Психологический мониторинг в практике психологической службы образования. Социально-психологический мониторинг как средство психологического сопровождения детей со школьной дезадаптацией Психологический мониторинг и его технология


Слово «мониторинг » (от латинского « monitor »)

в переводе означает

напоминающий или предостерегающий.


Понятие « мониторинг »

может рассматриваться

  • и как способ исследования реальности , используемый в различных науках,
  • и как способ обеспечения управляющего звена своевременной и качественной информацией о состоянии системы и происходящих в ней процессах.

Психологический мониторинг

представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося (ребенка), создания банка психологических данных на каждого учащегося (ребенка), проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося (ребенка).


Работа психологической службы ОУ в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям

  • Психологическая диагностика – анализ результатов – рекомендации, консультация – коррекционные мероприятия – психологическая диагностика – анализ результатов – рекомендации, консультация – коррекционные мероприятия и т.д.

Психологический мониторинг реализует следующие задачи:

  • получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в школе;
  • предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;
  • структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:

  • познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;
  • мотивационная сфера и динамика ее развития;
  • эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;
  • личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.


Психологический мониторинг это

  • комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.

Формы использования результатов психологической диагностики могут быть следующие

  • 1. Составление рекомендаций учителям и представление их на педагогических советах
  • 2. Индивидуальные собеседования психолога с педагогами
  • 3. Индивидуальная и групповая работа с учениками
  • 4. Индивидуальные собеседования с родителями
  • 5. Групповая работа с родителями
  • 6. Подготовка анализа актуальной ситуации для администрации образовательного учреждения.

Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга дает возможность:

  • определить относительное место учащегося в классе и параллели;
  • провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру;
  • выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;
  • отследить динамику изменений результатов от года к году;
  • провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам.

Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося, создания банка психологических данных на каждого учащегося, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося.

Психологический мониторинг реализует следующие задачи:

  • получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в ОУ;
  • предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;
  • структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

Работа психологической службы ОУ в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям:

психологическая диагностика -> анализ результатов -> рекомендации, консультация -> коррекционные мероприятия -> психологическая диагностика -> анализ результатов -> рекомендации, консультация -> коррекционные мероприятия и т.д.

Психологический мониторинг – комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.

При помощи психологического мониторинга оценивается процессуальная сторона обучения и, прежде всего, качественные характеристики восприятия и усвоения знаний учащимися. Следовательно, в качестве показателя результативности нами рассматривается динамика психологического развития ребенка (то есть возникновение и развитие психических новообразований – познавательной мотивации, расширения зоны ближайшего развития, субъективной позиции в деятельности, произвольности и др.).

При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:

  • познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;
  • мотивационная сфера и динамика ее развития;
  • эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;
  • личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.

Периодичность проведения психологической диагностики на различных ступенях обучения:

1. Диагностика познавательной сферы учащихся. В соответствии со спецификой качественных изменений в умственном развитии школьников и закономерностей становления учебной деятельности можно выделить особые “показательные” этапы школьного образования. Психологическая диагностика, проведенная на этих этапах, выявляет качественные изменения и определяет общие тенденции в умственном развитии и формировании учебной деятельности у школьников, т.е. наиболее достоверно представляет результаты образовательного процесса с точки зрения общей образованности учащегося.

1 этап – поступление в школу . Задачи этапа: выявить фоновый уровень умственного развития и сформированность предпосылок к участию в учебной деятельности.

2 этап – обучение в первом классе. Задачи этапа: обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии в школьных ситуациях, оказание им необходимой помощи.

3 этап - обучение во втором – третьем классах начальной школы. Задачи этапа: выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.

4 этап переход из начальной школы в среднюю. Задачи: выявить изменения в умственном развитии школьников, определить общую тенденцию такого развития, спрогнозировать степень успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе; выделить учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития.

5 этап – обучение в среднем звене школы. Задачи: изучение и отслеживание уровня обученности школьников и развития умственных способностей.

6 этап – интеллектуальное и познавательное самоопределение. Задачи: определить умственный “профиль” и изучить качество и уровень усвоения базовых учебных предметов учащимися; выявить уровень развития теоретического и практического интеллекта; определить приоритетное развитие гуманитарных, математических и технических способностей; измерить развитие различных функций интеллекта.

7 этап – итоговый. Задачи: изучить общий уровень умственного развития и сформированности учебной деятельности у выпускников средней школы, проанализировать качество овладения понятиями и логическими операциями на материале основных учебных дисциплин, оценить способность к наглядному и образному мышлению, а также получить характеристику общей образованности учащихся.

2. Диагностика мотивационной сферы учащихся. Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом. Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов). Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности.

Чтобы проследить динамику развития учебной мотивации, необходимо провести изучение ее в следующих “контрольных” точках возрастов:

  • перед поступлением в 1-й класс;
  • по окончании 1-го класса;
  • по окончании начальной школы или в период поступления в 5-й класс;
  • в период обучения в 7-м классе;
  • по окончании 9-го класса;
  • по окончании 11-го класса.

3. Диагностика эмоционально-волевая и личностной сферы. Так как особенности эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка в достаточно высокой степени влияют на уровень адаптации и процесс обучения ребенка в школе, поэтому особенно целесообразно ее изучение в “критические” возрастные адаптационные периоды:

  • поступление в первый класс и период обучения в первом классе;
  • период перехода из начального звена в среднее и обучение в 5-ом классе;
  • период обучения в 10-м классе.

Для реализации поставленных задач пользуемся специально подобранным инструментарием, который подбирается по следующим основным критериям:

  • валидность по отношению к измеряемым показателям; психодиагностические методики должны быть направлены именно на измерения заданных параметров;
  • стандартизированность исследовательских процедур; подобранные психодиагностические методики должны предусматривать в своем содержании унифицированные процедуры проведения, обработки и интерпретации полученных данных, так как возникает необходимость сравнения результатов;
  • сопоставимость тестовых показателей методик, используемых на различных этапах возрастного становления учащегося; необходимо использовать психодиагностические методики, дающие сопоставимые показатели, но с учетом возрастного аспекта;
  • экономичность; в связи с загруженностью психологов необходим пакет методик, требующий минимальных временных, организационных и материальных затрат, но в то же время дающих возможно полную информацию о всех сторонах диагностируемых процессов.

Например, при проведении психологической скрининговой диагностики (в рамках проведения психологического мониторинга) с учащимися в адаптационные периоды школьного обучения (1, 5 и 10 классы) используется следующий психодиагностический инструментарий:

Диагностируемые параметры

Диагностический инструментарий

Учащиеся первого года обучения

Уровень развития произвольной сферы

Уровень сформированности предпосылок учебной деятельности

Методика Д. Б. Эльконина “Графический диктант”

Степень самостоятельности в учебной деятельности

Методика Д.Б. Эльконина “Графический диктант”

Уровень развития визуального восприятия и памяти

Методика “Клоун”, Методика “Домик”

Уровень развития аудиального восприятия и памяти

Методика “Домик Пяточка”, Методика “Погодные картинки”

Уровень умственной работоспособности, темп психической деятельности

Методика “Корректурная проба”

Анкета Н.Г. Лускановой, Проективная методика “Что мне нравится в школе”

Уровень школьной тревожности

Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан,

Проективная методика “Школа зверей”

Характер дезадаптационных нарушений

Опросник по дезадаптации Л.М. Коваленко, Н.Н. Тарасенко

Учащиеся 5-ых классов

Уровень умственного развития

Уровень сформированности учебной деятельности

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)

Уровень и характер школьной тревожности

Тест школьной тревожности Филлипса

Уровень сформированности учебной мотивации

Методика изучения мотивации обучения у учащихся 5-ых классов М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой

Учащиеся 10-ых классов

Уровень тревожности (школьной, самооценочной, межличностной)

Шкала тревожности Прихожан

Уровень агрессивности

Опросник Басса-Дарки

Уровень сформированности адекватной самооценки

Методика Дембо-Рубинштейна

Уровень сформированности учебной мотивации

Методика изучения мотивации обучения старшеклассников М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой

Особенности акцентуации характера

Опросник Шмишека

Комплексное, всестороннее психолого-педагогическое изучение процесса личностного развития учащихся (детей) посредством психологической диагностики (психодиагностических обследований) включающее в себя

  • познавательную сферу;
  • эмоционально-волевую сферу;
  • мотивационную сферу;
  • поведенческую сферу;
  • личностные особенности и черты характера;

проводится вместе с планомерным изучением личностного развития ученика (ребенка) методом экспертного наблюдения (учителя, родители).

В результате параллельного использования двух направлений деятельности (психолога–психодиагностическое обследование, педагога–метод экспертного наблюдения) получаем два ряда данных, отражающих одни и те же явления, что значительно расширяет возможности интерпретации результатов. Так, если по оценкам учителя ребенок недостаточно успешен в обучении, но при этом хорошо справляется с заданиями интеллектуальных тестов, это свидетельствует о том, что потенциальные возможности ребенка используются не полностью. Диагностика личностной сферы позволяет уточнить причины создавшейся ситуации и верно определить направление коррекции.

Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга дает возможность:

  • определить относительное место учащегося в классе и параллели;
  • провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру;
  • выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;
  • отследить динамику изменений результатов от года к году;
  • провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам;
  • получить сравнительную оценку качества работы учителей.

Итоговый результат психологической диагностики предоставляется на различных уровнях:

1 уровень – информация для ученика. Интерпретация выдержана в положительном ключе и сообщает учащимся об особенностях их мышления, внимания, памяти, мотивации и т.д. Эти результаты служат основой для формирования рефлексии учащихся (особенно в старших классах), и с их обсуждения может начинаться индивидуальная работа психолога или учителя с учеником.

2 уровень – информация для учителя. Здесь информация представлена в наиболее развернутой форме. В зависимости от текущих целей образовательного процесса учитель может получить информацию об отдельном ученике, целом классе или параллели. Результат предоставляется в таблицах, в виде графиков, гистограмм. Эти комплексные сведения позволяют не только оценить возможности ученика на текущий момент, но и своевременно выявить намечающиеся нарушения.

3 уровень – информация для управленческого звена (администрации школы, районных и городских управлений образования). Информация представлена в наиболее обобщенных результатах, так, чтобы на их основе можно было составить целостное представление о качестве образовательного процесса.

Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика (ребенка), проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, приводит к пониманию закономерностей возрастного развития, позволяет прогнозировать ожидаемое состояние образовательной системы, помогает оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий.

В рамках психологического мониторинга также осуществляется психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения, одаренных детей и детей с высоким уровнем интеллектуального развития, учащихся, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения.

Работа с данными классами в режиме психологического мониторинга позволяет осуществлять:

  • систематическую диагностику развития детей в данных классах;
  • отслеживать эффективность обучения детей по программам классов КРО;
  • разрабатывать специальные индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы, индивидуальные образовательные маршруты.

Работа с одаренными детьми в режиме психологического мониторинга позволяет решить такие задачи, как:

  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
  • формирование адекватной самооценки;
  • охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
  • профилактика неврозов;
  • предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;
  • развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.

В 5-11 классах проводится компьютерная диагностика обучающихся по двум направлениям: интеллект и личность.

Тест «Интеллект» состоит из шести субтестов, которые были направлены на:

ü Выявление реакции

ü Выявления уровня внимания:

ü Выявление уровня памяти (вербальной, невербальной);

ü Выявления умения устанавливать аналогии;

ü Выявления сформированности такой операциональной стороны мышления, как логические классификации;

ü Нахождение правила построения числового ряда

Анализ результатов позволяет дать характеристику обучающихся в отношении наиболее и наименее освоенных понятий, об уровне развития психических процессов в динамике. Тест «Личность» направлен на выявление:

ü Наличия и характера учебной мотивации;

ü Устойчивого эмоционального состояния (уровня тревожности);

ü Уровня самооценки;

ü Отношению к себе (Позитивная «Я-концепция»)

ü Отношению со сверстниками (социометрия)

ü Отношения с педагогами

Результаты диагностики позволяют классным руководителям, педагогам-предметникам проводить индивидуальную и групповую работу с обучающимися.

Продолжается диагностическая работа по формированию компонентов учебной деятельности детей, обучающихся по системе РО Д.Б.Эльконина –В.В Давыдова: начальные классы, 5-е классы, 6-е классы, 8 класс. В целом уровень формирования учебной деятельности у большинства учащихся находится в норме.

Показатели:

· Тип мотивации учебной деятельности (преобладают внутренние мотивы учения – 53%);

· Наблюдается высокий уровень развития познавательного интереса, учебной активности (74%)

· Особенности целеполагания: высокая степень совпадения фактической цели учащихся с целью, заданной учителем (48%)

· Недостаточный уровень оценки действий контроля (32%)

· Недостаточный уровень способностей учащихся содержательно оценивать свои возможности, самостоятельно решать новые учебные задачи (31%)

Продолжается диагностика интеллектуального развития учащихся:

· Средний уровень эмпирического обобщения;

· Высокий уровень содержательного обобщения грамматического материала;

· Достаточно высокий уровень содержательного обобщения математического материала;

· Высокий уровень интеллектуальной рефлексии;

· Достаточно высокий уровень вербального и невербального интеллекта.

Диагностировались особенности развития ученических коллективов:

· Высокий уровень сплоченности коллективов;

· Непосредственная роль совместной учебной деятельности в межличностных отношениях;

· Индивидуально- психологические особенности учащихся (уверенность в себе, достаточно высокая эмоциональная устойчивость, низкий уровень агрессивности в отношениях со сверстниками и взрослыми, отсутствие демонстративности в поведении, отсутствие трудностей в общении).

Диагностировался уровень умений и навыков учащихся:

· Орфографический навык;

· Грамматические умения;

· Уровень математических умений:

· Вычислительный навык

В 5 – 10 – ых классах изучаются мотивы обучения, их взаимосвязь с уровнем притязаний, выявляются уровни ведущих мотивов, уровни учебной мотивации, уровни личностной и ситуативной тревожности.

Проводится диагностика потребностно-эмоциональной сферы учащихся для выявления эмоционального состояния учащихся в школе, нарушений в аффективно- эмоциональной сфере детей.

Используется социометрический метод для изучения структуры эмоциональных отношений в группах, для получения адекватных представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре класса, для выявления референтных лиц класса, обладающих ценностной привлекательностью психологическим влиянием в классе. Исследуется самооценка и уровень притязаний школьников в учебной деятельности, ценностный потенциал учащихся, жизненные и моральные установки школьников.

У учащихся в рамках предпрофильного обучения (8-е, 9-е классов) исследуется интеллектуальная сфера, определяются способности, склонности учеников к определенному типу профессии, изучаются творческие способности ребят. На учащихся 9-х классов составляются полные психолого-педагогические характеристики («портфолио» ученика), что позволяет учащимся делать осознанный выбор профиля.

Класс:

В настоящее время мониторинг, как вид деятельности, прочно входит в профессиональную жизнь школьного психолога. Администрация использует психологический мониторинг для оценки качества работы педагогов и корректировки управленческих решений. В этой информации чувствует необходимость учитель для оценки своей профессиональной деятельности и достижений ученика. Нуждаются в ней и учащиеся, испытывающие интерес к собственному развитию и самоопределению, а также родители учащихся, желающие активно участвовать в жизни школы и воспитании своих детей.

В систему деятельности под названием «мониторинг» входят: сбор, обработка, хранение и распространение информации о состоянии изучаемого объекта или явления и прогнозе его развития.

Психологический мониторинг может выполнять три функции:

  • Диагностическую, т.е. измерять параметры объекта;
  • Контрольную, т.е. дать возможность осуществлять контроль отклонений от нормативных параметров;
  • Оценочную.

Психологический мониторинг, как режим наблюдения за каким-либо процессом с целью изучения его динамики и сравнения с ожидаемыми результатами, позволяет эффективно контролировать реализацию образовательной программы, постоянно изучать состояние социума, замерять его основные параметры, вовремя снимать возникающие проблемы.

К психологическому мониторингу должны предъявляться определенные требования, которые можно сформулировать в виде принципов.

Первый – объективность информации. Запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверены. Информация должна быть конкретной и полезной для работников школы.

Второй – сравнимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект на основе одинаковых эмпирических показателей.

Третий – адекватность; он предполагает изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий. Реализация этого принципа предполагает оценку влияния различных внешних факторов на работу учебного заведения. Такая оценка может быть осуществлена только на основе специально проведенных исследований.

Четвертый – прогностичность; имеется в виду получение данных, позволяющих прогнозировать будущее, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций.

Пятый – целевое назначение, которое предполагает получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели деятельности.
Реализация обозначенных принципов осуществляется в ходе прохождения этапов психологического мониторинга: подготовительного, практического и аналитического.

Психологический мониторинг может использоваться на разных уровнях:

  • Администрация : анализ состояния образовательной деятельности, принятие управленческих решений, организация методической работы;
  • Социально-психологическая служба :изучение состояния социальной структуры ученической среды школы, изучение адаптации учащихся, разработка и проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися, индивидуальные консультации классных руководителей, осуществление работы с родителями;
  • Зам. директора по воспитательной работе :планирование воспитательной работы школы на новый учебный год, организация методической работы с классными руководителями, контроль деятельности классных руководителей.
  • Классные руководители и учителя-предметники :планирование учебно-воспитательной работы с классом, организация индивидуальной работы с учащимися, выбор форм и методов работы с классом, с учетом социальной структуры и психологических особенностей группы.

Разрабатывая психологический мониторинг, важно помнить о простейших правилах:

  • не допускать использование методик, предназначение которых не соответствует области применения;
  • контролировать степень освоенности методического средства;
  • не допускать использования случайных анкет, методик, диагностических материалов, не имеющих методического описания и теоретического обоснования и история создания которых не известна;
  • осуществлять контроль использования информации педагогами;
  • включить в мониторинг самых разных субъектов образовательной практики: родителей, учащихся, педагогов;
  • важно, чтобы результаты этой работы были обязательно оформлены и востребованы.

Для того, чтобы сделать психологический мониторинг «принимаемым» и лично значимым для каждого участника образовательного процесса, нужно иметь ввиду, что при его исполнении важна этическая сторона дела. Информация должна быть разделена на несколько блоков:

  • Информация, сообщаемая учителям и классным руководителям на совещаниях в виде перечня необходимой коррекционной работы и ее методики.
  • Информация, сообщаемая ученику или его родителям для формирования адекватной самооценки, определения направлений работы по изменению личностных качеств ученика.
  • Информация, для родителей для адекватной оценки личности ребенка.
  • Информация для администрации школы в укрупненном, структурированном виде с целью принятия управленческих решений.

При разработке психологического мониторинга нашей школы несколько лет назад я столкнулась с проблемой неотработанности понятия «психологический мониторинг», отсутствием в современной психологии системы замеров психологического развития учащихся, классных коллективов, проблемой анализа полученных данных, проблемой технического обеспечения отработки и хранения информации.
При составлении технологической карты (Приложение 1 ) для психологического мониторинга были определены основные показатели статуса учащегося:

  • готовность к обучению на разных ступенях обучения
  • познавательная сфера
  • мотивационная сфера
  • эмоционально-волевая сфера личности
  • личностная сфера (интересы, способности, профессиональная направленность учащегося)
  • социометрический статус школьника. (Приложение 6 )

При составлении психологического мониторинга классов (Приложение 2 ) учитывались следующие компоненты оценки развития коллектива:

  • Уровень развития коллектива
  • Рейтинг учебных предметов
  • профили обучения
  • интеллектуальные показатели
  • готовность к выбору профессии
  • удовлетворенность работой школы.

Информация, полученная с помощью психологического мониторинга (Приложение 3 ), востребована на различных уровнях:

  • Оценка работы педагогов, классных руководителей, школы в целом;
  • Работа по адаптации учащихся;
  • Планирование и проведение групповых занятий по развитию познавательных способностей в 1-4 классах
  • Проведение профориентационных уроков в 9-х классах
  • Индивидуальные занятия по коррекции эмоциональной сферы
  • Работа с педагогами на совещаниях, педагогических советах, консилиумах и т.д. (Приложение 4 )
  • Индивидуальные консультации классных руководителей;
  • Работа с родителями (классные собрания, индивидуальные консультации)
  • Информационно-отчетная деятельность для УО (Приложение 5 ),
  • Информационные карты школы для участия в многочисленных конкурсах на разных уровнях.

В настоящее время психологический мониторинг становится реально действенным механизмом для определения эффективности образовательной деятельности, и что наиболее важно, для выделения факторов, обеспечивающих или, напротив, тормозящих достижение максимально возможной эффективности образовательной деятельности школы.

Литература:

1. Битянова М. В центре внимания – мониторинг // Школьный психолог. – 2011. – №14.
2. Мякинченко Л.П. Настольная книга завуча школы / Авт.-сост. Л.П. Мякинченко, Т.В. Ушакова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Мониторинг социально-психологического состояния учащихся детских объединений МКУ ДО РДЭЦ

Цель мониторинга:

1.сопровождение процесса социально-психологической адаптации (СПА) обучающихся в детском коллективе,

2.формирование благоприятного социально-психологического климата (СПК) в детских объединениях,

3.обеспечение психологического здоровья обучающихся МКУ ДО РДЭЦ.

4.повышение профессиональной компетентности педагогов.

Задачи мониторинга:

1.Сбор и обработка данных о протекании успешной СПА обучающихся;

2.Сравнение (по полугодиям) динамики изменения значений показателей успешной СПА, обуславливающих формирование благоприятного СПК;

3.Определение проблемных условий СПА;

4.Принятие мер по минимизации неблагоприятных факторов.

Функции мониторинга:

-Познавательная функция – повышение внимания педагогического коллектива к проблемам и благополучию обучающихся.

-Функция поддержки – обеспечение и сохранение условий, способствующих благополучной СПА и формированию благоприятного СПК.

-Профилактическая функция – наблюдение и контроль за условиями благополучной СПА и формирования благоприятного СПК.

Сбор информации : регулярная диагностика (октябрь, февраль) .
1) «Социально – психологический климат в коллективе» Фидлекр (сентябрь);

2) Анкета «Морально – психологическое самочувствие и физическое состояние» (март);
2) Социометрические исследования в детских объединениях (декабрь).

Объект мониторинговых исследований : обучающиеся МКУ ДО РДЭЦ .
Деятельность : воспитательная работа педагогического коллектива, обеспечивающая устранение влияния негативных и усиления позитивных условий для успешной адаптации и социализации обучающихся МКУ ДО РДЭЦ.

ПОНЯТИЯ:
Социально-психологический климат - интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий , которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов деятельности (общение) и личностного развития.
Социально-психологическая адаптация – процесс интеграции обучающегося в детский коллектив, в результате которой достигается формирование:

Адекватного самосознания,

Продуктивного ролевого поведения,

Способности к самостоятельности и самоконтролю,

Адекватных и продуктивных связей с окружающими.
Мониторинг – процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или деятельности для определения тенденций изменения параметров.

Параметры измерения по признакам успешной социально-психологической адаптации

    Общие успехи в обучении

    Статус в коллективе (лидер, популярный).

    Отношение к мнению коллектива (благожелательно, серьёзно).

    Друзья (и в д/о и за пределами).

    Мероприятия (и/или: организатор, инициатор, активный участник).

    Конфликты (не высокий уровень конфликтности с окружением).

    Отношение к себе (и/или: уверен в себе, стремится к успеху).

    Навыки культурного поведения (обладает н.к.п.).

    Воспитательный фон в семье (педагогически состоятелен).

    Здоровье (как часто пропускает занятия по болезни).

    Инструментарий для диагностики:
    1) «Социально – психологический климат в коллективе» Фидлекр;

2) Анкета «Морально – психологическое самочувствие и физическое состояние»;
3) Социометрические исследования в детских объединениях

Основной спектр определённых проблем обучающихся:

    Не умение устанавливать дружеские контакты.

    Конфликтные взаимоотношения с детьми, с родителями.

    Низкая самооценка, неуверенность в себе.

    Пассивная жизненная позиция.

Формы работы:

    Индивидуальные и групповые консультации;

    Коррекционно-развивающие занятия (на сплочение обучающихся);

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ:

-с отверженными членами детского коллектива. Отверженным членам д/о давать поручения, которые повышали бы их значимость в коллективе, социальный статус. Чтобы сменить позицию «непризнанного», «отверженного» члена объединения создаётся соответствующее поле деятельности, где ребёнок раскрывается.

-с обучающимися с низким показателем физического состояния и морально – психологического самочувствия.


РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА

ЗА 2014-2016 гг.
Целенаправленная работа по формированию социально-психологического климата в образовательном пространстве МКОУ ДОД РДЭЦ показала положительную динамику в социально-психологической адаптации обучащихся по следующим показателям.

Сравнительный анализ результатов социометрического исследования.

2014-2015гг 2015-2016гг

Сравнительный анализ эмоционально – психологического климата в детских объединениях

Групповой индекс эмоционально – психологического благополучия в детских объединениях:

- 2014 – 2015 учебный год – 19 баллов

-2015 – 2016 учебный год – 23,6 баллов

Значительно возросло число ребят:

    устанавливающих дружеские связи как внутри своего детского объединения, так и за его пределами (с 17 до 60%);

    занимающих активную социальную позицию и реализующих как творческий, так и познавательный потенциал (с 27 до 41%) ;

    демонстрирующих социально одобряемое поведение (с 45 до 66%) ,

    в детских коллективах стало больше ребят в статусе «популярных» (с 41 до 50%) ,

    серьёзно относящихся к мнению коллектива (с 26 до 35%) ,

    стремящихся к успеху (с 13 до 20%) ;

Значительно снизилось число ребят:

    допускающих нежелательное поведение, снизилось (с 36 до 28%) ,

    характеризующихся агрессивным и социально неодобряемым поведением снизилось (с 9 до 3%) ;

    в статусе «непопулярных» (с 30 до 24%) ,

    в статусе «изолированных» (с 7 до 3%) ,

    в статусе «отверженных» уменьшилось (с 2 до 0,4%) ;

    с заниженной самооценкой (с 36 до 29%) ,

    относящихся к мнению коллектива враждебно (с 5 до 3%) ,

    болезненно воспринимающих мнение коллектива (с 13 до 9%) ;

Выводы:
Согласно полученным результатам можно сделать следующие выводы:

    условия для формирования благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении созданы;

    данная программа мониторинга и мер коррекции имеет позитивную динамику изменений в показателях социально-психологической адаптации обучающихся в образовательном учреждении.

Психологический мониторинг

система постоянного (непрерывного) отслеживания с помощью разнообразных средств психологического измерения и оценки процесса личностного развития учащегося (ребенка), создание банка психологических данных на каждого учащегося (ребенка), на основе которого возможно прогнозирование дальнейшего хода психического развития и успешности деятельности.

В самом общем виде под мониторингом понимают наблюдение, оценку и прогнозирование состояния системы (окружающей среды, образовательного процесса, механической системы). Его главными особенностями являются: а) системный характер, б) фиксирование реальных текущих признаков объекта и в) протяженность во времени. Таким образом, мониторинг выступает по сути синонимом понятий «систематическое наблюдение», «оперативное наблюдение».

Психологический мониторинг в сфере образования предполагает получение информации об учащемся, лежащей в области внутреннего, скрытого, и относящийся к тем особенностям психической организации ученика, которые влияют на успешность освоения им содержания образования. Ее получение является неотъемлемой частью информационного сопровождения учебно-воспитательного процесса, с помощью которого отслеживаются показатели особенностей развития: а) в познавательной сфере ребенка (восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение), б) в сфере учебной деятельности (умение ориентироваться на образец, умение действовать по правилу, умение ориентироваться на систему требований, умение принять учебную задачу, умение планировать свои действия, умение контролировать и оценивать свою работу); в) в мотивационной сфере; г) в эмоционально-волевой сфере (уровень тревожности, активности, произвольности, агрессивности, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса и др.); д) в личностной сфере (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации, уровень притязаний, черты характера, акцентуации и т. д.).

Основными целями психологического мониторинга выступают:

1. Сохранение психического и психологического здоровья школьников за счет своевременной диагностики возникающих в процессе обучения трудностей.

2. Контроль за ходом психического развития для предупреждения и преодоления имеющихся или возможных отклонений в развитии школьника.

3. Создание оптимальных условий школьного обучения для каждого ребенка, обеспечивающих эффективное развитие его личности.

4. Раннее вмешательство, подразумевающее выявление минимальных отклонений, когда дезадаптивные механизмы еще не сформированы.

5. Приоритетность поддерживающих профилактических мероприятий для детей с минимальными отклонениями в психологическом развитии.

6. Преемственность в организационной системе психолого-педагогического обеспечения успешного обучения в начальной школе, а также ее соответствие этапам психического развития школьников.

7. Активное включение психолога в образовательный процесс, позволяющий обеспечить оперативное взаимодействие с учениками на уровне их субъективных проблем.

8. Гуманизация образовательной среды, в которой должно быть сформировано отношение к ребенку как к личности.

9. Компетентность специалистов, участвующих в программе по психологическому мониторингу. Важно, чтобы специалисты ориентировались во всех направлениях возможных нарушений ребенка, а также владели знаниями по психической адаптации и дезадаптации школьника.

10. Создание целостной системы изучения ребенка как развивающейся личности в образовательной системе, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося (ребенка).

Центральное место в организации психологического мониторинга занимает психологическая диагностика. Однако психологический мониторинг не может быть сведен только к психодиагностике. Системность, преемственность, периодичность и целостность мероприятий, образующих программу психологического мониторинга, подразумевает эффективный комплекс психологических средств и технологий, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно получать психологическую информацию.

Основаниями для создания программы психологического мониторинга в школе выступают общетеоретические принципы деятельности специалистов, направленной не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития, которые были выдвинуты Д. Б. Элькониным. Он считал, что подобная работа должна, прежде всего, соответствовать адресуемой возрастной группе и содержать ее основные возрастные особенности, поскольку каждый возрастной период характеризуется совершенно специфической социальной ситуацией развития.

С этой точки зрения, психологический мониторинг в школе должен учитывать наличие нескольких переходных периодов, во время которых количество факторов риска возникновения нарушений существенно увеличивается: момент поступления ребенка в школу (предобучение и адаптация к школе), время его перехода из начального звена обучения в среднее и период адаптации к новым требованиям, начало периода личностного (7 класс) и профессионального (9 класс) самоопределения. В эти периоды обычно ярко проявляются наиболее важные формы отклонений, таких как:

1) школьная неуспеваемость, базирующаяся, в первую очередь, на недоразвитии познавательной деятельности или неготовности к смене ведущего типа деятельности, невозможности ее формирования из-за различных дефектов развития;

2) школьная недисциплинированность, отражающая неадекватные способы компенсаторного реагирования ребенка на те или иные затруднения школьной жизни.

Решение задач психологического мониторинга также носит комплексный характер и предполагает совместное участие специалистов, кооперацию их активности. Администрация школы (директор ) координирует и направляет программу психологического мониторинга с учетом специфики образовательного учреждения и основных задач школьного обучения. Методист согласует учебные планы и образовательные программы с условиями, возможностями и особенностями психологического развития школьников на уровне конкретных классов. Классный руководитель активно взаимодействует со школьниками в образовательном процессе и отслеживает особенности учебной деятельности каждого ребенка, возникающие трудности обучения или симптомы неблагополучного развития ребенка. Педагоги школы адаптируют образовательные программы, учебные планы и свою педагогическую деятельность с учетом специфики класса и психологических особенностей детей. Психолог разрабатывает и реализует программу психологического мониторинга на основе требований школы, типичных трудностей, возникающих в образовательном процессе, и закономерностей психического развития школьников на данном возрастном этапе. Медицинский работник отслеживает состояние здоровья учащихся и своевременно выделяет «группу риска» – детей, для кого должны быть созданы щадящие условия обучения. Валеолог обеспечивает соблюдение условий сохранения физического и психологического здоровья детей в процессе обучения. Логопед работает над устранением различных недостатков в развитии речи школьника как одной из основных сфер психического развития, обеспечивающих успешность обучения. Социальный педагог своевременно информирует об условиях жизни ребенка и различных изменениях в его социальной ситуации развития. Дефектолог дает заключение о природе возникших отклонений в развитии школьников как обратимых (психологического характера), так и необратимых (органического происхождения), определяет степень этого отклонения и необходимость оказания медицинской помощи.

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Достань нож и убей! Техника ножевого боя тюрьмы Фолсом автора Пентакост Дон

Психологический настрой Когда вы последний раз серьезно проверяли свои силы? Никогда нельзя знать, как вы поступите в конкретной ситуации, пока не попадете в нее. Этого не знает и ваш противник, независимо от того уверен он в себе или нет. Многие, считают себя непобедимыми

Из книги Дж. М. Кейнс автора Красова Ольга

«Основной психологический закон» Суть этого «закона» Дж. М. Кейнса такова: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». И в этом определении его

Из книги 500 лучших программ для Windows автора Уваров Сергей Сергеевич

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

48. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Психологический эксперимент – это стратегия исследования, посредством которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных

Из книги Энциклопедия юриста автора

Мониторинг земель МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ - система наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель. Объектами М.з. являются все земли РФ. К его задачам относятся: своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и

Из книги Школа выживания в условиях экономического кризиса автора Ильин Андрей

Психологический отбор юристов ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР ЮРИСТОВ - один из этапов или компонентов профессионального отбора, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение соответствия психологических и психофизиологических качеств кандидата

Из книги Linux и UNIX: программирование в shell. Руководство разработчика. автора Тейнсли Дэвид

Из книги Экология автора Зубанова Светлана Геннадиевна

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег Олегович

38. Экологический мониторинг Мониторинг – слежение за какими – либо объектами или явлениями. Экологический мониторинг -наблюдение и прогноз состояния природной среды, оценка ее изменений под влиянием деятельности человека. Полученные данные используют для

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

7.16 Психологический прессинг (пиление) Комары гораздо гуманнее женщин. Если комар пьет твою кровь, то он, по крайней мере, перестает жужжать. Шутка То же самое, что эмоциональное накручивание, но проведение приема – постоянное во времени и не такой большой эмоциональной

Из книги автора

Анамнез психологический (от греч. anamnesis - воспоминания) – в психологии он рассматривается как сбор и систематизация информации о человеке, которая включает:? биографический фон и связанные с ним истории развития, которые могут быть использованы для объяснения

Из книги автора

Диагноз психологический краткое емкое обозначение актуального состояния психической системы или ее параметров, обусловливающего особенности поведения и деятельности конкретного человека, представленное в виде диагностической категории (понятия) или утверждения

Из книги автора

Психологический прогноз профессиональный вид деятельности психолога, целью которого является формулирование вывода о будущем состоянии человека на уровне индивидуальных особенностей психики или на уровне практически важных параметров его деятельности с опорой на