Слово «калька» переводится с французского языка как «трафарет», «копия». Как указывают авторитетные источники, точное имя ее изобретателя доподлинно не известно. Возникла данная разновидность бумаги в XVII столетии в Германии, в связи с нуждами архитекторов, чертежников, инженеров, которым требовалось скопировать тот или иной рисунок или схему. Существует предположение, что первую современную кальку изобрели инженеры-строители, в связи с участившейся необходимостью точного копирования сложных элементов чертежей.
Копирование осуществлялось обычным способом «под трафарет», калька накладывалась на оригинал, и по ней очерчивался контур, проступающий под ее прозрачной поверхностью. Данный метод копирования прочно закрепился в деятельности специалистов самых различных профессий и иногда используется даже сейчас.
Самую первую «кальку» средневековые мастера делали следующим образом: обычная бумага пропитывалась слабым спиртом, керосином или скипидаром. Так она становилась более прозрачной по сравнению со своим исходным состоянием. Но данный способ вызывал различные неудобства: бумага оставляла пятна, на ней проблематично было что-то начертить и т.п., поэтому и возникла потребность в той кальке, которая известна сейчас.
В России первое промышленное производство кальки было налажено в Петергофе на первой казенной бумажной фабрике в 1816 году. Со временем изготовление кальки было освоено и другими предприятиями.
Современная калька может изготавливаться либо из сульфатной беленой целлюлозы с добавлением древесной массы и хлопковой полумассы с клеевым веществом, либо из уже готового пергамина. Ее главными характеристиками являются плотность и толщина. Для достижения прозрачности кальки используется один из двух способов – каландрирование (пропуск через специальные вращающиеся валы) или повышение градуса помола. Последний способ является наиболее эффективным, так как он добавляет бумаге прочности, но и более затратным. Возможно соединение этих двух способов в одну производственную линию.
Матовая калька без глянцевой стороны, предназначенная и копирования карандашом, изготавливалась из некаландрированной бумаги. Калька, имеющая глянцевую сторону, производилась двух видов: тушевая и лавсановая. Тушевая калька отличалась своей тонкостью и изготавливалась на бумажной основе. Лавсановая калька имела с глянцевой стороны прозрачную пленочную основу.
Карандашная калька без глянца, изготавливаемая в СССР, обладала такими абразивными свойствами, что ее иногда использовали как подручный шлифовальный материал для меди, латуни, а иногда даже стали и стекла. Например, с ее помощью фабричные каллиграфические перья часто доводились до требуемой гладкости скольжения. Также при помощи матовой кальки полировались закругления внешних углов пера, которые царапали бумагу.
Современная калька применяется как для черчения карандашом и тушью, так и для осуществления цифровой печати на плоттерах, принтерах и графопостроителях. Изготавливают ее в соответствии с нормами и требованиями ГОСТ. Также бумажная калька иногда используется в пищевой промышленности в качестве прокладочно-упаковочного материала или в швейном производстве при изготовлении трафаретов, выкроек и т.п.
Кто не видел тоненькую бумагу для черчения и копирования? Видели все! Бумагу это называют калькой . Но у слова есть и иное значение, связанное с языком.
В лексикологии калькой называют особый тип заимствования иноязычных слов, фраз или выражений. Кальки образуются путем копирования элементов иностранного слова – в результате получаются русские слова с тем же значением, что и слово иноземное.
В русском языке встречаются кальки двух типов – словообразовательные и семантические . Кроме того, в нашей языковой среде встречается и такое явление, как полукальки .
Словообразовательной калькой называют слово или выражение, образованное посредством копирования того способа, при помощи которого оно образовано в языке-источнике. Иными словами, словообразовательная калька – это буквальный перевод . Как правило, калька такого типа практически не ощутима для носителя языка, так как составлена из русских морфем, к которым привычно наше восприятие.
Слово «междометие» – это калька латинского interjectio : сравните, inter – между. Слово «наречие» – это также калька латинского adverbium , правописание – калька греческого orthos graph o, т.е. правильно писать. Как видим, многие лингвистические термины – это скопированные иностранные слова. Аналогично кальками являются слова «жизнеописание» (от греческого bios + grapho ), «сверхчеловек» (от немецкого Übermensch ), «насекомое» (от латинского insectum ).
Чаще всего русские слова «копируют» слова немецкого, французского, латинского и греческого языков . Например, живопись, летописец (греческий язык), впечатление, влияние, подразделение, сосредоточить (французский язык), водород, наречие (латинский язык), человечность, полуостров, представление (немецкий язык), а также небоскреб, полупроводник (английский язык).
Рассмотрим еще несколько слов-калек: совесть, водосбор (растение), золототысячник, увеселение и др.
Семантические кальки – это слова, в которых заимствованным является значение , иными словами, семантические кальки – это слова , которые под влиянием иного языка получили новые значения (как результат буквализма при переводе). Чаще всего такой «процедуре» подвергаются слова французского языка . Например, слово «трогать» (касаться) приобрело значение «вызывать сочувствие» под влиянием французского «toucher» ; слово «гвоздь» (крепежное изделие, стержень с головкой (шляпкой) и заостренным концом) под влиянием того же французского языка («clou» ) расширило свой «кругозор» значением «наиболее яркое, эффектное, долгожданное выступление / представление / событие» – «гвоздь программы ». Такие же трансформации произошли и со словом «плоский» в смысле «пошлый, неостроумный» (французское «plats» ).
Наиболее известными примерами семантического калькирования стали слова и выражения: делать (строить) куры , то есть ухаживать за женщинами (от французского faire la cour ), отсюда и глагол «ферлакурить» ; смотреть вполглаза, то есть не полностью, частично, невнимательно (от финно-угорского «пелшинча » – «один глаз », т.е. полглаза – из традиции называть один из парных предметов половиной) и др.
Редко встречаются и кальки синтаксические. Синтаксическая калька – это перенос особенностей построения фразы одного языка на язык другой . Например, в России XVIII века было модно употреблять фразы на французский манер. Например, у А.С. Грибоедова мы можем встретить вместо фразы «Я предполагала, что Вы далеко от Москвы » «манерную» «Я полагала Вас далеко от Москвы ». Синтаксические кальки используются в целях стилизации речи персонажей .
С калькой следует обращаться осторожно, так как ее необходимо отличать от морфологической передачи – процессе транслитерации иностранного слова с последующим его приспособлением к морфологии родного языка (чаще всего это делается для удобства работы – например, при склонении).
Наряду с полноценными кальками, встречаются и полукальки . Полукальки – это слова, в которых наряду с заимствованными частями имеются исконно русские элементы. Иными словами, полукальки – это слова, в которых калькирована лишь одна часть. Например, слово «гуманность» соединило в себе иностранный (латинский) компонент humanus («человеческий, человечный») и русский суффикс -ость , характерный для абстрактных существительных. Аналогично слово «трудоголик» состоит из иностранной (английской) части (workaholik) и русского слова «труд» . Слово «телевидение» отличается исконной второй частью и непереведенной первой частью: от греко-латинского television . Как видим, калькироваться может как первая, так и вторая часть слова.
Остались вопросы? Не знаете, что такое «
калька»
?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
На вопрос о том, что такое калька, можно получить различные ответы. Самое популярное значение данного слова - прозрачная бумага, на которой можно чертить и рисовать. Одновременно термин используется фразеологией для создания вариантов слов, заимствованных из других языков. Хозяйки используют кальку для выпечки и приготовления различных мясных рулетов.
До появления компьютера с его программами для проектирования совмещение узлов, деталей и размножение чертежей делалось с помощью кальки. Строители проверяли совпадение несущих стен и опор на поэтажных планах. Листы с чертежами, сделанными тушью, накладывались друг на друга и располагались напротив источника света. Все выходящие за габариты линии и места контакта деталей хорошо было видно.
Сейчас чертежи делаются на компьютере и создана плотная прозрачная калька (бумага) для принтера. Используется она в основном строителями и дизайнерами для проверки и демонстрации различных вариантов расстановки, компоновки, укладки систем жизнеобеспечения, безопасности и других коммуникаций на планах зданий.
Старый инженер на вопрос о том, что такое калька, ответит однозначно - бумага для копирования и размножения чертежей. Копировщик переносил линии с ватмана на кальку, наложив ее сверху. Чаще всего использовалась черная тушь. Затем делались копии на светочувствительной бумаге в количестве, необходимом для производства.
Обычная калька выпускается в рулонах и пачках листов стандартных размеров. Делается она из отбеленной целлюлозы и древесной массы, перемолотой до состояния муки. В качестве наполнителя выступают хлопок или пергамин. Каландрирование - пропускание между горячими валками - и сильное сдавливание способствует хорошему склеиванию и промасливанию. Это придает прозрачность и нужную шероховатость поверхности.
Применение помола с образованием более мелких фракций делает кальку прочнее. Поскольку затраты на использование сложного оборудования сильно увеличивают стоимость бумаги, выбрали золотую середину. Компоненты измельчают до средних размеров, и в сушильном барабане готовый продукт пропускают через валки.
Калька для черчения тушью с помощью пера и рейсфедера делалась гладкой из тонкой глянцевой пленки из целлулоида, реже винила и лавсана. Матовая поверхность затем с одной или обеих сторон напылялась. Бумага получалась шероховатой и могла использоваться для полировки меди и мягких сплавов алюминия и железа. Обычная шариковая ручка при черчении по такой поверхности быстро выходит из строя.
Создавать самостоятельно полупрозрачную бумагу можно, достаточно ответить на вопрос о том, что такое калька и чем она отличается от обычной бумаги. Самый постой способ - это смочить обычный лист очищенным от масел и присадок бензином. Копировать надо быстро, поскольку писчая бумага высохнет и потеряет прозрачность.
Для создания матовой устойчивой кальки используют воск. Можно растопить его в скипидаре для пропитывания листа и подождать, пока скипидар испарится. Разложенная на горячем металле бумага хорошо впитывает воск. Достаточно равномерно нанести его и втереть. По такой кальке можно рисовать карандашом, акварельными красками и цветной тушью. Линии не расплываются, изображение получается четким.
Кроме воска устойчивую прозрачность писчей бумаге придает касторовое масло. Растворенное в спирте, оно наносится на лист. Сохнет быстро. Чертить можно тушью и карандашом. Эта технология интересна обратным процессом. Спиртом можно удалить с листа масло и бумага снова станет непрозрачной, рисунок карандашом сохранится.
Рисунок для вышивки и других случаев можно легко и быстро скопировать с помощью кальки. Достаточно положить ее на изображение и закрепить. Затем переносите линии контура карандашом или тушью, если немного, то можно использовать шариковую ручку и линер. Цвета и оттенки наносятся позже.
На смоченное дерево или кожу накладывается сторона кальки с рисунком тушью. Так делают мастера тату и занимающиеся резьбой по дереву. Изображение получается зеркальным. Рукодельницы используют дополнительно копирку или просто пристегивают бумагу к ткани и вышивают по ней гладью, накладывая стежки сверху.
Калька может заменить художнику полотно. Рисунки копируют и наносят цвета акварельной краской, карандашами и тушью. Изображение получается ярким на полупрозрачном фоне и смотрится великолепно.
Что такое калька на кухне? Это материал, который не впитывает и не пропускает жиры. Тесто к такой бумаге не пристает. Поэтому кальку часто укладывают в формы для выпечки, на листы. С ее помощью сворачивают рулеты из фарша и других мягких компонентов.
Калька (бумага) — это полупрозрачная бумага, чаще всего окрашена в белый цвет. Обычная белая полупрозрачная бумага на сегодняшний день трансформировалась и расположилась среди дизайнерских коллекций бумаги. Прозрачность и плотность кальки достигается за счет меньшего, чем в обычной бумаге, измельченного волокна и добавления связующих веществ и смолы. Таким образом, трассировка обычно плотнее, чем у такой же толщины. Стандартной классификации у кальки нет.
Чаще всего она различается по назначению и видам печати следующим образом:
Бумага в рулонах предназначена в основном для технических работ на плоттерах и лазерных ксероксов, а также рисования тушью и карандашом.
Чаще всего используется калька шириной 297 мм, 420 мм, 594 мм, 610 мм, 841 мм, 914 мм (импортная) и 420 мм, 625 мм, 878 мм (Отечественная). А4 и А3 популярны для распечатывания на копирах и лазерных принтерах, а для офсета и трафарета предпочтительнее полиграфические форматы - 70 на 100 см и др. Современная калька бывает следующих типов:
Традиционное использование бумаги (кальки)
- в буклетах и календарях применяется в качестве второго листа после обложки. Калька используется для вкладышей с текстом приглашения или открытки. Иногда делают конверт из кальки в тон или того же цвета что и конверт. Популярны так же на кальке.
Бумага калька практически не вызывает проблем в печати.
Калька хорошо зарекомендовала себя в офсетной печати, но поверхность кальки не впитывают влагу, поэтому рекомендуется фолиевая краска. Сохнет калька плохо, поэтому чтобы избежать перетаскивания краски с одного листа на другой лучше своевременно разгружать приёмку. Нужно держать готовые оттиски небольшими стопами, потому что краска должна закрепиться.
Отлично зарекомендовала по использованию калек и в форме печати. При печати на ЦПМ тонерах
(Ксерокс, Кэнон, Коника Минолта и др.), Вы должны проверить систему на одном листе. Иногда тонер не запекается на кальку правильно и отваливается. При печати необходимо учитывать температуру термоэлемента, так как вы можете потерять не только бумагу, но и печатающее устройство. Как правило, основные характеристики материала (низкое сопротивление) указаны в спецификации. Возможны и экзотические проблемы - некоторые марки тонированной бумаги кальки после нагревания меняют цвет.
Клеить кальку лучше синтетическим клеем , потому что водно-дисперсионный клей может вызвать волнистый эффект в месте склейки. Калька чувствительна к изменению климатических условий, значит во избежание скручивания бумаги до и после печати, материал должен быть защищен от сквозняков и перепадов температуры и влажности.
Общее свойство всех видах кальки - способность впитывать влагу из воздуха и повышенная чувствительность к изменению условий в печатном цехе, поэтому упаковка должна вскрываться только непосредственно перед печатью. В процессе печатания поддерживают стабильную влажность и температуру (+20 °C и 50% влажности).
Иногда возникают трудности при пост-обработке: материал очень плотный и тяжело режется. Рекомендуемая высота стопы кальки при обработке сабельным или гильотинным резаком должна быть не более 5 см.
Прежде чем заказать на кальке, не забудьте проконсультироваться с технологом типографии, в которой вы планируете выполнить заказ. При работе с любой дизайнерской бумагой нужно изучить ее, провести несколько тестовых распечаток и следовать рекомендациям производителя.
Посмотрите видео про применение кальки в качестве бумаги для перевода рисунка на дерево.