Что означает одержимый человек. Беснование: как бес вселяется в человека

Случается так, что всего лишь одна мысль может поглотить наш ум полностью, радикально изменить весь наш жизненный уклад и заставить нас строить всю свою жизнь, исходя из ее ценности, которая в какой-то момент становится для нас абсолютной. Когда такое случается, говорят, что человеком овладела сверхценная идея. Но почему это происходит? Что заставляет нас отложить все остальное на задворки нашей системы ценностей и оставить только что-то одно? И так ли это плохо для человека, ведь одержимость какой-то одной идеей концентрирует наши чувства, усилия в одном направлении, а значит позволяет реализовать наше стремление к цели более эффективно? Так ли это?

Что ж, давайте разберемся, что же это такое —Сверхценная Идея.

Сверхценная идея как психическое расстройство.

Понятие «сверхценная идея» впервые появилось в 1892 году в Германии, когда известный психиатр Карл Вернике, занимаясь изучением различных навязчивых состояний у своих пациентов, столкнулся с необходимостью отделить одни состояния от других. Причина была в том, что пациенты, одержимые различными идеями, проявляли эту одержимость по-разному.

Так, один из пациентов Вернике был свято убежден в том, что его супруга постоянно изменяет. При этом его уверенность строилась на убеждениях, которые не поддавались нормальной логике и с точки зрения обычного человека были совершенно нелепы. Например, увидев свет в окне дома напротив, он убеждал себя в том, что это сигнал жене от любовника о встрече. Ее стремление купить себе новое платье неизменно встречало с его стороны сопротивление, поскольку он был совершенно уверен, что на самом деле это делается для любовника, а когда жена приходила усталая с работы, он уверял себя, что усталость вызвана вовсе не работой, а плотскими утехами.

Другая часть пациентов фиксировались на навязчивых идеях по-другому, сохраняя ясное сознание, способность к адекватной оценке ситуации и нормальному логическому мышлению. Идеи таких людей не казались взявшимися из ниоткуда. Наоборот, мысль или идея, долгое время находившаяся на краю их сознания и имеющая вполне нормальное логическое обоснование, в определенный момент становилась чем-то исключительным, невероятным по важности решающим фактором.

Подобную идею всегда сопровождал мощный эмоциональный отклик, и это сочетание часто приводило к тому, что она начинала занимать доминирующую позицию в сознании, а будучи превосходно логически обоснованной и эмоционально значимой, она побуждала человека к очень активной деятельности по ее реализации. Другим важным признаком было гипертрофированное и даже болезненное преувеличение значения реальных фактов, которые стояли в основе первоначального убеждения.

Но самой важной особенностью состояния, которое было определено Вернике как сверхценная идея, был тот факт, что в какой-то момент она начинала занимать в сознании пациента абсолютно доминирующее положение, подчиняя себе его волю, его стремления, а иногда и всю его жизнь, смысл которой в значительной степени был предопределен этим болезненным умственным предпочтением.

Как появляется сверхценная идея.

Вы очень цените свою работу и страшно боитесь увольнения. В какой-то момент к вам приходит понимание (катарсис), что это увольнение непременно должно быть подстроено другими сотрудниками, завидующими вашим успехам. С этих пор ваша жизнь радикально меняется. Отныне вы придаете значение событиям, на которые раньше не обращали внимания: случайный косой взгляд коллеги, разговор ваших друзей во время перекура в стороне от вас, ухмылка начальника, звонок с неизвестного номера телефона — все это становится звеньями одно цепи, направленной на лишение вас должности. При этом основания для ваших подозрений всегда реалистичные, любое из описанных событий чисто гипотетически может быть частью заговора по отношению к вам, ведь известно, что в жизни такое случается. Если все происходит примерно так, то с большой степенью вероятности вами овладела сверхценная идея.

Отличие сверхценной идеи от других одержимостей.

Карл Вернике

На основании наблюдений за своими пациентами Карл Вернике впервые ввел определение сверхценной идеи, выделив ее как отдельное психическое отклонение. Критериями, отдаляющими ее от другого типа одержимости — сверхценного бреда, было то, насколько идея больного и ее предпосылки понятны окружающим, а также, имеется ли возможность у окружающих убедить человека в ложности его идей или нет. Другими словами, если в основе одержимости лежали реальные факты и пациент оперировал привычной большинству людей логикой, то он страдал сверхценной идеей, а не бредом, в основе которого всегда лежали фантастические предположения. Как нетрудно понять, в основе диагноза, отделяющего одно от другого лежали оценочные суждения окружающих, и именно они определяли границы нормы.

Основные идеи Вернике и сегодня лежат в основе диагностики состояний одержимости и, несмотря на то, что далеко не все психиатры их поддерживают, других четких определений, отличающих сверхценный бред от идеи, не существует.

Как отличить сверхценную идею от других одержимостей — таких, как сверхценный бред и навязчивая идея? На сегодняшний день психиатры говорят о четырех основных признаках, по которым это можно сделать.

Первый критерий — абсолютное доминирование идеи в сознании. Неважно, что происходит в мире: революции, землетрясения… Самым важным для вас будет теоретическая измена вашего партнера.

Второй критерий — сверхценная идея имеет для вас огромную эмоциональную значимость. Какую бы форму она ни принимала, она неизменно вызывает у вас сильную и устойчивую эмоциональную реакцию.

Третий критерий — идеи, которые по вашему мнению лежат в основе одержимости, реально присутствуют в вашей жизни или вашем предыдущем опыте, а реальность означает тот факт, что эти предпосылки реальны с точки зрения окружающих. Так, домовой, постоянно мешающий вам заснуть, таковым признаком никак не является и говорит окружающим о том, что ваша одержимость — бред.

Четвертый признак — критичность вашего мышления. Это значит, что если посторонний человек, использовав некие аргументы, способен убедить вас в ложности вашей идеи, то вы страдаете не бредом, а именно сверхценной идеей.

Здесь следует сделать уточнение — последние два критерия являются как раз признаками, отличающими сверхценный бред от просто идеи, хотя с последним согласны не все психиатры.

Признаки состояний одержимости.

Не секрет, что в бытовых разговорах мы нередко ставим «психический диагноз» своему собеседнику, если с точки зрения логики его позиция не выдерживает никакой критики. В такие моменты чаще всего мы произносим слова «какой же бред!» Мы отлично понимаем, что это выражение — просто метафора, и человеку, который говорит «глупости», едва ли можно всерьез диагностировать отклонение психики. Отсутствие логики далеко не всегда означает наличие сверхценной идеи или бреда, а глупость и неумение мыслить не является признаком психического отклонения. Однако навязчивые мысли и сверхценные идеи вовсе не редкость в нашем мире, другой вопрос — насколько их можно считать психическими проблемами, ведь в отличие от того, что является бредом, здесь все не так очевидно.

Так, например, один из моих знакомых давно и свято верит в существование тайного мирового правительства, которое уже много сотен лет дергает за ниточки руководителей отдельных стран и нещадно эксплуатирует несчастные народы в своих корыстных целях. При этом, как и огромное количество других людей, верящих в подобные вещи, он не обладает реальными доказательствами своей позиции, но убедить его в обратном невозможно, разумные аргументы не действуют, ибо всякий раз решительно отметаются, как незначительные и несуществующие. Казалось бы, если в этом случае использовать два последних критерия, то речь здесь идет о наличии не просто сверхценной идеи, но самого настоящего бреда. И все же, это никоим образом не является ни бредом, ни даже идеей, ибо не выполняются самое первое условие — идея должна полностью доминировать в сознании, и если ваша идея не живет с вами большую часть вашего времени, то и говорить о том, что она является для вас сверхценной, нет никакой возможности.

Из приведенных выше примеров становится понятно, что границы между бредом, навязчивыми и сверхценными идеями весьма расплывчаты и условны, а явления эти очень близки по своей природе. В свете такой расплывчатости границ большое значение приобретают отличия, позволяющие приблизительно провести рубеж между этими понятиями.

Так, если мы говорим о навязчивых мыслях и идеях (диагноз «навязчивая идея»), то их принципиальная особенность заключается в том, что чаще всего они не воспринимаются как свои собственные, но как пришедшие извне. Они не несут в себе цели и при этом склонны к зацикливанию на манер заезженной пластинки. Это весьма мучительное состояние, особенностью которого является явно выраженное желание пациента его устранить. Человек, который никогда не испытывал состояния навязчивой идеи, может отдаленно сравнить это состояние с появлением в голове незатейливой, но очень навязчивой мелодии, от которой никак не удается избавится.

Бред (диагноз «сверхценный бред») чаще всего появляется эпизодами, он захватывает сознание полностью, а основывается это состояние на чем-то, не имеющем место в реальной жизни. В рассуждениях пациента почти всегда отсутствует привычная нам логика, которая нередко заменяется причудливыми паралогическими умозаключениями (ложная логика). Сверхценый бред имеет для человека огромную ценность и воспринимается как нечто, вообще не подлежащее критическому рассмотрению.

Что касается идеи (диагноз «сверхценная идея»), то это очень сильная эмоциональная убежденность в чем-либо, от которой хоть и непросто избавиться, но критическое отношение к ней со стороны пациента все же возможно. Умозаключения, приводящие человека к такой идее, в большинстве случаев основаны на обычной логике и касаются вещей, более или менее относящихся к реальному миру.

Конечно, разделение симптомов этих навязчивых состояний вовсе не означает, что одно не может переходить в другое. Так, сверхценная идея вполне может оказаться этапом на пути к бредовым состояниям (в случае развития бреда так нередко и случается), но это вовсе не значит, что навязчивая идея обязательно переходит в бред. Некоторые психиатры полагают, что навязчивые состояния имеют одну природу и что по сути это одно заболевание, которое просто имеет разные проявления и разные стадии. В качестве примеров они приводят случаи, когда вполне правильная формальная логика и критическое отношение вовсе не исчезали, а успешно ставились пациентами на службу своему бреду. Вот как рассуждал один пациент, который был убежден в том, что является волком-оборотнем. «Я волк, но сейчас я вижу у себя человеческие руки и ноги по причине простого обмана зрения, а невидимость моего истинного облика ничего не значит перед фактом моей истинной природы, которую я ощущаю всем своим существом». Вот так логика становится фрагментом, помогающим объяснить истинность природы бредового состояния.

Сверхценная идея как признак психического расстройства.

В наше время в психиатрии сверхценные идеи рассматривают как признаки целого ряда расстройств психики, при этом для каждого конкретного расстройства характерен свой набор более или менее типичных идей.

В качестве примера можно привестиобсессивно-компульсивное расстройство (невроз навязчивых состояний и навязчивых действий), когда с помощью компульсивно-ритуальных действий пациент стремится предотвратить какое-либо весьма маловероятное событие (нужно 10 раз помыть руки, чтобы не подхватить заразу).

Дисморфофобия — одержимость незначительными дефектами своего тела (пациент не может перестать думать и беспокоится о небольшой родинке на шее, полагая, что все окружающие обращают внимание только на это).

Ипохондрическое расстройство, заключающееся в непрерывном тревожном поиске у себя симптомов опасных заболеваний (которые всегда находятся).

Фантомная беременность — навязчивое состояние, возникающее у женщин чаще всего на фоне сильного желания забеременеть.

Социофобия — больной исходит из уверенности, что все вокруг обращают внимание только на него и это внимание непременно осуждающее.

Характеры склонные к сверхценным идеям.

Психиатры считают, что есть несколько вполне определенных складов характера (акцентуаций), которые наиболее подвержены навязчивым идеям.

К ним относятся шизоидный и параноидный склады характера. Шизоидным личностям вообще свойственно увлекаться новыми и необычными идеями, и это увлечение порой доходит до психической паталогии. Что же касается параноидального склада, то эти люди, как правило, чрезмерно озабочены различными событиями, которые теоретически могут иметь для них неблагоприятные последствия, на этой почве и развиваются состояния, связанные с навязчивыми фобиями. Конечно, это вовсе не значит, что люди такого типа непременно станут одержимы навязчивыми идеями, данные типы характеров лишь больше других склонны к этому типу психических расстройств.

Нужно ли лечить людей одержимых сверхценной идеей?

Хороший вопрос — нужно ли обязательно лечить человека со сверхценными идеями? И почему мы вообще стараемся лечить психические расстройства, если в большинстве случаев их носители не представляют общественной опасности?

Поводом для того, чтобы лечить человека от психического заболевания, может быть либо его желание, либо очень редкие случаи, когда такие больные представляют реальную опасность для самих себя или для общества. Конечно, подобные симптомы почти всегда представляют определенные неудобства для ближайшего окружения человека, однако это не повод и никогда не должно быть поводом для принятии решения о лечении, если в его основе не лежит желание самого больного.

Приносят ли одержимости вред или пользу?

Когда мы говорим об одержимости идеей, как о болезни, то порой забываем, что под этим флагом люди способны сделать и немало хорошего. Так, если мы обратимся к истории науки, то редкие большие открытия обошлись без элементов одержимости. То же самое можно сказать и про многие гениальные произведения искусства и литературы, географические открытия, изобретения, духовные озарения.

Однако история знает и немало случаев, когда во имя таких идей творились преступления, сегодня можно вспомнить про радикальные религиозные направления, политические партии крайнего толка, массовые проявления истерии, которые почти всегда основаны на таких идеях (вспомним гитлеровскую Германию, сталинскую Россию или движение хунвэйбинов в Китае).

Конечно, как и почти любая другая вещь в этом мире, сверхценная идея не может рассматриваться в какой то одной однозначной плоскости, однако вопрос о том приносит ли она вред или благо очевидно стоит рассматривать с двух точек зрения — с точки зрения самого человека (страдает ли он от своей одержимости или для него это подарок судьбы) и с точки зрения общества (полезно это или вредно для окружающих).

Сверхценные идеи – это довольно характерное явление для человеческого общества, и они определенно играют важную роль в культуре и истории. Что касается взгляда на это явление, как на болезненные проявления психики, то следует всегда помнить о двух вещах:

— понятие психологической нормы всегда было и будет социально субъективно, точно так же и критерии психологических отклонений всегда будут отличаться довольно размытыми границами. Это значит, что определить, в какой момент заканчивается «норма» и начинается заболевание, всегда будет непросто. И реальность сегодня такова, что зачастую критерии оценки психологических отклонений определяют не только врачи психиатры, но и господствующие в данном обществе социальные стереотипы.

— границы самого заболевания должны определяться врачами психиатрами, а решение о лечении заболевания должен принимать только сам пациент – конечно, при условии, что он не представляет опасности для себя или окружающих.

На сегодняшний день не существует определенного метода лечения навязчивых состояний, и методы воздействия на пациентов выбираются, исходя из типа и степени расстройства. Это может быть психотерапия, а в особенно ярко выраженных случаях применяются антидепрессанты и антипсихотики.

Одержимые люди напоминают сумасшедших во время припадка. Однажды в церкви мне довелось наблюдать такой приступ. Выглядит это жутковато, а родственники бесноватого человека оказываются шокированными, потому что в обычной жизни и не подозревали, что их близкий одержим. В статье я расскажу вам, как отличить одержимого бесом человека, и что делать, если вас коснулась такая проблема.

Что делать, если вы подозреваете, что в вашем окружении есть одержимый человек? Для начала прочтите ниже признаки и попытайтесь определить, соответствуют ли они его поведению. Тогда вы поймете, есть ли повод бить тревогу.

Признаки следующие:

  1. Меняется голос. Он приобретает особый, ни с чем не сравнимый тембр. Когда слушаешь «бесноватого», становится жутко. Он говорит словно нечеловеческим голосом, который ему совершенно не свойственен.
  2. Могут возникнуть судороги или паралич в теле. Немеют конечности. Это похоже на поведение человека в эпилептическом припадке. Дергается лицо, иногда заметен слабый нервный тик на лице.
  3. У бесноватого словно появляется недюжинная физическая сила, которой ранее не замечалось. В состоянии одержимости человек способен убить того, кто значительно превосходит его силой, сдвинуть с места тяжелые предметы.
  4. Вырастает большой живот без видимых причин. Также может резко снизиться вес, появляется болезненная худоба. Дело доходит вплоть до анорексии и угрозы жизни.
  5. В истории были случаи, когда одержимые люди левитировали, то есть поднимались над землей. Насколько достоверны эти данные, неизвестно, но по свидетельствам очевидцев и такое случается.
  6. Человек может начать подражать какому-либо животному, словно это зверь вселился в него. Он бегает на четвереньках, рычит или лает, либо издает еще какие-то нечленораздельные звуки.
  7. Появляется неприятный запах - серы, который исследователи-демонологи трактуют, как «запах ада».
  8. Ранее воспитанный и высокоморальный человек может начать себя вести распущенно и непристойно. Меняются и его мысли - он становится очень похотливым, похож на животного.
  9. Испытывает ненависть ко всему, что касается Бога. Высказывается резко негативно по отношению к церкви, может осквернить святую воду, кресты, иконы и прочую святую атрибутику.
  10. Может начать писать автоматически, без включения мыслей. Обычно это непонятные каракули. Демонологи полагают, что это послание самого дьявола, которое он пытается донести через одержимого в человеческий мир.

Перечисленные признаки не всегда говорят об одержимости. Они могут свидетельствовать и о какой-то душевной болезни или эпилепсии. Поэтому в Средние века настоящих бесноватых часто путали с попросту больными людьми.

Также можно спутать бесноватого с обычным человеком, который ведет себя невежественно, распущенно, бросает вызов окружающим и нарушает все существующие правила и нормы.

Как ведет себя одержимый в церкви

Наверняка вы видели в СМИ или читали, либо слышали о случаях появления одержимых людей в церкви. Действительно, в храмах бесноватость проявляется ярче всего. В человека буквально вселяется «дьявол», и эта сущность испытывает колоссальную боль вблизи святых мест.

Достаточно показать бесноватому крест либо икону, и у него случается припадок. В церкви такие люди во время богослужения начинают вести себя, подобно сумасшедшим. Они мечутся, воют, плачут, ругаются матом, выкрикивают ругательства в адрес Бога.

Как изгнать беса?

Если вы поняли, что в вашем окружении есть одержимая бесом, стоит попытаться ей помочь. Тем более и сами такие люди мечтают избавиться от напасти, которая съедает их изнутри, разрушает психику и жизнь.

У вас два пути - обратиться к Богу либо попытаться решить проблему при помощи эзотерических практик. Все зависит лишь от вашей веры и религии.

Как проходит церковный обряд экзорцизма:

  • Священник читает специальную молитву, не обращая внимание на вой, ругательства и припадок одержимого. Обряд длится достаточно долго. В процессе совершается миропомазание, зажигается ладан - его аромат считается лучшим для изгнания нечистой силы.
  • Во время обряда бесноватый может корчиться от боли, кричать, терять сознание, бросаться на священника. Поэтому последнему обязательно нужны помощники, которые, в случае чего, удержат одержимого.

Если вы за научный подход, то попробовать решить проблему можно при помощи психотерапевта. Возможно, потребуется несколько лет психотерапии. Специалист поможет проработать весь негатив, скопившийся в подсознании, пропишет препараты, сдерживающие агрессию.

Вера, молитва и строгий пост - это «поддерживающая терапия», которая не даст бесу снова проникнуть в сознание бывшего одержимого после исцеления.

Посмотрите видео

Все знают о том, что одержимая бесом личность представляет серьезную опасность. Человек сам не ведает, что творит. При этом нечистая сила подводит его к совершению плохих поступков.

Многим приходилось слышать о том, что бывают случаи, когда в человека вселяется нечистая сила. При этом бесы способны завладеть как телом человека, так и его душой. С момента подселения посторонней сущности он как бы перестает принадлежать самому себе и совершает нехорошие поступки.

Как узнать беса по поведению человека или любым другим признакам? Настораживать должно любое кардинальное изменение поведения личности. Если человек ранее был спокойным и рассудительным, а стал нервным и агрессивным — это серьезный повод для того, чтобы заподозрить одержимость. Конечно, вовсе не обязательно, что в человека вселилась нечистая сила. Возможно, у него что-то случилось, что так сильно повлияло не его отношение к окружающим.

Одним из самых главных признаков одержимости является появление припадков. На человека внезапно может что-то найти и он начинает биться в конвульсиях. При этом у него появляется просто нечеловеческая сила. В таком состоянии его очень сложно удержать. Бывали случаи, когда в приступе одержимости с хрупкими девушками не могли справиться несколько крепких мужчин. Одержимый человек не просто бьется в истерике, но и издает при этом весьма странные звуки. В некоторых случаях эти звуки напоминают рев зверя. Всем присутствующим при таком припадке становится по-настоящему страшно. На лице одержимого человека в приступе бешенства появляется гримаса, напоминающая звериный оскал.

Даже в обычном состоянии выражение его лица, голос, повадки меняются. В некоторых случаях близкие даже не могли узнать голос одержимого. Настолько он менялся. Если в человека вселяется бес, то он начинает неадекватно реагировать на священнослужителей. Как правило, он сторонится их, а в церкви он может разразиться громким смехом. Смех без причины также является одним из признаков одержимости. Окружающие начинают замечать, как с лица человека не сходит какая-то странная и пугающая улыбка.

Есть еще один верный способ узнать, что же на самом деле является причиной странного поведения человека. Нужно подойти к нему поближе с зажженной церковной свечой. Если свеча начнет трещать и искриться, — в человека вселилась нечистая сила. Когда бесы овладевают человеком, они овладевают его душой и телом. При этом окружающие могут заметить изменения, которые будут с ним происходить. Как правило, человек начинает сильно худеть. Это происходит даже в тех случаях, когда аппетит его неуемно растет. Дело в том, что при одержимости нечистой силой бесы высасывают из людей жизненную энергию. Это может также проявляться виде апатии, появления головных болей.

Вселение бесов обязательно нужно лечить. Вернуть человека к нормальной жизни поможет изгнание нечисти. Такой обряд может проводить только священнослужитель. Нечистая сила боится служителей церкви, но просто так покидать тело посторонние сущности не хотят. Обряд изгнания бесов достаточно сложный. Человек начинает вести себя при этом неадекватно. Изгнание нечисти сопровождается устрашающими криками и припадком. После того, как обряд будет совершен, люди возвращаются к нормальной жизни и даже не понимают, как такое могло произойти именно с ними.

Перед тем, как распознать беса, необходимо вспомнить, каким был человек до предполагаемой одержимости. Как правило, вселение нечистой силы способно кардинально поменять характер в худшую сторону.

Формы и степень этого тяжелого недуга бывают разные. Св. Диодох, епископ Фитики, пишет: «Есть два рода злых духов: тончайшие, воюющие на душу, и грубейшие, действующие на тело. Когда благодать не обитает в человеке, злые духи, подобно змеям, гнездятся в глубине сердца, не давая душе воззреть к возжеланию добра. Когда же благодать обитает в нем, тогда они, как некие тёмные облака, промелькают по частям тела, преобразуясь в греховные страсти и разнообразные призрачные мечтания, чтобы через воспоминания, развлечения мечтаниями отторгнуть ум от собеседования с благодатью». Св. Диодох говорит о такой степени, когда подчиненность злым духам не имеет заметных внешних проявлений. Такой вид зависимости характерен почти для всех людей, не имеющих духовной жизни или проводящих её крайне невнимательно. Заметным беснование становится тогда, когда демоны овладевают сознанием и волей человека, а через это и телом. И здесь степень и виды этого недуга бывают весьма различными. В Евангелии описывается страшное состояние одержимости, в котором находился гадаринский житель: он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни (Мк.5:2-6). Священный текст открывает нам и причину столь бедственного положения. В нем был легион злых духов. Римский легион насчитывал от 4000 до 6000 воинов. Этим словом, по-видимому, указано не число, а неисчислимое множеств, бесов, мучивших человека. Но даже один бес может причинять много мучений. Отец, пришедший к Иисусу, говорит о своем больном сыне: он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду (Мф.17:15).

Характер беснования и степень болезненности зависит и от демона, который вселился, ибо они имеют разную силу и не одинаковую свирепость: «иные бывают столь яростны и свирепы, что не довольствуются тем, чтобы жестоким терзанием мучить только тела их, в коих вошли, но спешат еще напасть на проходящих вдали и поразить их жестокими ударами, каковы описаны в Евангелии (Мф.8:28), от страха которых никто не смел проходить тем путем» (преп. Иоанн Кассиан. Собеседование 7-е, гл. 32).

Когда в человека вселяется бес, полностью нарушается его внутренняя жизнь. Постепенно помрачается разум. Только после исцеления к гадаринскому бесноватому вернулся здравый рассудок. Жители той страны, придя на место, где паслось их стадо свиней, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме (Лк.8:35).

Воля больного становится несвободной. «Как в темную и глубокую ночь дует какой-нибудь жестокий ветер и приводит в движение, смятение и сотрясение все растения и семена: так и человек, подпав под власть темной ночи - диавола, и пребывая в ночи и во тьме, страшно дующим ветром греха приводится в колебание, сотрясение и движение; у него в смятении вся природа, душа, помыслы его и ум, в сотрясении все телесные члены. Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха» (преп. Макарий Великий. Духовные беседы. 2:4). Иногда последствием бывает слепота (Мф.12:22), глухота и немота: Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него (Мк.9:25).

Одержимый бесом становится угрюмым. Душа лишается способности быть веселой и радостной. Иногда это напоминает приступы тоски и страха. О том, насколько это состояние мучительно, показывают два письма Л.Н.Толстого к жене Софье Андреевне: «Третьего дни в ночь я ночевал в Арзамасе, и со мной было что-то необыкновенное. Было два часа ночи, я устал страшно, хотел спать, и ничего не болело. Но вдруг на меня напали тоска, страх, ужас такие, какие никогда не испытывал. Подробности этого чувства я тебе расскажу впоследствии, но подобного мучительного чувства я не испытывал никогда и никому не дай Бог испытать. Я вскочил, велел закладывать… Вчера это чувство …возвратилось во время езды» (сентябрь 1869 г.). В другом письме Л.Толстой пишет: «С тех пор как я приехал сюда, каждый день в шесть часов вечера начинается тоска, как лихорадка, тоска физическая, ощущение которой я не могу лучше передать, как то, что душа с телом расстается» (от 18 июня 1871 г.).

Конечная цель демонов – разрушить внутреннюю духовную жизнь. Если она в человеке никогда не начиналась, то воспрепятствовать ей. По словам преподобного Нила Синайского: «У диавола этого виновника и вместе живописателя порока, та цель, чтобы каждого человека ввергнуть в тяжелую и безутешную печаль, сделать его далеким от веры, от надежды, от любви Божией».

Верующий не должен малодушествовать и склоняться к бесобоязни. Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится (Пс.90:1). Демонам не дана власть вредить по произволу. Только живущий постоянно в грехе без покаяния, гордо отвергающих помощь Божию или зараженный лжеучениями, не имеет защиты. «Итак ясно, нечистые духи не могут иначе проникнуть в тех, телами коих хотят овладеть, если наперед не овладеют их умом и мыслями. Когда лишат их страха и памяти Божией или духовного размышления, то как на обезоруженных, лишенных помощи и охранения Божия, и потому легко побеждаемых, смело нападают, потом устрояют в них жилище, как в представленном им владении» (преп. Иоанн Кассиан. Собеседование 7-е, гл. 24).

Быть одержимым ― это все равно, что иметь “туннельное зрение” – вы не замечаете ничего, кроме объекта своей страсти. Одержимость становится частью вашей повседневной жизни, и может быть отнесена к страху; но она отличается от зависимости, которая заставляет человека не быть удовлетворенным до тех пор, пока он/она не предастся объекту зависимости. Преодоление одержимости ― не простая задача, но как только вы узнаете, как перестать подпитывать одержимость и отвлечь свою энергию на новых людей и интересы, свобода будет в пределах досягаемости. Научитесь контролировать свою одержимость, чтобы она больше не могла контролировать ваши мысли и действия.

Шаги

Часть 1

Освободите свой разум

    Соблюдайте дистанцию. Если вы одержимы кем-то или чем-то, вы не сможете думать о чем-либо еще, находясь рядом с объектом вашей страсти. Чем ближе вы к объекту одержимости, тем сложнее будет его забыть. Физически отдаляясь от объекта вожделения, вы также, пусть и не сразу, отдалите себя психологически. Это произойдет не сразу, но постепенно вы почувствуете, что чары одержимости начинают слабеть.

    Хватит подпитывать одержимость. Возможно, вам будет сложно избавиться от этой привычки, которая доставляет вам немало удовольствия. Просто мысли об объекте страсти только усилят его власть над вами. Для того, чтобы избавиться от одержимости, вы должны “морить ее голодом”. Например, если вы одержимы знаменитостью, перестаньте говорить о ней с друзьями. Перестаньте отслеживать ее в Твиттере, будто бы вы встречаетесь. Чем больше мыслей вы будете отдавать вашей одержимости, тем больше она будет потреблять.

    Отвлеките себя от навязчивых мыслей. Пусть и сделать это на словах куда проще, чем на деле. Когда это так приятно говорить на вашу любимую тему, почему вы должны перестать это делать? Просто помните, почему вы хотите избавиться от этой страсти, оставьте ее в прошлом и начните наслаждаться другими вещами, которые жизнь предлагает вам. Когда возникают навязчивые мысли, вооружитесь парочкой отвлекающих маневров, чтобы снова не попасть в ловушку. Вот несколько хороших способов, чтобы отвлечь себя:

    • Выполняйте физические упражнения, которые требуют концентрации внимания. Бег и ходьба - не лучший выбор. А вот скалолазание, спелеология, командный спорт – то, что вам нужно
    • Художественная литература - отличный способ отвлечься. Возьмите новую книгу или смотрите фильмы, тематика которых не имеет ничего общего с вашей одержимостью.
    • Как только мысли снова охватывают вас, и вы должны срочно отвлечься, попробуйте послушать взрывную музыку, позвоните друг (поговорить о чем-нибудь , но не о вашей страсти), прочтите захватывающую статью или возьмитесь за работу.
  1. Сосредоточьтесь на вещах, которые вы забросили. Из-за одержимости у вас не остается времени на что-то еще, например, успехи в работе, развитие отношений или забота об интересах вне одержимости. Как только вы начнете тратить время на другие вещи в вашей жизни, у вас не будет столько времени, чтобы думать о вашей страсти.

    • Восстановление отношений, которыми вы пренебрегали, также отличный способ побороть одержимость. Ваша семья и друзья будут рады вашему возвращению и займут вас новыми интересными идеями, проблемами и даже драмами. По крайней мере вам будет на что переключиться!
    • Многие считают, что уход с головой в работу, может остановить навязчивые мысли. Кем бы вы ни работали – делайте свою работу со страстью.
  2. Учитесь жить настоящим. Вы мечтатель? Вы можете часами думать об объекте вашей страсти? Физически находясь в одном месте, а мысленно в другом, вы отвлекаетесь от настоящего. Если вы готовы остановить одержимость, вы должны научиться быть внимательным. Это значит жить настоящим временем, а не переноситься в прошлое или будущее.

    Пройдите когнитивно-поведенческую терапию (КПТ). Этот вид терапии исходит из того, что не может быть никакого способа перестать думать о навязчивой идее, но можно ослабить связи между навязчивыми идеями и ежедневными эмоциями. Жизнь упрощается, так как одержимостью становится легче управлять.

    Часть 2

    Формирование новых привычек
    1. Укрепите ваши взаимоотношения с окружающими. Если вы одержимы человеком, тогда лучший способ забыть его – проводить время с кем-то другим. Вся энергия, выливаемая на объект вашей страсти, теперь перенесется на знакомство с кем-нибудь другим. Запишитесь на какие-нибудь курсы, общайтесь в парках или больше общайтесь с вашими друзьями. Став ближе к другим людям, вы поймете, насколько больше мир может предложить вам, нежели только ваш объект вожделения.

      • Не сравнивайте новых людей в вашей жизни с человеком, которым вы одержимы. Постарайтесь наслаждаться их уникальными особенностями вместо того, чтобы менять их.
      • Даже если ваша одержимость - это не человек, новые знакомства могут принести хорошую пользу (новые возможности и идеи, с которыми вы не сталкивались раньше).
    2. Создавайте новые интересы. Возможно, поиск новых интересов кажется готовым решением для многих проблем, но это действительно работает. Освоение нового навыка или успехи в новой деятельности могут “разбудить” ваш мозг и сдвинуть вас с мертвой точки. Покажите объекту вашей одержимости, что он не контролирует вас, и вы способны заниматься вещами абсолютно не связанными с ним.

      • К примеру, если человек, которым вы одержимым не переносит музеи и кинотеатры, значит, самое время вам окунуться в мир искусства и кино.
      • Если вы одержимы какой-то определенной темой, попробуйте изучить что-то совершенно противоположное.
    3. Внесите изменения в вашу повседневную жизнь. Если одержимость вписывается частично в ваши привычки, например, каждый день на пути на работу вам приходится проезжать мимо дома вашего бывшего, тогда просто смените маршрут. Задумайтесь о привычках, которые заставляют вас быть безнадежно одержимым. Вы наверняка не замедлите с ответом. Приложить реальные усилия, чтобы изменить свою повседневную жизнь, может оказаться трудным поначалу, но вскоре вы заметите изменения. Вот несколько изменений, которые смогут вам помочь:

      • Измените маршрут на работу или в школу
      • Поменяйте спортзал или тренируйте в то время, когда вы можете избежать встреч с человеком, которым вы одержимы
      • Начинайте свой день с медитации, пробежки или прогулки с собакой, вместо того, чтобы лезть в интернет
      • Ходите на разные вечеринки по выходным
      • Слушайте разную музыку во время работы
    4. Украсьте свою жизнь. Если вы устали от одержимости, контролирующей ваши мысли и привычки, верните самоконтроль, выполнив некоторые личные изменения. Это может показаться резким, но иногда нужно изменить вещи, чтобы показать себе, что вы еще на что-то способны. Выберите что-то в вашей жизни, что символично вашей одержимости и обновите это.

      • Возможно, вам нужно изменить что-то в вашем внешнем виде. Если вы отращивали волосы, чтобы угодить объекту вашей страсти, тогда почему бы не состричь их? Пускай у вас будет новая короткаяприческа, которая не имеет ничего общего с прежней.
      • Если в интернете вы посещаете одни и те же сайты снова и снова, возможно, самое время переустроить вашу комнату или офис. Обновите мебель и купите что-то новое. Очистите свой стол и украсьте его новыми снимками и безделушками. Избавьтесь от всего, что напоминает вам о, том, о чем вы не хотите вспоминать, и окружите себя вещами, которые напоминают вам о том, что вам нужно идти дальше.
    5. Поговорите со специалистом. Иногда одержимость настолько глубока, что вы не сможете справиться с ней сами. Если вы не можете держать под контролем одержимость, и это не дает вам быть счастливым, обратитесь к психотерапевту. Профессиональный консультант сможет дать вам инструменты, которые можно использовать, чтобы восстановить контроль ваших мыслей и взять ответственность за свою жизнь.

    Часть 3

    Будьте одержимы чем-то позитивным

      Перенесите ее во что-то продуктивное. Не все навязчивые идеи плохи; на самом деле, многие люди тратят свою жизнь, пытаясь найти свою "страсть", то, что вселяет в них желание узнать больше и работать усерднее. Если вы нашли страсть, которая наполняет вас, многие сочли бы, что вам очень повезло. Например, если вы живете и дышите астрономией, и все, что вы хотите делать, это проводить время, читая и узнавая об этом, вы можете сделать из вашего увлечения успешную карьеру.

      Пусть ваша одержимость будет вашей творческой музой. Если вы одержимы человеком, вы могли бы использовать эту энергию, чтобы создать что-то прекрасное. Самые лучшие в истории поэмы, картины и музыка исходят из одержимости. Если есть кто-то, о ком вы не можете перестать думать, выразите свои чувства в стихотворении, песне или картине.

      Проведите время с людьми, которые разделяют его. Одержимость может показаться проблемой, пока вы не обнаружите группу людей, которые любят то самое. Чем бы вы ни были одержимы, вы, вероятно, не единственный. Найдите людей, которые любят то, что любите вы, чтобы вы могли обмениваться информацией и говорить об этом бесконечно. Являетесь ли вы фанатом определенной футбольной команды, или вы не можете пропустить ни одного фильма с любимой актрисой, или вы играете в свою любимую игру всю ночь, - есть немало других людей, одержимых тем же.

      Не позволяйте одержимости ограничить ваш мир. Одержимость становится проблемой только тогда, когда она начинает поглощать все ваше время и энергию, не оставляя ничего на остальное. Вы единственный человек, который может действительно знать, насколько сильно вы одержимы. Если предмет вашей одержимости приносит вам радость, и у вас все еще есть время удовлетворить ваши основные потребности и сохранять ваши взаимоотношения с друзьями, то, возможно, это нормально просто позволить ей идти своим путем. Но если она ограничивает вас, постарайтесь остановить ее разжигание, дайте себе возможность насладиться чем-то другим.

    • Пробуйте что-то новое, чтобы избавиться от одержимости: гуляйте с друзьями, читайте книги или освойте новый музыкальный инструмент.
    • Не просто избавьтесь от одержимости, а перенаправьте ее во что-то другое
    • Не торопитесь. Не пытайтесь избавиться от одержимости сразу
    • Не бойтесь и не стыдитесь.
    • Примите это как вызов и победите его!

    Предупреждения

    • Обсессивно-компульсивное расстройство и зависимость - это реальные проблемы для многих людей. Если вы просто не можете контролировать свою одержимость и/или, если это мешает вам или окружающим вас людям, обратитесь к специалисту.