Святой лука крымский история жизни. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Раненые салютовали мне… ногами

Ответ редакции

С 1 по 2 апреля верующие могут поклониться мощам Святителя Луки, которые выставили в Донском монастыре в Москве. АиФ.ru рассказывает о жизни святого.

Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий , родился 27 апреля 1877 году в Керчи в многодетной семье аптекаря Феликса Станиславовича , происходившего из древнего русского дворянского рода. Отец, будучи убеждённым католиком, не навязывал семье своих религиозных взглядов. Мать, Мария Дмитриевна , воспитывала детей в православных традициях и активно занималась благотворительностью.

При крещении младенца нарекли Валентином в честь священномученика Валентина Интерамского , получившего от Господа дар врачевания и ставшего затем священником. Подобно своему небесному покровителю, он стал и врачом, и священнослужителем.

Светская жизнь Святителя Луки

Свое детство Валентин провел в Керчи. В 1889 году семья переехала в Киев, где он окончил гимназию и художественную школу. После этого он подал документы в Академию Художеств, но позже их забрал, решив выбрать медицину. Пытался поступить в Киевский университет на медицинский факультет, но не прошёл.

Поступить в медуниверситет ему удалось в 1898 году. «Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии», — так отзывался он о своем образовании. После окончания учебы стал земским врачом и работал в Киевском медицинском госпитале Красного Креста.

В 1904 году в составе госпиталя отправился на Русско-Японскую войну. Работал в эвакуационном госпитале в Чите, заведовал хирургическим отделением.

Осенью 1908 года уехал в Москву и поступил в экстернатуру при московской хирургической клинике известного профессора Дьяконова, занимался анатомической практикой в Институте топографической анатомии.

В начале 1909 года Валентин Феликсович подал прошение и был утверждён в должности главного врача больницы села Романовка Балашовского уезда Саратовской губернии. Иногда, не имея под рукой инструментов, в ходе экстренных операций он использовал перочинный нож, гусиное перо, слесарные щипцы, а вместо ниток — женский волос. В 1910 году подал прошение на врача больницы Переславль-Залесского Владимирской губернии, где сначала возглавил городскую, а вскоре — и фабричную, и уездную больницы, а также военный госпиталь.

Пастырская деятельность

В 1921 году принял решение стать священником. Хирургическую и преподавательскую работу при этом не прекращал. «Считаю своей главной обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе», — такому принципу он остался верен до конца своих дней.

В 1923 году он тайно был пострижен в монахи с именем святого апостола и евангелиста Луки и принял сан епископа. После этого последовали аресты и ссылки. Годы тюрем, сталинские лагеря и 13-дневный допрос «конвейером», когда ему не давали спать, но не сломили его — он не подписал документы и не отрекся от сана священника. В Тамбовской епархии владыка Лука в течение двух лет одновременно служил в церкви и работал хирургом в 150 госпиталях. Благодаря его блистательным операциям тысячи солдат и офицеров вернулись в строй.

После Второй мировой войны владыка Лука был назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. В течение всего времени своего служения на Крымской кафедре он принимал больных на дому, консультировал в военном госпитале, читал лекции в медицинском институте, служил и выступал с проповедями в храмах.

Заслуги в медицине

В 1946 году Войно-Ясенецкий был награжден премией Сталина первой степени за заслуги в медицине. Он дал первое систематическое учение о локальной анестезии с использованием этилового спирта, вводимого в нервные пучки, а также обосновал систематическое применение антисептических методов для гнойной хирурги еще до изобретения антибиотиков.

Как хирург он провел множество операций больных с заболеваниями желчных путей, желудка и других органов брюшной полости. С успехом работал в таких областях хирургии, как нейрохирургия и ортопедия. Высказал ряд важных идей в отдельных медицинских областях: теория клинического диагноза, медицинская психология и деонтология, хирургия (включая общую, абдоминальную, торакальную, урологию, ортопедию и другие разделы), военно-полевая хирургия и анестезиология, организация здравоохранения и социальная гигиена.

Почитание пи причисление к лику святых

Скончался архиепископ Лука 11 июня 1961 года. В ноябре 1995 года указом Синода Украинской православной церкви Московского патриархата архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. В ночь с 17 на 18 марта 1996 года состоялось обретение святых мощей архиепископа Луки. Архиепископ Лука был прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских, в 2000 году.

Даже в самые тяжелые времена Господь являл миру удивительных святых. Под давлением, в ссылке, в периоды гонений на Церковь примером для многих стал святитель Лука Войно-Ясенецкий - он был врачом и священнослужителем. Сегодня многие обращаются к нему в молитвах за помощью.


Удивительная судьба Святителя Луки

Будущий святитель вырос в Киеве, мечтал стать художником, но решил, что профессия врача нужней. Всю жизнь он посвятил лечению простого народа, а тот ответил ему всеобщей любовью задолго до того, как официальная Церковь признала святитель Лука Войно-Ясенецкий святым.

Свой земной путь он окончил в 1961 г. - до сих пор живы многие люди, которых он лечил, его студенты являются врачами по всей стране. По специальности был хирургом, множество пациентов благодаря святому врачу сохранили зрение. Внес большой вклад в развитие академической науки, писал богословские труды, оставил многие тома проповедей. Ему прочили карьеру художника, благодаря которой можно было спокойно вести богатую сытую жизнь. Однако, она не прельщала последователя Христа.


Биография

Действительно, в молодости врач, тогда еще не помышлявший о судьбе священника, встретил достойную женщину и уговорил ее стать его женой. У них были дети - три мальчика и одна девочка. Все они тоже посвятили себя медицине. Дочь была эпидемиологом, все 3 сына - доктора наук. Все уже отошли в мир иной.

Жена Анна Васильевна рано умерла от туберкулеза. Собственно, после этой утраты знаменитый медик стал часто посещать храм, а затем получил предложение стать духовным лицом. Так начался путь святителя Луки Войно-Ясенецкого как пастыря. Он никогда не скрывал свой сан, не стеснялся и не боялся демонстрировать веру в Христа. Крестил перед операцией всех, независимо от нации и вероисповедания, говорил, что Бог все равно один.


Трагическая судьба

Житие святителя Луки Войно-Ясенецкого тесно связано с политической обстановкой того времени. Много лет он провел в ссылках, терпя холод, голод, издевательства начальства. Но всегда и везде продолжал лечить людей, был окружен их заботой. Несмотря на то, что Церковь была гонима, архиепископ был удостоен медали за труд во время ВОВ, также его наградили Сталинской премией за выдающиеся успехи в медицине. Его исследования спасли множество жизней.

Святой обладал огромной работоспособностью - делал более тысячи операций в год. В этом ему помогала вера в Христа. Но прежде всего это был исповедник. После того, как наступил период терпимости власти к Церкви, стал много проповедовать. Сам потеряв физическое зрение, он помогал людям отверзать очи духовные.

Почитание в православии Луки Войно-Ясенецкого

Еще при жизни святитель Лука Войно-Ясенецкий весьма почитался в народе. Многие приходили в храм, чтобы только прикоснуться к его облачению - верили, что так получат исцеление. После прославления были написаны многие иконы:

  • Очень часто святой изображается с хирургическими инструментами.
  • Чаще всего исповедник в облачении архиерея.
  • В руках может быть посох (знак власти священника) или восьмиконечный крест.
  • Иногда изображается в белом подряснике, сидящим за столом, на груди панагия (небольшая икона Богородицы). Святитель работает над одной из своих проповедей.

До сих пор множество людей молятся святителю Луке Войно-Ясенецкому об исцелении от болезней глаз. Для этого составлены молитвы и акафист. Акафист можно читать не только возле мощей, но и дома, перед иконой - святой все равно услышит. Собрано множество свидетельств того, как праведник спасал тех, от кого отказались другие врачи. Однажды его операция подарила зрение целой семье, где были слепы все - родители и дети.

Мощи святителя Луки Войно-Ясенецкого

Мощи святителя Луки Войно-Ясенецкого в настоящее время находятся в г. Симферополь, в Троицком женском монастыре Крымской епархии. Сюда он был назначен на следующий год после войны. Епархию пришлось возводить из руин. Несмотря на большой объем работы, святой продолжал прием больных - прямо у себя на дому.

Обретение и перенесение мощей состоялось в марте 1996 г. Для них представители греческой церкви подарили серебряный саркофаг - в этой стране святой весьма почитается. В городе установлен и памятник: архиерей в полном облачении благословляет всех прохожих.

О жизни святителя Луки Войно-Ясенецкого можно прочитать множество историй. Одну женщину он исцелил, явившись ей во сне, при этом провел операцию на ухе. Врачи подтвердили, что сделана она была очень умело. Поэтому смело можно обращаться к святому целителю за помощью - исцеление подается всем, кто проявит твердую веру.

Молитва святителю Луке (Войно-Ясенецкому)

Тропарь святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1

Возвестителю пути спасительного, / исповедниче и архипастырю Крымския земли, / истинный хранителю отеческих преданий, / столпе непоколебимый, Православия наставниче, / врачу богомудрый, святителю Луко, / Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму православным даровати // и спасение, и велию милость.

Кондак святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1

Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, / был еси святителю, / душу же равноангельну сотворил еси, / сего ради святительства саном почтен был еси, / и во изгнании же от безбожных много пострадал еси / и непоколебим верою пребыв, / врачебною мудростию многия исцелил еси. / Темже ныне честное тело твое, от земных недр обретенное дивно, / Господь прослави, / да вси вернии вопием ти: / радуйся, отче святителю Луко, / земли Крымския похвало и утверждение.

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Святитель Лука Войно Ясенецкий - икона, мощи, молитва was last modified: Июнь 11th, 2017 by Bogolub

Эту необычную фамилию я впервые услышал в 70-е годы в институте. Запомнились (и я их даже записал) слова доцента, читавшего лекцию: «Если кто-то из вас пойдет по нелегкой стезе хирурга, и вам удастся найти блестящую и очень редкую книгу «Очерки гнойной хирургии» профессора Войно-Ясенецкого, вы будете одним из счастливейших хирургов на свете: превзойти талант этого врача, бывшего одновременно епископом, до сих пор, мне кажется, никто не смог». Это был талант от Бога. По времени это событие совпало с изучением нами курса «научного» атеизма. Не знаю, как большинство, но я с интересом слушал лекции: для кого-то они были молотом, кующим безбожников, но в то же время для меня это был единственный, пожалуй, официальный источник, где можно было почерпнуть крохи знаний о религии (В.Ф.Войно-Ясенецкий. 1910. об истории Церкви, о Боге.)

Найти «Очерки» оказалось возможным, но я бросился на поиски сведений о человеке, который так странно сочетал в себе несовместимое для нас: профессию врача (материалиста!) и священнический сан (не иначе как мракобеса в «свете» атеистической премудрости). Знакомые, к кому я обращался с вопросом, задумчиво повторяли «Войно-Ясенецкий?.. Епископ?.. нет, не слышали...» Работавшая в библиотечной системе не рядовым служащим родственница ничем помочь не смогла, и я, помнится, даже немного обиделся на нее, не доверяя и не понимая - «как это так - нет?..». Только в 1989-м я встретил первое для себя в светской периодике «Воспоминание о профессоре В. Ф. Войно-Ясенецком» академика АМН СССР И. Кассирского. В своих воспоминаниях о враче-архиепископе он недоумевает, как это так «религиозность никогда не заглушала в нем великий голос совести врача, ученого и гуманиста»?

Чудачеством называет он неизменный обычай В. Ф. Войно- Ясенецкого перед операцией сотворить короткую молитву, перекрестить больного и обязательно начертить иодом на теле пациента крест. Верующие, да еще с образованием, для мира были «буiи» - ненормальные, безумные, темные... Следуя логике неверия, задаешься вопросом: насколько же «ненормален» был этот человек, совмещавший в себе целителя душ и телес, не просто образованный верующий, но талантливый ученый-хирург с мировым именем и архипастырь? Святым Пантелеимоном нашего времени называли архиепископа Луку православные священники в зарубежье, и это сравнение было пророческим: 11 июня (н.ст.) 1996 года он был прославлен как святой, в Земле Русской просиявший. Как же смог он совместить «несовместимое»? На вопрос этот ответил он сам словами из Псалма 50: «Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси». Древний род Войно-Ясенецких известен с XVI века, но к тому времени, когда в 1877 году родился будущий святитель Лука, семья их жила небогато. Однако, отец его, владевший аптекарским магазином, смог дать своим чадам хорошее образование. Переезд Войно-Ясенецких из Керчи в Киев, а точнее, близость святынь Киево-Печерской Лавры, повлияла на становление веры юноши Валентина. Способствовала этому и глубокая религиозность родителей, любовь к благотворению матери, но более всего - особая благочестивость отца-католика, Феликса Станиславовича.

После получения аттестата зрелости, Валентин с небывалыми до того усердием и серьезностью прочитал подаренный ему директором гимназии Новый Завет, который произвел на молодого человека впечатление, на всю жизнь определившее его отношение к Православию. Он выбрал трудный жизненный путь исповедника православной веры. Не сразу определился он с учебой. С детства имея талант художника, Валентин, закончивший вместе с гимназией художественное училище, пытается поступить в Академию художеств, но любовь к гуманитарным наукам приводит его на юридический факультет. Желание быть полезным простому народу и мудрый совет директора народных училищ определило, наконец, его судьбу: Валентин Войно-Ясенецкий в 1898 году становится студентом медицинского факультета Киевского университета им. св. князя Владимира. Таланты даром не пропадают.

Дарованные Богом и родителями, он не только сберег, но и приумножил: «Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии... Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии». Перед молодым врачом открываются неплохие перспективы, но желание помогать и любовь к бедным людям, приводят его в медицинский отряд Красного Креста. Здесь, во время русско-японской войны, выпускник университета сразу же становится начальником хирургического отделения, а это - возможность самому распределять обязанности, и Войно- Ясенецкий берет на себя самое трудное, сразу же он начинает оперировать, и операции, как замечали сослуживцы, проходили безупречно.

Не только на войне, но и в больницах многих небольших городков, где впоследствии работал талантливый хирург, он не старался стать, как теперь говорят, узким специалистом. Он применял свои таланты во всех областях медицины, оперируя, практически, на всех органах с одинаковым блеском: операции на суставах, костях, позвоночнике и головном мозге, почках, желчевыводящих путях, глазные и гинекологические... Сейчас такое и представить невозможно! Бедность земских больниц заставила столкнуться с проблемой наркоза, а последняя явилась толчком для научной деятельности - разработки нового метода обезболивания - регионарной анестезии, которую увенчала степень доктора медицины. Но особую любовь питал Валентин Феликсович к гнойной хирургии - в те трудные времена гнойные осложнения травм и воспалительных заболеваний были правилом. Как часто страдал ими простой трудовой народ, ради которого оставил в начале своего пути возможную научную карьеру будущий профессор. Как часто видишь брезгливо отворачивающихся от гнойной смердящей раны студентов, и даже некоторых врачей, так трудно представить эту особую любовь к «грязной работе» утонченного интеллигента. Может я преувеличиваю, не так уж и часто?.. Но никто кроме него не написал «Очерков гнойной хирургии", ставших не только классикой современной медицины, но и выдающимся художественным произведением. Никто другой не готов так публично исповедать свои грехи и ошибки, обвиняя себя в непрофессионализме, и перед аудиторией в 60000 человек (таков был тираж книги) сознаться: да, я - причина той или иной смерти. И это - в назидание другим... «Пожалуй, нет другой такой книги, которая была бы написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдающему человеку» - вот оценка труда ученого- хирурга одним из коллег Центрального института травматологии и ортопедии.

Работа над книгой продолжалась многие годы трудных для Войно-Ясенецкого испытаний: во время войн, эпидемий, допросов и ссылок. Немало искушений претерпел уже Владыка Лука, недопустимо, как ему иногда казалось, сочетавший работу в морге и в гнойно-хирургическом отделении с архипастырским служением. Но Господь открыл ему, и Владыка пишет в мемуарах: "... мои "Очерки гнойной хирургии" были угодны Богу, ибо в огромной степени увеличивали силу и значение моего исповедания в разгар антирелигиозной пропаганды", "Священный Синод... приравнял мое лечение раненых к доблестному архиерейскому служению, и возвел меня в сан архиепископа". Даже богоборческая власть не смогла не оценить великого таланта: вызволенному из третьей ссылки Владыке предложили работу в крупном эвакогоспитале, а после войны в 1946-м он получил за свои "Очерки" Сталинскую премию 1-й степени. Прочитав написанное выше, можно подумать: речь идет о каком-то идеализированном недосягаемом образе, даже упоминания о нелегких годах жизни тонут в восторгах и восхвалениях. А он во многом был как все: жил заботами о семье, в поте трудился, грустил и радовался, уставал, терпел обиды и стойко, как многие из наших соотечественников, переносил начавшиеся глумления и откровенные издевательства над самым дорогим - верой, Царем и отечеством. Свершилось страшное - вздыбленная, израненная революцией Россия стонала; в Ташкенте, где к тому времени Валентин Феликсович получил должность хирурга и главного врача большой городской больницы, стреляли. Чудом избежав смертного приговора "тройки", любые трудности он переносил спокойно и стойко. Работа в запредельном режиме не для выгод, во имя любви к ближнему, и неугасающая молитва, а значит, и помощь Божья, не позволяла озлобиться, сломаться.

Смерть жены ненадолго выбила из колеи. Оставшись с четырьмя детьми, он просит помощи у Бога, и Тот посылает доброго помощника, ставшего второй матерью для детей, бездетную вдову, операционную сестру Софию Сергеевну. Много домыслов и подозрений витало вокруг семейства, но в мыслях и отношении своем к Софии Сергеевне В. Ф. Войно-Ясенецкий был чист. Он трудится дни и ночи, пишет, молится. Он становится организатором Туркестанского университета, где на медицинском факультете занимает должность профессора, заведующего кафедрой топографической анатомии. Мало того, участвует в заседаниях церковного братства, не пропускает воскресных и праздничных служб, выступает на диспутах, защищая чистоту Православия от живоцерковной ереси, которой безбожная власть пыталась заменить веру отцов. По окончании одного из диспутов, Владыка Иннокентий, присутствовавший на собрании, сказал Валентину Феликсовичу: "Доктор, Вам надо быть священником". Вскоре это свершилось, вызвав сенсацию в Ташкенте, бурю разнообразных чувств среди студенческой молодежи и профессуры, негодование и злобу властей. Он не страшится пострадать за веру, терпит нападки атеистов, непонимание со стороны безбожных коллег и учеников, оскорбления и угрозы представителей новой власти. На подмостках театров страны играется чудовищная в своей лживой сути пьеса, где в одном из персонажей можно узнать Войно- Ясенецкого, как врага советской власти, как тормоз в развитии передовой пролетарской научной мысли. Два известных советских писателя дерутся и судятся между собой, оспаривая приоритет авторства. Приоритет подлого доноса! Но, совмещая труд врача, ученого и пастыря, он читает лекции по анатомии в рясе с крестом, не начинает операцию, не помолившись перед иконой, которая всегда перед ним в операционной. И только высочайший талант хирурга, профессионализм, честность, требовательность к себе и подчиненным, долгое время защищает его от репрессий.

"Работа должна выглядеть, как бриллиант, куда его ни повернешь, он блестит". Вот так блестел в работе выдающийся хирург-ученый, так блестела и вера православного пастыря. Он не мог быть незамеченным, он должен быть продолженным, его путь должен был быть непростым и долгим, и закончиться только тогда, когда он выполнит до капли отмеренное ему на земле предназначение. Еще во время работы в земской больнице Переславля, когда молодой доктор задумал написать книгу по гнойной хирургии, он с удивлением замечает появление в себе неотвязной мысли: "Когда книга будет написана, на ней будет стоять имя Епископ". Это и произошло, но только издатели слово "епископ" опустили.

Во время раскола, когда против Патриарха Тихона восстало поддержавшее Живую Церковь духовенство, отец Валентин Войно- Ясенецкий становится епископом Лукой. Вскоре - первый арест, обыски, подвалы ГПУ, ссылки. Около двенадцати годов тюрем и ссылок: Красноярск, Архангельск, Большая Мурта Красноярского края, Енисейск, Туруханск... Из жаркого Ташкента к вечной мерзлоте. Никакие обстоятельства не могут сломить архиепископа Луку - он ни на минуту не оставляет своей врачебной практики, он и в ссылке Архиепископ. Унижения, сырые камеры, бессонные ночи, допросы конвейером, не умаляют его любви к ближнему: однажды подаренный им полуголому, дрожащему от холода шпаненку тулупчик, спасает Во время арестов и ссылок. Владыку от неизбежных издевательств уголовников на этапах: вежливо они приветствуют его, называя "батюшкой". Любой вор и бандит, как убедился Владыка, чувствует и ценит простое человеческое отношение. В начале Великой отечественной войны народу и властям потребовался уникальный хирургический талант Владыки. Он возглавляет крупнейший госпиталь, консультирует, оперирует и одновременно, спасая солдат, участвует в работе Священного синода, несет наитруднейшее церковное служение - управляет Красноярской кафедрой, затем, с 1944 года - Тамбовской. Имя хирурга-архипастыря становится известным во всем мире. Десятки наименований научных трудов и книг, 11 томов духовных произведений, проповедей оставил после себя Владыка Лука, избранный в 1954 году почетным членом Московской духовной академии.

Классическими стали "Очерки гнойной хирургии" (первое издание в 1936г.) и только недавно увидевший свет в России богословский труд «Дух, душа, тело», где анатом и хирург, проведший неисчислимое количество операции и вскрытий, пишет о сердце, как о вместилище нематериальной души, как органе Богопознания! Пятнадцать последних лет жизни архиепископа Луки (с 1946 по 1961) прошли в Симферополе, где, занимая архиерейскую кафедру, он не оставляет научную и практическую деятельность врача вплоть до того момента, пока перенесенная в 20-е годы болезнь не привела его к полной слепоте. Там в голодные послевоенные годы на кухне архиерея всегда готов, пусть немудреный, обед для нескольких человек: «На обед приходило много голодных детей, одиноких старых женщин, бедняков, лишенных средств к существованию. Я каждый день варила большой котел, и его выгребали до дна. Вечером дядя спрашивал: «Сколько сегодня было за столом? Ты всех накормила? Всем хватило?» (Из воспоминаний В.Прозоровской, племянницы Архиепископа Луки). Владыка консультирует приезжающих издалека больных, ставя диагноз, устраивая на лечение и операцию... Но слепота не стала помехой в служении Церкви и в оказании помощи людям. При совершении богослужений, находящиеся в храме не подозревали, что служит слепой епископ. А Бог в его немощи дал ему новую благодатную силу для лечения болезней.

Каждый, оценивая происходящее, имеет в основе суждения свой опыт, вкладывающиеся в него воспитание, образование души и ума, привитое мнение близких людей и любимых авторитетов: в литературе, в культуре, в науке, в вере. В безверии, в том числе. Понятие чуда, поэтому, для кого-то - совпадение, для кого-то - просто бабушкина сказка, для кого-то - нераскрытая закономерность, для кого-то - продукт больного воображения. Так или иначе, необычайность, неестественность, а вернее, надъестественность чуда - в нарушении законов физического мира. Для верующего в Бога чудо ежедневно и повсеместно: почему Создатель мира и законов его не может нарушить привычный порядок для каких-то благих целей? Силу творить чудеса, или «дивные дела», дарует Господь людям обращенным к Нему, чистым нравственно, имеющим любовь к ближнему не меньшую, чем к самому себе. Мария Митрофановна Передрий получила помощь от архиепископа-хирурга и при жизни, и после смерти. Еще когда был жив Владыка Лука, у Марии Митрофановны начала гноиться и болеть губа. Куда она ни обращалась, ни один врач не смог ей помочь. Тогда она обратилась к Владыке, и он вылечил ее. В 1989 году заболел ее муж Григорий. Она пошла к могиле святителя и слезно просила его о выздоровлении мужа. Пришла домой и удивилась, что муж поднялся с постели, начал ходить по комнате и впоследствии чувствовал себя хорошо. Лариса Яцкова свидетельствует о том, что с лета 1993 года до весны 1994 года у нее сильно болел левый глаз. Боль распространилась и на левую часть головы. Особенно она усиливалась к вечеру. Мучимая тяжкими болезнями, она приехала на могилу святителя и получила исцеление. Это лишь некоторые из чудес святителя Луки, все их перечислить трудно. Преставился святитель Лука 11 июня 1961 года. 24-25 мая 1996 года в Симферопольской и Крымской епархии состоялось торжество прославления святителя Крымского Луки. «Церковь причисляет к лику святых подвижников веры и благочестия, исповедников и мучеников. И она сегодня прославила нового святого угодника, который отныне будет нашим молитвенником и покровителем...» - сказал после окончания службы Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины. Заканчивая краткое описание жизненного пути человека, как многие теперь из нас, верующего врача, мы видим: он был лучше нас, и видя в нем недосягаемую для нас святость, мы все же можем запросто обратиться к нему, как посреднику, ходатаю перед Богом, с просьбой освятить нашу жизнь, наши дела:
«Святителю отче Луко, моли Бога за нас».

Как-то чаще случается, что от наших дней особо прославленных святых отделяют если не тысячелетия, то века. Но церковная история знает немало людей, которых смело можно назвать нашими современниками.

Одной из таких замечательных и несколько необычных фигур является святой Лука, архиепископ Крымский и Симферопольский.

Необычность его в первую очередь заключается в том, что он всю свою жизнь совмещал духовное служение с трудами практикующего хирурга. И к его церковным званиям обычно добавляют: доктор медицинских наук, профессор хирургии, лауреат Сталинской премии за книгу «Очерки гнойной хирургии». (Кстати, на ее обложке после «светской» фамилии автора в скобках написано «Архиепископ Лука»).

Память святого Луки Крымского почитают трижды в год:

  • 11 июня – день упокоения;
  • 18 марта – обретение мощей;
  • 7 февраля – в день Собора новомучеников и исповедников Российских.

«Я полюбил страдание…»

Такое название носит автобиографическая книга святителя Луки, в которой он рассказывает и о своих «хождениях по мукам»…

Служить страждущим

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий вовсе не мечтал быть врачом, ему хотелось стать художником и, окончив гимназию и рисовальную школу, он поначалу даже готовился к поступлению в Академию художеств в Петербурге.

Но по зрелом размышлении юноша решил: надо делать то, «что полезно для страдающих людей», и поступил на медицинский факультет Киевского университета, чтобы по окончании его стать земским врачом. Однако жизнь внесла свои коррективы: началась Русско-японская война, куда и отправился в качестве хирурга недавний выпускник. Здесь начались его первые практические опыты.

На протяжении всей жизни святой совмещал молитву и научную работу. В это же время доктор Войно-Ясенецкий начал и свои научные изыскания, благодаря которым, когда он вернулся в Москву, был принят на работу в клинику П.И. Дьяконова, известного ученого.

В 1915 году вышла в свет монография молодого хирурга «Региональная анестезия», за которую он получил премию Варшавского университета.

Дальнейшая судьба будущего архиепископа складывалась весьма драматично. Жена его заболела туберкулезом легких, и семья, в которой уже было четверо детей, в 1917 году решила переехать в Ташкент с его более благоприятным климатом. Однако это не спасло женщину.

«Буду священником, если это угодно Богу…»

После ее смерти Валентин Феликсович по настоятельному совету епископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия, не устрашившись смутного времени, принял священнический сан и начал служить Господу. Отец Валентин при этом не отказался и от врачебной практики, работая просто-таки на износ.

В 1923 году иерей Валентин принял тайный монашеский постриг с наречением его именем Луки – апостола-евангелиста, художника и врача. В этом же году он был возведен в сан архиерея.

Большевистские власти не могли допустить, чтобы врач открыто проповедовал христианскую веру, и биография святого Луки «обогатилась» арестами и ссылками, география которых весьма широка: Енисей, Заполярье, Архангельск, Красноярская область, а также переводами из епархии в епархию.

Но повсюду святитель не переставал бесплатно врачевать больных, невзирая на лица, должности, принадлежность к иным конфессиям. В народе ходили слухи, что исцелиться можно, даже если во время богослужения прикоснуться к рясе врача-архиепископа. Занимался он и наукой, и наведением порядка на церковных приходах.

После войны владыка Лука переехал в Крым. Поменялось лишь место его служения, а стиль жизни и отношение к своему делу – и пастырскому, и медицинскому – остались прежними… Продолжал он оперировать, даже уже ослепнув на один глаз.

Земной путь святителя Луки завершился 11 июня 1961 года. Его похоронили на кладбище Симферополя, а в 1996 году мощи архиепископа были обретены нетленными и перемещены в Свято-Троицкий кафедральный собор Свято-Троицкого женского монастыря. Здесь же находится и икона святого.

Читайте также:

В 2000 году святой Лука был причислен к лику исповедников – ведь он в самые трудные времена не отказывался от своей веры и, что особенно раздражало власти, приходил в облачении даже на операции, перед которыми к тому же непременно молился и крестил пациентов. В палате и кабинете всегда висели иконы.

Помоги, святой Лука!

Святитель Лука запомнился окружающим в первую очередь как простой человек, но – с несокрушимой верой в Бога. Именно эта вера помогала ему успешно проводить сложнейшие операции, нередко в самых невероятных условиях, и исцелять больных с практически неизлечимыми недугами.

В чем помогает святой? Архиепископ Лука Крымский считается покровителем медиков. К нему в своих молитвах особенно обращаются хирурги о помощи в работе. Молятся ему и болящие:

Обратясь к святому лику…

Иконы святого Луки находятся во многих православных храмах. Наиболее известные, кроме Симферополя:

Многие верующие свидетельствуют, что, приходя в храм, чтобы помолиться святому Луке, они ощущают исходящую от его иконы исцеляющую силу, благодатно воздействующую на их физическое состояние и вообще на жизнь.

Это и есть истинный смысл данного образа – получать помощь, обращаясь с молитвой к человеку, обладавшему Божественным даром.

Молитва Святому Луке

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением преклоньше колена сердец наших и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши.

Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию, еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати.

Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление.

Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь, ведущий в селения праведных, и моли о нас всесильнаго Бога, да в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Как заказать молебен

Заказать молебен можно в любой церкви. Во время богослужения, которое называется молебном, обращаются к Господу Иисусу Христу, Богородице или любым святым угодникам, кого хочется попросить о помощи. Святителю Луке чаще всего молятся об избавлении от болезни.

И хотя христианская традиция предписывает человеку переносить недуги с терпением, как «горькое лекарство», видеть в них средство искупления совершенных прегрешений, не является грехом молить Бога об исцелении или облегчении страданий.

Молебны бывают не только просительные, но и благодарственные Богу за то, что Он ниспослал. Не стоит об этом забывать.

Молебен можно заказать в любом храме, написав записку «О здравии» и указав в ней имена тех, за кого будет возноситься моление.

Молебен может быть отслужен вместе с акафистом. Служба эта очень красивая и теплая. Многие практикуют чтение акафиста дома. Вот это молитвенное обращение к святителю Луке:

Избранный святителю Церкве Православныя и исповедниче, возсиявый стране нашей, яко светозарное светило, добре потрудивыйся и за имя Христово гонение претерпевый, прославляюще прославльшаго тя Господа, даровавшаго нам тебе новаго молитвенника и помощника, похвальное воспеваем ти пение; ты же, яко имеяй велие дерзновение ко Владыце Небесе и земли, от всяких недугов душевных и телесных свободи нас и добре стояти во Православии укрепи, да вси во умилении зовем ти:

ангелов собеседниче и человеков наставниче, Луко преславный, подобне евангелисту и апостолу Луце, емуже тезоименит сый, от Бога дар целити недуги человеческия приял еси, многия труды подъемля во врачевании болезней ближних, плоть нося, о плоти не радел еси, делы же добрыми Отца Небеснаго прославил еси. Темже благодарне во умилении зовем ти:

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Видя в человецех во время врачеваний, аки в зерцале, премудрость и славу Творца всяческих Бога, к Нему духом всегда возносился еси, богомудре; светом же богоразумия твоего и нас озари, да вопием купно с тобою: Аллилуия.

Разум твой Божественными ученьми просветил еси, Луко всеславне, отвергнув всякое плотское мудрование, с разумом же и волю повинул еси Господеви, подобен апостолом быв. Тии бо, по слову Христову: грядите по Мне, и сотворю́ вы ловцы человеком, оставиша вся и по Нем идоша, и ты, святе, услышав Господа Иисуса, зовущаго тя на служение, приемлеши священство в Церкви Православней. Сего ради, яко богомудраго наставника тя ублажающе, воспеваем сице:

Радуйся, о души присное попечение показавый; радуйся, ангела хранителя твоего возвеселивый.

Радуйся, во учении преспевавый и мудрецы мира сего удививый; радуйся, от творящих беззаконие стопы твоя уклонивый.

Радуйся, Божия Премудрости проповедниче и созерцателю; радуйся, истиннаго богословия златословесный учителю.

Радуйся, апостольских преданий блюстителю; радуйся, Православия ревнителю.

Радуйся, звездо, путь ко спасению показующая; радуйся, свеще, Богом возжженная, мрак нечестия разгоняющая.

Радуйся, раскольников обличивый; радуйся, свидений и оправданий Господних возжадавый.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Силою благодати Божия, еще во временней жизни приял еси дар, святе Луко, недуги целити, да вси усердно притекающии к тебе исцеления болезней телесных и наипаче душевных сподобляются, вопию́ще Богу: Аллилуия.

Имея неусыпное попечение о спасении душ, вверенных тебе от Бога, Луко блаженне, пастырски к душеспасительной жизни и словом, и самым делом непрестанно их наставлял еси. Сего ради приими от нашего усердия похвалы, достойно тебе приносимыя:

Радуйся, разума Божественнаго исполненный; радуйся, благодатию Духа Святаго приосененный.

Радуйся, нищетою Христовою обогативыйся; радуйся, щите, защищаяй благочестие.

Радуйся, пастырю добрый, блуждающих по горам суемудрия взыскавый; радуйся, делателю винограда Христова, чад Божиих в вере укрепляяй.

Радуйся, непоколебимый Православия столпе; радуйся, твердый каменю веры.

Радуйся, душепагубнаго неверия и обновленческаго раскола обличителю; радуйся, в делании духовнем подвизающихся мудрый укрепителю.

Радуйся, от мира гонимым пристанище тихое указуяй; радуйся, яко приим крест, Христу последовал еси.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Бурю внутрь имея помышлений многих, недоумеваше раб Божий, что речет о нем Господь, егда проразумеваху его достойна быти епископом граду Ташкенту, обаче всего себе Христу Богу предав, Тому о всем благодарение возсылаше, зовый: благословен Бог, изливаяй благодать Свою́ на архиереи Своя, и поя Ему: Аллилуия.

Слышавше лю́дие православнии, в гонении сущии, о благоплодных добротах души твоея, богоносе Луко, и видевше тя на степени святительства, яко достойный сосуд Божественныя благодати, вся немощная врачующия и оскудевающая восполняющия, дивляхуся чудному промышлению Божию о тебе и приношаху ти благохваления сицевая:

Радуйся, архиерею, от Самаго Господа пронареченный; радуйся, о надписании сана епископскаго на книзе твоей предуказание мысленное приемый.

Радуйся, иерархов изрядное украшение; радуйся, пастырю, душу за овцы Христовы положити готовый.

Радуйся, многосветлый Церкве светильниче; радуйся, апостолов сопричастниче.

Радуйся, исповедников удобрение; радуйся, всякое о себе отвергнувый попечение.

Радуйся, скорбей утолителю; радуйся, о людских невежествиих печальниче.

Радуйся, искавших спасения правым учением оглашавый; радуйся, житием твоим сего учения не посрамивый.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Боготочною Кровию Христовою от вечныя смерти искупленныя желая соблюсти, во дни страшных гонений сан епископский от рук архиереев православных приял еси, святителю Луко, и дело благовестника добре сотворил еси, обличая, запрещая, умоляя со всяким долготерпением и учением и поя Богу: Аллилуия.

Видевше ангельстии чинове великия подвиги твоя, удивишася, егда по заповеди Господней: блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное, в крепости сердечней безропотно понесл еси заточение и изгнание за имя Господа и Святую Церковь Христову, терпением велиим устрояя спасение свое, примером же своим верных души назидая. Мы же тя, усердно любовию почитающе, чествуем похвалами сими:

Радуйся, светильниче, на свещнице церковнем поставленный; радуйся, подвижниче, образ любве долготерпящия явивый.

Радуйся, защищати тя верным воспретивый; радуйся, в руки мучителей за веру смиренно нощию предавыйся.

Радуйся, пособниками неправедных судей уничиженный; радуйся, в заточение со смирением безропотно шедый.

Радуйся, правды ради с паствою твоею ташкентскою разлучение претерпевый; радуйся, яко вернии о разлучении с тобою рыдаху.

Радуйся, за Господа распятаго изъязвленный и заушенный; радуйся, лживая уста безбожных заградивый.

Радуйся, праведными усты твоими Небесныя истины и во изгнании вещавый; радуйся, яко мученицы на Небесех о терпении твоем ликовствоваху.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Проповедник немолчный тайны Пресвятыя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы был еси и в темнице, и во градех изгнания сибирскаго, терпя глад, мраз страны северныя и жестокость клевретов безбожных. Сего ради проповедует Церковь Крымская величия Божия, явленная на тебе, святителю Луко. Мы же единем сердцем и единеми усты воспеваем Богу: Аллилуия.

Возсиял еси, яко звезда лучезарная, красноярской пастве и тамбовской, озаряя души верных и разгоняя тьму нечестия и безбожия. И исполнишася на тебе слова Христовы: блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще, Мене ради. Ты бо, гонимый из града во град и клеветы терпевый, архипастырское служение усердне исполнял еси и сладостию писаний твоих вся алчущия и жаждущия правды насыщал еси, иже благодарне взывают тебе:

Радуйся, наставниче, всех к Небеси путеводяй; радуйся, о славе Божией искренно ревновавый.

Радуйся, воине Христов непобедимый; радуйся, за Христа Господа темницы и биения терпевый.

Радуйся, смирения Его истинный подражателю; радуйся, вместилище Духа Святаго.

Радуйся, вшедый с мудрыми в радость Господа твоего; радуйся, корыстолю́бия обличителю.

Радуйся, пагубу тщеславия показавый; радуйся, беззаконники ко обращению призывавый.

Радуйся, тобою бо Христос прославися; радуйся, тобою бо сатана посрамися.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Хотя достойно совершити подвиг, от Бога ти уготованный, облеклся еси во вся оружия Божия и стал еси на брань противу миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных, препоясав чресла своя истиною и одеявся в броню́ правды, угасил еси, исповедниче Луко, вся стрелы лукаваго, поя Содетелю и Богу: Аллилуия.

Новое гонение воздвигоша беззаконнии и безбожнии человецы на Церковь Православную и во глубину дальния таежныя страны изгнаша тя, святителю Луко, и близ смерти быв, рукою же Божиею сохранен, взывал еси со апостолом Павлом: до нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся. Гоними, терпим; якоже отребие миру быхом, всем попрание доселе. Сего ради, ведуще о тебе таковая, ублажаем тя:

Радуйся, исповедниче Христов блаженный; радуйся, мраз лю́тый и глад во изгнании претерпевый.

Радуйся, близ смерти бывый, Господем же сохраненный; радуйся, самоотвержение всецелое показавый.

Радуйся, уневестивый душу твою́ Жениху Христу; радуйся, Господа, распятаго на Кресте, присно пред собою предзревый.

Радуйся, во бдениих и молитвах неослабно пребывый; радуйся, Единосущныя Троицы истинный ревнителю.

Радуйся, всякия болезни скорый и безмездный врачу; радуйся, от неисцельных гнойных болезней и ран страждущия здравы возставивый.

Радуйся, яко верою твоею разслабленнии исцелеша.

Радуйся, яко труды твоими врачебными исцеленнии к вере приведени быша.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Странник во юдоли земней быв, терпения, воздержания и чистоты образ показал еси, исповедниче Луко. Егда отечество в беде от нашествия иноплеменник пребываше, любовь евангельскую являя, деннонощно во врачебнице трудился еси, исцеляя недуги и раны вождей и воинов отечества земнаго, непамятозлобием и любовию удивляя всех творящих ти напасти, и многия сим обратил еси ко Христу, во еже пети Ему: Аллилуия.

Весь исполнь любве Христовы, Луко благосерде, душу твою́ полагал еси за други твоя, и яко ангел хранитель был еси ближним и дальним, злотворящия укрощая, враждующия примиряя и спасение всем устрояя. Поминающе труды твоя во благо людей отечества твоего, благодарне взываем ти:

Радуйся, дивную любовь ко отечеству земному показавый; радуйся, смирения и незлобия учителю.

Радуйся, изгнание и жестокия муки мужественно претерпевый; радуйся, за Христа страдавый и мучим бывый.

Радуйся, твердо Его исповедавый; радуйся, злобу врагов любовию Христовою победивый.

Радуйся, отче благосердый, спасения многих взыскавый; радуйся, великими скорбьми искушенный.

Радуйся, в гонениих терпение дивное явивый; радуйся, яко за враги Господеви молился еси.

Радуйся, яко любовь твоя всяку вражду победи; радуйся, яко незлобие твое сердца жестокая покори.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Всем был еси вся, якоже и святый Павел, дабы спасти хотя бы некоторых, святителю Луко, архипастырский подвиг совершая, в Тамбовском краи многими труды храмы обновляя и созидая, уставы святоотеческия строго соблюдая, спасению паствы твоея служити не преставал еси, чисто Богови поя: Аллилуия.

Ветии человечестии не возмогут по достоянию изрещи твоих благодеяний множество, егда явися на Крымской земли, яко отец чадолюбивый, святителю отче Луко: щедродательная бо десница твоя всю́ду досязаше. Мы же, благосердию твоему подражати хотяще, во удивлении взываем к тебе:

Радуйся, луче любве Божия; радуйся, сокровище милосердия Спасова неистощимое.

Радуйся, яко вся своя неимущим раздавал еси; радуйся, ближния твоя паче себе возлюбивый.

Радуйся, страждущих сирот питателю и окормителю; радуйся, безпомощных старцев и стариц попечителю.

Радуйся, яко болящия и в темнице заключенныя посещал еси; радуйся, яко нужды бедных во мнозех местех отечества своего предварял еси.

Радуйся, яко нищия милуя, трапезы им устроял еси; радуйся, яко о глубине милосердия твоего Мати Божия возрадовася.

Радуйся, ангеле земный и человече Небесный; радуйся, яко коемуждо в горестех, аки ангел утешитель, являлся еси.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Спасению крымския паствы твоея служити многолетне не преставая, по образу Пастыреначальника Христа, на рамена заблуждшия взем, Небесному Отцу привел еси, надеждею бо на Божие милосердие утешая, ко исправлению жития словесы учительными твоими влекл еси вся, во еже сердцем чистым пети Богу: Аллилуия.

Царя Небеснаго Христа Бога верный служитель быв, святителю отче Луко, неустанно возвещал еси слово истины во всех храмех земли Таврическия, душеспасительною пищею учения евангельскаго верная чада питая и устав церковный строго исполняти повелевая. Темже тя, яко пастыря добраго, прославляем сице:

Радуйся, неутомимый проповедниче евангельския правды; радуйся, яко Богом врученное тебе стадо словесное добре упасл еси.

Радуйся, овцы своя от душепагубных волков охранявый; радуйся, чина церковнаго строгий блюстителю.

Радуйся, чистоты веры православныя охранителю; радуйся, тобою бо Дух Святый написа словеса спасительная.

Радуйся, мудрецем века сего бытие Божие проповедавый; радуйся, яко слово твое, аки в ризы позлащены, в тайны веры одеяся.

Радуйся, молние, гордыню низлагающая; радуйся, громе, беззаконно живущия устрашаяй.

Радуйся, церковнаго благочестия насадителю; радуйся, архипастырю, пастыри духовныя наставляяй и вразумляяй непрестанно.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Пение у гроба твоего, угодниче Божий, не умолкаше во днех блаженнаго успения твоего. Мнози бо, ведуще тя богоносна и равноангельна, собрашася от всех предел земнаго отечества твоего совершити моление соборное о души твоей, в горния обители Отечества Небеснаго восходящей, воспевающе Богу: Аллилуия.

Свещею, в Церкви Христовей горящею светом невещественным благодати Божия, был еси, святителю Луко, вся концы земли нашея озаряя. Поминающе блаженное успение и велие твое на Небеси и на земли прославление, с радостию приносим ти благохваления сия:

Радуйся, светильниче немеркнущий Света Невечерняго; радуйся, яко мнози прославиша твоих ради добрых дел Отца Небеснаго.

Радуйся, угодниче Божий, течение благочестне скончавый; радуйся, веру, надежду и любовь от Господа стяжавый.

Радуйся, со Христом, Егоже возлюбил еси, на веки соединивыйся; радуйся, Царствия Небеснаго и славы вечныя наследниче.

Радуйся, яко свет добрых дел твоих пред человеки просветися; радуйся, многих научивый заповедем Христовым и сотворивый я.

Радуйся, архиерею, от Вечнаго Архиерея Христа благодатными дары исполненный; радуйся, скорый помощниче призывающим тя.

Радуйся, земли Крымския новое светило и утверждение; радуйся, рода христианскаго благодатный покровителю.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Благодать, свыше ти данную, познавше, благоговейно лобызаем честный образ твой, святителю Луко, чающе тобою прияти просимое от Бога. Темже припадающе ко святей иконе твоей (аще же пред мощьми глаголеши: ко святым мощем твоим), со умилением молим тя: укрепи нас добре стояти в вере православней, и угождающе благими делы, немолчно пети Богу: Аллилуия.

Пою́ще Бога, дивнаго во святых Своих, хвалим тя, Христова исповедника, святителя и предстателя пред Господем. Весь бо еси в вышних, но и нижних не оставляеши, святителю отче Луко, присно со Христом царствуеши и о нас грешных пред Престолом Божиим ходатайствуеши. Сего ради во умилении зовем ти:

Радуйся, Света неприступнаго зрителю; радуйся, тебе бо сорадуются ангели и о тебе веселятся человецы.

Радуйся, делы и писаньми твоими неверующия просвещаяй; радуйся, маловерныя и малодушныя укрепляяй и утверждаяй.

Радуйся, яко достоин явился еси Царствия Небеснаго; радуйся, путем исповедничества райских селений достигнувый.

Радуйся, поношения Христа ради терпевый и вечную с Ним славу приемый; радуйся, души наша к Царствию Небесному путеводяй.

Радуйся, предстателю пред Престолом Божиим за нас грешных; радуйся, Православия похвало и земли нашея радование.

Радуйся, в сонме святых быти сподобивыйся; радуйся, собору всех Крымских святых сопричастниче.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

О великий и преславный угодниче Божий, святителю отче наш Луко, приими сие похвальное пение от нас недостойных, с любовию сыновнею тебе приносимое! Предстательством твоим у Престола Божия и молитвами твоими всех нас в вере православней и добрых делех утверди, от всяких бед, скорбей, болезней и напастей, в сей жизни находящих, сохрани, и от мучений в будущем веце избави и сподоби в вечней жизни купно с тобою и со всеми святыми пети Творцу нашему: Аллилуия.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й, и кондак 1-й.

Ангелов собеседниче и человеков наставниче, Луко преславный, подобне евангелисту и апостолу Луце, емуже тезоименит сый, от Бога дар целити недуги человеческия приял еси, многия труды подъемля во врачевании болезней ближних, плоть нося, о плоти не радел еси, делы же добрыми Отца Небеснаго прославил еси. Темже благодарне во умилении зовем ти:

Радуйся, от ю́ности разум свой игу Христову покоривый; радуйся, пречестное Святыя Троицы селение бывый.

Радуйся, блаженство милостивых, по слову Господа, унаследовавый; радуйся, верою Христовою и знанием богодарованным многия недужныя исцеливый.

Радуйся, страждущих недуги телесными врачу милосердый; радуйся, во дни брани вождей и воинов целителю искусный.

Радуйся, всех врачев наставниче; радуйся, скорый в нуждах и скорбех сущим помощниче.

Радуйся, Церкве Православныя утверждение; радуйся, земли нашея озарение.

Радуйся, крымския паствы похваление; радуйся, града Симферополя украшение.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Святой исповедник, архиепископ Лука успешно сочетал в своем лице доброго пастыря, исцеляющего душевные недуги, и врача, избавляющего от недугов телесных. И сейчас по искренним молитвам к нему он продолжает совершать многочисленные исцеления.

Полезное видео

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), исповедник, архиепископ Красноярский и Крымский (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий; 27 апреля (9 мая) 1877, Керчь - 11 июня 1961, Симферополь) - профессор медицины и духовный писатель, епископ Русской православной церкви; с апреля 1946 года - архиепископ Симферопольский и Крымский. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946).

Канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в 2000 году; память - 29 мая по юлианскому календарю.

Биография

Светская жизнь

Родился 27 апреля (9 мая) 1877 года в Керчи, в семье провизора Феликса Станиславовича Войно-Ясенецкого (по некоторым данным, до 1929 года двойная фамилия Валентина Феликсовича писалась как Ясенецкий-Войно), который происходил из древнего и знатного, но обедневшего польского дворянского рода и был набожным римо-католиком. Мать была православной, творила дела милосердия. Как писал святитель в своих мемуарах, религиозность он унаследовал от отца. Будущий священник некоторое время увлекалсятолстовством, писал графу с просьбой повлиять на свою мать, пытавшуюся вернуть его к официальному православию, предлагал уехать вЯсную Поляну. После прочтения запрещённой в России книги Толстого "В чём моя вера" разочаровался в толстовстве. Тем не менее, он сохранил некоторые толстовско-народнические идеи.

После окончания гимназии при выборе жизненного пути колебался между медициной и рисованием. Подавал документы в Академию Художеств, но, поколебавшись, решил выбрать медицину как более полезную обществу. Пытался поступить в Киевский университет на медицинский факультет, но не прошёл. Ему предлагали пойти на естественный факультет, но он предпочёл юридический (так как никогда не любил ни биологию, ни химию, предпочитал им гуманитарные науки). Проучившись год, покинул университет и учился живописи вМюнхене в частной школе профессора Книрра. После возвращения в Киев рисовал с натуры простой народ. Наблюдая его страдания: нищету, бедность, болезни, - окончательно решил стать врачом, чтобы приносить пользу обществу.

В 1898 году стал студентом медицинского факультета Киевского университета. Учился прекрасно, был старостой группы, особенно преуспевал в изучении анатомии: "Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии… Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии".

По окончании его в годы Русско-японской войны работал хирургом в составе медицинского отряда Красного Креста в военном госпитале вЧите, где женился на медсестре Киевского военного госпиталя Анне Васильевне Ланской - дочери управляющего поместьем наУкраине. У них было четверо детей.

Им двигала толстовская идея народничества: стать земским, "мужицким" врачом. Работал хирургом в городе Ардатов Симбирской губернии, в селе Верхний Любаж Фатежского уездаКурской губернии, в городе Фатеж, с 1910 года - в Переславле-Залесском. Во время этой работы заинтересовался проблемой обезболивания при операциях. Прочёл книгу немецкого хирурга Генриха Брауна "Местная анестезия, ее научное обоснование и практические применения". После чего отправился для сбора материалов в Москву к известному учёному, основателю журнала "Хирургия" Петру Ивановичу Дьяконову. Тот позволил Войно-Ясенецкому трудиться в Институте топографической анатомии. Валентин Феликсович препарировал, оттачивая технику регионарной анестезии, несколько месяцев и параллельно изучал французский язык.

В 1915 году издал в Санкт-Петербурге книгу "Регионарная анестезия" с собственными иллюстрациями. На смену прежним способам слойного пропитывания анестезирующим раствором всего, что надо резать, пришла новая, изящная и привлекательная методика местной анестезии, в основу которой легла глубоко рациональная идея прервать проводимость нервов, по которым передается болевая чувствительность из области, подлежащей операции. В 1916 году Валентин Феликсович защитил эту работу как диссертацию и получил степень доктора медицины. Однако книгу издали таким низким тиражом, что у автора не нашлось даже экземпляра для отправки вВаршавский университет, где он мог бы получить за неё премию.

Продолжил практическую хирургию в селе Романовка Саратовской губернии, а затем в Переславль-Залесском, где делал сложнейшие операции на желчных путях, желудках, кишечниках, почках и даже на сердце и мозге. Занимался и глазными операциями, возвращал зрение слепым. Именно в Переяславле он задумал книгу "Очерки гнойной хирургии". В Феодоровском женском монастыре, где Валентин Феликсович был врачом, до сего дня чтится память его. Монастырская деловая переписка неожиданно приоткрывает ещё одну сторону деятельности врача-бессребренника, которую Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий не посчитал нужным упомянуть в своих записях.

Приведем полностью два письма, где упоминается имя доктора Ясенецкого-Войно (по принятому тогда написанию):

"Глубокоуважаемая матушка Евгения!

Так как фактически врачом Феодоровского монастыря состоит Ясенецкий-Войно, я же по-видимому числюсь только на бумаге, то я считая для себя такой порядок вещей оскорбительным, отказываюсь от звания врача Феодоровского монастыря; о каковом своем решении и спешу Вас уведомить. Примите уверение в моем совершенном к Вам уважении.

Врач… 30. 12. 1911 г. "

"Во Владимирское Врачебное отделение Губернского правления.

Сим честь имею покорнейше уведомить: Врач Н… оставил службу при вверенном моему смотрению Феодоровском монастыре в начале февраля, а с оставлением службы врачом Н…, всё время подает медицинскую помощь врач Валентин Феликсович Ясенецкий-Войно. При большом количестве живущих сестер, равно и членам семейств священнослужителей, необходима врачебная помощь и, видя эту нужду монастыря, врач Ясенецкий-Войно и подал мне письменное заявление 10 марта полагать свои труды безвозмездно.

Феодоровского девича монастыря игумения Евгения."

Принятие решения о безвозмездной врачебной помощи не могло быть случайным шагом со стороны молодого земского врача. Матушка игумения не нашла бы возможным принять подобную помощь от молодого человека, не убедившись прежде, что это желание исходит из глубоких духовных мотивов. Личность почтенной старицы могла произвести сильное впечатление на будущего исповедника веры. Его мог привлекать монастырь и неповторимый дух старинной обители.

Начало пастырской деятельности

С марта 1917 года - главный врач городской больницы Ташкента. В Ташкенте он был поражён религиозностью местного населения и стал посещать церковь. Вёл активную хирургическую практику и способствовал основанию Туркестанского Университета, где возглавил кафедру оперативной хирургии. В октябре 1919 года в возрасте 38 лет Анна Васильевна скончалась. Валентин Феликсович тяжело переживал кончину своей верной подруги, считая, что эта смерть была угодна Богу. После этого его религиозные взгляды укрепились:

"Неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. В последнее время он это делал всегда, вне зависимости от национальности и вероисповедания пациента. Однажды после крестного знамения больной - по национальности татарин - сказал хирургу: "Я ведь мусульманин. Зачем же Вы меня крестите?" Последовал ответ: "Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины"

Две грани одной судьбы

В январе 1920 года состоялся епархиальный съезд духовенства, куда его пригласили как деятельного прихожанина и уважаемого в городе человека. На этом съезде епископ Иннокентий предложил ему стать священником, на что Валентин Феликсович согласился. Он повесил в операционной икону и стал приходить на работу в рясе, несмотря на неудовольство многих коллег и студентов. В Сретение (15 февраля) 1921 года был рукоположён в диакона, а чрез неделю - в пресвитера епископом Ташкентским и Туркестанским Иннокентием (Пустынским). Летом 1921 года ему пришлось публично выступить в суде, защищая профессора П. П. Ситковского и его коллег от выдвинутого властями обвинения во "вредительстве".

Весной 1923 года в Туркестанской епархии бо́льшая часть духовенства и храмов признали власть обновленческого Синода (епархия перешла под управление обновленческого епископаНиколая (Коблова)); архиепископ Иннокентий после ареста ряда "староцерковных" священнослужителей самовольно покинул епархию. Отец Валентин оставался верным сторонником патриарха Тихона, и было принято решение сделать его новым епископом. В мае 1923 года протоиерей Валентин Войно-Ясенецкий был тайно в своей спальне пострижен в монашествоссыльным епископом Андреем (Ухтомским), имевшим благословение от Патриарха Тихона самому избирать кандидатов для епископской хиротонии, с именем святого апостола Луки (по преданию, также врача и художника).

31 мая 1923 года, по поручению епископа Андрея (Ухтомского), будучи лишь иеромонахом был тайно рукоположён во епископа в Пенджикенте двумя ссыльным епископами: БолховскимДаниилом (Троицким) и Суздальским Василием (Зуммером); спустя неделю был арестован по обвинению в связях с оренбургскими казаками-белогвардейцами и шпионаже в пользуВеликобритании через турецкую границу.

Свое отношение к Советской власти Валентин Феликсович выразил в одном из дальнейших писем:

"На допросе чекист спрашивал меня о моих политических взглядах и о моем отношении к Советской власти. Услышав, что я всегда был демократом, он поставил вопрос ребром: "Так кто Вы - друг или враг наш?" Я ответил: "И друг и враг. Если бы я не был христианином, то, вероятно, стал бы коммунистом. Но Вы возглавили гонение нахристианство, и поэтому, конечно, я не друг Ваш".

На рассмотрение дела епископа Луку направили в Москву. Там он во время рассмотрения дела дважды встречался с патриархом Тихоном, и тот подтвердил его право заниматься медициной. Находился в Бутырской тюрьме, затем в Таганской. В конце года сформировали этап и отправили в Енисейск. Владыка отказывался входить в тамошние храмы, занятые живоцерковниками, и совершал богослужения прямо у себя на квартире. В Енисейске он также работал в местной больнице, славясь врачебным мастерством.

Узнав о 75-летнем юбилее великого физиолога, академика Ивана Петровича Павлова, ссыльный профессор посылает ему 28 августа 1925 года поздравительную телеграмму.

Сохранился полный текст ответной телеграммы Павлова Войно-Ясенецкому:

"Ваше преосвященство и дорогой товарищ! Глубоко тронут Вашим теплым приветствием и приношу за него сердечную благодарность. В тяжелое время, полное неотступной скорби для думающих и чувствующих по-человечески, остается одна опора - исполнение по мере сил принятого на себя долга. Всей душой сочувствую Вам в Вашем мученичестве. Искренне преданный Вам Иван Павлов".

Да - сложилась необычная ситуация: архиепископ Лука находится в ссылке в Красноярском крае, а идеи профессора-хирурга В. Ф. Войно-Ясенецкого распространяются не только в Советском Союзе, но и за рубежом. В 1923 году в немецком медицинском журнале "Deutsch Zeitschrift" публикуется его статья о новом методе перевязки артерии при удалении селезенки (англ.)русск., а в 1924-м в "Вестнике хирургии" - сообщение о хороших результатах раннего хирургического лечения гнойных процессов крупных суставов.

Последовала ссылка - в Туруханск, где Владыка опять продолжал врачебную и пастырскую деятельность. ГПУ отправило его в деревню Плахино между Игаркой и Дудинкой. Но по требованиям жителей Туруханска профессора Войно-Ясенецкого пришлось вернуть в местную больницу. В январе 1926 года ссылка кончилась, и епископ Лука вернулся в Ташкент.

После возвращения владыка был лишен права заниматься преподавательской деятельностью. Митрополит Сергий пытался его перевести то в Рыльск, то в Елец, то в Ижевск (видимо, по указаниям сверху). Оснью 1927 года Лука около месяца был епископом Елецким и викарием Oрловской губернии. Затем, по совету митрополита Арсения епископ Лука подал прошение об увольнении на покой. По воскресным и праздничным дням служил в церкви, а дома принимал больных. 6 мая 1930 года был снова арестован по обвинению в убийстве профессораМихайловского и этапирован в Архангельск. Там он открыл новый метод лечения гнойных ран, ставший сенсацией. Святителя вызывали в Ленинград и лично Киров уговаривал его снять рясу. Но владыка отказался и был возвращён в ссылку. Освобождён в мае 1933 года.

В Москву он приехал лишь в конце ноября и сразу же явился в канцелярию Местоблюстителя митрополита Сергия. Сам Владыка так вспоминал об этом: "Его секретарь спросил меня, не хочу ли я занять одну из свободных архиерейских кафедр". Но истосковавшемуся в ссылке по настоящей работе профессору хотелось основать Институт гнойной хирургии, хотелось передать громадный врачебный опыт. Весной 1934 года, Войно-Ясенецкий возвращается в Ташкент, а затем переезжает в Андижан, где оперирует, читает лекции, руководит отделением Института неотложной помощи. Здесь он заболевает лихорадкой папатачи, грозящей потерей зрения (осложнение дало отслойку сетчатки левого глаза). Две операции на левом глазу не принесли результата, владыка слепнет на один глаз.

Осенью 1934 года издал монографию "Очерки гнойной хирургии", которая приобрела мировую известность. Несколько лет профессор Войно-Ясенецкий возглавлял главную операционную в Институте неотложной помощи Ташкента. 24 июля 1937 года арестован в третий раз по обвинению в создании "Контрреволюционной церковно-монашеской организации", ставившей целью свержение Советской власти и восстановление капитализма. По этому делу также проходили архиепископ Ташкентский и среднеазиатский Борис (Шипулин), архимандритВалентин (Ляходский) и многие другие священники. В тюрьме владыку допрашивают методом "конвейера" (13 суток без сна) с требованием подписать протоколы-доносы на невиновных. Епископ объявляет голодовку, продлившуюся 18 суток, но ложного признания не подписывает. Валентин Феликсович был приговорён к пяти годам ссылки в Красноярский край (а архиепископ Борис (Шипулин), подписавший признание и ложно оговоривший владыку Луку, был расстрелян).

С марта 1940-го работает хирургом в ссылке в районной больнице в Большой Мурте, что в 110 километрах от Красноярска (местная церковь взорвана, и владыка молился в роще). В началеВеликой Отечественной войны отправил телеграммму председателю президиума Верховного совета СССР Михаилу Калинину:

"Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука".

С октября 1941 года - консультант всех госпиталей Красноярского края и главный хирург эвакогоспиталя, делал самые сложные операции на ранах с нагноениями (в красноярской школе № 10, где располагался один из госпиталей, в 2005 году открыт музей).

Служение на Красноярской кафедре

27 декабря 1942 года состоялось определение Московской Патриархии: "Преосвященному архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому), не отрывая его от работы в военных госпиталях по его специальности, поручить управление Красноярской епархией с титулом архиепископа Красноярского". Добился восстановления одной маленькой церкви в предместье Николаевка (5-7 километров от Красноярска). В связи с этим и практически с отсутствием священников за год Владыка служил всенощную только в большие праздники и вечерние службы Страстной седмицы, а перед обычными воскресными службами вычитывал всенощную дома или в госпитале. Со всей епархии ему слали ходатайства о восстановлении церквей. Архиепископ отправлял их в Москву, но ответа не получал.

В сентябре 1943 года состоялись выборы Патриарха, на которых присутствовал и владыка Лука. Однако, вскоре он отказался участвовать в деятельности Синода, чтобы успевать прооперировать большее число раненых. В дальнейшем стал просить о переводе в Европейскую часть СССР, мотивируя это ухудшающимся здоровьем в условиях сибирского климата. Местная администрация не хотела его отпускать, пыталась улучшить его условия - поселило в лучшую квартиру, открыла маленькую церковь в пригороде Красноярска, доставляло новейшую медицинскую литературу, в том числе на иностранных языках. В конце 1943 года опубликовал второе издание "Очерков гнойной хирургии", а в 1944 году - монографию "О течении хронической эмпиемы и хондратах" и книгу "Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов", за которые ему была присуждена Сталинская премия первой степени. Слава о великом хирурге растёт, о нём уже пишут в США.

Служение на Тамбовской кафедре

В феврале 1944 года Военный госпиталь переехал в Тамбов, и Лука возглавил Тамбовскую кафедру, где владыка занимался вопросом восстановления храмов и добился успеха: к началу 1946 года было открыто 24 прихода 4 мая 1944 года во время беседы в Совете по делам Русской православной церкви при СНК СССР Патриарха Сергия с председателем СоветаКарповым, Патриарх поднял вопрос о возможности его перемещения на Тульскую епархию, мотивировал такую необходимость болезнью архиепископа Луки (малярия); в свою очередь, Карпов "ознакомил Сергия с рядом неправильных притязаний со стороны архиепископа Луки, неправильных его действий и выпадов". В служебной записке наркому здравоохранения РСФСР Андрею Третьякову от 10 мая 1944 года Карпов, указывая на ряд допущенных архиепископом Лукой поступков, "нарушающих законы СССР" (повесил икону в хирургическом отделении эвакогоспиталя № 1414 в Тамбове, совершал религиозные обряды в служебном помещении госпиталя перед проведением операций; 19 марта явился на межобластное совещание врачей эвакогоспиталей одетым в архиерейское облачение, сел за председательский стол и в этом же облачении сделал доклад по хирургии и другое), указывал наркому, что "Облздравотдел (г. Тамбов) должен был сделать соответствующее предупреждение профессору Войно-Ясенецкому и не допускать противозаконных действий, изложенных в настоящем письме."

Добился восстановления Покровской церкви в Тамбове. Пользовался большим уважением среди прихожан, которые не забывали владыку даже после его перевода в Крым.

В феврале 1945 года награждён патриархом Алексием I правом ношения на клобуке бриллиантового креста. Пишет книгу "Дух, душа и тело".

Служение на Крымской кафедре

5 апреля 1946 года Патриарх Алексий подписал указ о переводе архиепископа Луки в Симферополь. Там архиепископ открыто вступал к конфликты с местным уполномоченным по делам религии; также наказывал священников за любую халатность на богослужении и боролся с уклонением прихожан от выполнения церковных таинств. Активно вёл проповеди (в 1959 году Патриарх Алексий предлагал присвоить архиепископу Луке степень доктора богословия).

За книги "Очерки гнойной хирургии" (1943) и "Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов" (1944) в 1946 годуудостоен Сталинской премии первой степени (200 000 рублей), 130 000 рублей из которой пожертвовал детским домам.

Продолжал оказывать медицинскую помощь, несмотря на ухудшавшееся здоровье. Больных профессор принимал на дому, помогая всем, но требуя молиться и ходить в церковь. Некоторым больным владыка приказывал лечиться только молитвой - и больные выздоравливали.

В эти годы Войно-Ясенецкий не стоял в стороне от общественно-политической жизни. Уже в 1946 году он активно выступает как борец за мир, национально-освободительное движение колониальных народов. В 1950 году в статье "Защитим мир служением добру" он писал:

"Не могут быть христиане и на стороне колониальных держав, творящих кровавую неправду в Индонезии, Вьетнаме, Малайе, поддерживающих ужасы фашизма в Греции, Испании, насилующих волю народа в Южной Корее, не могут называться христианами те, кто враждует против демократического строя, осуществляющего… элементарные требования справедливости."

В 1955 году ослеп полностью, что вынудило его оставить хирургию. С 1957 года диктует мемуары. В постсоветское время вышла автобиографическая книга "Я полюбил страдание…".

На надгробии была высечена надпись:

Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий

18(27).IY.77 - 19(11).YI.61

Доктор медицины, профессор хирургии, лауреат.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) был похоронен на Первом Симферопольском кладбище, справа от храма Всех святых г. Симферополя. После канонизации Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских (22 ноября 1995 года), его мощи были перенесены в Свято-Троицкий Собор (17-20 марта 1996 года). Прежняя могила св. Луки также почитаема верующими.

Дети

Все дети профессора пошли по его стопам и стали медиками: Михаил и Валентин стали докторами медицинских наук; Алексей - доктором биологических наук; Елена - врачом-эпидемиологом. Внуки и правнуки тоже стали учёными (например, Владимир Лисичкин - академик РАЕН). Стоит отметить, что святитель никогда (даже после принятия епископского сана) не пытался приобщить их к религии, считая, что вера в Богa - личное дело каждого.