В 2017 году 66 абитуриентов из 72 874 сдали централизованное тестирование по русскому языку на 100 баллов. Как сдать ЦТ на максимальный балл? Будет ли централизованное тестирование 2018 года отличаться от предыдущих лет? На эти и другие вопросы отвечает Виктория Романова — преподаватель русского языка образовательного центра , магистр педагогических наук и один из разработчиков интерактивного курса подготовки к ЦТ по русскому. Советуем прочитать до конца, чтобы не упустить важных деталей!
Изменилось ли ЦТ по русскому за последние пять лет?
Из года в год задания на ЦТ по русскому языку однозначно упрощают. Если быть точнее, то незначительно изменяются формулировка условий и примеры. Перечень тем и правил, знание и понимание которых проверяется составителями ЦТ, остаётся прежним. Таким образом, абитуриент успешно справится с заданиями при условии, что хорошо усвоит материал из списка тем, который подготавливает РИКЗ (имеется в виду спецификация по русскому языку ), причём не имеет значения, сколько раз условие задания было переформулировано.
Реально ли подготовиться к ЦТ на высокий балл без курсов и репетитора?
Разумеется! В таком случае абитуриенту нужно запастись учебной литературой. Как минимум — это учебники по русскому языку за 5−11 классы, как максимум — это пособия и сборники тестов за последние 7−10 лет. Чтобы сдать ЦТ на высокий балл, важно выполнить как можно больше тестов. Ещё нужны усидчивость, дисциплина, настойчивость, т. е. всё то, что помогает ученику систематически готовиться.
Правда, насколько я заметила за время практики, именно отсутствие умения заставить себя работать систематично вынуждает школьников прибегать к помощи со стороны репетиторов и учебных центров.
Какие отметки в школе по русскому у твоих учеников? И подтверждаются ли они баллами РТ, а потом и ЦТ?
Четвертные отметки по русскому языку у моих учеников — от 5 до 8 баллов. Далеко не каждый из них посещал первый и второй этап РТ. Ребята, которые ходили на оба этапа, замечают, что после занятий со мной их результаты улучшились. Например, от 45 до 60 баллов, от 49 до 67 баллов. Правда, есть единичный случай, когда по результатам второго этапа баллы были меньше по сравнению с результатами первого этапа. По результатам 3-го этапа пока информации нет.
Как правило, результаты третьего этапа РТ и самого ЦТ имеют небольшую разницу.
Результат зависит и от базы, и от того, насколько качественно готовился учащийся перед самим ЦТ.
В первую очередь, советую пользоваться теорией из школьных учебников. Кроме того, существует много пособий, в которых вся теория из школьного курса системно подана в одной книге. Имею в виду пособия О. Е. Горбацевич, Т. В. Ратько, Т. В. Балуш, Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович, В. А. Саникович. Пособия перечисленных авторов неоднократно переиздавались. Конечно, лучше покупать пособие новее, так как последняя версия будет качественно лучше. Но мы помним, что изучение теории не имеет смысла без выполнения тестовых заданий.
Когда лучше начать подготовку к ЦТ по русскому языку?
Это зависит от уже имеющейся теоретической базы и личностных характеристик ученика. Гуманитарию достаточно начать подготовку за год до сдачи ЦТ, а вот человеку с техническим складом ума советую начать подготовку чуть раньше, к примеру, за полтора-два года до экзамена. В среднем считается, что именно одного года достаточно для того, чтобы повторить и доучить теорию из школьного курса.
Возможно ли подготовиться к ЦТ за несколько месяцев?
Если есть огромное желание, то, конечно, можно. Для этого нужно «вооружиться» пособием, сборниками тестов и поддержкой со стороны учителя-предметника или хотя бы друга-отличника.
Подскажи, с каких заданий лучше начать выполнение теста?
К сожалению, нет универсального совета, с каких заданий лучше начинать выполнение теста. Абсолютно у каждого абитуриента есть своя схема работы с заданиями. Я, к примеру, всегда решаю тестовые задания по порядку. Прочитав условие, приступаю к выполнению, а после этого вновь возвращаюсь к условию. Ведь часто ошибки допускаются именно из-за невнимательного прочтения условия. Умей чётко разграничивать правила, чтобы понимать, какое из них следует применить в задании.
Чтобы понять, какая последовательность выполнения заданий удобна абитуриенту , надо выполнить как можно больше тестов, в том числе на РТ. Кроме того, именно выполнение тестов позволит следить за прогрессом в подготовке.
Что делать, когда совсем не знаешь ответ на вопрос?
В ситуации, когда абитуриент вовсе не знает ответа на вопрос, лучшим помощником будет (как ни странно!) интуиция. Кстати, она хорошо развита у тех, кто много читает. Разумеется, можно воспользоваться и методом исключения, т. е. отсеять те варианты, в которых уверен сам абитуриент. Правда, и для этого нужны элементарные теоретические знания.
Всегда нужно записывать что-то в область ответов. Русский — это не математика и физика, так что тут уж интуиция в помощь.
Виктория Романова, преподаватель русского языка в образовательном центре Адукар, магистр педагогических наук
Насколько объективно ЦТ оценивает уровень грамотности абитуриента?
Достаточно объективно. Причиной тому является разнообразие тем, знание которых проверяется во время экзамена. В заданиях к ЦТ содержатся темы из разделов «Орфография», «Пунктуация», «Культура речи», «Стилистика» и др., которые отображают разные уровни грамотности носителя языка.
Возможно ли сдать ЦТ по русскому языку на 100 баллов? Что для этого нужно?
Конечно! Для этого нужны сильная теоретическая подготовка, навыки успешного выполнения прошлогодних тестов, вера в себя.
Какие ошибки при подготовке к тестированию чаще всего допускают твои ученики?
Распространены ошибки на следующие правила: «Н и НН в словах разных частей речи», «Слитное и раздельное написание НЕ со словами», а также «Различение НЕ и НИ». Но, пожалуй, самыми «болезненными» являются задания на морфемный разбор слова и словообразование.
Зачастую ученики допускают ошибки по невнимательности: вписывают неверный вариант ответа, не выбирают все правильные ответы или вовсе выбирают варианты, противоречащие условию задания.
После того, как задание выполнено, важно ещё раз проверить, соотносятся ли варианты ответов с условием.
Виктория Романова, преподаватель русского языка в образовательном центре Адукар, магистр педагогических наук
Сколько примерно слов-исключений нужно запомнить абитуриенту, чтобы справиться с заданиями ЦТ? Как их лучше запоминать?
Если к словам-исключениям относить ещё и словарные, то точной цифры для запоминания нет. В этом можно убедиться, просмотрев различные пособия для подготовки к ЦТ. Каждый составитель приводит свой перечень слов, причём, понятное дело, далеко не все слова используются в самом тесте. Поэтому я предлагаю абитуриентам выписывать в свой конспект слова-исключения и словарные, которые встречаются в сборниках ЦТ. Со списками слов, которые приведены в учебных пособиях, тоже важно ознакомиться.
Есть много вариантов запоминания исключений и словарных слов: приводить ассоциации, примеры словосочетаний с исключениями и словарными, делать рисунки к словам, записывать слова на стикерах и расклеивать рядом с рабочим местом. В ситуации с запоминанием исключений и словарных слов все средства хороши.
Можно ли по результатам третьего этапа РТ прогнозировать балл на ЦТ?
Да. На это есть две причины. Первая заключается в том, что ко времени проведения третьего этапа РТ, как правило, весь теоретический материал уже пройден и сборники тестов прошлых лет отчасти проанализированы, а это значит, что ученик приходит на РТ в полной боевой готовности. И третий этап РТ — это своего рода тренировка, т. е. абитуриент тренируется выполнять те задания, которые, вероятно, будут в ЦТ. Вторая причина в том, что обычно последний этап незначительно отличается от самого ЦТ. Следовательно, по баллам третьего этапа РТ можно говорить о приблизительном количестве баллов, которые можно набрать по итогам ЦТ.
Как думаешь, есть ли смысл сдавать ЦТ и по белорусскому, когда не уверен, что на тестировании по русскому наберёшь хороший балл?
Почему бы и нет. Тем более при условии, что ученик знает родной язык — белорусский — лучше, чем русский.
Есть ли какие-то «хитрости», которыми можно воспользоваться на тестировании?
Скорее нет, чем да. Но зачастую абитуриенты , получив черновой листок, спешат записать в него правила или словарные слова, которые часто забывают, в которых допускают ошибки. Собственно, это и хитростью не назовёшь. Важнее ещё в процессе подготовки к ЦТ научиться восстанавливать объёмные и сложные правила с помощью простых схем или ассоциаций.
Чего ждать абитуриентам от ЦТ-2018? Тесты станут сложнее или проще?
Судя по заданиям третьего этапа РТ, задания ЦТ будут ещё проще. Ничего неожиданного или незнакомого мы не встретим: всё те же темы. Абитуриентам будет полезно выполнить оба варианта третьего этапа, чтобы понять, на каких именно темах сделан акцент в тестах этого года. А за несколько недель до ЦТ ещё раз вернуться к этим темам, чтобы повторить их либо доучить.
Посоветуй абитуриентам, как не волноваться перед ЦТ и настроиться на плодотворную работу?
Не волнуется тот, кто уверен в своих силах. В ситуации с ЦТ под силами понимаются знания и навыки качественно решать тесты. А для того чтобы быть уверенным в собственных знаниях и навыках, нужно заранее подготовиться к ЦТ: выучить теорию и выполнить тестовые задания прошлых лет. Тогда, приступив к выполнению экзамена, абитуриент будет воспринимать его всего лишь как очередной тест, подобный тем, которые он неоднократно выполнял до этого момента. И волнение уйдёт!
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях
Центр тестирования Министерства образования Российской Федерации
РУССКИЙ язык
ВАРИАНТЫ И ОТВЕТЫ централизованного тестирования
Пособие для подготовки к тестированию
ББК 74.202.5 УДК 37Л М20
Тесты, Русский язык И класс. Варианты и ответы централизованного тестирования - М.: Центр тестирования МО РФ,2003.
Сборник «Тесты» (варианты и ответы централизованного тестирования 2003 года) - в книге представлены образцы тестов, использованных при проведении централизованного тестирования в 2003 году по русскому языку и русскому языку повышенной сложности. Тесты составлены в соответствии с требованиями минимума содержания проекта образовательного стандарта. Даны ответы для всех представленных тестов. Приведена структура тестов.
Сборник предназначен для самостоятельной подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к итоговой аттестации и к вступительным экзаменам в вузы, а также в помощь преподавателям и методистам, использующим в своей работе тестовый способ контролязнаний.
ISBN 5-94635-129-Х
© Центр тестирования МО РФ, 2003
Сдано в работу 28.08.03 г. Объем 7,75 п. л. Тираж 70000экз. Заказ 1370.
Отпечатано в ГП«Загорская типография» 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, пр.Красной Армии, 212Б
Тел. 547-60-60, 4-25-70, факс547-60-60
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей чертой, характеризующей российское образование последних лет, является попытка использовать современные технологии для оценки учебных достижений учащихся. Для этого используются механизмы централизованного тестирования и единого государственного экзамена.
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, какправило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы (тесты). Такую стандартизированную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием.
Правильно составленный тест представляет собой совокупность сбалансированных тестовых заданий. Количество заданий в тесте по различным разделам должно быть таким, чтобы пропорционально отражать основное содержание предмета. Использование тестовых заданий различных трудностей должно обеспечить равносложность различных вариантов тестов.
Разработка современных педагогических тестов возможна только при наличии большого количества тестовых заданий, свойства которых определены до момента выставления оценок (шкалирования результатов).
Централизованное тестирование оценивает уровень подготовленности учащихся по стобалльной шкале с учетом трудности и дифференцирующей силы верно и неверно выполненных заданий.
При оценке учебных достижений Центром тестирования используются достаточно сложные математические модели. Ознакомиться с ними можно в специальной литературе Центра тестирования.
Тестируемый учащийся должен знать, что число верно выполненных им заданий неоднозначно определяет его тестовый балл. Трудности верно и неверно выполненных заданий могут значительно повлиять на оценку результатов тестирования.
Соответствие между количеством верно выполненных заданий и тестовым баллом представлено на диаграмме в конце сборника, которая получена в результате статистической обработки результатов централизованного тестирования в 2003 г. Средний балл по России принят равным 50.
Приводимые в сборнике тестовые материалы и результаты могут быть использованы как некоторые ориентиры для подготовки к централизованному тестированию 2004 г.
Практическое использование современных тестов учебных достижений дает учащимся возможность объективно оценить уровень своих знаний, а также определить свое место (рейтинг) среди множества российских учащихся, проходивших централизованное тестирование. Эта услуга пользуется возрастающим спросом. В 2003 г. около полутора миллионов выпускников участвовали в централизованном тестировании. Свыше половины государственных вузов России принимают результаты централизованного тестирования в качестве оценок вступительных испытаний. Десятки тысяч абитуриентов, представивших в приемные комиссий сертификаты централизованного тестирования, ежегодно зачисляются в государственные вузы России.
Технология и методики централизованного тестирования широко используются при проведении единого государственного экзамена вРоссии.
Структура теста по русскому языку Разработчики: Иссерс О.С., КузьминаНА., Ллыбина А.Т.
Редактор: методист Центра тестирования МО РФ по русскому языку Антонова О.Ю.
I. Орфография
1. Правописание безударных гласных в корнях (проверяемых и чередующихся).
2. Правописание непроверяемых гласных в корне слова.
3. Гласные -О-/-Ё- после шипящих и -Ц- в корнях, суффиксах и окончаниях,
4. Гласные -Е-/-И- в суффиксах и окончаниях прилагательных, глаголов.
5. Правописание безударных падежных окончаний существительных.
6. Правописание приставок пре-/при-.
7. Правописание -Ы- после приставок на согласную и после шипящих и-Ц-
8. -Н-и -НН-в полных формах прилагательных, причастий и производных существительных.
9. Дифференциация написания -Н-и -НН-в полной и краткой формах прилагательных, причастий, наречий.
10. Непроизносимые согласные.
11. Правописание звонких и глухих согласных.
12. Удвоенные согласные.
13. Правописание суффиксов причастий.
14. Правописание -НЕ-с различными частями речи.
15. Правописание -НЕ- и -НИ-на основе смыслового разграничения.
16. Дефисное написание существительных, прилагательных и наречий.
17. Слитное и раздельное написание прилагательных и наречий.
18. Правописание производных предлогов.
19. Разделительные -Ъ- и-Ь-.
20. -Ь-после шипящих.
II. Пунктуация
1. Тире в простом предложении.
2. Знаки препинания при союзе И в простом и сложном предложении.
3. Знаки препинания при однородных членах предложения.
4. Пунктуация при обособлении второстепенных членов предложения.
5. Разграничение вводных слов и членов предложения. Знакипрепинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций.
6. Знаки Препинанияпри союзе КАК.
7. Знаки препинания в сложносочиненном исложноподчиненном предложении.
8. Тире идвоеточие в бессоюзных исложных предложениях и при однородных членах с обобщающим словом.
9. Знаки препинания во всех типах сложных предложений.
10. Нормы оформления чужой речи. Знаки препинания припрямой речи и цитатах.
III. Культура речи и стилистика
1. Орфоэпические нормы.
2. Нормы лексической сочетаемости.
3. Значение слова.
4. Грамматические нормы.
1. Русский литературный язык и егостили. Языковые показатели стилей.
2. Типы текстов.
V. Общие сведения о языке. Система русского языка
1. Основные понятия морфологии.
2. Основные понятия синтаксиса.
Министерство образования Российской Федерации Центр тестирования
Тест порусскому языку №1
Инструкция для учащихся
Тест состоит из частей А и В. На его выполнение отводится 100минут. Задания рекомендуем выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
В каждом задании может быть 1,2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в бланке ответов под номером выполненного Вами задания.
А1. -О- пишется |
|||
1) заг_релый |
|||
3) поглтить |
|||
А2. -А- пишется |
|||
1) обворжить |
4) габ__рит |
||
угрмбовывать |
5) гравюра |
||
компновать |
|||
A3. -Ё- пишется |
|||
разжг костёр |
|||
ц_кот (копыт) |
|||
А4. -И- пишется |
|||
1) вскаквать с места |
дремлт кот |
||
2) если вышлете... |
|||
3) кле_вший |
А5. -Е- пишется в обоих случаях
1) в колючм плетени_ ветвей
2) в расцветающ_м весной саду; дляеё матер_
3) перед распустившейся розой; в колеблющмся вдали свете
4) онкатся; в белом сиянь_
5) онпродержатся; кусты вине_
А7. -Ы- пишется
1) небеззвестный
2) сверх_нтуиция
3) предюльский
4) цганский
А8. -Н- пишется в обоих случаях
1) кармаый; гружёный
2) ветряой;вареик
3) рассеяый; мороже_ое
4) традициоо; дружи ик
А9. -НН- пишется в обоих случаях
1) Показалась золочёная дуга и большие, бронзой кованые троечные дрожки гитарой.
2) Еще не кошеая трава стелется от полуде_рго зноя, невыносимого для живого существа.
3) Стремления лучших представителей совреме_рй молодежи всегда чисты и возвышеы.
4) Спустилась девица к Волге, чтобы водицы набрать, но когда глянула на необыкнове о прозрачный узорный ледок, то была зачароваа этой красотой: перед нейпереливался солнечными искрами застывший сад
цветов и деревьев. |
||
А10. Согласная пропущена |
||
гласность |
4) че_ствовать |
|
намесник |
5) рен_геновский |
|
дерма_тиновый |
||
All. Буква, обозначающая глухой согласный, пишется |
||
1) вкусная вечина |
4) ре_ьба по дереву |
|
сахар-рафина_ |
5) высокий прести_ |
|
мелкая рыбёка |
||
А12. Удвоенная согласная пишется |
||
гип отеза |
4) кавалерия |
|
вентилировать |
5) симметрично |
|
пасивный |
||
А13. -У(-Ю)- пишется |
||
грохочущий |
4) самоклеящиеся (обои) |
|
2) (собаки) ла т |
5) неутихащий |
|
3) борющийся |
Если ты поступаешь в этом году, то наверняка уже ознакомился с проходными баллами 2018 года. Они считались по старой методике, а в 2019 году баллы ЦТ будут выводиться по новой системе. Осведомлённость лишней не бывает, считает и спешит рассказать, чем отличаются обе методики и что ожидать от ЦТ 2019.
Для подсчёта баллов на ЦТ РИКЗ использовал специальную методику, которая помогала объективно оценить уровень знаний и подготовки абитуриентов. Она была основана на стобалльной шкале, позволяющей учесть количество правильно выполненных заданий, а также их сложность.
Методика включала в себя расчёт баллов для заданий централизованного тестирования с одним правильным ответом и несколькими правильными ответами. Напомним: в ЦТ по русскому и белорусскому языкам в части А предусмотрено несколько правильных ответов, а в ЦТ по остальным предметам — только один.
К слову, чем больше абитуриентов справлялось с каким-либо заданием, тем меньше баллов за него выставлялось.
За правильный ответ ставился 1, за неверный — 0. Совокупность нулей и единиц составляла матрицу ответов. В неё включалось также количество абитуриентов, выполнивших определённый вариант теста, и количество заданий в тесте.
Итоговый балл абитуриента за тест зависил от первичного балла задания , первичного тестового балла абитуриента и весового коэффициента сложности каждого задания .
При умножении этих элементов получался модифицированный первичный балл абитуриента (МПБА). Выполнив задания того или иного варианта теста, можно было получить некое число модифицированных первичных баллов (МПБ), отражающее сложность заданий в конкретном варианте.
Итоговый тестовый балл равнялся частному от деления МПБА на МПБ, умноженному на 100.
Округление результатов до целого числа происходило по правилам математики.
Если ты указал неверный ответ либо не указал верный, система считала это ошибкой. За правильно выполненное задание (указаны все верные ответы) начислялась единица, за ответ с одной ошибкой (помимо правильных вариантов указал и неправильный) — 0,2, более одной — 0.
Ноль баллов выставлялось в том случае, когда абитуриент выбрал более одного неверного ответа или не выбрал более одного верного; указал неверный ответ, но пропустил верный. Например, в А12 правильные ответы 2, 3, 4. Если абитуриент выбирал 1, 2, 5 или 2, 3, 5, то получал ноль баллов. Выбрав 3, 4 или 1, 2, 3, 4, он получал 0,2 балла.
С учётом этих нюансов подсчитывался первичный балл задания и модифицированный первичный балл абитуриента . Дальше всё рассчитывалось, как и в случае с одним верным ответом.
Ты уже понял, что раньше балл на ЦТ зависил от количества абитуриентов, верно ответивших на задание. В ЦТ сдаёт мало абитуриентов. Выходит, баллы у них выше? Нет. Оценка тестов у «резервистов» происходила по описанной методике, только брались усреднённые весовые коэффициенты, выведенные при подсчёте результатов за основной этап ЦТ.
Сами формулы, по которым вычислялся балл за тест, смотри .
Директор РИКЗ Юрий Миксюк основным недостатком старой методики называл зависимость итогового балла от количества абитуриентов, верно ответивших на вопрос.
Да, она [старая методикам — прим. ред.] качественно ранжировала хорошо подготовленных абитуриентов, которые набирали баллы на сложных задачах. Однако погрешность измерения уровня знаний абитуриентов среднего и невысокого уровня была значительной.
Юрий Миксюк, директор РИКЗ
Новая система оценки ЦТ должна не только эффективно ранжировать абитуриентов, но и отражать реальный уровень их знаний. Тот факт, что отметка в дневнике не совпадала с результатами ЦТ, упоминался учителями и репетиторами не раз. Что для абитуриентов было дополнительной мотивацией для подготовки к ЦТ.
В основе новой системы подсчёта лежит метод нормального распределения N (µ, δ). Самое главное отличие новой методики в том, что теперь учитываются и все верные ответы, включая частично правильные.
Результат подсчитывается в два этапа. Сперва определяется первичный балл — сумма баллов за каждое верно выполненное и частично верно выполненное тестовое задание. После этого по результатам статистической обработки первичному баллу ставится в соответствие тестовый балл , который и будет являться итоговым результатом.
Ещё одно новшество этой методики — максимальный первичный балл — максимальная сумма первичных баллов, которую абитуриент сможет получить, верно ответив на все вопросы теста. Максимальный первичный балл известен заранее.
Абитуриент получает 1 балл, если задание выполнил верно. И ноль баллов, если указал неправильный ответ, указал более одного ответа или ответ не указан вовсе.
Если абитуриент указал в бланке все правильные ответы, ему засчитывается 2 первичных балла. Допущена одна ошибка — 1 балл, более одной ошибки или ответ не дан — ноль баллов.
Ознакомиться со всеми правилами подсчёта баллов ты можешь в .
Ожидается, что абитуриенты получат реальную оценку своих знаний, баллы в области низких значений объективно вырастут. Количество тех, кто набирает 75 и более баллов, должно примерно сохраниться. Следовательно, ситуация с приёмом на престижные специальности, где проходной балл и так стремится к максимальному значению, останется прежней. А вот , но на сколько баллов именно, непонятно.
Лучше всего к проходному баллу 2018 прибавить баллов 20−30 и уже ориентироваться на эту цифру. Используй все возможности увеличить баллы: подтяни аттестат, тщательнее готовься к ЦТ по белорусскому или русскому языку, а не только по профильным предметам. Здорово, если на РТ ты набираешь в среднем по 70 баллов за тест, при этом не сильно готовясь к тестированию. Но таких счастливчиков теперь много.
Преподаватель истории и обществоведения в образовательном центре Адукар Дмитрий Зайцев, проанализировав новую систему оценки ЦТ, считает, что нас ждёт . Но не спеши отчаиваться! Да, первопроходцам всегда тяжелее, но мир на этом не рушится.
Удачи и терпения в подготовке к ЦТ! Адукар же всегда поддержит советом и будет держать тебя в курсе новостей образования.
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях
Первый раз в жизни ЦТ по русскому языку я сдавала 15 июня 2014 года. Высшее образование у меня давно есть: когда я поступала, были обычные экзамены, а не ЦТ. В университете, на факультете журналистики, я тоже изучила правила русской грамматики и стилистики. Но поскольку во времена работы в СМИ мои ошибки исправляли корректоры, знания основательно выветрились из памяти.
В последние годы, когда я начала выполнять копирайтерские заказы, а потом и преподавать копирайтинг, забытого стало не хватать. Врожденной грамотностью, т.е. хорошей визуальной памятью, меня природа не наградила, так что при проверке своих и чужих текстов мне приходится вспоминать правила из учебника. Копирайтер – сам себе корректор, да и ученики порой ставят запятые где попало и ждут обоснованных замечаний. Поэтому и решила повторить предмет, используя ЦТ как стимул. А кроме прокачки навыка грамотного письма, мне было важно получить результаты еще одного эксперимента, по самостоятельной организации учебного процесса.
При первых попытках заполнить тесты прошлых лет у меня бывало от 5 до 10 ошибок: показатель, обычный для школьника-хорошиста, который специально к тестированию не готовился. Но, в отличие от среднего школьника, я была уверена: качественно подготовиться к экзамену за короткий срок вполне реально. Эксперимент удался: сдала на 100 баллов.
Я решила, что буду сдавать ЦТ, и впервые открыла пособие по подготовке к тестированию 26 апреля 2014 года. Последние дни апреля и весь май занималась не больше 4 часов в неделю. Чуть больше месяца ушло на то, чтобы прочесть, не останавливаясь на упражнениях, «Пособие для подготовки к обязательному централизованному тестированию» О.Горбацевич, Т.Ратько и Т. Бодаренко и выполнить несколько тестов за предыдущий год. В конце мая я купила дополнительный сборник тестов за 2008-2012 годы и с 1 до 14 июня занималась по 3 часа в день, подробно разбираясь с наиболее сложными темами и решая тесты за разные годы.
Таким образом, общее количество часов, посвященных исключительно подготовке к ЦТ – около 60, дополнительно иногда использовалось время поездок в транспорте. Все это время я продолжала работать и выполнять свои домашние обязанности.
Если сравнивать меня с выпускником школы, то я выигрывала в том, что не была обременена выпускными экзаменами. У школьников было в те же сроки всего 2-3 дня, чтобы отвлечься от экзаменационных предметов и сосредоточить все внимание на ЦТ. По сравнению со среднестатистическим «взрослым» абитуриентом я выигрывала в том, что у меня – свободный график работы и равное разделение хозяйственных забот с супругом: это значит, что я могла выбирать для подготовки к тестам самое продуктивное время. Кроме того, я сдавала один, а не три теста.
Другим предстоит приспосабливаться к своим обстоятельствам. Это значит, скорее всего, что на повторение уйдет больше календарных дней. С другой стороны, если начинать готовиться заранее, то и знания будут более прочными. Тогда на итоговое повторение перед самым тестированием может потребоваться всего несколько часов.
Говорят, с возрастом цепкость памяти ослабевает, и я в это отчасти верю. Кроме того, у меня не было уроков русского языка в школе и подготовки к школьному экзамену по тому же предмету. В последнем обстоятельстве есть и плюсы, и минусы. Потому что школьные задания по предмету тоже позволяют закреплять в памяти темы, вынесенные на ЦТ.
У меня не было учителей-консультантов, факультативов, репетиторов и курсов для поступающих. Никто не организовывал мой учебный процесс. Хотя последнее обстоятельство мне не мешало, потому что именно технологии самоорганизации я на себе и проверяла.
Вот какие вещи мне кажутся общеупотребительными.
В старших классах американских школ и на первых курсах вузов и колледжей многие ученики проходят курсы learning skills, учебных навыков. У нас такой практики нет, так что я изучала этот предмет самостоятельно. Это общие навыки планирования и тайм-менеджмента, а также умение извлекать из текста главное (кстати, помогает в заданиях на анализ текста), конспектировать, работать в группе и индивидуально, запоминать разные виды информации. До эксперимента на себе я уже провела несколько мотивационных групп по самоорганизации в быту, и одну – по управлению личными проектами в любых сферах: часть навыков самоорганизации относятся к учебе точно так же, как к регулярному планированию меню.
Итак, вот учебные навыки, которые использовались при подготовке.
Думаю, можно. И мне лично интереснее,чтобы пригодился он не столько для заполнения бланков теста, сколько для улучшения практической грамотности. Ведь это тот навык, который будет нужен всю жизнь. А вместе с ним естественным путем можно усвоить и общие учебные навыки, те самые learning skills, с которыми никакой экзамен не страшен.
Эта идея легла в основу курса практической грамотности, который я уже сегодня предлагаю индивидуально пройти любому старшекласснику и взрослому. Общий маршрут похожий: определить, чего не знаешь, выбрать из всего объема знаний именно те, которые тебе нужны - и последовательно изучать, используя инструменты эффективного самообразования. Знакомьтесь с программой и приходите!
,
Как сдать ЦТ по русскому языку на 100 баллов? Личный опыт
О ПРОВЕДЕНИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
Выдается ли бумага для рабочих записей (черновик)?
Во время проведения централизованного тестирования на всех экзаменах в учреждениях образования бумага для рабочих записей выдается абитуриентам в необходимом количестве.
Сможет ли пройти ЦТ десятиклассник?
Нет. Десятиклассник не имеет права участвовать в централизованном тестировании.
Можно ли пройти ЦТ без паспорта, предъявив нотариально заверенную копию?
Нет. На тестировании абитуриент должен иметь при себе оригинал документа, удостоверяющего личность (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца).
Можно ли выходить в туалет во время ЦТ?
Да. Вас проводят в туалетную комнату. Однако выход – это минус вашему времени, отведенному на тестирование.
Имеет ли право абитуриент делать замечания (в ходе централизованного тестирования) по содержанию тестов?
Замечания абитуриентов по содержанию педагогических тестов вносятся в протокол проведения централизованного тестирования в аудитории с указанием номера варианта педагогического теста, номера задания и содержания замечания (см. гл. 7, п. 58 Положения о ЦТ).
Вопросы абитуриентов по содержанию педагогических тестов в аудитории не рассматриваются.
На каком языке проводится централизованное тестирование по истории Беларуси?
Абитуриенты имеют право сдавать профильные вступительные испытания на белорусском или русском языке (по выбору).
Абитуриенты, не изучавшие историю Беларуси, могут сдавать испытание по всемирной истории новейшего времени, кроме профиля (направления) специальности “исторический” (п. 16, гл. 3 Правил приема в вузы).
Засчитываются ли полуправильные ответы по русскому языку?
Да. В ЦТ по русскому языку засчитываются как полностью правильные, так и наполовину правильные ответы. Это касается только (!) заданий из части «A».
За правильный ответ абитуриент получает 100 % балла, за полуправильный – 20 %.
Полуправильными считаются задания, где отмечен один лишний ответ или не отмечен один нужный.
Примеры:
Правильные ответы – 2,4. Абитуриент отметил 1,2,4. Это полуправильный ответ, т.к. в нем одна ошибка: отмечен один лишний ответ (1).
Правильные ответы – 1,2,4. Абитуриент отметил 1,4. Это полуправильный ответ, т.к. в нем одна ошибка: не отмечен один нужный ответ (2).
Правильные ответы – 1,2,4. Абитуриент отметил 2. Это неправильный ответ, т.к. в нем две ошибки: не отмечены два нужных ответа (1 и 4).
Правильные ответы – 1,2,4. Абитуриент отметил 1,3,4. Это неправильный ответ, т.к. в нем две ошибки: не отмечен нужный ответ (2) и отмечен лишний ответ (3).
Ответы на задания из части «B» бывают только правильными или неправильными. Если в ответе из части «B» допущена хотя бы одна ошибка (например, вместо А1Б2В3Г4 написано А2Б2В3Г4), такой ответ считается полностью неправильным. То же самое касается ответов с орфографическими ошибками (например, неправильное суфиксальный вместо правильного суффиксальный).
Как оценивается вопрос, на который можно дать более одного правильного варианта ответа? (1) в случае, если даны не все правильные варианты ответов; 2) если даны правильный и неправильный варианты ответов?)
Вы, наверное, имеете в виду частично правильные ответы, которые у нас используются в тестах по русскому и белорусскому языкам. Даже если вы не смогли определиться со всеми верными ответами по конкретному заданию, компьютерная программа их учитывает. Но вы получите оценку несколько ниже, чем если бы выбрали все правильные варианты ответов. То же и в случае, если вы выбрали правильный и неправильный ответы.
Как рассчитываются баллы на ЦТ по русскому языку?
Каждое задание имеет коэффициент сложности. Этот коэффициент определяется не составителями теста, а абитуриентами. Если с заданием справились многие абитуриенты, у него низкий коэффициент сложности, и наоборот, высокий коэффициент сложности у заданий, которые удалось верно сделать лишь небольшому количеству абитуриентов.
Следовательно, у людей с равным количеством правильно выполненных заданий могут быть разные баллы. Если человек ошибся в простых заданиях, но правильно выполнил сложные, он получает больше баллов.
Если при ответе в части Б ответ дан с орфографической ошибкой, будет ли он засчитан?
Нет. Ответ (слово или словосочетание) дается в форме (род, число, падеж), определяемой условием тестового задания, и на языке, избранном для сдачи экзамена. Орфографические ошибки в ответе недопустимы.