Важной особенность физических упражнений является. Основные физические качества

– это двигательная активность человека, которая сопровождается повышенным, относительно состояния покоя, уровнем функционирования организма.

Различают внешнюю и внутреннюю стороны нагрузки.

К внешней стороне нагрузки относятся интенсивность, с которой выполняется физическое упражнение, и ее объем.

Интенсивность физической нагрузки характеризует силу воздействия конкретного упражнения на организм человека. Одним из показателей интенсивности нагрузки является плотность воздействия серии упражнений. Плотность воздействия характеризует соотношение между временем выполнения определенных физических упражнений и общим временем целого занятия или соответствующей его части. Так, при выполнении одних и тех же упражнений в разных занятиях за разное время общая величина нагрузки по плотности будет разной. Чем за меньшее время будет выполнена определенная серия упражнений, тем выше, по плотности влияния, будет нагрузка. Обобщенным показателем интенсивности физической нагрузки будут энергетические затраты на ее выполнение за единицу времени.

Интенсивность нагрузки можно регулировать следующими факторами: скорость передвижения м/сек.; координационная сложность; темп выполнения упражнений; относительная величина напряжения в процентах от личного рекорда в конкретном упражнении; амплитуда движений – чем она больше, тем большая интенсивность нагрузки; сопротивление окружающей среды (рельеф местности, ветер, течение воды и т.п.); величина дополнительного отягощения (например, бег с той же скоростью, но с дополнительным отягощением в виде специального пояса определенного веса).

Объем нагрузки определяется показателями продолжительности отдельного физического упражнения, серии упражнений, а также общего количества упражнений в определенной части занятий, в целом занятии или в серии занятий. Объем нагрузки в циклических упражнениях определяется в единицах длины или времени. Например, кросс на дистанцию 10 км. В силовой тренировке объем нагрузки определяется количеством повторений и общим весом поднятых отягощений. В прыжках, метаниях – количеством повторений. В спортивных играх, единоборствах – суммарным временем двигательной активности.

Между интенсивностью и объемом нагрузки существует обратно пропорциональная взаимосвязь, чем выше сила воздействия на организм в следствии высокой интенсивности упражнения, тем скорее человек устанет и вынужден будет прекратить его выполнение. Никогда невозможно соединить максимальные или близкие к ним по интенсивности усилия с большим объемом.

Тем не менее, физическая нагрузка с соответствующей интенсивностью лишь тогда становится эффективной, если она достигает необходимого объема. Так, при повторном пробегании коротких отрезков (20 –30м.) с высокой интенсивностью и оптимальным интервалом отдыха между ними, в первых трех – четырех попытках будут развиваться преимущественно скоростные качества. В последующих повторениях, вследствие исчерпания алактатного источника энергии, продолжение этой же работы будет содействовать мобилизации гликолитического механизма энергообеспечения. Тренировочный эффект уже будет направлен на преобладающее развитие скоростной выносливости. Спустя некоторое время и гликолитический источник энергии исчерпается и дальнейшая работа в этом же режиме будет выполняться преимущественно за счет аэробного источника энергии, которая в свою очередь будет способствовать развитию общей выносливости. Для установления оптимального соотношения интенсивности и объема тренировочной нагрузки необходимо четко определить цель, с которой выполняется упражнение, учесть уровень физической подготовленности, возрастные и половые особенности тех, кому она предлагается.

Внутренняя сторона физической нагрузки определяется теми функциональными изменениями, которые происходят в организме вследствие влияния определенных внешних её величин (интенсивность и объем).

Функциональные изменения у разных людей на одинаковую физическую нагрузку почти всегда разные. Мало того, даже один и тот же человек, в зависимости от уровня тренированности, эмоционального состояния, условий окружающей среды (температура, влажность и давление воздуха, ветер, высота над уровнем моря и т.п.), будет по разному реагировать на одни и те же внешние параметры нагрузки.

Таблица 1.

Симптомы усталости после нагрузки разной величины

(обобщённые данные)

Симптом Лёгкая усталость (умеренная нагрузка) Очень сильная усталость (предельная нагрузка)
Окраска кожи. Потоотделение. Координация движений. Сосредоточен - ность. Общее самочувствие. Готовность к тренировкам. Настроение. Лёгкое покраснение. Умеренное или среднее (в зависимости от температуры и влажности). Уверенное выполнение, которое соответствует достигнутому уровню. Нормальная, корригирующие указания выполняются, нет проявлений нервозности, устойчивое внимание во время показа упражнений. Отсутствуют жалобы, выполняются все тренировочные задания. Устойчивое желание продолжать тренировки. Приподнятое, бодрое, радостное, оживлённое. Сильное покраснение. Большое потоотделение выше пояса. Увеличение количества ошибок, снижение точности, появление неуверенности. Ухудшение внимания, снижение восприятия информации, сниженная способность к дифференциации. Слабость в мышцах, значительно затруднённое дыхание, нарастающее бессилие, явно выраженное снижение работоспособности. Пониженная активность, стремление к увеличению интервалов отдыха между упражнениями, но есть готовность продолжать тренировки. Несколько угнетённое, но радостное, если результаты тренировки соответствуют ожидаемым; радость по поводу следующей тренировки. Очень сильное покраснение или необычная бледность. Большое потоотделение, в том числе и ниже пояса. Сильное нарушение координации, вялое выполнение движений, резкое увеличение ошибок. Значительно снижено внимание, большая нервозность, сильно замедленные реакции. Свинцовая тяжесть в мышцах и суставах, головокружение, тошнота или рвота, подавленность. Желание полного покоя и прекращения тренировки. Угнетённость, навязчивые сомнения в отношении ценности занятий, поиск причин для пропуска занятий.

Информацию о величине нагрузки можно получить путём контроля разнообразных показателей активности функциональных систем, определяемых инструментальными методами.

В повседневной практике величину внутренней нагрузки можно оценивать по показателям усталости, а также по характеру и продолжительности восстановления в интервалах отдыха между упражнениями. Для этого используют такие показатели, как интенсивность потоотделения, цвет кожи, качество выполнения движений, способность к сосредоточению, общее самочувствие человека, его готовность продолжать занятия, расположение духа во время выполнения упражнений и в интервалах отдыха (табл.1), а также показатели ЧСС во время выполнения упражнений и в интервалах отдыха. В зависимости от степени проявления этих показателей различают умеренные, большие и максимальные нагрузки.

Характеристики физических упражнений

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Характеристики физических упражнений
Рубрика (тематическая категория) Культура

Физические упражнения как разнообразные двигательные действия человека способствуют решению задач физического воспитания. Сегодня имеется большое количество различных физических упражнений.

Для того чтобы ориентироваться в них, правильно отбирать их для решения как общих, так и частных задач физического воспитания, важно понимать основную суть их содержания.

Содержание физических упражнений - ϶ᴛᴏ действия, входящие в них, а также процессы, которые происходят в организме в ходе выполнения упражнения (психические, физиологические, биохимические и др.). Физические упражнения как произвольные движения опираются на сознание человека и направлены на достижение какого-то результаты. Выполнение физических упражнений связано с вниманием, мышлением, волевыми усилиями.

При выполнении физических упражнений происходят функциональные изменения, которые улучшают и совершенствуют различные системы организма человека.

Для педагога важно рассматривать физические упражнения как средства для решения воспитательно-образовательных задач физического воспитания (формирование двигательных умений, навыков, развитие физических качеств и т. д.).

Форма физического упражнения зависит от особенностей содержания. Форма физического упражнения - ϶ᴛᴏ его внутренняя и внешняя структура (т. е. организация, построение).

Внутренняя структура - ϶ᴛᴏ взаимосвязь различных процессов в организме, возникающая при выполнении какого-то упражнения.

При выполнении упражнения должны взаимодействовать между собой энергетические процессы (нервно-мышечные и др.).

Внешняя структура - ϶ᴛᴏ видимая сторона упражнений, характеризующаяся соотношением различных параметров движений (характеризуется пространственными, временными, динамическими особенностями движений).

Форма и содержание взаимосвязаны. Содержание играет ведущую роль по отношению к форме. К примеру: с увеличением скорости бега изменяются длина шага и угол наклона туловища. Следовательно, по мере изменения каких-то элементов содержания меняется форма упражнения. По этой причине для успешного выполнения и достижения успеха в физическом упражнении изменяют его содержание, создавая тем самым условия для улучшения функциональных возможностей организма.

Форма тоже влияет на содержание. Рациональная форма выполнения упражнения способствует более эффективному проявлению физических способностей. (Правильно выполненный замах при метании увеличивает дальность броска, способствует повышению возможностей успешного выполнения упражнения.)

Техника физического упражнения - ϶ᴛᴏ наиболее эффективный, рациональный способ выполнения двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача.

Термин ʼʼтехникаʼʼ относится к тем физическим упражнениям, которые сформированы с учётом закономерностей выполнения движений, Эффективность техники выражается в определœенном воздействии на организм занимающихся или же в количественных показателях физического упражнения, т. е. его результативности. При этом крайне важно учитывать степень физической и даже психической подготовленности учеников.

Двигательные действия можно выполнять различными способами, но только наиболее рациональные можно назвать техникой. Эффективность техники физических упражнений постоянно совершенствуется, развивается. Это можно объяснить стремлением достигнуть всœе более высоких результатов при выполнении физических упражнений. Прогресс техники обусловлен открытием каких-то новых биомеханических закономерностей движений, появлением более совершенного оборудования, инвентаря, повышением физической подготовленности занимающихся. Критерием оценки эффективности техники выполняемых упражнений должна быть внешняя форма (в фигурном катании, гимнастике), количественный результат (в беге, плавании и др.) или же выполнение конкретной двигательной задачи (попадание в цель). В технике физических упражнений выделяют: основу техники, основное звено техники, детали техники.

Основа техники - ϶ᴛᴏ главные, основные элементы упражнения, которые необходимы для решения двигательной задачи, т. е. те, которые отражают отличительные признаки одного упражнения от другого. Невыполнение, нарушение одного из элементов или последовательности элементов делают невозможным решение двигательной задачи этого упражнения, упражнение должна быть не выполнено, искажено.

Определяющее звено техники – наиболее важнейшая и решающая часть основы техники физического упражнения, которая выполняется обычно за короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий. (В прыжках – отталкивание, в метаниях – конечное усилие перед броском.) От этих частей упражнения зависит и его результативность.

Детали техники - ϶ᴛᴏ второстепенные особенности физического упражнения, не являющиеся характерными для него. Οʜᴎ могут видоизменяться, т. е. придавать определœенную индивидуальность выполнению упражнения каждым человеком. Детали техники зависят от морфологических и функциональных особенностей человека (ребенка), а также и от условий, в которых данное упражнение выполняется.

Современная техника выполнения какого-либо упражнения строится на рациональной базе двигательного действия, являющейся одинаковой для всœех исполнителœей, т. е. имеется стандартная техника.

Стандартное выполнение двигательного действия не исключает индивидуальных особенностей исполнения некоторых элементов, которые не искажают основу двигательного действия.

Индивидуализация техники может происходить следующими способами:

1) в стандартную технику вносятся изменения, учитывающие особенности отдельных групп людей: физическую подготовленность, конституцию, возраст и т. п.;

2) изменения, вносимые в стандартную технику, учитывают особенности конкретного человека, при этом техника приобретает индивидуальный стиль, характерный только для этого человека.

При обучении детей следует уделять внимание индивидуализации техники, так как стандартная техника строится на базе анализа движений, выполняемых взрослыми. Индивидуализация техники имеет две стороны: 1) стандартную технику следует приспосабливать к особенностям обучаемого; 2) обучаемый должен изменять функциональные возможности организма в соответствии с техникой.

Обучая детей дошкольного возраста͵ следует формировать у них основы техники доступных физических упражнений.

В движениях выделяют: пространственные, временные, пространственно-временные (кинœематические), динамические и ритмические характеристики движений.

Пространственные характеристики включают: положение тела (исходное положение тела во время выполнения упражнения) и траекторию, т. е. путь движения частей тела.

Исходное положение - ϶ᴛᴏ положение тела перед началом выполнения упражнения, относительно неподвижное. Изменением исходного положения можно усложнить упражнение. Исходное положение должно обеспечить результативность упражнения. В технике выполнения некоторых упражнений имеют значение и определœенные положения частей тела (головы, рук, ног), к ним могут предъявляться и эстетические требования (оттянутые носки, прогнутое туловище при выполнении упражнений гимнастического типа). Некоторые исходные положения, статические позы могут иметь самостоятельное значение (стойка ʼʼсмирноʼʼ).

При выполнении физических упражнений тело, а также его части могут перемещаться как в пространстве, так и относительно друг друга. Эффективность физического упражнения зависит от позы в процессе самого движения. Изменяя положение тела при выполнении упражнения, можно изменять и направление всœех динамических опорных реакций, что ведет к ускорению тела в нужном и выгодном для данных условий направлении.

Траектория движения - ϶ᴛᴏ путь, который проходит движущая часть тела или предмета.

В траектории выделяют: форму, направление и амплитуду. Форма траектории должна быть прямолинœейной и криволинœейной. Человек очень редко выполняет прямолинœейные движения, но в тех случаях, когда требуется развить наибольшую скорость на коротком пути, то здесь траектория будет прямолинœейной (удары в боксе, уколы в фехтовании, удар по подвешенному мячу). Чаще применяются криволинœейные траектории, так как при этом не приходится тратить дополнительные мышечные усилия, чтобы преодолеть инœерцию движения. (Такие траектории применяются также в метании, движении рук при плавании и т. д.) Форма траектории зависит от движущейся массы тела: чем больше масса, тем проще форма траектории (движения рук бывают разнообразней движений ног).

Направление движения. От него зависит эффективность воздействия физических упражнений, а также и успешное выполнение поставленной двигательной задачи. Направление движения определяется внешними ориентирами или плоскостями тела (может определяться направление части тела к собственному туловищу).

К основным направлениям тела человека принято относить: направления ʼʼвверх-внизʼʼ, ʼʼвперед-назадʼʼ, ʼʼвправо-влевоʼʼ. В сгибательных движениях применяют термины ʼʼвпередʼʼ и ʼʼназадʼʼ, при движениях в боковой плоскости (переднезадней) ʼʼвправоʼʼ, влевоʼʼ, в случае если движения выполняются в лицевой плоскости (наклоны в стороны); ʼʼнаправоʼʼ, ʼʼналевоʼʼ – термины для вращательных движений в горизонтальной плоскости (повороты направо, налево).

За направлением движения ведущую роль играет зрение. При быстрых изменениях направления движение головы должно опережать движение других частей тела.

Амплитуда движения определяется величиной пути перемещения частей тела. Амплитуда измеряется в угловых величинах (градусах), линœейными мерами (длина шага), может определяться условными обозначениями (полуприседание), а также внешними ориентирами и ориентирами на собственном телœе. Амплитуда движения как размах его зависит от строения суставов, эластичности связок и мышц.

Различают активную подвижность сочленений (достигается активной работой мышц), пассивную подвижность, вызываемую действием внешних сил. Пассивная подвижность обычно больше.

В жизни, в практике физического воспитания максимальная амплитуда движений используется, но не всœегда. По амплитуде движения бывают: размашистыми (большая амплитуда), мелкими (малая амплитуда).

В случае если направление или амплитуда движений не соответствуют поставленной двигательной задаче, то такие движения называют неточными.

К временным характеристикам относят длительность выполнения физических упражнений или их элементов и темп.

Физические упражнения, их элементы выполняются с различной длительностью, т. е. различно затраченным временем. Зная величину длительности упражнения, а также и длительность его элементов, можно определять общий объём нагрузки и регулировать его.

Темп движений как временная характеристика определяется частотой повторения циклов движений или количеством движений в единицу времени (так, темп ходьбы 120–140 шагов/мин).

Темп движений зависит от массы тела. С изменением движения качественно изменяется структура движения (бег 180–200 шагов/минуту). Изменение темпа движений приводит к усилению или уменьшению физической нагрузки. Темп зависит от особенностей организма, от уровня овладения данным упражнением.

К пространственно-временным характеристикам относят скорость движений и ускорение. ʼʼСкорость движений определяется отношением величины (длины) пути, пройденного телом или его частью к затраченному на это времениʼʼ (А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, 1985, с. 47). Скорость измеряется в метрах в секунду. В случае если скорость постоянна, то движение называют равномерным; если скорость изменяется, то движение называют неравномерным.

Ускорение - ϶ᴛᴏ изменение скорости движения в единицу времени. Ускорение должна быть положительным (когда скорость увеличивается) и отрицательным (скорость уменьшается).

Выполняя упражнения, мы можем изменить их скорость и ускорение. Исходя из этого положения, движения бывают резкими, начинающимися с больших скоростей, неравномерно ускоренные и неравномерно законченные.

Движения бывают плавными, выполняемыми без резких изменений скорости. Движения с постоянной скоростью, с постоянным ускорением встречаются редко. Не бывает обычно и внезапных изменений скорости.

Различают скорость движения всœего тела и скорость отдельных частей тела.

Важно учить детей управлять скоростью движений (выдерживать заданную, увеличивать и уменьшать ее). Динамические характеристики движений определяются силами, оказывающими влияние на движение тела человека. Эти силы делятся на внутренние и внешние.

К внутренним силам относятся: пассивные силы опорно-двигательного аппарата (эластичность, вязкость мышц); активные силы двигательного аппарата (силы тяги мышц); реактивные силы (отраженные силы), возникающие при взаимодействии отдельных частей тела в процессе движения с ускорением.

К внешним силам относятся: сила реакции опоры; сила тяжести собственного тела; силы сопротивления внешней среды и физических тел; сила тяжести снаряда, инœерционные силы перемещаемых человеком тел.

Двигательная деятельность человека выглядит как приложение сил мышечной тяги, которые взаимодействуют с внутренними и внешними силами. Выполняя физические упражнения, следует стремиться к более полному использованию сил движущих при одновременном уменьшении сил тормозящих.

Ритмическая характеристика движений - ϶ᴛᴏ ритм, т. е. сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными.

Сильная акцентированная часть движения выполняется с наибольшим напряжением мышц. При правильном выполнении физических упражнений должны чередоваться моменты мышечного напряжения и расслабления.

Различают движения циклические и ациклические. Циклические движения характеризуются непрерывным чередованием одних и тех же движений (одних и тех же циклов).

Циклические движения представляют из себяпоследовательное чередование отдельных фаз целостного движения (цикла) и самих циклов. Все элементы движений, составляющих один цикл, обязательно присутствуют в одной и той же последовательности во всœех циклах. Каждый цикл движений связан с предыдущим и последующим. К циклическим движениям относятся борьба, бег, ходьба, плавание, бег на коньках и лыжах, гребля, езда на велосипеде и др.

Ациклические движения – целостные однократные законченные акты, имеющие самостоятельное значение. По характеру работы это преимущественно упражнения, максимально мобилизирующие силу и скорость, сокращения мышц. К ациклическим движениям относятся легкоатлетические прыжки, поднятие штанги, стрельба, гимнастические упражнения. Движения ациклического типа не имеют повторных циклов. Каждое ациклическое движение имеет определœенную последовательность фаз. Так, подготовительная фаза создает наиболее выгодные условия для выполнения движения в основной, главной фазе. Такие условия можно создать с помощью движения, направленного в противоположную главному движению сторону. Для этого можно использовать движения в виде разбега, скачка, вращательных движений, которые помогают подойти к главной фазе движения.

Основная (главная) фаза движения направлена на решение основной конкретной двигательной задачи.

В этой фазе важно рационально использовать движущие силы в необходимый момент, в соответствующем месте и направлении.

Заключительная фаза направлена на затормаживание движений, сохранение равновесия.

Вместе с тем, что упражнения разделœены на фазы, выделяют ещё и элементы движений, т. е. движения отдельных частей тела (в метании: исходное положение, прицеливание, замах, бросок, сохранение равновесия).

Выделяют качественные характеристики движений, к которым относят: точные движения, экономные движения, энергичные движения, выразительные движения.

Точные движения представляют из себятакие движения, которые выполнены в соответствии с двигательной задачей и в соответствии со всœеми характеристиками движения.

Экономные движения отличаются отсутствием лишних движений или их минимумом.

Энергичные движения имеют ярко выраженную силу, скорость, мощность, преодолевают значительные сопротивления.

Плавные движения выполняются с постепенно изменяющейся степенью мышечного напряжения, с постепенным ускорением или замедлением.

Выразительные движения отражают психоэмоциональное состояние ребенка в соответствии с поставленной задачей или замыслом.

Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста определœены Программой воспитания и обучения в детском саду (1985, I987, 2005 гᴦ.).

Для решения задач физического воспитания в детском саду для каждой возрастной группы определœен перечень упражнений, доступных детям того или иного возраста. При подборе и выполнении упражнений следует учитывать и индивидуальные особенности детей.

В первые годы жизни двигательный опыт ребенка невелик. По этой причине большое значение имеют гигиенические условия и природные факторы.

Для детей раннего возраста устанавливается определœенный режим деятельности, сна, питания, активного отдыха. В раннем возрасте, начиная со второго месяца жизни, применяются пассивные, пассивно-активные упражнения в сочетании с массажем и закаливающими процедурами, имитационные упражнения, упражнения, направленные на конкретные предметные задания. Используются упражнения в ползании, подготовительные к ходьбе, катание мячей и бросание, упражнения с игрушками и предметами, простейшие ритмические упражнения.

С 3-летнего возраста используются упражнения для обучения основным движениям: различные виды ходьбы, бега, прыжков, спрыгивания в глубину, метания одной и двумя руками мячей, мешочков с песком.

Используются упражнения в ползании, в лазании, которые усложняются в каждой возрастной группе. Общеразвивающие упражнения выполняются детьми как с предметами, так и без них. Выделяются упражнения, способствующие формированию правильной осанки, профилактике против плоскостопия.

Постепенно усложняются построения и перестроения.

Очень широко используются подвижные игры, которые тоже усложняются исходя из возраста детей.

К 5–6 годам дошкольники умеют правильно принимать исходное положение для выполнения упражнений, овладевают простейшими построениями и перестроениями. Эти упражнения помогают детям ориентироваться в пространстве, коллективно выполнять упражнения.

Подвижные игры способствуют совершенствованию навыков базовых движений, развитию физических качеств.

Сложные в координационном отношении упражнения обычно используются с детьми старшего дошкольного возраста.

С дошкольниками, начиная с 3-летнего возраста͵ используются спортивные упражнения: катание на санках, лыжах, скольжение по ледяным дорожкам; детей с 6–7 лет обучают катанию на коньках. В летний период времени детей обучают катанию на велосипедах, самокатах; обучают элементам спортивных игр, плаванию. В случае если детский сад имеет плавательный бассейн, то обучение плаванию осуществляется круглогодично. Анализируя упражнения, рекомендуемые для детей дошкольного возраста͵ следует отметить, что почти всœе они носят динамический характер.

В подборе физических упражнений следует учитывать, как они сочетаются друг с другом. Подбор упражнений обусловливается и постепенным вовлечением в работу различных мышечных групп. Необходимо правильно подбирать упражнения для физкультурных занятий, с учетом главных задач занятия.

Подбирая упражнения, следует учитывать их целœесообразное повторение в какой-то период времени (в течение дня, недели, месяца). Прежде чем подобрать новые упражнения, крайне важно тщательно проанализировать предшествующую двигательную деятельность детей.

В основу наиболее общей классификации положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания, в соответствии с которыми выделяют следующие группы упражнений:

1. Гимнастика.

4. Туризм.

Особенности первой группы упражнений заключаются:

а) в избирательном воздействии на различные мышцы, группы мышц, части тела;

б) в возможности точной дозировки нагрузки;

в) в использовании предметов, снарядов, музыки.

В физическом воспитании дошкольников кроме выполнения базовых (естественных) движений в игровой форме используются подвижные игры. Οʜᴎ определяются как сложная двигательная деятельность, выполняемая в неожиданно изменяющихся условиях и ситуациях, обусловленных установленными правилами, направленными на выявление конечного итога или количественного результата. Деятельность детей при этом организуется на базе образного сюжета или игровых заданий и носит комплексный характер.
Размещено на реф.рф
К игровым упражнениям относят в дошкольном возрасте и элементы спортивных игр.

Спорт (спортивные упражнения) характеризуется направленностью к достижению наивысших показателœей в каком-либо виде физических упражнений. Спорт предъявляет высокие требования к физическим и психическим возможностям человека. По этой причине он доступен только по достижении определœенного этапа возрастного развития, при условии соответствующей физической подготовленности и состояния здоровья. С детьми дошкольного возраста используются спортивные упражнения в упрощенном виде, которые формируют лишь правильные основы спортивных движений.

Туристические упражнения (туризм) позволяют закреплять двигательные навыки и развивать физические навыки в природных условиях. С дошкольниками организуются выходы за пределы участка детского сада, за город с использованием различных способов передвижения, прогулки. Проводятся прогулки-экскурсии с определœенной целью. Эти упражнения рассматриваются как простейший туризм.

Физические упражнения могут подразделяться по направленности их для развития физических качеств.

Ловкость движений как умение управлять своим телом является одним из базовых качеств, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ усиленно развивается в дошкольном возрасте. Для развития этого качества используются постепенно усложняемые упражнения с предметами и без предметов, усложненные способы выполнения базовых движений. Широко применяются упражнения для развития равновесия, являющегося важной основой многих естественных движений. Здесь используются упражнения в ползании, лазании, ходьбе по ограниченной опоре и др.
Размещено на реф.рф
Ловкость и равновесие как качества, основанные на координационных возможностях человека, очень важны для ребенка-дошкольника. Закреплять и развивать двигательные умения, связанные с этими качествами, следует в подвижных играх.

Для развития гибкости с детьми дошкольного возраста используются гимнастические упражнения с предметами и без предметов.

Детям дошкольного возраста даются упражнения для развития быстроты: главным образом упражнения, выполняемые в различном темпе, кратковременный бег на скорость. Как специальную задачу развития скорости детям дошкольного возраста ставить нецелœесообразно.

Детям предлагаются упражнения для развития выносливости, главным образом в виде ходьбы и бега на определœенное расстояние или в течение определœенного времени.

Развитие силы. Упражнений, способствующих этому, дается очень немного, так как в дошкольном возрасте нельзя применять движения, связанные с поднятием и толканием тяжелых предметов. Нецелœесообразно целœенаправленно работать над развитием этого качества в связи с возрастными морфофункциональными особенностями детей-дошкольников.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, физические упражнения могут подразделяться (классифицироваться) по группам на базе различных признаков: исторически сложившаяся классификация и разделœение упражнений для воспитания различных физических качеств, а также по анатомическому признаку, по видам спорта и пр.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Г Л А В А 2. Теория и методика развития движений, формирования двигательных умений и навыков, развития двигательных способностей детей дошкольного возраста

2.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Жизнь ребенка начинается еще до его рождения в период внутриутробного развития, исходя из чего организм новорожденного характеризуется уже широко варьированными физиологическими особенностями. Физиологический принцип классификации родившихся детей в первую очередь по признакам физиологической зрелости или незрелости, а не по массе и длинœе тела обоснован профессором И. А. Аршавским. По этой причине в разные возрастные периоды организм может считаться совершенным и зрелым, в случае если всœе его физиологические функции соответствуют его календарному возрасту и организм способен адаптироваться к тем условиям, с которыми он должен взаимодействовать.

Физиологическая незрелость младенца характеризуется как отставанием в развитии физиологических функций, которые возникли в период внутриутробного развития, так и более поздним ослаблением их функционирования по сравнению с физиологически зрелым новорожденным.

Сразу же после рождения младенец попадает в условия со значительным перепадом температур и подвергается резкому холодовому воздействию. При этом при этом у новорожденного теплоотдача не снижается, а повышается. Это происходит за счёт расширения сосудов кожи (вазодиляптацией) и увеличением кровотока в ней. Новорожденный реагирует потоотделœением на сниженную температуру среды, а это повышает теплоотдачу. После рождения ребенок имеет специфическую позу: согнутое положение головы по отношению к туловищу, сложенные в локтевых суставах ручки, пальцы сжаты в кулачки (большой палец внутри), ножки согнуты в коленях, пальчики стопы согнуты к подошве. Это характеризует сгибательную гипертонию, которая повышает уровень теплопродукции и уменьшает общую поверхность тела для теплоотдачи.

За первые 7 лет своей жизни ребенок проходит огромный путь развития, успешность которого определяется факторами окружающей среды и особенностями воспитания. Окружающим ребенка взрослым следует помнить, что воспитательный процесс начинается с уважения к ребенку как индивиду, человеческая индивидуальность уже существует и в младенческом возрасте. Многое в индивидуальности определяется особенностями нервной системы, врожденными и приобретаемыми, это в полной мере относится к свойствам нервной системы, которые играют огромную роль в развитии ребенка. Еще Л. С. Выготский писал, что развитие ребенка - ϶ᴛᴏ единый, но не однородный, целостный, но не гомогенный процесс. По этой причине возрастная эволюция мозга ребенка является сложным и многосторонним процессом. Необходимо понимать механизмы созревания нервной системы, что даёт возможность понять механизмы нервной деятельности. Этот механизм состоит в приеме раздражений из внешней и внутренней среды; в передаче импульсов в центры головного мозга, где они анализируются; а затем в выработке ответной реакции, которая осуществляется рабочими органами. В этих положениях заключен принцип рефлекса, лежащий в базе нервной деятельности. У грудного ребенка рефлексы варьируются: от простого сокращения мышц до проявления комплекса оживления при виде лица матери..

Уже при анализе схемы рефлекса можно выявить индивидуальные особенности нервной системы, поскольку один и тот же раздражитель дети воспринимают неодинаково. На процессе развития отражаются всœе эти особенности нервной системы. ʼʼБиологический каркас личностиʼʼ составляет вся совокупность индивидуальных особенностей ребенка. Этот каркас в процессе воспитания подвергается изменениям, а также в него вплетаются формируемые у детей социальные навыки.

Также большое влияние на развитие рёбенка и его нервных процессов оказывает становление двигательных функций. В свою очередь их созревание напрямую связано с деятельностью двигательного анализатора, развитие которого происходит на базе дистантных рецепторов, т. е. рецепторов зрения, слуха, а также и тактильно-мышечного анализатора. Все это сказывается на психофизическом развитии ребенка.

В первое полугодие жизни развитие движений ребенка базируется на безусловных рефлексах, постепенно формируя условно-рефлекторные связи, которые совершенствующиеся в течение всœей жизни. У ребенка, в отличие от животных, довольно длителœен путь становления жизненно важных движений и важнейших способов деятельности. Как отмечается физиологами: чем выше в эволюционном ряду стоит живое существо, тем дольше у него продолжается у него период детства.

У человека при рождении ʼʼавтоматическихʼʼ действий гораздо меньше, чем у животных, но зато он более способен к обучению. Специфика мозга человека как раз и состоит в огромной возможности усваивать новые знания и различного рода социальные традиции.

Центральная нервная система ребенка развивается тоже на базе врожденных безусловных рефлексов, которые у физиологически зрелых новорожденных детей проявляются в ответ на раздражение определœенных участков поверхности кожи. К таким безусловным рефлексам относятся: хватательный, подошвенный, пяточный рефлекс (рефлекс И. Н. Аршавского), когда обобщенная двигательная активность сочетается с гримасой плача и криком, вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость; рефлексы шагательный и ползательный. По мере развития ребенка они постепенно сворачиваются, а затем вновь формируются, но уже под воздействием воспитания. Развитие нервной системы происходит также на базе врожденных рефлексов: пищевого, ориентировочного, оборонительного, защитного.

У ребенка первых недель жизни начинают возникать условные рефлексы на различные раздражители – зрительный, слуховой и т. п. Применение каких-либо внешних раздражителœей долгое время в определœенной последовательности способствует формированию целостной системы ответных реакций – динамическому стереотипу. Условные рефлексы ребенка формируются на базе взаимосвязи первой и второй сигнальных систем.

Следует отметить, что центральная нервная система ребенка сохраняет в себе следы длительной эволюции животного мира. Об этом говорят следующие факты: регуляция работы внутренних органов, сердца, автоматические реакции на температурные и болевые, раздражители регулируются примерно теми же нервными центрами, что и у животных. При этом у человека значительно больше развита кора больших полушарий и особенно ее лобные отделы, чем у высших млекопитающих.

У человека (ребенка) в нервной системе имеются эволюционно более древние группы центров, которые регулируют относительно примитивные функции. Многоплановыми сложными действиями руководят эволюционно более новые центры, которые объединяют различные системы организма. Так, центры спинного мозга регулирует работу внутренних органов в пределах определœенных участков сегментов тела. Дыханием и сердечной деятельностью управляют центры продолговатого мозга. Центры среднего мозга регулируют комплексную реакцию всœего организма на зрительные и слуховые раздражители. Промежуточный мозг и подкорковые узлы интегрируют всœе сигналы, поступающие из внешней и внутренней среды. Здесь же формируются эмоциональные состояния – чувство страха, напряженности, агрессивности, радости. Как доказали физиологи, у человека имеются участки в подкорковых центрах, раздражение которых вызывает различные эмоциональные состояния: гнев, блаженство, страх, безразличие.

Сложной системой глубинных центров управляет кора больших полушарий, которая без этих структур не может функционировать и сопоставлять полученные от них сигналы с индивидуальным опытом, а также и руководить активизацией или торможением отдельных нервных центров. Только функции коры головного мозга имеют способность тонко анализировать обстановку, приобретать и использовать индивидуальный опыт в случае его крайне важно сти. При этом одни реакции в нервной системе жестко запрограммированы и запускаются в виде автоматической последовательности действий, другие реакции являются непостоянными, видоизменяясь в процессе своей реализации.

При правильно организованном процессе воспитания у ребенка можно выработать множество стереотипов, что в значительной мере облегчит реагирование на окружающие внешние условия, тем самым повышая работоспособность нервных клеток. Ребенок привыкает выполнять ежедневно физические упражнения на утренней гимнастике, после дневного сна, в самостоятельной двигательной деятельности, что ведет к формированию стереотипа и потребности в их выполнении в одно и то же время. Так у ребенка складываются определœенные двигательные паттерны (последовательность выработанных действий), которые отражаются на его поведении. Как становление, так и изменение паттернов зависит от возраста͵ окружающей среды, особенностей развития ребенка. По этой причине нервную систему даже у младенца можно тренировать, и эти воздействия осуществлять с учетом выработанных стереотипов, развивая у него потребность сознательно реагировать на окружающее.

По мере развития ребенка и его нервной системы у него появляются и упрочиваются функции статического и динамического равновесия. Это происходит и под влиянием внешних и внутренних факторов. Как утверждал И. М. Сеченов, всœе произвольные движения ребенка формируются под воздействием социальных условий. Это касается и функции прямохождения, поскольку ребенок как дитя природы в нем даже не нуждается. Только находясь в социуме как социальное существо, он может выполнять жизненно важные движения, которые совершенствуются в процессе воспитания и обучения.

На формирование навыков движения большое влияние оказывает состояние органов чувств, с помощью которых ребенком воспринимается окружающая среда. К моменту рождения органы чувств ребенка развиты больше, чем движения.

М. Ю. Кистяковская выявила последовательность образования связей между двигательным анализатором другими. Так, долгое развитие двигательного анализатора ребенка влияет на становление его двигательных функций, которые формируются на базе дистантных рецепторов, которые способны воспринимать раздражители на расстоянии. Это относится прежде всœего к системам зрения, слуха и ряду других анализаторных систем.

На втором месяце жизни устанавливается связь между кинœетическим и вестибулярным аппаратом и это проявляется в поднимании и удерживании головы при разных положениях ребенка: на животе, на спинœе, в вертикальном положении. В данный же возрастной период возможно образование связи между кинœестетическим анализатором и слизистой оболочкой губ, ротовой полостью, кожей рук, что проявляется в сосании пальцев и направлении рук ко рту. Позднее устанавливаются связи между двигательным и зрительным анализаторами, что выражается у младенца в поднимании руки над лицом и ее рассматривании. В возрасте 3,5–5 месяцев у малыша появляются еще более сложные зрительно-кинœетические связи. Можно наблюдать как он направляет руки к подвешенному предмету (игрушке) и захватывает его.

Формивание межрецепторных связей способствует образованию сложных функциональных систем с формированием своеобразной иерархии центров с очень сложной соподчинœенностью. Многие двигательные акты дублируются на разных уровнях, что создает высокую надежность осуществления навыков движения, способности видоизменять способ двигательного действия при внезапно меняющихся условиях.

Физиологами установлено, что самый низкий уровень регуляции движений осуществляется сегментным аппаратом спинного мозга. Клетки каждого сегмента связаны с определœенными группами мышц и регулируют их деятельность. Двигательные нервные кл

Характеристики физических упражнений - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Характеристики физических упражнений" 2017, 2018.

Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и др. Это те природные задатки к движениям, которыми все люди наделены от рождения. Физические качества человека претерпевают естественные изменения в процессе роста и развития организма. В спорте нельзя серьезно мечтать о каких-либо успехах без достаточно высокого уровня воспитания целого комплекса физических качеств.

В большинстве видов спорта востребованы все физические качества, и для достижения успеха в каждом отдельном виде необходимо развивать несколько физических качеств. В основе совершенствования физических качеств лежит способность человеческого организма отвечать на повторные физические нагрузки превышением исходного уровня своей работоспособности. В результате постоянного преодоления тренировочных нагрузок в организме человека происходит ряд изменений, определенный сдвиг в сторону увеличения его физических возможностей.

Физические качества не развиваются изолированно: совершенствуя одно из них, мы обязательно воздействуем и на остальные (так называемый перенос качеств). Этот перенос качеств может быть положительным и отрицательным. Силовые качества, например, улучшают результаты в скоростных упражнениях лишь до определенного предела. Штангисты редко могут выполнять быстрые движения так же эффективно, как, к примеру, боксеры. Поэтому одностороннее воспитание физической силы может привести к снижению показателей быстроты и выносливости. Вот почему считается, что основой для достижения высоких результатов в спорте является разносторонняя физическая подготовка.

Термины «физическое качество» и «двигательное качество» используются как равнозначные. Они определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека. Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью.

Итак, под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

Под силой как физическим качеством, необходимо понимать преодоление внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий.

Быстрота как физическое качество - это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Выносливость - это способность организма преодолевать утомление при сохранении необходимой интенсивности, точности, маневренности и быстроты. Большое значение в борьбе с утомлением имеют и волевые усилия занимающихся. В качестве средств развития выносливости используются: кроссы, бег с изменением темпа и преодолением препятствий, бег по отрезкам на скорость с повторением через 5-10 секунд, упражнения в технике и тактике с различными действиями по характеру и интенсивности, различные спортивные игры.

Ловкость - это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, искусное владение движениями в сложных изменяющихся ситуациях. Без развитого в достаточной степени качества ловкости невозможно добиться высоких спортивных показателей. Для развития ловкости используются гимнастические и акробатические упражнения, упражнения в технике и тактике игры с неожиданно изменяющимися ситуациями, различные подвижные и спортивные игры.

Гибкость - это умение хорошо расслаблять мышцы, выполнять движения по большим амплитудам. Одновременно с этим правильное сочетание напряжения с расслаблением снижает энергетические затраты и предупреждает травмы мышечно-связочного аппарата. Развитию гибкости помогают специальные упражнения на растягивание. Эти упражнения выполняются с постепенным увеличением амплитуды движения.

Все физические качества взаимосвязаны. Поэтому можно говорить лишь о преимущественном развитии того или иного качества. Развитие одного физического качества в ущерб другим отрицательно сказывается на подготовке занимающихся.

Оба термина - «двигательные» и «физические» качества - правомерны в науке о физическом воспитании, так как акцентируют внимание на различных факторах, определяющих эти качественные особенности. С точки зрения связи с центрально-нервными регуляторными процессами управления движениями употребляют термин «двигательные качества». Если же следует выделить биомеханическую характеристику движений, используют термин «физические качества». Нельзя не упомянуть и то, что, рассматривая качественные особенности двигательного действия с позиций психологического и физиологического регулирования, употребляется третий термин - «психомоторные качества».

Двигательные качества принято делить на относительно самостоятельные группы (скоростные, силовые качества и т.д.). Однако у ряда качеств наблюдаются сходные психофизиологические механизмы, и поиск общих компонентов и механизмов проявления различных качеств приводит к их дифференциации. Целесообразно различать также простые и сложные двигательные качества. К последним относится, например, ловкость, меткость. Непременным компонентом некоторых из них являются психические качества (например, в меткости - качество глазомера). Как простому, так и сложному двигательному качеству присуще свойство специфичности (ловкость баскетболиста не равнозначна ловкости гимнаста).

Двигательные качества в процессе физического воспитания развиваются. Развитие двигательных качеств протекает поэтапно. Вначале развитие одного качества сопровождается ростом других качеств, которые в данный момент специально не развиваются. В дальнейшем развитие одного качества может тормозить развитие других. Возрастное развитие двигательных качеств характеризуется гетерохромностью (разновременностью). Это означает, что разные двигательные качества достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте (скоростные качества - в 13-15 лет, силовые - в 25-30 лет).

Во всем разнообразии задач физического воспитания ведущей является формирование системы двигательных умений и навыков. Процесс овладения двигательным действием начинается с формирования умения, опирающегося на предварительно полученные знания и ранее приобретенный опыт. Двигательное умение есть способность выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии концентрированного внимания ученика на каждом движении, входящем в изучаемое двигательное действие. Многократное систематическое проявление двигательного умения при относительно постоянных условиях обучения приводит к тому, что умение превращается в двигательный навык. Двигательный навык - это способность выполнить двигательное действие, позволяющая акцентировать внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях, входящих в него. Эта способность достигается за счет наступившей автоматизации процесса выполнения движений. Автоматизированное выполнение движения приобретается в результате обучения или в жизненной практике, но автоматизация не снимает ведущей роли созидания при выполнении двигательного действия. Сознательное и автоматизированное в двигательных навыках предстает в диалектическом единстве.

Физические качества - это что такое? Ответ на поставленный вопрос мы рассмотрим в представленной статье. Помимо этого, мы расскажем вам о том, какие виды физических качеств существуют, и какова их роль в жизни человека.

Общая информация

Следует особо отметить, что без достаточного развития таких свойств спортсмен не может мечтать о каких-либо успехах и достижениях. Его основные физические качества развиваются во время регулярных тренировок, а также занятий различными упражнениями. При этом от степени их интенсивности и направленности зависит та или иная Так, разностороннее развитие всех качеств называют общей, а необходимых лишь в определенном виде спорта - специальной подготовкой.

Сила человека

Как физическое качество сила определяется через совокупность определенных способностей, обеспечивающих меру воздействия того или иного человека на внешние объекты или предметы.

Как правило, силовые способности людей проявляются только через силу действия (измеряется в килограммах), которая, в свою очередь, развивается благодаря мышечным напряжениям. Ее проявления в той или иной степени зависят от таких внешних и внутренних факторов, как величина отягощений, расположение тела, а также его отдельных элементов в пространстве, и от функционального состояния мышечных тканей человека и его психического состояния.

Кстати, именно расположение тела и его отдельных звеньев в пространстве позволяет влиять на величину силы. Это происходит за счет разного растяжения мышечных тканей при разных позах человека. Другими словами, чем больше растянуты мышцы, тем больше величина силы.

Помимо всего прочего, физическое качество сила, а точнее ее проявление, зависит от соотношения дыхания и фаз движения. Наибольшая ее величина определяется при натуживании, а наименьшая - при вдохе.

Виды сил

Сила может быть абсолютной или относительной. Первая определяется без учета массы тела максимальными показателями напряжений мышц. Что касается второй, то такая сила рассчитывается в виде отношения величины абсолютной к собственной массе тела.

Способы развития способностей

Степень проявления силовых способностей зависит и от количества мышечных тканей, которые вовлечены в работу, а также от особенностей их сокращений. В соответствии с этим различают 2 способа их развития:

  1. Использование всевозможных упражнений с максимальными усилиями. Такие задания предполагают выполнение определенных двигательных действий с околопредельными или предельными отягощениями. Такой метод позволяет максимально мобилизовать нервно-мышечный аппарат и давать наибольший прирост силовых способностей.
  2. Использование всевозможных упражнений с непредельными отягощениями. Данный способ характеризуется выполнением определенных двигательных действий с максимально возможным числом повторений. Происходит это при небольших отягощениях. Такой метод позволяет выполнить огромный объем работы и обеспечить ускоренный рост мускулатуры. Следует также отметить, что непредельные отягощения неспособны затруднить контроль техники движения. При таком режиме работы результат достигается в течение долгого времени.

Выносливость человека

Физическое качество выносливость определяется через совокупность определенных способностей, а также поддержание долгой работы в разных зонах мощности (умеренной, большой, околопредельной и максимальной нагрузки). При этом каждой зоне присущ только свой особенный комплекс реакций структур организма и его органов.

Длительность механической работы до утомления разделяется на 3 фазы:

  1. Начальное утомление.
  2. Компенсированное.
  3. Декомпенсированное.

Первую фазу характеризуют как появление начальных признаков усталости. Вторую - как прогрессивно углубляющееся утомление, а именно поддержание уже имеющейся интенсивности работы при помощи частичного изменения структуры двигательного процесса (например, уменьшая длину или увеличивая темп шагов при беге), а также дополнительных волевых усилий. Третья фаза - это высокая степень утомления, которая приводит к заметному понижению интенсивности работы вплоть до ее полного прекращения.

Виды выносливости

В практике и теории физического воспитания выносливость разделяют на:

  • специальную;
  • общую.

Выносливость специальная характеризуется длительностью работы, которая, в свою очередь, зависит от степени утомления и решения задач (двигательных). Что касается общей, то под ней подразумевается продолжительное выполнение работы с подключением всех жизнеобеспечивающих структур организма и органов.

Классификация специальной выносливости

Практически все основные физические качества имеют свои виды и подвиды. Так, специальная выносливость классифицируется по следующим признакам:

  • двигательное действие, при помощи которого решаются двигательные задачи (к примеру, прыжковая выносливость);
  • двигательная деятельность, в условиях которой решаются двигательные задачи (к примеру, игровая выносливость);
  • взаимодействие с иными физическими качествами, которые крайне необходимы для успешного решения двигательных задач.

Воспитание выносливости

Выносливость человека воспитывается путем решения двигательных задач, которые требуют мобилизации биологических и психических процессов в конце предшествующей фазы или компенсаторного утомления. Такие условия должны обеспечивать несколько вариантов работы с меняющейся структурой двигательного действия и нагрузок.

Основным в развитии выносливости является способ регламентированного упражнения, которое позволяет точно задавать объем и величину нагрузки. В паузах для отдыха спортсмены обычно выполняют задания на расслабление мускулатуры, дыхание, а также развитие подвижности суставов.

При субмаксимальных нагрузках развивать выносливость следует только после упражнений на координацию движений. Интервалы для отдыха, продолжительность и количество таких упражнений должны быть соотнесены с видом предшествующей работы.

Быстрота человека

Физическое качество быстрота выражается совокупностью скоростных способностей, которые включают в себя:

  • скорость одиночного движения, которая не отягощена внешним сопротивлением;
  • быстроту двигательных реакций;
  • частоту или же темп движений.

Большинство физических способностей, которые характеризуют быстроту, своими составными элементами входят и в другие физические качества, в том числе в качество ловкости. Быстроту развивают при помощи решения различных двигательных задач, успех которых определяется минимальным количеством времени, отведенного на их выполнение.

Выбор упражнений по воспитанию такого качества требует соблюдения определенных методических положений (высокого владения техникой двигательного действия, оптимального состояния организма, которое обеспечивает высокую работоспособность спортсмена).

Рассматривая такое физическое качество, нельзя не упомянуть о быстроте двигательной реакции. Она характеризуется минимальной продолжительностью от подачи определенного сигнала до начала выполнения движений. В свою очередь такие сложные реакции подразделяются на реакции движущегося объекта и выбора. Последняя представляет собой ответ каким-либо движением на сигналы. Условиями для воспитания данного качества являются высокая эмоциональность и повышенная работоспособность человека, а также желание выполнять задание до получения максимально возможного результата.

Ловкость человека

Ловкость как физическое качество выражается совокупностью координационных способностей и возможностью выполнять определенные двигательные действия с заданной амплитудой движений. Такое свойство воспитывают у спортсменов путем его обучения двигательным действиям, а также нахождением решения двигательных задач, которые требуют постоянного изменения принципа действий.

При развитии ловкости обязательным условием выступает новизна разучиваемого задания и способы его применения. В свою очередь данный элемент поддерживается координационной сложностью действия, а также созданием таких внешних условий, которые затрудняют выполнение упражнения.

Что такое координационные способности?

Такие способности связаны с возможностями управлять движениями в пространстве и включают в себя:

  • пространственную ориентировку;
  • динамическое и статическое равновесие;
  • точность воспроизведения определенных движений по силовым, временным и пространственным параметрам.

Пространственная ориентировка - это сохранение представлений об изменениях внешних условий или же сложившихся ситуаций. Также данный элемент подразумевает умение перестраивать двигательные действия в соответствии с существующими изменениями. При этом спортсмен должен не просто реагировать на внешнюю среду. Он обязан учитывать ее динамику изменения и осуществлять прогноз предстоящих событий, и только на основе этого строить свою программу действий, которая направлена на достижение необходимого результата.

Воспроизведение временных, силовых и пространственных параметров движений, как правило, проявляется в точности выполнения определенных двигательных процессов. Их развитие осуществляется совершенствованием чувствительных механизмов.

Статическое равновесие проявляется при продолжительном сохранении определенных поз спортсмена. Что касается динамического, то оно, наоборот, характеризуется сохранением направленности перемещений при непрерывно меняющихся позах.

Гибкость человека

Гибкость - это способность человека производить двигательные действия с определенной амплитудой. Данное качество характеризуется степенью подвижности в суставах, а также состоянием мышечных тканей.

Плохо развитая гибкость значительно затрудняет координацию движений и ограничивает пространственные перемещения тела и его частей.

и ее развитие

Различают гибкость активную и пассивную. Первая выражается амплитудой движений, которые совершаются благодаря напряжению собственных мышечных тканей, обслуживающих определенный сустав. Вторая гибкость также определяется по амплитуде, но уже действий, совершаемых под непосредственным воздействием каких-либо внешних сил. Причем ее величина всегда больше активной. Ведь под влиянием утомления активная гибкость заметно уменьшается, а пассивная, наоборот, увеличивается.

Развитие гибкости происходит при помощи повторного метода, то есть когда все упражнения на растягивание выполняются сериями. При этом активный и пассивный вид разрабатываются параллельно.

Подведем итоги

Физические качества - это те качества человека, которые развиваются благодаря интенсивным и регулярным нагрузкам. Причем такие нагрузки способны оказывать двойное действие, а именно:

  • повышать устойчивость к кислородному голоданию;
  • увеличивать мощность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

В процессе воспитания какого-либо физического качества человек обязательно влияет и на все остальные. Кстати, величина и характер этого влияния зависит от двух причин: уровня физической подготовленности и особенностей используемых нагрузок.

Следует также отметить, что развитие представленных способностей на начальных этапах занятий нередко приводит к совершенствованию других. Однако в дальнейшем это прекращается. Таким образом, при упражнениях, которые раньше влияли на развитие всех качеств, теперь будет оказываться воздействие только на некоторые из них. Именно по этой причине несовместимой задачей является одновременное достижение максимальных показателей выносливости и силы (к примеру, бег на марафоне и поднимание большого веса). Хотя следует учитывать, что высшая степень проявления одного физического качества может быть достигнута только при развитии остальных.

Реагирует ком-плексом реакций со стороны сердечно-сосудистой, дыхатель-ной, нервной систем и т. д.

  • Если нагрузка слабая, то и ответная реакция организма будет незаметная и не вызовет каких-либо изменений.
  • Если нагрузка в пределах оптимальных величин, то она приведёт к положительным сдвигам. Величина оп-тимальной нагрузки не является постоянной. Для одного и того же человека она изменяется с повышением его физической под-готовленности.
  • Если нагрузка ока-жется чрезмерной, то последуют сдвиги, которые повлекут за собой неблагоприятные изменения в организме.

Параметры физической нагрузки

Физическая нагрузка слагается из двух параметров: объёма и интенсивности. Объем и интенсивность нагрузок неразделимы и вместе с тем проти-воположны по воздействию на организм. Одновременно объем и интенсивность можно увеличивать до известного предела.

Более целесообразным на начальном этапе тренировки сле-дует считать увеличение нагрузки за счёт её объёма, а в дальнейшем, по мере постепенного повышения возможно-стей организма, — в основном за счёт интенсивности.

Объем нагрузки

Объем нагрузки может быть выражен ко-личеством упражнений или занятий, метражом пробегаемых расстояний, суммарной массой поднятых отягощений и т.д.

Интенсивность нагрузки

Интенсивность нагрузки означает напряжённость трени-ровочной работы и степень её концентрации во времени.

Факторы, от которых зависит физическая нагрузка

Существует много факторов, позволяющих изменять физическую нагрузку на тренировках:

  • Количество повторений упражнения. Чем больше повторений, тем больше нагрузка.
  • Величина и количество участвующих в упражне-нии мышечных групп. Чем больше мышц участвует в вы-полнении упражнения и чем они крупнее, тем значительнее физическая нагрузка.
  • Темп выполнения упражнений. Однозначного ответа на вопрос, какой темп наиболее утомительный — медленный, средний или быстрый, нет. Хотя в общем, без учёта особенно-стей упражнения, самый нагрузочный — быстрый темп. В то же время быстрый темп иногда затрудняет выполнение уп-ражнений для мелких и средних мышечных групп. Крупные мышечные группы легче тренировать в быстром темпе. Мед-ленная ходьба утомляет быстрее, чем ходьба в среднем темпе. Силовые упражнения , выполняемые в медленном темпе, ока-зывают большее воздействие на организм по сравнению с уп-ражнениями, выполняемыми в быстром или среднем темпе. Быстро сесть из положения лёжа с зафиксированными ногами легче, чем медленно.
  • Амплитуда движений. При увеличении амплитуды движений общая нагрузка на организм возрастает, хотя воз-можны и исключения. Например, поднимание — опускание ног из исходного положения лёжа на спине легче под углом 90°, чем под углом 45-30°.
  • Сложность упражнения. Чем сложнее упражнение по своему построению, тем большее число мышц участвует в его выполнении, тем сосредоточеннее внимание и, следовательно, больше нагрузка, тем быстрее наступает утомление.
  • Исходное положение. От исходного положения, из кото-рого выполняется упражнение, во многом зависит величина на-грузки на организм. Например, выполнять упражнение с одним и тем же отягощением из положения стоя легче, чем из положе-ния сидя. Наклон вперёд и назад легче выполнять из исходного положения «стойка ноги врозь», чем из основной стойки.
  • Продолжительность , время и характер отдыха между упражнениями. При установлении частоты и дли-тельности перерывов (интервалов отдыха) при одной и той же суммарной их длительности необходимо учитывать, что рабо-тоспособность организма бывает выше при коротких, но час-тых интервалах отдыха, чем при длинных, но редких. Предпочтительнее отдых активный. Упражнения с большими отя-гощениями эффективнее, если паузы заполняются медленной ходьбой или расслаблением ранее работавших мышц. Актив-ный отдых стимулирует протекание восстановительных про-цессов в ЦНС, нервно-мышечном аппарате, вегетативных си-стемах организма.
  • Мощность мышечной работы (количество работы, выполняемой в единицу времени). Чем мощность больше, тем больше нагрузка. С увеличением мощности работы сокраща-ется время её выполнения.
  • Степень и характер мышечного напряжения. Чем напряжённее работа, тем она более утомительна. Труднее вы-полнять работу, сопряжённую с быстрыми и максимальными мышечными напряжениями. Материал с сайта

Разные формы повышения нагрузки применяют-ся с учётом индивидуальных психофи-зиологических особенностей, физической подготовленности , характера движений. Это связано с тем, что длительность приспособления человека к на-грузкам различна.

Прямолинейно-восходящее увеличение нагрузки

Прямолинейно-восходящее увеличение нагрузки ис-пользуется для постепенного вовлечения организма в работу при относительно низком уровне физической подготовленно-сти. Следует использовать сравнительно небольшие темпы прироста нагрузки, а также достаточно длительные интерва-лы отдыха, так чтобы очередная нагрузка приходилась на фазу повышенной работоспособности.

Ступенчатое увеличение нагрузки

Ступенчатое увеличение нагрузки применяется для резкого стимулирования организма на основе предварительно созданных функциональных возможностей. Оно предусматри-вает скачкообразное увеличение нагрузки с последующим её сохранением на протяжении нескольких занятий.