Ролевые игры в детском саду. Сюжетно - ролевая игра "Парикмахерская"

Цели.

1. Закреплять знания детей о театре, о работниках театра, научить действовать детей в соответствии с принятой на себя ролью.

2. Формировать доброжелательное отношение между детьми, нравственно-этические нормы поведения.

3. Развивать диалогическую речь, выразительность исполнения роли.

4. Развивать воображение, умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих.

Предварительная работа:

  • поход родителей с детьми в театр;
  • беседа о театрах нашего города, как культурных учреждениях;
  • рассматривание открыток с театрами города;
  • рассматривание афиш и программок;
  • беседа о правилах поведения в театре;
  • изготовление атрибутов для игры: билеты, программ, афиша, окошко-касса, вывеска «буфет», пошив фартука и головного убора для буфетчицы, изготовление «кондитерских изделий» для буфета;
  • изготовление кукол для спектакля (муравья и стрекозу);
  • предметно-игровая среда.

Оборудование:

  • реквизиты для буфета - вывеска «буфет», касса, деньги, продукты (пирожное, шоколадки, соки, конфеты), фартук, пилотка, кукольная посуда (чашки, чайники, блюдца, поднос);
  • реквизиты для продавца цветов - цветы, деньги;
  • реквизиты для кассы - окошко-касса, калькулятор, деньги;
  • реквизиты для контролёра - стулья, номера.

Ход игры:

Ребёнок -Что за дом, что за дом –

Сказку ты увидишь в нём,

Танцы, музыку и смех –

Представление для всех.

Ещё в этом заведении

Всегда работают актёры.

И спектакль идёт на сцене,

А встречают нас вахтёры.

Если купишь ты билет,

То можешь посмотреть балет.

Там ещё антракт бывает –

Перерыв, чтоб отдохнуть,

И не просто отдохнуть,

А в буфетик заглянуть.

Здесь можно пьесу посмотреть…

Что за дом такой, ответь?

Дети: Театр.

Давайте вспомним, какие же бывают театры? (Кукол, кошек, теневой, драмы, настольный, пальчиковый, плоскостной……) Ребята, для чего нужна афиша? (Для того чтобы знали какой и когда будет спектакль.) Давайте вспомним, кто же работает в театре? (Кассир, режиссер, костюмер, гримёр, актёр, буфетчица, гардеробщик, контролёр, декоратор, работники по сцене…) Какие правила следует соблюдать в театре посетителям? (Приходить не менее чем за 20 минут до представления, не разговаривать, не мешать другим зрителям смотреть спектакль, не приносить продукты питания в зал, не вставать и не ходить во время представления, громко не разговаривать……)

Как мы одеваемся в театр?

Театр – это храм культуры и вести себя нужно там культурно.

А сейчас я предлагаю вам ребята поиграть в театр. А что нужно для игры? (Распределить роли.) Распределяем роли.

Воспитатель: Какие обязанности выполняет контролер?

Дети: проверяет билеты у зрителей, помогает найти им свое место.

Воспитатель: Кто будет контролером? Пожалуйста иди, готовь свое рабочее место.

Воспитатель: Какие обязанности у кассира?

Дети: Кассир продает билеты.

Воспитатель: Кто будет кассиром? Пожалуйста, иди, готовь свое рабочее место.

Еще кто работает в театре?

Дети: Буфетчица. Она выкладывает товар на прилавок, продает его во время антракта и до представления.

Воспитатель: Кто на себя возьмет роль буфетчицы? Пожалуйста, приступай к работе. (Также распределяем роли гардеробщика, цветочницы.)

Воспитатель: Без кого не может быть театр и почему?

Дети: Без актёров и режиссёра.

Пока у нас есть время давайте вы побудете актёрами, а я режиссёром.

Ровным кругом друг за другом

Мы идём за шагом шаг

В петушков вас превращаю, (Один ребёнок помогает надевать на всех детей шапочки.)

Делайте теперь вот так. (Хлопают руками по бокам и кричат кукареку.)

Ах, красавец - петушок на макушке гребешок

Ноги выше поднимай через палочку шагай. (Ходьба с высоким подниманием колен.)

Ровным кругом друг за другом мы идём за шагом шаг

В ёжиков вас превращаю. (Гримёр рисует носики гримом.)

Делайте теперь вот так. (Бег змейкой.)

Ребята, кто подбирает для актёров костюмы? (Костюмер.)

А кто накладывает грим? (Гримёр.)

Воспитатель: А мы с вами будем зрителями. Что мы будем делать?

Дети: Покупать билеты, приобретём программки, сходим в буфет, после второго звонка займём свои места в зале, хлопать в ладоши, дарить цветы артистам.

Воспитатель: Давайте приведем себя в порядок, поправим прически

Дети играют согласно распределенным ролям. Посетители покупают в кассе билеты расплачиваются карточками. Проходят в раздевалку, кто раздевается, кто берёт бинокли на прокат, кто покупает цветы, а кто-то посещает буфет. Воспитатель подходит к детям смотрит, как они справляются со своими обязанностями, по необходимости помогает. Дети заказывают в

Звенит первый звонок, второй, третий. Зрители занимают свои места.

Начинается спектакль.

Выходит, девочка-ведущая и говорит: Мы рады приветствовать вас в нашем театре кукол. Сегодня мы вам предлагаем посмотреть спектакль по басне Крылова «Стрекоза и муравей» После слов автора – (как в глаза катит зима) включаю запись песни «Белые снежинки». В конце представления, муравей сжалится и пустит стрекозу в домик с условием, что она будет помогать ему по хозяйству.

Заканчивается представление словами ведущей: «Сказка лож, да в ней намёк доброму молодцу и красной девице урок».

Расставаний приходит пора,

Но не будем грустить на прощанье,

Новой встрече мы рады всегда.

Театр чудес говорит «до свиданья!»

На сцену выходят артисты, зрители хлопают в ладоши, кричат: «Браво!» преподносят артистам цветы. Артисты кланяются и уходят с цветами за кулисы.

Дети идут в гардероб забирают свои вещи.

(Воспитатель просит всех детей подойти к ней.)

Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?

(Дети говорят, что им больше всего понравилось в игре. Воспитатель подытоживает высказывания детей, благодарит всех играющих.)

Один из детей читает стих

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Что всё на свете человечно.

Здесь всё прекрасно - жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

Ребята, мы не закончили нашу игру. Есть еще много интересных спектаклей, и мы побываем там снова, где нас будут ждать новые герои и другая труппа артистов.

Во времена дошкольного детства личность ребенка начинает свое формирование и то, как это происходит, определяет будущее развитие личности. Для ребенка, особенно маленького, главный вид деятельности – это игра, в ней он начинает себя воспринимать как член коллектива. Дети учатся оценивать друг друга, формировать собственное общественное мнение, у них начинает появляться чувство «мы». Поэтому важно правильно организовать с ними игры, воспитать с их помощью в детях основы нравственности.

Место, занимаемое ролевыми играми в детской жизни.

Любая игра для детей – это средство их развития, психического, физического, а также социального. Играя, ребенок приобретает общественный опыт, усваивает действительность, которая его окружает. Сюжетно-ролевые игры в детском саду являются творческими, их создают сами малыши, и в них отражается, что они видят вокруг, включая поведение взрослых. В подобных играх впервые в жизни маленького человека появляется социальная мотивация, ребенок с их помощью занимает в обществе определенное место.


Сюжетно ролевые игры в детском саду.


К сожалению, игры сюжетно-ролевого плана в детских садиках стали в последнее время терять свое значение, поскольку дети слишком загружены в интеллектуальном отношении. Родители настаивают, чтобы их детей более серьезно готовили к школе, и эти занятия забирают то время, которое можно было занять игрой. И если в младшем возрасте еще есть время для игр, то в старших группах у детей слишком много занятий, и на игры просто не хватает времени.

Если еще и в семье на совместную игру взрослых с детьми смотрят как на бесполезно потраченное время, дело совсем плохо: ребенок теряет возможность развивать творческие навыки, остается социально неразвитым, оказывается в стороне от коллективных отношений в детской группе. Для ребенка игра – это продолжение самой жизни, средство познавать мир, и лишать его игры – значит обеспечить неполное развитие.

Современным воспитателям детских садиков важно не забывать, что:

  1. Игра для дошкольников – важнейший вид их деятельности, и при всех прочих занятиях для игр должно оставаться свободное время. Сама природа детей обусловливает их потребность в игре.
  2. У современных дошкольников меняется субкультура игр, они увлекаются иными сюжетами и примеряют на себя другие роли. Это необходимо учитывать при планировании процесса обучения детей.
  3. Ролевые игры в детском саду – не единственное занятие для детей. Они постепенно уступают место другим играм, делая мир малышей более разнообразным.

Ролевые игры и возраст детей.

В три года ребенок практически ничего не делает просто так – он играет. И в простых бытовых сюжетах он начинает копировать взрослых, подражать им, получая соответствующий опыт. Играя, куклам моют руки перед едой, после чего сами дети отправляются мыть себе руки.

В более старшем возрасте воспитанников детского сада воспитатель постепенно переводит игры в разряд сюжетно-ролевых, какую-то из ролей берет себе, а детей убеждает самим назвать роль, которую они приняли. Сюжеты остаются предельно простыми, на бытовом уровне, который малыши хорошо знают – о визите к врачу, о путешествии в магазин или о поездке на машине. Воспитатель понемногу перестает быть рядовым участником игры, он начинает ее направлять.

Можно создать проблему и помочь детям ее решить. «В машине пробито колесо, что делать?» или «Мишка заболел, а доктора нет, как его лечить?» В игру вводятся предметы-заместители, что воспитывает у детей воображение.



Сюжетно ролевые игры для детей.


С возрастом детей их игры становятся богаче и разнообразнее. Их темой являются отношения, возникающие между взрослыми, соответствующие их профессиям, можно использовать элементы фантастики. Ролевые игры могут проходить в маленьких группках детей, а воспитатель расспрашивает детей о том, какие роли они придумали, и почему действуют именно так.

В старших группах ролевые игры достигают своего апогея, в них появляются сюжеты из фантастики, книг, фильмов. Дети заранее составляют план игры, а потом его осуществляют. Взрослый может предложить какую-то ситуацию, основываясь на имеющемся у детей опыте, создавая проблемную задачу, которую им предстоит решать. В играх дети отлично проявляют свои способности к игровому творчеству.

Разные дети играют по-разному.

В старшем детсадовском возрасте все дети умеют играть, но в ролевой игре они могут лучше всего исполнять различные функции:

  • Ребенок-сочинитель . Он свои творческие способности проявляет при формировании игровых сюжетов. Именно он придумывает, во что дети будут играть. Это – великолепный фантазер, с ним интересно, он своими выдумками увлекает за собой детей.
  • Ребенок-исполнитель . Он лучше всего реализует замыслы, которые определяют сюжет игры, активно применяя для этого всевозможные способы – жестикуляцию, мимику, речь.
  • Ребенок-режиссер . Он регулирует течение игры, организует общение детей и персонажей, которые они изображают, в спорных и конфликтных ситуациях он выступает посредником.

Для всех детей, какую бы функцию они ни реализовали, игра остается интересной и увлекательной.



Ролевые игры в детском саду.

Сюжеты ролевых игр в детском саду.

Во что именно могут играть дети, каковы сюжеты их ролевых игр:

  • Бытовые сюжеты – самые простые и первые по времени использования детьми. Дети играют в семью, в детский садик, в те ситуации, с которыми малыш знаком с самого раннего возраста.
  • Производственные сюжеты связаны с профессией людей – это хорошо знакомые игры в магазин, в больницу, в стройку.
  • Сюжеты общественного характера – это игра в день рождения, в школу, в посещение библиотеки.

Состав сюжетов зависит во многом от тех условий, в которых живут дети. На Севере малыши, подражая взрослым, играют в охоту на оленей или моржей, малыши приморского города – в кораблестроителей. Накладывает на сюжеты игр отпечаток и эпоха: послевоенные дети много лет играли в войну, после полета Гагарина в космос строили ракеты и играли в космонавтов.

Но даже такие общеизвестные сюжеты игр, как посещение больницы, дети разного возраста обыгрывают по-разному. Младшая группа может посмотреть больному горло и померить ему температуру, те дети, которым сделали прививки, добавляют в игру уколы. А старшие дошкольники уже знают, что врачи бывают разной специализации, они выделяют роли хирурга, окулиста, ЛОР-врача. И каждый передает свойственные принятой медицинской специализации действия, успокаивает «больного». Это обусловлено опытом, который малыши к этому времени уже получили.

Подготовка к игре.

Младшие дошкольники играют в основном поодиночке, а старшие уже ведут себя, как коллектив. В их играх появляется подготовительный период – они вначале договариваются, во что хотели бы поиграть, могут распределить роли. Затем договоренность включает уже обсуждение развития сюжета выбранной игры, элементарное планирование.

Старшие дети уже имеют достаточно впечатлений, им нужна предварительная договоренность. Они внимательно распределяют роли, учитывая качество их исполнения. Дети, которые играют совместно, раньше других начинают сговариваться, поскольку они хорошо представляют себе возможности друг друга и понимают интересы каждого.

Подготовка к игре требует и создание соответствующей игровой обстановки. Перед игрой дети собирают игрушки, которые им необходимы, могут даже сами сделать те, которых им не хватает, строят себе домики и т.д. Воспитатель помогает им в этом.



Сюжетные игрушки.

Как организовать для детей сюжетно-ролевую игру.

Дошкольники постарше осваивают умение фантазирования, им интересно создавать элементы нового игрового мира, воплощать свои замыслы и играть совместно со сверстниками. Совместить эти потребности помогает новый способ формирования игры – это сюжетное сложение, выполняемое совместно.

При этом ребенок осваивает навыки придумывать последовательность действий, ориентируясь на партнеров и самому прислушиваясь к их мнению. Развитию этих навыков помогает участие в игре воспитателя – взрослого человека, который устраивает игру в придумывание, без каких-либо ролевых действий, исключительно на словах.

Взрослый подталкивает детей, комбинируя и согласуя различные сюжеты. Дошкольники могут в такую игру играть только вместе со взрослым, в самостоятельных играх они все равно используют игрушки, разделение на роли. Но такое умение вместе придумывать сюжет игры позволяет им свои замыслы реализовать более согласованно.

В результате и обычные игры у малышей становятся интереснее и разнообразнее. При этом достигается основная цель сюжетно-ролевых игр в детском саду – развитие у детей творческих способностей и введения детского творчества в игровую деятельность.



Детские сюжетно ролевые игры.

Несколько сюжетов для ролевых игр.

Воспитателю иногда бывает трудно придумывать сюжетно-ролевые игры для детей. Для облегчения его задачи предлагаем несколько вариантов таких игр:

  1. Игра в библиотеку , одного из детей делают библиотекарем, он расставляет книги на полках и поддерживает порядок. Остальные приходят к нему выбирать книги, он советует, рассказывает, о чем каждая книга. Можно и читальный зал организовать, где малыши будут за столиками рассматривать книги.
  2. Почта . Сотрудник почтового отделения наклеивает марки на конверты, заворачивает посылки и взвешивает их. Грузчик относит посылки в машину, водитель отвезет их адресатам. Посылками могут быть обувные коробки, положить в них можно книжки или игрушки.
  3. Парикмахерская . Девочки выступают в роли парикмахеров , делающих прически куклам. Они причесывают их, заплетают косички. Можно, чтобы девочки и друг другу прическу делали, но под обязательным контролем, чтобы они случайно не сделали больно друг другу.
  4. Театр . Здесь множество возможностей для воплощения. Можно сделать билеты, из одеяла придумать занавес, костюмы соорудить. Можно каждого пригласить на сцену и предложить спеть песенку или рассказать стишок или станцевать.
  5. Игра в предпринимателя . Ребенок может что-то сделать сам – вылепить из пластилина, нарисовать и продать за символические деньги. Важно, что продавать можно только то, что изготовил своими руками.
  6. Игра в детективов , расследующих происшествие в доме, где украли куклу и разбили вазу. Надо придумать свои истории, на месте преступления собрать улики.

Эти игры можно продолжать, стараясь знакомить детей не только с теми местами, где они часто бывают, но и с незнакомыми им, но с такими, о которых им желательно знать. Дети узнают, какими бывают взрослые профессии и о публичных местах, где взрослые бывают.

Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина

Сюжетно-ролевая игра для дошкольников

Сюжетно-ролевая игра Супермаркет

Урозаева Эльвира Анваровна, воспитатель МБДОУ детский сад №13 комбинированного вида, г. Уфа, Республика Башкортостан

Описание материала: Материал может быть использован воспитателями с детьми старшего дошкольного возраста. Данная разработка поможет воспитателям организовать сюжетно-ролевую игру в условиях группы, последовательно организовать игру, расширить представления детей.

ЦЕЛЬ ИГРЫ
1. Способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни.
2. Расширять знания детей о труде работников магазина.
3. Дать представление о разных отделах в магазине.
4. Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения.
5. Продолжать учить до начала игры согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры.
6. Совершенствовать навыки счета.
7. Совершенствовать диалогическую форму речи.
8. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

РОЛИ В ИГРЕ
Продавец – 1 - 2 ребенка.
Экспедитор – 1 ребенок.
Грузчик – 1 ребенок.
Шофер – 1 ребенок.
Кассир – 1 ребенок.
Покупатели – дети.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ «МАГАЗИН»

1. Постановка целей игры.
2. Приобщение детей к решению этих целей.
3. Создание плана игры.
4. Обсуждение плана с детьми.
5. Сбор материала.
6. Работа с родителями.
7. Предварительная работа – занятия, игры, беседы, экскурсии, наблюдения.
8. Самостоятельная творческая работа детей.
9. Результат работы – сюжетно – ролевая игра «Магазин».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
-Беседа «Из чего готовят кашу», «Откуда хлеб пришел?»
-Экскурсия в магазин.
-Чтение литературных произведений: С.Михалков «Хрустальная ваза», Э.Успенский «Птичий рынок», В.Берестов «В магазине игрушек», Л.Петрушевская «Поросенок Петр и магазин».
-Непосредственная образовательная деятельность: «Овощи и фрукты на нашем столе», «Обучение рассказыванию: сюжетно-ролевая игра «Магазин».
-Рисование «Овощи и фрукты», сюжетное рисование «Магазин».
- Аппликация «Какие автомобили привозят продукты в магазин».
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Из чего сделано?», «Где это можно купить?» , «Чего не стало?» , «Что лишнее?» , «На экскурсию в магазин», «Все работы хороши».
Данная предварительная работа способствует:
- совершенствованию диалогической речи:
- знакомству детей с трудом продавца, ее трудовыми действиями: выслушивает, взвешивает, считает, выбивает чек, дает сдачу;
- расширению представления о разных отделах в магазине;
- расширению представления о труде взрослых.
- уточнению представления детей о внешнем виде и вкусовых качествах овощей и фруктов, способах их использования в пищу.

ВАРИАНТЫ И СЮЖЕТЫ ИГРЫ «МАГАЗИН»
1. Магазин «Игрушки».
2. Магазин «Мебель».
3. Магазин «Посуда».
4. Магазин «Продовольственный».
5. Магазин «Одежда».
6. Рынок «Овощи и фрукты».
7. Супермаркет.
СВЯЗЬ С ДРУГИМИ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ.
- семья
- столовая
- гараж
- овощебаза
Цели: развивать умение расширять сюжет на основе знаний, полученных на занятиях и в повседневной жизни; формировать правильные взаимоотношения в коллективе; развивать творчество.

ПРЕДМЕТНО- ИГРОВАЯ СРЕДА
1. Кассовый аппарат.
2. Весы.
3. Набор муляжей «Овощи – фрукты».
4. Муляжи продуктов.
5. Кошельки.
6. Пакеты, сумки.
7. Счеты.
8. Деньги.
9. Ценники.
10. Витрина.
11. Халаты – фартуки, пилотки.

Дети проводят в детском саду много времени и деятельность их очень разнообразна: от подвижных игр до спокойных занятий. Поэтому мы старались особо тщательно продумать, оформить и правильно разместить игровые зоны.

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащено большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

В группе созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрели площадь свободную от мебели и игрушек. Постарались обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки).

Ни для кого не секрет, что ведущий вид деятельности дошкольника – игра, в которой формируется его личность. Нужно ли говорить о том, что дети стремятся воплотить в играх все те ситуации, которые они наблюдают в повседневной жизни. В группе имеются уголки по различным сюжетно-ролевым темам: парикмахерская, больница, магазин, мастерская и другие - это основа игровой зоны любого детского сада. Мы старались творчески подходить к оформлению и организации уголков. Сюжетно-ролевые игры в детском саду – это возможность познакомить ребенка с новыми ситуациями, примерить то или иное поведение, научиться решать важные вопросы в миниварианте.

Очень мы театры любим, круглый год мы с ними дружим:

В нашей группе все актеры, кукловоды и танцоры,

акробаты и жонглёры, балерины, режиссёры!

Каждый день и каждый час мы хотим играть для Вас!!

Если б видел Станиславский – был бы очень рад за нас!

В группе оборудована театральная зона, в которой дети играют не только в сюжетно-ролевые игры, но и в режиссерские игры и игры-драматизации. Поэтому в зоне театрализованной деятельности представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья.

Мир театра

Цель: дать детям представление о разных видах театрального искусства: кукольном театре, театре драмы и комедии, настольном и пальчиковом театре, развивать и поощрять сочинительские способности детей, интерес к творчеству, воспитывать чувство уверенности, самостоятельности в творчестве.

Оборудование: игрушки для настольного театра, билеты, касса.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что сегодня состоится спектакль в театре. Дети приобретают билеты в кассе, проходят в зал, занимают места. Артисты уже распределили роли между собой. Они показывают настольный театр. Это могут быть или знакомая сказка, или вновь придуманный сюжет. В конце представления дети аплодисментами благодарят.

Театральное представление.

Цель: научить детей вживаться в образ, действовать коллективно.

Оборудование: костюмы или шапки-маски сказочных персонажей.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель читает детям сказку (к примеру, сказку «Репка»), а потом задает вопросы: «Что посадил дед? Кто помогал деду вытащить репку? А смог бы дед один вытащить репку, как вы думаете? А кто из персонажей вам больше нравится?» После обсуждения сказки воспитатель предлагает детям поиграть в театр. Педагог распределяет роли среди желающих, читает вслух сказку, актеры действиями ее изображают. Не занятые в спектакле дети становятся зрителями. Затем дети меняются ролями – зрители становятся актерами и наоборот. По желанию детей можно еще раз проиграть эту же сказку или другую.

Примечание: в зависимости от возраста детей сказки могут быть как простыми, содержащие короткие реплики («Курочка Ряба», «Репка»), так и сложными, с большим количеством героев, с длинными репликами.

Также вместо костюмов можно использовать обычные игрушки или изготовить кукол, одевающихся на руку. Их легко можно сшить из небольших цветных клубков, на которые наклеиваются глазки, волосы, и кусочков ткани, из которых выкраиваются платья. Пальчики дети вдевают в рукава этих платьев.

Уголок школьника в детском саду должен способствовать освоению детьми навыков письма, счета, чтения; совершенствованию произносительных навыков; ознакомлению с особенностями школьной жизни, а также формированию позиции школьника.

Школа

Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель. Воспитать желание учиться в школе, уважение к труду учителя. Расширить словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.

Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

Уголок природы является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Основная часть растений размещается в этом уголке.

Поливаем огород

Цель : научить детей внимательно вслушиваться в обращенные к ним слова, пополнить запас знаний о растениях.

Оборудование: красные фишки, лейка.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу об огороде, задает вопросы: что такое огород, что на нем растет, для чего люди сажают огород, что нужно для того, чтобы растения на огороде хорошо росли? Дети отвечают, педагог помогает, затем предлагает поиграть, говорит: «Мы с вами вспомнили столько вкусных овощей, фруктов, ягод. Узнали, что растения не могут жить без воды. А давайте теперь представим, что у нас тоже есть огород, и будем его поливать. Только поливать нужно внимательно». Дети встают в круг, один из них берет в руки леечку и становится в центр круга – он будет поливать огород. Дети идут по кругу, хором говорят:

Дождик долго не идет, поливаем огород.

В лейку воду набираем и на грядке поливаем…

Дети останавливаются и по очереди называют любые фрукты и овощи, а также вещи, которые полива не требуют: например редис, морковь, сапог, ромашка, лопата, телефон. Игрок с леечкой должен ответить «поливаю» или «не поливаю». Если ребенок ошибается, он получает штрафную красную фишку. Долго думать и менять ответ не разрешается. Затем в роли поливальщика выступает другой ребенок. Кто больше всех получил таких фишек, тот должен выполнить задание, которое придумают для него дети.

Примечание: если играют дети в возрасте 5–7 лет, то им отвечать нужно быстро, без запинок. Если ребенок задерживается с ответом, он получает штрафную фишку. Игру можно усложнить – называть только растения. Ребенок должен определить, какие растения нужно поливать, а какие нет. В случае спора ответ считается правильным, если ребенок сможет обосновать свой ответ. Например, из крапивы можно сварить суп. После игры воспитатель предлагает детям отгадать загадки на «огородную» тему.

Экскурсия в оранжерею

Цель: закрепить знания детей о росте и развитии растений, о способах ухода за ними, воспитывать любовь и стремление заботиться о растениях.

Оборудование: растения в уголке природы.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: воспитатель говорит, что сегодня к нам в гости приехал специалист из оранжереи (ребенок, выбранный заранее воспитателем), который предлагает пройти в его оранжерею, где можно узнать много нового из жизни растений. В оранжерее работают садовники, они рассказывают детям, как правильно ухаживать за растениями, как часто их нужно поливать, какими полезными свойствами обладает то или иное растение.

В нашей группе отведено место для изобразительной деятельности так, чтобы было хорошее освещение и соответствовало требованиям СанПина. На полочках находятся стаканчики для воды, карандаши и фломастеры, подставки с кисточками, краски и гуашью, листы бумаги для рисования и пр. Имеются образцы для рисования, а так же различные шаблоны и трафареты. Расположена коробка с разными типами и видами бумаги. В контейнере находятся дидактические игры, альбомы образцов для рисования и лепки, раскраски.

В художественной мастерской

Цель: формировать представления детей о видах изобразительного творчества, закреплять навыки пользования кистью, карандашом, развивать художественное восприятие произведений изобразительного образа, воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Оборудование : все необходимое для работы в художественной мастерской: карандаши, кисти, краски, бумага.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: открылась художественная школа. Уроки рисования ведут настоящие художники, они научат детей красиво рисовать. Желающие могут пройти в художественную мастерскую. Дети-Учителя и дети-Ученики совместно создают картины, рисунки, помогают друг другу, советуются. Затем они рассматривают рисунки и анализируют их.

Посмотрите, красота! А у нас опять игра! Все играют и стригут. Причесаться всем дают.

Вот и девочка пришла. Мы помоем не спеша. Ей причёску наведём. Красоты у нас салон.

И мальчишки к нам пришли. Как они же хороши! Вот и стрижка и бритьё. Как же вам идёт оно.

Всё в порядок приведём. И красавцами пойдём! Приходите к нам скорей. Приводите всех друзей!

Игрушки и предметы интерьера для оформления игровой зоны мы не только покупали в магазине, но и кое-что принесли из дома. Уголок парикмахера оснащен баночками из под крема, бутылочками из под шампуней и гелей для душа. Можно принести обыкновенную расческу, заколки и ватные диски.

Парикмахерская

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

Оборудование : халат для парикмахера, накидка для клиента. Инструменты парикмахера (расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.).

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Одно из любимых видов деятельности у детей занимает экспериментирование. Для этого у нас создан «Уголок экспериментирования», где находятся предметы из различных материалов: дерево, железо, пластмассы, а так же — песок, соль, камни, магниты, различные виды бумаги. Имеется оборудование для экспериментирования: увеличительное стекло, пипетки, фонарики.

«В научной лаборатории»

Цель: расширение представлений об окружающем; развивать исследовательскую деятельность детей посредством экспериментальной и игровой деятельности; побуждать детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации; мотивировать детей к поиску новых знаний.

Возраст: 6-7 лет.

Ход игры.

Дети получают письмо: «Дорогие ребята! Поздравляю Вас с наступающим Новым годом! В подарок высылаю Вам куклу, а зовут её Шарочка. Дед Мороз».

— Вот так Дед Мороз, выдумщик! Прислал такую интересную игрушку.- Вот только непонятно, из чего сделана Шарочка? Может, вы подскажите мне. А хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся провести известные опыты с водой и воздухом. Распределяют роли, занимают свои места. Дети проводят известные опыты с воздухом и водой.

В традиционной дошкольной педагогике игру характеризуют три особенности ее построения:

  • предметно-действенный способ;
  • ролевой способ;
  • сюжетосложение.

Большинство детей к 3 годам осваивают предметно-игровое действие и применение предметов-заместителей. Даже самые маленькие достаточно быстро усваивают, что палочка может быть ложкой, стул — машиной и т.д. Освоение условно-игровых действий также не вызывает трудностей: практически все дети умеют «понарошку» делать укол, кормить куклу и т.д. Такая форма быстро усваивается, ее можно легко наблюдать и видеть.

Гораздо сложнее проходит развитие ролевого способа построения игры.
Наблюдения показывают, что уровень ролевой игры у многих детей существенно ниже их возрастных возможностей. В психологической литературе многими авторами высказывается предположение, что игра развивается не спонтанно, независимо от тех обстоятельств, в которых находится ребенок, а во многом зависит от его знакомства с игровым опытом других детей. Хорошо известно, что среди детей игровая деятельность передается и транслируется. Если младшие дети свободно наблюдают и частично участвуют в играх старших детей, они, естественно, охотно заимствуют их опыт. При этом каждый выбирает то, что представляется для него наиболее привлекательным и интересным.

В отечественной педагогике существуют разные способы и формы приобщения детей к игре, которые в основном заключаются в целенаправленных педагогических воздействиях взрослого. Одна из наиболее простых форм — это внесение многообразной ролевой атрибутики. Особо отметим, что такая форма широко распространена во всех группах , поскольку не требует от воспитателя специальных усилий. Необходимую атрибутику, как правило, обеспечивают родители (шьют или покупают), после чего дети самостоятельно используют ее по мере необходимости. Традиционно считается, что атрибутика позволяет ребенку принять определенную игровую роль. Однако известны случаи, когда ребенок надевает халат врача, но при этом никого не лечит, т.е. не производит необходимых игровых действий.

Другой, достаточно широко употребляемый прием в педагогической практике — формирование ролевых диалогов, когда взрослый на словах оформляет игровые действия ребенка или говорит ему: «Ты лечишь как врач».

Распространен также способ знакомства с разными профессиями, когда воспитатель проводит разные беседы и экскурсии с целью побудить детей к дальнейшему обыгрыванию профессий в играх. Действительно, умелое целенаправленное вмешательство взрослого, как правило, приводит к появлению роли.

Тем не менее, становление ролевого поведения у всех детей идет по-разному. Порой случается так: ребенок крутит в руках руль и на вопрос взрослого: «Кто ты?» отвечает: «Я Саша», называя себя по имени. Этот пример показывает: некоторые дети совершают игровые действия, но роль не принимают, в то время как другие в этой же ситуации говорят: «Я — водитель, еду в гараж».

Многие дети уже в конце третьего года жизни проявляют признаки ролевого поведения. Например: девочка кормит куклу, говоря при этом: «Я — мама»; мальчик ходит с игровым фотоаппаратом по группе, на вопрос взрослого: «Кто ты?» отвечает: «Фотограф».

Известны случаи, когда ролевая игра непонятна детям и в 5-6 лет. В группе старших детей девочка в игровом уголке раскладывает на столике тарелки, затем приносит кастрюли и накладывает в кастрюли кубики. Казалось бы, девочка готовит еду и собирается кого-то кормить, но она пересчитывает все, что находится на столе, и быстро убирает все предметы.

Одним из таких факторов является возникающее около 3 лет осознаваемое представление детей о себе (в психологической литературе представление о себе называется «образ Я»). Первоначальная форма такого представления совпадает с кризисом 3 лет, важнейшим проявлением которого является слово «Я». Большинство детей третьего года жизни начинают также понимать вопрос «Кто ты?» и могут дать вполне осмысленный ответ на него.

Весьма распространено мнение, что основной период осознаваемого представления о себе — это подростковый период, но в настоящее время существует немало специальных психологических исследований, свидетельствующих о том, что многие проявления представления о себе возникают именно в дошкольном детстве.

Таким образом, мы считаем важным отметить, что

  • традиционно в возрасте от 2,5 до 3 лет обсуждается освоение предметно-манипулятивной деятельности, а формирование игровой роли не рассматривается. Мы же предполагаем, что в этом возрасте возникают психологические предпосылки становления игровой роли;
  • ранние представления о себе у маленьких детей выражаются не в желании стать как взрослый, а проявляются в форме выражения себя через нечто привлекательное для ребенка, в основном, это образы животных и динамичных предметов. Такие формы дети заимствуют из окружающей среды или литературы.

Формирование у детей способности мысленно «превращаться» в кого-то другого рассматривается как первый и важный шаг к принятию роли. Прием введения ребенка в разные образы не является для дошкольной педагогики новым, но в практике он используется довольно однообразно. Воспитатели обычно предлагают детям попрыгать как зайки, походить как мишки или лисята и т.п. Имитация движений вовсе не означает, что ребенок вообразил себя зайчиком или лисенком. Для того чтобы ребенок представил себя кем-то другим, необходимо проводить соответствующую работу.

Мы поставили задачу тщательно изучить это положение, поскольку наши наблюдения подтверждают предположение, что у маленьких детей есть желание и стремление выразить себя через определенный привлекательный для них образ.

Для исследований были взяты две ясельные группы одного детского сада с одинаковым контингентом детей (возраст детей от 2,3-3 лет). В одной из групп проводилась соответствующая работа, а другая группа была контрольной. Воспитатель экспериментальной группы после в течение последующих шести месяцев один или два раза в неделю играл с детьми. В играх участвовало одновременно 7-10 детей. Так как игры проводились регулярно, то фактически в играх принимала участие вся группа. За это время каждый ребенок участвовал в играх около 15 раз. В играх принимали участие только желающие; если кто-то из детей не хотел играть, его не принуждали ни в коем случае. Играть необходимо только с теми, кто хочет. Задача воспитателя заключалась в том, чтобы ввести детей в образ зайчонка, лисенка и другого привлекательного для ребенка животного. До начала или во время воспитатель коротко рассказывал, где живет персонаж, чем питается и т.п.
Работа проводилась в соответствии с рекомендациями программы.

Приведем пример. Воспитатель спрашивает у детей: «Кто хочет со мной поиграть?». Желающие подходят к взрослому, и он говорит: «Я — мама зайчиха, а вы — мои зайчата. Какие вы у меня красивые, пушистые, мягкие»; при этом старается погладить своих «зайчат», обращаясь к каждому: «Какой у тебя замечательный хвостик или какие большие ушки у моего зайчика!».

Игра полностью зависит от выдумки воспитателя — спрятаться от волка в лесу, попрыгать, как зайка, сделать норку для лисят и т.д. Главное, чтобы игра была увлекательной для детей и непродолжительной, не более 5-7 минут.

Для того чтобы закрепить представления детей и помочь им утвердиться в образе, задаются вопросы:

— Зайчики, а где у вас ушки?
— Лисята, а где ваши пушистые хвостики?

Особо отметим, что проведение подобных игр не требует со стороны воспитателя определенных усилий: нет необходимости в дополнительной подготовке, авторы программы не рекомендуют использовать даже какую-либо атрибутику, для того чтобы у детей была возможность воображать.
Конечно, могут возразить, что это и есть формирование роли. Однако мы считаем важным, что, несмотря на некоторые элементы сходства, в этих двух ситуациях имеются существенные различия. В проведенных играх набор так называемых игровых действий был весьма ограничен и неспецифичен.

Независимо от того, кем они были, дети ходили в лес, прятались от кого-либо, собирали грибы, ягоды и т.д. Отметим, что эти образы оставались в сфере игровых взаимоотношений с воспитателем и не воспроизводились в индивидуальных играх детей. Таким образом, воспитатель не столько формировал игровую роль, сколько давал ребенку возможность представить себя кем-то определенным, т.е. развивал способность представить себя на некоторое время в другом качестве, кем-то другим, привлекательным и интересным для ребенка персонажем.

В соответствии с поставленной задачей выяснить влияние принятия данных образов на ролевую игру мы провели систематическое наблюдение за играми детей обоих групп.
Приведем примеры игры детей в контрольной группе.

  1. Девочка имитирует мытье посуды. На вопрос: «Что ты делаешь?» отвечает: «Мою посуду». «А кто ты?» — спрашивает взрослый. «Я — Оля», — девочка называет свое имя.
  2. Другая девочка наряжает куклу. На вопрос: «Что ты делаешь?» отвечает: «Я одеваю». «А кто ты?» «Я — Маша», — девочка называет свое имя. «А это кто?» -спрашивает взрослый, показывая на куклу. «Кукла», — отвечает девочка.
  3. Мальчик крутит руль. На вопрос: «Что ты делаешь?» отвечает: «Я еду». А на вопрос: «Кто ты?» называет свое имя. «Я -Никита». Через некоторое время Никита вновь возвращается к взрослому и на тот же вопрос: «Кто ты?» отвечает: «Ладно, я еще порулю».

Подобных примеров немалое количество. Все они характеризуются тем, что в играх детей контрольной группы были определенные игровые действия, но ни в одной из наблюдаемых нами ситуаций не было роли. Наблюдения и беседы проводились со всеми играющими детьми, но игровая роль отсутствовала. Игры детей экспериментальной группы существенно отличались от игр детей контрольной группы.

Примеры.

  1. Девочка в халате врача сидела за столом с другими детьми. Рядом на кровати лежала кукла. На вопрос: «Кто ты?» она ответила: «Я — врач». А на вопрос: «Что ты делаешь?» — «Пью чай и буду лечить куклу».
  2. Мальчик в игровой кухне что-то «готовит». В это же время рядом за столиком сидят три девочки, на столе разложены тарелки. На вопрос: «Что ты делаешь?» мальчик отвечает: «Я кашу варю». «А кто ты?» -спрашивает взрослый. — «Я — повар».
  3. Два мальчика катят машинки. На вопрос: «Кто вы?» отвечают: «Мы водители». «Куда же вы едете?» — «В гараж, ремонтировать машины».

Таким образом, игра в экспериментальной группе была действительно самостоятельной и организованной самими детьми. В отличие от контрольной группы дети играли не в одиночку, а группами по два и более. Главное, что в играх детей были не только игровые действия, но и соответствующие им роли.

Все эти собранные и проанализированные факты позволили нам сделать следующие выводы:

  1. Представления детей о себе, а именно способность принять и представить себя в другом образе, являются важной предпосылкой появления и принятия роли.
  2. Наличие игровой роли позволяет объединяться и создает благоприятные условия для взаимодействия детей в играх.

Таким образом, мы подтвердили, что становление образа Я и способность принять и представить себя в другом качестве являются предпосылкой появления игровой роли в раннем дошкольном возрасте.