Занятие по формированию психологической готовности к школе «Я стану первоклассником. Конспект занятия педагога-психолога с детьми по подготовке к школе Подготовка ребенка к школе занятия с психологом

Чтобы учение не стало для ребёнка мучением, недостаточно просто научить его читать и считать. Малыш должен понимать, чего от него ждут в новой роли первоклассника, и был внутренне готов к ней. Как этого достичь?

Зачем нам школа?

Многие психологи любят задавать детям вопрос, суть которого сводится к следующему: ты хочешь учиться, потому что тебе купят новый красивый ранец и пенал с карандашами, или для того, чтобы больше знать? Нередко мотивация к школе носит внешний характер - она связана с атрибутами школьника, но не с учёбой. То же самое происходит, если ребёнок идет учиться из-за друзей, которые будут с ним в одном классе, или чтобы походить на старшего брата или сестру.

Ваша задача создать у будущего первоклассника положительный образ самой школы, обучения, учителя и самого ребенка как ученика. Если малыш уже грезит о какой-либо профессии, объясните ему, что все люди учатся для того, чтобы стать теми, кем они хотят.

Ценные навыки дошкольника

Даже с хорошими навыками чтения и счёта ученику придётся трудно, если он недисциплинирован. Надо развивать в ребёнке умение слушать и слышать других, причём не только учителя, но и остальных детей, в паре с которыми часто требуется выполнять задание. А сможет ли малыш отложить свои игры дома или на улице, если ему надо готовить уроки?

Чтобы развить в ребёнке дисциплинированность, играйте с ним в игры с правилами - «ходилки» с кубиком и фишками, шашки, шахматы, различные настольные игры. Это научит его правильно реагировать на ограничения и спокойно относиться к успехам других.

Ещё один ценный навык дошкольника - бытовая самоорганизация. Если ваш малыш постоянно разбрасывает вещи и игрушки, убирать которые он забывает - в школе ему придется трудно. Формируйте полезную привычку класть всё на место, только действуйте без агрессии. Это пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

Детская психология: учимся общаться

В своем классе ребёнок станет частью большого коллектива. И то, какое место он в нем займёт, зависит от того, насколько он умеет взаимодействовать с другими детьми. Если ваш малыш - единственный ребёнок в семье, домашний любимец, да ещё и не посещавший , а на прогулке во всех вы приходите на подмогу, срочно меняйте эту картину! Водите ребёнка на интересные ему занятия, отпускайте поиграть с другими детьми самостоятельно, не вмешиваясь без необходимости, ходите в гости к друзьям с детьми и приглашайте их к себе, одним словом, учите его общаться. Общению в детской психологии отводится очень значимая роль!

Проследите, как ведет себя ребёнок в толпе (в магазине, в аэропорту), как он общается с другими взрослыми. Если у малыша есть страх перед большим скоплением народа и незнакомцами, начинайте поручать ему ответственные задания, например, купить хлеба самому. Хвалите ребёнка каждый раз и говорите, как цена его помощь.

Самооценка ребёнка

Как неуверенным в себе мальчикам и девочкам, так и детям, считающими себя центром Вселенной, в школе придётся трудно. Первые, даже зная всё на «отлично», будут стесняться отвечать, и их затмят более посредственные, но раскованные одноклассники. А тем, кто привык к обожанию со стороны родных, нелегко будет осознать, что не все относятся к ним так же, а успехов нужно ещё добиться.

Чтобы этого не произошло, хвалите ребёнка заслуженно. Не надо восхищаться каждым его действием, как если бы ему был один год. Он старается, у него получается - хвалите искренне. Если трудно - помогите, но не делайте всё за него.

Если малыш патологически застенчив и не уверен в себе, дайте ему раскрыться, найти занятие по душе, в котором он обязательно достигнет успехов. Это поможет ему обрести уверенность и не затеряться среди бойких товарищей в классе.

Замечательным подспорьем могут стать фокусы, только разучить их ребёнку нужно как следует. И тогда аплодисменты зрителей не заставят себя ждать, а вместе с ними вырастет и самооценка ребёнка!

Психологические аспекты подготовки детей к школе

Перед тем как ребенок пойдет в школу, родителям необходимо быть уверенными в том, что он готов к новому шагу в своей жизни. И важным фактором здесь являются психологические аспекты подготовки детей к школе. :

  • у него есть желание учиться;
  • может довести начатое дело до конца;
  • способен преодолевать трудности при достижении поставленной цели;
  • умеет концентрировать свое внимание на чем-либо и удерживать его;
  • понимает с какой целью он будет учиться в школе;
  • не сторонится общества;
  • комфортно чувствует себя в коллективе;
  • умеет знакомиться со сверстниками;
  • имеет навыки аналитического мышления - способен что-либо сравнивать.

Психологическая подготовка к школе: упражнения

Чтобы ребёнок чувствовал себя в школе уверенно, его нужно готовить к поступлению в первый класс. Очень важным аспектом этого процесса является психологическая подготовка к школе.

Конспект занятия по психологической подготовке детей к школе.

« К нам пришел Незнайка»

Цель: психологическая подготовке детей к обучению в школе.

Задачи: 1. Закреплять знания детей о правилах поведения в школе, о школьных принадлежностях,

2. Развивать зрительную кратковременную память, произвольное внимание, логическое мышление, мелкую моторику, умение действовать по образцу;

3.Развивать интеллектуальные способности детей через разгадывание ребусов;

3.Воспитывать активность, любознательность, старательность, положительное отношение к школе.

Дидактический материал для занятия:

    Для игры «Что возьмём с собою в школу?»: 2стола, стул, рюкзак, азбуку, коробка печенья, тетрадь, кровать, подушку, лягушку, карандаши, альбом, дом, фломастеры, ручка, собачку, пенал, резинку, пирожных корзинку, пачка пластилина, пакетик ванилина, бумага, картон, сотовый телефон, жевательную резинку;

    Для игры «Расставь знаки»: Мольберт, 4 стола, квадратный лист картона, разделённый на 16 клеток, в клетках верхнего ряда написаны математические знаки(+, -, =,<), а также 12 небольших квадратных карточек, на которых написаны те же математические знаки по 3 карточки на каждый знак для каждого ребёнка, 14 тарелочек, 1 лист картона, разделённый на 16 клеточек с математическими знаками в верхнем ряду – демонстрационный.

    Для игры «Разгадай ребус»: карточки с ребусами по количеству детей.

    Тетради в клеточку по количеству детей.

    Простые карандаши по количеству детей.

Незнайка: Здравствуйте, ребятки! Это подготовительная группа? Тогда я Вам! Давайте знакомиться. Я Незнайка!

Вы на будущий год в школу собираетесь? Я тоже! Значит, вместе пойдём!

Вы что тут в своём детском саду небось всё занимаетесь, стареетесь, к школе готовитесь? (Дети.Да) Это совсем не обязательно! Я вон и так всё знаю и умею! Не верите?

Вот давайте проверим, кто из нас лучше к школе готов? (Дети. Давай)

Незнайка: Я вот знаю как себя в школе вести. Я все «Школьные правила» знаю. Например, здороваться в школе совсем не обязательно, на уроке можно в игрушечки поиграть и с другом поболтать, ну а уж на переменке можно и по столам побегать. (Дети. Неправильно)

Нет? Неужели я что-то напутал? Ну скажите тогда Вы.

Игра «Школьные правила»

1 правило:

В школе, здравствуй, говорят и с улыбкой дарят взгляд.

2 правило:

До звонка ты приходи и порядок наводи,

По звонку все дружно в ряд, ждут учителя, стоят .

3 правило:

Друга зря не беспокой, береги его покой. На уроке тишина.

Руку поднимай тогда, если хочешь отвечать или важное сказать.

4 правило:

На уроке ждут ответ. Кто-то знает, кто-то нет.

Отвечает только тот, кого учитель назовёт.

5 правило:

Вот звонок на перемену,

Приготовься отдыхать: Можешь с другом прогуляться, Можешь тихо поиграть, Подготовь к уроку все, Чтоб училось нам легко!

Игра «Что возьмём с собою в школу?»

Незнайка: Подумаешь, правила поведения немного напутал.

Зато я знаю, какие предметы с собой в школу нужно брать. Школьные принадлежности называются! Вот всё в свой портфель сложил.

Хотите проверить? (Выкладывает на один стол школьные принадлежности, а на другой стол, предметы, которые нужно оставить дома)

Азбука для чтенья? Коробка печенья? Ученическая тетрадь? Любимая кровать?

Мягкая подушка? Скользкая лягушка? Карандаши, альбом? Для куклы Барби дом?

Фломастеры и ручка? Бобик и Жучка? Пенал и резинка? Пирожных корзинка?

Пачка пластилина? Пакетик ванилина? Бумага и картон? Сотовый телефон?

Резинка жевательная? Улыбка обаятельная? Старанье и терпение?

Хорошее настроение?

Игра «Фотоаппарат»

Незнайка: Да, что-то я немножко лишнего в свой портфель положил. .

Теперь я понял. Вот эти предметы нужно взять с собой в школу.(Показывает на школьные принадлежности .

Сейчас я их запомню. Ведь у меня самая лучшая память на свете.

Не верите? Хотите проверить?

Вот смотрите Когда я закрою глаза, один из Вас поменяет местами 2 предмета, я сразу скажу какие. Попробуем?

(Незнайка ошибается).

А теперь давайте я Вашу память проверю. (Детям даётся 30 сек.для того, чтобы запомнить расположение предметов, затем дети закрывают глаза. Незнайка убирает, меняет местами, либо замещает предметы. Дети должны определить, что изменилось).

Игра «Расставь знаки»(За столом)

Незнайка: Ребята, помогите мне мои школьные принадлежности обратно в портфель сложить. Умеете?

А эти предметы я Вам оставлю.

А я ещё самый умный и сообразительный!

Я умению играть в одну игру, в неё меня Знайка научил играть.

С ней-то Вы точно не справитесь. (Детям предлагается на квадратном листе картона, разделённом на 16 клеточек разложить математические знаки таким образом, чтобы в строках и столбцах не оказалось бы по 2 одинаковых знака) Ты посмотри какие умные, и где это Вы столько ума набрались (Дети. На занятиях).

Музыкальная гимнастика «Чудо-Юдо»

Незнайка: А давайте сейчас немного отдохнём, устроим себе музыкальную переменку, как в школе.

Игра «Разгадай ребус»

Незнайка: А я ещё все буквы знаю. А Вы, знаете?

Поднимите руку, кто все буквы знает? Вот это какая буква? (Показывает буквы, называет и ошибается).

А сейчас поднимите руку, кто уже читать умеет?

Сейчас проверим. Сейчас я Вас так запутаю, что Вы ни одного слова прочитать не сможете.

Есть у меня одна игра «Ребусы» называется.

А те, кто пока читать не умеет, придумает слова, которые начинаются на заданную букву. (Дети справляются)

Вот так молодцы!

Игра «Графический диктант»

Незнайка: Ну, и что кто из нас умнее, кто лучше к школе готов? ( Дети. Мы).

В чём это Вы меня лучше к школе готовы? (Дети перечисляют: лучше знаем как себя вести в школе, лучше знаем, какие предметы необходимы для школы, у нас лучше память, мышление, лучше знаем буквы и уже некоторые умеют читать).

Что же мне теперь делать, ребята, чтобы такими же умными стать как Вы? (Заниматься)

Хорошо больше я не буду лениться, а буду заниматься.

А чтобы Вы были ещё умнее, я решил Вам подарить вот эти тетради, в которых Вы можете выполнять разные задания, рисуя по клеточкам.

А первое задание – это нарисовать мой портрет по клеточкам.

До свидания!

Конспект занятия
педагога-психолога с детьми
по подготовке детей к школе 6-7 лет
Тема: «Скоро в школу! »

Подготовила: педагог-психолог
МБДОУ д/с № 12 «Белочка»
Краснова Е.В.

Цель: Формировать школьную готовность у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повышать психологическую безопасность детей (способствовать уменьшению тревожности и напряженности перед обучением в школе);
2. Продолжать развивать психические процессы: мышление, внимание и слуховое восприятие;
3. Стимулировать внутригрупповое общение.
Оборудование: Мяч, простые карандаши по количеству детей, бланки с заданиями на каждого ребенка, колокольчик, магнитофон, кассета с расслабляющей музыкой.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Сообщение детям цели занятий: - Здравствуйте, ребята, я рада Вас всех приветствовать! Сегодня на нашем занятии мы будем играть, думать и отдыхать. А для начала, давайте пройдём на ковер и сядем в кружок.
Приветствие. Я всем вам предлагаю ласково поприветствовать друг друга по имени, начнем с лева от меня по часовой стрелке:
“Я рад (а) тебя видеть, Андрей! "
Разминка. Игра "Скажи наоборот".
Цель: развивать внимание, логическое мышление.
Задание: ведущий (педагог, обращаясь по имени к каждому ребёнку, называет слово. Ребёнок называет в ответ слово, противоположное услышанному, по смыслу.
сильный - слабый
высокий - низкий
маленький – большой
черный - белый и т.д.
Основная часть.
Игра «Загадки».
Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе, развивать логическое мышление. /- Дети, а вы любите отгадывать загадки?
Что за добрые друзья живут дома у меня?
Они стоят в шкафу, на полках, в переплётах толстых, тонких.
Друзья рассказывают мне, что происходит на земле,
Есть ли инопланетяне, что творится в океане,
Чем питаются мартышки, - обо всех расскажут..(книжки)
То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.. Что такое я?. .(тетрадь)
Носят девчонки, носят мальчишки в кожаном доме тетрадки и книжки.
(портфель).

Ребята, про что загадки?
- Как вы думаете, почему я вам загадываю про школьные принадлежности?
- Итак, речь у нас пойдёт о школе, и играть вам сегодня я предлагаю в школу.
- А что вам нравится больше всего: читать книги, разговаривать, выполнять разные задания, смотреть телевизор или играть с игрушками?
- Вы бы остались еще на один год в детском саду?
- Вы все будете первоклассниками, поэтому я предлагаю вам поиграть в школу. Как вы думаете, с чего начинается и заканчивается урок в школе? (со звонка - колокольчик)
- Начинаем первый урок! (Звенит колокольчик) И я приглашаю сесть вас за парты.
Упражнение «Лабиринт»
Цель: развивать наглядно-образное и логическое мышление, развивать внимание.
Задание: «Перевернём листочки и поможем мальчику найти дорогу в школу».
(Звенит колокольчик): «Колокольчик приглашает вас немного отдохнуть».
Игра-физкультминутка «Зеркало»
Цель: снять возбуждение и импульсивность, развивать внимание, стимулировать внутригрупповое общение.
Дети разбиваются на пары и становятся друг против друга. Один ребёнок показывает движения поднимает, опускает руки, хлопает в ладоши и т. д. Другой ребёнок, выполняя роль зеркала, в точности повторяет все движения. Если «зеркало» сделает неправильное движение, то дети в паре меняются ролями.
(Звенит колокольчик): «Переменка закончилась, и колокольчик приглашает вас вернуться на свои места и продолжить урок».
Игра "Кто чему хочет научиться в школе"
Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе, развивать произвольную сферу, вербальное мышление.
Задание: - Сейчас мы повторим три жеста. Встаньте все в круг.
- Руки вперед: "И я тоже. Согласен".
- Руки за спину: "Я не буду. Не согласен".
- Руки на голову, почесать в затылке: "Я подумаю. Я еще не знаю".
"Я - серенький волчок. Я пришел в школу, чтобы научиться кусаться (писать, царапаться, читать, вязать, бегать и прыгать как спортсмен, обзываться, хорошо учиться). А вы? " (Дети отвечают одним из трех жестов)
Упражнение "Пары слов".
Цель: Развивать опосредованное запоминание.
Психолог: «Сейчас я назову вам пары слов. Внимательно послушайте и постарайтесь запомнить: шум - вода, мост - река, весна - ручей, стол - обед, рубль - копейка, лес - медведь, день - вечер, школа - радость, зима - снег, лето - бадминтон, витамин - здоровье».
Затем психолог называет первое слово из пары, а дети называют второе.
Расслабление.
Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе через позитивное внушение, повышать психологическую безопасность детей, уменьшать тревожность, снять напряженность.
Инструкция: - Ребята, вот и закончилась наша игра в школу, теперь нам пора отдохнуть и вернуться в детский сад. Пройдёмте на ковёр.
Задание: Дети закрывают глаза.
- А сейчас представьте себе, что вы собираетесь с мамой первого сентября в школу, вы все на-рядные, в руках у вас красивый букет для первой учительницы, вы несете свой первый портфель в котором лежат тетради и учебники, чтобы многое узнать в школе, вас встречает добрая и умная учительница, она научит вас писать, читать, считать, расскажет много интересного о разных странах, о различных знаменитых людях, вы узнаете основы многих школьных предметов, выучите русский и иностранный язык, сможете ставить опыты на уроках и получать хорошие оценки «четверки» и «пятерки» Все радуются, поздравляют вас И каждый повторяет про себя: "Я буду первоклассником! Я - хороший. Все, кого я знаю, хорошие. Все, с кем я буду учиться, хорошие. Я буду стараться. Я узнаю много интересного".
Рефлексия занятия
Цель: ретроспективная оценка в двух аспектах:
- психологическом (понравилось - не понравилось, было хорошо - плохо и почему);
- познавательном (почему это важно, зачем мы это делаем).
- Чем мы занимались на этом занятии? В какие игры играли?
- Зачем нам это нужно? Как это может помочь в жизни?
- Что вам понравилось? Что не понравилось? Почему?
- Что было для вас трудным, а что давалось легко? Почему?
Ритуал прощания
Цель: сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия.
Инструкция: - Поблагодарите друг друга за совместную игру. Пожмите каждому руку и скажите: "Мне было приятно с тобой увидеться, играть. Спасибо! "

Используемая литература:
1. Куражева Н.Ю. Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-семицветик». – СПб.: 2004.
2. Нижегородцева В.Н., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Владос, 2001.
3. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: 2009.
4. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

татьяна ткачук
Конспект занятия педагога-психолога с детьми по подготовке к школе

Конспект занятия педагога-психолога с детьми по подготовке к школе .

Тема : «Скоро в школу »

Цель : Формировать школьную готовность у детей старшего дошкольного возраста .

Задачи :

1. Развивать мыслительные операции (умение классифицировать и обобщать)

2. Развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание) .

3. Развивать зрительно-моторную координацию.

4. Развивать навыки самооценки.

5. Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, в парах, умение договариваться.

Направление : коррекционно – развивающее.

Занятие проводится в кабинете психолога с подгруппой детей (5-6 человек) .

Время проведения : 30 минут.

Учебно-методическое обеспечение :

1. Шарохина В. Л. «Психологическая подготовка детей к школе » ;

2. Арцишевская И. Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников» ;

3. Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников : психологические занятия с детьми 6-7 лет .

4. Оборудование : раздаточный материал, мяч, простые карандаши, мультимедийная презентация «Запомни последовательность» , «Четвертый лишний» , «Дары Фребеля» комплект № 8 (образец узора из палочек – портфель) .

1. Организационно-мотивационная часть

Игра «Собери портфель»

Цель : формирование положительного отношения к школе , развитие слуховой памяти.

Первый участник называет предмет, который необходимо положить в портфель и передает мяч следующему ребенку. Следующий участник должен повторить предмет предыдущего ребенка и добавить свой и т. д.

2. Основная познавательно-развивающая часть

Мультимедийная игра «Четвёртый лишний»

Цель игры : Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, логические связи, зрительное восприятие.

Кинезиологические упражнения «Кулак-ребро-ладонь» , «колечко»

Цель : Развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, ВПФ и речевой активности

Упражнение «Графический узор» (приложение 1)

Цель : развитие мелкой моторики, графических навыков

Дети обводят простым карандашом графические узоры в подготовленных карточках .

Упражнение «Проставь значки» Приложение 2)

Цель : развитие произвольного внимания

Упражнение из серии корректурная проба, детям выдают бланк с изображением геометрических фигур и просят расставить значки по образцу.

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик!

Раз - сюда, два - туда,

Повернитесь вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали,

Руки кверху все подняли.

Раз - два, раз - два,

Заниматься нам пора.

Упражнение «Пол – нос – потолок»

Цель : развитие слухового внимания дошкольников , профилактика утомления, снятие напряжения.

Психолог произносит слова (пол, нос, пололок) и показывает соответствующие слову места, дети должны быть предельно внимательны, т. к. психолог будет их путать и показывать не то, что называет.

Упражнение «Узор из палочек» (работа в паре)

Цель : развитие мелкой моторики, зрительной координации, развитие навыков работать в паре, согласовывать действия с партнером

Дети в паре выкладывают предложенный узор из палочек «Дары Фребеля» .

Развивающая игра «Запомни последовательность» (мультимедийная презентация)

Цель : развивать зрительную память

3. Заключительная итоговая часть

Рефлексия, самооценивание «Лесенка» (приложение 3)

Цель : развивать умения оценивать свои результаты, проводить анализ собственной деятельности во время занятия , развитие начальных навыков самоанализа

Дети на подготовленных лесенках отмечают свою ступеньку достижений.

Подведение итогов занятия .

Заключительное упражнение «Аплодисменты» (дети сами себе аплодируют за хорошую работу на занятии )

Публикации по теме:

Конспект занятия педагога-психолога с детьми средней группы «Путешествие по осеннему лесу» Конспект занятия педагога-психолога с детьми средней группы «Путешествие по осеннему лесу» Задачи: - создание атмосферы эмоциональной.

Конспект итогового открытого занятия педагога-психолога с детьми старшей группы «Путешествие по стране знаний» «Путешествие по стране Знаний» Цель: обобщить и систематизировать знания дошкольников. Задачи: 1. Создать эмоционально-положительную атмосферу.

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «По следам любимых сказок» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №15 ст. Родниковской МО Курганинский район.

Конспект педагога - психолога с детьми ОВЗ «Путешествие в город Дружбы» Конспект педагога - психолога с детьми ОВЗ «Путешествие в город Дружбы» Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми 1 младшей группы Конспект занятия педагога-психолога с детьми 1 младшей группы «Мыльные пузыри». Задачи: - снятие эмоционального напряжения и агрессии;.

Конспект занятия педагога - психолога с детьми ОВЗ «Путешествие в город Дружбы» Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников. Задачи: Продолжать обучать детей навыкам взаимодействия, сотрудничества;.

Конспект занятия по психологической подготовке к школе: «Мир эмоций. Радость»

Цель: Знакомство детей с миром эмоций.

Задачи:

- ввести детей в сложный мир человеческих эмоций;

Способствовать выработки у ребят навыков дифференциации различных эмоций;

Показать, что на наше настроение могут влиять различные факторы (например, погода, произошедшая ситуация, воспоминания, музыка и т.д);

Помочь прожить эмоциональное состояние радости;

Показать, как различными способами можно показать радость;

Научить детей определять радость у других людей.

Ожидаемые результаты : цель и задачи будут достигнуты. Другими словами: дети познакомятся с миром эмоций, узнает, что влияет на возникновение тех или иных эмоций, научатся определять радость у себя и у других людей.

Необходимые материалы: цветной картон для создания «домиков» , пентаграммы эмоций (радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие), МАК «Роботы», книжка «Первые эмоции», Карточки (по количеству детей) «Настроение и погода» из набора Гиты Сташевской «100 и 1 игра для развития ребенка», песня: «От улыбки», листы бумаги А4 (по количеству детей), цветные карандаши.

Ход занятия

Упражнение 1. «Я очень рад тебя видеть»

Описание упражнения:

Дети и психолог передают друг другу мячик и говорят: «Я очень рад/рада видеть тебя (называют имя)…»

Слова психолога: «Дети, сегодня мы начинаем с Вами знакомиться с миром эмоций. Знаете ли Вы что такое эмоции? А настроение человека? Помните, в начале занятия Вы передавали друг другу мячик и говорили, что Вы рады друг друга видеть? Радость - это эмоция? Какие еще вы знаете эмоции?

Упражнение 2. «Чувства в домиках»

Описание упражнения:

Психолог просит поселить человечков с разным настроением (пиктограммы эмоций) в домики определённого цвета. Радость - в желтый домик, грусть - синий, злость - красный, страх - черный, удивление - фиолетовый, спокойствие - зеленый.

Упражнение 3. «Мои эмоции»

Описание упражнения:

Психолог просит детей показать без слов различные эмоциональные состояния, изображенные в книге «Первые эмоции» (см. приложение 1).

Упражнение 4. «Настроение и погода»

Описание упражнения:

Слова психолога: «Дети, а вы знаете, что на наше настроение влияют разные факторы? Одним из таких факторов является погода. Сейчас посмотри на картинку (см. приложение 2), на которой нарисована различная погода и дети с разным настроением. Посмотри, какая погода больше всего соответствует настроению детей? Соедини парочки, назови, что это за настроение и обоснуй свой выбор».

Упражнение 5. «От улыбки»

Описание упражнения:

Психолог включает детям песню «От улыбки». Затем идет обсуждение услышанного. Вопросы к детям:

О чем вы думали, когда слушали песню?

Что чувствовали?

Что хочется делать под такую музыку?

После этого детям предлагается представить, что им улыбнулись в ответ и потанцевать под эту музыку. Психолог повторно включает музыкальное произведение. По окончании музыки необходимо обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.

Далее беседа с детьми. Здесь нужно сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события. Объяснить, что приятное событие (реально произошедшее или же воображаемое) - еще один из факторов эмоций. Психолог также говорит, что характерное проявление радости - улыбка.

Упражнение 6. «Улыбнись и скажи радостно»

Описание упражнения

Психолог говорит, что иногда, когда люди радуются, они не только улыбаются, но и кричат: «Ура». Затем просит детей улыбнуться и сказать три раза: «Ура!».

Упражнение 7. «Нарисуй свою радость»

Описание упражнения

Психолог, говорит, что воспоминания также влияют на наше настроение и предлагает детям вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они были радостные. Затем просит ребят показать рисунки друг другу и рассказать, что на них изображено.

Упражнение 8. «Найди все радостные лица»

Описание упражнения

Психолог дает детям карточки голов из МАК «Роботы» (см. приложение 3) и просит их найти всех радостных людей/роботов и при этом обосновать свой выбор.

Подведение итогов

Вопросы к детям:

Что мы сегодня проходили на занятии?

Что нового узнали?

Как полученные знания можно применить в общении с другими детьми/людьми?

Понравилось ли Вам сегодняшнее занятие?

Что больше всего Вам понравилось/не понравилось ?

Упражнение 9. Ритуал прощания «До-сви-да-ни-е»

Описание упражнения

Психолог просит детей встать вкруг, взявшись за руки. Затем по слогам произнести слово «до-сви-да-ни-е» 3 раза.

Приложение 1

Книга «Первые эмоции». Радость

Приложение 2

100 и 1 игра для развития ребенка. Карточка «Настроение и погода»

Приложение 3

МАК «Роботы». Дети на занятии