр. Ей был предложен скудный репертуар и дан ясный намек, что провинциалкам "никакая серьезная карьера не светит". Но талант Марии заметила Светлана Данилюк, певица из Белоруссии, и предложила работать в Минском оперном театре. Гулегина перешла туда. Под руководством дирижера Ярослава Вощака прошла отличную школу, исполняя многие сольные партии.

Конкурсы

В 1985 г. состоялся всемирный конкурс вокалистов в Рио-де-Жанейро. Мария получила Гран-при и была приглашена исполнять одну партию в 10 спектаклях. Но Госконцерт запретил гастроли. В 1986 г. Гулегина участвовала в 8-м Международном конкурсе им. Чайковского. Знатоки были поражены ее исполнением и ожидали, что Мария займет первое место, но она оказалась только на третьем. И сильно переживала по этому поводу.

Скандал

В 1987 г. Мария получила приглашение выступать с Лучано Паваротти в театре "Ла Скала". Это вызвало зависть коллег в Минском оперном театре. А предложение Марии исполнять оперы на итальянском языке было воспринято в штыки. Начался затяжной конфликт, во время которого Гулегиной сначала запретили зарубежные гастроли, а потом даже сократили ее репертуар в Минской опере.

"Русская Золушка" за рубежом

В 1989 г. Мария Гулегина, оперная певица, получила предложение исполнить "Аиду" в испанском городе Овьеда. И так как работа в Минской опере певицу больше не устраивала, да еще и муж как раз остался без работы, супруги сразу уехали. В Италии Марию сразу окрестили «русской Золушкой». Она моментально привлекла к себе внимание многих заграничных оперных театров. И предложения поступали со всех сторон.

Мария заключила множество контрактов. Выступала в Венской опере, в Королевском театре в Ковент-Гардене и блистала на многих других известных сценах. Мария была названа лучшей исполнительницей многих популярных партий. Но сама певица отдает предпочтение Пуччини и Верди.

Личная жизнь

Всего Мария Гулегина, личная жизнь которой очень интересует поклонников, замуж выходила трижды. В первый раз в 18 лет, когда училась на 1-м курсе консерватории. У Марии родилась дочь Наталья. На все времени у девушки не хватало, и ее мама помогала воспитывать ребенка. Но брак просуществовал недолго. Родные супруга были против выступления Марии на сцене. И вскоре последовал развод.

Во второй раз Мария вышла замуж за молодого преподавателя фортепьяно Марка Гулегина. Через некоторое время, после большого скандала в театре, супруги уехали жить за границу, взяв лишь необходимые вещи. В 1990 г. у них родился сын Руслан. Марии приходилось очень тяжело. Она брала грудного сына на работу и репетиции. Кормила в антрактах и перерывах.

Брак Марка и Марии казался со стороны благополучным, но это была только видимость. И в 2009 г. Гулегина решилась на развод. Расставание прошло очень тяжело. Для раздела имущества потребовалось несколько судебных процессов. Потом Мария оформляла права на воспитание сына. И это не только изматывало морально, но и сильно мешало в работе.

Свое женское счастье Мария смогла обрести только с третьей попытки. Она познакомилась с Вячеславом Мкртычевым, тренером греко-римской борьбы. Знакомство произошло через общих друзей. Вячеслав на тот момент уже три года был вдовцом. Они обвенчались с Марией в 2010 г. в Нью-Йорке, в армянской церкви.

Вячеслав очень уважает работу супруги, видя, как много она вкладывает в любимое дело. Старается создать для нее психологический комфорт. А в ответ Мария окружает мужа заботой и любовью. Певица признается, что со временем стала намного спокойнее и мудрее, и сейчас ее вывести из себя очень трудно. У Гулегиной уже есть два внука.

Мария Гулегина на сегодняшний день

Сейчас Мария - одна из самых высокооплачиваемых оперных певиц. График ее расписан на 2 года вперед. Но она успевает давать много бесплатных и благотворительных концертов. В 2010 г. Мария выступала на закрытии Олимпийских игр, проходивших в Ванкувере.

В 2012 г. приезжала петь в Санкт-Петербург, на гала-концерт оперных мировых звезд. В тот раз у Михайловского замка собралась многотысячная толпа зрителей. Мария Гулегина (Мариинский театр сотрудничает с певицей уже 25 лет) исполнила на этой сцене в сезоне 2015/2016 ряд произведений итальянских композиторов. Многие спектакли с участием оперной дивы транслируются по телеканалам.

С 2006 г. Гулегина - посол доброй воли в ЮНИСЕФ. Одновременно Мария - член Международного параолимпийского комитета. Она - лауреат многих наград и премий: Д. Дзанателло, им. В. Беллини, города Милан и многих других. Гулегина получила две золотые медали. А за свою деятельность удостоилась высшей награды Православной Русской церкви - ордена Святой Ольги.

Всемирно знаменитая оперная примадонна Мария Гулегина в последнее время всё чаще приезжает в Россию. Блистательно исполнила арию принцессы Эболи в опере «Дон Карлос» в Большом, активно сотрудничает с Мариинкой, готовит концерт в Кремле 26 февраля... И всерьёз задумывается о переезде из Люксембурга и покупке квартиры в Москве - исполнительница опер в Ла Скала, Метрополитен-опера и на других самых известных оперных площадках, обладательница шикарного драматического сопрано вышла замуж за государственного тренера России по греко-римской борьбе Вячеслава Мкртычева .

Венчание с борцом Вячеславом Мкртычевым состоялось в Нью-Йорке в 2010 г. Свадебный торт разрезали саблей... Фото из личного архива

Многих эта новость изумила - ведь Мария долгие годы жила в удачном браке с певцом Марком Гулегиным , родила от него сына Руслана (дочь Наталья - от первого мужа певицы). Но, как выяснилось, союз с Гулегиным был всего лишь декорацией, все эти годы она не знала любви в семье, а терпела, мучилась... И настоящее счастье Гулегина обрела только сейчас. Певица рассказала о своей женской доле в эксклюзивном интервью «АиФ».

Театр в жизни, театр на сцене...

Личная жизнь? А у меня её не было... Самое страшное - всегда петь о любви, но самой не любить и не быть любимой. Театр на сцене, театр в жизни - это слишком тяжкое бремя для женщины. Вы не представляете, как это больно - терпеть столько лет, лишь бы всё в семье было тихо. Поэтому сам развод боли уже не доставил...

Вот только суды изматывают: то из-за ребёнка, то ещё что-то… Три года назад я отменила постановку «Корсара» в Бильбао и сольный концерт в Греции - просто дышать не могла, пока не решилось, что сын остаётся со мной. Выходя на сцену, я должна отключиться от всех проблем. Но голос на нервных срывах не звучит свободно и легко, как если бы всё было в порядке.

С дочерью Натальей, 2013 г. Фото из личного архива

И всё же самые тяжёлые моменты в моей жизни - это смерть родителей. Сначала я росла «папиным сыном», потому что он мечтал о мальчике. А потом стала «маминой дочечкой». В школе вела себя очень тихо и скромно. Я ведь не всегда была сильной. Но жизнь заставила… Всё взвалила на свои плечи, когда умер отец. Стала мамой для своей мамы, создала ей все условия для жизни. Её болезнь стала ударом для меня. Парализованная мама лежала 7 недель в клинике в Мюнхене. Поэтому я перевезла туда из Люксембурга всю семью и поселила в отель поблизости от больницы. Естественно, отменила все контракты. В больницу ходила с маленьким Русланом в коляске по 6-8 раз в день и, когда меня уже не пускали, залезала на скамейку и стояла столбиком под её окном… Смотрела на экраны датчиков над её кроватью. Страшное время, но и счастливое, потому что мамочка ещё была жива. Я могла ей рассказывать, как её люблю, а она в ответ только правой рукой чуть пожимала мою. Пусть такое, но всё же общение... Мама на мой день рождения открыла глаза на несколько секунд и после этого продержалась чуть меньше трёх недель. Она ушла не при мне и не при моей дочери Наташе.

«Ежегодно езжу на голодание»

После смерти мамы я была в таком состоянии, что петь больше уже не хотела... И только Пласидо Доминго, его чуткость и понимание вернули меня на сцену после страшной потери...

Друг и наставник Пласидо Доминго помог Марии вернуться на сцену после смерти мамы. С маэстро, его женой Мартой и мужем. 2013 г. Фото из личного архива

Недавно я спела принцессу Эболи в «Доне Карлосе» в -Большом театре. Я очень горжусь тем, что исполнила здесь свой дебют. И конечно, с огромной радостью продолжу сотрудничество.

В конце февраля я представлю сольную программу «Мои любимые арии» Москве. Очень волнуюсь… Каждый концерт, каждая встреча со зрителем - это праздник и экзамен одновременно. Нужно каждый раз себе ставить новые артистические планки, каждый раз выходить как на сцену как в первый и последний раз...

Певица гордится, что дебютировала в Большом. «Дон Карлос», ГАБТ, 2013 г. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Говорят, что певица должна быть полной, чтобы диафрагма на что-то опиралась. Неправда. Должны быть мышцы, гибкость, упругость в движениях. Поэтому форму держу жёстко. Каждый год езжу на голодание и активно занимаюсь спортом.

«Порхаю вокруг мужа»

Моя дочь уже сама мама, а второй ребёнок - «маленький» - ростом 186 см и нога у него 46-го размера. И это в 14 лет! Каждый год на каникулы собираю теперь не только своих детей, но и ещё двоих детишек моей дочки в Италии. Когда вся семья в сборе, я чувствую себя по-настоящему спокойно и счастливо...

Счастье, когда все в сборе. С сыном Русланом и внуками Ники и Амели. 2012 г., Италия. Фото из личного архива

Мой муж Вячеслав Мкртычев - известный борец и государственный тренер России по греко-римской борьбе. Нас познакомили друзья. (К моменту знакомства c примадонной спортсмен три года был вдовцом. Они обвенчались с Марией Гулегиной в Нью-Йорке. - Ред.)

Слава очень уважительно относится к моему труду, он так и говорит: спортсмены готовятся к чемпионатам раз в год, к Олимпийским играм раз в 4 года, а певцы каждую неделю выступают на своих чемпионатах... Муж понимает оперу сердцем.

Нас часто спрашивают: две сильные личности в одном доме - спортсмен и певица, кто же у вас главный? Мы не выясняем, кто лидер, а кто не лидер, просто живём. Сейчас я более спокойная, чем была. И сегодня ничего такого нет, что могло бы вывести из себя. Стала мудрее, хочется верить. Хотя у меня взрыво-опасная смесь: в моих жилах не только армянская кровь, но и еврейская, украинская, польская, ой, столько всего намешано... (Улыбается.)

Слава - тренер, он знает, что необходимо человеку перед «чемпионатом»: когда мне предстоит выход на сцену, создаёт мне идеальный психологический комфорт. Всё делает для того, лишь бы я была спокойна и счастлива. А когда мне не нужно петь, уже я летаю вокруг мужа и забочусь о нём.

Мария Гулегина (девичья фамилия Мейтарджян) родилась в 1959 г. в Одессе. Окончила Одесскую консерваторию. В 1983 г. стала солисткой Большого театра Белорусской ССР. С 1987 г. выступает за рубежом (Ла Скала, Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Гранд-опера и др.). В 1989 г. бежала из Белоруссии в Гамбург из-за конфликта с администрацией театра: её не выпускали за границу, но и в Минске петь не давали. В 2010 г. исполнила арию из оперы «Князь Игорь» на церемонии закрытия ХХI зимних Олимпий­ских игр в Ванкувере. Замужем. Двое детей.

Мария Гулегина - одна из известнейших певиц мира. Ее называют «русской Золушкой», «русским сопрано с вердиевской музыкой в крови» и «вокальным чудом». Мария Гулегина особенно прославилась исполнением партии Тоски в одноименной опере. Кроме того, ее репертуар включает главные партии в операх «Аида», «Манон Леско», «Норма», «Федора», «Турандот», «Адриенна Лекуврер», а также партии Абигайль в «Набукко», Леди Макбет в «Макбете», Виолетты в «Травиате», Леоноры в «Трубадуре», «Оберто, графе ди Сан-Бонифачо» и «Силе судьбы», Эльвиры в «Эрнани», Елизаветы в «Дон Карлосе», Амелии в «Симоне Бокканегре» и «Бале-маскараде», Лукреции в «Двое Фоскари», Дездемоны в «Отелло», Сантуццы в «Сельской чести», Маддалены в «Андре Шенье», Лизы в «Пиковой даме», Одабеллы в «Аттиле» и многие другие.

Профессиональная карьера Марии Гулегиной началась в Минском государственном оперном театре, а через год она дебютировала в Ла Скала в опере «Бал-маскарад» под управлением маэстро Джанандреа Гаваццени; ее сценическим партнером был Лучано Паваротти. Сильный, теплый и энергичный голос певицы и ее выдающиеся актерские способности сделали ее желанной гостьей на самых знаменитых сценах мира. В Ла Скала Мария Гулегина приняла участие в 14 новых постановках, включая спектакли «Двое Фоскари» (Лукреция), «Тоска», «Федора», «Макбет» (Леди Макбет), «Пиковая дама» (Лиза), «Манон Леско», «Набукко» (Абигайль) и «Сила судьбы» (Леонора) под управлением Риккардо Мути. Кроме того, певица дала два сольных концерта в этом легендарном театре, а также дважды - в 1991 и 1999 годах - гастролировала в составе труппы театра в Японии.

После дебюта в Метрополитен-опера, где она приняла участие в новой постановке «Андре Шенье» с Лучано Паваротти (1991), Гулегина более 130 раз выходила на ее сцену, в том числе в спектаклях «Тоска», «Аида», «Норма», «Адриенна Лекуврер», «Сельская честь» (Сантуцца), «Набукко» (Абигайль), «Пиковая дама» (Лиза), «Хитрец, или Легенда о том, как спящий проснулся» (Долли), «Плащ» (Жоржетта) и «Макбет» (Леди Макбет).

В 1991 году Мария Гулегина дебютировала в Венской государственной опере в «Андре Шенье», а также исполнила на сцене театра партии Лизы в «Пиковой даме», Тоски в «Тоске», Аиды в «Аиде», Эльвиры в «Эрнани», Леди Макбет в «Макбете», Леоноры в «Трубадуре» и Абигайль в «Набукко».

Еще до дебюта в Королевском оперном театре Ковент-Гарден, где певица исполнила главную партию в «Федоре», выступив с Пласидо Доминго, она приняла участие в концертном исполнении «Эрнани» в Барбикан-холл с труппой Королевского оперного театра. Затем последовало исключительно успешное выступление в Вигмор-холл. Среди других партий, исполненных на сцене Ковент-Гарден - Тоска в одноименной опере, Одабелла в «Аттиле», Леди Макбет в «Макбете», а также участие в концертном исполнении оперы «Андре Шенье».

В 1996 году Мария Гулегина дебютировала на сцене театра Арена ди Верона в роли Абигайль («Набукко»), за что была награждена премией Джованни Дзанателло за выдающийся дебют. Позднее певица неоднократно выступала в этом театре. В 1997 году Мария Гулегина дебютировала в Опера де Пари в партии Тоски в одноименной опере, а затем выступила в этом театре в партиях Леди Макбет в «Макбете», Абигайль в «Набукко» и Одабеллы в «Аттиле».

Мария Гулегина сохраняет тесные связи с Японией, где она приобрела огромную популярность. В 1990 году Гулегина исполнила в Японии партию Леоноры в «Трубадуре» и совместно с Ренато Брюсоном участвовала в записи оперы «Отелло» под управлением Густава Куна. В 1996 году Гулегина вновь вернулась в Японию, чтобы участвовать в исполнении оперы «Трубадур» в Новом Национальном театре Токио. Позднее она исполнила в Японии партию Тоски с труппой Метрополитен-опера и в том же году приняла участие в открытии Нового национального театра Токио, исполнив партию Аиды в новой постановке «Аиды», осуществленной Франко Дзеффирелли. В 1999 и 2000 годах Мария Гулегина предприняла два концертных тура по Японии и записала два сольных диска. Также она гастролировала в Японии с труппой театра Ла Скала, исполняя партию Леоноры в «Силе судьбы», и с труппой Вашингтонской оперы, исполняя партию Тоски. В 2004 году Мария Гулегина дебютировала в Японии в роли Виолетты в «Травиате».

Мария Гулегина выступала с сольными концертами по всему миру, включая театр Ла Скала, Театро Лисеу, Вигмор-холл, Сантори-холл, Мариинский театр, а также крупнейшие концертные залы Лилля, Сан-Паоло, Осаки, Киото, Гонконга, Рима и Москвы.

Многие спектакли с участием певицы транслировались по радио и телевидению. Среди них - «Тоска», «Пиковая дама», «Андре Шенье», «Хитрец, или Легенда о том, как спящий проснулся», «Набукко», «Сельская честь», «Плащ», «Норма» и «Макбет» (Метрополитен-опера), «Тоска», «Манон Леско» и «Бал-маскарад» (Ла Скала), «Аттила» (Опера де Пари), «Набукко» (Венская государственная опера). Также по телевидению транслировались сольные концерты певицы в Японии, Барселоне, Москве, Берлине и Лейпциге.

Мария Гулегина регулярно выступает c самыми известными певцами, среди которых Пласидо Доминго, Лео Нуччи, Ренато Брюсон, Хосе Кура и Сэмюэль Рейми, а также с такими дирижерами, как Джанандреа Гаваццени, Риккардо Мути, Джеймс Ливайн, Зубин Мета, Валерий Гергиев, Фабио Луизи и Клаудио Аббадо.

Среди последних достижений певицы - серия концертов из произведений Верди в лиссабонском Гулбенкян-фонде, участие в исполнении опер «Тоска», «Набукко» и «Сила судьбы», прозвучавших под управлением Валерия Гергиева на фестивале «Звезды белых ночей» в Мариинском театре, а также участие в спектакле «Норма» и новой постановке опер «Макбет», «Плащ» и «Адриенна Лекуврер» в Метрополитен-опера. Также Мария Гулегина приняла участие в новых постановках опер «Набукко» в Мюнхене и «Аттила» в Вероне и дебютировала в долгожданной роли Турандот в Валенсии под управлением Зубина Меты. В ближайших планах Марии Гулегиной - участие в спектаклях «Турандот» и «Набукко» в Метрополитен-опере, «Набукко» и «Тоска» в Венской государственной опере, «Тоска», «Турандот» и «Андре Шенье» в Берлинской опере, «Норма», «Макбет» и «Аттила» в Мариинском театре, «Корсар» в Бильбао, «Турандот» в Ла Скала, а также многочисленные сольные концерты в Европе и США.

Мария Гулегина - лауреат многочисленных премий и наград, включая премию Джованни Дзанателло за дебют на сцене Арена ди Верона, премию им. В. Беллини, премию города Милан «За развитие оперного искусства в мире». Певица также удостоена Золотой медали Марии Дзамбони и Золотой медали фестиваля в Осаке. За свою общественную деятельность Мария Гулегина удостоена Ордена св. Ольги - высшей награды Русской Православной Церкви, которая была вручена ей Патриархом Алексием II. Мария Гулегина является почетным членом Международного параолимпийского комитета и послом доброй воли в ЮНИСЕФ.